Особенности экономико-географического положения Центрального экономического района России. Природные условия и ресурсы
Центральный экономический район России включает город Москву и 12 областей: Брянскую, Владимирскую, Ивановскую, Тверскую, Калужскую, Костромскую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тульскую и Ярославскую.
Центральный экономический район имеет довольно выгодное экономико-географическое положение (рис.1), хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных российских земель, развитию торговли и других видов экономических связей.
Рисунок 1. Центральный экономический район на карте России /2/
Центральный экономический район (ЦЭР) занимает центральную часть Восточно-Европейской равнины. Границы его проходят не только с экономическими районами России - Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Центрально-Черноземным, Поволжским, но и суверенными государствами - Украиной и Белоруссией. /3/
Рельеф Центрального экономического района России
Для ЦЭР в целом характерен равнинный рельеф, обусловленный особенностями геологического строения. Эта территория в тектоническом отношении представляет собой часть обширной Русской платформы. Хотя в целом Центр является равнинным районом, в его пределах можно довольно ясно различить разные по характеру рельефа области.
На северо-западе расположена Валдайская возвышенность, к которой примыкают обширные низины. Южнее в широтном направлении через Смоленск, Вязьму и далее тянется Смоленская возвышенность. На юго-западе в пределы Центра заходит краем Приднепровская низменность. На юго-востоке Центра представлено одно из звеньев обширного пояса низин, одной из которых является Мещерская низменность. Южная часть Центра лежит в пределах среднерусской возвышенности, которая на востоке переходит в Окско-Донскую низменность. Наиболее пониженная часть района -- это долина реки Оки.
центральный район
1. Экономико-географическое положение
Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области
Площадь 483 тыс. км2, население 29,4 млн человек
Центральный район - район с наиболее развитой обрабатывающей промышленностью. Это обусловлено его выгодным экономико-географическим положением, наличием потребителей и квалифицированной рабочей силы.
Макроположение. Положение района - центральное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития. Район расположен в центральной части Европейской России. Занимая около 3% площади страны. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа. Преимущества ЭГП этого района заключены в удобстве привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно её европейской части. Центральный экономический район - исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России - город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль. Площадь района составляет 485.1 тыс. кв. км.
Микроположение. Центральный район граничит с севера с Северным и Северо-западным районами, с востока с Волго-вятским районом. И с юга с Чентрально-черноземным, с запада со странами западной Европы Белоруссией и Украиной. Это несомненно делает его положение более выгодным, ведь оно обеспечивает связь с другими Европейскими странами. При этом на данной по граничной территории на возникает пограничных проблем.
Ресурсно-географическое положение. Основными природными ресурсами ЦЭР являются бурый уголь Московского буроугольного бассейна. Кроме залежей бурого угля ЦЭР богат ресурсами торфа. Запасы торфа-сырца около 35 млрд. куб м. Промышленные торфяники находятся в Тверской, Костромской, Ивановской, Ярославской и Московской областях .
Район располагает небольшими запасами агрономических руд – фосфатов в Брянской (Полыпинское месторождение) и Московской (Егорьевское месторождение) областях.
Демографическое положение. ЦЭР сосредоточивает около 20% населения страны. Для района характерна высокая степень урбанизации: в нем насчитывается примерно 1/5 общего количества городских поселений страны. Более 4/5 его жителей - горожане. Кроме того, большая часть сельского населения работает в промышленности, на транспорте и т. д.
Эколого-географические. Кризис воспроизводства населения связан со многими причинами, в том числе с ухудшением экологической ситуации, трудностями экономической жизни. Изменением социальной психологии и ухудшением здоровья людей. Сказываются последствия чернобыльской катастрофы, особенно в Брянской, Орловской, Тульской, Рязанской и Калужской областях . Почти все территории Центрального экономического района перегружены опасными предприятиями, отходами и свалками.
Агро-географическое. Природно-климатическая обстановка территориально-дифференцирована. Лучшие природные условия в южных областях – Тульской и особенно Орловской. Здесь имеются значительные лесостепные участки с преобладанием черноземов. В центральной части района широко распространены серые и темно-серые, а также серые лесные почвы. На севере (Тверская, Ивановская, Ярославская, Костромская области) почвы в основном дерново-подзолистые, требующие больших мелиоративных работ (осушение заболоченных земель, известкование кислых почв, противоэрозионные мероприятия и др.) и внесения удобрений для повышения их низкого естественного плодородия.
ЦЭР не может полностью прокормить себя, в первую очередь столичный регион и север. Сюда приходится завозить из других регионов большое количество продовольствия, а также сельскохозяйственного сырья для легкой и пищевой промышленности .
Среди биологических ресурсов хочется отметить запасы леса. Свыше половины лесов представлены хвойными породами. Наибольший лесистостью характеризуется северная часть района, особенно Костромская и Тверская области . Южнее леса истощены и в основном имеют экологическое, водоохранное, рекреационное значение. Запасы леса не удовлетворяют хозяйственные потребности района. Значительная часть лесного сырья и пиломатериалов ввозится из Северного, Волго-Вятского и других районов. Местное некондиционное лесное сырье и отходы используются слабо. А ведь на этом можно немало сэкономить – производить лесопродукцию дешевле и выгодно продавать ее.
Агропромышленный комплекс в ЦЭР развивается довольно интенсивно. Здесь производится около половины сельскохозяйственной продукции Нечерноземной зоны РФ. Возрастает его значение в общероссийских сборах ржи, пшеницы, крупяных культур, сахарной свеклы, овощей и плодов, а также в производстве молочной и мясомолочной животноводческой продукции. Выделяется несколько зон специализации сельского хозяйства :
северо-западная льняная и животноводческая со значительной переработкой молока (Смоленская, Тверская. Костромская области)
зона товарного овощеводчества (Ярославская область)
центральная зона – специализирована на производстве овощей, картофеля, молока, говядины, свинины, мяса птицы (развито пригородное хозяйство – Московская область, часть Ивановской и Владимирской областей)
южная зона – основная зерновая база района, в том числе по выращиванию пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, зернобобовых и др. культур. Из технических культур возделываются и перерабатываются на месте сахарная свекла и картофель – Орловская и др. области.
