Налоговые регистры по налогу на прибыль: сделай сам! Образец заполнения регистра налогового учета по ндфл.

Регистры налогового учета позволяют обобщать сведения, необходимые для исчисления различных видов налогов. Данные формы не утверждаются налоговым законодательством, в отношении каждого вида налогового обязательства компании разрабатывают свои формы регистров, при этом нужно учитывать рекомендации налоговой по их формированию.

Заполнение налоговых регистров

Основное назначение регистров – это обобщение информации по исходным данным в отношении каждого вида налога. Регистры помогают контролировать налогоплательщиков? и позволяют самим плательщикам проверять верность проводимых расчетов по каждому виду налогового обязательства.

Разрабатываемые формы должны обеспечить простоту и удобство заполнения, содержать необходимые графы и строки для отражения нужных данных, что позволяет проверить верность исчисления отдельных видов налогов.

Регистры полезны как для налоговой с целью контроля плательщиков, так и для самих компаний. Правильно заполненные бланки регистров позволяют верно формировать налоговую отчетность и упрощают восприятие необходимой для расчета информации.

Заполнять регистры можно в электронном или бумажном виде. Никаких особых требований в данном вопросе налоговая не предъявляет.

Ответственность по заполнению регистров ложится на определенных лиц, подписи которых должны заверять оформляемые документы. Данные лица должны обеспечить не только корректность заполнения регистров, но и надлежащее их хранение и исключение возможности внесения исправлений посторонними лицами.

Редактировать регистр может только ответственное лицо, заверяя вносимые корректировки подписью, датой и пояснениями.

Регистры по НДФЛ

Обязанность по учету выплачиваемых доходов трудоустроенным лицам ложится на работодателя, который выполняет роль налогового агента по отношению к налогу, вычисляемому с доходов физлиц. Чтобы верно рассчитать подоходный налог, нужно грамотно организовать учет выплачиваемых доходов. Для этой цели компания формирует собственные регистры для ведения налогового учета для расчета НДФЛ.

Регистры необходимы как для налоговой с целью контроля работодателей, так и для компаний, использующих наемный труд. Сбор данных о работающих физлицах, выплачиваемых им суммах, применяемых льгот и удерживаемых НДФЛ позволяет работодателю:

  • Видеть общую картину по всем работникам;
  • Заполнять справки 2-НДФЛ по итогам года;
  • Определять права работников на «детский» вычет, отслеживать тот момент, когда данное право прекращается;
  • Устанавливать права на иные вычеты стандартного характера;
  • Выявлять случаи неправильного исчисления и удержания налога.

Формирование регистра

Компания вправе сама решить, как она будет учитывать доходы и рассчитываемый с них НДФЛ, и какие учетные бланки будут для этого использоваться. НК РФ определяет, что нужно отразить в налоговых регистрах. Необходимые сведения, подлежащие включению в регистр, закреплены в п.1 ст.230:

  • Идентификационные данные по каждому физлицу;
  • Разновидности выплачиваемых доходов;
  • Предоставляемые льготы по НДФЛ, уменьшающие базу для вычисления налога;
  • Величины выплачиваемых сумм;
  • Даты выдачи сумм персоналу;
  • Величины исчисленного налога;
  • Даты его удержания и перечисления;
  • Сведения о платежной документации, подтверждающей уплату.

Указанные сведения приводятся в разрезе по каждому сотруднику.

Бланк налогового регистра по НДФЛ разрабатывается с тем учетом, чтобы обеспечить удобную работу с информацией, наглядность ее представления. При этом в бланк включаются необходимые сведения, требуемые налоговой.

Качества, которыми должен обладать разработанный бланк регистра:

  • Простота – не должно возникать путаницы в представлении данных по сотрудникам;
  • Наглядность – данные должны легко читаться, бланк должен позволять быстро перенести необходимую информацию в 2-НДФЛ;
  • Краткость – не нужны лишние сведения, они не несут никакой значимости и создают сложность восприятия информации.

Бланк регистра должен учитывать особенности деятельности организации и выплачиваемые виды доходов, поэтому не утверждено универсального бланка регистра. Каждое предприятие составляет такой документ, который будет включать необходимые сведения и обладать указанными выше свойствами.

Для удобства компания может формировать несколько налоговых регистров для полного отражения необходимых данных в целях налогового учета НДФЛ. Налоговое законодательство работодателей в данном вопросе не ограничивает. Можно применять отдельный регистр в отношении каждого вида дохода или каждого физлица.

Часто компании за основу берут действовавший ранее бланк справки 1-НДФЛ, на примере которого подготавливается подходящий регистр.

Бланк регистра по НДФЛ

В разрабатываемый налоговый регистр включаются сведения из п.1 ст.230. Ниже в таблице даны пояснения по каждому виде необходимой информации.

Обязательные сведения регистра Пояснения
Идентификационные данные о налогоплательщиках Данные о работающих физлицах, включающие:
  • Число, месяц и год рождения;
  • Сведения об удостоверяющем личность документе;
  • ИНН, если он известен работодателю;
  • Адрес (в РФ и за ее пределами);
  • Гражданство.
Виды доходов Каждый выплачиваемый вид дохода должен иметь поле для указания специального цифрового кодового обозначения. Коды утверждены Приказом ФНС №MMB-7-11/387@ 10.09.15.

Не обязательно отражать данные по доходам, не облагаемым НДФЛ, так как они не формируют базу.

Доходы, облагаемые налогом в ограниченном пределе, отражать обязательно, так как они способны накапливаться на протяжении года.

