Нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету: что главнее, как их применять.

Основными нормативными документами, регулирующими порядок составления и представления бухгалтерской отчетности в России в настоящее время являются:

ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ гл.3 ст.13-16;

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное Приказом МинФина 29.07.1998г. № 34н;

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом МФ от 06.07.1999г. № 43н;

Приказ МФ от 22.07.2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации»;

Приказ МФ от 22.07.2003г. № 67н «Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности» и «Указания о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности»;

Приказ об учетной политике организации.

Бухгалтерская отчетность должна соответствовать следующим требованиям: достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур оформления и публичности.

Достоверность базируется не только на информации бухгалтерского, но и других видов учета, в первую очередь статистического учета. Нарушение данного подхода делает не возможным составление бизнес-плана, а также оперативное управление имуществом на различных уровнях хозяйствен ной деятельности. Это условие требует сопоставимости отчетных и плановых показателей. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Достоверность бухгалтерской отчетности усиливается ее целостностью, т.е. она должна включать показатели финансово-хозяйственной деятельности как самого предприятия, так и его филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на самостоятельные балансы.

Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения. С этой целью данные синтетического и аналитического учета должны быть подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимой аудиторской организации.

Своевременность предполагает представление соответствующей бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок. Организации, независимо от организационно-правовых форм собственности (за исключением бюджетных), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании истекшего квартала. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Она должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами собственника. Отчетность, представленная с нарушением установленных сроков, теряет свое значение.


Простота бухгалтерской отчетности лежит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.

Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время. Косвенно данное условие предполагает нейтральность представленной в ней информации.

Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций.

Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращения от дельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных. Это касается прежде всего показателей, носящих справочно-информационный характер.

Оформление - следующее требование, предъявляемое к бухгалтерской отчетности. Оно означает, что составление от четности, равно как и ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляется на русском языке, в валюте Российской Федерации - в рублях. Отчетность подписывается руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).

Публичность бухгалтерской отчетности осуществляется организациями, перечень которых регламентирован действующим законодательством. К ним отнесены открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных источников. Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, доступных ее пользователям, либо распространение ее в соответствующих изданиях (брошюрах, буклетах и иных изданиях), а также передачу органам государственной статистики по месту регистрации для предоставления заинтересованным пользователям. Годовая бухгалтерская отчетность должна быть опубликована не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом. Внутренняя бухгалтерская отчетность не подлежит публикации, так как отнесена к коммерческой тайне. За незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, предусмотрена уголовная ответственность.

Финансовая отчетность в России и в мире сегодня

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчётности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в чётко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis), принцип неприрывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. В частности, с 2005 года все кредитные организации (банки) обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО.

Национальный совет по стандартам финансовой отчетности (Фонд НСФО) ведет работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой отчетности (СФО) с июня 2006 года.

В июле 2010 года был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому МСФО обязательны для консолидированной отчетности всеми общественно значимыми компаниями. Консолидированную отчетность в соответствии с МСФО должны публиковать:

Кредитные организации;

Страховые организации;

Другие организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

В 2011 году принято Положение о признании МСФО и их разъяснений для применения на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107). Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет применимости в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать Министерство Фининсов. Тем не менее, в России не будут полностью отказываться от РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета). МСФО станут применять для консолидированной отчетности, а федеральные стандарты — для отчетности юридических лиц.

В 2011 году были признаны применимыми на территории РФ первые 63 стандарта и интерпретаций. Консолидированная финансовая отчетность должна предоставляться организациями, попавшими под действие Закона № 208-ФЗ, начиная с отчетности за 2012 год.

Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.

Вы зарегистрировали ООО и составили список первоочередных дел. Какое место в нем занимает бухгалтерия? Если вы решили отложить организацию бухучета до прихода первого клиента или даже до первой отчетности — это большая ошибка!

Начало учета. Кто должен вести бухучёт?

