Необходимость государственного регулирования экономики. Масштабы экономической деятельности

Рассмотрим предпосылки:

1. По мере усложнения развития общества, хозяйственных связей усиливают интеграционные процессы в экономике, в этих условиях возрастает роль общенациональных потребностей, которые формируются в процессе интеграции общества и государство управляет процессом их реализации как единственно возможный субъект их удовлетворения;

2. Развитие производства, углубление общественного разделения труда, усложнение хозяйственных связей.

Промышленная революция, научно-технический прогресс, который активно развивается в XX веке, приводят к тому, что возрастает технологичность производства, усложняется производимые продукты, в производстве одного конечного продукта принимают участи десятки, сотни, а иногда и тысячи различных товаропроизводителей, которые выстраиваются в определённую замкнутую технологическую цепочку и передают части этого товара друг другу как на конвейере. Если раньше один производитель от начала до конца производил товар, то теперь один товар производят десятки, сотни производителей. Из этого следует необходимость интеграции их деятельности. Ведь каждый из производителей в отдельности самостоятелен и действует на свой страх и риск. Но здесь, когда огромные цепочки, когда множество участников, возрастает опасность принятия неправильного решения отдельным участником этих связей. Поэтому необходимо каким-то образом интегрировать хозяйствующих субъектов в рамках этих сложных технологических процессов. Можно на корпоративном уровне, создавая крупные объединения, корпорации, но постепенно возникает потребность в какой-то более крупномасштабной интеграции на уровне всей национальной экономики. И вот здесь в роли активного регулятора начинает выступать государство, которое приводит в соответствие взаимодействие всех участников сложных цепочек, регулирует связи между цепочками, между различными отраслями, регионами. Чем сложнее экономика, чем глубже разделение труда и специализация, тем острее необходимость использования единого центра для регулирования хозяйственных процессов.



3. Связана со второй – возрастающая неспособность рынка осуществлять эффективное антикризисное регулирование экономикой. До определённого этапа рынок нормально осуществлял свои регулирующие функции, позволял устанавливать баланс между производством и потреблением, спросом и предложением. Но, начиная с середины XIX века, стали происходить постоянные, циклические сбои в работе рыночного механизма. Выражением этих сбоев стали циклически повторяющиеся кризисы (кризисы перепроизводства). И чем сложнее экономика, тем труднее рынку выполнять регулирующие функции, поскольку рынок основан на саморегулировании, на мотивации отдельных, обособленных частных собственников, которым всё сложнее принять правильное решение, когда усложняется их взаимодействие. Из-за того, что взаимодействие между частными собственниками в условиях рынка становится всё более сложным, отдельному рыночному субъекту руководствуясь рыночной информацией всё сложнее принимать правильное хозяйственное решение, возникает риск управленческой ошибки. Этот риск приводит к возникновению различных диспропорций, сбоев в работе рыночного механизма. Как раз государственное регулирование появляется и активизируется во многом для того, чтобы преодолеть эти провалы (фиаско) рынка, связанные с его неспособностью поддерживать оптимальные пропорции, темпы и структуру народного хозяйства.

4. Связана с монополизацией. Не случайно в США разговоры о необходимости государственного регулирования экономики значительно оживились после завершения Великой депрессии (1929-1934 гг.). Появляется кейнсеанство, Кейнс пишет свой труд «Общая теория занятости, процента и денег», который разрабатывает основы государственного регулирования экономикой. Даже тупые америкосы осознали необходимость замены чисто рыночного механизма системой государственного регулирования встроенного в рыночную экономику. Затем это произошло и в других странах.

Главная причина заключалась в том, что по мере развития рыночной экономики, если её эффективно не регулировать из центра, неизбежно нарастают процессы монополизации. Монополия разрушает нормальные пропорции, связи между производством и потреблением, стимулирует инфляцию и другие экономические трудности, деформирует систему инвестиционного обеспечения экономики. И для того, чтобы ограничить монополию нужна какая-то высшая сила. Государство активизирует своё участие в экономическом регулировании во многом из-за необходимости ограничения монополий.

