Локальное производство — фактор успеха. Бизнес пустил корни

Внимание западных производителей к вопросу локализации производства в России с каждым годом растет, что подтверждают объемы инвестиций в строительство промышленных мощностей на территории России. Именно таким путем следуют многие мировые бренды в самых разных отраслях, в том числе, и в электротехнической.

Тем не менее, на сегодняшний день в России пока нет ни одного полноценного производства шкафов для электротехники и автоматизации с маркой ведущих мировых компаний. Стоит ли в ближайшее время ожидать появления новых заводов? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились за комментариями непосредственно к представителям наиболее заметных на отечественном рынке игроков. Но прежде чем начать обсуждение, определим терминологическую базу: правильнее называть интересуемую нас продукцию «оболочками» - это технически верное название. В их производстве можно выделить два основных направления. Первое включает в себя шкафы универсальные для любого типа оборудования, второе - шкафы для электрораспределения.

Плюсы и минусы

В основе любого решения о локализации того или иного производства лежат экономические факторы. И здесь есть как плюсы, так и минусы. Причем по многим пунктам участники обсуждения схожи в своих мнениях.

Плюсы данного подхода, по мнению Евгения Крючкова, эксперта по направлению «Шинопроводные системы» Департамента «Системы распределения электроэнергии» «Сименс» , очевидны. Это скорость изготовления (локальный партнер самостоятельно изготавливает конструктив шкафа на основе передовой технологии «Сименс»), гибкость в вопросах согласования проекта и изменений к нему с конечным клиентом, высокий уровень качества, благодаря постоянному контролю со стороны «Сименс», более низкая стоимость, по сравнению с аналогичным решением, произведенным в Германии.

Но здесь же, по мнению наших экспертов, есть и свои минусы. Так, сегодняшний размер рынка не позволяет эффективно использовать высокопроизводительное роботизированное оборудование, а при использовании большого количества ручных или низко-автоматизированных операций растет себестоимость и падает качество, также это приводит к сокращению возможностей по номенклатуре производимой продукции (возможно производить только «бестселлеры», а значительную часть продукции и комплектующих все равно приходится ввозить). Определяющий фактор - расчетная мощность производства, которая зависит от размера рынка и от доли рынка конкретного производителя.

Строить или завозить?

Однако несложно заметить, что из всех «за» и «против» сдерживающими, а значит, и определяющими политику компаний, факторами являются как раз последние, поэтому возникает вполне резонный вопрос: есть ли смысл строительства в России заводов полного цикла, или все же выгодней поставки из-за рубежа?

«Однозначно ответить на него, пожалуй, нельзя. Все зависит от объемов производства продукции - уверен Михаил Мартынов, руководитель отдела низковольтного оборудования Schneider Electric в России . - Если нет должного объема, то невозможно добиться оптимальной себестоимости, и, стало быть, проект уже не представляет коммерческого интереса. И тогда гораздо выгоднее производить оборудование в Европе. За счет поставки его во множество стран там будет достигнута низкая себестоимость. Именно такой логики и придерживаются многие компании, активно работающие на российском рынке».

С такой позицией согласен и Евгений Крючков, «Сименс» : «Нет однозначно верного ответа, что экономически выгоднее. Для нас и наших партнеров наиболее приемлемая форма - это комбинирование франчайзинга по SIVACON S8 - лицензированное производство, - и продажа в виде комплектующих из Германии - НКУ SIVACON S4».

Учитывая сказанное, выходит, что все-таки выгоднее ввозить шкафы в сборе и комплектующие из Европы с последующей сборкой в России?

«И здесь не все так однозначно - продолжает . - В небольших объемах компаниям выгоднее электротехнические шкафы заказывать за рубежом. Дело в несовершенстве таможенного законодательства. В настоящее время на готовые шкафы практически отсутствует таможенная пошлина. А вот если мы будем ввозить компоненты, в том числе, оболочки, то должны платить эту пошлину.

В данном контексте российские компании-щитовики, в том числе, и те, которые занимаются здесь сборкой, находятся в заведомо невыгодных условиях по отношению к тем компаниям, которые осуществляют сборку за границей».

В то же время, ситуация на рынке показывает ежегодно растущую потребность на шкафы и оболочки для электротехники и автоматизации. В первую очередь, это связано с развитием строительной отрасли. Так, по данным Росстата площадь введенного жилья в России в 2013 году - а это порядка 77% от общей площади построенных зданий - выросла на 5,6%. Также не стоит забывать и о реконструкции уже существующих сетей. По оценкам экспертов электротехнической отрасли, на сегодняшний день в нашей стране требуют замены более 60% электроустановок, особенно в жилищной инфраструктуре.

«Наша компания видит серьезную потребность в качественных корпусах для электротехники и автоматизации, - уверен Александр Прудников, директор по операционной деятельности подразделения «Низковольтное оборудование» компании АББ . - Ведь не секрет, что оболочки сомнительного производства из дешевых материалов приводят к снижению срока службы установленных в них аппаратов, временным перебоям в электроснабжении объекта и, что самое страшное, - пожарам».

Российский производитель

Рассуждая о перспективах строительства заводов полного цикла западными компаниями на территории РФ, весьма кстати направить свои взоры и в сторону отечественного производителя. Какую политику проповедуют российские игроки? Гд е располагают свои мощности? Ответы на эти вопросы, безусловно, помогут лучше понять и политику иностранных компаний.

Хотелось бы отметить, что на рынке электротехнических корпусов появился новый крупный игрок - компания ДКС, которая представляет на рынке исключительно собственные разработки. «ДКС имеет собственный конструкторский отдел с двумя центрами в России и Италии, - рассказывает Руслан Ахмедшин, старший продукт-менеджер по продукции ДКС . - Наличие в структуре компании департамента по НИОКР позволяет оперативно и, самое главное, качественно решать вопросы по разработке новых или модификации текущих продуктов».

