Урок по географии "россия в современной мировой экономике". Пути выхода из экономического кризиса

Источников восстановления равновесия в бюджете, на денежно-финансовом рынке и в целом в экономике любой страны, попавшей в сходное положение, немного. Все они известны, и все они в той или иной мере могут быть сегодня использованы.

Первый источник - рост доходов государственного бюджета и сокращение его расходов. Резервами роста доходной части бюджета являются:

расширение налогооблагаемой базы;

увеличение таможенных сборов, акцизов и рентных платежей;

приватизация государственной собственности;

продажа земли и др.

Однако главным, центральным звеном в налоговой политике сегодня должно стать экстренное погашение бюджетной задолженности перед промышленностью за уже выполненные госзаказы.

Второй источник - займы внутри страны и за рубежом.

Третий источник восстановления равновесия в денежно-финансовой системе, принудительного обесценения государственных внутренних долговых обязательств и снижения дефицита платежного баланса - девальвация рубля.

Четвертый источник - эмиссия.

В идеале основными средствами выхода из кризиса могли бы стать индексация заработных плат, пенсий и рублевых сберегательных вкладов в полном или хотя бы частичном соответствии с темпами инфляции, а также реальные, а не мнимые гарантии государства по сохранности валютных вкладов. Столь же важное значение имеет минимизация потерь экономических субъектов по всем долговым обязательствам государства - по долгам за уже выполненные госзаказы, задержкам заработных плат и пенсий, государственным ценным бумагам.

Для выхода из экономического кризиса необходимы определенные политические и социально-психологические условия. В современной макроэкономике важную роль приобретает изучение ожиданий людей. Чем больше количество экономических агентов, ожидающих высоких темпов инфляции, тем сильнее обостряется проблема безработицы, и наоборот. Кейнс и другие экономисты подчеркивали, что оптимизм - уверенность в том, что экономика вновь оживится, - необходимое условие усиления склонности к инвестированию. Этому служит также и чувство стабильности, вызванное устойчивостью законодательной базы и государственного устройства.

В теории существуют два выхода из спада: вперед или назад. "Назад" означает возврат к старой структуре экономики с дотациями, субсидированным не эффективным экспортом, искусственной поддержкой государственных предприятий-банкротов и сохранением избыточных рабочих мест, а значит, и низкой производительностью труда, протекционистскими мерами защиты отечественных производителей от внешней конкуренции, то есть отказ от дальнейших преобразований.

Такую программу с экономической точки зрения можно реализовать посредством комбинированных методов "гипер-кейнсианской" кредитно-денежной и налоговой политики, ведущей к инфляции спроса, и бюрократического государственного вмешательства в экономику .

"Вперед" - это попытка преодолеть серьезнейшие трудности путем ликвидации убыточных производств и концентрации усилий на обеспечении развития частного сектора, создания новых высокоэффективных рабочих мест, проведения структурной перестройки и повышения доходов от экспорта.

Сторонников данного направления объединяет вера в действенность рыночных механизмов и частной инициативы. Нужно лишь подождать, пока внутренние силы экономики вытащат ее из кризиса. Эти силы настолько мощны, что в состоянии преодолеть даже некомпетентность государственных органов.

Государство должно делать то, чем оно обязано заниматься в современной рыночной экономике даже согласно либеральной концепции: разрабатывать законы и обеспечивать их выполнение; проводить налоговую и кредитно-денежную политику; контролировать определенные области экономики (например, финансовую сферу или сектор естественных монополий). Государство обязано выполнять все перечисленные функции так, чтобы с наибольшим эффектом решать текущие задачи. Во-вторых, государству следует инициировать образование и активно поддерживать развитие новых институтов рыночной экономики, создание новых организаций и ликвидацию старых, трансформацию отношений собственности.

Таким образом, я считаю, что в четко очерченных рамках государство должно выполнить свое предназначение. Если спад, сопровождающий процесс трансформации, продлится слишком долго, правительство также будет нести за это ответственность, как и в случае, если будет упущен благоприятный шанс для вывода экономики из кризиса.

Антикризисное управление может и должно быть эффективным. Для этого важно заниматься различными сторонами процесса. Управлять следует:

активами (пассивами) предприятия;

этапами бизнес - процесса (сбыт, производство, снабжение, учет);

программами защиты имущества и безопасности бизнеса;

кадрами (включая вопросы формирования кадровой политики, социальные вопросы, отношения с профсоюзами);

программами построения отношений с акционерами, партнерами, органами государственной власти;

программами информационной поддержки (включая доведение до сведения трудового коллектива информации о планах, методах и принципах управления, а так же доведение социально-значимых аспектов деятельности до широкой общественности) .

В условиях мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь также проводился ряд антикризисных мероприятий. В целом они состояли из следующих четырех блоков: первоочередные меры по либерализации условий экономической деятельности, антикризисные меры в области монетарной и фискальной политики, по поддержке валообразующих предприятий, совместный план действий с Российской Федерацией по минимизации последствий финансового кризиса. Их реализация осуществлялась по следующим основным направлениям: привлечение дополнительного внешнего финансирования, стабилизация ситуации в банковском секторе и на валютном рынке, сокращение расходов госбюджета, либерализация экономики, поддержка реального сектора и валообразующих предприятий, стимулирование экспорта и ограничение импорта, создание дополнительного внутреннего потребительского и инвестиционного спроса на отечественную продукцию, селективная поддержка уязвимых категорий населения и др.

