Прямые иностранные инвестиции — это участие зарубежного капитала в проектах на территории другой страны. Классификация прямых иностранных инвестиций, их цели и роль в экономике

01.12.2011 – На современном этапе в условиях посткризисного восстановления мировой экономики особую актуальность и значимость для большинства стран мира приобретают вопросы, связанные с поиском новых источников финансирования экономического роста и структурных изменений в экономике (включая создание новых производств и развитие инновационных проектов).

При этом в условиях ограниченности внутренних источников инвестиций одним из основных направлений экономической политики является активизация притока прямых иностранных инвестиций (FDI , foreign direct investments ) в национальную экономику.

По данным Национального статистического комитета, в 2010 г. основной объем иностранных инвестиций (на чистой основе) в реальный сектор экономики Беларуси поступил из России , Нидерландов , Китая , Австрии , Швейцарии , Ирана , Ливана , Эстонии и Японии .

Так, в 2010 г. объем инвестиций, поступивших в реальный сектор Беларуси (без учета банков) от иностранных инвесторов, сократился по сравнению с 2009 г. на 2,3% до 9,085 млрд. долл. (на валовой основе). В том числе прямые иностранные инвестиции возросли на 15,5% до 5,569 млрд. долл., портфельные инвестиции снизились на 1% до 1,840 млн. долл., а прочие инвестиции – на 21,6% до 3,514 млрд. долл.

В то же время, чистое поступление иностранных инвестиций (т.е. за минусом их изъятия) в 2010 г. снизилось до +425,216 млн. долл. против +725,058 млн. долл. в 2009 г., что не может не беспокоить.

В том числе чистый приток ПИИ снизился до +360,575 млн. долл. против +420,862 млн. долл. в 2009 г. По портфельным инвестициям наблюдается чистый приток в размере +0,666 млн. долл. против +1,240 млн. долл. год назад. В свою очередь, чистое поступление прочих иностранных инвестиций, к которым относятся финансовый лизинг , иностранные кредиты и займы (в том числе под гарантии правительства Беларуси ), снизилось до +63,976 млн. долл. против +302,957 млн. долл. в 2009 г.

Представленные статистические данные свидетельствуют о недостаточности прилагаемых усилий по активизации привлечения иностранных ресурсов в реальный сектор экономики Беларуси (включая прямые иностранные инвестиции).

В (по представленной ссылке можно скачать все статьи, приведенные в статье) представлено чистое поступление, изъятие (-) иностранных инвестиций в отраслевом разрезе. Так, в 2010 г. чистое поступление иностранных инвестиций сложилось в транспорте (+256,819 млн. долл.), в связи (+164,554 млн. долл.), в торговле и общественном питании (+48,781 млн. долл.), в строительстве (+41,384 млн. долл.), в жилищно-коммунальном хозяйстве (+9,291 млн. долл.), в сельском хозяйстве (+2,399 млн. долл.) и в материально-техническом снабжении и сбыте (+0,891 млн. долл.).

В свою очередь, чистое изъятие иностранных инвестиций в 2010 г. зафиксировано в промышленности (минус 14,374 млн. долл.) и в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (минус 74,923 млн. долл.).

В страновом разрезе чистое поступление, изъятие (-) иностранных инвестиций в 2010 г. выглядит следующим образом (см. таблицу 2).

Лидерами по чистому поступлению иностранных инвестиций в Беларусь в 2010 г. являются следующие страны: Россия (+208,765 млн. долл.), Нидерланды (+59,206 млн. долл.), Китай (+50,745 млн. долл.), Австрия (+34,946 млн. долл.), Швейцария (+29,122 млн. долл.), Иран (+18,388 млн. долл.), Ливан (+15,802 млн. долл.), Эстония (+14,187 млн. долл.), Япония (+13,473 млн. долл.), Турция (+10,901 млн. долл.), Чехия (+10,093 млн. долл.), Литва (+8,117 млн. долл.). Тем не менее, величина чистого притока ПИИ в разрезе перечисленных стран, на наш взгляд, выглядит недостаточной.

В анализируемом периоде наиболее активно осуществляли изъятие иностранных инвестиций из Беларуси следующие страны (на чистой основе): Латвия (минус 33,852 млн. долл.), Соединенное Королевство (минус 17,823 млн. долл.), Кипр (минус 11,291 млн. долл.), Лихтенштейн (минус 7,392 млн. долл.), Новая Зеландия (минус 7,163 млн. долл.), Британские Виргинские острова (минус 6,746 млн. долл.), Швеция (минус 4,281 млн. долл.).

