Виды кредитных учреждений и их функции.

обязательное соблюдение законодательных норм и нормативов;

Стремление к получению прибыли;

Уклонение от рисков;

Ответственность за результаты своей деятельности своими доходами и собственным капиталом;

Свободное распоряжение ресурсами и доходами;

Самостоятельный выбор своих клиентов;

Предпочтение длительной перспективы краткосрочным ре­зультатам и др.

А поскольку коммерческий банк - социальная система, то можно говорить о сочетании частных целей его участников, кото­рые предполагают достижение разного:

Владельцы банка - роста банка;

Управляющие банком - эффективной работы банка;

Акционеры - роста доходов банка;

Исполнители - роста заработной платы, премий, льгот и т.п.;

Вкладчики - устойчивой и стабильной работы банка;

Заемщики - уменьшения процентной ставки по ссудам и

увеличение размера кредита;

Клиенты - хорошего качества услуг и низких тарифов на них;

Государство - соблюдения законодательства, надежную ра­боту банка.

Будучи юридическим лицом, коммерческий банк в целях получе­ния прибыли:

Привлекает во вклады денежные средства физических и

юридических лиц;

Размещает эти средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

Ведет банковские счета физических и юридических лиц.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ст. 48-122)

каждая организация должна обладать признаками, позволяющими отнести ее к юридическим лицам, например:

Иметь в собственности, либо хозяйственном ведении, либо оперативном управлении обособленное имущество, отвечать по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом или ответчиком в суде;

Иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридическое лицо считается созданным с момента его госу­дарственной регистрации и действует в соответствии с законода­тельством и целями, предусмотренными в его учредительных до­кументах.

Юридические лица различаются по целям деятельности и делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческая организация - юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В Российской Федерации ком­мерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государ­ственных и муниципальных унитарных предприятий; допускается создание объединений коммерческих и/или некоммерческих орга­низаций в форме ассоциаций и союзов.

Коммерческие банки в России могут быть образованы на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, т.е. в форме АО (акционерное общество - ЗАО или ОАО), ООО (обще­ство с ограниченной ответственностью) и ОДО (общество с допол­нительной ответственностью).

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

В ст. 7. Закона РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в ред. от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ) определено, что общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Открытое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований настоящего Федерального закона и иных право­вых актов Российской Федерации.

Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возмож­ность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. Число акционеров открытого общества не ограничено. В открытом обще­стве не допускается установление преимущественного права обще­ства или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых ак­ционерами этого общества.

Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, при­знается закрытым обществом. Такое общество не вправе прово­дить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров закрытого общества не должно превы­шать пятидесяти.

В случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный настоящим пунктом предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшится до установленного настоя­щим пунктом предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

В соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограни­ченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (в ред. от 11 июля 1998 г., от 31 декабря 1998, от 21 марта 2002, от 29 декабря 2004 г.), обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное обще­ство, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

По гражданскому законодательству РФ общество с дополнитель­ной ответственностью - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники такого об­щества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обя­зательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными пропор­ционально их вкладам (если иное не предусмотрено учредительными документами общества). Фирменное наименование общества с допол­нительной ответственностью должно содержать слова с дополнитель­ной ответственностью. К обществам с дополнительной ответственно­стью применяются правила ГК РФ об обществе с ограниченной ответ­ственностью постольку, поскольку иное не предусмотрено ГК РФ.

ООО и ОДО не вправе выпускать акции. Они могут быть учре­ждены одним или несколькими лицами. Уставный капитал такого общества формируется на паевых началах. Размер доли каждого лица в уставном капитале определен учредительными документами.

На банки в форме ООО распространяется действие Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февра­ля 1998 г. № 14-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2004 г.)

Участники банка, созданного в форме ООО, не отвечают по его обязательствам. Риск их убытков, связанных с деятельностью банка, ограничивается стоимостью внесенного ими вклада. По обязатель­ствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников ООО они несут солидарную ответственность.

ООО не может иметь в качестве единственного участника дру­гое хозяйственное общество, состоящее на одного лица.

Участник банка в форме ООО вправе продать или иным обра­зом уступить свою долю (или ее часть) в уставном капитале банка одному или нескольким другим участникам банка. Возможность отчуждения доли участника третьим лицам должна быть особо ого­ворена в уставе банка.

Участниками такого банка могут быть как юридические, так и физические лица. Для формирования уставного капитала банка нельзя использовать средства федерального бюджета, государствен­ных внебюджетных фондов, а также свободные денежные средства, находящиеся в ведении федеральных органов государственной вла­сти (кроме случаев, предусмотренных федеральным законом).

Средства бюджетов субъектов РФ, а также свободные денежные средства, находящиеся в ведении федеральных органов государст­венной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала банка, если это предусмотрено специальным законодательным ак­том субъекта РФ или решением органа местного самоуправления.

Для формирования уставного капитала банка можно привлекать и иностранный капитал. В настоящее время его участие в банков­ской системе России ограничено квотой в 12%. В целом по системе она рассчитывается как отношение суммарного капитала кредитных организаций с иностранными инвестициями и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрировавшихся в РФ.

Регулирование В ст. 1, 5 и 6 Федерального закона «О бан-

ках и банковской деятельности» закрепле-

деятельности „ ^

ны следующие важнейшие положения, коммерческих банков,

г регулирующие банковскую деятельность.

1. Банк (и любая кредитная организация) должен быть органи­зацией коммерческой, т.е. такой, основной целью деятельности ко­торой должно быть получение прибыли и ее распределение между акционерами или пайщиками.

2. Банк (и любая кредитная организация) признается таковым и вправе действовать только в том случае, если он зарегистрирован как юридическое лицо и у него имеется лицензия, полученная от Банка России.

3. Банк (и любая кредитная организация) может быть создан одним или несколькими лицами и функционировать на основе лю­бой из форм собственности, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации, т.е. на основе либо государственной (феде­ральной и/или субъекта Федерации), либо муниципальной, либо частной (индивидуальной и/или общей, которая, в свою очередь, может быть или долевой, или совместной), либо иной формы соб­ственности. К «иным» формам собственности могут быть отнесены кооперативная и смешанная, последняя означает сочетание разных базовых форм собственности (например, Сбербанк России является государственно-частным).

4. Банк (и любая кредитная организация) может и должен сис­тематически проводить банковские операции, предусмотренные в Законе и его (ее) персональной лицензии (лицензиях). Абсолютное большинство банков имеет лицензии со стандартным перечнем раз­решенных им банковских операций.

