Влияние стимулирующей фискальной политики. Эффективность фискальной политики государства

Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель - стабилизация уровня совокупного спроса и, соответственновалового внутреннего продукта. Затем, государству необходимо поддерживатьмакроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен . Под влияние фискальной политики попадает каксовокупный спрос, так исовокупное предложение.

    Фискальная политика: издержки и эффективность.

Эффективность фискальной политики

Большинство экономистов полагает, что фискальные рычаги, при их разумном использовании, могут оказать нужное влияние на спад и инфляцию. Все согласны с тем, что стимулирующая фискальная политика способствует росту производства и помога­ет существенно снизить нестабильность. Во время спадов бюд­жетный дефицит действительно подталкивает совокупный спрос, а через него производство и занятость, что говорит о высокой ре­альной применимости данного вида стабилизационной политики.

Вместе с тем, при осуществлении фискальной политики воз­никают некоторые проблемы:

Побочные последствия активных бюджетных дефицитов достаточно серьезны. Увеличение государственных расхо­дов или уменьшение налогов приводят к росту дефицита го­сударственного бюджета, а последний - к росту инфляции;

Государственные инвестиции вытесняют частные инвести­ции, т. е. речь идет об эффекте вытеснения. Эффект вы­теснения - сокращение уровня инвестиций, вызванное увеличением государственных расходов. Сущность эффекта

Вытеснения состоит в том, что стимулирующая фискальная политика ведет к росту спроса на деньги, следовательно, к росту процентной ставки и сокращению частных инвести­ционных расходов;

Проблема времени. Дискреционная фискальная политика требует изменений в законах о налогах и в законах о пра­вительственных программах расходов. Фискальная полити­ка часто запаздывает из-за административных и законода­тельных процедур, в результате она может воздействовать

Только на крупные дестабилизирующие изменения. Не­большие колебания находятся за пределами возможностей фискальной политики;

Политические проблемы. С одной стороны, сокращение на­логов, как и увеличение государственных расходов, - очень популярная мера чисто политического плана. С другой сто­роны, увеличение налогов или урезание социальных про­грамм связано с нежелательными социальными последствия­ми, и правительство часто не решается применять эти меры.

    Теоретические основы кредитно-денежной политики.

Денежно-кредитная политика в настоящее время - одна из форм косвенного воздействия государства на экономику. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.

Теория денег (монетаристская теория) - раздел экономической теории изучающий воздействие денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Проблема государственного регулирования рыночной экономики, в том числе и методами денежно-кредитной политики, не имела практического значения вплоть до 30-х гг. XX в., пока экономику ведущих стран Европы и Северной Америки не поразил разрушительный кризис.

1.1 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами

Неоклассическая школа

Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX - начала XX в. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.

Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики. Изменение количества денег в экономике способно оказать влияние лишь на уровень внутренних цен.

Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение номинального количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. Поэтому они делали вывод о неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться прежде всего о сбалансированном государственном бюджете, не допуская его дефицита.

Мировой экономический кризис 1929--1933 гг. поставил под сомнение основные положения неоклассической теории, которая фактически исключала возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег и цен, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с безработицей правительства США. Великобритании и других развитых государств стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в ортодоксальную неоклассическую доктрину.

Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования

Наиболее известным теоретическим обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику стала кит а Дж. Кей-нса "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.). Кейнс произвел настоящую революцию в.макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.

Новая экономическая теория исходила из того, что современная рыночная экономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние равенства совокупного спроса и совокупного предложения, при котором фактический выпуск продукции оказывается гораздо ниже потенциального и значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.

В отличие от классиков Дж. Кейнс считал, что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.

Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса.

В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится инвестиционному спросу. Колебания в инвестициях вследствие действия эффекта мультипликатора вызовут большие изменения в производстве и занятости. Среди важнейших факторов, определяющих уровень инвестиций в экономике, Дж. Кейнс выделяет процентную ставку, поскольку последняя представляет собой издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых инвестиций, а следовательно, будут падать объем производства и занятость.

Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных величин: номинального национального дохода и процентной ставки, потому что считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый элемент - трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения, т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Он учитывает трансакционный мотив, когда деньги нужны для осуществления запланированных расходов, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость иметь деньги для возможности реализовать неожиданные потребности. Трансакционный спрос зависит от уровня национального дохода: чем больше номинальный национальный доход, тем выше уровень расходов, так как люди вступают в большое число сделок и им необходимо иметь больше ликвидных средств.

Принципиально новым у Кейнса является введение в совокупный спрос на деньги второго элемента - спекулятивного спроса, связанного с куплей-продажей ценных бумаг. Наличие спекулятивного спроса на деньги обусловлено тем обстоятельством, что люди в каждом конкретном случае сами определяют, какую долю дохода направить на потребление, а какую на сбережения, а также в какой форме хранить сбережения. Сбережения, представленные в ценных бумагах, приносят доход. Однако владение ими связано с риском, так как изменение процентной ставки приведет к изменению курса ценных бумаг.

Поскольку курс ценных бумаг обратно пропорционален процентной ставке, то, когда она повышается, рыночная стоимость ценных бумаг снижается. Более того, ожидается, что, достигнув "естественного уровня", процентная ставка в будущем начнет падать и ценные бумаги можно будет продать с выгодой и по более высокой цене. Естественно, что каждый хозяйствующий субъект, инвестирующий активы, предпочтет вкладывать деньги в ценные бумаги, вследствие чего спекулятивный спрос на деньги будет отсутствовать. Наоборот, при низкой процентной ставке ожидается ее будущий рост, что приведет к снижению курса ценных бумаг и вызовет потери капитала держателей ценных бумаг. В этих условиях возникает всеобщее стремление к ликвидности, отказ от кредитования экономического роста путем инвестиций в ценные бумаги, и спекулятивный спрос на деньги растет.

Согласно трудам Дж. Кейнса, спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и ссудной процентной ставкой.

Функциональную зависимость спроса на деньги можно определить следующим образом: номинальный спрос на деньги зависит от номинального национального дохода и номинальной процентной ставки.

Используя методы денежно-кредитной политики, государство может оказывать воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост.

Однако Дж. Кейнс и его последователи отдавали приоритет бюджетно-налоговой политике. Для объяснения этого можно привести несколько причин.

