Камеральная налоговая проверка что проверяют. Камеральная налоговая проверка: что это такое и к каким последствиям приводит

В соответствии с ст.ст. 82, 87 и ст. 88 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) камеральная налоговая проверка является формой документального контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом налогового законодательства, которая проводится по месту нахождения налогового органа.

Порядок осуществления камеральных налоговых проверок регулируется ст. 88 НК РФ.

Согласно п. 1 вышеуказанной статьи НК РФ предметом камеральной налоговой проверки являются налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ).

При этом, продление указанного срока или приостановление камеральной проверки, в отличие от выездной, НК РФ не предусмотрено. По общему правилу, налоговая проверка осуществляется по месту нахождения того налогового органа, в котором налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) состоит на учете. Налоговые органы не обязаны информировать налогоплательщика о начале проведения камеральной проверки.

О ее проведении налогоплательщики узнают, если в ходе проверки обнаружены:

  • ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • выявлены несоответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.
В случае обнаружения указанных несоответствий налогоплательщику направляется сообщение с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение пяти дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Кроме того, необходимо отметить, что налоговый орган сам принимает решение о проведении камеральной проверки. Однако в двух случаях, указанных в Налоговом кодексе РФ, проведение данного вида проверки является обязательным:

  • предоставление налогоплательщиком декларации по налогу на добавленную стоимость (п. 1 ст. 176 НК РФ);
  • предоставление налогоплательщиком декларации по акцизам (п. 4 ст. 203 НК РФ).
При проведении камеральной налоговой проверки возможны следующие действия налогового органа:
  1. истребование документов у налогоплательщика (в случаях, предусмотренных в ст. 93 НК РФ);
  2. истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц (статья 93.1 НК РФ);
  3. допрос свидетелей (ст. 90 НК РФ);
  4. проведение экспертизы (ст. 95 НК РФ);
  5. участие переводчика, эксперта (ст. 95, 97 НК РФ);
  6. осмотр документов и предметов (с согласия налогоплательщика в отличие от выездной проверки) (ст.ст. 91, 92 НК РФ).
В случае выявления в ходе проведения камеральной проверки нарушений законодательства о налогах и сборах составляется акт налоговой проверки (ст. 100 НК РФ). Указанный акт составляется по установленной форме должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ) и не позднее чем через 5 дней вручается налогоплательщику.

ОБЖАЛОВАНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ

Налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки. В течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

1. Сущность, функции и цели камеральной проверки

Цели камеральной проверки

Основной объект

2. Оформление результатов камеральной проверки

Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, за которое, установлена законодательством ответственность. Для классификации налогового правонарушения в РФ необходимо доказывать виновность налогоплательщика в совершении противоправного деяния, которая может быть выражена как в действиях, так и в бездействии. Законодательно установлено, что за совершение налоговых правонарушений ответственность несут компании и физические лица.

Налоговым кодексом РФ поставлены следующие условия привлечения к ответственности за налоговые правонарушения:

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за налоговые правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ.

2. Никто не может быть привлечен к ответственности повторно за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3. Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физ. лицом , наступает в случае, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.

4. Привлечение юр. лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц от административной, уголовной и иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

5. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пеню.

6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Согласно законодательству виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) и сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо не предвидело вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), но должно было и могло это осознавать и предвидеть.


Налоговым кодексом РФ установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершенствовании налогового правонарушения, в частности:

совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия, других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физлицом , находящимся в момент его совершения в состоянии, при котором оно не могло отдавать себе отчета в предпринимаемых действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния, и в других случаях.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность лица, совершившего налоговое правонарушение, могут быть тяжелые личные или семейные обстоятельства, угрозы и принуждения со стороны других лиц и иные обстоятельства.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за налоговые правонарушения.

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом не позднее трех рабочих дней сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный налоговым органом срок, не превышающий пяти рабочих дней. Если налогоплательщик не внес соответствующие исправления в установленный срок, то, при наличии оснований полагать, что налогоплательщиком допущены налоговые правонарушения, он должен быть рекомендован для включения в план проведения выездных налоговых проверок.

В случае если по результатам камеральной проверки налоговых деклараций обнаружены ошибки в исчислении сумм налогов, не повлекшие за собой занижения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, работники отделов, ответственные за проведение камеральных налоговых проверок, формируют в двух экземплярах реестры, которые вместе с налоговыми декларациями не позднее следующего рабочего дня после проведения камеральной проверки передаются в отдел учета и отчетности для проведения в лицевых счетах налогоплательщиков сумм налогов по результатам камеральной проверки. После проведения указанных сумм в лицевых счетах налогоплательщиков реестры с указанием даты возврата и налоговые декларации с отметкой отдела учета и отчетности о проведенной операции возвращаются в отделы, ответственные за проведение камеральных налоговых проверок, и подшиваются в дела налогоплательщиков.

Если проведенной камеральной проверкой выявлены нарушения правил составления налоговой декларации, которые привели к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, факт налогового правонарушения достоверно установлен и не требует проведения для его подтверждения выездной налоговой проверки, то в 10-дневный срок со дня проведения камеральной проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносит решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение оформляется в виде постановления в соответствии с нормами НК РФ.

При обнаружении самим налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации не отражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. Вопрос об ответственности налогоплательщика в таком случае решается с учетом положений ст. 81 НК РФ. Здесь возможны три варианта развития событий, регламентированные НК РФ:

1. Если заявление о внесении изменений в налоговую декларацию производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления.

2. Если заявление о внесении изменений в налоговую декларацию делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом его ошибки либо о назначении выездной налоговой проверки.

3. Если заявление о внесении изменений в налоговую декларацию делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом его ошибки либо о назначении выездной налоговой проверки. В этом случае налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления он уплатит в бюджет недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

В постановлении налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной проверки указываются:

Обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения;

Документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину налогоплательщика за совершение налоговых правонарушений; виды налоговых правонарушений;

Размеры применяемых налоговых санкций со ссылкой на соответствующие нормы НК РФ.

На основании постановления о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений. Требование направляется в 10-дневный срок со дня вынесения соответствующего постановления. Требование и копия постановления вручаются налогоплательщику или его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения указанных документов налогоплательщиком или его представителем.

В случае если в результате умышленных действий налогоплательщика требование или копия постановления налогового органа не могут быть ему вручены, они считаются полученным налогоплательщиком по истечении шести дней после их отправки заказным письмом.

Оформление результатов камеральной проверки

В п. 5 ст. 88 НК РФ содержится норма, согласно которой лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, то должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

До 1 января 2007 г. НК РФ не обязывал составлять акты камеральных налоговых проверок, но и не запрещал этого. Одним из основных инноваций в процедуру камеральной проверки явилось установление требования к должностным лицам налогового органа составлять акт камеральной проверки.

