Система налогообложения во франции. Основные виды налогов во франции

Налоги во Франции традиционно считаются одними из самых больших в мире, а фискальная система - одной из самых запутанных. Тем не менее французы уже давно привыкли к такому положению дел и, за редким исключением, относятся к этому бремени с должной ответственностью и пониманием, ведь эти налоги как-никак тратятся на них, а не на роскошества для властей.

Чтобы в полной мере понимать, насколько ставки налогов во Франции велики, советуем посмотреть информативное видео о доходах и ценах Республики.

Особенности французской фискальной системы

Налоговое законодательство Французской Республики во многом унифицировано под фискальные принципы и нормативы Европейского Союза. Однако это не стопроцентное тождество, поэтому местная фискальная система сохраняет за собой ряд некоторых существенных особенностей, которые нельзя не отметить:

  • Во-первых, для налогов во Франции характерны очень большие социальные отчисления - различные выплаты и платежи в фонды социального предназначения могут забирать большую половину прибыли налогоплательщиков. Отметим, что средний показатель социальных выплат для Европейского Союза - около 30%, для Франции - около 40%.
  • Во-вторых, структура налоговой системы в этом государстве исторически сложилась так, что здесь доминируют косвенные налоги (налог на потребление), что, теоретически, помогает уравновесить неравенство между богатыми и бедными - кто больше потребляет, тот больше платит косвенных налогов, т.е. налоги во Франции для богатых численно больше, чем для бедных. Неслучайно, что налог на дополнительную стоимость (НДС) появился именно в этой стране.
  • В-третьих, в отличие от большинства других государств, во Франции основой бюджетного процесса является так званый принцип «потребления», т.е. сначала власти формируют доходную часть государственного бюджета и только после этого приступают к принятию расходной части данного документа.
  • В-четвертых, местная фискальная система сейчас проходит фазу трансформации - вопреки традиционному тяготению французской управленческой системы к централизации, с 80-х годов в этой стране проводится политика децентрализации властных полномочий и, в том числе, налоговых поступлений.
  • В-пятых, после вступления в Евросоюз налоги во Франции для физических лиц постепенно снижаются и при этом одновременно происходит увеличение фискальной базы посредством отмены всевозможных налоговых льгот.

Налоги во Франции для физических лиц

Как уже отмечалось, фискальная система в республике «Бонапартов» довольно запутанная. В частности, большинство налогов в ней зависят от уровня доходов налогоплательщика, который при этом имеет массу возможностей уменьшить свое налоговое бремя перед государством и местными муниципалитетами. А еще налоги во Франции для физических лиц отличаются довольно высокой нетерпимостью к роскоши и богатству: налоги во Франции для богатых довольно велики.


Подоходный налог во Франции

Среди прямых налогов во Французской Республике главенствующую роль занимают подоходные сборы с частных и юридических лиц, выплаты которых составляют около 20% от всех доходов государственной казны. При этом в том, что касается обычных частных лиц и резидентов, подоходный налог во Франции распространяется на совокупный доход из следующих источников прибылей :

  • вознаграждения от коммерческой активности;
  • заработная плата и пенсии;
  • сдача имущества в аренду (рента);
  • вознаграждения от некоммерческой активности.

Плательщиком подоходного налога в этой стране может быть как отдельно взятое физическое лицо, так и семья в супружестве . Другими словами, супруги во Франции имеют право подавать совместную декларацию, так как, согласно местному законодательству, они являются единой фискальной единицей. При этом, исходя от типа подобной фискальной единицы, решается, по какой именно ставке налогоплательщики будут платить подоходный налог во Франции: от минимальных 5,5% до максимальных 47%.

Размер ставки налогов во Франции зависит от двух факторов - дохода и специального коэффициента, который присваивается фискальной единице в зависимости от ее типа:

  • лица, не имеющие детей и не состоящие в браке - коэффициент равен 1;
  • лица, состоящие в официально оформленном браке - коэффициент равен 2;
  • супруги с одним несовершеннолетним ребенком - коэффициент равен 2,5;
  • семейные пары с тремя и более детьми - коэффициент равен 3 для семьи с двумя детьми, и плюс 0,5 к коэффициенту за каждого следующего ребенка.

Отметим, что семьи с одним родителем приравниваются к тем, что имеют двоих родителей, но при этом они имеют ряд льгот, в том числе налоговых, что выравнивает положение дел в этом моменте.

Ставка (%)

Размеры доходов (евро)

меньше 5 963

70 830 - 150 000

150 001 - 1 000 000

более 1 000 000

В том, что касается расчета конечной ставки по этому налогу, то формула здесь следующая:

Общая сумма дохода фискальной ячейки делится на присвоенный ей коэффициент, а затем вычисляется подоходный налог во Франции по ставке, которая зависит от дохода этой ячейки.

Стоит также отметить, что налог на прибыль во Франции для физических лиц можно снизить за счет следующих издержек :

  • отчисления в различные законодательно оформленные благотворительные институции;
  • отчисления в обязательные страховые и пенсионные фонды;
  • отчисления на содержания ребенка в ясельной группе или детском садике;
  • инвестирования на уровне не выше среднего, а также за границу;
  • отчисления на членство в общественных организациях и выплаты политическим движениям, действующим в рамках правового поля Франции.

Кроме того, если налогоплательщик решит приобрести жилую недвижимость, он будет иметь право получить налоговый кредит - возможность выплатить налоги в рассрочку.

Социальные и страховые выплаты

Французское фискальное законодательство предусматривает выплаты в специальный фонд «солидарности» (страховка по безработице) размере 10-15% со стороны нанятого сотрудника, и 5% со стороны работодателя. При этом, как это принято во Франции, если прибыль рабочего ниже определенного уровня, то он не делает подобные выплаты.

Пенсионные выплаты

Что касается государственного социального страхования (российский аналог пенсионного страхования), то в этой стране оно делится на два уровня :

1.ARRCO - эта структура охватывает всех наемных рабочих; финансируется таким образом: 4% с фондов заработной платы выплачивают работодатели и 2% со своих зарплат выплачивают нанятые сотрудники.

2.AGIRC - эта структура охватывает всех управленцев и руководящих служащих, и при этом финансируется таким образом: 8% выплачивают работодатели и 4% нанятые сотрудники.

Здесь стоит отметить, что налоги во Франции на выплаты в государственные фонды пенсионного страхования являются лишь частью «пенсионных» выплат с зарплат французов. Их пенсия в основном финансируется за счет дополнительных выплат в негосударственные фонды пенсионного страхования, величина выплат в которые, как правило, составляет 20-50% от заработка.


Кроме того, во Франции еще существуют так званые социальные пенсии, которые не являются «твердыми» доходами (выдача денег на руки). Они дают таким пенсионерам ряд дополнительных льгот. Например:

  • освобождение от земельного налога;
  • освобождение от налогов на жилую недвижимость;
  • безвозмездная помощь юристов;
  • телефонное обслуживание с нулевой абонплатой.

Финансирование французских социальных пенсий происходит за счет всеобщего 2,4-процентного социального налога со всех доходов, а также из некоторых пошлин и акцизов на товарооборот отдельных коммерческих напитков. В тех случаях, когда подобных выплат не хватает для покрытия текущих затрат на «социальные» пенсии недостача компенсируется из госбюджета государства.