Во-первых , попадание экономики в особое состояние, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода. Этот случай назван "ловушкой ликвидности" и достаточно подробно проанализирован известным английским экономистом Дж. Хиксом.

"Ловушка ликвидности" означает, что процентная ставка находится на достаточно низком уровне и изменение ее возможно только в сторону увеличения. В этих условиях владельцы денег не будут стремиться к их инвестированию. Складывается ситуация, когда даже очень низкая процентная ставка не стимулирует инвестиции и не способствует росту дохода. Весь прирост денег поглощается спекулятивным спросом, т. е. деньги оседают на руках, а не вкладываются в экономику. Поскольку процентная ставка не изменяется, то инвестиции и доход остаются постоянными. Рыночный механизм самостоятельного оживления не срабатывает. Необходим импульс извне рыночной системы. Выход из этой ситуации, считали кейнсианцы, возможен лишь при подключении бюджетно-налоговой политики, которая послужит "локомотивом" для частных инвестиций.

Во-вторых , в оценке скорости обращения денег Кейнс исходил из того, что она изменчива и непредсказуема, в том числе и на коротких отрезках времени (например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя рассматривать деньги в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику объема производства, занятости и цен.

И наконец, в-третьих , Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике негибкие, поэтому все экономические показатели он выражает в неизменных величинах заработной платы.

Исследовав каналы, по которым фискальная и денежно-кредитная политика правительства воздействует на состояние экономики, и исходя из теоретических предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что в условиях депрессии методы монетаристского подхода к регулированию и стимулированию экономики потерпели крах. Изменения налоговой системы и структуры государственных расходов он считал более эффективными способами стабилизации экономики. Этот вывод привел последователей Кейнса к провозглашению известного тезиса: "деньги не имеют значения". При этом ранние кейнсианцы, исходя из "ловушки ликвидности", считали монетарную политику неэффективной и подчеркивали абсолют фискальной политики.

Поздние кейнсианцы считали также эффективной и денежно-кредитную политику. Предпочтение отдается смешанной монетарно-фискальной политике: сравнительно жесткая фискальная и легкая монетарная, при этом последней отводится роль приспосабливающейся политики, сопровождающей мероприятия бюджетно-налогового регулирования. Денежно-кредитная политика необходима для того, чтобы удержать процентную ставку на низком уровне и поощрять инвестиции: прирост предложения денег будет противодействовать росту процентной ставки и таким образом не допускать вытеснения частного инвестирования, снижать эффект "выталкивания" при увеличении государственных расходов.

Монетаристская количественная теория денег

Послевоенный период вплоть до конца 60-х - начала 70-х гг. отмечен самыми благоприятными процессами социально-экономического развития ведущих западных стран за все предшествующие 100 лет. Однако на рубеже 60-70-х гг. обнаружились просчеты кейнсианской концепции экономического регулирования.

Они состоят в недооценке опасности развития инфляции, преувеличении роли прямых государственных инвестиций и бюджетных методов регулирования конъюнктуры, переоценке реального эффекта дефицитного финансирования.

Дискредитация и кризис кейнсианства способствовали реабилитации роли денег в экономике и реанимированию на время забытых монетарных теорий. М. Фридмен и его последователи, известные в экономическом мире как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег, которая стала чрезвычайно популярной в 70-е гг.

Монетаризм - школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег в обращении как определяющей функции цен, доходов и занятости.

Монетаристы расходятся с кейнсианцами не только в вопросах роли денег в экономике, но и прежде всего в оценке функционирования рыночного хозяйства в целом. Они считают, что рыночная экономика довольно устойчива и рыночный механизм способен самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие. Поэтому монетаристы выступают против активного вмешательства государства в экономику, отстаивают принципы свободной конкуренции вообще и в денежной сфере в особенности. Деньги рассматриваются монетаристами как решающий фактор развития производства. Чрезмерное государственное регулирование денежно-кредитной сферы может спровоцировать, по их мнению, экономический кризис. Доказательство этому они находили не только в кризисах середины 70-х - начала 80-х гг.

Анализ деловых циклов и денежного обращения позволил М. Фридмену и его единомышленникам существенно модернизировать классическую количественную теорию денежного обращения, особенно для краткосрочных временных интервалов. Так, монетаристы, рассматривая скорость обращения денег как переменную величину, считают, что предлагаемая ими теория позволяет предсказать поведение этой переменной. В качестве основных факторов, определяющих скорость обращения денег, они выделяют ожидаемый уровень инфляции и процентную ставку.

Монетаристы также выявили взаимосвязь между изменением темпов роста денежной массы, реального и номинального ВНП и показали, что изменение темпов роста денежной массы влияет на реальный объем производства быстрее, чем на цены. Например, в пределах одного делового цикла темпы роста денежной массы в обращении после некоторой задержки, обычно в несколько месяцев, вызывают изменения в темпах роста номинального ВНП. Сначала значительная часть изменений в номинальном ВНП отражает изменения в реальном ВНП, т.е. изменения в реальном количестве товаров и услуг, производимых в экономической системе. В дальнейшем, если темпы роста денежной массы значительно превосходят среднегодовые темпы экономического роста, существенную часть изменений в номинальном ВНП составляют изменения абсолютного уровня цен.

Таким образом, ускорение роста номинального ВНП, вызванное увеличением денежной массы, лишь вначале приобретает форму возрастающего реального объема производства, сопровождающегося уменьшением безработицы. Впоследствии замедление темпов роста реального производства приводит к тому, что рост цен поглощает все большую часть влияния на экономику, обусловленного изменением темпов роста денежной массы. При замедлении темпов роста денежной массы замедляются в обратном порядке соответствующие изменения номинального и реального ВНП.

Исходя из того, что хорошие намерения слишком часто выполняются неправильно, монетаристы выступили против проведения активной денежной политики, направленной на стабилизацию одновременно предложения денег и процентной ставки.

Кейнсианскую концепцию они считали ошибочной и внутренне противоречивой. Поэтому главным объектом регулирования, по их мнению, должна быть не процентная ставка, а темпы роста предложения денег. Центральный банк должен проводить в жизнь постоянную предсказуемую денежную политику и следовать простому правилу постоянного роста денежной массы. Темпы роста денежной массы должны быть достаточными, чтобы, с одной стороны, обеспечивать рост реального ВНП, а с другой стороны, не вызывать инфляционных процессов в экономике.

