Новые правила переводов денежных средств. Переводы денежных средств

2.3. Порядок осуществления перевода денежных средств в Российской Федерации

В настоящее время в Российской Федерации порядок осуществления перевода денежных средств регламентируется Положением Банка России № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов (см. рис. 2.3.1.):

Рис. 2.3.1. Формы безналичных расчетов.

Формы безналичных расчетов выбираются клиентами банков самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами.

Клиенты банков составляют распоряжения о переводе денежных средств, на основании которых осуществляется перевод денежных средств. Общим термином «распоряжения» Банк России обозначил все документы, на основании которых кредитные организации осуществляют переводы денежных средств. Положение № 383-П устанавливает подробные описания и характеристики следующих распоряжений :

платежное поручение;

– инкассовое поручение;

платежное требование;

– платежный ордер.

Перечисленные формы распоряжений применяются в рамках всех форм безналичных расчетов. Помимо четырех указанных форм распоряжений, в практике банковской деятельности могут быть использованы и другие виды распоряжений, для которых Положением не установлены перечень реквизитов и формы. Если кредитная организация использует в своей деятельности «нестандартные» распоряжения, то их формы, реквизиты и порядок работы с ними должны быть утверждены внутренними документами кредитной организации.

К расчетным (платежным) документам, кроме распоряжений о переводе денежных средств, относятся так же банковские ордера.

По данным Банка России, в январе-сентябре 2013 года в России было использовано 3 242,9 млн. ед. платежных документов на сумму 321 333,4 млн. руб., из них 97,2 % – платежные поручения, 0,6 % – платежные требования и инкассовые поручения, 0,0 % – чеки, около 2 % – банковские ордера.

Распоряжения могут быть составлены как в электронном виде (в т. ч. с использованием электронных средств платежа), так и на бумажных носителях. На основании распоряжения плательщика, банк плательщика может составлять распоряжение и осуществлять разовый и периодический перевод денежных средств.

В схеме перевода денежных средств составителями распоряжений о переводе денежных средств могут выступать:

– плательщики;

– получатели средств;

– взыскатели средств (т. е. лица или органы, имеющие право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков);

В качестве плательщиков и получателей средств выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, банки.

Кредитные организации осуществляют переводы денежных средств в рублях по банковским счетам своих клиентов, а также без открытия банковских счетов на основании распоряжений о переводе. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам посредством:

– списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств;

– списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачи наличных денежных средств получателям средств – физическим лицам;

– списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств.

– Кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством:

– приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика – физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

– приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика – физического лица и выдачи наличных денежных средств получателю средств – физическому лицу;

– приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика – физического лица и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств;

– уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

– уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и выдачи наличных денежных средств получателю средств – физическому лицу;

– уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств.

Рассмотрим подробнее формы безналичных расчетов.

1. Расчеты платежными поручениями. При расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщика (для физического лица) получателю средств, указанному в распоряжении плательщика.

Схематично расчеты платежными поручениями можно изобразить следующим образом (см. рис. 2.3.2. и 2.3.3.).

Рис. 2.3.2.Схема расчетов платежными поручениями по банковскому счету плательщика.

Исходя из требований регулятора, вытекающих из Положения № 383-П, можно определить, когда кредитная организация применяет расчетный (платежный) документ в виде платежного поручения.

Рис. 2.3.3. Схема расчетов платежными поручениями без открытия банковского счета плательщика.

Во-первых, юридические и физические лица могут давать распоряжения о списании денежных средств с их банковских счетов, в том числе о переводе денежных средств со счета по вкладу (депозиту). Распоряжение может быть составлено на общую сумму с реестром, в который включены распоряжения одной группы очередности о переводе денежных средств нескольким получателям.

Во-вторых, юридические лица могут давать распоряжения о проведении расчетов без открытия счета, в том числе с использованием средств электронного платежа, для перевода электронных денежных средств с банковского счета клиента на счет банка. В ином случае юридическое лицо может представить распоряжение в электронном виде на перечисление денежных средств, в том числе посредством перевода электронных денежных средств, на основании которого банк составит расчетный документ – платежное поручение.

В аналогичном порядке плательщик-физическое лицо дает распоряжение о переводе денежных средств без открытия банковского счета, которое может быть составлено в виде заявления. Форма распоряжения о переводе денежных средств без открытия банковского счета плательщика-физического лица на бумажном носителе устанавливается кредитной организацией или получателями средств по согласованию с банком. В нем должны быть указаны реквизиты плательщика, получателя средств, банков, сумма перевода, назначение платежа, иная информация по согласованию с банком. На основании распоряжения плательщика-физического лица, предоставленного в электронном виде или на бумажном носителе, кредитная организация составляет расчетный документ – платежное поручение и осуществляет расчеты. На основании распоряжений плательщиков-физических лиц кредитная организация может составить платежное поручение на общую сумму и направить его банку-получателю реестра или распоряжений плательщиков-физических лиц.

В-третьих, сам банк может выступать плательщиком или получателем денежных средств. Он вправе самостоятельно разработать форму распоряжения, на основании которого будет составляться платежное поручение, за исключением случая, когда плательщиком является сам банк, а получателем – клиент банка. Тогда перевод денежных средств на банковский счет клиента-получателя средств осуществляется банком на основании составляемого им расчетного документа – банковского ордера. Если плательщиком является банк, перевод денежных средств на банковский счет клиента – получателя средств может осуществляться банком на основании составляемого им банковского ордера.

Платежное поручение как расчетный документ выполняет функцию распоряжения либо расчетного документа, составленного на основании распоряжения, для осуществления безналичных расчетов платежными поручениями, расчетов по аккредитиву, расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Отметим, что платежное поручение действительно для представления в банк в течение 10 календарных дней со дня его составления.

2. Расчеты по аккредитиву. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по распоряжению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями, обязуется осуществить перевод денежных средств получателю средств при условии представления получателем средств документов, предусмотренных аккредитивом и подтверждающих выполнение иных его условий, либо предоставляет полномочие другому банку на исполнение аккредитива.

