Национальный человеческий капитал. Что такое человеческий капитал

Человеческий капитал принято изучать по уровням формирования:

  • - микроуровень (индивидуальный человеческий капитал);
  • - мезоуровень (человеческий капитал фирмы);
  • - макроуровень (национальный человеческий капитал).

На индивидуальном уровне выделяют капитал здоровья, культурно-нравственный капитал, трудовой, интеллектуальный, предпринимательский; на уровне фирмы - фирменные нематериальные активы, организационный капитал, структурный капитал, интеллектуальный; на национальном уровне - национальные интеллектуальные активы, национальные конкурентные преимущества .

Рассмотрим последовательно каждый уровень формирования человеческого капитала. Несмотря на то, что в целом перечень составляющих человеческого капитала примерно одинаков, отдельные исследователи по-разному раскрывают их содержание.

Индивидуальный человеческий капитал

Исследователи выделяют «основные элементы индивидуального человеческого капитала:

  • а) знания, представляющие собой целесообразную форму информации, используемую в экономической деятельности, что позволяет повысить ее эффективность;
  • б) способности - умение успешно выполнять какую-либо деятельность. Различают следующие уровни развития способностей: отсутствие способности (нулевой уровень), частичные способности, средние способности, талант, гений;
  • в) опыт или навыки действия, мастерство выполнения конкретных трудовых операций длительное время;
  • г) культура - принципы и стереотипы поведения в рамках существующих в обществе знаний, правил, традиций, морали;
  • д) мотивация - направленность деятельности, ее интенсивность, удовлетворенность процессом и результатами».

Наблюдаются различия и в определении структурных составляющих человеческого капитала.

Так, И.В. Ильинский выделяет в составе человеческого капитала «капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры». Е.В. Ванкевич выделяет «образование и профессиональную подготовку, информированность; физиологические характеристики личности и состояние здоровья; профессиональную и географическую мобильность; психологические характеристики личности, движущие потребности, мотивацию, ценности».

По мнению Ю.Г. Быченко , «структурно индивидуальный человеческий капитал выглядит следующим образом:

  • - биологический человеческий капитал - ценностный уровень физических способностей к выполнению трудовых операций, уровень здоровья населения. Биологический человеческий капитал состоит из двух частей: 1) наследственной, 2) благоприобретенной. В течение всей жизни индивидуума происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом;
  • - культурный человеческий капитал - совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивидов, которые используются или могут быть использованы в трудовой деятельности и узаконивают обладание статусом и властью. Культурный капитал - это языковая и культурная компетенция человека, богатство в форме знания или идей, которые легитимируют статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию».

Таким образом, можно говорить о двойственности человеческого капитала. В широком смысле его можно рассматривать как социально-экономическую форму человеческого потенциала в масштабах страны. В узком смысле - это та его часть, которая используется для извлечения прибыли . «Человеческий капитал, обладая признаками других форм капитала, имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке концепции его развития:

  • 1) проявления человеческого капитала носят нематериальный характер (знания, умения, навыки);
  • 2) человеческие ресурсы становятся капиталом в процессе их взаимодействия со средствами производства;
  • 3) человеческий капитал воплощен в человеке и не может передаваться в отрыве от него и без его на то воли, передаваться в наследство, как деньги и материальные ценности, но может использоваться во внутрисемейном, внутрифирменном производстве человеческого капитала следующих поколений;
  • 4) в отличие от сырьевых ресурсов, человеческий ресурс неисчерпаем» .

Кроме того, выделяют следующие три базовые составляющие человеческого капитала :

  • интеллектуальную, включающую интеллект, приобретенные знания, умения, навыки, способности, навыки, неотделимые от человека;
  • трудовую, которая проявляется в качестве способности человека к производительному труду, его мотивация и продуктивное отношение к трудовой деятельности, принятие и соблюдение принятых норм и правил культуры труда;
  • физиологическую, связанную с природным здоровьем человека и его телесно-биологической сущностью.

Поскольку человеческий капитал является частью нематериальных активов и одной из ключевых составляющих интеллектуального капитала, стоит также помнить, что «экономическая сущность этой составляющей заключается в том, что она является совокупностью достояний каждого служащего, но на нее нельзя оформить право собственности. Материальной сущностью человеческого капитала выступает не вещное, но реальное творческое достояние всего коллектива», эффективное использование которого обеспечивает те или иные экономические последствия для предприятия .

Анализируя современные представления о структуре индивидуального человеческого капитала, можно выделить его постоянную, применительно к конкретному человеку составляющую - природные способности, которым соответствует рента на эти способности, и переменную составляющую - приобретенные знания, умения, навыки и опыт в той или иной сфере производственной деятельности .

Таким образом, структура человеческого капитала включает два элемента - компетенции и мотивации, идентификация и измерение которых позволит эффективно ими управлять .

По мнению Е.А. Анишина , можно выделить следующие подходы к определению категории «человеческий капитал»:

  • 1. Подход, определяющий человеческий капитал с позиций производительных способностей человека. Согласному этому подходу человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, квалификации, профессиональных навыков, творческих способностей, моральных ценностей, культуры труда, мотивации человека, позволяющих ему производить товары и услуги, а также комплекс физического и психологического здоровья человека, возможностей его адаптации к изменяющимся условиям как потенциальной способности преобразования человека и общества.
  • 2. Подход, делающий упор на инвестиционных свойствах человеческого капитала. По мнению исследователей, человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать затраты на обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.
  • 3. Согласно третьему подходу человеческий капитал представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в общественном производстве между его субъектами по поводу формирования развития и совершенствования способностей человека .

К.В. Гуменников объединяет первые два подхода, говоря, что человеческий капитал есть мера сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком способностей и качеств, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов. По его мнению, сравнение физического и человеческого капиталов до определенной степени правомерно.

Человеческий и физический капитал сближает то, что это элементы национального богатства, имеющие свойство накапливаться в результате приложения экономических ресурсов и служить в качестве запаса, - факторы экономического роста. Производство обоих видов капитала требует отвлечения значительных средств в ущерб текущему потреблению, способно создавать длительный по своему характеру экономический эффект.

Отличия человеческого и физического капитала связаны с ликвидностью. Носителем человеческого капитала выступает живая личность, поэтому функционирование человеческого капитала, степень отдачи от его применения обусловлены свободным волеизъявлением человека, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры. Другое отличие связано с длительностью инвестиционного периода. Вложения в образование отличает большая, чем для обычных капиталовложений степень риска и неопределенности, но отдача, как правило, выше. Существенным отличием также является принципиально разное протекание процессов амортизации .

Человеческий капитал фирмы

По мнению М.А. Щербатых, человеческий капитал является формой реализации производительных способностей человека. Он представляет собой производительный актив длительного пользования, неотделимый от самого человека как его носителя и имеющий свойство накапливаться. При этом неотъемлемость элементов человеческого капитала от его носителя не является абсолютной, поскольку в структуре человеческого капитала имеют место такие характеристики, как преданность кому-либо, чувство обязанности перед кем-либо, иначе говоря, владелец человеческого капитала как бы передает часть своего капитала работодателю, увеличивая тем самым совокупный капитал этого предприятия .