Среди стран СНГ ситуация выглядит следующим образом: чистое поступление инвестиций – Россия (+208,765 млн. долл.), Азербайджан (+1,431 млн. долл.), Казахстан (+0,334 млн. долл.), Армения (+0,286 млн. долл.), Кыргызстан (+0,234 млн. долл.), Украина (+0,227 млн. долл.), Узбекистан (+0,004 млн. долл.); чистое изъятие инвестиций – Молдова (минус 0,033 млн. долл.).

Кроме того, в анализируемом периоде отмечается чистое поступление в Беларусь иностранных инвестиций из некоторых оффшорных зон : Доминика (+2,863 млн. долл.), Люксембург (+1,935 млн. долл.), Остров Мэн (+1,806 млн. долл.), Острова Кайман (+0,313 млн. долл.), Сент-Китс и Невис (+0,005 млн. долл.).

Можно предположить, что в данном случае речь идет о деньгах резидентов Беларуси и других стран СНГ, выведенных ранее в оффшоры. С этой точки зрения целесообразным выглядит рассмотрение вопроса о проведении в Беларуси амнистии капитала с целью увеличения притока денежных средств из оффшорных зон.

В целом необходимо активнее привлекать средства состоятельных частных лиц. По данным The Boston Consulting Group , в мировом масштабе активы миллионеров под управлением (assets under management , AuM ) в 2009 г. возросли на 12% до 52,6 трлн. долл. В AuM входят ценные бумаги , которыми домохозяйство владеет прямо или косвенно, денежные вклады, фонды денежного рынка и активы, в том числе оффшорные. В AuM не входят средства, обращающиеся в собственном бизнесе инвестора, принадлежащая ему жилая недвижимость и предметы роскоши .

Таким образом, в Беларуси на современном этапе необходимо активнее развивать соответствующую инфраструктуру рынка инвестбанковских услуг, а также законодательное обеспечение. В свою очередь, финансовые институты страны могли бы более активно внедрять и расширять спектр инвестиционных продуктов и услуг «private banking» .

В соответствии с постановлением правительства Беларуси №1874 от 22 декабря 2010 г одним из прогнозных показателей на 2011 г установлен показатель «Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары работы, услуги)». В данном случае учитывается чистое поступление ПИИ в реальный сектор, в банковскую систему, а также поступления от продажи госсобственности.

Для расчета показателя «Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары работы, услуги)» за 2009-2010 гг. Белстат использовал статистические данные и информацию, предоставленную Национальным банком Беларуси (по банковскому сектору, физическим лицам); Государственным комитетом по имуществу Беларуси (по организациям, акции или доли в уставных фондах которых находились в государственной собственности и проданы нерезидентам).

К сожалению, прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в 2010 г. сократились по сравнению с 2009 г. на 32,2% до 1,2 млрд. долл. При этом более половины притока ПИИ в экономику обеспечено за счет продажи госсобственности (в частности, согласно графика Газпром перечислил 625 млн. долл. в счет оплаты акций Белтрансгаза , а Turkcell – 100 млн. долл. в счет оплаты акций ЗАО «БеСТ» ).

В целом в последние годы отмечается заметное увеличение доходов прямых иностранных инвесторов, заработанных в Беларуси (с учетом реинвестированных доходов ): 2005 г. – 134,9 млн. долл., 2006 г. – 236,3 млн. долл., 2007 г. – 434,8 млн. долл., 2008 г. – 682,1 млн. долл., 2009 г. – 871 млн. долл. и 2010 г. – 997,9 млн. долл. (см. рисунок 1). В результате в 2005-2010 гг. прямые иностранные инвесторы заработали в Беларуси 3,357 млрд. долл.

Рисунок 1. Доходы прямых иностранных инвесторов в Беларуси в 2005-2010 гг., млн. долл.

Объем накопленных ПИИ в Беларуси в 2010 г. возрос на 15,3% до рекордных 9,847 млрд. долл. на 1 января 2011 г., что составляет 1039 долл. в расчете на душу населения. Вместе с тем, последний показатель по-прежнему в несколько раз ниже аналогичных показателей стран Центральной и Восточной Европы . Для сравнения: по состоянию на 1 января 2010 г. в Эстонии среднедушевой показатель накопленных ПИИ составил 12126 долл., в Латвии – 5186 долл., в Польше – 4796 долл., в Казахстане – 4649 долл., в Литве – 4144 долл., в России – 2695 долл., в Украине – 1136 долл.

Остается добавить, что по данным последнего рейтинга уверенности прямых иностранных инвесторов , составляемого международной консалтинговой компанией A.T. Kearney (The 2010 FDI Confidence Index ), в 2010 г. в число двадцати стран – лидеров, наиболее благоприятных для осуществления прямых иностранных инвестиций, вошли два крупнейших соседа Беларуси – Польша (6-е место в мире) и Россия (18-е место).

