Внутренние и внешние функции государства. Каковы внутренние и внешние функции государства в современном мире

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Рубрика (тематическая категория) Государство

По сферам деятельности различаются внутренние и внешние функции. Внутренние функции реализуются во внутренней политике и направлены на решение задач внутри страны, а внешние функции реализуются в международном общении с другими государствами и международными организациями Экологическая и экономическая функции, а также функция охраны прав и свобод человека являются как внутренними, так и внешними. Экология является одной из глобальных проблем современности и, напр., бороться с глобальным потеплением климата исключительно в рамках внутренней политики невозможно. Экономика в современных условиях глобализации и международного разделœения труда также имеет международный характер.
Размещено на реф.рф
В области защиты прав и свобод человека широко осуществляется международное сотрудничество.

Внутренние функции:

1) экономическая функция (т. е. обеспечение благоприятных условий экономического развития);

2) социальная функция (т. е. обеспечение благосостояния всœех социальных групп, в частности здравоохранение, образование, социальное обеспечение, охрана труда, сюда же можно отнести развитие культуры, хотя многие ученые выделяют культурно-воспитательную функцию в качестве самостоятельной);

3) экологическая функция (т. е. обеспечение благоприятного для жизни человека состояния окружающей среды и охрана природы) 4) функция охраны правопорядка, прав и свобод человека и гражданина;

5) функция обеспечения безопасности граждан в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

6) некоторые ученые выделяют также финансовую функцию (т. е. налогообложение), эта функция не является самоцелью, она направлена на создание условий для осуществления государством всœех прочих своих как внутренних, так и внешних функций.

Внешние функции:

1) оборона страны (а в мирное время – поддержание на должном уровне ее обороноспособности); 2)обеспечение мира и международной безопасности (основным инструментом в данном остается ООН и ее Совет Безопасности) 3) функция международного сотрудничества по самым разным вопросам. Вместе с тем, в качестве не только внутренних, но и внешних функций можно понимать и экологическую, экономическую функции и функцию защиты прав человека.

15. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА

Государственный механизм – система гос. органов и иных организаций, посредством которых государство осуществляет свои функции.

Структура государственного механизма:

1) гос. аппарат – совокупность гос. органов, наделœенных властными полномочиями для реализации гос. власти;

2) гос. учреждения и гос. предприятия. Не имеют властных полномочий, но их деятельность непосредственно направлена на реализацию функций государства. Гос. учреждения - ϶ᴛᴏ некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность по выполнению функций государства в различных сферах. Напр., организации образования, здравоохранения, библиотеки. Гос. предприятия - ϶ᴛᴏ коммерческие организации, их деятельность тесно связана с осуществлением функций государства. Напр.
Размещено на реф.рф
монетные дворы, аффинажные заводы и т. п.

Структура государственного механизма определяется правовыми формами деятельности государства: 1) правотворчество, 2) управление и 3) охрана права. Соответственно различаются и три вида гос. органов: 1) законодательные, 2) исполнительные и 3) судебные.

Особенности структуры гос. механизма в России:

1. Строгое разграничение гос. и муниципальных органов, гарантируется относительная независимость органов местного самоуправления от государства.

2. Принцип разделœения властей проводится не в полном объёме. Президент стоит как бы над системой разделœения властей, символизируя единство нации и координируя деятельность всœех ветвей власти, является гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Имеет огромные полномочия в сфере исполнительной власти, практически руководит работой Правительства и его главы. Президент имеет огромные полномочия, от президентской республики он взял полномочия в сфере исполнительной власти, от парламентарной – право роспуска Госдумы. Кроме того Президент разбил страну на ʼʼокругаʼʼ, назначив своих ʼʼполномочных представителœейʼʼ.

3. Законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием. Верхняя палата формируется из ʼʼпредставителœейʼʼ от законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации. Нижняя палата избирается населœением при смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе.

4. Исполнительная власть осуществляется Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (которые могут иметь свои территориальные органы) и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

5. Судебная власть осуществляется федеральными судами и мировыми судьями. К фед. судам относятся: 1) ВС и возглавляемая им система судов общей юрисдикции; 2) ВАС и возглавляемая им система арбитражных судов; 3) КС.