Обязанность вести бухгалтерский учёт диктует федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» . Он гласит, что бухгалтерский учёт должны вести все юридические лица, коммерческие и некоммерческие организации, и ни форма собственности, ни система налогообложения не снимают эту обязанность.

До 2013 года компании, применяющие УСН, могли не вести бухгалтерский учет, но в 2013 году у них это право у них отняли. Однако специально для небольших организаций есть послабления. Например, федеральный закон № 209-ФЗ разрешает субъектам малого бизнеса вести бухгалтерский учёт в упрощённой форме.

Единственное исключение — индивидуальные предприниматели: они пока еще вести бухучет не обязаны. Отсутствие бухгалтерского учета или грубые нарушения правил ведения бухучёта караются штрафами.

Какие документы регламентируют бухгалтерский учет в организации?

Как уже говорилось, основной документ, регламентирующий бухучет в масштабах страны, — федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Другие базовые документы — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые описывают, как вести бухучет на практике. Среди предлагаемых в ПБУ вариантов вам нужно выбрать те, которые будут наиболее выгодны для бизнеса в финансовом плане и снимут лишние вопросы представителей контролирующих органов и инвесторов.

И, наконец, еще один основополагающий документ — план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина от 31.10.2000 г № 94н (последняя редакция утверждена Приказом Мнфина от 08.11.2010 № 142н). План счетов организации составляется и утверждается на основании этого плана счетов.

С чего начать бухгалтерский учет в организации?

Бухгалтерская отчётность сдается раз в год, однако вести бухгалтерский учет нужно регулярно и систематично, чтобы после окончания отчетного периода не пришлось искать по контрагентам первичные документы и в спешке разносить бухгалтерские проводки по счетам. Более того, бухгалтерский учет в организации начинается раньше, чем происходит первая сделка. Как только получены правоустанавливающие документы на фирму, можно оформлять локальные нормативные акты, регулирующие бухучет в организации.

В первую очередь бухгалтер должен:

Как написать учетную политику организации?

Учетная политика — это внутренний документ компании, который определяет принципы и варианты ведения бухучета. Учетную политику нужно оформить и утвердить в течение 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица.

В небольших фирмах, в которых учет не богат особенностями, учетная политика часто принимается один раз на всю жизнь предприятия. Однако при необходимости в ученую политику вносятся изменения, например: из-за появления нового направления деятельности организации или изменений в законодательстве.

Если к вам придет проверка, будьте готовы предъявить учетную политику: ее запросят прежде всего. Чтобы у проверяющих не было возможности толковать неясности законодательства не в вашу пользу, опишите в в учетной политике особенности учета в вашем бизнесе.

Что писать в учетной политике?

Учетная политика регламентирует ведение как бухгалтерского, так и налогового учета, поэтому её удобно разбить на две части.

В части бухгалтерского учета учетная политика должна содержать:

  • Рабочий план счетов организации
  • Форму пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
  • Классификацию доходов и расходов организации на доходы и расходы от обычных видов деятельности и прочие доходы и расходы (с учетом специфики деятельности организации)
  • Уровень существенности ошибки для статей бухгалтерской отчетности
  • Порядок переоценки основных средств или информацию о том, что основные средства не переоцениваются, способы определения срока полезного использования и начисления амортизации основных средств и НМА
  • Порядок оценки материально-производственных запасов (по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости или методом ФИФО — по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов)
  • Информацию о том, кто будет вести бухучет: руководитель, бухгалтер или обслуживающая бухгалтерия.

Кроме того, субъекты малого предпринимательства указывают, будут ли они применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Правила ведения налогового учета должны содержать

  • Регистры налогового учета, разработанные компанией в соответствии с требованиями Налогового Кодекса
  • Принцип разграничения расходов на прямые и косвенные в целях исчисления налога на прибыль
  • Метод оценки незавершённого производства
  • Порядок оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство и другом выбытии, при реализации покупных товаров (по стоимости единицы запасов, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретения — ФИФО)

Метод оценки ЛИФО (по стоимости последних по времени приобретения запасов) с 01.01.2015 применять нельзя. Налогоплательщики, которые использовали для оценки запасов этот метод, должны внести изменения в учетную политику.