Поэтому в текущей ситуации Беларусь должна воспользоваться выгодным географическим расположением и включиться в полноценную конкуренцию в регионе за привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику. В этом контексте конкурентными преимуществами Беларуси также могут стать относительно низкий уровень трудовых издержек, улучшение делового и инвестиционного климата и ожидаемая либерализация экономической деятельности в стране.

1

В статье рассматривается сущность и состав прямых иностранных инвестиций, их роль в формировании и модернизации отечественной экономики, сложности, затрудняющие поступление иностранного капитала в РФ, а также тенденции и проблемы развития отечественной экономики. Прямые иностранные инвестиции оказывают огромное влияние на развитие экономик всех стран, способствуют поступлению инноваций, пополнению государственного бюджета, а также ускорению экономического роста принимающего государства. Вследствие этого требуется разработка рационального подхода по разрешению проблемы притока иностранных инвестиций, развитию инструментов для устранения барьеров на пути их поступления в страну. В статье показана динамика притока прямых иностранных инвестиций в мире и распределение прямых иностранных инвестиций в Россию, что позволило выделить определенные виды деятельности, к которым проявляют интерес иностранные инвесторы. Наряду с этим в статье представлены результаты анализа динамики внешнего долга РФ и его влияние на объем поступающих прямых иностранных инвестиций, а также статистика поступления инвестиций по странам-инвесторам. Систематизированы подходы и мероприятия по устранению барьеров, затрудняющих поступление иностранного капитала, и улучшению инвестиционного климата в РФ.

прямые иностранные инвестиции

инвестиционный климат

экономический рост

1. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции / Л.А. Зубченко. – М.: Изд. Книгодел, 2006. – 160 с.

2. Власенко Р. Д., Строганова А. В. Прямые иностранные инвестиции как фактор роста российской экономики // Молодой ученый. – 2015. – № 21.1. – С. 116–121.

3. Министерство иностранных дел [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/home (дата обращения: 10.04.2017).

4. World Investment Report 2016, United Nations Conference on Trade and Development [Электронный ресурс]. – Режим доступа:Систем.требования: AdobeAcrobatReader unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2016_en.pdf (дата обращения: 12.04.2017).

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 30.04.2017).

6. Центральный банк. Статистика внешнего сектора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (дата обращения: 15.04.2017).

7. О порядке воплощения иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и сохранности страны [Текст]: Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ // Собрание законодательства. – 2008. – № 18. – Ст. 1940.

8. Центр гуманитарных технологий информационно- аналитический портал (Рейтинг стран мира по уровню прямых иностранных инвестиций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/research/foreign-direct-investment-index/info (дата обращения 02.04.2017).

Мировой инвестиционный обмен считается одной из ведущих форм партнерства государств на современном этапе развития мирового хозяйства. Капиталовложения поступают в другие страны с целью преодоления барьеров внешнеторговой деятельности, размещения производственных компаний в зонах ключевых рынков сбыта, что позволяет существенно уменьшить транспортные расходы и принимать во внимание особенности покупательского поведения и потребности зарубежных потребителей. В существующих обстоятельствах обострения стоимостной конкуренции на глобальных рынках весомым аргументом для вложения капитала стали «дешёвые» производственные средства в принимающих государствах.

Таким образом, целью работы является исследование роли прямых иностранных инвестиций в формировании и модернизации отечественной экономики, а также разработка предложений по устранению барьеров, затрудняющих поступление иностранного капитала, и улучшению инвестиционного климата в РФ.

Значительное падение темпов экономического роста обусловливает необходимость применения любых возможностей активизирования производства. Привлечение зарубежных вложений является одним из факторов преодоления неблагоприятных явлений в развитии экономики РФ. Притом, в этом случае необходимо говорить именно о прямых иностранных инвестициях, принимая во внимание характер и особенности их использования. В отличие от портфельных инвестиций, которые представлены в виде покупки ценных бумаг для дальнейшего получения дохода в виде процентов или дивидендов, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) позволяют вести непосредственный контроль над деятельностью предприятия на территории страны либо дают возможность осуществлять управленческий контроль .

Если в 1990-х гг. случился стремительный упадок иностранных вложений из-за уменьшения привлекательности для ПИИ, то начиная с 2000-х гг. динамика изменилась: внутренние инвестиции показали существенное увеличение. Но подобное положение дел никак не отразилось на оттоке денежных средств из государства, который на настоящий момент достаточно значительный, а фактором такого стремления является уход от налогов .

Прямые иностранные инвестиции увеличивают финансовые возможности страны, куда они поступили, обеспечивают расширение внешнеэкономической торговли товаров и услуг, формируют дополнительные рабочие места. Совместно с заграничными капиталовложениями в страну прибывают инновации в сфере производства и управления. Рассматривая динамику мировых ПИИ с 2013 по 2015 г., представленную в табл. 1, наглядно видно, что их поступление сильно варьируется в анализируемом периоде.

