Фундаментальные исследования. Модернизация экономики россии

Лагута Юлия Александровна

студент кафедры экономики НИУ БелГУ, РФ, г. Белгород

Никулина Ольга Михайловна

научный руководитель доцент кафедры экономики НИУ БелГУ, РФ, г. Белгород

К настоящему времени в России сложился в основном сырьевой тип экономики, основными чертами которого является растущий экспорт нефти, газа, леса и других ценных сырьевых товаров. На внутреннем рынке России преобладают импортные товары (в основном китайского производства), отсюда - потеря конкурентоспособности.

Зависимость России от импорта очень высока. Ни для кого не секрет, что экономические связи нашей страны с внешним миром выстраиваются по схеме: мы им нефть и газ, они нам все остальное. Главным инвестором любой экономики является, как известно, рядовой покупатель, однако три четверти розничного оборота в России в настоящее время формируются за счёт импортных товаров, а это более 10 трлн. рублей, которые уходят ежегодно из страны на поддержку зарубежных товаропроизводителей. Плюс утечка капитала - около 100 млрд. долларов в год.

Для модернизации экономики страны и преодоления отставания в техническом плане от других развитых стран нужно стремиться к импортозамещению. Высокий уровень инфляции, снижение курса рубля приводят к повышению уровня цен на импортные товары, а это побуждает население покупать отечественные товары, т. к. их стоимость становится значительно меньше импортных, что наблюдалось при финансовом кризисе 2008 г. Это позволит решить две проблемы: снизить безработицу, в результате создания новых рабочих мест, и обеспечить технологическое переоснащение производства.

2014-й стал для России годом, который можно назвать началом конца макроэкономической стабильности.

Правительство старается сохранить имеющиеся контуры макроэкономической политики, в первую очередь бюджетное правило, достаточно жёсткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение инфляции. Инструментом поддержки экономической активности останется реализация «дорожных карт» улучшения инвестиционного климата, прежде всего на региональном уровне. Однако при недостаточной свободе и доверии эти условия не обеспечат повышение темпов роста. Сохраняются риски неустойчивости платёжного баланса, снижения курса рубля, напряжённость региональных бюджетов.

В последнее время мы вынуждены признать некоторое отставание по темпам роста ВВП от развитых стран. Это означает, что если не будет осуществлена модернизация экономики, то отставание будет нарастать. В относительно короткое время в целях модернизации и успешного развития экономики предстоит произвести существенные изменения в экономической политике, но, возможно, еще больше - в политической и правовой системах, чтобы создать благоприятные условия для повышения темпов экономического роста.

В 2014 году в российской экономике наблюдались следующие тенденции:

1. Спад инвестиций. Данная тенденция происходила из-за сокращения ресурсной базы и низкой склонности к инвестированию.

2. Замедление роста потребления. Темпы роста доходов населения снизились, вследствие чего наблюдается снижение покупательской способности населения. Это обусловлено дефицитом региональных бюджетов, недостаточными средствами предприятий негосударственного сектора.

3. Изменение структуры сбережений. В первом квартале 2014 года население приобрело наличной валюты на 20 миллиардов долларов, что означало вычет примерно 1 % ВВП из потребления и организованных сбережений.

4. Снижение устойчивости платёжного баланса. Данная тенденция наблюдается в результате прекращения роста экспорта и ускорения оттока капитала. Происходящего сокращения импорта пока недостаточно, чтобы сбалансировать платёжный баланс, поэтому для стабилизации курса рубля Центральный банк Российской Федерации вынужден продавать резервы.

5. Ускорение потребительской инфляции. Вследствие девальвации с февраля 2014 года началось ускорение потребительской инфляции, заметно набравшей обороты в последние месяцы текущего года. Следует отметить, что рост потребительских цен растянут во времени и усиливается по мере распродажи товарных запасов по старым ценам и заключения новых контрактов.

6. Ухудшение структуры экономики. За счёт девальвации пока выигрывает сырьевой сектор, а также отрасли, обеспечивающие его деятельность. При этом в несырьевых секторах экономики растут убытки.

Выход из такой ситуации только один - модернизация экономической модели. В 2010 г. было paзpаботано семь cтpaтегических отраслей, в которых, в пеpвую очеpедь, должен быть осуществлен процесс модеpнизaции: обоpона, тpaнспоpт, инфоpмационные технологии, энеpгетика, космос, cвязь и нанотехнологии. Безусловно, подобная концентрация усилий важный шаг, но также государству необходимо развивать промышленность стрaны в целом, так как модернизация только нескольких секторов не может выправить общую ситуацию в экономике. Это лишь приведет к росту рaзрыва между уровнем развития отрaслей, который и сейчас достaточно велик. В сегодняшней ситуaции целесообразней будет начать с создания комфортных условий для предпринимательства и добросовестной конкуренции, что в свою очередь, будет способствовать росту инновaционной инициативы и модернизации. Таким образом, создание блaгоприятной экономической среды - это однa из ключевых задaч государства, и ее выполнение достигaется рaзличными способaми, один из которых стрaтегия импортозамещения.

Импортозамещение подразумевает тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на зaщиту производителя путем зaмещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. В результате импортозамещение повышает конкурентоспособность отечественной продукции, поскольку возрастает эффективность производства.

Стратегия импортозамещения ведёт к постепенному переходу от производства простых товаров к высокотехнологичной продукции, повышая уровень развития производства и технологий. Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций.

Таким образом, развитие импортозамещения приводит к следующим тенденциям:

· росту занятости населения, а значит к снижению безpаботицы и повышению уpовня жизни;

· внедpению новых технологий и повышению уpовня научно-технического прогpесса;

· росту спроса на товары внутpеннего пpоизводства, что в свою очередь стимулиpует развитие экономики стpаны, pасшиpение пpоизводственных мощностей;

· сохpанению валютной выpучки внутри стpаны и, как следствие, росту вaлютных резервов и улучшению торгового баланса страны.

Политика импортозамещения основывается на создании благоприятной сpеды для pостa отечественной промышленности. Приверженцы данной теории убеждены, что стaбильное экономическое pазвитие госудаpства возможно лишь в случaе существенного увеличения уpовня промышленного сaмообеспечения, увеличения объемов выпускa пpодукции внутри страны.

Однако, при реализации импоpтозамещения основным источником средств для пpидания экономике пеpвоначально импульса pоста останутся доходы экспортного сектоpа. Таким образом, не нужно забывать о том, что создaваемый на импортозамещающих пpоизводствах товар должен быть ориентировaн не только на внутренний рынок, но и на внешний, поскольку только в этом случае уpовень конкуpентоспособности пpодукции будет пpиемлемым и достигнутые в результате успехи не будут бесслaвно потеpяны при возвpащении к пpивычному для данной страны куpсу. Значит нужно pазвивать не только производство определенных отраслей внутри страны, но и повышать уpовень рaзвития экономики, социальной сфеpы, инфрaструктуpы, делaя саму страну способной на рaвных конкуpировать с pазвитыми промышленными стpанами.

В заключение необходимо согласиться с мнениемзаместителя министра промышленности и торговли РФ Сергеем Цыба : «В последние годы ситуация улучшается: ежемесячно у нас открываются новые заводы и индустриальные парки, разрабатываются принципиально новые подходы. Если говорить о сложившейся сегодня геополитической ситуации, то на фоне возможных санкций вопросы импортозамещения становятся наиболее актуальными. Российская экономика, конечно, сильно зависит от поставок импортного оборудования и продукции. Во многих стратегических отраслях промышленности доля потребления импорта оценивается на уровне более 80% и создает потенциальную угрозу как для национальной безопасности, так и для конкурентности российской экономики в целом. Но, на наш взгляд, сложившаяся ситуация - это не только угроза, но и возможность для реализации стратегии ускоренного подъема отечественного производства во многих отраслях».