  • Порядок формирования себестоимости продукции и покупных товаров для целей налогообложения
  • Порядок отнесения стоимости имущества на материальные расходы: единовременно при вводе в эксплуатацию или (с 01.01.2015 г.) в течение нескольких отчетных периодов
  • Способы начисления амортизации имущества (линейный или нелинейный)
  • Правила создания и использования резервов
  • Нормы признания нормируемых расходов в составе расходов по налогу на прибыль: представительские расходы, расходы на добровольное медицинское страхование и т. п.

Организации, работающие в сфере информационных технологий, указывают: относят ли они вычислительную технику к амортизируемому имуществу или считают затраты на ее приобретение материальными расходами.

Перечень пунктов открытый, каждая организация составляет его самостоятельно с учетом своей специфики.

Первичные документы и план счетов

Факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов. С 2013 года организации могут разрабатывать формы первичных документов самостоятельно. Главное — внести в формы все обязательные реквизиты и утвердить их в учетной политике.

Однако если в хозяйственной жизни организации нет нестандартных операций, лучше не создавать индивидуальные формы документов. Чтобы не усложнять документооборот, лучше применять формы, рекомендованные Госкомстатом.

При необходимости перечень документов можно дополнять.

Помимо форм первичных документов, в учетной политике нужно утвердить план счетов организации и регистры бухгалтерского учета. Из плана счетов, утвержденного Минфином, выберите те, которые будете использовать. А для более точной классификации можно ввести субсчета.

Если фирма небольшая и ее хозяйственная жизнь не предполагает нестандартных операций, руководителю можно не погружаться во все эти тонкости. В онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия уже зашита учетная политика, подходящая для большинства фирм, осталось прочитать ее и вывести на печать подготовленный в сервисе приказ.

С чего начать бухучет? - Смотри на видео

Попробуйте поработать в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для ведения бухучета и отправки отчетности через интернет.

Бухгалтерский учет в нашей стране ведется в соответствии с определенными , а также на основе ряда , предусмотренных законодательством. О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 2016 расскажем в нашем материале.

Уровни бухгалтерского учета с позиции регулирования

Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.

Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.

Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету 2016: уровень 1

В основе этого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» . Цель данного закона — установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, которые хотя и не являются нормативными правовыми актами (п.2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009) и применяются организациями добровольно, могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса.

Бухгалтерские нормативные документы: уровень 4

На этом уровне главный нормативный документ по бухучету - . Цель этого уровня регулирования бухучета - определить для организации порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ состоит из документов четырех уровней, которые представлены в таблице 1.4. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности:

    первый уровень – Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011г. (ред. От 04.11.2014г.) и «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской

Федерации» № 34н от 29.07.1998г. (последняя редакция №186 от 24.12.2010г.);

    второй уровень – Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99);

    третий уровень – приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 66н от 02.07.2010г. (письмо о внесении изменений № 66н от 04.12.2012г.), другие нормативные документы, регулирующие, например, порядок составления сводной бухгалтерской отчетности, порядок публикации бухгалтерской отчетности;

    четвертый уровень – нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности в рамках учетной политики организации, например, внешней и внутренней сегментарной отчетности (ее состав и содержание, адреса и сроки представления, порядок составления Налоговых расчетов и т.д.).

Таблица 1.4. Система регулирования бухгалтерского учета

Документы

Органы, принимающие документы

I уровень – законодательный

Федеральные законы, кодексы, указы, постановления

Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ

II уровень – нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

III уровень – методический

Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания

Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы

IV уровень – учетная политика организации

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.)

Организации, предприятия

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011г. (ред. От 04.11.2014г.) применительно к отчетности регулирует лишь наиболее общие положения, относящиеся к ней: состав бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее представления и др.

