Внесение изменений в учетную политику организации. Внесение изменений в учетную политику

Каким приказом можно возложить ответственность за ведение бухучета директора, а не главного бухгалтера?

Изменения в учетной политике. Когда нужно утверждать учетную политику? Изменения произошедшие в учетной политике. Как составить учетную политику для целей бухучета.

Вопрос: Какие существенные изменения происходили за период с 2014 г. по 2017 г. Сколько раз необходимо было вносить в учетную политику изменения за этот период? Надо ли каждый год утверждать учетную политику или достаточно при открытии ООО Один раз? Какие могут быть санкции директору или главному бухгалтеру, если не внести эти изменения? Может ли по приказу за разработку учетной политики отвечать только директор? Каким приказом можно возложить ответственность за ведение бухучета директора, а не главного бухгалтера?

Ответ: Основные изменения УП в 2015 году:

С 2015 года компании не могут использовать метод ЛИФО для определения стоимости списанных материалов или товаров. Поэтому вместо этого способа надо выбрать другой и утвердить его в учетной политике. Есть три варианта - ФИФО, по средней стоимости или по стоимости единицы запасов.

С 2015 года списывать инструменты, инвентарь, спецодежду в налоговом учете можно будет не сразу, а постепенно. Способ списания компания вправе выбрать сама. Например, пропорционально объему выпущенной продукции. Но удобнее выбрать в учетной налоговой политике такой же способ, как и в бухучете, чтобы исключить разницы.

Из учетной политики на 2015 год стоит исключить положение о порядке нормирования процентов. Ведь с этого года их можно учитывать в расходах полностью, не нормируя. Но есть исключение - контролируемые сделки.

Основное изменение в 2016 году:

С 2016 года лимит стоимости основных средств и нематериальных активов в налоговом учете составляет 100 000 руб. Если в учетной политике упоминается прежний лимит, замените его на новый.

Основные изменения в 2017 году:

Лимит резерва сомнительных долгов в налоговом учете.

Лимит с 2017 года теперь ограничен 10% от выручки за этот период или 10% от выручки за прошлый год - в зависимости от того, какой из этих показателей больше (п. 4 ст. 266 НК РФ). Раньше квартальный лимит был ограничен 10% от выручки за отчетный период. Выручка за год обычно больше промежуточной, поэтому внутри года теперь можно списать в резерв больше расходов. Проверьте положения учетной политики. Если раньше вы подробно прописывали правила формирования резерва, актуализируйте их. Иначе налоговики могут решить, что компания ограничила резерв старым нормативом.

Если компания экспортирует только несырьевые товары и будет заявлять вычеты сразу, исключите в политике правила о раздельном учете.

Учетную политику ежегодно пересматривать и корректировать не требуется, она применяется последовательно из года в год (п. 9 ПБУ 1/2008 , п. 1 ст. 11 НК РФ). Корректировки вносятся пи изменении способов учета либо при изменении законодательства.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008. Руководитель предприятия назначает того, кто ведет бухучет. Он может возложить такие обязанности на главного бухгалтера, другого сотрудника организации или заключить договор со сторонней организацией. Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Если у организации нет учетной политики, штрафа за это нет. Но, проверяя компанию, налоговый инспектор вправе запросить учетную политику. Если ее вовремя не представить, оштрафуют:

организацию – на 200 руб.;

руководителя – на 300–500 руб.

Что изменить в «учетке». Когда у компании есть подразделения в разных регионах и она претендует на льготные ставки, выгоднее платить большую часть налога в субъектах с льготной ставкой. Для этого выберите оптимальный способ распределения прибыли (см. врезку ниже).

На цифрах

Как распределить прибыль по подразделению

У компании подразделение в регионе с льготной ставкой по налогу на прибыль. Среднесписочная численность сотрудников по компании - 120 человек, в подразделении - 50 человек. Расходы на оплату труда - 44,8 млн. руб., в том числе в подразделении - 14,2 млн. руб. Средняя остаточная стоимость основных средств в компании - 3,5 млн. руб., в подразделении - 1,1 млн. руб. Удельный вес основных средств подразделения - 31,43% (1 100 000 руб. : 3 500 000 руб. х 100%). Компания посчитала долю прибыли исходя из разных показателей.

Численность сотрудников. Удельный вес численности работников подразделения в общей численности - 41,67% (50 чел. : 120 чел. х 100%). Доля прибыли, с которой нужно платить налог в инспекцию подразделения, - 36,55% [(31,43% + 41,67%): 2].

Расходы на оплату труда. Удельный вес расходов на оплату труда в подразделении в общих расходах на оплату труда - 31,7% (14 200 000 руб. : 44 800 000 руб. х 100). Доля прибыли подразделения - 31,56% [(31,43% + 31,7%): 2].