6. Прокуратура – система независимых правоохранительных органов во главе с генеральным прокурором. Осуществляет прокурорский надзор за соблюдением законов, уголовное преследование и обвинœение по уголовным делам в суде.

16. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Государственный орган - ϶ᴛᴏ структурно обособленное звено государственного аппарата͵ обладающее следующими основными признаками:

1) осуществляет от имени государства его задачи и функции;

2) обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий (он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией);

3) имеет определœенную компетенцию, т. е. закрепленную за ним совокупность прав и обязанностей и функций;

4) имеет, как правило, территориальный масштаб деятельности;

5) характеризуется определœенной структурой т. е. строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам);

6) образуется в порядке, установленном законом.

Государственные органы классифицируются по функциям (законодательные, исполнительные, судебные), структуре (единоличные и коллегиальные) компетенции (общей компетенции, напр.
Размещено на реф.рф
Правительство РФ, отраслевые и межотраслевые, напр.
Размещено на реф.рф
федеральные министерства и ведомства), сферам деятельности (напр., органы внутренних дел и органы внешних сношений, напр.
Размещено на реф.рф
МИД, его дипломатические и консульские представительства)

Форма государства - ϶ᴛᴏ организация политической власти в государстве, взятая в единстве трех ее базовых элементов: 1) формы правления 2) формы государственного устройства и 3) политического режима.

Форма правления - ϶ᴛᴏ организация верховной власти государства, характеризующаяся особым источником власти и особым взаимным отношением высших органов государства между собой Основные формы правления – монархия и республика. Монархия должна быть абсолютной, сословно-представительной, конституционной (в том числе дуалистической или парламентарной). Республика должна быть советской, президентской (дуалистической), парламентарной и смешанной.

Форма государственного устройства – политико-территориальное и административно-территориальное устройство государства, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом. Различают федерации и унитарные государства. Все более сложным становится вопрос об отличии федерации от международной организации.

Политический режим - ϶ᴛᴏ совокупность способов и методов фактического осуществления политической власти. Виды политического режима: демократизм и авторитаризм, либерализм и тоталитаризм а также разные их комбинации.

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА" 2017, 2018.

  • 6. Основные теории происхождения права.
  • 7. Основные закономерности возникновения государства и права. Неолитическая революция.
  • 8. Основные подходы к понятию государства.
  • 9. Признаки государства.
  • 10. Типология государства: понятие, основные подходы.
  • 11. Основные подходы к определению сущности государства.
  • 12. Функции государства: понятие, виды, содержание.
  • 13. Внутренние функции государства: общая характеристика.
  • 14. Внешние функции государства: общая характеристика.
  • 15. Государственная власть: понятие, сущность, признаки.
  • 16. Механизм государственной власти: понятие, принципы формирования и функционирования, элементы.
  • 17. Понятие, признаки и виды государственных органов.
  • 18. Принцип разделения властей как основа функционирования органов государственной власти.
  • 19. Форма государства: понятие, элементы. Монократическая, поликратическая и сегментарная формы государства.
  • 20. Форма правления: понятие, критерии выделения, виды.
  • 21. Монархическая форма правления: понятие, признаки, виды.
  • Виды монархий По объёму ограничений
  • 22. Республиканская форма правления: понятие, признаки, виды.
  • 23. Смешанные и нетипичные формы правления: понятие, виды, особенности, причины появления.
  • 24. Форма государственного устройства: понятие, критерии выделения, признаки, виды.
  • 25. Федеративная форма государственного устройства: понятие, признаки, виды федераций.
  • 26. Унитарная форма государственного устройства: понятие, признаки. Автономия в унитарном государстве.
  • 27. Формы внешнего государственного устройства: конфедерация, уния, союз, содружество.
  • 28. Политический (государственно-правовой) режим: понятие, виды, признаки.
  • 29. Демократический политический (государственно-правовой) режим: понятие, признаки.
  • 30. Антидемократические политические (государственно-правовые) режимы.
  • 31. Государство как основной элемент политической системы общества.
  • 32. Понятие и принципы правового государства.
  • 33. Гражданское общество: понятие, элементы, условия формирования и функционирования.
  • 34. Право: понятие, признаки. Естественное и позитивное право. Объективное и субъективное право.
  • 35. Принципы права: понятие и виды.
  • 36. Функции права: понятие, виды.
  • 37. Право в системе социального регулирования(понятие и виды социальных норм, место норм права в системе социальных норм).
  • 38. Соотношение права и морали.
  • 39. Основные подходы к пониманию и происхождению права (юридический позитивизм, социологический позитивизм, теория естественного права, психологическая теория).
  • 40. Правовой статус личности: понятие и элементы.
  • 41. Виды правового статуса личности.
  • 42. Права, свободы и обязанности как элементы правового статуса личности.
  • 43.Правовое регулирование: понятие, признаки. Правовое регулирование и правовое воздействие.
  • 44. Способы и методы правового регулирования.
  • 45. Предмет, сфера и пределы правового регулирования.
  • 46. Типы правового регулирования.
  • 47. Стадии правового регулирования.
  • 48. Механизм правового регулирования: понятие, элементы.
  • 13. Внутренние функции государства: общая характеристика.

    ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА- основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

    Внутренние функции государства:

    Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

    Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

    Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

    Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

    Социальная функция - обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

    Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

    Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

    Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

    14. Внешние функции государства: общая характеристика.

    ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - основные направления деятельности государства на международной арене.

    Внешние функции государства:

    Внешнеполитическая функция - развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

    Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

    Функция поддержания мирового порядка - участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

    Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

    15. Государственная власть: понятие, сущность, признаки.

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ- Система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории.

    Во-первых, государственная власть, как и любая власть, – это способность или возможность при помощи каких-либо средств воздействовать на чье-то поведение, распоряжаться или управлять кем-то, подчинять своей воле других. Именно так или почти так чаще всего определяется власть.

    Во-вторых, государственная власть является разновидностью социальной власти, т.е. власти общественной, власти, которая возникает и проявляется в отношениях между людьми.

    В-третьих, государственная власть – это публичная власть, т.е. власть, которая носит не частный, а всеобщий, всенародный характер. Она распространяется на общество в целом, на всех его членов и все их объединения.

    Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть - великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

    Особенностью государственной власти является и то, что её субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчётливо разделены.

    Государственная власть реализуется через государственное управление - целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

    Ещё одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующий механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что её практически олицетворяет, приводит в деятельности, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими.

    Государственная власть может быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становиться неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют центральной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у неё и предметно-материальные источники силы - вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является её гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Применение всей наличной сила имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.

    Государственная власть:

    Является властью публичной (официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти);

    Является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства,так и за его пределами;

    Осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);

    Обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);

    Обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства (для формирования бюджета - казны государства);

    Распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

    Издает нормативно-правовые акты.

    Внутренние функции государства - это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества.

    К числу внутренних относятся функции:

    1) экономическая - реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу. Объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном. Действующая Конституция предписывает государству обеспечивать свободу экономической деятельности в Российской Федерации и поддерживать добросовестную конкуренцию, исключая монополизацию. Конституция также провозглашает равенство и защиту всех форм собственности в стране. Для экономической системы Российской Федерации свойственно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности проводится различными правовыми нормами, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам;

    2) финансовая - осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции Российского государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

    3) социальная - речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная функция Российского государства направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значение социальной функции государства в настоящее время весьма велико;

    4) политическая - данная функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

    5) экологическая - это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов. Содержание экологической политики Российского государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования, по переоснащению предприятий с точки зрения их экологической безопасности;

    6) культурная - направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

    7) охраны правопорядка, прав и свобод граждан - эта функция содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства. Самое важное в характеристике правоохранительной функции - это возможность использовать государственное принуждение, необходимое для поддержания порядка в обществе;


    8) обеспечения общественной безопасности - деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности.

    Внешние функции государства - функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

    В последние десятилетия произошли значительные изменения не только в России, но и во всем мире. Проблемы глобального противостояния и прямой угрозы ядерной войны стали не так актуальны. Значительные изменения произошли и в основных внешних функциях Российского государства. В частности, одни из них отпали (функции помощи развивающимся странам, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими государствами), а другие, наоборот, обрели дальнейшее развитие в соответствии с новыми условиями развития (функции борьбы за мир, обороны страны), некоторые функции - возникли вновь (интеграции в мировую экономику, сотрудничества со странами СНГ и т. д.). Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

    1) последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

    2) создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ.