В законе отмечается, что бухгалтерская отчетность организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, приложений к ним, предусмотренных нормативными актами.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности содержит следующие разделы, относящиеся к отчетности: основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности, порядок представления бухгалтерской отчетности, основные правила сводной бухгалтерской отчетности.

В разделе «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» указываются основные требования к отчетности, ее состав, правила оценки основных статей отчетности: финансовых вложений, основных средств, нематериальных активов, сырья, материалов, готовой продукции и товаров, незавершенного производства и расходов будущих периодов, капитала и резервов, расчетов с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытка) организации.

В разделе «Порядок представления бухгалтерской отчетности» указывается, что все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам статистики по месту их регистрации.

В разделе «Основные правила сводной бухгалтерской отчетности» отмечается, что в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов РФ.

Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по унитарным организациям, а также отдельно сводную бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли).

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами (кроме кредитных и бюджетных организаций).

Положение рекомендуется к применению Министерством финансов РФ при установлении типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкций о порядке составления отчетности организациями разных форм и видов деятельности и порядка публикации отчетности.

В положении приводятся значения терминов бухгалтерская отчетность, отчетный период, отчетная дата, пользователь отчетности, дается состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней.

В положении подробно характеризуется содержание бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, даются правила оценки основных статей бухгалтерской отчетности, раскрывается информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности, указывается, в каких случаях бухгалтерская отчетность подлежит аудиту, раскрывается порядок публикации бухгалтерской отчетности (в тех случаях, когда она подлежит публикации), характеризуется порядок составления промежуточной бухгалтерской отчетности (за месяц, квартал, нарастающим итогом с начала года).

В качестве документа, конкретизирующего положения ПБУ 4/99, утверждены указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности.

Инструктивные указания по составлению отчетности периодически утверждаются и издаются (раз в несколько лет) Министерством финансов РФ – Департаментом методологии бухгалтерского учета. В инструктивных указаниях Минфина России даются краткие пояснения по составлению каждой типовой формы, входящей в состав отчетности.

В соответствии с приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» № 66н от 02.07.2010г. (письмо о внесении изменений № 66н от 04.12.2012г.) организациям предоставлено право разрабатывать собственные формы бухгалтерской отчетности с учетом особенностей деятельности организации. Но при этом необходимо соблюдать общие требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности (полнота, существенность, нейтральность и др.), изложенные в ПБУ 4/99. В то же время должны сохраняться коды итоговых строк и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса, приведенного в типовом образце (для обеспечения сопоставимости данных различных организаций и составления сводной отчетности).

Исходя из вышеизложенного можно сделать обобщающий вывод, что отчетность – это заключительный элемент метода бухгалтерского учета. Подготовка бухгалтерской отчетности – это забота не только бухгалтерии, но и других экономических и технических служб организации, потому что при составлении отчетности подводятся итоги и оцениваются все аспекты деятельности организации.

Отчет о финансовых результатах дает возможность выполнить анализ финансовых результатов за отчетный год и их динамику по сравнению с предыдущим периодом. Этот отчет содержит информацию о формировании финансовых результатов. Характерно, что в отчете приведена выручка от реализации, очищенная от налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей.

В отчете о финансовых результатах приведены следующие расходы: себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг; коммерческие расходы; управленческие расходы.

Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности организации, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации и других показателей.

Отчет о финансовых результатах дает нам возможность получить информацию о финансовых результатах фирмы, подробно освещает использование прибыли, а также дает полную характеристику платежей в бюджет, которые осуществляет организация с учетом различных льгот.

Принятые в последнее время ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 значительно приблизили финансовую отчетность в Российской Федерации к международным стандартам. Тем не менее, сохраняется жесткое нормативное регулирование многих вопросов учета финансовых результатов организации. Несмотря на заявление в указанных нормативах о независимости представления финансовых результатов в отчетности от целей налогообложения, на практике сохраняется фискальная направленность учета. Таким образом, сегодня сохраняются существенные проблемы, касающиеся отражения финансовых результатов организации в соответствии с МСФО. Требования, изложенные в МСФО, подходят для нашей страны, поэтому задача дальнейшего реформирования отечественного учета заключается в том, чтобы соответствовать им не только теоретически, но и на практике.

Работа бухгалтера считается одной из самых непростых в обществе. Естественно, данный вид трудовой деятельности должен подлежать строгому законодательному регулированию. Какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета? Ответ будет получен в статье.

Правовые источники

Первый и самый важный юридический источник - это, конечно же, российская Конституция. Стоит обратить внимание на статью 71, в которой говорится об исключительных полномочиях федерации. Именно здесь зафиксирована бухгалтерская деятельность. Данный вид профессиональной деятельности, таким образом, может регулироваться только федеральными и федеральными конституционными нормативными актами.

Далее стоит выделить различные бухгалтерские стандарты. Учреждает их Министерство финансов РФ в соответствии с программой о реформировании бухучета. Стоит обратить внимание на такие важные постановления, как положение "Об учетной политике организации", "О контрактах на капитальное строительство", "Об учете активов организации" и многое другое. Стандарты, таким образом, затрагивают разные направления и особенности ведения бухгалтерского учета.

Последний важный источник, который стоило бы выделить, именуется Федеральным законом "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ. Это самый полный и исчерпывающий юридический акт, закрепляющий основные нормы, касающиеся бухгалтерской профессии. Именно про этот законопроект будет рассказано далее.

О сфере действия закона

На какие субъекты экономического типа распространяет свое действие представленный законопроект? Статья 2 дает ответ на этот вопрос. Так, здесь стоит выделить:

  • российский Центральный банк;
  • организации коммерческого и некоммерческого типа;
  • государственные инстанции, органы местного самоуправления, территориальные внебюджетные фонды и т. д.;
  • физические лица в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • филиалы организаций других стран, находящиеся на территории российского государства.

Когда применяется Федеральный закон "О бухгалтерском учете"?

Обычно это ведение бюджетного учета обязательств и активов России, ее субъектов или муниципальных образований. Целью рассматриваемого закона является качественное и эффективное формирование правового механизма регулирования бухучета.

О понятиях и терминах

Вопрос о том, что представляют собой профессиональные бухгалтерские понятия, не менее важен, чем вопрос о том, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета.

Первое понятие - бухгалтерская отчетность. Согласно закону, это информация о финансовом состоянии того или иного субъекта экономического типа. Результаты деятельности субъекта, движение финансовых средств в определенный срок, оценка денежного состояния - все это входит в понятие бухгалтерской отчетности.

Следующее немаловажное понятие - бухгалтерский стандарт. Речь здесь идет о документе, в котором установлены основные требования к бухгалтерскому учету. Помимо требований в документе могут быть зафиксированы возможные способы ведения учета бухгалтерами. Существует также международный стандарт, которому должен соответствовать стандарт отечественный.

В нормативном акте закреплены также понятия отчетного периода, во время которого должна быть подана вся финансовая отчетность плана счетов, то есть перечня счетов бухучета, фактов хозяйственной жизни, а именно сделок или событий, которые могли бы повлиять на финансовое положение субъекта экономического типа. Всеми этими понятиями должен качественно руководствоваться любой бухгалтер.

О необходимости ведения учета

Статьи 5-6 закрепляют основные правила ведения бухгалтерского отчета и составления бухгалтерской отчетности. Согласно статье 5, объектами бухучета субъекта экономического типа могут являться следующие элементы:

  • активы;
  • расходы и доходы;
  • источники финансирования;
  • различные обязательства и некоторые иные объекты, установленные стандартами федерального уровня.

Кто не способен вести бухгалтерский учет?

Согласно закону, это индивидуальные предприниматели из разряда частных практиков, не занимавшиеся ранее учетом доходов или расходов. Не имеют права на ведение бухучета и представители зарубежных организаций, если они не ведут учета финансов или объектов налогообложения в соответствии с законами РФ.

