Что такое экономическая зона. Свободные экономические зоны России: основная платформа для привлечения инвестиций

Что такое свободные экономические зоны и зачем они нужны?

Нажмите для увеличения

Свободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.

СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне. Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике. СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой важный фактор стремительного экономического роста, который достигается за счет различных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация международного товарооборота.

Цели образования СЭЗ:

  • создание производства и поставка на внутренний рынок импортзаменяющих товаров, отличающихся высоким качеством;
  • освоение нового опыта работы, организации и управления персоналом, подготовка кадров, отработка различных моделей систем управления экономикой, освоение функционирования отдельных хозяйственных субъектов в среде рынка;
  • активизация быстрого роста экспортного потенциала экономической зоны;
  • мотивация экономического развития регионов, окружающих территорию свободной экономической зоны с использованием иностранных капиталов.

Создание приемлемых условий делает СЭЗ важным фактором в экономическом развитии страны, который помогает ускорить включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также простимулировать развитие экономики страны в целом. Фактически СЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и государственном уровне.

Типы СЭЗ с точки зрения функциональности:

  • оффшорные зоны , в которых на специально выделенных территориях организовываются льготные налоговые, валютные, регистрационные и банковские условия для нерезидентов страны;
  • комплексные производственные зоны, которые создаются, прежде всего, на экспортное производство товаров массового потребления, не требующих материалоемких затрат;
  • технополисы и технологические парки, которые создаются с ориентацией на разработку и освоение инновационных технологий;
  • внешнеторговые зоны, где возможно сочетание беспошлинной торговли и развития транспортных, складских услуг и экспортное производство.

Также СЭЗ могут характеризоваться применением на своей территории беспошлинной таможенной территории .

Причины образования СЭЗ

СЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и мелкого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий. Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы. СЭЗ – инструмент региональной политики , который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития.

При выборе региона для формирования свободной экономической зоны используют такие критерии, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.

Развивающиеся страны, в отличие от промышленно развитых, делают главный акцент прежде всего на достижение более высокого уровня индустриализации: модернизацию промышленности, привлечение иностранных капиталов, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий.

Классификация СЭЗ

Комплексные СЭЗ создают с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:

  • Особые экономические зоны
  • Территории особого режима
  • Специальные экономические зоны
  • Зоны свободного предпринимательства

Сервисные зоны – территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:

  • Туристические услуги
  • Банковские и страховые услуги
  • Офшорные

Промышленно-производственные экономические зоны - это СЭЗ 2-го поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:

  • Экспортно-импортозамещающие
  • Экспортно-производственные
  • Импортозамещающие
  • Промышленные парки
  • Научно-промышленные парки

Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам 3-го поколения (1970-1980-е гг.). Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:

  • Инновационные центры
  • Технопарки
  • Технополисы

Торговые зоны - самая простая форма СЭЗ, которые появились в 17-18 вв. Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в индустриальных странах:

  • Торгово-производственные
  • Свободные порты
  • Бондовые склады
  • Свободные таможенные

Мировой опыт организации СЭЗ

Согласно данным за июль 2006-го года по разным экспертным источникам в мире существует от 1200 до 2000 СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпа СЭЗ в количественном отношении и по общему объему производства продукции в них говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.

В мировой практике СЭЗ применяются в качестве активного средства управления на государственном уровне. Первые подобные зоны на территории России появились в 1990-м году. На протяжении более 15 лет шел процесс их формирования и функционирования, который не имел четко отработанной системы. Виной тому было не только отсутствие законодательной базы, но и постоянная борьба федерального центра с регионами за выгодные льготы для СЭЗ, а также за право управления ими.

Сейчас ситуация претерпела серьезные изменения. Сегодня можно наблюдать развитие принципиально нового этапа в создании и функционировании СЭЗ на территории РФ. Эти изменения связаны с принятым от 22 июля 2005-го года федеральным законом "Об особых экономических зонах в РФ". Создание данного ФЗ положило начало созданию единой правовой базы и системы функционирования СЭЗ на территории РФ.

Причины формирования СЭЗ на территории РФ:

  • необходимость образования высококвалифицированных рабочих мест;
  • создание и дальнейшее развитие различных отраслей промышленности, в том числе и высокотехнологичных, а также сферы услуг;
  • мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию;
  • привлечение капиталов российских и зарубежных компаний.