На сегодняшний день все корпуса ДКС производятся в Италии, Венгрии и Румынии, что продиктовано, в первую очередь, высокими требованиями к качеству продукции. «Политика ДКС неизменна на протяжении всего времени существования компании: качество на первом месте! - резюмирует Руслан Ахмедшин . - Мы несем ответственность за тот продукт, который предлагаем своему клиенту! Для обеспечения должного уровня качества изделия применяются только современные технологии как в производстве продукции, так и в контроле качества».

Действительно, по отзывам клиентов компании, шкафы ДКС не уступают в качестве европейским образцам, но на сегодняшний момент они производятся за пределами РФ. Однако ситуация меняется, и очень скоро новые заводские мощности ДКС должны получить российскую прописку.

Ситуация сегодня

Где же сегодня производятся шкафы известных брендов, поставляемые российскому заказчику?

Итак, «Сименс» развивает сеть франчайзинговых партнеров по производству лицензионной продукции на основе НКУ SIVACON S8 практически по всей территории России. На сегодняшний день уже имеются порядка 14 партнеров, и их количество неуклонно растет (информация по конкретным партнерам представлена на сайте «Сименса»). Партнеры по технологии SIVACON самостоятельно изготавливают под ключ НКУ по технологии и под контролем «Сименс», что гарантирует качество не хуже, чем у аналогичной продукции, произведенной на заводе «Сименс» в Германии.

«Франчайзинг позволяет получить преимущества всех вариантов поставки НКУ. Преимущества локального производства SIVACON S8 очевидны: партнер, производящий оболочки самостоятельно, не платит пошлину за их ввоз, а перед «Сименс» не стоит вопрос о поиске достаточного объема на рынке, как при открытии собственного завода - ведь новые объемы приносят новые лицензионные партнеры. Нашей франчайзинговой системе в России уже более 10 лет, при этом мы изначально делали ставку именно на полную передачу производства. Постоянный рост количества партнеров говорит о привлекательности такого подхода, - добавляет Евгений Крючков, «Сименс» . - Не остались не охваченными и желающие приобрести компоненты оболочки для сборки - для этого существует SIVACON S4. И, конечно, «Сименс» готов предложить готовые шкафы SIVACON, собранные на заводе в Германии».

Сразу несколько направлений развивает Schneider Electric . Первое, о чем говорит Михаил Мартынов , предполагает самостоятельное производство оболочек российскими компаниями, так называемыми щитовиками, с последующей комплектацией оболочек оборудованием различных производителей. В итоге получается электрический шкаф с российской оболочкой и различными «внутренностями».

Другое направление - небольшое локализованное производство на базе щитовика из заранее произведенных компонентов. При этом, Schneider Electric продает щитовику компоненты шкафа, и тот у себя на производстве по примеру конструктора «Лего» собирает из них электротехнический шкаф.

Третье направление - полная локализация. В этом случае щитовику передается лицензия на полное производство оболочек с контролем качества. При таком раскладе производитель способен из обычного листа металла и необходимых компонентов от начала до конца изготовить нужное изделие. Сегодня существует достаточное количество лицензиатов, которые подобным образом производят на территории России готовые шкафы двух линеек: OKKEN и Blokset. Такое сотрудничество довольно выгодно: компании загружают работой свои площади, что снижает себестоимость конечного продукта. Это достигается тем, что предприятию не нужна логистика, ведь начинка для оболочки не закупается в Европе. С другой стороны, конечный продукт конкурентоспособен, ведь качество гарантировано контролем со стороны Schneider Electric.

Из озвученных выше вариантов видно, что самым популярным на сегодняшний день является лицензионное производство партнерами-лицензиатами шкафов индивидуального изготовления (в первую очередь, SIVACON).

На этом фоне особняком стоит, пожалуй, лишь Rittal , осуществляющий по мнению клиентов компании, 100% ввоз продукции на территорию России. Все - от металлических заготовок и до упаковки - производится на территории Германии. В РФ поставляется точно такой же продукт, с того же производства и с тех же складов, что и по всей континентальной Европе.

Что на горизонте?

Вот мы и подошли к главному вопросу: по какому же пути развития пойдут компании-участницы нашего круглого стола в ближайшие годы применительно к рассматриваемой продукции?

«Можно убедительно говорить о том, что у Schneider Electric в России есть много собственных локализованных производств (напр., ШЭЭК в Казани, ЗАО «ГК «Электрощит» - ТМ Самара»), поставляющих на рынок шкафы в сборе. Говоря же о производстве компонентов для оболочек, то здесь важна массовость производства для экономии издержек, и она достигается за счет наличия производства в Европе, и пока это наиболее эффективный путь - убежден Михаил Мартынов, Schneider Electric . - Но мы постоянно следим за ситуацией, и как только увидим, что рынок дорос до определенных размеров и есть смысл для организации массового производства оболочек на территории России, то, вполне вероятно, компания примет такое решение. Могу сказать, что сейчас мы к такому решению близки».

