Особенности экономико-географического положения Центрального экономического района России. Природные условия и ресурсы

Центральный экономический район России включает город Москву и 12 областей: Брянскую, Владимирскую, Ивановскую, Тверскую, Калужскую, Костромскую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тульскую и Ярославскую.

Центральный экономический район имеет довольно выгодное экономико-географическое положение (рис.1), хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных российских земель, развитию торговли и других видов экономических связей.

Рисунок 1. Центральный экономический район на карте России /2/

Центральный экономический район (ЦЭР) занимает центральную часть Восточно-Европейской равнины. Границы его проходят не только с экономическими районами России - Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Центрально-Черноземным, Поволжским, но и суверенными государствами - Украиной и Белоруссией. /3/

Рельеф Центрального экономического района России

Для ЦЭР в целом характерен равнинный рельеф, обусловленный особенностями геологического строения. Эта территория в тектоническом отношении представляет собой часть обширной Русской платформы. Хотя в целом Центр является равнинным районом, в его пределах можно довольно ясно различить разные по характеру рельефа области.

На северо-западе расположена Валдайская возвышенность, к которой примыкают обширные низины. Южнее в широтном направлении через Смоленск, Вязьму и далее тянется Смоленская возвышенность. На юго-западе в пределы Центра заходит краем Приднепровская низменность. На юго-востоке Центра представлено одно из звеньев обширного пояса низин, одной из которых является Мещерская низменность. Южная часть Центра лежит в пределах среднерусской возвышенности, которая на востоке переходит в Окско-Донскую низменность. Наиболее пониженная часть района -- это долина реки Оки.

центральный район

1. Экономико-географическое положение

Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области

Площадь 483 тыс. км2, население 29,4 млн человек

Центральный район - район с наиболее развитой обрабатывающей про­мышленностью. Это обусловлено его выгодным экономико-географиче­ским положением, наличием потребителей и квалифицированной рабо­чей силы.

Макроположение. Положение района - центральное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития. Район расположен в центральной части Европейской России. Занимая около 3% площади страны. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа. Преимущества ЭГП этого района заключены в удобстве привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно её европейской части. Центральный экономический район - исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России - город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль. Площадь района составляет 485.1 тыс. кв. км.

Микроположение. Центральный район граничит с севера с Северным и Северо-западным районами, с востока с Волго-вятским районом. И с юга с Чентрально-черноземным, с запада со странами западной Европы Белоруссией и Украиной. Это несомненно делает его положение более выгодным, ведь оно обеспечивает связь с другими Европейскими странами. При этом на данной по граничной территории на возникает пограничных проблем.

Ресурсно-географическое положение. Основными природными ресурсами ЦЭР являются бурый уголь Московского буроугольного бассейна. Кроме залежей бурого угля ЦЭР богат ресурсами торфа. Запасы торфа-сырца около 35 млрд. куб м. Промышленные торфяники находятся в Тверской, Костромской, Ивановской, Ярославской и Московской областях .

Район располагает небольшими запасами агрономических руд – фосфатов в Брянской (Полыпинское месторождение) и Московской (Егорьевское месторождение) областях.

Демографическое положение. ЦЭР сосредоточивает около 20% населе­ния страны. Для района характерна высокая степень урбанизации: в нем насчи­тывается примерно 1/5 общего количества городских поселений страны. Более 4/5 его жителей - горожане. Кроме того, большая часть сельского населения работает в промышленности, на транспорте и т. д.

Эколого-географические. Кризис воспроизводства населения связан со многими причинами, в том числе с ухудшением экологической ситуации, трудностями экономической жизни. Изменением социальной психологии и ухудшением здоровья людей. Сказываются последствия чернобыльской катастрофы, особенно в Брянской, Орловской, Тульской, Рязанской и Калужской областях . Почти все территории Центрального экономического района перегружены опасными предприятиями, отходами и свалками.

Агро-географическое. Природно-климатическая обстановка территориально-дифференцирована. Лучшие природные условия в южных областях – Тульской и особенно Орловской. Здесь имеются значительные лесостепные участки с преобладанием черноземов. В центральной части района широко распространены серые и темно-серые, а также серые лесные почвы. На севере (Тверская, Ивановская, Ярославская, Костромская области) почвы в основном дерново-подзолистые, требующие больших мелиоративных работ (осушение заболоченных земель, известкование кислых почв, противоэрозионные мероприятия и др.) и внесения удобрений для повышения их низкого естественного плодородия.

ЦЭР не может полностью прокормить себя, в первую очередь столичный регион и север. Сюда приходится завозить из других регионов большое количество продовольствия, а также сельскохозяйственного сырья для легкой и пищевой промышленности .

Среди биологических ресурсов хочется отметить запасы леса. Свыше половины лесов представлены хвойными породами. Наибольший лесистостью характеризуется северная часть района, особенно Костромская и Тверская области . Южнее леса истощены и в основном имеют экологическое, водоохранное, рекреационное значение. Запасы леса не удовлетворяют хозяйственные потребности района. Значительная часть лесного сырья и пиломатериалов ввозится из Северного, Волго-Вятского и других районов. Местное некондиционное лесное сырье и отходы используются слабо. А ведь на этом можно немало сэкономить – производить лесопродукцию дешевле и выгодно продавать ее.

Агропромышленный комплекс в ЦЭР развивается довольно интенсивно. Здесь производится около половины сельскохозяйственной продукции Нечерноземной зоны РФ. Возрастает его значение в общероссийских сборах ржи, пшеницы, крупяных культур, сахарной свеклы, овощей и плодов, а также в производстве молочной и мясомолочной животноводческой продукции. Выделяется несколько зон специализации сельского хозяйства :

северо-западная льняная и животноводческая со значительной переработкой молока (Смоленская, Тверская. Костромская области)

зона товарного овощеводчества (Ярославская область)

центральная зона – специализирована на производстве овощей, картофеля, молока, говядины, свинины, мяса птицы (развито пригородное хозяйство – Московская область, часть Ивановской и Владимирской областей)

южная зона – основная зерновая база района, в том числе по выращиванию пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, зернобобовых и др. культур. Из технических культур возделываются и перерабатываются на месте сахарная свекла и картофель – Орловская и др. области.