Медицинское страхование во Франции

Фискальные выплаты по медстрахованию подразделяются на три группы, которые сегрегируются по профессиональному критерию:

  1. Regime general d`assurance maladie - охватывает до 80% всего французского населения.
  2. Страхование различных профессиональных групп в отдельных отраслях. Например, страхование самозанятых работников или страхование госслужащих, занятых в сельскохозяйственных отраслях.
  3. Страхование отдельных профессиональных групп. Например, медиков, горняков, моряков или железнодорожников.

Размер выплат по медицинскому страхованию зависит от профессии, дохода, семейного статуса, опасности профессии и т.п. При этом само страхование распространяется не только на медицинские расходы того, кто делает выплаты, но и на расходы его супруга, детей младше 20 лет, а также близких родственников, если они ведут с плательщиком одно домашнее хозяйство.

Страхование по безработице

Местная система государственного страхования по безработице основывается не на госгарантиях, а на коллективных договоренностях между конкретными компаниями-работодателями и нанятыми ими работниками. При этом контроль таких выплат осуществляют две структуры :

  1. UNEDIC - отвечает за контроль и управление государственной системой страхования по безработице, а также частично отвечает за отдельные финансовые вопросы. Помимо этого, в обязанности UNEDIC входят отдельные вопросы по переквалификации и реабилитации рабочих.
  2. POLE-EMPLO (Поль-Амплуа) - отвечает за управление страховыми счетами и поступление выплат на эти счета. Кроме того, POLE-EMPLO осуществляет выплаты по безработице и помогает в поиске работы. Данная структура образовалась с 2009 года в результате слияния ASSEDIC и ANPE.

Размеры выплат с зарплат по медицинскому страхованию зависят от индивидуальных договоренностей между организациями-работодателями и их нанятыми сотрудниками.

Налог на роскошь во Франции (больше не актуален)

В свое время (с 2013 по 2015 год) действовал налог на роскошь во Франции, который распространялся на всех налогоплательщиков, общие доходы которых превышали 1 миллион евро в год. Ставка по этому сбору была очень большой в сравнении с другими налогами - 75% от общей прибыли . При этом объектом налогообложения считалась вся прибыль, полученная как на территории республики, так и за ее пределами.

Отметим, что Франсуа Олланд был тем, кто инициировал налог на роскошь во Франции. Он полагал, что с таким нововведением богатые налогоплательщики смогут показать собственную гражданскою ответственность, а страна при этом сможет расплатиться по внешнему госдолгу, который на то время возрос до внушительной суммы в размере 1,8 триллиона евро. Но, как оказалось, надежды Олланда были чересчур оптимистичны, так как богатые французы после такого фискального нововведения начали массовую «налоговую» эмиграцию в другие страны, где налоги поменьше.

Наиболее известный пример такого переселения на просторах СНГ - это история со сменой места жительства Жерара Депардье. Менее известные случаи - переезд Бернара Арно (совладельца таких корпораций, как Hennessy, Moet и Louis Vuitton), Линдси Оуэн-Джонса (президент L"Oreal) и Жан-Паскаля Трикуара (на то время президент совета директоров в корпорации Schneider Electric).


Как итог, множество богатых людей уехали из страны, что привело к уменьшению налоговой базы и, следовательно, к снижению фискальных сборов. Из запланированных 80 миллиардов французские фискальные органы собрали всего 260 миллионов евро и, как итог, это сомнительное нововведение было отменено в 2015 году, а вместо него были введены налоги «солидарности» для богатых. Вот к чему привел налог на роскошь во Франции.

Отметим, что это не единственный пример провальности такого нововведения - везде, где власти пытались «залезть в карман» богатых граждан под лозунгами о гражданской ответственности, итог был таким же.

Налоги во Франции для богатых

Это относительно недавнее налоговое нововведение, которое действует с начала 2015 года. Официально налоги во Франции для богатых называются ISF. Фискальные сборы в этом случае распространяются на налогоплательщиков, общая стоимость состояния которых в стране превышает 800 тысяч евро. При этом размер ставки зависит от стоимости налогооблагаемого имущества:

  • 0% - при стоимости имущества меньше 800 тыс. евро;
  • 0,5% - при стоимости имущества от 800 тыс. до 1,3 млн. евро;
  • 0,7% - при стоимости имущества от 1,3 до 2,57 млн. евро;
  • 1% - при стоимости имущества от 2,57 до 5 млн. евро;
  • 1,25% - при стоимости имущества 5 до 10 млн. евро;
  • 1,5% - при стоимости имущества более 10 млн. евро.

Относительно объектов налогообложения, то они таковы :

  1. Недвижимость . Любые недвижимые объекты как жилой, так и нежилой застройки - завершенной и/или недостроенной, при условии, что они используются «богатым» налогоплательщиком и/или простаивают. Объекты стадные в аренду французам выводятся с налогов для богатых.
  2. Банковские депозиты . Отметим, что некоторые депозитные ячейки могут и не облагаться налогами для богачей, даже если они принадлежат ну очень состоятельным людям. Например, банковские ячейки для расчетов в предпринимательской деятельности.
  3. Транспорт . Это машины, вертолеты, самолеты, яхты и даже породистые лошади, при условии, что эти транспортные средства используются налогоплательщиком, а не простаивают.
  4. Драгоценности . Речь идет как о ювелирных изделиях, так и о драгоценных металлах в слитках и необработанных драгоценных камнях.

Стоить отметить, что налоги во Франции для богатых не распространяются на предметы искусства. При этом под предметами искусства здесь принято считать любые изделия, сделанные более 100 лет назад - стоимость самого объекта не имеет значения, как ни странно. Кроме этого, данные фискальные сборы также не распространяется на :

  • предметы, которые собственник использует для профессиональной деятельности (например, автомобиль, офисное помещение, или заводские помещения);
  • объекты природного свойства: озера, леса, рощи, лесопосадки;
  • коллекционные автомобили (те, которые признаны коллекционными профильными специалистами, а не те, которые старше 100 лет).

Еще стоит отметить, что так как в этой стране налоги платит фискальная единица, которая может включать в себя группу людей, то налоги во Франции для богатых взимаются и с тех фискальных единиц, общее состояние которых превышает 0,8 млн. евро, даже если общее состояние каждого отдельного человека в этой группе меньше данной суммы.

Налог на профессиональное образование

Все компании, которые действуют в рамках французского правового поля, обязаны делать выплаты на профессионально-техническое обучение местных рабочих - действующих и потенциальных. Для этого с фонда заработной платы коммерческих юридических лиц взимается 0,5% +еще 0,1% в целом. Причем если компания-налогоплательщик использует временных сотрудников, то выплаты поднимаются до 2%. Кроме того, еще 0,3% взимаются на подготовку молодежи в стране.

Коммерческие организации со штатом сотрудников больше 10 человек обязаны делать 0,65% выплаты из фонда оплаты труда на инвестиции в возведении жилой недвижимости. Относительно форма такого финансирования, то он может быть какой угодно - от предоставления кредитов до прямых капиталовложений.

