Все об утс по осаго. Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля с виновника дтп

Утрата стоимости равнозначна потере потребительских качеств транспортного средства. Получив серьезные повреждения, автомобиль может быть восстановлен, но его реализационная стоимость будет отличаться от аналогичной машины, которая избежала аварийной ситуации. Одним из вариантов компенсации подобного ущерба после ДТП или иного воздействия, является расчет утраты товарной стоимости автомобиля (УТС), проводимый экспертами нашей компании. На сегодня, УТС признается судебной системой "реальным ущербом". Это означает, что суды должны взыскивать с ответчика величину утраты стоимости автомобиля. Наша компания защищает интересы клиентов, осуществляя независимую экспертизу и оценку транспорта.

«Центр оценки авто» - с нами выгодно

Немногие владельцы транспортных средств владеют информацией о возможности компенсации утраты товарной стоимости (УТС). Страховым компаниям выгодно компенсировать нанесенный ущерб, ограничившись суммами по договору страхования, хотя после ремонта в результате ДТП, автомобиль теряет в стоимости по сравнению с аналогичными ТС порядка 3-5% своей стоимости. Действующим законодательством предоставлено право получения выплат по УТС для автомашин не старше 5 лет. Износ транспортного средства до ДТП при этом не должен превышать 35 % (в соответствии с методикой оценки УТС Минюста РФ)

Для получения компенсации убытка владелец машины должен обратиться в свою СК, которая возмещает ущерб, связанный с ремонтом поврежденной машины. Мы предоставляем нашим клиентам независимый отчет с оценкой УТС. При несогласии и отказе СК в выплатах «Центр оценки авто» готов оказать дополнительные услуги - юридическое сопровождение (как досудебное, так и судебное)

Профессиональная оценка утраты товарной стоимости автомобиля

Для расчета УТС необходимо предоставить следующие документы.

  • Документы на автомобиль (свидетельство о регистрации или ПТС)
  • Справка о ДТП , если оформлялось в ГИБДД или Извещение о ДТП
  • Заказ-наряд на ремонт, если автомобиль отремонтирован или Акт осмотра ТС
  • Паспорт заказчика

Это минимально необходимые данные для подготовки отчета. При отсутствии акта осмотра ТС и заказ-наряда, мы можем самостоятельно осмотреть поврежденный автомобиль.

Стоимость отчета об оценке утраты товарной стоимости автомобиля на основании предоставленных документов в нашей компании составляет 2 500 руб. По времени подготовка документов занимает один-два рабочих дня.

Если заказывать расчет УТС в дополнение к экспертному заключению или отчету об оценке стоимости восстановительного ремонта, то его стоимость составит 1 000 руб.

Расчет УТС онлайн

При помощи нашего калькулятора, произвести расчет утраты товарной стоимости можно в режиме онлайн на этой страничке - Калькулятор УТС . Данный калькулятор позволяет рассчитать примерный размер утраты стоимости по методике Хальбгевакс. На данный момент по ОСАГО и другим видам суды принимают в основном отчеты по методике Минюста.

3.10.2016 | 12:19 Обновлено: 30.06.2018 1742

Утерянная товарная стоимость авто по ОСАГО: пошаговая инструкция взыскания + бланки заявлений и совет к кому обратиться за помощью

Привет! Это Кулик Илья и сегодня тема: утеря товарной стоимости автомобиля ОСАГО.

Большая часть автомобилистов даже не догадывается, что по полисам ОСАГО и КАСКО можно получить не только обычное страховое возмещение, но и дополнительную вполне приличную выплату по утере товарной стоимости (УТС), вследствие каких-либо страховых случаев.

Интересно? Еще бы!

Но дело в том, что страховщики сами никогда не выплачивают подобные возмещения. Мало того, они всячески противятся этому. Но данный факт совсем не означает что закон на их стороне и если автомобилист готов побороться за свои деньги, то вероятность успешного исхода дела высока, хотя и не стопроцентна.

Ну судятся же водители по поводу недостаточных выплат и, хоть и не всегда, но большей частью выигрывают свои иски, получая доплату.

Итак, давайте начнем с самого начала и выясним, что же такое это самое УТС и с чем его кушают. Утрату товарной стоимости можно описать и в простом, и в более развернутом виде.

Простое определение УТС

Простое для понимания определение гласит, что авто, восстановленное после аварии, в сравнении с его доаварийным состоянием, стоит дешевле.

Логичное заключение? Вполне!

Так вот, именно та разница в стоимости между битой и небитой машиной и есть УТС. Как раз ее, без привязки к страховому делу, с или без, «насобачились» определять опытные перекупы, последовательно снижающие цену за обнаруженные исправленные повреждения.

В принципе, подобного определение вполне достаточно для обычного водителя.

Профессиональное определение УТС

Более развернутое определение соответствует содержащемуся в специальной методичке «УТС», которую используют в своей работе судебные эксперты и оно несколько отличается своей сутью от «народного».

Вкратце его можно выразить так: УТС – это объективная констатация факта невозможности полноценного восстановления состояния машины до уровня, предшествующего страховому случаю.

Основывается это положение на том, что восстановительный ремонт не способен вернуть авто его прежние качества полностью, т. к. любые повреждения, являющиеся страховыми случаями, приводят к необратимым последствиям для отдельных элементов транспортного средства (ТС), его общей геометрии, работоспособности и качеств эксплуатации.

То есть, машину в любом случае невозможно восстановить до полного соответствия предаварийному состоянию, а разница между до и после и есть УТС.

Обратите внимание, что нанесение вреда ТС может произойти не только при ДТП, но и в других страховых или спорно-страховых случаях.

Определение Верховного суда РФ

Но это еще не все. Существует еще одно официальное определение, которое было сформировано Верховным судом в 2007 г. при рассмотрении проблематики по данному профилю.

Определение ВСРФ гласит, что УТС автомашины есть снижение ее объективной стоимости из-за нанесенного транспорту преждевременного ущерба в результате аварий и восстановительного ремонта:

  • Товарному виду.
  • Характеристикам эксплуатации.
  • Свойствам отдельных элементов конструкции.
  • Кузова в целом.
  • Узлов и деталей.
  • Соцельных устройств и агрегатов.

Что ж, с определениями термина мы разобрались, теперь давайте посмотрим, стоит ли эта «овчинка» вообще выделки, и что может на это повлиять.

Стоит ли бороться за выплаты по УТС?

На чьей стороне законодательная база?

Ранее, взыскать со страховщиков выплаты по УТС было делом весьма хлопотным, т. к. до 2007 г. строго определенных положений по данному вопросу не существовало. При обращении граждан за подобными возмещениями, страховые компании (СК) отказывались от компенсаций на основании ФЗ «Об ОСАГО» (№40, редакции 2002 г.), где статья 2 (п. 63) интерпретировалась ими как относящая УТС к разряду упущенной выгоды.

В 2007 г. ВС РФ в своем постановлении (№ГКПИ0-658) аннулировал ряд положений нормативных документов, ограничивающих выплаты гражданам по УТС, включая упомянутый пункт 63 закона об ОСАГО.

С этого момента иски более часто заканчивались положительным решением в пользу потерпевших водителей. В январе 2015 г. Пленум ВС РФ принял постановление (№2), приравнивающее УТС к полноценным убыткам владельцев авто. Соответствующие изменения в том же месяце были внесены и в методичку для судэкспертов.

