Учет обязательной продажи валютной выручки.

Репатриация в валютном законодательстве

Какого-то специфического смысла в слово «репатриация» законодателем не вкладывается. Оно имеет то же значение, что и других случаях, — возвращение на родину (в переводе с латинского языка).

Не давая понятия этого термина, законодатель установил обязанность, связанную с репатриацией, закрепив ее в ст. 19 закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173).

Данная обязанность возлагается на участников гражданского оборота, осуществляющих внешнеторговые сделки. При этом такие участники должны быть резидентами РФ и обязаны обеспечить:

  1. Получение предусмотренных международным договором денег от контрагента-нерезидента за услуги, работы или товары, которые такой контрагент получил. Денежные средства должны быть перечислены на банковский счет резидента в банке РФ.
  2. Возвращение в Россию денег, которые ранее были перечислены резидентом своему контрагенту, являющемуся нерезидентом, за определенные соответствующим договором услуги, товары, работы, если контрагент не исполнил свои обязательства, то есть не ввез в РФ товар, не оказал на территории РФ услуги, не произвел работы, которые должен был сделать в соответствии с условиями заключенного договора.
  3. Получение на свои счета валюты, причитающейся в соответствии с договорами займа.

При этом обязанность по репатриации считается выполненной, если резидент РФ обеспечил поступление денежных средств при неисполнении контрагентом своих обязательств путем страхования рисков, либо установления обеспечения выполнения договора, а также в случае, когда резидент включен иностранным государством в санкционный список (п.п. 4, 4.1, 4.2 закона № 173).

Обязательная продажа валютной выручки: сколько составляет ее размер для резидентов

До 2007 года в законе № 173 действовала ст. 21, предусматривавшая такое понятие, как обязательная продажа валютной выручки (ее части). Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Затем статья 7 была исключена, однако заголовок главы 3 закона № 173 по-прежнему содержал фразу «обязательная продажа». Указанная фраза была удалена из закона № 173-ФЗ 3 апреля 2018г.

В настоящее время порядок и условия обязательной продажи установлены инструкцией Банка России от 30.03.2004 № 111-И, которая применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (см. письмо Банка России от 06.08.2007 № 36).

Часть валютной выручки, подлежащая непременной реализации, определяется в процентах, определяемых Центробанком. В настоящее время уже много лет (с марта 2006 года) эти проценты равняются 0, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать ее часть, а может перевести ее полную сумму на свой валютный счет. До этого участники внешнеторговых отношений (резиденты РФ) должны были продавать 25, а чуть позже 10% от дохода в иностранной валюте.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки: подлежит ли он применению

Этот порядок определен в гл. 3 инструкции №111-И и выглядит он следующим образом:

  1. Банк в течение 1 дня после даты поступления денег на транзитный счет сообщает клиенту-резиденту об этом. Ему направляется уведомление по установленной форме и выписка со счета, из которой видна сумма поступления.
  2. Клиент, на счет которого поступили деньги в иностранной валюте, делает распоряжение банку о продаже части валюты, а затем о перечислении денег. То есть рубли, полученные от обязательной продажи, перечисляются на рублевый счет, а оставшаяся иностранная валюта — на валютный счет.
  3. Одновременно с распоряжением клиент представляет в банк справку, в которой указывается поступившая в иностранной валюте сумма и валютная операция, по которой эта сумма поступила. Ее форма установлена Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления…».
  4. Банк, получив распоряжение клиента и справку, проверяет правильность суммы, которая подлежит продаже, а если она указана верно, то депонирует ее на специальный счет. Оставшаяся часть валюты в это же время переводится на валютный счет резидента.
  5. В последующие 2 дня после депонирования банк обязан продать валюту.

ВАЖНО! Учитывая, что закон № 173 не предусматривает обязательной продажи вовсе, а Банк Росси установил размер обязательной продажи валютной выручки резидентов в размере 0%, указанный порядок в настоящее время не применяется.

Когда возврат валютной выручки не обязателен

В п. 2 ст. 19 закона № 173 предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда резидент имеет право не производить возврат валютной выручки :

  1. Если валюта была перечислена на банковские счета за рубежом с целью погашения займов и кредитов, полученных у нерезидентов.
  2. Когда нерезидент-заказчик оплачивает траты резидента по возведению объектов на территории иностранного государства.
  3. Когда валюта получена резидентом РФ от проведения всевозможных культурных мероприятий за рубежом и предназначена для покрытия трат на их поведение.
  4. При зачете встречных требований, которые проводятся за рубежом между резидентами, осуществляющими рыбный промысел, и нерезидентами, оказывающими им соответствующие агентские услуги. Это же основание применяется при взаиморасчетах между транспортными компаниями-резидентами и их контрагентами-нерезидентами, оказывающими тем услуги.
  5. Когда взаимозачет совершается между страховыми организациями по договорам страхования.
  6. Если зачисление валюты произошло на счета транспортных компаний в зарубежные банки, а цель такого зачисления — оплата услуг, сборов, иных расходов.
  7. При взаимозачетах, проводимых между участниками договора по экспорту природного газа.