Принятый федеральный закон предусмотрел формирование на территории нашей страны СЭЗ 2-х видов: особых технико-внедренческих зон и промышленно-производственных зон . Также закон предусматривает ведение на территориях СЭЗ лишь таких типов деятельности, которые обговорены законом и предусмотрены постановлением Правительства РФ.

Федеральный закон четко формулирует основные условия налогообложения ОЭЗ, основной из которых гласит о предоставлении максимальных налоговых льгот.

Все участники зон экспортного производства получают значительные льготы относительно федерального налога, которые за счет местных налогов могут дополняться субъектами Федерации:

  • освобождение участников от НДС услуг по транспортировке товара;
  • освобождение участников со дня регистрации на срок 5 лет от налога на прибыль;
  • снижение для участников зоны налога на добавленную стоимость на 50% на продукцию собственного производства, которая реализуются на территории;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, которая вложена в инвестиции, по окончании срока 5 лет.

Надо понимать, что организация и создание необходимой инфраструктуры СЭЗ не может быть произведена без вложений серьезных денежных средств из бюджета.

Основные характеристики ОЭЗ, расположенных на территории РФ

Место расположения ОЭЗ Специализация ОЭЗ Инвестиции государства в инфраструктуру ОЭЗ
Санкт-Петербург Разработки, выпуск аналитических приборов. Выпуск электронной бытовой аппаратуры и программного обеспечения 1,5 млрд. руб. (50% из ФБ)
Дубна, Московская область Разработки альтернативного источника энергии, проектирование и создание новых летательных аппаратов, электронное приборостроение 2,5 млрд. руб., (65% из ФБ)
Елабуга, Татарстан Развитие высокотехнологического химического производства. Выпуск бытовой техники, автобусов и автомобильных компонентов Около 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)
Липецк Выпуск бытовой техники и комплектующих товаров 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)
Томск Выпуск новейших материалов. Разработки медицинских, электронных и информационно-коммуникационных, технологий 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)
Зеленоград Развитие высокоинтеллектуальных систем навигации, микросхем Около 5 млрд. руб. (50% из ФБ)

Идеальная свободная экономическая зона – зона с четкими правилами, имеющая максимальную конкурентную среду и минимальные бюрократические издержки. Создание и успех развития ОЭЗ на территории России напрямую зависят от того, насколько они будут приближены к этой схеме. Успешное формирование СЭЗ на территории РФ поможет создать в зонах наиболее благоприятный инвестиционный климат.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

4) портовые особые экономические зоны.

На территории особой экономической зоны не допускается :

1) разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов;

3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации. Может быть досрочное прекращение существования особой экономической зоны.

Особая экономическая зона создается на сорок девять лет . Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

Коммерческая организация, зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления ОЭЗ соглашение, признается резидентом и заносится в соответствующий реестр.

Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля проводят внеплановую проверку резидента особой экономической зоны по истечении двух месяцев с даты выдачи предписания об устранении нарушений. При неисполнении резидентом особой экономической зоны предписания об устранении нарушений до проведения внеплановой проверки лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны по решению суда на основании заявления органов управления особыми экономическими зонами. Внеплановые проверки проводятся по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами. Срок проведения внеплановой проверки не может превышать пять рабочих дней.

Соглашение об осуществлении промышленно -производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне заключается между резидентом особой экономической зоны, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и управляющей компанией.

По соглашению об осуществлении деятельности резидент промышленно-производственной особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем сто двадцать миллионов рублей (за исключением нематериальных активов), при этом резидент промышленно-производственной особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем сорок миллионов рублей (за исключением нематериальных активов) в течение трех лет со дня заключения соглашения об осуществлении деятельности.

Резидент особой экономической зоны не вправе передавать свои права и обязанности по соглашению об осуществлении деятельности другому лицу. Типовые формы соглашений об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и деятельности в портовой особой экономической зоне утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Лицо, намеревающееся получить статус резидента особой экономической зоны (далее - заявитель), представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности. К заявке должны быть приложены копии учредительных документов, бизнес-план, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. После получения всех документов уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти принимает и направляет заявителю не позднее чем через десять рабочих дней после получения указанных документов решение о принятии заявке, об отказе в принятии заявки, передаче заявки на заключение соглашения.

