Командно - административная система. Административно-командная система

Административно-командная (плановая) экономика

Административно-командная система (плановая экономика) - это экономика, при которой материальные ресурсы составляют государственную собственность, а направление и координация экономической деятельности осуществляются посредством централизованного планирования, управления и контроля. Плановая экономика функционирует на базе общественной собственности на экономические ресурсы. Основные экономические решения принимаются централизованно в виде планов социально-экономического развития. Посредством выполнения планов достигается сбалансированность экономической деятельности Гукасьян Г.М. Экономическая теория: курс лекций и практические занятия. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2008. - С. 99..

Существуют два вида плановой экономики: демократическая плановая экономика и командная плановая экономика.

Демократическая плановая экономика предполагает как общественную, так и частную собственность на экономические ресурсы, однако господствующей формой остается общественная собственность. Планирование имеет общий, а не детальный характер. Выполнение планов обязательно лишь для государственных предприятий. Для остальных участников экономики планы имеют рекомендательный характер. Элементы демократической плановой экономики имеются как в развитых странах (Франция, Германия), так и в развивающихся (к примеру, в Индии с 1951г. разрабатываются пятилетние планы социально-экономического развития страны).

Командная плановая экономика представляет более жесткую модель, характерную для бывшего СССР, а также для ряда стран Восточной Европы, Кубы, для стран Азии (Китай, Вьетнам, Монголия, Северная Корея). Она основана на государственной собственности на экономические ресурсы. Частная собственность почти полностью исключается. Главным звеном управления экономикой является директивное планирование. Оно сверху вниз пронизывает практически все стороны экономической жизни, а выполнение плана обязательно для всех. В условиях командной экономики управление всеми предприятиями осуществляется из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов.

Важнейшей отличительной чертой командной плановой экономики служит отсутствие полноценного рынка средств производства, их прямое, неопосредованное рынком распределение по потребителям в соответствии с установленными для них фондами (лимитами) на ресурсы (так называемое фондирование ресурсов). Потребители жёстко прикрепляется к поставщикам. Какой бы то ни был выбор поставщика потребной продукции отсутствует. Потребитель и поставщик напрямую не связаны, между ними всегда посредник в виде государственного органа (планового либо снабженческого). Здесь значение имеет не спрос потребителя, определяемый его реальными потребностями, а спрос, узаконенный государственным органом. В этих условиях возник феномен командной экономики -- монополизм производителя и полное бесправие и бессилие потребителя в вопросах выбора номенклатуры потребляемой продукции, её качества, цены и т. д. Гигантские монополии при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В командной экономике: производитель производит не то, что необходимо потребителю, а то, что предусмотрено планом, потребитель же получает не то, что для него наиболее выгодно, а то, что предусмотрено фондами, лимитами. Эта парадоксальная ситуация и является, безусловно, решающей причиной низкого качества и неконкурентоспособности производимой продукции, отсутствия конкуренции, торможения роста производительности труда и введения инноваций.

В рамках данной системы подавляющая часть национального дохода перераспределяется через финансовую систему, причём непрерывно движутся встречным курсом огромные массы финансовых ресурсов: всё, что можно, изымается в бюджет и централизованные финансовые фонды, затем всё, что нужно, по усмотрению центральных органов направляется из этих фондов на предприятия. Такая процедура финансового управления подрывает экономические стимулы эффективной работы предприятий, лишает их необходимой финансовой основы для осуществления инициативной технической политики и т. п. На основную массу выпускаемой продукции, цены устанавливаются государством, а не на рынке в результате столкновения интересов потребителей и производителей и сложившегося соотношения между спросом и предложением. Себестоимость же продукции как база цены, никем и никак не регламентируется. Неизменным спутником системы является уравниловка в оплате труда.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования.

