Единая методика расчета ущерба. Как рассчитать размер страховой выплаты по осаго

7.02.2017 | 12:00 Обновлено: 30.06.2018 1897

Расчет ущерба ОСАГО по Единой методике Центробанка – что это такое и как ею пользоваться + калькулятор страховых цен на запчасти

По ходу активного реформирования обязательного автострахования автомобилистов постепенно оттесняют от непосредственного участия в процессе расчетов страхового возмещения. Так, сейчас почти упразднено право водителя на организацию независимой экспертизы (НЭ), а весной планируется вообще перестать выплачивать ущерб деньгами для большинства страховых случаев.

В таких условиях потерпевшим необходимо ясно представлять себе используемую страховщиками систему определения суммы возмещения. Сегодня за это отвечает Единая методика расчета ущерба по ОСАГО, и знание ее базовых принципов убережет водителя от обмана лукавых работников страховых компаний.

Два года назад, 19 сентября 2014 г., Центробанк РФ выпустил в свет нормативный документ № 432-П, за подписью Набиуллиной Э.С., который отныне определяет порядок начисления суммы страховых выплат по автогражданке.

Называется он предельно ясно: «Положение Центрального Банка РФ о Единой методике расчета ущерба по ОСАГО» (ЕМРУ). Документом предписывается обязательное использование прописанных в нем норм и правил расчетов страховых возмещений для всех специалистов, официально задействованных в данной сфере.

Во многих источниках упоминается только ЕМРУ, но 19 сентября было выпущено два связанных между собой норматива. А позже в дополнение к ним была открыта электронная ценовая база по запчастям.

Поэтому в качестве базиса определения ущерба сегодня используют:

  1. Основной норматив (№ 432-П от 19.09.2014г.) – Единая методика расчета;
  2. Дополнительный норматив (№ 433-П, рег. № 34212, от 19.09.2014г.) – Правила проведения независимой экспертизы ТС (ПНЭ).
  3. Электронная база цен (введена в действие с 01.12.2014 г.) – Единая база цен на запчасти к авто (БЦЗ).

С какого числа ЕМРУ используется фактически?

В силу Положение о ЕМРУ и ПНЭ вступило с 17 октября 2014 г., согласно внесенным поправкам в ФЗ № 40 («Закон об ОСАГО»). Но полноценно применять на практике его стало возможно с 1 декабря 2014 г.

Именно с этого числа РСА (Российский союз автостраховщиков) задействовал связанные с Положением 432-П справочные базы по ценам на запчасти к основным маркам автомобилей, без которых новая система не могла работать.

Итак, на 2017 г. расчет ущерба транспортных средств (ТС) при осуществляется по единому для всех страховщиков и экспертов стандарту.

Какая у Единой методики была предыстория?

Многие автомобилисты, узнав о внедрении системы ЕМРУ, восприняли ее как нечто новое, разработанное специально для решения текущих проблем выплат по автогражданке.

На самом деле новым тут в основном было узаконивание Методики в качестве основного расчетного норматива. Сама же она существовала еще в далеком 2003 г. – со старта обязательного автострахования, но это была «сырая» необнародованная разработка, хотя и основанная на передовом международном опыте (в основном США).

Последующие 10 лет Методика дорабатывалась в вялотекущем режиме и в 2012 г. Минтранс наконец обнародовал ее, как проект претендующий на нормативное утверждение. В этом же году заработала МАК (Межведомственная аттестационная комиссия) для аттестации технических автоэкспертов. Однако ко всему этому не хватало главного – Единой базы цен на автозапчасти.

Объявились проблемы и с другой стороны – проект не понравился подавляющему большинству представителей законодательной власти и была даже резолюция, ставящая крест на узаконивании подобных нормативов.

Вот этими проблемами РСА занимался 2 последующих года: капитальными доработками, лоббированием своей инициативы и созданием ценовой базы автозапчастей.

  • Минтранс (фактический автор) – основа проекта;
  • РАС (соавтор) – капитальная переработка и создание БЦЗ;
  • Центробанк (официальный автор) – переведение проекта ЕМРУ в законодательно-нормативное поле.

Кстати: с 2010 г., на рекомендательной основе в РФ действовала упрощенная государственная Методика: «Правила определения затрат на автозапчасти при ремонте ТС» (Постановление Правительства № 361, от 24.05.2010). Причем последнее обновление этого норматива было 30.07.2014 г. (ПП РФ № 717) – за полтора месяца до введения Методики 432-П.

Какие имелись предпосылки для введения единой методики?

До декабря 2014 г. страховые компании (СК) и экспертные организации имели право свободно выбирать методику расчета ущерба от ДТП – было 5 общедоступных базовых методик (включающих отечественные и заграничные разработки) и немало их вариантов, подправленных страховщиками под себя.

В связи с этим разница в суммах возмещений при идентичных страховых случаях доходила до 200-300%. Пока у страхователя имелась возможность свободного выбора организации независимой экспертизы, каждый вытягивал сумму к собственной выгоде.

Водители искали экспертов, работающих по дорогим методикам, а СК делали все наоборот. Например, если методика предусматривала не точную, а усредненную стоимость автозапчастей, то ее можно было ощутимо занизить.

Период активных судебных споров

В 2012 г. Пленум ВС РФ (№ 17 от 28.06.12) предписал судам учитывать «Закон о защите прав потребителей» (ФЗ № 2300-1) при рассмотрении дел, связанных с автострахованием.

Суды и до этого поддерживали преимущественно сторону страхователей, но после Пленума соотношение решений в пользу водителей установилось на соотношении 1/6.

Подобная лояльность Фемиды к народным массам привлекла стойкое внимание полукриминальных юридических структур, занимавшихся бизнесом по выкупу перспективных исков и раздувании возмещений до максимальных размеров.

Из-за этого суды были плотно загружены делами о недоплатах по автострахованию – только в 2013 г. было подано более 600 тыс. исков! И даже без вмешательства юристов-посредников суммы выплат по судебному решению обычно вдвое превышали то, что предлагали страховщики.

Это приводило к огромным убыткам и делало услугу ОСАГО невыгодной для СК, что добавляло немало негатива в условия страхования для клиентуры.

То есть решение о внедрении ЕМРУ было своевременным и позволило:

  • Резко разгрузить судебные органы;
  • Увеличить уровень прозрачности и честности между страхователями и страховщиками;
  • Свести к минимуму расхождения в экспертных оценках;
  • Стабилизировать коммерческую рентабельность ОСАГО;
  • Сократить время полного цикла «ДТП – Выплата»;
  • Значительно уменьшить привлекательность ОСАГО для полукриминальных юридических фирм;
  • Приблизить систему российской автогражданки к западным стандартам.

В Соединенных Штатах, например, всяческие судебные возмещения превращены в целую юридическую индустрию. Однако в ней нет места делам по недоплате автострахования – стоимость всех запчастей и трудозатрат жестко фиксирована, что не дает оснований для возникновения споров.

Кто обязан использовать Единую методику?

Использование ЕМРУ (432-П), а также Правил НЭ (433-П) и Ценового каталога (БЦЗ), в обязательном порядке предписывается определенным категориям физических и юридических лиц.

Вот их основной перечень:

  • Страховые компании и их штатные специалисты;
  • Представители СК, имеющие необходимые полномочия на осмотр поврежденного ТС;
  • Специализированные экспертные организации (в том числе независимые), имеющие соответствующее сертифицирование;
  • Аттестированные технические эксперты, которые внесены в соответствующий государственный реестр специалистов;

Каким требованиям должен соответствовать технических эксперт?

Ранее отчет о повреждениях и ориентировочной сумме ущерба ТС мог составлять и подписывать обыкновенный техник-оценщик от СК или других организаций. По новым правилам заверять сделанный техотчет имеет право только сертифицированное лицо, значащееся в техническо-экспертном госреестре.

Согласно Приказам № 315 (Минюст), № 714 (Минздравсоцразвития), № 124 (Минтранс), для техников-экспертов, Межведомственной аттестационной комиссией установлен ряд общих требований.

Среди которых:

  • Профильный опыт работы – более 12 месяцев стажа;
  • Образование – высшее техническое;
  • Прохождение специальных курсов – обучающих экспертно-технической специализации;
  • Прохождение повышения квалификации – регулярное в установленном законом порядке (раз в 5 лет).