Законом «О внесении изменений…» от 03.04.2018 № 64-ФЗ с 14.04.2018 вводятся еще 3 основания:

  • При предоставлении нерезиденту займа на добычу полезных ископаемых при условии, что возврат займа зависит от объема добычи ископаемых или размера выручки от их продажи.
  1. При взаимозачетах по договорам займа.
  2. При невозврате средств денежного займа, предоставленного нерезиденту на осуществление инновационной деятельности.

Штраф за нарушение требований валютного законодательства

Валютная выручка подлежит обязательной репатриации, кроме оговоренных выше случаев. Штраф за репатриацию валютной выручки, произведенную с опозданием или иным нарушением, а также за ее невозвращение предусмотрен ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Размер штрафа

Ст. КоАП

Нарушение срока репатриации за оказанные нерезидентам услуги, поставленный товар и т. д.

1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с опозданием

П. 4 ст. 15.25

От 75 до 100% штраф будет наложен на сумму, которая не перечислена на счета

На должностное лицо от 20 000 до 30 000

Нарушение резидентом сроков своих обязательств по обеспечению поступления валютной выручки в определенной Правительством РФ доле (по контрактам с паспортом сделки)

На организации и ИП — от 40 000 до 50 000 руб.

П. 4.1 ст. 15.25

Невозвращение резидентом уплаченных денег в определенный срок за товары, работы, услуги, которые, соответственно, не были поставлены, выполнены, оказаны нерезидентом

1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с нарушением срока

П. 5 ст. 15.25

От 75 до 100% — штраф от невозвращенной суммы

На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

В тех случаях, когда размер невозвращенных денег больше 9 млн руб., виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 193 Уголовного кодекса РФ.

Вина в невозврате денег в РФ

Рассматривая дела по данным правонарушениям, суды должны выяснять, имелось ли событие административно-наказуемого деяния и содержится ли в действиях (бездействии) организации и должностных лиц вина, какова ее степень.

К рассматриваемой категории дел, так же как и к иным, применяются положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Так, если компания, обязанная осуществить репатриацию денег в срок, не выполнит свои обязательства, хотя у нее будет для этого реальная возможность, а также не предпримет всех необходимых мероприятий по возврату денег и предотвращению нарушения закона, она будет считаться виновной (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2010 по делу № А47-6629/2009).

Чтобы организацию не привлекли к ответственности за невозврат денег в РФ, можно предпринять следующие действия:

  1. Заранее предусмотреть в заключаемом договоре санкции к контрагенту за задержку в перечислении денежных средств (неустойку, штраф и т. п.). Это будет в будущем свидетельствовать о стремлении принять разумные и достаточные меры для побуждения контрагента к исполнению обязанностей (см. постановление президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 15714/08).
  2. Незамедлительно после нарушения обязательств контрагентом выслать ему соответствующую претензию. Вкупе с другими мероприятиями резидента она будет свидетельствовать о его невиновности (см. постановление ВС РФ от 19.05.2015 № 309-АД15-4149).
  3. При игнорировании требований, указанных в претензии, подать иск в судебные инстанции.

Методические рекомендации по исключению ответственности за невозвращение валютной выручки

Невиновность организации в невозврате валютной выручки, когда иностранным государством введены ограничительные меры, следствием которых является невозможность репатриации, может быть подтверждена сертификатом. Этот документ может выдать Торгово-промышленная палата РФ (см. письмо Минфина России от 12.08.2015 № 07-05-08/46382).

Еще одним документом, на который следует опираться при ведении внешнеторговых отношений и спорах с органами валютного контроля, является приказ Росфиннадзора от 28.09.2015 № 369. Им утверждены Методические рекомендации, в соответствии с которыми должны устанавливаться обстоятельства, исключающие ответственность по ст. 15.25 КоАП.

Так, помимо указанного выше принципа невиновности, можно отметить следующие моменты, указанные в этих рекомендациях:

  1. Отсутствие состава адм. правонарушения исключает производство по делу. Так, если задержка в перечислении возникла из-за действий кредитных учреждений, в том числе Внешэкономбанка, то административная ответственность не наступает.
  2. Резидент считается выполнившим требования закона, если обеспечил перечисление денег на свой счет от страховой компании по договору страхования рисков невыполнения обязательств его контрагентом-нерезидентом. В данном случае анализу подлежит соответствующий договор страхования.
  3. Также резидент считается исполнившим свои обязательства, если им было передано право требования денег с нерезидента финансовому агенту.

