Методы управления государственным долгом. Государственный долг и методы управления им

Государственный долг - явление неоднозначное и поэтому требующее к себе пристального внимания ученых и государственных деятелей.

Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. Управление государственным долгом можно также определить как совокупность мероприятий государства по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Управление государственным долгом Республики Беларусь осуществляется Правительством страны.

Таким образом, управление государственным долгом - одно из направлений финансовой политики любого государства, связанное с его деятельностью в качестве заемщика, эмитента государственных ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает решение таких задач, как: минимизация стоимости долга, недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, эффективное использование мобилизованных средств, обеспечение своевременного возврата кредитов, поиск средств для выплаты долга, нейтрализация негативных последствий государственного долга, а также максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.

В систему управления государственным долгом включаются такие элементы, как: разработка общей стратегии государственных внутренних и внешних заимствований, в том числе снижение стоимости заимствований, эффективное использование заемных ресурсов, комплекс мер по обеспечению своевременного выполнения долговых обязательств. Особую остроту проблема управления государственным долгом приобретает в условиях долгового кризиса, когда имеющихся в распоряжении государства ресурсов недостаточно для исполнения принятых на себя обязательств.

Рассмотрим на примере мирового опыта каковы же основные методы и способы управления государственным долгом.

К основным методам управления государственным долгом, которые широко используются в мировой практике можно отнести: реструктуризацию, рефинансирование, конверсию, аннулирование и списание долга.

Самым худшим вариантом, с точки зрения подрыва престижа страны как заёмщика, стало бы, безусловно, аннулирование государственной задолженности перед иностранными кредиторами. Такой опыт есть, например, у России. Правительство РСФСР в 1918 году отказалась платить по всем обязательствам, внутренним и внешним, взятым на себя Российской Империей. Следствием этого стало непризнание молодого Правительства Советов, а также небывалое падение престижа страны и международная изоляция. Кстати, часть долгов Правительства Российской Империи приняло на себя нынешнее Правительство Российской Федерации,

Другим методом, который более приемлемый для современного общества, является рефинансирование. Это метод представляет собой процесс списания старых государственных займов за счёт привлечения новых. Многие страны мира (например, Англия, Италия, Мексика, США, Россия, Украина, Беларусь и др.) активно применяют этот механизм пролонгации своих долгов. Особенно часто рефинансирование принимается при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых внешних займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность. Опасность этого метода управления долгом заключается в том, что он может вовлечь заёмщика в бесконечную спираль наращивания долга до того момента, пока кредиторы не откажутся предоставлять новые займы. Рефинансирование может дать краткосрочный экономический эффект, но малоэффективно в долгосрочном периоде. Это связано с тем, что если полученные средства не идут на расширение производства, а "проедаются", то в будущем могут возникнуть проблемы, связанные с уменьшением поступления налогов в государственную казну.

Оптимальным на данный момент методом управления внешним долгом является реструктуризация. Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

Для наглядного примера рассмотрим случай с всемирно известной дорогой соединяющей материковую Европу и Англию. В 2006 году Citigroup, консорциум Goldman Sachs и Deutsche Bank подали конкурентные заявки на финансирование проекта по реструктуризации долгового обязательства англо-французской компании Eurotunnel. Компания являлась оператором железнодорожного туннеля, связывающего Великобританию и Францию под водами пролива Ла-Манш. Eurotunnel представила на рассмотрение кредиторов план по реструктуризации долга, который позволил сократить выплату процентов по задолженности до 289 млн. USD в год. Финансовые проблемы в компании начались еще в ходе строительства тоннеля в 80-е годы. Стоимость прокладки 51-километровой трассы, 80% которой проходит под водой, в два раза превысила первоначальные расчеты - 10 млрд. вместо 4,9 млрд. фунтов. Строители увеличивали объемы долга, но из-за удешевления стоимости авиаперелетов число пассажиров, перевозимых через тоннель поездами, оказалось на треть меньше запланированного. В итоге франко-британская компания Eurotunnel была вынуждена уволить 30% сотрудников. Новый управляющий совета директоров предложил реструктурировать долг компании.

Механизм реструктуризации долга позволил компании избежать банкротства. Более того, в 2007 году эксплуатация евротоннеля стала приносить доход. Завершение в 2007 году строительства высокоскоростной железнодорожной ветки от Ла-Манша до лондонского вокзала Сент-Панкрас значительно увеличило число пассажиров Eurostar. Чистая прибыль компании Groupe Eurotunnel по итогам 2007 года составила 1,57 млн. USD. За первую четверть 2008 года до ходы компании выросли на 15% и составили почти 300 млн. USD.

Конверсия внешнего долга предполагает различные механизмы сокращения величины внешней задолженности и облегчения условий по обслуживанию внешнего долга. Это может быть обмен долговых обязательств на собственность должника или на ценные бумаги государства-должника. Данный процесс может быть реализован путем проведения тендеров по обмену пакетов акций приватизированных предприятий на внешние долговые обязательства государства. Данная схема является трудоемкой, но позволяет привлечь стратегических инвесторов. Обмен долговых обязательств может проводиться и путем создания инвестиционных фондов, в активы которых передаются принадлежащие государству пакеты акций приватизированных предприятий. Использование данного метода ограничивается количеством предприятий, которые подлежат приватизации. Кроме того, ряд предприятий, представляющих интерес для инвесторов, может являться стратегически важными объектами для государства и важными объектами социально-экономической инфраструктуры. Внешний долг может погашаться и экспортными товарными поставками. Такая схема выгодна еще и тем, что происходит наращивание экспорта и развитие внутренних конкурентоспособных производств.

Долг Украины за российский газ в 2000 году был оформлен в ценные бумаги и облигации украинской корпорации "НАФТ-нефтегаз". В 2006 году Россия списала Алжиру значительную часть долга в обмен на закупку российских самолетов и многомиллиардные военные контракты.