Главное отличие человеческого капитала от вещественного состоит в том, что человеческий капитал воплощен в человеке и не может продаваться, передаваться или оставляться в наследство по завещанию, как, например, деньги и материальные ценности. Однако он может использоваться во внутрисемейном производстве человеческого капитала следующих поколений .

Человеческий капитал - это интенсивный производительный фактор развития национальной экономики, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное его функционирование в интересах национальной экономической безопасности. Таким образом, человеческий капитал включает в себя интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд, качество жизни .

Различные компоненты человеческого капитала тесно связаны между собой: повышение образовательного уровня индивидуума, безусловно, формирует дополнительные стимулы к увеличению капитала здоровья, культуры, повышает его мотивацию заниматься трудовой деятельностью. В свою очередь, без соответствующего здоровья или достаточного уровня мотивации образовательная подготовка человека может так и остаться потенциальным ресурсом, а не стать капиталом.

Несмотря на то, что человеческий капитал обладает многими признаками нематериального актива, в ПБУ 14/2007 четко прописано, что «в состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду».

По мнению А.В. Щепотьева, наличие человеческого капитала в организации целесообразно рассматривать как «скрытый» актив .

«Скрытые» активы организации - имущество, права, дополнительные возможности и иные улучшения, имеющиеся у организации, которые не отражены в балансе в стоимостной оценке, владение которыми дает или даст в обозримом будущем преимущество или экономические выгоды организации по сравнению с другими организациями, у которых их нет. Отсутствие учета «скрытых» активов - это балансовое занижение стоимости активов организации относительно стоимости активов, которыми организация реально владеет и использует в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Выявление и оценка «скрытых» активов организации базируются на выявлении произведенных расходов и вложений, которые были произведены организацией раньше, списаны (полностью или частично) в бухгалтерском (и/или налоговом) учете, не находят отражения в балансе, однако имеют экономические выгоды, т.е. продолжают приносить экономический эффект (или будут приносить экономический эффект в перспективе). Наличие квалифицированного кадрового состава может относиться к «скрытым» активам.

Особенности человеческого капитала как составной части интеллектуального капитала, или нематериальных активов компании, заключаются в том, что он является временным и слабо управляемым. Человеческий капитал не отражается в составе активов фирмы, так как ей не принадлежит.

Развитие человеческого капитала и усиление интеллектуальной мощи компании обусловливают выработку целенаправленных действий менеджмента организации. И сегодня все острее встает проблема привлечения и удержания талантов и ценных работников, которые производят добавленную стоимость компании .

«Таким образом, по своей сути, человеческий капитал является нематериальным активом организации, так как деловые качества сотрудников не являются вещественными объектами. Но, наряду с этим, деловые качества неотделимы от людей. С одной стороны, именно по этой причине они законодательно не могут быть отнесены к нематериальным активам. С другой стороны, для оценки человеческого капитала организации как раз эта особенность позволяет в определенной степени использовать методы, применяемые при оценке материальных активов» .

Национальный человеческий капитал

Основное определение человеческого капитала как запаса знаний, умений, навыков и способностей может быть с успехом применено и на макроуровне. Согласно широкому определению ОЭСР человеческий капитал - это знания, умения, навыки и способности, воплощенные в людях и позволяющие им создавать личное, социальное и экономическое благосостояние .

Иными словами, основным условием достижения устойчивого развития экономики является накопление, сохранение и совершенствование различных производительных качеств человека, которые могут быть реализованы на уровне национальной экономики.

Главное отличие теории национального человеческого капитала от традиционного макроэкономического подхода к воспроизводству факторов производства состоит в том, что расходы на поддержание здоровья человека, получение образования и профессиональной подготовки, миграцию, поиск экономически значимой информации и т.д. рассматриваются не просто как издержки на воспроизводство рабочей силы, а как долгосрочные инвестиции, дающие многократную отдачу в виде роста доходов и повышения эффективности экономической деятельности .

По словам Р. Капелюшникова, накопление человеческого капитала является одним из главных моторов экономического роста, ключевым фактором экономического и социального благосостояния современных обществ. Современная инновационная экономика - это экономика человеческого капитала, понимаемая как экономика информации и знаний . Инвестирование в человеческий капитал - главная предпосылка воспроизводства рабочей силы. Как правило, формирование человеческого капитала требует как от самого человека, так и от всего общества значительных затрат, которые дают не менее значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру социально-экономический эффект. Уровень вложений в человеческий капитал напрямую связан с показателями уровня развития экономики.

По словам известного эксперта в области человеческого капитала, доктора физико-математических наук Ю. Корчагина , человеческий капитал - это интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности. Это совокупность накопленных воспроизводимого, национального, человеческого и природного капиталов страны в стоимостной оценке.

В широком определении национальный человеческий капитал представляет собой интенсивный синтетический и сложный производительный фактор развития экономики и общества, включающий креативные трудовые ресурсы, инновационную систему, высокопроизводительные накопленные знания, системы обеспечения профессиональной информацией, инструменты интеллектуального и организационного труда, качество жизни и интеллектуальной деятельности .

Источники формирования национального человеческого капитала в широком определении:

  • образование,
  • здравоохранение,
  • знания,
  • культура и искусство,
  • воспитание,
  • информационное обслуживание,
  • предпринимательские способность и климат,
  • приток человеческого капитала извне,
  • гражданское общество и экономическая свобода,
  • подготовка элиты,
  • безопасность,
  • наука,
  • институциональное обслуживание.

В настоящее время на базе теории человеческого капитала создана и реализуется успешная парадигма развития США и ведущих европейских стран. На основе данной теории отставшая Швеция модернизировала свою экономику и вернула в 2000-х гг. лидерские позиции в мировой экономике. Финляндия за исторически короткий период времени сумела перейти от сырьевой в основном экономики к инновационной.

«Все это имело место не потому, что теория и практика человеческого капитала реализовали в себе некую волшебную палочку, а потому что стала ответом экономической теории и практики на вызовы времени, на вызовы нарождающейся во второй половине XX века инновационной экономики, на вызовы высшей ее стадии - экономики знаний, а также венчурного научно-технического бизнеса» .

Резюмируя, отметим, что понятие «человеческий капитал» весьма емкое и многогранное. Оно включает знания, запас информации, умения, навыки, опыт, профессионализм, здоровье физическое и психическое, образование, природные особенности и таланты, духовные качества, потенциальные возможности, психологические характеристики личности, способность человека к участию в процессе производства - всю совокупность характеристик индивидуальных и нематериальных, которые в процессе взаимодействия с характеристиками других работников предприятия приносят последнему вполне ощутимую и реальную прибыль .

Из трактовки человека как основного капитала непосредственно вытекает необходимость разработки количественной оценки человеческого капитала. Экономические оценки человеческого капитала широко используются как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей .

В современных условиях постиндустриального общества и перехода к шестому технологическому укладу важнейшим фактором устойчивого развития организации становится человеческий капитал. Наряду с общей проблемой формирования в условиях жесткой конкуренции и ограниченности ресурсов оптимального портфеля инвестиционных проектов и мероприятий организации с учетом рисков и корпоративной социальной ответственности перед топ-менеджментом стоит задача оптимизации инвестиций в человеческий капитал организации исходя из поставленных стратегических целей .