Виды вычетов В регистре вычеты отражаются с указанием кодовых обозначений. Коды вычетов утверждены тем же приказом, что и коды доходов.
Суммы доходов Рекомендуется указывать суммы доходов:
  • Начисленные до налогообложения и применения вычетов;
  • Уменьшенные на положенные вычеты.
Даты выплаты доходов Предусматривается поле для указывания дня, когда:
  • Фактически выдана з/п или иной вид дохода наличными из кассы;
  • Перечислена з/п на карты сотрудникам.
Статус налогоплательщика В регистр включается поле для указания того, относится физлицо к резидентам или нерезидентав РФ.
Даты удержания НДФЛ В специальной графе прописывается фактический день удержания налога, который зависит от вида дохода.
Даты перечисления НДФЛ Берутся из подтверждающей платежной документации.
Реквизиты п/п Достаточно указать №, дату п/п и перечисляемую по нему сумму налога.
НДФЛ В регистр вносится посчитанный и удержанный налог.

Если работников много, то удобнее разработать регистр, который бы отражал данные по каждому отдельному физлицу. По такому принципу построен бланк 1-НДФЛ. Можно взять указанный бланк в качестве основы и адаптировать его под современные реалии и требования НК РФ – добавить недостающие данные, убрать лишние, неактуальные.

Компания ведет регистр в удобном виде – бумажном или электронном.

С учетом вышеизложенных сведений налоговый регистр по НДФЛ может принимать такой вид:

Регистр по налогу на прибыль

Для целей учета показателей для вычисления налога на прибыль компания заполняет самостоятельно разработанные бланки налоговых регистров, данные в эти регистры переносятся из бухгалтерских счетов и первичной документации.

Бланки регистров составляются с учетом особенностей деятельности конкретного предприятия. Актуальность в применении налоговых регистров отдельно от бухгалтерских по налогу на прибыль возникает в том случае, если организация выполняет операции, суммы по которым учитываются по-разному в бухгалтерии и налогообложении.

Требования налогового и бухгалтерского учета по некоторым операциям могут не совпадать, в таких случаях и нужно отдельно применять налоговые регистры.

Если же предприятия не выполняет тех операций, по которым налоговый учет ведется в отличной от бухучета форме, то для вычисления налога на прибыль достаточно бухгалтерских регистров.

Налоговые регистры могут принимать форму бухгалтерских с необходимыми дополнениями. Также допускается формировать отдельные бланки, не схожие с бухгалтерскими. Налоговая разрешает компаниям в данном вопросе проявить инициативу и подготовить подходящий для себя бланк. В НК РФ даются только рекомендации о том, какие реквизиты отражаются в регистре:

  • Название бланка;
  • Временной отрезок, за который он составляется;
  • Количественные и денежные измерители необходимых показателей;
  • Сведения о проводимых операциях;
  • Подпись ответственного лица.

М.П. Захарова, юрист

Все ли документы налогового учета - регистры?

За отсутствие или неправильное заполнение каких налоговых регистров могут оштрафовать по ст. 120 НК РФ

По ст. 120 НК может быть штраф :

  • <если> нарушения совершены в течение одного налогового периода и не повлекли занижения налоговой базы - 10 000 руб.;
  • <если> нарушения совершены в течение более одного налогового периода - 30 000 руб.;
  • <если> нарушения повлекли занижение налоговой базы - 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

После многолетнего обсуждения необходимости введения налоговой ответственности за отсутствие регистров налогового учета или неправильное их заполнение такая ответственность в НК РФ появилась. С 3 сентября прошлого года грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения считается, в частностист. 120 НК РФ ; подп. «в» п. 45 ст. 1 , п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ :

Не возникает сомнений в том, что налоговые органы, руководствуясь обновленной ст. 120 НК РФ, будут штрафовать за отсутствие или неправильное заполнение книг покупок и продаж, книги учета доходов и расходов упрощенцев, регистров по налогу на прибыль.

“ Если согласно НК РФ налогоплательщик обязан вести какой-либо учетный документ в целях исчисления налога, то этот документ с полным правом можно отнести к регистрам налогового учета. К таким документам, в частности, относятся книги продаж и покупок, книга учета доходов и расходов, хотя они и не названы регистрами. Поэтому отсутствие или систематическое неправильное заполнение книг покупок и продаж, книги учета доходов и расходов упрощенцев являются грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, ответственность за которые установлена ст. 120 НК РФ.
Правила ведения регистров налогового учета, предусмотренные ст. 313 НК РФ, предполагают известную долю свободы налогоплательщика, однако их ведение является обязательным. И за их отсутствие налогоплательщиков также можно оштрафовать по ст. 120 НК РФ” .

Так ли это на самом деле?

Что такое регистры налогового учета

При внесении поправок разработчики упустили из виду, что в первой части НК РФ не дано понятие регистра налогового учета. Регистры там лишь вскользь упоминаютсяп. 4 ст. 88 НК РФ . В частности, сказано, что в ходе камеральной проверки налогоплательщик может представить в инспекцию выписки из регистров налогового учета.

В Законе о бухгалтерском учете есть понятие регистра бухгалтерского учетап. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» . Однако вывести из него понятие налогового регистра тоже нельзя. Ведь это термин налогового законодательства, и его должен определить именно НКп. 3 ст. 11 НК РФ .

Понятие налогового регистра можно найти в гл. 25 «Налог на прибыль организаций». Так, аналитические регистры налогового учета - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения по счетам бухгалтерского учета. В регистрах должна систематизироваться и накапливаться информация из принятых к учету первичных документов и аналитические данные налогового учета для расчета налоговой базыст. 314 НК РФ .

Согласитесь, определение очень удачное. И, например, книги учета доходов и расходов упрощенцев вполне ему соответствуют. Только вот распространять понятие регистра, данное для целей налога на прибыль, на остальные налоги без специального указания на это непосредственно в НК нельзяРешение ВАС РФ от 26.01.2005 № 16141/04 . А его нет.

Как видим, состав правонарушения в ст. 120 НК сформулирован недостаточно определенно, а это противоречит принципам установления ответственностип. 4 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 06.12.2001 № 257-О .

Внимание

По ст. 120 НК РФ можно штрафовать за отсутствие или неправильное заполнение только документов, прямо названных налоговыми регистрами в НК РФ.