Мировым инвестиционным тенденциям можно дать следующую характеристику: поступление ПИИ в развитые страны увеличилось практически в 2 раза, достигнув 962 млрд долларов. Вследствие этого в структуре мировых ПИИ снова стали преобладать страны с развитой экономикой, доля которых составила 55 % против 41 % в 2014 г. В развивающихся странах был достигнут новый максимум притока ПИИ - 765 млрд долл., на 9 % выше, чем в 2014 г. . В странах с переходной экономикой, к которым также относится и Россия, приток ПИИ показал падение до уровня десятилетней давности. Причиной тому служат сочетания низких сырьевых цен, обесценивание национальной валюты и влияния геополитических рисков.

На рис. 1 мы видим, что в целом динамика поступлений ПИИ в РФ отвечает международной, но амплитуда колебаний значительно больше. В России ПИИ в 2015 г. упали на 56,5 %.

Исследование видовой структуры ПИИ в отечественную экономику дает возможность установить, что значительная часть прямых иностранных инвестиций никак не влияет на основные фонды (табл. 2). Основная часть вложений направляется в виде долговых инструментов.

Рис. 1. Динамика поступлений прямых иностранных инвестиций в Россию (млн долл. США)

В 2013 г., вплоть до вступления санкций в силу, в структуре ПИИ, направленных в РФ, самую значительную долю составляли долговые инструменты, которые никоим образом не влияют на прирост капитала. В общем, структурный состав прямых иностранных инвестиций в Россию указывает на предусмотрительность трейдеров, их нежелание нести риски, сопряженные с образованием и управлением бизнесом. Часть инвестиций в участие капитала постепенно стала показывать отрицательную динамику с 54 млн долл. США в 2013 г. до 34 в 2015 г. При этом долговые инструменты сократились с 36 млн долл. США в 2010 г. до 3 млн долл. США в 2016 г. Если говорить о внешнем долге России, по данным на 1 декабря 2015 г. он только немного превосходил 50 миллиардов долларов - это ниже, нежели у остальных масштабных экономик, как в абсолютном значении, так и по отношению к ВВП - примерно 15 процентов. А долговые обязательства банков, и тем более фирм, большую часть которых составляют крупные организации с госучастием, довольно значительны. Они занимают приблизительно 90 процентов внешнего долга РФ .

Видя динамику, представленную на рис. 2, мы можем с уверенностью сказать, что главным аргументом столь быстрого сокращения размера внешнего долга остаются западные санкции, отрезавшие отечественные фирмы от внешних рынков капитала.

Важный вклад в понимание происходящих в регионах инвестиционных процессов дает статистика накопленных ПИИ в разрезе стран. В целом по России она представлена в табл. 3. По состоянию на 01.01.2017 на первые 7 стран-лидеров приходится 44,5 % накопленных ПИИ в РФ. С Нидерландами, Ирландией и Кипром ситуация сложнее (в 2015 г. на эти страны приходится 75,7 %). В свою очередь, 29 % из общего объема ПИИ занимают страны, которые в той или иной степени используются как офшоры: Люксембург, Багамы, Бермуды, Британские Виргинские острова.

Таблица 1

Динамика поступлений прямых иностранных инвестиций в 2013-2015 гг.

Таблица 2

Виды прямых инвестиций в Россию

Показатели

Прямые инвестиции

В Российскую Федерацию

Участие в капитале

Реинвестирование доходов

Долговые инструменты

Прочие секторы

Участие в капитале

поступило

Реинвестирование доходов

Долговые инструменты

получено

погашено

Рис. 2. Динамика внешнего долга России за последние 10 лет (млрд долл.)

Данные государства зачастую принимают участие в бизнес-схемах отечественных фирм. Факторами регистраций там материнских компаний с целью реализации проектного финансирования являются практичность правовой концепции и четкость законодательства. Кроме того, Нидерланды считаются посредниками среди отечественных и заграничных компаний, которые находятся в офшорной зоне (Антильские острова, входящие в состав Нидерландов). Нидерланды не случайно являются мировым лидером по прямым иностранным инвестициям .

Распределение ПИИ по видам экономической деятельности позволяет исследовать приоритеты иностранных инвесторов и то, насколько существует равенство этих приоритетов национальным интересам России в развитии высокотехнологичных обрабатывающих отраслей.