Человеческий капитал невозможно полноценно исследовать как часть системы управления предприятием без анализа и количественной оценки всех его компонентов. Дать такую оценку абсолютно всем компонентам зачастую затруднительно вследствие специфичности человеческого капитала в различных сферах деятельности и отсутствия устоявшегося набора показателей, однозначно его характеризующих. Тем не менее, важно и нужно стремиться измерить и оценить человеческий капитал на конкретном предприятии.

Социально-экономическое развитие во второй половине прошлого века и начале нынешнего характеризуется возрастающей ролью человеческого фактора. В экономике современного мира человеческий

Человеческий капитал Клиентский капитал

Рис. 2.4. Модель структуры и взаимодействия организационного капитала FiMIAM Источник". Rodov /., Leliaert Ph. FiMIAM: financial method of intangible assets measurement //Journal of Intellectual Capital. 2002. № 3. P. 323-336

Рис. 2.5.

«интеллектуальная собственность»

Условные обозначения : Д1 - некодифицированное знание (интеллектуальные и деловые качества работников, их квалификация и способность к труду; научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, результаты которых не внедрены в производство, и т.п.); А2 - управленческие навыки и лидерские качества (не могут быть отчуждены от своих носителей - персонала организации и стать объектом исключительных прав имущественного характера, а время использования этих нематериальных активов определяется временем работы конкретного сотрудника в организации); технологии и методы работы, не подлежащие патентованию и лицензированию; торговая марка, созданная компанией, и т.п.

капитал играет определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста. Перспективы этого развития в XXI в. связывают именно с человеческим капиталом как носителем знания.

К середине XX в. возникло достаточно предпосылок к разработке теории человеческого капитала. Методологические основы и главные направления теории человеческого капитала были сформулированы такими экономистами, как Г. Беккер, У. Боуэн, Э. Дженисон, Т. Шульц и др. К концу XX в. теория человеческого капитала получает свое признание - нобелевские премии по экономике были присуждены Теодору В. Шульцу (1979) и Гэри Беккеру (1992). В наиболее последовательной форме концепция человеческого капитала изложена в трудах Г. Беккера. Впервые после А. Смита и К. Маркса в экономическую науку приходит осознание, что не машины, а люди представляют движущую силу экономического роста и развития. В эпоху научно-технической революции и преобразований в структуре производительных сил фактором экономического роста становится непосредственно сам работник. Эффективность использования основных ресурсов все больше зависит от того, насколько работники морально и материально заинтересованы в достижении высоких конечных результатов.

В основе современной теории человеческого капитала лежит экономический подход к человеческому поведению, нашедший выражение в следующей логической схеме Г. Беккера:

  • способности, знания, профессиональные навыки, мотивация становятся капиталом в момент купли-продажи рабочей силы, найма на работу или получения вознаграждения исполнителем работы;
  • рост человеческого капитала должен способствовать росту производительности труда и производства;
  • целесообразное использование капитала должно вести к росту доходов работников;
  • рост доходов стимулирует работника делать вложения в здоровье, образование для повышения запаса знаний и навыков, чтобы затем эффективно применить их .

В своей работе «Человеческий капитал» Г. Беккер вводит понятие «специального человеческого капитала», под которым понимаются только те навыки, которые представляют интерес для какого-либо одного предприятия, какого-либо одного вида деятельности .

По мнению Т. Стоунера, человеческий капитал представляет собой важнейший ресурс постиндустриального общества, является формой выражения производительных сил человека на постиндустриальной стадии развития общества с социально ориентированной экономикой рыночного типа. Техника, создающая богатства, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. И только опытная квалифицированная рабочая сила способна управлять высокотехнологическим процессом. Кроме этого, необходимо знание деловой конъюнктуры, рыночных возможностей, способов их практического применения, но и в этом случае необходимы знания человека, его «капитал», используемый в процессе производства для создания богатства общества.

Человеческий капитал «состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг», утверждает У. Боуэн .

Эдвин Дж. Долан под человеческим капиталом понимает «капитал в виде умственных способностей, полученный через формальное обучение или образование либо через практический опыт» .

О. Тоффлер наиболее существенным шагом в экономическом развитии нашей эпохи считает возникновение новой системы получения богатства, использующей не физическую силу человека, а его умственные способности. Ученый вводит понятие «символического капитала» - знания, который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаем и одновременно доступен бесконечному числу пользователей без ограничений .

Возникновение теории человеческого капитала связано также с расширенной трактовкой понятия национального богатства. Суть теории человеческого капитала состоит в том, что «одной из главных форм богатства являются материализованные в человеке знания, общие и специальные, его способность к производительному труду». Дж. Кендрик к нематериальным формам богатства относит накопленные научные знания, которые материализуются в новой технологии .

Большое внимание анализу производства человеческого капитала уделил Л. Туроу. Он считал, что у каждого индивидуума имеются особенные возможности для производства своего интеллектуального капитала. «Процессы производства человеческого капитала различны для различных индивидуумов». Туроу признает, что «производительность уже имеющегося человеческого капитала может в весьма большой степени зависеть от экономической способности индивидуума». Для своей модели производства человеческого капитала он использует производственную функцию Кобба - Дугласа. В его представлении модель производства человеческого капитала имеет следующий вид :

НС =/(К, НСх, Р, ЕЛ), (2.1)

где НС - произведенный человеческий капитал; К - физический капитал; НСх - вложения человеческого капитала; Р - природные ресурсы; ЕА - экономическая способность.

Й. Бен-Порэт считает, что запас человеческого капитала производит услуги в стандартных единицах и, таким образом, тождествен машинам в структуре вещественного капитала :

0/ = Вс (ЗУ х К1) /), (2.2)

где 0 - объем произведенного человеческого капитала; У - определенный отрезок времени; Вс - коэффициент способности увеличивать человеческий капитал; 5 - часть имеющегося запаса человеческого капитала, включенная в производство этого капитала; К - общий запас человеческого капитала; /) - покупаемые вложения.

Й. Бен-Порэт предлагает определить издержки, получаемые при производстве человеческого капитала:

/ = + Ра /)Г, (2.3)

где / - издержки производства; а 0 - потерянный заработок, или стоимость производительных услуг человеческого капитала, изъятых с рынка; / - определенный отрезок времени; ? - часть запаса человеческого капитала, включенная в производство этого капитала; К- общий запас человеческого капитала; Ра - цены покупаемых вложений; /)Г - покупаемые вложения.

Рассматривая экономическую основу формирования человеческого капитала , нужно отметить, что человек, отделенный от средств производства, продает свою способность к труду, свои производительные силы как принадлежащий ему капитал. Предприниматель покупает их, как покупал бы и другой актив, необходимый для успешной работы своего предприятия. Для работника его индивидуальные способности выступают как товар, а для капиталиста-предпринимателя - это капитализированная величина авансированной стоимости капитала, затраченной на наем работника (прибыль). По мнению Т. Стоунера, богатство создается людьми. Техника, созданная обществом, приходит в жизнь через технологические знания и организационные усовершенствования. Предприятие должно иметь не только квалифицированный аппарат менеджеров разного ранга, но и квалифицированную рабочую силу, обладающую хорошим здоровьем и культурой общения, иначе самая совершенная техника не даст желаемого эффекта.