Таким образом, можно выделить следующие особенности аккредитивной формы расчетов:

– получатель средств прежде, чем получить деньги, должен выполнить условия, предусмотренные аккредитивом, например, он сначала должен отгрузить товар и предоставить в свой банк документы, подтверждающие отгрузку;

– получатель средств до выполнения своей части договора (например, до отгрузки товара) знает, что деньги для него у покупателя задепонированы или имеется банковская гарантия на случай невыполнения покупателем обязательств по переводу денежных средств;

– со стороны плательщика важным условием является тот факт, что поставленный товар будет надлежащего качества, в согласованном объеме и ассортименте (для этого в условиях аккредитива нужно указать, что продавец должен представить в банк определенные документы, подтверждающие качество, количество и ассортимент товара).

Банк, действующий по распоряжению плательщика об открытии аккредитива, называется банком-эмитентом. В качестве исполняющего банка может выступать банк плательщика, банк получателя средств или иной банк. Банк-эмитент вправе открыть аккредитив от своего имени и за свой счет. В этом случае банк-эмитент является плательщиком.

Реквизиты и форма (на бумажном носителе) аккредитива устанавливаются банком. В аккредитиве должна быть указана следующая обязательная информация:

– номер и дата аккредитива;

– сумма аккредитива;

– реквизиты плательщика;

– реквизиты банка-эмитента;

– реквизиты получателя средств;

– реквизиты исполняющего банка;

– вид аккредитива;

– срок действия аккредитива;

– способ исполнения аккредитива;

– перечень документов, представляемых получателем средств, и требования к представляемым документам;

– назначение платежа;

– срок представления документов;

– необходимость подтверждения (при наличии);

– порядок оплаты комиссионного вознаграждения банков.

В аккредитиве может быть указана иная информация.

В России могут использоваться следующие разновидности аккредитивов .

Покрытый (депонированный) аккредитив . Такая форма аккредитива наиболее распространена, она предусматривает, что покупатель открывает счет в банке (банке-эмитенте) и вносит на него денежные средства в сумме, необходимой для оплаты аккредитива (либо берет их в этом банке в кредит под обеспечение). Эти средства банк-эмитент перечисляет на корреспондентский счет исполняющего банка. Когда наступает время исполнения аккредитива, исполняющий банк перечисляет средства, находящиеся у него на корреспондентском счете, на счет продавца (см. рис. 2.3.4.).

Рис. 2.3.4. Схема расчетов по депонированному аккредитиву.

Исполняющий банк сообщает условия поступившего от банка-эмитента аккредитива получателю средств. Перевод денежных средств в исполняющий банк в качестве покрытия по покрытому (депонированному) аккредитиву осуществляется платежным поручением банка-эмитента с указанием информации, позволяющей установить аккредитив, в том числе дату и номер аккредитива. Получатель средств может представить документы непосредственно в банк-эмитент. По покрытому (депонированному) аккредитиву банк-эмитент обязан запросить у исполняющего банка подтверждение, что получателем средств документы в исполняющий банк не представлялись, и вправе потребовать от исполняющего банка возврата суммы покрытия на основании запроса, подтверждающего представление документов получателем средств в банк-эмитент, а в случае подтвержденного аккредитива – также исполнение аккредитива банком-эмитентом. В этом случае исполняющий банк осуществляет возврат суммы покрытия не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса банка-эмитента. Исполнение аккредитива осуществляется посредством перевода денежных средств платежным поручением исполняющего банка на банковский счет получателя средств или посредством зачисления соответствующей суммы на банковский счет получателя средств в исполняющем банке. После исполнения аккредитива исполняющий банк направляет банку-эмитенту извещение об исполнении аккредитива с указанием суммы исполнения и приложением представленных документов не позднее трех рабочих дней после дня исполнения аккредитива. При установлении несоответствия по внешним признакам документов, принятых исполняющим банком от получателя средств, условиям аккредитива банк-эмитент вправе требовать от исполняющего банка возврата сумм, выплаченных получателю средств за счет переведенного в исполняющий банк покрытия (по покрытому (депонированному) аккредитиву), возмещения сумм, списанных с корреспондентского счета, открытого в исполняющем банке, либо отказать исполняющему банку в возмещении сумм, выплаченных получателю средств (по непокрытому (гарантированному) аккредитиву). При закрытии покрытого (депонированного) аккредитива возврат неиспользованных денежных средств банку-эмитенту осуществляется платежным поручением исполняющего банка не позднее рабочего дня, следующего за днем закрытия аккредитива.

Непокрытый (гарантированный) аккредитив . Стороны могут договориться об использовании непокрытого аккредитива. В таком случае банк-эмитент не перечисляет денежные средства в исполняющий банк, но когда наступает время исполнения аккредитива, исполняющий банк списывает необходимую сумму с открытого у него счета банка-эмитента на расчетный счет продавца. В таком случае банк покупателя гарантирует оплату банку продавца. В свою очередь покупатель должен гарантировать оплату банку, предоставив обеспечение. Преимущество такой формы аккредитива для покупателя заключается в том, что для открытия аккредитива не требуется выводить из оборота собственные денежные средства (см. рис. 2.3.5.)

Рис. 2.3.5. Схема расчетов по гарантированному аккредитиву.

При исполнении непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющий банк вправе не осуществлять исполнение аккредитива до поступления денежных средств от банка-эмитента, за исключением случая подтверждения аккредитива подтверждающим банком.

Безотзывный аккредитив не может быть отменен по одностороннему заявлению покупателя без согласия продавца. Большинство аккредитивов безотзывные, поскольку это обеспечивает интересы поставщика. Согласие получателя средств на изменение условий безотзывного аккредитива может быть выражено посредством представления документов, соответствующих измененным условиям аккредитива. Условия безотзывного аккредитива являются измененными или безотзывный аккредитив является отмененным со дня, следующего за днем получения исполняющим банком заявления получателя средств с его согласием, о котором исполняющий банк извещает банк-эмитент не позднее трех рабочих дней начиная со дня поступления заявления получателя средств.