5. Всякий банк (но только банк) обязан систематически прово­дить для своих клиентов как минимум следующие три группы бан­ковских операций в их совокупности (одновременно): открытие и ведение банковских счетов; привлечение во вклады (депозиты) де­нег; размещение привлеченных и собственных средств от своего имени и на свой риск на условиях возвратности, платности, сроч­ности, т.е. выдача денежных кредитов.

6. Банки (и НКО) должны проводить банковские операции в соответствии с правилами, формами и стандартами, устанавливае­мыми Банком России. В то же время ст. 31 Закона допускает неко­торые исключения из этого требования при проведении кредитны­ми организациями расчетно-платежных операций. Имеется в виду, что в случае отсутствия правил, установленных Банком России, кредитные организации могут проводить такие операции по дого­воренности между собой, а если это операции международные - в порядке, установленном в федеральных законах, и по правилам, принятым в международной банковской практике.

7. НКО, лицензируемые Банком России, могут и должны про­водить отдельные банковские операции, предусмотренные в Законе и их персональных лицензиях (перечни разрешаемых им операций строго индивидуальны в той мере, в какой эти организации ориен­тированы на разные виды деятельности).

Собственно банковские операции (например, денежное креди­тование) для этих организаций основным и регулярным видом дея­тельности не являются.

8. Любой банк (и НКО, если ее лицензия разрешает ей это де­лать) может, когда это интересно самому банку (кредитной органи­зации) и требуется клиенту, проводить финансовые операции, на­званные в Законе «другими сделками кредитной организации». Термин призван подчеркнуть, что имеются в виду финансово- хозяйственные, а также правовые действия, которыми на постоян­ной основе могут заниматься лишь кредитные организации, т.е. проведение данных операций (сделок) в норме можно считать ис­ключительным правом кредитных организаций (естественно, с уче­том того, что эпизодически подобные сделки могут совершать лю­бые юридические и физические лица).

9. Любой банк и любая НКО независимо от своих лицензий (т.е. рассматриваемые не в своем специфическом качестве финан­совых институтов, а просто как обычные предпринимательские единицы) вправе совершать любые хозяйственные операции (сдел­ки), допускаемые законодательством страны, за исключением опе­раций (сделок), означающих ведение на постоянной основе произ­водственной, торговой и страховой деятельности.

Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организа­ции не запрещено федеральными законами. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение пер­вых трех лет со дня его государственной регистрации.

Учредитель кредитной организации - юридическое лицо дол­жен иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собст­венных средств для внесения в уставный капитал кредитной орга­низации, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации и соответст­вующим местным бюджетом за последние три года.

Кредитная организация - учредитель должна быть финансово устойчивой (в том числе выполнять обязательные резервные требо­вания Банка России). Достаточность средств кредитной организа­ции - учредителя определяется исходя из показателя собственных средств (капитала).

Кредитная организация - учредитель должна соответствовать требованиям в течение последних шести месяцев, предшествующих дате представления документов, для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также до принятия Банком России реше­ния о государственной регистрации кредитной организации.

Порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации - юридических лиц определяются положени­ем Банка России «О порядке и критериях оценки финансового поло­жения юридических лиц - учредителей (участников) кредитных орга­низаций» от 19 марта 2003 г. № 218-П (зарегистрировано Министер­ством юстиции Российской Федерации 5 мая 2003 г. за № 4498).

Для целей оценки финансового положения юридических лиц Банк России (территориальное учреждение Банка России) вправе запраши­вать у учредителей кредитной организации любую информацию о фи­нансовом положении и деятельности лиц, способных прямо или кос­венно (через третьи лица) определять решения, принимаемые учреди­телями кредитной организации. В указанный в запросе срок учредите­ли кредитной организации направляют в Банк России (территориаль­ное учреждение Банка России) необходимую информацию.

Порядок и критерии оценки финансового положения учредите­лей кредитной организации - физических лиц, а также порядок контроля за оплатой акций (долей) кредитной организации за счет средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственно­сти, находящихся в ведении органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления.

р Коммерческая организация, как правило, должна

™р иметь в собственности обособленное имущество,

коммерческих используемое ею в уставных целях, и отвечать этим оанков имуществом по своим обязательствам. Указанное

имущество, представляющее собой денежные, материальные, а так­же нематериальные активы, обычно существует в формах уставного капитала и собственного капитала организации. Это в целом спра­ведливо и для коммерческих банков.

Все ресурсы коммерческого банка подразделяются на собствен­ные и привлеченные (заемные).

Собственные средства (капитал) коммерческого банка имеют двух­уровневую структуру. Они состоят из базового капитала (капитал пер­вого уровня) и дополнительного капитала (капитал второго уровня).

В состав капитала первого уровня включаются источники собст­венных средств, носящие наиболее устойчивый характер, а второго - источники собственных средств, величина которых может изменяться.

В состав капитала первого уровня входят:

Уставный капитал (фонд);

Эмиссионный доход банка;

Резервный фонд;

Фонды экономического и социального развития;

Нераспределенная прибыль текущего года.

Уставный капитал (УК) коммерческого банка - это денежное выражение имущества, которым банк должен обладать как юриди­ческое лицо и как хозяйствующая единица (не менее некоторой нормативно устанавливаемой величины), т.е. это тот размер имуще­ства, только при наличии которого вновь создаваемый банк может быть вообще зарегистрирован в качестве юридического лица и по­лучить первую банковскую лицензию.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций.

№ 37-Т «О рублевых эквивалентах показателей в со­ответствии с Указанием Банка России от 11 декабря 2006 г. № 1755-У» определено, что на II квартал 2008 года рублевые эквиваленты ми­нимального размера уставного капитала для создаваемых кредитных организаций составят 185 338 000 руб., вновь регистрируемой не­банковской кредитной организации - 18 533 800 руб. Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь реги­стрируемого банка, ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций которого предполагает предоставление ему лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, составляет 3 706 760 000 руб.

Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь регистрируемого банка, ходатайство о государственной регист­рации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций которого предполагает предоставление ему лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в руб­лях и иностранной валюте достаточно новый показатель, введенный в действие в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 325 ФЗ «О внесении изменений в ст. 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (вступил в силу 8 марта 2008 г.).

В соответствии с этим установлена возможность предоставления права привлечения во вклады денежных средств физических лиц вновь регистрируемым банкам и банкам, с даты государственной регистрации которых прошло менее двух лет, при выполнении сле­дующих условий:

Размер уставного капитала вновь создаваемого банка (собст­венных средств (капитала) действующего банка) составляет величину не менее рублевого эквивалента 100 млн евро;

Банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органа­ми управления банка.