Транспортно-географическое положение. ЦЭР отличается особенно развитым транспортным комплексом. По плотности железнодорожной сети район занимает 1-е место и значительно превосходит среднероссийский показатель. Район первенствует в РФ по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. Транспортный баланс пассивен. Крупнейший транспортный центр – Москва, которая является узлом 11 железнодорожных линий, 15 автомагистралей, многочисленных воздушных трасс и трубопроводов, важного участка Единого водного пути европейской части РФ. Он обладает мощным экономическим потенциалом, разветв­ленной сетью железных и шоссейных дорог, трубопроводов и линий электропередачи. Чрезвычайно широки его межрайонные связи.

Наиболее важные предпосылки экономического и социального разви­тия Центрального района:

1) центральное геополитическое и геоэкономическое положение в

2) столичные функции Москвы и ее ближайшего окружения;

3) мощный экономический и научно-технический потенциал;

4) инвестиционная привлекательность;

5) высокая степень экономической, в том числе транспортной освоен­ности территории;

6) наличие развитой производственной и социальной инфраструкту­ры ;

7) обеспеченность квалифицированными кадрами;

8) функционирование уникальной научно-исследовательской и опыт­но-конструкторской базы;

9) огромный потребительский спрос на разнообразную продукцию.

2. Население

Численность населения ЦЭР – 30 млн человек. До 90-х годов население росло несмотря на снижение рождаемости, старение, прежде всего селян. Небольшой естественный прирост дополнялся притоком рабочей силы и квалифицированных кадров из других районов страны и из-за рубежа. За последние 3 года неблагоприятная демографическая ситуация в районе крайне обострилась. Смертность превысила рождаемость не только в отсталых подрайонах и малых селениях, он и во многих городах, областных центрах, в том числе в г. Орле и даже в Москве. Лишь в сельской местности Подмосковья и южных областей, например Орловской, численность населения несколько увеличилась за счет притока мигрантов и закрепления части молодежи на селе в результате начавшейся земельной реформы, создания фермерских и других крестьянских хозяйств. Однако в целом в ЦЭР продолжается уменьшение численности населения. Естественная убыль вместе с эмиграцией населения не перекрывается растущим механическим приростом мигрантов: военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев.

В Центральном районе самая высокая в стране плотность населения. Средний ее показатель 61,8 человека на 1 км2, в пределах Московской обл. - 143,4, в зоне Подмосковного угольного бассейна (Тульская обл .) - до 70,8; самая низкая плотность - 13,4 человека на 1 км2 - в Заволжье (Костромская обл.). Население в районе достигло большой численности не только благодаря естественному приросту, но и в резуль­тате миграции из других районов страны. Притягательными для миг­рантов центрами были Москва и другие большие города, позднее - но­вые города, возникшие в Подмосковье. В настоящее время население района увеличивается только благодаря миграционным процессам внутри страны. Более 85% всего населения - 24,9 млн человек - горо­жане. В районе 647 городских поселений: 250 городов и 397 поселков городского типа. В крупных городах (более 100 тыс. жителей) сосредото­чено 3/4 городского населения района. Большинство этих городов нахо­дится в междуречье Волги и Оки.

Многие малые города района имеют функции туризма или отдыха. Таковы, например, Суздаль, Ростов, Плес, Таруса. Особый тип малых городов в районе - города науки. Первый из них, г. Жуковский, возник в 20-е годы XX в. После Великой Отечественной войны в районе было со­здано несколько десятков городов такого типа. Среди них Обнинск, Дуб­на, Пущине, Протвино.

На формирование системы городского расселения и создание системы городов Центра решающее влияние оказывает Москва. Вокруг нее сло­жилась радиально-кольцевая структура расселения, которую принято считать агломерацией первого порядка. Это сама Москва и прилегающие к ней города Московской обл., развитие которых тесно связано с по­требностями столицы. Зона влияния Москвы простирается на западе до границ района с Белоруссией, на северо-западе соприкасается с зоной влияния Санкт-Петербурга, на востоке подходит к Нижнему Новгороду.

В Московской обл. вокруг некоторых городов уже сложилась система аг­ломераций второго порядка. Продолжается процесс формирования но­вой системы сельского расселения. В Центральном районе сложилась непростая демографическая ситуация, которая определяется отрица­тельным естественным приростом населения, особенно городского. Вследствие этого, например, в районе сокращается численность населе­ния.

Почти во всех областях района и в самой Москве происходит процесс старения населения, особенно городского. Проблему обеспечения района трудовыми ресурсами частично решают путем привлечения сюда вре­менных мигрантов из Украины, с Северного Кавказа.

В районе сохраняется высокий уровень безработицы , особенно в Ива­новской, Костромской и Брянской областях .

3. Природные условия и ресурсы.

ЦЭР не богат топливно-энергетическими ресурсами. Запасы топлива представлены Подмосковным буроугольным бассейном, который расположен на территории пяти областей – Тверской, Смоленской, калужской. Тульской и Рязанской. Балансовые запасы угля составляют 4,4 млрд. тонн, глубина залегания до 60 м. Мощность пласта 20-46 м, горно-геологические и гидрологические условия неблагоприятны. Добыча преимущественно шахтная. Энергетические подмосковные угли низкого качества. Они имеют невысокую калорийность, многозольные, содержат серу и переувлажнены, а значит и малотранспортабельны, но важны для электроэнергетики района. До последнего времени затраты на их использование в ЦЭР были выше, чем на потребление кузнецкого угля, не говоря о природном газе. Однако с изменением экономической ситуации и системы ценообразования , с резким увеличением энерго - и транспортных тарифов прежние оценки меняются. Срок эксплуатации угольных шахт невелик (15-25 лет), и многие уже закрыты. Затраты на использование в районе подмос­ковного угля выше, чем донецкого и кузнецкого угля, а тем более при­родного газа, поэтому его добыча сокращается.