Однако обязательно нужно учитывать, что если прямо не указано, что аккредитив безотзывный, то он считается отзывным . При исполнении отзывного аккредитива исполняющий банк осуществляет исполнение аккредитива в полной сумме и на действующих условиях аккредитива если до представления документов получатель средств не получил от банка-эмитента извещения об отмене аккредитива или изменении других условий аккредитива, в части суммы аккредитива – при получении от банка-эмитента извещения об уменьшении суммы аккредитива.

При установлении соответствия представленных документов условиям аккредитива исполняющий банк осуществляет исполнение аккредитива. Исполнение аккредитива может осуществляться банком следующими способами:

– непосредственно по представлении документов в срок не позднее трех рабочих дней со дня принятия банком решения о соответствии представленных получателем средств документов условиям аккредитива, но не позднее трех рабочих дней после истечения пятидневного срока, установленного для проверки представленных документов;

– с отсрочкой исполнения в определенную (определенные) условиями аккредитива дату (даты) или установленный срок, начиная с даты совершения определенных действий, включая представление документов, отгрузку товаров;

– иным способом, предусмотренным условиями аккредитива.

При установлении несоответствия представленных документов по внешним признакам условиям аккредитива исполняющий банк вправе отказать в исполнении аккредитива, уведомив об этом получателя средств и банк-эмитент, мотивируя отказа. Исполняющий банк может предварительно запросить банк-эмитент о согласии принять представленные документы с расхождениями. В этом случае документы находятся на хранении в исполняющем банке до получения ответа банка-эмитента. Если плательщик дает банку-эмитенту согласие на принятие представленных документов с расхождениями, банк-эмитент вправе дать свое согласие исполняющему банку на исполнение аккредитива. При отказе плательщика в принятии документов с расхождениями банк-эмитент обязан уведомить об этом исполняющий банк с указанием в уведомлении на все расхождения, являющиеся причиной отказа.

3. Расчеты инкассовыми поручениями. Инкассовые поручения применяются:

– при расчетах по инкассо в случаях, предусмотренных договором;

– при расчетах по распоряжениям взыскателей средств.

Получателем средств может являться банк, в том числе банк плательщика.

Инкассовое поручение составляется, предъявляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе.

Применение инкассовых поручений при расчетах по инкассо осуществляется, во-первых, при наличии в договоре банковского счета между плательщиком и его банком условия о списании денежных средств с банковского счета, во-вторых, представлении плательщиком в банк плательщика сведений о получателе средств, имеющем право предъявлять инкассовые поручения к банковскому счету плательщика.

Право предъявления инкассовых поручений к банковскому счету плательщика может быть подтверждено получателем средств посредством представления в банк плательщика соответствующих документов.

Если получателем средств является банк плательщика, условие о списании денежных средств с банковского счета плательщика может быть предусмотрено договором банковского счета на основании составляемого банком банковского ордера.

Схема расчетов инкассовыми поручениями представлена на рисунке 2.3.6.

Рис. 2.3.6.Схема расчетов инкассовыми поручениями.

Инкассовое поручение взыскателя средств может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств. Банк получателя средств, принявший инкассовое поручение в целях взыскания денежных средств, обязан предъявить инкассовое поручение в банк плательщика.

Инкассовое поручение, предъявляемое через банк получателя средств, действительно для представления в банк получателя средств в течение 10 календарных дней со дня его составления.

4. Расчеты чеками. Данной, практически не используемой на сегодняшний день, форме расчетов в Положении № 383-П уделено несколько абзацев, сообщающих о том, что банк, желающий с ними работать, может разработать внутренние правила. Чек может содержать реквизиты, определяемые кредитной организацией; форма чека устанавливается кредитной организацией; кредитная организация обязана удостовериться в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом; чеки кредитных организаций применяются при осуществлении перевода денежных средств, за исключением перевода денежных средств Банком России. Схема расчетов представлена на рисунке 2.3.7.

Отметим, что чек служит распоряжением, но не расчетным (платежным) документом. На основании предъявленного к оплате чека кредитная организация должна сформировать свой расчетный (платежное поручение) или кассовый (расходный кассовый ордер) документ, обосновав тем самым движение денежных средств.

Рис. 2.3.7. Расчеты чеками.

5. Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) . При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств применяется в основном платежное требование.

Если получателем средств является банк (например, в случае когда прямым дебетованием осуществляется погашение задолженности заемщика по кредиту в его банке), списание денежных средств с банковского счета клиента-плательщика при наличии заранее данного акцепта плательщика может осуществляться банком в соответствии с договором банковского счета на основании составляемого банком банковского ордера (см. рис. 2.3.8.)

Платежное требование составляется, предъявляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе.

Платежное требование может быть предъявлено в банк плательщика через банк получателя средств.

Платежное требование, предъявляемое через банк получателя средств, действительно для представления в банк получателя средств в течение 10 календарных дней со дня его составления.

Рис. 2.3.8. Расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств.

6. Переводы электронных денежных средств. Эта форма безналичных расчетов регламентируется Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Банки могут осуществлять переводы, включающие различные преобразования электронных денежных средств в традиционные (наличные, безналичные) денежные средства и обратно, в том числе:

– переводы денежных средств по банковским счетам;

– переводы денежных средств без открытия банковских счетов.

В первом случае переводы осуществляются посредством списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка электронных денежных средств (ЭДС) получателей средств.

Во втором случае – при осуществлении переводов без открытия банковских счетов (у отправителя платежа) – возможны следующие варианты:

a) прием наличных денежных средств, распоряжения плательщика – физического лица и увеличение остатка ЭДС получателя средств;

b) уменьшение остатка ЭДС плательщика и зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств;

c) уменьшение остатка ЭДС плательщика и выдача наличных денежных средств получателю средств – физическому лицу;

d) уменьшение остатка ЭДС плательщика и увеличение остатка ЭДС получателя платежа.

Отметим, что в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ, банк, осуществляющий переводы электронных денежных средств, называется оператором электронных денежных средств .

При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств клиент предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств на основании заключенного с ним договора.

Отметим, что оператор электронных денежных средств не вправе предоставлять клиенту денежные средства для увеличения остатка электронных денежных средств клиента. Оператор электронных денежных средств не вправе осуществлять начисление процентов на остаток электронных денежных средств клиента.

Перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств.