Доля расходов на оплату труда ниже, чем доля численности сотрудников. Значит, компании выгоднее считать долю прибыли из численности сотрудников

Прибыль по подразделению можно распределить пропорционально:

Среднесписочной численности и остаточной стоимости имущества;
-расходам на оплату труда и остаточной стоимости имущества.

Выбранный показатель закрепите в «учетке». Такое право дает пункт 2 статьи 288 НК РФ. Для этого учетную политику можно дополнить одной из следующих формулировок:

«Налогооблагаемая прибыль, которая приходится на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников подразделения и удельного веса остаточной стоимости его амортизируемого имущества к общим показателям по организации».
«Налогооблагаемая прибыль, которая приходится на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса расходов на оплату труда по подразделению и удельного веса остаточной стоимости его амортизируемого имущества к общим показателям по организации».

На практике

Компания вправе составлять сводный документ при продаже «физикам»

При продаже товаров физлицам за наличный расчет компания не выставляет счетов-фактур, а чтобы отразить выручку в книге продаж, может составить документ на общую сумму реализации за период. Например, бухгалтерскую справку-расчет или сводный документ. Его можно составлять за день, месяц или квартал. Минфин России против этого не возражает (письмо от 19.10.15 № 03-07-09/59679).

Главное - зарегистрировать сводный документ в книге продаж за период отгрузки. Порядок стоит прописать в учетной политике для НДС. Например, используйте такую формулировку: «При реализации товаров физическим лицам за наличный расчет по итогам месяца составляется сводный первичный документ, который регистрируется в книге продаж»

Можно списать больше расходов за счет резерва по сомнительным долгам. В 2017 году компания по-прежнему сама решает, создавать в налоговом учете резерв или нет. А вот лимит резерва за отчетный период изменился.

Лимит теперь ограничен 10% от выручки за этот период или 10% от выручки за прошлый год - в зависимости от того, какой из этих показателей больше (п. 4 ст. 266 НК РФ). Раньше квартальный лимит был ограничен 10% от выручки за отчетный период. Выручка за год обычно больше промежуточной, поэтому внутри года теперь можно списать в резерв больше расходов.

Кроме того, теперь четко определено, что в резерв включают разницу между «дебиторкой» и «кредиторкой» по контрагенту (п. 1 ст. 266 НК РФ). Раньше судьи считали, что включить можно всю задолженность покупателя (постановление Президиума ВАС РФ от 19.03.13 № 13598/12).

Что изменить в «учетке». Проверьте положения учетной политики. Если раньше вы подробно прописывали правила формирования резерва, актуализируйте их. Иначе налоговики могут решить, что компания ограничила резерв старым нормативом.

Не пропустите

Новый электронный сервис по «учетке»

ychetka.ru

Но можно поступить проще. Необязательно переписывать правила создания резерва из Кодекса. Достаточно ограничиться формулировкой:

«Компания создает резерв по сомнительным долгам».

Если раньше компания создавала резерв, она вправе в 2017 году отказаться от него. Тогда исключите норму о создании резерва из учетной политики.

Обезопасьте вычеты за счет раздельного учета НДС. С 1 июля 2016 года вычеты по несырьевым товарам, которые компания отгрузила на экспорт, можно заявлять так же, как по поставкам внутри страны (п. 3 ст. 172 НК РФ). То есть сразу после принятия товаров на учет. Главное, чтобы были счета-фактуры и «первичка».

Вести раздельный учет нужно, если компания продает сырьевые товары: минералы, древесину, уголь, продукцию химической промышленности и другое сырье (п. 10 ст. 165 НК РФ). Коды сырьевых товаров должно утвердить Правительство РФ. Пока разработан лишь проект этого постановления.

Сейчас есть два способа определить, сырьевой товар или нет. Первый вариант - по общим названиям товаров из Налогового кодекса (письма Минфина России от 23.11.16 № 03-07-08/69129 и ФНС России от 03.08.16 № 1-4-05/0021). Второй вариант - по кодам из проекта.

Что изменить в «учетке». Когда компания продает только несырьевые товары и будет заявлять вычеты сразу, исключите в политике правила о раздельном учете.

Если компания отгружает сырьевые и несырьевые товары, запишите, что ведете раздельный учет только по сырьевым. Учетную политику можно дополнить следующей формулировкой:

«“Входной” НДС по товарам (работам, услугам), которые используются для операций и на внешнем, и на внутреннем рынке, компания распределяет исходя из стоимости экспортных сырьевых товаров (работ, услуг), отгруженных за отчетный квартал, к общей себестоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за отчетный квартал».

Сразу заявлять вычеты можно только по товарам, которые компания приняла на учет после 1 июля 2016 года. Если на складе есть остатки старых несырьевых товаров, сделайте оговорку, что не распределяете НДС по товарам, которые приняли к учету после 1 июля.

Что поменять в учетной политике по бухучету

Компании стоит проверить в начале года и бухгалтерскую учетную политику. Дополните рабочий план счетов и исключите из политики ненужную информацию.

Определяйте срок использования основных средств из ожидаемого срока. Для целей бухучета срок полезного использования основного средства компания определяет по правилам ПБУ 6/01 . Это ожидаемый срок, в течение которого компания будет пользоваться активом, его ожидаемого физического износа (п. 20 ПБУ 6/01). В налоговом учете срок полезного использования определяют по Классификации основных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1).

Чтобы сблизить учеты, компании используют Классификацию и в бухучете. Такое право было прописано в постановлении № 1 . Но с 1 января 2017 года эту норму отменили (постановление Правительства РФ от 07.07.16 № 640).

Что изменить в «учетке». Проверьте учетную политику. Если в ней есть ссылка на Классификацию основных средств, ее безопаснее исключить. Аудиторы при проверке обратят внимание на это положение.

Компания по-прежнему может ориентироваться на Классификацию, когда определяет срок использования актива в бухучете. Основные средства приведены в Классификации по группам обоснованно, а не произвольно. Но она не должна быть единственным источником информации. Учитывайте также технические особенности объекта.

На заметку

Что стоит упростить в учете «малышам»

Малые предприятия вправе вести учет упрощенным способом. Какие способы выбрать, они решают сами (информация Минфина России от 29.06.16 № ПЗ-3/2016). В частности, такие компании вправе начислять:

Основной минус этих способов - разницы между налоговым и бухгалтерским учетом. Подробнее об этом - в статье «С 20 июня малые компании вправе применять новые правила бухучета » // РНК, 2016, № 13-14

Чтобы не запутаться во взносах, используйте дополнительные счета. С 2017 года компании платят страховые взносы в инспекцию. Это относится как к платежам за текущий год, так и взносам за прошлые годы, которые компании раньше платили в фонды. Для старых и новых страховых взносов действуют разные КБК (приказ Минфина России от 07.12.16 № 230н).

Что изменить в «учетке». Чтобы не запутаться в платежах, удобнее организовать раздельный учет старых и новых взносов. Для взносов, которые начисляете с 2017 года, откройте к счету 69 отдельные субсчета второго порядка «Взносы с 2017 года».

Аналитика поможет не занизить налог на имущество. Компании рассчитывают налог на имущество по остаточной стоимости активов. С 2017 года еще больше регионов перешли на уплату налога на имущество с кадастровой стоимости. В частности, Краснодарский край, Республика Карелия и др.

Что изменить в «учетке». Введите дополнительные субсчета к счетам 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств». Активы, которые освобождены от налога на имущество как льгота и не облагаются налогом, тоже учитывайте отдельно. В плане счетов предусмотрите субсчета:

-«Основные средства, облагаемые налогом на имущество по остаточной стоимости»;
-«Основные средства, облагаемые налогом по кадастровой стоимости»;
-«Льготные основные средства, принятые к учету после 2013 года»;
-«Необлагаемые основные средства».

Читайте на e.rnk.ru

Как оптимизировать учетную политику

Подписчики могут быстро составить, а также обновить учетную политику на 2017 год в программе «Конструктор учетной политики». Выбрать оптимальный вариант и учесть все нововведения помогут полезные подсказки. Подробности - на ychetka.ru

Отвечает Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

«Состав бухгалтерской отчетности в Росстат такой же, как и в налоговую инспекцию. Единственное отличие – дополнительно сдайте в статистику аудиторское заключение, если обязаны проводить аудит. Напомним, что в Росстат не надо будет сдавать бухотчетность только с 2020 года, а за 2018 год отчеты сдайте не позднее 1 апреля 2019 года. Подробнее, какие формы включить в состав бухотчетности, смотрите в рекомендации.»

Закон о бухгалтерском учете подразумевает, что учетная политика применяется в организациях последовательно год за годом. Это означает, что формироваться политика должна при создании организации. Ежегодное ее создание или утверждение новой идет в противоречие закону о бухучете.

Корректировка политики производиться должна только при необходимости и в случаях, оговоренных в законе. К таким случаям относят:

  • Изменения в законодательстве РФ, стандартов, нормативных актов, которые регулируют бухучет;
  • Разработку или выбор способ ведения бухучета, позволяющий представлять более достоверную информацию бухгалтерской отчетности.
  • Изменение условий деятельности организации, включая реорганизацию.

Важно! Любые изменения, вносимые в учетную политику, должны оформляться распоряжением (приказом) руководителя.

Способы применения изменений учетной политики

Различают несколько способов применения изменений учетной политики:

Применение ретроспективного способа возможно не всегда. Например, в том случае если оценка последствий от данного способа в денежном выражении невозможна из-за отсутствия нужной информации по предыдущим периодам. Не может быть применен данный способ и в том случае если оценка последствий в денежном выражении невозможна, так как необходимые оценочные значения недоступны.

Важно! Утвержденная бухгалтерская отчетность за предшествующие годы не может быть пересмотрена или представлена заново, даже в случае применения ретроспективного способа изменения учетной политики.

Однако те положения учетной политики, которые противоречат установленному в настоящее время законодательству признаются недействительными. И таким организациям налоговики вправе доначислить налоги.

К примеру, в соответствии со своей учетной политикой организация отнесла расходы на зарплату рабочих производства к косвенным. В соответствии с законом расходы эти должны признаваться прямыми и списываться по мере реализации. Соответственно, при проверке налоговая доначислит такой организации налог на прибыль.

Нужно ли утверждать учетную политику на 2018 год

Какие поправки из законов добавить в учетную политику на 2018 год

Абсолютно все изменения указывать в учетной политике не нужно. Вносятся в политику только такие изменения, которые предполагают выбор одного из способов учета. Например, каким методом начислять амортизацию – линейным или нелинейным.

Такое же правило следует применять и при указании изменений в политике на 2018 год. Вписывать нужно только те изменения, которые напрямую касаются того способа учета, который применяется в организации. Например, законодательством изменен способ начисления резервов. Если организация не создает резервов, то и новые правила по их созданию прописывать в учетной политике не потребуется.

Если организация не указала в политике о каких-либо изменениях в законодательстве, то страшного в этом ничего нет. В этом случае главное, чтобы правильно осуществлялся учет. К примеру, организация не отразила в учетной политике новый лимит по ОС, но учет ведет в соответствии с действующими изменениями. В этом случае организации не грозит штраф, так как за неправильное составление учетной политики или нарушение ее положений штрафы не предусмотрены.

Важно! Программа, в которой организация ведет учетную политику должна обновляться вместе с учетной политикой и в соответствии с ней.

Учетная политика на 2018 год для малых предприятий

Важно! Штраф за то, что в организации нет учетной политики составляет 200 рублей. Однако налоговые органы могут пересчитать расходы самостоятельно, так как утвержденного способа их учета нет. А это приведет к доначислению налога.

Учетная политика на 2018 год для ОСНО

Некоторые компании ежегодно пользуются шаблонными образцами учетной политики, не адаптируя их под изменившийся закон или условия работы. Разрабатывать или корректировать учетную политику на 2018 год нужно с учетом ПБУ 1/2008. Разберем основные изменения, которые стоит прописать:

  • Способ учета. В политике прописывают способы учета операций, которые проводятся организацией. Руководствуются при этом федеральными стандартами, а если в них способ не установлен, то способ нужно разработать исходя из правил, прописанных в стандартах. Документа с утвержденным подобным названием в настоящее время нет, но под федеральным стандартом в настоящее время признается ПБУ 1/2008, то есть руководствоваться при выборе способа учета нужно данным положением. Если в ПБУ для организации способ не предусмотрен, то обратиться следует к МСФО, а затем федеральным и отраслевым стандартам. В последнюю очередь обратиться можно к рекомендациям. Если организации использовали в своей учетной политике рекомендации отраслевых министерств, то в 2018 году следует проверить не будут ли применяемые рекомендации противоречить способам учета по федеральным стандартам или МСФО;
  • Новый инвестиционный вычет. Компании с началом 2018 года могут пользоваться новым инвестиционным вычетом. С помощью такого вычета можно уменьшить на расходы по приобретению и модернизации ОС налог на прибыль. В политике на 2018 нужно зафиксировать, то организация будет вычетом пользоваться, а сами правила, содержащие порядок расчета вычета прописывать не нужно. Такие правила устанавливают региональные власти и их можно будет изменить в течение 3-х лет, если регион не предусмотрит иной срок.

Что дополнить в учетную политику на 2018 год

Основное изменение – это то, что в 2017 году были внесены изменения в закон о бухучете. В связи с этими изменениями действующие 24 ПБУ теперь приравнены к федеральным стандартам ведения бухучета. Однако многие ПБУ к 2019 году будут заменены на новые документы. Так, в настоящее время в разработке находятся уже 14 новых стандартов. Некоторые из ПБУ будут только обновлены, например, ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» и ПБУ 2/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».

Начать подготовку к переходу на новые стандарты можно уже с 2018 года. Главное, чтобы способы, утвержденные компанией были аналогичны МСФО.

Новые стандарты действовать начнут с начала года. Если организация захочет применять их раньше, то нужно будет выяснить не потребуется ли ретроспективный пересчет. А также в политике нужно будет указать, что компания решила досрочно использовать стандарты

С момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», провозгласившего свободу форм первичных документов, ФНС взяла на себя функцию разработки форматов электронных документов.

Тем организаций, которые приняли решение о переходе на электронное взаимодействие с контрагентами, необходимо пересмотреть учетную политику с точки зрения внесения таких изменений.

С 1 июля 2017 г. утратили силу «старые» электронные форматы ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг), утвержденные еще в 2012 году (приказ ФНС России от 20.05.2016 г. N ММВ-7-15/329@). Теперь применяются только «новые» электронные форматы товарной накладной и акта приема-передачи работ и услуг, утв. приказами ФНС России от 30.11.2015 N ММВ-7-10/551@ и от 30.11.2015 N ММВ-7-10/552@.

Начиная с 1 июля 2017 года, стали обязательными «новые» форматы счетов-фактур (в том числе корректировочных), УПД, УКД (приказы ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@, от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@). До 30 июня 2017 включительно эти форматы использовались по выбору организации наряду со «старыми», утв. приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@.

Поэтому сведения в учетной политике об использовании утративших силу форматов необходимо скорректировать.

  • УП должна содержать указание на использование ЭДО;
  • УП должна устанавливать, какие документы используются в целях признания факта хозяйственной жизни, а также порядок определения даты создания документов для целей бухгалтерского и налогового учета (например, если хозяйственная операция совершена на одну дату, а подпись получена в следующем отчетном периоде);
  • Форматы используемых первичных документов (включая электронные документы) должны быть включены в УП.

Разработка и актуализация учетной политики

Изменение способов ведения бухучета

Основные изменения связаны с вступлением с 06 августа 2017 г. в силу поправок в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н).

О применении новых положений ПБУ Минфин России выпустил Информационное сообщение от 2 августа 2017 г. N ИС-учет-9.

На что обратить внимание при изменении учетной политики на 2018 год:

Определено соотношение учетной политики разных организаций

Введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций. Но если основное общество утвердило свои стандарты, обязательные к применению дочерними обществами, то дочерние общества выбирают способы ведения из стандартов, утвержденным материнским обществом (п. 5.1 ПБУ 1/2008). Поскольку обеспечить сопоставимость консолидированных данных можно лишь в случае, если они оцениваются и отражаются по одним и тем же правилам. В прежней редакции ПБУ 1/2008 не оговаривался порядок формирования учетной политики дочерними компаниями.

Уточнен алгоритм формирования учетной политики организации

В новой редакции ПБУ 1/2008 предусмотрены процедуры формирования учетной политики организации для следующих случаев:

  1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается этот способ.
  2. ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается один из возможных.
  3. ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу - организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

Таким образом, основным документом в данном случае является МСФО. И только при отсутствии необходимых способов в МСФО организация вправе ориентироваться на ФСБУ и отраслевые стандарты бухучета по аналогичным и (или) связанным вопросам. Затем по нисходящей идут рекомендации органов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Однако, чтобы выполнить новое предписание ПБУ 1/2008, необходимо достаточно свободно владеть международными стандартами. Например, в настоящее время нет федерального стандарта по аренде и лизингу. Но такой стандарт есть в МСФО. Следовательно, при выборе способа учета операций по аренде организации следует руководствоваться правилами, установленными МСФО (IAS) 17 «Аренда».

Прежняя редакция ПБУ 1/2008 не устанавливала приоритета МСФО при нестандартных операциях.

Фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), а также в отношении несущественной информации при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).

При этом несущественной признается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

Право на упрощение бухучета имеют субъекты, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в т. ч. субъекты малого предпринимательства (СМП). Какие организации относятся к СМП указано в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Упрощенные способы ведения бухучета и составления отчетности не применяют СМП, подлежащие обязательному аудиту (пп.1 п. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, если ваша организация относится к СМП в силу Закона N 209-ФЗ, но подлежит обязательному аудиту в силу Закона N 307-ФЗ, то права вести упрощенный бухучет у нее нет.

Отметим, что определение требования рациональности в ПБУ 1/2008 дано в новой редакции. Теперь учетная политика должна обеспечивать среди прочего рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (ранее - рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации).

То есть затраты на учет указанного объекта не должны быть неоправданно высокими по сравнению с эффектом от использования этого объекта.

РАЗРАБОТКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Учетная политика (УП), составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса. Грамотная УП помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах. Ежегодная актуализация УП нужна для учета: изменений законодательства и новых фактов хозяйственной жизни организации.

С 19 июля 2017 года действующие на территории РФ 24 ПБУ, утвержденные в период с 01.10.1998 по 01.01.2013, признаны федеральными стандартами. Их полный перечень приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 N ИС-учет-8.

Введено право организации унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам

Введено право организации формировать учетную политику с учетом требований МСФО. Такое право предоставлено организациям, которые раскрывают:

  • консолидированную финансовую отчетность, которая согласно Федеральному закону "О консолидированной финансовой отчетности" составляется в соответствии с МСФО;
  • составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу (часть 5 статьи 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности").

Данные организации при формировании учетной политики на 2018 год могут руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Поэтому, если применение какого-то способа ведения бухучета по ФСБУ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО (т. е. препятствует соблюдению этих требований), то организация вправе не применять данный способ ведения бухучета.

Вместо этого способа применяется способ, предусмотренный МСФО. Свое право необходимо закрепить в учетной политике.

Урегулирован порядок отступления от общего алгоритма формирования учетной политики

ПБУ 1/2008 дополнено специальными нормами, регламентирующими действия организации при выборе (разработке) способов ведения бух в случаях, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Разумеется, речь идет об исключительных случаях.

Организация вправе отступить от общего порядка формирования учетной политики при соблюдении всех следующих условий:

  1. Определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства.
  3. Альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств.

В этой связи ПБУ 1/2008 также дополнено требованиями к раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета.

Подведем резюме

Сама по себе новация ПБУ 1/2008 не оказывает какого-либо существенного влияния на деятельность большинства организаций. Ведь, как и прежде, в работе надлежит руководствоваться правилами, утвержденными привычными всем бухгалтерам ПБУ (ныне переименованных в ФСБУ). А вот компаниям, составляющим отчетность по МСФО, консолидированную финансовую отчетность, ведущим упрощенный бухучет, имеющим дочерние подразделения или при ведении нестандартных операций, не описанных в действующих ПБУ, следует привести свою учетную политику в соответствие с новой редакцией ПБУ 1/2008.

РАЗРАБОТКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Учетная политика (УП), составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса. Грамотная УП помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах. Ежегодная актуализация УП нужна для учета: изменений законодательства и новых фактов хозяйственной жизни организации.

Налоговая учетная политика на 2018 год

Изменения, вступающие в силу с 2018 года незначительны. Принять их во внимание необходимо тем налогоплательщикам, деятельности которых коснулись новые положения НК РФ. Нововведения следующие.

Учет расходов на приобретение основных средств

На период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация со специальным коэффициентом, но не выше 3 (Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Но повышающий коэффициент может применяться к тем объектам, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января 2018 года и только в отношении объектов, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ (пп. 4 п.2 ст. 259.3НК РФ в ред. с 01.01.2018, п.3 ст.5 Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Если у компании есть такие объекты и она собирается применять специальный коэффициент при их амортизации, данное право следует закрепить в учетной политике.

С 1 января 2018 года в главу 25 НК РФ введено понятие «инвестиционный налоговый вычет» (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Порядок его применения установлен новой ст. 286.1 НК РФ.

С 2018 года налогоплательщики вправе уменьшить налог на прибыль (авансовый платеж) на инвестиционный налоговый вычет (расходы на покупку (модернизацию) основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам).

Но максимальный размер вычета по региональной части налога не может превышать разницы между исчисленной суммой налога без применения вычета и налогом, исчисленным по ставке 5% (если иная ставка не установлена субъектом РФ), т. е. 5% в бюджет субъекта РФ необходимо будет заплатить. Если вычет окажется больше налога, то неиспользованная часть переходит на следующие годы.

Инвестиционный вычет применяется к налогу, начиная с периода, в котором введен в эксплуатацию объект ОС, либо изменена его первоначальная стоимость.

Вместе с тем, объекты ОС в отношении которых налогоплательщик применил инвестиционный вычет не подлежат амортизации.

В случае продажи имущества, в отношении которого применялся инвестиционный вычет, после истечения срока его полезного использования доходом будет вся причитающаяся по договору сумма. Если же основное средство, по которому был применен инвестиционный налоговый вычет будет реализовано до истечения срока его полезного использования, налогоплательщику придется восстановить суммы налога, не уплаченного в связи с применением вычета, а также уплатить соответствующие пени. При этом в расходах будет учтена первоначальная стоимость такого основного средства.

Принимая решение об использовании инвестиционного налогового вычета необходимо учесть, что при камеральной проверке декларации налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, касающиеся применения вычета (новый пункт 8.8 статьи 88 НК РФ).

Кроме того, сделки организации, которая применяет вычет, со своим взаимозависимым лицом будут признаваться контролируемыми при превышении доходов по сделкам за календарный год суммы в 60 млн рублей (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ).

Новой нормой установлено, что категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговый вычет, будут определяться региональным законодательством. Субъекты РФ смогут определять и другие особенности предоставления инвестиционного налогового вычета.

Учитывая, что такие нововведения улучшают положения налогоплательщиков, субъекты РФ смогут принять соответствующие законы и распространить их действие на период с 1 января 2018 г. Однако, решение об использования вычета должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Поскольку его применение - право налогоплательщика, а не обязательная норма.

Учет расходов на НИОКР

Произошли дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (Федеральный закон от 18.07.2017 N 166-ФЗ). В частности, перечень затрат на НИОКР будет дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988, которые разрешено учитывать при налогообложении с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).

Сейчас такие затраты можно включать в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены НИОКР или отдельные этапы работ. Однако с 01.01.2018 расходы по Перечню с коэффициентом 1.5 будут также формировать первоначальную стоимость амортизируемых НМА - исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в результате выполнения НИОКР. В налоговой учетной политике необходимо закрепить выбранный порядок признания расходов.

Правило 5% при раздельном учете входного НДС

С 1 января 2018 года вступают в силу поправки, касающиеся компаний, у которых есть облагаемые и не облагаемые НДС операции. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ.

Как известно, при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС. Но если расходы на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превышают 5%, налогоплательщик вправе не вести раздельный учет и всю сумму НДС принять к вычету.

Выполнение «правила 5%» в налоговом периоде больше не позволит налогоплательщикам не вести раздельный учет входного НДС при осуществлении облагаемых и освобождаемых от налогообложения операций. Сохраниться лишь возможность принимать к вычету весь «общехозяйственный» НДС, т. е. НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования одновременно и в облагаемых и необлагаемых операциях.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы и Минфин РФ дают аналогичные разъяснения применения «правила 5%», опираясь на определение ВС РФ от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015. Верховный Суд РФ указал, что по товарам (работам, услугам), приобретенным исключительно для необлагаемых операций принять к вычету НДС нельзя, даже при соблюдении «правила 5%». С 1 января 2018 года позиция ВС РФ будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ.

Поэтому положения учетной политики для целей налогообложения на 2018 год в части ведения раздельного учета НДС нужно привести в соответствии с новой нормой статьи 170 НК РФ.

В завершении добавим, что по общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения и оформляется приказом, распоряжением, стандартом организации, датированным декабрем 2017г.

При этом нет смысла переписывать в учетную политику то, что и так сказано в Налоговом кодексе или ПБУ. Вносить надо только те условия, в которых вы выбираете один из предложенных законодателем способов учета. Это справедливо и для изменений. Вписывать их в учетную политику необходимо, если поправки касаются способов учета, которые применяет ваша организация.

Изменить учетную политику и дополнить – разные понятия. В отличие от изменений, порядок дополнений учетной политики организации четко не регламентирован. Сравним и посмотрим отличия на примере.

Правила составления учетной политики

  1. Учетную политику (УП) утверждает руководитель организации.
  2. УП обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями компании (запрещено, чтобы в разных подразделениях применялись разные правила бухгалтерского учета).
  3. Приказ об учетной политике к формам бухгалтерской отчетности не относится ! При этом основные элементы принятой учетной политики следует отразить в пояснительной записке, включенной в состав годовой бухгалтерской отчетности.
  4. УП формируется один раз — при создании организации — и применяется последовательно из года в год. Вовсе необязательно ежегодно формировать учетную политику для бухгалтерского учета. Но это необходимо, если изменилось законодательство РФ.
  5. УП можно дополнить или изменить. В чем разница?

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Дополнить или изменить. В чем разница?

Учетная политика дополняется, если в деятельности компании появилось что-то новое, для чего в УП нет правил учета (п. 10 ПБУ 1/2008):

  1. Дополнили учетную политику — применяйте новые правила.
  2. В течение года дополнять УП можно несколько раз — ограничений по количеству дополнений нет!
  3. Нет необходимости пересчитывать предыдущие показатели.

В отличие от дополнений, порядок внесения изменений в учетную политику строго регламентирован:

  1. Изменить учетную политику можно только в трех случаях (перечислены в п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).
  2. Сроки вступления в силу изменения строго регламентированы, по общему правилу — с начала года (п. 12 ПБУ 1/2008).
  3. По общему правилу организация должна отразить результаты изменения УП ретроспективно, то есть пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов (п. 13-16 ПБУ 1/2008).

Случаи изменения учетной политики:

    Изменилось законодательство РФ либо нормативные правовые акты по бухучету (например, вступил в силу новый закон о бухучете).

    Организация разработала или выбрала новые способы ведения бухучета с целью повысить качество информации об объекте бухучета (например, изменила способ начисления амортизации, посчитав его более выгодным).

    Существенно изменились условия хозяйствования (компания реорганизована, изменились виды деятельности и пр.) (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Пример. Когда в учетную политику вносить изменения, а когда дополнения?

Представьте ситуацию... В 2012 году магазин «Прорыв» хорошо заработал на продаже нано-пончиков. Прибыль возросла втрое! Вдохновленный головокружительным успехом, директор Игнатий Васечкин решил расширить горизонты бизнеса и с нового года заняться оптовой торговлей. Подумал — сделал! В феврале директор нанял пять новых сотрудников, арендовал два новых склада, договорился о продажах с нужными людьми.

А что же в это время делала трудолюбивая Мария — главный бухгалтер компании? В начале месяца она подготовила необходимый пакет документов, а также дополнила учетную политику:

  • прописала способы ведения учета операций, связанных с оптовой торговлей;
  • прописала способы оценки товаров;
  • установила порядок расчета цен.

Компания устремилась к новым вершинам бизнеса! Мария знает, что дополнить учетную политику можно, если в деятельности компании появится что-то новое. А вот изменять учетную политику — только в трех случаях (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ, перечислены выше).