Согласно п. 2 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть подписан лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки НК РФ устанавливает перечень обязательных реквизитов, которые должны быть указаны в акте камеральной налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ).

Необходимо отметить, что ранее НК РФ не предъявлял требований к структуре акта налоговой проверки.

Приказом №САЭ-3-06/892а, применяемым при проведении и оформлении результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, начатых после 31 декабря 2006 г., утверждены формы актов камеральной и выездной (повторной выездной) налоговой проверки (приложения №4, 5 к приказу №САЭ-3-06/892а), а также требования к составлению акта налоговой проверки (приложение №6 к приказу №САЭ-3-06/892а.


В п. 5 ст. 100 НК РФ установлено, что акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, то этот факт отражается в акте налоговой проверки; акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения фирмы (обособленного подразделения) или месту жительства физ. лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

В п. 6 ст. 100 НК РФ установлено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений


После сдачи отчетности автоматически начинается камеральная проверка каждой представленной декларации или расчета. Что на практике выявляют налоговики при проверке отчетности и каковы последствия данных ошибок, читайте в статье.

Как проводится проверка

Камеральная налоговая проверка - это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа. Данная проверка регламентируется ст. 88 НК РФ. Датой начала проверки считается дата представления налогоплательщиком в налоговую инспекцию декларации, расчета или сведений.

Проверяются все без исключения поступившие от налогоплательщиков декларации и расчеты. Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, решение о ее назначении не принимается.

Срок проведения проверки

Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки выявляются ошибки или несоответствие сведений, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам установленных нарушений и уточненную декларацию или расчет.

На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.

С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.

Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота, по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. Пояснения, представленные на бумажном носителе, считаются непредставленными.

Оформление результатов проверки

После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.

В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.

В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.

Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.

Ошибки при сдаче отчетности

Разногласия между налоговой инспекцией и налогоплательщиками часто возникают уже при предоставлении отчетности. Если декларации и расчеты заполнены некорректно, программа проверки отчетности автоматически отказывает в их приеме, указывая на ошибки.

Что это за ошибки:

1. Отчетность подписывает представитель по доверенности, но в базе налоговой инспекции отсутствует либо сама доверенность, либо данные на представителя.

2. Отчетность подписывает представитель по доверенности, но в информационном сообщении о доверенности указана доверенность без права подписи.

3. Декларацию подписывает руководитель организации. Но его данные в декларации не совпадают со сведениями в ЕГРЮЛ.

4. Представляется первичная декларация с признаком «корректирующая» или наоборот.

5. Отчетность сдается по устаревшим и недействующим формам.

Нарушения по камеральным проверкам

При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки.

Нарушения устанавливаются различные:

1) простые арифметические ошибки;

2) несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;

3) расхождения данных 6-НДФЛ и РСВ;

4) нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;

5) предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;

6) занижение выручки;

7) завышение расходов;

8) по ЕНВД и ПСН несоответствие физического показателя количества работников с данными 6-НДФЛ и РСВ;

9) отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;

10) расчеты налога на имущество без учета кадастровой стоимости данного имущества.

Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Все их описать невозможно. Но, как показывает статистика, 90 процентов нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Это объясняется и большой загруженностью бухгалтеров, и отсутствием опыта. Но нужно также понимать, что эта невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.

С III квартала 2017 года при камеральных налоговых проверках вашей отчетности будет применяться еще один источник информации о доходах — сведения с онлайн-касс. Не забудьте в полном объеме и без ошибок отразить эти сведения в отчетности, чтобы не пришлось предоставлять пояснения и документы для проверок и оплачивать штрафные санкции.

Требование представить пояснения к отчетности - не повод для штрафа

Если налоговики обнаружат в представленной отчетности ошибки, неточности, противоречия, они вправе потребовать у налогоплательщика представить пояснения. У последнего есть 5 дней на то, чтобы это сделать либо подать в инспекцию скорректированную отчетность.

Если ошибка в отчетности привела к недоплате налога в бюджет, налоговики наложат штраф. Однако нарушение подтверждает только акт налоговой проверки.

Таким образом, если до вынесения решения по «камералке» компания успеет подать в ИФНС исправленную отчетность, а также переведет в бюджет недоплаченную сумму налога и пени, то штрафа можно избежать.

Примечание редакции:
стоит добавить, что высшие судьи считают штраф в рассматриваемом случае правомерным. По мнению ВС РФ, если налогоплательщик устранит нарушения после того, как налоговики вышлют ему требование представить пояснения к отчетности, то ответственности за недоплату налога ему не избежать (определения от 27.03.2017 № 305-КГ17-1782, от 10.10.2016 № 305-КГ16-12560).

В каком виде нужно представлять пояснения к декларациям и расчетам

Если в ходе камеральной проверки налоговики найдут ошибки либо несоответствия в представленной отчетности, они вправе запросить у налогоплательщика пояснения. У проверяемого лица есть 5 дней на представление пояснений либо корректировку сданных ранее форм.

Если неточности найдены проверяющими в декларации по прибыли, имуществу или транспорту, а также НДФЛ-отчетности, то подать пояснения можно в любом виде (на бумаге или по ТКС). А вот если налоговая недовольна НДС-декларацией, то объясниться с ИФНС нужно исключительно в виртуальном виде по установленному ФНС РФ формату. В противном случае пояснения будут считаться непредставленными и последует штраф.

Напомним, что центральный аппарат ФНС РФ в решении по жалобе налогоплательщика утверждал, что ИФНС на местах должны принимать НДС-пояснения в любом электронном виде, но они необязательно должны соответствовать формату.

Как отправить НДС-пояснения при наличии нескольких адресов

Компании (ИП), сдающие электронные НДС-декларации, представляют в ИФНС по ее требованию пояснения в такой же форме и по формату, определенному ФНС РФ (Приказ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).

Эта обязанность появилась с начала 2017 года.

Сдать бумажные пояснения — это все равно, что не сдать их вообще.

При этом закон разрешает компаниям пользоваться услугами нескольких операторов ЭДО, поэтому у фирмы может быть не один электронный адрес.

Формируя ответ с пояснениями, компания может сама указать идентификатор декларации, отображенный в квитанции о приеме (извещении о вводе НДС-отчета).

Также не возбраняется сообщить налоговикам о том адресе, на который надо направлять корреспонденцию по ТКС.

Как представить пояснения к декларации: отвечает ФНС

Вопрос


Ответ


Если при поступлении требования о представлении пояснений налогоплательщик произвел сверку счетов-фактур с контрагентом и нарушений не установлено, надо ли отвечать на требование?

Необходимо представить в адрес налогового органа пояснения, подтверждающие отражение счета-фактуры в разделе налоговой декларации

Если налогоплательщику пришло требование о представлении пояснений с указанием счетов-фактур, которые, по его мнению, отражены корректно в декларации, что делать в таком случае?