К наиболее приоритетным для инвесторов иностранных государств в структуре по видам экономической деятельности относятся обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, добыча полезных ископаемых. Большой удельный вес инвестиций в торговлю достигнут благодаря активной деятельности международных операторов розничных сетей - «Ашан» и «Метро» занимают первые строки, также большой вклад внесли PhilipMorris и Toyota, PepsiCo, Volkswagen и Mercedes/Daimler и др. Существенную роль в объеме иностранных инвестиций играет Федеральный Закон от 29 апреля 2008 г. «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», который ограничивает участие иностранного капитала в сырьевых отраслях . С 2013 г. растут иностранные инвестиции в обрабатывающие производства, их доля в общем объеме ПИИ в 2016 г. составляет 24 % и является доминирующей отраслью по показателю притока иностранного капитала. Здесь осуществляется самое большое количество инвестиционных проектов в связи с многогранной структурой, в которую входят металлургическое, химическое, производство нефтепродуктов и ядерных продуктов, таким образом, они неблагоприятно влияют на окружающую среду. Как отмечают эксперты, именно производства с высокотехнологичным циклом получают менее 18 % от иностранных инвестиций от общего объема инвестиций в обрабатывающие производства. Проанализировав структуру ПИИ по видам экономической деятельности, можно сделать вывод, что главным направлением для привлечения иностранного капитала является доступ к ресурсам и рынкам.

Согласно данным, представленным в табл. 4, можно заключить, что в структуре ПИИ существует высокая концентрация по ограниченному числу регионов: на Москву приходится почти половина всех поступающих ПИИ, на следующие 7 регионов приходится еще 37 %, доля каждого из которых превышает 3 %. Анализ инвестиционной активности по регионам выявляет существенную географическую дифференциацию. Все регионы страны можно разделить на 3 типа . К первому типу относятся регионы, в которых наибольшая доля прямых иностранных инвестиций направляется в отрасль, осуществляющую деятельность, связанную с добычей полезных ископаемых (Сахалинская и Тюменская области, вместе с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами). На этих территориях осуществляются масштабные инвестиционные проекты по овладению нефтегазовых месторождений («Сахалин-1», «Сахалин-2», «Ямал СПГ» и другие). Здесь концентрируется большое количество экспортно-ориентированных предприятий, что является одним из ключевых мотивов для иностранных инвесторов.

Таблица 3

Накопленные прямые инвестиции в Россию по странам-инвесторам на 01.01.2017

Страны и территории

Млн долл. США

Доля в РФ, %

Страны и территории

Млн долл. США

Доля в РФ, %

Нидерланды

Виргинские острова, США

Люксембург

Ирландия

Финляндия

Виргинские острова, Брит.

Германия

Швейцария

Соединенное королевство

Республика Корея

Рис. 3. Отраслевая структура ПИИ по видам экономической деятельности в России по состоянию на 31.12.2016

Таблица 4

Регионы-лидеры по доле в общем объеме накопленных ПИИ в России на 31.12.2016

Российская Федерация, в том числе:

462 697 млн долл. США

г. Москва

Нижегородская область

Сахалинская область

Кемеровская область

Тюменская область

Новгородская область

г. Санкт-Петербург

Приморский край

Красноярский край

Республика Татарстан (Татарстан)

Вологодская область

Республика Саха (Якутия)

Московская область

Новосибирская область

Липецкая область

Ярославская область

Челябинская область

Белгородская область

Свердловская область

Республика Башкортостан

Пермский край

Тульская область

Ленинградская область

Хабаровский край

Самарская область

Республика Коми

Краснодарский край

Ставропольский край

Калужская область

К другому типу можно отнести «столичные» регионы (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область), которые привлекают значительные иностранные притоки капитала в связи с наилучшей развитостью инфраструктуры в сравнении с другими областями и регионами, но основным инвестором данных территорий является «офшор» Нидерланды.

К третьему типу отнесем регионы с благоприятным «инвестиционным климатом» (Белгородская область, Калужская область, Республика Татарстан, Приморский край), где эффективная инвестиционная политика создала привлекательный инвестиционный климат для вкладчиков. Неравномерность распределения зарубежных вложений по регионам объясняется тем, что инвесторов привлекают высокий потребительский спрос, развитая инфраструктура и концентрация экспортно-ориентированных предприятий.

Таким образом, прямые иностранные инвестиции оказывают непосредственное влияние на экономический рост и способствуют модернизации экономики любого государства. К сожалению, в настоящее время иностранный капитал не оказывает существенного влияния на развитие социально-экономического потенциала России, так как в полной мере не созданы и не реализуются условия, которые бы стали эффективным инструментом для создания благоприятного инвестиционного климата как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Библиографическая ссылка

Сбитнева А.Е., Шалыгина Н.П., Селюков М.В. РОЛЬ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 9-1. – С. 237-242;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41735 (дата обращения: 22.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм .

— вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.

Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.

Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
  • ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
  • филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.

Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.

В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.

Роль прямых иностранных инвестиций

Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.

Причины прямых инвестиций

ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.

Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.

Масштабы и географическое распределение ПИИ

ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.

Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).

В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.

Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.

Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.

Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.

Государственное и международное регулирование ПИИ

Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.

Государственное регулирование ПИИ

Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.

