Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций.

Принцип суброгации является основополагающим для такой универсальной организации, как Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ - МИГА) - Multilateral Investment Guarantee Agency (MIGA), учрежденной в соответствии с Сеульской конвенцией 1965 г. Термин guarantee в данном случае, как и в нормативных документах, регулирующих деятельность МИГА, переводится как "страхование" (insurance), а вовсе не гарантия как таковая. Английские слова guarantee (гарантия) и insurance (страхование) относительно к проблематике международного страхования инвестиций рассматриваются как синонимы.

Обсуждение целесообразности создания международной организации, занимающейся страхованием инвестиций стран-участников началось еще в конце 1950-х гг. Под эгидой Международного банка реконструкции и развития был разработан проект учреждения Международного агентства по страхованию инвестиций. Но в 60-70-е гг. XX в. этот проект не нашел поддержки у развивающихся стран и в 1973 г. работы по нему были приостановлены. Возобновленные в 1981 г., они завершились разработкой текста Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, который был одобрен Советом управляющих МБРР 11 октября 1985 г. на ежегодной сессии в Сеуле (отсюда ее второе название - Сеульская конвенция) и передан правительствам стран - членов МБРР и Швейцарии для подписания.

Учреждение МИГА наряду с продолжающейся тогда активной практикой заключения международных двусторонних договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений ознаменовало собой начало нового этапа в развитии международного инвестиционного права, этап формирования единой комплексной системы страхования иностранных инвестиций.

Сеульская конвенция вступила в силу 12 апреля 1988 г., и 12 июня того же года МИГА начала свою деятельность . В Конвенции участвуют 20 промышленно развитых стран, включая США, Канаду, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Японию. Из числа развивающихся государств полноправными участниками являются 127.

Сеульская конвенция 1985 г. впервые сформулировала понятие международно-правовой суброгации, ввела унифицированные понятия и раскрыла их содержание.

Россия подписала Сеульскую конвенцию 15 сентября 1992 г. и с 29 декабря 1992 г. является ее полноправной участницей .

Данная конвенция как часть российской правовой системы (п. 4 ст. 15 Конституции РФ) регулирует не только обязательства Российской Федерации, связанные с суброгацией, но и весь комплекс норм, правил в международной страховой системе: стороны договора страхования, инвестиции, подпадающие под условия страхования, страховые риски, страховое возмещение, урегулирование спора инвестора со страховщиком и страховщика с государством - реципиентом инвестиций. Особенно важным является то, что этот многосторонний международный договор регламентирует именно те вопросы, которые не закреплены в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений как относящиеся к исключительной компетенции государства - экспортера капитала, учредившего соответствующее агентство .

Задачей Международного агентства по гарантиям инвестиций в соответствии со ст. 2 Конвенции является стимулирование потока инвестиций в производительных целях между странами-членами, особенно в развивающиеся государства, дополняя тем самым деятельность МБРР, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых учреждений развития .

Правовой статус МИГА весьма своеобразен. С одной стороны, это международная межправительственная организация, обладающая юридической правосубъектностью, с привилегиями и иммунитетом, присущим субъекту международного права. Например, МИГА пользуется судебным иммунитетом против исков, возбужденных против него государствами-членами или от их имени, а также по вопросам персонала, а его имущество - иммунитетом от предварительного обеспечения иска. Активы МИГА не подлежат реквизиции, конфискации, экспроприации или какой-либо иной форме ареста по решению исполнительных или законодательных органов того или иного государства. Его архивы неприкосновенны, имущество, доходы и операции освобождаются от любых налогов и таможенных пошлин. Иммунитет высших должностных лиц МИГА приравнен к дипломатическому.

Но в то же время основной предмет деятельности МИГА - страхование инвестиций от политических рисков - носит чисто коммерческий характер, поэтому оно обладает признаками, характерными для коммерческой организации. Прежде всего это выражается в том, что оно располагает акционерным капиталом. Первоначальный капитал МИГА составляет 1 млрд. долл., а специальных прав заимствования - 1082 млн. долл. США. По своим страховым обязательствам МИГА несет самостоятельную имущественную ответственность перед страхователями. Поэтому ему всегда надлежит поддерживать баланс между своими задачами как международной организации и своей финансовой устойчивостью как учреждения, занимающегося страховыми операциями.

Основу международно-правовой системы страхования, предлагаемой МИГА, составляет договор страхования, сторонами в котором выступает МИГА (страховщик, суброгат) и иностранный инвестор (страхователь, держатель гарантий). Несмотря на то что МИГА имеет международную правосубъектность, в отношении иностранного инвестора, каковыми, как правило, являются юридические лица, оно выступает в роли страховой компании. В соответствии с заключенным контрактом одна сторона - Международное агентство по гарантиям инвестиций обязуется выплатить другой стороне - держателю гарантий определенную в договоре сумму, составляющую обычно процент от суммы убытков, которые понес держатель гарантии и которые возникли в результате наступления одного из перечисленных в контракте случаев. В свою очередь, держатель гарантии обязуется в соответствии с заключенным с МИГА договором ежегодно выплачивать страховой взнос в размере устанавливаемого в договоре процента от суммы гарантии (Amount Guarantee).

Право международно-правовой суброгации по Сеульской конвенции в отличие от суброгации в гражданском праве характеризуется тремя аспектами:

Во-первых, права и обязанности иностранного инвестора (страхователя) переходят к страховщику - МИГА;

Во-вторых, отношения из частноправовой сферы, к которой относятся все отношения с участием иностранных частных инвесторов, переходят в международно-правовую сферу, сторонами в которых выступают два субъекта международного права (международная организация и государство-реципиент);

В-третьих, обязательной предпосылкой международно-правовой суброгации является наличие международного договора .

Предыдущая

Перед лицом обострения борьбы за иностранные рынки капиталовложений на основе Сеульской конвенции 1985 года в 1988 году по инициативе Всемирного банка было учреждено Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям. Общая цель Агентства - поощрение иностранных капиталовложений на производственные цели, особенно в развивающихся странах11 http://www.miga.org. Достигается эта цель путем предоставления гарантий, включая страхование и перестрахование коммерческих рисков на иностранные инвестиции. К таким рискам отнесли запрет на вывоз валюты, национализацию и аналогичные меры, нарушение контракта, войну, революцию, внутриполитические беспорядки. Гарантии Агентства рассматриваются как дополняющие, а не изменяющие национальные системы страхования инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции являются важным фактором экономического роста в странах с формирующимся рынком. Задачи МИГА заключаются в привлечении прямых иностранных инвестиций путем страхования политических рисков (выдачи гарантий инвесторам и кредиторам), передачи опыта и предоставления ресурсов, которые помогут странам с формирующимся рынком привлекать и удерживать эти инвестиции. Поддерживаемые МИГА проекты, как правило, дают много прямых выгод странам, в которых они осуществляются, - новые рабочие места для местного населения, дополнительные и долгосрочные инвестиции в подготовку и обучение персонала, а также оказывают положительное воздействие на национальную экономику в целом благодаря налоговым поступлениям и валютной выручке от экспорта.

Организационно Агентство связано с МБРР, который входит в систему всемирного банка. Тем не менее, Агентство обладает юридической и финансовой самостоятельностью, а также входит в систему ООН, взаимодействуя с ней на основе соглашения. Связь с МБРР находит выражение в том, что членами Агентства могут быть только члены Банка. Число членов превышает 120 государств, включая Россию (ратифицировала Конвенцию МАГИ в 1992 году) и страны СНГ. В 1999 году Россия пополнила капитал МАГИ путем дополнительной подписки на акции Агентства в количестве 2391 акции, а в 2000 и 2001 году Россия пополняла капитал МАГИ в размере $2283082 ежегодно.

Органами Агентства являются Совет управляющих, Директорат (председателем Директората по должности является Президент МБРР) и Президент. Каждое государство-член обладает 177 голосами плюс еще один голос за каждый дополнительный взнос. В результате несколько стран - экспортеров капитала имеют столько же голосов, как и многочисленные страны импортирующие капитал. Уставный фонд формируется за счет взносов членов и дополнительных поступлений от них.

Отношения инвестора с Агентством оформляются частноправовым контрактом. Последний обязывает инвестора ежегодно выплачивать страховой взнос, определяемый как процент от суммы страховой гарантии. Со своей стороны, Агентство обязывается выплачивать определенную страховую сумму в зависимости от величины убытков. При этом к Агентству переходят претензии к соответствующему государству. Спор трансформируется в международно-правовой. Заслуживает внимания то обстоятельство, что благодаря Агентству спор возникает не между двумя государствами, а между одним из них и международной организацией, что существенно уменьшает возможность отрицательного влияния спора на взаимоотношения заинтересованных в нем стран.

Международное (многостороннее) агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) было создано в 1988 году для стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. В состав МАГИ входит 175 государств. Местопребывание – Вашингтон (США).

Высшим органом является Совет управляющих, который ежегодно собирается на сессию. Текущую деятельность МФК осуществляет Директорат. Председателем Директората является президент МБРР. Президент МАГИ назначается Директоратом по предложению президента МБРР и ведет текущие дела.