По возможности провести сверку с контрагентом на предмет корректности отражения идентификационных показателей счетов-фактур в декларации покупателя и продавца и сообщить ИФНС об отсутствии ошибки

В случае направления налогоплательщиком пояснений по ТКС в ответ на требование, будет ли налогоплательщик уведомлен о получении налоговым органом данных пояснений?

Пояснения считаются принятыми налоговым органом, если налогоплательщику поступило уведомление о приеме, подписанное электронной подписью инспекции. В противном случае налогоплательщик получит уведомление об отказе в приеме

Если представленные пояснения не устранили выявленные расхождения, будет ли инспекция информировать об этом налогоплательщиков, или будет выставлено повторно новое требование о представлении пояснений?

Если после представления налогоплательщиком пояснений расхождения не устранены, ИФНС вправе направить требование о представлении документов либо провести иные мероприятия налогового контроля

Будет ли налоговый орган информировать налогоплательщика, если представленные пояснения устранили выявленные расхождения?

Нет, НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов информировать налогоплательщика об устранении расхождений

Необходимо ли прилагать документы к ответу на требование о представлении пояснений?

Налогоплательщик вправе дополнительно представить в инспекцию копии документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию

Может ли быть продлен срок представления пояснений?

Налоговый кодекс не предусматривает продление сроков представления пояснений

Возможен ли отказ в приеме пояснений в ответ на требование о представлении пояснений?

Только в случае нарушения формата представления в электронной форме ответа на требование о представлении пояснений

Можно ли представить пояснения вместе с подачей уточненной налоговой декларации по НДС?

Налоговый кодекс не запрещает представление пояснений вместе с подачей уточненной налоговой декларации

В каких случаях представляется только пояснение в ответ на требование о представлении пояснений, а в каких случаях — уточненная налоговая декларация?

В случае выявления в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате, организация обязана подать уточненную декларацию. Если же ошибка в декларации привела к переплате или не повлияла на сумму налога к уплате, то «уточненку» подавать необязательно. В таких случаях может быть представлено пояснение

Каков срок представления пояснений в ответ на требование?

Пояснения представляются в течение 5 дней с момента передачи по ТКС в налоговый орган квитанции о приеме

Необходимо ли отправлять квитанцию о приеме требования о представлении пояснений? Каков срок отправки квитанции о приеме данного требования?

Да. При получении требования о представлении пояснений налогоплательщик обязан передать ИФНС квитанцию о приеме такого документа в электронной форме по ТКС в течение 6 дней со дня отправки налоговым органом требования

«Уточненка», представленная в день проверки, на ее результаты не влияет

В последний день проверки организация подала скорректированную декларацию по НДС за контролируемый период.

Инспекторы факт сдачи «уточненки» в своем решении не отразили.

ФНС РФ, рассмотрев жалобу налогоплательщика, указала следующее: «уточненка» была отправлена в момент между составлением акта проверки и оформлением решения по ней.

НК РФ не предусматривает развитие таких событий.

Поэтому налоговики самостоятельно определяют регламент рассмотрения уточненной декларации:

  • проведение дополнительной проверки;
  • «камералка»;
  • повторный визит в организацию.

Учитывая то, что «уточненка» отражала сумму, доначисленную по результатам контроля, и факт неоплаты ее в бюджет, ФНС РФ признала решение инспекторов справедливым.

Подавать «уточненку» по прибыли можно, даже если сделку признали недействительной

В 2015 году банк совершил сделку по продаже недвижимости, которую суд позже признал недействительной. В связи с этим кредитное учреждение подало уточненную прибыльную декларацию за этот период.

ИФНС выразила несогласие с поданной декларацией. Тем не менее из-за признания сделки недействительной в соответствии с п.2 ст. 167 ГК РФ банк обязан был возместить покупателю все, что тот заплатил. Следовательно, банк лишился прибыли от сделки.

Банк подал «уточненку» по прибыли, так как в соответствии со ст. 81 НК налогоплательщик имеет право представить скорректированную отчетность, если он допустил огрехи в декларации, которые привели к переплате налога в бюджет.

По мнению ФНС РФ, в данном случае банк поступил правомерно.

За неформализованные пояснения НДС-декларации штрафовать не должны

Камеральная проверка уплаты НДС имеет свои особенности. Большинство компаний по указанному налогу сдают электронную отчетность.

Как прописано в п. 3 ст. 33 НК РФ, запрошенные инспекцией пояснения к виртуальной декларации необходимо направить только в электронной форме по ТКС в утвержденном формате. Пояснения на бумаге не считаются представленными.

Если затребованные при «камералке» пояснения или уточненная декларация не представлены в 5-дневный срок, то последует штраф по ст. 129.1 НК РФ в размере 5 тыс. рублей, за повторный проступок в том же календарном году он вырастет до 20 тыс. рублей.

Недавно вышестоящий налоговый орган рассмотрел спор по вопросу уплаты 5-тысячного штрафа в пользу компании.

Она в марте получила требование о предоставлении пояснений к НДС-декларации за III квартал прошлого года. Пояснения были направлены в инспекцию вовремя по ТКС, но обычным письмом, к которому были прикреплены первичные документы.

Налоговики посчитали пояснения непредставленными, так как компанией не был соблюден формат письма, утвержденный Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. За это ей выставили штраф 5 тыс. рублей.

Вышестоящая налоговая инстанция отменила решение инспекции. Поскольку статья 88 НК РФ не предусматривает указаний на то, что неформализованные электронные пояснения не считаются представленными.

А статья. 129.1 Кодекса наказывает только за их непредставление, а не за нарушение электронного формата.

Поэтому компанию, направившую в ИФНС пояснения простым письмом по ТКС, нельзя привлечь к ответственности по ст. 129.1 НК РФ.

Решение Центрального аппарата ФНС РФ от 13.09.2017 № СА-4-9/18214@.

Примечание редакции:

данное решение поможет организациям, оказавшимся в подобных ситуациях, избежать штрафа без обращения в суд. Достаточно сослаться на него при появлении такой необходимости.

Напомним, что требование о представлении пояснений к декларации по НДС будет направлено, если налоговики выявят противоречия, несоответствия между сведениями, содержащимися в декларации налогоплательщика и его контрагента или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. К требованию прилагается перечень операций, по которым установлены расхождения.

Алгоритм заполнения пояснений зависит от факта наличия ошибок в декларации, приведших к занижению налога.

Если такая ошибка закралась, надо подать «уточненку» (п. 1 ст. 81 НК РФ). Прилагать к ней пояснения, раскрывающие причину неточностей, или нет - решает сама организация, ведь НК РФ не запрещает и такой вариант представления документов.

Если компания уверена в правильности заполнения отчетности, то в пояснениях это надо донести до контролеров. К примеру, раскрыть причину расхождений между «прибыльной» базой и НДС-базой (могли присутствовать операции, освобожденные от НДС) или причину несоответствия данных книги покупок и книги продаж контрагента (после сверки с ним). При необходимости к пояснениям можно приложить копии первичных документов.