Поэтому на данный момент страховщики законодательно обязаны удовлетворять запросы на возмещение УТС, но по традиции «тянут резину» и всячески противятся новым правилам, т. к. пока что их строго не наказывают за нарушение прав клиента по этой части.

Поэтому выплаты в большинстве случаев приходится по-прежнему получать через суд. Да и сами нововведения еще весьма сыроваты и требуют доработки, т. к. есть сигналы о фактах крючкотворства СК уже на основе новых правил.

Как получить возмещение по УТС со стопроцентной гарантией?

У автомобилиста, желающего получить выплаты по утерянной стоимости, есть два пути решения вопроса: один простой и быстрый, другой более хлопотный и медленный.

Во втором случае, даже если вы будете нанимать юриста для ведения дела, вам все равно придется самостоятельно заниматься очень многим, и если вы желаете лично контролировать ход дела, тогда это как раз для вас.

Другой вариант предполагает обращение в специализированную юридическую компанию, которая практически все сделает за своего клиента, а вам останется лишь получить перечисленные на р/с деньги.

Неплохая возможность, не правда ли? Только имейте в виду, что выбирать компанию нужно осмотрительно, особенно в интернете, чтобы не стать жертвой мошенников.

Когда выгодно обращаться за компенсацией

Сумма выплат по утерянной стоимости может быть весьма значительна, если автомобиль не из дешевых. Расчет по данной компенсации проводится на основе рыночной цены аналогичного неповрежденного авто с учетом его остаточной стоимости.

В некоторых случаях, у дорогих марок, сильно пострадавших в ДТП, выплаты по УТС могут парадоксально превышать стоимость самого ремонта! То есть, чем более дорогая машина, тем более весома причина бороться за причитающиеся выплаты.

Что ж, давайте разберемся как это все нужно делать.

Обязательные условия для возможности выплат по УТС

Право на получение выплат по утерянной стоимости возникает не всегда и для этого есть ряд оснований, по которым водитель получит правомерный отказ даже по судебному иску.

Какие это основания?

Во-первых, это возраст ТС

  • Авто зарубежных марок – возмещение положено, если такой машине не более 7-и лет.
  • Авто производства стран СНГ – возмещение положено, если такой машине не более 5-и лет.
  • Авто отечественного производства – возмещение положено, если такой машине не более 3.5-х лет.
  • Грузовой транспорт, автобусы, прицепы – возмещение положено, если данному транспорту не более 3-х лет для Таможенного союза и не более 4-х лет для зарубежного транспорта.
  • Мототехника – возмещение положено, если она эксплуатируется не более 5-и лет.

Во вторых, это износ ТС

  • Износ более 35% – в возмещении будет отказано.
  • Интенсивная эксплуатация ТС – в возмещении будет отказано, если пробег будет превышать общенормативный более чем вдвое.

Существуют и другие условия

  • Страховой случай – возмещению подлежат только страховые случаи.
  • Виновность в ДТП – вы не должны являться виновником причинения ущерба своему авто.
  • Участие в прошлых ДТП – в возмещение засчитываются только детали, которые повреждены в первый раз.
  • Работа с кузовом – в возмещении будет отказано, если на авто был заменен или перекрашен кузов.
  • Коррозия – если поврежденные детали с явной и существенной коррозией, то в счет компенсации они не засчитываются.
  • Мелкие сменные элементы – в счет компенсации не засчитываются съемные элементы наподобие фар, зеркал, молдингов, обвесов и т. п.
  • Предельная страховая сумма – в возмещении будет отказано, если сумма основных выплат по страховке была максимальной.

Со временем условия могут меняться, т. к. правила расчета по выплатам постоянно дорабатываются.

Что делать для получения выплаты по утерянной стоимости — пошаговая инструкция в 4 этапа

Итак, давайте приступим к главному – процедуре получения выплаты УТС. Но сперва я дам вам один общий совет: никогда не принимайте за результат просто слова – на разных этапах, разные служащие или должностные лица, по разным причинам могут наговорить вам чего угодно.

Но для вас всегда на первом месте должна стоять официальная документация! Сказать можно что угодно, но только официально заверенный документ имеет юридическую силу и только он способен двигать дело вперед.

Нужен пример? Пожалуйста: допустим, вы сами, прекрасно владеете экспертным ремеслом и можете точно что-то просчитать, но для дела нужны не только умения, но и лицо, юридически уполномоченное проводить подсчеты или экспертизы с правом выдавать официальное заключение.

Первый – предварительное заявление в страховую компанию

Прежде всего убедитесь, что ваш случай соответствует необходимым критериям для возможности получения выплаты – их я перечислял выше.

Если тут все нормально, и вы видите, что имеете право на компенсацию, то напишите заявление (образец вам предоставят на месте) в свою страховую компанию о выдаче на руки вот каких документов:

  • Акта осмотра ТС экспертом страховщик а – который был проведен после вашего уведомления о ДТП.
  • Страхового акта – вне зависимости от того выплатили ли вам уже основное возмещение, или еще нет.
  • Справки формы № 154 о ДТП – учтите, что заявление на основное возмещение должно быть вами написано в срок не позже 5-и дней с момента ДТП.

Второй – проведение независимой оценки стоимости компенсации

Заполучив перечисленные бумаги, вам нужно найти заведение, которое проведет официальную независимую экспертизу на основе данной документации и пострадавшего автомобиля, или же, если страховой случай был давно, на основе документации о ремонтно-восстановительных работах.

С экспертом вы должны договориться о точной дате и времени экспертизы и за несколько дней (не менее 3-х рабочих) на адрес страховщика нужно отослать телеграмму с уведомлением о вручении, в которой вы должны указать время и место проведения экспертизы и предложить прислать своего сотрудника в качестве наблюдателя. Никто никого, конечно, не пришлет, но это потом потребуется для суда.

Как должен выглядеть полученный Акт? Он состоит из двух частей:

  1. Обследование ТС (или заключение, на основании документов предыдущих экспертиз и смет по ремонту).
  2. Страница-перерасчет с суммой положенной компенсации.

Срок готовности Акта экспертизы обычно составляет 10-15 дней.

Внимание! Выплаты по УТС возможно получить в течение срока до 3-х лет с момента повреждения авто – после этого в возмещении вам будет отказано.

Третий – основное заявление в страховую компанию

Имея на руках Акт экспертизы со стоимостью возмещения, вам нужно подать страховщику второе заявление на выплату дополнительной компенсации по УТС, с приложением копии Акта проведенной экспертизы, заверенной специалистом ее проводившим.

Заявление составляется в 2-х экземплярах: один остается у страховщика, а другой остается у вас с датой, росписью, печатью и заверением в получении от принявшего документ служащего.

После этого возможны два варианта развития событий:

  • Вам выплачивают возмещение – в последнее время такое случается несколько чаще, но ранее это был примерно один случай из ста.
  • Вам традиционно отказывают в выплате – это должно быть сделано официально и в письменной форме.

По новым законам на рассмотрение заявления и принятие решения страховщику отводится 20 дней. После, если ответ был отрицательным или его не последовало вообще, вы имеете право подать судебный иск.

Четвертый – подача искового заявления в суд

Если страховщик отказал вам в выплате, то вы в полном праве подать на него в суд самостоятельно или с привлечением представителя-автоюриста. Я советую самодеятельностью не заниматься и на представителях не экономить, т. к. юристы страховщиков могут воспользоваться вашими ошибками и повернуть дело против вас.