Рассмотрим далее процедуры приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений и порядок их выполнения . Порядок выполнения таких процедур устанавливается кредитными организациями и доводится до клиентов, взыскателей средств, кредитных организаций в договорах, документах, разъясняющих порядок выполнения процедур приема к исполнению распоряжений, а также путем размещения информации в местах обслуживания клиентов.

Процедуры приема к исполнению распоряжений включают:

1) удостоверение права распоряжения денежными средствами (удостоверение права использования электронного средства платежа);

2) контроль целостности распоряжений;

3) структурный контроль распоряжений;

4) контроль значений реквизитов распоряжений;

5) контроль достаточности денежных средств.

Изучим каждый из указанных этапов подробнее.

1) Удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей. Удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения на бумажном носителе осуществляется банком посредством проверки наличия и соответствия собственноручной подписи и оттиска печати образцам, заявленным банку в карточке с образцами подписей и оттиска печати. При приеме к исполнению распоряжения физического лица об осуществлении перевода денежных средств без открытия банковского счета на бумажном носителе кредитная организация проверяет наличие собственноручной подписи. Удостоверение права использования электронного средства платежа осуществляется кредитной организацией посредством проверки номера, кода и (или) иного идентификатора электронного средства платежа.

2) Контроль целостности распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки неизменности реквизитов распоряжения. Контроль целостности распоряжения на бумажном носителе осуществляется банком посредством проверки отсутствия в распоряжении внесенных изменений (исправлений). Регистрация распоряжений в электронном виде, на бумажных носителях осуществляется в порядке, установленном банком, с указанием даты поступления распоряжения, при этом обязательной регистрации подлежат распоряжения взыскателей средств.

3) Структурный контроль распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки установленных реквизитов и максимального количества символов в реквизитах распоряжения. Структурный контроль распоряжения на бумажном носителе осуществляется банком посредством проверки соответствия распоряжения установленной форме.

4) Контроль значений реквизитов распоряжений осуществляется посредством проверки значений реквизитов распоряжений, их допустимости и соответствия. При поступлении распоряжения плательщика, требующего согласия третьего лица на распоряжение денежными средствами плательщика, банк плательщика осуществляет контроль наличия согласия третьего лица в порядке, установленном законодательством и договором. Согласие третьего лица на распоряжение денежными средствами плательщика может быть дано в электронном виде или на бумажном носителе способом, предусмотренным договором.

При поступлении распоряжения получателя средств, требующего акцепта плательщика, банк плательщика осуществляет контроль наличия заранее данного акцепта плательщика или при отсутствии заранее данного акцепта плательщика получает акцепт плательщика.

Заранее данный акцепт плательщика может быть дан в договоре между банком плательщика и плательщиком и (или) в виде отдельного сообщения либо документа, в том числе заявления о заранее данном акцепте. Заранее данный акцепт должен быть дан до предъявления распоряжения получателя средств. Заранее данный акцепт может быть дан в отношении одного или нескольких банковских счетов плательщика, одного или нескольких получателей средств, одного или нескольких распоряжений получателя средств.

Получение акцепта плательщика осуществляется банком плательщика посредством передачи распоряжения получателя средств либо уведомления в электронном виде или на бумажном носителе для акцепта плательщику и получения акцепта (отказа от акцепта) плательщика с составлением заявления об акцепте (отказе от акцепта) плательщика. Распоряжения получателей средств помещаются в очередь ожидающих акцепта распоряжений.

5) Контроль достаточности денежных средств на банковском счете плательщика осуществляется банком плательщика при приеме к исполнению каждого распоряжения многократно или однократно в порядке, установленном банком. При достаточности денежных средств на банковском счете плательщика распоряжения подлежат исполнению в последовательности поступления распоряжений в банк, получения акцепта от плательщика. При недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика распоряжения не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются), за исключением:

– распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

– распоряжений взыскателей средств;

– распоряжений, принимаемых банком к исполнению или предъявляемых банком в соответствии с договором.

Принятые к исполнению указанные распоряжения помещаются банком в очередь не исполненных в срок распоряжений для исполнения распоряжений в срок и в порядке очередности списания денежных средств с банковского счета, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности (см. рис. 2.3.9.).

Достаточность денежных средств по принятым к исполнению распоряжениям в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета определяется кредитной организацией исходя из суммы предоставленных клиентом денежных средств.

При осуществлении операций с использованием электронных средств платежа кредитная организация получателя средств в случаях, предусмотренных договором, получает согласие кредитной организации плательщика на осуществление операции с использованием электронного средства платежа. Этот процесс называется далее – авторизация . В случае положительного результата авторизации кредитная организация плательщика обязана предоставить денежные средства кредитной организации получателя средств в порядке, установленном договором.

При положительном результате процедур приема к исполнению распоряжения в электронном виде банк принимает распоряжение к исполнению и направляет отправителю распоряжения уведомление в электронном виде о приеме распоряжения к исполнению. В случае помещения распоряжения в очередь не исполненных в срок распоряжений в распоряжении и в уведомлении в электронном виде банк указывает дату помещения распоряжения в очередь. При положительном результате процедур приема к исполнению распоряжения на бумажном носителе банк принимает распоряжение к исполнению, подтверждает прием распоряжения к исполнению посредством проставления даты приема его к исполнению, даты помещения распоряжения в очередь не исполненных в срок распоряжений, штампа банка и подписи уполномоченного лица банка и возвращает отправителю распоряжения экземпляр распоряжения в порядке и срок, которые предусмотрены договором, но не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в банк распоряжения.

Рис. 2.3.9. Очередность списания денежных средств при недостаточности денежных средств на счете.

При положительном результате процедур приема к исполнению распоряжения на бумажном носителе, переданного в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, кредитная организация принимает распоряжение к исполнению и незамедлительно после выполнения процедур приема к исполнению распоряжения представляет отправителю распоряжения экземпляр распоряжения на бумажном носителе или документ кредитной организации на бумажном носителе, подтверждающий прием распоряжения к исполнению, с проставлением даты приема и отметок банка, включая подпись уполномоченного лица банка.