Профессиональный налог

Помимо этого, налоги во Франции для физических лиц распространяются и на тех, которые занимаются профессиональной деятельностью, но при этом не получают никакой зарплаты. Это люди со «свободным» гонораром вроде писателей, художников, артистов и журналистов. С них взимается так называемый «профессиональный» налог, размер которого зависит от следующих факторов :

  • общего дохода налогоплательщика;
  • размера зарплаты, которую платит «свободный» налогоплательщик своим сотрудникам;
  • стоимости аренды (ренты) помещений, которые используются налогоплательщиком для профессиональной деятельности.

Разница между доходами свободно занятого налогоплательщика и его профессиональными издержками - это объект налогообложения . Конкретная ставка по профессиональному налогу устанавливается местными муниципалитетами. Важно отметить, что выплаты по этому фискальному сбору не должны превышать 3,5% от той добавленной стоимости, которую создал налогоплательщик в отчетном году.

Сборы на нужды Европейского Союза

Это стандартные фискальные выплаты на финансирование институций Евросоюза, которые составляют 2,3% от тех налоговых выплат, что считаются важными в этом межгосударственном объединении. Речь идет о таких выплатах:

  1. Различные «алкогольные» и «бензиновые» надбавки (акцизы).
  2. Налог на дополнительную стоимость.
  3. Надбавки на табак и спички.
  4. Некоторые иные отчисления.

Как видим, важными в Евросоюзе считают выплаты с товарооборота, а также те, которые условно можно назвать ориентированными на экологию и на здоровье.


Налоги во Франции для юридических лиц

Фискальная политика французских властей относительно коммерческих организаций, как и в случае с физическими лицами, направлена на улучшение жизни французского населения путем выравнивания доходов между богатыми и бедными. Помимо этого, все действующие и предлагаемые к принятию законодательными властями налоги во Франции для юридических лиц, согласно местному фискальному законодательству, должны не просто «проедаться», а идти в том числе и на развитие экономики страны.

Налог на общество

Эта разновидность фискальных сборов накладывается на коммерческие компании юридической формы SA и SARL . Размер выплаты зависит от товарооборота компании в отчетном периоде, при этом собранные таким образом деньги должны быть инвестированы в социальную и экономическую инфраструктуру страны, что должно благотворно сказываться на развития французского общества - оно должно стать богаче.

Налог на прибыль во Франции

Речь идет о фискальном сборе с корпораций, которым облагаются все юридические лица, чья деятельность характеризуется «получением прибыли и/или принимает форму использования каких-либо ресурсов на территории Франции». Помимо привычных коммерческих корпораций, под это определение предпринимательской активности также попадают :

  • коммунальные организации;
  • частные предприниматели;
  • акционерные(коммерческие) ассоциации;
  • госучреждения.

Что касается ставок, то налог на прибыль во Франции составляет 33,33% от чистой прибыли компании, которая была получена в отчетном налоговом периоде. Выплаты делаются в конце каждого квартала - первый авансовый платеж рассчитывается на основе прошлого периода. При этом, если это «нефтяные» или «газовые» компании, то будет использоваться повышенная ставка - 50% с чистой прибили; а если это сельскохозяйственные предприятия - 20,9% от чистой прибыли.

Отметим, что налог на прибыль во Франции для компаний в некоторых случаях подразумевает предоставление льгот налогоплательщикам :

  1. Для недавно учрежденных организаций. Первые два года налог вовсе не взимается, на третий год выплаты равны 25% от той ставки, которая используется компанией; на четвертый год - это 50%; на пятый - 75%. С шестого года выплаты по налогу на прибыль во Франции для компаний составляют все 100% от используемой ставки.
  2. Есть 25% льгота для расходов компании, которые идут на профессиональную подготовку и переподготовку нанятых сотрудников.
  3. Этим налогом не облагаются объекты, к которым применяется ускоренная амортизация. Например, на software (программное обеспечение), где списывается 100% стоимости в год. Это правило также распространяется на оборудование, которое используется для улучшения окружающей среды или повышения энергоэффективности.
  4. 19% ставка применяется к выручке, полученной от реализации активов, которые были в употреблении более двух лет, при условии, что эта прибыль будет перенаправлена в различные целевые резервные фонды, действующие в рамках местного правового поля.
  5. Еще налог на прибыль во Франции для компаний не распространяется на выручку, которую направили в целевые резервные фонды, оформленные на территории республики, для покрытия тех или иных возможных издержек и производственных (промышленных) затрат в обозримом будущем, которые связаны с кредитными рисками, существенными трансформациями конъюнктуры рынка, иностранными инвестициями или списанием безнадежных дебиторских задолженностей.

Еще следует подчеркнуть, что поскольку Франция является участником Евросоюза, налоги на прибыли, полученные вне страны, облагаются согласно принципу «у источника». То есть, если французская компания получила какой-то доход в Италии и там по нему уплатила налоги, то эти налоги для юридических лиц по Франции уже не платятся.

НДС во Франции

Фискальные сборы с оборота взимаются по базовой ставке - 22%. Но при этом в некоторых случаях используются пониженные ставки налогов во Франции - 5,5% или 2,2%. Пониженная ставка НДС во Франции применяется для торговли продуктами питания, книгами, сельскохозяйственной продукцией, медицинским (в том числе ветеринарном) оборудованием и препаратами, а также к перевозкам, туристическому бизнесу, организации культурно-зрелищных действия и празднований или просто к организации культурных действий или празднований, гостиничных услуг. Повышенная ставка при этом, как правило, применяется для роскоши, автомобилей, а также табачных и алкогольных товаров.

Льготы, которые дают право не платить НДС во Франции, распространяются на:

  1. Преподавание и частная медицинская практика.
  2. Небольшие предприятия, если их товарооборот ниже 70 тысяч евро в год.
  3. Финансовую активность.
  4. Банковские операции.
  5. Рыболовство и сельское хозяйство.
  6. Все экспортные операции (есть возможность возврата НДС).
  7. Деятельность государственных институций, которые осуществляют культурные, спортивные и/или социальные управленческие функции.

Выплаты по НДС во Франции производятся ежемесячно.


Акцизные сборы

Эта разновидность фискальных обременений занимает второе по значимости место среди всех выплат, полученных от косвенных налогов в этом государстве (первое место за НДС). При этом в данной стране к подакцизным товарам относят :

  • спички и табачные товары;
  • содержащие алкоголь напитки;
  • изделия из драгметаллов;
  • сахар, а также кондитерские продукты.

Конкретный размер выплат по акцизам устанавливается федеральными или муниципальными структурами в зависимости от типа налогооблагаемых товаров. При этом по некоторым из них налоги во Франции для юридических лиц включают в себя не только акцизы, но и НДС.

Налоги на недвижимость во Франции

Владельцы объектов недвижимости, расположенной на территории Французской Республики, должны делать выплаты при ее покупке, эксплуатации, продаже и сдаче в аренду. Причем эти выплаты считаться одними из самых больших в Мире, особенно если речь идет об элитной недвижимости в известных курортных городах. Например, после покупки элитного дома в Ницце и его быстрой продажи у такого горе-собственника может остаться всего 20-30% от изначальной суммы.

