Денежный рынок. Спрос на деньги и предложение денег

Под предложением денег понимают денежную массу в обращение, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ). В целом предложение денег включает в себя наличность и депозиты. ЦБ создает наличные деньги, которые поступают в экономику путем покупки у населения, фирм и правительства золота, ценных бумаг, валюты, а также через предоставление правительству и КБ кредитов. Наличность, поступившая в экономику от ЦБ, распределяется по следующим направлениям: одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в КБ в виде депозитов. Для поддержания ликвидности КБ из имеющихся у них депозитов формируют на специальном счете в ЦБ обязательные резервы, представляющие собой, установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) или активных (кредитных вложений) операций. Оставшаяся у КБ часть денежных средств, называемая избыточными резервами, может выдаваться в виде ссуд населению и фирмам. ЦБ может контролировать предложение денег путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы оказывает мультипликативный эффект на предложение денег . Косвенное регулирование денежно-кредитной сферы ЦБ может осуществлять, используя следующие инструменты: 1. норму обязательных резервов. Их изменение оказывает влияние на денежную базу, соответственно, и на предложение денег ; 2. ставку рефинансирования, т.е. ставки, по которой ЦБ кредитует КБ, изменение которой приводит к изменению кредитных ставок КБ; 3. операции на открытом рынке, представляющие собой операции купли-продажи

государственных ценных бумаг в финансовой системе. Эти операции оказывают влияние на величину банковских резервов, следовательно, и на общую денежную массу. В современной рыночной экономике предложение денег . Обеспечивается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение бумажные деньги разного достоинства и монеты. Коммерческие банки участвуют в денежном обращении, предоставляя ссуды бизнесу и населению. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег. Предложение денег - количество денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве. Денежные агрегаты расположены в порядке убывания степени ликвидности. Количество и состав используемых денежных агрегатов различаются по странам мира. В США и России расчет денежного предложения ведется по четырем денежным агрегатам, в Японии и Германии - по трем, в Англии и Франции - по двум. Вопрос о том, какой агрегат является деньгами, дискуссионный. Однако большинство экономистов считает, что подлинными деньгами является агрегат М1, так как его компоненты могут быть безотлагательно израсходованы. Агрегат M1 называют деньгами в узком смысле слова. В развитых странах на долю метал-лических денег приходится 2-3%, а бумажных денег - 25 % денежной массы М1. Безналичные деньги стали основной формой денег в современной экономике. Срочные вклады физических лиц, депозиты предприятий, депозитные сертификаты и облигации государственных займов, являющиеся компонентами денежных агрегатов М2 и M3, - высоколиквидные финансовые активы. Хотя они и не функционируют непосредственно как средство обращения, но могут легко переводиться в наличные и безналичные деньги. Поэтому центральный банк рассчитывает денежные агрегаты M2 и M3 и учитывает их величину при регулировании денежного предложения. Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии и регулирования выдачи денег в ссуду коммерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка.


Предложение денег – это денежная масса, находящаяся в обращении, фактический запас денег, находящихся в распоряжении экономических субъектов.
Денежное предложение формируется банковской системой, но в то же время зависит от поведения небанковского сектора, т.е. фирм и домашних хозяйств.
Современная банковская система является двухуровневой. Первый уровень образует Центральный банк страны. Второй уровень – коммерческие банки.
Центральный банк контролируетпроцесс создания денег, непосредственно воздействуя на денежную базу.
Денежная базавключаетналичные деньги, эмитируемые ЦБ и резервы коммерческих банков, которые они держат на счетах в Центральном банке.
Резервы коммерческих банков состоят из обязательных резервов и избыточных резервов. Величина обязательных резервов определяется Центральным Банком посредством установления нормы обязательного резервирования.
Норма обязательных резервов (rrоб) определяется в процентах от величины банковских депозитов (ккоб=Rоб/D).
Помимо обязательных резервов, банки имеют избыточные резервы, которые они могут выдавать в ссуду. Выдавая ссуды, коммерческие банки открывают своим клиентам счета и создают безналичные деньги (производят депозитную эмиссию).
Депозитно-чековая эмиссия – это процесс создания безналичных (кредитных) денег коммерческими банками путем открытия клиентам новых текущих счетов при выдаче кредитов.
Каждый отдельный банк может создавать денежную массу только в размере имеющихся у него избыточных резервов. В то же время система коммерческих банков может многократно умножать (мультиплицировать) появляющиеся в ней избыточные резервы.
Депозитный (банковский) мультипликаторпоказывает, на сколько изменится предложение безналичных денег (депозитов), если избыточные резервы увеличиваются на один рубль.
Мультипликация избыточных резервов возможна благодаря тому, что коммерческие банки обслуживают расчеты своих клиентов и таким образом передают друг другу избыточные резервы. Получая новый депозит, каждый банк часть средств оставляет в обязательных резервах, а другую часть снова может отдать в ссуду. Таким образом каждая единица избыточных резервов приводит к появлению несколькихединиц безналичных денег.
Объем депозитно-чековой эмиссии определяется по формуле:
D = mR,
где D – объем депозитно-чековой эмиссии;
m = 1/rrоб, мультипликатор избыточных резервов (депозитный мультипликатор);
rrоб,– норма обязательных резервов;
R– избыточные резервы коммерческого банка.
Денежная база и денежный мультипликатор.
Денежная база (H) равна сумме наличности(CU) и совокупных резервов коммерческих банков (R)
H = CU + R.
Объем денежной массы Mравен сумме наличности (CU) и депозитов (D):
M = CU + D.
Возможности банковской системы при создании депозитов зависят от поведения населения, которое решает, какую часть денег держать в виде наличности.
Склонность населения к наличностиопределяется как отношение наличности к депозитам:

С учетом склонности к наличности соотношение денежной базы и денежной массы определяется денежным мультипликатором:
;

Главным элементом рыночной экономики являются деньги , которые обеспечивают непрерывность народнохозяйственного кругооборота, кругооборота доходов и расходов . Денежная масса (money stock) представляет собой совокупность наличных и безналичных платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в стране в определенный момент.