Список литературы:

  1. Глазьев С.Ю. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики: (предложения на 2013-2014 гг.) // Российский экономический журнал. - 2013. - № 3. - С. 3-37.
  2. Клейнер Г.Б. Какая экономика нужна России и для чего? // Вопросы экономики. - 2013. - № 10. - С. 4-27.
  3. Савченко Е.С. Макроэкономическая политика России: проблемы и решения // АПК: экономика и управление. - 2013. - № 6. - С. 3-10.
  4. Российская Бизнес-газета[сайт] / cост. и ред. Ю. Воронина №959 (30) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// www.rg.ru/2014/08/05/zameshenie.html (дата обращения: 08.02.2015).

Термин произошел от французского слова moderne, означающего "современный", "новейший". Под модернизацией подразумевается процесс обновления в соответствии с новыми современными требованиями. Синонимами являются улучшение, обновление, апгрейд.

Данное понятие используется применительно к развивающимся в мире, изменениям в мировой экономике и жизненном укладе народов разных стран, а также для обозначения технического прогресса и совершенствования производственных процессов.

Модернизация производства представляет собой усовершенствование технологических процессов, разработку и внедрение нового оборудования, материалов, способов и методов производства, оптимизацию всех согласно современным нуждам.

Как известно из курса истории, производственная модернизация неразрывно связана с процессами переустройства и обновления в обществе. С накоплением качественных изменений производственных процессов происходит неизбежная модернизация экономики, а она влечет за собой постепенное необратимое изменение уклада жизни и общественного менталитета.

Понятие модернизации вошло в обиход в середине прошлого века, когда учеными-обществоведами были проанализированы этапы развития общества от традиционно-патриархального уклада, царившего в XVIII веке, с его аграрным укладом и общественно-политическим строем до современных форм постиндустриального общества со всем его многообразием общественных отношений и культурных традиций. В 50-х годах XX была создана теория модернизации, которая отвечала на вопрос, что такое модернизация применительно к происходящим в мировом обществе процессам.

Согласно этой теории, модернизация - это обновление общественных отношений, выражающееся в переходе от феодального уклада жизни к современному индустриальному типу. Ее характерные признаки:

Рост дифференциации и специализации труда;

Усиление бюрократизации производства;

Появление социально-политических институтов современного типа;

Увеличение мобильности и индивидуализма в сознании людей;

Изменение системы культурных и (институт семьи, отношение к религии и т. п.).

Разделяют три этапа развития модернизации (с конца XVIII до начала XX века, первая половина XX века и с 70-х годов двадцатого века до начала нашего столетия). Существует две ее основные модели. Это т. н. вестернизация и догоняющая модель.

Что такое модернизация "по-западному" (или вестернизация)? Под этим термином понимают внедрение западного образа жизни, культуры, технологий в общественный уклад развивающихся стран (большей частью путем колонизации). Догоняющая модель делает ставку на индустриализацию, при помощи которой предполагает "подтянуть" уровень экономически отсталых стран к развитым.

Теория модернизации часто подвергается критике. Суть обвинений, в основном, сводится к следующему - противники данной концепции утверждают, что модернизация способна разрушить традиционно сложившиеся отношения, не построив новых взамен, т. е. так называемое постиндустриальное общество не будет иметь четких ментальных ориентиров. Но следует понимать, что модернизация не предполагает безоговорочного отрицания и ликвидации традиционных ценностей. Напротив, в большинстве культур отлично уживаются старые и новые традиции, что стимулирует общество к дальнейшему развитию.

Что такое модернизация российского общества, какой смысл несет этот термин применительно к нашей стране? Этот вопрос широко обсуждается не только у нас, но и в мире, начало дискуссии положено известной статьей "Россия, вперед!" Д. А. Медведева. Основными направлениями необходимых изменений в России безоговорочно признаются:

Необходимость технического перевооружения производства, внедрение новых компьютерных технологий, улучшение условий труда и быта россиян;

Модели общества - образовательная реформа, развитие и рост частного бизнеса, уменьшение государственной роли в экономической сфере;

И построение правового общества;

Реформа социальной сферы, направленная на повышение уровня жизни граждан.

Федоров Кирилл 740851/05

Модернизация экономики России

Последние 20 лет российская экономика функционировала за счёт прежних достижений, созданных в эпоху СССР. Это относится, прежде всего, к индустриальной мощи, жилищно-коммунальной сфере, инфраструктуре, ядерному потенциалу страны, разведанным запасам нефти, газа и организации их добычи. Однако проедание активов и поддержка экстенсивного экономического роста не может продолжаться сколь угодно долго, поскольку активы изнашиваются, морально устаревают. В связи с этим возникает центральный вопрос: как развиваться российскому обществу, экономике дальше?

Как провозгласил Президент РФ в послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 года, стратегической целью развития общества должно стать создание «умной» экономики, удовлетворяющей интересы и потребности широких слоёв населения страны. Однако эту цель можно достичь посредством только лишь системной модернизации экономики. При этом системная модернизация должна сводиться к тому, чтобы Россия свернула с сырьевого пути развития.

Если речь идёт о развитии производств, обеспечивающих продукты на внутренний и внешний рынки с высокой добавленной стоимости, причём производств, создающих эти продукты на базе современных технологий, то необходимо понимать, что решение такой задачи в сложившихся социально-экономических условиях потребует не только и не столько инноваций, сколько воссоздания отдельных видов производств и секторов хозяйства. Например, нанотехнологии, современную фотоэлектронику и реэнергетику невозможно развивать без должным образом развитой микроэлектроники и специального технологического оборудования (электронного машиностроения, вакуумного приборостроения), элементной базы и т.д. Поскольку электронная промышленность за период 1990-2008 гг. практически деградировала, то у этого инновационного направления, а именно, «нанотехнологического», подорвана база для развития. В частности, потребуются заводы по производству чистого кремния определённо перспективной мощности, которые нужно строить. А это и есть создание отдельных секторов и видов деятельности почти с нуля, либо восстановление отдельных производств, которые возможно восстановить.

Модернизация экономики и общества – это вне всяких сомнений системная модернизация. Ставя задачу именно так, безусловно, признаётся де-факто низкая системная эффективность российской общественной системы (если изменений требуют практически все общественные подсистемы одновременно, то в наличии системный кризис общества) и низкий уровень жизни населения, дисфункция системы управления. Однако внесистемная постановка и отсутствие уточнения содержания такой модернизации, как и отсутствие её плана, подрывают возможность достижения необходимых результатов, да и собственно подрывают правильность понимания содержания модернизации.

Обобщая, необходимо отметить, что в России существует яркая проблема правильной постановки задачи модернизации. Причём аспект культуры и нравственности здесь не стоит сбрасывать со счетов. Актуальными становятся следующие вопросы:

1. Возможна ли модернизация за счёт сырьевого комплекса страны, если учесть, что эффективность нефтегазовой отрасли постоянно снижается, а инфляция издержек становится всё более регламентирующей функционирование этой отрасли, в том числе по причине технологической отсталости и отсутствия необходимого капитала?

2. Насколько возможно модернизировать экономику, сохраняя задачу удвоения ВВП, и какой должны быть глубина модернизации? Кроме того, насколько адекватно провозглашение задач модернизации в условиях недостатка ликвидности и финансово-экономического кризиса, является ли модернизация этапным планированием преодоления кризиса и инерционных посткризисных явлений, а затем уже изменением хозяйственных пропорций и каков её алгоритм?

3. Возможно ли модернизировать экономику при неправильной постановке целей модернизации и отсутствия понимания её содержания? Например, если структура национального богатства стран Запада такова, что 65% приходится на человеческий капитал, 15% - на природно-ресурсный и 20% - на физический, а для России всё с точностью наоборот, то есть 65% - на природно-ресурсный, 20% – на физический и 15% - на человеческий, то следует ли под модернизацией понимать изменение данного соотношения?

