Государственное (обязательное) социальное страхование. Социальное страхование формы, принципы и виды

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2012, N 7

Основной целью государственного социального страхования является обеспечение государственных гарантий в системе социального страхования работников в непредвиденных ситуациях в целях их материальной поддержки. Соответствующие государственные гарантии определены в виде выплат пособий по социальному страхованию.

Законодательством РФ установлены виды пособий, выплачиваемые за счет средств Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ), к которым относятся:

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • ежемесячное пособие на ребенка;
  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • пособие при усыновлении ребенка;
  • оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами;
  • пособие на погребение.

Рассмотрим все виды пособий по государственному социальному страхованию.

Пособие по временной нетрудоспособности. Согласно ст. 183 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) при временной нетрудоспособности работодатель обязан выплатить работнику пособие по временной нетрудоспособности. При этом размеры пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

Для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, порядок, размеры и условия обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).

В соответствии со ст. 5 Закона N 255-ФЗ граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), вправе получить пособие по временной нетрудоспособности в случаях:

  • утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее - заболевание или травма);
  • необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;
  • карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;
  • осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;
  • долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения.

Выплата пособия застрахованным лицам осуществляется в период работы по трудовому договору, при служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

Выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размерах, установленных ст. 7 Закона N 255-ФЗ. Из этой статьи следует, что размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от случая предоставления пособия, а также от размера страхового стажа и среднего заработка застрахованного лица. Например , пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:

  • 100% среднего заработка - при страховом стаже 8 и более лет;
  • 80% среднего заработка - при страховом стаже от 5 до 8 лет;
  • 60% среднего заработка - при страховом стаже до 5 лет.

При этом порядок исчисления страхового стажа для определения размера пособия по временной нетрудоспособности установлен ст. 16 Закона N 255-ФЗ. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91.

Порядок исчисления среднего заработка осуществляется в соответствии со ст. 14 Закона N 255-ФЗ.

Обратите внимание, что средний заработок застрахованного лица в общем случае в силу п. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ рассчитывается за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности . В том числе учитывается заработок, полученный за время работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя (других работодателей).

При этом средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) на соответствующий календарный год предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ (п. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Согласно п. п. 4, 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, а также п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.11.2010 N 933 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г." предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ на 2010 г. составляет 415 000 руб., на 2011 г. - 463 000 руб. На 2012 г. величина этой базы - 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г.").

Следовательно, размер среднего заработка, из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, не может превышать 415 000 руб. за 2010 г., 463 000 руб. за 2011 г. и 512 000 руб. за 2012 г.

Отметим, что Закон N 255-ФЗ не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. Исключением являются положения ст. ст. 12 - 15 Закона N 255-ФЗ, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). Напомним, что в ст. ст. 12 - 15 Закона N 255-ФЗ определены сроки обращения за пособием, порядок и сроки его назначения, исчисления и выплаты.

Согласно ст. 9 Закона N 125-ФЗ выплата пособия по временной нетрудоспособности при несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании осуществляется в размере 100% среднего заработка, исчисленного в соответствии со ст. 14 Закона N 255-ФЗ.

Таким образом, сумма пособия по временной нетрудоспособности при несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании также зависит от среднего заработка, который не может превышать 415 000 руб. за 2010 г. и 463 000 руб. за 2011 г.

Назначается пособие по временной нетрудоспособности (пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональном заболевании) в течение 10 календарных дней со дня обращения за его получением с необходимыми документами (ст. 15 Закона N 255-ФЗ). Выплата пособий осуществляется в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Пособие по беременности и родам. В соответствии со ст. 255 ТК РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Для застрахованных женщин порядок выплаты и особенности исчисления пособий по беременности и родам, так же как и пособий по временной нетрудоспособности, регулируется Законом N 255-ФЗ.

Для остальных женщин порядок и условия назначения и выплаты пособий по беременности и родам определяются:

  • Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ);
  • Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок N 1012н).

Согласно ст. 11 Закона N 255-ФЗ застрахованным женщинам пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% среднего заработка.

При этом средний заработок рассчитывается в том же порядке, что и средний заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, если расчет пособия по беременности и родам осуществляется по новым правилам, т.е. исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам.

Если же застрахованной женщине на основании ее заявления (по страховым случаям, наступившим в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно)) рассчитывается пособие по старым правилам, то средний заработок определяется за последние 12 мес., предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, и он (средний заработок) не может превышать предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Законом N 212-ФЗ в 2010 г., т.е. 415 000 руб. На это указывает п. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 мес., предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, пособие по беременности и родам с 01.01.2012 выплачивается в размере 465,20 руб. На это указывают ст. ст. 6, 4.2 Закона N 81-ФЗ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Закон N 371-ФЗ), а также п. 12 Порядка N 1012н. Отметим, что данная сумма установлена с учетом индексации, предусмотренной федеральными законами на соответствующий финансовый год.

Женщинам, обучающимся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, пособие выплачивается в размере стипендии.

Женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, пособие выплачивается в размере денежного довольствия.

Согласно ст. 15 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам назначается застрахованной женщине в течение 10 календарных дней со дня ее обращения за его получением с необходимыми документами. Выплата пособия осуществляется в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей и так далее, пособие назначается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами. Выплата пособия осуществляется органами социальной защиты населения через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные получателями пособия, не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами (п. п. 15, 18 Порядка N 1012н).

Женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, а также женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел и т.д., назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляются по месту учебы (службы) не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами (п. п. 14, 18 Порядка N 1012н).

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. Порядок и условия назначения и выплаты данного пособия регулируются Законом N 81-ФЗ и Порядком N 1012н.

В соответствии со ст. 9 Закона N 81-ФЗ, п. 19 Порядка N 1012н право на единовременное пособие имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях на ранних сроках беременности (до 12 недель). Данное пособие предоставляется дополнительно к пособию по беременности и родам.

Выплачивается указанное пособие с учетом индексации с 01.01.2012 в размере 465,20 руб. , что следует из ст. ст. 10, 4.2 Закона N 81-ФЗ, п. 2 ст. 10 Закона N 371-ФЗ, а также из п. 20 Порядка N 1012н.

Чтобы женщине назначили и выплатили единовременное пособие, ей необходимо представить справку из женской консультации либо другой медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности (далее - справка о постановке на учет) (п. 22 Порядка N 1012н).