    Можно выделить две основные внешние функции Российского государства:

    1 . Военную - в содержание данной функции государства входит ведение войн, оборона страны в военное время, обеспечение готовности к обороне в мирное время, охрана государственных границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия.

    Современными мировыми государствами, в том числе и Российским государством, признана доктрина «достаточной обороны» , которая состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в России и мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов.

    2 . Функцию сотрудничества с другими государствами - она в разных сферах деятельности становится объективно необходимой для всех современных государств, в том числе и для Российской Федерации. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций , работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.

    Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

    1 ) в экономике;

    2 ) поддержании мира и мирового правопорядка;

    3 ) природоохранительной деятельности;

    4 ) борьбе с международной преступностью;

    5 ) сфере науки, культуры, образования;

    6 ) решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

    Внутренние функции государства -- это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).

    1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

    На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Матузов Н.И., Малько А.В. Указ.соч. с.57

    В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

    2. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

    Социальная политика правового государства предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

    Только в условиях свободы и экономической самостоятельности производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

    3. Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль над правильностью расходование налогов.

    Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества.

    4. Функция охраны правопорядка -- это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.

    Государство призвано реально обеспечивать, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т. д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране -- задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.

    5. Экологическая (природоохранительная) функция -- стала в последние десятилетия одной из наиболее актуальных. Это связано с тем, что экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства.

    6. Функция государства по обороне страны от внешнего нападения -- составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государства существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности.

    Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время - это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.

    Поскольку оборона страны подразумевает пассивную связь с другими государствами, эту функцию можно рассматривать как в категории внутренних, так и в категории внешних.

    Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Они представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Разные авторы включают в эту категорию разные функции. Рассмотрим некоторые из них.

    Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами -- это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

    Функция интеграции в мировую экономику подразумевает международное разделение труда, кооперирование и специализацию производства, обмен новейшими технологиями, координацию товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, такие как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие.

    Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообщество. Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.

    В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления. Примером таких политических союзов может служить Европейское сообщество, имеющее общие межгосударственные законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств.

    Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности -- постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений.

    Многие вопросы политического характера государства решают непосредственно дипломатическим путем, на основе дву- или многосторонних переговоров.

    Борьба с международной преступностью стала одной из важных внешних функций последнего времени, что связано с широкими масштабами международной преступности. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,2002. с.7 Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

    Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

    Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправительственными организациями (например, Всемирной организацией демократической молодежи, Международным союзом архитекторов, Международным союзом студентов). В рамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляются обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.

    Сотрудничество в области охраны окружающей среды - это жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Эта функция объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете и имеет всеохватывающий характер. Она активно проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии, электроники. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.

    Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество. Хропанюк В.Н. Указ.соч. с.163

    Представляют собой основные направления деятельности власти, которые обуславливаются ее целями и задачами. Их нельзя отождествлять с работой отдельных органов, являющихся частью госаппарата. Далее будет рассмотрена характеристика внутренних функций государства.

    Сферы деятельности

    По этому критерию выделяют внешние и внутренние функции Российского государства. Последние представляют собой направления деятельности, касающиеся жизни общества в пределах страны. В каждом государстве, вне зависимости от формы правления или устройства, решается ряд основополагающих задач, которые касаются социального, экономического развития, обеспечения контроля и безопасности. В последнее время все большую актуальность приобретают и экологические проблемы. Таким образом, к внутренним функциям государства относятся:


    Экономические функции государства

    Они выражаются в выработке и последующей координации стратегических направлений совершенствования хозяйства страны в оптимальном режиме. Экономические функции государства реализуются посредством:

    1. Формирования бюджета и контроля его расходования.
    2. Определения общих программ по развитию экономики страны.
    3. Создания условий для использования гражданами права собственности.
    4. Стимулирования приоритетных отраслей.
    5. Формирования благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.