Кроме залежей бурого угля ЦЭР богат ресурсами торфа. Запасы торфа-сырца около 35 млрд. куб м. Промышленные торфяники находятся в Тверской, Костромской, Ивановской, Ярославской и Московской областях. Месторождения в значительной степени выработаны. Торф используется на месте электростанциями, в сельском хозяйстве и т. д. Глубокая химическая переработка торфа могла бы дать большой эффект в районах концентрации ресурсов. Торфяные болота имеют площадь 1,4 млн га. Про­мышленных торфяников, площадью 5 тыс. га и больше, насчитывается 35, и они сосредоточивают более 1/4 всех запасов торфа. Залежи его силь­но выработаны.

Преодолев нынешние финансово-экономические трудности, можно будет максимально использовать преимущества экономики ЦЭР. Для этого нужно осуществить структурную перестройку машиностроения, отказаться от устаревших производств, в том числе ВПК, и прекратить выпуск продукции, не пользующейся спросом, модернизировать перспективные предприятия. Необходимо углубить специализацию машиностроения на производстве продукции высоких технологий и товарности. А это залог эффективного развития других отраслей хозяйства района, база его самофинансирования и укрепления всей российской экономики.

Вторая важнейшая отрасль рыночной специализации промышленности района - химическая, ориентированная на его высокий производственный потенциал, научную базу и квалифицированные кадры, на потребителя внутри района и отчасти на местное сырье (каменная соль, фосфориты, бурый уголь). За последние десятилетия органическая химия и производство азотных удобрений переориентированы с подмосковного угля на нефть и газ, поступающие в район по трубопроводам и в цистернах из других районов (Западная Сибирь, Север, Поволжье и др.). Правда, это сырье сегодня слишком подорожало.

По развитию химической промышленности ЦЭР лидирует среди других районов. Здесь производится 10% минеральных удобрений РФ. Фосфорные удобрения выпускаются в Воскресенске на привозных апатитовых концентратах. Добыча фосфоритов и их переработка в муку находятся в Московской и Брянской областях. Главными центрами производства азотных и сложных удобрений является Новомосковск, а в Смоленской области - Дорогобуж.

В ЦЭР сложилась крупная нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность (Москва, Ярославль, Рязань). На этой основе, а также на привозном вторичном углеводородном сырье развивается органическая химия. Производство синтетических смол и пластмасс находится в Московской и Тульской областях, а изделий из пластмасс - в Москве, Орехово-Зуеве и в Сафонове (Смоленская область). Район занимает ведущее место в России по выпуску химических волокон (Клин, Серпухов, Рязань, Тверь, Мытищи).

Синтетический каучук производится в Ярославле и Ефремове на привозном нефтегазовом сырье. В Ярославле и Москве выпускается 25 /о производства шин РФ. Здесь же сконцентрировано производство резинотехнических изделий, а в Москве - резиновой обуви. В Ивановской области размещается производство синтетических красителей, а в Ярославской и Московской областях - изготовление лаков, красок, химических реактивов, фотохимических препаратов.

Перспективное развитие химической промышленности района сдерживается дефицитом сырья, воды, энергии и сложной экологической ситуацией. Химия должна обрести чистые технологии и ориентироваться прежде всего на внутренний рынок. Целесообразно также укрепление производственно - экономических связей с местными предприятиями.

Третья отрасль рыночной специализации ЦЭР - легкая промышленность . На долю района приходится 1/3 производства продукции этой отрасли в РФ. Развитие легкой промышленности здесь обусловлено исторически. Имеются крупная научно - производственная база, кадры и большой потребительский спрос, разветвленные транспортно-экономические связи. Старейшей и самой крупной отраслью легкой промышленности является текстильная. В районе производится почти 83% хлопчатобумажных, 78^/о льняных, более 58/о шерстяных, 43% шелковых тканей России. Почти вся текстильная промышленность работает на привозном сырье. Кроме этого, в больших масштабах используются химические волокна, производимые местными комбинатами. В текстильной промышленности развивается внутриотраслевая кооперация в рамках единого технологического цикла.

Значительны и межотраслевые производственные связи, например с машиностроением, химической промышленностью, сельским хозяйством района.

Ныне из-за экономических трудностей, кризиса неплатежей, дефицита сырья, большей частью устаревшей технологии и оборудования производство тканей резко сокращается. Но на предприятиях, выпускающих качественную продукцию, заметно возрастает ее экспорт, в том числе в страны Западной Европы.

Хлопчатобумажная промышленность сконцентрирована в Иванове и области, а также в Москве и Подмосковье (Орехово-Зуево, Серпухов), в Твери и Вышнем Волочке. Довольно развита эта отрасль в Ярославской и Владимирской областях.

Производство шерстяных тканей сосредоточено в Москве и ее ближайшем окружении. Здесь же, а также в Рязанской, Владимирской, Ивановской областях размещается и шелковая промышленность.

На производстве льняных тканей специализируются Костромская, Владимирская и

Ярославская области. Главный центр льняной промышленности - Кострома. Все предприятия отрасли вырабатывают ткани из местного льна-долгунца и сырья, которое частично поставляется из соседних областей Северо-Запада и Севера (Вологодская область).

Текстильная промышленность активно участвует в общероссийском и международном территориальном разделении труда, имеет высокую товарность. Из района вывозится 3/4 всей текстильной продукции, в том числе более 4/5 хлопчатобумажной.

Отраслью рыночной специализации в районе также является полиграфическая промышленность, представленная крупными полиграфическими комбинатами -"Правда", "Известия" в Москве, а также в Чехове Московской области, в Твери, Ярославле, Владимире.

В ЦЭР развиваются многие другие отрасли легкой промышленности, а также пищевая, промышленность строительных материалов и строительная индустрия, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая и др.

Базовую роль в экономике района играет высокоразвитая электроэнергетика. Определенное значение имеет топливная промышленность . ЦЭР - один из самых крупных в РФ производителей и потребителей электроэнергии, а также тепла.

Топливная промышленность лишь частично удовлетворяет местные потребности. Добыча угля в Подмосковном бассейне сокращается, что в современных условиях не совсем оправдано. Добыча торфа (Московская, Ярославская и Тверская области) не имеет значения в энергобалансе. Снабжение топливом осуществляется в основном за счет других районов. Сюда поступает природный газ, энергетические угли, а из Поволжья с нефтеперерабатывающих заводов - мазут. Часть его производится на Ярославском, Московском и Рязанском нефтеперерабатывающих заводах. Основу электробаланса составляют тепловые станции - ГРЭС и ТЭЦ. Самая мощная электростанция - Костромская ГРЭС на газе. Крупные электростанции - Конаковская и Рязанская ГРЭС на мазуте, а также Калининская и Смоленская АЭС . В столичном регионе расположены мощные ТЭЦ, использующие в качестве топлива природный газ и мазут, иногда уголь.

