Проверка исполнения законодательства в сфере инвестиционной деятельности. Меры для обеспечения защиты права предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности

Ваш вопрос:

Получила Благодарность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за значительный вклад в организацию и проведение мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период пребывания граждан Украины на территории Ростовской области в 2014 г. Имею 26 лет непрерывнрго стажа. Могу ли я оформить "Ветерана труда"?

Ответ юриста:
Здравствуйте, Людмила!
Согласно Областному закону Ростовской области от 18 сентября 2006 г. № 541-ЗС «О порядке и критериях присвоения звания „Ветеран труда“ в Ростовской области:
Статья 2. Условия присвоения звания „Ветеран труда“
Звание „Ветеран труда“ присваивается:
1) лицам, награжденным орденами либо медалями, или удостоенным знатных званий СССР либо Русской Федерации, или награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, нужный для предназначения пенсии по старости либо за выслугу лет;
2) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Величавой Российскей войны и имеющим трудовой стаж более 40 лет для парней и 35 лет для дам.
Таким ведомственным знаком отличия в труде является нагрудной символ „Знатный работник Роспотребнадзора“ (награждаются работники согласно приказу Роспотребнадзора от 14 марта 2013 г. № 133 „Об учреждении нагрудного знака “Знатный работник Роспотребнадзора»).
К огорчению, благодарность не является основанием присвоения звания «Ветеран труда».

Имеют ли право жильцы дома общим собранием запретить работать предпринимателю в нежилом помещении, приобретенном на праве собственности?

Ваш вопрос: защита прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности

Добрый день! Застройщик построил многоквартирный дом с нежилыми помещениями в полуцокольном этаже. Имеют ли право жильцы дома общим собранием запретить работать предпринимателю в нежилом помещении, приобретенном на праве собственности? Дом принадлежит Управляющей Компании. Сфера деятельности предпринимателя — прачечная самообслуживания.

Ответ юриста:
Здравствуйте, Светлана. Только собственнику принадлежит право владения, использования и распоряжения имуществом, а не коллективу жильцов. Жильцы дома владеют не большенными возможностями что-либо воспрещать, чем сам этот бизнесмен. Ни вы ему, ни он вам запретить воспользоваться своим имуществом не сможете.Если его деятельность нарушает ваши права либо законодательство, вы сможете обратиться в сответствующие органы (прокуратуру, Жилинспекцию, Роспотребнадзор и т.п.) либо в суд для защиты собственных прав.
________________________________________

В сфере образовательных услуг ИП имеет брать на работу работников не имея лицензии

Ваш вопрос: защита прав предпринимателей

имеет ли право ИП (в сфере образовательных услуг) принимать на работу педагогов, или тогда нужна будет лицензия. Я хочу назвать дополнительное образование "Центром творчества и развития "_____________" где будут оказываться образовательные услуги по изобразительной деятельности, подготовке детей к школе, изучение иностранных языков и ещё возможно подготовка к ЕГЭ и ГИА, занятия с логопедом и детским психологом. Сама я имею диплом учителя изобразительного искусства и черчения.

Ответ юриста:
Здравствуйте!
имеет ли право ИП (в сфере образовательных услуг) принимать на работу преподавателей, либо тогда нужна будет лицензия
Нина
Сама я имею диплом учителя изобразительного искусства и черчения.
Нина
Вы имеете право ведения образовательной деятельности будучи личным бизнесменом, без лицензия, если только работаете без помощи других без принятия на работу других преподавателей. Если примете хотя бы 1-го уже нужна будет лицензия.
________________________________________

Может ли прокуратура вступиться в защиту прав граждан?

Ваш вопрос: защита прав предпринимателей

Может ли прокуратура по собственное инициативе вступиться в защиту прав граждан, в том числе путём вмешательства в деятельность органов власти города?

Ответ юриста:
Согласно ст.54 Гражданского - процессуального кодекса РФ и ФЗ о прокуратуре, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и легитимных интересов людей. Заявление в защиту прав, свобод и легитимных интересов гражданина может быть подано прокурором исключительно в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим почтительным причинам не может сам обратиться в суд. Также в этой статье указывается основания роли прокурора независимо от состояния здоровья, возраста и недееспособности гражданина.
Что Вы подразумеваете по вмешательством в деятельность органов власти? Прокуратура надзирает за законностью, так что она может проводить проверки.
________________________________________

Для развития национальной экономики исключительно важной сферой является предпринимательство. Государство всячески поддерживает предпринимательскую деятельность общества. Но заниматься ею органам государственной власти и местного самоуправления запрещается.