настоящим Федеральным законом и учитывается органами управления особыми экономическими зонами при заключении соглашения об осуществлении деятельности.

В течение пяти дней со дня получения решения экспертного совета по соответствующим особым экономическим зонам уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти направляет в письменной форме заявителю уведомление:

1) о заключении соглашения об осуществлении деятельности при принятии решения о поддержке бизнес-плана;

2) об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности при принятии решения об отказе в поддержке бизнес-плана;

3) о заключении соглашения об осуществлении деятельности при условии выполнения заявителем обязательств по внесению изменений в бизнес-план.

Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах

Акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов особых экономических зон, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или о деятельности в портовой особой экономической зоне. Споры, связанные с созданием или прекращением существования особой экономической зоны, нарушением резидентами особой экономической зоны условий соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или о деятельности в портовой особой экономической зоне на территории особой экономической зоны, а также иные споры, возникающие из отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопрос №56. Понятие и виды инноваций. Правовые формы создания и реализации инноваций.

Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

В зависимости от инновационной сферы, т.е сферы деятельности предпринимателей, выделяют инновации в промышленности и в отраслях сферы услуг. В промышленности различают два вида инноваций:

Продуктовые, т.е реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного продукта, чьи характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции) или предполагаемое использование существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов;

Процессные, т.е реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного производственного метода, например, метода организации производственного процесса.

В сфере услуг инновацией будет считаться услуга, если ее характеристики или способы оказания новые или качественно усовершенствованные в технологическом отношении. Например, инновациями в сфере услуг будут считаться новая компьютерная система составления маршрута движения транспорта, внедрение пластиковых карт различного назначения.

В литературе представлено понимание инновационной деятельности как деятельности по разработке и внедрению инноваций, процесса создания нового товара от формирования идеи до освоения производства, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта (прибыли).

Инновационная деятельность включает создание и выявление новшеств (знаний, технологий, информации) и их реализацию для получения нового или улучшенного продукта (работы, услуги), способа его изготовления.

Виды инноваций по распространенности:

единичные;

диффузные;

Виды инноваций по месту в производственном цикле:

сырьевые;

обеспечивающие (связывающие);

продуктовые;

Виды инноваций по преемственности:

замещающие;

отменяющие;

возвратные;

открывающие;

ретровведения;

Виды инноваций по ожидаемому охвату доли рынка:

локальные;

системные;

стратегические;

По степени новизны и инновационному потенциалу, выделяют инновации:

радикальные;

комбинаторные;

совершенствующие.

По степени новизны для рынка инновации делятся также на:

новые для отрасли в мире;

новые для отрасли в стране;

новые для данного предприятия (группы предприятий).

Кроме того, классифицировать инновации можно:

по степени воздействия на экономику;

по уровню воздействия на процесс производства;

по уровню воздействия на факторы производства;

по области применения;

по причинам возникновения;

по характеру удовлетворяемых потребностей.

Виды инноваций по уровню воздействия на экономику:

улучшающие;

псевдоинновации.

Базовые основаны на научных открытиях и крупных изобретениях новых поколений техники и технологии; их накопление приводит к новому технологическому уровню;

Улучшающие инновации способствуют диффузии, растворению базовых инноваций;

Псевдоинновации - к сожалению, наиболее распространенные - позволяют путем незначительного совершенствования базовых и улучшающих инноваций достигнуть максимальной их эффективности. При этом расширяются рынок сбыта и сфера использования инноваций.

Виды инноваций по уровню воздействия на процесс производства:

расширяющие;

заменяющие;

улучшающие.

Расширяющие инновации направлены на использование принципов и методов базовых инноваций в других экономических областях;

Замещающие инновации предназначены для производства операций другим, более эффективным способом;

Улучшающие инновации служат для повышения качества выполняемых работ.

По уровню воздействия на факторы производства инновации можно подразделить на комплексные и локальные. Комплексные инновации, как правило, требуют существенных изменений в оборудовании, технологии, квалификации работников и т.д.

Виды инноваций по области применения:

технологические;

организационно-управленческие;

экономические;

маркетинговые;

социальные;

экологические;

информационные.

Есть и другие классификации инноваций.