Консолидация - это изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Например, в СССР в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная операция - уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в СССР в 1936 г., когда облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. Унификация займов была проведена в 1930 г.: одновременно с выпуском займа "Пятилетка - в четыре года" на его облигации обменивались облигации займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодными для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплаты процентов и на погашение ранее выпущенных займов. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов (во время консолидации же займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход).

Конверсия, консолидация и унификация государственных займов обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

Ещё одним методом управления государственным долгом является его частичное или полное списание. Списание части внешнего долга является одной из процедур, применяемых в случае возникновения значительных финансовых трудностей у страны-заемщика. Так, с 1995 г. Всемирный банк и МВФ осуществляли руководство программой HIPC, в рамках которой было проведено списание долгов семи государств на 3 млрд. дол. Боливия, Буркина-Фасо, Кот-д"Ивуар, Гайана, Мозамбик, Мали и Уганда приняли участие в программе как страны с низким ВВП и чрезмерно высоким уровнем задолженности.

Власти США, координирующие усилия по оказанию экономической помощи Ираку, призвали страны-кредиторы списать иракский внешний долг. Общий внешний долг Ирака составляет 140 млрд. USD. которые были заимствованы в период с 1980-го по 1988 г. для ведения военных действий с Ираном. Саудовская Аравия списала 80% долга Ираку, что составляет около 15 млрд. USD. Еще 52 страны согласились списать от 80 до 100% иракского внешнего долга.

В 1992 году было списано 50% чистой приведенной стоимости задолженности Польши и Египта, хотя эти страны относились к государствам со средним уровнем доходов (беднейшим из них). В результате внешний долг Польши сократился с 30 млрд, до 15 млрд. долл., а Египта - с 25 млрд. до 12,5 млрд. долл. Списание долгов Польше и Египту было обусловлено прежде всего политическими соображениями ведущих стран Запада (в случае Польши - успешное проведение рыночных реформ в первой стране бывшего советского блока; в случае Египта - заключение мира с Израилем).

В данной курсовой работе уже много сказано о методах управления государственным долгом. А какие же ещё элементы и направления есть в системе управления государственным долгом?

Одним их элементов управления государственным долгом является регламентирование допустимых пределов роста долга в планируемом периоде либо установление предельно допустимого уровня долга по отношению к валовому внутреннему продукту. Уровень задолженности в пределах 50-70 % ВВП обычно не вызывает опасений. Однако у многих стран с достаточно устойчивым финансовым положением уровень государственного долга значительно выше. Например, в Бельгии и Италии он превышает 120% ВВП. Этот показатель не всегда адекватно отражает ситуацию с состоянием государственного долга страны, так как источником погашения долга является не национальный продукт, а лишь государственный бюджет. Более корректным в этой связи представляется сравнение государственного долга с уровнем бюджетных доходов. В процессе управления государственным долгом для некоторых стран имеет значение установление и соблюдение именно соотношения между уровнем бюджетных доходов и государственным долгом.

Следующим важным направлением в системе управления государственным долгом является контроль за соотношением внутреннего и внешнего долга. При высоком уровне внешнего долга, по сравнению с внутренним, целесообразно обратиться к показателю упомянутому выше: внешнего долга и объема экспорта, так как последний является основным источником поступления валюты для расчета с иностранными кредиторами. Эта сторона в управлении внешним долгом оказалась весьма важной для России. Финансовый кризис 1998 года привел к резкому дефициту иностранной валюты для платежей по внешнему долгу. С целью решения этой проблемы были, в первую очередь, применены меры по усилению валютного контроля. В их числе увеличение доли обязательной продажи экспортной выручки Центральному банку, ужесточение контроля за переводом валюты за рубеж, строгая регламентация целей, на которые может приобретаться иностранная валюта, занижение курса национальной валюты с целью стимулирования экспорта и ограничения импорта. В системе управления внешним долгом меры валютного контроля обычно рассматриваются как временные. Они приводят к определенным экономическим и политическим издержкам. В частности, к дефициту импортных товаров на внутреннем рынке, их недоступности для многих потребителей, замедлению ввоза иностранного капитала в страну с чрезмерно жестким валютным законодательством, усилению тенденций сокрытия валютной выручки и т.п.

В системе управления внешним долгом важное место занимает осуществление специальных приватизационных программ. Как и в других рассмотренных выше случаях, данный инструмент имеет различные схемы применения. Один из них -- приватизация предприятий отечественными инвесторами для пополнения бюджетных доходов, которые в последующем могут быть использованы для погашения или обслуживания внешнего долга. Второй вариант представляет собой приватизацию предприятий иностранными инвесторами также с целью пополнения финансовых ресурсов государства, необходимых для обслуживания внешнего долга. Третий вариант предполагает непосредственный обмен государственных облигаций на акции приватизируемых предприятий. Так в ряде стран Евросоюза форсировали осуществление приватизационных программ с целью снижения размеров государственного долга до допустимого критерия в 60% ВВП; при том, что в этих случаях выручка от приватизации, по положению, не должна засчитываться в покрытие бюджетного дефицита (с критерием 3% ВВП), но может использоваться для снижения долга правительства. Среди стран Евросоюза с наибольшими поступлениями в 1997 г. от приватизации отмечают Италию (свыше 20 млрд. дол.), Швецию. Францию, Испанию, Германию, всего на сумму около 60 млрд. дол., и только в прошлом году около 40 млрд. дол. В Испании значительная часть выручки от приватизации (около 2% ВВП) идет на погашение госдолга. В Египте поступления от приватизации используются для реструктуризации государственного долга в целях снижения процентных платежей. В Австралии для снижения государственного долга постепенно проводят полную приватизацию ведущей телекорпорации на общую сумму около 19 млрд. дол. В Венгрии половина выручки от приватизации должна направляться на погашение внешнего долга.

