Экономическое развитие соседних стран франции. Современное положение экономики франции

Франция одна из крупнейших капиталистических держав; она расположена в западной части Европейского материка. Территория Франции - 552 тыс. км2, а население - около 46 млн. чел. С юга страна омывается теплыми водами Средиземного моря, в котором Франции принадлежит о-в Корсика. У 1западных берегов страны ни днем, ни ночью не смолкает шумное дыхание волн Атлантического океана. А от северной соседки - Великобритании - Францию отделяют морские проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На северо-востоке, во Фландрии и Арденнах, Франция граничит с Бельгией и Люксембургом. Далее, к востоку, высятся куполообразные вершины Вогезов. Здесь проходит франко-германская граница. Достигнув р. Рейна, пограничные столбы круто поворачивают к югу, поднимаясь все выше и выше: сначала на горные склоны Юры, по которым проходит граница со Швейцарией, а затем на покрытые снегами хребты Альп, отделяющие Францию от Италии. Здесь находится самая высокая гора Западной Европы - Монблан (4810 м).

Альпийские хребты прорезаны глубокими и довольно широкими долинами, удобными для сообщения. На юго-западе лежит менее высокая, но труднодоступная горная система Пиренеев. Она образует естественную границу Франции с Испанией и небольшим государством Андоррой.

В 1980-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние на промышленное производство. После кризиса 80-х гг., французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986г.Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. -- 5,7% ВВП мира.

В начале ХХ века французская экономика в своем развитии отставала от мировых лидеров. Индустриализация в стране шла более низкими темпами. Если в 1900г. Доля промышленной продукции в ВВП у США составляла 27,9%, у Германии - 23,4%, у Великобритании - 22,4%, то у Франции она не превышала 14%.

После первой мировой войны Франция превратилась из кредитора в должника, в 60-х гг. она потеряла свои колонии. В результате основным источником экономического роста стала промышленность. Основная деятельность по структурной перестройке экономики пришлась на 1946 - 1973 гг. Этот период получил название “тридцатилетия славы” сопровождался высоким экономическим ростом, который в среднем составлял 5,2% в год.

Французскую социально-экономическую модель принято называть дирижистской, или этатистской (от французского “Etat” - государство). Основополагающим признаком данной модели является интенсивное государственное вмешательство в экономику. Государство одновременно выступает как крупный предприниматель, осуществляет административное регулирование экономики и финансирует всеохватывающую систему социального обеспечения.

Административное регулирование экономики осуществлялось с помощью пятилетних индикативных планов, в которых централизованным образом определялись объемы и структура инвестиционных потоков. Например, первый план (1947 - 1952 гг.) выдвигал приоритет развития базовых отраслей: добычи угля, электроэнергетики, металлургии, сельского хозяйства, машиностроения и транспорта. Второй план (1953 - 1957 гг.) предусматривал общее равномерное развитие экономики. А согласно третьему плану (1958 - 1961 гг.), нужно было за 4 года обеспечить увеличение ВВП на 20%. Разработкой индикативных планов занимался Комиссариат планирования. В существовавшие при нем комиссии входили крупные министерские чиновники, эксперты, а также руководители крупных предприятий и союзов предпринимателей. Официально эти планы носили рекомендательный характер, но фактически их исполнение было обязательно как для государственного, так и для частного сектора. С конца второй мировой войны на протяжении практически 40 лет государство осуществляло административный контроль над ценами, который был законодательно отменен только 1 декабря 1986 года, правда с некоторыми исключениями. В сфере государственного регулирования остались тарифы за электричество и газ, плата за проезд в железнодорожном транспорте и метро, тарифы за услуги здравоохранения и лиц свободных профессий (например, нотариусов), квартирная плата и цены на 80% сельскохозяйственной продукции.

Доминирование в обществе мелких собственников и сильные позиции государства в экономике обусловили вторую особенность социально-экономической модели Франции - отставание по степени концентрации капитала от мировых лидеров. По данным журнала Forbes, в сотню крупнейших ТНК мира входит всего 7 французских компаний, в то время как количество американских компаний составляет 29, японских - 9, немецких - 11 и британских - 11. При этом важно отметить, что крупнейшая по активам американская компания Citigroup занимает 1-е место в иерархии, японская Mizuho Financial - 2-е, немецкая Allianz Worldwide - 6-е, британская Barclays - 10-е, а французская BNP Paribas - только 14-е. При этом остальные 6 французских компаний занимают соответственно 25-е, 26-е, 29-е, 80-е, 85-е и 93-е. Для сравнения среди первых двадцати компаний присутствуют 5 американских, 4 Японских, 3 немецких и 3 британских.

Экономическая модель французской экономики имела целый ряд достоинств. Централизованное перераспределение финансовых ресурсов и государственные инвестиции обеспечили быстрый экономический рост в течение трех десятилетий. Средний темп прироста ВВП составил в 50-е гг. 4,5%, в 60-е гг. - 5,8%, в 70-е гг. - 2,6%(стр.154 Учебный курс по основам эконом.теории).Быстрыми темпами увеличивался ВВП на душу населения. По данным ОЭСР, по ППС в ценах 1990г. этот показатель составил 3 855 долл. в 1946г., 7 875 долл. в 1961г., 15 183 долл. в 1981г. и 21 092 долл. в 2001г. Благодаря государственной поддержке “национальных чемпионов” произошло укрупнение французских компаний. Индикативное планирование, определявшее направление и пропорции экономического роста, позволило значительно увеличить французский экспорт и его промышленную составляющую.

Франция является одним из примеров стабилизации экономики за счёт государственного влияния, что является довольно характерным для развития стран. Эта страна - одна из ведущих западных держав, занимает седьмое место среди всех стран мира - 4,7% совокупного ВВП при 1% населения.По размерам территории и населения,она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. На долю Франции приходиться 17% промышленного и 20% сельхозхозяйственного производства Западной Европы (стр. 205 Основы эконом.теорий).

Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. - 5,7% ВВП мира). Доля страны в промышленном производстве стран ОЭСР сократилась с 6,6 до 5,7% за 80-е гг., уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила10%.Французскаяпромышленность по-прежнему имеет недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющему спросу на рынка.

Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной империи.

Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных промышленных проектов. Во Франции активно протекают процессы перестройки социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сотни крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 промышленного производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к наибольшей.

Мелкие и средние предприятия, укрепляя свои позиции в период 70-80-х гг., в основном ориентируются на сферу услуг и торговли. В черной металлургии две крупнейшие компании “Юнизор” и “Сасилор” сосредоточили 70% производства стали, “Компани женераль д"электрисите” (КЖЕ), “Томсон” -- 50% производства электронного и электротехнического оборудования, “Рено” и “Пежо” -- почти все производство автомобилей. “ПешиниЮжин-Кюльман” (ПЮК) и “Иметаль” -- почти полностью сосредоточили в своих руках производство и сбыт цветных металлов.

Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходили одновременно с процессом интернационализации производства и капитала, которые привели к созданию огромных по мощи ТНК. Так, “Иметаль” объединил 62 общества, действующих в 25 странах. У автомобилестроительной компании “Рено” -- почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы сосредоточены на заграничных предприятиях и так далее. Централизация капитала на национальном и международном уровне привела к укреплению целого ряда французских компаний в мировом производстве. Химическая компания “Пешине” превратилась в мирового лидера упаковочной продукции, полиграфическая фирма “Ашет” -- в ведущего издателя журналов в мире, фирма “Кабль де Лион” вышла на первое место в мире в производстве электрических кабелей. Электротехнический концерн “Томсон” занял первое место в мире по выпуску навигационного оборудования для самолетов, а в Европе -- по производству бытовой электроники. “Иметаль” занимает ведущее положение по производству свинца, цинка, никеля в промышленно развитых странах. В Западной Европе компании “Аэроспасиаль” и “Дассо-Бреге” заняли соответственно первое и третье места в авиакосмической промышленности. Упрочились позиции французских компаний среди крупнейших корпораций Западной Европы и мира. В список ста крупнейших компаний вошли 8 французских объединений.