Предпринимательству свойственна высокая экономичность и социально-политическая значимость, но и слабая жизнеспособность и уязвимость, поэтому необходимо его государственное регулирование, поддержка и развитие.

К основным элементам системы государственного регулирования предпринимательства относятся:

– политику разгосударствления и приватизации;

– антимонопольную политику;

– институт банкротства субъектов предпринимательства;

– нормативно-правовое обеспечение развития предпринимательства;

– административно-экономическое и финансово-кредитное регулирование и дерегулирование предпринимательства;

– информационная и программно-целевая поддержка предпринимательства.

Условиями нормального функционирования и развития предпринимательства являются:

– стабильная денежно-кредитная система;

– правовая защищенность предпринимателей;

– стабильная, стимулирующая система налогообложения, которая бы способствовала инвестированию и реинвестированию средств в сфере предпринимательства;

– развитая система рыночной инфраструктуры поддержки предпринимательства (коммерческие банки, товарные биржи, страховые компании, информационно-маркетинговые фирмы, консалтинговые, учебные организации и т.п.);

– государственная поддержка учреждения, регистрации, финансирования и кредитования предпринимательства;

– прозрачная и простая процедура регулирования государством предпринимательской деятельности;

– эффективная защита интеллектуальной и материальной собственности.

Основными средствами регулирующего влияния государства на деятельность субъектов предпринимательства:

– государственный заказ, государственная задача;

– лицензирование, патентование и квотирование;

– сертификация и стандартизация;

– применение нормативов и лимитов;

– регулирование цен и тарифов;

– предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот;

– предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий.

Государственное регулирование частного сектора национальной экономики осуществляется через бюджетное финансирование учреждений и госзакупки товаров и услуг для общественных нужд, государственный заказ и государственная задача. Государственный заказ осуществляется через формирование на контрактной основе состава и объемов продукции, необходимой для обеспечения государственных (общественных) потребностей и размещение среди предприятий, независимо от формы собственности. Формой госзаказа является госконтракт - договор между государством и субъектами хозяйствования на изготовление определенного товара или предоставление услуг, в т.ч. на экспорт.



С целью экономического стимулирования выполнения госзаказов Кабинетом Министров Украины предоставляются льготы по налогу на прибыль, целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях, валютные средства, таможенные и другие льготы.

Для предприятий-поставщиков важнейших ресурсов могут устанавливаться специальные квоты на обязательную продажу этих ресурсов исполнителям госзаказов. Кабинет Министров, другие органы исполнительной власти могут также устанавливать государственные задачи, которые являются обязательными для субъектов хозяйствования. Всю эту работу осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам регулирования закупки товаров для государственных нужд при Кабинете Министров Украины, Управление государственных закупок при Минэкономики, другие подразделения.

Великая роль государства в осуществлении и регулировании инвестиционной деятельности . Центральные и местные органы власти и управления за счет бюджетных, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственные предприятия за счет своих доходов осуществляют государственное инвестирование.

Деятельность государства по регулированию и организации инвестиционной деятельности в стране составляет содержание инвестиционной политики государства, которая реализуется на основе комплекса правовых, организационных, административных и экономических мер государства.

Инвестиционную политику государства определяют следующие факторы:

– уровень развития национальной экономики;

– структура экономики и задачи по ее оптимизации;

– состояние основного капитала и эффективности его использования;

– уровень научно-технического развития страны;

– финансовые возможности государства;

– уровень развития рыночной инфраструктуры.

Целью государственной инвестиционной политики является создание конкурентной среды и обеспечения структурных сдвигов и роста ВВП через улучшение инвестиционного климата в стране, развитие и активизацию инвестиционных процессов, направления инвестиций в приоритетные отрасли и программы.

Государственное регулирование инвестиционного процесса в Украине осуществляется путем прямого управления инвестициями, регулирования условий инвестиционной деятельности (Законы Украины «Об инвестиционной деятельности», «Об иностранных инвестициях», «О ценных бумагах и фондовой бирже», др.), контроля за законностью осуществления инвестиционной деятельности всеми участниками инвестиционного процесса и инвесторами (Хозяйственный кодекс Украины и т.д.).