Государственное стимулирование ПИИ включает:

1. Предоставление государственных гарантий

В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.

3. Страхование зарубежных инвестиций

4. Урегулирование инвестиционных споров

5. Исключение двойного налогообложения

Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Международное регулирование ПИИ

Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.

Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках , и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.

Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.

При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).

Иностранные инвестиции - капитальные средства, вложенные в экономику другой страны. Инвесторы рассчитывают сохранить и нарастить свои капиталы, обеспечить высокий доход. Регулирует условия привлечения иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации и гарантирует соблюдение их прав Федеральный закон «Об иностранных инвестициях» от 9 июля 1999 года. Отношения, связанные с вложением зарубежного капитала в российские банки, кредитные и страховые организации регулируются законами РФ о банковской деятельности и страховании. Согласно Постановлению Правительства РФ за N 87 от 26 января 2017 года, сделки зарубежных инвесторов, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности страны, согласовываются с Минобороны РФ.

Зарубежные инвестиции подразделяются на предпринимательские (вложения в бизнес, например, ) и ссудные (предоставление средств на заемной основе в целях получения процента).

Формы ПИИ — прямых иностранных инвестиций:

  • горизонтальные ПИИ осуществляются через создание предприятий и производственных мощностей в целях получить доступ на новые рынки, если сбыт своей продукции на зарубежном рынке невыгоден из-за высоких и таможенных барьеров, при наличии за рубежом дешевых факторов производства;
  • вертикальные ПИИ осуществляются фирмами, делящими производство географически. Зарубежные предприятия создаются для обеспечения материнской компании нужными составляющими, если за рубежом их производить дешевле;
  • слияние и поглощение зарубежных компаний (СиП) путем приобретения долей в уставном капитале.

Принимающей стороне ПИИ (кроме СиП) позволяют получить технологии, создать новые производства и рабочие места, добиться конкуренции на внутреннем рынке. СиП дает возможность предельно быстро получить доступ к иностранным активам, однако наращиванию собственных производственных активов приход иностранных средств способствует далеко не всегда.

О роли иностранных инвестиций в экономике России

Приход прямых иностранных инвестиций в экономику позволяет:

  • привлечь капитал и технологии;
  • ускорить рост ВВП и модернизацию производства;
  • повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке в условиях глобализации;
  • ускорить процесс диверсификации экспорта;
  • повысить производительность труда и улучшить организацию производства;
  • снизить уровень аварийности на промышленных объектах (см. ).

В структуре ПИИ, поступивших в Россию, большой объем составляет финансовая деятельность, хотя в последние годы эти вложения упали. По-прежнему неплохо инвестируют в розничную и оптовую торговлю. Зарубежные инвесторы вкладывают средства в добычу топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов. При этом рост иностранных вложений в 2016 году во многом обусловлен покупкой международным консорциумом (Швейцария, Катар) 19,5% акций компании «Роснефть».

Основные производственные фонды российских предприятий во всех отраслях экономики серьезно изношены и морально устарели. В нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности амортизация оборудования - более 80%. Сырьевую экономику РФ характеризует низкая наукоемкость. Развитие недропользования сдерживают отсутствие инфраструктуры в районах добычи и наличие устаревшей технологической базы. Привлечение иностранного капитала необходимо для модернизации добывающей промышленности, эффективного и безопасного освоения новых , в том числе российского арктического континентального шельфа, где сосредоточены колоссальные запасы углеводородов (до 30% мировой добычи). Необходимо развивать горное и нефтегазовое машиностроение. Россия нуждается в инвестициях в геологоразведку, в модернизации приборной и аналитической базы.

Для развития потенциала российской экономики чрезвычайно важны зарубежные инвестиции в станкостроение, авиа и судостроение, которые пока приходится модернизировать своими силами. Иностранные инвестиции нужны для развития химической и деревоперерабатывающих отраслей, легкой промышленности, производства медицинской техники и бытовой электроники.

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию

Зарубежные бизнесмены, желающие инвестировать средства в экономику Российской Федерации, дают себе отчет, что российский инвестиционный климат характеризуется высоким уровнем коррупции и нецелевого использования выделяемых средств, повышенными экономическими и политическими рисками. Экономика испытывает серьезный кризис. Ухудшение международной политической ситуации, антироссийские санкции, резкое падение , рост , ослабление национальной валюты и ограниченный доступ к долговому финансированию серьезно осложнили развитие целого ряда отраслей российской экономики.

Консалтинговая фирма A.T. Kearney каждый год публикует рейтинг 25 государств, привлекательных для инвесторов, который представляет собой перспективный анализ влияния на приток ПИИ политических, экономических и регуляторных изменений, происходящих в странах мира. Россия, которая в 2013 году была на 11-й позиции в рейтинге, начиная с 2014 года в ТОП 25 больше не входит. Рейтинг Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index строится на основе сведений, полученных в ходе опроса руководителей трехсот ведущих мировых корпораций.

