Виды аудиторского заключения. Факторы, влияющие на мнение аудитора в аудиторском заключении Достаточно ли аудитору для предоставления аудиторского заключения

Одним из видов окончания инспектирования является отрицательное аудиторское заключение. Для того чтобы понять чем грозит фирме отрицательное аудиторское заключение следует прежде всего выяснить, что именно приводит к его выдаче. Так как именно от этого и зависят все последующие действия и события.

Нужно знать, что политика аудита направлена не только на анализ документации и создания документа, содержащего резюме о достоверности и правильности ее организации, но и на помощь в устранении упущений.

Поэтому в большинстве своем недочеты исправляются в рабочем порядке в процессе осуществления ревизии. Однако иногда это не представляется возможным и тогда выдается отрицательное заключение. Надо ясно осознавать, что такого рода бумага может быть выдана только при значимом несогласии руководства компании с ревизором, когда нет возможности поправить или раскрыть неточный или неполный характер отчетности иным способом.

Проще говоря, это происходит когда представители инспектируемого лица не предоставляют аудитору достаточно сведений, категорически не соглашаются с указанными им ошибками.

Возникновение подобных несогласий неизбежно влечет получение нелицеприятного заключения, с подробным обоснованием. Законодательство четко определяет основания, позволяющие выдать такой документ, это:

  • существенные разногласия в части ведения учетной политики;
  • превышение предельно допустимого количества неточностей;
  • ведение бухучета с отступлением от законодательных норм.

Преимущества в обслуживании аудиторской фирмой очевидны. Так как любые просчеты устраняются по сразу же, а документооборот соответствует установленным нормативам. Если договор заключен верно, то аудиторы несут персональную ответственность.

Ответ на вопрос о том чем грозит фирме отрицательное аудиторское заключение полностью зависит от серьезности и количества допущенных нарушений, неполноты и неточности данных. Результатом может стать как небольшой штраф за нарушенную отчетность, так и реальный уголовный срок за сокрытие доходов и уклонение от выплаты налогов.

Что делать если мнение проверяющего негативно?

Вопрос о том, что предпринимать, если получено отрицательное заключение надо решать исходя из того, что явилось причиной его составления. Если погрешность имеет настолько высокий процент, что повлечет за собой сильное изменение показателей отчетности, ее необходимо просто исправить.

В случаях недостатка в информации и отсутствия необходимых подтверждающих документов следует привести в порядок качественный и количественный состав официальных бумаг в порядок.

Что касается возникших разногласий, стоит внимательно отнестись к замечаниям аудитора, попытаться вникнуть в чем именно он видит огрехи и выправить их либо принять меры к проведению повторного исследования. Возможно, ее выводы будут иными.

Преимущества в обслуживании аудиторской фирмой заключаются в том, что учет ведется изначально правильно, а если назначается проверка независимым аудитором, то двум профессионалам, говорящим на одном языке гораздо легче понимать друг друга. Следовательно, даже при возникновении шероховатостей они будут исправлены в короткий срок.

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Комментарий

Отрицательное мнение

Аудитор должен выразить отрицательное мнение в том случае, когда, получив достаточные надлежащие аудиторские доказательства, он приходит к выводу, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является одновременно существенным и всеобъемлющим для бухгалтерской отчетности (п. 15 ФСАД 2/2010).

В случае, когда аудитор выражает отрицательное мнение, используются следующие формулировки (п. 35 ФСАД 2/2010):

"По нашему мнению, вследствие существенности обстоятельств, указанных в части, содержащей основание для выражения отрицательного мнения, бухгалтерская отчетность не отражает достоверно финансовое положение [аудируемого лица] по состоянию на [отчетная дата], результаты [его] финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за [отчетный год] год в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности." (отрицательное мнение);

Отказ от выражения мнения

Аудитор должен отказаться от выражения мнения в том случае, когда у него отсутствует возможность получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на которых он мог бы основывать свое мнение, но он приходит к выводу, что возможное влияние необнаруженных искажений может быть одновременно существенным и всеобъемлющим для бухгалтерской отчетности (п. 16).

Отказ от выражения мнения имеет место в случаях, связанных с множественными фактами неопределенности, когда аудитор приходит к выводу, что, несмотря на полученные им достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении каждого по отдельности факта неопределенности, он не может выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности в целом в связи с возможным наличием взаимосвязи между разными фактами неопределенности и их возможным суммарным влиянием на бухгалтерскую отчетность (п. 17 ФСАД 2/2010).

В случае, когда аудиторотказывается от выражения мнения, используются следующие формулировки (п. 35 ФСАД 2/2010):

"По нашему мнению, вследствие существенности обстоятельств, указанных в части, содержащей основание для отказа от выражения мнения, у нас отсутствовала возможность получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, обеспечивающие основание для выражения мнения, и, соответственно, мы не выражаем мнение о достоверности бухгалтерской отчетности [аудируемого лица]." (отказ от выражения мнения из-за отсутствия возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства).

Дополнительная информация в аудиторском заключении

Аудитор может включить в аудиторское заключение дополнительную информацию с тем, чтобы привлечь внимание пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности к (п. 1 ФСАД 3/2010):

а) отраженному в бухгалтерской (финансовой) отчетности обстоятельству, которое, по мнению аудитора, настолько важно, что является основополагающим для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями;

б) не отраженному в бухгалтерской отчетности обстоятельству, которое может способствовать пониманию пользователями бухгалтерской отчетности аудита, ответственности аудитора или содержания аудиторского заключения.

Если аудитор считает необходимым привлечь внимание пользователей бухгалтерской отчетности к отраженному в этой отчетности обстоятельству, которое, согласно суждению аудитора, настолько важно, что является основополагающим для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями, то он включает в аудиторское заключение часть, в которой приводится дополнительная информация, относящаяся к обстоятельству, отраженному в бухгалтерской отчетности, которое, по мнению аудитора, настолько важно, что является основополагающим для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями (далее - привлекающая внимание часть).

Привлекающая внимание часть включается в аудиторское заключение при условии, что аудитор получил достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что указанное обстоятельство существенно не искажено.

Привлекающая внимание часть должна указывать только на обстоятельства, отраженные в бухгалтерской отчетности. Такими обстоятельствами могут быть:

а) неопределенность в отношении не завершенных на отчетную дату судебных разбирательств, решения по которым могут быть приняты лишь в следующие отчетные периоды, или неопределенность, связанная с действиями надзорных органов;

б) досрочное применение (если это разрешено) новых правил отчетности, которое оказывает всеобъемлющее влияние на бухгалтерскую отчетность;

в) крупная катастрофа, которая оказала или продолжает оказывать существенное влияние на финансовое положение аудируемого лица.

Пример

Дополнительная информация в аудиторском заключении бухгалтерской отчетности за 2014 год АО "Красный октябрь" (аудитор - ЗАО «АУДИТ-КОНСТАНТА»):

ВАЖНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Не изменяя мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, мы обращаем внимание на информацию, изложенную в разделе «Информация о связанных сторонах» приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

ОАО «Красный Октябрь» имеет существенный объем операций со связанными сторонами по реализации продукции и сырья, а также получению и предоставлению необеспеченных займов.

В качестве обстоятельств, оказавших влияние на мнение аудиторской организации, могут рассматриваться выявленные в ходе аудита факты невыполнения руководством предприятия требований нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению. Если аудиторы пришли к выводу, что такие факты существенно повлияли на достоверность бухгалтерской отчетности, то они должны представить условно положительное иди отрицательное заключение. В случае, когда руководство и (или) персонал предприятия препятствуют аудиторам в получении достаточной информации о том, что факты невыполнения нормативных актов существенно исказили отчетность, они должны составить отрицательное заключение или отказаться от выражения своего мнения в аудиторском заключении.

Если аудиторы не могут установить факты нарушения требований действующего законодательства из-за ограничений, причиной которых были случайные обстоятельства, а не действия руководства и (или) сотрудников предприятия, то они могут выдать условно положительное заключение либо отказаться от выражения своего мнения в аудиторском заключении. В том случае, если персонал исправил все выявленные нарушения и внес необходимые корректировки в бухгалтерскую отчетность и в данные по налогообложению, аудиторская организация вправе дать положительное заключение.

Кому важно аудиторское заключение?

Для большинства предпринимателей аудиторское заключение представляется формальной бумагой, которая просто должна быть. Читать его они не хотят, довольствуясь лишь наличием фразы: «…прилагаемая к настоящему заключению бухгалтерская отчетность достоверна и не содержит существенных искажений…» (стандартная фраза, завершающая положительное заключение). К сожалению, большинство действий, которые требуется по закону, выполняются с долей формализма. Также и налоговые органы не заинтересованы в углубленном чтении заключений аудиторов. Если мы рассмотрим санкции, которые государство предусматривает за отсутствия в составе отчетности документов от аудиторов, то решимость в борьбе за чистоту и независимый контроль за учетом на предприятиях может быть поставлена под сомнение. Фирма, которая не выполняет требование законов и рекомендаций в отношении независимых проверок, может быть подвергнута штрафу в размере аж 50 рублей, плюс руководители по административному кодексу могут быть наказаны штрафом до 500 рублей. На практике, даже такие мизерные претензии за непрохождение обязательного аудита предъявляются не всегда.

Зачем же тогда вообще нужно платить за привлечение аудиторов к контролю своего бизнеса, если отсутствие их заключения почти ничего не стоит, а вчитываться в него не принято? Стоит ли бояться его отсутствия?

Во-первых, не все инспектора ИФНС не обращают внимания на то, что предприятия не выполняют положенных процедур. Да и «прощать» за это нарушение крупные деловые структуры не будут. Ведь любые, пусть и мелкие нарушения - это основание для более пристального внимания к деятельности фирмы, инициирования дополнительных проверок.

Во-вторых, чтение не официальной, а расширенной части аудиторского заключения - занятие весьма интересное. Из грамотно составленного документа можно почерпнуть важные вещи. Главное - это перечень ошибок в налоговом учете с возможными наказаниями за них, а также имеет ли место нецелевое использование средств отдельными должностными лицами предприятия.

Заключение аудиторской проверки является официальным актом, предназначенным для пользователей бухгалтерских (финансовых) документов, в котором присутствует мнение ревизора о достоверности проинспектированных сведений и соответствии их порядку ведения учета в РФ. Его формулирование и отражение осуществляется согласно действующим правилам. Достоверностью называют уровень точности информации, позволяющая заинтересованным лицам сделать правильные выводы об имущественном и финансовом состоянии предприятия, результатах его хозяйственной деятельности и принимать на основе этих показателей обоснованные решения. За содержание аудиторского заключения несет ответственность лицо, осуществлявшее ревизию. При этом необходимо учитывать, что за подготовку и предоставление бухгалтерских (финансовых) документов отвечает руководство инспектируемого лица. Из данного обстоятельства следует, что аудит не освобождает организацию от обязанностей в сфере отчетности.

Классификация

Аудит бывает нескольких видов:

  1. Инициативный.
  2. Обязательный.
  3. По специальным заданиям.

Как показывает опыт, целесообразно использовать для всех итоговых документов единый образец (пример). Аудиторское заключение должно оформляться на русском языке, стоимостные величины указываются в национальной валюте. Документ предоставляется руководителю инспектируемого лица в таком количестве экземпляров, какое предусматривается договором.

Федеральное правило

Ревизор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности документации во всех значимых аспектах. Составление аудиторского заключения осуществляется в соответствии регламентируется в первую очередь федеральными стандартами. В частности, основополагающим является правило №6, утвержденное правительственным постановлением №696 от 23 сент. 2002 г. Данный стандарт, как и прочие аналогичные акты, разработан с учетом международных положений, регламентирующих аудиторскую деятельность. Правило устанавливает единые требования к итоговому документу ревизии.

Приложение

Аудиторское заключение в обязательном порядке сопровождается финансовой отчетностью, в отношении которой формулируется и выражается мнение. Она должна быть завизирована и скреплена печатью инспектируемого субъекта. В ней также должна указываться дата формирования. Подготовка документации производится в соответствии с предписаниями законодательства в сфере финансовой документации. Аудиторское заключение и отчетность брошюруются в единый пакет. Листы нумеруются, прошнуровываются, скрепляются печатью ревизора. На соответствующей странице указывается количество листов в пакете. Как выше было сказано, выдача аудиторского заключения осуществляется в таком количестве экземпляров, которое было согласовано ревизором и инспектируемым лицом. Однако при этом обе стороны должны получить не менее чем по одному пакету документации.

Состав аудиторского заключения

Нормами предусматривается перечень основных обязательных элементов, которые должны присутствовать в итоговом документе. К этим компонентам относят:

  1. Наименование. Пример: "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) документации".
  2. Адресат. Согласно договору или нормам законодательства, документ, как правило, направляется владельцу инспектируемого субъекта, совету директоров и так далее.
  3. Информация о ревизоре.
  4. Данные об инспектируемом лице.
  5. Части аудиторского заключения. Их, как правило, три. Это вводный раздел, блоки, описывающие объем ревизии и мнение уполномоченного специалиста.
  6. Дата аудиторского заключения. Здесь проставляется календарное число завершения ревизии. Специалист несет ответственность исключительно за выражение своего мнения о достоверности показателей финансовой документации на момент выполнения аудита. По прочим операциям, которые могут осуществляться после окончания ревизии, он не отвечает.
  7. Подписи.

Информация о сторонах

Сведения об аудиторе должны включать в себя:

  1. Указание на организационно-правовой тип предприятия.
  2. от которой действует ревизор.
  3. Место расположения.
  4. Дату, номер св-ва о госрегистрации.
  5. Информацию о лицензии. Здесь указывается дата, номер, наименование инстанции, выдавшей разрешение на ведение деятельности, период его действия.
  6. Членство в аккредитованном профобъединении аудиторов.

Данные об инспектируемом лице включают в себя:


Вводный раздел

В этой части присутствуют сведения о периоде предоставления сведений в финансовой документации, ее структуре. В частности, должны быть: "Бухгалтерский баланс" (ф. № 1), "Отчетность об убытках и прибыли" (ф. № 2), приложения к ф. №№ 1 и 2, пояснительная записка. Кроме этого, в вводный блок включаются сведения о разграничении ответственности между ревизором и инспектируемым субъектом. Обязанности, связанные с подготовкой финансовой документации, возлагаются на руководителя проверяемого лица. Аудитор несет ответственность за выражение компетентного мнения об уровне достоверности отчета во всех значительных аспектах.

Объем ревизии

В этом разделе присутствует следующая информация о том, что:

1. Аудит был выполнен в соответствии с федеральным законодательством, правилами (стандартами) деятельности, внутренними нормами, действующими в профобъединении, членом которого выступает ревизор, а также иными актами.

2. Инспекция была спланирована и проведена для обеспечения разумной степени уверенности в том, что финансовые показатели представлены без существенных искажений.

3. Проверка выполнялась на выборочной основе и включала в себя:

1) Исследование доказательств на базе тестирования, удостоверяющих значение и раскрытие сведений о финансовой и хозяйственной деятельности инспектируемого субъекта.

2) Оценку методов и принципов бухучета, порядка подготовки отчетности.

3) Определение основных оценочных величин, присутствующих в финансовой документации.

4) Анализ общего представления об отчетности.

4. Ревизия обеспечивает достаточные основания для формулирования и выражения мнения о степени достоверности документации во всех значимых аспектах и соответствии правил ведения бухучета действующему законодательству.

Дополнительные разделы

В блоке, описывающем мнение ревизора, должны быть раскрыты в установленной форме выводы аудитора об уровне достоверности проинспектированных сведений. В документе должны присутствовать росписи ответственных лиц. Подписание аудиторского заключения осуществляют руководитель организации, от которой действует ревизор, или иное уполномоченное лицо либо главный ревизор. В последнем случае дополнительно указывается номер, тип квалификационного аттестата, а также период его действия.

Формы аудиторского заключения

Они определены Федеральным стандартом №6. В правиле предусмотрены следующие виды документа: безоговорочно положительное аудиторское заключение и модифицированный тип. Первое подготавливается в том случае, если ревизор пришел к мнению, что предоставленная для инспекции документация достоверно отражает финансовое состояние предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, соответствует принципам и методам ведения бухучета, требованиям законодательства. При наличии ряда обстоятельств возникает необходимость подготовки модифицированной формы аудиторского заключения.

Условия

Ревизор может отказаться от подготовки положительного заключения при наличии хотя бы одного из предусмотренных обстоятельств и если, по мнению специалиста, оно оказывает влияние либо может оказать значительное воздействие на достоверность предоставленных сведений. К таким факторам относят:

  1. Ограничение объема работы ревизора.
  2. Разногласия с руководителем инспектируемого субъекта по вопросам:
  • допустимости учетной политики, выбранной организацией;
  • метода ее использования;
  • адекватности раскрытия сведений в бухгалтерской документации.

Основания предоставления модифицированного типа документа

Аудиторская компания или частнопрактикующий специалист могут подготовить такой акт, если появились факторы:

  1. Не оказывающие влияние на мнение ревизоров, но описываемые в документе. Их целью является привлечение внимания заинтересованных субъектов к какой-либо конкретной ситуации, сложившейся у инспектируемой организации и отраженной в финансовых данных.
  2. Влияющие на мнение ревизоров, следствием которых могут стать выводы с оговоркой, отказ от их формулирования или отрицательное аудиторское заключение.

Вне зависимости от обстоятельств, послуживших основанием для подготовки модифицированного акта, в отдельном разделе ревизор раскрывает причины его оформления.

Специфика

При оформлении модифицированного документа, указываются конкретные факторы-основания. Пример: "Аудиторское заключение с обстоятельствами, оказывающими влияние на мнение ревизора" - акт содержит мнение с оговоркой в связи с наличием ограничения объема работы специалиста". В качестве причины подготовки такого документа может выступать и разногласие с руководством инспектируемого предприятия по вопросам учетной политики. Следует отметить, что в зависимости от степени ограничения работы специалиста, он вправе не только выразить мнение с оговоркой, но и отказаться от формулирования выводов. Отрицательное заключение может подготавливаться в случае разногласий с руководством инспектируемого предприятия по вопросам адекватности раскрытия сведений в финансовой документации.

Виды модифицированных актов

С учетом приведенной выше информации, определяются следующие категории заключений:

  1. Не оказывающие влияния на достоверность финансовой документации.
  2. С оговоркой.
  3. С отказом от формулирования выводов.
  4. Отрицательные.

Мнение с оговоркой выражается при наличии ряда обстоятельств. В частности, оно допустимо тогда, когда ревизор пришел к выводу, что сформулировать безоговорочно положительный вывод не представляется возможным. Однако влияние разногласий, возникших с руководителем инспектируемого лица либо ограничение объема работы специалиста нельзя назвать настолько существенным и глубоким, чтобы использовать право на отказ. В таком случае в заключении должна содержаться фраза: "За исключением обстоятельств…". Ревизор может отказаться выразить мнение. Это допустимо в случае, когда ограничение объема его работы настолько глубоко и значительно, что специалист не имеет возможности получить достаточные, по его мнению, доказательства. Следовательно, он не в состоянии выразить адекватного мнения по поводу достоверности представленных финансовых документов.

Существенные разногласия с руководством

Противоречия во мнениях директора инспектируемого предприятия и ревизора могут иметь определяющее значение для финансовой документации. В такой ситуации аудитор формулирует вывод о том, что вынесение оговорки не может быть адекватным для раскрытия вводящего в заблуждение либо неполного характера отчетности. Для таких случаев на практике выработана соответствующая формулировка. Для лучшего понимания, приведем пример. Аудиторское заключение оформляется следующим образом:

"По нашему мнению, в связи с влиянием указанных факторов и обстоятельств, документация предприятия "А" отражает недостоверно финансовое состояние на 31 декабря 20_г. и результаты деятельности включительно с 1 января по 31 дек. 20_г. включительно."

Особый случай

На практике иногда встречается Оно представляет собой акт, оформленный без проведения ревизии либо с ее выполнением, но явно не соответствующий информации, присутствующей в инспектируемой документации. Признание заключения заведомо ложным производится только в судебном порядке.

Особенности событий

Календарное число, которое проставляется в заключении, должно соответствовать дате завершения ревизии и следовать после дня утверждения финансовой документации инспектируемого субъекта. Особое внимание при этом следует уделить порядку отражения событий. В ПБУ 7/98 присутствует несколько требований, относящихся к данному вопросу. В соответствии с этими предписаниями формируются сроки аудиторского заключения. Существует две категории событий. Первые возникают в период между отчетной датой и календарным числом утверждения заключения. Кроме этого, существуют факты, которые были выявлены после ревизии. Все эти события относятся к категории произошедших после отчетной даты. Их определение и правила по отражению зафиксированы в ПБУ 7/98, а также Федеральном стандарте №10. В соответствии с последним, аудитор должен учитывать влияние на состояние финансовой документации и заключения событий, которые произошли после отчетного дня. При этом во внимание принимаются как благоприятные, так и негативные факторы. В финансовой документации отражаются события:

  1. Удостоверяющие существование на отчетный день хозяйственных условий, в которых инспектируемый субъект вел свою деятельность.
  2. Указывающих на возникновение после контрольного календарного числа обстоятельств, в которых предприятие осуществляло работу.

После даты формирования бухгалтерской отчетности могут произойти события:

  1. Возникшие до дня утверждения акта ревизии.
  2. Появившиеся после подписания заключения и до календарного числа его предоставления заинтересованным лицам.
  3. Выявленные после передачи итогового акта пользователям.

Необходимые процедуры

Относительно событий, которые возникли до даты утверждения заключения, специалист должен провести ряд мероприятий. Они направлены на получение надлежащих и достаточных доказательств о том, что все эти факты, существование которых может потребовать корректировки финансовой документации либо раскрытия сведений в ней, установлены. Процедуры, ориентированные на определение указанных событий, реализуются как можно ближе к дню подписания заключения. Если специалист выявит факты, которые могут существенно повлиять на показатели финансовой документации, необходимо установить, были ли они отражены надлежащим образом в бухучете и адекватно ли раскрыта информация о них.

Федеральное правило № 10

В этом стандарте присутствуют требования по действиям специалиста относительно событий, которые возникли после дня подписания заключения, но до календарного числа предоставления его заинтересованным лицам. После визирования итогового акта в обязанности ревизора не входит проведение процедур либо отправка запросов, касающихся финансовой документации. Ответственность за извещение аудитора о событиях, которые могут оказать влияние на показатели отчетности, со дня утверждения заключения возлагается на руководство инспектируемого субъекта.

Действия специалиста

В случае если аудитору стало известно о событии, которое может существенно повлиять на состояние финансовой документации, после дня подписания заключения, он должен:

  1. Установить необходимость внесения изменений в бухгалтерские бумаги.
  2. Обсудить решение этого вопроса с руководителем инспектируемого субъекта.
  3. Выполнить требуемые мероприятия с учетом специфики обстоятельств, при которых специалисту стало известно об указанных событиях.

Факты, выявленные после предоставления документа пользователям

Если были обнаружены события, существовавшие на день подписания заключения после передачи его заинтересованным лицам, но до его утверждения ими, в связи с которыми необходимо было модифицировать акт, специалист решает вопрос о целесообразности пересмотра финансовой документации и обсуждает это с руководителем инспектируемого субъекта. При корректировке бухгалтерских бумаг ревизор выполняет надлежащие процедуры. В его обязанности также входит подготовка нового итогового акта с разделом, привлекающим внимание, с описанием основания для повторного исследования документации и оформленного ранее заключения.

Спорный момент

Если специалист счел целесообразным пересмотреть финансовую документацию, но руководство инспектируемого субъекта не предпринимает надлежащих мер, ему следует известить лиц, в подчинении которых находится директор предприятия о том, что пользователи будут проинформированы о невозможности полагаться на итоговый акт. При приближении дня предоставления отчетности за предстоящий период и раскрытия надлежащим образом сведений о фактах хозяйственной жизни необходимость в повторном исследовании бумаг и подготовке заключения может не появиться. Руководитель инспектируемого субъекта отвечает за информацию, присутствующую в бухгалтерской документации, и внесение в нее соответствующих изменений при выявлении событий, оказывающих существенное влияние на ее достоверность. Аудиторская компания либо частнопрактикующий специалист отвечает за адекватность мнения по оценке указанных фактов.

К.К. Арабян,
доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Московского государственного университета экономики, статистики и информатики,
канд. экон. наук
АУДИТОР
№11, 2010
10-2010

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Федеральный закон «Об аудиторской деятельности») аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности формировать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать на основании этих выводов обоснованные экономические решения.

Аудиторское заключение является очень важным документом для внешних заинтересованных пользователей финансовой отчетности. И, несмотря на то, что в правиле (стандарте) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» сказано, что мнение аудитора может способствовать лишь росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, в связи с чем пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица, именно аудиторское заключение является единственным официальным документом, в котором выражено мнение независимых специалистов о достоверности информации, содержащейся в финансовой отчетности. Такое подтверждение необходимо различным группам пользователей для принятия рациональных экономических решений и минимизации своих рисков ввиду отсутствия доступа к данным оперативного (бухгалтерского, управленческого) учета организации.

В п. 3 ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» указано, что требования к форме, содержанию, порядку формирования и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

До 2 августа 2010 г. порядок формирования и представления аудиторского заключения регулировался Федеральным правилом (стандартом) № б «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» (далее - стандарт № 6), утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.02 № 696. Однако постановлением Правительства РФ от 02.08.10 № 586 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 586) утверждены следующие федеральные стандарты аудиторской деятельности, регулирующие порядок формирования и представления аудиторского заключения по результатам проверки аудируемого лица:

Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности (далее - ФСАД 1/2010);

Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» (далее - ФСАД 2/2010);

Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010) «Дополнительная информация в аудиторском заключении» (далее - ФСАД 3/2010).

В связи с вступлением в силу Постановления № 586 правило (стандарт) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» признано утратившим силу.

Анализ положений вновь принятых стандартов позволяет сделать вывод о недоработанности отдельных положений новых стандартов в части несогласованности терминологии, введения новых понятий, толкования которых отсутствуют в нормативных актах, регулирующих порядок проведения аудиторской проверки. Кроме того, возникает много вопросов с практикой представления аудиторского заключения. Прежде чем рассмотреть проблемы, связанные с практической реализацией положений новых стандартов, остановимся на основных принципиальных отличиях между утратившим силу стандартом № б и вновь введенными стандартами, регулирующими порядок составления аудиторского заключения (табл. 1).

Таблица 1. Основные принципиальные отличия в порядке формирования аудиторского заключения согласно стандарту № 6 и вновь введенным федеральным стандартам

№ п/п Элемент Стандарт №6 ФСАД 1/2010, ФСАД 2/2010, ФСАД 3/2010 Комментарий
1 Определение аудиторского заключения Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии со стандартом № 6 и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации Определение отсутствует Определение понятия «аудиторское заключение» приведено в ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»
2 Понятие «достоверность финансовой отчетности» Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству Российской Федерации аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Существенность в аудите» Определение отсутствует В новых стандартах используется термин «существенное искажение бухгалтерской отчетности» (см. п. 3)
3 Понятие «существенное искажение бухгалтерской отчетности» Не предусмотрено Существенным признается искажение в следующих случаях: - когда бухгалтерская отчетность не раскрывает всей информации, предусмотренной правилами отчетности; - когда раскрытие информации в бухгалтерской отчетности осуществлено не в соответствии с правилами отчетности; - когда в бухгалтерской отчетности не раскрыта информация, необходимая для обеспечения достоверности этой отчетности (п. 7 ФСАД 2/2010)
4 Виды аудиторского заключения (мнения) Безоговорочно положительное аудиторское заключение и модифицированное аудиторское заключение Немодифицированное и модифицированное мнения в аудиторском заключении (п. 14 ФСАД 1/2010) В ФСАД 1/2010 модифицированным признается не сама форма аудиторского заключения, а содержащееся в нем мнение
5 Понятие модификации Модифицированным считается аудиторское заключение, отличное от безоговорочно положительного. В стандарте приведена классификация видов модифицированного аудиторского заключения В аудиторском заключении может быть выражено: модифицированное мнение
6 Виды модифицированного аудиторского заключения (модифицированного мнения в аудиторском заключении) К обстоятельствам модификации относятся: - факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности; - факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению Модифицированное мнение в аудиторском заключении может быть выражено в следующих формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения. При этом в п. 22 ФСАД 2/2010 указано, что в определенных случаях аудитор может включить в аудиторское заключение часть, привлекающую внимание По нашему мнению, речь идет именно о специальной части в аудиторском заключении, а не отдельном виде мнения (заключения). ФСАД 3/2010 регулирует порядок I представления дополнительной информации в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей финансовой отчетности. Таким образом, модифицированное аудиторское заключение с частью, привлекающей внимание как вид модификации, стандартами не предусмотрен
7 Структура аудиторского заключения Аудиторское заключение включает в себя: а) наименование; б) указание адресата; в) следующие сведения об аудиторе: - организационно-правовая форма и наименование; для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица; - место нахождения; - номер и дата свидетельства о государственной регистрации; - номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии; - членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении; г) следующие сведения об аудируемом лице: - организационно-правовая форма и наименование; - место нахождения; - номер и дата свидетельства о государственной регистрации; д) вводную часть; е) часть, описывающую объем аудита; ж) часть, содержащую мнение аудитора; з) дату аудиторского заключения; и) подпись аудитора Аудиторское заключение включает в себя: а) наименование «Аудиторское заключение»; б) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица); в) сведения об аудируемом лице: - наименование; - государственный регистрационный номер; - место нахождения; г) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: - наименование организации; - фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора; - государственный регистрационный номер; - место нахождения; - наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является; - номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов; д) перечень (состав) бухгалтерской отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, при этом, если аудитору становится известно, что проаудированная бухгалтерская отчетность будет включена в документ, который содержит прочую информацию, например в годовой отчет, аудитор может, если форма представления это позволяет, указать те страницы, на которых будет представлена проаудированная бухгалтерская отчетность; е) распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской отчетности между аудируемым лицом и аудитором; ж) сведения о работе, выполненной аудитором для выражения мнения (объем аудита); з) мнение аудитора с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности; и) подпись аудитора; к) дату аудиторского заключения Изменена структура аудиторского заключения. В качестве отдельных частей в заключении выделены: - ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность; - ответственность аудитора; - основания для выражения мнения с соответствующим видом модификации; - мнение (в зависимости от формы модифицированного мнения часть аудиторского заключения, содержащее мнение аудитора именуется «мнение с оговоркой», «отрицательное мнение», «отказ от выражения мнения»); - важные обстоятельства (в случае предоставления аудиторского заключения, содержащего привлекающую внимание часть)
8 Право подписи Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, который самостоятельно проводил аудиторскую проверку, аудиторское заключение может быть подписано только этим аудитором Аудиторское заключение подписывается: а) руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора. Подпись должна включать наименование аудиторской организации, должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего аудиторское заключение; б) индивидуальным аудитором. Подпись должна включать фамилию и инициалы индивидуального аудитора (п. 22 ФСАД 1/2010) В новых стандартах отсутствует ссылка на подпись руководителя аудиторской группы в аудиторском заключении
9 Ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность Ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности возложена на аудируемое лицо В части «ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность» должны быть приведены: - указание на уполномоченных аудируемым лицом лиц, отвечающих за составление и достоверность бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами отчетности. При этом должны использоваться термины в соответствии с законодательством Российской Федерации; - описание ответственности указанных лиц за составление и достоверность бухгалтерской отчетности в соответствии с правилами отчетности (п. 5 ФСАД 1/2010)
10 Ответственность аудитора Ответственность аудитора заключается только в выражении на основании проведенного аудита мнения о достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации В части «ответственность аудитора» указывается следующее: .- ответственность аудитора заключается в выражении мнения на основе проведенного аудита; - аудит был проведен в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности, а также что эти стандарты требуют соблюдения применимых требований профессиональной этики аудиторов (этических норм), а также планирования и проведения аудита таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность достоверна во всех существенных отношениях. При этом аудитор не должен указывать в аудиторском заключении на то, что аудит был проведен в соответствиис федеральными стандартами аудиторской деятельности, если аудитором не были выполнены все требования этих стандартов, уместные для применения в условиях конкретного аудиторского задания; - аудитор полагает, что полученные в ходе аудита доказательства представляют достаточные и надлежащие основания для выражения мнения (п. 6 ФСАД 1/2010)
11 Ссылка на международные стандарты аудита (МСА) Отсутствует В дополнение к указанию, что аудит проведен в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности, аудиторское заключение может содержать указание на международные стандарты аудита (п. 7 ФСАД 1/2010)
12 Объем аудита Под объемом аудита понимается способность аудитора выполнить процедуры аудита, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах, исходя из приемлемого уровня существенности. Это необходимо для получения пользователем уверенности в том, что аудит был проведен в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами и стандартами Объем аудита описывается посредством включения в аудиторское заключение следующих положений: а) аудит включает проведение аудиторских процедур, направленных на получение аудиторских доказательств, подтверждающих числовые показатели в бухгалтерской отчетности и раскрытую в ней информацию; б) выбор аудиторских процедур является предметом суждения аудитора, которое основывается на оценке риска существенных искажений, допущенных вследствие недобросовестных действий или ошибок; в) аудит включает оценку надлежащего характера применяемой аудируемым лицом учетной политики и обоснованности оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица, а также сценку представления бухгалтерской отчетности в целом (п. 8 ФСАД 1/2010) Термин «объем аудита» содержится в федеральном правиле (стандарте) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» и относится к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах
13 Дополнительная работа в ходе выполнения аудиторского задания Не предусмотрена Аудитор сообщает в аудиторском заключении о результатах такой дополнительной работы в отдельном разделе аудиторского заключения, озаглавленном, например, «Заключение в соответствии с требованиями [наименование, дата, номер нормативного правового акта]» Необходимо согласовывать условия о дополнительном задании с представителями аудируемого лица и указывать объем и характер такого задания в договоре (техническое задание) и документации аудитора
14 Обстоятельства модификации заключения (мнения) В п. 39 стандарта № б приведены обстоятельства модификации, которые могут привести к выражению мнения, не являющегося безоговорочно положительным П. 17 ФСАД 1/2010, ФСАД 2/2010 В новых стандартах обстоятельства модификации обобщены
15 Элемент подтверждения в аудиторском заключении Финансовая (бухгалтерская) отчетность организации отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20ХХ г. и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20ХХ г. включительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (и/или указать документы, определяющие требования, предъявляемые к порядку подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности) Бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение организации YYY по состоянию на 31 декабря 20ХХ г., результаты ее финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за 20ХХ г. в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности Таким образом, при проведении аудиторской проверки должны быть видоизменены процедуры по существу и аналитические процедуры при получении доказательств в отношении движения денежных средств

Как видно из табл. 1, со вступлением в силу ФСАД 1/2010, 2/2010, 3/2010 порядок формирования и представления аудиторского заключения существенно изменился. Наиболее важные изменения коснулись:

мнения в аудиторском заключении;

порядка подтверждения движения денежных средств за период;

несогласованности в терминологии;

вопросов подписи в аудиторском заключении.

Мнение в аудиторском заключении. В аудиторском заключении может быть выражено модифицированное и немодифицированное мнения. Модифицированное мнение может быть выражено в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение и отказ от выражения мнения. Форма модификации посредством части, привлекающей внимание, в п. 1 ФСАД 2/2010 не указана. Вместе с тем, ФСАД 3/2010 регулирует порядок включения дополнительной информации в аудиторское заключение с целью привлечения внимания пользователей финансовой отчетности. При этом в п. 6 сказано, что привлекающая часть должна содержать указание на то, что в отношении обстоятельства, к которому привлекается внимание, аудиторское мнение не является модифицированным.

По нашему мнению, аудиторское заключение с частью, привлекающей внимание, является одним из важнейших видов заключений, т.к. позволяет не просто констатировать факт достоверности (недостоверности) бухгалтерской (финансовой) отчетности, а предупредить заинтересованных пользователей о существующих рисках в финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, которые не влияют на достоверность отчетности, но могут оказать существенное влияние на принимаемые заинтересованными пользователями экономические решения.

В соответствии с п. 4 ФСАД 3/2010 привлекающая внимание часть должна указывать только на обстоятельства, отраженные в финансовой отчетности. Такими обстоятельствами могут быть:

неопределенность в отношении не завершенных на отчетную дату судебных разбирательств, решения по которым могут быть приняты лишь в следующие отчетные периоды, или неопределенность, связанная с действиями надзорных органов;

досрочное применение (если это разрешено) новых правил отчетности, которое оказывает всеобъемлющее влияние на бухгалтерскую отчетность;

крупная катастрофа, которая оказала или продолжает оказывать существенное влияние на финансовое положение аудируемого лица.

В условиях динамично развивающихся экономических процессов, несовершенства национальной системы бухгалтерского учета и порядка формирования финансовой отчетности аудиторское заключение с частью, привлекающей внимание, должно информировать заинтересованных пользователей не только о существующих фактах или фактах, отраженных в финансовой отчетности, но и о потенциальных обстоятельствах, способных существенно повлиять на принимаемые решения. По нашему мнению, перечень обстоятельств, оказывающих влияние на формирование мнения с частью, привлекающей внимание, значительно шире. В частности, к таким обстоятельствам можно отнести:

а)условные факты хозяйственной деятельности, в т.ч.:

не завершенные на отчетную дату судебные разбирательства, в которых аудируемое лицо может выступать как истцом, так и ответчиком;

не разрешенные на отчетную дату разногласия с налоговыми органами;

выданные до отчетной даты гарантии, поручительства и другие виды обеспечения обязательств в пользу третьих лиц;

обязательства в отношении охраны окружающей среды;

б)риски, связанные с бизнес-процессами аудируемого лица;

в)существующие налоговые риски аудируемого лица;

г)риски, связанные с возможными недобросовестными действиями;

д)признаки, влияющие на возможное на рушение принципа непрерывности деятель ности аудируемого лица;

е)события после отчетной даты;

ж)другие обстоятельства, как отраженные, так и не отраженные в финансовой от четности аудируемого лица согласно профессиональному суждению аудитора.

Подтверждение движения денежных средств за период. Согласно требованиям новых стандартов в аудиторском заключении выражается мнение не только о достоверности во всех существенных отношениях финансового положения, результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, но и о достоверности в отношении движения денежных средств за период в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности.

Безусловно, при проведении аудиторской проверки аудиторы выборочно проверяли операции с денежными средствами и результаты проверки находили отражение в рабочей документации аудитора, в отчете руководству экономического субъекта. Однако нововведение, связанное с появлением в аудиторском заключении фразы «подтверждение достоверности движения денежных средств за период», по нашему мнению, вызывает необходимость изменения процедур получения аудиторских доказательств при проверке операций с денежными средствами. В частности, анализ движения денежных средств аудируемого лица с целью подтверждения ее достоверности требует от аудитора практически сплошной проверки операций в кассе по расчетному, валютному и прочим счетам. Это необходимо учитывать при планировании аудиторской проверки.

Несогласованность в терминологии. В тексте стандартов есть термины, толкование которых отсутствует как в самих стандартах, так и в иных нормативных актах.

Таблица 2. Анализ отдельных некорректных положений новых федеральных стандартов - ФСАД 1/2010, 2/2000 и 3/2010

 
Статьи по теме:
№ п/п
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об
 
 
Рекламодателям | Контакты