Прямое управление инвестициями предполагает:

– прогнозирование, планирование и программирование развития национальной экономики, ее структурных элементов;

– формирование бюджета и объема госфинансирования инвестиций;

– планирование централизованных государственных средств;

– размещение госконтрактов и контроль за их выполнением;

– определение условий реализации инвестиционных проектов, их экспертиза и др.

Регулирование условий инвестиционной деятельности осуществляется государством с помощью таких инструментов:

– налогов и налоговых льгот;

– денежно-кредитной и амортизационной политики;

– предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производств;

– определение условий пользования землей, водой и другими природными ресурсами;

– ценового регулирования;

– проведение экспертизы инвестиционных проектов;

– регулирование участия инвесторов в приватизации государственного имущества;

– обеспечение защиты инвестиций;

– формирование государственных норм и стандартов и т.д.

Государство формирует благоприятные условия для эффективной научно-технической деятельности. Государственная научно-техническая политика состоит из:

– определение целей, приоритетов и направлений научно-технического развития страны;

– разработка и реализация программ формирования инновационных центров технологического роста;

– формирование условий для развития НТП и внедрение его результатов в производство;

– разработки финансово-экономического и правового механизмов регулирования и стимулирования научно-технических и инновационных процессов;

– создание перспективных научно-исследовательских институтов и лабораторий для проведения фундаментальных и прикладных исследований;

– создание организационной структуры управления научно-технической сферой и т.д.

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется путем:

– формирования и реализации государственных, отраслевых, региональных и местных инновационных программ;

– финансовой поддержки выполнения инвестиционных проектов;

– стимулирование коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, кредитующих выполнение инвестиционных проектов;

– установление льготного налогообложения субъектов инновационной деятельности и др.

Источниками финансовой поддержки инновационной деятельности является :

– средства Государственного бюджета Украины;

– средства местных бюджетов;

– собственные средства специализированных государственных и коммунальных инновационных финансово-кредитных учреждений;

– собственные или заимствованные средства субъектов инновационной деятельности;

– Средства (инвестиции) любых юридических и физических лиц и т.п.

Для соблюдения всеми субъектами экономики требований законодательства об инновационной деятельности осуществляется государственный контроль в этой сфере, проводится экспертиза инновационных проектов. Одновременно государство обеспечивает гарантирование инновационной деятельности (поддержка программ и проектов, охрану и защиту прав интеллектуальной собственности, защиту от недобросовестной конкуренции, свободный доступ к информации, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров и т.д.).

Подытоживая сказанное в этой теме, сделаем следующие выводы.

Для рыночной формы организации экономики характерным является принцип ее саморегулирования на основе взаимодействия спроса и предложения в условиях конкуренции: рынок подчиняет производство общественным потребностям в форме платежеспособного спроса. Рынок направляет ресурсы на производство тех продуктов, которые наиболее нужны обществу, способствует внедрению новых технологий, повышению эффективности производства и т.д. Но в реальной рыночной экономике возникают ситуации, когда рыночный механизм не обеспечивает полное и эффективное использование ресурсов и их рациональное распределение. Такие ситуации создают регуляторные недостатки рынка:

– невозможность конкуренции по причине образования монополий на основе концентрации капитала;

– несостоятельность рынка обеспечивать людей общественными товарами и услугами;

– недостаточность и несовершенство информации касательно рыночных сигналов;

– Экономическая нестабильность из-за длительного спада производства, чрезмерной безработицы, высокого уровня длительной инфляции

Необходимость решения этих проблем, которые накапливаются в обществе и не могут быть решены автоматически на базе частной собственности и конкуренции, требует значительных инвестиций в мало-или нерентабельные объекты, крайне необходимые для продолжения макроэкономических воспроизведений и обеспечение социального спокойствия. Эту задачу решает государство, которое выполняет именно те экономические функции, что рынком не выполняются.

Инвестиционное право сегодня не только находится в центре внимания общества, но и требует серьезного изучения уже достигнутого, а также глубокой проработки новых представлений и понятий, скорейшего создания в экономической жизни страны основных условий реализации успешного инвестиционного процесса, изменения массовой психологии и серьезного массового обучения в данной отрасли.

Перевод свободных средств и активов в инвестиции – вопрос доверия населения государству, неизменных инвестиционных правил игры, отладки действенного механизма защиты прав и интересов массовых инвесторов, и целого ряда других факторов, включая государственное регулирование инвестиционной деятельности, с одной стороны, как экономического процесса, а с другой – правового.