Транспортно-географическое положение. ЦЭР отличается особенно развитым транспортным комплексом. По плотности железнодорожной сети район занимает 1-е место и значительно превосходит среднероссийский показатель. Район первенствует в РФ по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. Транспортный баланс пассивен. Крупнейший транспортный центр – Москва, которая является узлом 11 железнодорожных линий, 15 автомагистралей, многочисленных воздушных трасс и трубопроводов, важного участка Единого водного пути европейской части РФ. Он обладает мощным экономическим потенциалом, разветвленной сетью железных и шоссейных дорог, трубопроводов и линий электропередачи. Чрезвычайно широки его межрайонные связи.
Наиболее важные предпосылки экономического и социального развития Центрального района:
1) центральное геополитическое и геоэкономическое положение в
2) столичные функции Москвы и ее ближайшего окружения;
3) мощный экономический и научно-технический потенциал;
4) инвестиционная привлекательность;
5) высокая степень экономической, в том числе транспортной освоенности территории;
6) наличие развитой производственной и социальной инфраструктуры ;
7) обеспеченность квалифицированными кадрами;
8) функционирование уникальной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы;
9) огромный потребительский спрос на разнообразную продукцию.
2. Население
Численность населения ЦЭР – 30 млн человек. До 90-х годов население росло несмотря на снижение рождаемости, старение, прежде всего селян. Небольшой естественный прирост дополнялся притоком рабочей силы и квалифицированных кадров из других районов страны и из-за рубежа. За последние 3 года неблагоприятная демографическая ситуация в районе крайне обострилась. Смертность превысила рождаемость не только в отсталых подрайонах и малых селениях, он и во многих городах, областных центрах, в том числе в г. Орле и даже в Москве. Лишь в сельской местности Подмосковья и южных областей, например Орловской, численность населения несколько увеличилась за счет притока мигрантов и закрепления части молодежи на селе в результате начавшейся земельной реформы, создания фермерских и других крестьянских хозяйств. Однако в целом в ЦЭР продолжается уменьшение численности населения. Естественная убыль вместе с эмиграцией населения не перекрывается растущим механическим приростом мигрантов: военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев.
В Центральном районе самая высокая в стране плотность населения. Средний ее показатель 61,8 человека на 1 км2, в пределах Московской обл. - 143,4, в зоне Подмосковного угольного бассейна (Тульская обл .) - до 70,8; самая низкая плотность - 13,4 человека на 1 км2 - в Заволжье (Костромская обл.). Население в районе достигло большой численности не только благодаря естественному приросту, но и в результате миграции из других районов страны. Притягательными для мигрантов центрами были Москва и другие большие города, позднее - новые города, возникшие в Подмосковье. В настоящее время население района увеличивается только благодаря миграционным процессам внутри страны. Более 85% всего населения - 24,9 млн человек - горожане. В районе 647 городских поселений: 250 городов и 397 поселков городского типа. В крупных городах (более 100 тыс. жителей) сосредоточено 3/4 городского населения района. Большинство этих городов находится в междуречье Волги и Оки.
Многие малые города района имеют функции туризма или отдыха. Таковы, например, Суздаль, Ростов, Плес, Таруса. Особый тип малых городов в районе - города науки. Первый из них, г. Жуковский, возник в 20-е годы XX в. После Великой Отечественной войны в районе было создано несколько десятков городов такого типа. Среди них Обнинск, Дубна, Пущине, Протвино.
На формирование системы городского расселения и создание системы городов Центра решающее влияние оказывает Москва. Вокруг нее сложилась радиально-кольцевая структура расселения, которую принято считать агломерацией первого порядка. Это сама Москва и прилегающие к ней города Московской обл., развитие которых тесно связано с потребностями столицы. Зона влияния Москвы простирается на западе до границ района с Белоруссией, на северо-западе соприкасается с зоной влияния Санкт-Петербурга, на востоке подходит к Нижнему Новгороду.
В Московской обл. вокруг некоторых городов уже сложилась система агломераций второго порядка. Продолжается процесс формирования новой системы сельского расселения. В Центральном районе сложилась непростая демографическая ситуация, которая определяется отрицательным естественным приростом населения, особенно городского. Вследствие этого, например, в районе сокращается численность населения.
Почти во всех областях района и в самой Москве происходит процесс старения населения, особенно городского. Проблему обеспечения района трудовыми ресурсами частично решают путем привлечения сюда временных мигрантов из Украины, с Северного Кавказа.
В районе сохраняется высокий уровень безработицы , особенно в Ивановской, Костромской и Брянской областях .
3. Природные условия и ресурсы.
ЦЭР не богат топливно-энергетическими ресурсами. Запасы топлива представлены Подмосковным буроугольным бассейном, который расположен на территории пяти областей – Тверской, Смоленской, калужской. Тульской и Рязанской. Балансовые запасы угля составляют 4,4 млрд. тонн, глубина залегания до 60 м. Мощность пласта 20-46 м, горно-геологические и гидрологические условия неблагоприятны. Добыча преимущественно шахтная. Энергетические подмосковные угли низкого качества. Они имеют невысокую калорийность, многозольные, содержат серу и переувлажнены, а значит и малотранспортабельны, но важны для электроэнергетики района. До последнего времени затраты на их использование в ЦЭР были выше, чем на потребление кузнецкого угля, не говоря о природном газе. Однако с изменением экономической ситуации и системы ценообразования , с резким увеличением энерго - и транспортных тарифов прежние оценки меняются. Срок эксплуатации угольных шахт невелик (15-25 лет), и многие уже закрыты. Затраты на использование в районе подмосковного угля выше, чем донецкого и кузнецкого угля, а тем более природного газа, поэтому его добыча сокращается.
Кроме залежей бурого угля ЦЭР богат ресурсами торфа. Запасы торфа-сырца около 35 млрд. куб м. Промышленные торфяники находятся в Тверской, Костромской, Ивановской, Ярославской и Московской областях. Месторождения в значительной степени выработаны. Торф используется на месте электростанциями, в сельском хозяйстве и т. д. Глубокая химическая переработка торфа могла бы дать большой эффект в районах концентрации ресурсов. Торфяные болота имеют площадь 1,4 млн га. Промышленных торфяников, площадью 5 тыс. га и больше, насчитывается 35, и они сосредоточивают более 1/4 всех запасов торфа. Залежи его сильно выработаны.