А значит, это тот редкий случай, когда можно говорить о неясности налогового законодательства, которая должна толковаться в пользу налогоплательщикап. 7 ст. 3 НК РФ . Поэтому если какой-либо документ Кодекс прямо не называет налоговым регистром, то и штрафовать за его отсутствие или неправильное заполнение нельзя.

Это общие правила. А теперь рассмотрим, какие конкретные налоговые документы можно назвать регистрами.

Книги покупок и продаж

Все плательщики НДС должны вести книги покупок и продаж. Но регистрами налогового учета их не называют ни Кодексп. 3 ст. 169 НК РФ , ни даже Правила ведения этих книгутв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 . Забавно, но можно сказать, что сам Минфин России не считает книги покупок и продаж регистрами. Если мы заглянем в разработанный им Порядок заполнения налоговой декларации по НДС, то увидим, что она составляется на основании книг продаж, книг покупок и данных регистров налогового учетап. 4 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н .

Вывод

Несмотря на то что и бухгалтеры, и суды часто называют книги покупок и продаж налоговыми регистрамиПостановления ФАС ВВО от 24.08.2009 № А82-15261/2008-27 ; ФАС ВСО от 11.05.2010 № А33-3985/2008 ; ФАС УО от 05.05.2010 № Ф09-2994/10-С2 ; ФАС СЗО от 14.03.2006 № А56-1646/2005 ; Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2009 № 09АП-15822/2008-АК, 09АП-16330/2008-АК , для целей привлечения к ответственности по ст. 120 НК они регистрами налогового учета не являются. За их отсутствие или неправильное заполнение штрафовать нельзя.

Книга учета доходов и расходов у упрощенцев

Называет ли НК РФ этот документ налоговым регистром? В главе по УСНО нет ни слова о налоговых регистрах. В ст. 346.24 «Налоговый учет» НК РФ говорится лишь о том, что упрощенцы должны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу при УСНО в книге учета доходов и расходов.

Минфин России и налоговые органы ранее иногда называли книгу учета доходов и расходов упрощенцев налоговым регистромПисьма Минфина России от 15.04.2003 № 16-00-14/132 , от 15.12.2003 № 04-02-05/1/108 ; Письмо УМНС России по г. Москве от 27.12.2001 № 03-12/150 . Сейчас налоговые инспекции, обосновывая привлечение упрощенцев к ответственности за неправильное заполнение или отсутствие книги учета доходов и расходов, скорее всего, вспомнят о том, что даже ВАС РФ однажды назвал ее регистром налогового учетаРешение ВАС РФ от 08.09.2004 № 9352/04 . Однако тогда ВАС не рассматривал вопрос о привлечении к налоговой ответственности за неправильное ведение книги по новой редакции ст. 120 НК. Так что нельзя сказать, что позиция ВАС по рассматриваемому нами вопросу уже сформирована.

Вывод

Неправильное заполнение книги учета доходов и расходов или даже ее отсутствие не является основанием для привлечения упрощенца к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ.

Относительно книг покупок и продаж, книги учета доходов и расходов у организаций, применяющих упрощенку, такого же мнения придерживается и судья Высшего арбитражного суда РФ.

Из авторитетных источников

Судья Высшего арбитражного суда РФ, кандидат юридических наук

“ По моему мнению, нельзя привлекать к ответственности по ст. 120 НК РФ за отсутствие или неправильное заполнение книг покупок и продаж, книги учета доходов и расходов упрощенцев, поскольку в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ они не названы регистрами налогового учета. Однако как будет складываться практика судов, сказать трудно” .

Налоговые регистры по налогу на прибыль

В гл. 25 НК РФ содержится понятие регистров налогового учетаст. 314 НК РФ . Но дело в том, что регистры по налогу на прибыль организации ведут по собственному желанию, если в бухгалтерских регистрах недостаточно информации для определения налоговой базы.

А заставить налогоплательщиков вести эти регистры налоговые органы не могутст. 313 НК РФ .

Вывод

Даже за отсутствие или неправильное заполнение регистров по налогу на прибыль штрафовать нельзя.

Однако судья ВАС РФ с нами не согласилась.

Из авторитетных источников

“ Поскольку регистры по налогу на прибыль ведутся по желанию налогоплательщиков, то организация, утверждая учетную политику, одновременно определяет и регистры налогового учетаст. 313 НК РФ . Полагаю, что в связи с этим налоговые органы вправе оштрафовать организацию за отсутствие только тех регистров по налогу на прибыль, которые она сама утвердила в качестве обязательных в учетной политике” .

ВАС РФ

Таким образом, будет лучше, если в учетной политике вы утвердите только те регистры налогового учета по налогу на прибыль, которые точно будете вести.

Карточка учета доходов физических лиц

С 2011 г. упоминание о регистрах налогового учета появилось еще и в гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. Кодекс называет так карточки учета доходов физических лиц, которые ведут налоговые агентып. 1 ст. 230 НК РФ ; п. 16 ст. 2 , п. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ . Но по ст. 120 НК РФ можно оштрафовать только налогоплательщиков. Ведь в определении понятия грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения говорится именно о налогоплательщикахст. 120 НК РФ . Кроме того, штраф за это правонарушение, повлекшее занижение налоговой базы, исчисляется от суммы неуплаченного налогап. 3 ст. 120 НК РФ . Но налоговый агент налог не уплачивает, он лишь перечисляет его в бюджетст. 19 НК РФ , п. 1 ст. 24 НК РФ .

Внимание

За отсутствие или неправильное заполнение книг покупок и продаж, книги учета доходов и расходов при применении УСНО, регистров по налогу на прибыль, карточки учета доходов физических лиц по ст. 120 НК РФ штрафовать нельзя.