Многие исследователи при определении понятия «человеческий капитал» учитывают следующие особенности:

  • 1. Человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста.
  • 2. Формирование человеческого капитала требует значительных затрат как от самого индивидуума, так и от общества в целом.
  • 3. Человеческий капитал может быть накоплен, а именно, индивидуум может приобретать определенные навыки, способности, улучшить свое здоровье.
  • 4. Человеческий капитал на протяжении своей жизни не только прирастает знаниями, но и изнашивается как физически, так и морально. Устаревают знания индивидуума, т.е. экономически изменяется стоимость человеческого капитала в процессе бытия, человеческий капитал амортизируется.
  • 5. Инвестиции в человеческий капитал дают своему обладателю, как правило, в будущем более высокий доход.
  • 6. Инвестиции в человеческий капитал носят довольно длительный характер. Это касается как инвестиций в человеческий капитал образования, так и в капитал здоровья.
  • 7. Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности. Человеческий капитал неотделим от его носителя - живой человеческой личности.
  • 8. Прямые доходы, получаемые человеком, контролируются им самим независимо от источника инвестиций.
  • 9. От решения человека, его волеизъявления зависит функционирование человеческого капитала. Степень отдачи от применения человеческого капитала зависит от индивидуальных интересов человека, его предпочтений, его материальной и моральной заинтересованности, мировоззрений, общего уровня культуры .

Итак, обобщая вышесказанное, можно отметить, что под человеческим капиталом в экономике понимается имеющийся у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Причем это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Понятие «человеческий капитал» значительно шире и включает в себя:

  • 1) приобретенный запас знаний, умений, навыков;
  • 2) возможность целесообразного использования этого запаса в той или иной сфере общественной деятельности, что способствует росту производительности труда и производства;
  • 3) увеличение доходов, способствующее заинтересованности работника, что приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;
  • 5) человеческие способности, талант, и т.д., являющиеся неотъемлемой частью каждого человека;
  • 6) мотивацию как необходимый элемент для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер .

Таким образом, принимая во внимание нематериальный характер и многомерность человеческого капитала, различные авторы свободно формулируют понятие человеческого капитала и делают неоднозначный упор на его отдельные составные элементы: одни склонны акцентировать внимание на функциональной стороне человеческого капитала, т.е. на его способности приносить доход, другие дают его сущностную характеристику - как форму личного фактора производства. Практически во всех определениях после 1960-х гг. соблюдается принцип расширительной трактовки человеческого капитала: не только реализуемые знания, навыки и способности, но и потенциальные (в том числе и возможность их приобретения); не только внешнее стимулирование, но и внутренняя мотивация работника, что, в сущности, не меняет экономического содержания человеческого капитала.

Наиболее полно человеческий капитал можно охарактеризовать следующим образом.

Человеческий капитал - это совокупность таких составляющих, как врожденные способности, здоровье, мотивы деятельности, творческий и культурный потенциал, накопленные и усовершенствованные в результате инвестиций знания и профессиональный опыт, которые необходимы для профессиональной деятельности, содействуют росту производительности труда и приносят доход их обладателю.

Таким образом, человеческий капитал включает в себя: квалифицированную рабочую силу; совокупность знаний, квалификации, практических навыков, способностей к нововведениям каждого из сотрудников предприятия; систему ценностей, культуру труда, философию организации, которые не могут быть скопированы или воспроизведены на другом предприятии.

С учетом вышесказанного структура человеческого капитала может быть представлена как на рис. 2.6.

Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:

  • живой капитал включает в себя знания, здоровье, воплощенное в человеке;
  • неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
  • институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.

Человеческий капитал можно описать как комбинацию следующих элементов: а) качества, которые человек привносит в свою работу (ум, энергия, позитивность, надежность, преданность); б) способность человека учиться (одаренность, воображение, творческий характер личности, смекалка); в) побуждения человека де-


Рис. 2.В. Структура человеческого капитала

литься информацией и знаниями (командный дух и ориентация на цели).

В зависимости от степени обобщенности человеческого капитала в его структуре можно обозначить следующие виды: индивидуальный, коллективный и общественный . Данная классификация видов человеческого капитала позволяет рассматривать и оценивать человеческий капитал на уровне отдельного человека (микроуровень - индивидуальный человеческий капитал), отдельного предприятия или группы предприятий (мезоуровень - человеческий капитал организации) и государства в целом (макроуровень - национальный человеческий капитал).

Структуру видов человеческого капитала можно представить в виде рис. 2.7.

В структуре индивидуального человеческого капитала можно выделить: капитал образования, здоровья, трудовой, организационно-предпринимательский, интеллектуальный и культурно-нравственный капиталы (организационного, структурного, клиентского и социального). В структуре коллективного капитала (капитала организации), кроме указанных на рис. 2.7, особую роль играют признанные активы индивидуального человеческого капитала (патенты, авторские свидетельства, ноу-хау и др.), фирменные нематериальные активы (товарные марки, товарные знаки коммерческие секреты и т.п.). Общественный (национальный) человеческий капитал включает капиталы здоровья, жизнеспособности, образования нации, кадрово-ценностный, нравственный капиталы нации, инновационный, идеологический и интеллектуальный капиталы нации.

Рассмотрим некоторые виды человеческого капитала более подробно.

Рис. 2.7.

Организационно-предпринимательский капитал - один из наиболее перспективных и важных видов человеческого капитала, поэтому при оценке стоимости бизнеса необходимо обращать внимание на то, в какой степени обладают предпринимательскими способностями сотрудники предприятия. Качество предпринимательских способностей оценивается по эффективности использования капитала и устойчивости прогрессивного развития бизнеса.

Культурно-нравственный капитал обозначает совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивида или индивидов, которые используются в социальной деятельности и при этом узаконивают обладание статусом и властью.

Высокая культура и нравственность человека сегодня так же необходимы в производстве, как квалификация и интеллект. Репутация работника, имидж предприятия столь же важны для привлечения клиентов и инвестиций, сколь важны чисто деловые показатели бизнеса. Деловая честь, совесть, порядочность, ответственность ценятся высоко в цивилизованных деловых отношениях. Поэтому культурнонравственный капитал необходимо учитывать как особый вид человеческого капитала во всех отраслях деятельности.

Социальный капитал может быть определен как некоторый набор общественных отношений, который минимизирует операционные затраты информации в пределах всей экономики. Это капитал общения, сотрудничества, взаимодействия, взаимного доверия и взаимопомощи, формируемого в пространстве межличностных экономических отношений.

