Государственный долг. Понятие внешнего долга

Новый рекорд, достигнув отметки $22,01 трлн. В течение двух лет президентства Дональда Трампа он вырос более чем на $2 трлн, а за восемь лет правления его предшественника, Барака Обамы, увеличился с $10,63 трлн почти в два раза. ТАСС объясняет, что такое госдолг, почему он постоянно растет и говорит ли это о скором крахе американской экономики.

Что такое госдолг?

Это задолженность федерального правительства США перед своими кредиторами. Вашингтон одалживает деньги, чтобы покрыть дефицит бюджета и оплатить все нужные расходы - на здравоохранение, инфраструктуру, оборону и так далее. Это как брать кредит, чтобы заплатить за съемную квартиру.

Госдолг США состоит из двух частей: внутриправительственного и публичного - их размер сейчас составляет примерно $5,9 трлн и $16,2 трлн соответственно. Первый сформирован задолженностью бюджета США перед правительственными агентствами, например, государственными пенсионными фондами. Они имеют право вкладывать свободные средства в госбумаги - нерыночные облигации государственного займа. Бенефициаром таких бумаг является, к примеру, Целевой фонд социального страхования (Social Security Trust Fund) - организация, в которую поступают налоговые отчисления и которая занимается распределением пенсий и прочих компенсаций. На этот фонд сейчас приходится около $2,9 трлн госдолга США.

Публичная часть госдолга представляет из себя казначейские ценные бумаги, принадлежащие частным лицам, корпорациям, Федеральной резервной системе (ФРС) США, а также правительствам штатов и иностранных государств. Облигации Соединенных Штатов являются самыми популярными бумагами у инвесторов во всем мире. Охотнее всего в госдолг США вкладывается Китай, который владеет $1,121 трлн казначейских ценных бумаг. Доходность американских облигаций небольшая - наиболее распространенные (десятилетние) долгосрочные обязательства сейчас приносят 2,68% годовых. Однако это надежные бумаги с низкой вероятностью дефолта, которые всегда можно продать на открытом рынке по текущим ценам без серьезных потерь.

Почему госдолг постоянно растет?

Потому что постоянно растет дефицит бюджета, который приходится закрывать за счет эмиссии государственного долга. Бюджетную дыру также можно было бы залатать за счет повышения налогов или сокращения расходов, но оба эти варианта пагубно сказались бы на экономическом росте и вызвали бы недовольство граждан страны. США проблемы подобного выбора не испытывают: американский госдолг номинирован в той валюте, над эмиссией которой Вашингтон имеет прямой контроль, и при необходимости ФРС всегда готова включить печатный станок, чтобы выкупить долговые обязательства. Ни у одной другой страны мира нет такой возможности.

По этой же причине высокий внешний долг не станет причиной дефолта в стране. Дефолт, то есть неоплата процентов или основного долга по долговым обязательствам, возможен только тогда, когда государство не способно брать новые кредиты на покрытие старых. В США такая ситуация может произойти только в одном случае - если Конгресс запретит федеральному правительству повышать лимит госдолга. Летом 2011 года, во время президентства Барака Обамы, США оказались на пороге технического дефолта, но избежали его, просто повысив планку на $2,1 трлн.

Единственное, что реально волнует американцев, - это соотношение госдолга к ВВП. Согласно оценкам Всемирного банка, госдолг страны считается проблемным, когда он равен 77% годового ВВП государства. Однако многие страны десятилетиями живут и с большим долгом, например, у Франции, Италии и Японии этот показатель превышает 100%. США не исключение - в последние годы госдолг страны выше ВВП на несколько процентов (в 2017 году этот показатель находился на отметке 108%).

Какова позиция нынешней администрации?

Текущие долговые проблемы США - результат острого финансово-экономического кризиса 2007–2008 годов. С тех пор стране несколько раз приходилось повышать потолок госдолга, что приводило к политическим баталиям между прошлой администрацией демократа Барака Обамы и республиканской оппозицией в Конгрессе.

Трамп во время избирательной кампании 2016 года утверждал, что решит проблему огромного национального долга страны за два президентских срока или "за восемь лет". Он выражал уверенность в том, что после его налоговых реформ и пересмотра торговых договоров наступит экономический рост, который позволит Соединенным Штатам оплатить долг наличными средствами. Уже на посту главы государства республиканец заявлял, что денежные средства, полученные от введенных США торговых пошлин , пойдут на погашение государственного долга страны.

45-й президент и его соратники-республиканцы считались "ястребами" в вопросе госдолга, тогда как демократы традиционно относились к его росту более спокойно. Но уже с 2017 года стороны как будто поменялись ролями - теперь Трамп не только поддерживает повышение потолка, но и выступает за полную отмену процедуры периодического рассмотрения этого вопроса Конгрессом, что позволило бы федеральному правительству занимать деньги без ограничений. Демократы в свою очередь настаивают, что задумки Трампа (например, все та же налоговая реформа) приведут к сильному раздуванию госдолга.

С 11 декабря 2017-го госдолг был заморожен на уровне $20,456 трлн. Но уже на следующий год стороны достигли соглашения, согласно которому правительство может неограниченно увеличивать федеральные займы до 1 марта 2019-го. После этого заработает такой потолок госдолга, который не позволит заимствовать выше уровня задолженности, который был достигнут к данному сроку.

Артур Громов

Внешний долг

Вне́шний долг - суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам . Может взиматься:

В современной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под внешним долгом понимаются все долги в иностранной валюте. Однако следует особо отметить, что зачастую такие долги могут передаваться регионам, в том числе в виде государственных программ. В данном случае долг подсчитывается при первичной передаче, чтобы избежать учёта одного заимствования повторно.

Валовой внешний долг

Валовой внешний долг (ВВД) представляет собой непогашенную сумму фактических и ничем не обусловленных обязательств резидентов данной страны перед нерезидентами, которая требует выплаты основного долга и/или процентов, на определенный момент времени.

Валовой внешний долг (ВВД) включает в себя и государственный внешний долг (правительства и Нацбанка), и негосударственный (банков, национальных и акционерных компаний, в том числе нефтяных компаний – у своих материнских зарубежных компаний).

Инструменты внешнего заимствования

  • Прямые займы у мировых кредитно-финансовых организаций: Парижский клуб , Всемирный банк , МВФ
  • Выпуск облигаций

Связь с другими макроэкономическими показателями

Обычно говоря о внешнем долге приводят его сравнение с объемом ВВП .

Задолженность развивающихся стран

Многие развивающиеся страны испытывают трудности с возвращением взятых ранее кредитов: на погашение внешнего долга уходит вся прибыль страны, так что необходимые текущие затраты погашаются за счёт новых кредитов; такое развитие событий часто приводит к тому, что страны-кредиторы вынуждены списать накопившийся долг, так как вернуть его всё равно невозможно.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Внешний долг" в других словарях:

    Внешний долг - – часть общей задолженности субъектов экономической деятельности в стране, приходящаяся на иностранных кредиторов. Внешний долг подразделяется на государственный и корпоративный. Кроме того, в странах со свободно конвертируемой валютой возможно… … Банковская энциклопедия

    В РФ обязательства, возникающие в иностранной валюте. По английски: Foreign debt Синонимы: Внешняя задолженность См. также: Государственный долг Российской Федерации Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    См. Долг внешний Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ВНЕШНИЙ ДОЛГ Юридическая энциклопедия

    Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных… … Официальная терминология

    Внешний долг - (англ. external debt) в международном праве сумма финансовых обязательств государства по отношению к иностранным кредиторам, которые должны быть погашены в установленные сроки … Энциклопедия права

    внешний долг - суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный… … Словарь экономических терминов

    Суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Внешний долг - INTERNATIONAL DEBT Задолженность государства иностранным кредиторам. Внешний государственный долг это задолженность государства международным организациям, таким как Всемирный банк и Международный валютный фонд, которые предоставляют ему кредиты… … Словарь-справочник по экономике

    Внешний долг - (англ. external debt) в международном праве сумма финансовых обязательств государства по отношению к иностранным кредиторам, которые должны быть погашены в установленные сроки. Бюджетное законодательство РФ определяет В.д. как обязательства,… … Большой юридический словарь

Книги

  • Внешний долг России. Монография , Н. О. Люшнина, О. А. Николайчук. Монография знакомит с новым подходом в изучении проблемы внешнего долга. Ошибки институционального строительства, а главное, их исправление с каждым годом становится все дороже для…

Государственный долг (также известный как «общественный долг» или «национальный долг») - это долг центрального правительства. В США и других федеральных государствах, термин «государственный долг» может также относиться к задолженности федерального или регионального правительства, муниципального или местного самоуправления. В то же время, понятие ежегодный «государственный дефицит» или « дефицит государственного бюджета» относится к разнице между доходами и расходов правительства в течение одного года, то есть увеличение государственного долга в течение определенного года.