    Механизмы контроля

    В государстве, которое функционирует в рамках рыночной экономики, в регулировании практически не используются административные методы. В таком режиме проявляется самостоятельность и свобода собственника. Это обеспечивает действительное равенство и независимость и потребителей, и производителей благ. Внутренние функции государства в сфере хозяйствования реализуются с помощью:


    Главные направления

    Основные внутренние функции государства в сфере хозяйствования преимущественно состоят в регулятивных, консультационных, стимулирующих действиях. В современных условиях общество решает, какие органы управления ему требуются, в чем будет состоять их работа. Деятельность государства заключается также в непосредственном руководстве госпредприятиями, заведениями, учреждениями. Здесь власть выступает в качестве собственника производственных средств, субъекта, выпускающего материальные услуги и блага.

    Социальная сфера

    Внутренние функции государства проявляются в обеспечении определенных категорий населения средствами для сохранения соответствующего качества жизни. Другими словами, за счет общества в особенных случаях и специальными мерами осуществляется защита личности, формируются благоприятные условия для населения вне зависимости от степени их непосредственного участия в создании благ. Внутренние функции государства в социальной сфере предполагают выделение средств на здравоохранение, просвещение, культурный отдых, отлаженную работу связи и транспорта, строительство жилья. Этим обеспечивается реализация конституционных прав граждан.

    Способы обеспечения

    Социальное регулирование осуществляется с помощью:

    1. Пенсионной системы. Для всех граждан, уволившихся с предприятий в связи с достижением определенного возраста, назначаются выплаты. Их размер рассчитывается с учетом стажа, особенностей деятельности, прочих факторов.
    2. Системы компенсаций и пособий. Эти выплаты осуществляются за счет средств специальных фондов. Они отличаются по источникам, субъектам, целям, характеру. Например, существуют пособия по безработице, компенсации за временную нетрудоспособность и так далее.
    3. Социального обслуживания. Оно состоит и в бесплатном предоставлении услуг, и в обеспечении нуждающихся определенными предметами и средствами. Например, престарелые граждане, инвалиды, сироты пребывают в специализированных учреждениях.

    Финансовый контроль

    Внутренние функции государства в бюджетной сфере касаются выявления и учета доходов производителей. В соответствии с законодательством часть прибыли в виде налогов направляется в госбюджет. На государстве лежит обязанность по контролю правильности распределения поступивших средств. Эффективная система учета позволяет накапливать доходы для последующего их расходования на первостепенные нужды общества.

    Охрана порядка

    Правоохранительная функция государства состоит в деятельности, которая направлена на обеспечение полного и точного исполнения предписаний законодательства всеми субъектами отношений. В демократической стране, общественная жизнь в которой базируется на справедливых нормах, интересы населения, личности и самого государства охраняются от всех неправомерных посягательств. Центральную позицию в правозащитной деятельности занимает человек и гражданин. В этой связи, охраняя его права и свободы, государство обеспечивает и собственную безопасность. В РФ в качестве одного из ключевых звеньев в этой сфере выступает прокуратура. Это особый правовой институт, занимающийся надзором за соблюдением свобод и прав человека и гражданина, законодательных предписаний. Немалое значение в реализации правоохранительной деятельности имеют суды. Государство обязано создать условия, при которых юридическая защита осуществляется компетентными органами.

    Решение экологических проблем

    Природоохранительная деятельность жизненно важна для любого государства. Окружающая среда, выступая в качестве объекта совместного проживания народов, нуждается в нравственно чутком и рациональном отношении. Природоохранная деятельность состоит в поддержании благоприятного экологического состояния планеты, предотвращении деградации в ходе общественного развития, восстановлении оптимальных природных условий, поддержании равновесия. Среди приоритетных направлений работы государства в этой сфере следует отметить:


    Экологическая безопасность составляет часть защиты человека. Только при комплексном рассмотрении задач по рациональному природопользованию, охране среды может гарантироваться право населения на благоприятные условия жизни. Формирование эффективной системы безопасности может обеспечиваться только за счет усилий специально уполномоченных государственных структур и современных общественных объединений.

     
    Статьи по теме:
    Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
    Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
    Измерение валового регионального продукта
    Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
    Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
    Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
    Корректирующие коэффициенты енвд
    К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об