В западной литературе социальный капитал определяется как характерные черты социальной жизни - взаимодействие, нормы и доверие, которые позволяют участникам эффективнее действовать вместе для достижения общих целей. Мировой банк дает следующее определение: «Социальный капитал относится к социальным институтам, взаимоотношениям и нормам, которые формируют качество и количество взаимодействий между людьми в обществе... Социальный капитал - это не просто сумма этих институтов, которые являются фундаментом общества, это тот клей, который удерживает их вместе» [ 108]. Мировой банк также отмечает, что социальный капитал можно представить как совокупность горизонтальных связей между людьми. Они включают в себя социально-трудовые контакты и связанные с ними нормы, которые влияют на общество, производительность и благосостояние.

Социальный капитал - это знания, которые передаются и развиваются через взаимоотношения между работниками, партнерами, поставщиками и покупателями. Он создается благодаря обмену знаниями, а это требует существования общей организационной среды, в которой мог бы свободно и непрерывно осуществляться подобный обмен. Социальный капитал - это человеческий капитал, способный реализовать свой потенциал . В связи с этим при оценке человеческого капитала необходимо обращать особое внимание на социальный капитал как капитал сотрудничества и взаимодействия.

Социальный капитал имеет ряд специфических черт. Во-первых, это всегда продукт организованного взаимодействия, поэтому он имеет общественную, а не индивидуальную природу. А. Портере отмечает, что экономический капитал находится на народных банковских счетах, человеческий капитал - в головах людей, социальный капитал присущ структуре их отношений . Во-вторых, социальный капитал как элемент функционирования социально организованной общественной системы не может находиться в частной собственности, т.е. является общественным благом. Несмотря на то что социальный капитал не является собственностью отдельной организации, он входит в структуру активов и используется каждым предприятием по мере возможности.

Отчуждаемым видом человеческого капитала можно считать клиентский, или бренд-капитал. Деятельность предприятия, обладающего клиентским капиталом, становится социально-экономической деятельностью, а само предприятие можно назвать «метапредприятием», вовлекающим пользователя в «совместное создание и усовершенствование потребительских ценностей, ибо покупатель выступает судьей в последней инстанции всех созданных предприятием продуктов и услуг» .

Еще в 1993 г. Э. Гроув сформулировал одно из необходимых условий выживания несовершенного конкурента в сильно конкурентной среде. Ведущие корпорации, а вслед за ними и остальные, в условиях несовершенной конкуренции вынуждены производить не просто конкретные товары и услуги, а сложные социальные комплексы типа «материальные продукты и услуги, их потребители, их предпочтения», позволяющие увеличивать спрос по принципу положительной обратной связи, когда рост спроса увеличивает спрос . После того как определенный продукт завоевал значительную часть рынка, у населения появляется сильная побудительная причина продолжать покупать его модификации.

Существование клиентского капитала особенно наглядно проявляется для страховых компаний и других финансовых предприятий, где основой деятельности является портфель договоров с клиентами, определяющий масштабы, структуру и динамику деятельности. Клиентский капитал на сегодняшний день не учитывается среди активов российских предприятий, несмотря на очевидность того, что налаженные связи и хорошие отношения с постоянными клиентами стоят многого, и ради их получения стоит вкладывать средства. Сотрудники, имеющие опыт выстраивания клиентских отношений, повышают ценность предприятия, что необходимо учитывать при оценке бизнеса. Кроме того, необходимо обеспечивать благоприятные условия для их деятельности, не допуская их ухода из предприятий, который может привести к потере налаженных каналов связи.

Структурный капитал - это способность предприятия управлять своей организационной структурой, приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре рынка и одновременно изменяя ее в выгодном для предприятия направлении. Эффективный структурный капитал предприятия может возникнуть только там, где «идеи ценятся выше, чем положение на иерархической лестнице» . Примером предприятия, обладающего большим структурным капиталом, может служить мировой лидер по производству микропроцессоров компания Intel.

Еще одной формой отчуждаемого человеческого капитала можно считать организационный капитал. По своей сути это систематизированная и формализованная компетентность предприятия плюс системы, усиливающие его творческую эффективность, а также организационные возможности, направленные на создание продукта и стоимости. Организационный капитал включает в себя: капитал инноваций, включая защищенные коммерческие права, интеллектуальную собственность и другие нематериальные активы и ценности, обеспечивающие способность предприятия к обновлению; капитал процессов, включающий, например, системы производства, сбыта, послепродажного сервиса и др., в процессе деятельности которых формируется стоимость продукта. Организационный капитал составляют знания всего предприятия, а не его отдельных работников. Его можно описать как внедренные знания или институциализированные знания, которые можно хранить с помощью информационных технологий в доступных и легко расширяемых базах данных .

Подводя итоги, следует отметить, во-первых, что среди составляющих человеческого капитала наибольшее значение имеют компоненты образования, здоровья и труда. Основу человеческого капитала составляют знания, которыми владеют работники предприятия, составляющие ценность для предприятия, т.е. это прежде всего практические, профессиональные, интеллектуальные знания.

Особенностью человеческого капитала является то, что он не может быть собственностью предприятия, поэтому с утратой человеческого капитала автоматически теряется ценность как структурного, так и организационного и клиентского капиталов.

Во-вторых, в составе национального человеческого капитала необходимо особо выделить такие компоненты, как капитал жизнеспособности нации, кадрово-ценностный капитал нации, т.е. образовательный и квалификационный уровень людей в стране, наличие творческих и предпринимательских талантов, культурный уровень нации в целом, инновационный, идеологический, интеллектуальный капитал - все то, что составляет главное достояние каждой нации и обеспечивает ее конкурентные преимущества.

Следует подчеркнуть, что национальный человеческий капитал не является результатом механического суммирования коллективного и индивидуального человеческого капитала, а формируется и развивается на основе их неразрывного взаимодействия и взаимодополнения. При успешном развитии каждого из видов человеческого капитала может быть получен значительный синергетический эффект, выраженный в росте человеческого капитала как нации в целом, так и отдельных экономических субъектов.

В связи с тем что стратегия развития России до 2020 г. - это стратегия прорыва, который должно осуществить общество с обновленным человеческим капиталом, позволяющим выстроить качественно иную стратегию экономического развития, особая роль принадлежит инновационному (способность человека производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка) и интеллектуальному капиталам.

В данной связи человеческий капитал на сегодняшний день является важнейшим производительным и социальным фактором развития, который неразрывно связан с человеком, его интеллектом, формируется за счет инвестиций в повышение интеллектуального уровня, технологической, научной и информационной оснащенности труда, уровня и качества жизни населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, предпринимательскую способность, информационное обеспечение, а также в науку и культуру. В то же время отдельные элементы человеческого капитала, являющегося фактором, увеличивающим или снижающим стоимость предприятия, не оцениваются. Кроме того, в условиях перехода от физического труда к интеллектуальному требуются другие подходы к его оценке. Способность организации обеспечить устойчивое положение на рынке определяется в первую очередь качеством ее человеческого капитала, который необходимо не только формировать, но и регулярно оценивать, поддерживать и развивать в соответствии со стратегическими целями организации. В связи с этим особую актуальность приобретает совершенствование системы исследований путем дополнения ее методологией оценки стоимости человеческого капитала предприятий.

В чем суть понятия "человеческий капитал"?