Банк России определяет также рублевые эквиваленты мини­мального размера собственных средств (капитала) кредитной ор­ганизации. Для банка (в том числе ходатайствующего о получении генеральной лицензии) он установлен в размере 185 338 000 руб., для небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, - в размере 185 338 000 руб. В свою очередь, рублевый эквивалент минимального размера собственных средств (капитала) банка до истечения двух лет с даты государст­венной регистрации, ходатайствующего о получении лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, со­ставляет 3 706 760 000 руб.

Официально зарегистрированный в учредительных документах фак­тический УК банка (не ниже минимально необходимого, но не ограни­чиваемый сверху) - это та сумма, которой банк отвечает перед своими кредиторами в конечном счете, т.е. в том случае, если для выполнения своих обязательств, для оплаты долгов у него не останется иных средств.

Уставный капитал банка - основа его ресурсов, складывается из взносов юридических и физических лиц - участников (акционеров или пайщиков) банка. Формирование УК банка регламентируется Гражданским кодексом, Законом «О банках и банковской деятельно­сти», другими законами и нормативными актами Банка России.

В соответствии с инструкцией «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных органи­заций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 14 января 2004 г. № 109-И уставный капитал кредитной органи­зации, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями кредитной организации.

Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в фор­ме общества с ограниченной ответственностью или общества с до­полнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей.

Вклад в УК кредитной организации может быть в виде:

Денежных средств в валюте Российской Федерации;

Денежных средств в иностранной валюте;

Принадлежащего учредителю кредитной организации на пра­ве собственности здания (помещения), завершенного строи­тельством (в том числе включающего встроенные или при­строенные объекты), в котором может располагаться кредит­ная организация;

Иного имущества в неденежной форме, перечень которого устанавливается Банком России.

Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации, должно быть оценено и отражено в балансе кредитной организации в валюте Российской Федерации.

Вклад в уставный капитал кредитной организации не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответст­вии с федеральными законами или заключенными ранее договорами.

Для формирования уставного капитала кредитной организации не могут использоваться привлеченные денежные средства, а в слу­чаях, установленных федеральными законами, - иное имущество.

Размер вкладов в виде имущества в неденежной форме в устав­ный капитал создаваемой путем учреждения кредитной организа­ции не может превышать 20% УК. В случае внесения в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации имущества в неденежной форме должны быть представлены документы, под­тверждающие право ее учредителей на его внесение в уставный ка­питал кредитной организации.

Эмиссионный доход (премия на акции) возникает как положитель­ная разница между стоимостью реализации акций (или долей, если банк создан в форме общества с ограниченной ответственностью) их первым владельцам и номинальной стоимостью акций (долей).

Резервный фонд формируется за счет ежегодных отчислений от чистой прибыли банка. Средства резервного фонда предназначены для возмещения убытков и потерь, которые могут возникнуть при осуществлении банком различных операций. Предельный и мини­мальный размер резервного фонда определяется уставом банка. Минимальный размер не может быть меньше 15% величины опла­ченного уставного капитала.

Учредительными документами коммерческого банка может быть предусмотрена и возможность создания различных фондов экономи­ческого и социального развития. Эти фонды формируются за счет чистой прибыли банка и включаются в состав капитала первого по­рядка, если данные об их формировании подтверждены аудиторами.

Составным элементом капитала первого порядка является и его нераспределенная в текущем году прибыль, если данные о ней под­тверждены аудиторской организацией.

В состав капитала второго уровня входят:

Прибыль отчетного года, не подтвержденная аудиторской организацией;

Резерв на возможные потери по ссудам;

Фонды банка, данные о которых не подтверждены в ауди­торском заключении, и ряд других элементов.

Таким образом, в состав капитала первого порядка банки вклю­чают источники собственных средств, носящие устойчивый харак­тер, в состав капитала второго порядка - те источники собствен­ных средств, величина которых достаточно легко может изменяться во времени.

Основную долю ресурсов коммерческого банка составляют при­влеченные кредитные ресурсы. Их доля в общей сумме имеющихся в распоряжении банков кредитных ресурсов колеблется в зависимо­сти от величины банка, его специализации, других факторов и мо­жет даже превышать 80%.

Выделяют три основные группы привлеченных коммерческим банком средств: средства клиентов банка; кредиты, полученные от центрального банка; средства кредитных организаций.

1. Средства клиентов банка. Формируя свои ресурсы, банки при­влекают денежные средства своих клиентов - юридических и фи­зических лиц. Эти средства имеют наибольший удельный вес в пас­сивах коммерческих банков и являются основой для осуществления активных операций.

2. Кредиты, полученные от центрального банка. Дополнительные кредитные ресурсы коммерческие банки могут привлечь, предло­жив центральному банку к переучету учтенные ими коммерческие векселя. Если вексель соответствует предъявляемым требованиям, то центральный банк учтет его, но удержит часть вексельной суммы в соответствии с объявленной учетной ставкой. Увеличить свой кредитный потенциал российские коммерческие банки могут, так­же участвуя в проводимых с 1994 г. Центральным банком РФ кре­дитных аукционах.

Привлеченные на аукционе кредитные ресурсы банки могут использовать в любом направлении без соблюдения уровня пре­дельной маржи. К аукциону допускаются банки, проработавшие не менее одного года, выполняющие все нормативы, установлен­ные Центральным банком РФ, не имеющие на корреспондент­ском счете в ЦБ отрицательного сальдо и просроченной задол­женности по кредитам ЦБ. Аукцион может быть организован по американскому, голландскому способу или как аукцион с фикси­рованной процентной ставкой. Уровень процентной ставки на момент начала торгов - ставка рефинансирования ЦБ.

3. Средства кредитных организаций. Эти средства коммерческие банки привлекают на рынке межбанковских кредитов (рынке МБК). В качестве кредиторов на этом рынке выступают банки, имеющие в данный момент времени свободные ресурсы и стремящиеся при­быльно их разместить, в качестве заемщиков - банки, испыты­вающие потребность в кредитных ресурсах. Сроки сделок на рынке МБК могут быть различными, но наиболее распространены сделки сроком от одного до шести месяцев.

Ставка по кредитам МБК зависит от уровня спроса на свобод­ные ресурсы и от объема их предложения. Размер процентной став­ки по конкретному договору - результат непосредственной догово­ренности между банками.