Таким образом:

1. Управление государственным долгом - это совокупность действий и мероприятий государства в лице уполномоченных органов по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств.

2. При управлении государственным долгом необходимо учитывать ряд показателей, которые не должны превышать пороговой оценки.

3. Важное значение имеет расходование заимствованных средств

4. Правильное управление государственным долгом ведёт к экономическому росту страны.

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга. Все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая дополнительную нагрузку на бюджет, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. С точки зрения инвестора наиболее приемлемо своевременное получение доходов и погашение займа, однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

Управление государственным долгом - деятельность государства, связанная с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов и регулированием рынка государственного кредита.

Способы регулирования долга:

1) Под рефинансированием государственного долга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

2) конверсия - изменение доходности займов, т. е. в целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение процентов);

3) консолидация - изменение условий займов, связанных со сроком. Благодаря консолидации может быть достигнуто увеличение срока действия уже выпущенных займов;

4) унификация займов - это объединение нескольких займов в один. Цель – уменьшение количества ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы по обслуживанию государственного долга. Унификация обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и самостоятельно;

5) аннулирование государственного долга - мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенному займу. В некоторых случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько облигаций приравниваются в одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости исполнять обязательства по ценным бумагам, размещенных на рынке в обесценившейся на момент расчета валюте.

Существующая система управления государственным долгом способствует сокращению объема потенциальных кредитных ресурсов инвестирования и объема внутренних инвестиционных ресурсов, т. е. обладает негативным эффектом.

Основная задача управления государственным долгом – изменение долговой стратегии с отсрочки платежей на сокращение долга.

Финансовый механизм регулирования внешней задолженности состоит в ликвидации ее части путем обмена на финансовые активы:

Долг в обмен на собственность (проводится, как правило, в рамках программы приватизации) – предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизированного предприятия и привлечение инвесторов.

Долг в обмен на экспорт – предполагает поддержание конкурентоспособного производства в стране, освоение новых рынков, развитие экспорта и т.д. Важно поддержать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал.

Долг в обмен на налоги – предполагается законодательное установление льгот для инвесторов, которые побудили бы их к инвестициям. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

Реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и срока его погашения.

Государственный долг:

Государственный долг РФ

Государственный долг субъекта РФ

Муниципальный долг.

Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не несет ответственности за долги другого уровня, если они не были гарантированы.

Под государственным долгом понимаются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам:

– месту размещения долга;

– уровням государственной власти;

– сроку привлечения средств;

– характеру выплачиваемого дохода;

– объему расходов на выплату государственного долга;

– методу определения дохода и др.

Наиболее распространенной является классификация в зависимости от места размещения долга, в этом случае государственный долг делится на внешний и внутренний.

Управление государственным долгом заключается в реализации системы мероприятий, осуществляемых государством, связанных с определением объемов заимствований, состава кредиторов, форм и условий предоставления кредитов и их погашения.

В организационную структуру системы управления государственным долгом входят органы власти и управления РФ, выполняющие функции по управлению государственным долгом в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами. Президент Российской Федерации устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Федеральное Собрание Российской Федерации утверждает в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга. Правительство Российской Федерации определяет организационные основы системы управления государственным долгом и финансовыми активами, утверждает основные источники и условия осуществления заимствований, включая программу государственных заимствований. Министерство финансов Российской Федерации управляет в установленном порядке государственным долгом. Центральный банк Российской Федерации консультирует Минфин России по вопросам графика погашения государственного долга с учетом приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации принимает участие в анализе эффективности проектов, финансируемых за счет средств внешних заимствований.

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:

1) рефинансирование. Представляет собой погашение основного долга и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов;

2) аннулирование. Это отказ государства от уплаты основного долга и процентов по всем ранее выпущенным займам;

3) конверсия. Принятие государством решения об изменении доходности ранее выпущенных займов;

4) новация. Соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия обязательств и их замене другими обязательствами, предусматривающими другие условия погашения займов;

5) унификация. Объединение нескольких ранее взятых на себя государством обязательств с заменой на новые ранее выпущенных финансовых инструментов;

6) консолидация. Увеличение сроков действия ранее выпущенных обязательств.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

§ Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

§ Внутренний долг - обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

§ кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

§ государственных ценных бумаг;

§ договоров о предоставлении государственных гарантий;

§ переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) идолгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

§ консолидация - объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

§ конверсия государственного займа - изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

§ конверсия внешнего долга - средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

§ новация - замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. - 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование На 1.01. 1998 На 1.01. 1999 На 1.01. 2000 На 1.01. 2001 На 1.01. 2002 На 1.01. 2003
Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе: 123,5 149,3 158,4 139,3 138,0 124,5
по кредитам правительств иностранных государств 63,5 66,9 66,5 63,6 56,8 52, 7
по кредитам иностранных банков и фирм 36,2 48,4 39,4 6,0 6,0 3,0
по кредитам международных финансовых организаций 18,7 26,0 19,4 16,2 15,0 13,4
государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте 26,7 47,1 48,6 49,2
по кредитам Центрального банка РФ 6,4 6,4 6,4 6,2
гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов 5,1 8,0 - - 5,2 -

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Вопросы, касающиеся управления государственным долгом, являются одними из самых главных в экономической политике России. А связано это с тем, что в последние годы наблюдается увеличение государственного долга, а также расходов по его погашению. Отсюда и главная цель управления: сокращение задолженности и снижение расходов по ее погашению. Вот только не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Управление равно, как и внешним, имеет особенности, которые связаны с характером отношений с кредиторами, урегулированием долга, текущим обслуживанием и с ограничением в выборе способов урегулирования долга. В связи с этим стоит поближе познакомиться с тем, какие бывают методы управления государственным долгом.