Преодолев нынешние финансово-экономические трудности, можно будет максимально использовать преимущества экономики ЦЭР. Для этого нужно осуществить структурную перестройку машиностроения, отказаться от устаревших производств, в том числе ВПК, и прекратить выпуск продукции, не пользующейся спросом, модернизировать перспективные предприятия. Необходимо углубить специализацию машиностроения на производстве продукции высоких технологий и товарности. А это залог эффективного развития других отраслей хозяйства района, база его самофинансирования и укрепления всей российской экономики.
Вторая важнейшая отрасль рыночной специализации промышленности района - химическая, ориентированная на его высокий производственный потенциал, научную базу и квалифицированные кадры, на потребителя внутри района и отчасти на местное сырье (каменная соль, фосфориты, бурый уголь). За последние десятилетия органическая химия и производство азотных удобрений переориентированы с подмосковного угля на нефть и газ, поступающие в район по трубопроводам и в цистернах из других районов (Западная Сибирь, Север, Поволжье и др.). Правда, это сырье сегодня слишком подорожало.
По развитию химической промышленности ЦЭР лидирует среди других районов. Здесь производится 10% минеральных удобрений РФ. Фосфорные удобрения выпускаются в Воскресенске на привозных апатитовых концентратах. Добыча фосфоритов и их переработка в муку находятся в Московской и Брянской областях. Главными центрами производства азотных и сложных удобрений является Новомосковск, а в Смоленской области - Дорогобуж.
В ЦЭР сложилась крупная нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность (Москва, Ярославль, Рязань). На этой основе, а также на привозном вторичном углеводородном сырье развивается органическая химия. Производство синтетических смол и пластмасс находится в Московской и Тульской областях, а изделий из пластмасс - в Москве, Орехово-Зуеве и в Сафонове (Смоленская область). Район занимает ведущее место в России по выпуску химических волокон (Клин, Серпухов, Рязань, Тверь, Мытищи).
Синтетический каучук производится в Ярославле и Ефремове на привозном нефтегазовом сырье. В Ярославле и Москве выпускается 25 /о производства шин РФ. Здесь же сконцентрировано производство резинотехнических изделий, а в Москве - резиновой обуви. В Ивановской области размещается производство синтетических красителей, а в Ярославской и Московской областях - изготовление лаков, красок, химических реактивов, фотохимических препаратов.
Перспективное развитие химической промышленности района сдерживается дефицитом сырья, воды, энергии и сложной экологической ситуацией. Химия должна обрести чистые технологии и ориентироваться прежде всего на внутренний рынок. Целесообразно также укрепление производственно - экономических связей с местными предприятиями.
Третья отрасль рыночной специализации ЦЭР - легкая промышленность . На долю района приходится 1/3 производства продукции этой отрасли в РФ. Развитие легкой промышленности здесь обусловлено исторически. Имеются крупная научно - производственная база, кадры и большой потребительский спрос, разветвленные транспортно-экономические связи. Старейшей и самой крупной отраслью легкой промышленности является текстильная. В районе производится почти 83% хлопчатобумажных, 78^/о льняных, более 58/о шерстяных, 43% шелковых тканей России. Почти вся текстильная промышленность работает на привозном сырье. Кроме этого, в больших масштабах используются химические волокна, производимые местными комбинатами. В текстильной промышленности развивается внутриотраслевая кооперация в рамках единого технологического цикла.
Значительны и межотраслевые производственные связи, например с машиностроением, химической промышленностью, сельским хозяйством района.
Ныне из-за экономических трудностей, кризиса неплатежей, дефицита сырья, большей частью устаревшей технологии и оборудования производство тканей резко сокращается. Но на предприятиях, выпускающих качественную продукцию, заметно возрастает ее экспорт, в том числе в страны Западной Европы.
Хлопчатобумажная промышленность сконцентрирована в Иванове и области, а также в Москве и Подмосковье (Орехово-Зуево, Серпухов), в Твери и Вышнем Волочке. Довольно развита эта отрасль в Ярославской и Владимирской областях.
Производство шерстяных тканей сосредоточено в Москве и ее ближайшем окружении. Здесь же, а также в Рязанской, Владимирской, Ивановской областях размещается и шелковая промышленность.
На производстве льняных тканей специализируются Костромская, Владимирская и
Ярославская области. Главный центр льняной промышленности - Кострома. Все предприятия отрасли вырабатывают ткани из местного льна-долгунца и сырья, которое частично поставляется из соседних областей Северо-Запада и Севера (Вологодская область).
Текстильная промышленность активно участвует в общероссийском и международном территориальном разделении труда, имеет высокую товарность. Из района вывозится 3/4 всей текстильной продукции, в том числе более 4/5 хлопчатобумажной.
Отраслью рыночной специализации в районе также является полиграфическая промышленность, представленная крупными полиграфическими комбинатами -"Правда", "Известия" в Москве, а также в Чехове Московской области, в Твери, Ярославле, Владимире.
В ЦЭР развиваются многие другие отрасли легкой промышленности, а также пищевая, промышленность строительных материалов и строительная индустрия, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая и др.
Базовую роль в экономике района играет высокоразвитая электроэнергетика. Определенное значение имеет топливная промышленность . ЦЭР - один из самых крупных в РФ производителей и потребителей электроэнергии, а также тепла.
Топливная промышленность лишь частично удовлетворяет местные потребности. Добыча угля в Подмосковном бассейне сокращается, что в современных условиях не совсем оправдано. Добыча торфа (Московская, Ярославская и Тверская области) не имеет значения в энергобалансе. Снабжение топливом осуществляется в основном за счет других районов. Сюда поступает природный газ, энергетические угли, а из Поволжья с нефтеперерабатывающих заводов - мазут. Часть его производится на Ярославском, Московском и Рязанском нефтеперерабатывающих заводах. Основу электробаланса составляют тепловые станции - ГРЭС и ТЭЦ. Самая мощная электростанция - Костромская ГРЭС на газе. Крупные электростанции - Конаковская и Рязанская ГРЭС на мазуте, а также Калининская и Смоленская АЭС . В столичном регионе расположены мощные ТЭЦ, использующие в качестве топлива природный газ и мазут, иногда уголь.