Таким образом, ответ на вопрос «что это - репатриация валютной выручки ?» таков: это не только часть валютно-денежной политики страны, но и средство воздействия на хозяйствующие субъекты, осуществляющие международную деятельность. Воздействие это заключается в стимулировании таких субъектов к добросовестному, разумному и ответственному поведению при проведении валютных операций с нерезидентами под страхом применения административной и уголовной ответственности.

Каждый финансист должен четко понимать, что представляет собой валютная выручка и каковы ее особенности. В современном понимании этот термин означает сумму полученных средств, заработанных в результате экспорта различных товаров и оказания услуг, торговли ценными бумагами. Доходы, получаемые резидентами от международных кредитов, также относятся к валютной выручке.

В законодательстве Российской Федерации подробно прописаны процедуры, связанные с регулированием валютной выручки.

Политика в этой сфере во многом зависит от положения национальной валюты относительно основных мировых (доллара, евро, фунта, йены и др.). Например, если в государстве пропагандируется валютная монополия, выручка в полном объеме остается в этом государстве. Такую позицию занимает, например, Китай.

Если валюта полностью конвертируется в другие мировые валюты, то ею может распоряжаться по своему усмотрению сам экспортер. Если существуют ограничения на конвертируемость валюты государства, то выручка распределяется между экспортером и государством.

В российских законах прописано, что определенная доля валютной выручки резидента подлежит обязательной перепродаже. На каких условиях происходит ее продажа? С какой целью закреплена в законе мера по обязательной продаже? Есть ли исключения из правила? Чтобы ответить на эти и другие возникающие вопросы, нужно подробно изучить законодательство и существующую практику.

Обязательная продажа определенной части

Валютная выручка и действия с ней регулируются различными документами: инструкциями Центробанка, законами (федеральными и региональными), подзаконными актами министерств и ведомств.

Главное условие, которое закреплено в этих законах — обязательная продажа валютной выручки, которая получена резидентами на таможенной территории Российской Федерации.

Законом устанавливается минимальная доля, которая должна подлежать обязательной перепродаже. Поскольку российский рубль не является полностью конвертируемой валютой, то в пользу страны необходимо продать от 10% до 30% от общего объема валютной выручки. Осуществляется такая продажа резидентами (физическими или юридическими лицами).

Продажа свыше 30% нецелесообразна,так как повлечет значительный отток иностранного капитала из нашей страны.

Особенности обязательной перепродажи устанавливаются в законах. Это делается, чтобы права резидентов не нарушались, но при этом государству поступала определенная доля денежных средств от деятельности, выполняемой на ее территории.

Она может продаваться следующими способами:

  • банкам и кредитным организациям, уполномоченным на это ЦБ РФ;
  • посредством валютных бирж;
  • Центробанку РФ без посредников.

Среди предлагаемых вариантов, чаще всего, используется продажа через уполномоченные банки, так как это наиболее просто и доступно. Центральный банк для некоторых особых случаев устанавливает индивидуальный размер продаваемой части валютной выручки.

Особенности продажи

Чтобы выполнить продажу обязательной части валютной выручки, необходимо знать, по какому курсу можно это сделать. Для этого используется тот курс валюты другого государства по отношению к национальной валюте, который зафиксирован на внутреннем рынке в РФ. Он фиксируется на момент продажи, и по нему происходят все дальнейшие расчеты.

Обязательная продажа части валютной выручки в некоторых случаях может быть отменена или изменен ее порядок. Например, она снижается, если резидентом осуществлялись платежи и определенные виды расходов в валюте другой страны. Однако учитываются только платежи, связанные со сделками данного резидента.

В документах прописаны ситуации, когда резидента могут освободить от обязательной перепродажи. Например, в нынешних условиях валютная выручка от экспорта вообще не предполагает обязательной продажи.

Полная сумма (брутто-выручка) перечисляется на открытый счет резидента, выполняющего операции с валютой. Транзитный счет для таких операций оформляется в банке, уполномоченном на это ЦБ РФ. Далее с указанного счета происходит обязательная перепродажа денежных средств в определенной доле. Курс выбирается действующий на момент продажи. Все, что остается после продажи, перечисляется на другой счет экспортера.

Как определяется общий размер?

Чтобы получить доход, государству необходимо правильно рассчитать базу, с которой будет происходить обязательная продажа. Это определяется тем, какие товары или услуги предлагает своим покупателям экспортер, каков уровень цен на них, условиями сделки, а также действующими межправительственными соглашениями и сделками. Большое значение имеет тот курс, по которому осуществлялись продажа товаров и предоставление услуг.