Каширская и Шатурская ГРЭС раньше работали на местном торфе, а теперь используют природный газ. На углях Подмосковного бассейна действуют Новомосковская, Черепетская. Роль гидроэлектростанций в электробалансе района невелика. Недавно пущена в эксплуатацию Загорская гидроаккумулирующая станция (ГАЭС - Сергиев Посад) для снятия пиковых нагрузок в энергосистеме. Все электростанции объединены в Центральную энергосистему, которая является главным связующим звеном Единой энергосистемы (ЕЭС) России, а также стран СНГ. Через Смоленскую АЭС, Беларусь и Польшу предполагается выход ЕЭС РФ в Западную Европу.

Возможности значительного увеличения масштабов производства электроэнергии в ЦЭР ограничены не столько из-за дефицита энергоносителей, сколько по причине экологически опасных оборудования и технологии, особенно на АЭС.

Черная металлургия ЦЭР частично обеспечивает его машиностроение качественным металлом и метизами, хотя большую часть готового проката приходится ввозить. Основным металлургическим предприятием является Новотульский комбинат, выпускающий чугун, сталь и прокат, металлический порошок, а также успешно занимающийся переработкой отходов основного производства. Около Тулы находится Косогоре кий металлургический завод, использующий местные руды и выпускающий литейный чугун, ферросплавы.

Специальные марки стали (подшипниковая, нержавеющая, инструментальная и др.) производят Московский завод "Серп и молот" и завод в г. Электростали. Здесь для выплавки стали используются лом и отходы машиностроения, что снижает себестоимость металла. В Орле размещаются сталепрокатные заводы, поставляющие машиностроительным предприятиям разнообразную металлопродукцию.

В условиях перехода к рынку будут происходить изменения в специализации Центрального экономического района вследствие удорожания энергоносителей, сокращения импорта материалов для легкой и химической промышленности, уменьшения оборонного заказа. В машиностроительном комплексе района сократится доля химического, строительно-дорожного машиностроения, производства машин для АПК и легкой промышленности. Часть мощностей этих отраслей может быть перепрофилирована на производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности, а также оборудования, машин и механизмов для крестьянских и подсобных хозяйств, небольших мастерских. Увеличится доля наукоемких отраслей: приборостроения , станкостроения, электроники, а также автостроения. Эти отрасли в перспективе могут стать основой экспортного потенциала района. Наибольшие структурные изменения произойдут в конверсионных отраслях машиностроения, где будет осуществляться перепрофилирование предприятий (по разным оценкам 15-30%) на производство оборудования для топливно-энергетического и химико-лесного комплексов, транспорта и связи; возрастет роль электроники и производства средств автоматизации и управления.

В легкой промышленности сократится доля текстильной подотрасли из-за трудностей с обеспечением сырьем. Основные перспективы в отрасли будут иметь производства, либо ориентированные на местный рынок (чулочно - носочные, трикотажные, швейные), либо имеющие экспортные возможности (льняное, особо модные изделия по моделям отечественных художников, народные промыслы).

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

Наряду с природными различиями для Центрального района характерны и внутрирайонные экономические различия.

Громадный удельный вес в районе занимает хозяйство Москвы - крупнейшего центра квалифицированного машиностроения, химической, легкой, пищевой и полиграфической промышленности. Продукция столицы имеет большой удельный вес в промышленной продукции Центрального экономического района и всей страны.

Рыночная специализация Московской области совпадает со специализацией Центрального экономического района. По численности и объему промышленной продукции это наиболее крупная область нашей страны. Более 2/3 продукции области выпускают предприятия тяжелой индустрии. Сельское хозяйство Подмосковья носит пригородный характер, оно снабжает Москву цельным молоком, яйцами, картофелем, овощами. Крупными машиностроительными центрами являются Коломна, Люберцы, Мытищи, Электросталь, Дмитров, Подольск; химическая промышленность размещена в Воскресенске и других городах; текстильная промышленность концентрируется в Павловском Посаде, Орехово-Зуеве, Ивантеевке, Яхроме, Балашихе. В Московской области ограничивается новое промышленное строительство .

Выпуск продукции будет возрастать главным образом за счет повышения производительности труда и внедрения на предприятиях достижений науки и техники.

В Ярославской области рыночными отраслями являются машиностроение и нефтехимическая промышленность, развито также текстильное производство. В сельском хозяйстве области важное место занимают кормовые культуры, картофель, овощи, лен и молочное животноводство.

Промышленность области в основном концентрируется в Ярославле и Рыбинске.

Ярославль - крупный центр текстильной, машиностроительной, нефтехимической, лесопильной, полиграфической и пищевой промышленности. В Рыбинске развиты судостроение, производство полиграфических и дорожных машин.

В Ивановской области ведущая роль принадлежит текстильной промышленности.

Другие отрасли промышленности (машиностроение, химия) тесно связаны с текстильной промышленностью. В посевных площадях области главное место занимают кормовые культуры, картофель, лен, рожь. Животноводство имеет мясомолочное направление.

Крупнейший промышленный центр - Иванове с текстильной промышленностью всероссийского значения. Созданы новые отрасли текстильной промышленности - производство штапельных и шелковых тканей. С основной специализацией города связано текстильное машиностроение и производство красок. Появились новые отрасли - станкостроение, производство торфяных, подъемно-транспортных и дорожных машин и автомобильных кранов . Кроме Иванова в области выделяется ряд городов с текстильными фабриками - 111уя, Вичуга, Тейково, Приволжск, Родники и др. На Волге расположен порт и промышленный город Кинешма, где развита текстильная, машиностроительная и химическая промышленность.

Во Владимирской области главные отрасли промышленности - машиностроение, химическая, текстильная и стекольная промышленность . Сельское хозяйство характеризуется развитием свиноводства и птицеводства. В посевных площадях значительный удельный вес занимают кормовые культуры и картофель; из зерновых культур - рожь, пшеница и гречиха.