Правовой статус Агентства - это акционерное общество, занимающееся коммерческой деятельностью. Цель МАГИ заключается в содействии устойчивому притоку частных инвестиций в развивающиеся страны, сокращению бедности и улучшению условий жизни населения. Основными задачами МАГИ являются содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

МАГИ обеспечивает иностранным инвесторам долгосрочные гарантии от некоммерческих рисков в следующих случаях:

s введение правительством страны, принимающий капитал, ограничение на обмен и перевод капитала;

s законодательные или административные меры принимающей страны, лишающие иностранного инвестора право на собственность, контроля над инвестициями или значительно снижающие его доходы;

s административная и судебная практика принимающей страны, нарушающая права иностранного инвестора и ведущая к расторжению договоров, заключенных с ее государственными институтами;

s вооруженные конфликты, гражданские войныи т.п.

МАГИ может предоставлять гарантии в отношении самых различных видов инвестиций. Это могут быть, например, инвестиции в акционерный капитал в той или иной форме (денежной, натуральной, интеллектуальной собственности), кредиты или средства обеспечения кредитов, различного вида инвестиционные соглашения (о разделе продукции, о разделе прибыли, управленческие, лицензионные, франчайзинговые и др.).

Важнейшим источником финансирования МАГИ является уставный капитал (948 млн. долл.), который обеспечивает предоставление гарантий на сумму 745 млн.долл. США. Уставом предусмотрено, что промышленные страны 10% их доли уставного капитала должны выплачивать в конвертируемой валюте, еще 10% вносят в форме беспроцентного долгового свидетельства, которое не может обращаться на рынке.

МАГИ предоставляет инвесторам гарантии, покрывающие до 90 % от общего объема инвестиций, сроком на 15-20 лет. При этом на сегодня предельная сумма, гарантируемая по одному проекту, составляет 50 млн. долл. США. Ставка страховой премии колеблется от 0,25 % за каждые 100 долл. стоимости гарантии от риска войны и гражданских волнений для предприятий обрабатывающей промышленности до 1,25 % от риска экспроприации для предприятий в области нефте- и газодобычи.


МАГИ не обеспечивает субсидии для развития частного бизнеса, а предлагает услуги по рыночным ценам. Инвестор, который может претендовать на получение гарантии МАГИ, должен быть резидентом одной из стран-членов, а его инвестиции должны предназначаться для любой другой страны, даже не являющегося членом данной организации.

Между Агентством и государствами-членами, размещающими инвестиции, заключаются соглашения о защите и гарантиях инвестиций. В соответствии с заключенным контрактом одна сторона (МАГИ) обязуется выплатить другой стороне (инвестор) определенную в договоре сумму, составляющую обычно процент от суммы убытков, которые понес держатель гарантии и которые возникли в результате наступления одного из перечисленных в контракте случаев. В свою очередь, инвестор обязуется в соответствии с заключенным с МАГИ договором ежегодно выплачивать страховой взнос в размере устанавливаемого в договоре процента от суммы гарантии.

Независимо от повышения или снижения политического риска в конкретной стране, клиенты МАГИ не имеют права отменить свои обязательства по страхованию до окончания действия контракта. После уплаты сумм страховой гарантии Агентство получает право суброгации на все требования инвестора к принимающей стране и другим должникам, т.е. от частного инвестора к МАГИ переходят права требования компенсации ущерба, эти требования предъявляются государству-импортеру инвестиций. Предоставляя гарантии, МАГИ контролирует:

s экономическую обоснованность инвестирования и его вклада в развитие страны-импортера;

s соответствие инвестиций законам и правилам страны-импортера;

s соответствие инвестиций целям и приоритетам развития страны-импортера;

s наличие условий для инвестиций в стране-импортере, включая равный подход и правовую защиту иностранных инвесторов.

За время своего существования МАГИ предоставило гарантии по 500 проектам в 78 развивающихся странах на сумму 9 млрд. долл. Благодаря деятельности МАГИ было привлечено 41 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций.

МАГИ оказывает помощь в разработке инвестиционную политики и в развитии инфраструктуры, организует встречи и переговоры между деловыми кругами и правительствами стран, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций, предоставляет иинформационные

услуги. МАГИ способствует улучшению инвестиционного режима в принимающих странах и другими способами: путем реализации программ по повышению квалификации кадров правительственных структур, частных фирм посредством проведения конференций и семинаров, оказания консультативной помощи по разработке нормативных документов, направленных на поощрение иностранных инвестиций. Таким образом, МАГИ выступает международным гарантом для прямых капиталовложений и портфельных инвестиций государств-членов в экономику развивающихся стран.

Международное инвестиционное право - это совокупность норм, регулирующих межгосударственные экономические отношения по поводу инвестиций.

Особенности международного инвестиционного права следующие.

Во-первых, в рамках международного инвестиционного права понимается рассматривается режим и защита иностранной частной собственности. Что касается иностранной государственной собственности, она защищается в международном праве институтами государственного, дипломатического иммунитета, хотя методологически можно было бы правовой режим иностранной государственной собственности с полным основанием рассматривать и в рамках международного имущественного права

В-вторых, в международном инвестиционном праве речь идет не вообще об иностранной собственности, но конкретно об иностранных инвестициях. Поэтому возникает вопрос об определении этого понятия. В двусторонних международных соглашениях о поощрении и защите инвестиций - инвестиции обычно понимаются широко - как по сути любые имущественные блага - вещи, права и интересы любого рода. Имущественными благами могут быть, во-первых, материальные ценности, т.е. любое движимое и недвижимое имущество, включая ценные бумаги. Во-вторых, - это нематериальные блага, прежде всего - интеллектуальная собственность.

Многосторонняя международная Сеульская конвенция 1985 г. об образовании Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (МИГА) более ограничительно трактует инвестиции.

В МИГА "автоматично" покрываются гарантиями только прямые инвестиции, включая финансовые инвестиции в виде участия в капитале инвестируемого предприятия.

Под прямыми инвестициями обычно понимаются инвестиции, которые дают возможность инвестору оказывать реальное воздействие на управление инвестируемым предприятием на основе долговременных связей. Прямые инвестиции могут быть реальными, т.е. в материально-вещественном виде, финансовыми - в виде денег, акций и других ценных бумаг в капитале предприятия. Финансовые инвестиции, не рассчитанные на связь с управлением предприятием, но лишь представляющие собой вложение средств в расчете на прибыли для сохранения капитала (портфельные инвестиции), в том числе краткосрочные капиталовложения спекулятивного характера, не рассматриваются как прямые инвестиции.

В любом случае в смысле Сеульской конвенции инвестиции, во-первых, должны быть в виде вклада (денежного в натуре, в том числе и в виде нематериальных ценностей, но не в виде услуг); во-вторых, вклад не должен быть краткосрочным; в-третьих и в главных, инвестиция должна носить предпринимательский характер. То есть предполагать определенный предпринимательский риск. Должно быть не просто вложение капитала, но связь с возможными прибылями и убытками от такого вложения.

Но Сеульская конвенция определяет инвестиции лишь применительно к гарантированию их. Общепризнанного международно-правового определения понятия инвестиций - не существует, и дать такое строго правовое определение сегодня вряд ли возможно, поскольку в конечном итоге каждое государство, в отсутствие единого универсального международно-правового акта, вольно законодательно определять как понятие инвестиции вообще, так и понятие иностранной инвестиции в частности.

Стоит заметить в этой связи, что несостоятельным является проводимое иногда различие между инвестицией и капиталовложением. Слова эти по сути синонимы. Семантически "инвестиция" - это просто "вклад" денег (капитала), т.е. приобретение любой собственности. Однако в узкоэкономическом, предпринимательском значении - это капиталовложение именно в предпринимательских целях.

Имущественные отношения, связанные с использованием военных, радиолокационных и т.п. баз и сооружений, эксплуатируемых одним государством на территории другого государства, регулируются в межправительственных соглашениях о статусе соответствующих баз и условиях их использования, часто на основах экстерриториальности. Однако обычно неизбежная связь баз с инфраструктурой государства, где они находятся, вызывает необходимость урегулирования проблем транзита, водо- и энергоснабжения на возмездной основе. Капиталовложения, которые осуществляются при этом, в понятие международных экономических инвестиций не укладываются.

В-третьих, вложение (приобретение) собственности предпринимательского назначения - операция торговая. Инвестиционное право рассматривается в настоящем курсе, однако, не в рамках торгового права, но как часть имущественного права, поскольку смысл инвестиционного права в обеспечении не столько самого (торгового) перехода права собственности, сколько режима и защиты собственности. Связанные с международным торговым правом аспекты режима инвестиций регулируются в рамках ВТО в особом Соглашении о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС), которое в интересах единства изложения всех инвестиционных проблем в одном месте рассматривается ниже также в рамках настоящей главы (§ 729-731) о международном имущественном праве.