Показатели размера выручки в валюте имеют значение не только при расчете дохода государства. Валютная выручка показывает реальную эффективность экспорта в стране. Чистый размер нетто-выручки — это остаток брутто-выручки, образовавшийся в результате вычитания накладных расходов. Это расходы на транспортировку, хранение, страховку товара, комиссионные платежи и обязательные сборы на таможне.


Продажа иностранной валюты в безналичном порядке может осуществляться в одних случаях по желанию лица, а в других - в силу указания нормативного акта.
Без разрешения Банка России осуществляются:
купля-продажа через уполномоченные банки резидентами и нерезидентами иностранной валюты одного вида за иностранную валюту другого вида, курс которых (покупаемой и продаваемой иностранных валют) к рублю устанавливается Банком России;
продажа иностранной валюты через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации физическими лицами (резидентами и нерезидентами) с банковских счетов в иностранной валюте, открытых на имя физических лиц в уполномоченных банках.
Продажа иностранной валюты резидентом (юридическим лицом, физическим лицом) может осуществляться по поручению последнего через обслуживающий уполномоченный банк на межбанковских валютных биржах, на внебиржевом межбанковском валютном рынке Центральному банку Российской Федерации (по согласованию с Департаментом валютных операций Банка России) либо непосредственно обслуживающему резидента уполномоченному банку. Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту: от своего имени по поручению юридических лиц и коммерческих банков (посреднические операции за комиссионное вознаграждение); от своего имени и за свой счет.
Уполномоченные банки по поручению юридического лица продают средства в иностранной валюте другому юридическому лицу на межбанковском валютном рынке (непосредственно уполномоченному банку или через валютную биржу) или банку России. Денежные средства в рублях, полученные юридическим лицом от продажи средств в иностранной валюте, подлежат обязательному зачислению в полном объеме на расчетный счет этого юридического лица, указанный в его поручении (заявке на продажу), и в дальнейшем используются на любые цели в соответствии с действующим законодательством. При выполнении поручения юридического лица на продажу иностранной валюты, уполномоченный банк имеет право покупать за свой счет указанные средства в иностранной валюте. В случае проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет уполномоченный банк ведет открытую валютную позицию. Порядок ведения и лимиты открытой валютной позиции устанавливаются Банком России. Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке для осуществления валютных операций с физическими лицами (неторговых валютных операций) в порядке, устанавливаемом Банком России. Что касается обязательной продажи иностранной валюты, то Центральным банком России установлен порядок обязательной продажи части валютной выручки резидентами - юридическими лицами. Он касается части экспортной выручки в свободно конвертируемых валютах и операций на внутреннем валютном рынке. Юридические лица осуществляют обязательную продажу 75% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) через уполномоченные банки, по рыночному курсу иностранных валют к рублю, который складывается на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на момент продажи.
Под продажей иностранной валюты через уполномоченный банк понимается ее приобретение, отчуждение по договорам купли-продажи, комиссии или поручения, заключаемым с этим банком. Обязательная продажа части экспортной валютной выручки юридического лица осуществляется по поручению последнего через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах.
Под межбанковскими валютными биржами понимаются специализированные биржи, имеющие лицензии Банка России на организацию операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и проведение расчетов по заключенным на них сделкам. Единая торговая сессия межбанковских валютных бирж (ETC) - это организованные впорядке, установленном Правилами проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты на ETC, торги, участие в которых могут принимать уполномоченные банки.
Реализация экспортной валютной выручки в долларах США и евро, подлежащей обязательной продаже на межбанковских валютных биржах, а также обратная продажа юридическими лицами - резидентами иностранной валюты в долларах США и евро осуществляются исключительно на ETC. Валютная выручка, подлежащая обязательной или обратной продаже, в иной иностранной валюте конвертируется уполномоченным банком в доллары США или евро по согласованному с резидентом курсу и затем продается на ETC. На ETC осуществляются следующие операции:
продажа участниками торгов иностранной валюты от своего имени и за свой счет, а также в соответствии с поручениями клиентов;
покупка участниками торгов иностранной валюты от своего имени и за свой счёт, а также в соответствии с поручениями клиентов. В случае если валютная выручка, подлежащая обязательной или обратной продаже, не была продана на ETC уполномоченным банком в течение трех рабочих дней от даты зачисления на отдельный лицевой счет по причине отсутствия торгов на ETC в этот период времени, то уполномоченный банк обязан продать указанную валютную выручку Банку России на условиях, согласованных с Департаментом иностранных операций Банка России, если иное не установлено Банком России. Банк России устанавливает значения предельно возможных отклонений валютного курса на ETC. Поступления в иностранной валюте в пользу юридических лиц, включая выручку от реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), подлежат обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках Российской Федерации, если иное не разрешено Банком России.
Для этого юридическому лицу на основании договора банковского счета, заключенного с уполномоченным банком, параллельно открываются:
транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащих обязательной продаже, и проведения других операций;
текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении юридического лица после обязательной продажи экспортной выручки, и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством.
Обязательная продажа валюты производится по поручению юридических лиц, в пользу которых поступила валютная выручка, с их транзитных валютных счетов. После обязательной продажи валютных средств с транзитных валютных счетов оставшаяся часть валютной выручки перечисляется по поручению юридических лиц на их текущие валютные счета и может использоваться на любые цели в соответствии с действующим законодательством.
На основании поручения клиента с его транзитного валютного счета могут быть проданы за рубли денежные средства в иностранной валюте, превышающие сумму обязательной продажи, как подлежащие обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, так и не являющиеся таковыми. Денежные средства в рублях, полученные от продажи иностранной валюты с транзитного валютного счета, зачисляются в полном объеме на расчетный счет юридического лица, указанный в его поручении (заявке на продажу), и в дальнейшем используются на любые цели в соответствии с действующим законодательством. Под обязательную продажу на внутреннем валютном рынке не подпадают суммы, полученные уполномоченным банком от осуществления им банковских операций и иных сделок, разрешенных законом. Не подлежат обязательной продаже следующие поступления в иностранной валюте от нерезидентов:
в качестве взносов в уставной капитал и доходы, полученные от участия в капитале;
поступления от участия в продаже фондовых ценностей и доходы по ним;
поступления в виде привлеченных кредитов и суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов;
поступления в виде пожертвований на благотворительные цели;
поступления от реализации гражданам в установленном Банком России порядке товаров (работ, услуг) на территории РФ;
поступления в виде возврата авансовых платежей по неисполненным импортным контрактам.
Обязательной продаже не подлежат поступившие от резидентов платежи в иностранной валюте, которые производятся за счет средств, оставшихся после обязательной продажи части экспортной выручки, а также средства в иностранной валюте, купленные на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Еще по теме Вопрос 17. Продажа иностранной валюты. Обязательная продажа валютной выручки:

  1. Регламент установления (изменения) курсов покупки и продажи наличной иностранной валюты, покупки (оплаты) и продажи платежных документов в иностранной валюте за счет средств граждан Общие положения
  2. Глава 3. Продажа части валютной выручки резидентов на внутреннем валютном рынке Российской Федерации
  3. 34. Операции коммерческих банков по купле-продажи иностранной валюты
  4. §7. Комиссионные операции. - Переводная операция. - Инкассовая операция. - Товарные аккредитивы. - Покупка и продано ценных бумаг. - Эмиссия ценных бумаг. - Проблема „регуляр- ных“ и „иррегулярных" операций банков. - Комиссионная покупка и продажа товаров. - Покупка и продажа драгоценных металлов и иностранной валюты. - Торговля иностранными девизами. - Другие комиссионные операции.
  5. Вопрос 15. Вывоз наличной иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте. Ввоз валюты
  6. Анализ влияния факторов использования основных средств на прирост выручки от продаж
  7. Анализ влияния использования предметов труда (материальных ресурсов) на прирост выручки от продаж
  8. Анализ влияния объема продаж на изменение прибыли от продаж.
  9. 5.6. Влияние объема продаж на изменение прибыли от продаж
  10. § 281. Условія продажи заложенной вещи и совершеніе продажи 1).
  11. Персональные продажи и специфика деятельности агента по продажам
  12. Продажа - это не манипулирование, продажа - поиск и нахождение гармонии
  13. 14.1. Здійснення основних видів операцій банків з купівлі-продажу іноземної валюти
  14. Глава 28. Валютные курсы и операции с иностранной валютой

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право -

Налоговый консультант

Экспорт товаров (работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности) сопровождается контролем государства за поступлением валютной выручки на счета экспортеров.

Изменение нормативных положений

Основными документами, регулирующими указанные операции в настоящий момент являются:

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закона N 3615-1),

Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (далее Инструкция № 86-И),

Инструкция ЦБР от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее Инструкция № 7) и др.

В части контроля за валютной выручкой произошли в последнее время три изменения, о которых мы хотели рассказать нашим читателям.

Во-первых, Правительство РФ утвердило Правила выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности. Правила утверждены постановлением от 24.09.02 N 699 "О порядке выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)". Зачем нужно оформление этого разрешения?

Переводы в РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) на срок не более 90 дней осуществляются без ограничений, то есть без особого разрешения (ст. 1 Закона N 3615-1).

Если выручка в этот срок не поступает, необходимо получить отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Предоставление такой отсрочки отнесено к операциям, связанным с движением капитала, а значит, требует соответствующего разрешения.