Французские банки всегда активно участвовали в деятельности промышленных компаний через систему участия во владении акционерным капиталом, используя в том числе холдинговые компании, инвестиционные фонды. Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена несколькими финансовыми группами, имеющими широкие международные связи. Это группы “Нариба”, “Союз”, группы Ротшильдов и Ампен-Шнейдеров. Финансовые группы оказывают серьезное влияние на формирование экономической политике. Интересы крупнейших компаний при этом отстаивал Национальный совет французских предпринимателей (Патронат), а также различные отраслевые, межотраслевые и региональные организации предпринимателей, являющиеся мощными рычагами давления на правительство. Активную роль в экономике страны играет мелкий бизнес. Мелкие и средние предприятия, укрепляя свои позиции в период 1970-80-х гг. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых предпринимательских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе не дотягивает до пяти лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Препятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном ориентирован на сферу услуг и торговли.

Функционирование экономической системы происходит под мощным воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК, проявляющемся в активном участии государства в регулировании и программировании экономики, в распространении государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 1980-е гг. произошло изменение основных направлений экономической политики от дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка. Большое влияние на экономическую политику оказали изменения в расстановке политических сил на правительственном уровне, что, прежде всего, проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г. правительство социалистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных компаний и 36 банков. Государственный сектор сосредоточил 28% производства и 16% занятых. Национализация способствовала модернизации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль иностранного капитала. Пришедший к власти блок правых и центристских партий в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. В частный сектор были переданы крупнейшие банковские группы “Париба” и “Сосьете женераль”, индустриальные гиганты “Сен-Гобен”, “Компани женераль д"электрисите”, финансовая компания “Тивас”, военно-промышленная компания “Матра”, финансовая группа “Сюэз”.

Государственный сектор во Франции и в настоящее время является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством. Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы официальные органы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планы ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ.

Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на научно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между Францией и другими ведущими странами. Со второй половины 1980-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки. Правительство сократило государственное регулирование экономики и стимулировало частный сектор, с этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 1970-х гг. .

Франция является одной из ведущих стран западных держав, занимая седьмое место среди всех стран мира - 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По размерам территории (551 тыс. кв км) и населения (57 млн чел.), она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.

В 1980-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние на промышленное производство. После кризиса 80-х гг., французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.

Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. - 5,7% ВВП мира). Доля страны в промышленном производстве стран ОЭСР сократилась с 6,6 до 5,7% за 80-е гг. Уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила 10%. Французская промышленность по-прежнему имеет недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющемуся спросу на рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных промышленных проектов.

Во Франции активно протекают процессы перестройки социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сто крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 промышленного производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к максимуму. В черной металлургии две крупнейшие компании «Юнизор» и «Сасилор» сосредоточили 70% производства стали, «Компани женераль д`электрисите» (КЖЕ), «Томсон» - 50% производства электронного и электротехнического оборудования, «Рено» и «Пежо» - почти все производство автомобилей. «Пешине-Южин-Кюльман» (ПЮК) и «Иметаль»- почти полностью сосредоточили в своих руках производство и сбыт цветных металлов.

Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходят одновременно с процессом интернационализации производства и капитала, которые приводят к созданию огромных по мощи ТНК. Так, «Иметаль» объединяет 62 общества, действующих в 25 странах. У автомобилестроительной компании «Рено» - почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы сосредоточены на заграничных предприятиях и так далее.

Централизация капитала на национальном и международном уровне привела к укреплению целого ряда французских компаний в мировом производстве. Химическая компания «Пешине» превратилась в мирового лидера упаковочной продукции, полиграфическая фирма «Ашет»- в ведущего издателя журналов в мире, фирма «Кабль де Лион» вышла на первое место в мире в производстве электрических кабелей. Электротехнический концерн «Томсон» занял первое место в мире по выпуску навигационного оборудования для самолетов, а в Европе - по производству бытовой электроники. «Иметаль» занимает ведущее положение по производству свинца, цинка, никеля в промышленно развитых странах. В Западной Европе компании «Аэроспасиаль» и «Дассо-Бреге» заняли соответственно первое и третье места в авиакосмической промышленности.

Упрочились позиции французских компаний среди крупнейших корпораций Западной Европы и мира. В списке ста крупнейших компаний входят 8 французских объединений (1961 г.- 2). Франция не только уступает ведущим странам - США, Японии, ФРГ и Британии по количеству крупнейших компаний, но и по величине их оборотов. Оборот первых десяти французских компаний в обрабатывающей промышленности составляет около 28% от оборота первых десяти американских и 45% германских. 6 французских банков входят в число 50 крупнейших банков мира. Это «Креди агриколь», «Банк насиональ де Пари», «Креди Лионне», «Сосьете жене-раль», «Групп де кесс д`епарнь», «Компани финансьср де Париба».

Банки активно участвуют в деятельности промышленных компаний через систему участия во владении акционерным капиталом, используя в том числе холдинговые компании, инвестиционные фонды, личную унию.

Статистические показатели Франции
(по состоянию на 2012 год)

Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена несколькими финансовыми группами, имеющими широкие международные связи. Это группы «Нариба», «Союз», группы Ротшильдов и Ампен-Шнейдеров. Финансовые группы оказывают серьезное влияние на формирование экономической политики. Интересы крупнейших компаний отстаивает Национальный совет французских предпринимателей (Патронат), а также различные отраслевые, межотраслевые и региональные организации предпринимателей, являющиеся мощными рычагами давления на правительство.

Активную роль в экономике страны играет мелкий бизнес. Мелкие и средние предприятия укрепляя свои позиции в период 70-80-х гг. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых предпринимательских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе не дотягивает до пяти лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Препятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном ориентирован на сферу услуг и торговли.

Функционирование экономической системы происходит под мощным воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК, проявляющемся в активном участии государства в регулировании и программировании экономики, в распространении государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 80-е гг. произошло изменение основных направлений экономической политики от дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка. Большое влияние на экономическую политику оказали изменения в расстановке политических сил на правительственном уровне, что прежде всего проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г. правительство социалистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных компаний и 36 банков. Государственный сектор стал сосредотачивать 28% производства и 16% занятых. Национализация способствовала модернизации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль иностранного капитала.

Пришедший к власти блок правых и центристских партий в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. В частный сектор были переданы крупнейшие банковские группы «Париба» и «Сосьете женераль», индустриальные гиганты «Сен-Гобен», «Компани женераль д`электрисите», финансовая компания «Тивас», военно-промышленная компания «Матра», финансовая группа «Сюэз».

Сохраняющийся государственный сектор занижает базовые, инфраструктурные и отрасли обрабатывающей промышленности. В нем обеспечивается 70% производства энергии, он включает около 60% транспорта и связи, свыше 80% авиакосмической промышленности, дает 40% автомобилей и так далее. Государственный сектор является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством.

Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы официальные органы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планы ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ. Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на научно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между Францией и другими ведущими странами.

Со второй половины 80-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.

Правительство сократило государственное регулирование экономики и стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 70-х гг.