Обнаруженные в отчете неточности, не повлиявшие на расчет налога или не занизившие его уплату, не приводят к необходимости подачи «уточненки». Это надо отразить в пояснениях.

Однако последнее правило работает не всегда. Для налоговых агентов установлен иной порядок уточнения расчетов, подробности - в следующем обзоре.

Порядок подачи «уточненок» иной, если налог платит налоговый агент

Финансисты напомнили специальную норму п. 6 ст. 81 НК РФ, которая обязывает налоговых агентов, в том числе по НДС, представлять уточненные расчеты в следующих случаях:

  • в поданной отчетности не отражены (неполностью отражены) какие-либо данные;
  • при завышении или занижении налоговых обязательств.

Минфин РФ разъяснил, что уточненная декларация должна содержать все те разделы, которые были заполнены в первичной отчетности, даже при отсутствии в них ошибок.

При составлении «уточненки» вносятся исправления в ранее заполненные разделы. При этом заполняются новые разделы, например, раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента», если в первичной декларации он по ошибке не был заполнен.

Разделы, не требующие исправлений, остаются без изменений.

Письмо ФНС РФ от 11.01.2017 № АС-4-15/200.

Примечание редакции:

таким образом, для налоговых агентов не имеет значения, завышен или занижен платеж, чужой налог надо пересчитать в любом случае.

Компании - налоговому агенту при обнаружении искажений, указанных в письме, декларацию надо уточнить.

Это касается и расчета по форме 6-НДФЛ.

Например, если мартовская ошибка замечена в конце года после сдачи расчета по итогам 9 месяцев, то подавать придется три «уточненки»: за I квартал, полугодие и 9 месяцев. Ведь раздел 1 формы заполняется нарастающим итогом, и такая ошибка оказывается во всех расчетах, сданных за отчетные периоды (письмо ФНС РФ от 21.07.2017 № БС-4-11/14329@).

Искажения в расчете приводят к штрафу в размере 500 рублей.

Пятидневный срок для подачи уточненной декларации установлен НК РФ только при выставлении налогового требования (пояснить или уточнить несоответствия). В других случаях срок не установлен. Но лучше ее подать пораньше, чтобы ошибка, занизившая сумму к уплате, не привела к штрафу в размере 20 процентов недоимки (ст. 122 НК РФ). Ведь налоговики могут первыми ее найти, тогда наказания не избежать.

Перед тем как представить «уточненку», надо уплатить недоимку и пени (п. 4 ст. 81 НК РФ).

К убыточной декларации запросят пояснения, объясняющие размер убытка

Если в «прибыльной» декларации заявлен убыток, то такую отчетность налоговики не пропустят и потребуют пояснить причину отсутствия прибыли.

Так случилось и с компанией, заявившей по итогам I квартала прошлого года убыток в размере 285 тыс. рублей.

ИФНС выставила требование от 26.05.2016, в котором указала о необходимости в 5-дневный срок пояснить ситуацию либо внести исправления в декларацию.

Фирма сочла это требование незаконным и пыталась обжаловать действия инспекторов сначала в досудебном порядке. Но подмосковная УФНС лишь подтвердила компетенцию контролеров.

Пришлось идти в суд. Мнения судей разделились. Первая инстанция согласилась с компанией: налоговики не указали в требовании, какие конкретные пояснения они хотят видеть, поэтому организацию лишили возможности исполнить его.

Однако апелляция, а потом и кассация посчитали решение своих коллег ошибочным. Действия инспекторов судьи признали правомерными, не нарушающими права компании.

Судами установлено, что с 01.01.2014 в НК РФ появилась норма, дающая налоговикам право требовать пояснения о размере заявленного убытка. Также Кодекс обязывает хранить документы, подтверждающие его объем и сумму, на которую была уменьшена налоговая база, в каждом налоговом периоде, в течение всего срока использования права корректировки базы на сумму убытка.

Если налоговики сомневаются, что фирма правильно уплатила налоги, они обязаны истребовать у нее дополнительные сведения, документы и информацию, чтобы исключить налоговое нарушение.

В случае декларирования убытка компания должна быть готова пояснить причины его появления, а также обосновать его размер.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.04.2017 № Ф05-3940/2017.

Примечание редакции:

таким образом, бессмысленно оспаривать в суде правомерность направления требования пояснить убыток.

В пояснениях необходимо перечислить все обстоятельства, которые привели к отрицательному налоговому результату. Также в наличии должна быть «первичка», обосновывающая объем этого убытка.

При «камералке» контролеры могут потребовать пояснения (документы) в ограниченных случаях, указанных в ст. 88 НК РФ. Перечислим основные из них.

В декларации обнаружены:

Что затребуют:


— ошибки;

— пояснения или «уточненку»;

— противоречия между данными декларации и сведениями из полученных документов или имеющихся в инспекции;

— пояснения или «уточненку», а также документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации (Постановление Президиума ВАС от 15.03.2012 № 14951/11);

— сведения, противоречащие другим сведениям из этой же декларации или из декларации (журнала учета счетов-фактур), представленной другим лицом


— пояснения и любые документы (счета-фактуры, «первичка» и пр.), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия (письмо ФНС РФ от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395)

В ИФНС представлена:

Что затребуют:

— убыточная декларация;

— пояснения, обосновывающие размер убытка;

— «уточненка», в которой налог к уплате заявлен в меньшей сумме, чем в ранее поданной декларации;

— пояснения с обоснованием уменьшения налога к уплате;

— декларация, к которой не приложены обязательные сопутствующие документы;

— документы, которые компания должна приложить, например, в подтверждение нулевой НДС-ставки;

— декларация с заявленными в ней льготами;

— пояснения и документы, подтверждающие льготное право, в частности, возможность истребования документов распространяется на перечисленные в ст. 149 НК РФ операции, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы (например, пп. 1, 2, 14 п. 3 ст. 149 НК РФ, Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33);

— декларация, в которой НДС заявлен к возмещению

— документы, подтверждающие правомерность вычетов

Камеральная проверка проводится по отношению к отчетности и документам, которые сам налогоплательщик подает в ИФНС, либо которые имеются у инспекции. Рассмотрим подробнее, что значит «камеральная проверка» и каков порядок ее проведения.

Отдел камеральных проверок в налоговой службе

В каждой налоговой инспекции существует отдел, занимающийся камеральными проверками. Таких отделов может быть несколько, тогда каждый имеет свое направление, например, камеральные проверки юрлиц, проверка деклараций по НДФЛ, проверка деклараций по налогу на прибыль и т.п.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами - налоговыми инспекторами, главная функция которых – контролировать соблюдение налогового законодательства на основании отчетности, представленной налогоплательщиками. «Камеральщики», в отличие от сотрудников отдела выездных проверок , не выезжают к налогоплательщику, а проверяют все документы на месте – в ИФНС.