Ликвидность — способность быстрого перевода актива в наличные деньги без потерь его стоимости (минимальными издержками).

Деньги (монеты и бумажные деньги) являются наиболее ликвидными активами. Банковские депозиты до востребования также являются высоколиквидными активами, поскольку владелец может снять с них наличные деньги по первому требованию. Виды денег, включаемые в агрегат М1 , — наиболее ликвидные акты в экономике.

Денежный агрегат М3 является наиболее крупным. Он включает агрегат М2 плюс крупные срочные депозиты, соглашения о покупке ценных бумаг с обратным выкупом по обусловленной цене, депозитные сертификаты банков, государственные (казначейские) облигации, коммерческие бумаги и др. В данный агрегат включаются государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ).

В некоторых зарубежных странах (например, в США) в качестве наиболее крупного денежного агрегата используется агрегат L .

Компоненты денежной массы отражаются в пассиве консолидированного баланса банковской системы, которая состоит из Центрального банка и сети коммерческих банков. Динамика денежных агрегатов сильно зависит от динамики процентной ставки. При повышении процентной ставки агрегаты М2 и М3 , включающие активы, приносящие доход в виде процента, будут расти быстрее агрегата М1 .

Для финансовой стабильности в стране наиболее предпочтительными являются стабильность процентной ставки и равномерная динамика денежной массы, адекватная реальным потребностям экономики.

Спрос и предложение денег. Равновесие на рынке денег

Если применяется 100%-е банковское резервирование, то коммерческие банки создавать деньги не могут и банковская система не оказывает влияния на предложение денег.

Введем следующие обозначения:

M s — предложение денег; H — денежная база; C — наличность; D — чековые (бессрочные) депозиты; K — кредиты коммерческих банков; R — банковские резервы; m — денежный мультипликатор; d — депозитный мультипликатор; k - кредитный мультипликатор.

Между ними существуют следующие зависимости:

m = M s / H , откуда M s = m x H .

Денежный мультипликатор — это отношение предложения денег к денежной массе. Он показывает, насколько возрастет предложение денег (количество денег в стране) при увеличении денежной базы на единицу. Предложение денег прямо зависит от величины денежной базы и денежного мультипликатора:

Депозитный мультипликатор показывает, на сколько максимально могут возрасти депозиты в коммерческих банках при увеличении денежной базы на единицу:

Кредитный мультипликатор показывает, на сколько максимально может увеличиться сумма банковских кредитов населению при увеличении денежной базы на единицу.

Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определяет покупательную способность денег. Покупательная способность денег — это количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. При повышении уровня цен покупательная способность денег снижается, и наоборот.

Спрос на деньги определяется величиной денежных средств, которые хозяйственные агенты хотят использовать как платежные средства. Спрос на деньги не тождествен спросу на денежный доход . Он показывает, какую часть своего дохода экономические субъекты предпочитают хранить в наиболее ликвидной форме — наличных денег (денежной кассы). Спрос на деньги представляет собой спрос на запас денег, измеренный в определенный момент. Спрос на деньги формируется во всех секторах экономики.

Держание денежной кассы на руках связан с альтернативными затратами и лишает ее владельца доходов, которые он мог бы получить, если бы купил на них иные виды имущества. В экономической литературе можно выделить две основные концепции спроса на деньги: классическую (монетаристскую) и кейнсианскую.

Неоклассическая школа . В рамках количественной теории денег спрос на деньги определяли в соответствии с уравнением И.Фишера:

(1)

Где M — количество денег в обращении; V — скорость обращения денег; Q — реальный объем производства; P — уровень цен.

Скорость обращения денег означает количество оборотов в год, которое совершает в среднем денежная единица в результате приобретения товаров и услуг. Заменим количество денег в обращении M на величину спроса на деньги M d и преобразуем формулу (1).

Получим: M d = (Р х Q) / V .

Из уравнения следует, что величина спроса на деньги находится в прямой зависимости от уровня цен и реального объема производства и в обратной зависимости от скорости денежного обращения.

Центральный банк может заинтересовывать коммерческие банки обращаться к нему за финансовой помощью путем снижения учетной ставки. Уменьшение последней делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит (дисконтный заем) у Центрального банка. Как только уровень учетной ставки падает ниже ставки процента межбанковского кредита, денежные издержки, связанные с привлечением средств путем займов у Центрального банка, уменьшаются по сравнению с соответствующими издержками получения ссуд у других коммерческих банков. При этом объем дисконтных займов увеличивается. Однако такое расширение имеет некий предел, по достижении которого коммерческие банки откажутся от дальнейших займов у Центрального банка даже в том случае, когда уровень банковской учетной ставки будет значительно ниже ставки межбанковского кредита. Коммерческие банки обращаются за займами Центрального банка только до того момента, пока не установится равенство между полными издержками, связанными с привлечением каждого дополнительного рубля из Центрального банка и ставкой ссудного процента по межбанковским займам.

Денежные средства, которые банки предоставляют друг другу в форме межбанковских ссуд, не оказывают никакого воздействия на величину суммарных банковских резервов; путем такого рода займов резервы движутся по кругу, переходя со счетов одного банка на счета другого. Денежные средства, взятые в кредит у Центрального банка, представляют собой чистые дополнительные резервы. Они образуют основу процесса мультипликативного расширения депозитов аналогично резервам, получаемым в банковской системе путем операций на открытом рынке.

Повышая учетную ставку, Центральный банк снижает заинтересованность коммерческих банков в получении у него ссуд и тем самым ограничивает предложение денег. Если учетная ставка повышается до уровня выше ставки межбанковского кредита, то займы резервных фондов становятся невыгодными. В ряде случаев некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими (невыгодными). Сокращение банковских резервов приводит к мультипликативному сокращению денежного предложения.