В третьих, в инвестиционных отношениях так иначе обязательно задействованы два субъекта международного права: государство-экспортер инвестиционного капитала и государство-импортер. Есть и третий субъект (но не международного, а национального права) - частный экспортер капитала, иначе - инвестор. Как правило, в том числе в практике международных соглашений о поощрении и защите инвестиций, под инвестором понимается физическое юридическое лицо одного государства в другом государстве-участнике соглашения. Определяющим при этом является для физического лица - его гражданство, а для юридического лица - место его регистрации. В "техническом" смысле можно считать, что иностранная инвестиция - это инвестиция, инвестором в которой выступает иностранное лицо. Практически иностранные инвесторы - обычно крупные предприятия, очень часто ТНК. Именно интересы этих предприятий в сочетании с интересом государства-экспортера инвестиционного капитала, выражающего коллективный интерес частных инвесторов, а также общий государственный, экономический интерес, и являются двигательным мотором двустороннего и многостороннего международного инвестиционного сотрудничества и его правового урегулирования.

Система мип

Систему инвестиционного права как отрасли права составляют правовые институты, различающиеся между собой по объему и характеру воздействия на инвестиционные отношения. институты инвестиционного права характеризуются тем, что образующие их нормы одновременно с этим составляют предмет регулирования других (основных) отраслей права. МИП делится на общую и особенную части

общая часть инвестиционного права состоит из институтов и норм, определяющих основные начала осуществления инвестиционной деятельности, основные принципы и методы регулирования инвестиционных отношений. В частности, система общей части инвестиционного права включает следующие правовые институты, раскрывающие ее сущность как комплексной (вторичной) отрасли права: инвестиции (понятие и виды); правовой режим инвестиций; гарантии инвестиций; инвестиционные риски; инвестиционные правоотношения (субъекты, объекты и содержание); инвестиционная деятельность (понятие, признаки и виды); государственное регулирование инвестиционной деятельности; ответственность за нарушение инвестиционного законодательства. Наряду с этим в общей части инвестиционного права находят свое выражение предмет и метод правового регулирования инвестиционного права, принципы инвестиционного права, функции и источники инвестиционного права, соотношение инвестиционного права со смежными отраслями права, система инвестиционного законодательства и другие важные для всей отрасли права вопросы.

Институты особенной части , иначе называемые специальными правовыми институтами, призваны регулировать отдельные аспекты или виды отношений. Поэтому особенную часть инвестиционного права составляют такие правовые институты, как: правовое регулирование инвестиций в сфере недропользования; правовое регулирование инвестиций на рынке ценных бумаг; правовое регулирование инвестиций в банковской сфере; правовое регулирование иностранных инвестиций; международно-правовое регулирование иностранных инвестиций; инвестиционный договор (понятие и особенности); заключение, изменение и расторжение инвестиционного договора; инвестиционный проект (разработка и реализация); инвестиционные договоры и их система (инвестиционные договоры в сфере недропользования (концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и сервисные контракты); внешнеэкономический инвестиционный договор; договор государственного займа; договор банковского займа; договор лизинга; инвестиционные сделки на рынке ценных бумаг; защита прав инвесторов и разрешение инвестиционных споров. Наряду с этим в систему инвестиционного права входят: институт правового регулирования бюджетных инвестиций; институты бюджетных инвестиционных проектов и бюджетных инвестиционных программ; институт бюджетного кредитования; институт государственного заимствования и долга, а также институты правового регулирования инвестиций в некоммерческой сфере (образования, науки и т.п.).

По мнению ряда авторов, особенную часть международного инвестиционного права можно подразделить на институты: 1) международно-правовое регулирование государственных инвестиций; 2) международно-правовое регулирование частных прямых инвестиций; 3) международно-правовое регулирование частных портфельных инвестиций.. Предлагается также включить в качестве институтов международного инвестиционного права: межотраслевой институт международно-правового регулирования движения ссудного капитала (который другой своей частью входит в международное финансовое право); институты «международное налоговое право», «международное антимонопольное (конкурентное) право» (общие институты международного инвестиционного и международного административного права); а также комплексные межотраслевые институты - «право иностранной и совместной частной собственности» и «право государственной и совместной государственной (общечеловеческой) собственности». На наш взгляд, данное предложение также нуждается в корректировке: во-первых, институт «международное налоговое право» является институтом международного финансового права, а не международного административного права; во-вторых, институты «международно-правовое регулирование движения ссудного капитала», «право иностранной и совместной частной собственности» и «право государственной и совместной государственной (общечеловеческой) собственности» - это действительно межотраслевые институты, но в состав международного инвестиционного права они входят частично, образуя при этом такие институты международного инвестиционного права, как «международно-правовое регулирование инвестиций в ссудной форме», «иностранные частные инвестиции» и «международные (иностранные) государственные инвестиции».

5. Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (мига)

§ 724. Мига, хотя и входит в систему мбрр, обладает юридической и финансовой независимостью.

Правовой статус Агентства не однозначен. В соответствии с Сеульской Конвенцией членами МИГА являются государства, но правовой статус Агентства в Конвенции прямо определяется как юридическое лицо (ст. 1), занимающееся коммерческой деятельностью (ст. 1, 2, 27 и др.). Поскольку не уточняется национальный статус юридического лица (в каком конкретно государстве), следует считать, что статус этот Агентство может иметь во всех государствах-членах. Формальный статус юридического лица в Конвенции конкретизирован формой акционерного общества, параметры которого определены в Конвенции (ст. 5-10). Показательно, что в названии Агентства употреблено слово "многостороннее", а не "международное".

Однако, хотя международно-правовой статус Агентства никак не заявляется в Конвенции, все же имплицитно этот статус просматривается:

В наделении Агентства правом осуществления сотрудничества с ООН и другими межправительственными организациями, имеющими специализацию в родственных областях. Включая, в частности, Всемирный банк и МФК (ст. 35);

В предоставлении Агентству привилегий и иммунитетов, обычно свойственных межправительственным организациям (ст. 43-50);

В образовании особой по сути международно-правовой процедуры урегулирования возможных споров между Агентством и государствами-членами (ст. 57 и Приложение II к Конвенции).

В этой связи Агентство квалифицируется в качестве межправительственной организации (Н.Ю.Ерпылева, Х.А.Шреплер).

§ 725. Высший орган МИГА пленарного состава - Совет управляющих с полной всесторонней компетенций. Директорат, назначаемый Советом управляющих, занимается текущей деятельностью Агентства. Президент МИГА назначается Директоратом по представлению МБРР и под общим руководством Директората ведает текущими делами.

Все государства-члены входят либо в группу I, в которой состоят развитые страны, вносящие вместе 60% подписного капитала МИГА (крупнейшие вкладчики: США, Япония, ФРГ, Великобритания и Франция), либо в группу II в составе развивающихся стран, на которые приходится 40% подписного капитала (в эту же группу включены были Россия и другие страны "переходного этапа" экономического развития).

МИГА предоставляет инвестиционные гарантии только инвесторам из группы I, осуществляющим операции на территориях стран группы II.

§ 726. Непосредственно Агентством при его участии осуществляются гарантии двух видов:

Гарантии ("ординарные" "автоматические") по страхованию, увязанному с подписным капиталом. Эти гарантии ограничиваются потолком в 150% от общего объема подписного капитала страны и предоставляются МИГА только инвесторам из стран группы I по инвестициям в странах группы II;

Гарантии, не увязанные с подписным капиталом. Такие гарантии фактически и юридически предоставляются не МИГА, которое выступает лишь в качестве посредника при образовании спонсорской группой стран особого доверительного фонда поддержки, из которого и предоставляется гарантия. Агентство не несет по ней никакой финансовой ответственности. Такие гарантии не ограничиваются каким-нибудь потолком. Они могут предоставляться инвесторам из группы I по инвестициям в странах группы II (когда, к примеру превышен потолок для выдачи гарантий по первому виду, т.е. в зависимости от общей суммы подписного капитала, когда гарантии выходят за рамки иных критериев для первого вида). Гарантии второго вида могут также даваться инвесторам из группы I для инвестиций в странах этой же группы инвесторам стран групп II для инвестиций в странах этой же группы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

  • Введение
  • 1 . Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство
  • 1.1 История создания многостороннего агентства по гарантиям инвестиций
  • 1.2 Место многостороннего агентства по гарантиям инвестиций в современной системе защите инвестиций
  • 2 . Взаимодействие М ИГА с РФ
  • Заключение

Список использованных источников

В ВЕДЕНИЕ

Рост объемов иностранных инвестиций делает актуальной задачу рассмотрения особенностей правового регулирования страхования иностранных инвестиций от политических рисков. Между тем проблему страхования инвестиций нельзя решить только на национальном уровне. В результате потребовалось создание организации, которое дополняло бы эти структуры и улучшало бы инвестиционный климат путем предоставления гарантий и участия в другой деятельности по содействию инвестициям. Таким учреждением и стало Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, изучению которого и посвящена настоящая работа.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА) содействует притоку иностранных инвестиций в развивающиеся страны, предоставляя страхование (гарантии) иностранным частным инвесторам от некоммерческих (т. е. политических) рисков, связанных с переводом валюты, экспроприацией, военными действиями и гражданскими беспорядками.