«Сименс» нацелен на развитие партнерской сети по двум направлениям. Первое - это поставка комплектующих из Германии - НКУ SIVACON S4 для объектов инфраструктуры на токи до 4000 А, второе - партнеры-лицензиаты по НКУ SIVACON S8 для промышленных объектов, построение НКУ до 7000 А с выкатными модулями для управления двигателями и др. «Рынок индустрии, возможно, и меньше, чем инфраструктурный, однако требования к оборудованию здесь значительно выше, а число игроков - меньше, при этом у наших партнеров весьма неплохие шансы. Также мы осознаем и тот факт, что любое оборудование не существует само по себе, «в вакууме», - убежден Евгений Крючков, «Сименс» . - Поэтому «Сименс» планирует развивать сопутствующую продукцию. В частности, семейство программного обеспечения SIMARIS, существенно упрощающего работу партнера, начиная от проектирования однолинейной схемы, расчета токов КЗ и выбора коммутационной аппаратуры, до производства оборудования».

На этом фоне более кардинальные шаги предстоят компаниям АББ и ДКС .

Уже этой весной, 26 апреля, в Липецке состоится мероприятие по закладке первого камня нового завода АББ по выпуску шкафов распределения, управления и автоматизации. Первая продукция - оболочки для НКУ - появится на рынке уже в 2015 году.

Располагаться производство будет в особой экономической зоне «Липецк» (450 км от Москвы, трасса «М4 Дон»). Основанием выбора места для строительства послужили удобство логистики, наличие сырьевой базы и инвестиционная привлекательность самой ОЭЗ «Липецк». Инвестиционный проект на сумму более 670 млн руб. был рассмотрен и одобрен в декабре 2013 года на заседании Экспертного совета по промышленно-производственным зонам в Минэкономразвития России. Производство будет отвечать строгим международным требованиям концерна по безопасности, эффективности и контролю качества продукции.

Мы высоко оценили готовность экономической зоны и администрации области к взаимодействию по земельным вопросам и сетевым подключениям. Немаловажными являются налоговые преференции для ОЭЗ «Липецк». Данная площадка станет шестым производством АББ в России и первым, построенным «с нуля», - подытоживает Александр Прудников, АББ .

Не менее масштабный проект в России начинает, и компания ДКС . Несколько лет назад руководством ДКС было принято решение о переносе производства на территорию РФ, с условием перехода на современную автоматизированную систему управления. Примечательно, что это будет не перенос оборудования из пункта А в пункт Б, а строительство современного завода «с нуля» с приобретением новейшего оборудования и применением современных технологий и материалов. Запуск производства запланирован на вторую половину 2014 года.

Технологическая оснащенность предприятия, парк применяемого оборудования и уровень автоматизации производственных процессов на данной момент не имеют аналогов в современной России, - подчеркивает Руслан Ахмедшин, ДКС .

Итак, мы получили достаточно полные ответы на вопрос, который изначально был в центре нашего внимания. Уверены, что при любых изменениях рыночной (как и политической) ситуации ведущие игроки таковыми и останутся, равно как и продолжат достойно конкурировать на отечественном электротехническом рынке.

Подготовил Тимур ЖЕМЛИХАНОВ

В продолжении материала, посвященного теме импортозамещения, речь пойдет о деятельности зарубежных брендов на территории России, а также об опыте угледобывающего холдинга СУЭК по производству запчастей собственными силами

Взгляд со стороны

Предполагается, что реализация программы импортозамещения обеспечит стране независимость от зарубежных поставщиков машин и запчастей. Но, как говорится, не каждый импортный болтик можно заменить отечественным винтиком. По мнению Геворка Ахвердяна, генерального директора ТД "Вертикаль" , российские производители не способны обеспечить страну качественными фронтальными погрузчиками, бульдозерами, грейдерами, складскими погрузчиками. "Российских аналогов импортных вилочных погрузчиков практически нет. Если по строительной линейке отечественные производители частично покрывают имеющийся спрос, то рынок складской техники к импортозамещению пока абсолютно не готов. Мы на 10-15 лет отстаем от европейских и азиатских производителей по уровню внедрения и развития инноваций. Надеяться, что в ближайшие год-два в России будут запущены современные производства вилочных погрузчиков и складского оборудования, не приходится ", - отметил представитель ТД "Вертикаль".

В таких условиях зарубежным производителям остается только одно - открывать производство на территории нашей страны. И многие держат курс на увеличение процента местных компонентов. К примеру, локализация производства на предприятии Hitachi Construction Machinery в Твери в настоящий момент менее 20%. Тем не менее, компания намерена продолжить работу в данном направлении. "Мы планируем развивать направление локализации в целях сокращения сроков доставки, а также логистических расходов. В настоящее время мы используем российского производства такие компоненты, как листовая сталь, сварные конструкции, гидравлические трубопроводы, резиновые шланги и т.п. В ближайшем будущем рассчитываем также перейти на внешние сварные конструкции, электрическую проводку, топливные баки, баки для гидравлической жидкости и некоторые другие виды продукции местного производства", - сообщил Сэндзаки Масафуми, генеральный директор "Хитачи Констракшн Машинери Евразия Мануфэкчеринг" . При этом спикер уточнил, что в качестве потенциальных партнеров рассматриваются все компании, обладающие соответствующими технологиями.

Источник фото: hitachicm.ru

Позиция еще одного известного мирового бренда также заключается в расширении производства на территории нашей страны. Несмотря на сложившуюся на российском рынке ситуацию, компания John Deere планирует дополнительно инвестировать в свою площадку в Домодедово. В частности, по словам директора подразделения строительной и лесозаготовительной техники John Deere в России и СНГ Эндрю Кристофера , будет запущен выпуск нескольких новых моделей строительного оборудования. Цель на ближайший год - максимально локализовать производство.

Справедливости ради нужно сказать, что локализовать производство в России не так просто. В настоящий момент маркировкой "сделано в России" может обладать техника той компании, которая достигла глубины локализации не менее 50%. Однако, как отметил в интервью "Экскаватор Ру" Сергей Харитонов, директор по развитию компании JCB Russia , "в текущей экономический и политической ситуации очень сложно прийти к такому высокому показателю". По мнению собеседника, только снижение процента локализации позволит привлечь в страну "внешних" производителей. Сама компания JCB уже несколько лет рассматривает возможность открытия предприятия в России.