Суды также не раз приходили к выводу, что по ст. 120 НК налоговых агентов штрафовать нельзяПостановления ФАС МО от 09.08.2007 № КА-А41/7340-07 ; ФАС СЗО от 07.06.2004 № А66-838-04 , от 25.11.2003 № А21-4891/03-С1 , от 20.02.2003 № А05-10341/02-535/14 , от 16.06.2003 № А05-15583/02-872/13 ; ФАС ПО от 01.04.2004 № А49-4573/03-206А/17 ; ФАС ЦО от 06.08.2004 № А35-6672/03-С23 . Обосновывая такую позицию, ФАС Западно-Сибирского округа, в частности, указал, что понятие грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения сформулировано применительно к налогоплательщику, а расширение в правоприменительной практике сферы действия норм налоговой ответственности недопустимоПостановление ФАС ЗСО от 21.04.2005 № Ф04-2289/2005(10564-А45-32) .

Хотя в арбитражной практике встречались и случаи, когда суды подтверждали правомерность привлечения налоговых агентов к ответственности по ст. 120 НКПостановления ФАС ДВО от 24.11.2004 № Ф03-А24/04-2/2967 ; ФАС ЗСО от 07.04.2005 № Ф04-1832/2005(9990-А27-7) .

Вывод

Налоговые агенты не могут быть привлечены к ответственности по ст. 120 НК РФ за отсутствие или неправильное заполнение карточек учета доходов физических лиц.

Вот что по вопросу о возможности привлечения к ответственности налоговых агентов думает судья ВАС РФ.

Из авторитетных источников

“ Поскольку в ст. 230 НК введена обязанность ведения налоговыми агентами регистров налогового учета, должна быть и ответственность за неисполнение ими этой обязанности.
Но ст. 120 НК сформулирована таким образом, что из нее невозможно понять, можно ли штрафовать налоговых агентов. До внесения этих поправок практика судов была неоднозначна. А после внесения поправок арбитражная практика еще не сформировалась. И по какому пути она пойдет - не известно .

Внимание

Налоговых агентов и предпринимателей по ст. 120 НК штрафовать нельзя.

Поэтому предпринимателей нельзя привлекать к ответственности за отсутствие или неправильное заполнение, например, книги учета доходов и расходов для целей исчисления НДФЛПриказ Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 или ЕСХН .

К тому же и налоговыми регистрами эти документы не признаются. В гл. 23 НК РФ вообще ни слова не говорится о необходимости ведения предпринимателями книги учета доходов и расходов. А в главе, посвященной ЕСХН, у предпринимателя есть обязанность заполнения книги учета, но регистром налогового учета ее не называет ни Кодексп. 8 ст. 346.5 НК РФ , ни Минфин в Порядке ее заполненияПриказ Минфина России от 11.12.2006 № 169н .

Конечно, нужно вести книги покупок и продаж, а также книги учета доходов и расходов, так как это упростит расчет налогов. К тому же штраф по ст. 120 НК РФ за отсутствие или неправильное ведение этих документов, несомненно, придется оспаривать в суде. А согласятся ли суды с нашими аргументами - покажет время.

Согласно российскому Налоговому Кодексу начисление и уплата налогов являются обязательными для каждой зарегистрированной на территории Федерации организации либо предприятия. Правильное определение суммы необходимых бюджетных уплат невозможно без ведения регулярного и непрерывного фиксирования и обработки числовых данных, полученных в ходе осуществления той или иной хозяйственно-финансовой операции. Для удобства этого процесса используются специальные регистры налогового учета.

Это установленные законодательными актами формы документов, в которых ведутся необходимые расчеты:

Формируются суммы доходов и расходов;

Определяется перечень расходов, подлежащих вычету в целях налогообложения в этом отчетном периоде;

Фиксируется числовое значение расходов, которые будут отнесены на следующие периоды;

Создаются резервы;

Выводится размер задолженности бюджету.

Регистры налогового учета по налогу на прибыль формируются в виде закрепленных нормативами форм учетных книг либо журналов, а также на электронных носителях.

Анализ при исчислении налогов

Аналитические регистры налогового учета - это сгруппированные формы, которые содержат сведения и систематизацию цифровых данных учета за определенный без использования бухгалтерских счетов. Они применяются для накопления и систематизации информации и отражении ее в расчете зафиксированной в а также в итогах анализа налогового учета.

В двадцать пятой главе Налогового Кодекса России представлены нормы налогового учета. На их основании Министерством по налогам и сборам в информационном сообщении в декабре 2001 года были предложены к использованию основные регистры для определения сумм отчислений в бюджет.

Перечень налоговых регистров

В настоящее время органами закреплены следующие регистры налогового учета:

  1. расчетный регистр, отражающий формирование суммы, показывающей денежную величину объекта учета;
  2. расчетный регистр, показывающий амортизацию нематериальных активов;
  3. расчетный регистр стоимости материалов либо сырья, списанных методом ЛИФО;
  4. расчетный регистр, отражающий стоимость списанных материалов либо сырья в определенном отчетном периоде;
  5. расчетный регистр, показывающий стоимость списанных товаров за налоговый период;
  6. расчетный регистр, показывающий резервы безнадежных и сомнительных долгов за данный период отчета;
  7. расчетный регистр понесенных расходов, отражающих размеры сумм на добровольное страхование работников на текущий период;
  8. расчетный регистр расходов, отчисленных на ремонт в текущем отчетном периоде;
  9. расчетный регистр расходов, планируемых на ремонтные работы, учитываемых в настоящем и будущих отчетных периодах;

10. расчетный регистр, отражающий имеющиеся резервы расходов в случае бесплатного гарантийного ремонта;

11. расчетный регистр перерасчетного коэффициента резервов расходов при имеющем место гарантийном ремонте;

12. учетный регистр, составляемый по данным инвентаризации на дату отчета и показывающий размер дебиторской безнадежной задолженности;

13. учетный регистр составляемый по данным инвентаризации на дату отчета;

14. учетный регистр, фиксирующий страховые суммы на основании договоров работников на добровольное страхование;

15. учетный регистр расходов предприятия по страхованию работающих;

16. учетный регистр операций по внереализационным расходам отнесенным к будущим периодам.