4. Почему модернизацию экономики не рассматривать как структурную задачу формирования соответствующих хозяйственных пропорций? Ведь это требуется для рассмотрения проектировочной задачи, использования методов планирования и подбора необходимого инструментария, воздействующего на компоненты этой и предполагаемой (желательной) структуры.

Только продвинувшись в части ответов на поставленные вопросы и поняв причины кризиса внутри самой экономической науки, можно подойти к созданию новой модели современного общественного развития, модифицируя неэффективную и изжившую себя капиталистическую форму общественного воспроизводства и социо-культурного развития.

Понятие «ремонт» включает не только устранение неисправностей, но и поддержание эксплуатационных показателей объекта. Иными словами, ремонтные работы направлены на восстановление полноценного исполнения объектом своих функций.

Термин «реконструкция» применяется исключительно в отношении объектов капитального строительства. Следовательно, невозможно произвести реконструкцию автомобиля или персонального компьютера. Реконструироваться может только здание или сооружение. Реконструкция подразумевает изменение параметров объекта. К реконструкции также относится улучшение качества инженерно-технического обеспечения, однако содержание данных работ в нормативных документах не разъясняется.

Термин «модернизация» предполагает замену узлов, причем эти узлы должны быть исправны. Если заменяется неисправный узел, то такие работы являются не модернизацией, а ремонтом. Если же никакие узлы не заменяются, то такие работы являются дооборудованием.

Таким образом, для правильного применения термина «модернизация» следует четко понимать, что означает замена исправной части: часть должна быть исправной до замены, но не обязательно должна оставаться такой после демонтажа.

ВВЕДЕНИЕ

Предприятие - основное и незаменимое звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно - исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (доходов). Оно имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

Важным признаком предприятия как юридического лица является его способность выступать на рынке от своего имени. Оно в соответствии с законодательством может заключать все виды гражданско-правовых договоров с другими хозяйствующими субъектами (потребителями продукции, поставщиками всех факторов производства, с другими юридическими и физическими лицами).

В рыночной экономике, предприятия представляют собой центры активной деятельности людей, в которых производятся блага для удовлетворения спроса в условиях определенного риска. От предприятия требуется разрабатывать продукцию, соответствующую своему назначению, обеспечению определенного стандарта качественных характеристик и сохранению производственного потенциала, а также предприятия должны в своей деятельности предусматривать и экологические цели.

Цели курсовой работы:

1) раскрыть теоретический материал в первой части работы. В данной работе освещается вопрос "Модернизация экономики".

2) провести экономические расчеты и экономический анализ деятельности предприятия и предложить реорганизацию с учетом изменения конъюнктуры рынка и с учетом прибыльности, исходя из ресурсных возможностей.

"МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ"

Экономический рост для России - категорический императив. Вопрос заключается в том, как в течение 15 лет обеспечить высокие устойчивые темпы в 8-9% в год. Возможности для этого есть, они заложены, прежде всего:

1) в освоении мировых достижений;

2) в посткризисном развитии;

3) в агрессивности молодого российского бизнеса;

4) в преодолении отставания последних 15-20 лет.

В настоящее время есть единственный реальный путь решения задачи стабилизации достаточно высокого экономического роста последних 8 лет - модернизация экономики на основе частной инициативы. Для этого необходимо:

1) максимально возможная либерализация экономики;

2) снятие административных барьеров развития предпринимательства;

3) снижение до минимума участия государства в экономике;

4) сокращение государственных расходов;

5) сокращение в целом бремени государства на бизнес.

Увеличение государственных расходов до определенного уровня позитивно влияет на экономический рост. Кроме защиты правопорядка, прав собственности, стабильности денежной массы государство обязано производить публичные услуги, которые включают национальную оборону, охрану здоровья и окружающей среды, образование и т.п. Однако увеличение государственных расходов в следующем цикле начинает сдерживать экономический рост. Их оптимальный уровень для каждой страны свой и зависит от стадии ее развития.

С 1970-1980 гг. в развитых странах доля государственных расходов в ВВП, до тех пор постоянно возраставшая, стала сокращаться.

Практически во всех странах точка перегиба тенденции наступила между 1980 и 1995 годами. Исключение составили Япония и Корея, где рост доли государственных расходов еще продолжается. К тому же, почти во всех странах наивысшие темпы роста обеспечивались тогда, когда уровень государственных расходов был низким, и снижались по мере его повышения. Среди развитых стран в 1990-е годы темпы роста оказались выше в тех из них, где были ниже государственные расходы.

Сегодня проводимая в России экономическая политика в целом соответствует мировой тенденции. Однако реализуется она недостаточно последовательно. Нынешний уровень налогового бремени и государственных расходов для растущей экономики чрезмерно высок. Между тем, увеличение государственных расходов необходимо практически во всех сферах: армия, наука, образование, здравоохранение, государственная служба и т.д. Но обеспечить эти нужды можно только за счет повышения доходов, то есть роста экономики, а для этого надо сокращать расходы и снижать налоги.

Бремя государства - результат не только увеличения ставок налогов и бюджетных расходов. Оно связано также с наличием крупного государственного сектора в экономике и неформальными воздействиями на нее государственных учреждений и их представителей. Государственные предприятия или АО с государственным участием в значительных масштабах, хотя и не всегда явно, получают преимущества при размещении госзаказов, формировании тарифов на тепло- и электроэнергию, грузовые перевозки и т.п. Государственный сектор генерирует неравенство условий конкуренции и нерыночные отношения, порождает и множит злоупотребления. В России неформальные воздействия государственных учреждений на бизнес включают:

1) излишнее регулирование, административные барьеры, злоупотребление властью ("белая зона");

2) нелегальные принудительные поборы с бизнеса на благие цели ("серая зона");

3) коррупцию, взятки чиновникам ("черная зона").

Доля государственного сектора в ВВП оценивается в 15-16%, неформальные воздействия государства на экономику - 7,5-9 % ВВП. Всего бремя государства оценивается примерно в 60-65% ВВП. Это на порядок больше, чем в странах Европы. По оценкам, под контролем государства находится не менее 50% активов и соответственно около 50,5% ВВП. Если это так, то о российской экономике можно говорить как об экономике государственной, несмотря на проведенные рыночные реформы.

В силу этого, наиболее актуальной задачей сегодня является модернизация экономики и государства. Модернизация - объективный процесс изменения, развития, улучшения, конструирования инновационной деятельности и преодоления традиций, накопления положительных изменений в обществе, рост экономики, совершенствование социальных отношений, выработка гражданской ответственности. Категория "модернизация" трактуется как совокупность взаимосвязанных процессов накопления капитала (мобилизации ресурсов), развития производства и повышения производительности труда и т.п. Модернизация ассоциируется с изменениями, которые происходят в экономической, технико-технологической, политической, общественно-культурной сферах общества.

Модернизация в современном понимании является не индустриализацией (как это было в XIX-XX вв.), а ломкой громоздких институтов и технологий, не отвечающих современным реалиям и движению в направлении постиндустриального общества. Современные концепции модернизации экономики укладываются в рамки постиндустриальной теории с принципом доминирования технологических аспектов организации общественного производства над оценкой его классовой структуры.

При определении перспектив развития российской экономики, необходимость крупномасштабной модернизации рассматривается в качестве стратегической задачи реструктуризации народнохозяйственного комплекса страны. Механизмы экономической модернизации в трансформируемой экономике приводятся в действие инструментами денежно-кредитной, финансовой, страховой, инвестиционной, налоговой и валютной политики. Все составляющие модернизационного процесса (материально-вещественные, человеческий капитал, организационные формы и структуры) требуют качественного, радикального улучшения сложившейся макроэкономической среды, общих условий развития предпринимательства. Таким образом, экономическая модернизация предприятий, фирм и корпораций на современном этапе включает глобализацию экономических отношений и их трансформацию в соответствии с требованием обеспечения конкурентоспособности российских экономических агентов.