Еще одно мнение, которое нам довелось услышать в процессе опроса уже работающих на территории России производителей, гласит, что на сегодняшний день на территории нашей страны невозможно найти поставщиков комплектующих требуемого уровня. Производство с нулевым уровнем локализации - это тоже реальность.


Источник фото: deere.ru

Как водится, взглядов на одну и ту же ситуацию может быть много. Но среди зарубежных производителей превалирует мнение, что любые инструменты ограничения конкуренции являются деструктивными, поскольку только свободный рынок создает условия для постоянного повышения качества продукции при одновременном снижении ее стоимости. "Мы считаем, что с точки зрения конкуренции между компаниями политика протекционизма в отношении внутренних производителей не оказывает благоприятного воздействия на повышение технологического уровня производства. А повышение технологического уровня российских компаний намного бы увеличило вероятность снижения доли продукции зарубежного производства ", - прокомментировал общую ситуацию на рынке Сэндзаки Масафуми ("Хитачи Констракшн Машинери Евразия Мануфэкчеринг").

Помоги себе сам

Вместо завершения хотим привести еще один вариант решения возникающих перед участниками рынка проблем. Немаловажно, что речь пойдет о проекте, который уже сегодня реализован на территории России. В конце февраля издание Newslab.ru опубликовало материал, в котором описывался процесс импортозамещения в крупнейшем отечественном угледобывающем холдинге "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК). Перед компанией остро встал вопрос поиска аналогов зарубежной продукции. Дело в том, что основу парка предприятий холдинга составляет техника украинского (экскаваторы ЭРП-2500) и американского (Caterpillar, Terex, Bucyrus) производства, и с поставками запчастей возникли проблемы. Еще в 2012 г. на Бородинском ремонтно-механическом заводе (РМЗ), входящем в состав СУЭК, была проведена масштабная модернизация, которая сегодня позволила рассматривать его в качестве основной площадки для освоения производства собственных комплектующих для зарубежной техники.


Источник фото: newslab.ru

В числе позиций, которые сегодня здесь уже выпускают - коронки, зубья, траки, боковая защита ковшей, ножи для отвалов. Помогает в этом непростом деле сотрудникам завода 3D-сканер, современные станки и консультации сторонних специалистов. Следующим этапом должен стать переход от "копирования" к собственным разработкам. Так, в настоящее время реализуется проект по серийному производству вентильно-индукторных двигателей.

Насколько оправдано такое совмещение совершенно различных по своей сути процессов (добыча угля и производство запчастей) - вопрос открытый. Но, как говорится, можно долго ждать помощи со стороны, а можно начинать действовать.

Если зарубежная компания планирует надолго закрепиться со своей продукцией на российском рынке, она, как правило, делает ставку на организацию здесь производства, а не просто на экспорт. Предприятия с немецким капиталом, работающие в России, образуют самое большое иностранное бизнес-сообщество у нас в стране (их 4965).

"Как показывают опросы, большинство немецких предпринимателей разделяют мнение, что локализация производства способствует успеху. Предприятия, имеющие или создающие производство в России, оказываются в более выгодном положении по сравнению с теми, что зациклены исключительно на экспорте в Россию. Они могут принимать участие в государственных тендерах наравне с местными компаниями, в некоторых отраслях промышленности участвовать в госпрограммах содействия развитию. Они лучше защищены от колебаний валютных курсов, а девальвация рубля для некоторых открывает хорошую возможность экспортировать свои товары", - рассказал "РГ" руководитель представительства ТПП РФ в Германии Сергей Никитин.

В 2017 году полку таких фирм прибыло. Так, научно-технологическая компания в области здравоохранения, Life Science и высокотехнологичных материалов - Merck, отмечающая в этом году 350 лет со дня основания и 120-летие открытия первого офиса в России, открыла Лайф Сайнс лабораторию на территории технополиса "Москва". Она ориентирована на исследования в области фармацевтики и биотехнологий, молекулярной биологии. Ее появление существенно расширило возможности, которые предоставляла партнерам первая лаборатория, открытая годом ранее.

"Мы считаем важнейшей миссией поддержку ученых, которые создают и внедряют новые технологии. И нам очень приятно, что в России наши решения востребованы и содействуют динамичному развитию в сфере биотехнологий. Новая Лайф Сайнс лаборатория станет платформой для развития нашего сотрудничества с российским научным и индустриальным сообществом", - подчеркнул на открытии лаборатории председатель исполнительного совета E.Merck KG д-р Франк Стангенберг-Хаферкамп.

Лайф Сайнс лаборатория позволит российским биофармацевтическим производителям ознакомиться с современными комплексными технологическими решениями по организации биофармацевтических процессов полного цикла, получить необходимые экспертные консультации по разработке производственных процессов. А внедрение комплексных решений от создания линии по культивации клеток до финальной клинической стадии производства готового продукта ускорит вывод новых препаратов на российский рынок. "Новая лаборатория позволит решить важные проблемы, стоящие перед исследовательскими центрами, лабораториями контроля качества продукции, а эксперты компании окажут всестороннюю поддержку в передаче знаний и предоставлении консультаций российским производителям в вопросах, связанных с импортозамещением. В целом проект будет содействовать более тесной связи науки и производства, а также позволит распространить образовательные программы "Мерк" на более широкую аудиторию", - сообщил президент и гендиректор "Мерк" в России и СНГ Юрген Кениг.