Кроме этого, в последние годы осуществлялась трансформация нормативно-правовой базы, регламентирующей и регулирующей прежде всего процессы акционирования, приватизации и использования госсобственности, развитие фондового и финансового рынков, условия функционирования бизнеса и предпринимательства. В результате были отменены институт "золотой акции" и ряд существующих ограничений на обращение акций предприятий, улучшена система налогообложения доходов от ценных бумаг (в частности, сокращены ставки налогообложения доходов от акций с 40 до 24%), расширено участие коммерческих банков на рынке ценных бумаг. На улучшение предпринимательского климата и стимулирование развития малого и среднего бизнеса направлено: упрощение и сокращение административных процедур, включая государственную регистрацию и ликвидацию субъектов хозяйствования, лицензирование; рационализация контрольной деятельности; улучшение арендных и земельных отношений, инвестиционной деятельности; совершенствование системы налогообложения; либерализация ценового регулирования и др.

После начала мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь был принят ряд действенных мер в области монетарной и фискальной политики, направленных на недопущение дестабилизации макроэкономической ситуации в стране. В частности, уменьшены нормы обязательного резервирования (в отношении вкладов физических лиц - отменены), оказана поддержка в части повышения ресурсной базы отдельных банков, увеличена ставка рефинансирования и процентные ставки по депозитам и кредитам, приняты решения по гарантированию вкладов в банковской системе страны, созданы дополнительные резервные фонды, введены определенные ограничения на покупку валюты юридическими лицами, осуществлена одноразовая девальвация (на 20%) и проводилось дальнейшее постепенное снижение обменного курса белорусского рубля к корзине валют в рамках заданных на 2009-2010 гг. параметров. Получены кредиты МВФ, Российской Федерации, Венесуэлы, Китая. Активно привлекается внешнее финансирование через банковскую систему и продажу отдельных активов. Принимались меры по недопущению роста заработной платы в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, проводилось существенное сокращение бюджетных расходов в конце 2008 г. и в 2009 г. Значительные дополнительные ресурсы аккумулированы в специальном Фонде национального развития. С целью пополнения оборотных средств предприятия и сокращения запасов готовой продукции на складах принято специальное постановление о порядке реализации продукции на экспорт с учетом конъюнктуры рынка, допускающее продажу продукции ниже ее себестоимости. Осуществляются дополнительные меры по сокращению запасов готовой продукции на складах .

При определении направлений экономического развития страны в краткосрочной и среднесрочной перспективе следует учитывать сравнительные конкурентные преимущества белорусской экономики. На уровне основных факторов они определяются выгодным географическим положением страны, наличием соответствующих природных ресурсов и запасов отдельных видов полезных ископаемых.

В связи с этим перспективным направлением для Республики Беларусь наряду с добычей и экспортом калийных солей считается развитие отраслей и видов деятельности, связанных с транзитным положением страны, прежде всего транспортно-логистических услуг. Однако наиболее важные конкурентные преимущества Республики Беларусь находятся в сфере не основных, а развитых (приобретенных) факторов, прежде всего унаследованного производственного потенциала и трудовых ресурсов. В соответствии со сложившейся специализацией в промышленности Беларуси можно выделить несколько групп отраслей. Проходящие через территорию страны газо- и нефтепроводы создали сырьевую базу для развития нефтепереработки, химической и нефтехимической промышленности, продукция которых в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры заняла ведущее место в белорусском экспорте. Одновременно выгодное транзитное расположение страны, наличие соответствующей инфраструктуры, научно-технического и производственного потенциала, квалифицированных трудовых ресурсов способствовали развитию сборочных машиностроительных предприятий, а также производства отдельных потребительских товаров длительного пользования.

С другой стороны, преимущества в производстве продукции отдельных отраслей (деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, пищевая, частично легкая промышленность) связаны с наличием соответствующей сырьевой базы. В свою очередь, ведущие отрасли и представляющие их предприятия способствуют развитию смежных и дополняющих производств, формируя таким образом определенные кластеры и точки роста.

Достаточно перспективными секторами для Республики Беларусь являются сфера услуг, малое и среднее предпринимательство. Данные направления могли бы стать потенциальными точками роста в ближайшие годы и поглотить излишнюю численность в результате реструктуризации крупных и средних предприятий, а также активизировать экономическое развитие в регионах с избыточными трудовыми ресурсами.

Устойчивость развития экспортоориентированной белорусской экономики во многом определяется благоприятностью внешнеэкономической конъюнктуры. Если не удается ее адекватно спрогнозировать с целью упреждающего маневрирования ресурсами, то необходимо хотя бы извлечь дополнительный экономический эффект из уже сложившейся ситуации .

Выводом из данного пункта является то, что пути выхода из кризиса всегда зависят от причин вызвавших данную ситуацию. Главной целью, государства оказавшегося в затруднительном положении, переход на нормальный, обычный режим работы. Для этого необходимо погасить все задолженности. Это достаточно трудно в состоянии неплатежеспособности, но возможно. Следует разработать план по оздоровлению экономической деятельности государства. Необходимо проанализировать состояние ресурсов предприятия на сегодняшний момент и возможности предприятия на будущее. При наличии возможности получить финансовую или товарную помощь государство может расплатиться с долгами в включиться в производство.

Михаил Дмитриев

Сырьевая модель роста больше не работает. Если страна хочет развиваться, необходимо строить новые дома и дороги, а инвестировать в инфраструктуру будут сами потребители

Потребляем больше, чем производим

Возобновление устойчивого экономического роста и предотвращение риска сползания в долгосрочную депрессию — это сейчас главный вопрос для экономики. Предыдущий этап был основан на опережающем росте потребления, а не инвестиций, но в нынешних условиях старая модель работать уже не может.

Прежняя модель была основана на беспрецедентном повышении цен на российский сырьевой экспорт. Потребление в стране долгое время устойчиво росло быстрее, чем ВВП. Такое возможно, когда валовый национальный доход (ВНД) — показатель, который отражает не только внутренне производство, но и результаты внешнеэкономической деятельности страны, — растет быстрее, чем ВВП. В нулевые годы ВНД рос быстрее именно потому, что очень быстро росло долларовое выражение экспорта, несмотря на медленный рост его физических объемов. А это значит, что происходило удорожание рубля по отношению к другим валютам и рост покупательной способности населения, выраженный в импортных товарах. В результате можно было не увеличивать производство: добыча нефти за эти десять лет выросла всего в полтора раза, а долларовая выручка от продажи нефти увеличилась примерно в десять раз с самого пикового падения в 1998 году, когда цены опускались до $4 за баррель.

Все это не требовало особенных инвестиций. Добычу нефти и газа не надо было усиленно наращивать — в основном эксплуатировались уже освоенные месторождения. Самые большие деньги тратились на строительство нефте- и газопроводов, да и это на фоне общих масштабов российской экономики было копейками: менее 1% ВВП в год. Поэтому основной прирост импорта шел не столько на закупки оборудования, сколько на закупки потребительских товаров. И масштабы этого роста импортного потребления были настолько велики, что долгие годы заработные платы росли двузначными числами, намного опережая ВВП, а доходы населения в реальном выражении выросли в три раза, хотя ВВП едва-едва удвоился.

$50 за баррель

Сейчас, после двух последних кризисов, которые привели к завершению мирового энергетического суперцикла, надежды на повторение такого роста уже нет. Потому что главный источник валюты для России — это нефть, которая дает почти половину всей экспортной выручки, а она имеет четкий потолок максимальной цены.

Связано это с добычей сланцевой нефти, для которой не нужны большие длительные инвестиции. В традиционных месторождениях старой эпохи 90% всех затрат на добычу нефти было связано с капитальными расходами: нужны были первоначальные стартовые вложения, чтобы пробурить большое количество глубоких скважин, протянуть трубопроводы, создать очень дорогую инфраструктуру для освоения нефтяных полей. А дальше можно просто качать нефть из этих скважин.

С добычей сланцевой нефти ситуация другая. Капитальные затраты на запуск месторождения составляют около 40% от затрат жизненного цикла, а 60% — это операционные затраты, но они настолько высоки, что сланцевая нефть рентабельна только при ценах на нефть выше $50 за баррель. Сейчас, когда цены на нефть упали, добыча сланцевой нефти моментально свернулась. Но как только цены на нефть снова поднимутся выше $50 за баррель, добыча на сланцевых месторождениях опять станет рентабельна, и тут же начинается очередной всплеск добычи. Большинство мировых аналитиков сейчас согласны, что при такой новой компоненте предложения нефти цена на нее не может устойчиво пробивать потолок $90 за баррель. Сланцевая нефть будет постоянно сбивать цену на мировом рынке. Поэтому никаких шансов дождаться момента, когда цена на нефть опять подскочит почти до $150, как это было в 2008 году, у России нет. А это значит, что валовый национальный доход, который кормил российского потребителя последние 15 лет, будет расти практически тем же темпом, что и российский ВВП: если не поменяются принципы функционирования российской экономики, это всего лишь 2% в год.

Мы вступаем в период долгосрочного стагнационного депрессивного роста, который, если все оставить как есть, при всех самых благоприятных изменениях на сырьевых рынках приведет к дальнейшему отставанию России от средних темпов роста не только мировой экономики, но и даже развитых стран мира.

Инвестиции в мегаполисы

Нет сомнений, что экспорт газа, нефти, угля, металла все равно будет основным источником поступления валюты в страну. Но из двигателя роста он превращается всего лишь в способ поддерживать в устойчивом состоянии платежный баланс страны. Для нового роста нужен новый источник. Необходимо переключение на инвестиционную модель: когда экономический рост может ускориться, но не за счет более быстрого роста потребления по отношению к ВВП, а, наоборот, более медленного. На первом этапе выхода из долгосрочной депрессии двигателями роста могут стать только инвестиции. Предпосылки для этого уже возникают: за последние два года доля прибыли в ВВП выросла на 4% за счет снижения доли заработной платы. Но на фоне рецессии бизнес не спешит инвестировать полученную прибыль, а придерживает ее до лучших времен.

Очень важно, чтобы для вложения денег стали привлекательными те сектора, которые действительно могут в этих условиях развиваться. Вкладывать деньги сейчас в добычу нефти и газа на новых месторождениях бессмысленно. Себестоимость совокупной добычи нефти на них сейчас выше, чем потенциальная цена на этом рынке, поэтому осваивать тундру, как мы это делали на протяжении нулевых годов ради увеличения добычи экспорта сырья, совершенно бесполезно. Это не ускорит темпов экономического роста.

Но подобно тому, как сырьевая экономика территориально привязана к месторождениям сырья, несырьевая экономика тоже имеет вполне конкретную географическую привязку. «Месторождения» несырьевой экономики расположены в зонах с высокой концентрацией населения и предприятий. По оценкам McKinsey, две третьих всего мирового прироста ВВП в период до 2030 года будет сосредоточено всего лишь в 600 крупнейших городах мира и прилегающих к ним агломерациях, которые по площади составляют территорию меньше современного Судана. А треть ВВП — это вся остальная поверхность Земли. Из числа крупных мировых агломераций порядка 12-15 находятся в России. Именно они и могут стать зонами опережающего роста несырьевых отраслей с высокой производительностью. И если мы говорим о несырьевой экономике, то именно там будет возникать основной дополнительный прирост добавленной стоимости. Но для этого нам нужна комбинация экономических мер, сочетающих стимулирование спроса (более или менее в русле кейнсианских традиций) и стимулирование предложения (прежде всего создание благоприятных условий для бизнеса и инвестиций).

Смысл кейнсианских мер — это создание денежных и инвестиционных стимулов для потребителей, наделение их большими ресурсами, с помощью которых они могут создать цепочку мультипликативного спроса на товары и услуги, и тем самым стимулировать выход из кризиса. Одним из традиционных, всем нам известных воплощений такого кейнсианского подхода была рузвельтовская программа строительства дорог и привлечение безработных на реализацию больших инфраструктурных проектов: электроэнергетика, дороги, орошение и многое другое. В конечном счете все это было направлено на стимулирование спроса и использование эффекта мультипликатора спроса.

Дороги и жилье

По количеству автомобилей на сто человек населения Московская область сопоставима с большинством крупнейших агломераций Европы и превосходит пригороды Лондона, Парижа, Хельсинки, но плотность дорог в четыре раза меньше, чем в среднем по Европе. На всех этих автомобилях в Подмосковье по большому счету некуда ездить. Даже в электричках время в пути до недавнего времени было в два раза дольше, чем в среднем в европейских агломерациях. В этих условиях бизнесы просто не могут эффективно работать. Рынки сужаются, потому что увеличивается расстояние, осложняется сбыт и взаимодействие, все эффекты масштаба сжимаются.

Значит, большая часть несырьевых секторов может обеспечивать гораздо меньший прирост на рубль инвестиций, если мы не решим эту проблему отсталой инфраструктуры в центрах несырьевого роста. Дополнительные вложения в инфраструктуру, которые нужны, чтобы эту проблему решить, сейчас мы оцениваем примерно в 1-1,5% ВВП в год на протяжении ближайших десяти лет. Это немногим больше, чем на предыдущем этапе роста тратилось на нефте- и газопроводы. Теперь инвестиции должны уйти в агломерации и расширение зоны их влияния.

Эффективный рынок труда в наших агломерациях не может возникнуть также при нынешнем уровне обеспеченности жильем. С точки зрения достигнутого уровня доходов и потребления обеспеченность жильем в России должна быть на уровне 28-30 кв. м на человека. В Москве сейчас — 20 кв. м. Этот показатель практически не рос в течение последних 20 лет. Сейчас в Китае уже больше 20 городов, в которых обеспеченность жильем превышает 35 кв. м на человека. Большинство агломераций в России недоразвиты, в результате они не могут привлечь больше людей для работы на высокооплачиваемых производительных предприятиях, потому что этим людям просто негде жить.

Жилье стоит запредельно дорого из-за дефицита предложений жилья и барьеров на рынке, которые завышают цену. И поэтому решать надо одновременно и проблему инфраструктуры, и снимать барьеры на рынке жилья. Необходимо создание новых механизмов финансирования социального арендного жилья для людей, приезжающих на работу в эти зоны ускоренного высокопроизводительного развития. Мы вкладываем в инфраструктуру и жилье, а они создают спрос на стройматериалы, оборудование и другие товары, которые не импортируются, а производятся внутри страны.

Далее возникает уже другой, некейнсианский мультипликатор — агломерационные эффекты, которые действуют не со стороны спроса, а со стороны предложения. Новая инфраструктура и жилье создают условия для роста производительности несырьевых бизнесов в агломерациях, а также способствуют притоку капитала и рабочей силы в те места, где их можно использовать наиболее производительно. Это, собственно, и дает толчок росту несырьевой экономики в агломерациях.

Где деньги?

Принципиально важно создание нормальной регуляторной среды, не должно быть избыточных барьеров, должны быть защищены права собственности, должна быть эффективная финансовая инфраструктура, которая открывает доступ к капиталу для осуществления инвестиций. Многое из того, чего сейчас остро не хватает. Снос торговых павильонов у метро — это пример того, когда московские власти в разгар кризиса, фактически ничего не предлагая взамен, по сути, убивают очаги экономической активности.

Еще один элемент экономики предложения тесно переплетен с кейнсианством. Дополнительная инфраструктура может быть создана за частные деньги. Чтобы это произошло, должен возникнуть рынок долгосрочных инфраструктурных инвестиций, размеры которого не такие уж и большие. Это всего лишь 1,5-2% ВВП в год. У нас колебание нормы накопления достигает 5% ВВП в год. То есть это макроэкономически незначительная величина.​

Частный инвестор пойдет в инфраструктуру, вложит свои деньги и существенно ускорит развитие всей несырьевой экономики. Но это произойдет при одном условии: этот рынок должен выйти из нынешнего состояния отсутствия стандартов и понятных для всех правил игры.

Позитивные примеры уже есть. Десять лет назад менее 5% покупок жилья делалось с помощью ипотечных кредитов. После реализации приоритетного национального проекта «Жилье» появилась возможность штамповки ипотечных сделок на конвейере по стандартным понятным правилам. Объемы ипотечных кредитов выросли в 30 раз. К 2014 году около половины жилья покупалось с участием ипотечных кредитов. Именно это позволило за десять лет, несмотря на два эпизода рецессии, удвоить вводы жилья и довести их до исторических максимумов.

Инвестор не идет не потому, что инфраструктура у нас непригодна для инвестиций, и не потому, что в принципе в России нет длинных денег, а потому, что каждый проект приходится «собирать вручную», как роллс-ройс. Мы уже видим, что целый ряд довольно простых и уже реализованных в России решений наподобие мер по развитию ипотечного кредитования может превратить выпуск инфраструктурных инвестиционных инструментов в массовое конвейерное производство. Уже в ближайшее время мы совместно с участниками рынка рассчитываем подготовить и вынести на публичное обсуждение детальную дорожную карту таких мер.

Если мы это делаем, то сразу снимаем еще одно узкое место: мы направляем значительный поток денег из других финансовых рынков в рынок инфраструктуры, мы активируем сразу и мультипликаторы спроса за счет прямых эффектов от инвестиций, и мультипликаторы предложения в виде агломерационных эффектов. И, если это все будет сопровождаться улучшением бизнес-среды и повышением защиты прав собственности, да еще плюс реформой таможни, то появится шанс выйти из долгосрочной депрессии на принципиально новой экономической основе.

Если мы запустим такую модель всерьез, а для этого, я считаю, в стране есть хорошие предпосылки, то темпы роста российской экономики в ближайшие 10-15 лет могут в среднем оказаться на 1,5-2% выше инерционного, «депрессивного» тренда. 3,5-4% в год при достигнутом в России уровне доходов — это очень высокие темпы роста. При таких темпах мы продолжим наверстывать отставание от развитых стран и примерно на рубеже 2030 года окажемся по формальным критериям страной с высоким уровнем дохода.

В экономике России уже несколько лет происходят кризисные процессы. Закономерно, что многих граждан страны волнует вопрос, выйдет ли Россия из кризиса и когда это случится. Ведь от ответа на него зависит благосостояние людей. Давайте разберемся, когда Россия выйдет из кризиса. Мнение экспертов поможет нам в этом.

Хронология

Прежде чем перейти к обсуждению вопроса, когда Россия выйдет из кризиса, давайте выясним, как именно он зародился и развивался в стране. Это поможет нам обозначить пути выхода из него.

После мирового финансового года экономика России в начале 2010 годов стала постепенно восстанавливаться. Но уже в 2013 году наметились некоторые отрицательные тенденции, главной из которых был некоторый из страны. Впрочем, масштабы этого явления хоть и носили кризисный характер, сами по себе существенно замедлить экономику России не могли. Таким образом, прогноз на 2014 год оставался в целом положительным.

Намного более удручающее влияние на финансы страны оказали экономические санкции, введенные в 2014 году странами Запада, и особенно обвальное падение стоимости нефти, случившееся тогда же. Экономические эксперты по-разному оценивают масштаб влияния этих явлений на усугубление кризиса, но большинство из них согласны с тем, что оно довольно существенно.

Экономические санкции стран Запада послужили препятствием для осуществления целого ряда совместных программ, ограничили импорт оборудования, необходимого для развития российской промышленности, и возможность кредитования за рубежом отечественных предприятий и банков, а также в значительной мере увеличили объемы оттока капитала. В ответ правительством России были введены антисанкции, которые также имели ряд негативных последствий для российской экономики. В частности, необходимость искать новых поставщиков сельскохозяйственной продукции. Впрочем, большинство экспертов согласны с тем, что в долгосрочной перспективе ответные меры российского правительства при наличии эффективной программы могут способствовать развитию сельского хозяйства в стране.

Куда большее влияние на экономику России оказало резкое снижение цен на черное золото. Если до середины 2014 года стоимость нефти стабильно превышала отметку $100 за баррель, то к концу года она снизилась почти до $55 за баррель. В 2015 году падение было продолжено, а в начале 2016 года цены достигли минимума, опустившись ниже $30 за баррель.

Снижение стоимости нефти не только отрицательно сказалось на наполнении бюджета, но и способствовало падению курса рубля относительно мировых валют. Относительно доллара за период с начала 2014 по начало 2016 года рубль обесценился более чем в 2,5 раза. Правда, затем, ввиду некоторого на нефть, российская валюта смогла немного отыгрывать позиции.

Спровоцировало повышение уровня инфляции, значительное увеличение стоимости импортных товаров, а также снижение реальных доходов населения. Кроме того, кризисные явления в экономике способствуют уменьшению объемов ВВП и сворачиванию целых ряда проектов.

Нет ничего удивительно, что ввиду этого население в настоящее время очень беспокоит вопрос: "Когда Россия начнет выходить из кризиса?"

Прогнозы правительства

Прежде всего давайте узнаем, когда Россия выйдет из кризиса, по мнению представителей правительства.

Ещё в середине 2015 года министр финансов Антон Силуанов дал свой прогноз по этому поводу. Он заявил, что Россия начнет выходить из кризиса на рубеже 2015-2016 годов. Как видим, указанный отрезок времени прошел, а экономическое положение страны остается сравнительно тяжелым. В то же время следует учесть, что, ввиду некоторого повышения цен на нефть в первом квартале 2016 года, все-таки наметились определенные положительные тенденции.

Более осторожный прогноз, когда Россия выйдет из кризиса, дал министр экономического развития Алексей Улюкаев. По его мнению, рост экономики произойдет только в 2017 году, так как спад завершится к концу 2016 года. Впрочем, в сравнении с позицией некоторых аналитиков, прогноз Улюкаева довольно оптимистический.

Глава Центробанка России и известный отечественный финансист Эльвира Набиуллина, опираясь на выводы аналитиков возглавляемого ею учреждения, заявила, что кризис будет сопутствовать экономике России до конца 2016 года. На рост показателей можно рассчитывать только с 2018 года, а на прежний уровень они выйдут в 2019 году. Такое положение дел Набиуллина связывает с установившейся низкой стоимостью нефти. Но изменения цен на черное золото могут значительно подкорректировать прогноз Центробанка относительно дальнейшего развития экономики страны.

Степан Демура: дальше только хуже

Отличающуюся от мнения российского правительства позицию по поводу вопроса "сможет ли Россия выйти из кризиса" имеет известный аналитик Степан Демура. В свое время он предсказал мировой финансовый кризис 2008 года, когда большинство других экспертов даже не подозревали о его возможности.

Степан Демура считает, что в 2016 году кризис только усугубится. Он прогнозирует, что к середине года цена доллара вполне может перешагнуть отметку в 125 рублей и выше. Главной причиной кризисных явлений в современной российской экономике Степан Демура считает значительную зависимость формирования бюджета страны от уровня продажи энергоресурсов. По его мнению, Россия не сможет выйти из кризиса до тех пор, пока не преодолеет эту зависимость, а в ближайшей перспективе это практически невозможно.

Но стоит учесть, что Степан Демура уже давно известен своими крайне пессимистическими прогнозами относительно положения российской экономики. К счастью, значительная часть из них не сбывается.

Слава Рабинович: прилет «черного лебедя»

Согласен со Степаном Демурой по вопросу, когда Россия выйдет из кризиса, Слава Рабинович, который является известным финансистом и экономическим экспертом. Он также придерживается мнения, что впереди Россию ждет только усугубление ситуации. Рабинович считает, что ещё большой вопрос, выйдет ли Россия из кризиса той страной, в политическом плане, которой она является сейчас.

Слава Рабинович утверждает, что Россию ожидает прилет «черного лебедя», после чего кризис примет поистине масштабный характер. Данный термин означает негативное событие большой значимости, способное запустить цепную реакцию по принципу домино, разрушающую всю структуру хозяйствования.

Например, при банкротстве одного из системообразующих банков России может быть запущен процесс банкротства ряда важных для экономики страны предприятий, что приведет к значительному усилению кризисных явлений.

Возможность выхода из кризиса для России Слава Рабинович на данном этапе не видит. Но нужно учесть, что он находится в фактической оппозиции к действующему правительству, так что в его рассуждениях, скорее всего, присутствует значительная доля субъективизма.

Кудрин: комплекс мер по выходу из кризиса

Свое мнение по поводу вопроса, когда Россия выйдет из кризиса, имеет бывший министр финансов России, а ныне авторитетный эксперт Алексей Кудрин. В последних своих заявлениях он утверждает, что пик кризиса пришелся на 2015 год. Впрочем, он также говорит о том, что не стоит расслабляться, ведь кризисные явления будут ощущаться ещё продолжительное время.

Конкретную дату окончательного выхода из кризиса Кудрин не называет. Но он говорит о том, что выход из него будет значительно затруднен или даже вообще невозможен без решения конкретных задач. Кудрин имеет свое мнение по поводу того, как выйти из России. Прежде всего, шагом на пути к стабилизации экономики Алексей Леонидович считает усовершенствование системы государственного управления, которая в данный момент является неэффективной.

Также важной составляющей он называет создание доверительных отношений между властью, населением и бизнесом. Ещё один шаг на пути стабилизации государственных финансов - повышение пенсионного возраста. Кстати, в этом плане с Кудриным согласен и действующий министр финансов Антон Силуанов.

Нужно отметить, что заявления о будущем российской экономики не так давно были более пессимистичны, чем нынешние.

Мнение других отечественных аналитиков

Не разделяет оптимистический прогноз российского правительства о преодолении кризиса в ближайшие годы Игорь Николаев, который является директором Института стратегического развития. Впрочем, его сценарий развития ситуации все-таки не настолько пессимистичен, как у Степана Демуры и Славика Рабиновича. Игорь Николаев считает, что выход из кризиса может наступить только при сочетании определенных факторов. К ним он относит существенное повышение цен на нефть, снятие санкций стран Запада относительно России и немедленные реформы в структуре управления экономикой. В случае если хотя бы один из данных факторов не сработает, говорить о преодолении кризиса будет рано. Конкретное время, когда все три условия будут выполнены, назвать не представляется возможным, так как это зависит не только от внутренних, но и от внешних процессов.

Аналитики ЦР ВШЭ разработали два сценария возможного дальнейшего развития событий. По одному из них, цены на нефть будут находиться в районе $35 за баррель. Второй сценарий предполагает увеличение стоимости черного золота до 45 долларов. Но и в первом, и во втором случае до 2020 года нельзя будет говорить о предпосылках к росту экономики страны. Просто при цене $35 за баррель финансовые потери России будут существенно выше, чем при стоимости $45.

Оценки зарубежных экспертов

Конечно, мнения отечественных экспертов и государственных деятелей по вопросу, как Россия собирается выходить из кризиса, довольно интересны, но для более объективной оценки ситуации нужно взглянуть на проблему со стороны. Давайте узнаем, позицию ведущих мировых финансовых организаций и экспертов по поводу финансового положения РФ.

МВФ предрекает продолжение спада российской экономики в 2016-2017 годах. Хотя совсем недавно прогнозы этой международной финансовой организации были куда более оптимистичными. В них утверждалось о том, что кризис удастся преодолеть к концу 2016 года. А в 2017 году экономика России должна была продемонстрировать рост в 1%.

Исследователи китайского информационного агентства «Синьхуа», напротив, считают, что РФ без особых проблем удастся преодолеть кризисные явления. Причем не стоит никого просить: «Помогите России выйти из кризиса!» Ей это вполне по силам сделать самой. Главными предпосылками к этому аналитики Поднебесной считают огромный потенциал страны, а также сплоченность народа. Правда, конкретные даты экспертами не называются.

Эксперты аналитического портала из Германии тоже считают, что России вполне по плечу справиться с экономическими трудностями. Это свершиться тогда, когда цены на нефть опять пойдут вверх, что, по мнению немцев, неизбежное явление, которого следует ждать, как только страны ОПЕК придут к договоренности. Россию ждет не только экономическая стабилизация, но и укрепление позиций.

Предсказания астрологов

Конечно, в вопросе, когда Россия выйдет из кризиса, предсказания астрологов для большинства наших соотечественников не являются определяющими, но о них тоже следует вкратце сказать, обсуждая данную тему.

Жена известного астролога Павла Глобы Тамара, также являющаяся специалистом по предсказаниям, говорит о том, что в 2016 году кризисные явления продолжатся. Причем они охватят не только Россию, но и весь мир. Но, по мнению Тамары Глобы, как раз мировой кризис, разрушающий старую систему миропорядка, является отличным шансом для России выдвинуться на передовые позиции, что, по утверждению астролога, и произойдет в ближайшее время.

Ещё один известный предсказатель - Фатима Ходуева, которая является финалисткой «Битвы экстрасенсов». По её мнению, самый тяжелый период для российской экономики - 2015 год - пройден. Далее ситуация начнет налаживаться и стабилизироваться. Значительное улучшение положения произойдет весной 2016 года.

Известнейшая болгарская пророчица Ванга в своих предсказаниях говорила о том, что 2016 год будет довольно трудным для России. Более того, весь мир охватит кризис. Но к концу года ситуация в стране и мире несколько стабилизируется.

Как видим, на вопрос, когда Россия выйдет из кризиса, экстрасенсы имеют довольно оптимистические ответы. Будем надеяться, что их предсказания сбудутся.

Действия по преодолению кризиса

Большинство экспертов склоняются к тому, что в значительной мере настоящий кризис спровоцирован резким падением стоимости нефти на мировых рынках. Российское правительство только косвенно может влиять на данный фактор, и вряд ли в его руках имеется инструментарий, способный реально взвинтить цены на черное золото.

В то же время эксперты считают, что преодоление кризиса вполне возможно, если правительство предпримет ряд шагов по реформированию управлением экономикой, сделает Россию более привлекательной для привлечения инвестиций, а также минимизирует нефтезависимость бюджета страны.

Опасения и надежды

Многие эксперты пророчат затяжной экономический кризис в России с туманной перспективой выхода из него. В то же время представители власти, а именно Антон Силуанов, Алексей Улюкаев и Эльвира Набиуллина, прогнозируют стабилизацию финансовой ситуации в 2017-2018 году. С ними солидарны даже некоторые зарубежные аналитики, в частности, китайские и германские. Так что предпосылки для оптимизма у простых россиян все-таки имеются. Более того, отдельные специалисты видят в нынешней ситуации ряд возможностей для значительного укрепления экономики страны, и выход её на ведущие позиции в мире. Ведь кризисное время, кроме явно негативных моментов, предоставляет ещё и уникальные возможности, которые бывают крайне редко.

Вселяют надежду и предсказания экстрасенсов, но к ним следует относиться с большой осторожностью, так как астрологи строят свои выводы все-таки не на научном объяснении явлений.

В целом гражданам России остается надеяться на сравнительно быстрый выход из кризиса страны. Но при этом нужно быть готовыми к долгосрочным экономическим и финансовым проблемам. В таком случае, даже если кризис затянется, мы его сможем встретить во всеоружии. Как говорится, надейся на лучшее, но готовься к худшему.

Мир вступил в период сильнейшей геополитической турбулентности. Над планетой нависла угроза небывалого цивилизационного противостояния. От мировых лидеров зависит, какой будет история человечества в ближайшие годы – омраченной войнами или все-таки тяга к мирному развитию окажется сильнее. При этом немногие страны мира могут предложить свой вариант выхода из кризиса. Одна из них Казахстан, претендующий стать непостоянным членом Совета безопасности ООН на 2017-2018 гг. еще и для того, чтобы легче было реализовать выработанные предложения. Внешнеполитические инициативы Казахстана в условиях глобальных перемен обсудили участники экспертного круглого стола, состоявшегося накануне на историческом факультете МГУ им.М.В. Ломоносова.

Эксперты признали, что Казахстан занимает традиционно активную позицию в международной повестке. «Страна – инициатор и организатор многих важных международных форматов: от ШОС до ОБСЕ, от СВМДА до ОИК, в ходе которых президент Нурсултан Назарбаев выступил с рядом инициатив по решению региональных кризисов. Он также является автором создания Ассамблеи народа Казахстана и Съезда лидеров мировых и традиционных религий», – напомнил руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. И последнее выступление Назарбаева на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, как отметил эксперт, «вызвало определенный отклик в СМИ и в политических кругах».

Напомним, что Назарбаев использовал трибуну ООН для продвижения новых концептов устойчивого мирового развития. Он призвал объединить усилия стран-членов ООН для решения ряда общепланетарных проблем – от разработки наднациональной мировой валюты, отвечающей задачам глобального устойчивого развития, до принятия декларации о создании мира, свободного от ядерного оружия. Более того, Елбасы предложил перевести штаб-квартиру ООН в Азию и преобразовать Экономический и Социальный совет ООН в Глобальный совет развития, куда кроме государств – членов ООН могли бы входить представители и международных финансовых организаций. А также его предложение о ежегодном перечислении каждым государством одного процента от оборонного бюджета в Специальный фонд ООН на Цели устойчивого развития. Есть все основания полагать, что у этих инициатив большое будущее.

Собравшиеся в МГУ эксперты отметили, что, несмотря на то, что не все предложенные инициативы Казахстана удалось реализовать. В этом есть как субъективные, так и объективные причины. Тем не менее, по словам Собянина, «Казахстан обречен по фундаментальным причинам играть более важную роль, чем он играл в советское время или даже сейчас, когда мы привыкли в нем видеть более динамичного в экономическом смысле второго такого же верного союзника одного из двух главных евразийских союзников». Он считает наиболее значимой инициативу Назарбаева об евразийстве, которую удалось реализовать – в 2015 году стартовал проект по созданию Евразийского экономического союза. А вот реализация идеи Большой Евразии, с которой президент Назарбаев выступил на упомянутой сессии Генассамблеи ООН, вызывает у экспертов сомнения.

Впрочем, как считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, Казахстан может сыграть роль некоего «стабилизатора» в отношениях между Россией и Западом, какими были в период холодной войты Франция и ФРГ. «Действия Франции и ФРГ называли «разрядкой» в отношениях великих держав. Вот в этой логике мне бы хотелось рассматривать инициативы Казахстана. Не просто, как самостоятельные инициативы, а как тот рычаг, который может с позиции третьего угла треугольника повлиять на ситуацию», – сказал Журавлев. При этом эксперт отметил, что даже если все инициативы не всегда доходят до конца, то они «создают кредитную историю». По его мнению, важно то, что Казахстан и лично Назарбаев обладают авторитетом. «Даже, несмотря на то, что Казахстан – это не самая мощная экономки, не самая мощная армия, его авторитет велик. Возможно, несравнимо больше, чем та экономическая мощь, которой обладает иное государство», – отметил Журавлев.

Эксперт по Центральной Азии, политолог Аркадий Дубнов поддержал коллегу, сказав, что Казахстан, «учитывая всего лишь 25-летнюю историю независимой государственности (16 декабря отметим эту дату) вполне состоявшееся государство, более того, в его отношении вполне применимо более лестное определение – региональная держава». «И, конечно же, личность президента Нурсултана Назарбаева, бессменного лидера, утвердившего широко в мире свой авторитет, что сделало хорошо узнаваемой и его страну», – подчеркнул Дубнов. Вместе с тем, он считает, что все имиджевые проекты сегодня отходят на задний план, уступая главному – борьбе с терроризмом и исламским экстримом.

«Именно здесь Назарбаев может и должен продемонстрировать все свои ресурсы и амбиции регионального лидера одного из самых опасных районов мира. И здесь не помогут ссылки на значение центра мировых религий, которым хочет выглядеть Астана, – сегодня это не более, чем риторические упражнения. Кажется, действительно пора создавать форум исламских авторитетов, которые бы могли говорить от имени мировой исламской уммы, чтобы назвать вещи своими именами: ИГИЛ – это жуткое извращение ислама, а лидеры ИГИЛ (организация запрещенная в РФ и ряде других стран) должны быть прокляты от имени этого мирового исламского форума», – считает эксперт. По словам Дубнова, возможно, эта задача выглядит наивной, но только Назарбаеву она может оказаться по плечу, «если он стремится остаться в современной истории миротворцем».

«Есть еще одна роль Казахстана и его лидера, которая крайне востребована может быть уже сегодня – это консолидация усилий стран Центральной Азии по противостоянию угрозам из Афганистана, что становится крайне актуальным в самое ближайшее время. Я вижу такую необходимость тем больше, чем более явно наблюдается тенденция отторжения некоторыми странами региона предложений о такой помощи со стороны России… из-за опасений, связанных с утратой части суверенитета в результате усиления российского военного присутствия в регионе. Такая работа требует тонкой дипломатической настройки», – подчеркнул Дубнов.

Станислав Притчин, научный сотрудник Института востоковедения РАН, оценивая эффективность дипломатии Казахстана, отметил ее достаточно высокий уровень. «Те задачи, которые ставит перед МИДом президент Нурсултан Назарбаев, как правило, реализуются. Так было с председательством республики в ОБСЕ в 2010 году и проведением первого за многие годы саммита этой организации. Другой вопрос связан с Сирией. Казахстан на всех уровнях признается ближайшим российским союзником и стратегическим партнером России на международной арене. Также как и Москва, Астана признает ИГИЛ вызовом для Казахстана даже в силу того, что многие казахстанцы отправляются сражаться на стороне исламистов. В такой ситуации не совсем понятна позиция Астаны, которая до сих пор официально не поддержала операцию в Сирии, которая, во-первых, направлена против общей для всех угрозы, а во-вторых, проходит строго в рамках юридических норм и не противоречит международному праву», – сказал Притчин.

Тему ИГИЛ продолжил заведующий отделом Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин, который отметил, что все называемые цифры, граждан уехавших на войну в Сирию или Ирак из стран ЦА относительны. Они не представляют опасности для региона и даже при той ограниченности ресурса у всех стран ЦА, собственного потенциала спецслужб, чтобы нейтрализовать эти вызовы хватит вполне. По мнению Грозина, для Казахстана одним из вызовов могут стать экономические потрясения, которые создают очень серьезный элемент риска для внутренней социальной стабильности, для сохранения единства элиты и единства общества. По его словам, именно ухудшение экономического положения, на которое влияние руководства Казахстана ограничено, и есть главный вызов. «Это не ИГИЛ, а мировая конъектура на сырьевых рынках создает ситуацию, при которой Астане придется решать в оперативном порядке сложные задачи и реагировать на большие риски», – сказал Грозин.

Экономические риски оценила главный научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Аза Мигранян, которая напомнила, что Нурсултан Назарбаев открыто предупредил общество о надвигающемся экономическом кризисе. В Астане предприняли меры для смягчения последствий. По ее словам, Казахстан отличается от всех постсоветских стран комплексностью стратегий и целей движения в экономике. В республике реализуется две программы «Нурлы жол» (Светлый путь) и План нации «Пять институциональных реформ». По ее мнению, равномерно позиционируя и выравнивая отношения в экономической сфере со многими партнерами, у Казахстана не изменилось качество экономики, ее структура, и ее конкурентоспособность будет базироваться на экспорте энергоресурсов. Казахстан обречен существовать в тех условиях, и участвовать в той борьбе, которые существуют сегодня. Поэтому Казахстану придется активизировать свои политические инициативы. Долго оставаться нейтральным по многим вопросам геополитики Астане не удастся. Вопросы многовекторности Казахстана можно использовать через партнерство в ЕАЭС, как тот экономический мостик, где можно было бы смягчать падения и увеличивать достижения, подчеркнула Мигранян.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об