Приобретение и регистрация

Налоги на недвижимость во Франции во время приобретения и регистрации объекта зависят от срока его эксплуатации:

  • 2-4% - для объектов со сроком эксплуатации менее 5 лет;
  • 6-8% - для объектов со сроком эксплуатации более 5 лет .

Конкретный размер ставки определяется местными муниципалитетами. Кроме того, к этой сумме следует также добавить издержки, связанные с нотариальными услугами (от 0,825% для дорогих объектов до 4% для недорогой недвижимости). Если это новостройка, то также должен быть уплачен НДС, что, как правило, указывается в самой цене такого объекта.

Налог на имущество во Франции

Размер таких фискальных выплат зависит от местоположения и метража. Кроме того, налог на имущество во Франции учитывает и стоимость объекта, точнее - среднюю стоимость жилья в том или ином регионе страны и то, является ли этот регион элитным или нет. Базовая ставка при этом, как правило, определяется, исходя из стоимости имущества: от 0,55 до 1,83%. При этом, если сумма меньше 700 тыс. евро, то этот фискальный сбор не платится.

Отметим, что налог на имущество во Франции взимается не только с объектов недвижимости, но и со средств, находящихся на банковских счетах. Выплаты делаются ежегодно.

Налог на проживание

Еще налоги на недвижимость во Франции включают в себя сборы на проживание, размер которых зависит от местных муниципалитетов. Как правило, это некоторая часть от «условной» ренты объекта жилой недвижимости. Например, для квартиры ценой в 500 тысяч евро на 100 квадратных метров в пригороде Парижа в районе с промышленными объектами этот налог будет составлять где-то 800 евро/год, если это пригород Парижа без промышленных объектов - около 900 евро в год.

Сборы при реализации недвижимости

При реализации имущества во Франции, в том числе недвижимости, вы должны заплатить налог с полученной прибыли (если она присутствует) и некоторые дополнительные фискальные выплаты. С начала 2015 года — это следующие выплаты :

Исходя из срока эксплуатации продаваемого объекта и периода владения им, возможно предоставление определенных льгот по налоговым выплатам. Кроме того, налоги во Франции для нерезидентов, не получающих никакой помощи и выплат из местной системы социального обеспечения, полностью отсутствуют. Если это первая продажа объекта, то французский налогоплательщик может получить полное освобождение от уплаты налогов и сборов при реализации недвижимости.


Сборы со сдачи недвижимости в аренду

Владелец недвижимости, желающий извлечь прибыль посредством сдачи ее во временное пользование другим лицам на платной основе, должен уплатить налоги на недвижимость во Франции от аренды. В этом случае налогооблагаемым объектом будет та прибыль, которую получает собственник от сдачи объекта (полученный таким образом доход минус издержки, связанные с арендой). Размер ставки при этом зависит от стоимости объекта и статуса собственника (минимальная ставка для французских нерезидентов начинается с 20%). Кроме того, к этому нужно также добавить социальный сбор в размере 15,5% от полученной прибыли.

Ставка (%)

Стоимость облагаемых объектов (тыс. евро)

От 5 963 до 11 896

От 11 896 до 26 420

От 26 420 до 70 830

От 70 830 до 150 000

Более 150 000

Налоги для юридических лиц во Франции от сдачи недвижимости в аренду составляют 33,33% от полученного дохода за вычетом амортизационных издержек и расходов, связанных со сдачей объекта в аренду.

Транспортные налоги во Франции

Величина транспортного налога определяется мощностью двигателя и количеством выбросов углекислого (СО 2) газа. И платится этот сбор один раз при покупке транспортного средства. При этом если покупается «экологичный» автомобиль, то можно рассчитывать на скидки и различные субсидии. Если же это старый автомобиль, выбросы СО 2 которого превышают определенный порог, то нужно будет делать ежегодные выплаты за загрязнение среды.

Налог на наследство и дарение

Размеры налоговых выплат при получении имущества в наследование зависят от степени родства наследника и умершего, а также от стоимости унаследованной собственности. Так, исходя из степени родства, существуют такие скидки при наследовании имущества :

  • 0% - для супругов;
  • от 5 до 45% - для кровных родителей и детей, а также опекунов и подопечных;
  • от 35 до 45% - для братьев и сестер;
  • от 55 до 60% - для иных наследников.

Еще стоит подчеркнуть, что налоги во Франции на наследство могут облагаться с предоставлением 75% скидки, если передается земля в долгосрочной аренде, а также если речь идет о лесах и лесопосадках. При этом также существует необлагаемый минимум при передаче наследства: 275 тысяч евро для супругов, родителей и детей (300 - для нетрудоспособного супруга), 100 тысяч для братьев и сестер, 10 000 евро для всех остальных категорий наследников-налогоплательщиков.

Земельный налог и налог на жилье

Это одна из разновидностей местных фискальных сборов, которая во Франции облагает 50% с обозначенной стоимости арендованной недвижимости или земельного участка в государственном кадастре. Ставки этого налога устанавливаются местными муниципалитетами в пределах не выше чем в 2,5 раза от среднего уровня таких ставок по региону в прошлом году.

От этой фискальной повинности освобождены:

  • жилая недвижимость, находящаяся во владении лиц старше 75 лет;
  • жилая недвижимость, находящаяся во владении людей, получающих социальные пособия;
  • земли с различным искусственным лесонасаждением, которые не используются для извлечения из них прямой прибыли;
  • строения сельскохозяйственного назначения;
  • государственные земли.

Кроме того, от этой повинности частично либо полностью освобождены малообеспеченные жители.

<

Налоги на операции с ценными бумагами

Начиная с января 2012 года во Французской Республике действует налог на операции с различными ценными бумагами, который должны уплачивать все французские коммерческие структуры, если их капитализация превышает 1 миллион евро. Размер этого налога составляет 0,02% от всех операций с ценными бумагами.

Правила двойного налогообложения во Франции для россиян

Российские и французские власти подписали конвенцию об избежание двойного налогообложения в Париже 26 ноября 1996 года. Применительно к французской стороне этот договор распространяется на фискальные сборы :

  • с компаний;
  • налоги на доход;
  • социальный на состояние;
  • с зарплат.

Применительно к России это налоги:

  • на собственность физических лиц;
  • подоходные для физических лиц;
  • на собственность предприятий;
  • прибыль юридических лиц.

Данная конвенция также применяется ко всем подобным налогам, введенным одной из сторон после ее подписания.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что, несмотря на довольно высокую строгость, налоги во Франции отличаются гибкой системой ставок и социальной направленностью . Вследствие чего уклонение от фискальных повинностей в этой стране карается очень жестко - вплоть до длительных тюремных сроков. И это касается как обычных граждан, так и весьма влиятельных людей - прецедентов с отставкой и посадкой крупных чиновников хватает. Поэтому если вы живете во Франции - платите налоги вовремя и в полной мере.