5. Нарастающая неспособность рынка решать социальные проблемы общества, значение которых постоянно возрастает. По мере того, как развивается общество, как повышается уровень благосостояния граждан, возрастает социальная активность граждан, возникает необходимость более полного удовлетворения социальных потребностей. Рынок не проявляет интереса к развитию социальной сферы, он занимается бизнесом, рыночные субъекты это предприниматели озабоченные повышением прибыли, что касается социальной сферы, то предприниматели, в принципе, готовы туда пойти, но только если это принесёт им доход. Это возможно тогда, когда социальная сфера коммерциализируется, когда она становится рыночным сегментом общества. Такое превращение социальной сферы в коммерческий сегмент – очень опасная тенденция, т.к. в данном случае социальная сфера утрачивает свою способность выполнять жизнеобеспечивающую функцию, функции социальной защиты, социальной поддержки, социального обеспечения граждан. В этом случае социальную сферу часто превращают в объект для спекуляции здоровьем человека, его карьерой, да и саму жизнь, те вещи, которые нельзя измерять в деньгах.

Сказанное не означает, что нужно вообще исключить из социальной сферы коммерческую деятельность. В какой-то мере коммерциализация возможна и целесообразна, но только в той мере в какой речь идёт об удовлетворении так называемых «сверх нормативных социальных потребностей». Всё что в рамках некой социальной нормы, в рамках которой обеспечивается жизнедеятельность граждан должно быть на нерыночной основе за счёт государства.

6. Интернационализация хозяйственной жизни общества. Интернационализация это объективный процесс и он связан с тем, что каждая национальная экономика развивается и на определённом этапе разрывает национальные границы, поскольку они мешают её дальнейшему развитию. Государство призвано сыграть активную роль в процессе интернационализации национальной экономики. Эта роль двоякого рода – прежде всего роль государства заключается в том, что оно помогает национальным предприятиям, национальным экономическим субъектам выйти на мировой рынок. Помощь выражается в том, что государство за счёт бюджетных ресурсов поддерживает предприятия, которые выходят на мировой рынок, предоставляет этим предприятиям какие-то налоговые льготы, льготные кредиты, во многих странах, например, Юго-Восточной Азии государство, кредитуя экспортёров (даёт им экспортные кредиты), принимает на себя обязательство по погашению процентов по кредиту и даже части этого кредита.

Кроме того, государство кроме поддержки собственных экспортёров занимается также и защитой национального рынка от проникновения на этот рынок агрессивных товаропроизводителей и инвесторов из других стран. Это очень важно для стран с развивающейся и не очень высоко развитой экономикой. Если снять все ограничения по проникновению капиталов и особенно товаров это может негативным образом отразиться на состоянии национальной экономики.

7. Необходимо контролировать деятельность экономических субъектов в связи с тем, что масштабы их экономической деятельности постоянно увеличиваются. Следовательно, возрастает степень вмешательства хозяйствующих субъектов в развитие многих социальных процессов и природную среду. И государство призвано защитить общество от агрессивного вмешательства в социальные процессы и процессы природного воспроизводства со стороны агрессивных участников рыночной деятельности прежде всего монополий и прежде всего естественных монополий. В связи с этим во многих странах наблюдается тенденция к огосударствлению естественных монополий, к активизации государственного участия в деятельности естественных монополий. Этот процесс прослеживается и в России, но он не связан с национализацией естественных монополий. Речь идёт о создании государственных концернов, об увеличении долевого участия государства в деятельности компаний из сфер естественных монополий, но о национализации (полной или частичной) никто не говорит. Хотя в отдельных случаях можно ставить вопрос и таким образом по отношению к агрессивным естественным монополистам, которые незаконно перекачивают капиталы за рубеж, присваивают природную ренту, проявляют себя как неэффективные собственники. Однако в массовом порядке проведение национализации после завершения приватизации неуместна, поскольку она подорвёт российские рынки, особенно фондовый и финансовый. Кризис отразится не только на состоянии российских рынков, но и мировых, поскольку Россия довольно плотно интегрирована в мировую экономику. Поэтому надо быть ответственным и знать общемировую цену принимаемым решениям.

8. Связано с тем, что государство призвано установить гармонию между всеми существующими в обществе интересами. Чем сложнее общество, тем больше интересов, тем острее противоречия между ними и тем сложнее деятельность государства по гармонизации этих интересов. Речь идёт об интересах индивида, коллектива, общества и мирового сообщества. Задача каждого государства максимально согласовать эти интересы между собой. Встроить интересы индивида в интересы коллектива, интересы коллектива в интересы общества, интересы индивида в интересы общества, согласовать это всё с мировым вектором экономического развития, с международным экономическим интересом.