Каширская и Шатурская ГРЭС раньше работали на местном торфе, а теперь используют природный газ. На углях Подмосковного бассейна действуют Новомосковская, Черепетская. Роль гидроэлектростанций в электробалансе района невелика. Недавно пущена в эксплуатацию Загорская гидроаккумулирующая станция (ГАЭС - Сергиев Посад) для снятия пиковых нагрузок в энергосистеме. Все электростанции объединены в Центральную энергосистему, которая является главным связующим звеном Единой энергосистемы (ЕЭС) России, а также стран СНГ. Через Смоленскую АЭС, Беларусь и Польшу предполагается выход ЕЭС РФ в Западную Европу.
Возможности значительного увеличения масштабов производства электроэнергии в ЦЭР ограничены не столько из-за дефицита энергоносителей, сколько по причине экологически опасных оборудования и технологии, особенно на АЭС.
Черная металлургия ЦЭР частично обеспечивает его машиностроение качественным металлом и метизами, хотя большую часть готового проката приходится ввозить. Основным металлургическим предприятием является Новотульский комбинат, выпускающий чугун, сталь и прокат, металлический порошок, а также успешно занимающийся переработкой отходов основного производства. Около Тулы находится Косогоре кий металлургический завод, использующий местные руды и выпускающий литейный чугун, ферросплавы.
Специальные марки стали (подшипниковая, нержавеющая, инструментальная и др.) производят Московский завод "Серп и молот" и завод в г. Электростали. Здесь для выплавки стали используются лом и отходы машиностроения, что снижает себестоимость металла. В Орле размещаются сталепрокатные заводы, поставляющие машиностроительным предприятиям разнообразную металлопродукцию.
В условиях перехода к рынку будут происходить изменения в специализации Центрального экономического района вследствие удорожания энергоносителей, сокращения импорта материалов для легкой и химической промышленности, уменьшения оборонного заказа. В машиностроительном комплексе района сократится доля химического, строительно-дорожного машиностроения, производства машин для АПК и легкой промышленности. Часть мощностей этих отраслей может быть перепрофилирована на производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности, а также оборудования, машин и механизмов для крестьянских и подсобных хозяйств, небольших мастерских. Увеличится доля наукоемких отраслей: приборостроения , станкостроения, электроники, а также автостроения. Эти отрасли в перспективе могут стать основой экспортного потенциала района. Наибольшие структурные изменения произойдут в конверсионных отраслях машиностроения, где будет осуществляться перепрофилирование предприятий (по разным оценкам 15-30%) на производство оборудования для топливно-энергетического и химико-лесного комплексов, транспорта и связи; возрастет роль электроники и производства средств автоматизации и управления.
В легкой промышленности сократится доля текстильной подотрасли из-за трудностей с обеспечением сырьем. Основные перспективы в отрасли будут иметь производства, либо ориентированные на местный рынок (чулочно - носочные, трикотажные, швейные), либо имеющие экспортные возможности (льняное, особо модные изделия по моделям отечественных художников, народные промыслы).
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА
Наряду с природными различиями для Центрального района характерны и внутрирайонные экономические различия.
Громадный удельный вес в районе занимает хозяйство Москвы - крупнейшего центра квалифицированного машиностроения, химической, легкой, пищевой и полиграфической промышленности. Продукция столицы имеет большой удельный вес в промышленной продукции Центрального экономического района и всей страны.
Рыночная специализация Московской области совпадает со специализацией Центрального экономического района. По численности и объему промышленной продукции это наиболее крупная область нашей страны. Более 2/3 продукции области выпускают предприятия тяжелой индустрии. Сельское хозяйство Подмосковья носит пригородный характер, оно снабжает Москву цельным молоком, яйцами, картофелем, овощами. Крупными машиностроительными центрами являются Коломна, Люберцы, Мытищи, Электросталь, Дмитров, Подольск; химическая промышленность размещена в Воскресенске и других городах; текстильная промышленность концентрируется в Павловском Посаде, Орехово-Зуеве, Ивантеевке, Яхроме, Балашихе. В Московской области ограничивается новое промышленное строительство .
Выпуск продукции будет возрастать главным образом за счет повышения производительности труда и внедрения на предприятиях достижений науки и техники.
В Ярославской области рыночными отраслями являются машиностроение и нефтехимическая промышленность, развито также текстильное производство. В сельском хозяйстве области важное место занимают кормовые культуры, картофель, овощи, лен и молочное животноводство.
Промышленность области в основном концентрируется в Ярославле и Рыбинске.
Ярославль - крупный центр текстильной, машиностроительной, нефтехимической, лесопильной, полиграфической и пищевой промышленности. В Рыбинске развиты судостроение, производство полиграфических и дорожных машин.
В Ивановской области ведущая роль принадлежит текстильной промышленности.
Другие отрасли промышленности (машиностроение, химия) тесно связаны с текстильной промышленностью. В посевных площадях области главное место занимают кормовые культуры, картофель, лен, рожь. Животноводство имеет мясомолочное направление.
Крупнейший промышленный центр - Иванове с текстильной промышленностью всероссийского значения. Созданы новые отрасли текстильной промышленности - производство штапельных и шелковых тканей. С основной специализацией города связано текстильное машиностроение и производство красок. Появились новые отрасли - станкостроение, производство торфяных, подъемно-транспортных и дорожных машин и автомобильных кранов . Кроме Иванова в области выделяется ряд городов с текстильными фабриками - 111уя, Вичуга, Тейково, Приволжск, Родники и др. На Волге расположен порт и промышленный город Кинешма, где развита текстильная, машиностроительная и химическая промышленность.
Во Владимирской области главные отрасли промышленности - машиностроение, химическая, текстильная и стекольная промышленность . Сельское хозяйство характеризуется развитием свиноводства и птицеводства. В посевных площадях значительный удельный вес занимают кормовые культуры и картофель; из зерновых культур - рожь, пшеница и гречиха.