Если женщина представляет справку о постановке на учет одновременно с документами, которые являются основанием для назначения пособия по беременности и родам, то данное пособие назначается и выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам. Об этом сказано в п. 24 Порядка N 1012н.

Однако в случае представления справки в более поздние сроки женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой и тому подобным, единовременное пособие назначается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами. Выплата пособия осуществляется органами социальной защиты населения через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные получателями пособия, не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.

Остальным женщинам при представлении справки в более поздние сроки указанное пособие назначается и выплачивается по месту работы (службы, учебы) не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) данной справки.

Единовременное пособие при рождении ребенка. Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеют один из родителей либо лицо, его заменяющее (ст. 11 Закона N 81-ФЗ). В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка данное единовременное пособие не выплачивается.

Размер единовременного пособия при рождении ребенка с учетом индексации с 01.01.2012 составляет 12 405,32 руб. На это указывают ст. ст. 12, 4.2 Закона N 81-ФЗ, п. 2 ст. 10 Закона N 371-ФЗ.

Для назначения и выплаты пособия необходимо представить ряд документов, перечень которых приведен в п. 28 Порядка N 1012н.

Назначается единовременное пособие при рождении ребенка лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами. На это указывает п. 30 Порядка N 1012н. Выплата пособия осуществляется органами социальной защиты населения через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные получателями пособия, не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления.

Остальным лицам единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком имеют лица, указанные в ст. 13 Закона N 81-ФЗ и в п. 39 Порядка N 1012н.

Выплачивается названное пособие до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 14 Закона N 81-ФЗ).

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком необходимо представить ряд документов, перечень которых установлен п. п. 54 - 56 Порядка N 1012н.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определен ст. 15 Закона N 81-ФЗ, ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ.

Согласно указанным статьям, а также ст. 4.2 Закона N 81-ФЗ, п. 2 ст. 10 Закона N 371-ФЗ минимальный размер пособия по уходу за ребенком для застрахованных лиц с учетом индексации составляет с 01.01.2012 2326,00 руб. (по уходу за первым ребенком) и 4651,99 руб. (по уходу за вторым и последующими детьми) . Эти же размеры пособия установлены для неработающих граждан, осуществляющих уход за ребенком.

Максимальный размер пособия по уходу за ребенком для матерей, проходящих военную службу по контракту, матерей либо отцов, проходящих службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, для матерей либо отцов, других родственников, опекунов, фактически осуществляющих уход за ребенком, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей и т.д., в том числе уволенных из организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ, уволенных в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ, а также матерей, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа из таких частей в РФ, составляет с учетом индексации с 01.01.2012 9303,99 руб.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

Необходимо отметить, что застрахованным лицам ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% их среднего заработка, но не менее минимального размера этого пособия, т.е. не менее 2326,00 руб. (по уходу за первым ребенком) и 4651,99 руб. (по уходу за вторым и последующими детьми). При этом исчисление среднего заработка осуществляется в порядке, установленном ст. 14 Закона N 255-ФЗ. Обратите внимание, что средний заработок для исчисления пособия по уходу за ребенком, так же как средний заработок для определения суммы пособия по беременности и родам, на основании заявления застрахованного лица может быть рассчитан по старым нормам, действующим до 01.01.2011, что следует из п. 2 ст. 3 Закона N 343-ФЗ. Данная возможность предоставляется в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 (включительно) .

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста 1,5 лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100% среднего заработка застрахованного лица, определенного в порядке, установленном ст. 14 Закона N 255-ФЗ, но не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия.

Ежемесячное пособие на ребенка. В соответствии со ст. 16 Закона N 81-ФЗ размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (далее - Указ Президента РФ N 1110) установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Для исполнения Указа Президента РФ N 1110 Правительство РФ Постановлением от 03.11.1994 N 1206 утвердило Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан (далее - Порядок N 1206).

Согласно п. 11 Порядка N 1206 ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет:

  • матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм;
  • матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;
  • матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;
  • нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается администрацией организации, руководителем воинского формирования или органа социальной защиты населения в 10-дневный срок со дня поступления соответствующих документов (п. 14 Порядка N 1206).

Выплата ежемесячных компенсационных выплат осуществляется за текущий месяц в сроки, установленные для выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (п. 16 Порядка N 1206).

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. При передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей), в случае если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными) и т.п., выплачивается единовременное пособие. На это указывает ст. 12.1 Закона N 81-ФЗ.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью с 01.01.2012 составляет с учетом индексации 14 405,32 руб. (ст. ст. 12.2, 4.2 Закона N 81-ФЗ, п. 2 ст. 10 Закона N 371-ФЗ).

Для получения пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в орган, уполномоченный производить назначение и выплату единовременного пособия, необходимо представить ряд документов, перечисленных в п. п. 34 - 36 Порядка N 1012н.

Выплачивается единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) заявления со всеми необходимыми документами (п. 37 Порядка N 1012н).

Пособие при усыновлении ребенка. При выплате пособия при усыновлении ребенка необходимо руководствоваться ст. 257 ТК РФ и Порядком предоставления отпусков при усыновлении ребенка, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 N 719 "Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка" (далее - Постановление N 719).

Пунктом 6 Постановления N 719 установлено, что работникам, усыновившим ребенка (детей), на период отпуска (со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней со дня их рождения) назначается и выплачивается пособие при усыновлении ребенка в порядке и размере, установленных для выплаты пособия по беременности и родам.

Оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами. Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению (ст. 262 ТК РФ). Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка, исчисляемого в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", в порядке, который устанавливается федеральными законами.

Пособие на погребение. На основании ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение. При этом пособие выплачивается в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4000 руб., с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством РФ.

В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.

Отметим, что в гарантированный перечень услуг по погребению входят:

  • оформление документов, необходимых для погребения;
  • предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
  • перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
  • погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Постановлением Правительства РФ от 12.10.2010 N 813 "О сроках индексации предельного размера стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, подлежащей возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также предельного размера социального пособия на погребение" установлено, что индексацию предельного размера социального пособия на погребение необходимо осуществлять с 01.01.2011 исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. На 2012 г. прогнозируемый уровень инфляции установлен Законом N 371-ФЗ.

Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:

  • органом, в котором умерший получал пенсию;
  • организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по от ношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего;
  • органом социальной защиты населения по месту жительства, в случаях если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности;
  • территориальным органом ФСС РФ, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.