Как бы ни развито было государство, на каком бы уровне не находилась его экономика и НТП, все это не было бы возможно без самого главного элемента всех процессов - человека. В передовых странах мира все больше развитие в экономической и социальных сферах жизни сопровождается

усилением роли человеческого фактора. Когда ресурсная база исчерпывается, человеческий ресурс становится тем ключевым моментом, который обеспечивает дальнейшее развитие экономики. В научной литературе представлено огромное множество трактовок этой категории, которые можно свести в одну: человеческий капитал - это совокупность всех приобретенных знаний, опыта, навыков и здоровья человека, которые он применяет в своей профессиональной деятельности. Под этим понятием отнюдь не подразумевается количество людей, задействованных в производстве, как многие думают.

Отклики в науке

Осознав всю важность данного фактора, многие ученые мира решили разобраться в основных положениях, на которых должна основываться теория человеческого капитала. Предлагалось много различных вариантов, каждый из которых имел право на существование. В основе современного понимания концепции человеческого капитала лежат положения, выдвинутые лауреатом Нобелевской премии Г. Беккером. Они сводятся к следующему:

  • человеческий капитал превращается в капитал при устройстве на работу за счет знаний, умений, креативности, инновационности человека;
  • рост этого фактора должен стать залогом успеха роста основных показателей компании;
  • использование капитала надлежащим образом совершенно обоснованно ведет к росту благосостояния работников;
  • рост благосостояния - это стимул вкладывать деньги в себя, в свои навыки, повышение мастерства и профессионализма, чтобы далее использовать их в своей работе.

Беккер подчеркнул, что необходим сугубо индивидуальный подход при выборе варианта повышения своих навыков, умений, для того чтобы человеческий капитал впоследствии окупил себя и способствовал развитию компании и в целом страны.

Условия роста

Человеческий капитал является частью одной большой развивающейся системы, поэтому его развитие - это закономерный процесс. Безусловно, сам человек должен осозновать полезность собственного развития в профессиональной, духовной и остальных сферах своей жизни. Без стремления добиться чего-либо, желания познать себя и окружающий мир, невозможна сама идея развития. Немаловажную роль в этом процессе играет мотивация и условия, создаваемые для этого развития. Многие фирмы рассматривают инвестиции в человеческий капитал наряду с вложениями в высокодоходные активы. Главным образом подразумеваются инвестиции в образование и здоровье своих работников. То есть, должны быть созданы условия непрерывного обучения новым техникам, приемам, возможности получения высшего профессионального образования. Помимо этого, мероприятия по поддержанию и заботе о здоровье работника способствует увеличению применения его полезных знаний и умений, что опять-таки повышает его человеческий капитал.

Человек, его творческие качества, силы и способности, с помощью которых он преобразует себя и окружающий мир, традиционно занимали центральное место в экономических и социальных науках. Вместе с тем ускоренное развитие материально-технической базы производства, связанное с промышленным переворотом, заслонило проблемы развития человека и его производительных способностей, создав иллюзию превосходства физического капитала в обеспечении экономического роста. Как следствие этого, долгие годы производительные способности человека рассматривались и оценивались как один из количественных факторов производства. Задача состояла лишь в том, чтобы удачно соединить труд, основной и оборотный капитал.

Эволюционное развитие общества сопровождается эволюцией статуса человека в экономической системе общества. Труд, представляющий собой осознанную, целенаправленную и результативную деятельность, -- наиболее существенная часть жизнедеятельности человека, и понятия в этой сфере трансформируется наиболее динамично.

На стадии зарождения капитализма базовым для развития производства было понятие "рабочая сила", или способность к труду, "совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости". Человека здесь рассматривали как средство труда, как производительную силу и оценивали его способности лишь в процессе производства экономических благ. Физические и духовные способности имели качественное измерение, но структурно не были представлены и оценивались упрощенно в количественном выражении.

С увеличением роли научно-технического прогресса в экономическом росте изменилось отношение западных экономистов к проблемам воспроизводства рабочей силы. Центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными были проблемы использования данной рабочей силы. Всемерная автоматизация производственных процессов и ввод в эксплуатацию сложных в управлении механизмов потребовали пересмотра отношения к "базовому материалу", что вызвало к жизни понятие "человеческие ресурсы", выражающее иную сущность и другое качество труда и трудовых отношений. Человеческие ресурсы включают уровень образования, способность к творчеству и потенциальные возможности всестороннего развития работников, состояние их здоровья, общую культуру и нравственность, совершенствование трудовых взаимоотношений, мотивацию, предприимчивость и др.

Структурные изменения в совокупной рабочей силе, интерес к факторам экономического роста и экономической динамике явились причиной возникновения и развития теории человеческого капитала.

Под влиянием научно-технической революции, автоматизации и механизации труда, трансформации социальной структуры общества, повышения в этих условиях значимости квалификации, уровня образования каждого человека в отдельности и населения в целом традиционная точка зрения на жесткое разграничение между трудом как первичным фактором производства и капиталом как фактором производным, полученная в наследие от промышленной революции, утратила свое первоначальное значение.

В связи с этим модифицируются представления о самой способности к труду. Понятие "рабочая сила" уже не выражает в полной мере возросшую роль человека в экономике, который уже не просто воздействует на вещественный капитал, а управляет им, от него требуется не просто профессиональное знание, но умение принимать взвешенные решения.

Способности человека есть результат целенаправленных усилий, предпринимаемых со стороны как самого его владельца, так и людей, его окружающих. Поэтому можно утверждать, что в любом человеке заключено определенное количество прошлого труда, которое используется им и служит своеобразным капиталом, т. е. в отличие от рабочей силы, которая продается или покупается в системе наемного труда, человеческий капитал авансируется и возмещается как основной капитал, требуя значительных инвестиций в процессе своего формирования и развития.

Принимая во внимание нематериальный характер и многомерность человеческого капитала, различные авторы свободно формулируют понятие человеческого капитала и делают неоднозначный упор на его отдельные составные элементы: одни склонны акцентировать внимание на функциональной стороне человеческого капитала, т. е. на его способности приносить доход, другие дают его сущностную характеристику -- как форму личного фактора производства. Практически во всех определениях после 60-х гг. в ХХ в. соблюдается принцип расширительной трактовки человеческого капитала: не только реализуемые знания, навыки и способности, но и потенциальные (в том числе и возможность их приобретения); не только внешнее стимулирование, но и внутренняя мотивация работника, что, в сущности, не меняет экономического содержания человеческого капитала.

Наиболее полно человеческий капитал можно охарактеризовать следующим образом: это врожденный, сформированный в результате инвестиций и накопленный определенный уровень здоровья, образования, навыков, способностей, мотиваций, энергии, культурного развития, как конкретного индивида, группы людей, так и общества в целом, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, способствуют экономическому росту и влияют на величину доходов их обладателя.

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала, представляет собой сочетание составляющих его элементов, т. е. имеет свою внутреннюю структуру.

Большинство экономистов формируют структуру человеческого капитала по затратному принципу, на основании различных видов инвестиций в человеческий капитал.

И. В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

Ф. Нойманн к основным составляющим человеческого капитала относит комбинацию следующих четырех компонентов: культурно-этнические особенности; общее образование; профессиональное образование; ключевые квалификационные качества .