На специальной странице РСА есть постоянно обновляемые документы со списком техников-автоэкспертов (первичной и вторичной аккредитации).

Из этих реестров вы можете узнать:

  1. ФИО автоэксперта;
  2. Город/регион;
  3. Название экспертной организации;
  4. Индивидуальный № автоэксперта в реестре;
  5. Сроки аккредитации;
  6. Контакты для связи (телефон, E-mail).

Скачать списки с реестрами вы можете по этой ссылке .

Какова структура Единой методики?

Единая методика (ЕМРУ – 432-П) – это свод документов, представляющих собой отдельные алгоритмы экспертных оценок и справочные материалы. Они позволяют с высокой точностью определять ущерб, нанесенный ТС при происшествии и сумму расходов на восстановительный .

Методика охватывает все наиболее используемые в РФ ТС (сейчас 67 марок), определяет расценки (за нормо-часы) отдельных видов восстановительного ремонта и стоимости автозапчастей в привязке к условным зонам по всей территории России.

Структурно Методика подразделяется на

  • 7 Глав методических указаний ЕМРУ;
  • 10 информационно-справочных Приложений ЕМРУ;
  • Электронную базу расценок БЦЗ (в качестве виртуального приложения).

Кроме этого к ЕМРУ прилагаются Правила проведения техэкспертизы (ПНЭ – 433-П), которые регулируют:

  1. Правила составления экспертного отчета;
  2. Основания для экспертно-технического оценивания;
  3. Круг объектов экспертно-технического оценивания;
  4. Общий и частный алгоритмы действий техника-автоэксперта.

ЕМРУ применяется в основном для ОСАГО, и только если клиентом СК является физлицо. Для других случаев автоэксперты используют иные методики.

Теперь, для большей ясности, давайте пройдемся по всем разделам Методики, чтобы кратко их характеризовать.

Общая информация

Первая и вторая глава содержат общую информацию о целях, задачах, методах ЕМРУ и используемой терминологии.

В первой главе указывается, что Методика призвана стать универсальным руководством по определению повреждений ТС и расчету суммы ущерба.

В базовые задачи ЕМРУ входит возможность получения:

  • Доказательств, необходимых для страховых выплат;
  • Точного и комплексного обследования;
  • Результата, который в пределах минимальных погрешностей повторялся для идентичных случаев у различных экспертов.

Здесь же указывается что повреждения автомобиля определяются на:

  • Первичном обследовании – аварийным комиссаром или техником страховщика;
  • Дополнительном обследовании – независимыми или судебными экспертами.

Во второй главе содержатся точные определения ключевых терминов (29 шт.), используемых в ЕМРУ.

Данная Методика постоянно дорабатывается и обновляется, но может быть и полностью заменена на новую, более совершенную.

Внимание! Страховая выплата возможна и без обследования ТС на основе экспертного заключения по документам с прилагаемыми мультимедийными доказательствами (фото, видео). При обоюдном согласии страхователя и страховщика касательно суммы возмещения, оно может выплачиваться и без экспертного заключения.

Экспертное обследование повреждений автомобиля

В Главе 3 даны указания по фиксации повреждений ТС, полученных в ДТП или при другом страховом случае.

Пункты этой главы содержат указания относительно особенностей:

  • Подготовки ТС к первичному осмотру и к экспертному обследованию;
  • Проведения первичного осмотра;
  • Обследования повреждений покрытия кузова (ЛКП);
  • Обследования повреждений основы кузова;
  • Предварительный технический прогноз о возможности и способах восстановительного ремонта;
  • Случаи невозможности доставки авто к осмотру.

В данном разделе указана масса технических нюансов, некоторые из которых нелишне будет знать не только экспертам, но и простым водителям.

Изучение сведений о ДТП

Четвертая глава посвящена изучению обстоятельств ДТП. Это делается и для контроля выводов ДПС о степени виновности участников, и с целью определения истинных причин повреждений, относящихся к одному страховому случаю.

Работа может включать в себя:

  • Экспертно-сопоставительный анализ документации, с зафиксированными повреждениями обоих ТС, а также другими объектами, если они фигурируют в ДТП;
  • Научно-экспертный анализ ДТП – повреждения исследуются трасологически, с возможным применением компьютерного моделирования дорожной ситуации, характера и последствий столкновения;
  • Специальный научно-экспертный анализ ДТП – он проводится в сомнительных и затруднительных случаях, с привлечением экспертов узкой специализации.

Определение объема работ по восстановительному ремонту ТС

Глава пятая является основной и самой большой – она содержит набор алгоритмов и рекомендаций для определения приблизительно-точного объема затрат на восстановительный ремонт.

Глава включает 5 подразделов, ответственных за отдельные расчетные алгоритмы по определению:

  1. Затрат на автозапчасти – сюда относятся полностью заменяемые детали, узлы, или агрегаты;
  2. Затрат на автоматериалы – сюда относятся основные, расходные и вспомогательные материалы (грунтовочно-шпаклевочные, лакокрасочные, абразивные и т. п.);
  3. Затрат на работу автотехников – сюда относится совокупность средней рыночной цены 1 нормо-часа и трудоемкости отдельно взятого ремонтного процесса (окраска, рихтовка, сварка и т. д.);
  4. Степени износа заменяемых автодеталей – если на автомобиль будет установлена новая деталь, то выраженную в рублях разницу в ее стоимости и остаточной стоимости старой детали вычитают из страховой суммы. Не путайте страховой износ и утерю товарной стоимости (УТС);
  5. Стоимости пригодных автодеталей , которые могут быть использованы вторично (годные остатки) – это демонтированные в ходе ремонта (или разбора ТС погибшего конструктивно) автозапчасти, которые могут быть реализованы по остаточной цене.

Данная глава объемна и во многих местах сложна, поэтому я порекомендую изучить те ее места, которые наиболее доступны для восприятия простым автомобилистам.

Внимание! Данное обследование проводится исключительно с целью определения затрат нужных для восстановления ТС к доаварийному уровню, а не для его капитального ремонта за счет страховщика.

Расчет стоимости автомобиля в его доаварийном состоянии

Шестая глава содержит указания по расчету стоимости транспорта до его . Это делается главным образом для определения целесообразности ремонтно-восстановительных работ.

Ведь повреждения могут равняться или превышать доаварийную стоимость ТС, тогда СК понесет дополнительные убытки. Правда, достоверно высчитать подобное значение для пострадавшего авто во многих случаях затруднительно.

Поэтому здесь просто учитывают среднерыночную цену аналогичного по всем параметрам и состоянию автомобиля. Если СК, после расчета эксперта, сделает вывод о нецелесообразности восстановления ТС, то пострадавшему выплачивается вся сумма страхового лимита «по железу».

Сведения для производимых расчетов

Седьмая глава определяет перечень источников, которые могут использовать техники-эксперты в своих расчетах.

На базовой основе используется следующее информационное обеспечение ремонтно-восстановительных работ:

  • Нормативные акты от Центробанка РФ;
  • Электронная ценовая база автозапчастей от РСА (БЦЗ);
  • Ценовые нормативы от автопроизводителей;
  • Иные нормативы, справочники и базы данных, не входящие в противоречие с положениями ЕМРУ.

Приложение № 11 дает список источников справочной информации, которая актуальна на каждое обновление Методики.

Приложения к Единой методике

Указанные 7 глав дополняют еще 10 документов (+ 1 разрабатываемый), имеющих статус Приложений и содержащих важную информацию. Не все Приложения будут полезны простым водителям, но среди них есть такие, которые желательно изучить в обязательном порядке.