4,9 тысячи компаний с немецким участием сейчас работают в России

Разумеется, такое плотное сотрудничество немецкой и российских компаний стало возможным благодаря тому, что правительство Москвы уделяет огромное внимание созданию благоприятных условий для развития наукоемких производств на территории города. В столице уже создано 30 технопарков, на базе которых возникли производства и центры компетенции, отвечающие самым современным стандартам.

Местом дислокации Лайф Сайнс лаборатории Merck выбран технополис "Москва".Фото: РИА Новости www.ria.ru

И в прошлом году в Москве, а точнее в Новой Москве, локализовано производство еще одной немецкой компании - WIKA, ведущего мирового производителя контрольно-измерительной аппаратуры и метрологического оборудования. Строительство производства, склада и офиса "ВИКА МЕРА" на территории индустриального парка "Индиго", расположенного в деревне Николо-Хованское, стартовало в 2011 году, а вообще компания работает на российском рынке КИП и метрологии более 20 лет. Основной объем инвестиций компании в рамках реализации этого проекта был направлен на высокопроизводительные технологические линии по выпуску манометров из хромоникелевой стали (объем выпуска - до 400 тысяч единиц в год), мембранных разделителей сред (25 тысяч), уровнемеров (1 тысяча), новых типов термометров сопротивления и термопар (12 тысяч в год) и другой продукции. Комплекс оснащен цехом механообработки с новейшими станками с ЧПУ.

Сейчас уровень локализации на производственном комплексе "ВИКА МЕРА" превышает 50 процентов. Но это не предел. "Наша среднесрочная цель - достичь на этой площадке уровня локализации 70-80 процентов", - говорит гендиректор "ВИКА МЕРА" Олег Гончаров. По словам топ-менеджера, у WIKA в мире больше десяти крупных промышленных площадок. Но наиболее инновационное производство расположено именно в Москве.

Но неверно думать, что локализация немецких компаний в России тяготеет исключительно к столичному региону. Так, летом 2017 года на территории индустриального парка "Масловский" под Воронежем фармкомпания "Бионорика СЕ" начала строительство завода по производству лекарственных средств растительного происхождения. Предприятие откроется в 2021 году. В проект компания инвестирует около 40 миллионов евро.

По словам председателя правления компании "Бионорика СЕ" Михаэля Поппа, наряду с цехами по упаковке твердых и жидких лекарств здесь планируется разместить склад, административные службы и лабораторию. Появится 100 новых рабочих мест. При полной загрузке мощностей завода, когда заработают все шесть упаковочных линий при работе в три смены, количество сотрудников увеличится. С открытием завода под Воронежем компания планирует сократить сроки поставок препаратов российским заказчикам, а также воспользоваться таможенными и логистическими преимуществами. Кстати, на отечественном рынке "Бионорика СЕ" присутствует уже более 20 лет.

Большинство немецких предпринимателей уверены, что локализация производства способствует успеху

Также в прошлом году совсем недалеко от Воронежа, в особой экономической зоне "Липецк", компания Viessmann открыла производство промышленных водогрейных котлов, инвестировав в проект около 22 миллионов евро. На заводе сейчас работают более 50 сотрудников, в дальнейшем здесь планируется создать до 140 рабочих мест.

Собственник и президент ГК Viessmann д-р Мартин Виссманн подчеркнул, что открытие первого завода в России является важной вехой в истории компании. В этом году, кстати, фирма Viessmann отмечает 100-летний юбилей. Сейчас это крупный международный концерн, в составе которого 23 производственных предприятия в 12 странах, сбытовые филиалы и представительства в 74 странах и 120 торговых представительств во всех регионах мира. 54 процента оборота компании приходится на экспорт. Тем не менее руководством фирмы было принято стратегически верное решение бросить якорь в РФ.

По результатам тщательного и глубокого анализа российского рынка выбор площадки пал на ОЭЗ ППТ "Липецк". Она имеет выгодное географическое положение, обеспечивает близость к клиентам и производителям стали. В регионе имеются квалифицированный персонал, достойная транспортная, инженерная и социальная инфраструктура.

А вот ведущий мировой производитель горной и строительной техники, поставщик решений для авиационной, машиностроительной и транспортной отраслей, а также холодильного и морозильного оборудования компания Liebherr "шагнула" за Урал и открыла ремонтно-складской комплекс близ города Белово Кемеровской области. Строительство велось с 2014 года, инвестиции в проект превысили 20 миллионов евро. Кузбасский комплекс стал для компании третьим в России центром по ремонту оборудования. Предприятие обеспечивает техподдержку оборудования Liebherr в Сибири. Здесь же со временем планируется обучать специалистов заказчика работе с техникой Liebherr.

Предприятия с немецким капиталом образуют самое большое иностранное бизнес-сообщество в России

Кемеровская область выбрана местом дислокации нового комплекса не случайно. На полигоне "всероссийской кузницы" и Кузнецкого угольного бассейна работает более 300 единиц техники Liebherr: 86 горных экскаваторов, 205 единиц землеройной техники, 16 мобильных кранов и т.д. "Партнерство Liebherr и Кемеровской области полезно не только для компании, но и для российской экономики в целом", - считает председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп.

Однако неверно считать, что у немецких компаний, дислоцированных в России, все слишком гладко. Требования регулятора к уровню локализации вынуждают предприятия искать местных поставщиков комплектующих, но вот то, что они предлагают, не всегда соответствует высоким требованиям немецких фирм к качеству. С такой проблемой, например, столкнулась компания Schaeffler - ведущий мировой поставщик комплексных систем для промышленности и автомобильной техники, в том числе высокоточных компонентов и систем для двигателей, шасси и трансмиссий, а также подшипников. У нее 170 филиалов в более чем 50 странах мира и мощная сеть производств, в том числе в России. В прошлом году компания рассмотрела возможность сотрудничества с 700 местными поставщиками, но только небольшая их часть смогла соблюсти строгие требования фирмы и поставлять продукцию на завод в Ульяновске.