Введение

Как известно, в основу современной мировой налоговой системы положены принципы налогообложения, разработанные основоположником классической политической экономии шотландским экономистом А. Смитом, который еще в 1776 г. в своем труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" впервые сформулировал четыре основных правила налогообложения. Дополненные немецким экономистом А. Вагнером, эти правила были уточнены в XX веке с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики. В настоящее время принципы налогообложения сформированы в определенную систему, сочетающую в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Соблюдение основополагающих принципов налогообложения провозглашено и подтверждено при построении российской налоговой системы. Отдельные из них достаточно четко изложены в Налоговом кодексе РФ. В частности, в ст. 3 прямо указывается, что налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными, а при их установлении должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Вместе с тем, к сожалению, в числе обозначенных в НК РФ принципов налогообложения отсутствует один из основополагающих, сформулированный еще А. Смитом, - принцип равенства и справедливости, согласно которому распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну. Все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства.

Отсутствие данного принципа в НК РФ ни в коей мере не должно означать, что он не должен учитываться при формировании налоговой системы. Принципы налогообложения существуют объективно и не могут быть отменены или видоизменены по воле законодателей. Между тем в строящейся и близкой к завершению российской налоговой системе делается попытка абстрагироваться от данной объективной реальности, игнорируя отдельные важнейшие принципы налогообложения. Это проявляется и в действующих главах Кодекса, посвященных налогам, взимаемым с физических лиц.

Как представляется, для выполнения функции регулятора и перераспределителя доходов физических лиц более всего подходит налог на доходы физических лиц, который занимает особое положение в ряду налогов, уплачиваемых гражданами. Он, пожалуй, самый массовый налог из всех известных в мировой практике, и объектом его обложения является получаемый физическими лицами доход. Как известно, именно способность налогоплательщика платить налоги является одним из основных принципов налогообложения. В этих условиях не совсем логичным выглядит нынешняя плоская шкала налогообложения доходов физических лиц.

Налог с доходов физических лиц, как никакой другой, должен реализовывать также и свою распределительную функцию. Единая ставка налога эту задачу не выполняет, так как не способствует повышенному налоговому изъятию с высоких личных доходов и их перераспределению. По данным Госкомстата России, почти половина денежных доходов населения концентрируется у группы населения с наиболее высокими доходами. Произведенное с 2001 г. резкое снижение ставки подоходного налога для этой группы налогоплательщиков еще более усиливает расслоение населения по уровню обеспеченности.

Веским аргументом в пользу прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц является то обстоятельство, что практически нигде в мире не существует плоской шкалы данного подоходного налога. При этом установленная в Российской Федерации с 2001 г. ставка налога в размере 13% является более либеральной, чем ставки аналогичного налога в других развитых странах, где прогрессия достигает больших величин. В США, например, максимальная ставка подоходного налога на граждан равна 31%, во Франции - 54%, а в Дании - 63%. При этом в бюджетах этих стран поступления налога на доходы физических лиц занимают доминирующее положение, достигая 60% в общей сумме налоговых доходов.

Более подробно предлагается рассмотреть подоходный налог с физических лиц на примере такой страны, как Франция.


1. Налоговая система Франции

Налоги и сборы формируют около 90% бюджета страны и осуществляются единой службой. Основные виды налогов - косвенные, прямые, гербовые сборы, причем преобладают косвенные налоги, из которых 50% составляет НДС.

Характерные черты налоговой системы Франции:

Стимулирующее воздействие на повышение эффективности экономики;

Социальная направленность;

Учет территориальных аспектов.

Все вопросы по налогообложению находятся в компетенции Парламента (Национальная Ассамблея), где ежегодно уточняются ставки. Для французской системы характерны жесткая законодательная регламентация, вместе с тем сочетающаяся с гибкостью, а правила применения налогов стабильны в течение ряда лет.

Все налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий. При этом в течение ряда последних лет наблюдается тенденция снижения ставок с одновременным расширением базы за счет отмены льгот и привилегий.

Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет Главное налоговое управление, в подчинении которого находится 80 000 служащих, работающих в 830 налоговых и в 16 информационных центрах. Налогообложение опирается на обязательную государственную систему бухучета. Однако существует еще и упрощенная система.

Налогообложение основывается на декларации о доходах и контроле за ее правильным составлении. Существует контроль двух видов:

1. по данным документов;

2. детальный контроль - по имеющимся у инспектора документам, если выявляется несоответствие в декларации.

Налоговые центры рассчитывают налоговую базу по каждому налогу, собирают платежи и контролируют правильность уплаты. Налогообложение основывается на декларации о доходах и контроле за ее правильным составлением.

В случае укрытия существует жесткая система ответственности:

При ошибке заполнения налог взимается в полной сумме, также и налагается штраф в размере 0,75% в месяц, или 9% в год;

Если нарушение умышленное, налог взимается в двойном размере;

При серьезном нарушении возможно тюремное заключение.

Существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет:

1) основные Федеральные налоги:

Подоходный налог с физических лиц;

Налог на прибыль предприятий;

Пошлины на нефтепродукты;

Акцизы (на продукты, а также спички, минеральную воду, услуги авиатранспорта);

Налог на собственность;

Таможенные пошлины;

Налог на прибыль от ценных бумаг и др.;

2) основные местные налоги:

Налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю);

Налог на профессию;

Налог на уборку территории;

Налог на использование коммуникаций;

Налог на продажу зданий.

Местные налоги в целом составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов.

Систему налогообложения доходов физических лиц во Франции можно свести в таблицу (см. табл. 1).

Таблица 1.

Характеристика системы по налогу на доходы

физических лиц во Франции

Франция
Общая характеристика налоговой системы Двухуровневая. Существует четкое разграничение на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет
Принципы налогообложения доходов физических лиц Налогообложению подлежит совокупный доход семьи. Используются специальные семейные коэффициенты, которые определяют средний доход на каждого члена семьи. Только после этого можно определить налоговую ставку, под которую попадает данный доход. Общая сумма налога находится как результат от умножения налога «в части» на тот же семейный коэффициент. Доходы подразделяются на восемь групп, по каждой существует своя методика, в какой сумме их учитывать для целей налогообложения
Учет доходов и расходов при исчислении базы для расчета налога Существует налогооблагаемый минимум в 4 191 € на члена семьи или в среднем 7 380 € (8 060 € для лиц, которым более 65 лет) на семью. Общая сумма доходов уменьшается на сумму расходов, связанных с профессиональной деятельностью (расходы на спецодежду, транспортные, расходы на обеды и т.д.) и выполнением семейных обязанностей (содержание детей в детских садах, охрана детей, обучение в колледже и т.д.)
Налоговые ставки Прогрессивная налоговая ставка. Диапазон ставок от 0 до 49,58%
Дополнительные особенности налога на доходы Существует подоходный налог на состояние, превышающее 720 000€. Ставка налога прогрессивная до 1,8% с суммы превышения

2. Подоходный налог с физических лиц во Франции

Французская фискальная система довольно сложна. Мигранту важно знать: если он прожил в стране менее полугода и является нерезидентом, то налоги во Франции берутся с него в незначительном размере. Поэтому в период адаптации у эмигрантов проблем с уплатой налогов, как правило, не возникает.

Налоговая система Франции постоянно совершенствуется. Ежегодно парламент страны, утверждая бюджет, касается вопросов налогообложения и при необходимости вносит поправки в Налоговый кодекс.

Особенности налоговой системы страны следующие.

  • Социальная направленность.
  • Главенствующая роль подоходного налога.
  • Учёт интересов провинций.