Я перечислю их все и укажу на какие Приложения вам следует обратить внимание:

  1. Фотосъемка автомобиля и мест его повреждений – если пострадавший не может предоставить свое авто на экспертизу, то эта информация будет крайне важна. Также она окажется полезна при оформлении ДТП по европротоколу, да и в обычном случае не помешает грамотная фотофиксация;
  2. Список с описанием 32 характерных повреждений ТС – данное Приложение тоже желательно изучить, что поможет при проверке правильности внесения сведений в документы о ДТП или в экспертное заключение;
  3. Это Приложение можно использовать как дополнение к предыдущему – в нем по маркам расписаны рекомендуемые ограничения от производителей при восстановительном ремонте неметаллических деталей кузова (пластик);
  4. Это Приложение, содержащее значения трудовых затрат по кузовному ремонту, нужно экспертам для Главы 5 (п. 3) ЕМРУ – расчет затрат работы автотехнического персонала. Водителям это навряд ли пригодится;
  5. Данная таблица содержит подразделение регионов РФ на 13 условных зон, для каждой из которых в базе БЦЗ РСА устанавливаются свои цены на автозапчасти. Водителю необходимо знать к какой зоне он относится, чтобы иметь возможность использовать соответствующий калькулятор от РСА;
  6. Это приложение дает экспертам коэффициенты, необходимые для расчета износа деталей по разным маркам ТС. Требуется только техникам, умеющим правильно использовать математические формулы;
  7. Служит дополнением к Приложению № 6 и касается частных исключений из общей картины износа автодеталей – доаварийная смена детали на б/у и т. п. Информация также нужна только экспертам;
  8. Данное Приложение перечисляет те автодетали, для которых не учитывается износ ни в каком виде. Может быть полезно для водителей, сомневающихся в правильности расчетов СК;
  9. Приложение позволяет узнать значения среднегодового пробега авто по регионам РФ. Также может пригодиться водителям для проверки правильности расчетов СК;
  10. Приложение содержат коэффициенты сроков эксплуатации и степени ударных повреждений ТС. Оно предназначено для обеспечения расчетов по формулам из Главы 5 Единой методики и используются экспертами.

Кроме перечисленных Приложений существует еще одно – № 11, о котором я уже упоминал выше. Но данный документ, с перечнем информационно-справочных источников для экспертов, пока что предлагается на рекомендательной, а не обязательной основе.

Скачать Единую Методику (ЕМРУ) вы можете по .

Как узнать усредненную стоимость автодеталей через базу данных РСА?

Как я уже упоминал, в расчетах страхового возмещения важную роль играет Единая электронная база цен на автозапчасти, созданная РСА. Так вот Союз автостраховщиков сделал эту базу открытой, чтобы автомобилисты имели возможность перепроверять используемые СК цены на автозапчасти.

Со старта этот справочник резко критиковали за множественные ошибки в значениях. Известны случаи не просто ошибок в стоимости, а опечаток, когда у цены банально отсутствовал один ноль, что давало огромные расхождения.

Впоследствии база обновлялась (положено два раза в год, но РСА этот темп не всегда выдерживает) и сейчас особо грубые ошибки и расхождения сошли на нет. Мелкие, правда, остались, но т. к. даже сама Методика разрешает 10% погрешность в расчетах, то они скорее всего будут всегда.

Электронный справочник автозапчастей представляет собой типичный калькулятор РСА. Для получения информации вам нужно заполнить 4 поля:

  • Привязку сведений к дате;
  • Привязку авто к экономическому региону (одному из тех 13-и);
  • Марка вашего авто;
  • Номер нужной автозапчасти (можно вводить сразу несколько).

Хотите узнать больше подробностей о Единой методике? Тогда смотрите видео, где два эксперта делятся своими знаниями по этому вопросу:

  • В случае замены редкой детали она может не значиться в электронном справочнике. Калькуляцию таких запчастей допускается проводить, используя сторонние источники.
  • Некоторые сложные и серьезные повреждения (например, перекос геометрии кузова) не все эксперты в состоянии обнаружить из-за отсутствия специального дорогостоящего оборудования. При выборе СК это можно учитывать, т. к. по новым правилам экспертов-подрядчиков подбирает страховщик.
  • Обширные коррозийные повреждения детали (более ¼ общей площади) может стать причиной отказа ее включения в расчеты по страховой выплате. Поэтому следите за автомобилем и регулярно обновляйте антикоррозионное покрытие в нужных местах.
  • Окончательная сумма страхового возмещения обычно округляется страховщиками до сотых значений, имейте это в виду.

Заключение

Итак, отныне вы знакомы с Единой методикой расчета ущерба по ОСАГО, знаете ее предысторию, настоящее положение, структуру и содержание основных разделов. Это несомненно поможет вам добиваться от страховщиков максимально справедливого возмещения, а также пригодится при покупке подержанного автомобиля.

Занижали ли вам возмещение страховщики? Улучшилась ли для вас ситуация по расчетам ущерба с введением ЕМРУ? Пробовали ли вы оспаривать сумму выплат на ее основе? Поделитесь в комментариях своим опытом по этим и другим связанным с Единой методикой вопросам.

На этом статья завершена. Не забывайте делиться прочитанным с друзьями через кнопки соцсетей и экономьте свое время – оформляйте подписку на блог. Не скучайте, до скорых встреч!

Еще по теме:

Комментариев к статье: 13

    Татьяна

    01.04.2017 | 15:37

    произошло дтп(снесли левое наружное зеркало заднего вида), машина оригинал, выплатили только 1/6 от рыночной стоимости зеркала, а по рса оно вообще стоит 1/3 от оригинала, минус износ.но я же покупаю новое зеркало и по рыночной цене, а не по цене рса Теперь я пострадала дважды: от дтп и от страховой компании. почему я наказана дважды, если в этом нет моей вины!!! а по новому закону должна буду еще и заплатить за свою невиновность(натуральная выплата)!!!

    Наталья

    26.09.2017 | 08:11

    Добрый день. А если страховая рассчитала убыток по ОСАГО согласно единой методики РСА и других нормативных актов. Но... в единой методике средняя стоимость занижена в три раза от рыночной стоимости производителя, плюс амортизация. На сколько часто обновляются данные базы на детали иномарок? Курс валют то растёт. И есть такое ощущение, что для расчета средней стоимости РСА не гнушается учитывать и б/у детали и Китай... Есть ли смысл делать независимую экспертизу (они тоже должны работать по базам РСА?) и бодаться со страховой в суде? На какие нормативные акты опираться в этом случае?

    1. Игорь (помощник Ильи)

      12.12.2017 | 01:41

      Здравствуйте, Наталья.

      У вас тут много вопросов в одном месте. Отвечу по порядку.

      «…На сколько часто обновляются данные базы на детали иномарок?»

      Согласно «Положению о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденногоТС» (утв. Банком России 19.09.2014 № 432-П), а именно: главе 7, пункту 7.5 – «Периодичность актуализации Справочников устанавливается профессиональным объединением страховщиков и не может осуществляться реже, чем раз в два квартала».

      «…есть такое ощущение, что для расчета средней стоимости РСА не гнушается учитывать и б/у детали и Китай»

      Справочники цен формируются по региональным товарным рынкам (экономическим регионам) в соответствии с приложением 4 к Методике 432-П (ЕМРУ).

      В отношении запасных частей можете ознакомиться с пунктом 7.2.1 ЕМРУ. В частности, согласно абз. 5 исходной информацией о перечне (составе) запасных частей (деталей, узлов, агрегатов) должен служить каталог запасных частей изготовителя ТС по каждой модели. В исследовании учитываются только данные по новым сертифицированным запчастям. При этом в выборку цен не включаются цены на «неоригинальные» запчасти (не имеющие упаковки, торгового обозначения производителя ТС либо установленного им идентификационного номера), превышающие цены на соответствующие «оригинальные» запчасти (имеющие упаковку, торговое обозначение производителя и установленный им идентификационный номер), и цены на «неоригинальные» запчасти заведомо низкого качества, то есть запасные части, цена которых составляет менее 30% минимальной цены «оригинальной» запчасти». А абз. 7 утверждает, что допускается сбор как розничных, так и оптовых цен. Вообще в этой главе 7 много нюансов и цены, особенно на авто не входящие в основной каталог, могут существенно варьировать.

      «Есть ли смысл делать независимую экспертизу и бодаться со страховой в суде? На какие нормативные акты опираться в этом случае?»

      Вы в вашем вопросе не озвучили вашу проблему – в чем именно она состоит. Предполагаю, что СК стандартно занизила вам выплату – это рядовая ситуация. Если вы уверены, что выплата точно существенно занижена, то экспертизу делать стоит. В данном случае «существенно» означает занижение выплат существенно более, чем на 10%. То есть, если занижение составило 20%, к примеру, то бороться стоит и это не только суд – можно использовать претензии и жалобы.

      «…они тоже должны работать по базам РСА?»