Под сроком платежа в постановлении N 699 понимается интервал от даты пересечения товарами границы России до даты зачисления на банковский счет всей выручки от экспорта. Если платеж укладывается в 90 дней, это текущая валютная операция. Более продолжительное ожидание денег - это уже «капитальная» валютная операция, на которую нее надо получать разрешение. Прежние разрешения, выдаваемые Центробанком, действуют до окончания указанных в них сроков или операций. Новые разрешения будут выдавать Минфин России и его территориальные органы. Если Вам придется это делать, внимательно ознакомьтесь с Инструкцией по организации работы по выдаче резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Она утвержденна приказом Минфина РФ от 21 октября 2002 г. N 100н.

Второе изменение - с 1 декабря 2002 г. действует новый порядок продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ. Он установлен Указанием ЦБР от 5 сентября 2002 г. N 1192-У "О порядке продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".

Согласно этому указанию, у организации-резидента будет четыре способа обязательной продажи валютной выручки:

Через обслуживающий уполномоченный банк на межбанковских валютных биржах;

На внебиржевом межбанковском валютном рынке;

Центральному банку Российской Федерации;

Непосредственно обслуживающему уполномоченному банку.

Операция осуществляется по поручению клиента через обслуживающий уполномоченный банк.

До появления этого документа валюту можно было продавать только на лицензированных ЦБ РФ межбанковских валютных биржах. А такой биржей с 1998 года являлась только Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Наличие биржи-монополиста вело к возникновению убытков у предприятий, продающих валютную выручку. Приходилось платить биржевую комиссию, валютный курс на ММВБ был невыгодным.

Теперь у резидентов есть право выбора, через кого осуществить продажу обязательной части валютной выручки.

В-третьих, Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 192-ФЗ "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" внес изменения в Закон N 3615-1. Эти изменения позволяют резидентам направлять часть валютной выручки на погашение кредитов, полученных от нерезидентов, на счета в банках за пределами территории РФ. При этом нерезиденты должны являться агентами правительств государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития, а резиденты должны иметь соответствующее разрешение ЦБ РФ. При соблюдении этих условий резиденты освобождаются от обязательной продажи валютной выручки от экспорта в пределах суммы, необходимой для исполнения их обязательств по этим кредитным соглашениям.

Кроме того, хотелось бы проинформировать читателя о возможных переменах в валютном законодательстве. Работа над подготовкой новой редакции Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", заканчивается. В настоящее время Правительство готовит его для внесения в Государственную Думу.

В общих чертах охарактеризуем новую редакцию Закона, имеющую отношение к валютной выручке.

Планируется отменить полностью валютное регулирование в 2007 г.

Валютные операции между резидентами по-прежнему не разрешаются. Исключения из этого правила будут прямо поименованы в закрытом перечне.

Увеличивается срок внешнеэкономических операций, разграничивающий текущие и капитальные операции. Под текущими (в случае введения закона) будут приниматься операции сроком до 180 дней вместо 90 дней, установленных в настоящий момент в Законе. Планируется закрытый перечень операций движения капитала, на совершение которых требуется разрешение Центрального банка или Правительства РФ.
Базовый срок репатриации валютной выручки составит 180 дней, по машинно-технологическому экспорту - 3 года, по строительным работам - 5 лет.

В законопроекте закрепляется норматив обязательной продажи валютной выручки в размере 30 % без возможности его дальнейшего снижения Центробанком. Сейчас норматив обязательной продажи составляет 50 %.

Будет определен объект обязательной продажи валютной выручки и перечень сумм, которые в него не включаются. В объект не будут входить суммы в иностранной валюте, предусматривающие передачу эмиссионных ценных бумаг.

Обязательная продажа валютной выручки будет осуществляться на основании распоряжения резидента не позднее чем через семь дней со дня поступления на счет в уполномоченном банке. Если такое распоряжение не поступит, то продажа будет осуществляться в течение трех последующих дней.

В законопроекте перечислены расходы и иные платежи, учитываемые для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки. Это уплата вывозных таможенных пошлин, таможенных сборов, транспортировки, страхования и экспедирования грузов.

А теперь напомним ныне действующие правила документального оформления и учета валютной выручки.

Оформление документов для получения валютной выручки

Если Ваша организация-резидент заключила экспортный контракт на реализацию товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности, Вы получите валютную выручку.

Для этого необходимо правильно оформить соответствующие документы.

Для получения валюты необходимо иметь валютный счет в обслуживающем Вас банке. Банк на основании договора банковского валютного счета открывает:

Текущий валютный счет;

Транзитный валютный счет;

Специальный транзитный валютный счет.