Подводя итоги, следует отметить, что в экстремальных условиях войн и разрухи, при отсутствии ограничений по важнейшим ресурсам производства (земля, полезные ископаемые, рабочая сила) административно-командная система управления экономикой могла бы обеспечить на определённом отрезке времени достаточно высокие темпы экстенсивного развития благодаря использованию административных, силовых, внеэкономических мер воздействия и принуждения работников, а также возможности сосредоточить через план огромные ресурсы страны на наиболее приоритетных направлениях роста.

Командно-административная система - система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам и власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. Для административно-командной системы характерно централизованное директивное планирование, предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. Административно-командная система опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления, препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.

Командно-административная система управления - это централизованное государственное управление, которое заставляет все предприятия выполнять плановые директивы (обязательные задания) с помощью приказов и других внеэкономических методов. Мухаев Р. Т. История государственного и муниципального управления. / Р. Т. Мухаев -- СПб., Юнити-Дана, 2006 г.- 176 с.

В нашей стране административное управление хозяйством было установлено в конце 1918г., когда началась гражданская война и иностранная интервенция. 30 ноября 1918г. был создан Совет рабочей и крестьянской обороны, который стал главным военно-хозяйственным и планирующим центром. Нужды обороны потребовали централизации управления страной. Была введена продразверстка (у крестьян отбирались все излишки про­довольствия). Промышленность не выпускала товаров для населения, и произошла натурализация экономических отношений. Была установлена всеобщая трудовая повинность. Руководство промышленностью сосредоточили в своих руках главные управления Всероссийского Совета народного хозяйства. Они лишили предприятия всякой самостоятельности, в директивном порядке снабжали их материальными ресурсами и реализовывали готовую продукцию.

Значит, командно-административную систему управления можно признать - как это ни покажется парадоксальным - нормальной формой регулирования хозяйства, пригодной, правда, только для чрезвычайных исторических условий, когда общественный строй какой-то страны и жизнь ее граждан находятся под серьезной угрозой.

Напротив, когда война заканчивается, командное руководство экономикой становится ненужным, изживает себя и, как правило, Устраняется. Приказные методы не отвечают задачам мирного хозяйственного строительства. Поэтому в нашей стране в начале 1921 г. чисто административная система управления была упразднена. Однако в конце 20-х - начале 30-х годов вновь произошло полное огосударствление экономики. Вся власть фактически перешла к центральному государственному аппарату, и вновь установилась тоталитарная система командования народным хозяйством.

В начале хозяйственного строительства сверх централизованное управление давало определенный результат. Ибо объем выпуска всей продукции был еще очень невелик, а структура промышленности - сравнительно простой. Когда же производство достигло современных масштабов, эффективно руководить им из центра стало невозможно. Если в 20-х годах у нас насчитывалось всего два десятка индустриальных отраслей, то в начале 90-х годов имеется свыше 500 отраслей, подотраслей и видов производства, более 45 тыс. крупных предприятий. Промышленность выпускала свыше 24 млн наименований видов продукции. Насонов В. Я. Административное право Российской Федерации. / В. Я. Насонов, В. А. Коньшин, К. С. Петров. -- СПб., Академия, 2003 г.- 108 с.

Разве можно компетентно, со знанием дела решать из центра все многообразие конкретных проблем, связанных с развитием такого хозяйства? Разумеется, нельзя.

Центральные плановые органы были не в состоянии охватить все народнохозяйственные пропорции. Приблизительно и упрощенно увязывались лишь главные задания плана с имеющимся количеством наиболее важных и ограниченных ресурсов (например, в 80-х годах Госплан охватывал не более 5% всех пропорций в экономике). Более детально общегосударственный план дорабатывался механически - путем применения стандартных нормативов, основанных на прошлом опыте. Как правило, ставилась задача - наращивать производство, исходя “от достигнутого”: отталкиваясь не от реального совокупного спроса, а от того уровня экономических показателей, которыми завершался предыдущий плановый период.