Промышленность Франции

Под влиянием НТР происходят существенные изменения в отраслевой структуре хозяйства. Сократилось значение промышленности, на долю которой приходится 26,7% ВВП (1980 г.- 32%). В промышленном производстве выросла доля продукции машиностроения (до 31%), главным образом за счет прироста в электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Этот структурный сдвиг сопровождался сокращением доли и фактически свертыванием производства в традиционных отраслях. Однако во Франции остается еще довольно высоким удельный вес «старых» производств, продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны аналогичной продукции некоторых западных и особенно «новых индустриальных стран». Большое место занимает пищевая промышленность (12%). Такую долю имеет только Великобритания.

По доле продукции отраслей машиностроения в промышленном производстве Франция отстает от ведущих стран. Наибольшее отставание отмечается в отраслях, являющихся носителями НТП и обеспечивающих модернизацию производственного аппарата на базе новейшей техники. Это прежде всего в производстве станков, ряде отраслей промышленной электроники и средств информатики, микроэлектронной техники. На Францию приходится только 8,9% совокупного производства товаров передовой технологии одиннадцати наиболее развитых стран (ФРГ - 11%, Великобритании - 7,8%). Она значительно отстает от ведущих стран в производстве металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования, уступая ФРГ и Японии по общему объему примерно в 8 раз. Производственная структура станкостроения характеризуется относительно низкой долей прогрессивных видов металлообрабатывающего оборудования.

Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение (12%) и транспортное (10%). Автомобильная промышленность является одной из основ национальной промышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании - частная «Пежо-Ситроен» и государственная «Рено» обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей. Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций. Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект «Арианспейс» обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка.

Переход к энергосберегающему типу производства, высокая зависимость от импорта топливно-энергетических ресурсов вызвали переориентацию в энергетической стратегии. Основное внимание уделялось развитию атомной энергетики, а также альтернативным источникам энергии. Ускоренное развитие ядерной энергетики привело к заметному изменению структуры производства электроэнергии в стране. В 1973 г. на АЭС вырабатывалось 8% всей электроэнергии, на ТЭС - 65% и на ГЭС - 27%, в 1987 г. доля АЭС составила 76%, доля ТЭС снизилась до 7%. Развитие ядерной энергетики позволило поднять степень самообеспеченности Франции в энергии с 25% в 1975 г. до 50% в 1980 г. и 58% в 1987 г. По мере ввода в действие новых АЭС и вывода из эксплуатации ТЭС на жидком топливе, сокращался импорт нефти.

Сельское хозяйство Франции

Франция - крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Западной Европе. На долю сельского хозяйства приходится примерно 4% ВВП и 6% самодеятельного населения страны, но оно дает 25% продукции в ЕС.

Характерной чертой социально-экономической структуры являются достаточно мелкие размеры хозяйств. Средняя площадь земельных угодий - 28 га, что превышает соответствующие показатели многих стран ЕС. В землевладении отмечается большая раздробленность. Более половины хозяйств существуют на собственной земле. Ведущей силой производства выступают крупные хозяйства. 52% сельскохозяйственных угодий приходятся на хозяйства размером свыше 50 га, которые составляют 16,8% от их общего числа. Они обеспечивают свыше 2/3 продукции, занимая господствующее положение в производстве практически всех отраслей сельского хозяйства.

В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 60-х гг. появились сельскохозяйственные производственные объединения, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала.

Управление сельским хозяйством осуществляется как через систему государственных специализированных органов, так и ряда смешанных обществ, в основном отраслевого характера. Государственное регулирование осуществляется в основном путем экономического воздействия. Существует специализированный банк «Креди Агриколь» с отделениями на местах, Фонд экономического и социального развития. Большое влияние на выработку структурной политики оказывает Европейский фонд сельскохозяйственной ориентации. Стимулирующие методы государственного воздействия используются как для расширения производства отдельных культур, укрепления структуры хозяйств, так и сокращения перепроизводства.

Ведущей отраслью является животноводство, на долю которого приходится 2/3 стоимости аграрной продукции, Франция является первым среди западных стран производителем ячменя и сахара, вторым - пшеницы, вина и мяса. Традиционно известны такие отрасли, как виноградарство, садоводство, устричный промысел.

Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу - свыше 100%.

Внешнеэкономические связи Франции

Экономика Франции глубоко встроена в мировое хозяйство. Французским компаниям в 80-е гг. удалось несколько увеличить свою долю в мировом экспорте (6,5%) и сократить в импорте. Внешняя торговля выступает серьезным фактором экономического роста. На экспорт идет около 1/5 ее конечного продукта 1970 г. - 19,4%). По объему экспорта Франция уступает в Западной Европе только ФРГ. Структура французского экспорта имеет определенные особенности. В нем более высокий удельный вес имеют сельскохозяйственные товары и сырье - 20%. В настоящее время ликвидирующие позиции во внешней торговле страны занимают машины и оборудование (43% экспорта и 39% импорта). Наибольший удельный вес в этой группе мировой торговли занимает гражданская авиатехника, электротехническое оборудование и комплектное оборудование для строительства крупных промышленных объектов, различные виды вооружения. В 80-е гг. позиции Франции в торговле многими видами машиностроительной продукции заметно ослабли. Снизилась доля в мировом экспорте легковых автомобилей, конторского оборудования и вычислительной техники, специального промышленного оборудования, станков, электроприборов. Это в значительной мере определяется особенностями отраслевой структуры хозяйства и характером ее специализации в международном разделении труда, а также снижением конкурентоспособности промышленности. В тоже время по экспорту авиационной техники, локомотивов, вагонов она занимает второе место; автомобилей, химических товаров - третье место; в экспорте военной техники и оружия Франция удерживает второе место в мире после США. Тремя главными статьями экспорта вооружения являются военные корабли, самолеты и армейское вооружение.

По объему сельскохозяйственного экспорта Франция отстает только от США. На внешних рынках реализуется свыше 1/3 производимой продукции. В аграрном экспорте преобладают «массовые» продукты - пшеница, ячмень, кукуруза, молочные продукты. Доля продуктов высокой степени обработки - кондитерских, мясных изделий, шоколада, консервов - ниже, чем в других ведущих странах.

Экспортная специализация Франции значительно уступает другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно производство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд - к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины).

В последнее десятилетие в экономике страны значительно возрос импортный компонент (21% ВВП), что связано с усилением международного разделения труда и изменением конкурентоспособности французских товаров. Наиболее высока доля импорта в производстве продукции машиностроения и химической промышленности (40-60%). Это в значительной мере связано с особенностями развития научно-технического потенциала страны и внедрением научных достижений в производство. Франция отстает от своих конкурентов по доле НИОКР в ВВП (3,3% в 1991 г., тогда как у ФРГ - 3,6%). Характерной чертой научно-исследовательской деятельности выступает ее военная направленность. Доля средств, направляемая на военные исследования, достигает 19% всех расходов на НИОКР, а ФРГ - около 5%.

Франция проводит исследования по широкому кругу тем. По целому ряду из них она занимает ведущие позиции - атомная энергетика, авиационная техника, оборудование связи, некоторые виды электроники промышленного назначения. По другим сильно отстает- информатика, электроника, биотехнология. В настоящее время на долю электронной, авиакосмической, автомобилестроительной промышленности, химической и фармацевтической приходится более 60% ассигнований на НИОКР в промышленности. В то же время в таких отраслях, как общее машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность и др. эти расходы незначительны. В машиностроении доля затрат на НИОКР значительно ниже, чем в других ведущих отраслях.

Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС. Это самая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе выступает ФРГ, на которую приходится 16% экспорта и 20% импорта. На втором месте Италия (12%). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6,1% экспорта). Доля развивающихся стран в торговле страны сократилась, в том числе доля Африки с 13,3 до 7,4% за 80-е гг. Недостатком географической структуры внешней торговли является значительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимися рынками. Французские компании прилагают большие усилия для расширения внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций. При этом в 80-е гг. произошло сокращение ее доли.

Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны, где основным объектом приложения капитала является Западная Европа, но значение ее уменьшилось. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось 86,4% французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%. За этот же период резко возрос удельный вес США - с 5,4% до 36,5%. В 80-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях - металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобритании.

В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в «третьем мире». В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на местный рынок.

Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступают им.

Крупный приток иностранного капитала начался в 60-е гг. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного экспорта. Иностранный капитал сконцентрирован в ключевых, новейших отраслях промышленности, где он занимает нередко лидирующие позиции. Так, в нефтеперерабатывающей промышленности он контролирует 52% оборота отрасли, в химической - 55%, сельскохозяйственном машиностроении - 50%, производстве ЭВМ и средств информатики - 49%, точном приборостроении - 36%. Большинство иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых входят в число первых десяти фирм в отрасли. В производстве ЭВМ ведущее положение занимают американские «ИБМ» и «Хэниуэлл», в сельскохозяйственном машиностроении - «Интернэшнл Хавестер», «Катерпиллер», «Дир энд К°».

В обеспечении внешнеэкономической экспансии компаний на внешних рынках развивающихся стран важная роль отводится экономической помощи. За счет финансовой поддержки со стороны государства компании компенсируют свою слабость при освоении внешних рынков. По объему помощи Франция уступает только США и Японии, а по ее доли в ВВП превосходит все ведущие страны.

Несмотря на возрастание значения многосторонней помощи в связи с членством Франции в ЕС, приоритетное место остается за двухсторонней помощью. В условиях структурной перестройки экономики извивающихся стран и усиления процессов интернационализации производительных сил, увеличился объем технической помощи, которая стала важным средством обеспечения деятельности ТНК в обрабатывающих отраслях. Как и раньше, значительная часть помощи идет нa сооружение объектов инфраструктуры, но увеличивается доля аграрных и обрабатывающих отраслей. Франция поддерживает достаточно устойчивые экономические отношения с Российской Федерацией. В экспорте основное место занимают машины и оборудование, химические и сельскохозяйственные продукты. Ввозит Франция из РФ топливо и сырьевые товары.

Торговый и платежный баланс Франции традиционно сводится с отрицательным сальдо. Дефицит образуется главным образом за счет минерального сырья, части химических и потребительских товаров, включая бытовую электронику. В последнее десятилетие ухудшилось сальдо торговли промышленными товарами. Крупные разрывы образуются в торговле с ФРГ и Японией.

Франция выступает как чистый импортер технологических достижений. Дефицит сделок по патентам и лицензиям в отдельные годы превышает половину отрицательного сальдо внешней торговли страны. В свою очередь, 73% всего дефицита технического обмена приходится на долю таких отраслей, как электроника, химия, информатика, 60% французских расходов на покупку патентов и лицензий идет в США.

В области внешнеэкономической политики приоритет отдается развитию экспорта импортозамещающих производств. Наряду с идеей «нового завоевания внутреннего рынка» выдвинута идея «нового завоевания западноевропейского рынка».


Франция начинается с освоения французского языка : частные занятия, все уровни.

Общие тенденции экономического развития. Сельское хозяйство. Внешнеэкономические связи. Промышленность.

Государственный комитет РФ по высшему образованию

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

имени Серго Ордженикидзе.

_____________________________________________________________

Кафедра Мировой Экономики

Реферат по теме
" Экономика Франции"

выполнил: Фахретдинов А.Х.
МЭ, группа 2

принял: Елизаров В.Г.

Москва 1996

Введение..................................................................3

Общие тенденции экономического развития...3

Промышленность..................................................7

Сельское хозяйство...............................................9

Внешнеэкономические связи.............................10

Заключение...........................................................15

Список литературы.............................................16

Введение.

Автор опирается на некоторое количество отечественных исследований, располагает достаточной информацией и считает ее приемлемой для изложения в краткой форме. Тема интересна потому, что Франция как страна является одним из примеров стабилизации экономики за счет государственного влияния, что является довольно характерным для развитых стран. Также в экономике Франции есть масса особенностей, исследование которых могло бы помочь и нашей стране. Таким образом, будут рассмотрены некоторые общие положения в экономике страны, а также выделены некоторые особенности ее развития.

Общие тенденции экономического развития.

Франция является одной из ведущих стран западных держав, зани­мая седьмое место среди всех стран мира - 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По размерам территории (551 тыс. кв км) и населе­ния (57 млн чел.), она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяй­ственного производства Западной Европы.

В 80-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось за­медленными темпами роста, массовой безработицей, резкими смена­ми основных направлений государственного регулирования. Структур­ный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизвод­ства оказали сильное влияние на промышленное производство. После кризиса 80-х гг., французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.

Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. - 5,7% ВВП мира). Доля страны в промышленном производ­стве стран ОЭСР сократилась с 6,6 до 5,7% за 80-е гг. Уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила 10%. Фран­цузская промышленность по-прежнему имеет недостаточную специа­лизацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющемуся спросу на рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата связана с историческими особенностями развития экономи­ки, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в струк­туре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрез­мерную осторожность при осуществлении долгосрочных промышлен­ных проектов.

Во Франции активно протекают процессы перестройки социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сто крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 про­мышленного производства. В ряде отраслей монополизация производ­ства приближается к максимуму. В черной металлургии две крупней­шие компании «Юнизор» и «Сасилор» сосредоточили 70% производст­ва стали, «Компани женераль д"электрисите» (КЖЕ), «Томсон» - 50% производства электронного и электротехнического оборудования, «Ре­но» и «Пежо» - почти все производство автомобилей. «Пешине-Южин-Кюльман» (ПЮК) и «Иметаль»- почти полностью сосредоточили в своих руках производство и сбыт цветных металлов.

Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходят одновременно с процессом интерна­ционализации производства и капитала, которые приводят к созданию огромных по мощи ТНК. Так, «Иметаль» объединяет 62 общества, дей­ствующих в 25 странах. У автомобилестроительной компании «Ре­но» - почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы сосредоточены на заграничных предприятиях и так далее.

Централизация капитала на национальном и международном уров­не привела к укреплению целого ряда французских компаний в миро­вом производстве. Химическая компания «Пешине» превратилась в мирового лидера упаковочной продукции, полиграфическая фирма «Ашет»- в ведущего издателя журналов в мире, фирма «Кабль де Ли­он» вышла на первое место в мире в производстве электрических кабе­лей. Электротехнический концерн «Томсон» занял первое место в мире по выпуску навигационного оборудования для самолетов, а в Европе - по производству бытовой электроники. «Иметаль» занимает ведущее положение по производству свинца, цинка, никеля в промышленно развитых странах. В Западной Европе компании «Аэроспасиаль» и «Дассо-Бреге» заняли соответственно первое и третье места в авиакос­мической промышленности. Упрочились позиции французских ком­паний среди крупнейших корпораций Западной Европы и мира. В списке ста крупнейших компаний входят 8 французских объединений (1961 г.- 2). Франция не только уступает ведущим странам - США, Японии, ФРГ и Британии по количеству крупнейших компаний, но и по величине их оборотов. Оборот первых десяти французских компа­ний в обрабатывающей промышленности составляет около 28% от оборота первых десяти американских и 45% германских. 6 француз­ских банков входят в число 50 крупнейших банков мира. Это «Креди агриколь», «Банк насиональ де Пари», «Креди Лионне», «Сосьете жене-раль», «Групп де кесс д"епарнь», «Компани финансьср де Париба».