Список литературы

  1. О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 г.: Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933.
  2. О сроках индексации предельного размера стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, подлежащей возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также предельного размера социального пособия на погребение: Постановление Правительства РФ от 12.10.2010 N 813.
  3. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
  4. О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ.
  5. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
  6. Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы: Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.
  7. Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей: Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н.
  8. Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка: Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 N 719.
  9. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

В.В.Семенихин

Руководитель

"Экспертбюро Семенихина"

Государственное социальное страхование носит обязатель-ный (принудительный) характер. Другими словами, каждый ра-ботник подлежит государственному социальному страхованию независимо от его желания, при этом не имеют значения ни ме-сто, ни характер работы, ни система и порядок оплаты труда. Работника страхует работодатель, это — его обязанность, ус-тановленная волей государства. Конкретно государственное социальное страхование выражается в уплате соответствующих страховых взносов и получении, согласно установленным пра-вилам, соответствующих видов обеспечения или обслуживания за счет средств государственного социального страхования.

В настоящее время в России известны четыре вида государ-ственного социального страхования, которым соответствуют четыре фонда, аккумулирующих средства социального страхо-вания. Это :

Фонд социального страхования (фонд пособий и некоторых других видов обеспечения и обслуживания, главным обра-зом, работающих);

Все эти фонды организационно обособлены и предостав-ляют гражданам различные виды обеспечения и обслуживания. Объединяет их общий метод образования средств —" взимание страховых взносов в обязательном порядке, в размерах, уста-новленных законом. Все эти фонды централизованные, их сред-ства являются федеральной собственностью. Понятие «государ-ственное социальное страхование» охватывает все четыре фонда социального страхования (рис. 2).

Средства фонда социального страхования РФ расходуются, главным образом, для выплаты различных пособий работаю-щим.

Помимо этого, средства данного фонда расходуются на оп-лату дополнительных дней отдыха, которые предоставляются родителям, имеющим детей-инвалидов с детства, организацию санаторно-курортного лечения и отдыха, в том числе детей, ле-чебного (диетического) питания, мероприятий по внешкольно-му обслуживанию детей.

Рис. 2. Государственное (обязательное) социальное страхование

Выплата пособий, организация иной работы по обеспече-нию за счет средств социального страхования осуществляются предприятиями. Ответственность за своевременность начисления и уплаты взносов, а также правильность расходования средств со-циального страхования несут руководитель и главный бухгалтер.

Для осуществления общественного контроля за проведени-ем работы по социальному страхованию трудовым коллекти-вом создается комиссия по социальному страхованию. Члены ко-миссии избираются также на собрании трудового коллектива.


Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплаты государственных пенсий, назначенных в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот фонд образуется за счет двух основных источников: страховых взносов и ассигнований из федерального бюджета РФ. Назна-чение и выплату пенсий в соответствии с названным законом осуществляют местные органы социальной защиты населения. Необходимые средства для выплаты пенсий выделяются им Пенсионным фондом РФ. Выплата пенсий производится по по-ручениям органов социальной защиты населения отделениями связи либо учреждениями Сбербанка РФ.

Средства государственного фонда занятости населения РФ расходуются на выплату пособий по безработице, компенсаций материальных затрат в связи с добровольным переездом в дру-гую местность для трудового устройства по предложению службы занятости, стипендий в период профессиональной подготовки, по-вышения квалификации, переподготовки по направлению орга-нов занятости и некоторые другие цели.

Фонды обязательного медицинского страхования предна-значены для финансирования страховой организацией меди-цинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами медицинского страхования. Они формируются за счет средств, получаемых от страховых взносов.

Взносы на государственное социальное страхование упла-чиваются предприятиями, отдельными гражданами, исполь-зующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а так-же работниками из своего заработка. Размеры страховых взно-сов в централизованные фонды (их, как указывалось, четыре) разные. Работники уплачивают взносы из своего заработка только в Пенсионный фонд РФ (в другие фонды взносы они не уплачивают).

Рис 3. Виды социального обеспечения

Работникам, а в соответствующих случаях и их семьям, ус-тановлены следующие виды обеспечения по государственному социальному страхованию (рис. 3).

Пособия по временной нетрудоспособности;

Пособия по беременности и родам (для женщин);

Единовременные пособия за постановку на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности;

Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Пособия по случаю рождения ребенка;

Пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а некоторым категориям работников — также пенсии за выслугу лет;

» пособие на погребение — в случае смерти работника или члена его семьи.

Средства государственного социального страхования исполь-зуются также в установленном порядке на оплату санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания застрахованных, содержание оздоровительных лагерей для их детей, другие мероприятия по государственному социальному страхованию.

Пособие по временной нетрудоспособности (рис. 4) выда-ется при болезни, трудовом или ином увечье, в том числе при бытовой травме, при уходе за больным членом семьи, каранти-не и протезировании.

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания выдается в размере полного заработка, а в остальных случаях в размере от 60 до 100 % заработка в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, числа несовершеннолетних де-тей-иждивенцев и других обстоятельств.

Минимальный размер пособия по временной нетрудоспо-собности устанавливается на уровне 90 % минимальной оплаты труда.

Пособия по беременности и родам выплачиваются в тече-ние всего отпуска по беременности и родам в размере полного заработка.

Схема определения пособий гражданам, имеющим детей, представлена на рис. 5.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком по достижению им возраста полутора лет выдается за время отпуска по такому уходу. Из числа работающих граждан право на это пособие имеют матери (отцы, усыновители, бабушки, дедушки, другие родственники или опекуны, фактически, осуществляющие уход за ребенком). Пособие выплачивается за счет средств государственного социального страхования.

Единовременное пособие при рождении ребенка (усыновлении в возрасте до 3 месяцев) может получить один из его родителей лицо, его заменяющее.

При рождении (усынов-лении) двух и более детей пособие выплачивается на каждого ре-бенка (при рождении мертвого ребенка пособие не выдается). На-значается пособие по месту работы (службы, учебы), а если обра-тившийся за пособием не трудится и не учится, то органом соци-альной защиты населения по месту жительства. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в настоящее время в размере 15-кратного минимального размера оплаты труда, уста-новленного Федеральным законом на день рождения ребенка.

Пенсии работникам и членам их семей назначаются в соответ-ствии с принятым Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1990 г. За-коном РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с последующими дополнениями и изменениями.

Все пенсии подразделяют на две группы — трудовые пенсии и социальные пенсии.

Трудовых пенсий, которые устанавливают-ся в связи с трудовой и общественно-полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж, различают четыре вида:

По старости;

По инвалидности;

По случаю потери кормильца;

За выслугу лет.