Важно определить приоритетные направления и формы экономической модернизации. Они не могут выбираться произвольно на основе субъективных пожеланий и решений какого-либо уровня законодательной или исполнительной власти. Опыт последних 200-300 лет показывает, что лидирующие позиции в мировой экономике занимали те страны, которые в своем экономическом развитии опирались в первую очередь на собственные сравнительные, конкурентные и выявленные преимущества.

Важнейшая задача России в контексте модернизации состоит в переходе от сырьевой экономики к экономике развития, инновационной стратегии роста. Ограничение модернизации заключается в том, что Россия не обладает нормальными организационными и финансовыми технологиями роста. В осуществлении стратегии модернизации роль государства в жизнеустройстве страны имеет, таким образом, принципиальное значение. "Государственнический комплекс" российского общества предопределяется также исторической судьбой страны и сакральным восприятием высшей власти, основным этическим измерением которой оно полагает не формально-юридическую законность, а социальную справедливость. По этой причине вытеснение государства из экономической жизни и его ограничение функциями "ночного сторожа" не было и никогда не будет позитивно воспринято российским обществом.

Доминирующее в России последнее время либеральное представление о роли государства в экономическом развитии предполагало невмешательство государства в хозяйственные процессы - для достижения благополучия достаточно "правильных" институтов и "правильных" законов. В этом отношении присутствие государства в экономике должно быть минимальным. Сегодня активно развивается идея резкого усиления роли государства в экономике, которая воплощается в жизнь в форме скрытой национализации крупных активов. Однако так ведет себя слабое государство, которое хочет только подстраховаться на случай неожиданностей, в том числе политических, и иметь гарантированный доход в бюджет от сырьевых компаний.

Механизмы экономической модернизации приводятся в действие способами денежно-кредитной, финансовой, инвестиционной, налоговой и валютной политики. Все составляющие модернизационного процесса (материально-вещественные, человеческий капитал, организационные формы и структуры) требуют качественного, радикального улучшения существующей ныне макроэкономической среды, общих условий развития предпринимательства, конкурентоспособной модели развития национальных фирм.

Современная модернизация включает, кроме основополагающих внутренних компонентов, также формирование новой модели развития компаний. Обеспечивая опережающие темпы развития своих национальных предприятий и фирм, Россия может реализовать стратегию модернизации и встретится с развитыми странами на будущей исторической траектории.

Формирование новой стратегии модернизационного роста экономики обозначило проблему выбора факторов роста: должен ли рост, как и прежде, опираться на внешний спрос и осуществляться через расширение экспорта, что в российских условиях означало сохранение сырьевой основы роста экономики, или же главным должен стать внутренний спрос. Проектируя модель и факторы роста, необходимо также выделить внутренние и внешние риски, снижающие складывающуюся экономическую стабильность.

Принципиальной отличительной чертой экономики развития является переход от доминирования трансформационных изменений к хозяйственной самоподдерживающей динамике. Значительно усиливается роль внутренних факторов, национального рынка в силу укрепления целостности, органического единства экономической системы государства, с одной стороны, и в результате ограничений, связанных с усилением в последнее время, турбулентных процессов в мировой экономике - с другой.

Таким образом, новая парадигма экономического роста состоит в переходе от экономики предложения к экономике спроса, базирующейся не на внешних финансовых, товарных и других инъекциях и жестких монетарных ограничениях, а на ощутимом увеличении внутреннего производственного и личного потребления, на диверсификации доходов и потребительского спроса, на максимальном привлечении и утилизации собственных материальных, финансовых, трудовых, технологических, интеллектуальных ресурсов.

Прежде всего, должны быть правильно определены и сформулированы цели экономической политики, которые непосредственно вытекают из национальных экономических интересов и тесно коррелируют с ними. Главной целью экономической политики России является закрепление, приумножение, диверсификация сравнительных и конкурентных преимуществ в различных областях и сферах экономики, что в условиях ее открытости представляет главный ресурс для решения и текущих, и стратегических социально-экономических проблем. Речь идет о совокупности мероприятий экономического, политического, финансового, организационного содействия отраслям и производствам, которые по своим статическим и в особенности динамическим характеристикам, таким, как цена, качество, производительность, долговечность и пр., являются сейчас и будут оставаться в перспективе конкурентоспособными на внутреннем и мировом рынках.

Введение

Глава 1. Понятие модернизации. Какая модернизация нужна России?

§1.1 Суть и составляющие процесса модернизации

§1.2 Особенности и проблемы Российской модернизации

Глава 2. Финансовая проблема модернизации.

§2.1 Деньги для модернизации

§2.2 Роль государства в модернизации

§2.4 Приоритеты модернизации

Заключение

Приложение 1.Практика модернизации

§1.1 Инфраструктурные проекты

§1.2 Модернизация человеческого капитала

Введение

Тема моей курсовой работы - сущность модернизации и ее значение для российской экономики. Я выбрала её, потому что она очень актуальна на сегодняшний день. Модернизация в экономике влияет на такие важные сферы как энергоэффективность, потому что мы очень много тратим энергии, тратим впустую, по сути, обогреваем воздух. Это информационные продукты - как наземные, так и космические. Это атомная энергетика, которая всегда была нашим козырем и которая действительно способна изменить жизнь к лучшему в самых разных частях нашей страны. Это лекарства. Эта тема актуальна так же, потому что на данный момент перед государством стоят вопросы о том, как при помощи модернизации сделать нашу экономику конкурентоспособной по отношению к другим крупнейшим экономикам мира, как избавиться нашей стране от звания сырьевой державы?

Сегодня создаются инновационные международные бизнес-школы, основанные ведущими российскими и иностранными компаниями, которые по прогнозам государства должны вывести нашу экономику на новый уровень, но, как показывает практика, это не так уж и просто. Несмотря на это, российская экономика пока что все равно не может вступить на полноценный путь модернизации и до сих пор считается сырьевой державой. Так что же нужно предпринять, чтобы достичь реальных высот в экономике и считаться по праву конкурентоспособной страной в области экономики?

Таким образом, в курсовой работе перед собой я ставлю задачу ответить на такие вопросы как - что же представляет собой модернизация, нужна ли она нашему обществу, какая модернизация нужна России, кто будет проводить модернизацию государство или бизнес и на какие деньги?

Глава 1. Понятие модернизации. Какая модернизация нужна России?

§1.1 Суть и составляющие процесса модернизации

Модернизированное общество имеет комплекс взаимосвязанных черт, которые часто рассматриваются как отдельные процессы экономической, политической, социальной и культурной модернизации.

Экономическая модернизация предусматривает интенсификацию процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную (экономическую) силу и развития рационального управления производством.

Ее составляющими являются:

замена силы человека или животного неодушевленными источниками энергии, такими как пар, электричество или атомная энергия, используемые в производстве, распределении, транспорте и коммуникации;

отделение экономической деятельности от традиционалистского окружения;

прогрессирующая замена орудий труда машинами и сложными технологиями;

рост в количественном и качественном отношении вторичного (промышленность и торговля) и третичного (обслуживание) секторов экономики при одновременном сокращении первичного (добыча);

возрастающая специализация экономических ролей и кластеров экономической деятельности - производства, потребления и распределения;

обеспечение самоподдержки в росте экономики - как минимум, обеспечение роста, достаточного для одновременного регулярного расширения производства и потребления;

растущая индустриализация.