Основные обязанности налогового инспектора отдела камеральных проверок следующие:

  • прием налоговых деклараций, расчетов, отчетов, бухгалтерских балансов и прочих документов, связанных с начислением и уплатой налогов и страховых взносов,
  • проведение камеральных проверок полученной отчетности и документов,
  • проведение встречных проверок, если необходимо – направление запросов в другие налоговые инспекции на проведение таких проверок,
  • рассмотрение вопросов возврата переплат по налогам, страхвзносам и иным платежам в бюджет,
  • сбор доказательственной базы по фактам нарушения налогового законодательства налогоплательщиками, подготовка материалов для применения санкций к нарушителям, в том числе для приостановления операций по банковским счетам в связи с непредставлением налоговой отчетности.

В целом же можно выделить такие главные задачи камеральной налоговой проверки, проводимой отделом, как:

  • проверка поступившей отчетности,
  • по итогам проверки – отбор налогоплательщиков для проведения углубленной «камералки»,
  • отбор налогоплательщиков, по которым возможно назначение выездной налоговой проверки.

Этапы камеральной налоговой проверки

Статья 88 НК РФ устанавливает порядок проведения камеральных проверок налогоплательщиков. «Камералка» проводится по любой отчетности, поступившей в ИФНС, и на это не требуется особого решения руководителя инспекции. Налогоплательщик о начале проверки не уведомляется.

Камеральная налоговая проверка проводится в несколько этапов:

  1. данные о представленной отчетности вносятся в автоматизированную систему ФНС;
  2. проводится сверка , показатели отчетного периода сверяются с такими же показателями предыдущих периодов, и сопоставляются с показателями, отраженными в других декларациях и отчетах;
  3. проверяется соблюдение сроков, установленных для представления той или иной отчетности;
  4. выявляются причины и основания для углубленной проверки;
  5. если нарушений не выявлено и оснований для углубленной проверки нет, то «камералка» заканчивается автоматически, без составления акта. Налогоплательщику об окончании проверки не сообщают.

При наличии противоречий или ошибок в отчетности, а также при заявлении льгот, НДС к возмещению , отчетности по налогам при использовании природных ресурсов и т.п., проводится углубленная проверка. Что означает камеральная налоговая проверка на данном этапе? Это значит, что налогоплательщик будет поставлен в известность о допущенных им нарушениях, в связи с чем у него запрашиваются пояснения и, возможно, потребуется внесение изменений в декларацию и сдача «уточненки» (п. 3 ст. 88 НК РФ).

На выполнение этих требований налогоплательщику отводится не более 5 рабочих дней со дня получения требования из ИФНС. При подаче уточненной декларации, после ее принятия срок камеральной проверки начинается заново.

Углубленная камеральная проверка является основанием для проведения таких процедур налогового контроля как: встречные проверки , экспертиза, допрос свидетелей, истребование или выемка документов и др.

Инспектор, проводящий «камералку» обязан рассмотреть все пояснения и документы, представленные налогоплательщиком в свое оправдание. Недопустимо запрашивать документы и сведения, не относящиеся к проверяемой отчетности, или не предусмотренные налоговым законодательством. Если факт налогового нарушения все же установлен, составляется акт камеральной проверки (п. 5, п. 7 ст. 88 НК РФ).

На некоторых региональных сайтах ФНС можно более наглядно ознакомиться со схемой камеральной налоговой проверки (например, на сайте УФНС РФ по Республике Алтай).

Сроки камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции в течение 3 месяцев с того дня, когда налогоплательщик подал отчетность, если замечаний по отчетности у проверяющих нет.

При выявлении нарушений в представленной отчетности, ст. 88 НК РФ дополнительно к 3 месяцам, в которые камеральная проверка проводится, предусматривает следующие сроки:

  • 10 рабочих дней – на составление акта камеральной проверки;
  • 5 рабочих дней с даты составления акта дается на его вручение налогоплательщику;
  • 1 месяц – срок, в течение которого налогоплательщик может подать свои возражения на акт проверки;
  • еще 10 рабочих дней дается руководителю ИФНС, чтобы рассмотреть материалы «камералки» и возражения налогоплательщика. На их основании он выносит решение о привлечении, либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение. В особенных случаях, если требуется проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, срок может быть продлен еще на 1 месяц.

В статье представлены разъяснения официальных органов по порядку проведения камеральной проверки, даны советы и рекомендации налогоплательщикам, позволяющие быстро сориентироваться и принять взвешенное решение по результатам проведения камеральной проверки.

Введение

Камеральная проверка является формой текущего контроля. В процессе проверки налоговики определяют, как соблюдается налоговое законодательство, правильно ли применяются льготы по налогам и сборам.

Камеральная проверка начинается сразу после того, как в налоговую инспекцию представлена декларация или расчет (отчетность). Чтобы начать проверку, не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ; далее — НК РФ). Следовательно, налоговики могут провести камеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета). Так, на первоначальном этапе налоговые инспекторы проверяют, насколько правильно заполнена декларация (расчет), как взаимоувязаны показатели представленной отчетности с показателями:

Налоговых деклараций и расчетов по проверяемому налогу за предыдущие налоговые (отчетные) периоды;

Налоговых деклараций и расчетов по другим налогам;

Бухгалтерской отчетности;

Иных документов, которые есть в распоряжении налогового органа.

Однако так называемой углубленной проверке с запросом пояснений, истребованием дополнительных документов подвергаются далеко не все декларации. Зачастую на практике налоговики ограничиваются проверкой контрольных соотношений по данным декларации (расчета) и других имеющихся у них документов (пп. 1, 3 ст. 88 НК РФ). Контрольные соотношения — это по существу формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации (расчета) относительно других показателей отчетности (проверяются автоматически с помощью компьютерной программы).

Порядок проведения камеральной проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Она проводится по месту нахождения ИФНС на основе представленной налогоплательщиком декларации и иных документов о его деятельности, имеющихся в распоряжении налоговиков. Свои рекомендации по порядку проведения камеральной проверки эксперты ФНС России привели в письме от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.

Так, декларации и расчеты налогоплательщик представляет в налоговую инспекцию по месту своего учета. Состоять на налоговом учете налогоплательщик может как по месту нахождения организации и обособленных подразделений (для ИП — по месту жительства), так и по месту нахождения принадлежащих налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств (п. 1 ст. 83 НК РФ). Например, плательщики налога на имущество организаций представляют декларации по месту нахождения недвижимости, даже если она находится вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (ст. 385, п. 1 ст. 386 НК РФ). Камеральная проверка в таком случае будет проводиться по месту нахождения недвижимости.