Среди инструментов денежно-кредитной политики регулирование учетной ставки является вторым по важности методом управления предложением денег. На практике, как правило. Центральный банк сочетает использование двух инструментов: проведение операций на открытом рынке и регулирование учетной ставки.

Центральный банк при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения устанавливает высокий уровень учетной ставки, превышающей уровень доходности ценных бумаг. Коммерческим банкам становится невыгодно восполнять свои резервы посредством займов у Центрального банка, и они увеличивают продажу ценных бумаг населению. Это способствует повышению эффективности операций на открытом рынке. И наоборот, скупая ценные бумаги на открытом рынке. Центральный банк резко снижает учетную ставку. Когда уровень учетной ставки становятся ниже доходности ценных бумаг, коммерческим банкам будет более выгодно брать ссуду у Центрального банка и направлять данные средства на покупку более доходных ценных бумаг у населения.

Изменение нормы обязательных резервов . Изменение нормы обязательных резервов также выступает важным инструментом денежно-кредитной политики, активно используемым Центральным банком для контроля за предложением денег. В общем виде механизм действия этого инструмента следующий: при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, что ведет к мультипликативному уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денег.

Рост нормы обязательных резервов увеличивает количество необходимых резервов коммерческих банков. При этом у банков есть две альтернативы: либо уменьшить избыточные резервы путем выдачи кредитов, что снизит их способность создавать деньги; либо они, если посчитают свои резервы недостаточными, будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Чтобы сократить свои текущие счета, коммерческий банк может установить срок погашения ссуд и получить выплату по ним, не выдавая новых кредитов. Для увеличения своих резервов банк может продать часть имеющихся у него ценных бумаг и полученные средства добавить к своим резервам. В рамках всей банковской системы такие действия приведут в конечном счете к снижению денежного предложения.

Снижение Центральным банком нормы обязательных резервов приводит к уменьшению обязательных резервов коммерческих банков и к увеличению избыточных резервов. В результате этого способность к кредитованию отдельных коммерческих банков возрастает, что в рамках всей банковской системы приводит через мультипликативные эффекты к увеличению предложения денег в стране. Следовательно, понижение нормы обязательных резервов ведет к переводу этих резервов в избыточные, что увеличивает возможность коммерческих банков путем нового кредитования создавать новые деньги, увеличивая тем самым денежное предложение.

Способность банковской системы к созданию денег меняется в зависимости от изменения нормы обязательных резервов посредством влияния последней на размер избыточных резервов и на величину денежного мультипликатора.

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов банков является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики. Даже небольшое изменение уровня нормы обязательных резервов, оказывающее влияние на всю банковскую систему, может привести к значительным изменениям в объемах депозитов и кредитов коммерческих банков и, следовательно, предложения денег в стране.

Политика дешевых и дорогих денег . Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безработицы . Центральный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он снижает норму обязательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора. В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дешевых денег. Ее целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению производства и занятости.

Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизации экономики начинает проводить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он увеличивает норму обязательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора. В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег. Ее целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денег денежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредиТ, снизится инвестиционный спрос в экономике, сократятся инвестиции, производство и занятость.

В качестве инструментов прямого регулирования также выступают установление лимитов кредитования и прямое регулирование ставки процента Центральным банком. С помощью рассмотренных инструментов Центральный банк реализует основные цели кредитно-денежной политики.

Специфика денежно-кредитной политики в России обусловлена особенностями ее экономики в переходный период. Регулирование денежного обращения в России осуществляется Центральным банком путем определения потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВНП. Современная экономическая ситуация в России характеризуется действием целого ряда негативных тенденций. Поэтому в настоящее время основной целью кредитно-денежной политики в стране является обеспечение условий для финансовой стабилизации, постепенного роста производства, улучшения занятости и сдерживания инфляции.

2. Создание «новых денег» банками и мультипликатор денежного предложения

Введение

Деньги - необычайно интересная сфера экономики, важнейший раздел экономической науки. Деньги представляют собой нечто гораздо большее, чем простой инструмент, облегчающий работу экономики. Исправно действующий денежный механизм - это та кровеносная система, в которой происходит кругооборот доходов и расходов, олицетворяющий, в сущности, всю экономику. Хорошо работающая денежная система способствует как полной занятости, так и эффективному использованию ресурсов. Плохо функционирующая денежная система может стать причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, а также разрушить налаженную структуру распределения ресурсов.
Рыночная экономика для своего нормального развития формирует специфический денежный рынок. Денежный рынок- это рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения устанавливается равновесная ставка процента, представляющая собой «цену» денег. В основе денежного рынка лежат кредитные отношения. Они основаны на принципах платности, возвратности, срочности и обеспеченности.
Денежный рынок составляет часть финансового рынка. На нем осуществляются краткосрочные сделки с деньгами и ценными бумагами. Важнейшими инструментами операций на денежном рынке являются казначейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты и другие средства расчётов.
Денежный рынок включает в себя институты, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения денег. Институциональная структура денежного рынка состоит из банков, учетных домов (компаний), брокерских и дилерских фирм, различных фондов и других финансово-кредитных учреждений.
Ключевыми функциями денежного рынка являются сбалансирование спроса и предложения денег и формирование рыночного уровня процента как цены денег. В связи с этим особое значение приобретает понимание механизмов формирования спроса и предложения денег и уровня процента.



Спрос на деньги и предложение денег

Денежная масса- это совокупность всех денежных средств находящихся в хо¬зяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.
В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.
Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операции обмена и платежа, зависит от предложения денег банковским сектором и от спроса на деньги, т. е. стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную денежную сумму в виде наличных денег или вкладов до востребования.

Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т. е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный мо¬мент.
Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относят:
1) Агрегат M-1 - («деньги для сделок») - это показатель, предназначен¬ный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.
2) Агрегаты М-2 и М-3 включают кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти сред¬ства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако они похожи на деньги в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой - они позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют «почти деньгами».
3) Наиболее полным агрегатом денежного предложения является агрегат L. L наряду с М-3 включает прочие ликвидные (легко реализуемые) активы, такие как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность.
Агрегаты М-3 и L более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М-1: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитают использовать агрегат М-1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения. В дальнейшем будем понимать под предложением денег агрегат М-1.

Спрос- это потребность хозяйствующих субъектов в денежных средствах для осуществления хозяйственной деятельности.
Спрос на деньги вытекает из двух функций денег - как средства обращения и средства сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (трансакционный спрос), во втором - о спросе на деньги как сред¬стве приобретения прочих финансовых активов, прежде всего облигаций и акций (спекулятивный спрос). Трансакционный спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления запланированных и незапланированных покупок и платежей.
Спрос на деньги для сделок определяется главным образом общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номиналу ВНП. С увеличением или уменьшением уровня номинального ВНП происходит сдвиг кривой спроса на деньги вверх или вниз.
Спекулятивный спрос определяется стремлением получить доход в форме дивидендов или процентов и изменяется обратно пропорционально уровню процентной ставки. По мере уменьшения ставки процента спрос на деньги возрастает. Происходит скольжение вдоль кривой спроса на деньги. Эта зависимость отражается кривой спроса на деньги (рис.1).Кривая общего спроса на деньги обозначает общее количество денег, которое население и фирмы хотят иметь для сделок, приобретения акций и об¬лигаций при каждой возможной величине процентной ставки.

Современная трактовка количественной теории основана на понятии ско¬рости обращения денег в движении доходов, которая определяется как:
,
где V - скорость обращения денег;
Р - абсолютный уровень цен;
Q - реальный объем производства;
М - количество денег в обращении.
Если преобразовать формулу: , мы увидим, что количество денег, находящихся в обращении, равно отношению номинального дохода к скорости обращения денег. Если заменить М в левой части уравнения на параметр - величину спроса на деньги, то получим:

Из этого уравнения следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих факторов:
- абсолютного уровня цен. При прочих равных условиях, чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги и наоборот;
- уровня реального объема производства. По мере его роста повышаются реальные доходы населения, а значит, людям потребуется больше денег, так как наличие более высоких реальных доходов подразумевает и рост объема сделок;
- скорости обращения денег. Соответственно все факторы, влияющие на скорость обращения денег, будут влиять и на спрос на деньги.

Дж. М. Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатства и считал, что та часть активов, которую население и фирмы желают хранить в форме денег, зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Деньги М-1 являются ликвидными активами. Дж. Кейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.
Как считал Дж. Кейнс, три причины побуждают людей хранить часть их богатств в форме денег:
1) использование денег в качестве средства платежа (трансакционныи мотив хранения денег);
2) обеспечение в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег (мотив предосторожности);
3) спекулятивный мотив - хранения денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызванных хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения норм ссудного процента.
Трансакционный мотив и мотив предосторожности формируют прямую функциональную зависимость между увеличением национального дохода и увеличением спроса на деньги. Спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента.

Современная теория спроса на деньги отличается от теоретической модели Дж. Кейнса следующими особенностями. Она:
1) рассматривает более широкий диапазон активов, помимо беспроцентного хранения денег и долгосрочных облигаций. Вкладчики могут обладать портфелями как с приносящими процент формами денег, так и с беспроцентными формами денег. Помимо этого они должны обладать иными видами ликвидных активов: средства на сберегательных и срочных счетах ценные краткосрочные бумаги, облигации и акции корпорации и т. п.;
2) рассматривает богатство как основной фактор спроса на деньги;
3) включает и другие условия, влияющие на желание населения и фирм предпочесть ликвидный актив, например, изменения в ожиданиях при пес¬симистическом прогнозе на будущую конъюнктуру величина спроса на день¬ги будет расти, при оптимистическом прогнозе спрос на деньги упадет;
4) учитывает наличие инфляции и четко разграничивает такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальную и номинальную ставку процента, реальные и номинальные величины денежной массы.

С учетом новейших факторов влияния на спрос формулу его можно записать в таком виде:

Объем спроса на деньги = (Q+, P+, R-, B+, I-, O-),

где Q - реальный объем ВHП;
P - средний уровень цен;
R - уровень ожидаемого дохода на альтернативные деньгам активы;
B - объем богатства;
І - уровень инфляции;
О - ожидание изменений рыночной конъюнктуры.
Знаки (+) и (-), которые стоят рядом с буквами, показывают зависимость изменения спроса на деньги от изменения соответствующего фактора: (+) означает прямую зависимость, (-) - обратную.

На денежном рынке равновесие устанавливается в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения. Оно характеризует состояние рынка, при котором объем спроса на деньги равен объему денежного предложения. Равновесие на денежном рынке означает, что количество денег, которое экономические агенты хотели бы иметь в портфеле своих активов, равно количеству денег, предлагаемому банковской системой.
На рис. 2 приведены типичные кривые спроса и предложения денег. Кри¬вая предложения имеет форму вертикальной прямой при допущении, что Центральный банк, контролирующий денежное предложение, стремится под¬держивать его на фиксированном уровне независимо от изменений номиналь¬ной процентной ставки. Как и на любом рынке, равновесие на денежном рынке имеет место в точке пересечения кривых спроса и предложения.
Из анализа графика видно, что население и фирмы будут держать на руках точно 150 млрд. руб. лишь при процентной ставке, равной 7%. При более низкой норме процента они будут стараться увеличить количество денег в своих портфелях, тем самым снижая цены на ценные бумаги, и повышая норму процента, достигая, таким образом, равновесия, и наоборот.

А сейчас оценим влияние изменений, возникающих в предложении или спросе на деньги. Сначала рассмотрим реакцию денежного рынка на изменение денежного предложения. Допустим, предложение денег увели¬чилось со 150 до 200 млрд. руб. (рис. 3).