В целом же в экономической науке сформировалось направление, получившее название "неоклассический синтез", которое включает разнообразные точки зрения по ряду вопросов теории и практики функционирования современной смешанной экономики.

    Государственный бюджет: проблемы формирования и регулирования. Источники доходов государственного бюджета.

Государственный бюджет - важнейший финансовыйдокументстраны. Он представляет собой совокупность финансовыхсметвсех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс .

В бюджетную системуРоссийской Федерациивходят бюджеты следующих уровней:

Доходы государственного бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Доходы формируются за счет:

    налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

    неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

    доходов целевых бюджетных фондов.

В соответствии с последней редакцией бюджетного кодекса доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Налоговые доходы составляют около 84 % Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7 %, доходы целевых бюджетных фондов - 9 %.

Расходы государственного бюджета - это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

  • экономические;

    на социальные нужды;

    на внешнеполитическую деятельность;

Виды и эффективность фискальной политики

Путем изменения уровня государственных расходов и налогов правительство может регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов) и тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры.

Изменения в налогах и государственных расходах могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений), либо в результате целенаправленных действий правительства.

В первом случае говорят о проведении недискреционной (пассивной) фискальной политики, во втором – о дискреционной (активной) фискальной политике.

Дискреционная фискальная политика – политика, которая основана на сознательном вмешательстве правительства в налоговую систему и изменение объема государственных расходов с целью воздействия на экономичес­кий рост, безработицу и инфляцию. Примеры дискреционного вмешательства можно найти в практике любого правительства.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спадацеленаправленносоздаетсядефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период циклического подъема целенаправленно создаетсябюджетный излишек (профицит) , за счет сокращения расходов и увеличения налогов.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика базируется на действии встроенных или автоматических стабилизаторов , обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.

Встроенный или автоматический стабилизатор экономический механизм, позволяющий снизить воздействие экономических колебаний на основные макроэкономические показатели (объем ВНП, уровень безработицы, динамику цен), не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

Возможность поддержания макроэкономической стабильности на основе саморегуляции обусловлена тем, что налоговые поступления и значительная часть государственных расходов связаны с активностью частного сектора и изменяются автоматически с изменением дохода.

Встроенными стабилизаторами являются:

1) прогрессивная система налогообложения (прогрессивный подоходный налог);

2) система социальных пособий (пособия по безработице).

Если в экономике наблюдается экономический спад , то доходы физических лиц и доходы фирм снижаются, налоги начинают взиматься по более низким ставкам, в результате автоматически уменьшаются и налоговые изъятия, что, при прочих равных условиях, смягчает последствия сокращения совокупного спроса, помогает стабилизировать объем производства.

При этом переход к более низкой налоговой ставке (в связи с падением дохода) повышает значение мультипликатора, помогая экономике выйти из состояния спада. Однако в результате снижения налоговых изъятий возникает или возрастает бюджетный дефицит.

Во время экономического подъема , сопровождаемого инфляцией,доходы повышаются, налоговые ставки возрастают, располагаемый доход уменьшается, что способствует сокращению совокупного спроса (сокращению покупательной способности населения), и уровня инфляции.

Таким образом, способность налоговой системы сокращать налоговые изъятия во время спада и повышать их в период подъема и инфляции является мощным автоматическим инструментом, стабилизирующим экономику.

Аналогичное воздействие на экономику оказывают пособия по безработице. Когда занятость высока , объем фонда пособий по безработице за счет увеличения отчислений в него (вычетов из доходов) возрастает, что и оказывает сдерживающее воздействие на совокупные расходы. В период низкой занятости средства фонда интенсивно расходуются, поддерживая потребление и спрос и смягчая падение производства.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

В фазе циклического подъема Y 2 >Y 0 , и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается (рис. 2.).

В фазе циклического спада Y 1


Рисунок 2. Бюджетные излишки и дефициты.

Однако встроенные стабилизаторы не могут полностью разрешить макроэкономические проблемы. Они смягчают колебания цикла, но не могут устранить макроэкономическую нестабильность, поэтому автоматическая фискальная политика дополняется дискреционной политикой – при которой изменения государственных расходов и налогов осуществляются на основе специальных решений законодательной власти.

Основными инструментами дискреционный фискальной политики являются:

1) изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов, повышения или снижения налоговых ставок. Изменяя налоговую ставку, правительство может удержать располагаемые доходы от сокращения в период спада или, наоборот, снизить располагаемый доход в период подъема. Повышение налоговой ставки может быть использовано также в целях воздействия на инфляцию;

2) осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости, цель которых – обеспечение безработных работой;

3) реализация социальных программ, которые включают в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.п. Эти программы позволяют поддерживать совокупный спрос и стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы, падает уровень жизни.

В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целейфискальная политика может быть:

1) стимулирующей (экспансионистской, расширительной);

2) сдерживающей (рестриктивной, ограничительной).

Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период экономического спада, имеет своей целью преодоление экономического кризиса (циклического спада экономики, когда фактический ВВП оказывается ниже потенциального), ускорение экономического роста и предполагает:



1) увеличение госрасходов G ;

2) снижение налогов T ;

3) комбинирование этих мер, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита. Таким образом, стимулируется совокупный спрос.

Предположим, государство решило увеличить свои расходы. Используя модель «совокупный спрос – совокупное предложение», мы видим, что эта мера ведет к росту совокупного спроса. При этом кривая AD смещается вправо из положения AD 0 в положение AD 1 . Поскольку экономика функционирует с недогрузкой и цены в краткосрочном периоде полагаются постоянными (P 0), краткосрочная кривая совокупного предложения является горизонтальной (рис. 3):



Рисунок 3. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика

В результате равновесный ВВП может вырасти с Y 0 до Y 1 , т.е. достигнуть своего потенциального уровня. Следует при этом иметь в виду, что на рост совокупного спроса оказывает воздействие не только первоначальное увеличение государственных расходов, но и эффект мультипликатора государственных расходов.

Этот эффект состоит в том, что рост государственных расходов вызывает рост доходов производителей. Часть полученных доходов производители тратят, еще больше увеличивая совокупный спрос, а значит – доходы других производителей. В экономике возникает, таким образом, цепная реакция повышения совокупного спроса: рост государственных расходов – рост доходов – рост расходов производителей – новый рост доходов – опять рост расходов. И т.д.