Важнейший промышленный центр области - Владимир, где развито тракторостроение, производство электромолотов, автотранспортных приборов, пластмасс и т. д. Из других промышленных городов следует отметить Муром с машиностроительной (производство холодильников), текстильной и деревообрабатывающей промышленностью; Ковров, где производятся экскаваторы, мотоциклы, изделия легкой и пищевой промышленности; Гусь-Хрустальный, знаменитый своими стеклянными и хрустальными изделиями; Кольчугино, предприятия которого выпускают кабель и электропровода , широкий ассортимент товаров народного потребления; Вязники, где ткут льняные ткани, и Александров, где размещены предприятия радиотехнической промышленности, комбинат искусственных кож, текстильные, трикотажные и другие фабрики.

Основными отраслями рыночной специализации Тульской области являются машиностроение и металлообработка, угольная, химическая и металлургическая промышленность. В сельском хозяйстве области большой удельный вес занимают зерновые культуры (рожь, пшеница, гречиха), картофель и овощи.

Животноводство имеет молочно-мясное направление.

Промышленность концентрируется в основном в Туле - важном промышленном центре области. Здесь производятся зерновые и картофелеуборочные комбайны, дорожные и швейные машины , радиоаппаратура, скобяные изделия и т. д. В районе Тулы размещены Косогорский и Новотульский металлургические заводы.

Быстро растут новые промышленные города области Новомосковск - крупный центр химической и угольной промышленности.

Главные отрасли промышленности Смоленской области - машиностроение, пищевая и легкая. Здесь производятся масло и сыры, молочные консервы, льняные и хлопчатобумажные ткани. В последние годы быстро развивается машиностроение, производство приборов, радиотехнических и электротехнических изделий, пластмасс и азотных удобрений.

Сельское хозяйство специализируется на выращивании льна, кормовых культур, картофеля и молочном животноводстве.

Промышленность концентрируется преимущественно в Смоленске - важном промышленном центре области, на долю которого приходится более 40 /о валовой продукции промышленности. Значительными транспортными узлами с обрабатывающей промышленностью (квалифицированное машиностроение, легкая и пищевая) являются города Рославль и Вязьма. В Гагарине развивается , в Рудне - молокоперерабатывающая и торфяная промышленность.

Формируются новые промышленные узлы в Ярцеве, Дорогобуже и др.

В Тверской области ведущее место занимают машиностроение и текстильная промышленность, а в сельском хозяйстве - льноводство и молочное животноводство.

Основной промышленный центр - Тверь. В городе производятся вагоны, машины для торфяной и текстильной промышленности; экскаваторы, хлопчатобумажные ткани, искусственные волокна, резиновые подошвы и заменители кожи. В Твери расположен большой полиграфический комбинат. Значительным промышленным городом является Вышний Волочек с развитой хлопчатобумажной промышленностью; в Конакове построена мощная ГРЭС и работает фарфоро - фаянсовый завод; в Бежецке производятся льноуборочные машины, в Торжке - продукция легкой промышленности. Осташков стал одним из центров по производству изделий кожевенно-обувной промышленности.

В Костромской области развиты машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и льноткацкая промышленность. Основные направления в сельском хозяйстве - молочное животноводство, льноводство и зерновое хозяйство.

Город Кострома считается мировым центром производства льняных тканей. Здесь также развиты машиностроение (выпускаются экскаваторы, текстильные машины, деревообрабатывающие станки), деревообработка и пищевая промышленность.

Карья, Мантурово, Нея, Галич, Буй - значительные центры лесопиления и деревообрабатывающей промышленности.

В Калужской области быстро растет промышленность, особенно машиностроение (электротехническое, производство железнодорожного оборудования) и химическая. Главные отрасли сельского хозяйства - молочно-мясное животноводство, картофелеводство, зерновое хозяйство и коневодство.

Главный экономический и культурный центр - Калуга, где развиты машиностроение (турбиностроение), производство спичек и т. п. В Людинове выпускаются тепловозы, в Кондрове развита бумажная, в Боровске - шерстяная и кожевенная отрасли промышленности.

Рыночная специализация Рязанской области - машиностроение, химическая и легкая промышленность. Сельское хозяйство области специализируется на выращивании зерновых культур, картофелеводстве, молочно-мясном животноводстве и семеноводстве.

Промышленность сконцентрирована преимущественно в Рязани, где развито производство сельскохозяйственных, токарно-винторезных станков , кузнечно - прессового оборудования, приборостроение, электротехническая и радиотехническая промышленность, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Значительную роль играют отдельные отрасли легкой (кожевенно-обувная, трикотажная) и пищевой (макаронная, кондитерская, мясная) промышленности. В Касимове развивается в основном легкая промышленность.

В Брянской области главная отрасль рыночной специализации - машиностроение, производящее дизели и экскаваторы, дорожные машины и тепловозы, станки, электропоезда и автопогрузчики , тракторы. Основными сельскохозяйственными культурами Брянской области являются зерновые (особенно рожь и овес), картофель, конопля и лен. Животноводство имеет молочно-мясное направление. Главный промышленный центр области - Брянск. Здесь развито машиностроение - производство тепловозов, вагонов-холодильников, дорожных и строительных машин. Клинцы - город текстильной промышленности, преимущественно шерстяной, в Дятькове размещены стекольный (хрустальный) завод, деревообрабатывающие и другие предприятия.

Основная специализация Орловской области- машиностроение, легкая и пищевая индустрия. Здесь производятся машины для текстильной и пищевой промышленности, запасные части к тракторам, автопогрузчикам и т. д. Построены предприятия сахарной, спиртовой и крахмало-паточной промышленности. Сельское хозяйство области специализируется на выращивании зерновых культур, конопли, сахарной свеклы, картофеля и на молочно-мясном животноводстве. Орел - крупный транспортный узел. В городе размещены заводы по производству различного технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности. Имеются завод по выпуску дорожных машин и ряд других промышленных предприятий. Вблизи города расположен сталепрокатный завод.

Важными центрами машиностроения и пищевой промышленности области стали Мценск и Ливны.

Транспорт

Транспорт одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном экономико-географическом организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует каркас территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Он не создает новую продукцию, а лишь перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства, увеличивая тем самым ее стоимость на величину транспортных издержек.