Обычно такие дела заканчиваются решениями в пользу автомобилистов, т. к. все правовые нормативы для подобных решений имеются, да и сами судьи тоже люди, ездят на авто и едва ли станут лить лишнюю воду на мельницу страховщика.

Дополнительная информация

Каким образом делаются расчеты по возмещению?

Полные расчеты для подобных компенсаций сложны и требуют много времени, поэтому их должны выполнять специалисты. Но я опишу их вкратце, чтобы вы имели общее представление о том, как это делается, хотя сами формулы вам вряд ли когда-нибудь пригодятся.

На сегодня для вычисления утерянной стоимости применяются две методики:

От Минюста – это основной способ для РФ.

От Хальбгевакса – это немецкий дополнительный способ.

Расчет по методике Минюста

Этот способ использует следующую формулу:

Сутс = Сп * ∑ Кi / 100

  • Кi – сумма показателей коэффициентов потребности в ремонте для каждой поврежденной детали.
  • Сп – усредненная рыночная цена аналогичного целого авто.
  • Сутс – безвозвратная потеря товарной стоимости.

Расчет по методике Хальбгевакса

Для расчетов здесь требуются такие данные:

  • ЦР – стоимость БУ автомобиля.
  • ЦН – стоимость нового автомобиля.
  • СМ – оплата за новые комплектующие.
  • СР – оплата за произведенный ремонт.
  • СО – сумма за весь восстановительный ремонт.

Сразу высчитывается финансовая целесообразность возмещения по формуле:

ЦР / ЦН * 100%

Затем проводится расчет двух технических коэффициентов А и В по следующим формулам:

А = СО / ЦР * 100%

В = СР / СМ * 100%

При помощи коэффициентов А и В в спецтаблице значений определяется базовый коэффициент К. В итоге расчет производится по конечной формуле:

УТС = К / 100 * (ЦР+СО)

Подобным образом вычисления можно проводить лишь для одного ДТП, в котором побывал автомобиль.

Но, если кто-то захочет самостоятельно подсчитать сумму возмещения, то ему не нужно напрягаться со всей этой математикой. В сети есть специальные сервисы для этих целей, например, вот этот простой калькулятор , с помощью которого вы в один клик все просчитаете без головной боли.

Возмещение утерянной стоимости от КАСКО

В отличие от ОСАГО, получить дополнительные выплаты с КАСКО значительно сложнее, ведь этот вид страхования является добровольным и факт добровольного подписания контракта юристы СК используют в суде как очень веский аргумент к отказу в выплатах.

В их контрактах, специально для подобного случая, есть упоминание о невозможности выплат по утерянной стоимости. В подобных условиях, даже при имеющейся рекомендации ВС РФ судам выносить решения в пользу водителей и по делам КАСКО, далеко не все судьи ей следуют.

Ведь в данном случае имеется явный факт добровольного согласия на конкретно прописанные условия, оспаривание чего может бросать тень на основы процессуальных принципов.

Однако случаи успешных исков имеются, поэтому можно попробовать выигрывать и такие дела, но тут уже наличие грамотного юриста для ведения дела обязательно.

  • Если суммы выплат недостаточно для покрытия всего нанесенного вреда по основному и дополнительному возмещению ОСАГО, то потерпевшая сторона имеет полное право подать судебный иск на возмещение от виновника происшествия.
  • Другие связанные с происшествием объекты , а не только ТС, также могут относиться к утере товарной стоимости. Это может быть что угодно: от поврежденных зеленых насаждений, до вреда зданиям и иным объектам инфраструктуры.
  • В ранее отказных случаях , согласно новым правилам, возмещение по утере стоимости также выплачивается. К примеру, машину изувечили хулиганы, и даже если это случилось вне дорог общего пользования (главное, чтобы ТС имело возможность к передвижению), выплаты все равно предусматриваются.
  • Если ДТП было оформлено по европротоколу , то для возмещения по утрате товарной стоимости суду нужно будет предъявить фото или видеодоказательства нанесенного ущерба с места происшествия.

Заключение

Что ж, думаю, статья помогла вам понять, что такое УТС, стоит ли хлопотать за данные выплаты и как это можно сделать самому или при помощи юридической компании. Владея подобным материалом, вам будет много легче ориентироваться в деле о возмещении и шансы на его получение существенно возрастают, т. к. вы уже не сделаете грубых ошибок.

А вам никогда не приходилось возмещать утерю товарной стоимости? Если да, то опишите это в комментариях. А если кому-нибудь что-то не ясно по материалу статьи – спрашивайте, не стесняйтесь, отвечу всем.

Видео-бонус для дочитавших до конца: 10 самых страшных кошмарных снов :

На этом всё. Жду всех своих читателей на страницах следующих публикаций. Если у вас не очень много лишнего времени, то не разбрасывайтесь им – оформляйте подписку на обновления блога, и вы будете всегда знать о появлении свежего материала. Если же эта статья вам понравилась, то поделитесь ею со своими друзьями через нижерасположенные кнопки социальных сетей.

Еще по теме:

Комментариев к статье: 17

    Альфия

    26.12.2016 | 19:58

    Илья благодарю вас! за полную и полезную информацию

    Светлана

    05.05.2017 | 15:23

    Здравствуйте. Если у автомобиля большой пробег, более 200000 рублей, это как то может сказаться на определегие утраты товпрной стоимости? Нам отказала страховая, ссылаясь на 35% износ авто... Нашему автомобилю почти 5 лет (Тойота Королла)

    1. Леонид

      07.05.2017 | 00:23

      Здравствуйте, Светлана. Пробег и возраст автомобиля учитывается при оценке износа. А при износе более 35% УТС не рассчитывается, о чём написано в статье.

    Евгений

    19.07.2017 | 13:00

    будьте любезны,дайте сслыку на основной бланк заявления в страховую по УТС

    Надежда

"Налоги" (журнал), 2007, N 2

Суды, как арбитражные, так и общей юрисдикции, рассмотрев иски о возмещении убытков, причиненных в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), часто принимают решения о взыскании с виновной стороны, inter alea, и утраты товарной стоимости автомобиля, пострадавшего в ДТП.

Понятие "утрата товарной стоимости" (УТС) воспринимается и судьями, и практикующими юристами как само собой разумеющееся, и спор в судах обычно ведется в плоскости ее размера, а также обоснованности ее взыскания по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). В последнем случае споры ведутся по поводу того, к какому виду убытков относится УТС - реальному ущербу или упущенной выгоде?

Если же обратиться к детальному анализу этого понятия с позиций гражданского права, то он (анализ) тут же влечет целый шлейф вопросов, на которые нет вразумительных ответов в законодательстве. Ответы, которые находятся в результате изучения судебной практики, весьма противоречивы и неоднозначны.

Обращает на себя внимание и такое обстоятельство. Утрата товарной стоимости практически всегда связывается с ущербом, возникшим в результате повреждения транспортного средства. Но ведь ущерб может возникнуть и в результате повреждения другого имущества, например, дорогого рояля, который, как и все вещи, не изъятые из гражданского оборота, имеет товарную стоимость. Если следовать логике рассуждений об УТС транспортного средства, то и рояль, каким бы отличным он ни был после определенного ремонта, также утратит товарную стоимость. Будет ли суд ее взыскивать и как ее определять?