Важнейший промышленный центр области - Владимир, где развито тракторостроение, производство электромолотов, автотранспортных приборов, пластмасс и т. д. Из других промышленных городов следует отметить Муром с машиностроительной (производство холодильников), текстильной и деревообрабатывающей промышленностью; Ковров, где производятся экскаваторы, мотоциклы, изделия легкой и пищевой промышленности; Гусь-Хрустальный, знаменитый своими стеклянными и хрустальными изделиями; Кольчугино, предприятия которого выпускают кабель и электропровода , широкий ассортимент товаров народного потребления; Вязники, где ткут льняные ткани, и Александров, где размещены предприятия радиотехнической промышленности, комбинат искусственных кож, текстильные, трикотажные и другие фабрики.
Основными отраслями рыночной специализации Тульской области являются машиностроение и металлообработка, угольная, химическая и металлургическая промышленность. В сельском хозяйстве области большой удельный вес занимают зерновые культуры (рожь, пшеница, гречиха), картофель и овощи.
Животноводство имеет молочно-мясное направление.
Промышленность концентрируется в основном в Туле - важном промышленном центре области. Здесь производятся зерновые и картофелеуборочные комбайны, дорожные и швейные машины , радиоаппаратура, скобяные изделия и т. д. В районе Тулы размещены Косогорский и Новотульский металлургические заводы.
Быстро растут новые промышленные города области Новомосковск - крупный центр химической и угольной промышленности.
Главные отрасли промышленности Смоленской области - машиностроение, пищевая и легкая. Здесь производятся масло и сыры, молочные консервы, льняные и хлопчатобумажные ткани. В последние годы быстро развивается машиностроение, производство приборов, радиотехнических и электротехнических изделий, пластмасс и азотных удобрений.
Сельское хозяйство специализируется на выращивании льна, кормовых культур, картофеля и молочном животноводстве.
Промышленность концентрируется преимущественно в Смоленске - важном промышленном центре области, на долю которого приходится более 40 /о валовой продукции промышленности. Значительными транспортными узлами с обрабатывающей промышленностью (квалифицированное машиностроение, легкая и пищевая) являются города Рославль и Вязьма. В Гагарине развивается , в Рудне - молокоперерабатывающая и торфяная промышленность.
Формируются новые промышленные узлы в Ярцеве, Дорогобуже и др.
В Тверской области ведущее место занимают машиностроение и текстильная промышленность, а в сельском хозяйстве - льноводство и молочное животноводство.
Основной промышленный центр - Тверь. В городе производятся вагоны, машины для торфяной и текстильной промышленности; экскаваторы, хлопчатобумажные ткани, искусственные волокна, резиновые подошвы и заменители кожи. В Твери расположен большой полиграфический комбинат. Значительным промышленным городом является Вышний Волочек с развитой хлопчатобумажной промышленностью; в Конакове построена мощная ГРЭС и работает фарфоро - фаянсовый завод; в Бежецке производятся льноуборочные машины, в Торжке - продукция легкой промышленности. Осташков стал одним из центров по производству изделий кожевенно-обувной промышленности.
В Костромской области развиты машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и льноткацкая промышленность. Основные направления в сельском хозяйстве - молочное животноводство, льноводство и зерновое хозяйство.
Город Кострома считается мировым центром производства льняных тканей. Здесь также развиты машиностроение (выпускаются экскаваторы, текстильные машины, деревообрабатывающие станки), деревообработка и пищевая промышленность.
Карья, Мантурово, Нея, Галич, Буй - значительные центры лесопиления и деревообрабатывающей промышленности.
В Калужской области быстро растет промышленность, особенно машиностроение (электротехническое, производство железнодорожного оборудования) и химическая. Главные отрасли сельского хозяйства - молочно-мясное животноводство, картофелеводство, зерновое хозяйство и коневодство.
Главный экономический и культурный центр - Калуга, где развиты машиностроение (турбиностроение), производство спичек и т. п. В Людинове выпускаются тепловозы, в Кондрове развита бумажная, в Боровске - шерстяная и кожевенная отрасли промышленности.
Рыночная специализация Рязанской области - машиностроение, химическая и легкая промышленность. Сельское хозяйство области специализируется на выращивании зерновых культур, картофелеводстве, молочно-мясном животноводстве и семеноводстве.
Промышленность сконцентрирована преимущественно в Рязани, где развито производство сельскохозяйственных, токарно-винторезных станков , кузнечно - прессового оборудования, приборостроение, электротехническая и радиотехническая промышленность, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Значительную роль играют отдельные отрасли легкой (кожевенно-обувная, трикотажная) и пищевой (макаронная, кондитерская, мясная) промышленности. В Касимове развивается в основном легкая промышленность.
В Брянской области главная отрасль рыночной специализации - машиностроение, производящее дизели и экскаваторы, дорожные машины и тепловозы, станки, электропоезда и автопогрузчики , тракторы. Основными сельскохозяйственными культурами Брянской области являются зерновые (особенно рожь и овес), картофель, конопля и лен. Животноводство имеет молочно-мясное направление. Главный промышленный центр области - Брянск. Здесь развито машиностроение - производство тепловозов, вагонов-холодильников, дорожных и строительных машин. Клинцы - город текстильной промышленности, преимущественно шерстяной, в Дятькове размещены стекольный (хрустальный) завод, деревообрабатывающие и другие предприятия.
Основная специализация Орловской области- машиностроение, легкая и пищевая индустрия. Здесь производятся машины для текстильной и пищевой промышленности, запасные части к тракторам, автопогрузчикам и т. д. Построены предприятия сахарной, спиртовой и крахмало-паточной промышленности. Сельское хозяйство области специализируется на выращивании зерновых культур, конопли, сахарной свеклы, картофеля и на молочно-мясном животноводстве. Орел - крупный транспортный узел. В городе размещены заводы по производству различного технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности. Имеются завод по выпуску дорожных машин и ряд других промышленных предприятий. Вблизи города расположен сталепрокатный завод.
Важными центрами машиностроения и пищевой промышленности области стали Мценск и Ливны.
Транспорт
Транспорт одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном экономико-географическом организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует каркас территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.
Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Он не создает новую продукцию, а лишь перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства, увеличивая тем самым ее стоимость на величину транспортных издержек.