Рис. 4

Рис.5.

Тем гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.

Пенсионное обеспечение осуществляется государственными органами социальной защиты населения.

Пенсия по старости (рис. 6) устанавливается работникам на общих основаниях: мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам — по дости-жении 55 лет и при общем стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям застрахованных работников пенсия по старости ус-танавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в соот-ветствующих случаях — и при пониженном трудовом стаже. Размер пенсии по старости составляет от 55 до 75 % заработка, в зависимости от продолжительности трудового стажа.

С 1 февраля 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О порядке исчисления и увеличения государст-венных пенсий», предусматривающий переход на принципи-ально новую систему определения размера трудовой пенсии с применением индивидуального коэффициента, который будет выводиться персонально для каждого пенсионера.

Рис.6.

Пенсия по инвалидности устанавливается работникам при наступлении инвалидности вследствие трудового увечья и про-фессионального заболевания, независимо от продолжительно-сти трудовой деятельности, а при наступлении инвалидности вследствие других причин — при соответствующем общем тру-довом стаже, продолжительность которого зависит от возраста застрахованного ко времени наступления инвалидности.

Раз-мер пенсии при полной инвалидности (инвалидность I и II групп) составляет 75 % заработка, а при частичной инвалидно-сти (инвалидность III группы) — 30 % заработка. Минималь-ный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается не ниже минимального размера пенсии по старости, а при час-тичной инвалидности — 2/3 минимального размера этой пен-сии. Максимальный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости, а при частичной — на уровне минимального размера такой пенсии.

Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным членам семьи работника, умершего вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, независимо от продолжительности его трудовой деятельности, а при наступлении смерти вследствие других причин — при соответ-ствующем трудовом стаже. Размер пенсии на каждого трудо-способного члена семьи — 30 % заработка умершего кормиль-ца, при этом минимальный размер пенсии равен 2/3 минималь-ного размера пенсии по старости, а максимальный размер ра-вен минимальному размеру пенсии по старости.

Наряду с пенсиями по старости, по инвалидности и по слу-чаю потери кормильца назначаются и выплачиваются отдель-ным категориям работников пенсии за выслугу лет.

В случае смерти застрахованного работника или члена его семьи за счет средств государственного страхования выдается пособие на погребение. Размер пособия на погребение устанав-ливается Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Этот закон предусматривает не только выплату социаль-ного пособия на погребение, но и устанавливает гарантирован-ный перечень услуг по погребению, которые предоставляются специализированной службой по вопросам похоронного дела тем, кто изъявит желание воспользоваться ее услугами.

Сумма социального пособия на погребение или возмещение стоимости услуг специализированной службы не может превы-шать 10-кратного минимального размера оплаты труда. Социаль-ное пособие на погребение выплачивается в случае, если погребе-ние умершего лица осуществляется за счет собственных средств граждан. Гражданам, получившим гарантированный перечень ус-луг по погребению, социальное пособие не выплачивается.

Выплата социального пособия на погребение или возмеще-ние стоимости услуг по погребению специальной службе по во-просам похоронного дела производится предприятием, органи-зацией (страхователем) в счет начисленных страховых взносов.

Социальное страхование представляет собой систему соцзащиты населения, задача которой состоит в том, чтобы обеспечить реализацию конституционных прав граждан на материальную поддержку в случае частичной или полной утраты трудоспособности, болезни, безработицы, потери кормильца и в иных ситуациях. Исторически определились такие формы социального страхования, как государственное, коллективное (организуется профессиональными союзами) и смешанное (основано на взаимодействии профсоюзов и государства).

Экскурс в историю

Самая ранняя форма соцзащиты граждан – это коллективное социальное страхование, появившееся в Европе еще во второй половине девятнадцатого столетия одновременно с профессиональными союзами, которые отстаивали перед государством и работодателями права наемных работников. В этом отношении характерным примером является Англия – в данном государстве соцобеспечение осуществлялось в качестве коллективной самопомощи и самострахования путем создания больничных касс, касс взаимопомощи, касс по безработице.

Первое в истории законодательное решение вопроса соцзащиты населения было принято в Германии, где в 1883 году в рамках проводимых Бисмарком реформ было введено государственное социальное страхование. Были изданы законы, закрепляющие материальную поддержку граждан в случае болезни, а также при наступлении старости и инвалидности. Эти виды социального страхования должны были обеспечить кассы предприятий, больничные кассы и свободные кассы взаимопомощи. Взносы устанавливались законодательно и пропорционально уплачивались работниками и работодателями: две трети и одна треть суммы соответственно.

Смешанное социальное страхование впервые появилось в Швейцарии. В этой стране в 1893 году при муниципалитете Берна учредили кассу материальной поддержки граждан на случай безработицы под управлением комиссии в составе представителей муниципалитета и профсоюзов, а также работодателей. Членство было добровольным: вступить в кассу мог каждый гражданин Швейцарии, и по прошествии девяти месяцев с начала уплаты взносов он получал право на денежное пособие по безработице сроком на семьдесят дней в течение одного года.

История социального страхования в России

В 1861 г. был принят закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах». С этого момента и начала формироваться система социального страхования в России. Фонды аккумулировали взносы рабочих (как правило, два-три процента от зарплаты) и взносы заводоуправления (в размере ежегодной суммы взносов рабочих). Полученные средства направлялись на выплату пенсий вдовам, инвалидам, сиротам и пособий по болезни.

В 1912 году Третьей Государственной думой был принят пакет законов, которые заложили фундамент российского соцстрахования. А в 1918 году было введено соцобеспечение - «бесплатное» социальное страхование трудящихся. Предполагалось взимать средства с предпринимателей и предприятий, а также из государственного бюджета.

Во время новой экономической политики, в 1921 году, появилась необходимость вернуть практику страхования, когда выплаты обеспечиваются не за счет государства, а из фондов, сформированных путем внесения взносов. После отказа от политики НЭПа система соцстрахования и учета рисков вновь была максимально упрощена.

С 1933 года социальное страхование перешло в ведение профсоюзов, а к 1938 году сложилась модель, в основе которой лежала централизация денег, собирающихся и тратящихся по единым правилам. Все средства складывались из выплат предприятий и выплат из государственного бюджета. Из системы страхования было выведено медицинское обслуживание – оно финансировалось только из бюджета.