Методы управления государственным долгом

· Рефинансирование - погашения части основного долга (или всего полностью), а также процентов по нему из тех средств, которые были получены от размещения новых займов.

· Аннулирование (дефолт) - отказ государства от выплаты долга и его процентов по выпущенным ранее займам.

· Конверсия - принятие решения государством об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого достичь, государство обычно снижает размер выплаты процентов.

· Новация - соглашения между заемщиком и кредитором о прекращении действия обязательств, а также замене их иными обязательствами, которые предусматривают другие условия погашения долгов.

· Унификация - принятие решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее займов, когда происходит обмен облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов.

· Консолидация - увеличение срока действия по выпущенным ранее обязательствам. Государство всегда заинтересовано в том, чтобы получить займы на более длительные сроки.

· Отсрочка погашения займа (или всех выпущенных заранее займов) - проводится в том случае, когда дальнейший выпуск новых займов не несет для государства финансовой активности.

Такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация государственных наймов чаще всего осуществляются в отношении внутренних займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для внешних займов.

Принципы управления государственным долгом

Методы управления государственным долгом были созданы для того, чтобы решить следующие задачи:

· Удержать объемы внутреннего и на одном уровне. Это необходимо для того, чтобы сохранить экономическую безопасность страны, а также обеспечить выполнение органами тех обязательств, которые они на себя взяли, при этом не должен быть причинен значительный ущерб финансированию социально-экономического развития.

· Минимизировать стоимость долга за счет удлинения долгового срока и снижения ценных бумаг.

· Поддерживать стабильность и предсказуемость государственного долга.

· Достигнуть наиболее эффективного и рационального использования заимствованных средств.

· Координировать действия органов субъектов РФ, местного самоуправления и федеральных органов на долговом рынке страны.

· Диверсифицировать по срокам заимствований, формам выплаты и прочим параметрам с той целью, чтобы удовлетворить потребности инвесторов.

Основные проблемы управления государственным долгом

· В настоящий момент еще не до конца решена проблема долга. В частности это касается обязательств РФ по предъявленным ею госгарантиям.

· Требует доработки нормативное регулирование государственного долга.

· Отсутствует законодательно закрепленные нормы определения объема государственного внешнего долга, соответствующие международным стандартам.

Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств Российской Федерации и обслуживания государственного долга РФ.

Управление государственным долгом – совокупность действий государства в лице уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Цель управления государственным долгом – нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Принципы управления государственным долгом:

1)безусловность (своевременное выполнение обязательств);

2)единство учёта (учёт всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами, органами субъектов РФ и местными органами);

3)единство долговой политики;

4)согласованность (кредиторов и государства-заёмщика);

5)снижение рисков;

6)оптимальность (минимальные затраты, риск при выполнении обязательств государством, минимальное отрицательное влияние на экономику страны);

7)гласность.

Определение политики в отношении государственного долга и его верхний предел устанавливают законодательные органы власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

Методы управления долгом:

1 Унификация- объединение нескольких обязательств в один крупный

2. Реструктуризация- либо отсрочка. Основной долг платят, а % потом

3. Конвертация- обмен долговых обязательств на имущество, на налоги, на экспорт.

4. Аннулирование-отказ от выполнения

5. Рефинансирование- старые долги погашаются за счет новых займов

Проблемы:

В действующем законодательстве не предусмотрена система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении заимствований и управления государственным долгом. В условиях отсутствия единого центра управления долговой политикой четко не определены полномочия и порядок взаимодействия в текущем режиме Правительства, Минфина, Внешэкономбанка, а также Банка России. На практике все это снижает эффективность долговой политики.

Государственные ценные бумаги: понятие, цели выпуска, виды эмитируемых государством ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги - облигации, казначейские векселя и другие государственные обязательства, эмитируемые центральными правительствами, местными органами власти с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных органов власти, но непременно гарантированные правительством.

Различаются:

1) рыночные государственные ценные бумаги - например, казначейские векселя.

Управление государственным долгом РФ

Они свободно продаются и покупаются на денежном рынке;

2) нерыночные государственные ценные бумаги - например, сберегательные сертификаты и т.п. Разновидности по сроку действия:

— краткосрочные облигации - казначейские векселя, на срок от недели до 1 года,

— среднесрочные - ноты, на срок от 1 года до 5 лет,

— долгосрочные - боны, на срок более 5 лет.
Госбумаги выпускаются главным образом с целью привлечения в сферу государственного кредита сбережений населения и могут быть в любой момент предъявлены к оплате, но при досрочном предъявлении процентные выплаты по ним резко снижаются.

В зависимости от цели выпуска различают следующие разновидности государственных ценных бумаг:

1. Долговые ценные бумаги , предназначенные для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Данные ценные бумаги как правило средне- и долгосрочные.

2. Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов). Кассовый разрыв возникает в связи с тем, что, с одной стороны, расходы государства постоянны, а с другой стороны, налоги поступают неравномерно. Вследствие этого время от времени (обычно в конце-начале квартала) возникает временный дефицит бюджета, для ликвидации которого и выпускаются краткосрочные ценные бумаги.

3. Целевые облигации , выпускаемые для реализации конкретных проектов. Например, в Великобритании выпускались транспортные облигации для формирования необходимых денежных ресурсов для национализации транспорта.

4. Ценные бумаги для покрытия предприятиями государственного долга . Такие ценные бумаги выпускались в Российской Федерации в 1994-1996 гг. в виде казначейских обязательств. В условиях дефицита бюджета данными казначейскими обязательствами государство рассчитывалось за работы, выполненные по государственному заказу и финансируемые из федерального бюджета. Получив вместо оплаты казначейские обязательства предприятие продавало их на вторичном рынке. Покупатели казначейских обязательств могли рассчитаться этими бумагами по своим долгам перед государством (уплатить налоги).