Полные транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют около 10% от валового общественного продукта страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.

Транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций . В последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет использования созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были, в конце концов, исчерпаны.

В результате в 80-90-е годы структурная диспропорция , возникшая между производством и транспортом, стала приводить к регулярным сбоям в работе транспортной системы страны, особенно ее важнейшего звена железнодорожного транспорта. Только экономический кризис 90-х годов с резким падением производства в России и странах ближнего зарубежья привел к адекватному снижению объемов грузовых перевозок, что снизило остроту проблемы, но не сняло ее с повестки дня . Поэтому на этапе выхода России из депрессии и начала экономического роста транспорт наряду с энергетикой станет тем узким местом, которое будет серьезно тормозить весь процесс социально-экономического развития страны, что мы, и наблюдаем в последние годы.

Решение данной проблемы в обозримой перспективе крайне затруднено, так как для исправления сложившегося положения необходимо в течение ближайшихлет практически удвоить мощность транспортных коммуникаций России, а инвестиционные ресурсы для этого практически отсутствуют.

В то же время необходимо отметить, что скачкообразный рост транспортных издержек в 90-х годах связан не с развитием специализации и системы территориального разделения труда в России, а с отпуском цен на энергоресурсы и транспортные тарифы. В результате для Сибири и Дальнего Востока условия территориального разделения труда в пределах России и стран ближнего зарубежья настолько ухудшились, что возникла альтернатива или их переориентации на другие рынки, или значительного увеличения региональной замкнутости.

Таким образом, перспективное социально-экономическое развитие России в целом и ее отдельных экономических районов будет происходить преимущественно при возрастании значения транспортного фактора и удорожании перевозок.

Важной особенностью транспортной системы России является ее тесная взаимосвязь с производством. В их взаимоотношениях выделяют три стадии.

На первой стадии производство и транспорт находились в непосредственном единстве, между ними нельзя было провести разграничительную черту.

На второй стадии они сформировали самостоятельные системы, функционирующие и развивающиеся достаточно автономно. При этом транспорт выделился в самостоятельную народнохозяйственную отрасль со сложившейся устойчивой внутренней структурой, собственными критериями максимизация пропускной способности транспортных магистралей и показателями работы учет транспортных расходов и проделанной работы.

На третьей стадии производство и транспорт должны объединиться в такую производственно-транспортную систему, в рамках которой они взаимодействуют в качестве отдельных подсистем. При этом меняются не только целевые функции обеих подсистем, но и критерии и показатели их работы. На первый план выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии.

Транспортный комплекс района выделяется высоким уровнем развития и огромными масштабами перевозок грузов и пассажиров. Он обеспечивает не только ввоз сырья, топлива, продовольствия и вывоз готовой промышленной продукции, но и значительные транзитные перевозки.

Район имеет пассивный транспортный баланс: по весу ввоз грузов значительно превышает вывоз.

Транспортную сеть района составляют железные и автомобильные дороги, речные пути, трубопроводы и авиатрассы. Центр ее - Москва. Отходящие от нее по 11 направлениям электрифицированные железные дороги связывают район со всеми частями страны. Границы Московского железнодорожного узла выходят за черту города. С целью разгрузки его от транзитных грузовых и пассажирских маршрутов узел имеет две кольцевые дороги: в пределах города и большое железнодорожное кольцо на расстоянии 40-60 км от него. Практически сформировано третье железнодорожное кольцо.

В структуре транспортной сети района велика роль автомобильных дорог. Москва связана системой автотрасс со всеми центрами субъектов РФ в европейской части страны. Наиболее важные автомагистрали, в том числе с выходом в страны ближнего зарубежья: Москва - Минск - Брест , Москва - Киев, Москва - Симферополь, Москва - Санкт-Петербург, Москва - Ростов-на-Дону, Москва - Нижний Новгород. Большое транспортное значение имеют две кольцевые автомобильные дороги, которые проходят по периферии Московской области и на удалении от города на 30-50 км. Быстро растут дальние грузовые автоперевозки, в том числе и международные.

В пределах Центрального района имеется несколько речных портов. Самые большие из них находятся в Москве. Речные суда Московского пароходства перевозят грузы по рекам Оке и Москве с выходом на Волгу и Волго-Балтийскую систему, а также осуществляют пассажирские и туристские речные маршруты на Санкт-Петербург, Пермь, Уфу, Астрахань и Ростов-на-Дону.

В районе сложилась новая территориальная организация воздушных перевозок. Москва - один из самых крупных авиационных узлов мира. Функции аэропортов с регулярными перевозками пассажиров выполняют для внутренних рейсов московские аэропорты Шереметьево-1, Домодедово, Внуково, Быково, Чкаловский, Мячково. Регулярные международные рейсы осуществляются с аэропортов Шереметьево-2 и Внуково. Аэропорт Шереметьево-2 обслуживает также важные международные грузовые перевозки по маршруту Япония - Россия - Западная Европа. Имеется проект строительства принципиально нового бизнес-аэропорта в Тушине для обслуживания частных самолетов.

Выросла роль построенного в Брянске и конверсионных аэропортов в Рязани, Твери, Иванове, Ермолине в организации пассажирских и грузовых чартерных рейсов преимущественно в Турцию и страны Персидского залива.

Велика в районе роль трубопроводного, транспорта. Вокруг Москвы проложен кольцевой газопровод, к которому подходят дальние трассы газопроводов из Западной Сибири. Газифицированы все областные центры, многие города и сельские населенные пункты района. Его территорию пересекают два нефтепровода (один - на Ярославль, далее на Кириши и в Прибалтику, другой - на Рязань и Москву) и несколько продуктопроводов для подачи светлых нефтепродуктов в Москву.

Транспортная сеть района развита неравномерно: она гуще в центре и менее развита на периферии. В центральной части района основные усилия по ее совершенствованию направлены на повышение класса транспортных магистралей, а на периферии продолжают работу по дальнейшему развитию самой сети. В условиях Центрального района существенную роль играет координация работы разных видов транспорта, их взаимодействие.