Обязательное страхование в РФ

Это часть государственной системы соцзащиты населения страны, спецификой которой является страхование работающих граждан России от возможного изменения социального и/или материального положения, в т. ч. по обстоятельствам, не зависящим от них.

ФЗ об обязательном социальном страховании предусматривает систему защиты, состоящую из шести частей:

  1. На случай болезни (временной нетрудоспособности).
  2. В связи с материнством.
  3. На случай смерти застрахованного человека или члена его семьи, не достигшего совершеннолетия.
  4. Социальное страхование на производстве (от профзаболеваний и несчастных случаев).
  5. Медицинское страхование.
  6. Пенсионное страхование.

Федеральный закон

Основы социального страхования в РФ закреплены в федеральном законе от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного соцстрахования», а также иными законодательными актами. ФЗ состоит из пяти глав и двадцати девяти статей, он имеет небольшой объем, однако, несмотря на это, целенаправленно и емко регулирует основные вопросы в сфере соцзащиты населения.

Основные сведения, касающиеся системы обязательного страхования, даны в первой главе законодательного акта. В статьях можно прочитать определения основных терминов, используемых в ФЗ, описание принципов, форм и видов страхования. Кроме того, в первой главе представлена законодательная база, которой данная сфера деятельности регулируется на территории РФ.

ФЗ об обязательном социальном страховании во второй главе закрепляет обязанности и права субъектов, задействованных в этой сфере, то есть страхователей, застрахованных лиц, страховщиков. Также устанавливается ответственность субъектов в случае нарушения правил обязательного соцстрахования.

В тринадцатой и четырнадцатой статьях закона, составляющих третью главу, идет речь об управлении данной сферой и ее контроле органами государственной власти.

Четвертая глава регламентирует порядок финансирования. Так, пятнадцатая статья регулирует бюджетный процесс, а шестнадцатая и семнадцатая статьи определяют особенности бюджетов фондов, а также источники поступления средств в них. Расходование денег, порядок установления тарифов, внесение и начисление взносов подробно трактуются в восемнадцатой-двадцатой статьях законодательного акта. Порядок, условия и сроки внесения страховых взносов, правила хранения денежных средств, способы выплаты страхового обеспечения закреплены в статьях 21-23.

Пятая глава выступает заключительным положением федерального закона. В ней определяются сроки исковой давности, порядок разрешения и рассмотрения споров.

Социальные фонды и их функции

Все финансовые средства, предназначенные для выплат населению, аккумулируют и распределяют учреждения социального страхования. Их составляют три фонда: ФСС, ФОМС, ПФР. Поговорим о каждом подробнее.

Фонд социального страхования (ФСС)

Этот внебюджетный государственный фонд учрежден 1 января 1991 года в целях обеспечения обязательного соцстрахования граждан Российской Федерации.

В функции ФСС входит:

  • страхование в связи с материнством и на случай болезни: выплата пособий по беременности и родам, единовременных пособий при рождении ребенка, ранней постановке на учет в ЖК, ежемесячных пособий по уходу за малышом, оплата больничных листов (пособия по социальному страхованию при временной нетрудоспособности);
  • обеспечение льготников путевками на санаторно-курортное лечение;
  • оплата родовых сертификатов;
  • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • обеспечение инвалидов протезами и техническими реабилитационными средствами;
  • финансовое обеспечение мер по предупреждению профзаболеваний и производственного травматизма.

Фонд обязательного медстрахования (ФОМС)

Этот внебюджетный государственный фонд учрежден 24 февраля 1993 года для финансирования медобслуживания населения России.

В числе главных функций ФОМС можно выделить следующие:

Пенсионный фонд (ПФР)

Это крупнейшая в России организация по оказанию гражданам социально значимых услуг. Фонд был основан 22 декабря 1990 г. для государственного управления финансовыми средствами пенсионной системы и реализации прав граждан страны на пенсионное обеспечение.

Среди социально значимых функций ПФР выделяются следующие:

  • назначение пенсий и их выплата;
  • назначение и выплата пособий отдельным категориям лиц: инвалидам, ветеранам, Героям СССР и РФ;
  • учет средств, которые поступают в рамках обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие с плательщиками пенсионных страховых взносов (работодателями) и взыскание недоимок;
  • персонифицированный учет всех субъектов пенсионной системы;
  • выдача сертификатов на материнский капитал и его выплата;
  • управление средствами системы пенсионного страхования;
  • реализация программы софинансирования добровольных накоплений;
  • установление доплаты к социальным пенсиям с целью доведения дохода пенсионеров до суммы прожиточного минимума;
  • администрирование средств, которые поступают по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию.

Доходы фондов

Все три фонда имеют свои бюджеты, независимые от российской бюджетной системы. Вот почему они называются внебюджетными. Источниками денежных средств выступают взносы на социальное страхование, которые перечисляют страхователи. Если имеет место дефицит бюджета, недостаток денег покрывается трансфертными платежами из российского федерального бюджета.

Сумма страховых взносов зависит от размера заработной платы работников организаций и предприятий, а также других выплат и вознаграждений. В особом порядке определяют суммы взносов нотариусы, индивидуальные предприниматели, адвокаты. Денежные средства страхователями перечисляются в региональное отделение Фонда социального страхования РФ и отделение ПФР по их месту жительства.

С определенных выплат взносы на страхование не уплачиваются, к ним относятся:

  • материальная помощь в случае теракта или стихийного бедствия;
  • материальная помощь в связи со смертью члена семьи работника (супруги, родители, дети);
  • материальная помощь в случае чрезвычайного обстоятельства, произошедшего у работника, например, потоп в квартире, ограбление (обстоятельство должно быть подтверждено справкой компетентного органа: ЖЭКа, полиции и т. д.);
  • суточные – если в локальном акте предприятия или организации установлен предел не облагаемых взносами выплат;
  • выплаты по случаю рождения, удочерения/усыновления детей в сумме не более пятидесяти тысяч рублей на одного ребенка, если они были осуществлены в течение первого года после того, как наступило событие;
  • выплаты на любые цели в сумме четырех тысяч рублей в год (разрешается выплачивать не единовременно).

Кроме того, при медицинском страховании работника на протяжении более года взносы не уплачиваются с расходов по договору ДМС (добровольное медстрахование), на обслуживание в поликлинике напрямую, на страхование вреда здоровью, страхование жизни, на негосударственное пенсионное страхование.

Расходы фондов

Фонд социального страхования производит:

  • выплаты по больничным листам;
  • выплаты в связи с материнством (пособия при рождении ребенка, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет);
  • финансирование санаторного отдыха и лечения;
  • обеспечение заявок граждан, являющихся инвалидами, на протезно-ортопедические изделия и технические средства реабилитации.