      Да, использование ЕМРУ (432-П), а также Правил НЭ (433-П) и Ценового каталога (БЦЗ), в обязательном порядке предписывается определенным категориям физ и юрлиц. Исключая область страхования, это:

      Специализированные экспертные организации (в том числе независимые), имеющие соответствующее сертифицирование.

      Аттестированные технические эксперты, которые внесены в соответствующий государственный реестр специалистов.

      Штатные автоэксперты, работающие в органах судебной техэкспертизы.

      А как именно бороться со страховщиками и какие при этом используются нормативы вы можете узнать из посвященных данному вопросу статей:

      Если что-то останется непонятно, то спрашивайте в соответствующей вопросу теме.

      Всего вам доброго, Наталья.

    Арина

    28.09.2017 | 18:49

    Новая методика — просто грубый обман и попрание конституционных прав граждан (как виновников дтп, так и пострадавших)...

    Раннее у меня были ДТП (2 раза) не по моей вине, и выплаты страховой всегда хватало на ремонт. А теперь, вот 7 сентября 2017 года у меня произошло ДТП не по моей вине. Мне выплатили более, чем в 2 раза меньше, чем стоит ремонт, даже с использованием неоригинальных деталей, я уж молчу, если бы речь шла об оригинальных деталях... Стала смотреть справочник РСА по стоимости деталей, так это вообще жесть. Так оригинальный капот стоит около 80 000, а у них около 7000, то есть по цене тайваньского аналога... Оптика — вообще слезы... Вот и получается бред. Например, потерпевший в ДТП, получивший такое нищенское возмещение, по идее, может идти с иском к виновнику... А тот искренне недоумевает, ведь его ответственность застрахована в пределах 400000 рублей. О взыскании каких 60000 тысяч в дополнение к 60000, выплаченным страховой, может идти речь... И потерпевшему тоже большое удовольствие бегать по судам, а потом думать, куда сунуть исполнительный к лист к виновнику дтп, у которого ничего нет, включая официального заработка...

Если человек попал в аварию, то он может получить справедливую страховую компенсацию по ОСАГО. Сегодня для расчета ущерба используется специальная государственная методика, которая называется ЕМРУ. Но какова структура этой методики? Какими законами регулируется ЕМРУ? И какая формула используется при определении суммы ущерба? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы. Также мы рассмотрим пример расчета страхового ущерба по ЕМРУ.

Единая методика расчета ущерба (ЕМРУ) — это специальный метод, с помощью которого можно рассчитать размер страховой компенсации по ОСАГО.

Фактически ЕМРУ представляет собой совокупность формул.

Единая методика расчета регулируется следующими документами:

  • Федеральный закон № 432-П . Представляет собой основной нормативный документ, в соответствии с которым рассчитывается размер денежной компенсации .
  • Федеральный закон № 433-П . Представляет собой дополнительный нормативный документ, который регулирует правила проведения независимой экспертизы, с помощью которой можно оценить размер ущерба и установить некоторые детали аварии.
  • БЦЗ . Представляет собой электронную базу данных, в которой хранится информация о стоимости тех или иных запчастей к большинству транспортных средств.

Разработкой законопроектов занимались Минтранс, Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). До введения ЕРМУ существовало более 5 рекомендуемых государственных методик, с помощью которых можно было определить размер ущерба.

Проблема заключалась в том, что эти методики плохо согласовывались друг с другом, что приводило к путанице. Еще одной проблемой было то, что разные методики давали разные результаты, а размер рекомендуемых выплат при использовании различных методик мог отличаться в 2-3 раза .

Из-за такой неразберихи многие недовольные автовладельцы подавали в суд на страховую компанию, а в 2013 году перед принятием закона количество подобных судебных исков составляло более 600 тысяч.

Принятие ЕМРУ позволило решить множество проблем:

  • Уменьшение нагрузки на судебные органы.
  • Увеличение уровня прозрачности между страховыми компаниями и автомобилистами.
  • Унификация расчетов.
  • Стабилизация экономической модели ОСАГО.
  • Повышение надежности страховых компании.


ЕМРУ представляет собой документ, с помощью которого можно рассчитать стоимость страховой компенсации. В ЕМРУ содержатся следующие сведения — определение основных терминов, алгоритмы расчетов, формулы для расчетов, справочные материалы, правила составления экспертных отчетов и так далее . С помощью этих сведений можно точно установить размер страховой выплаты на ремонт.

Единая методика расчета ущерба содержит информацию обо всех основных автомобилях, которые можно встретить в Российской Федерации (общее количество автомобильных марок — более 67 штук, а сам список периодически обновляется).

Также следует помнить, что ЕМРУ может использоваться только в том случае, если клиентом страховой компании является физическое лицо.

Методика имеет следующую структуру:

  • 7 основных глав , которые содержат основную информацию о расчете страховой компенсации по ОСАГО.
  • 10 приложений , которые содержат некоторую дополнительную информацию (поправочные коэффициенты, список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа, размер среднегодового пробега автомобилей и так далее).
  • Также существует специальная электронная база данных , которая содержит информацию о среднерыночной стоимости деталей. Называется эта база данных БЦЗ.
Тип Номер Краткое название Информация
Глава основного закона 1 Порядок определения повреждений ТС Содержит общие сведения о ЕМРУ. Также здесь указывается, что ЕМРУ была создана для того, чтобы с ее помощью можно было бы рассчитать сумму страховой компенсации при повреждении любого ТС. Здесь же оговариваются некоторые основные понятия (доказательство, обследование ТС, результат обследований), которые используются для расчета страховых выплат. Здесь же указывается информация о том, что все обследования делятся на первичные (их осуществляет аварийный комиссар или техник страховщика) и дополнительные (их осуществляет судебные и независимые эксперты).
2 Исследование обстоятельств ДТП Эта глава оговаривает вопрос изучения обстоятельств ДТП. Обстоятельства аварии изучаются при помощи специальных экспертиз, с помощью которых можно установить ключевые детали аварии (на основании этих сведений в дальнейшем можно установить виновника аварии, степень виновности, тип нарушений, которые привели к аварии, объем нанесенных повреждений и так далее). Обычно для исследования обстоятельств аварии проводится 2 экспертизы. Первая экспертиза представляет собой экспертно-сопоставительный анализ документации, которая была составлена после ДТП. Вторая экспертиза — это научно-экспертный анализ ДТП, с помощью которого можно установить характер и тип нанесенных повреждений; на основании этих данных можно составить компьютерную модель, с помощью которой можно установить виновника аварии. Если одна из сторон не согласна с выводами предыдущих экспертиз, она может провести дополнительную экспертизу, чтобы уточнить некоторые детали, которые могут иметь значение при рассмотрении дела.
3 Определение уровня расходов на ремонт Содержит ряд алгоритмов, с помощью которых можно рассчитать итоговую стоимость ремонта транспортного средства. Здесь оговариваются такие статьи расходов — покупка новых автозапчастей (мотор, фары, бампер и так далее), покупка материалов (краска, грунтовка, абразивные материалы и так далее) и услуги техников.
4 Определения уровня износа при покупке новых деталей Данная глава содержит сведения, на основании которых можно рассчитать износ старых деталей. Дело в том, что многие детали со временем портятся, поэтому при определении уровня компенсации следует из полной стоимости каждой новой детали вычесть остаточную стоимость старой детали (с учетом износа).
5 Определение стоимости уцелевших деталей, если ТС уничтожено В данной главе расписывается методика, с помощью которой можно рассчитать стоимость некоторых запчастей при условии, что ТС полностью уничтожено (при этом существует возможность повторного использования этих неповрежденных деталей). Дело в том, что нанесенные повреждения могут быть такими сильными, что машину будет практически невозможно починить, однако при этом некоторые детали могут быть исправными. На основании данных, указанных в этой главе, можно рассчитать стоимость этих исправных запчастей.
6 Определение стоимости ТС до повреждения Содержит информацию о том, как с помощью методики рассчитать стоимость транспортного средства до аварии. С помощью этих сведений можно понять, а имеет ли вообще смысл заниматься восстановлением транспортного средства. Дело в том, что иногда повреждения могут быть такими сильными, что ремонт транспортного средства не имеет смысла (например, стоимость машины до аварии может быть намного ниже стоимости ремонта). Также в этой главе указывается методика расчета среднерыночной стоимости нового автомобиля, который аналогичен поврежденному. Если оказывается, что новая машина стоит намного дешевле ремонта поврежденной машины, то человеку просто вручают деньги на покупку нового транспортного средства (ведь подсчитать стоимость машины до аварии в большинстве случаев довольно трудно).
7 Порядок утверждения справочников для расчета средней стоимости поврежденных деталей В этой главе содержится список источников, с помощью которых техник или страховщик смогут подсчитать стоимость новых деталей. Дело в том, что при расчете ущерба используется множество параметров, которые могут меняться (например, рыночная стоимость деталей). В качестве нормативных документов, содержащих необходимую информацию, используются некоторые постановления Центробанка, электронная база запчастей, ценовые нормативы и некоторые другие документы, которые не противоречат ЕМРУ.
Приложение к закону 1 Фотосъемка ДТП и поврежденного автомобиля Содержит информацию о том, как и в каких случаях необходимо зафиксировать последствия аварии на фото- или видеоаппаратуру. Эта информация пригодится как в случае оформления стандартного протокола с привлечением сотрудников ГИБДД, так и в случае оформления европротокола без участия сотрудников автоинспекции. Также эти сведения могут пригодиться в случае судебного разбирательства.
2 Типовые повреждения ТС Содержит информацию, с помощью которой можно значительно упростить процедуру классификации нанесенных повреждений. Также в этом приложении указывается, что всего существует 32 характерных повреждения.
3 Затраты на восстановление кузова некоторых транспортных средств В этом пункте содержится информация, на основании которой можно рассчитать стоимость затрат на ремонт неметаллических кузовов некоторых транспортных средств. Дело в том, что кузов некоторых иностранных и отечественных машин делают не из металла, а из некоторых других материалов (например, из специального пластика), поэтому необходима дополнительная методика для расчета ремонта такого кузова.
4 Товарные рынки и границы экономических регионов Содержит информацию о том, к каким экономическим регионам относятся те или иные области (всего 13 регионов). Дело в том, что расчет среднерыночной стоимости деталей производится с учетом экономического региона (ведь, например, цена детали в Санкт-Петербурге может значительно отличаться от цены такой же детали во Владивостоке).
5 Размер поправочных коэффициентов для определения степени износа При расчете степени износа используются 2 специальных коэффициента (в зависимости от типа и марки транспортного средства). В этом приложении можно узнать размер этих коэффициентов, чтобы верно подсчитать степень износа.
6 Размер поправочных коэффициентов для определения степени износа очень старых деталей В некоторых случаях значения 2 поправочных коэффициентов (используются для расчета степени износа) могут быть уменьшены. В этом приложении указываются сведению о том, в каких конкретно случаях это может произойти; также здесь указывается степень уменьшения этих поправочных коэффициентов.
7 Список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа Для некоторых поврежденных деталей устанавливается нулевое значение износа. В этом приложении представлен список этих деталей (тормозные диски, рулевые колеса, наконечники рулевой тяги и так далее).
8 Справочник среднегодовых пробегов ТС (с учетом регионов) При расчете стоимости ремонта также учитывается пробег автомобиля. В этом приложении можно узнать среднегодовой пробег транспортных средств (учитывается тип ТС и регион проживания).
9 Понижающий коэффициент K, с помощью которого можно учесть время эксплутации ТС Стоимость страховой выплаты может быть немного уменьшена в зависимости от того, какое количество времени транспортное средство находится в эксплуатации. В этом приложении указывается размер этого понижающего коэффициента (размер коэффициента зависит от типа транспортного средства и срока эксплуатации).
10 Дополнительный коэффициент K, с помощью которого можно учесть характер механических повреждений Стоимость страховой выплаты может быть изменена в зависимости от характера механических повреждений. В этом приложении указывается размер поправочного коэффициента, а сам коэффициент зависит от степени механических повреждений.

Когда можно использовать единую методику расчета ущерба по ОСАГО?

Единую методику расчётов ущерба могут использовать следующие лица:

  • Страховые компании и их официальные представители, которые имеют право проводить осмотр поврежденных транспортных средств.
  • Сертифицированные экспертные организации (в том числе независимые).
  • Частные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.
  • Судебные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.


После аварии необходимо составить акт осмотра транспортного средства (обычно этот документ составляется экспертами при участии людей, которые попали в аварию).

Акт осмотра ТС должен включать в себя следующую информацию:

  • Причина проведения осмотра транспортного средства (в нашем случае это будет ДТП).
  • Точная дата начала и окончания осмотра ТС.
  • Точный адрес . Если авария произошла возле какого-либо дома — название улицы и номер дома, если авария произошла на перекрестке — названия улиц, если авария произошла вдали от каких-либо населенных пунктов — название трассы, номер километра и направление движения.
  • Полная информация о собственнике , а также информация о человеке, который находился за рулем во время аварии (ведь в общем случае за рулем может находиться не владелец авто, а какой-либо другой человек, например, друг владельца автомобиля).
  • Информация о транспортном средстве — комплектация, начало эксплуатации, пробег и так далее.
  • Информация о повреждениях, которые возникли до ДТП . Следует указать не только все старые повреждения, но и указать вид повреждений, их расположение и так далее. Если был произведен ремонт или менялись запчасти — этот факт также необходимо отразить в акте.
  • Информация о повреждениях, которые возникли вследствие ДТП . Следует указать не только все имеющиеся повреждения, но и указать вид повреждений, их расположение и так далее.
  • Если для проведения дополнительной экспертизы бралась какая-либо деталь на анализ, этот факт необходимо отразить в акте.
  • Также следует указать в акте текущее состояние автомобиля. Если автомобиль был эвакуирован — следует отразить в акте информацию о том, куда и как было эвакуировано транспортное средство.


Единая методика рассчетов ущерба содержит специальные правила, которые регулируют проведение специальных экспертиз, с помощью которых можно определить размер денежной компенсации.

ЕМРУ требует, чтобы эксперты соответствовали следующим требованиям:

  • У них должно быть высшее техническое образование.
  • Они должны пройти специальные экспертно-технические курсы. В конце они должны успешно сдать экзамен.
  • Они должны хотя бы 1 раз в 5 лет проходить курсы повышения квалификации.
  • Минимальный профильный стаж — 12 месяцев.
  • После получения лицензии на проведение экспертизы информация об эксперте вносится в специальный список техников-автоэкспертов. Этот список можно найти на сайте РСА . Из этого реестра можно узнать следующую информацию об эксперте — полное имя, город, юридический статус, сроки аккредитации, контактные данные и так далее.

Установление размера выплат — основная формула


Единая методика расчета ущерба содержит информацию о том, как правильно рассчитать размер страховой компенсации.

Для расчетов используется следующая формула:

  • РК = СР + СМ + СД .
  • РК — это общий размер компенсации .
  • СР — это стоимость ремонта .
  • СМ — это стоимость материалов .
  • СД — это стоимость деталей , которые подлежат замене.
  • При расчете этих показателей учитывается среднерыночная стоимость деталей, материалов и ремонтных работ. Максимальная степень отклонения от среднерыной стоимости может составлять не более 10% .
  • При расчете стоимости работ (СР) и материалов (СМ) учитывается дата и регион аварии .
  • Расчет СР и СМ происходит на основании нормативов , указанных в приложении №3.
  • Учитываются только те повреждения, которые были нанесены вследствие ДТП . Если, например, машину кто-либо поцарапал до ДТП, то страховая компания не будет давать деньги на закрашивание царапины.
  • Также следует помнить, что при расчете стоимости деталей (СД) следует учитывать износ . Для этого необходимо расчитать поправочный коэффициент по специальной сложной формуле; после этого нужно от единицы отнять этот коэффициент, а получившийся результат следует умножить на параметр СД.

    Следует понимать, что поправочный коэффициент будет всегда меньше единицы, поэтому полную рыночную стоимость поврежденной детали вам не вернут.

    И это справедливо — ведь со временем многие детали изнашиваются, а если вы попали в аварию, то страховая компания должна лишь компенсировать рыночную стоимость старой детали.

  • Если общий размер компенсации превышает стоимость нового автомобиля той же марки и модели, то страховая компания выдаст деньги не на ремонт, а на покупку нового автомобиля . Зачастую этот подход используется, когда повреждений так много, что гораздо дешевле купить новую машину, чем ремонтировать старую.