Интересно, а что будет делать главный бухгалтер компании «Прорыв», если директору придет еще одна гениальная идея о развитии бизнеса? Например, если помимо нано-пончиков он решит производить нано-коржики и реализовывать их на мировом рынке? В этом случае Мария тут же дополнит учетную политику. И будет делать это сколько угодно раз в течение года, поскольку ограничений на внесение дополнений в этот документ в законодательстве нет!

С какой даты вступают в силу изменения в учетную политику?

Изменения в учетную политику вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения (п. 7 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Узнайте 5 правил, которые помогут внести изменения и дополнения в учетную политику для целей бухгалтерского учета, .

23 804 просмотра

Составленная при регистрации фирмы, и после утверждения применяемая непрерывно год за годом. При необходимости в учетную политику по бухучету и налогообложению можно вносить изменения, но делать это следует только в соответствии с установленными правилами. Когда можно вносить изменения в действующую учетную политику и как это сделать – об этом расскажет наша статья.

Когда вносятся изменения в учетную политику

В бухгалтерскую или налоговую учетную политику изменения вносятся, когда предприятие меняет способ учета какого-либо существующего факта его хоздеятельности. Причин для изменения всего три, они регламентированы законодательно и могут быть следующими (п. 10 ПБУ 1/2008):

  • в законодательство о бухучете и налогобложении внесены поправки, либо принят новый нормативный акт, например, внесены изменения в ПБУ или закон о бухучете,
  • предприятие разработало новый способ ведения бухучета, при котором повышается качество информации об объекте учета, к примеру, другой, более целесообразный способ начисления амортизации ,
  • существенно изменились условия хозяйствования – произошла реорганизация, фирма изменила свой профиль деятельности и т.п.

Этот перечень исчерпывающий, внесение изменений в учетную политику в иных случаях недопустимо.

Применять внесенные в учетную политику изменения организация сможет не ранее, чем наступит следующий отчетный год. То есть, внося изменения до 31.12.2017 г., рассчитывать на их применение в учете можно только с 01.01.2018г. Если же предприятие было вынуждено изменить учетную политику в связи с поправками в законодательстве, такие изменения следует применять с момента вступления в силу нормативного акта (п. 12 ПБУ 1/2008).

Изменения следует отличать от вносимых в учетную политику дополнений. Дополнять учетную политику можно каждый раз, когда в компании появляются новые виды деятельности, не осуществлявшиеся ранее (п. 10 ПБУ 1/2008). Ограничений по количеству вносимых в документ дополнений нет. Например, магазин, занимавшийся только розничной торговлей, решил торговать еще и оптом. В этом случае в учетной политике нужно дополнительно отразить способы, которыми будет отражаться учет «оптовых» операций. Причем, применять внесенные дополнения, в отличие от изменений, можно сразу, не дожидаясь начала следующего года.

Порядок изменения учетной политики

Изменения в учетную политику должны быть обоснованными и утверждаться приказом или распоряжением руководителя предприятия. Дополнительного утверждения изменений (например, в налоговой) не требуется. В приказе нужно указать:

  • какие положения (пункты) учетной бухгалтерской или налоговой политики изменяются,
  • привести в приказе либо в приложении к нему, текст измененного, или нового положения
  • указать дату, с которой изменения вступают в силу – если причина изменений связана с поправками законодательства, то дата будет совпадать с днем вступления в силу законодательных поправок, в остальных случаях изменения вступят в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения.

Информацию об изменении учетной политики нужно отразить в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. Раскрытию подлежит (п. 21 ПБУ 1/2008):

  • причина изменения учетной политики,
  • содержание изменения,
  • порядок отражения в бухотчетности последствий изменения,
  • суммы корректировок в связи с изменениями, по каждой статье бухотчетности за каждый представленный отчетный период,
  • сумма корректировки (насколько возможно) за отчетные периоды, предшествующие представленным.

В общем случае ПБУ 1/2008 предусматривает ретроспективный порядок применения изменений (кроме связанных с изменением законодательства), когда предполагается, что изменение учетной политики организации применяется с момента возникновения соответствующего факта хоздеятельности предприятия. Для этого корректируется начальный остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» самого раннего периода, представленного в бухотчетности и пересчитываются другие, связанные с корректировкой, статьи.

В случае, когда изменения учетной политики нельзя отразить для прошлых периодов, изменения в учете применяются только в отношении операций, осуществляемых уже после введения изменений, то есть перспективно (п. 15 ПБУ 1/2008).

Именно перспективный способ могут применять предприятия, ведущие упрощенный бухучет и сдающие бухотчетность по упрощенным формам, для отражения в своей отчетности последствий изменения учетной политики (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

Когда поправками к закону, ПБУ, НК РФ и т.п. утверждается обязательное применение конкретного способа ведения учета, предприятие обязано его применять, даже если свою учетную политику оно не изменяло.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об