В связи с тем, что Центральный район стал пограничным, принципиальное значение приобретает вопрос о конфигурации его транспортной сети, о развитии новых магистральных направлений на Северный Кавказ в обход территории Украины. В соответствии с принятым в Европе планом развития международных транспортных коридоров предполагается усиление транспортной инфраструктуры в направлении Москва - Минск - Брест и Москва - Санкт-Петербург. Имеются проекты развития этих коридоров до Нижнего Новгорода.

Состав: Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тверская. Тульская, Ярославская области, а также город федерального значения - Москва.

Площадь - 483 тыс. км 2 .

Население - 29 млн.179 тыс. чел.

Экономико-географическое положение Центрального экономического района (ЦЭР) очень выгодное. Он расположен в центре европейской части страны, на пересечении важнейших транспортных магистралей, которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. В Центральном районе исторически складывались культурные, религиозные, нравственные, этнонациональные, хозяйственные, политические основы централизованного Российского государства. ЦЭР - историческое и экономическое ядро России.

Природные условия и ресурсы

Размеры района невелики, он уступает по территории восточным районам, а также Северу и Поволжью.

Природные условия благоприятны для хозяйственной деятельности и жизни людей.

Рельеф района разнообразен. Общая его равниность нарушается наличием крупных возвышенноегей: Валдайской, Смоленско-Московской. Климат - умеренно континентальный. Реки Центральной района, среди которых такие крупные и важные, как Волга, Западная Двина, Ока, многочисленны И образуют густую речную сеть. Они имеют большой хозяйственное значение. Почвы района в основном дерново-подзолистые, требующие мели-оративных работ и внесения удобрений для повышения Их низкого естественного плодородия, на юге - плодородные серые лесные.

Из природных ресурсов значительны запасы леса в северной части района (особенно в Костромской и Тверской областях), бурого угля (Подмосковный буроугольный бассейн), фосфоритов, торфа, известняка, песка. Но в целом, район испытывает недостаток в природных ресурсах, поэтому промышленность в основном работает на привозном сырье.

Население

Центральный район - самая густонаселенная часть России. Здесь на территории площадью менее чем! 3% территории страны проживает около 20% на£еления Российской Федерации. Средняя плотность населения - около 60 чел. на 1 км 2 .

В Центральном районе резко преобладает городское население. Самый крупный город района и страны - Москва - столица России. Это политический, промышленный, транспортный, научный и куль-турный иентр Российской Федерации. В Московской агломерации проживает около 14 млн. чел. На территории ЦР более 250 городов. Район характеризуется высокой концентрацией квалифицированных кадров.

Хозяйство района - сложный многоотраслевой комплекс с резким преобладанием промышленности, со специализацией на сложной и нематериало-емкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок.

Основные отрасли специализации - многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая, полиграфическая промышленность.

Машиностроительный комплекс представлен приборостроением, станкостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Выпускается также электронно-вычислительная техника.

Важнейшие машиностроительные центры - Москва и Московская область (выпускаются грузовые и легковые автомобили, автобусы, речные суда, приборы, средства связи и электроника и др.), Тверь (транспортное машиностроение, автомобилестроение), Тула (сельскохозяйственное машиностроение), Владимир (тракторостроение), Брянск (дизелестроение, вагоностроение), Рязань (станкостроение), Смоленск (электротехника), Иваново и Ярославль (автомобилестроение).

Химическая промышленность также высоко развита. Она представлена производством фосфатных удобрений (центры - Воскресенск, Полпино), азотных удобрений (Новомосковск, Щекино), соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск, Воскресенск), синтетического каучука (Ярославль, Ефремов), химического волокна (Тверь, Клин, Серпухов, Рязань).

Текстильная промышленность- старейшая в районе отрасль, в прошлом отрасль специализации, в последние годы испытывает глубокий кризис. Предприятия хлопчатобумажной промышленности расположены в городах Иванове, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Кострома. Кроме хлопчатобумажных в районе производятся также шерстяные, льняные и шелковые ткани.

Полиграфическая база Центрального района очень мощная, она представлена крупными типографиями Москвы, Твери, Ярославля. Владимира, Смоленска, Чехова.

Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топливо. Разработка местного угля и торфа снизилась в связи с поставками более эффективных нефти и газа.

В Центральном районе вырабатывается почти 20% электроэнергии России, главным образом на крупных тепловых станциях. ТЭС работают на газе и мазуте (Костромская, ТЭС Москвы), на углях или торфе (Рязанская, Щекинская). На Верхней Волге построены ГЭС (Иваньковская, Угличская, Рыбинская). В районе действуют также атомные электростанции: первая в мире АЭС в г. Обнинск, Смоленская и Тверская АЭС.

Несмотря на развитую энергетику, район не обеспечивает себя полностью электроэнергией, поэтому частично использует электроэнергию из Поволжья.

Агропромышленный комплекс-один из крупнейших в России по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна, сахарной свеклы, продукции пищевой промышленности.

Можно выделить три сельскохозяйственных области. В междуречье Оки и Волги развиваются молочное и мясомолочное скотоводство, свиноводство, овощеводство, картофелеводство.

Вокруг Москвы и областных центров развито пригородное сельское хозяйство с крупными плодоовощными хозяйствами, свинофермами и птицефабриками, с мощной пищевой промышленностью.

В северной части района отраслями специализации являются льноводство, молочно-мясное животноводство, выращивание зерновых (озимая рожь, яровая пшеница).

Но собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребности района, поэтому продовольственные товары поступают также и из других областей.

Транспорт. В Центральном районе хорошо развиты все виды транспорта; существует разветвленная радиально-кольцевая транспортная сеть. Ядро транспортной сети - Московская агломерация.

Москва - крупный речной порт, имеющий выход к пяти морям.

Город Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области.

Экономико-географическое положение (эгп)

ЭГП района - центральное, столичное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа.

Преимущества ЭГП этого региона заключены в удобстве:

Привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов;

Включения в межрайонные (и международные) экономические связи;

Выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению к территории страны и особенно ее европейской части.

Центральный экономический район - исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России - город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль.

Природные условия и ресурсы

Район имеет равнинно-холмистый рельеф (Валдайская, Смоленско-Московская возвышенности, Мещерская низменность); климат -умеренно-континентальный; почвы -лесные, дерново-подзолистые. В пределах Центральной России берут начало реки - Волга, Западная Двина, Днепр и находятся верхние части их бассейнов.