Государственный долг является одним из способов финансирования государственных операций, но это не единственный метод. Правительства могут также печатать деньги, чтобы монетизировать свои долги, тем самым устраняя необходимость выплачивать проценты. Но эта практика просто снижает государственные расходы по процентам, а не отменяет по-настоящему государственный долг, и может привести к гиперинфляции, если используется без меры.

Правительства могут быть денежно суверенными или денежно не суверенными. Денежно суверенные (MS) правительства создают законы, согласно которым создают свою суверенную валюту. Денежно не суверенное правительство использует валюту, над которой его суверенитет она не является суверенным.

Примеры правительств MS являются США, Великобритания, Канада, Япония, Австралия, Россия и т.д. Примерами денежно не суверенных правительств являются Греция, Франция, Италия, Иллинойс, Калифорния, Кук Каунти и Чикаго, которые ранее использовали свою суверенную валюту, а позже стали использовать валюту, над которой они не имеют суверенитета. По своим собственным законам, MS правительство может дать себе неограниченные возможности для создания своей суверенной валюты и дать этой валюте любое значение, которое оно выберет. Например, многие государства намеренно снизили стоимость своей валюты, чтобы стимулировать экспорт.

Таким образом, MS правительство никогда не может быть принуждено к банкротству или каким-либо действиям с его суверенной валютой. Оно может заплатить любой долг любого размера, при условии, что этот долг номинирован в его суверенной валюте. MS правительство не нуждается в заимствованиях или налогах для обслуживания долгов в его суверенной валюте. Однако оно должно применять налогообложение: во-первых, чтобы создать спрос на валюту и поддерживать ее ценность; во-вторых, чтобы позволить себе осуществлять расходы без инфляции. Как расходы во внутреннем частном секторе, так и за рубежом имеют влияние на долг и инфляцию. Правительство может иметь сильное влияние на оба этих показателя, но никогда не может полностью контролировать их. Правительства обычно заимствовать путем выпуска ценных бумаг, государственных облигаций и векселей. Менее кредитоспособные страны иногда заимствуют деньги непосредственно у наднациональной организации (например, Всемирного банка) или международных финансовых институтов.

Поскольку правительство черпает доходы от значительной части населения, государственный долг является косвенным долгом налогоплательщиков. Государственный долг можно классифицировать как сумму внутреннего долга (задолженности кредиторам в пределах страны) и внешнего долга (задолженность перед иностранными кредиторами). Суверенный долг, как правило, относится к государственному долгу, который был выдан в иностранной валюте. Еще одним распространенным признаком для разделения государственного долга является длительность до погашения. Краткосрочный долг, как правило, считается в течение одного года или менее года, а долгосрочный - более десяти лет. Среднесрочный долг попадает между этими двумя границами. Более широкое определение государственного долга может рассматривать все правительственные обязательства, в том числе будущие пенсионные выплаты и платежей за товары и услуги по правительственным контрактам, которые еще не оплачены.

История государственного долга

Во время раннего периода новой эры, европейские монархи часто объявляли дефолт по своим займам или произвольно отказывались платить по долгам. Эти случаи привели к тому, что финансисты стали опасаться кредитовать монархов и финансы стран, которые были часто в состоянии войны и оставались крайне нестабильными.

Создание первого центрального банка в Англии – учреждения, предназначенного для кредитования правительства - было первоначально целесообразно для Вильгельма III короля Англии для финансирования войны против Франции. Он привлек синдикат городских трейдеров и продавцов для того, чтобы предложить для продажи размещение государственного долга. Этот синдикат вскоре превратился в Банк Англии, который финансировал войны герцога Мальборо и позже имперские завоевания.

Билль об Учреждении банка был разработан Чарльзом Монтегю в 1694 году, по плану, который был предложен Уильям Патерсоном тремя годами ранее, однако тогда соответствующие мероприятия проведены не были. Он предложил кредит правительству в 1,2 млн. фунтов; взамен подписчики были объединены в Банк Англии с долгосрочными банковскими привилегиями, включая выпуск банкнот. Королевская грамота была удовлетворена 27 июля, после принятие пакета законов о правительственной налоговой политике («Tonnage Act», 1694 г.).

Основание Банка Англии произвело революцию в государственных финансах и положило конец дефолтам, таких как Великая остановка казначейства 1672 года, когда Карл II приостановил выплаты по своим счетам. С тех пор, британское правительство всегда было в состоянии погасить требования кредиторов. В последующие века, другие страны в Европе и в конце концов по всему миру организовали аналогичные финансовые учреждения для управления их государственным долгом.

В 1815 году, в конце наполеоновских войн, государственный долг Великобритании достиг пика более чем 200% от ВВП.

Правительство и государственные облигации

Государственных облигаций является облигациями, выпущенными национальным правительством. Такие облигации часто выражены в валюте страны-эмитента. Государственные облигации иногда рассматривается как безрисковые облигации, потому что национальные правительства могут повышать налоги или сокращать расходы до определенного момента, а в крайних случаях они могут «напечатать больше денег» и выкупить облигации в момент погашения. Правительствам большинства развитых стран запрещено законом непосредственно печатать деньги, поскольку эта функция передана их центральным банкам. Тем не менее, центральные банки могут покупать государственные облигации для финансирования государственных расходов, тем самым монетизируя долг.

Облигации, выпущенные национальными правительствами в иностранной валюте, как правило, называются суверенными облигациями. Инвесторы в суверенные облигации, номинированные в иностранной валюте, имеют дополнительный риск от того, что эмитент может быть не в состоянии получить иностранную валюту для погашения облигаций. В случае греческого долгового кризиса 2010 года, например, долг Греции номинировался в евро, и одним из решений для Греции, предложенных в частности финансовыми экономистами Всемирного пенсионного совета (WPC), было вернуться к выпуску собственной валюты драхмы.

Выражение государственного долга в резервных валютах

Правительства часто занимают деньги в валюте, в которой спрос на долговые ценные бумаги является сильным. Преимуществом выпуска облигаций в валютах, таких как доллар США, фунт стерлингов или евро является то, что многие инвесторы хотят инвестировать в такие облигаций. Такие страны, как США, Германия, Италия и Франция выпускают облигации только в их национальной валюте (или в евро в случае членов евро).

Относительно немногие инвесторы готовы вкладывать средства в валюты, которые не имеют длинного периода стабильности. Недостатком для правительства выпуска облигаций в иностранной валюте является риск того, что оно будет не в состоянии получить иностранную валюту для выплаты процентов или погашения облигаций. В 1997 и 1998 годах, во время азиатского финансового кризиса, это стало серьезной проблемой, когда многие страны не смогли сохранить их обменный курс фиксированным вследствие спекулятивных атак.

Риск государственного долга

Кредитование национального правительства в собственной суверенной валюте страны часто считается "безрисковым" и делается по так называемой «безрисковой процентной ставке». Это происходит потому, что до определенного момента, долг и проценты могут быть погашены за счет повышения налоговых поступлений (либо экономического роста или повышения налоговых поступлений), сокращения расходов или, если это невозможно, просто печатания больше денег. Широко считается, что чрезмерное печатание денег приводит к увеличению инфляции и тем самым снижет стоимость вложенного капитала (по крайней мере для долгов не связанных с инфляцией). Это случалось много раз на протяжении всей истории, и типичным примером этого может служить Веймарская Германия 1920-х годов, которая пострадала от гиперинфляции из-за неспособности своего правительства оплачивать государственный долг, вытекающий из затрат на мировую войну.

На практике, рыночная процентная ставка, как правило, отличается по долгам разных стран. Примером может служить заимствование разными странами Европейского Союза, номинированные в евро. Несмотря на то, что валюта та же самая в каждом случае, рыночная процентная ставка по долгам некоторых стран выше, чем для других. Это отражает взгляды рынка на относительную платежеспособность различных стран и вероятности того, что долг будет погашен. Кроме того, есть исторические примеры, когда страны объявляли дефолт, то есть, отказывались платить по своим долгам, даже если они имели возможность оплатить его с помощью напечатанных денег. Это потому, что печатание денег дает и другие негативные эффекты, которые правительство может воспринимать, как более проблематичные, чем дефолт.

Политически нестабильные государства рассматриваются как наиболее рисковые, так как в любой момент могут прекратить платежи. Примеры этого явления включают Испанию в 16 и 17 веках, аннулировавшую свой государственный долг семь раз в течение века и революционную Россию 1917 года, которая отказалась принимать на себя ответственность за внешний долг императорской России.