Государство с помощью ценных бумаг регулирует развитие экономики, решая следующие задачи:

— регулирование денежной массы;

— регулирование инфляции;

— влияние на валютный курс;

— формирование уровня доходности по ценным бумагам;

— обеспечение перелива капитала с одного сегмента финансового рынка на другой;

— решение других социально-экономических задач.

Положительные стороны ценных государственных бумаг:

1) рыночный инструмент и способ формирования государственного долга

2) активный инструмент денежно-кредитной политики, по средствам которой осуществляется воздействие на макроэкономические процессы

3) поддержание ликвидности коммерческих банков

4) государственные ценные бумаги могут выпускаться в качестве залога и для предприятий реального сектора

5) инвестор сам выбирает привлекательный для него займ и условия займа

6) по средствам ценных бумаг может осуществляться реструктуризация внутреннего долга.

Недостатки:

1) «оттягивают» средства с кредитного рынка

2) могут провоцировать финансовые пирамиды

3) могут быть принудительно реструктуризированы.

Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Рефинансирование (новация) – погашение старой задолженности путем выпуска новых займов

Конверсия – увеличение срока действия уже выпущенных займов

Унификация – объединение нескольких займов в один

Отсрочка – перенос срока погашения долга

Аннулирование – отказ государства от долговых обязательств

Проблемы:

В последние годы Правительство концентрировало свои на реструктуризации своих обязательств, не уделяя должного внимания совершенствованию самой системы.

Отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований. Вне правового урегулирования остается порядок применения операций реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов.

В действующем законодательстве не предусмотрена система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении заимствований и управления государственным долгом. В условиях отсутствия единого центра управления долговой политикой четко не определены полномочия и порядок взаимодействия в текущем режиме Правительства, Минфина, МЭРиТ, Внешэкономбанка, а также Банка России. На практике все это снижает эффективность долговой политики.

Вместе с тем не налажен по-настоящему достоверный учет долговых операций. В Государственной долговой книге, в которой согласно БК должны регистрироваться все государственные заимствования, не отражен долг бывшего СССР.

Проблема оптимизации платежей по внешнему государственному долгу могла бы быть существенно смягчена за счет более активной работы с задолженностью перед Россией других государств. Однако Минфин до сегодняшнего дня не смог наладить отдельного бюджетного учета платежей со стороны государств-должников.

Проблема повышения бюджетной отдачи от российской собственности за рубежом.

Отсутствует система эффективного управления государственными активами в иностранных акционерных обществах, в результате чего доходы ряда совместных зарубежных предприятий с государственным участием не направлялись в бюджет, а оставались в ведении коммерческих структур.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Гос. ценная бумага: определение.

— это ценная бумага, выпущенная органами гос. власти, форма существования гос. внутреннего и внешнего долга, ценна бумага, выпущенная от имени гос-ва.

Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг – облигации. Облигация – это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношения займа между эмитентом и инвестором, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечению установленного срока, а также процентов по займу.

В РФ порядок выпуска государственных и муниципальных займов регламентируется ФЗ от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О выпуске ценных бумаг № и ФЗ от 29 июля 1999 года «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» № 136-ФЗ, а также соответствующими законодательными актами субъекта федерации или муниципального образования.

Государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, которые эмитируются или гарантируются государством, что определяет особенности их эмиссии, обращения и погашения. От имени государства эмитентом, т.е.

9. Управление государственным долгом

органом, уполномоченным на выпуск ценных бумаг, является МФ. Эмитентами ценных бумаг субъектов федерации и муниципальных образований являются соответствующие органы субъекта РФ или муниципального образования. В качестве агента МФ преимущественно выступает ЦБ. ЦБ (или уполномоченные им инвестиционные институты) выполняет функцию депозитария, включая функцию хранения глобального сертификата выпуска облигаций государственного займа, осуществляет учет прав различных инвесторов на эти облигации.

О Федеральном законе «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»

Федеральный закон от 29.07.98 N136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", ст.2 (СЗ РФ, 1998, N31, ст.3814)

Вступление в силу данного Федерального закона имеет негативные последствия для субъектов Федерации и муниципальных образований в части привлечения финансовых ресурсов с использованием механизма государственных и муниципальных ценных бумаг.

Основные нормы указанного закона, имеющие негативные последствия, следующие:

нарушение конституционных норм в части осуществления внешних заимствований субъектами РФ.

увязка объемов заимствований с дефицитом соответствующего бюджета и сокращение объема заимствований до 15% объемов дохода бюджета для субъекта РФ и 10 % объемов доходов для муниципального образования;

отсутствие прозрачных процедур, определяющих эмиссионную деятельность муниципальных образований и субъектов РФ, оставляющие место для ведомственного произвола Федеральных органов власти;

неоправданно усложненные процедуры регистрации займов, которые, в частности, противоречат Закону «О рынке ценных бумаг»;

Госуда́рственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа госдолга.

Внутренний - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

Внешний - задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций) как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

3 ОБСЛУЖИВАНИЕ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

3.1 Методы управления государственным долгом

Вопросы управления государственным внешним долгом в последние годы стали одними из центральных в экономической и политической жизни Российской Федерации. Это было обусловлено как быстрым увеличением объема государственного внешнего долга Российской Федерации, так и значительным ростом уровня расходов по его погашению и обслуживанию. Экономический кризис августа 1998 года выявил всю глубину проблем, накопившихся в области управления государственным внешним долгом Российской Федерации.

Управление внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения.

Как показали проверки Счетной палаты по состоянию на 1 апреля 2004 года Российской Федерации, широкое распространение получила практика использования внешних займов, предоставленных для структурной перестройки экономики, на покрытие дефицита федерального бюджета, погашение и обслуживание внешнего долга Российской Федерации. В результате основным методом управления государственным внешним долгом стало постоянное рефинансирование задолженности, в частности, перед международными финансовыми организациями, а также реструктуризация задолженности кредиторам Парижского и Лондонского клубов, что привело к лавинообразному нарастанию внешнего долга РФ.