Ответственность за несвоевременную уплату

За любое нарушение в вопросах уплаты налогов во Франции предусмотрено серьёзное наказание. Если плательщик нарушил сроки подачи декларации или же допустил в ней небольшие неточности, на него, как правило, накладывается штраф в размере 10% от общей суммы налога.
Если же будет выявлено и доказано сознательное уклонение от выплат, то в этом случае предусмотрено более строгое наказание, в частности, неплательщики могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Варианты легального уменьшения годового налога

Налоги во Франции высоки, и чтобы минимизировать по ним выплаты, существует ряд способов. Например, в год заключения брака гражданин этой страны заплатит налог только с половины суммы своего дохода. Правда, это возможно в том случае, если его жена занимается исключительно ведением домашнего хозяйства.

Уменьшению налоговых выплат будет также способствовать наличие детей, так как появление в семье каждого малыша снижает сумму налога на определённую сумму. Когда ребёнок начнёт учиться, затраты на школу или вуз налогом не облагаются.

Также налогообложение не касается тех сумм, которые дети переводят в качестве материальной помощи своим родителям. В этом случае следует предъявить подтверждающие документы.

Что еще нужно знать

Иногда лица, имеющие российское и французское гражданство, беспокоятся, не придётся ли им осуществлять выплату налогов дважды. Их опасения напрасны, так как у России с Францией имеется соглашение об избежании двойного налогообложения.

Оригинал взят у ukrfreelancer в Про подоходный налог для физлиц во Франции и России

Взято отсюда .
В последнее время в российских СМИ часто упоминаются высокие ставки подоходного налога во Франции, а именно 75% для миллионеров. Но чтобы составить объективную картину того, много или мало платят налогов французы по сравнению с россиянами, нужно иметь внятное и достаточно полное представление о том, как именно организовано подоходное налогообложение физических лиц во Франции по сравнению с Россией. Именно этому и посвящена эта статья.

Налогоплательщики и налоговая база

В России подоходным налогом (НДФЛ — налог на доходы физических лиц) облагается в отдельности каждое физическое лицо, получающее доход. Т.е. налоговая база (сумма, с которой платится налог) вычисляется индивидуально для каждого налогоплательщика по сумме его персональных доходов.

Во Франции подоходным налогом (IR — Impôt sur le Revenu ) облагается не каждое отдельное физическое лицо, а вся семья в целом. Иногда это называют подоходным налогом с домохозяйства. Под семьей понимаются супруги и их дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие в браке и моложе 21 года, либо дети-студенты моложе 25 лет.
Налоговая база вычисляется для всей семьи как совокупный годовой доход всех членов семьи за вычетом определённых видов расходов, которые налогом не облагаются (подробнее про налоговые вычеты см. ниже).
Далее эта суммарная семейная налоговая база делится на коэффициент размера семьи, и таким образом получается налогооблагаемая доля одного члена семьи, т.е. некий среднедушевой доход семьи (QF — Quotient Familial), который и определяет величину ставки подоходного налога для этой семьи (см. шкалу подоходного налога ниже).

QF = (Совокупный доход семьи) / (Семейный коэффициент)

Для среднедушевого дохода семьи (QF) считается налог по ступенчатой прогрессивной шкале — это получается размер налоговых отчислений на одну долю семьи. А далее размер налоговых отчислений с одной доли снова умножается на коэффициент размера семьи — таким образом получается размер налоговых отчислений на всю семью.

Семейный коэффициент

При подсчёте коэффициента размера семьи складываются весовые коэффициенты всех членов семьи. Взрослые (одинокие или супруги с официально зарегистрированным браком) — каждый по 1, первый и второй несовершеннолетние дети (живущие с обоими родителями) — по 0.5, третий и последующие несовершеннолетние дети (живущие с обоими родителями) — каждый по 1. При разводе или смерти одного из родителей вес ребёнка в подсчёте семейного коэффициента увеличивается.


  • Если это просто одинокий холостяк или незамужняя женщина без детей, то коэффициент размера семьи 1 ;

  • для семьи из двоих супругов без несовершеннолетних детей коэффициент размера семьи 2 ;

  • для семьи из двоих супругов с одним несовершеннолетним ребёнком коэффициент размера семьи 2.5 ;

  • для семьи из двоих супругов с двумя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 3 ;

  • для семьи из двоих супругов с тремя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 4 ;

  • для вдовы/вдовца с одним несовершеннолетним ребёнком коэффициент размера семьи 2.5 ;

  • для вдовы/вдовца с двумя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 3 ;

  • для вдовы/вдовца с тремя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 4 ;

  • для одного разведенного родителя (не живущего в гражданском браке) с одним несовершеннолетним ребёнком коэффициент размера семьи 2 ;

  • для одного разведенного родителя (не живущего в гражданском браке) с двумя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 2.5 ;

  • для одного разведенного родителя (не живущего в гражданском браке) с тремя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 3.5 ;

и т.д.

Итого холостяки платят во Франции налогов в среднем больше, женатые в среднем меньше (т.к. жёны либо не работают, либо имеют зарплату ниже мужа, а значит среднеарифметический доход QF будет меньше), а женатые с детьми платят налогов ещё меньше (чем больше детей, тем меньше налогов). Такая схема налогового стимулирования семьи и демографии действует во многих европейских странах.

Процентная ставка (шкала) подоходного налога

В России шкала подоходного налога (НДФЛ) плоская, т.е. налоговая ставка единая для всех и не зависит от уровня дохода. По основным видам дохода налоговая ставка 13% от суммы персонального дохода налогоплательщика.

Во Франции шкала налоговых ставок подоходного налога (IR) не плоская, а прогрессивная. Чем выше доход, тем выше ставка налога.
При этом шкала налогов пересматривается и утверждается парламентом Франции каждый год (в зависимости от уровня инфляции, бюджета и экономической ситуации в стране). Вот, например, шкала подоходного налога для физлиц во Франции в 2013 году :





QF от 70 831 до 150 000 евро в год: налоговая ставка 41%
QF от 150 001 до 1 000 000 евро в год: налоговая ставка 45%
QF свыше 1 000 000 евро в год: налоговая ставка 75%

В прошедшем 2012 году шкала была почти такой же за исключением дополнительных более высоких налоговых ставок для сверхвысоких доходов:

QF до 5 963 евро в год: налог 0%
QF от 5 963 до 11 896 евро в год: налоговая ставка 5,5%
QF от 11 897 до 26 420 евро в год: налоговая ставка 14%
QF от 26 421 до 70 830 евро в год: налоговая ставка 30%
QF свыше 70 830 евро в год: налоговая ставка 41%

При рассмотрении этой прогрессивной шкалы налоговых ставок очень важно учитывать два момента:

1) Слева в налоговой шкале указан не доход одного физического лица, а именно среднегодовой доход в расчёте на одного члена семьи (Quotient Familial).
Например, если супруг зарабатывает 28 000 евро в год (~94 750 рублей в месяц), а его жена не работает и сидит дома с единственным несовершеннолетним ребёнком, то (без учёта различных вычетов) QF будет равен 28 000 ÷ 2.5 = 11 200. Это значит налоговая ставка подоходного налога для этой семьи во Франции будет составлять 5.5% (а не 30%, как может показаться на первый взгляд неподготовленному российскому обывателю).
В России, где учитывается именно персональный доход налогоплательщика, ставка подоходного налога для доходов этой семьи будет составлять всегда 13%.