Модернизация стала фактором создания экономических форм и институтов, способствующих развитию и доминированию товарно-денежных отношений в производстве, потреблении и принуждении к труду, что привело к развитию капитализма. Это, в свою очередь, повлекло развитие и распространение рыночных отношений, формирование и развитие национальных и транснациональных рынков. Использование достижений науки в бизнесе способствовало научно-технической революции и превращению науки в одну из важных производственных сил. Экономическая модернизация также предполагает постоянное совершенствование методов управления экономикой и производственных технологий, что способствовало появлению рациональной бюрократии, менеджмента и экономической науки.

Заместитель директора Центрального экономико-математического института РАН (Российская академия наук), член Совета, член-корреспондент РАН Г.Б. Клейнер предположил, что в модернизации сочетаются три составляющие: модернизация как проект, как начало; модернизация как процесс, который, в общем-то, не должен иметь конечную длительность, а должен продолжаться в виде определённых процедур; и, наконец, модернизация как среда, в которой должна развиваться наша экономика.

При этом модернизация должна быть системной: она должна охватывать все уровни, начиная с определения места и миссии России в мировом сообществе и завершая предприятием. Каждый из этих уровней будет иметь программу, будет иметь взаимосогласованное взаимодействие. Это может быть реализовано, в частности, например, в системе индикативного стратегического планирования.

Системная модернизация должна носить эволюционный характер. Необходима системная, многоуровневая оптимизация и модернизация всей экономики. И наиболее существенным при этом является уровень предприятия. Именно там соединяются проблемы и кредитования, и технологий, и старения ресурсов и трудового потенциала, и все остальные проблемы.

Но предприятиям в одиночку не справиться с существующими проблемами. Поэтому здесь чрезвычайно важную роль в создании правильного спектра взаимоотношений между предприятиями во всех отраслях могут сыграть ассоциации производителей. При таких ассоциациях должны быть созданы специальные центры модернизации. Только они могут провести модернизацию, ведь модернизация, если говорить о технологической модернизации, идет главным образом по отрасли, модернизируются предприятия одной отрасли.

Эти ассоциации могут стать в определённой степени посредниками и даже гарантами в отношениях между банками и предприятиями. Здесь возможна диверсификация рисков, распределение этих рисков на целый ряд предприятий.

Задача модернизации, если рассматривать исторический опыт, выглядит совершенно безнадёжной, поскольку в мире гораздо больше развивающихся стран, чем развитых, и все развивающиеcя страны хотят стать развитыми. Однако за последние 60 лет удалось это только так называемым «восточноазиатским тиграм»: Японии, Южной Корее, Тайваню, Гонконгу, Сингапуру. Кроме того, успешными (хотя начавшими с другого, более высокого уровня) можно считать несколько стран Европы, в прошлом отстававших, - Грецию, Португалию, Испанию, Ирландию. Стоит еще упомянуть о Китае, хотя Китай ещё очень далёк от развитых стран, его ВВП на душу в 2,5 раза меньше российского. Но он в последние 30 лет демонстрирует феноменальные темпы роста. Как правило, задачу модернизации, а это и есть основная задача догоняющего развития, решить не удаётся.

Для того чтобы понять, каким образом проводить модернизацию, нужно изучить опыт успешных стран, выявить характерные черты той политики, которую проводили страны, добившиеся успешной модернизации. Такая работа в нашей стране проводится, группа ученых разработала проект, который направлен в Правительство Российской Федерации.

Все успешные страны действовали по-разному, но всё же у них были общие черты. Во-первых, они заимствовали технологии. Интенсивное заимствование технологий в течение многих лет с постепенным переходом к инновационному развитию - вот характерная черта буквально всех быстро развивавшихся стран. Заимствуют технологии не только развивающиеся страны, но и развитые.

Неудачи догоняющего развития во многом связаны с тем, что страны ставят перед собой неразрешимые задачи. В частности - пытаются сразу же вводить институты, характерные для развитых стран, или стремятся немедленно закупить самые передовые технологии. А они не приживаются, обслуживать их не удаётся. Таких примеров очень много.

Совершенно очевидно, что в России на нашей стадии развития необходимо, прежде всего, осваивать уже известные более эффективные технологии и начинать можно не обязательно с самых современных. Причем осваивать не просто отдельные технологические усовершенствования, они всегда имеют место. Нам необходимо широкомасштабное заимствование. Речь идёт о широкомасштабных проектах перевооружения целых отраслей. Для того чтобы подобные проекты появились и оказались эффективными, необходим целый ряд условий. На самом деле, нужна соответствующая институциональная система, включающая три основных элемента: правильно организованная национальная инновационная система, затем индикативное планирование и скоординированная макроэкономическая и промышленная политика, которая повышала бы «абсорбционную способность страны». Под абсорбционной способностью понимается способность распознавать новую полезную информацию, осваивать её, распространять и применять в производстве. Это понятие, которое появилось примерно 15-20 лет назад, оно сейчас вошло в тезаурус науки, по этому поводу появляется все больше и больше научных работ.

Итак, необходимо овладение тремя составными элементами успешной модернизации. Первый из них - специальное агентство по интерактивному планированию. Это агентство должно взаимодействовать с ассоциациями бизнеса, а в результате взаимодействия должны возникать модернизационные проекты. Должен быть организован процесс отбора наиболее эффективных проектов при участии всех заинтересованных сторон, включая банки. На заключительном этапе целесообразно использовать два современных механизма: частно-государственное партнёрство и проектное финансирование. И если такая система заработает, появляется действительно шанс на успех модернизации. Остатки советского научно-технического потенциала могут послужить базой для модернизации нашей экономики и выстраивания эффективных механизмов промышленности и банков.

Для этого нужно провести, прежде всего, честную инвентаризацию того, что еще осталось в нашем распоряжении. Не только выделить перспективные отрасли, но и, самое главное, помогать им, строго спрашивая за результат и контролируя его. Иначе говоря, нужна последовательная политика, государственные деньги на поддержку отраслей и строгий контроль над их расходованием.

В заключение нужно отметить, что при всем многообразии мнений и подходов, теоретическая проработка процессов модернизации должна опережать практическую деятельность на данном направлении, при этом необходимо обеспечить системный подход к развитию экономики.

Различают два типа модернизации - органическую и неорганическую.

Первичная, органическая модернизация проходила в тех странах, которые были новаторами на этом пути, и разворачивалась благодаря внутренним факторам, в частности, коренным изменениям в сфере культуры, ментальности, мировоззрения. Ее становление связывают с появлением национальных централизованных государств, зарождением буржуазных отношений, в частности капиталистической кооперации и мануфактуры, формированием раннемодерных наций, а подъем - с первой промышленной революцией, разрушением традиционных наследственных привилегий и внедрением равных гражданских прав, демократизацией, становлением национальных суверенных государств и т. п.

Вторичная, неорганическая модернизация происходит как ответ на внешний вызов со стороны более развитых и осуществляется преимущественно под влиянием заимствование чужих технологий и форм организации производства и общества, приглашение специалистов, обучение кадров за рубежом, привлечение инвестиций. Ее основной механизм - имитационные процессы. Начинается же она не в сфере культуры, а в экономике и/или политике и в последнем случае определяется как догоняющая модернизация или «модернизация с опозданием». Согласно Ш. Эйзенштадту, такая модернизация представляет собой своеобразный «вызов», на который каждое общество дает свой «ответ» в соответствии с принципами, структурами и символами, заложенными в достижениях его длительного развития. Поэтому её итогом является не обязательно усвоение социальных достижений Запада, но совокупность качественных изменений традиционного общества, в той или иной степени адаптированных к мануфактурному или индустриальному производству.

Чаще всего термин «догоняющая модернизация» употребляется в отношении бывших колоний и полуколоний после получения ими политической независимости. Традиционно предполагалось, что развитые промышленные страны уже апробировали определенную модель перехода от традиционного к современному обществу. Это, в свою очередь, превращало модернизацию в разновидность глобализации - то есть взаимодействия цивилизаций, по которой можно выделить «передовые» или «прогрессивные» общества, и те, кто им подражает. В новейших концепциях мера такого наследования уже не рассматривается как полное копирование опыта Запада, но определяется осуществлением ряда обязательных мероприятий при сохранении весомой национальной специфики.