Ответов на эти вопросы пока нет, а те ответы, которые логически вытекают из основных начал гражданского законодательства и понятий гражданского права, идут чаще всего вразрез с правоприменительной практикой.

О правовом определении понятия "утрата товарной стоимости"

Статья 15 ГК РФ устанавливает только два вида убытков: (1) реальный ущерб и (2) упущенная выгода. При этом следует особо обратить внимание на тот факт, что в ГК РФ и других нормативных актах гражданского законодательства понятие "реальный ущерб" является целостным и не делится на какие-либо виды, категории и иные структурные единицы, составляющие это понятие. Для пояснения этого утверждения и сравнения следует привести в качестве примера понятие "хозяйственное общество", охватывающее такие понятия, как "акционерное общество", "общество с ограниченной ответственностью" и "общество с дополнительной ответственностью" и которые, ко всему прочему, определены как составные части понятия "хозяйственное общество" законом (п. 3 ст. 66 ГК РФ).

УТС считается ущербом, причиненным имуществу потерпевшего, возмещается ему путем уплаты денежных средств или их взыскания судами в его пользу. "С понятием "вред", "ущерб" соприкасается понятие "убыток". Убытком называется вред (ущерб), выраженный в деньгах. Таким образом, убыток - это денежная оценка имущественного вреда" <1>. "Под убытками в гражданском праве понимается денежная оценка имущественных потерь (вреда)" <2>.

<1> Гражданское право: В 4 томах. Т. IV. Обязательственное право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 626.
<2> Гражданское право: В 4 томах. Т. I. Общая часть / Отв. ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 601.

Таким образом, исходя из основных начал гражданского права <3>, УТС представляет собой не что иное, как убыток. Сразу же возникает вопрос: что же это за убыток - утрата товарной стоимости? И каким законодательным актом он установлен, если его взыскивают суды?

<3> Там же. С. 49.

Согласно ч. 1 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ): "Суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления". Норма аналогичного содержания имеется в ч. 1 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Определение понятия "УТС" содержится в п. 6.1 Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98) (с Изменениями N 1, N 2, N 3): "Дополнительная утрата товарной стоимости (далее по тексту - УТС) может быть охарактеризована преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автотранспортного средства, вызванным снижением прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий, вследствие выполнения ремонтных воздействий на его элементах, использованием при ремонте бывших в употреблении или отремонтированных запасных частей".

При ознакомлении с содержанием этих определений и правовых актов, в которых они содержатся, сразу же бросается в глаза два важных момента. Первое. Эти определения по своему содержанию являются техническими, а не юридическими и едва ли могут применяться при разрешении вопросов, связанных с осуществлением прав, обязанностей и свобод человека и гражданина. Второе. Минюстом России отказано в регистрации Методического руководства по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-98) (Письмо Минюста России от 27 ноября 2002 г. N 07/11150-ЮД).

Следовательно, как вытекает из вышесказанного, суды при взыскании убытков, возникших в результате ДТП, взыскивают такой вид убытка, как УТС, не предусмотренный ни одним правовым нормативным актом, которым суд обязан руководствоваться, и более того, суды выносят решения о взыскании УТС фактически на основании правовых актов, не подлежащих применению.

Как и чем мотивируют суды свою позицию, разрешая дела о взыскании того, что не установлено законодательством, и при этом на основании нормативных актов, не подлежащих применению? Суды, как им кажется, нашли простой и понятный им выход: УТС суды "относят" к реальному ущербу или, иногда, к упущенной выгоде.

Реальный ущерб или упущенная выгода?

Страховые компании, которые выплатили страховое возмещение ущерба, причиненного в результате ДТП, еще до вступления в силу Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Закон об ОСАГО), подавали иски к причинителям ущерба о взыскании с них суммы страхового возмещения, которую они делили на две части - стоимость восстановительного ремонта и возмещение утраты товарной стоимости (УТС). В обоснование исков страховые компании приводили тот довод, что они возместили как стоимость ремонта, так и УТС, хотя нередко возмещение УТС договором страхования и не предусматривалось.

После вступления в силу Закона об ОСАГО споры об обязанности страховых компаний по выплате продолжились, да и судебная практика была неоднозначна. Согласно п. 60 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 263) при причинении вреда имуществу потерпевшего в соответствии с этими Правилами возмещению в пределах страховой суммы подлежит реальный ущерб. Некоторые суды взыскивали стоимость УТС, считая, что УТС - это также реальный ущерб, а другие суды отказывали в ее взыскании, рассматривая УТС как упущенную выгоду <4>. Президиум ВАС РФ, рассматривая дело по иску "Атомэнергоремонт" к страховой компании "РЕСО-Гарантия", 19 декабря 2006 г. указал в своем Постановлении, что УТС автомобиля относится в реальному ущербу и должна возмещаться в пределах страховой суммы по ОСАГО. Сторонники отнесения УТС к реальному ущербу ссылаются на разъяснение Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г., содержащееся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2005 г. (далее по тексту - Обзор): "Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

<4> См. также: Дедиков С. Вопросы и ответы // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2005. N 49.

Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации. Владелец вправе заявлять требования о взыскании такой компенсации, так как его права нарушены самим фактом дорожно-транспортного происшествия" <5>.

<5> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 12.

Из содержания этого разъяснения неизбежно возникает вопрос: что значит "утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу"? Реальный ущерб, как следует из ст. 15 ГК РФ, является самостоятельным видом убытка. Но и УТС, в сущности, также является самостоятельным видом убытка, как было показано выше. Едва ли логично, обоснованно и разумно относить один самостоятельный вид убытка к другому самостоятельному виду. В данном случае это все равно, что относить реальный ущерб к упущенной выгоде и наоборот. Отнесение же одного самостоятельного вида убытка к другому самостоятельному виду и их одновременное взыскание означает не что иное, как взыскание дважды фактически одного и того же ущерба, что несовместимо с гражданским правом.

Обратимся к сути понятия "утрата товарной стоимости", т.е. утраты стоимости товара - продукта, предназначенного для продажи. Но автомобиль, пострадавший в ДТП, не предназначается, как правило, для продажи, а используется для повседневных потребностей гражданина или организации.

Повреждения, полученные автомобилем в ДТП, исправляются в процессе восстановительного ремонта, стоимость которого и покрывает реальный ущерб, причиненный владельцу автомобиля в результате его повреждения. Какова бы ни была величина возмещения утраты товарной стоимости, она все равно не обеспечит приведение автомобиля в то состояние, в котором он был до ДТП. Если исходить из положения, содержащегося в Обзоре, о том, что "уменьшение его (автомобиля. - Н.М.) потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства", то УТС реально проявляется только в одном случае - при продаже автомобиля, которой может и не быть - автомобиль может быть угнан, продан за символическую цену на запчасти в связи с его ветхостью, подарен, полностью быть разрушен в другом ДТП. То событие, которое может и не наступить, не может быть положено в основание взыскания реального ущерба. В этом отношении представляется убедительной позиция А. Коньшиной, которая, касаясь сути УТС, пишет, что это "категория, которая при определенных условиях существует (при продаже), а при определенных - нет (если ТС не продается), не может быть реальным ущербом, поскольку является условной величиной" <6>.

<6> Коньшина А. Проблемы компенсации товарной стоимости при выплате страховых возмещений // Страховое Ревю. 2006. Июнь.