Существует ряд показателей, характеризующих состояние рос­сийского МБК:

MIBOR (предложение на продажу) - средняя величина ста­вок, по которым крупнейшие российские банки готовы про­дать кредитные ресурсы;

MIBID (предложение на покупку) - средняя ставка, по которой те же банки готовы привлечь кредитные ресурсы;

MIACR1 - средняя фактическая ставка по договорам, за­ключенным на рынке МБК теми же банками.

„ , При всем единстве сущности бан-

Кпассификация и структура * У

и ков на практике функционирует

коммерческих банков * ,

г множество их видов. Классифика­

ция банков в зависимости от критерия специализации представ­лена в табл. 10.1.

Таблица 10.1. Классификация банков
Критерий Виды банков
классификации
По форме собственности Государственные

Смешанные

По отраслевому признаку Многоотраслевой Обслуживающий одну отрасль
По территориальному признаку Региональные

Межрегиональные

Национальные

Международные

По числу филиалов Безфилиальные

Многофилиальные

По масштабам деятельности Крупные

Консорциумы

По видам операций Универсальные

Специализированные

Инвестиционные

Ипотечные

сберегательные

В основу системы управления коммерческими банками могут быть положены два подхода:

Субординация - система передачи распоряжений;

Координация - система разделения полномочий между ин­станциями.

Теоретически структура управления банком может иметь не­сколько вариантов.

1. Однолинейная структура управления основана на принципе единоначалия. Смысл заключается в том, что каждая нижестоящая инстанция может получать распоряжение только от одной выше­стоящей инстанции. Достоинство: четкое разграничение компетен­ции и ответственности. Недостаток: малая гибкость в управлении. Данная форма характерна для малых банков.

2. Многолинейная (штатная) структура управления основывается на принципе прямого пути. Ее сущность заключается в том, что на верхних уровнях происходит разделение управленческих функций между несколькими инстанциями, выступающими в качестве спе­циализированных штабов. Нижестоящее подразделение получает распоряжение не от одной, а от многих вышестоящих инстанций. Достоинства: высокая гибкость, сокращение времени движения ин­формации по инстанциям. Недостаток: возможно пересечение сфер компетенции, которая может обернуться для банка конфликтами.

3. Линейно-штабная структура управления представляет собой попытку соединить достоинства обеих рассматриваемых структур и одновременно преодолеть их недостатки. Она предполагает созда­ние инстанций двух видов: линейных инстанций, обладающих пра­вом отдачи распоряжений, и специализированных штабов, которые могут принимать лишь распоряжения от вышестоящих линейных инстанций, но сами правом их отдачи не обладают. Здесь штабы выступают как консультативный орган, оказывающий помощь ли­нейным инстанциям в подготовке принятия решений. Примерами штабов могут быть: отдел кадров, юридический отдел, отдел марке­тинга и др. Данная форма структуры в настоящее время встречается наиболее часто. Достоинства: четкое разграничение полномочий и использование специализации управленческого труда. Недостаток: процесс подготовки решения и его принятие разделены.

В связи с тем, что линейно-штабная структура имеет недостат­ки, на практике используется модифицированная линейно-штабная структура, при которой наряду со штабными отделами без права отдачи распоряжений создаются штабы, обладающие ограниченным правом отдачи распоряжений.

4. В матричной структуре управления комбинируются два критерия построения организационной структуры - экономические функции управления и выполнение услуг, т.е. наряду с функциональными отде­лами в банке существует институт менеджеров групп услуг. Менедже­ры групп услуг обладают полномочиями принятия решений в рамках «своей» группы. Достоинства: интенсивное взаимодействие между ме­неджерами групп услуг и функциональными отделами в обмене ин­формацией. Недостаток: возможность возникновения конфликтов в случае недостаточно четкого разграничения полномочий различных функциональных отделов и менеджеров групп услуг.

Типовая организационная структура коммерческого банка Рос­сии - это выделение отделов по видам операций:

1) кредитные;

2) расчетные;

3) кассовые;

4) вексельные;

5) фондовые (с ценными бумагами);

6) межбанковские;

7) с иностранной валютой;

8) комиссионные (посреднические) и др.

^ Высшим органом управления банком (в

органы ц -I

г любой его организационно-правовой фор-

управления ме) является общее собрание акционеров

коммерческим банком или участников.

Оно созывается ежегодно для решения следующих вопросов:

Изменение устава банка, его уставного капитала;

Утверждение итогов годовой деятельности, распределение доходов;

Избрание совета банка и др.

Количественный и персональный состав счетной комиссии предлагает совет директоров банка, а утверждает общее собрание.

Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руководство деятельностью банка, выполняет поручения совета банка и собрания акционеров, несет ответственность за результаты работы банка.

Совет директоров определяет приоритетные направления в деятельности банка, его кредитную, инвестиционную, валютную политику. Проводимая банком политика должна обеспечить дос­тижение заданных параметров его деятельности даже при сущест­венных изменениях экономической ситуации в стране и на денеж­ном рынке. Совет директоров рекомендует размеры дивидендов, использование резервного фонда, создание филиалов и представи­тельств, утверждает заключение крупных сделок, выдачу крупных кредитов и т.п.

Если акционеров более 1 тыс., в совет директоров должно войти не менее семи членов, если более 10 тыс. - не менее девяти чле­нов. Работу совета директоров возглавляет председатель совета.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Байкальский государственный университет экономики и права» в г. Усть-Илимске

(Филиал ФГБОУ ВПО в г. Усть-Илимске)

Кафедра экономики и менеджмента

Контрольная работа по дисциплине

Организация кредитной работы

Тема: Кредитные организации: виды, организационно-правовые формы и лицензирование деятельности

Проверил

Старший преподаватель

Григорьева Д.С.

Исполнитель

Студент группы БДз-12

Миронец Е.А.

Усть-Илимск 2015 г.

Введение

Кредитная организация кредитное учреждение, в соответствии с законодательством Российской Федерации - юридическое лицо , которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии ) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции , предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество .

Виды кредитных организаций (в соответствии с законом РФ «О банках и банковской деятельности»):

·Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

·привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,

·размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочности,

·открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

·Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России .

1.Понятие кредитной организации, их виды

Кредитные организации - это коммерческие организации, получившие лицензию ЦБ РФ на право совершения банковских операций, при этом статус банка как вида кредитной организации характеризуется тем, что только ему (банку) предоставляется исключительное право на совершение в совокупности трех типов банковских операций:

Й тип операций - привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

Й тип операций - размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на определенных условиях (формы размещения - кредитование, депозиты в Банке России и др.);

Й тип операций - открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кроме того, в соответствии с лицензией ЦБ РФ, если таковая будет выдана, банк вправе осуществлять операции с ценными бумагами.