Еще один политический риск вызван внешними угрозами. Является редкостью, когда победители в войне берут на себя ответственность за госдолг оккупированного государства или, за организацию, которая, по их мнению, является мятежной. Например, все заимствования в Конфедерации Штатов Америки остались невыплаченными после Гражданской войны в США. С другой стороны, в современную эпоху, переход от диктатуры и нелегитимных правительств к демократии не может автоматически освободить страну долга, оставшегося от бывшего правительства. Сегодняшние высокоразвитые глобальные кредитные рынки с меньшими шансами будут кредитовать страны, которые отрицают свою предыдущую задолженность, или могут потребовать в наказание повышенные уровни процентных ставок, которые будут неприемлемы для заемщика.

Казначейские облигации США, выраженные в долларах США, часто считаются «безрисковыми» в США Это не учитывает риск для иностранных покупателей изменения курса доллара по отношению к валюте кредитора. Кроме того, статус безрисковых неявно предполагает стабильность правительства США и его способность продолжать выплаты в течение любого финансового кризиса. Кредитование национального правительства в валюте, кроме его собственной, не дает ту же уверенность в способности данного правительства погашать долг, но это может быть компенсировано за счет снижения валютного риска для иностранных кредиторов. С другой стороны, государственный долг в иностранной валюте не может быть сильно уменьшен при гиперинфляции, и это повышает доверие к должнику. Обычно маленькие государства с небольшой экономикой имеют большую часть своего государственного долга в иностранной валюте. Для стран Еврозоны, евро является национальной валютой, хотя ни одно государство не может спровоцировать инфляцию, создавая больше валюты.

Кредитование региональных или муниципальных властей может быть столь же рискованно, как и кредит частной компании, если локальное или муниципальное правительство не имеет достаточно власти, чтобы облагать налогами. В противном случае местные власти могли бы в определенной степени оплатить свои долги за счет увеличения налогов или сокращения расходов, так же, как национальное правительство. Кроме того, займы местных правительств иногда гарантируются национальным правительством, и это снижает риск. В некоторых юрисдикциях, проценты на локальные или муниципальные облигации освобождаются от налогообложения, что может быть важным фактором для богатых.

Списание госдолга и дефолт

Стандарты списания государственного долга устанавливаются Банком международных расчетов, но по умолчанию регулируются крайне сложными законами, которые варьируются от юрисдикции к юрисдикции. В глобальном масштабе Международный валютный фонд может предпринять определенные шаги, чтобы вмешаться, чтобы предотвратить ожидаемый дефолт. МВФ иногда критикуют за меры, советы странам, которые часто связаны с принятием мер по урезанию государственных расходов в рамках режима жесткой экономии. При анализе итогов, эти меры можно рассматривать как деградацию капитала, от которого экономика страны зависит в конечном итоге.

Эти соображения не относятся к частным долгам, напротив: кредитный риск (или кредитный рейтинг потребителя) определяет процентную ставку, более или менее, и лица признаются банкротами, если они не в состоянии долг погасить. Правительствам необходим гораздо более сложный способ управления дефолтом, потому что они не могут реально обанкротиться (и вдруг прекратить предоставление услуг гражданам), хотя в некоторых случаях правительство может исчезнуть, как это произошло в Сомали или, как это может произойти в случае оккупированных стран, где оккупант не признает долги оккупированной страны.

Меньшим юрисдикциям, таким как города, как правило, даются гарантии от их региональных или национальных властей. Когда Нью-Йорк отказался от того, чтобы быть банкротом в 1970-х (если бы это было частное предприятие), к середине 1970-х годов спасению потребовалось от штата Нью-Йорк и США. В общем, такие меры означают слияние долга маленького и большого субъекта и дают меньшим субъектам доступ к более низким процентным ставкам, которыми пользуется большой субъект. Большой субъект может затем предположить некоторый согласованный надзор с целью предотвращения повторного возникновения проблемы.

Структура государственного долга

В доминирующей экономической политики в целом, приписываемой теорий Джона Мейнарда Кейнса, иногда называемой кейнсианством, есть терпимость к довольно высоким уровням государственного долга для оплаты государственных инвестиций в скудные времена, которые, если последуют времена бума, можно будет оплатить за счет роста налоговых поступлений.

Когда эта теория получила мировую популярность в 1930 году, многие страны стали использовать государственный долг для финансирования крупных инфраструктурных капитальных проектов, таких как шоссе или крупные гидроэлектростанции. Считалось, что это может создать эффективный цикл и рост делового доверия, поскольку будет больше рабочих с деньгами, которые будут их тратить. Некоторые утверждали, что в связи со значительным увеличением военных расходов Второй мировой войны действительно закончилась Великая депрессия. Конечно, военные расходы основаны на тех же налогах (или долге) и базовых фундаментальных факторах, как остальная часть национального бюджета, таким образом этот аргумент немного подрывает кейнсианскую теорию. Действительно, тогда некоторые предположили, что значительно более высокие национальные расходы обусловленные войной по существу подтверждают основной кейнсианский анализ.

Тем не менее, кейнсианская схема осталась доминирующей, во многом благодаря собственной брошюре Кейнса «Как оплатить войну», опубликованной в Великобритании в 1940 году. Поскольку война оплачивалась и выигрывалась, Кейнс и Гарри Декстер Уайт, помощник секретаря министерства финансов США, оказали, согласно Джону Кеннету Гэлбрейту, доминирующие влияние на Бреттон-Вудские соглашения. Эти соглашения определяют политику для Банка международных расчетов (БМР), Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка, так называемых Бреттон-Вудских учреждений, основанных в конце 1940-х (последний два, БМР был основан в 1930 году). Они являются доминирующими хозяйствующими субъектами настройки политики в отношении государственного долга. Благодаря своей роли в определении политики в отношении торговых споров, Всемирная торговая организация также имеет огромную силу, чтобы повлиять на иностранные обменные отношения, так как многие страны зависят от конкретных товарных рынков для платежных балансов, которые необходимы им, чтобы погасить долги.

Понимание структуры государственного долга и анализ его рисков требует от каждого:

  • Оценить ожидаемую стоимость любого создающегося за счет государственного долга общественного актива, по крайней мере, в будущих налоговых условиях, если не в прямых доходах. Выбор должен быть сделан в пользу актива, который является общественно выгодным.
  • Определить, используется ли государственный долг в настоящее время для финансирования потребления, которое включает всю социальную помощь и все военные расходы.
  • Определить, не приведет ли триединый итог (Прибыль, Люди, Окружающая среда) в результате существования государственного долга к неудаче или дефолту государственной власти, скажем, к свержению правительства.
  • Определить, не является ли наращивание государственного долга результатом каких-либо одиозных или скрытых действий руководителей страны. Это включает в себя любые кредиты на покупку «активов», таких как дворцы для лидеров, или подавление или уничтожение народа. Международное право не позволяет людям быть ответственными за такие долги, при которых они не выигрывают в любом случае от расходов и не имеют контроль над ними.
  • Определить, создаются ли за счет расходов будущие блага – например, расходы по финансированию строительства общественного бассейна, могут позволить людям отдыхать в том месте, где ранее это было невозможно.

Масштаб государственного долга

Согласно современной валютной теории, государственный долг рассматривается как крупный частный капитал и процентные платежи по долгу как частный доход. Государственный долг является выражением накопленного в предыдущие годы бюджетного дефицита, который добавил финансовые активы в частный сектор, обеспечивая спрос на товары и услуги. Приверженцы этой школы экономической мысли утверждают, что масштаб проблемы гораздо менее серьезный, чем обычно считается.

Глобальный долг вызывает большое беспокойство, поскольку процентные платежи могут часто предъявлять высокие требования к правительствам и частным лицам. Это привело к призывам всеобщего облегчения долгового бремени для бедных стран.

Менее экстремальной и более инновационной мерой будет являться разрешение группам гражданского общества в каждой стране покупать долги в обмен на миноритарные доли в общественных организациях. Даже в условиях диктатуры, сочетание банков и власти гражданского общества может заставить провести земельную реформу и заменить правительство, так как люди и банки будут приведены в соответствие против посягательств власти.

Использование долга по отношению к ВВП является одной из самых принятых мер оценки долга нации. Например, в теории одним из критериев приема в Еврозону Европейского Союза является то, что долг страны не должен превышать 60% ВВП этой страны. Долг США в течение долгого времени документируется онлайн на веб-сайте соответствующего департамента Министерства финансов.

Проблемы государственного долга

Суверенные долговые проблемы были одним из основных вопросов государственной политики со времен Второй мировой войны, в том числе вопрос с задолженностью по той войне, «долговой кризис» в развивающихся странах в 1980-х, потрясения от финансового кризиса 1998 года в России и дефолт Аргентины в 2001 году.