Если следовать той логике применения УТС, которая содержится в Обзоре, то можно было бы ввести в оборот еще целый ряд "убытков", которые также "отнести" к реальному ущербу. Например , взыскивать возмещение за "сокращение срока эксплуатации", также относя этот убыток к реальному ущербу. Ведь можно доказывать, что в результате ДТП срок эксплуатации транспортного средства стал меньше. Можно было бы ввести и такое понятие, как "утрата уникального вида", с последующим взысканием за его утрату, относя ее также к реальному ущербу. В настоящее время довольно часто можно видеть автомобили, на кузове которых нарисованы изображения различных зверей, птиц, фантастических животных, пейзажей и т.д. (аэрографические рисунки). Цена таких изображений достигает иногда почти половину стоимости автомобиля. Предположим, что в ДТП был поврежден автомобиль, на передних крыльях и капоте которого были нанесены подобные рисунки известным художником. Крылья и капот заменили с высоким качеством работ, страховая компания полностью оплатила стоимость восстановительного ремонта (рисунки застрахованы не были). Владелец поврежденного автомобиля обращается в суд с иском к причинителю вреда о возмещении стоимости рисунков, которая, как считает потерпевший, гораздо выше стоимости их изготовления, поскольку, по мнению потерпевшего, рисунки имеют большую художественную ценность, будучи выполнены известным художником, являются единственными в своем роде и он мог бы продать автомобиль по цене, превышающей оценочную стоимость самого автомобиля перед ДТП, включая стоимость изготовления рисунков, ввиду наличия на автомобиле таких уникальных рисунков. Он может представить свидетелей, которые были бы готовы приобрести автомобиль по повышенной цене только из-за рисунков, выполненных на нем известным художником. А как должен будет поступить суд исходя из "преждевременного ухудшения товарного (внешнего) вида автомобиля", как сказано в Обзоре? Такой вид убытка, как "утрата уникального вида", близок к УТС. Отнесет ли его суд к реальному ущербу и взыщет ли вообще? Допустим, суд отнес этот убыток к реальному ущербу и взыскал стоимость этих рисунков с учетом их художественной ценности, а владелец автомобиля отказался от намерения продавать его. Какой же реальный ущерб тогда был возмещен и чем будет являться возмещение, взысканное за "утрату уникального вида", а проще - за утрату рисунков на автомобиле?

Относительно взыскания УТС представляет определенный интерес позиция члена Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А.В. Шевелева, которую он изложил в интервью газете "Юридическая и правовая работа в страховании". В частности, он сказал: "В новой редакции излагаются название ст. 6 Федерального закона и понятие страхового риска при обязательном страховании. Из-за различий в определении понятия "утрата товарной стоимости" (в том числе в методическом плане) со страховщика снимается ответственность по возмещению убытков, вызванных утратой товарной стоимости имущества, а также возмещению вреда, причиненного имуществу, принадлежащему лицу, которое причинило вред" <7>. Однако до настоящего времени такие изменения в Закон пока не внесены.

<7> В интересах повышения эффективности системы страхования // Юридическая и правовая работа в страховании. 2005. N 4.

К какому виду убытков относят УТС суды? Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по делу N А13-8607/04-20 не счел возможным отнести УТС к реальному ущербу.

Противоположную позицию по этому вопросу занял Федеральный арбитражный суд Московского округа, рассмотрев дело N КГ-А40/3127-06.

Особый интерес представляет Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа по делу N КГ-А40/6720-03, принятое 11 сентября 2003 г. Открытое акционерное общество (ОАО) "Воскресенск-Лада" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФГУП "Московская железная дорога" о взыскании 24 633 руб., в том числе 11 135 руб. 50 коп. - стоимость восстановительных работ, 8317 руб. 85 коп. - возмещение утраты товарной стоимости и 5000 руб. - расходы на проведение экспертизы (с учетом уточнения исковых требований). Решением от 9 июня 2003 г. иск удовлетворен. Не согласившись с решением в части взыскания размера утраты товарной стоимости, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос о его отмене в указанной части как принятого с нарушением норм материального права и отказе в этой части в иске. Суд, отказывая в удовлетворении кассационной жалобы, связал возмещение УТС со стоимостью автомобилей, по которой производилась их продажа, иными словами, фактически отнес УТС не к реальному ущербу, а к упущенной выгоде.

Наличие полярно противоположных позиций судов относительно взысканий УТС объясняется прежде всего отсутствием самого понятия "УТС" в законодательстве, определения его содержания и условий и порядка его применения.

Последовательная и обоснованная позиция относительно правомерности взыскания УТС состоит в том, что УТС вообще не должна применяться в гражданско-правовых отношениях и взыскиваться как таковая, поскольку такой вид убытка законодательством не предусмотрен. При рассмотрении вопроса о возмещении ущерба, причиненного любому имуществу, а не только транспортному средству, может взыскиваться только два убытка - реальный ущерб и упущенная выгода, которые прямо предусмотрены в законе. При этом оба убытка должны быть доказаны путем представления доказательств, допустимых в соответствии с ГПК РФ или АПК РФ.

Классики цивилистики о возмещении убытков

Учитывая высокий уровень развития российской цивилистики до 1917 г., позиция ее классиков относительно состава убытков, причиненных лицу, а также оснований, условий и порядка их возмещения представляет значительный практический интерес.

Так, К.П. Победоносцев различал только два вида убытков - положительный ущерб, что соответствует реальному ущербу по современному гражданскому праву, и потерянную выгоду, т.е. упущенную выгоду по современному праву <8>.

<8> Победоносцев К.П. Курс гражданского права: В трех томах. Том 3 / Под ред. В.А. Томсинова. М.: Издательство "Зерцало", 2003. С. 545 - 546.

Аналогичную, причем четкую, ясную и аргументированную, позицию занимал и Г.Ф. Шершеневич, который писал только о возмещении реального ущерба, не упоминая ни одним словом УТС <9>.

<9> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Том 2. М.: Издательство "Статут", 2005. С. 204 - 205, 210 - 212.

Понятие "УТС" отсутствует и в работах другого выдающегося русского цивилиста - К.Д. Кавелина <10>.

<10> Кавелин К.Д. Избранные произведения по гражданскому праву. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2003. С. 596, 602 - 603.

В работах Д.Д. Гримма также нет упоминания УТС или какой-либо категории, которую можно было бы отнести так или иначе к УТС <11>.

<11> Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права. М.: Издательство "Зерцало", 2003. С. 312 - 314.

Нет какого-либо упоминания об УТС или о категории, близкой или схожей с ней, и в работах Д.И. Мейера <12>.

<12> Мейер Д.И. Русское гражданское право. Часть 1. М.: Статут, 1997. С. 216 - 218.

Логичный, аргументированный и убедительный анализ понятия убытка, оснований и форм его возмещения дан в работах М.М. Агаркова, который также не выделял такую категорию, как "УТС", или что-либо хоть отдаленно схожее с ней <13>.

<13> Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву. В 2 томах. Том II. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2002. С. 319 - 320.

Таким образом, при изучении вопроса о возмещении убытков русские классики цивилистики считали, что существует только два вида убытков - положительный ущерб в имуществе (damnum emergens) (т.е. реальный ущерб по современному гражданскому праву) и упущенная выгода (lucrum cessans). Упоминание каких-либо иных видов убытков, в том числе и УТС, в их работах отсутствует.