Банки активно участвуют в деятельности промышленных компа­ний через систему участия во владении акционерным капиталом, ис­пользуя в том числе холдинговые компании, инвестиционные фонды, личную унию.

Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена несколькими финансовыми группами, имеющими широкие международные связи. Это группы «Нариба», «Союз», группы Ротшильдов и Ампен-Шнейдеров. Финансовые группы оказывают серьезное влияние на формирование экономической политики. Интересы крупнейших компаний отстаивает Национальный совет французских предпринимателей (Патронат), а также различные отраслевые, межот­раслевые и региональные организации предпринимателей, являющие­ся мощными рычагами давления на правительство.

Активную роль в экономике страны играет мелкий бизнес. Мелкие и средние предприятия укрепляя свои позиции в период 70-80-х гг. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых предпринима­тельских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе не дотя­гивает до пяти лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Пре­пятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном ориентирован на сферу услуг и торговли.

Функционирование экономической системы происходит под мощ­ным воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК, проявляющемся в активном участии государ­ства в регулировании и программировании экономики, в распростра­нении государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 80-е гг. произошло из­менение основных направлений экономической политики от дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка. Большое влияние на экономическую политику оказали изменения в расстановке политиче­ских сил на правительственном уровне, что прежде всего проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г. правительство соци­алистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных ком­паний и 36 банков. Государственный сектор стал сосредотачивать 28% производства и 16% занятых. Национализация способствовала модер­низации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль иностранного капи­тала. Пришедший к власти блок правых и центристских партий в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. В частный сектор были пере­даны крупнейшие банковские группы «Париба» и «Сосьете женераль», индустриальные гиганты «Сен-Гобен», «Компани женераль д"электрисите», финансовая компания «Тивас», военно-промышленная компа­ния «Матра», финансовая группа «Сюэз».

Сохраняющийся государственный сектор занижает базовые, инф­раструктурные и отрасли обрабатывающей промышленности. В нем обеспечивается 70% производства энергии, он включает около 60% транспорта и связи, свыше 80% авиакосмической промышленности, дает 40% автомобилей и так далее. Государственный сектор является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством.

Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью бы­ли созданы официальные органы, среди которых выделяется Комисса­риат плана. Разработанные планы ориентировали французскую эконо­мику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиле­ние научно-исследовательских работ.

Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на на­учно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между" Фран­цией и другими ведущими странами.

Со второй половины 80-х гг. в экономической политике правитель­ства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с со­зданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразо­вания, проведение системы налогообложения и социального обеспече­ния в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обыч­но она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.

Правительство сократило государственное регулирование экономи­ки и стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валют­ный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льго­ты компаниям. Одним из краеугольных камней экономической поли­тики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 70-х гг.

Промышленность.

Под влиянием НТР происходят существенные изменения в отрас­левой структуре хозяйства. Сократилось значение промышленности, на долю которой приходится 26,7% ВВП (1980 г.- 32%). В промыш­ленном производстве выросла доля продукции машиностроения (до 31%), главным образом за счет прироста в электротехнической и элек­тронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Этот струк­турный сдвиг сопровождался сокращением доли и фактически сверты­ванием производства в традиционных отраслях. Однако во Франции остается еще довольно высоким удельный вес «старых» производств, продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны аналогичной продукции некоторых западных и особенно «но­вых индустриальных стран». Большое место занимает пищевая про­мышленность (12%). Такую долю имеет только Великобритания.

По доле продукции отраслей машиностроения в промышленном производстве Франция отстает от ведущих стран. Наибольшее отстава­ние отмечается в отраслях, являющихся носителями НТП и обеспечи­вающих модернизацию производственного аппарата на базе новейшей техники. Это прежде всего в производстве станков, ряде отраслей промышленной электроники и средств информатики, микроэлектронной техники. На Францию приходится только 8,9% совокупного производ­ства товаров передовой технологии одиннадцати наиболее развитых стран (ФРГ - 11%, Великобритании - 7,8%). Она значительно отстает от ведущих стран в производстве металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования, уступая ФРГ и Японии по общему объему примерно в 8 раз. Производственная структура станкостроения харак­теризуется относительно низкой долей прогрессивных видов металло­обрабатывающего оборудования.

Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение (12%) и транспортное (10%). Автомобиль­ная промышленность является одной из основ национальной про­мышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании - частная «Пежо-Ситроен» и государственная «Рено» обеспечивают соответствен­но 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей. Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций. Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект «Арианспейс» обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка.

Переход к энергосберегающему типу производства, высокая зави­симость от импорта топливно-энергетических ресурсов вызвали пере­ориентацию в энергетической стратегии. Основное внимание уделя­лось развитию атомной энергетики, а также альтернативным источни­кам энергии. Ускоренное развитие ядерной энергетики привело к за­метному изменению структуры производства электроэнергии в стране. В 1973 г. на АЭС вырабатывалось 8% всей электроэнергии, на ТЭС - 65% и на ГЭС - 27%, в 1987 г. доля АЭС составила 76%, доля ТЭС сни­зилась до 7%. Развитие ядерной энергетики позволило поднять сте­пень самообеспеченности Франции в энергии с 25% в 1975 г. до 50% в 1980 г. и 58% в 1987 г. По мере ввода в действие новых АЭС и вывода из эксплуатации ТЭС на жидком топливе, сокращался импорт нефти.

Сельское хозяйство.

Франция - крупнейший производитель сельскохозяйственной про­дукции в Западной Европе. На долю сельского хозяйства приходится примерно 4% ВВП и 6% самодеятельного населения страны, но оно да­ет 25% продукции в ЕС. Характерной чертой социально-экономиче­ской структуры являются достаточно мелкие размеры хозяйств. Сред­няя площадь земельных угодий - 28 га, что превышает соответствую­щие показатели многих стран ЕС. В землевладении отмечается боль­шая раздробленность. Более половины хозяйств существуют на собст­венной земле. Ведущей силой производства выступают крупные хозяй­ства. 52% сельскохозяйственных угодий приходятся на хозяйства раз­мером свыше 50 га, которые составляют 16,8% от их общего числа. Они обеспечивают свыше 2/3 продукции, занимая господствующее положение в производстве практически всех отраслей сельского хозяй­ства.

В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперати­вы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техни­ки. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свы­ше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 60-х гг. появились сельскохозяйственные производственные объедине­ния, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала.

Управление сельским хозяйством осуществляется как через систе­му государственных специализированных органов, так и ряда смешан­ных обществ, в основном отраслевого характера. Государственное регу­лирование осуществляется в основном путем экономического воздей­ствия. Существует специализированный банк «Креди Агриколь» с отде­лениями на местах, Фонд экономического и социального развития. Большое влияние на выработку структурной политики оказывает Ев­ропейский фонд сельскохозяйственной ориентации. Стимулирующие методы государственного воздействия используются как для расшире­ния производства отдельных культур, укрепления структуры хозяйств, так и сокращения перепроизводства.

Ведущей отраслью является животноводство, на долю которого приходится 2/3 стоимости аграрной продукции, Франция является первым среди западных стран производителем ячменя и сахара, вто­рым - пшеницы, вина и мяса. Традиционно известны такие отрасли, как виноградарство, садоводство, устричный промысел.

Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агро­культуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превы­шает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу - свыше 100%.

Внешнеэкономические связи.

Экономика Франции глубоко встроена в мировое хозяйство. Фран­цузским компаниям в 80-е гг. удалось несколько увеличить свою долю в мировом экспорте (6,5%) и сократить в импорте. Внешняя торговля выступает серьезным фактором экономического роста. На экспорт идет около 1/5 ее конечного продукта 1970 г. - 19,4%). По объему экс­порта Франция уступает в Западной Европе только ФРГ. Структура французского экспорта имеет определенные особенности. В нем более высокий удельный вес имеют сельскохозяйственные товары и сырье - 20%. В настоящее время ликвидирующие позиции во внешней торгов­ле страны занимают машины и оборудование (43% экспорта и 39% импорта). Наибольший удельный вес в этой группе мировой торговли занимает гражданская авиатехника, электротехническое оборудование и комплектное оборудование для строительства крупных промышлен­ных объектов, различные виды вооружения. В 80-е гг. позиции Франции в торговле многими видами машиностроительной продукции заметно ослабли. Снизилась доля в мировом экспорте легковых автомобилей, конторского оборудования и вычис­лительной техники, специального промышленного оборудования, станков, электроприборов. Это в значительной мере определяется осо­бенностями отраслевой структуры хозяйства и характером ее специа­лизации в международном разделении труда, а также снижением кон­курентоспособности промышленности. В тоже время по экспорту авиа­ционной техники, локомотивов, вагонов она занимает второе место; автомобилей, химических товаров- третье место; в экспорте военной техники и оружия Франция удерживает второе место в мире после США. Тремя главными статьями экспорта вооружения являются воен­ные корабли, самолеты и армейское вооружение.

По объему сельскохозяйственного экспорта Франция отстает только от США. На внешних рынках реализуется свыше 1/3 производимой продукции. В аграрном экспорте преобладают «массовые» продукты - пшеница, ячмень, кукуруза, молочные продукты. Доля продуктов вы­сокой степени обработки - кондитерских, мясных изделий, шоколада, консервов - ниже, чем в других ведущих странах.

Экспортная специализация Франции значительно уступает другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно произ­водство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд - к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины).

В последнее десятилетие в экономике страны значительно возрос импортный компонент (21% ВВП), что связано с усилением междуна­родного разделения труда и изменением конкурентоспособности фран­цузских товаров. Наиболее высока доля импорта в производстве про­дукции машиностроения и химической промышленности (40-60%). Это в значительной мере связано с особенностями развития научно-технического потенциала страны и внедрением научных достижений в производство. Франция отстает от своих конкурентов по доле НИОКР в ВВП (3,3% в 1991 г., тогда как у ФРГ - 3,6%). Характерной чертой на­учно-исследовательской деятельности выступает ее военная направ­ленность. Доля средств, направляемая на военные исследования, до­стигает 19% всех расходов на НИОКР, а ФРГ - около 5%.

Франция проводит исследования по широкому кругу тем. По це­лому ряду из них она занимает ведущие позиции - атомная энерге­тика, авиационная техника, оборудование связи, некоторые виды электроники промышленного назначения. По другим сильно отста­ет- информатика, электроника, биотехнология. В настоящее время на долю электронной, авиакосмической, автомобилестроительной про­мышленности, химической и фармацевтической приходится более 60% ассигнований на НИОКР в промышленности. В то же время в та­ких отраслях, как общее машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность и др. эти расходы незначительны. В машиностроении доля затрат на НИОКР значительно ниже, чем в других ведущих отраслях.

Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС. Это са­мая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе выступает ФРГ, на которую приходится 16% экспорта и 20% импорта. На втором месте Италия (12%). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6,1% экспорта). Доля развивающихся стран в торг­овле страны сократилась, в том числе доля Африки с 13,3 до 7,4% за 80-е гг. Недостатком географической структуры внешней торговли яв­ляется значительная ориентация экспорта в страны с медленно расши­ряющимися рынками.

Французские компании прилагают большие усилия для расшире­ния внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступа­ет экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций. При этом в 80-е гг. произошло со­кращение ее доли.

Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны, где основным объектом приложения капитала явля­ется Западная Европа, но значение ее уменьшилось. В 1960 г. на стра­ны Западной Европы приходилось 86,4% французских прямых инве­стиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%. За этот же период резко возрос удельный вес США - с 5,4% до 36,5%. В 80-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отрас­лях - металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобрита­нии.

В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в «третьем мире». В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обраба­тывающие производства путем налаживания сборочных или автоном­ных предприятий с ориентацией на местный рынок.

Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инве­стиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступа­ют им.

Крупный приток иностранного капитала начался в 60-е гг. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного экспорта. Иностранный капитал сконцентрирован в ключевых, новейших отраслях промышленности, где он занимает нередко лидирующие позиции. Так, в нефтеперерабатывающей промыш­ленности он контролирует 52% оборота отрасли, в химической - 55%, сельскохозяйственном машиностроении - 50%, производстве ЭВМ и средств информатики - 49%, точном приборостроении - 36%. Боль­шинство иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых входят в число первых десяти фирм в отрасли. В производстве ЭВМ ведущее положение занимают американские «ИБМ» и «Хэниуэлл», в сельскохозяйственном машиностроении - «Интернэшнл Хавестер», «Катерпиллер», «Дир энд К°».

В обеспечении внешнеэкономической экспансии компаний на внешних рынках развивающихся стран важная роль отводится эконо­мической помощи. За счет финансовой поддержки со стороны государ­ства компании компенсируют свою слабость при освоении внешних рынков. По объему помощи Франция уступает только США и Японии, а по ее доли в ВВП превосходит все ведущие страны.

Несмотря на возрастание значения многосторонней помощи в связи с членством Франции в ЕС, приоритетное место остается за двухсто­ронней помощью. В условиях структурной перестройки экономики извивающихся стран и усиления процессов интернационализации производительных сил, увеличился объем технической помощи, которая стала важным средством обеспечения деятельности ТНК в обрабатывающих отраслях. Как и раньше, значительная часть помощи идет нa сооружение объектов инфраструктуры, но увеличивается доля аграрных и обрабатывающих отраслей.

Франция поддерживает достаточно устойчивые экономические отношения с Российской Федерацией. В экспорте основное место занимают машины и оборудование, химические и сельскохозяй­ственные продукты. Ввозит Франция из РФ топливо и сырьевые то­вары.

Торговый и платежный баланс Франции традиционно сводится с отрицательным сальдо. Дефицит образуется главным образом за счет минерального сырья, части химических и потребительских товаров, включая бытовую электронику. В последнее десятилетие ухудшилось сальдо торговли промышленными товарами. Крупные разрывы обра­зуются в торговле с ФРГ и Японией.

Франция выступает как чистый импортер технологических дости­жений. Дефицит сделок по патентам и лицензиям в отдельные годы превышает половину отрицательного сальдо внешней торговли стра­ны. В свою очередь, 73% всего дефицита технического обмена прихо­дится на долю таких отраслей, как электроника, химия, информатика, 60% французских расходов на покупку патентов и лицензий идет в США.

В области внешнеэкономической политики приоритет отдается раз­витию экспорта импортозамещающих производств. Наряду с идеей «нового завоевания внутреннего рынка» выдвинута идея «нового завое­вания западноевропейского рынка».

Заключение.