Обычно догоняющая модернизация создает острова, анклавы современной жизни, например крупные города, подобные Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро в Бразилии, Москве и Санкт-Петербургу в России, существенно отличаются от провинции и образом жизни, и состоянием сознания. Такая анклавная модернизация, ломая традицию, ставит общество перед отсутствием духовной перспективы. Она создает очевидное неравенство, обещая равные шансы (чего не делало традиционное общество), но поскольку реально эти шансы не для всех, растет социальное недовольство, которое стимулирует привязанность широких провинциальных масс к альтернативной идеологии - к коммунизму в России, к фундаментализму в Турции, а в Мексике и некоторых других странах - к восстанию крестьян и традиционализма.

Проблемы стран, ставших на путь самостоятельного развития, состоят в том, чтобы эффективнее, экономичнее и рациональнее применить модернизационную модель, перенести ее на национальную почву за счет сочетания собственных традиций и ресурсов и определенной внешней помощи. Теперь «эталонный» подход к модернизации вытеснен взглядами на модернизацию как национальный проект, осуществляемый странами ради уменьшения неравномерности уровней развития и как средство преодоления колониального состояния.

Другая типология признает наличие трех типов модернизации:

эндогенная, которая осуществлялась странами на собственной основе (Европа, США и т. п.);

эндогенно-экзогенная, осуществляемая странами на собственной основе, наравне как и на основе заимствований (Россия, Турция, Греция и т. д.);

экзогенная (в ее имитационных, имитационно-симуляционных и симуляционных вариантах), осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственного основания.

Экзогенная характерна для большинства бывших колоний, в то время как эндогенно-экзогенная происходит преимущественно в поясе стран, окружающих западные.

Таким образом, перед нами четко стоит вопрос - какая модернизация нужна российской экономике? Теперь можно точно ответить, нам нужна системная модернизация, охватывающая все уровни, начиная с определения места и миссии России в мировом сообществе и завершая предприятием. В первую очередь необходима модернизация всей экономики, что невозможно без первоначально созданных ассоциаций производителей, при которых были бы образованы специальные центры модернизации. Но модернизация в одной экономике ни к чему не приведет. Нужна, как уже было сказано выше, системная модернизация, то есть модернизация в политической сфере, социальной и, конечно, в образовании.

§1.2 Особенности и проблемы Российской модернизации

«Сделано действительно многое, если измерять масштабами одного года, но все понимают, что это самое, самое начало».

Россия медленно, но верно вступает в эру модернизации - по крайней мере, так декларируют российские власти. Под эти нужды пишутся целые правительственные программы, речи верховных лиц государства, создаются технопарки и даже целое "Сколково". Однако пока нашей стране не удается никак перейти из этой подготовительной стадии в состояние "вступившей". Вроде бы уже и инноград строится, и деньги выделены куда следует, и "Роснано" работает не покладая рук - а все никак.

Увы, но любые благие намерения на этот счет разбиваются о сухие факты: сколько об инновациях не толкуй, Россия пока еще остается сырьевой державой. Это и неудивительно - нефтегазовую зависимость страны со времен СССР еще никому не удавалось побороть.

Опубликованные сегодня данные таможни по торговому балансу страны можно по аналогии с известной поговоркой окрестить "лицом экономики". Как и прежде, торговый оборот страны формируется в первую очередь за счет нефти, газа, угля и металлов, а не нанотехнологий и высокотехнологичного оборудования. Более того, доля топливно-энергетических товаров в структуре экспорта не уменьшается, а только увеличивается - в 2010г. она превысила 70%.

Сырьевая структура экономики предполагает, что экспортная выручка растет вместе с улучшением конъюнктуры рынка. Экспорт увеличивался месяц за месяцем. Однако приток нефтедолларов в страну пробудил подзабытую в кризис привычку к хорошему, и россияне стали все чаще покупать импортные товары. Тем не менее, «Ресурсы... надо использовать не для латания дыр, а для модернизации экономики». В текущем году тенденция, похоже, будет иметь продолжение - цены на энергоносители растут, а нефтедобыча находится на историческом пике (в прошлом году она превысила 500 млн т). Сейчас за баррель нефти снова дают 100 долл., и на этом фоне глава Минфина Алексей Кудрин стал меньше хмуриться, хотя и предупреждает: Россия свой рост за счет нефтянки исчерпала, и теперь надо искать новые источники и импульсы развития.

Вероятно, что со временем в России не только изобретут, но и внедрят что-то, что изменит структуру российского экспорта и импорта. Есть же уже в конце концов т.н. "лампочки Чубайса". Но пока инноград строится, стране придется еще какое-то время пожить на сырьевой ренте и в полной зависимости от спроса на внешних рынках.

Таким образом, главной проблемой российской модернизации является то, что, несмотря на создание инновационных международных бизнес-школ, основанных ведущими российскими и иностранными компаниями, нашу экономику все равно не удается вывести на новый уровень. Но самое страшное в том, что российская экономика пока что все равно не может вступить на полноценный путь модернизации и наша страна до сих пор считается сырьевой державой.

Глава 2. Финансовая проблема модернизации

§2.1 Деньги для модернизации

В правительстве, у которого почти закончились деньги стабилизационных фондов, модернизация стала главной задачей для страны. Модернизация любой ценой. Модернизация везде. Политическая риторика пронизана модернизацией, инновациями и еще, бог знает, какими словами.

Модернизация - это, прежде всего, вопрос денег. Денег больших. Очень больших. Денег надолго. Все последние годы источником денег для страны был иностранный капитал. В поисках финансирования корпорации и банки <#"justify">§2.2 Роль государства в модернизации

Модернизация экономики в течение следующих 15 лет потребует не менее $240 млрд в год дополнительно к $260 млрд, которые российские компании вложили в обновление и пополнение мощностей и инфраструктуры в докризисном 2008 году, подсчитал академик РАН Абел Аганбегян <#"justify">§2.3 Стоимость модернизации в России

модернизация государство финансирование

Таблица 1

Замена машин и оборудованияПриоритетные отраслиСтроительная отрасльИнфраструктураДоп. инвестиции, всегоДолгосрочные кредиты банковПенсионные накопления (под управлением государства)Частные пенсионные фондыАктивы страховых организацийПаевые инвестфондыЗолото-валютные резервыИнновационные товары (в объеме реализации)Доля сырья в экспортеЭнергоемкость ВВППроизводительность трудаЖилплощадь на человека707050602505020303020460,7С 5% до 15%С 85% до 40%Меньше в 1,5 разаБольше в 2-3 разас 22 кв м. до 50 кв м.

Таким образом, наибольшего финансирования в течение 15 лет потребуется для увеличения золото-валютных резервов, что в свою очередь позволит провести дополнительные инвестиции в приоритетные отрасли экономики, обеспечить рост производительности труда не менее, чем в 2-3 раза (на основании замены машин и оборудования и снижения энергоемкости ВВП). В свою очередь это позволит улучшить жилищные условия работников (увеличение жилплощади на человека с 22 м2 до 50 м2), их пенсионное обеспечение, выпуск инновационных товаров и расширения производства в строительной отрасли.

§2.4 Приоритеты модернизации

Модернизация отечественной промышленности, ее переход на качественно новый уровень и постепенный отказ от «сырьевого» формирования государственного бюджета - безусловная необходимость и стратегическая задача нашей державы, обусловленная темпами и направлениями развития мирового экономического сообщества. В условиях жесткой международной конкурентной борьбы и высокой степени риска оказаться на уровне стран третьего мира только продуманная государственная промышленно-инвестиционная политика, будучи ядром общеэкономической стратегии и основанная на принципах государственно-частного партнерства, способна ответить на вызовы современности и обеспечить России ведущие позиции в глобальной политико-экономической системе.