Кроме приведенных здесь рекомендованных учетно-расчетных документов, организацией могут быть разработаны дополнительные регистры налогового учета. Они могут быть расширены, разделены или другим образом преобразованы, исходя из индивидуальных особенностей хозяйственно-финансовой деятельности организации либо предприятия.

В России под налоговым учетом понимается порядок сбора и последующей систематизации информации, необходимой для определения организационной налоговой базы. Сбор и систематизация ведется с помощью информации в первичных документах. Процедура опирается на предписания статьи НК РФ №313.

Понятие налогового учёта

Любая хозяйственная деятельность предприятия должна облагаться налогом, поэтому информационный сбор для последующего налогообложения и является конечной целью учета.

Главным назначением налогового учета является составление целостной и исчерпывающей картины о величине расходов и доходов учреждения. Они и определяют размер базы налогов на отчетный период. Также его функцией является обеспечение достоверными данными внешних и внутренних пользователей для контролирования процессов исчисления. Не стоит забывать также и о своевременности и полноте уплачиваемых налогов на прибыль.

Суммирование различных показателей является основой организации процедуры учета. Количественные данные прямо пропорционально влияют на размеры налоговой базы, а также на меру их систематизации в регистрах учета налогов. Одновременно они имеют влияние на порядок произведения деятельности по учету, на формирование и отражение в регистрах информации об объекте налогового учета.

Для ведения налогового учета предусмотрены специальные формы — регистры налогового учета. В любой момент фирму налогоплательщика может посетить налоговый инспектор с целью проверки налоговой документации. Поэтому иметь заполненные регистры – прямая обязанность предприятия. Нарушение или вовсе отказ от ведения такой документации сулит дальнейшие проблемы с Налоговой инспекцией.

Подробнее с системой налогового учёта в РФ можно ознакомиться по .

Регистры

Как правило, различные виды деятельности предприятия облагаются различными налогами. Регистры учета налогов — это формы, которые разрабатываются предприятием, а затем заполняются данными, необходимыми для вычисления налоговых сборов на прибыль. Налоговое законодательство не устанавливает стандарты для разработки форм регистров, но имеет некоторые рекомендации по их виду и содержанию. Информацию о таких регистрах можно найти на сайте «Консультант Плюс» по этой ссылке .

Правила заполнения

Каждая форма регистра обязательно должна содержать в себе следующие реквизиты:

  • Название регистра налогового учета;
  • Число, месяц и год заполнения;
  • Измеритель (либо измерители, если их несколько) операций предприятия в форме натурального или материального выражения;
  • Сущность и предмет операционных действий, совершенных предприятием за данный период времени (хозяйственные и иные операции);
  • Подпись ведущего эти записи уполномоченного лица в регистре.

Главная функция налоговых регистров — это систематизация информации по имеющимся исходным данным касательно каждого вида налога. Так, регистры убивают сразу двух зайцев: с одной стороны, налоговым органам проще следить за деятельностью фирмы, а с другой — сама компания облегчает себе жизнь, имея под рукой верные показатели расчетов налогов.

Данные об учете налоговых данных должны фиксироваться перманентно и в строгом хронологическом порядке, так как иной способ заполнения может повлечь собой внимание со стороны налоговых служб. Налогоплательщик (то есть предприятие или компания) ведет аналитический учет таким образом, чтобы прослеживался порядок возникновения налоговой базы.

Хранение регистров учета налогов должно вестись в соответствии с несколькими правилами. Нельзя просто так исправлять в них какую-либо информацию. Исправления (даже если это исправления ошибок) должны вестись санкционировано и обоснованно с юридической точки зрения. Данные действия должны быть подтверждены наделенным особыми полномочиями лицом. Этот человек может вносить обоснованные исправления в документ, указывая дату и объяснение того, зачем он совершил это действие.

Как уже было сказано, каждая фирма может иметь свою форму регистра. Главное, чтобы форма была удобной, имела графы и строки, необходимые для внесения нужных данных, а также просто и удобно заполнялась. В противном случае, при проверке отчетности налоговый инспектор может не разобраться и ошибочно оштрафовать предприятие. Правильное ведение регистров избавит от головной боли как само предприятие, так и проверяющие инстанции.

Заполнять документацию можно как в электронном, так и в бумажном виде — Налоговый Кодекс не имеет ограничений по этому поводу. Внесением данных должен заниматься уполномоченный сотрудник. На него и ложится ответственность по ведению регистров. Он должен не только проверять правильность вносимой информации, но и обеспечить надлежащие условия хранения документов, чтобы исключить малейшую вероятность того, что посторонние лица внесут какие-либо исправления. Оформление регистров, а также исправление и дополнение данных заверяется подписью ответственного сотрудника.

Налоговый и бухгалтерский учет

Организация учета налогов может быть сделана как в самостоятельных регистрах налогового учета, так и в регистрах учета бухгалтерии. Регистры бухгалтерского учета, в таком случае, должны быть дополнены реквизитами для вычисления налога на прибыль. В таком случае данные регистров налогового учета способны:

  • Иметь совпадение с данными бухгалтерского учета;
  • Иметь другие значения, которые рассчитаны отдельно.

Совпадение с данными учета бухгалтерии имеет место быть, если требования обоих способов учета одинаковы, и нужно провести лишь соответствующее построение аналитического разреза регистров бухгалтерского учета. Также такой вариант возможен потому, что правила учета бухгалтерии вариативны в отношении хозяйственных операций предприятия. Есть и другой вариант, когда требования обоих видов регистров совпадают.

Второй случай возможен тогда, когда требования первого и второго регистра несовместимы, какие бы условия при этом не сложились.

При условии, что налоговый учет ведется путем начисления, то можно использовать регистры бухгалтерского учета для учета налогов. Но стоит заметить, что кассовый метод делает невозможным такой оборот событий, так как наблюдается несовпадение требований бухгалтерского и налогового учета по части момента отражения хозяйственных операций.