Целью данной работы является комплексное исследование Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций и его взаимосвязи с РФ. гарантия инвестиция МИГА россия

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

Раскрыть сущность многостороннего агентства по гарантиям инвестиций;

Проанализировать взаимосвязь многостороннего агентства по гарантиям инвестиций с Российской Федерацией.

В соответствии с поставленной целью, объектом исследования выступает РФ как участник взаимоотношений с МИГА, а предметом исследования являются теоретические и практические вопросы, связанные с деятельностью многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.

1 . МНОГОСТОРОННЕЕ АГЕНТСТВО ПО ГАРАНТИЯМ ИНВЕСТИЦИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1.1 История создания многостороннего агентства по гарантиям инвестиций

Осуществляя капиталовложения на территории иностранных государств, инвесторы несут целый набор специфических рисков, которые принято называть некоммерческими или политическими: риск экспроприации (национализации) капиталовложений со стороны принимающего государства, риск войны и гражданских беспорядков, риск введения ограничений или полного запрета на конвертацию и перевод за рубеж местной валюты и т.п. Естественно стремление инвесторов свести к минимуму эти существенные риски путем их страхования.

Конечно, ничто не мешает традиционным частным страховым компаниям принимать на себя страхование такого рода рисков. Преимуществом данного вида страхования является возможность осуществлять одновременно страхование как от обычных коммерческих рисков, так и от специфических инвестиционных некоммерческих или политических рисков. Однако сложности с расчетом вероятности наступления страхового случая, большие суммы потенциального страхового возмещения, а также нерешенность проблемы получения конечного возмещения в порядке суброгации от причинителя вреда, каковым выступает суверенное принимающее государство, приводят к тому, что традиционные частные страховые компании не предоставляют услуг по страхованию от некоммерческих рисков или предлагают такой размер страховых взносов (премий), который делает страхование неэффективным для инвестора. Как справедливо отмечают Н.Г. Доронина и Н.Г. Семилютина, «уязвимость положения частного инвестора состоит именно в его подчиненности произволу „чужого“, принимающего государства. Страхование частного инвестора частной страховой компанией в случае наступления страхового случая и последующего перехода (в силу действия принципа суброгации) всех прав и требований страхователя к страховщику не изменяет природы сложившихся отношений как отношений между принимающим государством и частным лицом. Именно эта особенность правоотношений, возникающих в связи с инвестированием капитала, а также стремление изменить a priori неравноправные отношений между принимающим государством и частным инвестором подтолкнули государства, традиционно выступающие в качестве экспортеров капитала, к разработке национальных государственных систем страхования национальных инвесторов».

Практическое решение данного вопроса получило свое развитие начиная с середины XX в. благодаря заинтересованности развитых стран, экспортирующих капитал, в расширении капиталовложений национальных юридических лиц в экономику развивающихся принимающих стран. Становление национальных систем страхования от некоммерческих рисков происходило именно в рамках национальных программ поощрения инвестиций на территориях иностранных государств.

Первыми здесь стали США, которые в 1948 г. в соответствии с Актом об экономической кооперации (Economic Co-operation Act) предложили американским инвесторам первую в мире национальную схему страхования от некоммерческих рисков. Первоначально она была нацелена на капиталовложения американских лиц в разрушенные экономики послевоенной Европы в связи с осуществлением так называемого плана Маршалла. Однако вскоре ее сфера действия была распространена и на инвестиции в развивающиеся страны. В 1969 г. в США была учреждена Overseas Private Investment Co-operation (OPIC), осуществляющая свою деятельность до настоящего времени. Эта корпорация предлагает на коммерческой основе страхование инвестиций от некоммерческих рисков под эгидой американского правительства. Условием заключения договора страхования между американским инвестором и OPIC является наличие между США и принимающим государством международного соглашения о признании суброгации (перехода прав требования на возмещение причиненного вреда) от инвестора к США в лице OPIC и рассмотрении в арбитраже споров, связанных с осуществлением OPIC прав, полученных после выплаты инвестору страхового возмещения. Такого рода соглашения были заключены США с большинством стран СНГ (с Россией -- 3 апреля 1992 г., с Казахстаном -- 19 мая 1992 г., с Украиной-- 6 июня 1992 г., с Молдовой-- 19 июня 1992 г., с Арменией-2 апреля 1992 г., с Кыргызстаном-- 8 мая 1992 г.). Указанные соглашения подтверждают, что после выплаты страхователю страхового возмещения к страховщику (т.е. к США в лице OPIC) на основе принципа суброгации переходят все права страхователя в связи с наступлением страхового случая. Таким образом, в отличие от страхования некоммерческих рисков частным страховщиком спор из категории частноправового перерастает в публично-правовой спор между двумя государствами -- равноправными субъектами международного права. Данные особенности позволяют многим авторам выделять как особую разновидность американскую систему страхования от некоммерческих рисков.

Позднее национальные схемы страхования от некоммерческих рисков были созданы в большинстве развитых стран мира. Соответствующие функции страховщика выполняют либо государственные агентства, либо коммерческие юридические лица, действующие при поддержке и финансовой помощи государства. В ФРГ национальная система страхования была создана в рамках национальной программы «Честный труд» (Treuarbeit). В Японии страхование осуществляется подразделением страхования экспорта Министерства внешней торговли и промышленности (Export Insurance Division, Ministry of International Trade and Industry -- EID/MITI), в Австрии -- Австрийским контрольным банком по поручению федерального Министерства финансов. В Нидерландах соответствующая страховая компания была учреждена 13 банками, 10 крупнейшими страховыми компаниями и другими корпоративными акционерами. Данные системы страхования в противовес американской принято называть «европейскими», поскольку для них необязательно наличие особого двустороннего соглашения с принимающим государством. Иногда в отдельную группу выделяется «японская» система страхования некоммерческих рисков, обязательная для любого японского экспортера и покрывающая более широкий круг рисков.

Однако в условиях возникновения ТНК, охватывающих своей деятельностью территории большого числа стран, сугубо национальные системы страхования от некоммерческих рисков явно показывали свою недостаточность и ограниченность. Поэтому уже в конце 50-х годов XX в. родилась идея создания многостороннего (международного) агентства по гарантиям инвестиций.

В период с 1962 по 1972 год она неоднократно обсуждалась в Международном банке реконструкции и развития (именуемом в настоящем Комментарии Банк), однако решения о создании такого агентства принято не было. Президент Клаусен вновь вернулся к этой концепции в своем первом выступлении на ежегодном собрании Банка в 1981 году. В мае 1984 года после подробных исследований, проведенных персоналом Банка, и неофициальных обсуждений с Исполнительными директорами Банка им был представлен документ, озаглавленный "Основные характеристики предлагаемого Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций". В документе был изложен ряд ключевых особенностей, отличающих это предложение от структур, ранее обсуждавшихся в Банке. Это предложение с изменениями, внесенными в него в результате обсуждений, проведенных с Исполнительными директорами, впоследствии нашло свое отражение в "Проекте основных положений Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций", распространенного в октябре 1984 года. На основе этого документа были проведены консультации с правительствами государств - членов Банка. В результате этих консультаций был разработан пересмотренный проект Конвенции, распространенный среди правительств государств - членов в марте 1985 года. В период с июня по сентябрь 1985 года Исполнительные директора при помощи экспертов правительств государств - членов работали в рамках Комитета полного состава, созванного для обсуждения данного проекта Конвенции. В сентябре 1985 года Исполнительные директора завершили работу над проектом Конвенции и рекомендовали Совету управляющих принять резолюцию, открывающую Конвенцию для подписания.

По состоянию на 31 января 2008 г. в Конвенции участвуют 172 страны, включая США, Канаду, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Японию.

Россия подписала Сеульскую конвенцию 15 сентября 1992 г. и с 29 декабря 1992 г. является ее полноправной участницей.

Данная конвенция как часть российской правовой системы (п. 4 cт. 15 Конституции РФ) регулирует не только обязательства РФ, связанные с суброгацией, но и весь комплекс норм, правил в международной страховой системе: стороны договора страхования, инвестиции, подпадающие под условия страхования, страховые риски, страховое возмещение, урегулирование спора инвестора со страховщиком и страховщика с государством - реципиентом инвестиций. Особенно важным является то, что этот многосторонний международный договор регламентирует именно те вопросы, которые не закреплены в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений как относящиеся к исключительной компетенции государства экспортера капитала, учредившего соответствующее агентство.

Задачей Международного агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) в соответствии со ст. 2 Конвенции является стимулирование потока инвестиций в производительных целях между странами-членами и особенно в развивающиеся государства, дополняя тем самым деятельность МБРР, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых учреждений развития.

МИГА является членом Группы Всемирного банка, и её задача - содействовать привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в развивающиеся страны для обеспечения экономического роста, сокращения бедности и улучшения уровня жизни людей.

Главная цель МИГА заинтересовать инвесторов и частных страховщиков в работе в сложных условиях. Стратегия работы организации сосредоточена на следующих областях:

Развитие инфраструктуры. На данном направлении требуется, согласно оценкам, 230 млрд. долл. США ежегодно. «Пограничные» рынки (т.е. рынки и страны, для которых характерны высокий риск и/или низкий доход) рассматриваются одновременно и как проблемная область, и как возможность. Как правило, такие рынки испытывают наибольшие потребности в иностранных инвестициях и получают от них наибольшую отдачу, но при этом редко обслуживаются частным сектором в должной мере.