Как увеличить приток иностранных инвестиций в Россию?

Современная экономика не может развиваться без инвестиций. Привлечение средств иностранных инвесторов - одна из важнейших стратегических задач Российского правительства. В целях ее решения необходимо создавать условия для нормального инвестиционного климата, формировать благоприятную инвестиционную среду, развивать свободные экономические зоны (см. ), улучшать инфраструктуру в регионах страны: строить автодороги, международные аэропорты, морские порты, развивать телекоммуникации.

Для роста инвестиций должны быть созданы нормальные политико-экономические и финансовые условия. Необходимо стабилизировать инфляцию и обеспечить доступность финансовых ресурсов. Исключительно важной задачей является противодействие коррупции и снижение бюрократической нагрузки на бизнес.

Регионы России сильно дифференцированы по уровню экономического развития, инвестиционное поле страны неоднородно. Зарубежные экспертные оценки не всегда являются достаточными для потенциальных инвесторов. Чтобы иностранные вложения пошли в российские регионы, в стране проводятся собственные аналитические исследования и разрабатываются национальные рейтинговые системы, такие как «Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов», созданный агентством «Эксперт РА.». Потенциальные инвесторы должны иметь возможность прогнозировать будущие перспективы и риски в чужой стране.

Для привлечения иностранного капитала требуется обеспечить неприкосновенность зарубежных капиталовложений и соблюдать правовые международные нормы, связанные с урегулированием вопросов по инвестициям. Необходимо разрабатывать для инвесторов особые льготы и гарантии в отдельных экономических секторах и регионах. Шире использовать систему двустороннего сотрудничества, заключая межправительственные соглашения, направленные на защиту и поощрение инвесторов.

Российская Федерация располагается между Европой и Азией. Это самое большое государство мира по территории. Россия обладает громадными природными ресурсами, большим потребительским рынком, высокообразованной рабочей силой и передовыми научно-техническими возможностями. У российской экономики большой потенциал для развития. Возможности для выгодного инвестирования существуют во всех регионах страны.

Уоррен Баффетт — крупнейший в мире инвестор, состояние на март 2017 года 75.4 млрд долл. США.

В Россию наиболее активно поступали инвестиции из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Франции, Германии, Китая (см. ). В 2015 году многие инвесторы ушли с российского рынка. Несмотря на текущие трудности, иностранные компании, работающие в стране сегодня, не планируют уходить, поскольку верят в российский экономический потенциал и отмечают прогресс в развитии бизнеса.

Крупные ритейлеры, например, Ikea Group (Швеция) и Leroy Merlin SA (Франция) активно вкладывают средства в новые фабрики и магазины, рассчитывая, что российская экономика оживет после двухлетней рецессии, и потребители начнут активно покупать качественные европейские товары. Американская фармацевтическая компания Pfizer строит новую фабрику, а производитель продуктов питания Mars Inc расширяет свою сеть кормов для домашних животных, шоколадного драже и жевательной резинки.

В ноябре 2016 года состоялся визит в Россию миссии Международного Валютного Фонда. По прогнозам экспертов МВФ, российская экономика показывает первые признаки оздоровления. Рецессия закончилась. Темпы экономического роста в 2017 году составят 1,4%. Правительство РФ прогнозирует рост экономики и промышленного производства в 2%. По данным Росстата в первом квартале 2017 года экономический рост составил 0,1%.

Россия занимает 40-е место в рейтинге условий для бизнеса Doing Business-2017. Пять лет назад страна была на 124-й позиции, а в 2016 году занимала 51 место. Со второй половины 2016 года наблюдается рост инвестирования в активы российских компаний. Глобальные фонды, которые ориентированы на российские активы, завершили 2016 год с пятикратным увеличением объема инвестиций, а в начале 2017 года фиксируется их недельный прирост. Агентство Bloomberg сообщило, что в 2016 году в фонды, инвестирующие в российские акции, вложено 1,14 млрд долларов против 208 млн в 2015 году. Но это не означает, что в РФ потоком хлынут стратегические иностранные капиталы и начнется создание перспективных промышленных производств. Не резиденты стремятся минимизировать риск вложения капитала путем скупки акций и ценных бумаг, предоставляя кредиты, ссуды и займы.

Инвестиции направляются в целях получения максимальной прибыли при минимальном риске. В эпоху глобализации правительственные структуры должны создавать условия для притока эффективных прямых инвестиций в те отрасли российской экономики, которые нужны стране, а не международным транснациональным корпорациям.