При этом необходимо понимать, что модернизация промышленности невозможна без создания соответствующих условий и стимулов. Масштабное внедрение современных технологий и повышение эффективности экономики невозможны без соответствующей объему задач инвестиционной, кредитно-денежной политики государства и поддержки финансового сообщества - банков и инвест-компаний. Поэтому модернизацию необходимо начинать параллельно с пересмотром и «перезагрузкой» взаимодействия промышленности и банков. Здесь требуется решить ряд вопросов, связанных с выведением банковской системы из стагнации. В условиях, когда рентабельность банков невероятно низка и присутствует реальная угроза падения капитализации банков, рассчитывать на длинные банковские кредиты не приходится. Но если внести изменения в российское законодательство, сделав банковские вклады безотзывными в течение трех, пяти и более лет, то объем длинных денег возрастет. Организация системы финансирования и контроля всесторонней модернизации как составной части экономической политики России - залог конкурентоспособности и долгосрочного устойчивого развития нашего общества.

По мнению ведущих экспертов, модернизация экономики России имеет три основных направления: техническое обновление материальной базы производства; структурная перестройка экономики - сокращение доли сырьевых отраслей и производств полуфабрикатов; повышение удельного веса в экономике знаний, переход на инновационную модель. Все три направления тесно взаимосвязаны друг с другом и требуют масштабных инвестиций. Именно поэтому нам необходим системный, многоуровневый подход к оптимизации отечественной экономики. Ключевым элементом в данной системе является предприятие. Именно в нем соединяются проблемы кредитования, технологий, квалификации кадров.

Всеобщая модернизация и развитие экономики России сопровождается реализацией крупных инфраструктурных проектов, где необходим комплексный подход к обеспечению безопасности. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, предотвращение и смягчение последствий природных и техногенных катастроф, предупреждение возникновения ЧС является одной из важнейших задач государства. Сегодня осуществляется ряд значимых для устойчивого экономического роста Российской Федерации проектов по решению задач в области энергетики, добычи нефти и газа, транспортировки углеводородного сырья. Значительная часть объектов, обеспечивающих функционирование этих и ряда других базовых секторов экономики, является потенциально опасной. Связанные с этим угрозы населению и территориям, системам жизнеобеспечения, транспортной и социальной инфраструктуры являются существенными факторами риска по отношению к условиям развития экономики, промышленной, технологической и экологической безопасности.

Как уже не раз отмечалось, модернизация и инновации невозможны без генерации нового научного знания, новых результатов, ориентированных на создание наукоемких товаров и услуг. На этом направлении должны быть сконцентрированы совместные усилия государства, науки и бизнеса.

Синергия и развитие государственно-частного партнерства в приоритетных отраслях промышленности и эффективной промышленно-инвестиционной политики может дать тот результат, о котором так много говорят чиновники, представители деловых кругов, широкая общественность.

Важнейшим механизмом реализации подобной политики партнерства может стать отраслевой контракт между государством и бизнесом, который позволит вывести приоритетные промышленные отрасли на новый технологический, конкурентоспособный уровень развития. Именно оптимальный баланс между государством и рынком является единственным направлением экономического процветания промышленно развитых обществ.

Итак, модернизация экономики России имеет три основных направления: техническое обновление материальной базы производства; структурная перестройка экономики; повышение удельного веса в экономике знаний, переход на инновационную модель. Все три направления тесно взаимосвязаны друг с другом и требуют масштабных инвестиций. Именно поэтому нам необходим системный, многоуровневый подход к оптимизации отечественной экономике. Но модернизация и инновации невозможны без генерации научного знания, что требует совместных усилий государства, науки и бизнеса.

Заключение

В данной работе найден ответ на вопрос - какая модернизация нужна российской экономике? Теперь можно точно ответить, нам нужна системная модернизация, охватывающая все уровни, начиная с определения места и миссии России в мировом сообществе и завершая предприятием. В первую очередь необходима модернизация всей экономики, что невозможно без первоначально созданных ассоциаций производителей, при которых были бы образованы специальные центры модернизации. Но модернизация в одной экономике ни к чему не приведет. Нужна, как уже было сказано выше, системная модернизация, то есть модернизация в политической сфере, социальной и, конечно, в образовании. Для этого государством разработан специальный фонд для привлечения иностранных инвестиций. Главная задача этого фонда состоит в соинвестировании ресурсов государства и зарубежных инвесторов. Но проблема в том, что инвесторы пока не рвутся вкладываться. Также немаловажным фактом является то, что государственные средства, выделенные на модернизацию, будут подкреплены частным капиталом. Из этого мы видим, что сейчас государство направило все свои силы на преобразование российской экономики.

Сейчас модернизация экономики России имеет три основных направления: техническое обновление материальной базы производства; структурная перестройка экономики; повышение удельного веса в экономике знаний, переход на инновационную модель. Все три направления тесно взаимосвязаны друг с другом и требуют масштабных инвестиций. Именно поэтому нам необходим системный, многоуровневый подход к оптимизации отечественной экономике. Но модернизация и инновации невозможны без генерации научного знания, что требует совместных усилий государства, науки и бизнеса.

Приложение 1.Практика модернизации

По итогам 2009 года создан существенный задел по проектам, получившим положительное заключение научно-технической экспертизы, - всего 66 проектов с общим бюджетом 177,5 млрд. рублей, в том числе из средств Корпорации 83,7 млрд. рублей (47% от общего бюджета проектов). Таким образом, сформирован портфель проектов, которые будут вынесены на рассмотрение научно- технического совета в I и частично во II кварталах 2010 года.

Кроме этого, в 2009 году 53 проекта с общим бюджетом 154,7 млрд. рублей, в том числе из средств Корпорации 77,6 млрд. рублей получили положительные заключения научно-технического совета. Они будут вынесены на рассмотрение наблюдательным советом в I-II кварталах 2010 года. В случае положительного решения их практическая реализация начнется уже в 2010 году.

В 2009 году наблюдательным советом Корпорации было одобрено 54 проекта с общим бюджетом 181,6 млрд. рублей, включающим софинансирование со стороны ГК «Роснанотех» в объеме 86,6 млрд. рублей.

Накопительным итогом на конец 2009 года наблюдательным советом ГК «Роснанотех» был одобрен 61 проект с общим бюджетом 192,3 млрд. рублей, включая долю Корпорации в объеме 92,4 млрд. рублей (48% от общего бюджета проектов).

Существенная доля утвержденных наблюдательным советом ГК «Роснанотех» проектов ориентирована на приоритетные направления модернизации экономики страны, провозглашенные Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. Среди них: энергоэффективность и энергосбережение, медицинские технологии, стратегические информационные и космические технологии. Данное распределение представлено на рисунке 5.

Рисунок 5. Структура производственных проектов, одобренных наблюдательным советом, по приоритетным направлениям модернизации экономики РФ

В 2008-2009 годах Корпорация начала финансирование 17 утвержденных проектов. По состоянию на конец отчетного периода объем инвестированных средств составил 32,2 млрд. рублей. При этом, согласно поставленным в Стратегии деятельности ГК «Роснанотех» до 2020 года основным показателям, в 2008-2009 годах Корпорация должна была направить на финансирование проектов 29 млрд. рублей. Таким образом, в 2009 году ликвидировано отставание в выполнении одного из важнейших целевых показателей работы Корпорации - финансировании проектов, допущенное в 2008 году.