Страхование инвестиций в странах, подверженных конфликту. Несмотря на то, что такие страны по завершении конфликта обычно получают значительную помощь от доноров, предоставляемую на основании доброй воли, в конечном итоге объёмы такой помощи сокращаются, и для реконструкции и обеспечения роста совершенно необходимыми становятся частные инвестиции. Учитывая, что многие инвесторы не желают принимать на себя потенциальные риски, для продолжения инвестиционной деятельности работа по страхованию от политических рисков приобретает особое значение.

Значительная доля в ПИИ представлена инвестициями типа «юг-юг» (т.е. инвестициями, которые осуществляют развивающиеся странами в развивающихся странах). Вместе с тем, рынок частного страхования в этих странах не всегда развит в достаточной степени, а национальные агентства экспортного кредита нередко неспособны страховать от политических рисков или не имеют соответствующих навыков.

МИГА обладает сравнительным преимуществом во всех указанных областях, - от уникального набора продуктов и способности восстанавливать уверенность представителей деловых кругов до текущего сотрудничества с государственным и частным страховым рынком, направленного на увеличение объемов страхования для инвесторов.

Рассмотрим положительные стороны от работы МИГА

Уверенность, защищённость и убедительность. МИГА даёт частным инвесторам уверенность и удобство, которые нужны для устойчивой работы в развивающихся странах. Будучи членом Группы Всемирного банка, и имея среди акционеров и страны-реципиенты, и страны-инвесторы, МИГА обеспечивает инвестициям беспрецедентный уровень защищённости и убедительности. Участие МИГА в потенциальных инвестициях способно буквально «оживить» проект, превратив его из «невозможного» в «реализуемый». МИГА выступает в качестве мощного фактора сдерживания действий государства, которые могли бы негативно сказаться на инвестициях. Даже если возникает спор, вес организации при общении с правительством страны-реципиента часто позволяет снять все вопросы ко взаимному удовлетворению сторон.

Лидер рынка. МИГА - лидер в оценке и управлении политических рисков, создании новых продуктов и услуг и поиске инновационных способов удовлетворения потребностей клиентов.

Сложные операции. Присутствие МИГА может стать решающим, - мы служим тем связующим звеном, благодаря которому принимаются решения о проведении сложных операций. МИГА предлагает новые подходы к покрытию нетрадиционных рисков на региональном уровне, которые часто присутствуют в проектах, связанных с водоснабжением и другими инфраструктурными системами. Также предоставляются хеджинговые инструменты в отношении риска процентной ставки и предоставлять гарантии при работе на рынке капитала.

Рынок страхования от политических рисков (СПР). МИГА дополняет действия других страховщиков инвестиций и работает с партнёрами в рамках своих программ совместного страхования и перестрахования. При этом расширяется возможности структур, занимающихся страхованием от политических рисков, и обеспечивается страхование инвестиций, а также заинтересовать частных страховщиков в участии в таких проектах, которые в противном случае ими бы не рассматривались.

С момента своего создания в 1988 году, МИГА было предоставлено почти 800 гарантий на общую сумму свыше 14,7 млрд. долл. США по проектам в 91 развивающейся стране. МИГА готова содействовать осуществлению социально, экономически и экологически устойчивых проектов, которые, прежде всего, отвечают интересам развития. Такие проекты обеспечивают широкие выгоды: они дают рабочие места и налоговые поступления, передают знания и ноу-хау.

МИГА специализируется в содействии инвестициям в высокорискованные страны с низким уровнем дохода (напр., страны Африки и страны, подверженные конфликтам), - операции в таких странах составляют 42% процента портфеля. Благодаря партнёрству со Всемирным банком и другими структурами, МИГА может привлекать средства для гарантийных целевых фондов, находящихся в доверительном управлении, для работы на этих непростых, «пограничных» рынках. Агентство также поддерживает сложные инфраструктурные проекты и стимулирует инвестиции между развивающимися странами.

Агентство привлекает свою юридическую службу, что позволяет устранять возможные препятствия для инвестиций. В рамках своей программы посредничества при рассмотрении споров МИГА помогает правительствам стран и инвесторам разрешить противоречия и, в конечном итоге, улучшать инвестиционный климат в странах.

1.2 Место многостороннего агентства по гарантиям инвестиций в современной системе защиты инвестиций

В основном структура Агентства соответствует структурам других международных финансовых учреждений и особенно Банка и Международной финансовой корпорации. Агентство имеет трехъярусную структуру, состоящую из Совета управляющих, Совета директоров, а также из Президента и персонала.

172 государства - члена Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям управляют его программами и деятельностью в лице Совета управляющих и Совета директоров. Каждое государство назначает одного управляющего и его заместителя. Полномочия корпоративного управления МИГА принадлежат Совету управляющих, который делегирует значительную часть этих полномочий Совету директоров, состоящему из 24 человек. Число голосов распределяется в зависимости от доли акционерного капитала, которую представляет каждый директор. Совет директоров регулярно собирается на заседания в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне; в ходе этих заседаний проводится анализ инвестиционных проектов, принимаются решения по ним и осуществляется надзор за управлением деятельностью Агентства в целом.

Каждый директор также является членом одного или нескольких из пяти постоянных комитетов, оказывающих Совету директоров помощь в осуществлении его надзорных полномочий посредством углубленного анализа стратегии и методов деятельности Агентства. Ревизионный комитет дает Совету директоров рекомендации по вопросам финансового управления и другим управленческим вопросам в целях облегчения процесса принятия Советом решений по вопросам финансовой политики и контроля. Комитет по бюджету рассматривает отдельные аспекты операционной деятельности, административной политики, норм и статей бюджета, оказывающие существенное влияние на экономическую эффективность деятельности Группы организаций Всемирного банка. Комитет по вопросам эффективности развития (КЭР) дает Совету директоров рекомендации по вопросам оценки операционной деятельности и эффективности развития в целях контроля за выполнением задачи Банка по сокращению бедности. Комитет по кадрам дает Совету директоров рекомендации по вопросам оплаты труда и другим существенным аспектам кадровой политики. Кроме того, члены Совета директоров работают в Комитете по административным вопросам (CODAM). В этом году мандат CODAM был расширен и включил некоторые вопросы управления деятельностью Совета директоров. Этот факт отражен в измененном названии CODAM - «Комитет по управлению и административным вопросам исполнительных директоров» (COGAM) .

В 2003 финансовом году Совет директоров МИГА одобрил 43 отдельные операции по предоставлению инвестиционных гарантий. Совет также контролировал и анализировал процесс стратегического и политического планирования в МИГА. В рамках продолжающейся гармонизации основных направлений работы Группы организаций Всемирного банка по отраслям Совет обсудил и одобрил пересмотренную стратегию деятельности в области лесного хозяйства. Члены Совета директоров также имели возможность обсудить в рамках КЭР стратегию деятельности Группы организаций Всемирного банка по развитию частного сектора в электроэнергетике, которая была совместно проанализирована Департаментом оценки операционной деятельности Всемирного банка, Группой оценки операционной деятельности МФК и Отделом оценки операционной деятельности МИГА.

Центральное учреждение Агентства будет находиться в Вашингтоне, округ Колумбия, и если Совет управляющих не примет квалифицированным большинством голосов решение о его размещении в другом месте. Кроме того, Агентство может создавать такие другие учреждения, которые необходимы для его работы.

Несмотря на то, что в более ранних предложениях предусматривался целый ряд организационных связей между Банком и Агентством, в Конвенции установлена лишь минимальная организационная связь между этими двумя учреждениями. Президент Банка в силу занимаемого им поста является Председателем Совета директоров Агентства (пункт "b" статьи 32). Предполагается, что такие отношения будут способствовать роли Агентства в качестве международного учреждения развития и помогут ему получить признание, несмотря на различие ролей этих двух учреждений. Агентство может посчитать целесообразным заключить соглашение о сотрудничестве с Банком, Международной финансовой корпорацией или с обоими этими учреждениями с тем, чтобы воспользоваться их техническими и административными услугами и возможностями.

В Конвенции предусмотрено, что против Агентства могут возбуждаться дела (кроме тех, которые вытекают из споров между сторонами договора о гарантии или перестраховании, которые согласно статье 58 подлежат арбитражу, и споров между Агентством и каким-либо его членом относительно гарантированной или перезастрахованной инвестиции, которые согласно статье 57 подлежат арбитражу или применению альтернативных процедур) только в суде компетентной юрисдикции на территориях членов, там, где Агентство имеет определенные конкретные связи (статья 44). Конкретно оговорено, что против Агентства не могут возбуждаться дела членами или лицами, выступающими по их претензиям, а также по вопросам персонала.