С конца 1980-х годов в международной практике сформировался достаточно разнообразный набор методов управления внешним долгом суверенных заемщиков. Этому способствовали усилия как должников, так и кредиторов.

Рассмотрим основные методы управления внешним долгом, применив которые Правительство Российской Федерации сможет уменьшить тяжесть долгового бремени. К таким методам относятся:

  • консолидация — пересмотр условий погашения задолженности, который может быть реализован либо путем изменения условий погашения действующих долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования существующей задолженности;
  • реструктуризация — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Другими словами, реструктуризация — это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением.

При этом обычно предоставляется льготный период, когда уплачиваются только проценты, а также увеличивается срок выплаты основного долга. Происходит перенос на более поздние сроки платежей по краткосрочным долгам. Реструктуризация внешнего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Основанием для списания кредитором долговых обязательств полностью или частично может стать весьма низкая вероятность, а точнее, практическое отсутствие возможностей погашения долговых обязательств в связи со снижением стоимости реальных активов;

рефинансирование представляет собой процесс погашения старых займов за счет привлечения новых;

  • конверсия — применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие;
  • секьюритизация — переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках;
  • аннулирование — отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует понятие управления государственным долгом, а из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение только метод реструктуризации Статья 101 Бюджетного кодекса "Управление государственным долгом" посвящена только организационному аспекту управления государственным долгом. Согласно статье 101 Бюджетного кодекса управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Организационно в настоящее время система управления государственным внешним долгом реализована на базе Министерства финансов Российской Федерации и Внешэкономбанка как агента Министерства финансов Российской Федерации. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации.

Недостаточная законодательная разработанность вопросов, связанных с управлением государственным долгом, в частности отсутствие определения управления государственным долгом, отсутствие четкого определения понятий погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, создает теоретические и практические проблемы в сфере государственного внешнего долга и управления им.

Правительство Российской Федерации в своей Концепции единой системы управления государственным долгом Российской Федерации придерживается максимально общей формулировки основных целей управления государственным долгом, включая

— сохранение объема государственного долга на экономически безопасном уровне;

— сокращение стоимости обслуживания государственного долга;

— обеспечение исполнения обязательств в полном объеме.

Важным направлением повышения эффективности управления государственным долгом Российской Федерации должно стать завершение работы по созданию единой системы управления государственным долгом Российской Федерации, что даст возможность осуществлять активную долговую политику, диверсификацию методов управления государственными активами на основе их инвентаризации и оценки эффективности, а также даст возможность реализовывать политику в области управления государственным долгом исходя из принципа соотнесения общего объема как внешней, так и внутренней задолженности Российской Федерации с ресурсами государства.

Методы управления государственным долгом

Управление внутренним государственным долгом – это комплекс мероприятий, направленных на его оптимизацию. Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий в себя три этапа: определение потребности в дополнительных финансовых ресурсах, привлечение финансовых ресурсов, погашение и обслуживание долговых обязательств.

Вопрос 3. Основные методы управления государственным долгом РФ

На первом этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения их использования. На втором этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственных гарантий. Третий этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижения общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств. Государственные долговые обязательства могут погашаться за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.

При управлении государственным долгом могут использоваться следующие методы:

  • рефинансирование;
  • реструктуризация;
  • конверсия;
  • консолидация;
  • отсрочка погашения;
  • аннулирование.

Рефинансирование – это погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств. Применяют три основных способа рефинансирования государственного долга: замена обязательств с истекшими сроками погашения на новые, эквивалентные им по сумме; замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; размещение новых облигаций с целью использования вырученных средств для расчетов по облигациям с истекающими сроками погашения.

Реструктуризация представляет собой пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга. При реструктуризации должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только проценты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга.

Конверсия – это изменение условий государственных займов в интересах должника, состоящее в понижении процента, новом способе погашения долга, переносе срока погашения, изменении валюты займа. Наиболее распространенными видами конверсии внешнего государственного долга являются обмен на долговые обязательства третьих стран, погашение долга товарными поставками, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях, обмен долга на собственность.

Консолидация – это изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения путем перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация может совмещаться с конверсией.

Аннулирование государственного долга представляет собой отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

При управлении внутренним государственным долгом применение данных методов возможно в одностороннем принудительном порядке. Однако регулирование с их помощью объема внешней задолженности – как правило, всегда результат переговорного процесса. При наличии долгового кризиса регулированием долга официальным кредиторам на многосторонней основе занимается Парижский клуб, а долга банкам – Лондонский клуб. Парижский клуб – это неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств-участников в отношении долгов третьих стран. Лондонский клуб объединяет банки, предоставившие кредиты правительствам отдельных стран или юридическим лицам этих стран.

В нашей стране управление государственным долгом по поручению Правительства Республики Беларусь осуществляет Министерство финансов. Одна из главных задач государства в управлении долгом – ограничение его величины, т.к. по достижении определенного соотношения платежей по обслуживанию государственного долга и ВВП затормаживается экономический рост. С целью недопущения неконтролируемого роста государственного долга ежегодно Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год утверждаются два показателя:

  • лимит внешнего государственного долга;
  • предельный прирост величины внутреннего государственного долга.

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга относятся к защищенным статьям республиканского бюджета.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Административные и рыночные методы управления государственным долгом.

Управление госдолгом — формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства Российской Федерации.

Административные методы (конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга):

Конверсией называется изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности.

Методы управления государственным долгом в РФ и оценка результативности мероприятий

Чаще всего происходит изменение номинального процента с целью снижения государственных расходов, связанных с выплатой процентов по долгу.