Госплан ограничивался разработкой одного варианта государственного плана, не пытаясь путем многовариантных расчетов найти наиболее эффективные экономические решения. После того как план был официально утвержден, он по указаниям руководящих органов многократно переделывался по объективным и субъективным причинам. Поскольку в плановом порядке поддерживалась дефицитная экономика, а нормально необходимые для воспроизводства резервы (свободные производственные мощности, сырье, финансовые средства) всегда отсутствовали, то план представлял собой некое подобие не раз пере­кроенного “тришкина кафтана”.

Его окончательная доводка и исправление проводились в ходе выполнения плановых заданий, которые предписывалось выполнять “любой ценой”.

И тогда неизбежно обнаруживались явные ошибки в расчетах и диспропорции, заложенные в самом плане.

То добывалось слишком большое количество железной руды, а для выплавки металла не хватало кокса.

Или же мало было выпущено запасных частей для поддержания в рабочем состоянии станков, установленных на новом заводе. Не случайно народнохозяйственные планы - вопреки победным официальным сообщениям - очень часто не выполнялись.

Лауреат Нобелевской премии В. Леонтьев дал реалистическую оценку основного способа планирования, примененного командной системой управления: “Что касается метода экономического планирования в России, то его вполне можно охарактеризовать, вспомнив высказывание о говорящей лошади: удивительно не то, о чем она говорит, а то, что она вообще может разговаривать. Западные экономисты часто пытались раскрыть “принцип” советского метода планирования.

Они так и не добились успеха, так как до сих пор такого метода вообще не существует”. Мухаев Р. Т. История государственного и муниципального управления. / Р. Т. Мухаев -- СПб., Юнити-Дана, 2006 г.- 256 с.

За более чем 50-летнее существование командно-административная система управления подорвала основы нормального функционирования общественного производства и в результате этого ввергла нашу страну в глубокий застой и экономический кризис.

Сформировать высокоэффективный механизм управления можно, если освоить и использовать все то положительное, что выработала отечественная и мировая практика в этой области.

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ переживает процесс иного рода, связанный с отказом от командно-административной системы, основанной на директивном ценообразовании и централизованном распределении ресурсов, и переходом на рыночные методы регулирования - в этом коренное отличие первоначального накопления в старом смысле от нового. Объединяет их процесс создания класса предпринимателей с материальной основой в виде частной собственности.

В России, где многие годы в Экономике преобладал государственный монополизм в виде командно-административной системы, демонополизация осуществляется посредством разукрупнения крупных предприятий и объединений путем их акционирования, приватизации и других мер, препятствующих захвату внутреннего рынка страны немногими производителями товаров и услуг. Андрианов В. Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления. История и современность. / В. Д. Андрианов. -- СПб., Волтерс Клувер, 2011 г.- 78 с.

Характерными чертами командно-административной (централизованно-плановой, коммунистической) системы являются государственная собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики и централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизм.

Хозяйственный механизм в такой системе предполагает единый центр управления всеми предприятиями, как правило, государственный, что уничтожает самостоятельность хозяйственных субъектов. Так же государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. Материальная заинтересованность в результате труда подрывается тем, что руководство хозяйственной деятельностью государственный аппарат производит с помощью преимущественно административно-распорядительных методов.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей, что не обеспечивает рост эффективности хозяйственной деятельности. Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Огромные государственные монополии, господствующие во всех областях народного хозяйства при отсутствии конкуренции не заботятся о развитии и внедрении новых технологий. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с командно-административной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. Структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами, поскольку в соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям -- промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

К оплате труда применялся уравнительный подход. Между участниками производства распределение продукции жёстко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы.

Партийно-государственная элита занимала привилегированное положение при распределении продукции.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

Подробнее стоит рассмотреть механизм принятия экономических планов.

При сложившейся данной экономической системе планы утверждаются в высшем законодательном органе государства. После этого контроль за исполнением плана, принявшего форму закона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийной ответственности. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров.