Основные способы ПИИ

ПИИ в мире

По данным UNCTAD, общий объём ПИИ в мире в 2008 году составил $ 2,1 трлн. , что приблизительно равно 53 % от бюджета США 2009 года ($ 3,9 трлн. ) или в 10,5 раз больше доходной части бюджета России 2009 года .

При этом в общем объёме ПИИ, на долю развивающихся экономик приходится, как правило, более 60 %. Это объясняется тем, что развивающиеся рынки хоть и обладают повышенным риском невозврата средств, но компенсируют это более высокой доходностью в более сжатые сроки (в случае успешной реализации инвестиционного проекта).

В борьбе за прямые инвестиции Россия не является лидером даже среди стран БРИК . По итогам 2010 года , в страну поступило $ 41,2 млрд. , тогда как в Китай - $ 105,7 млрд, а в Бразилию - $ 48,5 млрд. Индия , среди четвёрки, получила меньше всего ПИИ - $ 23,7 млрд. По данным UNCTAD, крупнейшим реципиентом прямых инвестиций в мире являются США . Китай занимает 2 место в мире по этому показателю.

ПИИ в России

Федеральные законы, регулирующие реализацию инвестиционных проектов в России, в первую очередь с участием ПИИ:

  • Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» ;
  • Федеральный закон от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» .

Критика

В США в конце 60-х - начале 70-х внешние инвестиции были очень политизированы. Профсоюзные организации считали, что такие инвестиции за границу экспортируют рабочие места, предприняли кампанию, чтобы пролоббировать налоговую реформу, которая затрагивала регулирование ПИИ. Администрация Никсона, влиятельные члены Конгресса от обеих партий, а также хорошо финансируемые лоббистские организации встали на защиту транснациональных компаний (ТНК). Контратака ТНК и их союзников удалась, и им удалось защитить свои интересы.

См. также

Примечания

Литература

  • Андрей Пушкин Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации. - М .: Альпина Паблишер, 2012. - 376 с. - ISBN 978-5-9614-1954-2

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Фарный костёл (Несвиж)
  • Голосующая акция

Смотреть что такое "Прямые иностранные инвестиции" в других словарях:

    Прямые иностранные инвестиции - иностранные инвестиции, достаточно крупные для того, чтобы позволить инвестору установить эффективный контроль за управлением предприятием и создать у него долговременную заинтересованность в успешном функционировании и развитии этого предприятия … Финансовый словарь

    Прямые иностранные инвестиции - (Foreign Direct Investment FDI) понятие, включающее как инвестиции отечественных компаний за рубежом, так и инвестиции иностранных компаний в отечественную экономику … Экономико-математический словарь

    прямые иностранные инвестиции - Понятие, включающее как инвестиции отечественных компаний за рубежом, так и инвестиции иностранных компаний в отечественную экономику. Тематики экономика EN foreign direct investmentfdi … Справочник технического переводчика

    прямые иностранные инвестиции - (1) Вложения, которые делают иностранные граждане в американские компании; обычно относится к владению большей долей акций предприятия. (2) Совместные предприятия иностранных и американских компаний … Финансово-инвестиционный толковый словарь

    Прямые иностранные инвестиции - Приобретение за рубежом материальных активов, таких как здания, сооружения и оборудование; при этом контроль за эксплуатацией переходит к материнской компании … Инвестиционный словарь

    Прямые иностранные инвестиции банка - Прямые иностранные инвестиции отчитывающегося банка представляют собой сумму участия в капитале нерезидентов и требований к ним при условии, что указанное участие обеспечивает не менее 10 процентов голосов в управлении. Аналогичным образом… … Официальная терминология

    Иностранные инвестиции в Грузию - инвестиции иностранных инвесторов в экономику Грузии. Год Объём, млн. долл. 2000 131,2 2001 109,8 2002 167,3 2003 340 2004 499,1 2005 449,7 2006 1100 2007 2010 2008 1500 2009 658,4 2010 814 … Википедия

    ИНВЕСТИЦИИ ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ - Иностранные инвестиции, достаточно крупные для того, чтобы позволить инвестору установить эффективный контроль за управлением предприятием и создать у него долговременную заинтересованность в успешном функционировании и развитии этого предприятия … Словарь бизнес-терминов

    Иностранные инвестиции - Иностранные инвестиции в российском законодательстве под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с… … Википедия

    Иностранные инвестиции - – вложение в объекты предпринимательской деятельности, осуществляемое нерезидентами. Иностранными инвесторами могут выступать физические, юридические лица, партнерства. Кроме того, инвестировать средства могут государства и международные… … Банковская энциклопедия

Книги

  • Мировая экономика. Учебник для бакалавров. Гриф УМО МО РФ , Хасбулатов Руслан Имранович. В учебнике рассмотрены основные вопросы современной мировой экономики, большое внимание уделено теории и методологии мировой экономики, ее исторической эволюциии особенностям в современный…
 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об