Перечислением данных выплат занимается каждое региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

ПФР осуществляет выплату пенсий пенсионерам и инвалидам, а также финансирует расходы на медицинскую помощь.

Средства государственных социальных фондов расходуются исключительно на цели соцзащиты. Помимо оплаты вышеперечисленных видов пособий и пенсий, денежные средства могут направляться на лечебное (диетическое) питание, частичное содержание санаторных и оздоровительных лагерей для детей, а также санаториев-профилакториев, которые находятся на балансе страхователей.

Социальное страхование включает также расходы на реализацию таких видов материальной поддержки граждан страны, как пособие на погребение и пособие по безработице.

Администрирование страховых взносов

Суммы, которые необходимо уплатить в фонды, рассчитывает бухгалтерия предприятия или организации (страхователь). Взносы должны быть уплачены в соответствующие внебюджетные учреждения в день выдачи работникам заработной платы, но не позднее пятнадцатого числа месяца, который следует за расчетным.

Администрирование заключается в отслеживании своевременной уплаты и правильности исчисления страховых взносов, учете платежей, возврате или зачете сумм, излишне уплаченных, приеме отчетности от страхователей, взыскании имеющейся задолженности по платежам. Данной деятельностью занимаются два фонда: ФСС и ПФР. Первый администрирует следующие виды социального страхования:

  • в связи с материнством;
  • на случай болезни;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве.

Пенсионный фонд администрирует обязательное медицинское и пенсионное страхование.

Следует знать, что на каждое физлицо (работника предприятия или организации) на календарный год (расчетный период) открывается индивидуальная карточка учета сумм начисленной заработной платы, иных вознаграждений/выплат и начисленных страховых взносов.

Отчетность

Страхователи каждый квартал сдают во внебюджетные фонды отчетность, связанную с начислением и уплатой страховых взносов. Если в организации или на предприятии работает более пятидесяти сотрудников, отчетность следует в обязательном порядке сдавать в электронном виде через интернет. При этом необходимо наличие электронной цифровой подписи.

В Фонд соцстрахования сдается отчет по форме 4-ФСС. На бумажном носителе его следует предоставить не позднее пятнадцатого числа, а в виде электронного документа – не позднее двадцать пятого числа месяца, который следует за отчетным периодом.

В Пенсионный фонд необходимо сдавать отчет по форме РСВ-1. На бумажном носителе он должен быть предоставлен не позднее пятнадцатого числа, а в формате электронного документа – не позднее двадцатого числа месяца, который следует за отчетным периодом. В данном отчете должна быть отображена информация о страховых взносах, которые были начислены и уплачены, и об оставшейся задолженности. Кроме того, на каждого работника организации или предприятия подается следующая информация: СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета), фамилия, имя, отчество, размер страхового стажа и сумма заработной платы за каждый месяц.

В заключение

Подводя итоги, можно сказать, что государственное социальное страхование представляет собой систему отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов материальных и денежных средств, которые необходимы для оказания помощи, возмещения ущерба, социального содержания в случае наступления определенных событий. Соцстрахование – это механизм, посредством которого реализуется социальная государственная политика, это основа всей системы соцзащиты населения, выступающая в качестве части экономических отношений по распределению и перераспределению национального дохода для формирования и использования фондов, целью которых является содержание лиц, по тем или иным причинам не принимающих участия в общественном труде.

Все мы работаем. Но кто-то может потерять возможность зарабатывать себе на жизнь честным трудом. Чтобы облегчить судьбу таких людей, и было придумано государственное социальное страхование.

Общая информация

Зачем вообще было создано страхование социальное? Это необходимо для того, чтобы оказывать финансовую помощь лицам, что согласились на данный механизм в случае наступления предусмотренных рисков. Страхователи обязаны своевременно начислять взносы для этого дела. Когда же наступает страховой случай, то человеку необходимо обратиться к фонду Соцстраха и документально подтвердить тот факт, что он имеет право на получение денежных средств от государства. Это ещё один способ социально обеспечить людей, которые состоят в трудовых взаимоотношениях с работодателями. А кто же предлагает государственное социальное страхование? В этом деле могут помочь три организации:

  1. Фонд социального страхования. Этот вариант будет оптимальным, если есть угроза пострадать на производстве.
  2. Пенсионный фонд. Этот вариант подойдет, если есть планы и уверенность, что удачно и без происшествий получится выйти на пенсию.
  3. Фонд обязательного медицинского страхования. Похоже на первое учреждение, но особенно подходит для тех, кто после лечения планирует восстановиться и дальше работать.

Конечно, следует отметить, что приведённое в рамках статьи разделение является очень условным и не обязательным. Просто со спецификой работы будет несколько проще при наступлении конкретного страхового случая получить причитающиеся деньги. А так может быть выбрано учреждение, которое ближе всего расположено к дому. Хотя если интересует социальное страхование временной нетрудоспособности, то лучше всего подойдёт первый вариант.

Как это работает?

На каких принципах строится система социального страхования? Наиболее важным, согласно оглашенным целям, является установление партнерских отношений. Затем идёт формирование и использование различных целевых фондов. Также важную роль в рамках системы отводят профилактике социальных рисков. Что же является важным для функционирования всего механизма социального обеспечения? Когда осуществляется страхование социальное, это подразумевает наличие определённых фондов, из которых и идёт финансирование потребностей. Причем специфика здесь такая, что средства должны покрывать имеющиеся затраты, что возникают в связи с выполнением взятых на себя обязательств. Кроме этого, вышеперечисленные организации заинтересованы в том, чтобы увеличивать уровень жизни для разных категорий российских граждан.

Возьмём, к примеру, социальное страхование от профессиональных заболеваний. Это настоящий бич нашего времени. Практически любой человек после десятилетий или, может, даже лет работы имеет профессиональное заболевание. В большинстве случаев оно не диагностируется до старости, но бывает, проявляет себя ещё до выхода на пенсию. Поэтому государственные организации напрямую заинтересованы в том, чтобы человек сохранял своё здоровье как можно дольше - ведь тогда им не придётся выплачивать ему деньги. Для этого могут использоваться самые разные средства, начиная от определённых ограничений и требований, заканчивая профилактическими мерами слежения за соблюдением норм отдыха.