При отрицательном результате процедур приема к исполнению распоряжения в электронном виде банк не принимает распоряжение к исполнению и направляет отправителю распоряжения уведомление в электронном виде об аннулировании распоряжения с указанием информации, позволяющей отправителю распоряжения идентифицировать аннулируемое распоряжение, дату его аннулирования, а также причину аннулирования, которая может быть указана в виде кода, установленного банком и доведенного до сведения отправителя распоряжения. При отрицательном результате процедур приема к исполнению распоряжения на бумажном носителе, переданного в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету, банк не принимает распоряжение к исполнению и возвращает его отправителю распоряжения с проставлением даты возврата, отметки банка о причине возврата, штампа банка и подписи уполномоченного лица банка не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в банк распоряжения. При отрицательном результате процедур приема к исполнению распоряжения на бумажном носителе, переданного в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, кредитная организация не принимает распоряжение к исполнению и незамедлительно после выполнения процедур приема к исполнению распоряжения возвращает его отправителю распоряжения.

Аннулирование неисполненных распоряжений осуществляется банком не позднее рабочего дня, следующего за днем, в который возникло основание для аннулирования распоряжения, включая поступление заявления об отзыве.

Процедуры исполнения распоряжений включают:

– исполнение распоряжений в порядке, установленном банками, посредством списания денежных средств с банковского счета плательщика, зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи наличных денежных средств получателю средств либо учета информации об осуществленных переводах электронных денежных средств;

– частичное исполнение распоряжений;

– подтверждение исполнения распоряжений.

Порядок выполнения процедур исполнения распоряжений, в том числе распоряжений на общую сумму с реестрами, устанавливается кредитными организациями и доводится до клиентов, взыскателей средств, кредитных организаций в договорах, документах, разъясняющих порядок выполнения процедур исполнения распоряжений, а также путем размещения информации в местах обслуживания клиентов.

Банк получателя средств устанавливает порядок зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, при этом допускается зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств по двум реквизитам: номеру банковского счета получателя средств и иной информации о получателе средств.

Частичное исполнение распоряжений плательщиков, получателей средств, включая распоряжения, по которым дан частичный акцепт плательщика, взыскателей средств осуществляется банком платежным ордером в электронном виде или на бумажном носителе.

Платежный ордер, составляемый банком в целях частичного исполнения распоряжения получателя средств, по которому получен частичный акцепт плательщика, при недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика помещается в очередь не исполненных в срок распоряжений.

При ведении в электронном виде очереди не исполненных в срок распоряжений банк обеспечивает возможность предоставления информации о частичном исполнении распоряжения.

Частичное исполнение распоряжения плательщика (получателя средств) в электронном виде или на бумажном носителе, переданного в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету, подтверждается в порядке, установленном банком, посредством:

– направления плательщику (получателю средств) извещения в электронном виде с указанием реквизитов платежного ордера или направления платежного ордера в электронном виде с указанием даты исполнения;

– представления плательщику (получателю средств) экземпляра исполненного платежного ордера на бумажном носителе с указанием даты исполнения, проставлением штампа банка и подписи уполномоченного лица банка.

Исполнение распоряжения в электронном виде в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается:

– банком плательщика посредством направления плательщику извещения в электронном виде о списании денежных средств с банковского счета плательщика с указанием реквизитов исполненного распоряжения или посредством направления исполненного распоряжения в электронном виде с указанием даты исполнения;

– банком получателя средств посредством направления получателю средств извещения о зачислении денежных средств на банковский счет получателя средств с указанием реквизитов исполненного распоряжения или посредством направления исполненного распоряжения с указанием даты исполнения.

Исполнение распоряжения на бумажном носителе в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается:

– банком плательщика посредством представления плательщику экземпляра исполненного распоряжения на бумажном носителе с указанием даты исполнения, проставлением штампа банка и подписи уполномоченного лица банка. При этом штампом банка плательщика может одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения на бумажном носителе и его исполнение;

– банком получателя средств посредством представления получателю средств экземпляра исполненного распоряжения на бумажном носителе с указанием даты исполнения, проставлением штампа банка и подписи уполномоченного лица банка.

Исполнение распоряжения клиента при осуществлении операции с использованием электронного средства платежа подтверждается кредитной организацией посредством направления клиенту в порядке, установленном договором, извещения кредитной организации в электронном виде или на бумажном носителе, подтверждающего осуществление операции с использованием электронного средства платежа, в котором должны быть указаны:

– наименование или иные реквизиты кредитной организации;

– номер, код и (или) иной идентификатор электронного средства платежа;

– вид операции;

– дата операции;

– сумма операции;

– сумма комиссионного вознаграждения в случае его взимания;

– идентификатор устройства при его применении для осуществления операции с использованием электронного средства платежа.

Извещение, подтверждающее осуществление операции с использованием электронного средства платежа, может содержать дополнительную информацию, установленную кредитной организацией.

В заключение отметим, что согласно п. 1.8 Положения № 383-П в кредитных организациях должны быть утверждены внутренние документы, содержащие:

– порядок составления распоряжений;

– порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений;

– порядок исполнения распоряжений;

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

Статья 14. Порядок перевода и учета взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений 1. Пенсионный фонд Российской Федерации до 20 апреля года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, направляет

Из книги Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов автора Лермонтов Ю М

Статья 8. Медицинское страхование граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан на территории Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1) Медицинское страхование граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, осуществляется на основе

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Постановление Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 № 14 О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 № 17 “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу

Из книги Как правильно применять «упрощенку» автора Курбангалеева Оксана Алексеевна

1.5. Уведомление Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования о создании филиала В соответствии с п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс,

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

Статья 208. Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации 1. Для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся:1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также

Из книги Основы организации деятельности коммерческого банка автора Иода Елена Васильевна

14.5. РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сумму начисленных взносов можно уменьшить на величину средств, которые организация израсходовала на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных

Из книги Управление карточным бизнесом в коммерческом банке автора Пухов Антон Владимирович

Приложение 14 СВИДЕТЕЛЬСТВО о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

6.3. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ Расширение внешнеторговых контактов и либерализация внешнеэкономических связей привели к тому, что на международный рынок стали выходить предприятия и организации, не обладающие достаточным опытом в этой сфере