Поэтому в прошлом году в ходе ПМЭФ между Schaeffler, корпорацией МСП и Российско-Германской внешнеторговой палатой (ВТП) была подписана "дорожная карта" по развитию сети поставщиков. Согласно документу Корпорация МСП совместно с российскими регионами будет искать потенциальных поставщиков для Schaeffler, самостоятельно оценивать их возможности с учетом высоких требований немецкого партнера и готовить их для дальнейшего сотрудничества.

"Это непростая задача - найти поставщиков в России, которые бы удовлетворяли нашим нормам, - говорит руководитель региона Центральной и Восточной Европы/Среднего Востока и Африки компании Schaeffler Technologies AG & Co Райнер Линднер. - Но мы настроены оптимистично и считаем, что сотрудничество с Корпорацией МСП поможет нам в этом". Председатель правления ВТП Маттиас Шепп также одобрил такую инициативу: "Поставщики, продукция которых соответствует высоким требованиям к качеству, важны не только для немецких предприятий, работающих в России, но и для самой российской экономики - ведь это одно из ключевых направлений партнерства в сфере модернизации, которое способствует дальнейшему трансферу технологий и ноу-хау".

"Разумеется, на практике процесс расширяющейся локализации не так прост. Но очевидно главное: крайне важная для экономического и промышленного развития российских регионов политика локализации принимается немецким бизнесом и работает на интернационализацию и рост эффективности деловых связей. Именно поэтому российские регионы всегда ждут высокотехнологичный зарубежный бизнес и открыты для сотрудничества с предпринимателями Германии", - подчеркнул Сергей Никитин.

Наступаем на те же грабли - именно так можно охарактеризовать историю производства автокомпонентов в России в новейшей истории. Именно к такому выводу пришли участники организованной ОАО «АСМ-холдинг» конференции, на которой обсуждались вопросы развития российской автокомпонентной отрасли.
Но прежде чем анализировать положение дел с автокомпонентной базой в России, оценим долю, которую вносит автопром в ВВП, в развитых странах и у нас: в России она на протяжении последних 10 лет неуклонно снижалась - с 2,47% в 2004 до 1% в 2014 году (прогноз на 2015 год - 0,9%). Для сравнения в Германии вклад автомобильной промышленности в ВВП страны составляет 9%, в США и Франции - 5%. Экспорт из Японии на 25% обеспечивает автопром, в Германии - на 20%, а в Южной Корее - 15%. О российском экспорте всерьез говорить сегодня не приходится, так как его доля находится в пределах статистической погрешности, хотя в лихих девяностых в этой области имелись совсем неплохие достижения. Так, экспорт автомобильной техники в 1987 году в ценах сегодняшних составил бы 30-35 млрд долл., а современный экспорт не превышает 4 млрд долл. при импорте 106 млрд долл.
Российский автопром всегда имел поддержку на самом высоком уровне, причем как напрямую (реструктуризация долгов ВАЗа с последующим списанием убытков), так и опосредованную: финансирование госпрограмм закупки отечественной автотехники, выделение средств на утилизацию не только легковых, но и грузовых автомобилей и т. д.
Далее, согласно совместному приказу Минпромторга, Минэкономразвития и Минфина еще от 15 апреля 2005 года по промсборке, предполагалось за 4 года, то есть до 2009 года, создать новые производственные мощности (не менее 300 тысяч автомобилей в год); установить двигатели внутреннего сгорания и/или коробки передач, произведенные на территории Российской Федерации, не менее чем на 30% от общего объема; организовать штамповочные операции, включая производство штампованных деталей кузова.
К 2011 году, то есть практически ко вступлению России в ВТО, должен был быть обеспечен уровень локализации до 60% по основным деталям. Не вдаваясь в подробности, отметим, что намеченных показателей достигнуть не удалось ни по одной позиции .
Специалисты сразу же предупреждали, что если промсборка не будет иметь эффекта масштаба, то есть как минимум 300 тыс. машин в год, то производство автокомпонентов для иномарок в России будет не выгодно. Тем более не будут использоваться новые технологии.
Далее в редакции приказа этих же министерств от 17 декабря 2009 года предполагалось поэтапное сокращение ввоза компонентов на 10% каждые 2, 3,5 и 4,5 года. В результате целевой показатель локализации за все эти годы должен был составить всего 30%.
Для сравнения - за меньший период времени в Китае и Индии, наших партнерах по БРИКС, уровень локализации по автокомпонентам составил 75% .
Ущерб от такой политики очевиден: потеря собственной автокомпонентной базы, собственных квалифицированных кадров. Это для России. А для стран, которые организуют у нас сборочные производства, это дает возможность создавать рабочие места у себя, не заботится при этом о внедрении новых технологий у нас. И оправдание такой политике есть: полноценная локализация невозможна из-за разнообразия брендов и небольших объемов производства.
Низкий уровень локализации, особенно по ведущим автокомпонентам, не дает уверенности в стабильной работе сборочных предприятий, особенно в период санкций. Но, оказывается, существуют возможности обойти закон, не обеспечивая при автосборке даже такой более чем скромный уровень локализации.
Товар, в данном случае автокомпонент, становится российским, то есть локализованным по такой вот простой схеме. Организация - импортер комплектующих, не имеющая никакого отношения к ОЕМ (производители оригинальных автокомпонентов), ввозит в Россию детали крупных автокомпонентов. Сертификат о происхождении товара предоставляется таможенным органам.
Все совершенно законно: товар, как вы догадываетесь, к оригинальному от известной компании отношения не имеет и не претендует на это. Для справки: сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны ввоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Далее организация-сборщик производит элементарные операции (сверление и сборку), результатом которых является уже российский товар, который получает российский сертификат о происхождении. Изготовленный (то есть собранный) на российском предприятии автокомпонент продается иностранному ОЕМ по полной стоимости с учетом НДС. Этот автокомпонент, попадая на конвейер, устанавливается на автомобиль как 100%-но локализованный компонент, полученный от ОЕМ. ОЕМ, в свою очередь, отчитываются в Минпромторге России о достигнутом уровне локализации. Все довольны.
Более того, после окончания срока действия льготного ввоза отдельных компонентов ОЕМ имеет право ввозить все комплектующие по обычным ставкам таможенных пошлин, которые составляют 5-15%, и совершенно не заниматься инвестициями в локализацию уже на законных основаниях.
При возможности работы по таким схемам ввоза и преобразования автокомпонентов с сертификатами о происхождении, ничего общего не имеющими с ОЕМ, в российские, о достижении уровня локализации в 30% к 2017 году говорить сложно. Да, согласно в очередной раз актуализированному приказу заинтересованных министерств (МЭР, Минпромторг, Минфин) до 2017 года предполагается обеспечить уровень локализации на уровне 30%, а к 2020 году - 45%. Но даже такого, в общем-то невысокого уровеня можно достичь только при условии создания совместных предприятий по производству автокомпонентов на территории России.
Наиболее приемлемый с точки зрения интересов России вариант производства выглядит следующим образом: в совместное предприятие, например, по выпуску топливной аппаратуры вкладывают свои компетенции и технологии российское предприятие (завод дизельной аппаратуры) и фирма Bosch. В результате будут осваиваться новые технологии, тиражироваться конструкции, обновляться продуктовая линейка заводов.
Самый неподходящий вариант - создание дочернего предприятия той же фирмой Bosch на территории России. И именно он является на сегодняшний день основным при организации производства, что является стратегической ошибкой.
Вступление России в ВТО ослабило и без того некрепкие позиции отечественной автокомпонентной отрасли. Пробелы в таможенном законодательстве позволяют поставлять автокомпоненты, нарушая интересы российских производителей . Усилия по поддержке национального автопрома практически не распространяются на автокомпонентную базу, без которой отрасль рискует превратиться в отверточную.
По данным ОАО «АСМ-холдинг», за период с 2005 по 2012 годы в России было создано 100 (!) заводов автокомпонентов, которые занимаются отверточной сборкой деталей и узлов. В результате потеряны высококвалифицированные инженерные и конструкторские кадры, так как на сборочных заводах они не нужны. Всего же автокомпонентная отрасль потеряла 350 тыс. квалифицированных рабочих мест. И в это же время на закупку комплектующих как для производства, так и для запасных частей тратится 103 млрд долларов в год.
Так что грабли не просто в очередной раз ударили по отрасли, а очень сильно ударили, поставив ее за грань выживания.