Полные транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют около 10% от валового общественного продукта страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.
Транспорт, являясь одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций . В последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет использования созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были, в конце концов, исчерпаны.
В результате в 80-90-е годы структурная диспропорция , возникшая между производством и транспортом, стала приводить к регулярным сбоям в работе транспортной системы страны, особенно ее важнейшего звена железнодорожного транспорта. Только экономический кризис 90-х годов с резким падением производства в России и странах ближнего зарубежья привел к адекватному снижению объемов грузовых перевозок, что снизило остроту проблемы, но не сняло ее с повестки дня . Поэтому на этапе выхода России из депрессии и начала экономического роста транспорт наряду с энергетикой станет тем узким местом, которое будет серьезно тормозить весь процесс социально-экономического развития страны, что мы, и наблюдаем в последние годы.
Решение данной проблемы в обозримой перспективе крайне затруднено, так как для исправления сложившегося положения необходимо в течение ближайшихлет практически удвоить мощность транспортных коммуникаций России, а инвестиционные ресурсы для этого практически отсутствуют.
В то же время необходимо отметить, что скачкообразный рост транспортных издержек в 90-х годах связан не с развитием специализации и системы территориального разделения труда в России, а с отпуском цен на энергоресурсы и транспортные тарифы. В результате для Сибири и Дальнего Востока условия территориального разделения труда в пределах России и стран ближнего зарубежья настолько ухудшились, что возникла альтернатива или их переориентации на другие рынки, или значительного увеличения региональной замкнутости.
Таким образом, перспективное социально-экономическое развитие России в целом и ее отдельных экономических районов будет происходить преимущественно при возрастании значения транспортного фактора и удорожании перевозок.
Важной особенностью транспортной системы России является ее тесная взаимосвязь с производством. В их взаимоотношениях выделяют три стадии.
На первой стадии производство и транспорт находились в непосредственном единстве, между ними нельзя было провести разграничительную черту.
На второй стадии они сформировали самостоятельные системы, функционирующие и развивающиеся достаточно автономно. При этом транспорт выделился в самостоятельную народнохозяйственную отрасль со сложившейся устойчивой внутренней структурой, собственными критериями максимизация пропускной способности транспортных магистралей и показателями работы учет транспортных расходов и проделанной работы.
На третьей стадии производство и транспорт должны объединиться в такую производственно-транспортную систему, в рамках которой они взаимодействуют в качестве отдельных подсистем. При этом меняются не только целевые функции обеих подсистем, но и критерии и показатели их работы. На первый план выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии.
Транспортный комплекс района выделяется высоким уровнем развития и огромными масштабами перевозок грузов и пассажиров. Он обеспечивает не только ввоз сырья, топлива, продовольствия и вывоз готовой промышленной продукции, но и значительные транзитные перевозки.
Район имеет пассивный транспортный баланс: по весу ввоз грузов значительно превышает вывоз.
Транспортную сеть района составляют железные и автомобильные дороги, речные пути, трубопроводы и авиатрассы. Центр ее - Москва. Отходящие от нее по 11 направлениям электрифицированные железные дороги связывают район со всеми частями страны. Границы Московского железнодорожного узла выходят за черту города. С целью разгрузки его от транзитных грузовых и пассажирских маршрутов узел имеет две кольцевые дороги: в пределах города и большое железнодорожное кольцо на расстоянии 40-60 км от него. Практически сформировано третье железнодорожное кольцо.
В структуре транспортной сети района велика роль автомобильных дорог. Москва связана системой автотрасс со всеми центрами субъектов РФ в европейской части страны. Наиболее важные автомагистрали, в том числе с выходом в страны ближнего зарубежья: Москва - Минск - Брест , Москва - Киев, Москва - Симферополь, Москва - Санкт-Петербург, Москва - Ростов-на-Дону, Москва - Нижний Новгород. Большое транспортное значение имеют две кольцевые автомобильные дороги, которые проходят по периферии Московской области и на удалении от города на 30-50 км. Быстро растут дальние грузовые автоперевозки, в том числе и международные.
В пределах Центрального района имеется несколько речных портов. Самые большие из них находятся в Москве. Речные суда Московского пароходства перевозят грузы по рекам Оке и Москве с выходом на Волгу и Волго-Балтийскую систему, а также осуществляют пассажирские и туристские речные маршруты на Санкт-Петербург, Пермь, Уфу, Астрахань и Ростов-на-Дону.
В районе сложилась новая территориальная организация воздушных перевозок. Москва - один из самых крупных авиационных узлов мира. Функции аэропортов с регулярными перевозками пассажиров выполняют для внутренних рейсов московские аэропорты Шереметьево-1, Домодедово, Внуково, Быково, Чкаловский, Мячково. Регулярные международные рейсы осуществляются с аэропортов Шереметьево-2 и Внуково. Аэропорт Шереметьево-2 обслуживает также важные международные грузовые перевозки по маршруту Япония - Россия - Западная Европа. Имеется проект строительства принципиально нового бизнес-аэропорта в Тушине для обслуживания частных самолетов.
Выросла роль построенного в Брянске и конверсионных аэропортов в Рязани, Твери, Иванове, Ермолине в организации пассажирских и грузовых чартерных рейсов преимущественно в Турцию и страны Персидского залива.
Велика в районе роль трубопроводного, транспорта. Вокруг Москвы проложен кольцевой газопровод, к которому подходят дальние трассы газопроводов из Западной Сибири. Газифицированы все областные центры, многие города и сельские населенные пункты района. Его территорию пересекают два нефтепровода (один - на Ярославль, далее на Кириши и в Прибалтику, другой - на Рязань и Москву) и несколько продуктопроводов для подачи светлых нефтепродуктов в Москву.
Транспортная сеть района развита неравномерно: она гуще в центре и менее развита на периферии. В центральной части района основные усилия по ее совершенствованию направлены на повышение класса транспортных магистралей, а на периферии продолжают работу по дальнейшему развитию самой сети. В условиях Центрального района существенную роль играет координация работы разных видов транспорта, их взаимодействие.