Поскольку камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в который налогоплательщик представил декларацию или расчет (отчетность), то налоговые инспекторы при камеральной проверке не выезжают на территорию налогоплательщика (п. 1 ст. 88 НК РФ). Вместе с тем это не означает, что они не вправе (если это потребуется) обследовать помещения и территории налогоплательщика для получения необходимых им доказательств.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

С 01.01.2015 установлено право налоговых органов производить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, а также документов и предметов в рамках камеральной проверки декларации по НДС, если данная декларация представлена с заявленной суммой налога к возмещению (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»).

Рассмотрим алгоритм проведения камеральной проверки.

Этап 1 . Принятие и ввод в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных всех представленных налоговых деклараций (расчетов). Другими словами, камеральная проверка любой декларации (расчета) начинается с того, что данные отчетности заносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС «Налог»).

Для того чтобы бухгалтеры могли самостоятельно увидеть и исправить ошибки в налоговых декларациях, ФНС России на своем официальном сайте опубликовала контрольные соотношения показателей налоговой отчетности. Именно с помощью контрольных соотношений контролеры проводят проверку того, насколько правильно и достоверно заполнены декларации налогоплательщиками и налоговыми агентами.

К СВЕДЕНИЮ

Математические и логические формулы по основным налоговым декларациям доступны для налогоплательщиков на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Налоговая отчетность» рубрики «Контрольные соотношения по налоговым декларациям».

Указанные формулы и расчеты могут быть внедрены в существующие бухгалтерские программы (как разрабатываемые налогоплательщиками самостоятельно, так и создаваемые для них специализированными IT-компаниями). Налогоплательщики, заполняя налоговые декларации в применяемых ими программах, смогут определить ошибки и исправить их до предоставления отчетности в налоговые органы.

Этап 2. Камеральный контроль с использованием внутридокументных и междокументных контрольных соотношений на основе имеющейся в налоговом органе информации (в автоматическом режиме).

Этап 3 . Если контрольные соотношения не удовлетворяют автоматической проверке с помощью компьютерной программы, проводится углубленная камеральная проверка с запросом дополнительных документов налогоплательщика. Можно сказать, что третий этап — это дальнейшая углубленная проверка с проведением мероприятий налогового контроля, осуществляемая отделом камеральных проверок.

На данном этапе (углубленная проверка) должностное лицо налогового органа проверяет :

  • сопоставимость показателей налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • взаимоувязку показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  • достоверность показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

Налоговый инспектор также сопоставляет показатели деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности с показателями по аналогичным налогоплательщикам и со среднеотраслевыми показателями. Кроме того, он проверяет правильность отражения в карточке «Расчеты с бюджетом» налогоплательщика начислений по представленным налоговым декларациям (расчетам) (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Сроки и форма проведения камеральной проверки представлены в табл. 1.

В отличие от выездной проверки, закон не предусматривает ни продления, ни приостановления срока проведения камеральной проверки (письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75, Постановления ФАС Московского округа от 23.05.2012 по делу № А40-85281/11-20-359, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 по делу № А52-4313/2009).

Это означает, что совершать любые действия, связанные с проверкой отчетности (например, запрашивать пояснения или документы), налоговики могут только в пределах данного срока.

После получения декларации, расчета (отчетности) налоговики проведут проверку контрольных соотношений. Итогом проверки контрольных соотношений будет являться наличие или отсутствие оснований для углубленной проверки.

Если в представленных декларациях (расчетах, отчетности) ошибок и несоответствий не выявлено, то, как правило, налоговики не информируют об этом налогоплательщиков, ведь никаких документов по результатам проверки не составляется. Другое дело, когда в декларациях и (или) расчетах находят ошибки или искажения. Инспекция может сопоставить показатели текущей и предыдущей отчетности, а также цифры по разным налогам за отчетный период. Если данные не будут сходиться, то, возможно, инспекция решит провести углубленную проверку.

Также налоговики могут принять решение об углубленной камеральной проверке, если налогоплательщик применяет налоговые льготы, заявит НДС к возмещению, или когда в уточненной декларации заявлен налог к уменьшению (пп. 6, 8 ст. 88 НК РФ).

В ходе проведения углубленной проверки события могут развиваться по-разному:

  • ситуация 1 : налогоплательщику сообщают о выявленных ошибках (противоречиях в отчетности) с требованием представить пояснения или внести исправления в отчетность. Срок — не позднее пяти рабочих дней;
  • ситуация 2 : налоговая инспекция проводит определенные мероприятия налогового контроля:

Истребование дополнительных документов у налогоплательщика;

Проведение встречной проверки контрагентов;

Истребование документов у третьих лиц;

Назначение экспертизы;

Осмотр помещений и территорий;

Другие мероприятия.

Затребовать какие-либо документы, относящиеся к проверке, налоговики могут только в пределах трехмесячного срока, отведенного для проведения камеральной проверки. На это обращено внимание и в официальных разъяснениях (письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), и в постановлениях судов (Постановления ФАС Московского округа от 26.11.2010 № КА-А40/14322-10 по делу № А40-160453/09-4-1253, 05.07.2010 № КА-А40/6657-10 по делу № А40-131877/09-111-956). Поэтому непредставление документов по требованию, выставленному спустя три месяца, не может являться основанием для вывода о начислении штрафных санкций в связи с неуплатой налога.

Более того, затребовать дополнительные документы налоговики могут только в ситуации, когда они выявили ошибки или противоречия в отчетности. Если этого не произошло, действия проверяющих можно считать незаконными (письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@, Постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08, ФАС Поволжского округа от 10.09.2013 по делу № А65-406/2013).

Руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции может принять решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий (абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ). Тогда налоговики в течение еще одного месяца на законных основаниях смогут истребовать интересующие их документы и информацию, проводить экспертизы и (или) допрашивать свидетелей (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75).

К СВЕДЕНИЮ

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля должны быть изложены обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, а также указаны срок и конкретная форма мероприятий (абз. 2 п. 6 ст. 101 НК РФ).

Налогоплательщику, который не представит затребованные документы или иные сведения, грозит ответственность по ст. 126 НК РФ. Штраф составит 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Нередко налоговая инспекция вместо представления документов решает вызвать налогоплательщика для личного общения (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, п. 2 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). Для этого используется специальное уведомление , форма которого утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»). За неявку должностное лицо организации (или ИП) может быть оштрафовано на 2000-4000 руб. по ч. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Типичные ситуации, когда налоговики вправе потребовать дополнительные документы для проведения камеральной проверки, представлены в табл. 2.