МИГА прилагает усилия к решению этой задачи в государствах - членах Агентства, действуя по следующим направлениям:

1) страхование политического риска (предоставление гарантий инвесторам и кредиторам);

2) наращивание потенциала и предоставление консультационных услуг в целях содействия привлечению прямых иностранных инвестиций;

3) распространение информации об инвестиционных возможностях в сети Интернет в режиме реального времени;

4) предоставление посреднических услуг для урегулирования споров, связанных с инвестициями.

Предоставляя свои инвестиционные гарантии, МИГА осуществляет защиту новых трансграничных инвестиций, в том числе проектов, осуществляемых одновременно в нескольких странах, а также расширения либо приватизации существующих проектов от следующих видов некоммерческого риска:

1) неконвертируемость валюты и ограничения на перевод средств за границу;

2) экспроприация;

3) военные действия и гражданские беспорядки;

4) нарушение договора, в том числе неправомерное досрочное истребование гарантий исполнения.

МИГА укрепляет потенциал посредников в сфере инвестиций в развивающихся странах - членах Агентства путем предоставления им инструментария, методик и опыта, необходимых для поиска и привлечения прямых иностранных инвестиций.

Агентство распространяет информацию об инвестиционных возможностях, условиях ведения бизнеса и деловых партнерах через разнообразные онлайновые службы, включая «Биржу ПИИ», IPAnet и PrivatizationLink.

Консультационно-юридическая служба МИГА дает рекомендации по урегулированию споров между инвесторами и государствами - членами Агентства. Целью в этих случаях является урегулирование споров до их эскалации на уровень, требующий официального арбитража

В настоящее время МИГА имеет множество проектов, среди которых:

А) Улучшение водоснабжения. Привлечение частного капитала в отрасль водоснабжения - очень сложная задача ввиду очевидных рисков, которые кардинально отличаются от рисков, связанных с инвестициями в другие отрасли инфраструктуры. Для инвестиций в водоснабжение характерны низкий скорректированный на риск коэффициент окупаемости капиталовложений, более длительные периоды окупаемости и зачастую высокие риски изменения нормативной базы. Помимо этого, правительства многих стран в порядке децентрализации передают контроль над такого рода услугами региональным и муниципальным властям, не обладающим достаточным опытом работы с частным сектором и зачастую плохо знакомым с нуждами инвесторов. Например, представители этих уровней власти, как правило, меньше осведомлены о необходимости создать стабильную нормативно-правовую среду, обеспечивающую предсказуемость потоков доходов. Кроме того, им, как правило, сложнее, чем центральным властям, получить кредиты.

МИГА имеет большой опыт покрытия суверенных и субсуверенных рисков, связанных с экспроприацией. Предоставляемое им покрытие обеспечивает защиту от дискриминационных мер административного или правового порядка, которые предпринимаются властями всех уровней и могут привести к ограничению или упразднению права собственности на застрахованные капиталовложения, контроля над ними или прав на них. Для защиты инвесторов в случаях, когда правительства выступают в качестве партнера по договору, МИГА предлагает страхование от убытков, возникающих вследствие невыполнения или расторжения договора.

Условия страхования от неисполнения контракта могут разрабатываться специально на случай возникновения конкретных проблем, таких как отзыв лицензий или концессий, а также тарифные и нормативно-правовые риски. Страхование распространяется также на случаи неправомерного досрочного истребования гарантий исполнения и на договоры об управлении. Инвесторы, вкладывающие средства в отрасль водоснабжения, сталкиваются также с рядом валютных рисков, поскольку доходы от проектов в области водоснабжения обычно поступают в местной валюте, тогда как задолженность выражается в иностранной валюте. МИГА защищает инвесторов от некоторых из этих рисков, осуществляя страхование убытков, понесенных вследствие невозможности конвертировать местную валюту в иностранную и перевести ее за пределы страны, в которой осуществляются капиталовложения.

В поисках взаимоприемлемого решения МИГА ведет переговоры с властями и инвесторами еще прежде, чем стороны обратятся в суд. Например, в Китае МИГА успешно предотвратило возбуждение исков по ряду проектов в области энергетики, сотрудничая в течение более чем трех лет с властями, в том числе и местными, и с инвесторами.

Портфель проектов МИГА в сфере водоснабжения достаточно ограничен ввиду того, что частные операторы сравнительно недавно начали проявлять интерес к этой отрасли. На настоящий момент МИГА выдало 75,5 млн. долл. США в качестве гарантий по пяти проектам в сфере водоснабжения, в основном связанных с гидроэнергетикой. Один из этих проектов касается обеспечения населения питьевой водой и налаживания канализации в Гуаякиле (Эквадор). Проект, финансирование которого осуществляется за счет займа, предоставленного Межамериканским банком развития, предусматривает реконструкцию и расширение системы водоснабжения этого приморского мегаполиса. МИГА предоставило гарантию в сумме 18 млн. долл. США голландской компании International Water Services B.V. на ее инвестиции в дочернее предприятие в Эквадоре. Страховые гарантии обеспечивают защиту от рисков экспроприации, а также войн или гражданских беспорядков. Застрахована также от неправомерного досрочного истребования гарантия исполнения контракта, предусмотренная договором о концессии сроком на 30 лет и обеспечивающая успешное управление компанией, ее расширение и предоставление услуг по водоснабжению.

Выдача концессии произошла в критический момент. Гуаякиль с его двухмиллионным населением является крупнейшим городом страны и ее основным промышленным и деловым центром. Однако в течение многих лет недостаток питьевой воды и канализационных сооружений представлял собой серьезнейшую проблему. Во многих бедных районах эти жизненно важные элементы инфраструктуры полностью отсутствовали, а когда вода подавалась, зачастую она была грязной и непригодной для питья. Следствием этого была высокая степень вероятности возникновения заболеваний, передаваемых через воду. Кроме того, открытые резервуары с водой и отсутствие надежных систем стока привели к появлению водоемов со стоячей водой, ставших очагами размножения комаров - переносчиков малярии и лихорадки денге.

С помощью городских властей концессионерам удалось изменить положение дел. В этом году жители трущоб на острове Тринитариа - всего около 8500 семей или 42 500 человек - смогут воспользоваться системой водоснабжения. Ранее эти жители были вынуждены покупать воду по другую сторону реки или перекачивать ее от соседей с помощью шлангов и насосов. Шланг протягивался от двери к двери, и вода, заполнявшая емкости нуждающихся, обходилась им в три раза дороже водопроводной. Не все имели возможность получить воду с помощью шланга, и им водоснабжения и канализации. Ожидается, что такие проекты будут реализованы в Азии, Восточной Европе и на Ближнем Востоке.

Б) Проекты в горнодобывающей промышленности и развитие общин.

Веками природные ресурсы являлись ценнейшим капиталом для стран, стремящихся развивать свою экономику. Рациональное использование природных ресурсов собственными силами либо путем предоставления лицензий и концессий иностранным компаниям может дать развивающимся странам возможность сократить масштабы бедности и стимулировать экономический рост. Горнодобывающая промышленность сыграла важную роль на ранних этапах развития многих современных индустриальных государств - Австралии, Канады, США и ЮАР. Во всех этих странах высокие темпы развития были достигнуты за счет экономических импульсов, которые давала успешная разработка национальных природных ресурсов. Однако такого рода усилия в основном сосредотачивались на извлечении сиюминутных экономических выгод и в меньшей степени - на долгосрочной перспективе. В последние годы развивающиеся страны все чаще стремятся более систематически извлекать выгоду из своих природных ресурсов, и в первую очередь это относится к горнодобывающей промышленности

Если прежде правительства довольствовались увеличением занятости, получением платы за лицензии и налоговыми поступлениями, сегодня зачастую они рассчитывают на получение более масштабных преимуществ. Правительства, а вместе с ними и многие прогрессивно мыслящие руководители добывающих компаний в мире понимают, что внимание к таким неосязаемым сторонам функционирования любого горнодобывающего предприятия, как некоммерческие социальные и экологические аспекты, идет во благо не только развитию и ответственной гражданской позиции данной корпорации, но и бизнесу в целом.

В самой Сеульской конвенции перечень инвестиций, подпадающих под условия страхования от политических рисков, определен в самых общих выражениях таким образом, чтобы предоставить совету директоров Агентства максимальную свободу усмотрения.

В МИГА "автоматично" покрываются гарантиями только прямые инвестиции, включая финансовые инвестиции в виде участия в капитале инвестируемого предприятия.

Под прямыми инвестициями обычно понимаются инвестиции, которые дают возможность инвестору оказывать реальное воздействие на управление инвестируемым предприятием на основе долговременных связей. Прямые инвестиции могут быть реальными, т.е. в материально-вещественном виде, финансовыми - в виде денег, акций и других ценных бумаг в капитале предприятия. Финансовые инвестиции, не рассчитанные на связь с управлением предприятием, но лишь представляющие собой вложение средств в расчете на прибыли для сохранения капитала (портфельные инвестиции), в том числе краткосрочные капиталовложения спекулятивного характера, не рассматриваются как прямые инвестиции.

При наступлении страхового случая возникает обязанность страхов-щика от политических рисков выплатить страховое возмещение. Размер страхового возмещения определяется указанной в договоре страхования страховой суммой, т.е. суммой, в пределах которой страховщик прини-мает на себя обязательства осуществить страховую выплату при наступ-лении страхового случая.