Из книги Бухгалтерский учет в медицине автора Фирстова Светлана Юрьевна

Порядок выдачи наличных денежных средств держателям банковских карт Операции выдачи наличных через кассы или обменные пункты банков являются с операционной точки зрения наиболее простыми, но в то же время выполнение таких операций налагает высокую ответственность на

Из книги Наличные денежные расчеты: с учетом последних изменений в законодательстве автора Корнийчук Галина

52. Порядок осуществления полномочий уполномоченным представителем налогоплательщика Уполномоченный представитель налогоплательщика или плательщика сборов организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном

Из книги автора

51. Порядок осуществления амортизационных отчислений В части затрат на амортизацию основных фондов отражаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основании их балансовой стоимости и

Из книги автора

Глава 3. Бухгалтерский учет финансовых активов (денежных средств). Порядок учета наличных денежных средств и кассовых операций (1-й ур.) Нормативная база Организация ведения кассовых операцийРасчеты наличными денежными средствами осуществляются через кассу и

Из книги автора

1.7. Порядок осуществления наличных денежных расчетов без применения ККТ в случае оказания услуг населению Во исполнение п. 2 ст. 2 Закона о ККТ Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или)

Из книги автора

Порядок осуществления наличных денежных расчетов в случае применения бланков В случае применения бланков наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт осуществляются в следующем порядке:1) при оплате услуг наличными денежными средствами

ЦБ РФ в содружестве со Сбербанком, ВТБ, Газпромбанком, «Открытие», Альфа-банком, НСПК и Qiwi создают некую ассоциацию «Финтех». Основной целью этой ассоциации заявлено создание платформы моментальных платежей (p2p). По словам представителей ЦБ РФ - для удобства населения в части моментального перевода средств между физическими лицами и в оплату за работы, услуги.

Сумма перевода, видимо, будет ограничена - не более, чем 100 000 руб. Платежи можно будет делать через мобильное приложение. Рассматривается вариант интернет-сервисов, которые совместят с платформой ЦБ РФ и его платежной системой.

Читая все это, невольно возникает вопрос: а зачем нам еще одна платежная система? Их уже полно. Существуют и интернет-системы для моментального перевода денег. Зачем тратить бюджетные деньги (причем, полагаю, немалые) и время на разработку того, что уже есть и отлично работает?

Можно, конечно, ответить, что чиновникам заняться больше нечем. Но у всякой медали есть оборотная сторона, о которой простым смертным знать необязательно.

«Клерк» попробовал разобраться.

Контроль над финансовыми операциями граждан начался?

В последние несколько лет ЦБ РФ активно разрабатывает и внедряет указания для коммерческих банков в сфере реализации положений Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Достаточно перечислить основные из них:
  • Положение Банка России от 29.08.2008 № 321-П (Приложение 8);
  • Письмо ЦБ РФ от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»;
  • Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 28.07.2016 № 4087-У).
Содержание всех этих документов преследует одну цель - жесточайшим образом контролировать финансовые операции (движение денежных средств по счетам) юридических лиц и ИП.

В отношении транзакций физических лиц пока такого жестко регламентированного контроля не наблюдалось. Хотя многие физические лица уже столкнулись с блокировкой своих карточных счетов и прошли процедуру объяснений с представителями обслуживающего банка по поводу денежных средств, поступивших на карточный счет.

Полагаю, что выполнив работу по регламентации операций юридических лиц и ИП, ЦБ РФ взялся теперь и за доходы физических лиц.

Возможность перевода денежных средств с карты на карту физического лица, указав лишь ее номер, появилась в России несколько лет назад. Согласно внутренней статистике ЦБ РФ, в настоящее время квартальные обороты подобных операций граждан в отдельных банках достигают десятков миллиардов рублей (например, за I квартал 2017 года физические лица - клиенты «Тинькофф Банка» осуществили переводов с карты на карту на сумму около 70 млрд руб., а в ВТБ и ВТБ-24 объем таких переводов составил примерно 37 млрд руб., по Сбербанку показатель составляет 2,6 трлн руб.).

Представители Сбербанка отмечают, что все большее количество физических лиц открывают карточные счета и активно используют их для оплаты различного рода услуг, предоставляемых в том числе и другими физическими лицами, не являющимися ИП. Однако, для таких граждан подобные перечисления являются налогооблагаемым доходом (согласно ст. 209 НК РФ) и именно эти граждане не торопятся уплачивать налоги с полученных доходов. По общему правилу, если гражданин, получивший доход, является резидентом РФ, то он должен уплатить НДФЛ с полученной суммы в размере 13%, если нерезидентом - 30%.

Например, бухгалтер - фрилансер обслуживает юрлица и ИП, с которыми работа строится на основании официально заключенного договора. Соответственно, денежные средства поступают на его карточный счет уже за вычетом удержанного заказчиком НДФЛ. Однако, могут быть и клиенты, в том числе и физлица, которые просто перечисляют ему деньги на карточный счет за оказанные услуги. И с этих денег никаких налогов он не платит. И вот здесь есть опасения, смогут ли налоговые органы отследить такие платежи и предъявить к нему претензии.

Что говорит ФНС

По сведениям, полученным от юристов, специализирующихся на налоговых правоотношениях, такое внимание может быть скорее случайным, инициированным в ходе налоговой проверки заказчика услуг - юридического лица или ИП. В свою очередь, представители ФНС отмечают, что массовая проверка всех физических лиц на предмет получения ими незадекларированного дохода пока не проводится. Но, как известно, в случае получения информации, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в отношении физических лиц (ст. 89 НК РФ).

Также представители ФНС обращают внимание на то, что сведения о движении денежных средств по счету налогоплательщика не являются однозначным доказательством получения дохода налогоплательщиком. А выписка банка о движении денежных средств по расчетному счету не может служить достаточным доказательством для установления факта осуществления операций по реализации товаров или услуг.

Кто в зоне риска? Это, как правило, риэлторы, лица, получающие доходы от зарубежных активов, самозанятые граждане (фрилансеры, лица, оказывающие разного рода услуги, или выполняющие различного рода работы для физических лиц).

Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ налоговая может запрашивать информацию от банков о счетах физических лиц, не являющихся ИП, только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его зама - в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих граждан. Однако, как указывают специалисты ФНС, такое ограничение не действует в случае, если физическое лицо фактически занимается предпринимательством без регистрации.

А судьи?

Судебная практика по привлечению физлиц к ответственности за неуплату налога в подобных ситуациях и доначисления НДФЛ не развита, поскольку у налоговых органов просто нет механизмов обнаружения фактов получения гражданами таких доходов.

Безналичные переводы между физическими лицами разрешены, и банки не должны уведомлять налоговую о каждом платеже каждого своего клиента. Видимо, для устранения именно этого пробела, ЦБ РФ и озаботился созданием единой платежной платформы с целью осуществления возможности отслеживать платежи физических лиц-клиентов банков в одном ресурсе.

Какие риски есть уже сейчас

И даже при действующей ныне системе, юристы отмечают, что определенный риск есть. По закону №115-ФЗ банк, установив факт регулярного поступления средств клиенту, имеет право запросить у него информацию об их происхождении, а не получив ответа, вправе заблокировать счет.

В свою очередь, налоговики, могут запросить банк о состоянии счета и обнаружить незадекларированный доход. В таком случае помимо доначисления НДФЛ применяются дополнительные штрафы в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Таким образом, вполне возможно, что в ближайшем будущем ситуация с налогообложением незадекларированных доходов физических лиц начнет меняться.

Какие денежные доходы физлиц не облагаются НДФЛ? Прежде всего, это деньги без ограничения суммы, подаренные физическим лицом, не являющимся предпринимателем (п. 18.1 ст. 217 НК РФ). Поэтому при переводе денег на карту лучше уведомить отправителя об указании в графе «Назначение платежа» в поле для комментариев «Дарение». Тогда вероятность претензий со стороны налоговиков снизится. Освобождены от НДФЛ доходы за услуги нянь и сиделок, репетиторов, уборщиков жилья, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но уведомивших налоговый орган о статусе самозанятого гражданина (п. 70 ст. 217 НК РФ). Доходы за иные работы и услуги, а также доходы от сдачи в аренду жилья по общему правилу облагаются НДФЛ, для чего налоговой службе потребуется дополнительный источник информации, например, жильцы или соседи сданной в аренду квартиры. Юристы также уверяют, что, если человек не декларирует доход, перечисленный на карту, или забудет отразить какую-то часть дохода, а налоговая служба эти средства так и не выявит, инспекция не сможет провести доначисление налога и выставить штрафные санкции.

P.S. В редакции готовится материал о том, какие схемы ищут налоговые органы, проверяя использование банковских карт.

1.1. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России (далее при совместном упоминании - законодательство) в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных пунктами 1.10 и 1.11 настоящего Положения распоряжений о переводе денежных средств (далее - распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании федерального закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее - взыскатели средств), банками.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

расчетов платежными поручениями;

расчетов по аккредитиву;

расчетов инкассовыми поручениями;

расчетов чеками;

расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Перевод электронных денежных средств осуществляется в соответствии с законодательством и договорами с учетом требований настоящего Положения.

Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами (далее - основной договор).

1.2. Плательщиками, получателями средств являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, физические лица (далее - клиенты), банки. Взыскатели средств могут являться получателями средств. По распоряжениям взыскателей средств, в том числе органов принудительного исполнения, налоговых органов, получателем средств может быть также орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

Взыскатель средств в распоряжении, направляемом с исполнительным документом о взыскании, указывает получателем средств себя или орган, которому в соответствии с федеральным законом осуществляется перевод взысканных денежных средств.

1.3. Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам посредством:

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств;

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачи наличных денежных средств получателям средств - физическим лицам;

списания денежных средств с банковских счетов плательщиков и увеличения остатка электронных денежных средств получателей средств.

1.4. Кредитные организации осуществляют перевод денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе с использованием электронных средств платежа, посредством:

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и выдачи наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу;

приема наличных денежных средств, распоряжения плательщика - физического лица и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и выдачи наличных денежных средств получателю средств - физическому лицу;

уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств.

1.5. Перевод денежных средств может быть осуществлен банком с последующим возмещением в соответствии с договором банком плательщика денежных средств в размере сумм распоряжений, исполненных банком получателя средств.

1.6. Перевод денежных средств может осуществляться с участием банка, не являющегося банком плательщика и банком получателя средств (далее - банк-посредник).

1.7. Безотзывность, безусловность, окончательность перевода денежных средств наступает в соответствии с федеральным законом.

1.8. Кредитные организации утверждают внутренние документы, содержащие:

порядок составления распоряжений;

Порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений;

порядок исполнения распоряжений;

иные положения об организации деятельности кредитных организаций по осуществлению перевода денежных средств.

Внутренние документы не могут содержать положения, противоречащие законодательству, в том числе настоящему Положению.

1.9. Перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков (далее - отправители распоряжений) в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.

1.10. Перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в приложениях 1 и к настоящему Положению. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения.

Максимальное количество символов в реквизитах платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера, составляемых в электронном виде, установлено приложением 11 к настоящему Положению.

1.11. Распоряжения, для которых настоящим Положением не установлены перечень реквизитов и формы, составляются отправителями распоряжений с указанием установленных банком реквизитов, позволяющих банку осуществить перевод денежных средств, и по формам, установленным банком или получателем средств по согласованию с банком. Данные распоряжения применяются в рамках форм безналичных расчетов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Положения, и должны содержать наименования распоряжений, отличные от указанных в пункте 1.10 настоящего Положения.

Положения настоящего пункта распространяются на заявления, уведомления, извещения, запросы, ответы, составляемые в случаях, предусмотренных настоящим Положением, на заявления, составляемые в соответствии с федеральным законом в целях взыскания денежных средств.

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения настоящего пункта распространяются на составляемые юридическим лицом в электронном виде или на бумажном носителе распоряжения о получении наличных денежных средств с банковского счета юридического лица при недостаточности денежных средств на его банковском счете.