Для улучшения инвестиционного климата в стране, для привлечения зарубежных инвесторов и развития экономики государства в целом в мировой практике применяется успешная модель развития регионов, которые заключаются в особые экономические зоны. Они создаются в разных регионах под определенные отрасли, они по-разному выглядят в охвате территорий и т.д.

Какую суть несут свободные экономические зоны?


Свободные экономические зоны создаются только с одной основной целью для привлечения инвестиций. В качестве инвесторов могут выступать, как отечественные, так и зарубежные компании. За счет привлеченных инвестиций строятся научно-технологические, промышленно-производственные объекты, которые необходимы для развития экономики страны.
То есть свободные экономические зоны необходимы для развития регионов.

Такие зоны могут быть искусственно созданные, так и иметь естественный природный ландшафт. Искусственно созданные, когда государством выделяется земля, на которой могут развернуть свою деятельность и построить заводы, и прочую отраслевую инфраструктуру компании инвесторы. В таких зонах государство берет на себя изначально обязательство по обустройству территорий для создания привлекательности свободной зоны.

Свободные экономические зоны в естественном ландшафте представлены в основном в туристическо-рекреационном направлении. И в качестве зоны выступают целые регионы или природные объекты. Например, к ним можно отнести полуостров Крым, «Долина Алтая», «Ворота Байкала».

Если дать определение, то свободной экономической зоной называют территорию, за которой закреплен особенный юридический статус, гарантирующий льготные налоговые условия для ведения предпринимательской деятельности, как российским, так и зарубежным компаниям.

В чем отличие свободной зоны от остальных регионов?

  1. Свободные зоны получают максимальные привилегии по налогообложению, например, как сокращение налоговых ставок, так и полное освобождение от уплаты налогов на какой-то период.
  2. Таможенные льготы могут быть выражены в освобождении от уплаты пошлин или сокращении таможенных тарифов для ввоза импортных материалов и комплектующих, необходимых в производстве, а также экспорте продукции.
  3. Льготные коммунальные услуги за электроснабжение, воду, за аренду офисных помещений.
  4. Упрощение процедуры регистрации и документального оформления.

Как можно стать резидентом особой экономической зоны?

Для того чтобы стать полноправным инвестором-резидентом свободной зоны. Надо соответствовать определенным критериям:

  1. Чтобы деятельность бизнеса соответствовала определенным направлениям. В частности в России, чтобы попасть в ее экономическую свободную зону, надо проводить деятельность в направлениях:

— туристическо- рекреационном;
— промышленно-производственном;
— транспортной логистике, в частности портовой логистике
— научно-технологическом.

  1. Также проверяется государством бизнес –план, а именно сколько по нему будет вложено инвестиций, сколько рабочих мест будет создано и т. д. Например, чтобы стать резидентом в свободной экономической зоне, как Крым, не обходимо вложить инвестиций в бизнес 150 млн. руб., для среднего и малого бизнеса сумма инвестиций меньше более чем в 2 раза, а также чтобы число сотрудников было больше 10 человек.

Какие льготы по налогам в особых зонах?

Привлекает свободная зона и льготными налоговыми условиями. Какие привилегии дает государство? Рассмотрим на примере свободной зоны, как Крым.


Для другой СЭЗ, как «Алабуга» действуют льготы в отношении имущественного, транспортного, земельного налога, ставка по ним 0% в течении 10 лет.
Налог на прибыль тарифицируется по ставкам в течении 5лет по ставке 2%, последующие 5 лет 7%, остальные года до 2055г по ставке 15,5%.
Действует ускоренный режим амортизации с повышающим коэф.2%.
Также в отношении таможенных сборов, отменены пошлины на импорт и экспорт готовой продукции, сырья, материалов.

В зависимости от расположения, количества инвестиций в экономическую зону будут действовать разные налоговые преференции.

Где в России находятся свободные зоны?

В России создано 29 свободных экономических зон. Некоторые из них привлекли достаточно много инвестиций, а какие-то совсем не оправдали ожиданий правительства.
СЭЗ условно поделены на 4 вида. Деление происходит по отраслевой принадлежности: промышленный кластер, технологический, логистический, туристический. Среди лидеров признаны регионы, развивающие промышленные и технологические отрасли. На третьем месте логистическая отрасль и меньше всего инвестиций в туристических СЭЗ.
Какие же регионы удостоены звания СЭЗ?