2) Указанная справа процентная ставка налога применяется не ко всему доходу целиком, а только к той его части, рамки которой определены слева. Т.е. часть среднедушевого дохода на члена семьи до 5 963 евро в год не облагается налогом вообще, часть среднедушевого дохода на члена семьи от 5 963 до 11 896 евро в год облагается налогом по ставке 5.5%, часть среднедушевого дохода на члена семьи от 11 897 до 26 420 евро в год облагается налогом по ставке 14% и т.д. Таким образом, определяемая по этой шкале ставка налога — это максимальная ставка, применяемая только к самой верхней части дохода. Более низкие части дохода будут облагаться налогом по более низким ставкам.
В России же единая налоговая ставка 13% применяется ко всему доходу целиком, без градаций.

Пример:
Семья, состоящая из двоих супругов с двумя несовершеннолетними детьми, зарабатывает совокупно 40 000 евро в год (135 300 рублей в месяц).

Расчёт подоходного налога с этой семьи в России (в год):
40000 × 0.13 = 5200 евро (~211 100 рублей)

Расчёт подоходного налога с этой семьи во Франции (в год):
Коэффициент размера семьи = 3
QF = 40000 ÷ 3 = 13333 => налоговая ставка (максимальная) 14%
(5963 × 0 + (11896-5963) × 0.055 + (13333-11896) × 0.14) × 3 = (0 + 326.315 + 201.18) × 3 = 1582 евро (~64 200 рублей)

Получается, что для семьи с таким доходом в России налоговые отчисления подоходного налога будут более чем в три раза выше, чем во Франции. А для такой же семьи с меньшим доходом платить подоходный налог в России будет ещё менее выгодно, чем во Франции.

Налоговые вычеты

Во Франции существует широкая система налоговых вычетов (профессиональных, семейных, социальных, имущественных и др.), что снижает налоговую базу (налогооблагаемую сумму) и соответственно в некоторых случаях может снижать и налоговую ставку (т.к. шкала прогрессивная). Например, из налоговой базы подоходного налога (т.е. из налогооблагаемой суммы семейного годового дохода) перед уплатой налогоы вычитаются:

а) Все профессиональные расходы (расходы, понесенные работающими членами семьи на то, чтобы получить доход от своей работы). Сюда относится оплата профессионального обучения (семинары/курсы по специальности, профессиональная подготовка и переквалификация и т.п.), транспортные расходы на проезд на работу и с работы, покупка спецодежды и рабочих инструментов, необходимых для выполнения работы (включая компьютеры/ноутбуки/телефоны/оргтехнику) , расходы на рабочие обеды, расходы на аренду личного офиса и прочие рабочие/профессиональные расходы.

б) Расходы на покупку и постройку жилья для своей семьи.

в) Расходы по охране дома.

г) Социальные/медицинские расходы: страхование жизни (своей и членов семьи), отчисления в фонды медицинского/социального страхования, расходы на лекарства.

д) Расходы на содержание детей в яслях и детских садах. Расходы на обучение детей в школах, лицеях, колледжах и вузах.

е) Расходы на содержание недееспособных членов семьи.
Если вместе с семьёй и на её содержании живёт ближайший родственник (родитель/ребёнок), который является хоть и совершеннолетним, но недееспособным иждевенцем (инвалид, неработающий старик и др.), то на него можно либо получить фиксированный налоговый вычет (несколько тысяч евро в год, без подтверждения расходов), либо присовокупить его доход к общему доходу семьи и учесть его в семейном коэффициенте на равне с несовершеннолетним ребёнком.

ж) Вычет за ребёнка-военнослужащего можно получить даже если он уже совершеннолетний, и даже если у него уже есть своя семья.
Вычет за военнослужащего производится точно так же, как за несовершеннолетнего ребёнка или другого иждевенца на содержании семьи. На него можно либо получить фиксированный налоговый вычет (несколько тысяч евро в год, без подтверждения расходов), либо присовокупить его доход к общему доходу семьи и учесть его в семейном коэффициенте на равне с несовершеннолетним ребёнком.

з) Если помогаешь деньгами работающим родителям, которые живут отдельно, то тоже можешь перед уплатой налогов вычесть соответствующую сумму из своего семейного дохода, но эту передачу денег родителям придётся подтвержить банковской выпиской, а также эта сумма войдёт в суммарный семейный доход работающих родителей (и отразится на их налогах, если они живут во Франции).

и) Расходы на благотворительность (их нужно подтверждать банковскими выписками).

Во Франции все эти вычеты существуют не просто номинально на бумаге, они реально работают, и множество французских семей ими регулярно пользуется, чтобы уменьшить свою налоговую базу.

В России налоговые вычеты тоже существуют. Но, во-первых, в России их, на сколько я знаю, меньше, а во-вторых, их размер ограничен сверху весьма небольшими суммами. Соответственно значительного уменьшения налоговой базы они не дают.

Налоговые резиденты

Налоговыми резидентами Франции являются лица, которые более 183 дней в году проживают на территории Франции. При этом для статуса налогового резидента Франции совсем не обязательно быть гражданином Франции, можно постоянно проживать там, имея только вид на жительство. Налоговые резиденты Франции обязаны платить во Франции по французским налоговым ставкам подоходный налог со всех видов доходов (зарплата, премии, дивиденды, доходы от недвижимости, доходы от банковских вкладов, земельная рента, доход от коммерческой деятельности и др.), причём как с доходов, полученных на территории Франции, так и с доходов, полученных за пределами Франции.

В России с определением статуса налогового резидента и с налоговыми обязательствами для налоговых резидентов ситуация практически такая же.

Социальные отчисления

Ни в России, ни во Франции отчисления в социальные фонды не считаются налогом. Они отчисляются до выплаты подоходного налога и идут не в бюджет, а в некие внебюджетные фонды социального/медицинского/пенсионного страхования. Впоследствии средства из этих фондов используются для выплаты различных медицинских/социальных пенсий/пособий (пособий по больничным листам; расходов на медицинскую помощь; пособий, связанных с рождением ребёнка; пенсий по старости; пенсий по утере кормильца; выплат в связи с инвалидностью и др.).

В России отчисления (страховые взносы) обязательного социального страхования делает только работодатель с зарплатного фонда. Наёмный работник самостоятельно эти отчисления не производит и их реальный размер в своей зарплатной ведомости даже не видит. Для работника это скрытые платежи.

Во Франции же обязательные отчисления в различные фонды социального/медицинского/пенсионного страхования разделены между работодателем и наёмным работником. Часть этих платежей платит работодатель с зарплатного фонда (как и в России). Но другую часть этих отчислений платит сам работник со своей зарплаты (той, которую указывают в объявлениях о работе и в трудовом договоре). Примерно 18-20% от официально объявленной зарплаты каждого работника отчисляются в фонды соцстрахования. И соответственно дальнейшему подоходному налогообложению подлежит только оставшаяся часть 80-82% от исходной французской зарплаты.