Руководство является абсолютным монополистом любой продукции, что приводит к отсутствию конкуренции и, как следствие, недолжному качеству производимой продукции. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра. Принцип соответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения.

В данной системе заработная плата в силу ее жесткого декретирования государством вне зависимости от качества и количества производимой продукции не является рычагом эффективного распределения труда, а только подрывает стимул к производительному труду.

Процентная ставка не может служить в командной экономике средством эффективного распределения инвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.

Слишком низкая цена на ресурсы не может способствовать их экономному использованию.

В условиях государственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.

В директивной экономике в принципе невозможно существование такой категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и разграничения на экономическую и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка -- все они лишены альтернативы использования свободных денежных средств, ибо все эти предприятия находятся в собственности государства.

Предприятия, стремясь выполнить плановую директиву, сталкиваются с бюджетным ограничением. Смысл понятия бюджетного ограничения состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его денежных фондов потенциально должна быть равна сумме расходов предприятия за определенный период. Существует несколько факторов, придающих бюджетному ограничению в рыночном хозяйстве жесткий характер:

  • - экзогенные цены. Это означает, что предприятие является не «ценоискателем», а «ценополучателем», т. е. цена задана рынком и отдельная фирма не в состоянии повлиять на закупочные цены или на цены, по которым реализуется продукция.
  • - Жесткая система налогообложения. Это означает не просто высокие налоги, а то, что предприятие не может повлиять на нормативы налогообложения, не получает льгот при уплате налогов, изымаемых в обязательном порядке.
  • - Отсутствие безвозмездной государственной помощи. Это значит, что государство не дотирует текущее производство и не покрывает безвозмездно расходы на капиталовложения.
  • - Отсутствие возможности получения кредита. Все закупки ресурсов оплачиваются наличными. Межфирменный кредит не допускается.
  • - Невозможность внешних финансовых вложений. Здесь имеется в виду, что собственники могут изымать прибыль, но при этом они не имеют права вкладывать ее вновь в развитие предприятия.

В командной экономике складываются мягкие условия бюджетного ограничения. Во-первых, в связи с тем, что на рынке господствуют монополии, то есть поставщик диктует цены, предприятие может переложить часть своих ресурсов на потребителей. Во-вторых, предприятия систематически получают налоговые льготы и отсрочки в уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т. п.) В-четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий их возврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляются не для развития производства, a для покрытия возникающих финансовых трудностей, и все это -- за счет государственной казны. Использовать заемные средства при помощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при социализме.

В централизованно управляемой экономике вся хозяйственная деятельность планируется и координируется из единого центра. Экономический процесс управляется через государственную плановую комиссию, которая составляет общий план и его разделы и утверждает цены. Отдельные предприятия не являются самостоятельными субъектами, принимающими решения, они лишь пассивные получатели инструкций, обязанные исполнять плановые задания.

Согласование объемов производства и потребностей происходит в центральных государственных органах. Для каждого изделия составляется план потребности и соответствующий производственный план. Выполнение планов контролируется громоздким государственным аппаратом чиновников. В качестве стимулов к труду служат ордена, награды и премии. В случае безответственного невыполнения планов существуют штрафы и лишение премий.

Принцип выполнения плана предполагает всестороннее подчинение членов общества государству. На место свободы принятия экономических решений в системе рыночного хозяйства приходит тотальное руководство партии или государства. Таким образом, партия или государство решает, в каких пропорциях должно развиваться народное хозяйство. Сырье и рабочая сила находятся преимущественно в распоряжении тех отраслей экономики, которые по плану рассматриваются как основные направления развития. Следовательно, потребление и место работы подчинено так же централизованному планированию, так что не остается свободного выбора профессии или свободного потребления.