В настоящее время Советом Директоров МИГА установлено, что предельный размер страховой суммы в отношении отдельного инвести-ционного проекта, вне зависимости от числа инвесторов-страхователей и форм инвестиций, не может превышать 50 млн. долларов США. В большинстве случаев это означает, что по договору страхования инвес-тиций страховая сумма не может превышать 50 млн. долларов, если данный инвестиционный проект осуществляет только один инвестор, подпадающий под условия страховавши в Агентстве. Если же таких инвесторов несколько, то вышеуказанному предельному размеру выпла-ты страхового возмещения должна соответствовать совокупная страхо-вая сумма по всем таким договорам, заключенным с Агентством в отношении данного проекта.

При инвестициях в уставный капитал страховая сумма равна 90% стоимости первоначальных инвестиций плюс стои-мость дополнительных капиталовложений и реинвестиций, которая не должна превышать 450% стоимости первоначальных инвестиций.

При страховании инвестиций в виде займов или гарантий по займу страховая сумма равняется 90% основного долга по займу плюс процен-ты, начисленные на сумму займа за весь его срок (но не более 135% от основного долга, согласно п. 2.07 ОР). В любом случае максимальный размер страховой суммы не может превышать 50 млн. долларов США (включая и резервную сумму).

При наступлении страхового случая инвестор должен заявить Агент-ству претензию. Претензия может быть заявлена не позднее 3 лет после наступления страхового случая.

При введении валютных ограничений инвестор получит компенсацию в размере 90% денежных средств, в конвертации и/или переводе которых было отказано (компенсация будет выплачена в валюте дого-вора страхования по официальному обменному курсу, действовавшему в принимающей стране на день причинения ущерба).

При нарушении договора компенсация равна 90% от суммы прямых убытков, причиненных нарушением договора, а при причинении ущерба в результате войны и гражданских беспорядков -- 90% от стоимости уничтоженных, поврежденных или расхищенных активов.

Таким образом, можно отметить, что задача МИГА - содействовать привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику развивающихся стран в целях улучшения жизни населения и сокращения масштабов бедности. Агентство может обеспечивать перестрахование любой предоставленной им гарантии, используя государственных или частных страховщиков. Такое перестрахование должно позволить ему обеспечить дальнейшую диверсификацию своего портфеля рисков. Предполагается, что оно будет использовать эти полномочия только в случаях, когда перестрахование может быть обеспечено на соответствующих условиях и при разумных расходах.

2 . ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИГА С РОССИЕЙ

В декабре 1992 г. РФ была принята в Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА) - ведущую организацию в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков.

Одну из сфер деятельности МИГА составляют услуги по маркетингу инвестиционных проектов. В этих целях Агентство открыло в 2001 г. Интернет-сайт, который направлен на оказание международным инвесторам услуг по поиску предприятий и новых проектов в России. В целом деятельность МИГА способствовала привлечению в страну 1.2 млрд. долл. иностранных инвестиций. Сотрудничество России с МИГА, ведущей организацией в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков, позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий по различным видам инвестиций, например, в акционерный капитал в денежно- натуральной и других формах, а также кредитов или их обеспечения

В 1999 году Россия пополнила капитал МАГИ путем дополнительной подписки на акции Агентства в количестве 2391 акции, а в 2000 и 2001 году Россия пополняла капитал МАГИ в размере $2283082 ежегодно.

В настоящее время развитым странам, объединенным в Шкале А как "Первая категория", принадлежит 60478 акций, из них США - 20519 акций, а развивающимся странам ("Вторая категория") - 47436 акций. Максимальный пакет акций в этой категории имеют Китай (3138), Россия (3137), Индия (3048), что отражено на рисунке 1. Данные цифры красноречиво свидетельствуют, что решающее влияние на МИГА оказывают развитые государства.

Рисунок 1 - Структура распределения пакета акций МИГА, принадлежащие развивающимся странам

Из данного рисунка следует, что наибольший пакет акций имеют Китай (3138)и Россия (3137).

За десять лет МИГА предоставило 25 гарантий проектам, реализуемый в России, а также разработало бесплатную интерактивную систему "Россия, Приватизация", которая содержит информацию о приватизационных и инвестиционных возможностях и предоставляет маркетинговые услуги.

Валовой объем обязательств МИГА в России приближается к 534 млн. долларов США (чистый объем обязательств (за вычетом обязательств по перестрахованию) составляет немногим более 286 млн. долларов США) в 11 действующих проектах по состоянию на 31 августа 2013 года, что является пятым по величине проектным портфелем МИГА. В долларовом выражении гарантийные обязательства МИГА по-прежнему в значительной степени сосредоточены в финансовом секторе России: Агентство преимущественно поддерживало инвестиции, которые глобальные финансовые организации осуществляли в свои банковские, ипотечные и лизинговые дочерние структуры в России. По мере снятия с баланса МИГА операций в финансовом секторе (в связи с истечением срока гарантий) - российский портфель приобретает все более диверсифицированный характер. В настоящее время примерно 60% чистого объема обязательств МАГИ по России приходится на финансовый сектор.

Рассмотрим проекты, реализуемые в России:

1) По мере роста населения Москвы увеличивается и потребление воды. Но имеющаяся система водоснабжения уже не справляется с растущим спросом. Немецкая фирма «WTE Wassertechnik GmbH» (WTE) заинтересовалась потенциально выгодной возможностью строительства нового комплекса водоочистных сооружений для различных районов Москвы. Однако, учитывая потенциальные риски, фирма не решалась приступать к реализации проекта, не имея дополнительных гарантий. Тогда компания обратилась в МИГА, которое дало согласие предоставить гарантии в размере 56,4 млн.долл.США, данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Гарантия МИГА, предоставленные немецкой фирме «WTE Wassertechnik GmbH» (млн. долларов США)

Источники финансирования

Общая сумма гарантий

Финансовый год

Гарантия

Данный проект осуществляется в рамках государственно-частного партнерства по концессионной схеме “строительство-владение-эксплуатация-передача” (СВЭП) сроком на 13 лет. Компания осуществила финансирование и строительство комплекса водоочистных сооружений, который скоро будет сдан в эксплуатацию.

Вода из Москвы-реки направляется на водоочистную станцию, где производится ее очистка с использованием новейших технологий. Очищенная вода подается в городскую систему водоснабжения через муниципальное предприятие “Мосводоканал”. Как ожидается, реализация данного проекта позволит увеличить мощность системы водоснабжения Москвы на 4 процента, улучшить экологические условия и состояние промышленной безопасности, создать благоприятные условия для дальнейшего развития деловой активности в городе.

2) МИГА предоставило канадской компании Bema Gold Corporation, французской финансовой группе Sociйtй Gйnйrale SA - от собственного лица и от лица немецкого банка Bayerische Hypo-Und Vereinsbank AG, а также Мицубиси Корпорэйшн (Великобритания), гарантии на сумму 304,6 млн. долларов США, покрывающие соответствующие инвестиции в акционерный капитал, и, кредиты, предоставленные ЗАО «Чукотская горно-геологическая компания», для разработки золотосеребряного месторождения «Купол» в Российской Федерации. Гарантии покрывают долю инвестиций в акционерный капитал компании Bema в размере 122,8 млн. долларов США, а также кредиты на сумму 361 млн. долларов США, предоставляемые банками и Мицубиси Корпорэйшн, которые не относятся к категории «кредитов, предоставляемых акционерами», данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Гарантия МИГА, предоставленные канадской компании Bema Gold Corporation, французской финансовой группе Sociйtй Gйnйrale SA (млн. долларов США)

Источники финансирования

Общая сумма гарантий

Финансовый год

Гарантия

Гарантии предоставлены на срок 8 лет для защиты от рисков, связанных с ограничением перевода валютных средств за рубеж, национализацией, военными действиями, гражданскими беспорядками. Канадское агентство по развитию экспорта перестраховало общую сумму гарантии МИГА на сумму 130 млн. долларов США, ограничив чистый риск убытков суммой 110 млн. долларов США. Цель Проекта в области развития: предполагается, что Проект разработки золотосеребряного месторождения «Купол» будет стимулировать экономическое развитие отдаленного и изолированного региона Чукотки в Сибири, в котором после распада Советского Союза безработица увеличилась на 50 процентов, и зафиксирован высокий уровень бедности. Как только добыча на руднике выйдет на проектную мощность, на нем будет работать 600 человек, в основном, местное население, заработная плата которых будет выше средней по данному региону. В течение восьми лет компания планирует инвестировать 3 млн. долларов США для содействия местным сообществам, включая коренное население, в такие сферы, как здравоохранение, профессиональная подготовка, поддержка МСП. После начала добычи золота и серебра на руднике будут привлечены дополнительные прямые иностранные инвестиции, учитывая существенный запас неразведанных природных ресурсов в регионе, а в начальный период разработки месторождения на руднике до декабря 2014 г. ориентировочная сумма налоговых поступлений составит 345 млн. долларов США. Участие МИГА стало важнейшим фактором, необходимым для закрытия финансовой сделки, поскольку, по словам кредиторов, сделка была бы невозможна без страхования политического риска. Проект поддерживает реализацию стратегии Группы Всемирного банка по снижению уровня бедности в рассматриваемом регионе.