Во Франции принято указывать «очень грязную» зарплату, т.е. ещё до социальных отчислений.
Это нужно учитывать при сравнении российских и французских зарплат. Если для сравнения берётся российская «грязная» зарплата (после социальных отчислений, но до уплаты подоходного налога), то из французской «очень грязной» зарплаты для адекватного сравнения сначала нужно вычесть 20%, чтобы тоже получилась просто «грязная» зарплата после социальных отчислений, но до уплаты подоходного налога. Во всех примерах в данной статье указанный доход семьи — это сумма после социальных отчислений и перед уплатой налогов.

Фактически сами отчисления в социальные фонды во Франции делает работодатель (как свою часть, так и часть с зарплаты работников) ещё до выплаты денег на банковский зарплатный счёт работника. Но разница с Россией в том, что в этом случае работник в зарплатной ведомости видит сумму, удержанную с него в виде социальных отчислений, т.е. осознаёт свою персональную часть социальных отчислений. Например, если объявленная грязная зарплата работника составляет 50 000 евро в год, то работник явно увидит, что из них 10 000 евро в год было отчислено в фонды социального страхования, а только 40 000 евро было перечислено ему (до уплаты налогов), и дальнейший подоходный налог он будет платить именно с этих 40 000 евро.

Явная для работников выплата социальных отчислений — это очень важный фактор, играющий роль в осознании французскими работающими гражданами того, сколько именно денег они передают со своих доходов в фонды социального страхования, чтобы потом требовать за эти большие деньги достойной пенсии, достойной медицины, достойных пособий и прочих социальных благ на должном уровне. Собственно, это французы и имеют взамен своих социальных отчислений.

Налоговые выплаты и налоговые агенты

В России налоги в бюджет платит за наёмных работников сам работодатель, а работник получает на руки зарплату уже после удержания всех подоходных налогов. Т.е. работодатель в России является для своих работников налоговым агентом по уплате подоходного налога.

Во Франции работодатель не является налоговым агентом для наёмных сотрудников. Он полностью выплачивает работникам на руки всю сумму (после социальных отчислений, но до выплаты налогов), а подоходный налог с полученной зарплаты обязан платить уже сам наёмный работник самостоятельно.

Самостоятельная выплата подоходного налога — это очень важный фактор, играющий роль в осознании французскими налогоплательщиками того, сколько именно денег они передают со своих доходов в бюджет, чтобы потом требовать сполна с органов власти (президента, правительства, парламента), чиновников, полиции и прочих структур, живущих на бюджетные средства, качественной работы на благо своих налогоплательщиков.

Налоговый период и налоговая декларация

Налоговый период для расчёта подоходного налога и в России, и во Франции — это 1 календарный год.

Но в России налоги за наёмных работников платит работодатель 2 раза в месяц, а самим работникам подавать налоговую декларацию в начале следующего года нужно только в случаях, когда у налогоплательщика кроме зарплаты был какой-то дополнительный источник дохода (доход от недвижимости, доход от дивидендов, доход от коммерческой деятельности и др.)

Во Франции же работники всегда сами платят подоходный налог. После окончания года налогоплательщикам по почте присылаются налоговые декларации, они самостоятельно заполняют их и перечисляют налоги в бюджет через местные налоговые органы (обычно за 3 платежа в течение года, следующего за отчётным налоговым годом).

Налоговые нарушения и преступления

Контроль за своевременностью и точностью налоговых выплат во Франции очень жёсткий.
Даже незначительная просрочка в подаче налоговой декларации грозит штрафом ~10% к сумме налоговых отчислений по этой декларации.
Непреднамеренная ошибка в декларации (например, забыл указать какой-то небольшой дополнительный доход) грозит штрафом ~10% (кроме полной уплаты налогов за этот период).
Намеренная ошибка в декларации (например, явное занижение реальных доходов) грозит штрафом в виде двукратного увеличения налоговых отчислений за отчётный период.
Более серьёзные нарушения (укрывание налогов в особо крупных размерах; подделка документов, подтверждающих доходы/расходы и др.) уже являются налоговым преступлением и грозят кроме штрафов ещё и реальным тюремным сроком.
С налогами там строго, и пытаться обманывать налоговиков действительно опасно.

В России, на мой взгляд, точность и своевременность налоговых отчислений контролируется менее жёстко, и наказания за налоговые нарушения менее суровые. Очень многие налоговые резиденты частично укрывают свои реальные доходы, чтобы платить меньше подоходного налога, и не несут за это серьёзной ответственности перед законом.

Пример вычисления подоходного налога французской семьи

Допустим, семья, живущая во Франции, состоит из двоих супругов с одним несовершеннолетним ребёнком (или ребёнком-студентом). Суммарная зарплата родителей (в любой пропорции между ними) составляет 40 000 евро в год (это зарплата ещё до вычета социальных отчислений). При этом годовой расход этой семьи на профессиональные расходы, покупку компьютера/ноутбука, расходы на ясли/садик/школу/университет и прочие семейные расходы подлежащие вычетам составляет 4 000 евро.

Декларируемая зарплата (т.е. после выплаты 20% социальных отчислений, но перед уплатой подоходного налога) составит:
40000 × 0.8 = 32000 евро в год.
После налоговых вычетов налоговая база составит:
32000 — 4000 = 28000 евро.
Семейный коэффициент для супругов с ребёнком составляет 2.5
Среднедушевой доход на одного члена семьи (QF) составляет:
28000 ÷ 2.5 = 11200 евро.
Это определяет максимальную ставку подоходного налогообложения 5.5%
Итого сумма налоговых отчислений по подоходному налогу с этой семьи будет:
(5963 × 0 + (11200 — 5963) × 0.055) × 2.5 = 5237 × 0.055 × 2.5 = 720 евро в год.

Заключение

Надеюсь, после прочтения этой статьи у вас сложилось достаточно внятное и целостное понимание системы подоходного налогообложения во Франции. Теперь вы сможете не только верить на слово любым заявлениям о том, что во Франции очень высокие (или наоборот очень низкие) подоходные налоги, а вы сможете самостоятельно оценить уровень налогов во Франции, уже зная, как именно они взимаются.

Да бог с ними, с французскими миллионерами . Давайте лучше на конкретных цифрах сравним подоходный налог в России и Франции для обычных семей. Я тут для сравнительной оценки налоговых отчислений набросал специальную табличку, по которой вы сможете самостоятельно прикинуть, в какой стране (в России или во Франции) вашей семье было бы выгоднее платить подоходный налог.

Как пользоваться табличкой:
1. По первой колонке находите строку для вашей семьи.
2. Самостоятельно прикидываете совокупный доход вашей семьи (обычно это сумма окладов).
3. Сравниваете ваш семейный совокупный доход со значением в колонке S RUS.
Если ваш совокупный семейный доход меньше, чем значение в этой колонке, то это значит, что с вашим уровнем дохода для вашей семьи было бы выгоднее платить налоги во Франции, а не в России.
А если при этом ваш совокупный семейный доход меньше даже значения в колонке S 0 , то это означает, что во Франции для вашей семьи подоходный налог был бы не просто меньше российского, а вообще нулевым.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об