Об открытии каждого из них необходимо уведомить налоговую инспекцию в течение 10 дней (ст.23 НК РФ). Если вы не выполните это требование, ваша организация может быть оштрафована на 5 000 рублей (ст.118 НК РФ). За это же нарушение на руководителя вашей организации может быть наложен административный штраф от 1 000 до 2 000 рублей (ст.15.4 КоАП РФ).

Требование о направлении отдельного уведомления по каждому счету приведено в письме МНС от 1 февраля 2002 г. N 14-3-04/218-Г530. Это требование спорно, ведь транзитный счет открывается параллельно текущему, без просьбы организации. Но во избежание разногласий с налоговой инспекцией, лучше сообщить об открытии 3 счетов. Если у вас есть филиалы, то сообщение об открытии счета в любом из них нужно посылать в налоговые инспекции по месту нахождения филиала и головного офиса.

После подписания контракта (договора) между Вами - российским хозяйствующим субъектом (резидентом)- и иностранным заказчиком (нерезидентом), Вы обязаны представить его оригинал или заверенную копию в банк, в который будет поступать выручка.

Выручка должна поступить на валютные счета в уполномоченных банках РФ. Это записано в Инструкции N 86-И. Для того, чтобы не возникало проблем с налоговыми органами, экспортная выручка должна поступать в банк, фактически находящийся на территории РФ.

Если экспортная выручка не будет зачислена на счет вашей организации в уполномоченном банке, на организацию может быть наложен штраф в размере незачисленной валютной выручки (ст.15.25 КоАП РФ).

Валютная выручка может не поступать на территорию России, такие случаи предусмотрены законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле. В этом случае представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки.

На основании представленного Вами внешнеторгового договора (контракта) банк оформляет паспорт сделки (далее - ПС).

ПС - документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом на экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и/или валюте Российской Федерации. Согласно требованиям валютного законодательства российский экспортер по каждому заключенному контракту оформляет отдельный ПС. Он оформляется в 2 экземплярах и подписывается банком. С момента его подписания банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и выполняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки по этому контракту.

Банк может отказать с подписании ПС по следующим причинам:

Несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в ПС;

Несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации;

Оформление ПС с нарушением установленных требований;

Отсутствие в контракте условий, предусматривающих поступление выручки на счет экспортера в банке;

Представление в банк контракта, составленного на иностранном языке, при отсутствии его перевода на русский язык;

Непредставление экспортером в банк копии необходимого в установленных случаях специального разрешения.

При отказе в подписании ПС банк возвращает экспортеру представленные документы.

Если в дальнейшем в контракт вносятся изменения или дополнения, затрагивающие сведения, указанные в ПС, экспортер представляет в банк, подписавший ПС по данному контракту, оригиналы (заверенные копии) изменений и/или дополнений к контракту; копии разрешений, полученных экспортером в установленном порядке.

После подписания ПС банк в течение 5-ти календарных дней формирует его электронную копию и ведомость. Эти документы служат для учета операций, связанных с поступлением в пользу экспортера денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации.

После заверения ПС его первый его экземпляр с контрактом возвращаются экспортеру. Второй экземпляр остается в банке и служит для открытия досье. Досье - это подборка документов по каждому ПС.

Экспортер, осуществляя таможенное оформление экспортируемых товаров, обязан одновременно с представлением грузовой таможенной декларации (ГТД) представить в таможенный орган ксерокопию с хранящегося у него оригинала ПС.

Таможенные органы проверяют соответствие сведений, содержащихся в ПС, сведениям в ГТД, условиям контракта, соответствие оттиска печати банка на ксерокопии паспорта сделки образцу оттиска печати, содержащегося в карточке образцов оттисков печатей банка, используемых для целей валютного контроля.

При отсутствии расхождений в документах и при выполнении всех иных требований таможенного законодательства РФ должностное лицо таможенного органа ставит подпись на ксерокопии паспорта сделки и заверяет ее своей личной номерной печатью.

После принятия решения о выпуске товаров экспортер в течение 15-ти календарных дней представляет в банк копию ГТД для помещения в досье.

Таможенный орган формирует учетные карточки движения товаров, которые также отправляются в банк и подшиваются в досье. Учетная карточка таможенно-банковского контроля - документ валютного контроля, составленный по установленной форме и содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения об экспортируемом по контракту товаре из ГТД, а также сведения о поступлениях выручки.

Таким образом, в банке в досье должны быть следующие документы:

Оригинал паспорта сделки;

Копия контракта;

Учетные карточки;

Копия ГТД;

Поручения на продажу части валютной выручки;

Оригинал разрешения Банка России (если необходимо);

Иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк.

При поступлении денежных средств на счет экспортера от нерезидента банк не позднее следующего рабочего дня информирует об этом экспортера.