В таком фундаментальном исследовании, как "Гражданское право" (в 4 томах), подготовленном под редакцией и при непосредственном участии известного российского цивилиста, доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова и выпущенном в свет издательством "Волтерс Клувер", также нет упоминания УТС. По поводу убытков и их возмещению в этом труде сказано следующее: "Под вредом в гражданском праве понимается всякое умаление личного или имущественного блага... Под убытками в гражданском праве понимается денежная оценка имущественных потерь (вреда)" <14>.

<14> Гражданское право: в 4 томах. Том I. Общая часть / Отв. ред. д. ю. н., проф. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 601 - 602.

А как за рубежом?

Рассмотрим вопрос о взыскании УТС на примере двух стран - США и Франции. Он может быть темой обширного отдельного исследования, однако в рамках настоящей статьи имеется возможность осветить только основные моменты.

США. Практика взыскания УТС в США весьма интересна и поучительна. В работе страховых компаний и в судебной практике используется выражение "Loss in market value" (утрата рыночной стоимости), но чаще используется другое выражение - "diminished value", или сокращенно "D/V" (уменьшенная стоимость). Практика ее возмещения далеко не однозначная и весьма противоречивая, поэтому и в настоящее время ведется бурная полемика с участием страховых компаний относительно правомерности и оснований ее взыскания.

В отличие от российских судов американские суды и страховые компании считают, что сам по себе факт ДТП далеко не всегда является основанием для возмещения уменьшенной стоимости. Они полагают, что восстановительный ремонт может быть сделан на таком уровне, что автомобиль после его тщательной диагностики и иной проверки после ремонта будет находиться в том техническом состоянии, в котором он был до его повреждения (умеют же ремонтировать!).

Вопрос о взыскании возмещения за уменьшенную стоимость далеко не новый. Еще в 1923 г. апелляционный суд штата Иллинойс по делу Haussler v. Indemnity Co. of America пришел к выводу, что присяжным не следовало присуждать вознаграждение за уменьшенную стоимость автомобиля в дополнение к стоимости ремонта его повреждения. Суды только некоторых штатов когда-либо признавали, что уменьшенная стоимость должна рассматриваться как утрата, покрываемая договором страхования.

Верховный суд штата Техас 17 октября 2003 г. принял решение, в соответствии с которым вошел в ряды верховных и апелляционных судов штатов Южная Каролина, Флорида, Делавэр, Мэн, Миссури и Висконсин, выразив этим решением свою позицию, состоящую в том, что страховые компании не обязаны компенсировать страхователям утрату рыночной стоимости поврежденного автомобиля. Этим решением было отменено решение апелляционной инстанции девятого окружного суда по делу American Manufacturers Mutual Insurance Company vs. Gary Schaefer, которым за техасским шофером было признано право на компенсацию со стороны его страховщика за уменьшение стоимости автомобиля.

Крупная американская компания The Insurance Services Office (ISO), которая оказывает консалтинговые и другие услуги страховым компаниям, разрабатывает для них и формы страхового полиса, разработала форму страхового полиса, в котором специально исключена графа о возмещении уменьшенной стоимости. Еще в 2001 г. эта форма полиса была принята для использования страховыми компаниями в 38 штатах.

В США также идут бурные дискуссии и полемику относительно соотношения таких категорий, как "неотъемлемое уменьшение стоимости" (inherent diminished value), "уменьшение стоимости вследствие ремонта" (repair-related diminished value) и "уменьшение стоимости вследствие страхования" (insurance-related diminished value).

Крупная американская страховая компания State Farm Mutual Automobile Insurance Company, которая страхует автомобили с 1922 г. и считается страховщиком N 1 на рынке страхования автомобилей, считает, что "неотъемлемого" уменьшения стоимости не существует, то есть то, что автомобиль попал в какое-либо ДТП, не означает, что его рыночная стоимость автоматически падает. Эта компания считает также, что транспортное средство, отремонтированное надлежащим образом, не теряет автоматически рыночную стоимость просто потому, что попало в ДТП. Во многих случаях высокопрофессиональные мастера могут восстановить транспортное средство до его состояния и стоимости, которые у него были до ДТП. По мнению компании, расширенное страхование и страхование от столкновения должно ограничиваться только возмещением стоимости восстановительного ремонта, если транспортное средство можно отремонтировать. Сама компания не выплачивает такое возмещение, за исключением нескольких штатов, в которых суды занимают противоположную позицию. Если же такие требования и предъявляются в этих штатах к компании, то согласно страховым правилам компании требуется представление убедительных доказательств. Компания полагает, что если страховые компании будут принуждаться к возмещению предполагаемой стоимости, то это приведет только к увеличению страховыми компаниями размера страховых премий, которые они взимают со страхователей.

Таким образом, в США практика возмещения убытков, возникших в результате повреждения автомобилей в ДТП, ясно и определенно высвечивает следующую тенденцию: в подавляющем большинстве случаев уменьшенная стоимость, или, применительно к российской практике, УТС, как таковая не возмещается, а возмещается только реальный ущерб путем оплаты стоимости восстановительного ремонта.

Франция. Порядок и условия возмещения убытков, причиненных лицу в результате повреждения его автомобиля, достаточно подробно урегулированы, и кроме того, имеется обширный опыт осуществления разумного возмещения.

Вопросы возмещения убытков в результате ДТП регулируются Гражданским кодексом (le Code civil), Страховым кодексом (le Code des assurances), Кодексом дорожного движения (le Code de la route) и другими законодательными актами.

В процессе возмещения убытков от ДТП употребляются понятие "valeur venale" (рыночная стоимость) и, кроме него, понятия-синонимы, такие как "valeur marchande" (рыночная стоимость), "prix de marche" (рыночная цена) или еще "valeur de realization" (стоимость реализации). Однако понятие "рыночная стоимость" употребляется в области возмещения убытков от ДТП при иных обстоятельствах и на других основаниях по сравнению с применением УТС в России.

Возмещение ущерба от ДТП осуществляется во Франции страховыми компаниями. В случае ДТП водители заполняют, как правило, "протокол о столкновении автомобилей" по установленной форме (le constat amiable), оборотная сторона которого является заявлением в страховую компанию (каждый водитель представляет свою копию протокола в свою страховую компанию). Получив протокол, страховая компания назначает автоэксперта для установления ущерба и его оценки. Следует отметить, что правовое положение и деятельность автоэкспертов во Франции подробно урегулированы. Правовое положение экспертов установлено Законом от 11 декабря 1972 г. N 72.1097 с последующими изменениями, а профессиональная деятельность была более детально урегулирована Декретом от 27 декабря 1991 г. N 91.1315. Помимо этого, квалификация автоэксперта определяется ст. ст. L.326-1 - L.326-12 Кодекса дорожного движения. В соответствии с французским законодательством экспертизу может проводить только дипломированный эксперт в сфере устройства и эксплуатации автомобилей - лицо, имеющее глубокие профессиональные знания в области устройства и эксплуатации автомобилей, диплом по специальности "устройство и эксплуатация автомобилей", выданный национальным образовательным учреждением и внесенный в национальный список экспертов, который ведет Министерство транспорта и который ежегодно обновляется. Экспертизу могут проводить только лица, внесенные в национальный список экспертов <15>.

<15> Следует отметить, что в России "автоэкспертизу" нередко проводят не эксперты-автотехники, имеющие документально подтвержденные знания и полномочия, а оценщики, ничего не имеющие, кроме лицензии на оценочную деятельность.