В свете сказанного становится понятным сегодняшний интерес общества к этой проблеме, а что касается ее изучения в совсем еще недавнем прошлом, нужно отметить, что внутренние инвестиции как таковые не могли быть предметом изучения как экономистов, так и юристов по той простой причине, что их не было в принципе.

Парадоксально, но факт: внутригосударственное инвестиционное право в отечественной юридической научно-практической сфере до последнего момента остается практически неисследованным в полном объеме. Работ по российскому инвестиционному праву очень мало. Особенно в свете того, что отечественная правовая литература в последние годы разделялась на отрасли и подотрасли невиданными темпами. Последнему есть свое объяснение.

Объективное развитие отечественной юриспруденции подталкивает специалистов, вынуждая идти в ногу со временем, на разработку новых подотраслей, комплексных правовых образований, отраслей, институтов. Так что, думается, в недалеком будущем мы «догоним и перегоним Америку» в этой сфере. Данный вывод был сделан еще в 2006 году, но стоит отметить, что кардинальным образом ситуация не поменялась до сих пор. Вопрос внутригосударственных инвестиций остается открытым с правовой точки зрения.

Сегодня состояние российской экономики характеризуется наличием негативных явлений, связанных с различными факторами, в том числе с последствиями мирового финансово-экономического кризиса.

Тем не менее, российское государство в среднесрочной и долгосрочной перспективе ставит перед собой и обществом стратегические задачи, среди которых повышение эффективности и конкурентоспособности производства, рост производительности труда. Ставится задача стимулировать инновационную направленность промышленности, снизить сырьевую зависимость экономики, добиться выхода значительной части бизнеса «из тени».

Решение названных задач невозможно без создания благоприятных условий развития инвестиционных отношений, без формирования исполнительными и законодательными органами власти регулирующего данный процесс законодательства, с учетом и положительного, и отрицательного историко-правового опыта России.

Проблемы существующего правового регулирования инвестиционных отношений, недостатки Законов «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 г., а также «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 г., как основных источниках регулирования рассматриваемой области правоотношений, до сих пор не учтены и не устранены, что препятствует решению стоящих перед российским государством и обществом задач.

В настоящее время регулирование бюджетного инвестирования в финансовом законодательстве осуществляется лишь в самом общем плане.

Указанная проблема приобретает особенную остроту в связи с очевидной в последние годы необходимостью скорейшей смены ориентиров развития национальной экономики с ожидания иностранных инвестиций, на развитие экономических и правовых основ внутреннего инвестирования.

При этом представляется, что в условиях продолжающегося построения правового государства, эффективная реализация существующих заявлений о необходимости повышения «социальной ответственности бизнеса» (в настоящее время, к сожалению, носящих лишь декларативный и внеправовой характер), невозможна без системного совершенствования существующей нормативно-правой базы.

В целях регулирования инвестиционной деятельности государство использует самый доступный и самый действенный регулятор – право. Однако российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград. Кроме того, правовая система России не обеспечивает защищенности иностранных инвесторов в должной мере, а законы зачастую не соответствуют друг другу.

В 2016 году в связи со сложившейся ситуацией в Российской Федерации Президент поставил задачу повысить уровень инвестиционной активности предпринимателей.

Для обеспечения защиты предпринимателей Генеральная прокуратура РФ организовала проверку исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности. В ходе проверки будет дана оценка законности выполнения региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления возложенных на них полномочий по указанным вопросам.

Перед органами прокуратуры поставлена задача добиться фактического устранения выявленных нарушений закона и привлечения к установленной ответственности чиновников, препятствующих ведению бизнеса и развитию инвестиционной деятельности. Предприниматели-инвесторы, столкнувшиеся с административными барьерами, могут обращаться в органы прокуратуры за защитой и восстановлением своих нарушенных прав и законных интересов.
Выводом из вышесказанного можно назвать необходимость глубокого и системного изучения инвестиционного процесса в общем, в том числе, для систематизации всего пласта законодательства, затрагивающего инвестиции в РФ, а также государственное регулирование инвестиционной деятельности, в частности, так как без регулирования «сверху» данный процесс может превратиться в хаос даже на первых шагах формирования.

Информацию подготовил. Балабан Эдуард Федорович – руководитель направления Московского антикоррупционного комитета при Московской ТПП.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об