Методы и цели

Итак, у вас сейчас есть представление о том, что собой представляет страхование социальное. Это хорошо. Теперь же давайте рассмотрим, какие его виды существуют. На данный момент в Российской Федерации можно встретить такие типы:

  1. По временной потере трудоспособности.
  2. Медицинское страхование.
  3. От профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
  4. Социальное пенсионное страхование граждан, работающих на данный момент.

Это не все возможные средства. Особняком стоит В нём могут принимать участие лица, что самостоятельно обеспечивают себя работой. Следует также отметить, что в качестве страховщиков могут выступать негосударственные компании. Это имеет ряд своих преимуществ и недостатков. Относительно первых можно отметить довольно значительный уровень успешности действий (что подтверждает пример США). Но с другой стороны - государство не несёт ответственности за расчеты. Поэтому если нарваться на мошенников, вернуть свои кровно заработанные деньги будет весьма сложно.

Субъекты и взносы

Главный актив, который имеет страхование социальное - это люди. Кто же представляет наибольший интерес? Ответ - субъекты, коими являются застрахованные лица. К ним относят российских граждан, что состоят в трудовых взаимоотношениях со своим работодателем (в качестве которого могут выступать коммерческие компании, индивидуальные предприниматели и государственные организации). То есть к страхователям относят всех тех, кто предоставляет людям работу. А что же можно сказать относительно взносов? Про то, что они идут определённым организациям, мы знаем (даже то, каким конкретно). Но сколько же денег уплачивается? предусматривает взимание от 26,2% и до 34,5% заработной платы. Почему же есть такое значительное различие? Что входит в эти проценты? Первоначально следует упомянуть Пенсионный фонд - на него приходится 20%. Ещё 3,2% идёт на социальное страхование. Эти деньги в последующем будут потрачены непосредственно на самого человека. Кроме того, 2,8% от заработной платы идёт на на случай больничных, посещения врачей (например, стоматолога) и так далее. Кроме того, есть ещё страхование на случай возникновения несчастных инцидентов, которые были на производстве. Благодаря этому пункту и наблюдается такое значительное различие, что можно было видеть ранее. Так, взнос в данном случае может колебаться в диапазоне от 0,2% и до 8,5%.

Выплата денег

Рассмотрим обязательное социальное страхование на производстве. Допустим, возник определённый инцидент. В таком случае застрахованное лицо может рассчитывать на определённый размер выплат. Конечная величина рассчитывается как процент от величины заработной платы. Какая же модель обеспечения действует в Российской Федерации? Так, если человек перечислял средства на протяжении 30 лет, то он может рассчитывать на получение 40% своей заработной платы в виде пенсионного обеспечения. Те люди, которые официально трудились больше 40 лет, претендуют на показатель в 60%. Если наступила временная нетрудоспособность, то человеку полагается от 80% до 90% от величины заработной платы. Когда люди становятся безработными, то они могут рассчитывать на получение средств в размере 50-60%. Определённые бонусы есть и при получении медицинской помощи и приобретении лекарственных препаратов. Здесь размер выплат зависит от того, где находится человек. Если он на стационаре - будет оплачено 100% всех трат. Для тех, кто пребывает на амбулаторном лечении, предусмотрено только восстановление 75% стоимости лекарств и услуг медицинской помощи. Кроме этого, можно рассчитывать ещё на материальную поддержку в связи с целым рядом инцидентов: потеря работы, похороны, постановка на учет беременных, выплаты при рождении детей и так далее. Следует отметить, что согласно действующему трудовому законодательству каждый гражданин Российской Федерации, который оформляется официально, должен иметь понятие о том, что такое государственное социальное страхование, и активно им пользоваться. На производстве, в офисе или лаборатории - не важно, где он будет работать. Согласно законодательству, защищен должен быть каждый человек.

Когда и на сколько выдаётся пособие?

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев предусматривает различные сроки. Так, если человек временно потерял свою трудоспособность, то денежные средства ему будут предоставляться с первого дня. Окончанием считают восстановление рабочих функций или установление со стороны врачебно-трудовой комиссии инвалидности. Всё немного по-иному с бытовыми травмами. Предусмотрено, что в случае с ними выплаты пособия осуществляются только на шестой день. Правда, здесь есть свои нюансы. Так, если травма была получена как результат определённого стихийного бедствия (каковым является землетрясение, ураган, наводнение или пожар) или вследствие анатомического дефекта, то денежная помощь выдаётся за всё время и регламентируется общими правилами. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве для сезонных и временных работников предусматривает предоставление пособий в случае профессионального заболевания или трудового увечья. Причем это осуществляется на общих основаниях. Если же имеем дело с временной нетрудоспособностью, то крайний срок в этом случае - 75 календарных дней. Тут можно встретиться с интересным аспектом. Так, распространённым бывает то, что временная нетрудоспособность может наступить тогда, когда рабочий находится в ежегодном отпуске. В таком случае человеку необходимо запастись больничным листком, и ему будут выданы пособия за всё время освобождения от деятельности. Правда, если отпуск без сохранения заработной платы, то ни на что рассчитывать не приходится. Также не следует уповать на выплаты, если временная нетрудоспособность является прямым следствием травм и заболеваний, которые возникли вследствие опьянения.

Особенности

А что делать, если заболел близкий родственник работника? Для многих это будет в новинку, но законодательством предусмотрено, что для получения пособия по временной нетрудоспособности основанием может служить и необходимость ухода за заболевшим членом семьи. При этом ситуация должна соответствовать таким критериям:

  1. Должен быть установлен факт, что отсутствие ухода имеет значительную опасность для здоровья или даже жизни заболевшего человека.
  2. Нет возможности поместить члена семьи в больницу из-за конкретных показаний.
  3. Отсутствует любое другое лицо, кроме самого работника, что могло бы ухаживать за больным. Здесь может быть сделано исключение для матерей, у которых есть ребенок до 2 лет.

В обязательном социальном страховании от несчастных случаев при такой потере работоспособности предусмотрен стандартный срок на 3 календарных дня. Он может быть продлен, но только в исключительных случаях, когда член семьи имеет тяжелое заболевание. Но в общем срок не должен превышать семи календарных дней. Исключение здесь в случае с детьми. Так, если ребенок не достиг 14 лет и заболел и при этом имеет нужду в уходе, то срок может составлять 14 календарных дней. Но это ещё не максимум. Так, если имеется ребенок до 3-х лет (или инвалид до 16), то пособие может выдаваться на весь период, когда ему необходим уход. Следует отметить, что наблюдается сильнейшая дифференциация размера выплат. Конечная сумма денег зависит от причины возникновения временной нетрудоспособности, числа несовершеннолетних детей, длительности непрерывного трудового стажа и так далее. Также если человек получил трудовое увечье или профессиональное заболевание, то его пособие будет в размере 100% от заработной платы.