1. В промышленную зону вошли 6 СЭЗ:

— «Алабуга», расположенный в республике Татарстан в Елабужском районе.
— «Моглино» Псковской области
— «Тольятти» в Самарской области
— «Липецк» в Липецкой области
— «Титановая долина» Свердловская область
— «Людиново» Калужская область

2. В технологический кластер вошли:
— «Дубна» в Московской области
— «Санкт-Петербург»
— «Зеленоград» Московская область
— «Томск» в Томской области.

3. Логистический кластер:
— «Ульяновск» в Ульяновская область
— «Советская гавань» Хабаровский край

4. Туристический кластер:
— «Долина Алтая» — алтайский край
— «Байкальская гавань» республика Бурятия
— «Бирюзовая Катунь» Алтайский край
— «Ворота Байкала» Иркутская область
— «Архыз», «Ведучи», «Эльбрус Безенги», «Мамисон», «Цори и Армхи», «Матлас», «Лагонаки», «Каспийский прибрежный сектор», «Бальнеологические курорты» все расположены на Северном Кавказе.
— «Иннополис» в республике Татарстан.
— Республика Крым

Основным представительством этих СЭЗ, за исключением туристических зон Серверного Кавказа и Крыма, является РОСОЭЗ www.russez.ru

По истечении нескольких лет СЭЗ проявляют себя не всегда заявленным ожиданиям. Например, СЭЗ Северного Кавказа не оправдали себя, т.к. не привлекли к себе инвесторов.
Каждая зона, имеет свои условия получения статуса резидента, свои налоговые и льготные преференции.

В чем минус СЭЗ?

В основном изложенный до этого материал показывал, что СЭЗ это прекрасно. Особые зоны привлекают инвестиции, помогают развивать регионы и в целом экономику России. Только не все так безоблачно.
Порог входа в такую зону достаточно высок, и в основном себе могут это позволить очень крупные компании. Например, чтобы стать резидентом в «Алабуге» необходимо инвестировать в первый год 1млн евро, а в последующие годы до 10 млн евро. Такие инвестиции сможет вложить не каждый предприниматель.

Благоприятнее развитие предпринимательства складывается в регионах, когда действует единый закон для всего бизнеса. Когда понижаются налоги не для избранных предприятий, а для всей бизнес индустрии. Хотя государство в этом случае не дополучает налоги, зато дает возможность развиться региону, а потом уже получать с него нормальные налоговые сборы.

Особые экономические зоны - это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли. В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических зон - развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

    Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства

    Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы

    Предоставляется ряд налоговых преференций

    Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

    Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

    Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

    Портовые зоны

    Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ "Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г..

Промышленные ОЭЗ. Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям - это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек. Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

    Автомобилей и автокомпонентов

    Строительных материалов

    Химической и нефтехимической продукции

    Бытовой техники и торгового оборудования

Инновационные ОЭЗ. Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки. Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции. Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

    Нано- и биотехнологии

    Медицинские технологии

    Электроника и средства связи

    Информационные технологии

    Точное и аналитическое приборостроение

    Когда в экономике государства возникают проблемы, чтобы привлечь инвесторов из-за рубежа, на территории государства создают особые зоны, в которых проводится совершенно иная инвестиционная, тарифная и промышленная политика. Для чего организовываются такие зоны, каких типов они бывают, обсудим в рамках статьи.

    Экскурс в историю

    Подобный режим был апробирован еще в 12-13 веках в Европе. Первая полноценная СЭЗ начала действовать в Германии. Это были города Бремен и Гамбург. Эти города сохраняют весь комплекс привилегий и на сегодняшний день.

    В России такие зоны стали появляться в конце 90-х годов.

    Что такое свободная экономическая зона

    Свободная экономическая зона (далее СЭЗ);
    Особая экономическая зона (далее ОЭЗ);
    Зоны свободной торговли.
    Все, что перечислено выше – это разные названия одного и того же явления. Исключение составляет только термин «зоны свободной торговли».

    Итак, проанализируем:

    Зоны свободной торговли – это обособленные территории, в рамках которых не берутся таможенные сборы.

    Свободная экономическая зона – это специально выделенная территория, на которой действует льготный валютный, таможенный и налоговый режим. На данных территориях ведется совместное предпринимательство, иностранный капитал в виде инвестиций вливается в промышленность. Также эта территория имеет особый юридический статус.