Западные санкции в отношении России, несомненно, добавили проблем нашей экономике. Однако они же стали стимулом для ряда качественных сдвигов: процесс импортозамещения набирает ход.

Показательная статистика. Так, индекс деловой активности (PMI) обрабатывающих отраслей РФ в феврале 2015 года составил 49,7 балла по сравнению с январскими 47,6 балла, подсчитали в HSBC. Рост индекса за месяц стал максимальным за 16 месяцев. В то же время объем новых заказов в обрабатывающих отраслях в феврале увеличился впервые за три месяца. Опирается рост на подъем внутреннего спроса. "Более высокий внутренний спрос ускорил выпуск российского производства в феврале с учетом роли импортозамещения", - заявил старший экономист компании Markit Тревор Балчин.

Российские власти действительно сделали немало для стимулирования собственного производства импортируемых ранее из западных стран товаров. Так, уже вступил в силу ряд законов, ограничивающих использование в России нескольких категорий импортной продукции. Последняя инициатива Минпромторга – запретить допуск импортных лекарств к госзакупкам при наличии двух и более заявок на поставки от производителей из евразийского экономического союза (ЕАЭС). Подобный проект уже подготовлен Минпромторгом и согласован со всеми ведомствами.

Работу над импортозамещением предполагает и опубликованный антикризисный план правительства. Все эти меры поддержат российского производителя, во-первых, а во-вторых, вкупе с санкциями освободят им место на, безусловно, остающимся перспективном, отечественном рынке.

Впрочем, представители иностранного бизнеса тоже пока не отказываются от планов по развитию собственного производства в России. Многие компании заявляют о планах по локализации, у некоторых из них за плечами многолетний опыт успешной работы и развития производств в России.

Главной проблемой для подобных компаний является то, что в России нет чётких требований по локализации иностранного производства во многих сферах промышленности, считают в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В частности, встречались случаи, когда компании, уже давно и глубоко локализованные в России, были исключены из списка отечественных производителей без объяснения причин. Подобные ситуации зачастую возникают в регионах, на уровне местного правового регулирования.

Более того: в ряде случаев региональные и отраслевые программы по импортозамещению становятся рассогласованными, противоречат друг другу. На местах импортозамещение иногда используется, как лозунг, обосновывающий устранение конкуренции, а недобросовестные закупщики злоупотребляют данной ситуацией для собственных интересов.