В конечном счете прирост совокупного спроса (DY) составляет:

,

где MR G – мультипликатор автономных расходов, DG – начальный прирост государственных расходов.

В свою очередь мультипликатор автономных расходов исчисляется по формуле:

,

где MPC – предельная склонность к потреблению; MPS – предельлная склонность к сбережению.

Его действие вызывает прирост совокупного спроса по формуле:

Если предельная склонность к потреблению составляет, например, 0,8, то мультипликатор государственных расходов равен 5.

Таким образом, каждый дополнительный рубль увеличения государственных расходов вызывает прирост совокупного спроса на 5 руб.

Итак, в краткосрочном периоде рост государственных расходов способен улучшить состояние экономики. Нельзя, однако, забывать, что увеличение государственных расходов ведет бюджетному дефициту, что подрывает экономику в более отдаленной перспективе.

Государство может стимулировать совокупный спрос не только увеличением своих расходов, но и сокращением налогов. В этом случае домашние хозяйства и фирмы получают дополнительные средства, которые они могут использовать для увеличения своих расходов. Кривая совокупного спроса смещается в результате вправо, что вызывает рост ВВП (см. рис. 3).

При этом также действует эффект мультипликатора. Предположим, государство сокращает налоги на 100 руб., а предельная склонность к потреблению составляет 0,8. Поэтому, сэкономив 100 руб. на налогах, домашние хозяйства увеличивают свои расходы на 80 руб., а остальные 20 руб. они сберегают. Эти 80 руб. превращаются в доходы производителей. Из полученных денег производители тратят 64 руб. (80%), сберегая 16 руб. (20%). И т.д.

Таким образом, мы опять же наблюдаем цепную реакцию повышения совокупного спроса: снижение налогов – рост расходов – рост доходов – рост расходов… В нашем примере совокупный спрос возрастает в конечном счете на: 80+64+51,2+40,96+…+0=400, или (4 х 100), т.к. MR T = MPC/ MPS = 0,8 / 0,2 = 4.

В общем случае рост совокупного спроса (DY) можно рассчитать по формуле:

DY = MR T х DT = (MPC / MPS) х DT,

где DT – изменение налогов.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период экономического подъема, когда фактический ВВП превышает потенциальный, т.е. экономика работает с перегрузкой. Ресурсы становятся дефицитными, что чревато ростом цен на них, соответственно – и ростом цен на готовую продукцию, т.е. инфляцией. Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики (т.е. ослабление инфляции и нормализацию хозяйственной конъюнктуры) и предполагает:

1) снижение госрасходов G ;

2) увеличение налогов T ;

3) комбинирование этих мер, что ведет к появлению бюджетного излишка.

В результате на рисунке 4 кривая совокупного спроса сдвигается влево из положения AD 0 в положение AD 1 , что ведет к сокращению ВВП до его потенциального уровня (с Y 0 до Y 1) при прежнем уровне цен (P 0):



Рисунок 4. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика

Нельзя забывать, что мультипликационные эффекты при этом действуют в обратном направлении: сокращение государственных расходов или увеличение налогов вызывают цепную реакцию уменьшения расходов домашних хозяйств и фирм.

При проведении фискальной политики упор может делаться либо на маневрирование расходами, либо на изменение налогов. Выбор инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством.

Если это «либеральный» курс, предполагающий широкое участие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам; если проводится «консервативный» курс, ориентированный на сужение роли государства и создание чисто рыночного механизма, то в целях стабилизации экономики более широко используются налоговые изменения.

В заключение, оценивая эффективность фискальной политики, которая является важнейшим инструментом воздействия государства на экономику, необходимо отметить ее некоторые недостатки .

Направление изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимых для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, может приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств. Например, борьба с инфляцией требует сокращения государственных расходов. В то же время необходимость укрепления обороноспособности страны, охраны окружающей среды, финансирования научных исследований может требовать увеличения бюджетных затрат.

При проведении фискальной политики возникает так называемый эффект запаздывания – временной лаг между принятием решения об изменении государственных расходов или налогов и реакцией экономики на эти решения.

Требуется определенное время, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику. Этот временной лаг включает: время, необходимое для принятия решения о проведении тех или иных мер бюджетно-налогового характера (а эти решения всегда носят законодательный характер), время, необходимое, чтобы экономика отреагировала на предложенные изменения в налогово-бюджетной сфере.

К моменту, когда экономика начнет реагировать на фискальные изменения, ситуация может измениться, и меры по расширению производства начнут давать эффект в период подъема, а сдерживающие меры совпадут с периодом спада. В таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль.

Далее, необходимость поддерживать твердый обменный курс и долгосрочный внешнеторговый баланс также может приходить в противоречие с направлением фискальной политики, которая проводится исходя из существующих объемов производства, уровня занятости и цен.

Наконец, максимальный эффект фискальная политика дает в краткосрочном периоде; в долгосрочном плане фискальная политика может приводить к негативным результатам (см. выше). Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно-кредитной политики.

Заключение

Выводы по лекции:

1. Фискальная политика, проводимая государством, основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос и, следовательно, на величину ВНП, занятость и цены.

В краткосрочном периоде снижение налогов и увеличение правительственных расходов оказывает повышающее воздействие на совокупный спрос, и наоборот, увеличение налогов и сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос.

В долгосрочном периоде фискальная политика может оказывать негативное воздействие на экономический рост. Особенность фискальной политики состоит в том, что все изменения налогов и государственных расходов отражаются на объеме ВНП с мультипликативным эффектом. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

2. Изменения в налогах и правительственных расходах могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений) с помощью встроенных стабилизаторов, которые поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции, либо в результате целенаправленных решений правительства (дискреционная политика).

В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Стимулирующая фискальная политика направлена на расширение совокупного спроса и предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов. Следствием проведения такой политики становится бюджетный дефицит.

Сдерживающая фискальная политика направлена на сужение совокупного спроса, предполагает увеличение налогов и уменьшение правительственных расходов и сопровождается уменьшением бюджетного дефицита или появлением бюджетного излишка.

Хотя фискальная политика и является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, для нее характерны некоторые недостатки, снижающие ее эффективность. Фискальная политика эффективна лишь в краткосрочном периоде. Возможно возникновение противоречий между направлениями изменений налогов и правительственных расходов, осуществляемых в целях достижения макроэкономической стабильности, и другими целями, стоящими перед обществом (оборона, экология, социальные проблемы).