Банк, как и любая другая кредитная организация, создается в форме хозяйственного общества, его фирменное наименование должно содержать слово "банк". Всем прочим юридическим лицам запрещено использовать это слово в своем фирменном наименовании.

Правовое обеспечение финансовой надежности банка

Требования к формированию уставного капитала:

данный вид капитала нужен банку, чтобы гарантировать интересы его кредиторов;

для вновь регистрируемого банка минимальный размер составляет 300000000 рублей;

учредители не вправе выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

Минимальный размер собственных средств: 300000000 рублей.

Обязательность формирования резервов - это фонды денежных средств, которые каждый банк обязан создавать по нормативу ЦБ РФ и хранить на счете в ЦБ РФ.

По договору банковского вклада с гражданином банк не имеет права односторонне:

сократить срок действия договора;

уменьшить размер процентов;

увеличить или установить комиссионное вознаграждение.

Федеральными законами могут предусматриваться исключения.

принимаются только банками:

имеющими такое право в соответствии с лицензией;

участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках;

состоящими на учете в Агентстве по страхованию вкладов;

оформляются договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику;

Право на привлечение денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет (есть исключения).

Банк вправе создать фонд добровольного страхования вкладов.

Небанковские кредитные организации (НКО)

Действующим законодательством и нормативными актами ЦБ РФ предусматриваются возможности создания НКО трех разновидностей: ПНКО (платежные), РНКО (расчетные) и НДКО (депозитно-кредитные).

ПНКО осуществляет следующие банковские операции:

ведет банковские счета юридических лиц (без права открытия);

переводит денежные средства:

а) по поручению юридических лиц, в том числе банков по их банковским счетам;

б) без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств;

инкассирует и производит кассовое обслуживание в связи с переводами денежных средств без открытия банковских счетов.

Итак, данный вид кредитных организаций называется платежным потому, что основная функция ПНКО - осуществлять переводы денежных средств без открытия банковских счетов.

РНКО осуществляет следующие банковские операции:

открывает и ведет банковские счета юридических лиц;

переводит денежные средства по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассирует и производит кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

покупает и продает иностранную валюту;

переводит денежные средства без открытия банковских счетов, в том числе переводит электронные денежные средства.

НДКО осуществляет следующие банковские операции:

привлекает денежные средства юридических лиц во вклады (срочные);

размещает привлеченные денежные средства от своего имени и за свой счет;

покупает и продает иностранную валюту в наличной форме.

Требования к минимальному размеру уставного капитала:

ПНКО - 18000000 рублей;

НДКО - 18000000 рублей.

кредитный банковский операция лицензирование

2.Организационно-правовые формы кредитных организаций

Кредитная организация в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Гражданским кодексом РФ образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, т.е. в виде обществ с ограниченной ответственностью (ст. 87-94 ГК РФ, Федерапьный закон от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью»), дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ) и акционерных обществ (ст. 96-104 ГК РФ и Федерального закон от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах»).

Кредитной организацией в форме ООО признается общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенными учредительными документами. Учредители такого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. При этом участники общества, которые не полностью внесли вклады, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

Общество с дополнительной ответственностью мало распространено в Российской Федерации и практически не встречается как форма собственности кредитных организаций. Это связано прежде всего с тем, что здесь предусмотрена совершенно иная ответственность учредителей, которые отвечают солидарно на субсидиарных началах в кратном размере к стоимости их вкладов. Основным должником при этом будет само общество. Но если его активов окажется недостаточно для расчетов с кредиторами, остаток долга принимают на себя учредители в размерах, кратных уставному взносу. Кратность при этом определена учредительным договором.

Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций. Участники акционерного общества (акционеры) отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Если акции общества распределяются среди его учредителей или заранее определенного круга лиц, то кредитная организация регистрируется как закрытое акционерное общество. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом, например, ФЗ «Об акционерных обществах» или иными правовыми актами. В обязанности такого общества входит ежегодная публикация для всеобщего сведения годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков.

Учредителями кредитной организации в соответствии с Инструкцией № 109-И «О порядке принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» могут быть как физические, гак и юридические лица. Учредители юридические лица, должны иметь устойчивое финансовое положение в течение последних 6 месяцев, предшествующих дате предоставления документов для государственной регистрации, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации; осуществлять деятельность в течение не менее 3 лет; выполнять обязательства перед всеми видами бюджетов за последние 3 года. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых 3 лет со дня его регистрации.

Для успешной работы кредитной организации учредители должны сформировать уставный капитал, который создается на основе продажи долей или акций. Вклад в уставный капитал кредитной организации может быть осуществлен в виде: денежных средств как в национальной, так и иностранной валюте; здания (помещения), принадлежащего учредителю на праве собственности, или иного имущества в неденежной форме, которое должно быть оценено и отражено в балансе кредитной организации в национальной валюте. Для формирования уставного капитала кредитной организации могут быть также использованы средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на основании, соответственно, законодательного акта субъекта РФ или решения органа местного самоуправления.

При этом законодательно запрещено для формирования уставного капитала кредитной организации использовать привлеченные средства, а также средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банком России предусматривается контроль за формированием уставного капитала, минимальный размер которого устанавливается в соответствии со ст. 62 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ст. 11 Закона «О банках и банковской деятельности» и составляет 5 млн евро. Решение Банка России об изменении минимального размера уставного капитала вступает в силу не ранее чем через 90 дней после дня его официального опубликования. Для вновь регистрируемых кредитных организаций Банком России применяется норматив минимального размера уставного капитала, действующий на день подачи документов на регистрацию и получение лицензии. Банк России не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Кроме этого Банк России устанавливает предельные размеры неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации, которые не могут превышать 20% уставного капитала кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, вносимого в оплату уставного капитала.

3.Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций

1 Банковская система Российской Федерации

Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Из данного определения следуют как минимум три вывода:

) кредитной организацией признается только то юридическое лицо, которое создано в организационно-правовой форме хозяйственного общества (т.е. акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью - п. 3 ст. 66 ГК РФ). Следует подчеркнуть, что в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" от 23 июля 1998 г. в редакции от 28 августа 2000 г. <*> кредитные организации могут существовать также в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (п. 1.1). Таким образом, инструкция полностью соответствует требованиям закона;

) кредитная организация может осуществлять свою деятельность только на основании лицензии, выданной Банком России;

) кредитная организация в качестве своей деятельности осуществляет банковские операции, перечень которых приведен в ст. 5 Закона "О банках и банковской деятельности".