Таким образом, было получено довольно полное представление о работе экономики Франции и были замечены такие тенденции как: стремление Франции к концентрации и централизации капитала, его экспорту и импорту; интернационализация производства, сокращающееся воздействие государства на все уровни экономики, с помощью отмены валютного контроля, снижения налогов; импорт технологических новинок и другие. Экономическая политика правительства Франции может в какой то степени послужить и отечественной экономике, в частности в таком аспекте как поощрение мелкого бизнеса, на который во Франции тратится довольно много средств.

Список используемой литературы:

1) Хасбулатов “Мировая экономика”,1995

2) Ежегодник, “Франция”, 1994

3) Ломакин, Шитов “Мировая экономика”, 1995

4) “Мировая экономика и международные отношения”, журналы №3,4-95

Промышленное производство является ведущей сферой экономики Франции. На него приходится 20 % национального ВВП и половина от всей экспортируемой государством продукции. Более того, в данной сфере работает около 27 % от всех занятых жителей страны. Главные Франции - это машиностроение, энергетика, металлургия и автомобилестроение.

Машиностроение

На этот сегмент экономики страны приходится порядка 40 % занятых промышленных рабочих и стоимости продукции. Ведущая роль области принадлежит общему и транспортному машиностроению. Государство занимает одну из лидирующих позиций на планете в таком показателе, как производство и экспорт машин различного предназначения. Интересная особенность отрасли заключается в том, что она в значительной мере (около 25 %) сконцентрирована в Париже и его окрестностях. Международная специализация промышленности Франции в данной сфере связана, прежде всего, с такими направлениями, как выпуск автомобилей, вооружения, космической и авиационной техники, а также оборудования для АЭС.

Ежегодно с конвейеров французских предприятий сходит до 4 миллионов автомобилей. Неудивительно, что это направление зачастую называют одной из основ национальной промышленной структуры. Ведущими производителями легковых машин считаются компании «Рено» и «Пежо-Ситроен». На них приходится более, чем 90% от всех выпущенных авто.

Отдельных слов заслуживает и авиаракетная промышленность Франции, которая является лидером на территории Западной Европы. Страна выпускает самолёты и вертолёты для военных и гражданских целей, а также ракеты. Практически все функционирующие в этой области заводы находятся в государственной собственности. Они расположены в Париже, Бордо, Тулузе и других крупных городах.

Энергетика

В связи с тем, что страна не может похвастаться большими залежами традиционных ресурсов, после окончания второй мировой войны правительство начало уделять много внимания развитию ядерной энергетики. Не изменилась специализация промышленности Франции в этом направлении и в наши дни. В большей мере отрасль опирается на собственную сырьевую и научно-техническую базу. Ежегодно страна добывает до трёх тысяч тонн Вместе с этим часть её импортируется из африканских стран (преимущественно Габона и Нигера). В государстве по состоянию на сегодняшний день функционирует более 50 атомных энергоблоков, производящих более 70 % электроэнергии. По уровню развития ядерной энергетики оно уступает только США.

Вместе с этим общего количества добываемых ресурсов, в том числе нефти, природного газа и угля, хватает для обеспечения страны лишь наполовину. Это делает её сильно зависимой от импорта энергоносителей. Таким образом, государственная политика правительства в этой сфере направлена на сокращение потребления энергии. Это, в свою очередь, дало толчок развитию альтернативных её видов. Как результат, довольно развитым стало использование энергии ветра, солнца и приливов.

Металлургия

Уровень развития и выплавки алюминия в стране является довольно высоким. Вместе с этим из-за высокой конкуренции со стороны других государств эти Франции в последние годы характеризуются небольшим спадом. Как бы там ни было, местные предприятия ежегодно выплавляют порядка 19 миллионов тонн стали и почти 14 миллионов тонн чугуна. Большинство заводов отрасли расположено в Лотарингии, где работает с использованием железной руды, которая там же и добывается. Очень важными стали и металлургические комбинаты, что находятся в городах Фосе и Дюнкерк. Их отличительной особенностью является расположение возле моря, что позволяет существенно экономить на транспортировке прибывающего в порты импортного сырья. Нельзя не отметить и электрометаллургию, которая развита неподалёку от ГЭС в горных регионах страны. Её продукцией являются цветные металлы, ферросплавы, а также высококачественные сорта стали.

Текстильная промышленность

В таком сегменте, как легкая промышленность Франции, наибольшее значение имеет текстильная отрасль. Она уже не играет такой важной роли для экономики страны, как ранее, однако находится на одной из лидирующих позиций в Западной Европе. Основной её отличительной характеристикой стала высокая доля потребления шерсти с хлопком. При этом процент использования синтетических волокон является незначительным. По состоянию на сегодняшний день в отрасли заняты более 250 тысяч работников, в то время как среднегодовой денежный оборот в ней оценивается в 28 миллиардов евро. Около 30 % изготовленной в отрасли продукции экспортируется в другие страны.

В целом выделяется несколько основных районов, где сосредоточено большинство предприятий этой отрасли промышленности Франции. На севере государства находятся в основном джутовые, льняные и шерстяные заводы. Этот же регион является центром хлопкопрядения. Трикотаж изготовляется преимущественно в Париже, Рубе и Труа. Что касается выделки тканей из химических волокон, то крупнейшие фабрики, специализирующиеся на этом, находятся в Лионе. Центром хлопчатобумажного производства стал Эльзас.

Химическая промышленность

По объёму производства и экспорту различных химикатов государство входит в пятёрку мировых лидеров. Благодаря наличию собственной сырьевой базы, в стране хорошо развито изготовление минеральных удобрений, пластмасс и синтетического каучука. Практически во всех регионах функционируют крупные предприятия из этой сферы.

Химическая промышленность Франции в Эльзасе представлена производством калийных удобрений, в Лотарингии налажено производство соды и углехимия, а в Ландах преобладает лесохимия. Что касается Парижа, то здесь существенные успехи были достигнуты в таких направлениях, как парфюмерия и фармацевтика. Заметная доля производства сконцентрирована неподалёку от портов. Такие заводы используют в основном импортное сырьё.

Обрабатывающая промышленность

В последние несколько десятилетий Франции претерпела ряд изменений. Прежде всего, в данном случае речь идёт об уменьшении её энергоемкости и зависимости от материальной базы. Если электротехническое производство в этот период выросло, то для некоторых традиционных сфер машиностроения характерным стало существенное сокращение (сильно уменьшилось изготовление станков и оборудования, тоннаж спускаемых на воду судов).

В химической отрасли начало отдаваться предпочтение выпуску синтетических смол и пластмасс, в то время как роль неорганической химии практически свелась к нулю. Явным стал процесс свёртывания отраслей, раньше играющих ведущую роль в экономике государства. К примеру, традиционными способами сократилась на 30 %. С другой стороны, этот процесс существенно модернизирован, поэтому теперь продукт производится кислородно-конверторным методом либо посредством электропечей.

Агропродовольственная промышленность

Основным потребителем продукции сельского хозяйства является агропродовольственная промышленность Франции. Кратко говоря, ежегодно ею обеспечивается товарооборот, составляющий более 122 миллиардов евро. Это даёт все основания называть эту область экономики одной из важнейших для государства. Значительная доля в этом направлении деятельности приходится на переработку продуктов, имеющих животное происхождение. Довольно высокими показателями могут также похвастаться компании, специализирующиеся на переработке овощей и фруктов, а также на производстве безалкогольных и алкогольных напитков. Большое количество выпускаемой продукции экспортируется за рубеж.

Авиакосмическая промышленность

Каждое пятое рабочее место в стране обеспечивается за счёт новейших отраслей. Авиакосмическая промышленность Франции является одной из них. Сфера в значительной мере сконцентрирована в Парижском округе и юго-западной части страны. На экспорт приходится более половины выпускаемой ею продукции.