Результатом увеличения количества денег в обращении будет уменьшение ставки процента с 7 до 5%. Почему? При ставке процента, равной 7%, людям потребуется лишь 150 млрд. руб. Излишек предложения в 50 млрд. руб. они инвестируют в ценные бумаги или другие финансовые активы. В итоге курсы ценных бумаг будут расти, что эквивалентно падению процентной ставки. По мере падения процентной ставки цена хранения денег также уменьшается, население и фирмы увеличивают количество наличности и чековых вкладов. При ставке, равной 5%, равновесие на денежном рынке будет восстановлено: спрос и предложение денег будут равны 200 млрд. руб. Что произойдет при уменьшении денежного предложения? При сокращении предложения денег возникает временный их дефицит. Население пытается преодолеть нехватку денег путем продажи акций и облигаций. Рост предложения на рынке ценных бумаг понизит их рыночную стоимость и одновременно увеличит процентную ставку. Более высокая процентная ставка повышает цену хранения денег и уменьшает их количество, которое люди хотят иметь на руках. Спрос на деньги сокращается, и денежный рынок воз¬вращается к равновесию.

Проанализируем последствия изменения в спросе на деньги (рис.4).



Пер¬воначально рынок находится в равновесии в точке Е при номинальной ставке, равной 7%. Рост номинального дохода сдвигает кривую спроса на деньги в положение.
При исходной процентной ставке население и фирмы хотели бы держать на руках 200 млрд. руб., несмотря на то, что банковская система может предложить лишь 150 млрд. руб. Население и фирмы предпринимают попытки приобрести больше денег, продавая ценные бумаги. Эти действия приводят к повышению номинальной ставки процента до 12%, что обеспечивает соответствие количества денег, находящихся в обращении, количеству денег, хранящихся у населения и фирм согласно с их желаниями. Денежный рынок достигает нового положения равновесия. Уменьшение спроса на деньги запускает рассмотренные процессы в обратную сторону.

Итак, в механизме рынка денег определяющую роль играет спрос на деньги. Это желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенный запас денег в определенный момент. Спрос на деньги может формироваться под влиянием многих факторов, среди которых различают: изменение объема ВНП, уровня цен, скорости обращения денег, уровня процента и др.
Точно предвидеть спрос на деньги не только тяжело, а иногда просто невозможно.
Предложение денег – это запас денег, которые экономические субъекты готовы предоставить во временное пользование заемщикам. Это экзогенное явление. Предложение денег формируется на основе имеющейся массы денег в обороте и эмиссионной деятельности банков. Поэтому банки, регулируя предложение денег, должны ориентироваться на изменение спроса на деньги, а не наоборот.



Создание «новых денег» банками и мультипликатор денежного предложения

Банковская система в рыночной экономике является обычно двухуровневой и включает Центральный банк (эмиссионный) и коммерческие (депозитные) банки различ¬ных видов. Основными функциями коммерческих банков счи¬таются привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. Посредством этих операций коммерческие банки могут создавать деньги, т.е. расширять денежное предложение, что отличает их от других финансовых учреждений. Банки за¬нимаются также куплей и продажей ценных бумаг.
Центральный банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбан¬ковского расчетного центра. Он является обычно кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также фи¬нансовым агентом правительства. Центральный банк может выступать как продавец и покупатель на международных де¬нежных рынках и координировать зарубежную деятельность частных банков. Во всех странах Центральные банки формируют и осуще¬ствляют кредитно-денежную политику, контролируют и коор¬динируют деятельность коммерческих банков.
Предложение денег в экономике изменяется в результате операций Центрального банка, коммерческих банков и реше¬ний небанковского сектора. Центральный банк контролирует предложение денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор. Фактический объем предложения денег складывается в результате операций коммерческих банков по приему вкладов и выдаче ссуд.
Все коммерческие банки должны иметь установленные законом обязательные резервы.
Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке.

Величина обязательных резервов = Объем депозитов * Норма обязательных резервов

Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ни¬же, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхова¬ния вкладов (эту функцию выполняют специализированные фи¬нансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления кон¬трольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов.
Банки могут хранить и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиден¬ных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Од¬нако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы по¬лучить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процент¬ной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
Чем выше устанавливает Центральный банк норму обяза¬тельных резервов, тем меньшая доля средств может быть исполь¬зована коммерческими банками для активных операций. Увели¬чение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воз¬действие на динамику денежного предложения.

Как же происходит процесс создания «банковских денег»? Чтобы понять это, рассмотрим схематически простой пример. Допустим, банк получил вклад 100 млн. руб. Очевидно, что он не будет держать эту сумму наличными, а обеспечив необходимый резерв, скажем, 10% от вклада, поместит остальную его часть в ценные бумаги, инвестирует в надежный прибыльный бизнес или выдаст ссуду заемщикам за определенный процент. Тогда баланс банка первой ступени можно представить в виде следующей таблицы:
Банк первой ступени

Активы Пассивы
Резерв ……………………..10 млн. руб. Депозиты……………..….100 млн. руб.
Ссуды и инвестиции……...90 млн. руб.
Итого:……………………..100млн. руб. Итого:…………………….100 млн. руб.

Получив ссуду, предприниматели рассчитываются за купленное сырье и оборудование, а продавцы положат полученную сумму – 90 млн. руб. в банк второй ступени. Его баланс будет выглядеть так:

Банк второй ступени

Активы Пассивы
Резерв ………………………9 млн. руб.
(10 % от 90 млн. руб.) Депозиты………………….90 млн. руб.
Ссуды и инвестиции……...81 млн. руб.
Итого:…………………..…..90млн. руб. Итого:…………………..….90 млн. руб.

Аналогично баланс банка третьей ступени можно представить так:

Банк третьей ступени

Активы Пассивы
Резерв ……………………8,1 млн. руб.
(10 % от 81 млн. руб.) Депозиты………………….81 млн. руб.
Ссуды и инвестиции……72,9 млн. руб.
Итого:…………………..…..81 млн. руб. Итого:…………………..….81 млн. руб.