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Таким образом, конститутивными элементами банка выступают три банковские операции в совокупности: прием депозитов, выдача кредитов и ведение банковских счетов. Сразу можно отметить, что определение банка в российском законодательстве построено на основе определения кредитной организации в европейском банковском праве, однако шире его по числу конститутивных (ключевых) элементов.

Небанковские кредитные организации - это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве (клиринговые центры). Сочетание указанных операций устанавливает Банк России.

Кредитная организация может осуществлять только те банковские операции, которые указаны в лицензии.

2 Государственная регистрация кредитных организаций

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом.

Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. За государственную регистрацию кредитных организаций взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Кредитная организация обязана информировать Банк России об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Банк России не позднее одного рабочего дня со дня поступления соответствующей информации от кредитной организации сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о кредитной организации.

3 Лицензирование кредитных организаций

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий:

лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

Данная лицензия выдается Центральным банком по согласованию с Министерством финансов РФ.

Кредитная организация может расширить круг выполняемых операций путем получения следующих видов лицензий:

лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами;

лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях, которая может быть выдана по истечении двух лет с даты государственной регистрации кредитной организации;

лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, которая также выдается по истечении двух лет со дня государственной регистрации кредитной организации;

генеральной лицензии, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Генеральная лицензия не расширяет круга выполняемых банком операций. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке открывать филиалы за рубежом и (или) приобретать доли в уставном капитале кредитных организаций-нерезидентов.

За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.


3.4 Порядок регистрации кредитных организаций

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы:

) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;

) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом;

) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);

) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;

) документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора;

) копии документов о государственной регистрации учредителей -юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;

) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:

о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;

о наличии (отсутствии) судимости.

При представлении документов Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.

Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в Единый государственный реестр юридических лиц.

Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости - и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Взыскание производится в судебном порядке. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

5. Правовое регулирование банковской деятельности

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Можно выделить следующие основные направления государственного регулирования банковской системы и банковской деятельности в России:

а) законотворчество, в процессе которого федеральные органы законодательной власти устанавливают правовые нормы, регулирующие организацию банковской системы и механизм ее функционирования, статус, функции и полномочия Банка России, порядок создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций, порядок осуществления банковской деятельности, а также порядок осуществления банковского регулирования, надзора и контроля;

б) подзаконное нормотворчество уполномоченных федеральных государственных органов, развивающих и дополняющих федеральное банковское законодательство;

в) регистрацию и лицензирование деятельности конкретных кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков, оформление разрешений на использование иностранного капитала при создании кредитных организаций в РФ, согласование сделок с долями (акциями) кредитных организаций;

г) денежную эмиссию, банковское регулирование, включая инструменты и методы денежно-кредитной политики, установление обязательных экономических нормативов;

д) осуществление государственного контроля и надзора за банковской системой и банковской деятельностью (контрольная деятельность Государственной Думы РФ за Банком России, контрольная деятельность Счетной палаты РФ, надзорно-контрольная деятельность Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Агентства по реструктуризации кредитных организаций);

е) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначения арбитражных управляющих и т.п.

Важное значение для понимания особенностей государственного регулирования банковской деятельности имеют методы такого регулирования. Применительно к государственному регулированию банковской деятельности под методом понимается совокупность закрепленных в федеральном законодательстве приемов, средств, способов воздействия уполномоченных государственных органов на общественные отношения в денежно-кредитной сфере.

Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется федеральными государственными органами с использованием административно-правового и гражданско-правового методов регулирования. В основе обоих методов правового регулирования лежат экономические отношения.

Анализ правового механизма государственного регулирования банковской деятельности приводит к необходимости введения в банковское право категории правовых режимов банковской деятельности как свойства правовой среды, в котором осуществляется деятельность кредитных организаций, дифференциации правового регулирования и установленного порядка, определяющего воздействие государства на определенные группы кредитных организаций в зависимости от их организационно-правового, финансового состояния, сферы деятельности и иных внутренних и внешних по отношению к кредитной организации факторов.

Изучение результата воздействия всего комплекса правовых средств на общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления банковской деятельности, не менее важен для оценки правового механизма государственного регулирования в данной сфере, чем изучение самих правовых средств воздействия.

Прагматический подход к данному явлению позволяет изучить эффективность действия правового механизма государственного регулирования в динамике осуществления банковской деятельности в определенный момент времени, проанализировать структуру и сочетание правовых средств, используемых в определенных сферах банковской деятельности, качественных состояниях объектов управления, социальной среды, оценить эффективность правового воздействия и выявить недостатки для целей дальнейшего совершенствования.

В результате принятия законодательных актов и их последующего использования и применения уполномоченными субъектами в конкретной сфере общественных отношений создается определенная правовая среда, предписывающая объектам регулирования определенный порядок нахождения в этой среде и возможности осуществления деятельности. При этом следует отметить, что правовая среда формируется в результате воздействия всего комплекса регулирующих мер правового характера: законодательно определенных статусов субъектов деятельности в данной правовой среде, правовых принципов деятельности, нормативного регулирования на законодательном и ведомственном уровне, принятия индивидуально - правовых правоприменительных актов, преобладания стимулирующих или ограничивающих, запретительных методов регулирования, уровня правового регулирования и состояния законности в данной сфере.

Заключение

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Кредитные организации подлежат обязательной государственной регистрации. Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. И осуществляет только те операции, которые предусмотрены и оговорены настоящей лицензией. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России. Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется федеральными государственными органами с использованием административно-правового и гражданско-правового методов регулирования.

Список использованной литературы

1. ФЗ «О банках и банковской деятельности»;

ФЗ «О Центральном Банке РФ»;

Л.Г. Вострикова «Комментарий к ФЗ «О банках и банковской деятельности». ЗАО Юстицинформ 2006;

Гейвандов Я.А. «Социальные и правовые основы банковской системы РФ» Аванта+2003.

Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России, М., 1997.

Колесникова В.И., Коливецкая Л.П. Банковское дело М.: Финансы и статистика, 99-2000 г.

В Российской Федерации банк может быть образован на основе любой фор­мы собственности как хозяйственное общество . По организационно-правовым формам различают банки, созданные как общества с ограниченной ответственностью и акционерные банки.