Природными ресурсами район не богат, поэтому промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы

бурого угля (Подмосковный бассейн), фосфоритов, торфа, известняка, песка, леса.

Население

Центральный район - самая густозаселенная часть РФ. Территория - 486 тыс.км 2 (2,9% территории РФ); население - 30,4 млн.человек (20,5% населения РФ - первое место среди экономических районов); плотность населения - 62,6 чел. на км 2 (наиболее плотно заселена Московская область).

Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. Здесь сосредоточена 1/3 всех научных работников страны. Город Москва - крупнейший административно-политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр (Московская агломерация - около 12 млн. человек). На территории Центрального района размещается более 250 городов.

Масштабы развития промышленности обуславливают существенное преобладание городского населения - 83%.

Хозяйство

Высокоразвитый индустриальный район страны. Промышленность района специализируется на выпуске сложной и нематериалоемкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок.

Главные отрасли специализации - многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая (текстильная), полиграфическая промышленность.

Машиностроительный комплекс представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи (что обусловлено наличием квалифицированных кадров и мошной научно-технической базой).

Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Автомобилестроение: Москва (заводы ЗИЛ и АЗЛК: грузовые и легковые автомобили); Ликино-Дулево (автобусы). Строится новый завод по выпуску автобусов под Москвой (Голицыно) при участии фирм ФРГ. Тепловозостроение: Коломна (Московская обл.); Людиново (Калужская обл.), Муром (Владимирская обл.). Вагоностроение: Тверь (вагоны); Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена); Брянск (изотермические вагоны). Речное судостроение и судоремонт: Москва, Рыбинск, Кострома. Сельскохозяйственное машиностроение: Люберцы (Московская обл.), Владимир, Бежецк (Тверская обл.), Рязань, Тула.

Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения: Москва, Владимр, Рязань, Смоленск. Электротехническая промышленность развита в Москве, Калуге, Ярославле. Крупными центрами станкостроения являются: Москва, Рязань, Коломна.

Несмотря на наличие собственной металлургической базы (заводов в Москве, Электростали и Туле), остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов прокатом черных металлов, который привозится из других районов.

Химическая промышленность также является важнейшей отраслью специализации. Она представлена производством фосфатных удобрений (на местном сырье) - Воскресенск (Московская обл.), Полпино (Брянская обл.); азотных удобрений - Новомосковск и Щекино (Тульская обл.). Развито производство соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск, Воскресенск). Заводы синтетического каучука находятся в Ярославле и Ефремове, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Рязани и другие. Химические волокна выпускают в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито производство фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.

Текстильная промышленность - старейшая отрасль района, который изготовляет 2/3 производимых в стране тканей. Наиболее развита хлопчатобумажная промышленность в городах Иваново, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и др. Производятся также льняные, шерстяные и шелковые ткани. Эта исторически сложившаяся отрасль работает в основном на привозном сырье.

Для Центрального района характерна и мощная полиграфическая промышленность (Москва,Тверь,Ярославль,Владимир,Чехов).

Наряду с развитием отраслей специализации район сохраняет первое место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.

Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное сырье (большинство ТЭЦ работают на привозном природном газе). Местное топливо - торф и бурый уголь (Шатурская, Каширская ГРЭС). На Верхней Волге работают Иваньковская, Угличская и Рыбинская ГЭС. Дают энергию Кост-

ромская, Смоленская,Тверская АЭС и первая в мире атомная станция в Обнинске.

Агропромышленный комплекс Центрального района - один из крупнейших в РФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленности. В промышленных районах преобладает пригородная специализация сельского хозяйства. Однако многие виды продовольственных товаров приходится завозить, так как собственное производство не обеспечивает потребностей населения центральных областей.

Транспорт. Территориальная структура -радиально-кольцевая, ядро - Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта - густая сеть железных и автомобильных дорог, трубопроводы, авиалинии из Москвы во все уголки страны и за рубеж. Москва - речной порт.


В состав Центральный экономического района входят: Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области.

Положение района – центральное, поэтому оно является выгодным в транспортном и других отношениях исторического развития. Центральный район является древним ядром Русского государства.

Центральный экономический район – исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России – город Москва.

Район имеет равнинно-холмистый рельеф, климат – умеренно-континентальный, почвы – лесные, дерново-подзолистые. В пределах Центральной России берут начало реки – Волга, Западная Двина, Днепр и др.

Промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы бурого угля, фосфоритов, торфа, песка, леса.

Центральный район является густозаселенной частью Российской Федерации. Территория около 486 тыс. км 2; население по данным 1999 г. около 29,5 млн человек – приблизительно 20 % населения РФ (первое место среди экономических районов); плотность населения – свыше 60 человек на км 2(наиболее плотно заселена Московская область).

Для этого района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров.

Москва – это столица России, крупнейший административно-политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр страны. На территории Центрального района свыше 250 городов.

Высокоразвитый индустриальный район страны, промышленность специализируется на выпуске сложной и нематериалоемкой продукции.

Главные отрасли специализации – многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая, полиграфическая промышленность.

Машиностроительный комплекс – станкостроение, приборостроение, энергетическое и транспортное машиностроение.

Транспортное машиностроение – производство автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов.

Центральному району по производству приборов, средств автоматизации, систем управления принадлежит ведущее место в России.

Химическая промышленность – важная отрасль специализации района. Это производство фосфатных удобрений, азотных удобрений, производство соды, серной кислоты, синтетического каучука, химических волокон, фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.

Текстильная промышленность – старейшая отрасль промышленности, в последние годы испытывает острейший кризис. Производятся в районе льняные, шерстяные и шелковые ткани.

Центральному району принадлежит первое место по развитию науки, специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.

Существует топливно-энергетический комплекс, местным топливом является бурый уголь и торф.

Центральный экономический район занимает первое место в РФ по производству электроэнергии.

Агропромышленный комплекс – один из крупнейших в РФ по производству молока, овощей, мяса, картофеля, льна и сахарной свеклы, продукции пищевой промышленности.

Метки к статье:

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об