Экспортер в срок не более семи календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его рублевый и/или транзитный валютный счет, обязан в порядке, установленном банком, предоставить ему информацию:

О номере и дате ПС, по которому поступили денежные средства;

О виде полученного платежа с указанием сумм по каждому коду вида платежа;

О распределении суммы полученной выручки по произведенным в рамках ПС отгрузкам, подтвержденным соответствующими учетными карточками и/или ГТД.

Если выручка получена в иностранной валюте, то 50% ее в обязательном порядке должно быть продано. Это требование установлено в п.5 ст.6 Закона N 3615-1. Обязательная продажа осуществляется через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к рублю на внутреннем валютном рынке Российской Федерации не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБР. В начале статьи мы отметили изменения в данном порядке, установленные ЦБР.

50% валютной выручки, оставшиеся после обязательной продажи валюты, Вы можете хранить на своем валютном счете либо продать в добровольном порядке после зачисления этих средств на текущий валютный счет.

До того, как Вы осуществили обязательную продажу части валютной выручки, Вы можете произвести ряд платежей в валюте. Это разрешено п. 8 Инструкции N 7 .

Например, валютой, поступившей на транзитный счет, можно оплатить:

Транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

Экспортные таможенные пошлины в иностранной валюте, а также оплату таможенных процедур;

Комиссионные вознаграждения в пользу уполномоченных банков за осуществление с транзитных валютных счетов платежей

Начисленное в пользу посреднических организаций комиссионное вознаграждение по экспортным контрактам.

Таким образом, сумму выручки, подлежащую обязательной продаже, можно уменьшить.

Пример 1.

Организация получила на свой транзитный счет 000 $. За перевозку экспортного груза зарубежному партнеру необходимо оплатить 2 000 $. Организация перечисляет эту сумму со своего транзитного валютного счета еще до того, как продало часть валютной выручки.

Организация обязана продать на внутреннем валютном рынке с учетом данной операции 39000 $ ((80 000 $ - 2000 $) х 50%).

Банк зачисляет всю поступившую экспортную выручку на транзитный валютный счет организации. Для продажи валюты Вам следует оформить и представить в банк "Поручение на обязательную продажу валюты". Это типовой бланк, форма которого приведена в приложении 2 к Инструкции N 7. Поручение на обязательную продажу валюты оформляется в одном экземпляре и подписывается главным бухгалтером и руководителем организации.

Типового бланка поручения на добровольную продажу валюты нет. Его форму каждый банк разрабатывает самостоятельно с учетом формы бланка обязательной продажи валюты.

Если такое поручение в течение установленного срока от Вас не поступит, банк самостоятельно продаст часть валютной выручки.

Учет поступления валютной выручки

Рассмотрим на конкретном примере операций по обязательной продаже валютной выручки.

Пример 2.

Организация за проданные за рубежом товары получила экспортную валютную выручку на транзитный валютный счет в размере 50 000 $.

На следующий день организация продает банку 50% выручки (25 000$), а оставшиеся деньги поручает перечислить на текущий валютный счет.

Обязательная продажа валюты производится обслуживающим банком по курсу 31,50 руб./ $.

Курс ЦБ на дату поступления выручки на транзитный счет составил 31,5150 руб. за 1$, на день ее продажи и зачисления остатков валютных средств на текущий валютный счет, составил 31,5700.

В бухгалтерском учете предприятия делаются следующие записи:

- на сумму банковской комиссии от обязательной продажи валютной выручки.

Банковская комиссия не должна превышать 1,3 процента от суммы продаваемой иностранной валюты, включая расходы по выплате комиссионного вознаграждения межбанковским валютным биржам. Это установлено п. 9 Инструкции N 7. А. письмом ЦБР от 5 апреля 1994 г. N 84 разъяснено, что оплата комиссионного вознаграждения по операциям уполномоченных банков, связанным с обязательной продажей части экспортной валютной выручки непосредственно на внутреннем валютном рынке России, должна производиться с текущих валютных счетов предприятий.

- 1 000 руб. (787 500 + 2750 - 789 250) - в конце месяца определен финансовый результат (доход).

Для целей исчисления налога на прибыль может быть уменьшена на отрицательную курсовую разницу и увеличена на положительную курсовую разницу (подп.5 п.1 ст.265 и п.11 ст.250 НК РФ). В нашем случае базу следует увеличить на 2750 руб.

Банк покупает валюту, как правило, по курсу, который ниже официального курса Центробанка. Получившуюся из-за этого разницу организация может отнести к внереализационным расходам и исключить из своей прибыли на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

В нашем случае разница составит 1750 руб. (789250-787500).Общий финансовый результатвнереализационный доход 1 000 руб. доход.

Вознаграждение банка в целях налогообложения организация вправе отнести к внереализационным расходам (подп.16 п.1 ст.265 НК РФ).

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об