Закон закрепляет понятие "упрощенного бухучета". Воспользоваться им способны субъекты предпринимательства малого уровня, а также организации некоммерческого типа.

Об организации бухучета

Операции по ведению бухгалтерского учета регламентированы в статье 7 рассматриваемого закона. Первое требование здесь касается руководителя субъекта экономического типа. Согласно нормативному акту, именно это лицо обязано заниматься производством бухучета - самостоятельно или через посредника в лице главного бухгалтера.

Между главбухом и руководителем экономического субъекта могут возникать разногласия. В этом случае существуют два выхода из ситуации:

  • Данные учетного документа первичного уровня принимаются главбухом к регистрации; сам же главбух несет ответственность за сформированную информацию.
  • Объект бухучета может отражаться или не отражаться главбухом; за достоверность финансового положения отвечает составитель данных бухучета.

Какие требования к ведению бухгалтерского учета закреплены в Федеральном законе? Об этом будет рассказано далее.

Требования к отчетности

Статья 13 закрепляет следующий ряд правил в отношении бухгалтерской отчетности (далее БО):

  • БО должна содержать достоверные сведения о положении субъекта экономического типа.
  • БО должна составляться ежегодно.
  • Промежуточная БО формируется за отчетный период сроком менее одного отчетного года.
  • БО составляется в российской валюте.
  • В отношении БО установлен режим коммерческой тайны.
  • БО должна подлежать своевременному аудиту.
  • Утверждение и опубликование БО проходит в строгом соответствии с федеральными законами.

Должен ли бухучет как-то регулироваться?

Какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета и в каких из них закрепляются нормы регулирования учета? Ответ на этот вопрос будет предоставлен далее.

О регулировании бухучета

Начать стоит с рассмотрения статьи 20 вышеупомянутого законопроекта. Именно здесь закреплены основные принципы регулирования бухучета. Следует выделить:

  • соответствие стандартов потребностям пользователей бух. отчетности;
  • единство совокупности требования к бухучету;
  • установку способов бухучета упрощенного типа для отдельных лиц;
  • активное применение стандартов международного уровня и т. д.

Документы, без которых не может осуществляться бухучет, закреплены в статье 21.

Сюда относятся стандарты федерального, международного и отраслевого уровня, а также бухгалтерские профессиональные рекомендации. Органами регулирования бухучета являются Центробанк РФ и соответствующий федеральный орган, уполномоченный в контрольно-надзорной сфере. Как проходит государственное регулирование?

Государственное регулирование ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности

Федеральные властные инстанции в рамках регулирования бухучета способны осуществлять следующие виды функций:

  • утверждение программы формирования стандартов федерального уровня;
  • утверждение стандартов;
  • организация экспертизы проектов тех или иных стандартов;
  • утверждение требований к оформлению проектов стандартов;
  • участие в разработке стандартов международного уровня и т. д.

Центробанк РФ должен заниматься исполнением следующих обязанностей:

  • разработка и утверждение стандартов отраслевого уровня;
  • принятие участия в подготовке стандартов федерального уровня;
  • проведение экспертизы стандартов;
  • контроль над практикой ведения бухгалтерского учета;
  • осуществление иных, соответствующих закону функций.

Похожими функциями, согласно статье 24 законопроекта, обладают и негосударственные органы.

Заключительные положения ФЗ

Статьи 29-32 содержат в себе информацию заключительного характера. Здесь даются ссылки на другие документы. В частности, в статье 30 предоставлен ответ на актуальный вопрос о том, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета.

В статье 29 рассказывается о хранении документации, связанной с бухгалтерской отчетностью. Учетная политика, стандарты субъекта экономического типа, справки об организации и ведении бухучета - все это подлежит хранению сроком минимум пять лет в специальных архивах. В обязанности экономического субъекта входит обеспечение сохранности всей необходимой документации.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об