Подробнее о бухгалтерской и налоговой отчетности можно узнать на сайте ФНС по этой ссылке .

Типология

В декабре 2001 года Министерство по налогам и сборам России ввело несколько ключевых понятий, относящихся к ведению регистров, таких как объект, единица, показатели и данные учета налогообложения. Они имеют такие формулировки:

  • Объектом называется все движимое и недвижимое имущество фирмы, а также ее обязательства перед другими предприятиями и хозяйственные операции, которые она выполняет;
  • Единицей именуется объект учета, данные о котором упоминаются в нескольких периодах налоговой отчетности, то есть перманентно;
  • Показателями являются количественные данные, относящиеся к объекту учёта;
  • Учетные данные – численные показатели величины или прочих характеристик, которыми обладает объект учета; они отражаются в таблицах, бухгалтерских справках и других документах предприятия — налогоплательщика; эти данные группируют информацию об объектах обложения налогами.

Тогда же и были предложены основные наименования регистров систем учета налогов, которые были поделены на пять следующих групп.

Регистры расчета промежуточных значений

Промежуточные расчеты проводятся предприятием-налогоплательщиком в данных регистрах. Фиксация показателей должна производиться в соответствии с 25 главой Налогового Кодекса. Промежуточные данные, в отличие от остальных, не выносятся в отдельные графы в налоговых декларациях, поэтому так и названы. Чтобы использовать их, необходимо совершить специальные расчеты или же просто-напросто прибавить к общему показателю. Информация регистров должна содержать в себе все о совершении промежуточных расчетов, а также показатели, которые участвуют в их нахождении.

Регистры расчета хозяйственных операций

Следующие регистры содержат в себе кладезь полезных сведений о совершении предприятием различных хозяйственных операций. Налоговая база фирмы прямым образом зависит от этого вида операций, и так происходит каждый отчетный период. Примерами операций фирмы являются все действия по купле-продаже разных объектов, сделки с фирмами-партнерами. Также в этот перечень входит приобретение гражданских прав. Но и этим дело не ограничивается. Так, НК РФ предусматривает расширение перечня хозяйственных операций фирмы путем добавления в него действий, связанных с признанием долгов, и других объектов, которые облагаются налогом.

Учетные регистры состояния единиц учета налогов

Данный регистр показывает состояние отдельной единицы учета налогов. Весь пласт данных заносится в соответствующий регистр на протяжении каждого налогового периода. Очень важно то, что информация о единице отражала ее состояние на каждый момент времени периода налогообложения.

Учетные регистры формирования отчетных данных

Эти регистры дают представление о том, каков порядок получения количественных значений строк деклараций по налогам. Вместе с тем, в них заносится и информация, которая далее отправляется в регистры промежуточных расчетов или учетных регистры состояния единицы учета.

Регистры учета начисления средств некоммерческим предприятиям

Данный регистр формируется с целью обобщить информацию по всем средствам и услугам, полученным в результате благотворительной помощи, целевых и бюджетных поступлений. Актуален главным образом для некоммерческих и бюджетных организаций.

Подробнее о налогообложении некоммерческих организаций – на сайте ФНС по этой ссылке .

Регистры по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ)

Так как работодатель является налоговым агентом по отношению к налогам, которым облагаются доходы физических лиц, то на него ложится обязанность учитывать выплачиваемые доходы своих сотрудников. Чтобы сделать это, предприятию необходимо разработать собственные формы регистров учета по НДФЛ. Правильный расчет подоходного налога вытекает из грамотного учета выплачиваемых заработных плат работникам.

Регистры по НДФЛ нужны как для налоговой службы, чтобы установить контроль за фирмами-работодателями, так и для самих предприятий, использующих наемную рабочую силу. Сбор такого рода информации о работниках, их заработной плате, всевозможных льготах, предоставляемых им, позволяет предприятию:

  • Следить за общей картиной по всем рабочим;
  • В конце года вести заполнение справок 2-НДФЛ;
  • Определять, когда работник имеет право на «детский» вычет, и когда он лишается такой привилегии;
  • Определять возможность других стандартных вычетов;
  • Находить случаи ошибочного и высчитывания и удержания налогового сбора;
  • Формирование регистра
  • Хоть НК РФ и не ограничивает компании в том, каким образом они будут высчитывать доходы и прилагающийся к ним НДФЛ, но все же кодекс обязывает указывать следующие сведения, заносимые в регистр:
  • Данные по идентификации каждого физического лица;
  • Виды доходов, выплачиваемых фирмой;
  • Льготы по НДФЛ, предоставляемые фирмой, снижающие базу налогов предприятия;
  • Величина заработных плат и даты их выдачи;
  • Налог, исчисляемый с зарплат, и дата проведения процедуры исчисления и перевода;
  • Информация о документах по платежу, подтверждающая перечисление налогового сбора в казну.

ВАЖНО: Каждый пункт вышеприведенных сведений должен приводиться на каждого сотрудника отдельно.

Разработка бланка регистра по налогам на доходы ведется с учетом необходимости простой работы с ним, а также наглядности предоставляемой информации. Рекомендации налоговой службы при этом также нужно учитывать.

Бланк регистра должен иметь следующие особенности:

  • Простота — информация по сотрудникам не должна путаться;
  • Наглядность — чем быстрее можно перенести данные о рабочих в справку 2-НДФЛ, тем нагляднее бланк;
  • Краткость — не стоит перегружать регистр ненужными цифрами и числами, чтобы не затруднять восприятие информации.

Универсализация бланка регистра затруднена тем, что каждая компания выплачивает определенные виды доходов и имеет свои особенности деятельности. Поэтому на компании и лежит ответственность составления своего бланка, обладающего необходимыми свойствами, графами и включающего нужные сведения. По желанию, предприятие может изготовить несколько бланков регистров для разных видов данных. Это упростит ведение налоговой отчетности и ее проверку. Налоговое законодательство только приветствует такой подход. Но бланк регистра должен содержать в себе сведения, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 230 НК РФ.