M = 1 / 1 – MRC, – мультипликатор государственных (автономных) расходов.

M t = MRC / MRS, – налоговый мультипликатор.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде. Ее цель – сокращение рецессионного разрыва выпуска, снижение уровня безработицы. Ее инструменты:

1) увеличение государственных закупок;

2) снижение налогов;

3) увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме. Цель – сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции, и направлена на сокращение совокупного спроса.

Инструменты:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Сокращение трансфертов.

Виды фискальной политики

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Представители экономики предложения являются сторонниками идей экономического либерализма. В теоретическом плане концепция характеризуется применением принципов микроэкономического подхода к анализу таких макроэкономических проблем, как накопление капитала и государственные финансы. При этом основное внимание уделяется воздействию налогов и налоговой политики на экономическую активность, корректировке системы регулирования, смещению целей и приоритетов экономической политики и модификации методов достижения этих целей. Представители экономики предложения требуют ликвидации «вредных» форм регулирования, уменьшения регламентирующей и регулирующей деятельности государства, а также укрепления рыночных основ предпринимательства.

Экономическое процветание общества теоретики экономики предложения связывают с защитой частной собственности и с совершенствованием механизма цен, с созданием дополнительной системы мер по повышению конкурентоспособности рыночной экономики, перестройкой системы социально-экономических и политических отношений в соответствии с интересами предпринимательства.

Но теоретики не стремятся полностью устранить государство из экономики. Они ведут речь о его преобразовании, создании«государства социального страхования», целью которого является улучшение положения всех американцев, создание справедливой социально-экономической организации, которая открывает простор для реализации индивидуальных устремлений и основана на принципе «равных возможностей», позволяющем обеспечить условия для эффективного функционирования экономики.

При этом идеологи экономики предложения считают, что условием, необходимым для процветания общества, является обеспечение богатства, права неограниченного владения собственностью, предпринимательской активности. представители экономики предложения, так же, как и кейнсианцы, считают фискальную политику мощным средством воздействия на экономику. Но, если для кейнсианцев она - способ непосредственного воздействия на совокупный спрос и объемы производства с вторичным эффектом на структуру цен, то для представителей экономики предложения бюджетно-налоговая политика - это средство изменять «относительные цены» и через них воздействовать на поведение субъектов, в результате чего изменяется объем производства и совокупный доход. Данные положения позволили теоретикам экономики предложения обосновать вывод, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов.

Для теоретического доказательства стимулирующего воздействия низких налоговых ставок они использовали бюджетную концепцию А.Лаффера. По его мнению, движущей силой экономического роста выступает заинтересованность хозяйственных агентов экономической деятельности, ориентированной на рынок. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами.

Большинство экономистов полагает, что фискальные рычаги, при их разумном использовании, могут оказать нужное влияние на спад и инфляцию. Все согласны с тем, что стимулирующая фискальная политика способствует росту производства и помогает существенно снизить нестабильность. Во время спадов бюджетный дефицит действительно подталкивает совокупный спрос, а через него производство и занятость, что говорит о высокой реальной применимости данного вида стабилизационной политики.

Вместе с тем, при осуществлении фискальной политики возникают некоторые проблемы:

Побочные последствия активных бюджетных дефицитов достаточно серьезны. Увеличение государственных расходов или уменьшение налогов приводят к росту дефицита государственного бюджета, а последний - к росту инфляции;

Государственные инвестиции вытесняют частные инвестиции, т. е. речь идет об эффекте вытеснения. Эффект вытеснения - сокращение уровня инвестиций, вызванное увеличением государственных расходов. Сущность эффекта

Вытеснения состоит в том, что стимулирующая фискальная политика ведет к росту спроса на деньги, следовательно, к росту процентной ставки и сокращению частных инвестиционных расходов;

Проблема времени. Дискреционная фискальная политика требует изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Фискальная политика часто запаздывает из-за административных и законодательных процедур, в результате она может воздействовать

Только на крупные дестабилизирующие изменения. Небольшие колебания находятся за пределами возможностей фискальной политики;

Политические проблемы. С одной стороны, сокращение налогов, как и увеличение государственных расходов, - очень популярная мера чисто политического плана. С другой стороны, увеличение налогов или урезание социальных программ связано с нежелательными социальными последствиями, и правительство часто не решается применять эти меры.

По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих рост производственной активности, - нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Считается, что- то налоговое бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность. Такой фискальный нажим повлек за собой целый ряд негативных явлений. Во-первых, оказалась скованной предпринимательская активность. Во-вторых, многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсеклись от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать, в результате произошла своеобразная структурная деградация российской экономики. В-третьих, нестерпимый налоговый пресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны. В сложившихся условиях актуализируются задачи оценки эффективности действующей системы фискального регулирования и отыскания путей ее оптимизации. Решение их предполагает множество различных подходов, среди которых, в частности, можно отметить качественный метод решения проблемы. Он заключается в упорядочении и совершенствовании всего налогового законодательства. Необходимо прежде всего отказаться от практики начисления налогов на затраты (в настоящее время именно таким образом изымается налог на добавленную стоимость) и перейти к схеме, предусматривающей уплату налогов по мере поступления средств на счет предприятия. Уже этих двух моментов в действующей системе фискального регулирования достаточно, чтобы разрушить вполне нормальную экономическую структуру. Однако этот подход, направленный на "расшивку" всей системы бухгалтерского учета для изменения самого механизма изъятия налогов, не предполагает методов макроанализа. В противовес ему количественный метод оптимизации налоговой системы нацелен на определение максимально рациональных налоговых ставок в рамках действующего фискального механизма. Он предполагает оптимизацию величин, как отдельных налоговых ставок, так и совокупного налогового бремени как на юридических, так и физических лиц. Данный метод кардинально не меняет действующей системы налогообложения и, по сути, нацелен лишь на корректировку количественных фискальных параметров. Это направление совершенствования системы государственного регулирования предполагает применение широкого спектра микро- и макроэкономических методов и моделей. Оценить эффективность фискальной политики можно с разных позиций, а именно с позиции экономического субъекта (источника налогообложения) и государства (получателя налогов). С точки зрения юридических и физических лиц, оценка эффективности фискальной политики государства не представляет научного интереса, так как здесь действует прямолинейная и примитивная логика: чем больше налоговых изъятий, тем хуже. При оценке фискальной политики с точки зрения государства возможны два аспекта анализа: оценка эффективности фискальной политики, влияющей на производственную активность экономической системы и на наполненность доходной части государственного бюджета. Как правило, эти две оценки вступают в противоречие, и фискальная политика, эффективная с точки зрения второго критерия, может быть совершенно неэффективной с точки зрения первого. Кроме того, даже в рамках каждого из этих критериев фискальная политика может иметь неоднозначный результат, т. е. в развитии исследуемых процессов имеются точки перегиба. Именно нелинейная зависимость объемов производства и налоговых поступлений от налогового бремени и есть предмет изучения, когда оценивается эффективность фискальной системы. Как правило, все конкретные расчеты параметров эффективности ведутся в рамках так называемой кривой А. Лаффера, в соответствии с которой функциональная зависимость налоговых доходов государства от уровня налогового бремени описывается параболой с точкой максимума. Концепция кривой Лаффера занимает центральное место в современной теории фискального регулирования. При этом конкретные исследования в этой области идут, как правило, по двум направлениям. Первое (теоретическое) предполагает моделирование экономистами производственных и фискальных процессов и теоретическое выведение из построенных моделей параболической зависимости Лаффера. Здесь акцент ставится на строгое доказательство наличия "эффекта перегиба" на фискальной кривой и выявление условий его возникновения, что само по себе имеет большое значение для экономической теории.