Основные ожидаемые результаты: Компания Bema будет разрабатывать месторождение «Купол» в целях добычи и обработки металлов, руда месторождения имеет высокое содержание золота и серебра. По оценкам, в среднем добыча металлов на руднике составит 550 тыс. унций золота и 4,7 млн. унций серебра в год. Обработка руды осуществляется следующим образом: измельчение, обычная гравитационная сепарация, кучное выщелачивание и осаждение для производства заготовок. Далее из заготовок производят слитки золота для продажи.

3) МИГА предоставило банку «Райффайзен центральбанк Австрия АГ» (РЦБ) гарантию на сумму 33,3 млн. долларов США, которая распространяется на субординированный заем в размере 35 млн. долларов США, выделенный российскому дочернему банку РЦБ ОАО «Импэксбанк». Гарантия действительна на срок до семи лет и покрывает риски экспроприации и ограничения перемещения средств, данные представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Гарантия МИГА, предоставленные банку «Райффайзен центральбанк Австрия АГ», для финансирования субординированного займа ОАО «Импэксбанк» (млн. долларов США)

Источники финансирования

Общая сумма гарантий

Финансовый год

Гарантия

Цель развития, поставленная в рамках проекта. Заем РЦБ будет использован «Импэксбанком» для пополнения капитала II уровня, а также финансирования сделок частных предприятий и ожидаемого роста кредитной активности в России. Этот проект должен способствовать внедрению более высоких стандартов банковской деятельности и дальнейшему развитию российского банковского сектора.

4) МИГА предоставило банку «Райффайзен центральбанк Австрия АГ» (РЦБ) гарантию на сумму 102 млн. долларов США для финансирования субординированного займа, который РЦБ выделяет, как акционер, своему российскому дочернему банку ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» («Райффайзенбанк»). Гарантия действительна на срок до семи лет и покрывает риски экспроприации и ограничения перемещения средств, данные представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Гарантия МИГА, предоставленная «Райффайзен центральбанк Австрия АГ» для финансирования субординированного займа ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» (млн. долларов США)

Источники финансирования

Общая сумма гарантий

Финансовый год

Гарантия

Цель развития, поставленная в рамках проекта. Этот проект направлен в поддержку деятельности одного из ведущих иностранных банков на территории России и должен внести вклад в укрепление финансового сектора страны, испытывающего нехватку иностранных инвестиций. Такие иностранные банки, как «Райффайзенбанк», могут способствовать внедрению современной банковской практики, передовых систем управления рисками, ноу-хау операционной деятельности, а также обучению специалистов в странах с относительно слабым и сегментированным финансовым сектором. Помогая «Райффайзенбанку» расширить перечень высококачественных услуг, этот проект обеспечит выгоды потребителям и окажет демонстрационное воздействие на российский банковский сектор.

Проект соответствует стратегии деятельности Всемирного банка в Российской Федерации, одной из главных целей которой является повышение эффективности финансового посредничества и расширение возможностей для появления на рынке и роста новых предприятий.

Основные ожидаемые результаты: иностранные банки могут способствовать внедрению современной банковской практики, передовых систем управления рисками, ноу-хау операционной деятельности, а также обучению специалистов в странах с относительно слабым и сегментированным финансовым сектором. Предполагается, что расширение перечня услуг, оказываемых «Импэксбанком», обеспечит выгоды потребителям и окажет демонстрационное воздействие на российский банковский сектор.

5) МИГА предоставило французскому банку «Сосьете женераль С.А.» гарантию на сумму 285 млн. долларов США для финансирования займа в размере 300 млн. долларов США, который «Сосьете женераль С.А.» выделяет, как акционер, своему дочернему российскому банку ЗАО «КБ ДельтаКредит» (ДКБ). Гарантия действительна в течение 10 лет и покрывает риски ограничения перемещения и экспроприации средств, данные представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Гарантия МИГА, предоставленная французскому банку «Сосьете женераль С.А.» (млн. долларов США)

Источники финансирования

Общая сумма гарантий

Финансовый год

Гарантия

Цель развития, поставленная в рамках проекта. Это первая гарантия МИГА в поддержку специализированного ипотечного банка в Российской Федерации. МИГА сыграет в этой сделке роль катализатора, поскольку одним из условий предоставления этого займа является смягчение политических рисков. По глубине проникновения ипотечного кредитования Россия стоит на одном из последних мест среди развивающихся стран Европы. За счет данного займа будет частично профинансирован план ДКБ по расширению ипотечного кредитования, направленный на удовлетворение стремительно растущего спроса на ипотечные жилищные кредиты, который обусловлен ростом доходов населения, небольшой глубиной проникновения ипотечного кредитования и нехваткой удовлетворительного жилья.

Поддержка этого проекта со стороны МИГА согласуется со Стратегией партнерства Группы Всемирного банка с Российской Федерацией. Стратегия отмечает бурное развитие банковского сектора, но при этом признает, что по сравнению с потребностями экономики уровень финансового посредничества незначителен. Рассматриваемые инвестиции окажут содействие в развитии частного финансового посредничества и будут способствовать более широкому распространению специализированных банковских продуктов, таких, как ипотечное кредитование, тем самым расширяя перечень финансовых услуг, предоставляемых населению.

Основные ожидаемые результаты: за счет этого займа будет частично профинансирован план ДКБ по расширению ипотечного кредитования, направленный на удовлетворение стремительно растущего спроса на ипотечные жилищные кредиты, который обусловлен ростом доходов населения, небольшой глубиной проникновения ипотечного кредитования и нехваткой удовлетворительного жилья. ДКБ, который является крупнейшим в России частным ипотечным банком, планирует профинансировать расширение за счет привлечения различных источников, в число которых могут войти корпоративные облигации, синдицированные займы, дополнительные займы.

6) МИГА предоставило гарантии на сумму 70,8 млн. долларов США в поддержку двух займов, которые «Райффайзен центральбанк Австрия АГ» (РЦБ) выделил, как акционер, своей дочерней структуре ООО «Райффайзен-Лизинг». Гарантии покрывают риски ограничения перемещения и экспроприации средств на срок немногим более пяти лет, данные представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Гарантия МИГА, предоставленная «Райффайзен центральбанк Австрия АГ» в поддержку двух займов, (млн. долларов США)

Источники финансирования

Общая сумма гарантий

Финансовый год

Гарантия

Цель развития, поставленная в рамках проекта. Займы РЦБ дочерней структуре ООО «Райффайзен-Лизинг» предоставят последней необходимые средства для расширения лизингового портфеля, расширения перечня и повышения качества оказываемых лизинговых услуг и дальнейшей экспансии в регионах. Предполагается, что средства этих займов будут использованы, главным образом, для финансирования лизинга промышленного оборудования и транспортной инфраструктуры.

...

Анализ текущего положения Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР): экономика, энергетика, транспорт, экология. Существующие группировки в рамках АТР, перспективы их развития и участие России в их деятельности. Оценка перспектив многостороннего развития.

дипломная работа , добавлен 01.06.2012

Международный банк реконструкции и развития: цели и особенности деятельности. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. Организации группы Всемирного банка в системе учреждений ООН. Правосубъектность организаций группы Всемирного банка.

реферат , добавлен 15.06.2013

Развитие ГАТТ и итоги ее деятельности. История создания, принципы функционирования организации, опыт передовых стран в её составе. Международные правила и стандарты в рамках ВТО. Проблемы ВТО и их решение на современном этапе развития мирового хозяйства.

курсовая работа , добавлен 19.09.2016

Сущность инвестиций, их экономическое значение, формы и источники, анализ российского рынка инвестиций. Выявление проблем, которые препятствуют притоку иностранных инвестиций. Анализ участия инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств.

курсовая работа , добавлен 16.09.2010

Призначення та головна функція рейтингів з теоретичного погляду. Найбільш відомі міжнародні рейтингови агентства: Fitch Ratings, Moody"s,Standard and Poor"s, їх роль на міжнародних фінансових ринка. Міжнародна шкала кредитних рейтингів Standard and Poor"s

реферат , добавлен 08.09.2010

Иностранные инвестиции. Способы и формы создания предприятий с иностранными инвестициями. Государственные гарантии защиты. Совместная инвестиционная деятельность. Учредительные документы предприятий. Реализация иностранных инвестиций. Договор концессии.

реферат , добавлен 16.01.2009

Сущность и роль иностранных инвестиций в экономике. Анализ современного состояния и проблем привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию. Факторы экономического роста. Инвестиционный климат и динамика иностранных инвестиций в России.

курсовая работа , добавлен 06.09.2014

История образования Азербайджана. События в Карабахе, национальное движение и провозглашение независимости. Современное состояние, социальные, экономические и политические сферы жизни. Объём иностранных инвестиций. Перспективы взаимодействия с Россией.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об