Банк в форме общества с ограниченной ответственностью – это банк, учрежденный одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными до­кументами размеров. Участники банка, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью, не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью банка в пре­делах стоимости внесенных ими вкладов. Участники такого банка, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Банк, создаваемый в форме ООО, может иметь единственного учредителя, но им не может выступать другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников банка в форме ООО не должно быть более пятидесяти. В том случае, если число участников такого банка превысит установленный законом предел, он должен быть преобразован в открытое акционерное общество. При невыполнении этого требования банк подлежит ликвидации в судебном порядке.

Участник банка в форме ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю (или ее часть) в уставном капитале банка одному или нескольким дру­гим участникам банка. Возможность отчуждения доли участника третьим лицам должна быть особо оговорена в Уставе банка. Участник такого банка вправе в любое время выйти из банка независимо от согласия других его участников, за исключением учредителей банка, которые не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня регистрации банка. Банк обязан выплатить своему участнику, подавшему заявление о выходе из банка, действительную стоимость его доли в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в течение которого было подано заявление о выходе, если меньший срок не предусмотрен уставом банка. Банки, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью, составляют примерно 36% от общего числа действующих в Российской Федерации банков.

Акционерный банк – это банк, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников банка (акционеров) по отношению к этому банку. Акционеры не отвечают по обязательствам банка и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости при­надлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут соли­дарную ответственность по обязательствам банка в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Акционерный банк, как и любое другое акционерное общество, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Он не отвечает по обязательствам своих акцио­неров.

Акционерный банк может быть открытым или закрытым акционерным обществом, что отражается в его Уставе и фирменном наименовании.

Акционеры банка - открытого акционерного общества могут отчуждать принад­лежащие им акции без согласия других акционеров банка. Такой банк вправе про­водить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свобод­ную продажу. Он может также проводить и закрытую подписку, если это не запре­щено его Уставом или требованием правовых актов Российской Федерации. Число акционеров такого банка не ограничено.

Банк, акции которого распределяются только среди его учредителей, или иного ранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом . Такой банк не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их неограниченному кругу лиц. Число акционеров банка - закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Если же число акционеров становится больше пятидесяти, то банк в течение 1 года должен преобра­зоваться в открытое общество. В противном случае он подлежит ликвидации в су­дебном порядке.

В Российской Федерации акционерная форма является преобладающей при создании банков, акционерные банки составляют примерно 64% от общего числа действующих банков, в том числе в форме ЗАО -26%, в форме ОАО – 38%.

Новые возможности для диверсифика­ции структуры банковской системы открывает такая организационно-правовая форма банков, разрешенная российским банковским законодательством, как общества с дополнительной ответственностью. Уместно напомнить, что обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное од­ним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкла­дов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве од­ного из участников его ответственность по обязательствам общества распреде­ляется между остальными участниками пропорционально их вкладам (если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными доку­ментами общества).

Мировой опыт показывает, что форма общества с дополнительной ответственностью характерна для таких кредит­ных организаций, как общества взаимного кредита, взаимно-сберегательные бан­ки, кооперативные банки и другие. В СССР до кредитной реформы 1930-32 годов существовали кредитные кооперативы, созданные на принципах общества с дополнительной ответствен­ностью. В настоящее время банков в форме ОДО в Российской Федерации нет.

В зависимости от организационной формы деятельности банки подразделяются на: унитарные, паевые и акционерные.

Унитарные банки представляют собой образования, основанные на единовластии и единоначалии и имеющие единого собственника в лице государства или частного лица.

Паевые банки основаны на коллективном, долевом участии различных физических и юридических лиц в формировании их собственного капитала. Они могут быть двух основных видов: товарищества и акционерные общества. форма структура деятельность банк

Как известно, существуют следующие виды хозяйственных товариществ: полное товарищество; коммандитное товарищество; товарищество с ограниченной ответственностью, в том числе с участием иностранного капитала в форме совместных предприятий; товарищество с дополнительной ответственностью; акционерное коммандитное товарищество и акционерное общество.

Товарищество представляет собой объединение предприятий и организаций (а также граждан), построенное на основе соглашения и объединения на долевой основе части имущества участников, входящих в него на началах членства, в целях осуществления совместной хозяйственной деятельности и извлечения прибыли.

Что касается различий между отдельными видами товариществ, то они заключаются в различных правах, обязанностях и ответственности их участников. Участники полных товариществ несут неограниченную солидарную ответственность по всем обязательствам и долгам товарищества. Коммандитные товарищества включают "полных товарищей", несущих неограниченную солидарную ответственность по долгам товарищества, и вкладчиков, отвечающих за долги товарищества только в пределах величины их взносов (вкладов).

Участники товарищества с ограниченной ответственностью отвечают по обязательствам товарищества только в размере внесенного ими вклада в уставный фонд, а участники товарищества с дополнительной ответственностью (в случае недостатка этих сумм, т.е. вкладов в уставный фонд) -- дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным вкладам в уставный фонд товарищества. При этом в учредительных документах может предусматриваться предельный размер дополнительной ответственности.

В соответствий с подобным "коллективным" принципом формирования уставного фонда строится и система управления деятельностью товарищества. Оно осуществляется на демократических началах -- советом либо правлением, состоящим из участников (пайщиков) или их представителей, и исполнительным органом в лице дирекции или директора.

В учредительных документах стороны, договаривающиеся о создании товарищества, могут установить по своему усмотрению порядок, очередность, полномочия и сроки, на которые назначаются (или избираются) отдельные должностные лица и руководители.

Весьма распространенным видом товарищества является акционерное коммандитное товарищество, уставный фонд которого делится на акции. Вместе с тем учредителями акционерного коммандитного товарищества являются один или несколько "полных товарищей", которые несут неограниченную солидарную ответственность по долгам и обязательствам товарищества. Остальные участники акционерного коммандитного товарищества -- вкладчики обладают статусом акционера и отвечают за убытки в пределах своего вклада в имущество товарищества.

Вкладчики (акционеры) доверяют ведение дел товарищества его полным участникам и сами не участвуют в управленческом процессе. Как правило, число вкладчиков не может быть меньше грех. Совокупный размер участия вкладчиков определяется в учредительных документах акционерного коммандитного товарищества. Обычно вкладчики привлекаются в форме покупки ими "безголосых" акций, нередко весьма крупного номинала, часть из которых может быть привилегированными.