Ответственность в случае отсутствия регистров учёта налогов или нарушения их ведения

Ст. №120 Налогового кодекса РФ, с одной стороны, предусматривает наказание за систематическое нарушение правил ведения документов по налогообложению. С другой стороны, под этими документами имеются ввиду только первичные документы и бухгалтерские регистры. О регистрах учета налогов там упоминаний не обнаружено, поэтому преследований со стороны налоговой службы за нарушение их ведения по данной статье не последует. Не последует и наказаний, предусмотренных статьями 122 и 126, так как они прямо не относятся к нарушению или отсутствию налоговых регистров.

Серьезно нужно отнестись к подписям в регистрах налогового учёта. Компании могут хранить документацию в электронном виде только с заверенными электронными подписями (письмо Министерства финансов от 24.07.08 под номером 03-02-071-314). То же самое относится и к остальным формам хранения документов. Подписи в них должен ставить заполнявший регистры уполномоченный человек, вне зависимости от того, электронный регистр или бумажный. Во избежание неприятностей хорошо хранить копию в бумажном виде и со всеми подписями. Следует распечатывать документацию ежеквартально. Если обнаружится, что на документах они отсутствуют, то налоговый инспектор может не засчитать расходы или отказать в вычете НДС.

Таким образом, данные регистры являются обязательными документами, без которых деятельность любого предприятия по букве закона невозможна. Их ведение обеспечивает своевременное поступление налогов в казну и избавление от проблем с законодательством, а нарушения при заполнении или вовсе их отсутствие затрудняет деятельность предприятия и привлекает внимание налоговых служб.

1. Организация системы налогового учета

Глава 25 НК РФ предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с Налоговым кодексом (ст. 313 НК РФ).

Основные задачи налогового учета - формирование полной и достоверной информации о величине доходов и расходов учреждения, определяющих размер налоговой базы отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога на прибыль.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Система налогового учета организуется учреждением самостоятельно исходя из принципа последовательности перехода от одного налогового периода к другому. В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, учреждение должно разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета. И в том и в другом случае регистры необходимо указывать в учетной политике для целей налогообложения , утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ). Организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531).

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Таким образом, первичные документы служат основанием для организации как бухгалтерского, так и налогового учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

Наименование регистра;
- период (дату) составления;
- измерители операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Еще одно немаловажное замечание касается формата отражения данных в регистрах налогового учета. В соответствии со ст. 314 НК РФ корреспонденция счетов бухгалтерского учета в налоговом учете не указывается - отражаются только наименование хозяйственной операции (или группы одноименных операций) и их сумма.

По мнению автора, чтобы облегчить встречную сверку данных бухгалтерского и налогового учета, весьма полезным может оказаться включение в форму регистра налогового учета корреспонденции счетов (но как справочной, а не основной информации).

Согласно ст. 314 НК РФ правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

При составлении регистров должно быть обеспечено достижение следующих целей:

Минимизация трудозатрат для дальнейшей обработки информации;
- возможность переносить данные налоговых регистров в налоговую декларацию непосредственно или после незначительной обработки;
- возможность проводить последующие проверки правильности переноса данных из регистров бухгалтерского учета.

2. Виды регистров

Для организации налогового учета ФНС рекомендовало ведение следующих регистров учета (Рекомендации МНС России "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации"; данный документ носит рекомендательный, а не обязательный характер).

Регистры учета хозяйственных операций.

1. Регистр учета операций приобретения имущества (работ, услуг, прав).
2. Регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав).
3. Регистр учета поступлений денежных средств.
4. Регистр учета расхода денежных средств.
5. Регистр учета сумм начисленных штрафных санкций.
6. Регистр учета расходов на оплату труда.
7. Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Настоящий перечень включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. В отношении проводимых учреждением операций по признанию задолженностей и иных установленных НК РФ объектов налогообложения перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг).

Регистры учета состояния единицы налогового учета.

1. Регистр информации об объекте основных средств.
2. Регистр информации об объекте нематериальных активов.
3. Регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).
4. Регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).
5. Регистр информации о движении товаров, учитываемых по методу средней себестоимости.
6. Регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости.
7. Регистр учета расходов будущих периодов.
8. Регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности.
9. Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности.
10. Регистр учета расчетов с бюджетом.
11. Регистр движения резерва по сомнительным долгам.
12. Регистр учета расходов на гарантийный ремонт.
13. Регистр учета расчетов по штрафным санкциям.

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, сведения о которых используются более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени. Содержащиеся в регистрах сведения о величине показателей используются для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями.

1. Регистр учета поступлений целевых средств.

2. Регистр учета использования целевых поступлений.

3. Регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

Регистр учета поступлений целевых средств формируется для обобщения информации по денежным средствам, другому имуществу, работам, услугам, полученным в рамках благотворительной деятельности, в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований, других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия), поступившим некоммерческим организациям, включая бюджетные учреждения, в течение налогового периода в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, пп. 6 и 8 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 2 ст. 251 НК РФ (целевые средства) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. В соответствии со ст. 251 НК РФ ведение учета доходов и расходов целевых средств, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с получением доходов от реализации, и внереализационных доходов и расходов производится раздельно.

В регистре отражаются средства, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ для некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, целевыми средствами по каждому факту их поступления, в момент фактического получения имущества, товаров, работ, услуг и прав. Ведение регистра учета поступлений целевых средств в течение налогового периода производится в хронологическом порядке с указанием вида поступлений - наименования полученных целевых средств и присвоенного кода.

Регистры промежуточных расчетов.

1. Регистр-расчет "Формирование стоимости объекта учета".
2. Регистр-расчет "Учет амортизации нематериальных активов".
3. Регистр-расчет стоимости списанного сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).
4. Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).
5. Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде.
6. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.
7. Регистр-расчет сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.
8. Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.
9. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.
10. Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.
11. Регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.
12. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.
13. Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.
14. Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.
15. Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.
16. Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, указанном гл. 25 НК РФ.