Согласно основным показателям деятельности Корпорации, заложенным в Стратегии деятельности ГК «Роснанотех» до 2020 года, объем продаж продукции наноиндустрии в рамках созданных Корпорацией проектных компаний, должен составить в 2015 году 300 млрд. рублей. Согласно прогнозу, объем выручки по уже утвержденному в 2008-2009 годах 61 проекту превысит к указанному сроку 130 млрд. рублей.

В сфере первоочередного внимания Корпорации находятся запросы, направленные на создание новых или расширение действующих производств. Такие запросы, как правило, характеризуются высокой степенью обоснованности и проработки.

Общее количество таких запросов, поступивших в ГК «Роснанотех» в 2009 году, составило 528 (с общим бюджетом 1136 млрд. рублей, в том числе из средств Корпорации - 617 млрд. рублей). Важно, что удельный вес данных проектов в общем количестве поступивших запросов растет и составил в 2009 году 83% по состоянию на конец года.

Для сравнения - на конец 2008 года доля запросов по производственным проектам составляла 38% от общего числа зарегистрированных запросов.

Наибольшее число запросов на финансирование по производственным проектам, зарегистрированным в 2009 году, отмечено в следующих высокотехнологичных отраслях: химическая промышленность (74), медицина (67), машиностроение (63), энергетика (48), электроника (45), что представлено на рисунке 6.

Рисунок 6. Распределение запросов на финансирование производственных проектов по отраслям в 2009 году

Анализ технологической структуры портфеля утвержденных наблюдательным советом ГК «Роснанотех» производственных проектов показывает, что основные проекты с участием Корпорации сконцентрированы в областях создания наноматериалов, наноэлектроники и медицины, что представлено на рисунке 7.

Рисунок 7. Технологическая структура и прогнозируемый объем выручки (в 2015 году) портфеля производственных проектов

§1.1 Инфраструктурные проекты

Инфраструктурные проекты Корпорации направлены на содействие формированию научной, инновационной, финансовой и производственной инфраструктуры наноиндустрии страны. Основными целями инфраструктурной деятельности Корпорации стали создание условий для генерации новых проектов, развития малых инновационных компаний, а также поддержка деятельности компаний в сфере нанотехнологий.

В целях формирования инновационной инфраструктуры специалистами Корпорации была разработана и принята наблюдательным советом «Концепция Нанотехнологических центров ГК «Роснанотех».

В рамках ее реализации предполагается создание сети объектов инновационной инфраструктуры, ориентированных на повышение эффективности процессов коммерциализации технологий в сфере наноиндустрии. Нанотехнологический центр будет представлять собой комплекс, оснащенный необходимым специализированным экспериментальным, диагностическим, метрологическим, научно-технологическим и производственным оборудованием и управляемый командой, состоящей из научных сотрудников, технологов, инженеров, инновационных менеджеров и маркетологов.

В рамках функционирования Нанотехнологических центров будут решены проблемы, связанные со слабым развитием инфраструктуры в части технологического оборудования, а также низкого уровня предоставляемых консультационных услуг в сфере маркетинга и менеджмента для инновационных стартапов. В целом, работа таких центров будет ориентирована на осуществление начальных этапов технологического трансфера, а именно: проведение опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, подготовку рабочей документации и технологических условий, отработку технологий производства, выпуск опытных партий продукции и так далее.

В результате их работы будут создаваться инновационные компании и внедряться новые технологии путем продажи патентов и лицензий. Схема работы такого центра отражена на рисунке 8.

Рисунок 8. Схема коммерциализации Технологий

В ходе реализации Концепции ГК «Роснанотех» планируется создание до 19 центров, отбор которых будет осуществляться на основе открытого конкурса. Анализ проектов будет проводиться в рамках научно-технической и инвестиционной экспертиз с целью выявления всех проектных рисков. Первый конкурс по отбору проектов был объявлен в середине декабря 2009 года, его итоги были подведены 26 марта 2010 года.

В 2009 году наблюдательным советом ГК «Роснанотех» подготовлены и утверждены три инфраструктурных проекта. Первый из них - «Создание инфраструктуры по обеспечению высокочистыми химическими и биохимическими реактивами» - нацелен на оперативное снабжение необходимой продукцией российских научно-исследовательских институтов и производств, работающих в сфере высоких технологий, а также замещение импортных реактивов российскими. Продукция второго проекта - «Расширение серийного производства и коммерциализация перспективной продукции группы компаний Semiteq в части технологического оборудования для молекулярно-пучковой эпитаксии и планарного процессинга - является необходимым элементом разработки и производства исходных материалов для широкого спектра высокотехнологичных отраслей экономики, таких как микроэлектроника, оптоэлектроника, солнечная энергетика, связь и коммуникации. Проект «Создание технологического центра 3D сборки с производством электронных наноматериалов и 3D изделий» позволит обеспечить российских производителей электроники компонентной базой, созданной с использованием передовой технологии сборки, снизить себестоимость продукции и уменьшить их зависимость от импорта.

§1.2 Модернизация человеческого капитала

Деятельность Корпорации в сфере образования нацелена на создание кадрового потенциала наноиндустрии через поддержку программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров, в первую очередь, для сотрудников проектных компаний, получивших поддержку ГК «Роснанотех». В августе 2009 года наблюдательный совет Корпорации утвердил Концепцию образовательной деятельности ГК «Роснанотех». Одним из ее базовых принципов является конкурсный отбор образовательных программ, заказываемых Корпорацией для своих проектных компаний. Была создана Конкурсная комиссия, куда вошли руководители подразделений Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, Российской академии наук, Российской академии образования, РНЦ «Курчатовский институт», ГК «Роснанотех», а также независимые эксперты.

Выработан алгоритм проведения конкурсов образовательных программ, в основу которого положен принцип максимального вовлечения работодателей в разработку технического задания, а затем и в реализацию и/или мониторинг программ и оценку их эффективности.

Согласно утвержденной Концепции, к 2015 году должно быть разработано и апробировано по заказу работодателей 96 образовательных программ, но уже 2009 год показал, что активность проектных компаний выше ожидавшейся, и планы были скорректированы в сторону увеличения количества программ, что отражено в таблице 3.

Таблица 3. Распределение плана подготовки образовательных программ по годам (количество программ, нарастающий итог)

В 2009 году начато финансирование первого образовательного проекта ГК «Роснанотех» - международной программы МИСиС/МФТИ «Нанодиагностика, метрология, стандартизация и сертификация продукции нанотехнологий», в рамках которой в 2010 году будут подготовлены специалисты, остро необходимые наноиндустрии.

Кроме того, в отчетный период началась разработка профессиональных стандартов для наноиндустрии. В этой работе принимают участие АНО «Национальное агентство развития квалификаций» (РСПП), РНЦ «Курчатовский институт» и около 60 предприятий, университетов, НИИ, имеющих опытное производство. Профстандарты призваны помочь вузам учитывать запросы работодателей при планировании своих программ профессиональной подготовки.

В 2009 году Корпорация приступила к созданию электронного реестра российских и зарубежных вузов и программ по нанотехнологиям и управлению инновациями, основной функцией которого станет обеспечение предприятий наноиндустрии информацией для организации обучения сотрудников и кадрового поиска. Апробация реестра и его запуск в эксплуатацию планируется уже в 2010 году.

Еще одним направлением образовательной деятельности станет изучение и использование зарубежного опыта в программах подготовки кадров для проектных компаний, начиная от стажировок преподавателей вузов - победителей конкурсов в зарубежных университетах, приглашения ведущих зарубежных специалистов (в том числе, соотечественников) и заканчивая созданием совместных программ и/или приобретением программ лучших мировых университетов с последующей их адаптацией в российских вузах.

Список используемой литературы

1.http://aviapanorama.ru/ShowArticle.aspx?ID=1&AspxAutoDetectCookieSupport=1

2.

Http://slon.ru/news/502970/?sphrase_id=240938, сообщил Медведев в своем выступлении в Давосе 08.02.2011

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об