В связи с тем, что Центральный район стал пограничным, принципиальное значение приобретает вопрос о конфигурации его транспортной сети, о развитии новых магистральных направлений на Северный Кавказ в обход территории Украины. В соответствии с принятым в Европе планом развития международных транспортных коридоров предполагается усиление транспортной инфраструктуры в направлении Москва - Минск - Брест и Москва - Санкт-Петербург. Имеются проекты развития этих коридоров до Нижнего Новгорода.
Состав: Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тверская. Тульская, Ярославская области, а также город федерального значения - Москва.
Площадь - 483 тыс. км 2 .
Население - 29 млн.179 тыс. чел.
Экономико-географическое положение Центрального экономического района (ЦЭР) очень выгодное. Он расположен в центре европейской части страны, на пересечении важнейших транспортных магистралей, которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. В Центральном районе исторически складывались культурные, религиозные, нравственные, этнонациональные, хозяйственные, политические основы централизованного Российского государства. ЦЭР - историческое и экономическое ядро России.
Природные условия и ресурсы
Размеры района невелики, он уступает по территории восточным районам, а также Северу и Поволжью.
Природные условия благоприятны для хозяйственной деятельности и жизни людей.
Рельеф района разнообразен. Общая его равниность нарушается наличием крупных возвышенноегей: Валдайской, Смоленско-Московской. Климат - умеренно континентальный. Реки Центральной района, среди которых такие крупные и важные, как Волга, Западная Двина, Ока, многочисленны И образуют густую речную сеть. Они имеют большой хозяйственное значение. Почвы района в основном дерново-подзолистые, требующие мели-оративных работ и внесения удобрений для повышения Их низкого естественного плодородия, на юге - плодородные серые лесные.
Из природных ресурсов значительны запасы леса в северной части района (особенно в Костромской и Тверской областях), бурого угля (Подмосковный буроугольный бассейн), фосфоритов, торфа, известняка, песка. Но в целом, район испытывает недостаток в природных ресурсах, поэтому промышленность в основном работает на привозном сырье.
Население
Центральный район - самая густонаселенная часть России. Здесь на территории площадью менее чем! 3% территории страны проживает около 20% на£еления Российской Федерации. Средняя плотность населения - около 60 чел. на 1 км 2 .
В Центральном районе резко преобладает городское население. Самый крупный город района и страны - Москва - столица России. Это политический, промышленный, транспортный, научный и куль-турный иентр Российской Федерации. В Московской агломерации проживает около 14 млн. чел. На территории ЦР более 250 городов. Район характеризуется высокой концентрацией квалифицированных кадров.
Хозяйство района - сложный многоотраслевой комплекс с резким преобладанием промышленности, со специализацией на сложной и нематериало-емкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок.
Основные отрасли специализации - многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая, полиграфическая промышленность.
Машиностроительный комплекс представлен приборостроением, станкостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Выпускается также электронно-вычислительная техника.
Важнейшие машиностроительные центры - Москва и Московская область (выпускаются грузовые и легковые автомобили, автобусы, речные суда, приборы, средства связи и электроника и др.), Тверь (транспортное машиностроение, автомобилестроение), Тула (сельскохозяйственное машиностроение), Владимир (тракторостроение), Брянск (дизелестроение, вагоностроение), Рязань (станкостроение), Смоленск (электротехника), Иваново и Ярославль (автомобилестроение).
Химическая промышленность также высоко развита. Она представлена производством фосфатных удобрений (центры - Воскресенск, Полпино), азотных удобрений (Новомосковск, Щекино), соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск, Воскресенск), синтетического каучука (Ярославль, Ефремов), химического волокна (Тверь, Клин, Серпухов, Рязань).
Текстильная промышленность- старейшая в районе отрасль, в прошлом отрасль специализации, в последние годы испытывает глубокий кризис. Предприятия хлопчатобумажной промышленности расположены в городах Иванове, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Кострома. Кроме хлопчатобумажных в районе производятся также шерстяные, льняные и шелковые ткани.
Полиграфическая база Центрального района очень мощная, она представлена крупными типографиями Москвы, Твери, Ярославля. Владимира, Смоленска, Чехова.
Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топливо. Разработка местного угля и торфа снизилась в связи с поставками более эффективных нефти и газа.
В Центральном районе вырабатывается почти 20% электроэнергии России, главным образом на крупных тепловых станциях. ТЭС работают на газе и мазуте (Костромская, ТЭС Москвы), на углях или торфе (Рязанская, Щекинская). На Верхней Волге построены ГЭС (Иваньковская, Угличская, Рыбинская). В районе действуют также атомные электростанции: первая в мире АЭС в г. Обнинск, Смоленская и Тверская АЭС.
Несмотря на развитую энергетику, район не обеспечивает себя полностью электроэнергией, поэтому частично использует электроэнергию из Поволжья.
Агропромышленный комплекс-один из крупнейших в России по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна, сахарной свеклы, продукции пищевой промышленности.
Можно выделить три сельскохозяйственных области. В междуречье Оки и Волги развиваются молочное и мясомолочное скотоводство, свиноводство, овощеводство, картофелеводство.
Вокруг Москвы и областных центров развито пригородное сельское хозяйство с крупными плодоовощными хозяйствами, свинофермами и птицефабриками, с мощной пищевой промышленностью.
В северной части района отраслями специализации являются льноводство, молочно-мясное животноводство, выращивание зерновых (озимая рожь, яровая пшеница).
Но собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребности района, поэтому продовольственные товары поступают также и из других областей.
Транспорт. В Центральном районе хорошо развиты все виды транспорта; существует разветвленная радиально-кольцевая транспортная сеть. Ядро транспортной сети - Московская агломерация.
Москва - крупный речной порт, имеющий выход к пяти морям.
Город Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области.
Экономико-географическое положение (эгп)
ЭГП района - центральное, столичное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа.
Преимущества ЭГП этого региона заключены в удобстве:
Привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов;
Включения в межрайонные (и международные) экономические связи;
Выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению к территории страны и особенно ее европейской части.
Центральный экономический район - исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России - город Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль.
Природные условия и ресурсы
Район имеет равнинно-холмистый рельеф (Валдайская, Смоленско-Московская возвышенности, Мещерская низменность); климат -умеренно-континентальный; почвы -лесные, дерново-подзолистые. В пределах Центральной России берут начало реки - Волга, Западная Двина, Днепр и находятся верхние части их бассейнов.