Е.В. Ванкевич выделяет: образование и профессиональную подготовку, информированность; физиологические характеристики личности и состояние здоровья; профессиональную и географическую мобильность; психологические характеристики личности, движущие потребности, мотивацию, ценности .

В зависимости от степени обобщенности человеческого капитала в его структуре можно обозначить следующие компоненты: индивидуальный, коллективный и общественный. Два первых рассматриваются на микроуровне, как человеческие капиталы отдельно взятого человека и группы людей, объединенных по определенному признаку: коллектив фирмы, члены социально-культурной группы и т.д. Общественный компонент -- это человеческий капитал на макроуровне, он представляет собой весь накопленный обществом человеческий капитал, который, в свою очередь, является частью национального богатства, стратегическим ресурсом и фактором экономического роста.

Наиболее обобщенным подходом к определению составляющих человеческого капитала является подход Ю.Г. Быченко, согласно которому структурно человеческий капитал выглядит следующим образом:

  • - биологический человеческий капитал -- ценностный уровень физических способностей к выполнению трудовых операций, уровень здоровья населения;
  • - культурный человеческий капитал -- совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивидов, которые используются или могут быть использованы в трудовой деятельности и узаконивают обладание статусом и властью.

Биологический человеческий капитал состоит из двух частей: одна часть является наследственной, другая -- благоприобретенной. В течение всей жизни индивидуума происходит износ этого капитала, все более и более ускоряющийся с возрастом (смерть необходимо понимать как полное обесценение фонда здоровья). Реализация вложений, связанных с охраной здоровья, способна лишь к строго ограниченному развитию биологического капитала работника. Ее главное предназначение -- увеличивать период активной жизнедеятельности индивида.

Культурный капитал -- это языковая и культурная компетенция человека, богатство в форме знания или идей, которые легитимируют статусы и власть, поддерживают установленный социальный порядок, существующую в обществе иерархию. Культурный капитал индивида характеризуется следующими показателями: интеллектуальная культура (интеллектуальный капитал), образовательная культура (образовательный капитал), морально-нравственная культура (морально-нравственный капитал), символическая культура (символический капитал), социальная культура (социальный капитал).

Для воспроизводства человеческого капитала необходимы значительные затраты и различные виды ресурсов как со стороны индивида, так и со стороны общества (государственных учреждений, частных фирм, семьи и т. д.). Подчеркивая схожесть таких затрат с вложениями других видов капитала, экономисты относятся к ним как к инвестициям в человеческий капитал. Источниками таких инвестиций являются затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан.

Таким образом, человеческий капитал -- очень важный вид инвестиций в современной экономике .

Человеческий капитал заметно отличается от физического капитала, во-первых, тем, что он неотделим от человека, его нельзя купить, можно лишь взять или предоставить в пользование на определенных условиях, и, во-вторых, тем, что знания и навыки можно приобретать и без дополнительных инвестиций, а на практике, путем обучения па рабочем месте. В то же время человеческий капитал, как и физический, подвержен физическому и моральному износу: возможности человека (физические, умственные, психологические и т. п.) могут со временем снижаться, познания скудеть, их носитель деградировать, а сами знания просто устаревать

Различаются следующие виды человеческого капитала.

Общий человеческий капитал - это знания и навыки безотносительно к тому, где они были получены, они могут быть использованы и на других рабочих местах.

Специфический человеческий капитал - это знания и навыки, имеющие ценность там, где они получены.

Производство общего человеческого капитала обеспечивается системой формального образования, включая общее и специальное образование, улучшающее качество, повышающее уровень и запас знаний человека. Специфический человеческий капитал формируется путем расходов на обучение для подготовки работников непосредственно на рабочих местах.

Человеческий капитал может быть положительным и отрицательным.

Положительный человеческий капитал определяется как накопленный человеческий капитал, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций.

Отрицательный человеческий капитал - часть накопленного человеческого капитала, не дающая какой-либо полезной отдачи от инвестиций.

Накопление человеческого капитала зависит от имеющегося в данном обществе человеческого потенциала. Для его оценки используется широко применяемый в настоящее время индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который характеризует разные стороны развития общества. ИРЧП страны или региона отражает три ведущих фактора жизни: доход, долголетие, образованность.

Структура капитала национальной экономики
Человеческий капитал Нефинансовый капитал Финансовый капитал

Физиологический:

  • долголетие;
  • здоровье;
  • инвалидность.

Интеллектуальный:

  • квалификация;
  • знания и профессиональные навыки.

Организационные:

  • способности;
  • менеджмент.
Воспроизводимые активы Невоспроизводимые активы
  • золото;
  • валюта;
  • ценные бумаги;
  • займы;
  • акции;
  • страховые резервы;
  • инвестиции.
  • основной и оборотный капитал;
  • нематериальный основной капитал;
  • запасы.

Материальные:

  • земля;
  • недра;
  • вода.

Нематериальные:

  • патенты;
  • договора;
  • связи;

Человеческий капитал характеризуется системой показателей, отражающей процессы воспроизводства населения, их возможности (способности) в удовлетворении потребностей при сложившихся условиях жизнедеятельности , с учетом состояния здоровья, безопасности и состояния окружающей среды.

Человеческий капитал часто сравнивают с произведенными ресурсами. В какой-то степени способности (abilities) людей, которые позволяют им получать высокие доходы, являются произведенными, а не унаследованными от рождения или просто случайно приобретенными.

В то же время категория «возможность» (capabilities) — более нейтральное понятие и, следовательно, может являться самым подходящим термином для характеристики человеческого капитала. К основным возможностям человека можно отнести: физиологические, интеллектуальные, организационные, финансовые (денежные), имущественные и другие.

Нефинансовый капитал отражает не только имущество и собственность, землю, запасы и природные ресурсы, но и нематериальные ресурсы .

Финансовый капитал (наличность) включает все финансовые активы и пассивы, валюту и депозиты, ценные бумаги и акции, монетарное золото и страховые резервы, дебиторскую и кредиторскую задолженность, инвестиции, акционерный капитал, кредиты и займы.

В конце ХХ века Всемирный банк (ВБ) предложил новую концепцию измерения национального богатства (капитала) страны, включающего человеческий, природный и воспроизводимый капитал. Приведем расчет величины капиталов, предложенный ВБ (табл. 1.1).

Таблица 1.1 Национальное богатство (капитал)

В отличие от традиционных показателей национального богатства новая концепция капитала страны представляет возможность судить и о масштабах накопления других элементов на фоне общей совокупности.

К человеческому капиталу (потенциалу) можно отнести показатели, обеспечивающие благосостояние и комфорт жизни населения . На воспроизводство человеческого капитала ежегодно расходуются значительные средства, включающие расходы на функционирование системы воспитания, образования, укрепление здоровья и других факторов повышения работоспособности людей, увеличение трудоспособного периода и другие стороны условий для благоприятной жизнедеятельности. Это, в свою очередь, ведет к повышению производительности общественного труда и росту уровня жизни населения.

Всемирный банк первостепенное внимание уделяет учету , или человеческого капитала , как важнейшему элементу и фактору . Для оценки этого фактора предложено определять совокупность затрат в отрасли жизнеобеспечения : в том числе в образование, квалификацию, здоровье, улучшение жилищных условий, повышение и расширения в нем среднего класса.

Природный капитал включает разведанные запасы и производимые природные ресурсы на территории страны. Его величина в расчете на душу населения колеблется от 6 тыс. долл. США в странах Западной Европы до 58 тыс. долл. в странах Ближнего Востока и до 160 тыс. долл. — в России.

По обеспеченности воспроизводимым капиталом разрывы в показателях колеблются от 27 тыс. долл. в странах Ближнего Востока до 62 тыс. долл. в США и Канаде, оставляя Россию в середине этих параметров. В России обеспеченность и составляет десятую часть общего объема национального богатства, а в остальных странах удельный вес этого элемента примерно в два раза выше.

Таким образом, общий объем мирового национального богатства составляет свыше 550 трлн. долл. США или 90 тысяч долларов на душу населения . Несомненным достоинством новых оценок национального богатства является использование единых принципов учета всех элементов во всех странах мира. Это позволяет определить масштаб реального накопления как базы расширенного воспроизводства.

Измерение человеческого капитала

Теория и методология измерений капитала и государственного регулирования социально-экономических процессов, разработанная Дж. М. Кейнсом, В.В. Леонтьевым, Р. Стоуном и другими учеными мира, вошла в нашу повседневную жизнь. Основные концептуальные подходы закреплены в , которую Россия и многие государства мира уже освоили всерьёз и надолго.

Власть научилась методами официального учета измерять количество и состояние основного капитала (фондов) и финансового капитала (денежного). Однако точно измерить состояние человеческого потенциала пока не удается, хотя он так же, как фонды и деньги, постоянно изнашивается. Общепризнанной теории человеческого капитала и критериев оценки важнейшего ресурса любого государства пока не создано. Нет единства взглядов среди ученых на принципы и методы учета при характеристике ценности труда и знаний конкретного индивида или домашнего хозяйства.

Главные противоречия ученых при формулировке понятия «человеческий потенциал» кроются, по нашему мнению, в основах чисто политэкономического и идеологического характера: в оценке деятельности человека по труду или по имеющемуся у него капиталу; в государственном регулировании социально-экономических процессов или их либерализации; в социализации или капитализации человеческого капитала.

Проблему социально-экономического измерения идеального богатства пытались несколько веков раскрыть ученые мира (А.Смит, Ж.Сэй, К.Маркс, А.Маршал и др.). Уже тогда идея человеческого потенциала использовалась в самых разных целях: определения экономической выгодности миграции людей и охраны их здоровья, до измерения общих потерь нации в результате войн и стихийных бедствий, а также подсчета экономической значимости человеческой жизни.

В ХХ веке большую роль в развитии идеи человеческого капитала сыграли русские ученые С.Струмилин, Л.Гавришев и др. Однако разработанные ими отдельные подходы теории были слабо связаны между собой и не представляли целостной и организованной научной системы знаний.

Президент РФ 7 февраля 2008 года утвердил «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации», где отмечено, что «увеличение добавленной стоимости (ВВП) в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности», т.е. развития человеческого потенциала.

Существующая система официальной статистики располагает многочисленными методами измерения различных показателей СНС (ВВП, ВРП, прибыль, уровень жизни, бедность, безработица и т.д.). В то же время вклад человеческого капитала при создании валового внутреннего продукта измеряется пока недостаточно точно. Например, не полно отражается ценность труда и знаний наёмных работников, доля человеческого капитала в национальном богатстве страны.

Самый важный ресурс — работник — часто выпадает из сферы измерений в процессе управления экономикой.

Поэтому ООН рекомендовала всем странам мира вести расчет (ИРЧП) в рамках основных условий и возможностей человека — долго жить, получать знания и иметь достойный уровень жизни. Для отражения и измерения этих аспектов были отобраны три показателя: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования и доход.

Для измерения «изношенности» человеческого ресурса предлагается применять нормы ООН , согласно которым человек, как и основные фонды, в течение своей жизни изнашивается. Моральный (нравственный, естественно-физиологический) износ человека зависит от условий жизнедеятельности, которые по Конституции РФ (ст. 7) обязано создать для населения государство. Однако постоянные стрессы и трудности жизни снижают продолжительность жизни человека.

Необходимо также учитывать степень износа человеческого потенциала, который можно определять ежегодно по темпам прироста стоимости человеческого капитала и уровня потребления этого капитала (или амортизация). Эти средства необходимы для оздоровления, образования, создания условий труда и жизни, безопасности и т.д.

В России научные исследования по поиску достоверных методов отражения человеческого потенциала в реальной действительности ведут статистики и экономисты, физиологи и психологи, менеджеры и специалисты по управлению коллективами.

Физиологи измеряют: сколько и чего человек выделяет при работе, как изменяется при этом температура его тела и т.д. Психологи разрабатывают различные тесты, пытаясь отразить личностные качества человека и пригодность его к той или иной деятельности. Кадровики и специалисты по управлению персоналом составляют должностные инструкции, тесты на знание функциональных обязанностей и совместимость кадров, системы мотивации и ответственности. Менеджеры и управленцы до бесконечности формализуют бизнес-процессы для оптимизации труда и интенсивности производства.

Всё это делается с одной целью — повысить эффективность труда и рост человеческого потенциала. Для чего организуются научно обоснованные наблюдения и измерения всех ресурсов, создаются различные системы показателей, характеризующие те или иные стороны человеческого капитала домашнего хозяйства и предприятий.

Система показателей, характеризующая человеческий капитал должна включать в себя следующие сведения:
  1. Качество жизни населения и условия жизнедеятельности:
    • физиология человека: долголетие, здоровье, заболеваемость, инвалидность, травматизм;
    • интеллект: образование, квалификация, знания и профессиональный опыт;
    • организаторские способности: менеджмент, связи, отношения и т.д.;
  2. Возможности населения:
    • владение финансовым капиталом: наличные деньги и валюта, инвестиции, ценные бумаги, займы, акции и прочие активы;
    • владение нефинансовым капиталом: земля, основной капитал, нематериальные ресурсы (патенты, имя, гудвилл) и запасы и т.д.;
    • затраты на инвестиции и стоимость прошлых затрат в человеческий капитал;
  3. Эффективность использования человеческого, финансового и нефинансового потенциалов;
  4. Интенсивность использования человеческого, финансового и нефинансового капиталов.

Предлагаемая система показателей способствует повышению эффективности работы с кадрами и управления экономикой. Она должна быть полностью переведена на единую методологию системы национальных счетов, что потребует создания автоматизированных баз данных, соответствующих международным нормам и стандартам.

Для этого необходима модернизация статистики и менеджмента как основ управленческой деятельности, в совершенствовании и расширении наблюдений и методов измерения не только ресурсов и затрат, но и человеческого капитала, точнее работника. Должна появиться система показателей, отражающая его физиологическую и социально-экономическую сущность, соизмеримую с оценкой финансового и нефинансового капиталов.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об