Размер возмещения для производства восстановительного ремонта не превышает размер рыночной стоимости автомобиля. Интересно отметить, что по французскому законодательству потерпевший в определенных случаях (например, когда для него автомобиль является источником дохода) имеет право на возмещение за период, в течение которого он работал, поскольку автомобиль находился в ремонте (в законодательстве для определения этого периода употребляется термин "безработица" (le chomage)).

После определения экспертом стоимости ремонта потерпевший договаривается о ремонте с автомастерской. Он может сам оплатить стоимость ремонта и после представления в страховую компанию счета на ремонт получить возмещение со стороны страховой компании или страховая компания оплачивает ремонт непосредственно, если у нее имеется соответствующее соглашение с автомастерской. Как правило, страховая компания оплачивает ремонт непосредственно, но только то, что она обязана оплатить.

Таким образом, по французскому законодательству возмещается только стоимость восстановительного ремонта автомобиля, поврежденного в ДТП, или, если он не подлежит ремонту, выплачивается денежная сумма, необходимая для приобретения на вторичном рынке автомобиля такой же марки и в состоянии, соответствующем тому, в котором был поврежденный автомобиль непосредственно перед ДТП, т.е. взыскивается исключительно реальный ущерб. Какой-либо убыток, сходный с российской УТС или близкий к ней, не определяется и не взыскивается. Страховая компания во Франции или оплачивает ремонт поврежденного автомобиля непосредственно, или возмещает потерпевшему документально подтвержденные расходы (в пределах страховой суммы). Какие-либо иные суммы потерпевшему не рассчитываются и не выплачиваются.

Вместо послесловия

Хотелось бы надеяться, что законодатель уделит в конце концов должное внимание проблеме существования "утраты товарной стоимости" и заполнит в законодательстве правовой вакуум, что позволит резко сократить число ненужных и бесполезных споров относительно правомерности и обоснованности отнесения ее к тому или иному виду убытков и последующего взыскания. Кроме того, это даст возможность определения и взыскания убытков, возникающих в результате ДТП, на основании содержательных законодательных актов, а не "методических руководств". Как показывает анализ зарубежной практики, это возможно.

Н.В.Морозов

член Президиума

Коллегии адвокатов г. Москвы

"Чаадаев, Хейфец и Партнеры"

Вопрос, который волнует очень многих российских владельцев автомобилей. Ведь не секрет, что проблемы со страховыми компаниями возникают не менее часто, чем дорожно-транспортные происшествия на улицах.

Автолюбители все чаще стали испытывать сложности при получении компенсационных выплат от страховых компаний. Большая часть этих проблем приходится на утрату товарной стоимости автомобиля. Изменения, произошедшие в утс по осаго 2017, позволяют успешно решать эти вопросы через суд.

Какими знаниями необходимо вооружиться, чтобы добиться благополучного исхода в борьбе со страховщиками? И как получить выплаты в кратчайшие сроки? Для начала нужно иметь представление о том, что такое «утрата товарной стоимости».

Ремонт автотранспортного средства после аварии приводит к потере его стоимости. Это и есть, так называемое УТС. Восстановленный после дорожного происшествия автомобиль всегда имеет меньшую цену, чем никогда не бывавший в аварии.

Это обусловлено восстановительными работами, которые приводят к ухудшению общего эксплуатационного состояния машины. К ним относится смена некоторых частей или узлов автомобиля, повреждения лакокрасочного покрытия и восстановление отдельных деталей.

В результате аварии повреждаются не только детали, но и ухудшается внешний вид машины, что приводит к снижению стоимости по ОСАГО на 20% ниже рыночной. Несмотря на богатую судебную практику при рассмотрении таких дел в пользу автовладельца, страховщики расценивают эти случаи как свою упущенную выгоду и отказываются покрывать реальный убыток владельцев транспортных средств. Из-за этого крайне сложно спорить со страховыми фирмами, но шансы все же высоки.

Как вести себя в страховой компании

Каждый гражданин имеет право на возмещение потерь, связанных с утратой товарной стоимости. Такие основания предоставляет Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 года, которое гласит, что УТС является реальным ущербом и подлежит взысканию со страховщика ОСАГО. Ведь стоимость машины действительно уменьшается вследствие ДТП.

Однако, не стоит идти с заявлением о компенсационных выплатах в страховую компанию, когда:

  1. Иностранный автомобиль старше 5 лет.
  2. Машина отечественного производства старше 4 лет.
  3. Транспортное средство изношено более чем на 35%.
  4. Вы являетесь виновником аварии.
  5. Вам уже выплатили полную компенсацию по ОСАГО.

Если вышеперечисленные условия вас не касаются, то можно писать заявление на выплату возмещения УТС по ОСАГО в страховую компанию.

Это делается обязательно в двух экземплярах. Первый, заверенный сотрудником фирмы, оставляем у себя. Потом дожидаемся письменного отказа страховщика и обращаемся к независимому эксперту-оценщику. Он осматривает саму машину, либо все сметы и калькуляции, касающиеся ее ремонта, чтобы правильно высчитать сумму УТС. Нужно понимать, что услуги оценщика платные (порядка 1-2 тысяч рублей), но впоследствии данную сумму можно будет также забрать через суд, если будут приложены соответствующие документы об оплате.

Далее составляется претензия, и подается заявление в суд вместе со всеми справками и отчетами. Российская судебная практика по таким делам в 2017 году свидетельствует, что у автовладельца высокие шансы выиграть дело. Причем суд обязывает страховщиков уплатить не только положенный по ОСАГО УТС, но и все судебные издержки.

Как рассчитывается УТС ОСАГО в 2017 году?

Размер УТС напрямую зависит от возраста автомобиля и его стоимости. На рынке российского страхования применяются два способа расчета УТС. Основной считается методика Минюста РФ, которую используют судебные эксперты по расчетам потери товарной стоимости.

Утрата товарной стоимости в 2017 году должна возмещаться, если:

  • произведена замена деталей;
  • наблюдаются повреждения защитных покрытий;
  • заменили узлы автомобиля;
  • был осуществлен ;
  • совершена замена частей кузова;
  • была сделана полная разборка салона, что привело к ухудшению качества заводской сборки.

Важное уточнение - замененные детали не должны иметь никаких дефектов, которые были получены ранее. УТС по ОСАГО 2017 года на такие случаи не рассчитывается.

Также утрата товарной стоимости не высчитывается и не оплачивается, если повреждения минимальны или не имеют отношение к страховому случаю. В судебной практике России встречались дела, когда суды взымают выплаты и со страховой компании, и с виновника дорожно-транспортного происшествия.

В заключение хочется дать напутствие всем автомобилистам. Необходимо быть упорным в своих законных требованиях, когда речь идет о десятках или даже сотнях тысяч рублей. Нужно знать свои права и уметь правильно ими пользоваться.

Сегодня все водители без каких-либо исключений должны осуществлять оформление полиса ОСАГО для использования собственных автомобилей.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

При этом величина страховой выплаты по такому полису зависит сразу от большого количества самых разных факторов. В первую очередь — от модели самого авто, а также его рыночной стоимости.

Разработана специальная методика осуществления расчетов подобной величины. Она позволяет осуществить расчет такого рода самостоятельно.

УТС, установленная законодательно, обязательна для применения во всех без исключения случаях.

Водителям стоит обязательно ознакомиться с этой методикой. Так можно будет самостоятельно проконтролировать соблюдение всех своих прав.

Основные моменты

Покупка ОСАГО — обязательное условие для эксплуатации автомобиля на территории Российской Федерации.