Административно-командная экономика долгое время существовала в СССР, а также в некоторых странах восточной части Европы. Главной отличительной чертой такого государственного устройства считается абсолютная власть правительства и его влияние во всех сферах жизни общества. Конечно, официально вся собственность принадлежала социуму, и все было в руках населения.

Государство в условиях командно-административной экономики стремилось к достижению централизованного влияния, директивному планированию, причем в некоторых случаях доходило до деспотизма. В таких условиях собственники предприятий и организаций лишались возможности самостоятельно функционировать, ведь полностью зависели от управления. Если говорить о то тут спрос и предложение формируется не под влиянием свободной конкурентной борьбы, а по желанию и распоряжению правящей партии. И это не удивительно, так как контролирующие органы занимаются распределением и сбытом уже готового товара.

Организована таким образом, что власть максимально концентрируется в руках чиновников. А это, в свою очередь, значительно усугубляет бюрократию. Отсутствие конкуренции и чрезмерное давление государственных органов препятствует развитию промышленности, что приводит к снижению эффективности производства. Абсолютная монополизация объясняет снижение сбыта и нехватку продуктов. В обществе растет напряжение из-за тотальной нехватки продуктов питания, одежды и прочих товаров первой необходимости.

Составлялся заранее непосредственно уполномоченными государственными органами. Правительство полагало, что доверять столь сложный механизм расчета руководителям предприятий безответственно и нецелесообразно. Самой большой ошибкой органов планового развития является принцип их расчета, так как смета производства исходила из установленных минимальных потребностей населения. Заранее предполагалось, что человек не возьмет товара больше, чем ему нужно. Хотя детализация и учет непредвиденных обстоятельств должен был присутствовать, возможно, это улучшило бы благосостояние граждан.

Административно-командная экономика подавляла и деятельность В эти времена присутствовала жесткая цензура, игнорирование которой грозило не только ответственностью в виде лишения свободы, но и угрожало жизни смельчака. Понятия свободы слова тогда не существовало, а в печать отдавался только материал, одобренный контролирующими службами.

Командно-административная экономика - это система, обладающая как положительными, так и отрицательными сторонами. Минус такого уклада заключается в первую очередь в отсутствии развития производственной сферы, что значительно снижает показатели эффективности. Кроме того, централизация власти удлиняет процесс принятия любого решения, касающегося корректировки предварительного плана. Пока запрос дойдет до высшего органа, затем осуществится рассмотрение и выйдет официальное распоряжение с принятием предложения или отказом, пройдет очень много времени.

Тем не менее, административно-командная экономика обладает и существенными преимуществами. Правительству удалось добиться четкого соблюдения установленных дисциплинарных норм, ведь все знали, что будет за нарушение. К тому же, каждый гражданин страны мог быть уверен в собственном будущем. Согласно лозунгам того времени, труд облагораживал человека. Трудящийся человек всегда будет обеспечен и едой, и жильем, а тунеядцев было принято перевоспитывать.

Командно-административная система - способ организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности ; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной свободы и подлинной демократии .

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Командно-административная система" в других словарях:

    Командно-административная экономическая система социализма - экономическая система, в которой все ресурсы принадлежат государству, и оно распоряжается их распределением и использованием с помощью плановых комитетов, а не на основе системы ценообразования. Бывший Советский Союз наиболее яркий… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    Административно командная (или командно административная) система термин, введённый Г. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе… … Википедия

    Социалистическая индустриализация СССР (Сталинская индустриализация) превращение СССР в 1930 е годы из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу. Начало социалистической индустриализации как составной части «триединой … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

    Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Переработать оформление в соответствии с правил … Википедия

    Социализм - (Socialism) Определение социализма, теория и практика социализма Определение социализма, теория и практика социализма, идеология социализма Содержание Содержание 1. Прошлое 2. Теория и практика социализма 3. Утопический социализм 4. Крестьянский… … Энциклопедия инвестора

    - Հայկական Սովետական Սոցիալիստական Հանրապետություն Флаг ре … Википедия

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об