Большинство из местных компаний, функционирующих в сегменте, находятся в государственной собственности. Наличие с зарубежными партнёрами позволяет местным предприятиям эффективно противостоять конкуренции на международной арене. Ярким примером здесь можно назвать всемирно известную компанию Airbus, которая стала результатом сотрудничества Франции, Англии, Германии и Испании.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что промышленность Франции характеризуется очень неравномерным размещением. В столице государства и её окрестностях производится около 20 % всей продукции. Такая же доля принадлежит Северному и Лионскому районам. При этом уровень индустриализации в восточных и северных регионах существенно превышает аналогичный показатель центра, юга и запада страны. В данной статье более подробно рассмотрены лишь ведущие сферы французской промышленности. Стоит учитывать тот факт, что сейчас в стране на должном уровне развития находятся также электротехническая и строительная промышленность, биоиндустрия и многие другие отрасли.

Территория Франции

Самое большое государство в Западной Европе общей площадью 545 тыс. кв. км. Имеет владения в Карибском бассейне:

Мартиника и Гваделупа, а также остров Реюньон (к востоку от Мадагаскара). Площадь с учетом этих территорий составляет 640,05 тыс. кв. км. Западные и северные районы Франции — равнины, в центре и на востоке — сред невысотные горы, на юго-востоке — Альпы, на юго- западе — Пиренеи.

Население Франции

Численность населения без заморских департаментов 62 млн человек (2008 г.), с зависимыми территориями — 64,05 млн человек. Для Франции характерны: высокая рождаемость и высокая ожидаемая продолжительность жизни. По мнению экспертов IN SEE, по этим показателям Франция может оказаться лидером среди других стран Европейского союза. Средняя продолжительность жизни составляет 80,98 года (мужчины — 77,79 лет, женщины — 84,33 года) (на 2009 г.). Франция — страна массовой иммиграции, особенно велико количество эмигрантов из бывших французских колоний в Африке. Французы составляют около 90% всего населения, однако окраинные области заселены этническими группами, которые отличаются языком и культурой (в частности, бретонцы — 1,5 млн человек). Преобладающая религия — католицизм (84% населения).

Государственное устройство Франции

Президентская республика, глава государства и исполнительной власти — президент, избираемый сроком на пять лет. По согласованию с парламентом он назначает премьер-министра и членов правительства. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания и Сената.

Административно-территориальное деление Франции

22 региона и 96 административных единиц. Столица — Париж. Другие крупные города: Марсель, Лион, Страсбург, Тулон.

Объем ВВП, темпы экономического роста и другие статистические показатели

Показатель

Темпы прироста, %

Численность населения, млн человек

Прирост населения

ВВП, млрд долл. США (по обменному курсу)

Рост реального ВВП (с учетом инфляции)

ВВП, млрд долл. США (по паритету покупательной способности)

Рост внутреннего спроса

ВВП на душу населения, долл. США (по рыночному обменному курсу)

Темпы инфляции

ВВП на душу населения, долл. США (по паритету покупательной способности)

Дефицит текущего баланса. % ВВП

Средний обменный курс, евро/долл. США

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). % ВВП

Франция является членом многих международных экономических организаций: ООН (с 1945 г.), МВФ и Всемирного банка (с 1947 г.), НАТО (1949-1966 гг.), ОЭСР (с 1961 г.), ЕС (с 1957 г.), «Большой семерки» (с 1975 г.), ЕБРР (с 1990 г.), ВТО (с 1995 г).

Налогово-бюджетная сфера Франции

Через бюджет перераспределяется свыше половины национального дохода (в 1913 г. — 20%). Налоговые взимания составляют свыше 44% ВВП страны. По этому показателю страна занимает одно из ведущих мест в ЕС (наряду с Швецией). Налоговое бремя в 90-е годы увеличилось и превышает средний показатель но ЕС. Стандартная ставка НДС составляет 19,6%. Стандартная ставка корпоративного налога составляет 33,3%, но есть льготы для малых предприятий. Подоходный налог очень высок, особенно его верхние ставки. В 2008 г. самая верхняя ставка была снижена с 60 до 50%.

Для французской экономики характерны следующие особенности:

  • дефицит государственного бюджета;
  • высокий государственный долг;
  • дефицит внешнеторгового баланса;
  • французский рынок труда отличается негибкостью, а уровень безработицы — один из самых высоких по сравнению с другими странами — участницами ЕС;
  • уровень налогообложения французских компаний и социальных отчислений считается одним из наиболее высоких в Европе;
  • высокоразвитый банковский сектор;
  • эффективный механизм распределения финансовых потоков и, как следствие, незначительные масштабы теневой экономики;
  • высокий уровень забастовок.

На повестке дня правительства и законодателей числится целый пакет мер, охватывающих социально-экономические, юридические, политические и международные вопросы.

Сердцевиной намечаемых реформ станет комплекс финансовых и налоговых мер, направленных на реализацию главного лозунга программы Н. Саркози: «Больше работать — больше получать». «Реабилитировать работу» и улучшить покупательную способность французов должны следующие меры:

  • Освобождение от налогообложения сверхурочной работы (по данным статистики, 37% наемных работников во Франции трудятся сверх нормативного времени).
  • Вычет из налогооблагаемой базы сумм, уплачиваемых по ссудам, взятым на приобретение жилья.
  • Снижение или полная отмена (в случае передачи наследства в рамках семьи) налога на наследство.
  • Уменьшение налога на крупные состояния в случае инвестирования средств в малые предприятия.
  • Отмена налогов для работающих студентов.
  • Расширение возможности заработка для работающих пенсионеров.
  • Ограничение практики так называемых золотых парашютов — «финансовых подарков» ведущим менеджерам крупных компаний при выходе на пенсию.
  • Отмена практики авансовой оплаты налогов на предприятия.

Одной из самых трудных реформ, планируемых правительством на ближайшее время, обещает стать принятие закона о так называемых минимальных услугах в общественном секторе в случае забастовки. Речь идет главным образом о работниках общественного транспорта (метро, автобусы, пригородные поезда), забастовки которых не раз приводили к полнейшей дезорганизации транспортной системы больших городов, создавая крайнее неудобство их жителям. Предполагается, что по новому закону забастовщики будут обязаны обеспечить транспортное обслуживание на минимальном уровне, предупредить власти о начале забастовки за два дня до ее начала, а также провести тайное голосование о продолжении забастовки через восемь дней после ее начала.

Но, по подсчетам экспертов, задачи достижения «нового экономического роста» равно как и снижения государственного долга до менее 60% ВВП, выхода на бездефицитный бюджет к 2012 г. и соблюдения «пакта стабильности» ЕС могут оказаться труднореализуемыми.

Внешнеэкономические связи Франции

Страны, импортирующие продукцию из Франции: Германия — 14,9%, Испания — 9,3%, Италия — 8,9%, Великобритания — 8,1% (2007 г.).

Страны, экспортирующие продукцию во Францию: Германия — 18,9%, Бельгия — 11,4%, Италия — 8,4%, Испания — 7,1% (2007 г.).

Объем экспорта в 2008 г. составил 761 млрд долл., объем импорта — 838 млрд долл.

Основные позиции в экспорте в 2006 г.

Процент от общей суммы

Промежуточная продукция

Средства производства

Машины и оборудование

Потребительские товары

Продукты и напитки, прошедшие обработку

Основные позиции в импорте в 2006 г.

Процент от общей суммы

Промежуточная продукция

Средства производства

Потребительские товары

Машины и оборудование

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об