Выплаты на случай беременности и родов

Некоторые правила в данном случае одинаковы с общими. Но есть и свои особенности. Так, когда женщине предоставляется отпуск по беременности и родам, то выплаты производятся за все дни. Но это должно быть подтверждено больничным листком. Сколько же женщинам дают отдыхать? Перед датой приблизительных родов даётся 70 календарных дней. Но если беременность многоплодная, то предоставляется 84 суток. Также, после самих родов в стандартных ситуациях у женщин есть 70 календарных дней. Если была осложнённая ситуация, то этот период увеличивается до 86 суток. В случаях, когда родилось двое или больше детей, предоставляется 110 календарных дней. Следует отметить, что оплачиваемый отпуск предоставляется суммарно. Иными словами - не важно, сколько дней было использовано до родов. Всё непотраченное можно будет отгулять потом, если это слово вообще подходит к матерям. Следует отметить, что наше государство печётся о том, чтобы люди получали около 100% своей заработной платы. Но если женщина на момент беременности и родов была отстранена от должности, то пособие не выплачивается.

Как видите, существует значительное множество различных аспектов. Также если случился выкидыш после 196-го дня беременности, то женщина всё равно будет получать пособие. Кроме этого, не следует упускать из внимания и ряд видов другой материальной помощи. Так, можно получать а также по уходу за ним до достижения им возраста в 1,5 года. Эти выплаты не предусмотрены, если плод был мертворождённым. Приоритет получения пособий имеет мать ребёнка. Но если она умерла, то оно выдаётся отцу или иному лицу, которое занимается фактическим воспитанием малютки. Правда, для этого необходимо написать письменное заявление.

Назначение и выплата

Как видите, обязательному социальному страхованию на случай временной потери трудоспособности благодарны многие люди, поскольку при таком ответственном и серьезном деле любой рубль на счету. Поэтому если человек может претендовать на выплаты, необходимо знать, кто их назначает и где их получают. Как правило, это проводится по месту работы. Занимается этим комиссия социального страхования профкома предприятия. Но может быть и такое, что её нет. В данном случае пособия будут назначаться непосредственно профкомом. А что делать при работе на небольших предприятиях, где нет данной организации? В таком случае сможет помочь профсоюзный организатор и страховой делегат. Когда пособие было назначено, его выплата осуществляется администрацией предприятия за счет взносов на социальное страхование. Вот так просто. Следует отметить, что данная схема назначения работает и тогда, когда нетрудоспособность человека наступила во время его нахождения за территорией предприятия.

Как пример можно привести рассмотренный ранее отпуск или командировку. Несмотря на то, что считаются отдельные дни, непосредственно выплата осуществляется вместе с заработной платой. Хотя здесь есть нюансы относительно родов и предшествующей им беременности. В таких случаях пособие платят один раз (всё сразу). Чтобы получить единовременную выплату на ребёнка при его рождении, родитель должен иметь справку, выданную ЗАГСом. Это же относится и к выплатам на погребение. Всё, что было начислено, но не выплачено, должно быть передано работнику в рамках сроков, которые устанавливаются для выплат неполученной заработной платы. Следует учитывать и то, что если сумма пособия была чрезмерно увеличена вследствие арифметической ошибки или злоупотребления, то в последующем она будет удержана.

Заключение

Государственное социальное страхование является чрезвычайно полезным инструментом для стабилизации общества и поддержания его отдельных членов. Этот механизм позволяет людям более уверенно смотреть на своё будущее. А это, в свою очередь, влечёт то, что человек лучше трудится и в обществе существует меньшее напряжение. Хотя существующая система не лишена своих недостатков. Но вопрос совершенствования со временем всё же решается. При этом не нужно стоять в стороне, когда перед вами есть установленный факт злоупотребления своими возможностями. И не важно, кто и что нарушает - государственная организация или частный предприниматель. Необходимо всегда стремиться к тому, чтобы права человека и существующий общественный договор не нарушались. А уже слежение за этим лежит на нас - рядовых гражданах.


Под временной нетрудоспособностью понимается временная утрата трудоспособности работника, а также невозможность выполнять работу в связи с уходом за больным членом семьи, карантином и др. При временной нетрудоспособности работник освобождается от работы и ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.
Обеспечение работников пособиями по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях:
  • утраты трудоспособности вследствие заболеваний или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности;
  • необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;
  • при карантине;
  • осуществления в установленном порядке протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;
  • долечивания в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечении;
Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный работнику листок нетрудоспособности. Другие документы не могу служить основанием для выплаты пособия.
Пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачиваются за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период, начиная с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств ФСС РФ.
Такой порядок выплаты пособия применяется только на случай заболевания или травмы самого работника. В таком же порядке выплачивается пособие по временной нетрудоспособности вследствие бытовой травмы, то есть первые два дня нетрудоспособности за счет средств работодателя, с третьего дня - за счет средств Фонда.
В случае временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным членом семьи или ребенком, при карантине, при протезировании, при искусственном прерывания беременности, отпуске по беременности и родам, пособие выплачивается с первого дня нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
За весь период временной нетрудоспособности пособие по временной нетрудоспособности должно быть исчислено работнику с учетом общего трудового стажа работника и продолжительности периода выплаты пособия.
В настоящее время размер пособия зависит от продолжительности общего трудового стажа работника:
  • до 5 лет - 60 процентов заработка;
  • от 5 до 8 лет - 80 процентов заработка;
  • от 8 лет и свыше - 100 процентов фактического заработка.
В соответствие с законодательными нормативными актами в 2007 г. размер пособия не может превышать 16 125 рублей за полный календарный месяц (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Если работник имеет общий трудовой стаж менее 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный месяц минимальный размер оплаты труда, установленного федеральным законом.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяются с учетом этих коэффициентов.
В случаях, установленных законами Российской Федерации,
федеральными законами, финансирование расходов, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых для этих целей ФСС РФ (пособие по временной нетрудоспособности работникам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и др.)

Еще по теме §3. Пособия и выплаты по обязательному социальному страхованию Пособия по временной нетрудоспособности:

  1. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ ГРАЖДАНАМ, ПОДЛЕЖАЩИМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию»
 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об