Давайте попробуем самостоятельно подсчитать размер ущерба:

  • Пусть у нас имеется автомобиль CHERY TIGGO (T11). Предположим, что машина была выпущена в 2012 году. Ее пробег составил 70 тысяч километров.
  • В марте 2016 года произошла авария.
  • Давайте подсчитаем сперва степень износа . Для этого можно воспользоваться специальной сложной формулой; также можно воспользоваться специальным онлайн-калькулятором. Вне зависимости от метода расчета мы получим степень износа, которая составляет 0,35 (или 35%).
  • Напомним, что размер компенсации считается по следующей формуле : размер компенсации (РК) = стоимость материалов (СМ) + стоимость ремонта (СР) + стоимость деталей (СД).
  • Рассчитаем сперва параметр СД (стоимость деталей ). Пусть нам следует купить бампер, правую фару и крепление для правой фары. Для этого зайдем на несколько сайтов и узнаем, сколько будет стоить одни и те же детали на разных сайтов (мы посетим 3 сайта). После этого следует расчитать среднее арифметическое (это и будет среднерыночная стоимость). Пусть бампер будет стоить на разных сайтах 3.600, 3.400 и 3.200 рублей — тогда среднее арифметическое будет 3.400 рублей. По такой же самой схеме рассчитаем стоимость фары и крепления для фары — пусть их среднерыночая цена будет составлять 3000 рублей и 800 рублей соответственно. Теперь сложим эти три цифры — получим 7.200 рублей. Теперь рассчитаем стоимость деталей с учетом износа: (1 — 0,35) * 7.200 = 4.680 рублей.
  • Рассчитаем теперь параметр СР (стоимость ремонта ). Пусть нам нужно лишь отремонтировать колесную арку и провести колесную балансировку. Пусть среднерыночная цена нормо-часа в 1 и 2 случае составляет по 1.000 рублей. Теперь откроем приложение №3 — там указано, что норматив составляет 3,0 и 0,1 в первом и втором случае соответстенно. Рассчитаем СР: СР = 3,0 * 1.000 + 0,1 * 1.000 = 3.100 рублей.
  • Теперь рассчитаем параметр СМ (стоимость материалов ). Пусть нам следует покрасить новый бампер и крепление для бампера. Предположим, что среднерыночная цена нормо-часа составляет 1.200 и 500 рублей соответственно. Откроем приложение — там указано, что норматив составляет 1,0 и 0,4 соответственно. Рассчитаем СМ: СМ = 1,0 * 1.200 + 0,4 * 500 = 1.200 + 200 = 1.400 рублей.
  • Теперь у нас есть все данные. Рассчитаем теперь размер страховой выплаты : РК = СМ + СР + СД = 1.400 + 3.100 + 4.680 = 9.180 рублей.

Видео по теме

Заключение

Теперь вы знаете о том, что из себя представляет ЕМРУ. Подведем итоги. Во-первых, ЕМРУ является основным методом, с помощью которого можно точно установить размер страховой компенсации при ДТП . Во-вторых, ЕМРУ представляет собой документ, который состоит из 7 глав и 10 приложений, где содержится вся основная информация о методике .

Пару лет назад для расчёта величины ущерба по ОСАГО начала использоваться Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства. Документ был утверждён положением Центробанка от 19.09.2014 г. №432-П.

Зачем создавалась и что получилось

Одной из основных целей ввода Единой методики по ОСАГО (ЕМ) было уменьшение количества судебных разбирательств из-за несогласия с суммой компенсации. Ранее страховщики и оценочные компании могли использовать разные принципы расчета ущерба. Соответственно, суммы возмещения, определённые по ним, могли различаться в разы (в бо́льшую или меньшую сторону – в зависимости от «пожеланий» того, кто заказывал оценку). Это провоцировало многочисленные судебные разбирательства.

По задумке Единая методика должна была унифицировать расчёт величины ущерба исходя из среднерыночных стоимостных показателей и, таким образом, обеспечить потерпевших адекватным возмещением вреда.

Однако, если с задачей по сокращению судебных споров Методика справилась (суды стали принимать к рассмотрению в основном расчеты, выполненные по ЕМ), то говорить о полной удовлетворенности клиентов размерами выплат приходится далеко не всегда. Многие считают цены на запчасти и стоимость работ по Единой методике ОСАГО заниженными по сравнению с рынком.

Споры об актуальности ЕМ

Оспорить расчеты по Методике пытаются не только автоюристы. 13.04.2016 года Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Татарстана приняло решение о признании Российского союза автостраховщиков (РСА), курирующего справочники ЕМ, нарушителем закона «О защите конкуренции» (ч.1 ст.10 ФЗ-135). Предпосылкой явилось, в частности, несоблюдение принципов формирования ЕМ в части определения средней стоимости услуг по авторемонту. РСА попытался обжаловать это решение в Арбитражном суде Татарстана, но 20 февраля 2017 года жалоба была отклонена. В решении Арбитражного суда по делу №А65-16238/2016 подробно расписаны основания, по которым союз является монополистом в части формирования справочников цен для ЕМ; но несколько интереснее (и, возможно, полезнее) знать нижеследующее.

И УФАС, и Арбитражный суд исходили из того, что согласно п.7.2.1 Методики, утвержденной Центробанком, для расчета средних цен должны быть проведены исследования в административных центрах областей и республик (всего 85), а также в городах, где проживает от 1 млн человек, в каждом из которых должны быть изучены цены от 8 до 15 магазинов (в том числе в зависимости от региона). В основу же действующего документа, данные для которого готовил РСА, были положены итоги исследований мая-июня 2014 года, при котором изучение цен было лишь по 11 городам:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Архангельск;
  • Нижний Новгород;
  • Воронеж;
  • Самара;
  • Тольятти;
  • Ростов-на-Дону;
  • Екатеринбург;
  • Новосибирск;
  • Красноярск.

Таким образом, исследование цен РСА проводил до определения порядка формирования ЕМ Центробанком в третьем квартале 2014 г. – без учета данных требований. А значит, выплаты потерпевшим, произведенные исходя из текущих норм, могут не соответствовать рыночным реалиям (в частности, могут оказаться ниже положенных).

Чего ждать от Единой методики в дальнейшем?

Первый вариант – РСА удастся через апелляцию отменить решения УФАС и Арбитражного суда Татарстана. Ключевые страховщики – члены РСА – приложат к этому все усилия, чтобы не доплачивать (в том числе) по уже урегулированным делам. В этом случае суды по-прежнему будут принимать во внимание в первую очередь Единую методику. Станет ли РСА после такого прецедента корректировать справочники в соответствии с утвержденными положениями Центробанка, не ясно. Но не исключено, что в итоге справочники ЕМ станут более рыночными.

Второй вариант – апелляция РСА не поможет, решение вступит в силу. Тогда союз так или иначе будет вынужден привести справочники в соответствие с методикой Центробанка. Для страховщиков такое развитие событий чревато множеством судебных разбирательств по несогласию с уже произведёнными выплатами в рамках ЕМ. Для пострадавших выгоды, с одной стороны, очевидны: речь идёт об увеличении сумм возмещений.

Но, с другой стороны, рост уровня выплат может привести к очередному снижению доступности «автогражданки».

Если говорить о рынке в целом – достижение определённости в рассматриваемом вопросе в любом случае важно для «автогражданки» . Каждый вариант имеет свои отрицательные и положительные стороны. Но, пожалуй, с непредсказуемостью в данной области связано больше негативных факторов, чем позитивных.

РАСЧЕТ ПО ЕДИНОМУ СТАНДАРТУ РСА

С 1 декабря 2014 года все страховые компании, работающие в системе ОСАГО, перешли на единый стандарт расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей. Ранее стоимость ремонта эксперты СК оценивали по-разному. Порой итоги расчетов двух специалистов различались втрое. К чему это привело? Страховщики выплачивали минимум - и потерпевшие пошли в суды.

Решения судебных инстанций в большинстве своем были не в пользу страховщиков. В результате суммы выплат выросли в два-три раза и страховые компании лишились весомого куска прибыли. Им нужно было принимать экстренные меры, иначе заниматься ОСАГО становилось невыгодно . Первым делом повысили стоимость полиса на 30%. Затем появился документ, устанавливающий порядок расчета стоимости ремонта - единый для всех экспертов.