Природными ресурсами район не богат, поэтому промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы
бурого угля (Подмосковный бассейн), фосфоритов, торфа, известняка, песка, леса.
Население
Центральный район - самая густозаселенная часть РФ. Территория - 486 тыс.км 2 (2,9% территории РФ); население - 30,4 млн.человек (20,5% населения РФ - первое место среди экономических районов); плотность населения - 62,6 чел. на км 2 (наиболее плотно заселена Московская область).
Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. Здесь сосредоточена 1/3 всех научных работников страны. Город Москва - крупнейший административно-политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр (Московская агломерация - около 12 млн. человек). На территории Центрального района размещается более 250 городов.
Масштабы развития промышленности обуславливают существенное преобладание городского населения - 83%.
Хозяйство
Высокоразвитый индустриальный район страны. Промышленность района специализируется на выпуске сложной и нематериалоемкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок.
Главные отрасли специализации - многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая (текстильная), полиграфическая промышленность.
Машиностроительный комплекс представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи (что обусловлено наличием квалифицированных кадров и мошной научно-технической базой).
Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Автомобилестроение: Москва (заводы ЗИЛ и АЗЛК: грузовые и легковые автомобили); Ликино-Дулево (автобусы). Строится новый завод по выпуску автобусов под Москвой (Голицыно) при участии фирм ФРГ. Тепловозостроение: Коломна (Московская обл.); Людиново (Калужская обл.), Муром (Владимирская обл.). Вагоностроение: Тверь (вагоны); Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена); Брянск (изотермические вагоны). Речное судостроение и судоремонт: Москва, Рыбинск, Кострома. Сельскохозяйственное машиностроение: Люберцы (Московская обл.), Владимир, Бежецк (Тверская обл.), Рязань, Тула.
Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения: Москва, Владимр, Рязань, Смоленск. Электротехническая промышленность развита в Москве, Калуге, Ярославле. Крупными центрами станкостроения являются: Москва, Рязань, Коломна.
Несмотря на наличие собственной металлургической базы (заводов в Москве, Электростали и Туле), остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов прокатом черных металлов, который привозится из других районов.
Химическая промышленность также является важнейшей отраслью специализации. Она представлена производством фосфатных удобрений (на местном сырье) - Воскресенск (Московская обл.), Полпино (Брянская обл.); азотных удобрений - Новомосковск и Щекино (Тульская обл.). Развито производство соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск, Воскресенск). Заводы синтетического каучука находятся в Ярославле и Ефремове, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Рязани и другие. Химические волокна выпускают в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито производство фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.
Текстильная промышленность - старейшая отрасль района, который изготовляет 2/3 производимых в стране тканей. Наиболее развита хлопчатобумажная промышленность в городах Иваново, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и др. Производятся также льняные, шерстяные и шелковые ткани. Эта исторически сложившаяся отрасль работает в основном на привозном сырье.
Для Центрального района характерна и мощная полиграфическая промышленность (Москва,Тверь,Ярославль,Владимир,Чехов).
Наряду с развитием отраслей специализации район сохраняет первое место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.
Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное сырье (большинство ТЭЦ работают на привозном природном газе). Местное топливо - торф и бурый уголь (Шатурская, Каширская ГРЭС). На Верхней Волге работают Иваньковская, Угличская и Рыбинская ГЭС. Дают энергию Кост-
ромская, Смоленская,Тверская АЭС и первая в мире атомная станция в Обнинске.
Агропромышленный комплекс Центрального района - один из крупнейших в РФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленности. В промышленных районах преобладает пригородная специализация сельского хозяйства. Однако многие виды продовольственных товаров приходится завозить, так как собственное производство не обеспечивает потребностей населения центральных областей.
Транспорт. Территориальная структура -радиально-кольцевая, ядро - Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта - густая сеть железных и автомобильных дорог, трубопроводы, авиалинии из Москвы во все уголки страны и за рубеж. Москва - речной порт.
В состав Центральный экономического района входят: Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области.
Положение района – центральное, поэтому оно является выгодным в транспортном и других отношениях исторического развития. Центральный район является древним ядром Русского государства.
Центральный экономический район – исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России – город Москва.
Район имеет равнинно-холмистый рельеф, климат – умеренно-континентальный, почвы – лесные, дерново-подзолистые. В пределах Центральной России берут начало реки – Волга, Западная Двина, Днепр и др.
Промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы бурого угля, фосфоритов, торфа, песка, леса.
Центральный район является густозаселенной частью Российской Федерации. Территория около 486 тыс. км 2; население по данным 1999 г. около 29,5 млн человек – приблизительно 20 % населения РФ (первое место среди экономических районов); плотность населения – свыше 60 человек на км 2(наиболее плотно заселена Московская область).
Для этого района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров.
Москва – это столица России, крупнейший административно-политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр страны. На территории Центрального района свыше 250 городов.
Высокоразвитый индустриальный район страны, промышленность специализируется на выпуске сложной и нематериалоемкой продукции.
Главные отрасли специализации – многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая, полиграфическая промышленность.
Машиностроительный комплекс – станкостроение, приборостроение, энергетическое и транспортное машиностроение.
Транспортное машиностроение – производство автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов.
Центральному району по производству приборов, средств автоматизации, систем управления принадлежит ведущее место в России.
Химическая промышленность – важная отрасль специализации района. Это производство фосфатных удобрений, азотных удобрений, производство соды, серной кислоты, синтетического каучука, химических волокон, фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.
Текстильная промышленность – старейшая отрасль промышленности, в последние годы испытывает острейший кризис. Производятся в районе льняные, шерстяные и шелковые ткани.
Центральному району принадлежит первое место по развитию науки, специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.
Существует топливно-энергетический комплекс, местным топливом является бурый уголь и торф.
Центральный экономический район занимает первое место в РФ по производству электроэнергии.
Агропромышленный комплекс – один из крупнейших в РФ по производству молока, овощей, мяса, картофеля, льна и сахарной свеклы, продукции пищевой промышленности.
Метки к статье: