Ревизия и аудит: особенности, сходства, отличие ревизии от аудита. Отличие аудита от государственного финансового контроля

Финансовый контроль - проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций, требований законодательства, норм и правил, установленных государством, собственниками. Это одна из функций управления.

Финансовый контроль по уровню подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудит).

Государственный финансовый контроль осуществляется государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан. Его основным направлением является исполнение государственного бюджета.

Внутрихозяйственный (внутренний) контроль - это система постоянного наблюдения и проверки работы предприятия, организованного им самим в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Может быть организован в виде внутреннего аудита, ревизионных комиссий и т.п.

Независимый контроль - аудит, осуществляемый внешними независимыми специалистами, направленный на выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

По форме контроля выделяются: ревизия, судебно-бухгалтерская экспертиза, аудит.

Ревизия - метод контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны исполнительного вышестоящего органа с целью сохранности активов проверяемого предприятия, пресечения и профилактики злоупотреблений.

Основными задачами ревизии являются:

1. проверка сохранности имущества и эффективности его использования;

2. выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по их предупреждению;

3. проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;

4. исследование систем внутреннего контроля, выявление их узких мест;

5. правильность ведения бухгалтерского учета и т.д.

Основные отличия ревизии от аудита состоят в следующем.

Ревизия выявляет ответственность должностного лица, проверяет финансовую и хозяйственную деятельность, выявляет лиц, виновных в нарушении, злоупотреблении, причины нарушений. По итогам принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия. Ревизор имеет право высказывать обоснованное мнение о должностных лицах. Аудит выявляет отклонения, слабые стороны в бизнес-процессах организации, проверяется бухгалтерская (финансовая) отчетность. По результатам аудита принимаются решения о корректировке бизнес-процессов. Этические нормы аудита не позволяют высказывать свое мнение о должностных лицах и определять их виновность. Аудит - коммерческая деятельность, основанная на заключении договора. Оплачивает аудит клиент или по его согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения. Ревизия осуществляется на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов. Платит вышестоящее звено или государственный орган.

Судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по требованию следственных или судебных органов.

Правило определ аудит деят-ть как предприни.деят-ть аудиторов (аудит фирм) по осущ-ию независимого вневедомственн.проверок бух отчет-ти, первичн докум-ии, налогов деклараций и др док-тов, а также по оказанию аудиторск услуг (постановка и восстан-е бух учета, составление фин отчет-ти и налогов деклараций, трансформ-я отчетности в иные стандарты, учет и анализ фин-хоз деят-ти, оценка активов и т.д.)

Осн.целью аудита явл установление достоверности бух.отчетности экон.субъектов и соотв-е с соверш-ых ими фин-хоз операцияй нормативн документам.

От гос.ревизии аудит принципиально отличается свободой выбора форм и методов проверки исходя из требований закон-ва и условий договора с провер-мым субъектом.

Аудитор проводит проверки с целью получения прибыли, но при этом он может принимать на себя риски иимущественн ответ-ть за результаты проверки.

Разница между аудитом и ревизией

Аудит представляет собой более широкую деятельность, ревизия же является лишь его составной частью;

Аудит проводится только внешними специалистами, в то время как ревизия может быть осуществлена и сотрудниками компании, например, бухгалтерами или товароведами;

Результаты ревизии могут входить в отчет о проводимой аудиторской проверке, в то время как результаты аудита в отчете по ревизии никак не отражаются.

    Этапы проведения проверок.

Процесс организации ревизионн работы предусматр.след этапы:

1. подготовка ревизий

2. орг-ция и непосредств проведение ревизий на объекте

2.1. прибытие на объект и предъявление полномочий на проведение проверки в виде удостоверения и предписания на проведение проверки,

2.2. личное ознакомление с объектом,

2.3. проведение инвентаризации МЦ и ден ср-в,

2.4. непосред-я документарн проверка хоз операций

3. систематизация мат-лов ревизии и оформление результатов,

4. реализация мат-лов ревизий на подконтрольн объекте и информирование органов, назнач-х ревизию. При необход-ти напр-е мат-лов ревизий в следственн органы.

5. орг-я контроля за выполнением решений, принятых по рез-там ревизии. При наличии нарушений на проверяемом предприятии издается указ об устранении нарушений и наказании виновных лиц.

Подготовка к ревизии начинается с приказа рук-ля, назнач-го ревизию. В приказе указ-ся проверяемое подразделение, проверяемый период, сроки проведения ревизии, рук-ли ревизии и состав ревизионн группы. Для кажд из членов ревизионн группы м указ-ся конкр объекты и сроки проверки.

До начала проверки, указ в приказе, идет подготовка ревизионн группы, кот должна:

Изучить все имеющ-ся док-ты, относ-ся к орг-ии: бух док-ты, акты предыд проверок и т.д.

На этом этапе необход выявить имеющ-ся недостатки с целью их уточнения в ходе ревизии. После этого рук-ль составл программу ревизии, где указ-ся заранее для каждого участника: провер-ый участок, вопросы, сроки проверки и т.д.

В день начала ревизии согл приказу ревизионн бригады д приступить к ревизии.

По прибытии провер-й бригады на предприятие рук-ль предост приказ на проведение ревизии рук-лю провер-мой орг-ии, кот обязан провести совещание с рук-ми отделов и служб, на кот известить о начале ревизии, ее целях, сроках и т.д. и представить членов ревиз бригады. После этого бригада начинает проверку в соот-ии с устан-ми для каждого заданиями.

К примеру, в1-ю очередь проводится ревизиякассы. После чего провер-ся сохранность мат ценностей и ср-в. После инвентаризации проводится документарная ревизия.

Классификация ревизий

По принципу организации ревизии классифицируются на пла­новые и внеплановые. Плановыми называются ревизии, выполняе­мые в сроки, установленные планом контрольно-ревизионной ра­боты на текущий год. Ревизии, не предусмотренные планом, назна­чаемые в исключительных обстоятельствах, называются внепла­новыми.

В зависимости от объема ревизуемой деятельности структур­ных звеньев промышленности ревизии подразделяются на ком­плексные, некомплексные, тематические и сквозные.

Комплексной называется ревизия, при которой группа специа­листов вышестоящего органа управления и заинтересованных ор­ганов надведомственного контроля за установленный период времени и в соответствии с программой всесторонне проверяет экономическую, производственную и социальную деятельность предприя­тия. Такая ревизия дает возможность объективно, полно и пра­вильно оценить работу проверяемой системы.

С целью сокращения множественности проверок и дублирова­ния проверок одних и тех же участков экономической деятельности предприятий, а также повышения авторитетности, качества и действенности ревизий к их проведению ревизующие органы привлекают представителей местных органов надведомст­венного управления (финансовых, статистических, банковских и др.), т. е. прово­дят ревизию комплексно в одно время.

Некомплексной называется ревизия, проводимая одним ревизо­ром (обычно специалистом по бухгалтерскому учету и финансам), при которой в основном проверяется хозяйственно-финансовая деятельность. В промышленности такие ревизии проводятся на не­больших предприятиях с простой технологией производства, в до­школьных детских учреждениях и др.

Тематическими называются ревизии, назначенные для проверки состояния отдельных разделов (частей, участков) экономиче­ской деятельности подведомственных предприятий. Такие ревизии назначаются по мере необходимости для выправления положения на проверяемых участках экономиче­ской и социальной деятельности подведомственных предприятий, а также по требованию правоохранительных органов. Темами таких ревизий, например, могут быть: «Ревизия правильности образования и использования фондов поощрения», «Ревизия правильности ис­пользования фондов заработной платы и расчетов с рабочими и служащими» и др.

Сквозными называются ревизии, при которых проверяется дея­тельность управления организации и входящих в ее состав структурных производственных подразделений. Цель сквозной ре­визии - наряду с проверкой экономической дея­тельности производственных подразделений организации устано­вить качество управления их деятельностью.

Сквозные ревизии весьма трудоемкие и применяются в исклю­чительных случаях, когда имеются данные о недостаточном уровне руководства деятельностью подведомственных структур­ных единиц со стороны вышестоящего органа управления.



Изучение существующей практики ревизии показало, что основными ее задачами являются:

1) осуществление контроля за выполнением требования документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность;

2) совершенствование организации бухгалтерского учета и повышение его роли в рациональном и экономном использовании материальны, трудовых и финансовых ресурсов;

3) всестороннее изучение постановки учета и внутрихозяйственного контроля за сохранностью собственности организации;

4) установление полноты, своевременности отражения хозяйственных и финансовых операций в первичных документах, учетных регистрах и отчетности;

5) контроль за осуществлением мероприятий прогрессивных форм и методов учета;

6) оптимизация и автоматизация учетных работ.

Нормативная база по ревизию на сегодняшний момент очень устарело. Во многом этот момент определяется тем, что ревизия уступает место внутреннему аудиту. Порядок проведения ревизии регламентирует Письмо Минфина СССР от 14.09.1978 г. № 85 «О типовой инструкции «О порядке проведения комплексных ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности производственных объединений (комбинатов), предприятий и хозяйственных организаций, проводимых контрольно-ревизионным аппаратом министерств и ведомств». Отдельные отрасли регламентируют работу ревизионных аппаратов самостоятельными распорядительными актами. К таким документам относятся:

Приказ Минфина РФ от 14.04.2000 г. № 42н «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ»;

Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ».

Ревизия и аудит – два подхода к организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов.

Ревизия и аудит являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. Между ними имеется много общего в организационных подходах к их проведению, а также используется общая база для контроля – проверяемая документация.

Однако между ними имеются и существенные различия. В основном это касается причин, на основании которых проводится проверка.

Ревизия – составная часть системы государственного финансового контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций.

Основными задачами ревизии являются осуществление контроля за:

Ø соблюдением государственной дисциплины;

Ø экономным использованием государственных средств;

Ø сохранностью материальных и денежных ресурсов;

Ø правильностью постановки бухгалтерского учета;

Ø пресечением фактов бесхозяйственности, расточительности, приписки.

Аудит – независимая проверка финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации экономического субъекта с целью получения выводов о финансовых результатах деятельности и имущественном положении проверяемого экономического субъекта.

Основными субъектами аудита являются предпринимательские структуры (коммерческие банки, страховые организации, биржи, фонды и т.д.), а объектом – собственность акционеров и инвесторов.

Необходимо отличать понятия ревизия и аудит, используемые на сегодняшний момент.

Цель проверки внутреннего аудита близка к цели внешнего аудита и связана с оценкой достоверности отчетности. Но в отличии от внешнего аудита, где высказывается мнение аудитора по этому поводу, при внутреннем аудите необходимо подтверждение достоверности отчетности.

Следовательно, внутренний аудитор берет на себя ответственность за последствия в иной форме, чем внешний. Ошибки внутреннего аудитора, если они существенны, могут привести к отстранению его от работы или к другим административным решениям. Аналогичные ошибки внешнего аудитора могут вообще оставаться без последствий. И только при нанесении серьезного ущерба клиенту могут иметь место этико-экономические последствия в форме утраты его репутации или в форме соответствующих финансовых санкций по решению арбитражного суда.

Различаются и объекты проверки. Внутренний аудит выявляет все, что искажает финансовую отчетность, снижает платежеспособность, ухудшает финансовое положение организации. Ревизия выявляет все, что нарушает действующее законодательство.

Не каждый может назвать разницу между аудитом и внутренним контролем, зачастую воспринимая их как близкие по смыслу понятия или полные синонимы. Однако эти экономические термины несут в себе разное значение и подразумевают разные задачи, имея при этом общую цель – осуществление контроля за финансами индивидуального предпринимателя, предприятия или организации.

Общие черты и смысловые различия

Под аудитом понимают независимую проверку бухгалтерского учета для составления мнения о его достоверности, соответствию законодательству, финансовой отчетности и требованиям по ведению учета на предприятии. Это включает в себя не только контроль учета и финансовой отчетности, но и формулирование предложений по рационализации хозяйственной деятельности для увеличения прибыли.

В то же время, внутренний контроль – это анализ финансовых показателей предприятия с целью их улучшения, отслеживание эффективности и целесообразности расхода финансовых средств различного характера. Он необходим для обеспечения упорядоченного и эффективного ведения дел, контроля за соблюдением политики компании, выявления и устранения проблем во внутренней структуре работы предприятия и обеспечения достоверности внутрифирменной информации.

Проанализировав оба понятия можно сказать, что аудит – это процедура проверки финансов с целью подготовки мнения об их достоверности и предложению способов увеличить прибыль предприятия, а внутренний контроль – процедура по контролю и улучшению состояния внутренних финансовых дел фирмы, с целью рационализации и сокращения расходов.

Обе проверки дополняют друг друга, позволяя организации получать максимально полную информацию о финансовом состоянии, эффективности вложения средств, рациональности расходов и другом. В конечном итоге, аудит и внутренний контроль осуществляются для того, чтобы увеличить прибыль организации, улучшив финансовую отчетность и реализацию бюджета и устранив недочеты, нарушающие достоверность информации.

Дифференциация задач

В крупных фирмах, имеющих несколько филиалов, аудит и внутренний контроль помимо собственных выполняют задачу по обеспечению высшего руководства организации достоверной информацией по финансовым делам всей структуры в полном объеме. Для этого, согласно своему значению, аудит и внутренний контроль выполняют специфические задачи. Для аудитора они определяются договором между аудиторской фирмой и предприятием, на котором будет проводится аудит. Ключевыми задачами аудита являются:

  1. Сохранение независимости, непредвзятости и объективности при проведении проверок.
  2. Сбор и анализ максимального количества информации.
  3. Составление полезного мнения, учитывающего все имеющееся недочеты и содержащего рекомендации по их устранению.
  4. Подтверждение или не подтверждение реальности данных, представленных в отчетности.

В противовес аудиту, задачи внутреннего контроля определяются руководством, поэтому он имеет смысл только в том случае, когда менеджеры предприятия успешно сформулируют конкретные цели и составят план работы. На их основе у внутреннего контроля определяются следующие задачи:

  1. Отслеживание эффективности и целесообразности расходования средств (заемных, собственных и привлеченных).
  2. Анализ и сопоставление фактических результатов с прогнозируемыми.
  3. Контроль за финансовым состоянием предприятия.
  4. Финансовая оценка результатов вложения средств.

Таким образом, согласно описанным задачам, аудит выполняет роль конечной проверки отчетности , тогда как внутренний контроль – предварительной проверки данных по всем расходам , предшествующей аудиту. Оба процесса дополняют друг друга, позволяя полностью увидеть картину финансового состояния предприятия в конечном итоге.

Выполнение проверки

Помимо ключевых задач, аудит и внутренний контроль различаются также процедурой выполнения, сроками и уполномоченными лицами, проводящими проверки.

Так, аудит осуществляется специалистом, не являющимся сотрудником организации, в которой будет проходить аудит. Его обособленность позволяет сохранять объективность и непредвзятость, так как аудитор защищен от возможного давления со стороны организации и не имеет личных мотивов для искажения данных. Процедура обязательного аудита осуществляется один раз в год. Она определяется в соответствии с правилами аудиторской организации и законодательства РФ и не может быть изменена по желанию организации-заказчика.

В свою очередь внутренний контроль выполняет уполномоченный сотрудник организации. Процедура его работы, основные цели и задачи определяются руководством и не подлежат изменению по желанию исполнителя. Для наибольшей эффективности работы, внутренний контроль рекомендуют осуществлять беспрерывно.

В заключении отметим, что рассмотренные процессы необходимо выполнять вовремя – тогда финансовая отчетность и документация в организации будут в порядке, а исполнение бюджета будет улучшаться постоянно, способствуя рационализации расходов и увеличению прибыли.

Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Аудит». Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Объем и качество изложенного материала поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично». Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

10. Отличие аудита от других форм экономического контроля

Существует несколько критериев отличия аудита от ревизии.

1. Направленность деятельности в аудите – оценка хозяйственной жизни организации, выявление недостатков, а деятельность ревизии направлена на выявление и оценку недостатков для их искоренения.

2. Аудит регулируется гражданским правом на основе договоров, ревизия – административным правом на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих органов государства.

3. В аудите управленческие связи горизонтальные, добровольные, а при ревизии – вертикальные, в порядке назначения.

4. Задачи аудита – способствовать укреплению платежеспособности, а задачами ревизии являются сохранение активов, профилактика злоупотреблений.

5. В аудите оплачивает услуги клиент или заказчик, а при ревизии платит государственный орган.

6. Результаты аудиторской проверкиаудиторское заключение и рекомендации для клиента, результаты ревизии – акт ревизии, взыскания и указания.

Также аудит отличается и от государственного финансового контроля.

Задачами контроля являются проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета, правильности расчета и уплаты налогов. Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с участием государства, организации, финансируемые из государственного бюджета. Субъектами аудита выступают в основном предприятия и организации негосударственного сектора экономики.

Отличие аудита от судебно-бухгалтерской экспертизы заключается в том, что аудит – независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Особая специфичность судебнобухгалтерской экспертизы заключается в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний.

Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. Экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму.

Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.

Главное отличие аудита от вышеперечисленных видов контроля заключается в том, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и занимается разработкой предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли, выступая в роли консультанта, помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием финансовой документации.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об