Комбинация факторов в таких инициативах по импортозамещению приводит к ряду негативных последствий. Так, происходит нарушение механизмов саморегулирования рынков, снижается привлекательность локализации на территории РФ на уже существующих мощностях по производству новых продуктов и внедрению технологий, вплоть до остановки существующих проектов. Под угрозу ставятся уже произведенные и планируемые инвестиции международных компаний на территории РФ, теряет свою актуальность создание зарубежных научно-исследовательских центров.

В таких условиях, считает член правления, председатель рабочей группы по модернизации и инновации Ассоциации европейского бизнеса, вице-президент компании АББ Россия Михаил Аким , необходимо, чтобы государство разработало единую методологию определения локализованного производства, при этом исключить из нее такой дискриминирующий критерий, как наличие иностранного учредителя, и предоставить локализованным производствам статус отечественного производителя или равные условия с ними, включая допуск к закупкам для государственных и муниципальных нужд.

Импортозамещение, говорит эксперт, не должно ставить под угрозу качество, надежность, безопасность, устойчивое развитие. Ряд технологий являются результатом многолетних инвестиций, зачастую измеряемых десятками миллиардов долларов или евро. Соответственно, планы и приоритеты импортозамещения должны соответствовать размерам выделенных инвестиций, что требует четкого реалистического определения технологий, которые необходимо создавать локально. Безусловно, конкурентоспособность технологий зависит от средств, выделяемых на разработку (R&D), что, в свою очередь зависит от объема производства для достижения эффекта масштаба. Существуют риски сужения рынка РФ для развития импортозамещающих производств, поэтому крайне важно выбрать приоритетные технологии.

Ещё одной мерой, которая существенно помогла бы локализации производств на территории РФ, стала бы отмена таможенной пошлины на импортируемое сырье и комплектующие, не имеющие российских аналогов, ввозимые на территорию РФ с целью дальнейшей переработки в продукты на локальных производствах. Ряд местных производителей сырья, пользуясь девальвацией рубля, фокусируются на экспорте, необоснованно повышают цены для внутренних потребителей на 20-30% и выше или переходят на цены в валюте, повышают цены непропорционально структуре затрат.

«Эти факторы реально увеличивают себестоимость продукции, снижают ее конкурентоспособность и могут спровоцировать дальнейшую инфляцию, сокращение внутреннего потребления и рабочих мест, а стимулирование локализации, наоборот, позволит получить дополнительные рабочие места, а регионы - дополнительную финансовую поддержку из налоговых отчислений компаний», – констатирует член правления АЕБ.

На текущий момент у самих иностранных компаний сохраняется желание локализовывать производство в России, хотя интерес к этому существенно снизился, констатирует партнер компании «Деловой фарватер» Дмитрий Липатов . Причина этого заключается во веденных против России санкциях и ответном эмбарго, ведь, подпадая под эмбарго, многим компаниям нет смысла приходить в Россию. А вводимые их странами санкции могут в итоге привести к необходимости уйти из РФ. Также иностранный бизнес пугают нынешние экономические проблемы в стране. Однако не все так плохо и существуют договоренности о локализации, которые заключались в 2013 и 2014 годах, и которые будут реализовываться как раз сейчас (например, международная компания 3M, компания Bosch, компания Claas KGaA mbH, итальянский производитель сельхозтехники Same Deutz-Fahr). Эти компании от своих намерений не отказались. Появляются и новые проекты, хоть и в меньших объемах, чем раньше, и не так активно.

Между тем, в текущих условиях иностранному бизнесу будет заметно сложнее, чем до 2014 года, локализовать здесь свое производство, полагает руководитель направления по защите бизнеса центра «Общественная дума» Сергей Варламов . Появились новые преграды в виде взятия РФ курса на импортозамещение со всеми вытекающими отсюда последствиями для иностранцев, а сам процесс локализации стал более финансово затратным. Кроме того, нынешний общий экономический спад и падение рубля грозят бизнесу убытками, что делает перспективу локализации здесь высокорискованой и пугает инвесторов большой вероятностью не окупить затраты. Также негативно отразится на иностранном бизнесе снижение покупательской способности населения из-за проблем в стране и уменьшения доверия граждан к иностранной продукции после всех введенных санкций.

Но основная трудность для локализации - многочисленные бюрократические препоны. Сейчас эта проблема может увеличиться в масштабах, считает советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Алексей Онищенко . Яркими примерами могут служить Макдоналдс и Danone, которые подверглись публичным обвинениям со стороны высокопоставленных чиновников. Макдоналдс, конечно, пострадал сильнее. А ведь это компании с многолетним стажем работы в России и предоставляющие трудоустройство нескольким тысячам россиян.

Не исключено, что если иностранный бизнес начнет активно локализоваться в РФ, то его ждет то же самое и это помимо того, что само начало деятельности пройдет через множество административных барьеров. Кроме этого иностранные компании могут проиграть конкурентную борьбу отечественным компаниям, если последним государство будет оказывать преференции (понижать налоговое бремя, отдавать предпочтение при госзакупках, оказывать финансовую поддержку), а так, скорее всего, и будет.

И все же власти понимают, что интерес иностранного бизнеса к России снизился, и не отказываются от сотрудничества. Об этом неоднократно заявлялось, напоминает Дмитрий Липатов . Если России будет выгодно, и это не навредит отечественным производителям, то власти готовы звать сюда иностранцев. Тем более что реальное импортозамещение займет довольно много времени, и есть моменты, которые Россия пока не в состоянии заменить.

В то же время, справедливости ради, надо отметить, что такого уж активного содействия иностранной локализации сейчас пока не наблюдается. Видимо, по той причине, что импортозамещение представляется более выгодной перспективой, так как имеет больше преимуществ и в долгосрочной перспективе может больше помочь росту российской экономики.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об