Однако не все развивающиеся страны были затронуты этой проблемой в одинаковой степени. Например, Югославия имела низкий государственный долг (возможно, потому что это было не в состоянии заимствовать на мировых рынках) до его распада и пришествия демократии, когда новые национальные правительства начали занимать деньги у МВФ. Хорватия имеет государственный долг в размере 47 млрд. долл. в настоящее время, в то время как вся Югославия (в шесть раз больше людей, чем в Хорватии) в 1980 году имела долг в размере 14 млрд. долл.

Решение проблемы государственного долга

Государственный долг во многих развитых странах сопоставим с размерами их экономики. Стандартное решение для сокращения долга через профицит бюджета не представляется возможным из-за размера долга и пагубных последствиях мер жесткой экономии. Тем не менее, долг может быть устранен путем институциональных изменений. Институциональное решение основывается на присущей природе государственных ценных бумаг, который является национальным капиталом искусственно структурированным в виде «долга». С технической точки зрения это изменение правового статуса государственного долга делает его похожим на обязательства Центрального банка - то есть неоплатные по своей природе. Дискуссия в США о монете номиналом в 1 трлн. долл., которая может быть выпущена министерством финансов является еще одним примером того, что решение возможно.

Неявный государственный долг

«Неявным» государственным (правительственным) долгом является обещание правительством будущих платежей со стороны государства.

Обычно это относится к долгосрочным обещаниями социальных выплат, таких как пенсии и расходы на здравоохранение, а не обещаниями других расходов, таких, как образование или оборону (которые в значительной степени оплачиваются по принципу «услуга за услугу», в основном, государственным служащим и подрядчикам).

Проблема с этими неявными государственными страховыми обязательствами заключается в том, что трудно точно определить их стоимость, так как суммы будущих выплат зависят от очень многих факторов. Прежде всего, требования социального страхования не являются «открытыми» облигациями или долговыми бумагами с указанным сроком погашения, номинальной стоимостью или чистой приведенной стоимостью.

В Соединенных Штатах, как и в большинстве других стран, деньги не выделяются в казну правительства для будущих социальных страховых выплат. Эта страховая система называется PAYGO. Альтернативные стратегии социального страхования, возможно, включают в себя систему, которая участвует в аккумуляции сбережений и инвестировании.

Кроме того, демографические прогнозы предсказывают, что, когда поколение «Бэби-бумеров» уже в ближайшее время начнет выходить на пенсию, работающего населения в Соединенных Штатах, и во многих других странах, будет меньше, чем сейчас, в течение многих лет в будущем. Это увеличит нагрузку на страны в плане выплат обещанных пенсий и других больших выплат, до более чем 65 процентов ВВП, которые существуют в настоящее время. «Бременем» правительства является то, что оно тратит, так как оно может платить по счетам только за счет налогов, долгов и увеличения денежной массы (государственные расходы = доходы от налогов + изменение государственных долгов перед обществом + изменение денежной массы в обращении).

В 2010 году Европейская комиссия потребовала от страны-членов ЕС опубликовать свою информацию по задолженности по стандартизированной методологии, явно включая долги, которые ранее были скрыты в ряде способов удовлетворения минимальных требований на местном (национальном) и европейском (Пакт стабильности и роста) уровне.

Внешний долг страны по определению, данному МВФ, — это объем непогашенных текущих, не связанных никакими условиями обязательств в виде основной суммы и процентов, принятых резидентами одной страны по отношению к нерезидентам, а также обязательства резидентов страны к нерезидентам, подлежащие погашению в определенное время в будущем.

Внешний долг страны включает в себя государственный и частный долг (долг государственного и частного сектора). Внешний долг, с одной стороны, способствует увеличению финансовых ресурсов стран, с другой — увеличивает финансовые риски экономического кризиса. Величина суммарного внешнего долга и просроченной задолженности существенно влияет на рейтинг страны на международном кредитном рынке. Чем ниже кредитный рейтинг страны или ее резидентов, тем жестче условия предоставления новых кредитов. Странам, имеющим высокий уровень просроченной задолженности, фактически закрыт доступ на мировые кредитные рынки. Для них единственным источником внешних заимствований становятся ресурсы МВФ и группа Всемирного банка.

Возникновение просроченной задолженности вынуждает государство вести переговоры с иностранными кредиторами по урегулированию внешнего долга. Урегулирование внешнего долга — это принятие заемщиком мер по ликвидации просроченной внешней задолженности со снижением выплат процентов и основного долга. Наибольшая часть официального внешнего долга находится в руках стран — членов Парижского клуба, а частного долга — в ведение банков, входящих в Лондонский клуб.

Парижский клуб - неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризации задолженности развивающихся стран.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

  • начичие непосредственной угрозы прекращения платежей;
  • обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику;
  • равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

Реструктуризация долга - это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей. В рамках Парижского клуба реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран. В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы.

Проект под названием «Инициатива HI PC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению бремени долга самых бедных развиваются стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.

Внешний долг Российской Федерации

Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживание своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 г. составил около 70 млрд долл. (внешний долг СССР в 1987 г. составил 40 млрд долл.). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки было крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в сшс большей степени сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия могла ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 млрд долл., что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 г. Парижский клуб отсрочил на несколько лет выплату основой части российского долга.

Внешний долг России условно можно разделить на семь составляющих:

  • займы международных организаций (64%, или 128,3 млрд долл.);
  • реструктурированный долг СССР;
  • кредиты и займы российских банков (9%);
  • кредиты и займы российских компаний (12,5%, или 25 млрд долл.);
  • валютные облигации внутреннего займа (6%, или 11,4 млрд долл.);
  • еврооблигации (8%, или 16,2 млрд долл.);
  • субфедеральные внешние займы и кредиты (1 %, или 2,8 млрд долл.).

17 сентября 1997 г. в Париже Правительством РФ был подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему.

1999-2001 гг. — пик расчетов страны по внешнему долгу. Ежегодно Россия на выплату процентов и погашение собственно кредитов и займов должна была тратить 18-20 млрд долл. (сумма, сопоставимая с доходной частью бюджета). Надвигающийся пик был обусловлен тем, что обязательства по старым, еще советским долгам наложились на обязательства по кредитам и займам, полученным после 1 января 1992 г. В принципе размер суверенного российского долга сравнительно невелик. На начало 1998 г. общая задолженность перед внешними кредиторами составила примерно 130 млрд долл., из них 100 млрд долл. остались от СССР.

Россия полностью погасила долг бывшего СССР перед Парижским клубом кредиторов в июне 2006 г. Общая сумма выплат составила 23,7 млрд долл.

В 2006 г. были осуществлены плановые платежи в 1,3 млрд долл. В то же время Внешэкономбанк заплатил сшс 22,5 млрд долл. в счет досрочного погашения долга. К. обшей сумме долга Россия дополнительно должна была выплатить 1 млрд долл. премии крупнейшим кредиторам. Из этих средств 700 млн долл. получила Германия. Экономия от досрочного погашения составила 7,7 млрд долл. в течение ближайших 15 лет.

На 1 января 2008 г. внешний долг России составил 459,6 млрд руб., в том числе долг частного сектора — 249,6 млрд руб., частных банков — 163,7 млрд руб.

Внешний долг страны

Образуется вследствие притока в страну ссудного капитала и появления отсюда обязательств по погашению этих кредитов, ссуд, займов и выплате процентов. Общая величина внешнего долга в мире приближается к 2,4 трлн долл. Заметим, это долг только стран с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Для стран с конвертируемой валютой проблемы внешнего долга формально не существует — ведь они могут оплачивать обязательства перед нерезидентами своей национальной валютой, свободно меняя ее на иностранную, т.е. погашая свой долг за счет своих внутренних активов, а не только внешних, как страны с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Неформальный же анализ говорит, что именно в этой группе стран наиболее велик внешний долг (только в США в начале 2004 г. от составил 7 трлн долл.).

Внешний долг делится на государственный (около 1,7 трлн долл. во веем мире) и частный (около 0,7 трлн долл.). Государственный внешний долг состоит из внешних обязательств государственных органов (включая местные власти), а также гарантированных государством внешних обязательств частного сектора. Частный долг образуется из внешних обязательств фирм и банков. По объему внешнего долга лидируют Бразилия, Россия, Китай, Мексика, Аргентина, Индонезия, Южная Корея, Турция. У всех этих стран в начале нашего десятилетия внешний долг превышал 100 млрд, а у Бразилии — даже 200 млрд долл.

Однако тяжесть внешнего долга определяется не только его величиной, но и платежами по этому долгу. Рассмотрим тяжесть внешнего долга на примере России.

Внешний долг нашей страны к началу 2004 г. равнялся 182 млрд долл. По отношению к ВВП по обменному курсу (433 млрд долл. в 2003 г.) это составляет 42%, а по отношению к годовому экспорту товаров и услуг (152 млрд долл. в 2003 г.) — 120%. Подобные показатели можно расценить как умеренные. Для сравнения укажем, что в начале текущего десятилетия из вышеуказанных стран они составляли 94 и 200% у Индонезии, но всего 14 и 53% у Китая. Таковы показатели тяжести внешнего долга.