Таблица 2. Дополнительные документы, которые необходимо представить налоговой инспекции для проведения камеральной проверки

Ситуация, подлежащая камеральной проверке

Документы, которые необходимо представить налоговикам

Правовое основание

В представленной декларации обнаружены ошибки или выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из других источников

Необходимо представить пояснения или подать исправленную (уточненную) декларацию

Пункт 3 ст. 88 НК РФ

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в налоговой инспекции

Необходимо подать документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации

Пункт 4 ст. 88 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 14951/11

Представлена убыточная декларация

Необходимо представить пояснения, обосновывающие размер убытка

Пункт 3 ст. 88 НК РФ

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Необходимо представить пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога

Пункт 3 ст. 88 НК РФ

Для ситуаций по налогу на добавленную стоимость

К декларации по НДС не приложены обязательные сопутствующие документы

При подтверждении нулевой ставки по НДС должны прилагаться документы, указанные в ст. 165 НК РФ

Пункт 7 ст. 88 НК РФ

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению (заполнена стр. 050 разд. 1 декларации)

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС (счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров, работ, услуг)

Пункт 8 ст. 88 НК РФ

Оформление результатов камеральной проверки

Если по результатам рассмотрения материалов проверки инспекция установит факт налогового правонарушения, она составит акт камеральной налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ (в ред. от 23.07.2012) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки».

Акт камеральной проверки составляется не позднее 10 рабочих дней после окончания проверки. Данный документ должен быть вручен налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты составления акта (п. 5 ст. 100 НК РФ). После этого начинает течь срок, отведенный на то, чтобы подать возражения на акт проверки. Этот срок составляет один месяц со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Акт является основным документом, в котором представлены результаты камеральной проверки. Он должен состоять из следующих частей :

  • вводная часть (общие положения);
  • описательная часть (установленные факты);
  • итоговая часть:

Выводы налоговых органов;

Предложения по устранению выявленных нарушений;

Полагаем, что приложения к акту камеральной проверки, оформляемые налоговым органом, также следует рассматривать в качестве его составной части.

На основании акта камеральной проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности по итогам рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

К СВЕДЕНИЮ

При рассмотрении материалов руководитель (заместитель руководителя) инспекции должен не только установить все обстоятельства нарушения, но и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность или вовсе исключающие вину налогоплательщика (п. 5 ст. 101 НК РФ). Если он этого не сделает, то итоговое решение может быть оспорено в вышестоящем налоговом органе, а затем и в суде (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.02.2013 по делу № А21-4566/2012 , 13.08.2012 по делу № А21-8338/2011, ФАС Московского округа от 03.10.2012 по делу № А40-107621/11-99-463).

Добавим, что несоставление акта камеральной проверки является одним из оснований для отмены решения, вынесенного налоговым органом по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки. К такому мнению приходят арбитражные суды (Постановления ФАС Московского округа от 23.09.2009 № КА-А40/8182-09-2, ФАС Северо-Кавказского округа от 12.11.2009 № А53-5911/2009).

Поэтому, если инспектор утверждает, что провел камеральную проверку представленной налогоплательщиком декларации и нашел нарушения, он обязан составить акт проверки. Если он не сделает этого, решение, которое будет вынесено по итогам рассмотрения материалов проверки, может быть признано недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Должны ли налоговые инспекторы составить акт камеральной проверки, если были выявлены нарушения, которые не повлекли занижение суммы налога к уплате?

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ проверяющие должны составлять акт в каждом случае, когда в результате проведения проверки выявлены нарушения налогового законодательства, независимо от того, выявлена ли при этом недоимка по проверяемому налогу.

Предположим, налогоплательщик несвоевременно представил налоговую декларацию, но налог уплатил вовремя. В данном случае инспектор все равно составит акт камеральной проверки. При этом в акте он укажет на совершение налогоплательщиком правонарушения, которое предусмотрено ст. 119 НК РФ (несвоевременное представление в налоговый орган декларации).

Возражения на акт камеральной проверки — один из важнейших инструментов, который закон предоставляет налогоплательщику, чтобы он имел возможность влиять на принятие решения по итогам проверки.

Итак, после получения акта налогоплательщик вправе подать в налоговый орган свои письменные возражения на акт проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Сделать это можно в следующих случаях:

  • налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями налогового инспектора по существу;
  • следует указать руководителю инспекции (его заместителю) на нарушения прав налогоплательщика в ходе проверки, на ошибки и неточности в составленном акте.

Представление возражений — право , а не обязанность налогоплательщика. Поэтому возражения можно и не подавать. Но, как правило, возражения на акт камеральной проверки представлять необходимо. Особенно если организация или индивидуальный предприниматель (ИП) намерены отстаивать свою позицию как перед руководителем налогового органа (его заместителем), который будет рассматривать материалы проверки, так и впоследствии в вышестоящем органе или суде.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Важность возражений значительно возрастает, если у организации (ИП) есть аргументы по существу предъявленных обвинений и они достаточно убедительны. Возражения и возможность судебной отмены решения по итогам проверки — весомый аргумент для налоговиков. Поэтому решение по результатам проверки будет принято с учетом возражений, представленных налогоплательщиком.

Особо подчеркнем, что в возражениях не стоит указывать на формальные нарушения порядка проведения камеральной проверки (например, срока проверки, процедуры допроса и т. п.) или оформления акта проверки. Целесообразно ограничиться доводами, подтвержденными правильно оформленными документами, которые смогут убедить налоговиков в ошибочности их выводов.

Возражения подаются в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ). Поскольку НК РФ не содержит требований к оформлению и содержанию возражений на акт камеральной проверки, налогоплательщик вправе составить возражения в произвольной форме.

При оформлении вводной части возражений следует указать:

  • наименование организации или фамилию, имя и отчество (для физического лица, ИП);
  • адрес места нахождения согласно учредительным документам организации или адрес места жительства (для физического лица, ИП);
  • ИНН и КПП;
  • дату представления возражений;
  • точное наименование налогового органа, в который представляются возражения;
  • фамилию, инициалы и должность инспектора, который проводил камеральную проверку;
  • по какой декларации (расчету) проводилась проверка (налог, период).

Кроме того, можно упомянуть даты начала и окончания проверки.

При этом нужно сразу указать всю спорную сумму, со взысканием которой организация (ИП) не согласна, а также привести обоснованные аргументы.

  • формулируйте свои аргументы кратко и четко, со ссылками на статьи НК РФ. Не забудьте, что ссылаться нужно на нормы в редакции, которая действовала в спорный период, а не в тот период, когда составляются возражения;
  • постарайтесь подобрать судебные решения, подтверждающие вашу правоту. Желательно, чтобы это были решения по вашему судебному округу или решения ВАС РФ;
  • если есть возможность, сошлитесь на разъяснения Минфина России, ФНС России или регионального Управления ФНС России. Если вам по спорному эпизоду давала письменные разъяснения ваша инспекция, обязательно сошлитесь и на них;
  • не стоит надеяться на формальные доказательства вашей правоты, чрезмерно увлекаться толкованием норм права и ссылками на практику. Лучший аргумент — наличие подтверждающих вашу правоту документов (регистров бухгалтерского учета, первичных и иных документов).