Эффективность фискальной политики

После Второй мировой войны фискальная политика, опирающаяся на использование государственного бюджета, стала основным средством регулирования экономики в целях обеспечения экономического роста, достижения полной занятости, сдерживания инфляции, обеспечения равновесия платежного баланса.

Фискальная политика служит действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но для нее характерны некоторые негативные черты, снижающие ее эффективность:

Изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут приходить в противоречие с другими целями расходования государственных средств, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;

Фискальная политика эффективна в краткосрочном периоде, а в долгосрочном может приводить к отрицательным результатам;

Для фискальной политики характерен «эффект запаздывания»: требуется определенное время, прежде чем изменение величины налогов или правительственных закупок окажет ожидаемое воздействие на экономику (часть времени уходит на принятие решений о проведении тех или иных мер бюджетно-налогового характера, затем определенное время требуется на то, чтобы экономика начала «реагировать» на принятые решения). К моменту, когда принятые меры начнут давать результаты, экономическая ситуация может изменится и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, тогда как результаты сдерживающих мер начнут сказываться в период спада – фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой.

11.6. Задачи и упражнения

Задача № 1

Рассчитайте на основе данных таблицы средние и предельные налоговые ставки. Каким является данный налог: прогрессивным, пропорциональным или регрессивным?

Доход

Налог

Средняя налоговая ставка, %

Предельная налоговая ставка, %

Задача № 2

Постройте две кривых Лоренца на основании следующих данных:

а) распределение доходов уплаты налогов и получения трансфертов:

Первые 20 % населения получают 2 % всего национального дохода;

Вторые – 10 %;

Третьи – 15 %;

Четвертые – 20 %;

Пятые – 53 %.

б) распределение доходов после уплаты налогов и получения трансфертов:

Первые 20 % населения получают 5 % национального дохода;

Вторые – 14 %;

Третьи –21 %;

Четвертые – 25 %;

Пятые – 35 %.

Какая из кривых, на ваш взгляд, в большей степени отражает принцип справедливости при построении системы налогообложения?

Задача № 3

«Чем выше ставки налогов, тем больше поступления в государственный бюджет». Дайте комментарий этому высказыванию, используя идею кривой Лаффера.

Задача № 4

Допустим, что в стране действует пропорциональная система налогообложения. Предельная ставка подоходного налога (t) составит 20 % или 0,2. Уровень дохода, соответствующий полной занятости, составляет 1200 млрд.руб. Если Y=0, то T=0; при Y, равном 1000 млрд.руб.

Чему будут равны налоговые поступления?

Если доход составляет 1500 млрд.руб. Чему при этом будут равны налоговые поступления?

Предположим, что фактический Y равен 600 млрд.руб., тогда чему будут равны налоговые поступления (T)? При G = 200 млрд. руб., чему будет равен фактический бюджетный дефицит? Но если бы при той же налоговой ставке и уровне G доход был бы 1200 млрд.руб., т.е. соответствовал бы полной занятости, то не было бы и дефицита госбюджета. Определите чему будет равен бюджетный профицит?

Задача № 5

Допустим, что правительство в условиях спада экономики приняло решение увеличить на 20 млрд.руб. госзакупки (это осуществляется за счет бюджета), т.е. = 20 млрд.руб.; предположим, что предельная склонность к потреблению (MPC) равна 0,8, соответственно предельная склонность к сбережению (MPS) составит 0,2; при этих условиях мультипликатор (K) равен 5 (1/ MPS = 1/0,2). Определите прирост дохода?

Задача № 6

Налоговая ставка (t) при пропорциональной системе налогообложения составляет 20 %. Сбалансированный бюджет (отсутствие дефицита и профицита) соответствует уровню дохода (Y), равному 500 млрд.ден.ед. Какова при этих условиях величина государственных расходов? Проиллюстрируйте свой ответ на графике.

Задача № 7

Государство вводит прогрессивный налог – 40 млрд.руб., предельная склонность к потреблению составляет 0,75. Рассчитайте, на какую величину изменится национальный доход?

Задача № 8

Правительство получило кредит от международных финансовых организаций в размере 10 млрд.долл. по годовой ставке 8 % сроком на 7 лет. Эти средства предполагаются использовать на инвестирование промышленности. Инвестиционные проекты будут осуществлены в течении в течении двух лет.

Каким должен быть прирост ВВП страны, чтобы за 7 лет можно было полностью погасить долг?

Задача № 9

Темпы роста реального ВВП составляют 4 % в год, реальная ставка процента i = 5 %, относительный показатель первичного дефицита государственного бюджета d = 7 %, соотношение

= 60 %.

Определить, насколько изменится за год соотношение ?