О тяжести обслуживания внешнего долга говорит другой показатель. В 2003 г. на платежи по внешнему долгу (обслуживание внешнего долга) Россия потратила, по оценке, около 35 млрд долл., в том числе более 14 млрд в рамках обслуживания государственного внешнего долга. По отношению к главному источнику иностранной валюты — доходам от экспорта товаров и услуг в размере 152 млрд долл. — это составило около 23%, в том числе 9% пришлось на платежи по государственному внешнему долгу. Считается, что опасным порогом для этого показателя является величина, превышающая 20-25%. Поэтому и этот показатель для России можно считать умеренным.

Тем не менее проблема внешнею долга остра в России, хотя ее содержание изменилось: если в прошлом десятилетии это была скорее проблема государственного внешнего долга, то теперь это скорее проблема частного внешнего долга. Государственный внешний долг России вследствие большого притока нефтедолларов в государственный бюджет и золотовалютные резервы имеет тенденцию к сокращению (уменьшился со 156 млрд долл. на начало 1999 г. до 107 млрд долл. на начало 2004 г.), хотя платежи по нему нарастали, достигнув пика в 2005 г. — 18,9 млрд долл. В то же время частный долг имеет тенденцию к росту (с 30 млрд долл. на начало 1999 г. до 75 млрд долл. на начало 2004 г.) вследствие дороговизны и недостаточной доступности банковских кредитов в России, т.е. из- за слабости банковской системы нашей страны даже в условиях большого притока нефтедолларов.

Внешний долг страны имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Обычно современные экономисты под влиянием долгового кризиса развивающихся стран и некоторых государств с переходной экономикой сосредоточиваются на негативных аспектах — тяжести обслуживания внешнего долга, появления экономической и политической зависимости от кредиторов, неэффективном использовании заемных средств. Однако не будем забывать, что половина существующих в России железных дорог была построена на иностранные займы (преимущественно французские), что американская промышленность во многом выросла на иностранные ссуды (в основном английские), что в наше время новые индустриальные страны активно используют дешевые и обильные зарубежные источники ссудного капитала для своего быстрого экономического роста.

Баланс между негативными и позитивными аспектами внешнего долга провести сложно, но, вероятно, можно прийти к выводу, что позитивные аспекты перевешивают негативные, если в стране с нехваткой капитала заемные средства из-за рубежа используются настолько эффективно, что это не порождает трудностей с обслуживанием долга и высокой зависимости от кредиторов. А для этого заемные средства должны направляться не столько на финансирование дефицита государственного бюджета (как в России 90-х гг.), сколько на долгосрочные инвестиции в национальную экономику, в том числе приводящие к росту поступлений иностранной валюты для последующей оплаты внешнего долга.

Внешний долг стране

Образуется вследствие оттока из страны ссудного капитала и появления отсюда у ее резидентов внешних активов в виде предоставленных кредитов, ссуд, займов и процентов по ним. Внешний долг нашей стране на начало 2004 г., если судить поданным международной инвестиционной позиции России, составлял 86 млрд долл. Он образовался прежде всего в результате предоставления Советским Союзом экономической и военной помощи своим союзникам и партнерам, особенно экономически отсталым. Поэтому к наиболее крупным должникам России сейчас относятся Куба, Ливия, Ангола, КНДР. Но одновременно среди новых стран — должников России числятся многие страны СНГ, прежде всего Украина, которые не всегда полностью расплачиваются за российский экспорт товаров и услуг в эти страны, особенно тот, что гарантируете я м еж п ра вител ьстве иным и соглашения м и.

В отличие от внешнего долга России перед другими странами, этот внешний долг порождает очень малые платежи — в 2003 г. Россия получила из-за рубежа, по опенке, менее 6 млрддолл. платежей в счет внешнего долга, в том числе менее 2,5 млрд по линии государственного долга. Причина столь малых платежей по государственной линии состоит прежде всего в низкой платежеспособности стран-должников, многие из которых не в состоянии вообще или в срок обслуживать свой долг перед Россией. Отсюда и списание (полное или частичное) этого долга некоторым должникам — Монголии, Вьетнаму или же его реструктуризация, т.е. переоформление на других условиях — Украине и другим странам СНГ. В результате внешний долг других государств России сокращается (в начале 90-х гг. составлял, по оценке, более 150 млрддолл.).

Причины возникновения бюджетного дефицита могут быть самыми разными. Это войны, экономические спады, снижение налогов, а иногда и отсутствие политической воли и решимости касательно сокращения расходов и экономии бюджета. Отрицательно влияют на бюджет инфляция, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика. Сам по себе бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением, более того, его наличие может стимулировать экономическое развитие, но во многом это зависит от способа его финансирования. Он может покрываться несколькими способами: за счет эмиссии денег, займов в центральном банке, займов в частном секторе и внешних заимствований.

Эмиссия денег считается самым простым способом покрыть бюджетный дефицит. Но избыточная эмиссия может вызвать неконтролируемую инфляцию, обесценить сбережения и национальную валюту.

Государство также может ужесточить налоговую политику, однако это непопулярная мера, которой стараются избегать.

Государственные займы, по сравнению с двумя вышеупомянутыми способами, более предпочтительный источник финансирования дефицита бюджета. Это не так губительно для экономики как эмиссия, ведь такие, к примеру, внутренние займы состоят из временно свободных денежных средств населения и организаций, соответственно, совокупный спрос и количество денег в экономике не увеличивается. Но негативное влияние на экономику все равно существует. Государственные ценные бумаги отвлекают часть свободных денежных средств; повышение спроса со стороны государства на денежные средства ведет к росту процентных ставок, а следствием этого является сокращение инвестиций в реальный сектор экономики.

Государственные займы можно классифицировать по следующим признакам: по субъектам заемных отношений (займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти); по обращению на рынке (рыночные, которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев); по валюте заимствований (внутренние и внешние); в зависимости от срока привлечения средств (краткосрочные – до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше); по методу определения дохода (с твердым или плавающим доходом); по обеспеченности (закладные и беззакладные); по характеру выплачиваемого дохода (выигрышные, процентные, беспроигрышные) и другим признакам1.

Внутренний и внешний займы.

В самых общих чертах внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам, внутренний долг – это долг государства своему населению. В соответствии с Бюджетный Кодексом РФ в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией; объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации; объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса2.

Последствия государственного долга для экономики.

Исследователи экономической теории выделяют две точки зрения на последствия государственного долга для экономики. Первая заключается в том, что государственный долг оказывает исключительно отрицательный эффект на экономику страны. Он связывается, во-первых, с так называемым бременем долга – население вынуждено платить государству налоги, необходимые для обслуживания долга. Во-вторых, занимая деньги, государство вытесняет частных заемщиков с кредитного рынка. Сторонники противоположной идеи считают, что ни бремени долга, ни вытеснения частных заемщиков не происходит.

Первое направление развивалось в творчестве экономистов-классиков. Классическая модель экономики предполагает, что основным двигателем является не спрос, а предложение, и экономика самонастраивается. Следовательно, в государственной функции стабилизации нет надобности, значит, нет необходимости и в займах. Отрицательное отношение к государственному долгу разделял Адам Смит . Ставя индивидуальные предпринимательские интересы выше интересов государства, он подчеркивал, что государство, в отличие от частного заемщика, более расточительно, менее качественно управляет капиталом. Когда государство берет в долг, теряется изымаемый им из экономики ресурс, как в случае внутреннего, так и в случае внешнего долга. Поэтому Адам Смит выдвигает требование сбалансированного бюджета, то есть, бюджета без дефицита.

Одно из наиболее тщательных исследований в рамках данной концепции сделал Пьер Поль Леруа-Болье. Он строил следующую модель внутреннего долга: следствием займов является обложение граждан налогом, который потом распределяется между рантье в виде процентов. С первого взгляда, благосостояние нации не меняется – одни граждане, именуемые рантье, получают проценты от других граждан, именуемых налогоплательщиками.

Допустим, что заем отменяется. Налогоплательщики не уплатят налог, а рантье инвестируют свой капитал по-другому и будут получать примерно такие же проценты. Тогда каждая сторона остается с суммой, которая в случае займа принадлежала бы только одной стороне. Следовательно, отсутствие займов делает нацию богаче. Однако, по Леруа-Болье, есть случай, когда заем может приносить пользу. Это происходит тогда, когда он используется для хорошо спланированных и экономично выполненных общественных работ. Тогда капитал не разрушается, а трансформируется в общественное благо: постройку моста, транспортной сети и так далее.