    Зачем нужны СЭЗ

    Благодаря созданию таких территорий развивается не только страна в комплексе, но и отдельные ее регионы.

    СЭЗ в России позволяет решить ряд следующих задач:

    Создание новых мест работы для тех лиц, которые обладают достаточной квалификацией;
    Появляется стимул для отечественного производителя, повышается уровень инвестиций в производство;
    Сохранение и развитие интеллектуального потенциала;
    Привлечение в страну капитала из других стран.

    Те же, кто осуществляют деятельность на территории экономзон, получают следующие преимущества:

    Льготы по налогообложению;
    Экономят на пошлинах и других видах платежей;
    Могут заниматься привлечением персонала высокой квалификации;
    Могут увеличивать доходы, при этом минимизируя затраты.
    Цели свободных экономических зон состоят в стимуляции экономического развития страны, в налаживании внешнеэкономических связей.

    Виды свободных экономических зон

    Зоны, в которых сформированы особые экономические условия можно классифицировать следующим образом.

    № п/п Наименование экономзоны Характеристика
    1 Промышленно-производственная Комплекс, на котором производится большое кол-во определенной группы товаров
    2 Свободной торговли Зона хранения, упаковки, тестирования продукции. Юрисдикция таможенной службы на нее не распространяется
    3 Туристическая С особыми условиями для предпринимателей в сфере туризма
    4 Сервисная С особыми условиями осуществления финансовой деятельности
    5 Научно-техническая Технопарк, зона для разработок и научных исследований
    Типы свободных экономических зон
    Классификаций СЭЗ фактически несколько.

    Рассмотрим одну из них:

    Территориальная свободная зона – для взаимодействия с другими регионами, ограниченного либо полного;
    Функциональная – создается для выполнения определенной функции (для производства и так далее);
    Таможенная – с предоставлением серьезных льгот по импорту и экспорту товаров;
    Налоговая – с частичной или полной отменой сборов;
    Финансово-инвестиционная – со снижением ставок по сборам, сниженными процентами по кредитам и страхованию;
    Административная – с упрощенным порядком регистрации и постановки на учет различных компаний, а также с упрощенными правилами выезда и въезда граждан других государств.

    Свободные экономические зоны в России

    Серьезный подход к вопросу формирования и развития особых территорий в России стал актуален в 2000-х годах. Заниматься их созданием стали чтобы привлечь иностранных инвесторов и оказать поддержку высокотехнологичным отраслям экономики.

    В нашей стране сформировано несколько СЭЗ:

    Республика Татарстан «Алабуга» . Специализаций здесь несколько: работы по производству автобусной техники, производство медицинских препаратов, мебельное производство, химическое производство. Плюсы для резидентов: отсутствует экспортная пошлина, не нужно платить транспортный и земельный налог, полное освобождение от имущественного налога.
    «Дубна» . Занимается развитием биотехнологий, ядерными и физическими исследованиями, разработкой сложных медицинских технологий. Плюсы для резидентов: льготы по аренде помещений и земли, полностью отсутствует НДС при экспорте, льготные ставки по ряду налоговых платежей.
    Горно-Алтайск «Алтайская долина» . Преимущественное направление: создание и разработка объектов туризма. Плюсы для резидентов: все проверки проходят в упрощенном формате, льготы по налогам и сборам, государство не вмешивается в процесс реализации проектов.
    «Бирюзовая Катунь» . Зона туризма и отдыха, занимающая огромную площадь. Развитие этой эконом. зоны только начато, но количество инвесторов от этого не убавляется, скорее наоборот. Даже в нынешней экономической ситуации резиденты готовы осуществлять значительные денежные вложения.
    Свердловская область «Титановая долина» . Главный вид деятельности – развитие титановой промышленности. Эту отрасль можно назвать эксклюзивом. Здесь занимаются высокотехнологичной переработкой титана, производством оборудования для машиностроительной отрасли России.
    ОЭЗ Ульяновск . Преимущественные виды деятельности – создание электроники, самолетов, различных приборов.

    В рамках данного анализа стоит упомянуть о Калининградской области. Здесь % по налогу на прибыль снижен вообще для всех компаний, желающих вести деятельность в области.

    На всей территории России в наличии 33 СЭЗ. В настоящее время в это число внесен и Крым.