Изменение условий займов, касающееся его сроков, называется консолидацией государственного долга. При этом государство, не изменяя доходности облигаций, превращает краткосрочные обязательства в средне- или долгосрочные.

Унификация – объединение нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.

Рыночные методы (реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секъютиризация, обмен долга):

Реструктуризации долга – изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Рефинансирование долга – погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов.

Погашение займов осуществляется путем выкупа (возможен досрочный выкуп) облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).

Выплата доходов производится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению – несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой.

Секъютиризация — одна из форм привлечения финансирования путём выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами, генерирующими стабильные денежные потоки

К новым методам покрытия обязательств перед странами-кредиторами является погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти методы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга, под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника.

Помимо этих основных методов управления государственным долгом правительство может выкупать займы, обращающиеся на фондовом рынке, давая соответствующие поручения центральному и коммерческим банкам.

Методы управления гос.долгом

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6

Управление гос долгом – комплекс мероприятий, напр-х на его оптимизацию.Управление гос долгом предст соб непрерывный процесс, вкл-щий в себя 3 этапа: 1. Опред-е потребностей в доп-х фин-х ресурсах. 2. Привлечение фин-х ресурсов. 3. Погашение и обслуживание долговых обязательств.На первом этапе опр-ся предельные размеры гос. заимствований и гарантий на очередной бюджетный год. На втором этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних фин-х рынках путем выпуска и размещения гос ценных бумаг. Третий этап заключ-ся в поиске источников фин-х ресурсов для погашения и обслуживания гос долга.

Долговые обяз-ва м. погашаться за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, ден средств, полученных от продажи гос собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при кот должник оказывается не в состоянии погасить свой внешний долг, называется долговым кризисом.При управлении гос долгом м исп-ся след методы:

1.Рефинансирование – погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств. Применяется 3 осн-х способа рефинансирования гос долга: 1)Замена обязательств с истекшими сроками погашения на новые, эквивалентные им по сумме. 2)Замена одних обяз-в на другие, с более длительными сроками погашения. 3) Размещение новых облигаций с целью использования вырученных средств для расчетов по облигациям с стекшими сроками погашения.2.Реструктуризация – пересмотр первоначального графика погашения и обслуживания гос. долга. При реестр-ции должнику предоставляется льготный период, в теч кот уплачиваются только % и увелич-ся срок погашения суммы осн-го долга.3.Конверсия – изменение условий гос займов в интересах должника, состоящая в понижении %, новом способе погашения. Наиб распр-ми видами конверсии внешнего гос долга явл: 1) Обмен на долговые обязательства 3-х стран 2) Погашение долга товарными поставками. 3)Обратный выкуп долга заемщика на особых условиях. 4)Обмен долга на собственность.4.Консолидация – изменение сроков погашения займов, как правило в сторону увеличения, путем перевода краткосрочных обяз-в в долгоср. Консолидация м совмещаться с конверсией. 5.Отсрочка погашения. 6.Аннулирование – отказ гос-ва от обязательств по выпущенным займам.

Парижский клуб – неформальное объединение экономик развитых стран мира, координирующее фин пол-ку гос-в, участвующих в отношении долгов третьих стран.

Лондонский клуб объединяет банки, предоставляющие кредиты правительствам отдельных гос-в или юр лицам этих стран.

В РБ управление гос долгом осуществляет минфин. Одна из главных задач гос-ва в управлении долгом – ограничение его величины, т.к. по достижению опр соотношения платежей по обслуживанию гос долга и ВВП затормаживается эк рост.

Билет 17

Распределение и использование прибыли

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей.

Распределение прибыли - это составная и неразрывная часть общей системы распределительных отношений.

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

Прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

Прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

Величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.

Билет 18

Хар-ка гос.долга РБ

В наст. время гос. долг РБ сост.13 млрд $. Валов. Внешн. долг – 33млрд $. Для оценки внешнего долга страны всемирный банк рекомендует рассчитывать 2 показателя (%):1.Отношение внешнего долга к ВВП (не должен превышать 50%)2.Отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг.На основе этих критериев, страны делятся на 3 группы: с высоким, средним и низким уровнем задолженности.Если величина первого показателя сост. более 80%, а второго 220%, то задолженность считается высокой.

Если первый показатель находится в интервале от 40% до 80%, а второй от 132% до 220%, то задолженность считается средней.

Для характеристики состояния внешней задолженности рассчитывается третий показатель – отношение платежей по погашению долга и экспорту, его пороговая величина находится в интервале от 2% до 25%.

Сущность ОС предприятия. Источники их формир, состав, структура

Осн капитал пр-тия хар-т мат базу. В фин-й отчетности осн-й капитал отраж-ся как ОС. По мат-вещ-му составу осн ср-ва предст соб осн фонды. ОС- ден ср-ва, инвестируемые в осн-е фонды произв-го и непроизв-го назначения. Они предст соб сов-ть мат-вещ-х ценностей, использ-х в кач-ве ср-в труда и действующ в натур-й форме в теч-е длит-го времени.Первонач-е их формирование происходит при учреждении пр-тия за счет осн-го капитала. По вещ-натуральному составу ОС подразделяются: 1)Здания и сооружения 2) Рабочие и силовые машины и оборудование. 3) Измерительные и регулирующие приборы и устройства. 4) Вычислит. технику, транспортн. средства. 5) Произв-й и хоз. инвентарь. 6) Многолетние насаждения и прочее.Также в составе осн-х ср-в учитываются: 1) Кап-е вложения на улучшение земель. 2) Кап-е вложения в арендованные объекты осн-х ср-в. 3) Земельные участки. По функц. назначению : Промышленно-производст. Участвуют в производст. процессе и исп-ся в основных, вспомогательных и подсобных цехах, лабораториях, складах.Непроизводственные. Не участвуют в производст. процессе, а исп-ся в соц сфере предприятия, в ЖКХ и т.д. По принадлежности ОС: Собственные и Арендные.В зависимости от степени воздействия основных средств на предметы труда: Активные. К ним относятся те, которые в процессе производства непосредственно воздействуют на предметы труда, видоизменяя их (машины, оборудование) Пассивные . Те, которые только создают необходимые условия для производственного процесса (здания, сооружения)По использованию основные средства делятся : 1)Находящиеся в запасе или консервации. 2)Находящиеся в эксплуатации. По источникам финансирования: Собственные и Заемные.Амортизируемое имущество объединяется в следующие амортизационные группы:1)Все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно. 2) От 2 до 3 лет включительно. 3) От 3 до 5 лет. 4) От 5 до 7 лет. 5) ОТ 7 до 10 лет. 6) От 10 до 15 лет. 7) От 15 до 20 лет. 8) От 20 до 25 лет. 9) От 25 до 30 лет. 10) Свыше 30 лет.