Задача № 10

Величина государственного долга (Гд) до начала года составляет 300 млрд.долл., номинальные государственные расходы без платежей по обслуживанию долга на конец года (Грасх.) – 40 млрд.долл., Уровень цен в течении года возрос на 5 %, номинальная ставка процента (i) – 10 %, номинальные налоговые поступления (Н) – 50 млрд.долл.

Рассчитайте величину номинальных процентных платежей по обслуживанию долга, бюджетный дефицит на начало следующего года?

Задача № 11

Различают понятия активного и пассивного дефицита бюджета. Поясните сущность этих категорий, раскрыв причины возникновения каждого из типов дефицитов бюджетов?

Задача № 12

Если расходы государства и налоги вырастут одновременно на 40 млрд. руб., что произойдет с выпуском продукции?

Задача № 13

Объем равновесного ЧНП (дохода) составляет 550 млрд. долл. Y = 550. Предположим, что государство увеличивает единовременно выплачиваемый налог на 20 млрд. долл. (
= 20). Функция потребления и сбережения имеют вид C = 0,75
и S = 0,25 . Увеличение налога приводит к снижению располагаемого дохода
= 20 млрд. долл., при этом происходит сокращение потребления (
) и сбережений (
). Определить и ?

Задача № 14

Предположим, государство вводит 3-х рублевый налог на одну пачку сигарет. Покупатели в этом случае будут платить за пачку на 3 рубля больше, чем получают продавцы: допустим, покупатели платят 13 руб., продавцы получают 10 руб., государство получает 3 руб. При введении налога изменится ли количество, которое покупатели желают приобрести, при разном уровне цен? Изменится ли предложение и спрос? Что получат продавцы? Найти точку равновесия. Проиллюстрировать графически.

Задача № 15

Правительство проводит финансово-бюджетную политику, направленную на бездефицитность госбюджета, в сочетании с жесткой денежно-кредитной политикой. Могут ли быть решены задачи по сокращению госдолга при таких условиях?

Задача № 16

Укажите, какие из перечисленных ниже методов гос. регулирования относятся к числу экономических, а какие – административных:

1) прекращение выдачи лицензий на производство медицинских препаратов;

2) изменение учетной ставки;

3) изменение размеров минимальных резервов;

4) принято постановление, в соответствии с которым предприятия общественного питания обязаны осуществлять льготное обслуживание инвалидов и пенсионеров;

5) разрешено ускоренное амортизационное списание основного капитала;

6) осуществляется гос. регулирование в тех отраслях, где частный капитал неэффективен;

7) введение налога на добавленную стоимость;

8) установление фиксированных цен на товары и услуги.

Задача № 17

Укажите, какие методы денежно-кредитной политики используются в теоретической концепции Кейнсианства, а какие в концепции монетаризма?

1) воздействие на денежную массу вне зависимости от состояния хозяйства;

2) увеличение количества денег в обращении (стимулирующая роль дополнительной денежной эмиссии в развитии предложения и производства) для роста занятости, стимулирования инвестиционного спроса;

3) манипулированием процентной ставкой;

4) регулирование нормы обязательных резервов для коммерческих банков;

5) операции на рынке ценных бумаг;

6) регулирование учетной ставки.

Задача № 18

Экономика описана следующими данными:

Экспорт товаров составляет 19650 тыс.долл.

Импорт товаров составляет 21758 тыс.долл.

Граждане страны получают факторный доход в виде процентных выплат из-за рубежа в размере 3621 тыс.долл.

Страна выплачивает зарубежным инвесторам факторный доход в виде процентов в размере 1394 тыс.долл.

Расходы граждан данной страны на туризм составляет 1919 тыс.долл.

Доходы данной страны от туризма составляет 1750 тыс.долл.

Страна выплачивает односторонние текущие трансферты в размере 2388 тыс.долл.

Правительство финансирует текущие операции с помощью внешних займов в размере 2500 тыс.долл. Окажется ли такой объем заимствований достаточным для финансирования дефицита платежного баланса по текущему счету? Подтвердите Ваш ответ необходимыми расчетами.

Задача № 19

Определите, дефицитен ли бюджет, если госзакупки составляют 50 ден.ед., трансфертные платежи равны 10 ден.ед., процентные выплаты – 10 % годовых по госдолгу, равному 20 ден.ед., налоговые поступления составляют 40 ден.ед.

Задача № 20

Можно ли сказать, что существование бюджетного дефицита всегда наносит вред экономическому развитию страны?

11.7. Вопросы для самопроверки

1. Каковы сущность и функции финансов?

2. В чем отличие финансовых отношений от кредитно-денежных?

3. Что понимается под финансовой системой и ее структурой?

4. Какова сущность и функции налогов?

5. Принципы налогообложения?

6. Назовите и охарактеризуйте виды налогов?

7. Что такое бюджетный дефицит? Почему он возникает и какие известны методы борьбы с ним?

8. Какую экономическую зависимость выражает кривая Лаффера?

9. Дайте понятие, что такое государственный долг и его виды?

10. Каким образом гос. долг влияет на экономику? Его последствия?

11. Что вы понимаете под бюджетно-налоговой политикой?

12. Виды фискальной политики?

13. Как оценивается эффективность фискальной политики?

Тема 12. ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

12.1. Внешнеэкономические связи. Теории международной торговли

12.2. Торговый и платежный баланс. Протекционизм

12.3. Открытая экономика. Модель Манделла-Флеминга. Формирование открытой экономики в России

12.4. Валютный рынок. Валютный курс и его составляющие

12.5. Задачи и упражнения

12.6. Вопросы для самопроверки

12.1. Внешнеэкономические связи. Теории международной торговли

Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали как внешнеторговые, в ходе эволюции они переросли в сложную совокупность международных экономических отношений, затрачивающих интересы всех государств мира.

Для России необходимость определения своего места в мировой экономике стоит как одна из важнейших и очень сложных задач.

На пути взаимодействия с мировым хозяйством необходимо находить и переходить от замкнутой к открытой экономике. Этот путь в разное время пришлось пройти многим странам мира, т.к. неоднократно предпринимавшиеся попытки разных стран, жить независимо от мирового сообщества к успеху не приводили.

Мирохозяйственные связи берут начало в мировой торговле. Внешнеторговый обмен товарами важнейшая составная часть мировых экономических отношений.

Основными показателями, характеризующими внешнеторговый оборот являются:

Экспортная квота (отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП);

Объем экспорта на душу населения и др.