Под промежуточными понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в декларации, то есть их значения хотя и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя.

Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Регистры формирования отчетных данных.

1. Регистр-расчет "Учет амортизации основных средств".
2. Регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде.
3. Регистр учета прочих расходов текущего периода.
4. Регистр-расчет "Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества".
5. Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества.
6. Регистр-расчет учета остатка транспортных расходов.
7. Регистр учета внереализационных расходов.
8. Регистр-расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операций по оказанию финансовых услуг (п. 3 ст. 279 НК РФ).
9. Регистр-расчет финансового результата от уступки прав требования (расходы по реализации прав, кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав).
10. Регистр учета доходов текущего периода.
11. Регистр учета убытков обслуживающих производств.
12. Регистр-расчет "Финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств".

3. Ведение регистров

Ведение регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации.

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в регистры учета состояния единицы налогового учета или регистры промежуточных расчетов.

Инструкцией № 25н (утверждена приказом Минфина России от 10 февраля 2006 года) определено, что в целях бюджетного учета учреждение обязано определять доходы и расходы методом начисления. В таком случае и в целях налогового учета целесообразно применять метод начисления, так как применение одного и того же метода признания доходов и расходов для бюджетного и налогового учета позволит избежать двойного учета, а также использовать в целях налогового учета регистры бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 8 ст. 254 НК РФ для определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), учреждение обязано утвердить в учетной политике для целей налогообложения один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

По стоимости единицы запасов;
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Напомним, что Инструкцией № 25н предусмотрено два способа списания материальных запасов:

По фактической стоимости каждой единицы;
- по средней фактической стоимости.

Согласно п. 3 ст. 259 НК РФ в целях налогового учета налогоплательщики самостоятельно определяют метод начисления амортизации (линейный или нелинейный). Нелинейный метод достаточно громоздок и неудобен, а применение одного и того же метода в налоговом и бюджетном учетах позволит избежать двойного учета. Однако нелинейный метод позволяет организации увеличить расходы, а следовательно, уменьшить налог на прибыль в первые периоды использования данного метода. Также следует учесть, что по основным средствам, приобретенным до 01.01.2002, остаточная стоимость определяется в виде разницы между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бюджетного учета за период эксплуатации такого объекта. Выбранный бюджетным учреждением метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества.

Согласно п. 1.1 ст. 259 НК РФ с 01.01.2006 налогоплательщикам предоставлено право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% (30% - для 3-7 амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Применять или не применять амортизационную премию - право, а не обязанность налогоплательщиков, следовательно, это решение принимается бюджетным учреждением самостоятельно. Решение об использовании премии, а также размер, в котором должны признаваться данные расходы, отражаются в учетной политике. В случае принятия решения о применении амортизационной премии учреждению необходимо разработать и утвердить в учетной политике регистры налогового учета, отражающие начисление амортизации в целях налогового учета , так как в бюджетном учете данные расходы не предусмотрены.

В соответствии с п. 10 ст. 259 НК РФ по решению руководителя учреждения, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения, допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных НК РФ. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода.

Ответственность за несоставление регистров налогового учета.

В ст. 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением понимается, в частности, отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета. Налоговые регистры в данной норме не упоминаются. Таким образом, при отсутствии регистров налогового учета требования ст. 120 НК РФ не нарушаются.

Ответственность по ст. 126 НК РФ наступает в том случае, если учреждение не представило в установленный срок документы и другие сведения, предусмотренные налоговым законодательством. Однако налоговые органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК РФ). А раз нет утвержденных форм налоговых регистров, то требовать их не следует. Ведь, чтобы запросить документы, инспекция должна знать их перечень и количество.

Значит, оштрафовать учреждение за неведение регистров налогового учета по ст. 126 НК РФ нельзя. В ст. 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или недоплату налога в результате занижения налоговой базы или других неправомерных действий. И даже если отсутствие налоговых регистров привело к недоимке по налогу, то штраф назначат именно за недоплату, а не за отсутствие налоговых регистров. Следует отметить, что налоговое законодательство не содержит санкций за отсутствие регистров налогового учета.

Компания может хранить документы бухгалтерского и налогового учета в электронном виде при условии, что все они заверены электронной цифровой подписью (письмо Минфина России от 24 июля 2008 года № 03-02-071-314).

С формальной точки зрения основания для такого вывода есть. Подпись – это обязательный реквизит любого первичного документа (пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Регистры бухгалтерского и налогового учета тоже должны быть подписаны составившими их лицами. Это следует из абзаца 8 статьи 314 НК РФ, а также пункта 2 статьи 9 и пункта 3 статьи 10 Закона № 129-ФЗ. Закон не ставит эти требования в зависимость от того, в каком виде компания хранит документы - бумажном или электронном. А единственная возможность завизировать электронный документ – использовать электронную цифровую подпись (статья 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 1-ФЗ).

Чем грозит отсутствие подписи? Специального штрафа за это нарушение нет. Есть штраф за отсутствие первичных документов и бухгалтерских регистров – 5 тыс. рублей (статья 120 НК РФ). Однако, в контрольном управлении ФНС России считают, что к этому нарушению нельзя приравнивать ситуацию, когда документ составлен, но не подписан. Кроме того, налоговиков в ходе проверки интересуют документы в бумажном виде, а не в электронном – соответственно с «живой» подписью.

Проблемы могут быть, только если в ходе проверки инспекция истребует документы, которые не подписаны. И то при условии, что нет возможности сразу же их распечатать и подписать. Например, если главный бухгалтер на больничном или вообще уволился. В результате инспектор может не зачесть расходы или отказать в вычете НДС.

Во избежание таких проблем на случай проверки любую первичку и регистры лучше хранить в бумажном виде и с подписями. Распечатывать документы целесообразно по окончании каждого квартала (налоговый период по НДС), а также перед увольнением главного бухгалтера или директора.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об