Этот процесс продолжается до тех пор, пока ни один из банков не будет иметь резервов больше чем 10% от размера вкладов. На каждом этапе такого процесса создаются «банковские деньги» за счет ссуд и инвестиций банков различных ступеней.

Таким образом, общая сумма «банковских денег» М будет равна:

М= 100 млн. руб. + 90 млн. руб. + 81 млн. руб. +… =
= 100 млн. руб. =
= 100 млн. руб. (1/(1-9/10)) =
= 100 млн. руб. * 10 = 1 млрд. руб.

Если обозначить через М количество вновь созданный «банковских денег», через Д – первоначальную сумму (депозиты), то при 10%-ных резервах банк создаст дополнительно денег на общую сумму:

М=Д

Отсюда следует, что создание «банковских денег» зависит от той доли резервов, которая установлена соответствующим законом. В нашем примере она равна 1/10, или 10 %. Это означает, что каждый вложенный рубль создает 10 «банковских рублей». Поэтому величину, обратную норме обязательных резервов, называют мультипликатором денежного предложения или банковским мультипликатором. Мультипликатор предложения денег показывает, во сколько раз возрастает денежная единица, поступившая в банковскую систему:
Мб = 1/N,

где Мб - мультипликатор
N - норма резервов.
Из формулы видно, что если увеличивается норма обязательных резервов, то произойдет уменьшение мультипликатора, что в свою очередь приведет к уменьшению денег в обращении. И наоборот, при уменьшении нормы обязательных резервов, деньги в обращении увеличатся, в этом случае отпадает необходимость в эмиссии денег.
В нашем примере мультипликатор равен 10.

Формулу можно представить в следующем виде:

М = Д * Мб

Из приведенного выше примера видно, что общая сумма созданных «банковских денег» будет в 10 раз больше и составит 1 млрд. руб. Эти деньги создаются всеми банками совместно, т.е. здесь мы имеем дело с проявлением качества присущего всей системе взаимосвязанных банков, а не какого-либо отдельного банка.
Говоря о содержательной стороне процесса создания «банковских денег», следует подчеркнуть, что такие деньги создаются в результате взаимодействия различных банков, так как получив кредит в одном банке, вы покупаете товар, продавец которого кладет полученные деньги в другой банк, открывающий кредит третьему лицу, и этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан первоначальный депозит. В данном процессе участвует и население, которое делает вклады в банк. Кроме того, в создании денег участвуют предприниматели и торговцы, которые берут кредит у банков.

Все рассмотренные расчеты по созданию «банковских денег» основываются, по меньшей мере, на двух ограничениях:

1) предполагается, что все вновь создаваемые деньги остаются в рамках банковской системы. Но в реальной экономической жизни всегда возможно, что новые деньги не поступят в другой банк системы, а будут вложены в сферу обращения либо использованы иным способом (например, хранится как наличные деньги). В таком случае общая сумма «банковских денег» уменьшится на соответствующую величину;
2) банки могут в некоторых случаях держать излишние резервы, считая, например, невыгодным для себя их помещение под низкие проценты. В этих случаях сумма «банковских денег» уменьшается.

Чтобы яснее представить себе, за счет чего создаются дополнительные «банковские деньги», рассмотрим, как поступает отдельный банк, входящий в некоторую систему коммерческих банков.
Допустим, что предприниматель обращается к этому банку за ссудой, например, в 100 млн. руб. Банк может выдать всю сумму наличными, но чаще всего открывает ему текущий счет на эту сумму. В обмен заемщик дает долговое обязательство, в котором указывается, к какому сроку должна быть возвращена ссуда и за какие проценты она получена. Долговое обязательство не является деньгами, но в обмен на нее банк открывает заемщику текущий счет, который дает ему возможность получать деньги. Таким образом, когда банк предоставляет ссуды, то тем самым он создает дополнительные деньги. Вместе с тем если ссуда будет полностью возвращена, то эти деньги аннулируются.
Однако отдельный банк может давать ссуду из своих избыточных резервов в отношении один рубль резервов к одному рублю ссуды. В отличие от этого определенная система коммерческих банков может предоставлять займы, т.е. создавать «банковские деньги», умножая свои избыточные резервы. В нашем примере сумма «банковских денег» превысила первоначальную сумму в 10 раз. Такое превышение обязано взаимодействию между банками в рамках соответствующей коммерческой системы банков. Именно подобное взаимодействие в рамках единой целостной системы приводит к возникновению нового системного качества, которым не обладает ни один банк в отдельности: созданию новых «банковских денег», а тем самым расширению их предложения системой банков. Очевидно, что банку выгодно реализовать свои избыточные резервы в виде ссуд, инвестиций, покупки ценных бумаг и т.п., так как за это он получает определенные проценты. Поэтому в условиях стабильной экономики создание «банковских денег» представляет собой нормальное явление. Важно только, чтобы при этом осуществлялся строгий контроль за состоянием банковских резервов, а именно – кредитование шло за счет избыточных резервов. Кроме того, необходимо, чтобы сами банки заботились о возврате ссуд, для чего тщательно изучали финансовые и материальные возможности своих заемщиков.