Положения настоящего пункта распространяются на распоряжение физического лица, форма которого на основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872; 2012, N 53, ст. 7592; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2315, ст. 2317; N 43, ст. 5803; 2015, N 1, ст. 8, ст. 14) (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) устанавливается Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России.

1.12. Платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера являются расчетными (платежными) документами.

1.13. Форма распоряжения на бумажном носителе, указанного в пунктах 1.10 и 1.11 настоящего Положения, не должна превышать лист формата A4. Если форма распоряжения, указанного в пункте 1.11 настоящего Положения, состоит из нескольких листов, каждый из листов оформляется в порядке, установленном банком, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.

Количество экземпляров распоряжений на бумажных носителях устанавливается банком.

1.14. Банки применяют распоряжения в соответствии с настоящим Положением в случаях:

списания (зачисления) денежных средств по банковскому счету, если банк является получателем средств (плательщиком);

перевода денежных средств без открытия банковского счета, включая перевод электронных денежных средств, если банк является получателем средств.

1.15. На основании распоряжения плательщика, в том числе в виде заявления, или договора с ним банк плательщика может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовый и (или) периодический перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщику, в том числе использующему электронное средство платежа, в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой плательщиком, получателю средств в этом или ином банке.

1.16. На основании распоряжения получателя средств, в том числе в виде заявления, или договора с ним банк получателя средств может составлять распоряжение (распоряжения) и осуществлять разовое и (или) периодическое предъявление распоряжений получателя средств к банковскому счету плательщика, открытому в этом или ином банке, или в целях осуществления перевода электронных денежных средств плательщика в определенную дату и (или) период, при наступлении определенных распоряжением или договором условий в сумме, определяемой получателем средств.

1.17. Плательщик может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности, в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым одним банком.

В случаях, предусмотренных договором, плательщик может составлять распоряжение на общую сумму с реестром в целях осуществления перевода денежных средств нескольким получателям средств, обслуживаемым разными банками.

1.18. Получатель средств может составлять в соответствии с договором распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности, в котором указываются плательщики, обслуживаемые одним банком.

В случаях, предусмотренных договором, получатель средств может составлять распоряжение, в котором указывается информация о плательщиках, обслуживаемых разными банками.

1.19. В реестре указываются информация о банках получателей средств (банках плательщиков), получателях средств (плательщиках), суммы по получателям средств (плательщикам), даты, номера распоряжений и назначение платежа (назначения платежей), а также общее количество распоряжений. Если реестр направляется отдельно от распоряжения на общую сумму, то в нем указываются общая сумма распоряжений, включенных в реестр, а также номер и дата распоряжения на общую сумму. Сумма, указанная в реестре, должна соответствовать сумме, указанной в распоряжении на общую сумму. В реестре плательщик (получатель средств) может по согласованию с банком указать дополнительную информацию.

1.20. Банк на основании принятых к исполнению распоряжений, распоряжений на общую сумму с реестрами, представленными в банк, может составлять распоряжение на общую сумму с реестром, в который включаются распоряжения одной группы очередности. В реестре указываются общая сумма и общее количество распоряжений, информация о плательщиках или плательщике (в предусмотренных федеральным законом или договором случаях), получателях средств или получателе средств, обслуживаемых данным или другим банком, содержащая предусмотренные договором реквизиты, достаточные для зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств, выдачи наличных денежных средств получателям средств, сумма каждого распоряжения. Даты, номера распоряжений и информация о назначении платежа (назначениях платежей) указываются в реестре при их наличии в распоряжениях.

1.21.1. В распоряжениях указывается уникальный идентификатор платежа в случаях его присвоения получателем средств. Уникальный идентификатор платежа доводится получателем средств до плательщика в соответствии с договором. Банк получателя средств осуществляет контроль уникального идентификатора платежа в случаях и порядке, установленных договором с получателем средств. В случае осуществления перевода денежных средств на банковский счет получателя средств, открытый в целях идентификации платежа, формирование и контроль уникального идентификатора платежа осуществляются в порядке, установленном в приложении 12 к настоящему Положению.

(см. текст в предыдущей редакции)

В распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями (далее - распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации) уникальный идентификатор платежа указывается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых на основании части 1 статьи 8 Федерального закона N 161-ФЗ Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Банком России.

пунктом 4.1 настоящего Положения, и случаев, предусмотренных Указанием Банка России от 24 декабря 2012 года N 2946-У "О работе с распоряжениями о переводе денежных средств при изменении реквизитов банков, их клиентов", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2013 года N 27153 ("Вестник Банка России" от 6 марта 2013 года N 15).

(см. текст в предыдущей редакции)

1.23. Банк обеспечивает возможность воспроизведения, в том числе по запросу, в электронном виде и на бумажных носителях (в формах, установленных для соответствующих распоряжений) принятых к исполнению и исполненных распоряжений в электронном виде.

1.24. Распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).

Распоряжение получателя средств, взыскателя средств в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями, иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) получателем средств, взыскателем средств или уполномоченным на это лицом (лицами).

При воспроизведении распоряжений в электронном виде в соответствии с пунктом 1.23 настоящего Положения должна обеспечиваться возможность установления лица (лиц), указанного (указанных) в настоящем пункте.

Положения настоящего пункта применяются к распоряжениям в электронном виде, реестрам, составляемым банками.

1.25. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном федеральным законом порядке без участия банков.

1.26. Перевод денежных средств с использованием платежных карт осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Положением Банка России от 24 декабря 2004 года N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2005 года N 6431, 30 октября 2006 года N 8416, 8 октября 2008 года N 12430, 9 декабря 2011 года N 22528 ("Вестник Банка России" от 30 марта 2005 года N 17, от 9 ноября 2006 года N 60, от 17 октября 2008 года N 58, от 19 декабря 2011 года N 71).

1.27. Перевод денежных средств с применением банковского ордера осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Указанием Банка России от 24 декабря 2012 года N 2945-У "О порядке составления и применения банковского ордера", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2013 года N 27163 ("Вестник Банка России" от 6 марта 2013 года N 15).

(см. текст в предыдущей редакции)

1.28. Настоящее Положение распространяется на осуществление перевода денежных средств с участием государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк).

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об