Билет 19

Сущность финансов предприятий отраслей экономики

Ф-сы предпр. отражают эконом. явления, возник. в процессе формирования, исп-ия и расп-я денежных средств. Условия возникновения ФП:1)тов пр-во.2)опосред-е товаров пр-ва ден отношениями.3)наличие процесса распределения созд доходов.Признаки: 1.всегда выступают в денежной форме и образуются лишь при создании, аккумуляции и использовании этих средств;2.участвуют в обороте капитала, в смене его форм и стоимости;3.имеют активный характер, поскольку непосредственно связаны с экономическими интересами предприятия, его работников, а также всего общества;4.в условиях рыночной экономики финансы предприятия взаимоувязаны с финансовым рынком при изыскании дополнительных источников финансирования своего развития, а также при реализации финансовых активов.

Стоимость ОС и ее виды

Для учета, анализа и планирования, а также для определения объема и структуры капитальных вложений, необходима стоимостная оценка основных средств.

Оценка основных средств – денежное выражение их стоимости.

Применяется четыре вида оценки:

1. Первоначальная стоимость – сумма затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, а также фактических затрат на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

2. Восстановительная – оценка состоящих на балансе хозяйствующего субъекта основных средств, исчисления в сумме денежных средств, которые могут быть уплачены на дату их переоценки. Величина отклонений восстановительной стоимости основных средств от их первоначальной стоимости зависит от темпов ускорения НТП, уровня инфляции и т.д. Своевременная и эффективная переоценка основных средств имеет очень важное значение.

3. Остаточная

Методы управления государственным и муницИПальным долгом

Ликвидационная. Представляет собой выручку от реализации устаревших объектов основных средств с истекшим сроком полезного использования за вычетом издержек на демонтаж, продажу, оформление. Она устанавливается ликвидационной комиссией предприятия.

Билет 20

Фин.отношения предприятий

Группы ден отношений в состфинотнош:1)между учредит в момент созд-я предприятия.2)межде предприятиями, связ. с пр-вом и реализацией прод-ции.3)межде предприятиями по поводу внутрикорпперераспред-я ср-в.4)между предприят и работниками при распределении и использовании доходов.5)между предприятиями и вышестоящорг-ми.6)между предпр и финсист гос-ва.7)между предпр и банками.

В рын условиях сущ-т нов группы финотнош-й связ с банкротством, со слиянием компаний и т.д.

Характеристика современного государственного долга

Проблемы управления государственным долгом приобрели актуальность во второй половине предыдущего столетия, когда у государств возникла неспособность формировать бюджеты в достаточных размерах (с целью выполнения функций и осуществления долговой политики). Современный государственный долг является общей величиной непогашенных обязательств как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Основными причинами возникновения и увеличения государственного долга служат: дефицит государственного бюджета; осуществление фискальной политики, направленной на уменьшение величины налоговой нагрузки без соответствующего сокращения расходов государства; факторы, оказывающие влияние на политические бизнес-циклы, связанные с увеличением затрат в преддверии выборов для получения популярности у избирателей; войны либо милитаризация.

Разновидности государственного налогового долга

Методы управления государственным долгом зависят от вида самого долга. Он бывает внутренним (в виде задолженности по непогашенным государственным займам), а также внешним (характеризующим определенные финансовые обязательства государства перед иностранными кредиторами). Методы управления государственным долгом направлены на погашение задолженности предыдущих периодов, а также задолженности, возникшей по долговым обязательствам правительства. К таким долгам могут быть отнесены выпущенные правительством ценные бумаги, иные обязательства в денежном выражении, которые гарантируются со стороны правительства, и кредиты, полученные, опять же, на уровне государства. Размер основной суммы долга страны не должен превышать порог в 60% годового ВВП РФ. В случае превышения указанного предела долговых обязательств правительством должны быть предприняты срочные мероприятия с целью снижения суммы государственного долга до предельной отметки (обозначенные выше 60%). Методы управления государственным долгом применяются в соответствии с его величиной. Существует несколько критериев, важных в оценке государственного долга. Во-первых, долг на душу населения, выраженный в сумме государственного долга на одного гражданина. Во-вторых, соотношение между индивидуальными доходами и долгом, приравненным к части общего неоплаченного долга на каждую тысячу денежных ресурсов индивидуального дохода. И последний критерий - соотношение долга и ВВП.

Источники погашения государственного долга

Управление внутренним государственным долгом отвечает за обеспечение государственной платежеспособности. Другими словами, это определение возможности погашения долговых обязательств. Данный факт касается и капитального, и текущего долга. Методы управления государственным долгом, направленные на обеспечение платежеспособности внутренних займов, основываются на использовании внутренних источников. При этом платежеспособность по внешнему долгу, прежде всего, зависит от валютных поступлений. Поэтому возможность погашения такого долга определяется сальдо торгового баланса.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об