Они характеризуют степень включенности страны в мирохозяйственные связи или степень «открытости» экономики. Экономические отношения во всемирном сообществе складываются во многом под воздействием рынка.

Можно выделить следующие формы мировых отношений:

      международная торговля товарами и услугами;

      движение капиталов и зарубежных инвестиций;

      межотраслевая кооперация производства;

      обмен в области науки и техники;

      валютно-кредитные отношения.

Теории международной торговли. Торговый и платежный баланс.

Теории международной торговли – научная основа политики международной торговли, ее стратегии. ТМТ в своем развитии прошли ряд этапов и выступали в различных направлениях экономической мысли.

    Теория меркантелизма, господствовала в течение трех столетий (XV – XVIII вв.). Богатство страны определялось владением ценностями, обычно золотом. Задача государства больше вывозить товаров (экспортировать), меньше ввозить (импортировать).

    Классическая теория МТ включает в себя: теорию абсолютного и сравнительного преимуществ (А.Смит, Д.Рикардо). Теория абсолютных преимуществ исходила из того, что МТ основана на различии абсолютных издержек в производстве товаров в разных странах. А.Смит считал, что целесообразно, импортировать товары из страны, в которой издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которые ниже у экспортеров.

    Теория сравнительных преимуществ исходит из того, что условием внешней торговли не обязательно должно быть различие абсолютных издержек. Рикардо считал, что страны должны выпускать и вывозить товары, которые обходятся им сравнительно дешевле, нежели внутри страны. Следовательно, каждая страна специализируется на выпуске тех товаров, по которым ее издержки относительно более низкие, хотя абсолютные издержки могут быть и выше, нежели за рубежом. Рикардо полагал, что у каждой страны имеется товар, выпуск которого более эффективен, чем выпуск других товаров при сложившихся соотношениях в издержках других стран. Это и есть, по Рикардо, сравнительное преимущество. Следовательно, необходимой предпосылкой существования внешней торговли является выпуск одного и того же товара с различными сравнительными издержками. Когда же складываются равные сравнительные издержки, то международная торговля нецелесообразна. Принцип сравнительных издержек является принципом взаимной выгоды, он определяет, что каждая страна использует свой труд и капитал в отраслях, дающих ей наибольшую эффективность.

    Неоклассическая теория международной торговли (теория шведских экономистов Эли Хейшера и Бертеля Олина, 1899-1979 гг.). Значительный вклад в эту модель внес П.Самуэльсон (модель Хейшера-Олина). Теорию внешней торговли Хейшера-Олина называют теорией соотношения факторов производства. Страны неравномерно наделены факторами производства трудом, землей, капиталом, что по суждению неоклассиков, обуславливает различия относительных цен на товары, от которых зависят сравнительные преимущества стран. Например, если страна наделена в избытке трудом со сравнительно более низкой заработной платой, то трудоемкие товары, выпускаемые в этой стране будут обходится более дешево. Если страна имеет избыток капитала, то более дешевыми товарами будут капиталоемкие товары. Следовательно, согласно теории Хейшера-Олина, странам с избытком рабочей силы выгодно выпускать и экспортировать трудоемкие товары, странам с избытком капитала выгодно выпускать и экспортировать капиталоемкие товары.

12.2. Торговый и платежный баланс. Протекционизм

Торговый баланс положителен, если нация вывозит больше товаров и услуг, чем ввозит из-за рубежа. Если импорт больше экспорта, торговый баланс отрицателен. В первом случае торговый баланс имеет активные сальдо, во втором случае он имеет дефицит.

Платежный баланс. Помимо торгового баланса включает в себя:

Иностранные займы;

Проценты по ним;

Доходы от инвестиций;

Трансфертные платежи;

Обмен финансовыми активами.

Сделки по каждой из этих статей представляют собой платежи, поступающие либо в страну, либо из нее. В зависимости от этого платежи заносят либо в графу «доходы», либо в графу «расходы» (соответственно кредит и дебет).

Таблица 16. Платежный баланс

Доходы

Расходы

Экспорт товаров

Импорт товаров

Экспорт услуг

Импорт услуг

Доходы от инвестиций за рубежом

Доходы от иностранных инвестиций в стране

Трансфертные платежи от иностранцев в страну

Трансфертные платежи иностранцев из страны

Приобретение иностранцами активов данной страны

Приобретение гражданами страны иностранных активов (акций, облигаций, валюты)

Обобщающим показателем платежного баланса является его сальдо – это разница между импортными и экспортными статьями.

Превышение импорта из других стран над собственным экспортом дает отрицательное сальдо платежного баланса и может привести к неприятным экономическим последствиям, например, к внешнеторговому дефициту. Для оплаты последнего страна вынуждена делать долги. А для погашения долгов чаще всего приходится уменьшать внутреннее потребление.

Для обозначения разницы между совокупным импортом страны за год используют также понятие чистый экспорт. Превышение экспорта над импортом или положительный чистый экспорт приводит к росту совокупных расходов и тем самым к росту национального продукта и наоборот.

Протекционизм .

Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая торговля может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня натурального благосостояния.

Если на пути свободной торговли появляются экономические или неэкономические барьеры, то в силу вступает новый принцип международной торговли – протекционизм.

Протекционизм – это политика, направленная на защиту национальной экономики путем ограничения (прямого или косвенного) ввоза иностранных товаров.

К экономическим барьерам относятся:

1) таможенные пошлины, предназначенные для защиты местных производителей от иностранной конкуренции;

2) импортные квоты, устанавливающие максимальные объемы товаров, которые могут быть ввезены в страну за какой-то промежуток времени;

3) экспортные ограничения (аналогично импортным квотам), когда фирмы ограничивают свой экспорт в отдельные страны.

высшего высшего образования и приступить к трудовой деятельности или продолжить высшее образование в... высшее профессиональное образование , или высшее профессиональное образование в консерватории на основании закона о школах или высшее образование ...

  • Высшее образование тенденции развития

    Аннотированный список

    И концептуальные вопросы законопроекта об образовании . Модернизация системы высшего образования 4 Ниязова, М. В. ... с учетом международных стандартов инженерного образования [Текст] / А. И. Чучалин // Высш . образование в России. – 2011. - № 10. ...

  •  
    Статьи по теме:
    Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
    Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
    Измерение валового регионального продукта
    Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
    Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
    Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
    Корректирующие коэффициенты енвд
    К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об