В настоящее время в хозяйственной практике появилась специфическая разновидность акционерного коммандитного товарищества -- государственные организации, выпускающие "безголосые" акции для привлечения дополнительных средств (в большинстве своем в форме акций трудового коллектива). При этом не изменяется форма собственности -- собственником остается государство


Коммерческие банки ведут свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Работа по созданию коммерческого банка начинается с выбора его организационно-правовой формы.
Организационно-правовая форма коммерческого банка определяется ст. 1 Закона: «Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество». Согласно ст. 66 ГК РФ к хозяйственным обществам относятся акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Организационно-правовая форма является важным фактором при создании, становлении и дальнейшем развитии как банковского, так и иного хозяйствующего субъекта. От выбора правовой формы зависят возможности наращивания собственного капитала банка и привлеченных средств, характер и специфика организации управленческого процесса, формы и методы контроля. Для кредитного института этот вопрос приобретает особое значение, ибо природа бизнеса банка требует поддержания доверия кредиторов, вкладчиков и в целом финансового рынка. К тому же величина уставного капитала, которая регламентируется при образовании и регистрации банка, является гарантом соблюдения интересов кредиторов, определяет рейтинг банка, а величина собственного капитала должна соответствовать обязательным нормативам, устанавливаемым Банком России.
Рассмотрим основные характеристики организационно-правовых форм коммерческого банка.
Согласно ст. 87 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Число участников не может быть более 50. Если число участников общества превысит установленный предел, оно в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество либо подлежит ликвидации.
Участники ООО вправе в любое время выйти из общества, независимо от согласия других его участников, а также продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале одному или нескольким участникам данного общества. Согласие общества или его участников на совершение такой сделки не требуется, если иное не предусмотрено уставом общества. Однако участники общества пользуются преимущественным правом покупки продаваемой (передаваемой) доли. При выходе участника общество обязано выплатить ему действительную стоимость доли или выдать в натуре имущество такой же стоимости в течение одного года с момента перехода к обществу доли, если меньший срок не предусмотрен уставом общества.
Уставный капитал ООО состоит из номинальной стоимости долей его участников. Действительная стоимость доли участника соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру доли участника.
Согласно ст. 96 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО, как и общества с ограниченной ответственностью, не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества бывают двух типов: открытые и закрытые.
Открытое акционерное общество (ОАО) характеризуется тем, что его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. ОАО проводит открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу в соответствии с действующим законодательством.
В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции распределяются только среди его участников или заранее определенного круга лиц. Поэтому ЗАО не может проводить открытую подписку на выпускаемые акции. Число участников ЗАО, как и ООО, ограничивается действующим законодательством. Превышение числа участников требует преобразования ЗАО в ОАО или ведет к ликвидации ЗАО.
В соответствии с ГК РФ общество с дополнительной ответственностью характеризуется тем, что его участники несут по обязательствам общества субсидиарную (дополнительную) ответственность своим личным имуществом. Этим можно объяснить тот факт, что банков в форме общества с дополнительной ответственностью в банковской системе России нет.
Выбор организационно-правовой формы коммерческого банка требует анализа преимуществ и недостатков каждой из них. Следует отметить, что ООО и АО являются достаточно близкими «по содержанию». Они представляют собой объединение капиталов, не требующее участия членов общества в его хозяйственной деятельности. Участниками хозяйственного общества могут быть и физические, и юридические лица. Все отношения внутри общества строятся «по капиталу»:
? каждый из участников (акционеров) обладает числом голосов, пропорциональным оплаченной доле уставного капитала;
? прибыль, подлежащая распределению, распределяется пропорционально приобретенным долям (акциям);
? имущество, остающееся после ликвидации общества, распределяется в том же порядке.
В чем же отличие ООО от АО? Преимущество (отличие) АО заключается в заложенной в его конструкции минимальной возможности «растаскивания» имущества. В то же время это преимущество ведет к определенному ущемлению прав акционеров, которые зачастую лишены возможности вернуть вложенные средства. Напротив, ООО дает возможность «изымать» вложенные средства через процедуру прекращения членства в обществе, однако это ведет к появлению вероятности потерь в имуществе общества.
Следует отметить, что банковское законодательство частично нивелирует это негативное следствие выхода участника из общества. В частности, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» предусматривает право участника выйти из состава банка только по истечении трех лет с момента его регистрации (ст. 11).
Преимуществом формы ОАО является то, что есть возможность увеличения капитала банка за счет привлечения инвесторов. Такой возможности нет у ООО и ЗАО. Учитывая то, что номинальная величина уставного капитала банка регулируется Банком России, такое преимущество ОАО можно считать достаточно значимым.
Реализация положений федеральных законов «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» для банковской сферы имеет существенные отличия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Так, в соответствии с банковским законодательством решение о государственной регистрации кредитных организаций принимает Банк России. В целях осуществления контрольных и надзорных функций он ведет реестр выданных лицензий на осуществление банковских операций и Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица. При этом они не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации. В отличие от процедуры регистрации других организаций, к учредителям кредитной организации предъявляются следующие серьезные требования. Юридические лица должны иметь устойчивое финансовое положение, собственные средства для внесения в уставный капитал, должны осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за последние три года. Следует отметить, что требование о внесении собственных средств в качестве вклада в уставный капитал обязательно для всех хозяйствующих субъектов, однако для кредитных организаций оно становится наиболее значимым по причине того, что величина собственных средств (капитала) установлена Банком России в сумме рублевого эквивалента 5 млн евро. Если в качестве учредителя выступает кредитная организация, она должна быть финансово устойчивой, в том числе в части выполнения обязательных резервных требований Банка России, а также достаточности капитала.
Еще одной особенностью регистрации кредитных организаций является порядок оплаты уставного капитала. Уставный капитал должен быть оплачен в полном размере в месячный срок со дня регистрации банка. Вклад в уставный капитал может быть в виде денежных средств как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, а также принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности здания (помещения), завершенного строительством, в котором может располагаться кредитная организация. Перечень иного имущества, которое может быть внесено в уставный капитал, устанавливает Банк России. Размер вклада в виде имущества в неденежной форме не может превышать 20 процентов уставного капитала. Кроме того, Банком России осуществляется контроль за приобретением акций (долей) создаваемой путем учреждения кредитной организации. Так, приобретение и (или) получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок более 5 процентов акций (долей) требует уведомления Банка, а пакета, превышающего 20 процентов, ? согласования. Эти положения установлены для юридических и физических лиц, а также групп юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением либо являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу.
Таким образом, каждая из рассмотренных форм обладает своими преимуществами и недостатками. Их взвешенная оценка, а также учет особенностей реализации нормативной и правовой базы в банковской сфере позволят выбрать наиболее эффективную для учреждаемого банка организационно-правовую форму.
 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об