К СВЕДЕНИЮ

Порядок представления возражений на акт камеральной проверки установлен в п. 6 ст. 100 НК РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ для составления и подачи возражений налогоплательщику отводится один месяц со дня получения экземпляра акта камеральной проверки. Срок представления возражений истекает в соответствующее число месяца, следующего за месяцем получения акта камеральной проверки (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

ПРИМЕР 1

Организация получила акт камеральной проверки 20.01.2015. Возражения нужно представить не позднее 20.02.2015.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то последний день, когда можно представить возражения, истекает в последний день этого месяца (абз. 2 п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

ПРИМЕР 2

Организация получила акт камеральной проверки 30.01.2015. Возражения нужно представить не позднее 28.02.2015.

Представить возражения организация (ИП) вправе в любой день установленного срока, в том числе и в последний.

Нюансы камеральной проверки по НДС

Камеральная проверка по налогу на добавленную стоимость является, по мнению многих практиков, наиболее сложной и непредсказуемой. Так, поводом для ее проведения могут быть не ошибки и несоответствия в отчетности, а поданная в ИФНС декларация с заявленной суммой налога к возмещению из бюджета. При этом размер заявленной суммы не имеет значения.

Напомним, что возмещению подлежит полученная разница между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, исчисленного по облагаемым операциям по итогам налогового периода.

Камеральная проверка по налогу на добавленную стоимость всегда сопровождается истребованием от налогоплательщика дополнительных документов, подтверждающих правомерность применения вычетов. При этом счет-фактура служит основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг, имущественных прав) сумм НДС к вычету (ст. 169 НК РФ).

С 01.01.2015 расширяется перечень случаев, когда при проведении камеральной проверки налоговики вправе истребовать дополнительные документы. Так, при камеральной проверке декларации по НДС могут быть истребованы счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых содержатся в представленной декларации и не соответствуют сведениям об этих же операциях, указанным (п. 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • в декларациях по НДС, представленных другими лицами;
  • в журналах учета счетов-фактур, представленных посредниками — неплательщиками НДС.

ПРИМЕР 3

Инспекция по итогам камеральной проверки откажет плательщику в возмещении НДС, если им необоснованно заявлены вычеты по НДС по счетам-фактурам, которые относятся к более ранним периодам.

Как правило, в такой ситуации организация подтверждает фактический период получения счетов-фактур в журнале входящей корреспонденции, книге покупок и журнале регистрации полученных счетов-фактур. Однако этого недостаточно.

Проверяющие укажут на то, что суммы НДС, предъявленные плательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором у него возникло на это право, то есть этот момент не может быть произвольно перенесен на другой период. Данная позиция поддержана судебной практикой (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.09.2013 по делу № А81-3853/2012).

При возникновении спора по такому вопросу налогоплательщику следует обратить внимание, в каком периоде товары (работы, услуги) были приняты на учет, поскольку по общему правилу именно дата счета-фактуры определяет дату его принятия и вручения контрагенту по договору.

К СВЕДЕНИЮ

Журналы входящей корреспонденции и журналы регистрации счетов-фактур являются односторонними документами самого налогоплательщика, поэтому не являются достаточным доказательством позднего получения счетов-фактур.

Налогоплательщику важно учитывать следующие моменты:

  • факт получения счетов-фактур существенно позже указанных в них дат (по причине изготовления их с нарушениями и возвращения контрагентам для доработки, плохой работы почты и территориальной удаленности контрагентов) должен быть документально подтвержден;
  • наиболее распространенным способом документального подтверждения факта получения счетов-фактур позже указанных в них дат является использование почтовых конвертов с соответствующими датами оттиска штемпеля.

Налоговые органы в таких случаях могут проявить интерес к весу почтовой корреспонденции. Если проверяющие объективно докажут невозможность получения в каком-либо конверте счетов-фактур (например, в количестве 100 штук счетов-фактур по описи вложения в конверте весом 20 г), то в заявленной сумме вычетов НДС могут отказать. В таких случаях судебная практика на стороне проверяющих (Постановление ФАС Московского округа от 06.12.2012 по делу № А41-31731/11, Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 по делу № А41-31731/11).

Отметим, что в счета-фактуры, составленные с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (в ред. от 29.11.2014) «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Постановление № 117), исправления вносятся продавцом путем составления их новых экземпляров.

При этом не допускается изменение даты счета-фактуры, указанной до внесения в него исправлений (п. 7 Приложения № 1 к Постановлению № 1137).

По мнению Минфина России, выраженному в письме от 12.03.2013 № 03-07-10/7374, налогоплательщик может применять вычет НДС в течение трех лет при подаче уточненной декларации по этому налогу за период, в котором возникло право на его применение.

ПРИМЕР 4

Одним из оснований для доначисления НДС может быть довод инспекции о взаимозависимости сторон сделки и установлении в связи с этим нерыночной цены товаров (работ, услуг). В связи с этим распространенной причиной отказа в получении возмещения (применения вычетов) по НДС является вывод проверяющих о получении плательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Налогоплательщику в этой ситуации важно знать: налоговая выгода не может быть признана обоснованной, только если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением им реальной предпринимательской или другой экономической деятельности. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.04.2010 № 17036/09 указано, что в каждом конкретном случае необходимо доказать, каким образом взаимозависимость повлекла необоснованную налоговую выгоду и за счет чего конкретно она образовалась.

Также в ходе камеральной проверки по НДС налоговики часто ставят вопрос о добросовестности контрагентов . В связи с этим обращаем внимание на то, что деятельность организаций не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия достаточного количества имущества и (или) сотрудников.

Но если ИФНС в ходе проверки усмотрит выполнение договорных обязательств не по существу, то в таких случаях возможна их переквалификация и доначисление налога.

Например, основанием для переквалификации спорного агентского договора может послужить вывод налогового органа о том, что фактически деятельность по приобретению и реализации товара осуществлялась организацией не в интересах принципала, а в собственных. Поэтому цель оформления агентских договоров может быть истолкована как получение организацией необоснованной налоговой выгоды, поскольку НДС исчислялся с агентского вознаграждения, а не с реализации товаров.

Резюме

На процесс и результат камеральной налоговой проверки влияет много факторов:

  • качество и достаточность документов, подтверждающих заявленные организацией (индивидуальным предпринимателем) налоговые льготы;
  • компетентность проверяющих;
  • технические возможности телекоммуникационных каналов связи;
  • сложности толкования норм налогового и гражданского законодательства.

В связи с этим организациям и предпринимателям не стоит недооценивать значение камеральной проверки. Наоборот, нужно основательно взвешивать возможные риски при ее проведении, а в случае необходимости представлять обоснованные и аргументированные возражения по существу предъявленных налоговиками требований с целью получения по итогам камеральной проверки наиболее безболезненного результата.

Е. Н. Селянина, аудитор, канд. экон. наук

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об