Второй взгляд на государственный долг часто связывают с так называемой эквивалентностью Рикардо. Давид Рикардо не считал государственный долг положительным явлением, но он считает, что долг не ложится налоговым бременем на будущие поколения. Рикардо допускал, что будущие налоги, связанные с текущими займами, капитализируются рациональными гражданами в тот момент, когда долг возникает. То есть, в результате займа налоги не увеличиваются, они распределяются во времени.

Далее, свои возражения в адрес классическому воззрению на государственный долг выдвигала кейнсианская школа. Последователи Кейнса расходились с классиками в трех пунктах.

Во-первых, они не считали, что возникновение долга означает возникновение бремени долга для будущих поколений (по-крайней мере, в случае внутреннего долга). Они связывали это с тем, что, даже учитывая то, что потомкам предстоит выплачивать долг, – они же будут получать и выгоду от этого долга, так как государство будет должно выплатить им проценты и сумму погашения.

Во-вторых, государственный долг не аналогичен частному долгу. Когда занимает частный заемщик, он вынужден проявлять большую осторожность в распоряжении своими финансами, чтобы не довести себя до банкротства.

Вероятность же банкротства государства близка к нулю, каким бы крупным ни был его внутренний долг, так как кредиторы живут в одной стране с налогоплательщиками.

В-третьих, есть большое различие между внутренним и внешним долгом. В случае внешнего долга воззрения кейнсианцев близки к идеям классиков. Но внутренний долг не так страшен по причине двух вышеуказанных возражений. Исходя из этого, последователи Кейнса предлагают заменить правило сбалансированного бюджета правилом, по которому расходы бюджета равны сумме налогов и внутреннего долга.

Современная экономическая теория придерживается той точки зрения, что последствия долга нужно оценивать с учетом временного горизонта.

В краткосрочном плане экономика – кейнсианская. Дефицит провоцирует рост совокупного спроса, что влечет за собой рост национального дохода.

В долгосрочном плане экономика – классическая. Дефицит тормозит рост национального дохода и препятствует частным инвестициям.

Управление государственным долгом и его обслуживание.

Система управления государственным долгом – это совокупность бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других мероприятий, направленных на эффективное регулирование государственного долга и снижение влияния долговой нагрузки на экономику страны, в частности, выплаты доходов кредиторам и погашение займов, изменение условий уже выпущенных займов, определение условий и выпуск новых государственных ценных бумаг.

Существуют следующие меры в области управления государственным долгом: конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов, рефинансирование и реструктуризация долга.

Конверсия – это снижение или увеличение размера выплачиваемых процентов по займам.

Консолидация – изменение условий займов, связанное с их сроками. Как правило, государство заинтересовано в увеличении срока займа. Обычно вместе с консолидацией проводится унификация ценных бумаг.

Унификация – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Эта мера предпринимается для уменьшения количества видов обращающихся ценных бумаг для уменьшения расходов на их обслуживание. В некоторых случаях проводится обмен облигаций по регрессивному соотношению.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению – это ситуация, когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

Аннулирование государственного долга – это отказ государства от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу). Аннулирование может произойти в случае банкротства государства, или отказа новой политической власти признавать долги предыдущих властей.

Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Поэтому особую важность имеет сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. Их условия оговариваются в специальных соглашениях. Но возможны межправительственные займы только в случае хорошей репутации страны на финансовом рынке.

Реструктуризация – погашение долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков погашения (пересмотр сроков платежей, списание части долга). Реструктуризация долга проводится с согласия кредиторов.

К целям управления государственным долгом относят: сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне; сохранение стоимости обслуживания государственного долга; обеспечение исполнения обязательств государства в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

В следующей таблице приведены цели управления государственным долгам в разных странах.

Таблица: Цели управления государственным долгам в разных странах
Австралия «Основная цель... – привлекать заемные средства, управлять долгом и обслуживать его с наименьшими долгосрочными затратами и приемлемой уязвимостью от риска».
Дания «Общая цель правительственной долговой политики – снижать, насколько это возможно, стоимость займов в долгосрочном плане. Эта цель обставляется другими соображениями: – держать риск на приемлемом уровне; – создать в Дании и поддерживать хорошо функционирующий, эффективный финансовый рынок; – облегчить правительству выход на финансовый рынок в долгосрочном плане».
Ирландия «Цель управления долгом... – рефинансировать погашаемый долг и финансировать годовую потребность правительства в заемных средствах так, чтобы обеспечить кракто- и долгосрочную ликвидность, сдерживать рост и волатильность фискальных затрат на обслуживание долга, ограничить уязвимость правительства от риска и превзойти эталонный (теневой) портфель».
Новая Зеландия «Максимизировать долгосрочный экономический доход на финансовые активы и долг правительства в контексте фискальной стратегии и нежелания правительства рисковать».
Португалия «Привлекать заемные средства и совершать другие финансовые трансакции от имени Республики Португалия так, чтобы: – удовлетворять потребность республики в заемных средствах на стабильной основе; – минимизировать расходы правительства на обслуживание долга в длительной перспективе с учетом разработанных правительством риск-стратегий».
Швеция «Цель управления долгом центрального правительства – минимизировать в долгосрочной перспективе стоимость займов с надлежащим учетом рисков, связанных с управлением долгом. Однако управление всегда должно соответствовать требованиям, налагаемым денежной политикой, и наставлениям кабинета министров».
Великобритания «Поддерживать годовой объем, установленный министрами казначейства для купли-продажи государственных облигаций, с упором на минимизацию долгосрочных затрат и учетом риска».
Источник: Currie, Elizabeth, Jean-Jacques Dethier, and Eriko Togo, “Institutional Arrangements for Public Debt Management”, World Bank Policy Research Working Paper 3021, April 2003, p. 30. (Алехин Б.И. Государственный долг. Пособие для студентов академии бюджета и казначейства. М., 2007)

Для того чтобы определить, насколько эффективно управление кредитом, необходимо сравнить сумму превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов. По внешнему государственному долгу возможно определить коэффициент его обслуживания. Это отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга считается его значение до 25%.

Международный опыт проведения долговой политики государства.

Для того чтобы определить современные тенденции в долговой политике, необходимо увидеть уровень распределения государственного долга по странам мира. На карте с данными МВФ на октябрь 2014 мы видим, что процент государственного долга по отношению к ВВП распределяется крайне неравномерно. Страны должники можно условно разделить на две группы: страны должники с высоким уровнем жизни и развитыми экономиками и страны-должники с неразвитыми экономиками.

Начнем с первой группы.

На начало 2014 самый большой государственный долг был у США, далее страны (развитые) распределялись в следующем порядке:

США – 17,61 трлн. долларов

Япония – 9,87 трлн. долларов

Китай – 3,89 трлн. долларов

Германия – 2,60 трлн. долларов

Италия – 2,33 трлн. долларов

Франция – 2,11 трлн. долларов

Великобритания – 2,06 трлн. долларов

Бразилия – 1,32 трлн. долларов

Испания – 1,23 трлн. долларов

Канада – 1,2 трлн. долларов

При этом если оценивать государственный долг к ВВП, список будет несколько иным:

Япония – 242,3%

Греция – 174%

Италия – 133,1%

Португалия – 125,3%

Ирландия – 121,0%

США – 107,3%

Сингапур – 106,2%

Бельгия – 101,2%

Испания – 99,1%

Великобритания – 95,6%

Лидирующие позиции и в первом и во втором списке занимает Япония. Нужно отметить, что государственный долг Японии по большей части внутренний. Его рост начался после нефтяного кризиса 1973. В целях преодоления кризиса японским правительством была проведена приватизация государственных корпораций, но в начале 90-х годов экономика вошла в полосу стагнации. Реформы, направленные на преодоление проблем, требовали бюджетных вливаний, и дефицит рос. После аварии на Фукусиме 11 марта 2011 в Японии были закрыты атомные электростанции, пришлось переориентировать выработку энергии на другие ресурсы, в первую очередь, импортные. Большое количество людей пенсионного возраста и традиционная социальная политика подразумевают развитые социальные программы, что также требует денежные средства. Все это приводит к росту бюджетных расходов. Основным приоритетом экономической политики нового премьер-министра Синдзо Абэ было расширение спроса на внутреннем рынке, фискальные реформы (в частности, повышение налогов). Однако государственный долг продолжил рост, за апрель-июнь 2014 вырос на 1,4% и достиг новой рекордной отметки в 1 квадриллион 39 триллионов иен (10,2 триллиона долларов). В июне 2014 Банк международных расчетов опубликовал доклад, в котором подсчитано, что повышение доходности государственных облигаций с 10-летним сроком погашения на 2 процентных пункта приведет к тому, что стоимость обслуживания долга превысит налоговые поступления в бюджет.

Половину строк в обоих списках занимают страны Евросоюза, в которых масштабный рост долгов и дефицита бюджета привел к долговому кризису.