Над документом долго работали специалисты РСА - ведь нужно было учесть еще и стоимость запасных частей, а их в справочнике более 40 миллионов наименований!

БЕЗ УЧЕТА ИНФЛЯЦИИ

Для определения стоимости ремонта регионы разделили по отдельным зонам. Всего их тринадцать. Для каждой - свои ценники на запчасти. Чтобы проверить, к какой зоне относится тот или иной регион, достаточно зайти на сайт РСА (autoins.ru) в раздел «ОСАГО». Там же можно проверить и стоимость запасных частей. Правда, для этого нужно знать их заводское обозначение.

В РСА уверяют, что цены на ремонт и запчасти установлены рыночные и разногласий между потерпевшими и страховщиками теперь не будет. Так ли это? Проверим.

Для чистоты эксперимента возьмем реальный автомобиль, пострадавший в ДТП, - седан Nissan Teana 2011 года выпуска с пробегом 59 482 км. Эксперты компании «Кримэкспертиза» сделали расчет стоимости ремонта как по единой методике РСА, так и по рыночным ценам Московского региона. По методике РСА с учетом износа потерпевшему выплатят 158 тысяч рублей, тогда как реально, если не учитывать износ деталей, для ремонта автомобиля понадобится 248 тысяч. Разница - 90 тысяч рублей! А если брать рыночный расчет (с учетом износа) наших экспертов, то эта разница сократится до 38 тысяч рублей, но все равно останется.

Основная причина нестыковок - стоимость запасных частей. Мы проверили цены на детали на сайте РСА и сравнили со среднерыночными по Москве. Оказалось, что по большинству позиций цены в справочнике РСА заметно ниже. Это объяснимо: поставки запчастей привязаны к евро и доллару , а справочники составляли, когда курс был в два раза ниже. Обновить же свои расчеты РСА планирует лишь через полгода.

Недостаточной будет и сумма, выплаченная на ремонтные работы. Стоимость нормочаса для марки Nissan в методике занижена. К примеру, неофициальные сервисные станции берут за кузовные работы 1000 рублей за час, у официалов расценки еще выше - от 1500 рублей. А в методике указана сумма 900 рублей за нормочас (для Центрального экономического региона, куда входит и Москва).

Есть и другие проблемы. По мнению эксперта Александра Гладышева, некоторые повреждения автомобиля, например перекосы кузова, можно выявить лишь на специальном стенде. А дорогостоящие измерительные системы есть далеко не во всех автосервисах, не говоря уже об экспертах. В результате стоимость таких работ специалистами страховщиков учитываться не будет. А значит, и денег окажется недостаточно для ремонта автомобиля.

НАЙТИ ВЫХОД

Что же делать пострадавшим в ДТП? Идеальный вариант - обзавестись полисом каско. Но его могут себе позволить не все.

Судиться тоже не вариант. Ведь теперь и в страховых компаниях, и в судах единственный документ, по которому можно рассчитать стоимость ремонта, - методика РСА. При этом, если разница между выплатой страховщика и требованием пострадавшего составляет не более 10%, ее отнесут к так называемой статистической погрешности и не примут такой иск к рассмотрению в суде. А рассчитать ущерб на сумму, которая больше этих 10%, чтобы постараться приблизиться к реальной стоимости ремонта, эксперт теперь не сможет - методика не позволит. Поэтому единственный выход для автовладельцев, не имеющих полиса каско, - не брать деньгами, а требовать направления на ремонт в автосервис. Благо это предусмотрено правилами ОСАГО.

Будет ли ремонт качественным? Об этом мы расскажем в следующий раз.

Вопрос Ответ
В течение 5 дней.
В течение 20 дней страховая компания обязана выплатить ущерб либо обосновать отказ.
400000 рублей.
· износ;

· стоимость ремонта.

· список необходимых работ для устранения дефектов;

· возможные скрытые дефекты появившиеся после ДТП;

· описание каждого дефекта;

· дата начала эксплуатации ТС;

· марка и модель ТС, комплектация и дата выпуска;

· дата и место ДТП.

Да, РСА разработал онлайн-калькулятор http://prices.autoins.ru/priceAutoParts/repair_parts.html , по которому можно рассчитать стоимость.
· код детали;

· марка автомобиля;

· регион;

· дата предполагаемого ремонта.

Согласно закону об ОСАГО, возмещение ущерба пострадавшим после ДТП – обязанность страховой компании. По статистике только 10% водителей получают положенную компенсацию полностью.

Страховщики стараются различными способами сократить размер выплат, а то и вовсе отказаться них.

Чтобы не быть обманутым, автолюбитель должен представлять, как производится расчет выплаты ОСАГО, сделать его самостоятельно и потребовать от компании отдать все положенные деньги.

Основные принципы расчета возмещения по ОСАГО

Размер страхового покрытия пострадавшим в ДТП определяется правилами, закрепленными в законодательных актах.

  1. Виновник аварии обязан в срок до 5 дней сообщить в свою СК о наступлении страхового случая по ОСАГО и приложить извещение, заполненное обеими сторонами. Если не будет выполнено это условие, страховщик имеет право потребовать от виновника возместить убытки из своего кармана (регрессное требование, закон №40-ФЗ, ст. 14). Регрессное требование распространяется на случаи, когда водитель совершил ДТП в пьяном виде. В обеих ситуация страховка будет выплачена пострадавшему, а взыскание убытков с виновника произойдет в судебном порядке.
  2. Закон об ОСАГО ставит страховой компании в обязанность в течение 20 дней со дня, когда был оформлен страховой случай, произвести экспертизу повреждений ТС, расчет и выплату возмещения или обоснованный отказ от выплат (№40-ФЗ от 24.04.2002 г., Ст.12, ч.21). Деньги переводятся на пластиковую карту, заранее выданную страховой компанией. Только после их получения потерпевший водитель сможет узнать, что размер компенсации не покрывает расходов на ремонт. У него есть право с помощью независимой экспертизы посчитать реальный убыток и добиться, чтобы компания выплатила справедливое возмещение.
  3. Порядок расчета страхового покрытия определен в Постановлении Правительства № 263 от 07.05 2003 г. В документе перечисляются все виды ущерба, которые подлежат возмещению. Львиную долю выплат занимают расходы на ремонт: они-то и порождают большое количество споров.
  4. В 2014 г. были внесены поправки к основному закону, которые установили максимальные выплаты по ОСАГО. За вред, причиненный здоровью пострадавших, компания может заплатить до 500 тыс. руб., максимальная выплата на восстановление ТС — 400 тыс. руб. (№ 223-ФЗ от 21.07.2014 г.).
  5. Положение ЦБ от 19.09.2014 г. содержит методику расчета стоимости ремонта поврежденного автомобиля (№432-П). С 2014 года все расчеты по выплатам ОСАГО делаются только на основе правил, разработанных РСА и утвержденных ЦБ РФ.

Какие данные входят в сумму выплат по ОСАГО

При расчете страховых выплат на рассмотрение берется целый ряд факторов.

  1. Стоимость ремонта. Учитывается цена деталей, подлежащих замене, оплата подручных материалов и восстановительных работ. Эксперт СК, как правило, учитывает только видимые повреждения, но потерпевший водитель имеет право настоять на проведении добавочной экспертизы. Обнаруженные скрытые повреждения должны быть занесены в акт осмотра, после его оформления страховщик рассчитает цену ремонта.
  2. Износ. Страховое покрытие новой машины будет 100%-ным. Для машин, имеющих определенный пробег, коэффициент износа будет повышаться, а выплаты снижаться максимум до 50%.


Определение степени износа в наибольшей степени влияет на величину страхового покрытия.

  1. Утрата товарной стоимости (УТС). После аварии автомобили нельзя продать дорого, особенно дешевеют иномарки. Сумма, которую теряет пострадавший водитель при продаже поврежденного авто, входит в страховое покрытие.
  2. Расходы на эвакуацию. Поврежденное авто с места ДТП транспортируется за счет страховой компании, что входит в цену страховки.
  3. Оплата экспертизы. Стоимость работы экспертов СК входит в сумму компенсации. Водитель вправе произвести независимую экспертизу пострадавшего автомобиля в сервисе с современным оборудованием. Оплата работы экспертов войдет в сумму страхового возмещения, если пострадавшему удастся доказать, что выплаты компании по его случаю занижены.