    Условия для полноценного функционирования СЭЗ

    Географическое положение должно быть удачным;
    Свободные площади для развития;
    Высокий уровень инфраструктуры;
    Возможность привлечь кадры с хорошим уровнем квалификации;
    Наличие возможности развивать внешние связи;
    Должны существовать виды деятельности, которые сложились исторически.

    Принципы действия

    Государство должно гарантировать отсутствие конфискации и другого присвоения имущества, принадлежащего инвестору;
    Свободно должна использоваться валюта для совершения любых операций;
    Обязательно должны отсутствовать любые таможенные пошлины.
    Отличия СЭЗ и ОЭЗ от других регионов

    От других территорий страны СЭЗ отличаются следующим:

    Максимальными привилегиями по налогам, временным освобождением от них вообще;
    Действием льгот на ввоз необходимой для компании продукции;
    Сниженными тарифами по ЖКХ;
    Упрощенной процедурой регистрации бизнеса.
    Регистрация и порядок вступления в СЭЗ

    Для инвесторов довольно привлекательными являются условиями для ведения бизнеса в СЭЗ.

    Но чтобы зарегистрировать свой бизнес, нужно соответствовать перечню критериев:

    Направление бизнеса должно соответствовать приоритетной специализации СЭЗ;
    У инвестора должен быть разработан план ведения бизнеса, который утверждает государство. Предпочтение отдают тем инвесторам, которые осуществляют крупные инвестиции, предоставляют жителям большое количество рабочих мест.
    Также для инвесторов есть определенный финансовый порог по вхождению в ОЭЗ. Рассмотрим на примере, что нужно делать, чтобы стать резидентом СЭЗ Крыма.

    Для начала нужно осуществить вложение денег в сумме 150 млн. рублей и обеспечить работой 10 чел. Если компания представитель малого бизнеса, то порог вхождения 20 млн. рублей.

    Не могут стать резидентами СЭЗ компании, которые:

    Добывают полезные ископаемые;
    Заняты в игорном бизнесе;
    Выпускают подакцизную продукцию;
    Применяют особый налоговый режим.
    Процедура регистрации

    В регистрирующие органы предприниматель подает заполненное заявление и следующую документацию:

    Справку с места регистрации, которая подтвердит, что задолженности по налогам нет;
    Анкету;
    Копию справки о том, что предприниматель не налогоплательщик ФНС;
    Копию свидетельства о гос. регистрации компании;
    Выписку о состоянии банковских счетов, а также о кредитной истории;
    Ксерокопию паспорта, нотариально засвидетельствованную;
    Бизнес-план;
    Копию ИНН, нотариально засвидетельствованную;
    Отчетность с подписью руководителя и главбуха за последнюю отчетную дату;
    Устав.
    Если заявитель – гражданин другого государства, документы нужно перевести и засвидетельствовать у нотариуса.

    Затем заявка регистрируется в журнале, проверяется наличие документов. Неполный пакет будет возвращен заявителю. Но бизнесмен имеет право на повторное обращение. Договор заключается в десятидневный срок.

    Льготы и преференции для резидентов

    Не нужно уплачивать пошлины на сырье и запасные части импортного производства, если они нужны, чтобы произвести конечный продукт, а не для того, чтобы перепродать;
    Пониженные налоговые ставки, или полное отсутствие налоговых платежей;
    Можно оборудовать рабочие места по упрощенным стандартам;
    Минимальная цена на аренду зданий и участков;
    Предоставление субсидий для оплаты коммунальных платежей;
    Более мягкие стандарты в сфере окружающей среды;
    Налог на прибыль отсутствует долгое время;
    Доступные рынки сбыта;
    Большое количество рабочих;
    Возможность не создавать профсоюзы работников.
    Этот перечень неполный, наличие льгот зависит от типа экономической зоны и региона ее расположения.

    Насколько эффективны СЭЗ в России

    В конце 2016 года СЭЗ показали очень низкую эффективность. Вместо запланированного количества рабочих мест, была создана только половина. Не полностью освоены отведенные земли и прочее.

    Низкий уровень эффективности Правительство связывает прежде всего с невыполнением властями регионов своих обязательств. В частности, недофинансирование представляет собой круглую сумму в 50 млрд. рублей.

    Что такое ТОР

    ТОР - это экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», при работе в которых резидентам предоставляются масштабные налоговые льготы.

    С 2015 года в течение трёх лет запланировано создание девяти ТОР на Дальнем Востоке, также предполагается их появление в Восточной Сибири и других частях РФ: в частности, в границах моногородов и в Калининградской области.

    Дальний Восток

    В 2015 году правительство РФ одобрило создание территорий опережающего развития «Хабаровск» и «Комсомольск» в Хабаровском крае, «Надеждинская» в Приморье. Ещё шесть ТОР планировалось к созданию: «Приамурская» и «Белогорск» в Амурской области, «Камчатка», «Михайловская» в Приморье, «Беринговский» на Чукотке и индустриальный парк «Кангалассы» в Якутии.

    В марте 2016 года стало известно о создании двух ТОР в Сахалинской области: «Южное» для производства продуктов питания и «Горный воздух» для развития туризма на острове; а также о территории «Большой камень» в Приморском крае на базе судостроительного комплекса «Звезда».

    Ряд проектов в ТОР реализуются при участии Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ).

    В созданные дальневосточные ТОРы собираются перенести свои предприятия частные и государственные компании Китая.

    Курильские острова

    В 2016 году на Курильских островах началась реализации новой федеральной целевой программы с объемом финансирования 68,9 млрд руб. Главным ее итогом должно стать создание условий для устойчивого развития экономики Курильских островов. Это возможно осуществить только на базе комплексного использования природно-ресурсного потенциала с применением современных технологий.

    Основная цель создания ТОР - «улучшить качество жизни людей и оказать максимальное содействие тем, кто переезжает на Курилы».

    Проект ТОР «Курилы» предусматривает выполнение 22 проектов общей стоимостью 19,3 млрд руб., из которых 7 млрд руб. составят государственные вложения. В ТОР «Курилы» построят 12 заводов по воспроизводству 210 млн мальков рыбы лососевых пород. Гарантированный возврат составит около 40 тыс. тонн рыбы. В ТОР создадут марикультурный кластер, в который войдут предприятия по производству 100 тонн агар-агара, 200 тонн гребешка и 19 тонн трепанга в год.

    В ТОР «Курилы» войдут проекты по строительству горно-перерабатывающих комбинатов на острове Уруп. Важным направлением развития экономики Курил станут и проекты в области туризма, например строительство двух туристических комплексов на базе бальнеологических источников на островах Итуруп и Кунашир. Проект ТОР позволит создать более 1 тыс. рабочих мест.

    Калининградская область

    В 2015 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил внести изменения в законодательство по распространению льготного режима и на Калининградскую область. В разработанном Минэкономразвития законопроекте предполагается преобразовать существующую там Особую экономическую зону в Территорию опережающего развития.

    Моногорода

    Первыми из моногородов получили статус ТОР Юрга и Анжеро-Судженск в Кемеровской области.

    Власти региона и городов намерены привлечь инвесторов тепличного комплекса, деревообрабатывающего завода, транспортно-логистического центра и бумажного комбината в Юрге, и производство стеклопластиковых труб, плазмы крови, резиновых и пластмассовых изделий, а также завод по переработке кварцитов и производству листового стекла в Анжеро-Судженске.

    В 2016 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Краснотурьинск» в Свердловской области. Также в 2016 году обсуждалось создание ТОР в Алтайском крае, в частности, в городах Алейск, Заринск и Новоалтайск, а также в шахтёрском городе Гуково (Ростовская область).

    В 2017 году статус ТОР как моногород получил Димитровград (Ульяновская область) и ЗАТО Саров(Нижегородская область). В сентябре 2017 статус ТОСЭР получил город Сарапул. Может получить Новокузнецк.

    Смоленская область

    6 марта 2017 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Дорогобуж»

    Заключение

    СЭЗ напрямую влияют на развитие всей экономической системы страны. Благодаря их наличию у предпринимателей и инвесторов появились широкие возможности и перспективы. Если компания владеет серьезным капиталом, то она вполне может войти в число участников ОЭЗ, а значит оказать стимулирующее воздействие на регион.

    Хотя далеко не все зависит от самих бизнесменов. Власти региона также должны выполнять свои функции и оказывать всестороннюю поддержку инвесторам, обеспечивающим население рабочими местами.

    А вот с поддержкой как раз дело обстоит слабо или проще говоря никак.

    433 дней назад

     
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об