Выделяют три уровня причин европейского долгового кризиса: во-первых, влияние глобального финансово-экономического кризиса, во-вторых, внутренние евроинтеграционные противоречия, в-третьих, усугубление ситуации в наиболее уязвимых страна с большим количеством внутренних экономических проблем.

Глобальный финансово-экономический кризис был спровоцирован избыточной ликвидностью, возникшей как результат политики «дешевых денег» ФРС США, а также накоплением сбережений в быстрорастущих азиатских странах. Впоследствии снизилась процентная ставка, кредиты стали дешеветь, что стимулировало рост долгового рынка.

В ЕС свою роль сыграли особенности самого объединения. Из более развитых стран, прежде всего из Германии, поток капитала направлялся в «периферийные» страны – Испанию, Грецию, Ирландию, Португалию. Приток денег провоцировал быстрый рост зарплат, расширение внутреннего спроса и рост цен. При этом рост зарплат опережал рост производительности труда, доля экспорта оставалась небольшой, а импорт, напротив, увеличивался. Результатом стало увеличение внешней задолженности. Мировой кризис положил конец притоку внешнего финансирования. Цена кредитов стала расти. К тому времени периферийные страны уже накопили дефицит. Кризис суверенного долга начался с кризиса греческого рынка государственных облигаций в 2010. Динамику его развития можно проследить по следующему графику:

Почему ситуация вышла из-под контроля? Ответ заключается в особенностях структуры Евросоюза. Документальную основу экономического и валютного союза до 2010 составляли следующие документы: Маастрихтский договор , Договор о функционировании Европейского союза , Лиссабонский договор о росте и занятости (в 2010 заменен на стратегическую программу «Европа 2020») и Пакт о стабильности и росте .

В Маастрихтском договоре указаны критерии, которые позволяли проверять готовность страны к членству в союзе. Речь идет об определенном уровне инфляции – не более 1,5 процентных пункта превышающей показатели трех стран ЕС с самыми низкими темпами, размере бюджетного дефицита– максимум 3% ВВП страны, уровне госдолга – не выше 60% ВВП.

Последовавшая в 2005 модификация документов существенно смягчила бюджетную политику, что было использовано национальными правительствами, привело к росту государственного долга и уровня бюджетных дефицитов в ряде стран и закончилось кризисом.

В целях выхода из кризиса пришлось глобально пересматривать внутриевропейскую политику. В частности, был сделан упор на доскональный макроэкономический мониторинг стран, входящих в Евросоюз. Сегодня в случае отклонений от утвержденных критериев, Европейская комиссия выдает рекомендации по корректирующим действиям, которые связаны с определенными мерами экономии. Если через пять месяцев результаты оказываются неудовлетворительными, на страну накладываются санкции (чего не было в предыдущей юридической базе). В случае избыточного дефицита страна вносит процентный депозит в размере 0,2–0,5% ВВП. Если меры не приняты, страна перестает получать проценты. Если и далее рекомендации ЕС игнорируются, депозит превращается в штраф. Можно предположить, что если бы подобные правила существовали до 2010, Европа либо избежала кризиса, либо он был значительно мягче.

Однако скептики указывают на существенные недостатки такой политики, к которым относятся частичная потеря суверенитета стран-участниц, замедление экономического роста, связанного с жесткой экономией средств и штрафами, а также протесты населения, которые также не способствуют стабильности и процветанию.

Вторая выделенная группа – страны-должники с неразвитыми экономиками. В отличие от высокоразвитых стран, где основную часть долга составляют внутренние заимствования, во втором случае это в основном внешние долги: кредиторами выступают другие государства, иностранные банки и так далее. Среди крупнейших должников – страны Африки и Латинской Америки. Долги большинства африканских стран являлись одними из наименее обеспеченных. В частности, многие из них были должны СССР за поставки оружия. В июле 2008 16 млрд. долларов долгов африканских стран было списано Россией.

Что касается Латинской Америки, после ряда кризисов 80-x и 90-х годов, внешняя задолженность крупнейших стран региона выросла и продолжает расти.

Государственный долг США.

США – обладатель самого большого государственного долга в мире. На сегодняшний день национальный долг США составляет уже более 18 трлн. долларов. Почему США накопили такой гигантский долг, и почему он вызывает беспокойство во всем мире? Чтобы это понять, необходимо разобраться в истории его формирования и в его структуре.

Сразу можно отметить, что долги делятся на две группы: Federal Government Accounts и Public. Federal Government Accounts – это «нерыночные долги», держателями которых выступают различные внебюджетные социальные фонды и бюджетные организации. Эти долги не обращаются на рынке, вызваны они внутренними заимствованиями в государственном секторе. Public Debt – «рыночные долги». Их держатели – покупатели долговых бумаг казначейства США на финансовом рынке, прежде всего, казначейских облигаций (treasury securities) и казначейских векселей (treasury bills).

Рыночные долги, в свою очередь подразделяются на долги ФРС и остальные долги. Доля долгов, оформленных казначейскими бумагами, быстро растет. В 2008 в общем объеме государственного долга на долг, оформленный казначейскими бумагами, пришлось 65,2%. А в середине 2013 доля казначейских бумаг в государственном долге выросла до 75%8.

Держателями казначейских бумаг США могут быть как резиденты, так и нерезиденты. Резиденты – это держатели финансового и нефинансового сектора. К финансовому сектору и относится ФРС. В состав прочих финансовых организаций входят инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные и социальные фонды, депозитно-кредитные организации (банки), страховые компании. За последние шесть лет значительнее всего выросла доля ФРС: с 2008 (7,8%) к середине 2013 увеличилась до 16,6%. Такому росту способствовали программы «количественных смягчений», нацеленные на скупку «мусорных» облигаций на финансовом рынке США для замещения последних казначейскими облигациями. Эти меры и ряд других, были направлены на поддержание банковской системы США во время кризиса 2007–2009. Администрация Обамы продолжила проведение политики поддержки терпящих бедствие финансовых институтов и проблемных ипотечных заемщиков. Наиболее сильным проявлением этой политики стало принятие нового закона о государственной поддержкеЗакон о восстановлении и реинвестировании от 17 февраля 2009 (American Recovery and Reinvestment Act of 2009). Согласно этому закону, 787 млрд. долл. в течение двух лет выделялось на программы поддержки американской экономики, преодоления кризисных явлений и восстановления хозяйственного роста. В общем, в целях преодоления кризиса государством в экономику было вложено около 5 трлн. долл. 9.

Что касается долгов США у нерезидентов – в основном это бумаги, находящиеся на балансах центральных банков и министерств финансов других стран. Это так называемые официальные держатели рыночного долга правительства США. Частные инвесторы куда менее охотно вкладываются в казначейские бумаги США из-за их невысокой доходности. Главными держателями казначейских бумаг США за пределами Америки выступают Китай и Япония. Держателями американских казначейских бумаг также являются многие страны Западной Европы. Такие крупные масштабы инвестирования европейскими странами в облигации американского казначейства с первого взгляда кажутся странными в условиях европейского долгового кризиса. Многие эксперты считают это проявлением зависимости Европы от Соединенных Штатов. Однако, не будем забывать, что главным достоинством казначейских бумаг США является надежность. За всю историю по ним не было просрочки или отказа от выплат процентов. Для инвесторов – это почти безрисковый инструмент надежных сбережений долгосрочного характера. В 2008 у США возникла необходимость в очень большом объеме выпуска – не на 200–400 млрд. долл., а на 1400 млрд. долл. (именно столько было выпущено в 2009). Но вместе с тем мировые потрясение сделали их особо привлекательным активом ввиду их надежности. Это может объяснить закупки государственных ценных бумаг США европейскими странами во время кризиса.

Итак, госдолг США растет, а значит, увеличивается стоимость его обслуживания, а за ним и дефицит бюджета. Для того, чтобы избежать технического дефолта, правительство США вынуждено повышать «потолок» госдолга для новых и новых заимствований. Это внушает серьезные опасения, а также служит картой в политической игре между республиканской и демократической партией. Первые выступают как сторонники экономии и установления жесткого «потолка» госдолга, который будет пересматриваться в следующий раз 16 марта 2015.

Государственный долг РФ.

На 1 декабря 2014 внутренний долг РФ составлял 4 427 138,353 млн. рублей, внешний долг 5 3972,2 млн. долларов США.

Внешний долг России складывается из: кредитов Парижского клуба кредиторов; кредитов СССР по двусторонним соглашениям; кредитов, выданных России с 1992 по двусторонним соглашениям; кредитов международных финансовых организаций; рыночных займов (еврооблигаций).