Как страховые компании, так и независимые эксперты пользуются единой методикой расчета, но получают разные результаты. Чтобы понять, почему это происходит, надо познакомиться с формулой расчета.

Теория и формулы расчета

Все данные для расчета ущерба по единой методике берутся из актов обследования, проведенных лицензированными экспертами.

Данные для вычислений

Для вычисления компенсации используются следующие сведения:

  • Дата и место аварии;
  • Модель автомашины, её комплектация, год выпуска;
  • Дата начала эксплуатации;
  • Описание каждого дефекта: где находится, каким образом и насколько повреждены детали или элементы корпуса;
  • Возможные скрытые дефекты, появившиеся в результате аварии
  • Перечень необходимых работ для устранения повреждений.

Как формируются цены

Новая методика ориентируется не на рыночные цены, а на те, которые содержатся в справочниках РСА и в Базе цен на запчасти (БЦЗ, электронный ресурс РСА). Цены обновляются не реже 2-х раз в год с учетом инфляции, поэтому стоимость запчастей и покрасочных материалов для ремонта зависит от даты.


На ценовую политику влияет также экономический регион. Территория России делится на 13 районов страхования, в каждом из них стоимость ремонта будет различной. В центральных районах детали и работы будут дороже, в провинции – дешевле.

И, наконец, при расчете ущерба учитывается износ автомобиля – этот коэффициент в наибольшей степени снижает компенсацию за ремонт по ОСАГО.

Формула расчета расходов на ремонт

Размер компенсации по единой методике определяется сложением расходов на работу, материалы, запасные части.

Р к = Р р + Р м + Р з/ч

  • Показатель Р р рассчитывается по перечню необходимых восстановительных мероприятий из акта осмотра ТС. В Постановлении ЦБ РФ № 432-П дан список всех возможных ремонтных работ (всего их 32) и нормочасы на их выполнение (Приложения 2-3) . Стоимость работы определяют по справочникам РСА, она не должна отклоняться от средней рыночной больше, чем на 10%.
  • Расход на материалы рассчитывается по формуле:

Р м = Р м1 + Р м2 + Р мз — и т. д. .

  • Выплата за 1 вид покрасочного материала — Р м1 — равна цене товара умноженной на норму расхода:

Р м1 = С м1 ∙ N м1.

  • Выплата за детали, подлежащие замене, осуществляется с учетом износа. Цена одной запасной части вычисляется по формуле: Цз/ч = Сз/ч ∙ (1 – И/100), где Сз/ч — стоимость новой запчасти, И – износ детали по оценке эксперта. К примеру, компенсация за деталь стоимостью 2000 руб. с износом в 20% составит: Цз/ч = 2000 ∙ (1 – 20/100) = 2000 ∙ (1-0,2) = 2000 ∙ 0,8 = 1600 руб. Таким же образом определяется расход на замену остальных деталей.

Как рассчитать стоимость ремонта онлайн

Для облегчения расчётов РСА разработал открытый электронный калькулятор, по которому можно рассчитать стоимость запчастей с учетом износа, расход на автоматериалы и ремонтные работы: prices.autoins.ru/priceAutoParts/repair_parts.html .

Чтобы узнать среднюю стоимость деталей, необходимо внести параметры:

  • дата предполагаемого ремонта;
  • регион;
  • марка ТС;
  • код детали.

Цену всех запчастей надо сложить и умножить на коэффициент износа автомобиля – так можно узнать компенсацию, которую заплатит СК за замену поврежденных деталей.


Для справки по стоимости ремонтных работ вносятся данные:

  • дата;
  • регион;
  • марка ТС;
  • тип ТС.

Стоимость автоматериалов определяется по данным:

  • дата;
  • изготовитель материала;
  • наименование товара.

В одном запросе можно узнать цену 3-х наименований.

Пример расчета стоимости ремонта

Автомобиль Чери Тигго Т 11 2012 года выпуска с пробегом 73 тыс. км попал в ДТП в 2016 году. Экспертиза установила, что уровень износа ТС равен 35%. В акте осмотра перечислены виды необходимых ремонтных работ:

  • замена и покраска бампера и крепления;
  • замена левой фары с креплением;
  • ремонт колесной арки;
  • балансировка колес.

Используем формулу:

Р к = Р р + Р м + Р з/ч.

  1. Расход на запчасти можно вычислять по их среднерыночной стоимости, взяв цены в трех популярных интернет-магазинах.
  • среднерыночная цена на бампер – (2400 + 2000 + 2500):3 = 6900:3 = 2300 руб.
  • на фару левую – 3200 руб.
  • на крепление – 1000 руб.

Суммарная стоимость новых деталей – 6500 руб., с учетом износа: Р з/ч = 6500 ∙ (1 — 0,35) = 4225 (руб.)

  1. Вычисление стоимости ремонтных работ:
  • рыночная цена работ по балансировке – 1000 руб./час;
  • ремонт колесной арки – 1000 руб./час.

Данные о трудозатратах на все виды работ приводятся в нормативном акте № 432-П (Приложение 2-3). Норма времени для ремонта повреждения составляет 3 часа, а для балансировки – 0,1 час.

Р р = 1000 ∙ 3 + 1000 ∙ 0,1 = 3100 (руб.)

  1. Стоимость покраски:
  • Покраска бампера – 1300руб/час; время – 1 час.
  • Покраска крепления – 600 руб./час, время – 0,4 час.

Р м = 1300 ∙ 1 + 600 ∙ 0,4 = 1540 (руб.)

Компенсация за весь ремонт составит: Р к = 4225 + 3100 + 1540 = 8865 (руб.)

Если взять вместо рыночных цен значения калькулятора РСА, сумма будет меньше, но разница не должна превышать 10%, т. е. 886 руб.

Почему страховые компании уменьшают выплаты

Рынок ОСАГО по заявлению представителей РСА считается для страховщиков убыточным. В начале 2017 г. СК получили за проданные полисы 14 млрд. руб., а по страховым случаям в том же году им пришлось платить 14,3 млрд. Появилась идея внедрения ОСАГО с франшизой. При этом страхователь соглашается на то, что часть убытков в возможном ДТП ему возмещаться не будет.


Зато страхование ему обойдется дешевле. Пока руководители РСА работают над проектами, страховые компании находят способы уменьшать выплаты по ОСАГО — даже в рамках единой методики расчета. Вот основные способы снижения выплат:

  • В акте осмотра не фиксируются скрытые повреждения.
  • Не все ремонтные работы отмечаются экспертом СК в документации.
  • Не учитывается УТС для автомобилей моложе 5 лет.
  • Завышается износ автомобиля (дата начала эксплуатации берется на момент выпуска авто, а не на момент покупки его).
  • Неверно определяется код детали, подлежащей замене.

Как видно, основой для занижения выплат служат неверные данные в акте экспертизы. На этот документ водитель должен обратить особое внимание, если стремится получить от страховщика справедливую компенсацию.

Что делать, если страховщик занизил выплаты по ОСАГО

Заниженная сумма компенсации по ОСАГО не должна быть для страхователя неожиданностью. Для дальнейших действий документы собираются заранее.

  • Во-первых, необходимо иметь копию первичного осмотра авто экспертом СК.
  • Если были возможны скрытые повреждения, надо сразу же настоять на проведении независимой экспертизы. По закону её организует страховщик, у него следует взять копию акта второй экспертизы.
  • На основании этих документов производится самостоятельный расчет ремонта и сравнение результатов с той суммой, которую насчитала компания.
  • Полезно взять консультацию у автоюриста. Он даст компетентный совет, стоит ли оформлять судебный иск по взысканию недоплаченной компенсации.
  • Только после перевода выплаты страховщиком клиент имеет право пригласить своего эксперта для независимого осмотра ТС – до этого времени автомобиль лучше не подвергать ремонту.
  • Если ущерб на основе акта независимой экспертизы отличается от компенсации страховщика больше, чем на 10%, нужно направить ему досудебную претензию с требованием доплатить недостающую сумму.
  • Следующий шаг – судебный иск. Физические лица от своего имени оформляют судебные документы. Претензию компании и исковое заявление от имени юридического лица пишет его законный представитель.

Выигрыш в суде обернется для страхователя не только полной компенсацией ущерба. В качестве штрафа страховщик заплатит еще половину той суммы, которую недосчитал вначале.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об