Выполнение данного требования является залогом отсутствия серьезных трат в случае, если владелец ТС не виновен в .

Сегодня существует целый ряд нюансов, связанных с использование полиса ОСАГО, его оформлением, а также расчету возмещения по нему.

Именно поэтому разработаны специальные формулы для вычисления суммы возмещения. Касается это также расчета утраты товарной стоимости транспортного средства.

Соответствующий регламент вычислений был рассчитан непосредственно Центробанком РФ .

Ранее, до введения соответствующего предписания, УТС по ОСАГО включались в выплату только лишь по соответствующему запросу от клиента. Возраст автомобиля учитывается.

К основным вопросам, ознакомиться с которыми нужно заранее, относятся:

  • необходимые термины;
  • причины возникновения;
  • законодательная база.

Необходимые термины

Взыскание утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО регламентируется законодательно.

Но для верной трактовки всех пунктов данного НПД следует заранее ознакомиться с основными терминами и понятиями. Это позволит избежать ошибок при использовании методики вычисления УТС.

К основным понятиям, ознакомиться с которыми необходимо будет поближе, относятся:

  • фактическая, реальная стоимость;
  • эксплуатационные характеристики автомобиля;
  • утрата товарной стоимости;
  • убытки;
  • страховые риски.

Фактическая, реальная стоимость — некоторая сумма денежных средств, которые возможно получить при или иного имущества на текущий момент времени.

Именно этот параметр уменьшается в случае даже при квалифицированном ремонте.

Так как у уже получившей повреждения ТС будут ухудшены эксплуатационные параметры. Под таковыми понимается целый ряд различных параметров.

Это скорость движения, управляемость, ремонт и множество иных характеристик. Эксплуатационные характеристики напрямую влияют на стоимость авто на вторичном рынке.

Причины возникновения

Причина возникновения утраты товарной стоимости — именно сам факт ДТП. Так как даже самый квалифицированный ремонт не может конкурировать с заводской сборкой.

Потому в силу этого продажа автомобиля, попавшего в , будет либо затруднена, либо попросту невыгодна.

Именно в следствие этого возникает множество различных проблем. Иск в суд по утрате товарной стоимости автомобиля по в 2019 году возможно подать в любом регионе.

При наличии нарушения прав самого держателя полиса решение будет однозначно именно в пользу истца. Сегодня судебная практика по этому поводу достаточно обширна.

Непосредственно самими причинами возникновения УТС можно обозначить следующие:

  • ухудшение эксплуатационных характеристик;
  • вероятность наличия различных скрытых повреждений, которые не были идентифицированы и устранены;
  • снижение товарной стоимости;
  • наличие возможных убытков по причине серьезной аварии;
  • серьезное повреждение лакокрасочного покрытия;
  • иное.

Существует целый ряд различных причин по которым стоимость авто будет существенно меньше, чем рыночная цена ТС, в аварии не участвовавшего.

Существует целый ряд самых разных нюансов. Ознакомиться с ними лучше всего заблаговременно. Это позволит избежать самых разных проблем и сложностей.

Законодательная база

Сам факт обязательности выплаты по утрате товарной стоимости определяется Постановлением Пленума Суда Российской Федерации №2 от 29.01.15 г. «О применении судами законодательства об ОСАГО владельцами ТС».

Сегодня основополагающим документом, с которым нужно будет ознакомиться прежде всего, является в последней редакции.

Обозначается он как «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС».

Данный нормативно-правовой документ включает в себя следующие основные разделы, разобраться с которыми следует заранее:

Основные принципы работы программы обязательного страхования автогражданской ответственности
Основные обязанности владельцев транспортных средств по страхованию автогражданской ответственности
Основные правила ОСАГО, в рамках которых реализуется соответствующая программа
Что такое объект обязательного страхования, что подразумевается под понятием «страховой риск»
Устанавливаются лимиты по страховыми суммам
Процесс регулирования страховых тарифов
Что такое базовые ставки по тарифам, а также основные коэффициенты
Как выбирается и устанавливается срок действия по
Обозначается алгоритм действия при возникновении страхового случая (как для пострадавших, так и для потерпевших)
Алгоритм вычисления величины страховой выплаты, порядок её осуществления
Определяется право регрессивного требования к виновному в ДТП
В каком порядке должно осуществляться обязательное страхование
Определяет лиц, имеющих право на соответствующие компенсационные выплаты
Как производятся сами компенсационные выплаты
Процесс взыскания сумм выплат по соответствующим договорам

Сам процесс получения компенсации имеет большое количество самых разных нюансов. Со всеми ними лучше всего ознакомиться заранее.

Возможно ли возмещение утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

Сегодня получение суммы по утрате товарной стоимости имеет определенные нюансы. Разобраться с ними нужно будет заранее.

Существует ряд вопросов, предварительное рассмотрение которых позволит избежать самых разных затруднений.

К основным таковым вопросам относятся:

  • порядок действий в страховой компании;
  • расчет суммы;
  • как написать заявление;
  • судебная практика в таких случаях.

Порядок действий в страховой компании

Гражданский кодекс РФ признает факт утраты товарной стоимости при возникновении . Величина УТС определяется путем проведения технической экспертизы.

Именно на основании соответствующих выводом осуществляется процедура вычисления.

Правовым основанием для данного действия является то, что работы по восстановлению ТС несет владелец самого транспортного средства.

Нередко страховые компании отказывают в проведении технической экспертизы — таким образом пытаясь сэкономить некоторое количество средств.

При этом именно в обязанности самой страховой входит необходимость проведения экспертизы для определения утраты товарной стоимости.

Видео: как взыскать со страховой компании УТС

Сегодня же все СК обязаны рассчитывать УТС и выплачивать его самостоятельно, без каких-либо дополнительных заявлений.

В то же время владельцы имеют право обратиться в суд чтобы взыскать УТС по ОСАГО. Но существует ограниченный перечень ситуаций, когда делать это действительно необходимо.

К таковым случаям относится следующее:

Алгоритм обращения в суд в таком случае является стандартным. Необходимо будет составить стандартное исковое заявление и приложить к нему перечень обязательных документов.

Расчет суммы

Сегодня процесс расчета товарной стоимости автомобиля осуществляется по стандартной формуле.

Она выглядит следующим образом:

Также существуют альтернативные способы вычисления величина данного показателя. Но обозначенная выше формула является стандартной, применяемой официально.

Стоит самостоятельно осуществить предварительный расчет. Это позволит избежать сложностей в дальнейшем.

Как написать заявление

Формат заявления на возврат УТС не установлен. Фактически, его можно писать в любом удобном для клиента виде.

Но документ обязательно должен включать в себя следующие разделы:

  • наименование страховой, её адрес;
  • фамилия, имя и отчество обратившегося, адрес проживания;
  • обозначается суть претензии, делаются ссылки на соответствующие законодательные акты;
  • указываются реквизиты для начисления безналичным расчетом;
  • обозначается полный перечень прилагаемых документов;
  • проставляется подпись заявителя с расшифровкой, а также дата подачи заявления.

Судебная практика в таких случаях

Иногда случается, что страховая по какой-то причине не желает даже при выполнении всех обязательных условий выплачивать УТС. В таком случае потребуется обратиться в суд.

Сам алгоритм обращения полностью стандартный, составляется исковое заявление и прилагаются все необходимые в таком случае документы.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об