Сумма унаследованных от СССР долгов составляла около 90 млрд. долларов. Это были доли всех союзных республик, которые Россия взяла на себя в обмен на отказ республик от причитавшейся им доли внешних активов СССР. Наибольшая сумма долга причиталась Парижскому и Лондонскому клубу кредиторов. В Парижском клубе почти вся задолженность СССР была сформирована в 80-е годы в результате падения цен на нефть. Реструктуризации данного долга способствовало вступление России в Парижский клуб в 1997 году: был определен льготный период до 2020, в течение которого Министерство финансов РФ должно было платить только часть процентов и лишь по его окончании – основную сумму долга. Но в августе 2006 года, благодаря высоким ценам на нефть, долг был полностью выплачен досрочно.

До 2010 Россия выплачивала долги СССР также Лондонскому клубу, включающему в себя частные банки и компании-экспортеры, которые при распаде СССР оказались в положении кредитора по отношению к российским импортерам. В 2010 этот долг был полностью выплачен.

С 1 июня 1992 Россия является членом Международного Валютного Фонда . Сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных адресных программ. Кредитование продолжалось до 17 августа 1998, когда российские власти вынуждены были принять решения о фактическом объявлении дефолта по внутреннему государственному долгу (в части, касающейся ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г.), установлении 90-дневного моратория на платежи по иностранным финансовым обязательствам коммерческих банков и осуществлении мероприятий в валютной области, которые привели к четырехкратной девальвации рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Кредитный пакет помощи России был временно заморожен. Еще один транш от МВФ был получен в июле 1999, а с 2000 Россия ни разу не обращалась за кредитом в МВФ.

С 2004 по 2006 наблюдалось устойчивое снижение государственного долга, однако, после кризиса 2008 года он опять стал расти.

На сегодняшний день мы снова проходим через масштабное снижение цен на энергоносители. Но, во-первых, сейчас у России относительно небольшой государственный долг, во-вторых, существуют средства, накопленные за годы профицита – средства Федерального Резервного и Фонда Национального Благосостояния. В документе «Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013–2015 годы», предполагались возможные негативные последствия политической обстановки, экономические потрясения и прочие возможные негативные факторы. Поэтому долговая политика была нацелена на:

– обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении высокой степени долговой устойчивости;

– развитие рынка государственных ценных бумаг;

– обеспечение оптимального доступа к источникам заемного капитала10.

Планировалось увеличить количество видов долговых инструментов и плавно наращивать внутренний долг во избежание серьезной нагрузки на его обслуживание. Однако реальность скорректировала прогнозы. Нефть упала гораздо ниже прогнозируемых величин, состояние экономики и влияние политических факторов приводят к дефициту бюджета. Соответственно, будет увеличен внутренний государственный долг.

На сегодняшний день государство выпускает следующие виды ценных бумаг.

1) Облигации федерального займа, по которым предусмотрены процентные выплаты по купонам. ОФЗ выпускаются Минфином РФ и делятся на ОФЗ АД – с амортизацией долга, предусматривающие периодическое погашение основной суммы долга, и ОФЗ ПД– с постоянный доходом, когда купон выплачивается раз в год и фиксируется на весь срок обращения.

2) Государственные сберегательные облигации. Последние бывают с фиксированной процентной ставкой и с постоянной процентной ставкой. ГСО не обращаются на вторичном рынке, и не предназначены для иностранных инвесторов. Они эмитируются для страховых организаций, пенсионных и инвестиционных фондов, управляющих компаний, а также внебюджетных фондов.

3) ОВОЗ – облигации внутренних займов РФ. Срок погашения ОВОЗ, выпущенных на сегодняшний день, наступает в 2018.

В проекте федерального бюджета на 2015–2017 Минфин прогнозирует уровень внутреннего госдолга РФ на конец 2015 в размере 7,4 триллиона рублей, внешнего госдолга - 64 миллиарда рублей. Внутренний госдолг РФ на конец 2016 ожидается на уровне 7,9 триллиона рублей, на конец 2017 - 8,7 триллиона рублей. Верхний предел внешнего госдолга РФ на 1 января 2017 установлен в сумме 71,5 миллиарда долларов США (55 миллиардов евро); на 1 января 2018 - 77 миллиардов долларов США (59,2 миллиарда евро).

Касательно возможного дефолта в России в 2015 существуют две противоположные точки мнения. Оптимисты, в первую очередь официальные источники, заявляют, что о дефолте речь не идет благодаря накопленным валютным резервам. Пессимисты, – в их числе Saxo Bank, – прогнозируют в 2015 дефолт, причиной которого будет экономическая нестабильность. Предполагается, что валютные резервы будут быстро растрачены на компенсации убытков от санкций.

Заключение .

1) Государственный долг – инструмент, получивший самое широкое распространение в последнее время, хотя теоретиками он оценивается неоднозначно. Классическая школа дает этому инструменту негативные оценки, кейнсианство вполне допускает его использование в том случае, если этот долг внутренний. К внешнему долгу отношение однозначно негативное, так как он тормозит экономическое развитие.

2) Управление государственным долгом - достаточно затратная статья государственного бюджета. Заключается в выпуске государственных ценных бумаг, обслуживании существующих долгов и их реструктуризации, когда это возможно. Но даже самое искусное управление долгом не может отменить необходимость его выплаты, которая ложится на плечи либо ныне живущих, либо будущих поколений. Невозможность платить по долгам наносит непоправимый ущерб экономике страны, так как подрывает доверие инвесторов и населения.

3) Рост государственного долга может быть оправданным в случае реализации крупных государственных проектов, которые впоследствии принесут большую общественную пользу. Либо в критичных условиях, например, во время войны.

4) Государства можно условно разделить на тех, кто занимает в критических ситуациях, и на тех, кто привлекает дополнительные ресурсы для повышения уровня жизни населения или в неких политических целях. К первым относятся беднейшие страны Африки и Латинской Америки, ко вторым – развитые и развивающиеся экономики.

5) Даже страны с развитой экономикой испытывают серьезные экономические и политические проблемы в случае с чрезмерно раздутым государственным долгом, и предпринимают самые усиленные меры, направленные на его снижение. В курсовой подобная ситуация рассмотрена на примере Японии и Евросоюза. И том и в другом случае правительства готовы идти на непопулярные меры – такие как политика экономии, снижения социальных выплат, даже частичная потеря суверенитета – для снижения госдолга. И это не удивительно. Ведь это не только нарастающий дефицит бюджета, но, в случае внешнего долга, еще и орудие политического давления.

6) Основной интерес вызывают ситуация с государственным долгом США. На сегодняшний день это самый крупный госдолг в мире, который постоянно растет. Некоторые авторы, указывая на то, что США привлекает в свою экономику ресурсы со всего мира, подозревают некую злую волю определенного круга лиц, развивая теорию заговора. Один из основных вопросов – что может произойти, если правительство США откажется поднимать потолок государственного долга и объявит технический дефолт. Тут мнения расходятся – оптимисты считают, что при высоком ВВП и определенных мерах экономии США смогут справиться со своими заимствованиями. Пессимисты предполагают, что дело может закончится Третей мировой войной, вспоминая, что подобная ситуация с государственным долгом выглядит как повторение экономических проблем, с которыми США столкнулись перед Второй мировой войной.

Но как бы не развивалась ситуация, в любом случае ее влияние распространиться далеко за пределы американской экономики, и это ни у кого не вызывает сомнение.

7) Российский государственный долг и динамика его роста строго взаимосвязаны с ценами на нефть и энергоносители. Зависимость здесь обратная – когда цены на энергоносители растут, правительство расплачивается с долгами. Когда цены на энергоносители падают, растет государственный долг. И СССР в определенные периоды своего существования, и РФ создавали достаточно крупный внешний долг. На сегодняшний день ситуация в экономике самая неблагоприятная, и правительство идет по пути развития государственного внутреннего долга. Это представляется единственным возможным выходом из ситуации, так как в экономике за период устойчивого развития были накоплены определенные средства, которые государство может занять и использовать для решения насущных проблем. Если эти средства будут использованы на модернизацию промышленности и сельского хозяйства, внедрение инноваций, то наша страна имеет шанс получить дополнительный импульс к развитию. Некоторые факторы (бюджет на оборонный комплекс, который тянет за собой все экономику; санация банковской системы и т.д.) позволяют надеяться на этот оптимистичный вариант.

Анастасия Блюхер

Литература:

Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие . Изд. Центр ЕАОИ, 2010
Алехин Б.И. Государственный долг. Пособие для студентов академии бюджета и казначейства. М., 2007
Серегина С.Ф., Ларионова М.Л. Европейский долговой кризис и новые направления реформирования механизмов экономической политики ЕС . Российский экономический журнал. 2012, № 6
Катасонов В.Ю. Кому должны США? http://www.fondsk.ru
Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013–2015 гг. www.minfin.ru
Бюджетный Кодекс РФ. Статья 98


 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об