Заключение

В этой контрольной работе были рассмотрены следующие вопросы: спрос на деньги и предложение денег, и создание «новых денег» банками и мультипликатор денежного предложения.
Предложению денег и спросу на деньги отводится одно из центральных мест в макроэкономическом анализе. Спрос на деньги - одно из ключевых и самых сложных явлений рынка денег. Его изучение является центральной проблемой современной теории денег, а успехи в его познании определяли развитие этой теории в XX ст., открывали возможности эффективного регулирования рынка денег через механизмы и инструменты денежно-кредитной политики.
Предложение денег - вторая сила, которая, взаимодействуя со спросом, определяет конъюнктуру денежного рынка. Это желание экономических субъектов одолжить определенную часть своих активов ради получения доходов. Регулирование предложения денег свойственно рыночной экономике постоянно.
Равновесие на рынке денег имеет место в точке пересечения кривых спроса и предложения и определяет уровень ставки процента, при котором достигается стабилизация конъюнктуры этого рынка.
Коммерческие банки, выдавая кредиты и открывая текущие счета, увеличивают денежную массу. Кредитные ресурсы каждого отдельного коммерческого банка определяются величиной его избыточных резервов, представляющих собой разность между фактическими и обязательными резервами. Система коммерческих банков в целом способна предоставлять ссуды, превышающие ее избыточные резервы, благодаря действию эффекта банковского мультипликатора. Он представляет собой величину, обратную норме обязательных резервов, и выражает максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной величине резервной нормы.
Манипулируя нормой обязательных резервов, используя эффект мультипликатора, ЦБ расширяет либо сжимает денежную массу в зависимости от конкретных целей денежно- кредитной политики.

Список использованной литературы.

1. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Изд-во «Проспект», 2001.
2. Основы экономической теории. Учебное пособие. Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.
3. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2007.
4. Васина С. А. Лекции по экономической теории, 2007.

Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т. е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный мо-мент. Однако, ни среди государственных должностных лиц, отвечающих за регулирование денежного предложения, ни среди экономистов нет единой точки зрения на то, из каких отдельных элементов состоит денежное предложение: разнообразие форм вложения финансовых средств достигло такой степени, что переход от собственно денег (банкноты вклады до востребования) к ликвидным и полуликвидным формам их размещения совершается незаметно. В результате граница между деньгами и не денежными авуарами теперь не такая четкая, как раньше.

В современной рыночной экономике предложение денег создаётся банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение монеты, бумажные деньги в форме банкнот различного достоинства. Коммерческие банки создают деньги путём предоставления ссуд.

Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Рисунок 4 - Компоненты денежного рынка.

Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов.

Вместе с тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п.

Для измерения количества денег денежную массу разбивают на несколько групп, которые называют денежными агрегатами М 1 , М 2 , М 3 , группирующими различные платежные и расчетные средства по степени их ликвидности, причем каждый последующий агрегат включает в себя предыдущий.

М 1 - это деньги в узком смысле слова, которые еще называют “деньгами для сделок”, и они включают в себя наличные деньги (бумажные деньги и монеты), обращающиеся вне банков, а также деньги на текущих счетах (счетах “до востребования”) в банках. Нужно заметить, что депозиты на текущих счетах выполняют все функции денег и могут быть спокойно превращены в наличные.

М 2 - это деньги в более широком смысле слова, которые включают в себя все компоненты М 1 плюс деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих банков, депозиты со специализированных финансовых институтов. Владельцы срочных вкладов получают более высокий процент по сравнению с владельцами текущих вкладов, но они не могут изъять эти вклады ранее определенного условием вклада срока. Поэтому денежные средства на срочных и сберегательных счетах нельзя непосредственно использовать как покупательное и платежное средство, хотя потенциально они могут быть использованы для расчетов. Различие между М 1 и М 2 заключаются в том, что в состав М 2 включены квази-деньги, которые, по крайней мере, затруднительно использовать для сделок, нелегко перевести в наличные.

Следующий агрегат М 3 включает в себя М 2 плюс крупные срочные вклады и суммы контрактов по перепродаже ценных бумаг.

В США для определения денежной массы используются четыре денежных агрегата, в Японии и Германии - три, в Англии и Франции - два.

В Беларуси используют четыре денежных агрегата:

М 0 - выпущенные в обращение Национальным банком РБ наличные деньги, за исключением сумм наличности, находящейся в кассах Нацбанка РБ, банках и небанковских кредитно-финансовых организациях (по РБ - 14009,2 млрд. рублей);

М 1 - включает наличные деньги (М 0) и переводные депозиты (остатки средств небанковских кредитно-финансовых организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на текущих, депозитных и иных счетах до востребования) (по РБ - 42185,4 млрд. рублей);

М 2 - рублевая денежная масса, которая кроме агрегата М 1 включает срочные депозиты, открытые в банках в белорусских рублях, а также средства в ценных бумагах (кроме акций), выпущенных банками и находящихся вне банковского оборота(по РБ - 98592,4 млрд. рублей);

М 2 - новый денежный агрегат (введён в действие с 1 января 2004г. постановлением Правления Национального банка от 25.11.2003 г. № 200) - «рублевая денежная масса в национальном определении». Он включает все виды денежных средств агрегата М 2 , а также средства в ценных бумагах физических и юридических лиц в белорусских рублях (по РБ - 96069,7 млрд. рублей);

М 3 - «широкая денежная масса» - наличные деньги вне банков (М 0) (по РБ - 230336,5 млрд. рублей), переводные депозиты, срочные депозиты резидентов Республики Беларусь (коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, небанковских финансовых организаций и физических лиц), размещенные в Нацбанке РБ и банках - резидентах Республики Беларусь в валюте Республики Беларусь и иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) выпущенных Нацбанком и банками - резидентами Республики Беларусь, находящиеся вне банковского оборота, депозиты в драгоценных металлах юридических и физических лиц - резидентов Республики Беларусь.

Предположим, что предложение денег уменьшилось, тогда кривая S m сдвинется в положение S m1 .


Рисунок 5 - Равновесие денежного рынка и его изменение.

Рисунок 6 - Изменения предложения на деньги.

При ставке процента r E спрос на деньги будет больше предложения. Чтобы получить необходимое количество денег, банки, население начнут продавать облигации. Рост предложения облигаций приведёт к снижению их рыночной стоимости. Однако, чем ниже цена облигаций, тем выше процентная ставка. По мере увеличения процентной ставки будет расти спрос на ценные бумаги и уменьшаться спрос на деньги, что соответствует движению вверх и влево по кривой спроса D m . Когда ставка процента станет равной i 1 , денежный рынок достигнет нового положения равновесия в точке Е 1 .

Увеличение предложения денег сдвигает кривую S m вправо, в положение S m2 . При существующей ставке процента r E предложение денег будет больше спроса. Пытаясь наиболее эффективно задействовать имеющиеся «лишние» деньги, банки, население начнут покупать облигации. Спрос на них возрастёт, что приведёт к повышению рыночной цены облигаций и соответственно к уменьшению ссудного процента. По мере его снижения будет сокращаться спрос на облигации и увеличиваться спрос на наличные деньги до тех пор, пока денежный рынок не достигнет нового положения равновесия в точке E 2 при ставке процента r 2 .

Теперь допустим, что увеличение ВВП привело к росту спроса на деньги с D m до D m1 .

Рисунок 7 - Изменения спроса на деньги.

При ставке процента r E спрос на деньги будет больше предложения. Попытка приобрести необходимое количество денег приведёт к продаже облигаций. Рыночная цена ценных бумаг снизится, что обусловит повышение процентной ставки. По мере её роста будет сокращаться спрос на деньги. Этот процесс закончится тогда, когда ставка процента станет равной i 1 . Новое положение равновесия наступит в точке E 1 .

Уменьшение спроса на деньги приведёт к сдвигу кривой D m1 в положениеD m . В этом случае при ставке процента r 1 предложение денег будет превышать спрос. Банки, население попытаются избавиться от «лишних» денег, покупая ценные бумаги. Эти действия вызовут рост цен на облигации и снижение процентной ставки, но не смогут изменить количество денег, находящихся в обращении. Равновесие будет достигнуто в точке Е, когда ставка процента станет равна r Е.

Таким образом, нарушения равновесия на денежном рынке приводят к колебаниям процентной ставки. Изменяясь, она влияет на спрос банков, населения на деньги и восстанавливает равновесие на рынке денег.

Дж.М. Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатства и считал, что та часть активов, которую население и фирмы желают хранить в форме денег, зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Кейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.

Как считал Кейнс, три причины побуждают людей хранить часть их богатств в форме денег:

  • 1) для использования денег в качестве средств платежа (транзакционный мотив хранения денег);
  • 2) для обеспечения в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег (мотив предосторожности);
  • 3) спекулятивный мотив -- мотив хранения денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызываемых хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения норм ссудного процента.

Именно этот мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента.

Ситуация в экономике Республики Беларусь в 2013 году характеризовалась замедлением темпов экономического роста. Снижение внешнего спроса на белорусскую продукцию привело к ухудшению сбалансированности внешней торговли, падению объемов промышленного производства при увеличении запасов готовой продукции. Негативное влияние на устойчивость экономики оказали высокая импортоемкость, превышение роста реальной заработной платы над ростом производительности труда, недостаточный уровень прямых

иностранных инвестиций.

Поддержанию экономического роста в 2013 году способствовали сохранение потребительского спроса на достаточно высоком уровне и возобновление инвестиционной активности.

Объем валового внутреннего продукта в 2013 году составил 636,8 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2012 года на 0,9 процента (в 2012 году - на 1,7 процента).

Энергоемкость ВВП в 2013 году сократилась на 11,1 процента (в 2012 году увеличилась на 5,6 процента).

Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличился на 18,2 процента (в 2012 году - на 14,1 процента). Реализация платных услуг населению в 2013 году по сравнению с 2012 годом выросла на 7,9 процента (в 2012 году - на 7,6 процента).

Реальная заработная плата населения в 2013 году увеличилась на 15,8 процента (в 2012 году - на 21,9 процента), реальные располагаемые денежные доходы - на 15,4 процента (в 2012 году - на 21,5 процента).

Инвестиции в основной капитал в 2013 году по сравнению с 2012 годом в сопоставимых ценах увеличились на 7,5 процента (в 2012 году сократились на 11,7 процента). Годовой объем инвестиций в основной капитал составил 202,7 трлн. рублей, их удельный вес в ВВП - 31,8 процента (в 2012 году - 29,1 процента).

В технологической структуре инвестиций в основной капитал

преобладали расходы на строительно-монтажные работы (52,7 процента), на инвестиции в активную часть (машины, оборудование и транспортные средства) приходилось 36,7 процента, прочие работы и затраты - 10,6 процента общего объема капиталовложений. Инвестиции в основной капитал за счет средств республиканского бюджета в 2013 году увеличились в сопоставимых ценах в 1,5 раза, местных бюджетов - на 30,6 процента (при росте в 2012 году на 4,4 и 24,3 процента соответственно). Доля бюджетных ресурсов в структуре инвестиций в основной капитал увеличилась до 21,2 процента (в 2012 году - до 16,1 процента).

В финансировании инвестиционной деятельности в 2013 году преобладали собственные средства организаций и кредитные ресурсы, несмотря на замедление темпов их роста. На долю собственных средств организаций и кредитов банков приходилось 62 процента всех капиталовложений (в 2012 году - 66,5 процента).

По данным Национального статистического комитета, общий объем использованных кредитных ресурсов, включая иностранные кредиты и кредиты по иностранным кредитным линиям, в 2013 году составил 48,8 трлн. рублей. денежный рынок мультипликатор экономический

Государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2014 г. Составил 154 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2013 года на 25,3 трлн. рублей, или на 19,6 процента.

Государственный внутренний долг Республики Беларусь на 1 января 2014 года составил 35,7 трлн. рублей, увеличившись с начала года на 9,8 трлн. рублей, или на 38,1 процента.

В 2013 году размещено внутренних валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму 803,4 млн. долларов США, рублевых облигаций - на сумму 764,9 млрд. рублей.

Государственный внешний долг Республики Беларусь на 1 января 2014 г. составил 12,4 млрд. долларов США, увеличившись за 2013 год на 0,4 млрд. долларов США, или на 3,6 процента. В 2013 году привлечено внешних государственных займов на сумму 2,4 млрд. долларов США, погашено - на сумму 2 млрд. долларов США.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об