Необходимость государственного регулирования экономики проявляется в различных странах, но степень государственного регулирования, масштабы государственного регулирования различны не только в зависимости от объективных факторов, но и субъективных, которые связаны со спецификой развития данного общества. О чём сказано выше объективные, глубинные факторы, которые в той или иной степени действуют в любой стране. Но существуют ещё субъективные, ситуативные факторы:

1. Степень государственного регулирования во многом зависит от того, какой тип экономической системы в данной стране. Если это рыночная экономика, то государственное регулирование занимает важную, но не господствующую роль. Государственное регулирование существует по крайне мере на равных правах с рыночным управлением хозяйствующих субъектов. Они взаимодополняют друг друга – государство регулирует рынок, а рынок даёт импульс для развития системы государственного управления. Основу составляет рыночное регулирование, а государственное надстраивается над рыночным с целью преодоления противоречий рыночного хозяйства.

Если говорить о странах с командной, центрально управляемой экономикой, например, как раньше СССР, то здесь государственное регулирование является господствующей формой хозяйственного регулирования. Саморегулирование, рыночное регулирование если и существует, то носит во многом формальный, поверхностный характер. Господствующая роль государственного регулирования, например, в СССР выражалась в том, что в нашей стране существовало жёсткое централизованное директивное планирование. Сверху спускались планы, план приобретал силу закона обязательным для исполнения всеми хозяйствующими субъектами. Планировало всё, начиная от макроэкономических показателей развития государственного бюджета, ВНП, национального дохода, до каких-то мелких индивидуальных нормативов, расценок, внутри предприятия, на уровне бригад и отдельных работников. Даже отдельному работнику, например, слесарю устанавливались нормативы сверху – норма выработки и т.д. Централизованное регулирование выражалась ещё и в том, что существовала система жёсткого централизованного финансирования, господство госбюджетного финансирования, вертикальных финансовых потоков (восходящих и нисходящих). Горизонтальные финансовые связи и отношения либо отсутствовали, либо носили формальный характер и в любом случае задавались сверху через какие-то централизованные нормативы. Самофинансирование и кредитное финансирование если и существовали, то носили номинальный, формальный характер.

Создание централизованной системы материально-технического снабжения. Предприятия получали необходимые ресурсы для своей деятельности в адресном, централизованном порядке. Сверху государство расписывало кто, какое предприятие, откуда, какие ресурсы по каким ценам возьмёт. Принудительно поставщик ресурсов закреплялся за потребителем, цены фиксировались централизованно, номенклатура, объём, структура поставок, всё это определялось сверху. То же самое можно сказать и в отношении торговли готовой продукции – централизация всей торговой деятельности, производитель чётко знал кому, когда по каким ценам он будет продавать свою продукцию. Ему централизованно определялась номенклатура, ассортимент производимой продукции, не сам решал. Планы составлялись на уровне Госплана, отраслевых министерств, ведомств и доводились до отдельных производителей и даже до отдельных работников.

Также существовала централизованная система ценообразования. Все цены на все товары, на все операции, на все работы, устанавливались централизованно. Существовал государственный прейскурант цен, в котором фиксировались цены на все товары, услуги, расценки на работы, тарифы.

Централизованное управление в СССР и других социалистических стран выражалось ещё и в том, что централизованно устанавливались ставки оплаты труда (так называемые тарифные ставки), должностные оклады. Всё это формировалось централизованно и работник получал заработную плату не в зависимости от результатов своего труда, а в зависимости от того, сколько ему назначили сверху. Это, конечно, определялось опытом, профессионализмом, знаниями, но тем не менее конкретные результаты труда очень слабо влияли на заработную плату работника. Основу составляла фиксированная тарифная ставка, правда, существовали разряды, которые учитывали сложность, квалификацию работника, но привязка к результатам труда была очень слабой. Т.к. фонд заработной платы также устанавливался централизованно и доводился до предприятия. И предприятие не могло выйти за пределы этого фонда. Даже если работник работал очень хорошо, показывал высокую производительность, он не мог получить более высокую заработную плату, поскольку фонд заработной платы был ограничен.

Интенсивность государственного регулирования экономикой зависит не только от типа экономической системы, но и от того, какую стадию экономического цикла переживает та или иная экономика. Экономические циклы разделены на 4 основные стадии – оживление, подъём, спад и кризис. Это касается не только стран с командной экономикой, и не столько их, сколько стран с рыночной экономикой. Поскольку в командной экономике государство всегда вмешивается в экономику, в рыночной экономике связь несколько иная. Если, например, в экономике наблюдаются кризисные явления, то государство, как правило, активизирует своё участие в экономическом регулировании и стремиться вывести экономику из кризиса. И наоборот, если экономика развивается динамично, то здесь государство, как правило, «отдаляется» от экономики и менее активно вмешивается в её регулирование. В частности об отмеченной тенденции можно судить по доле бюджетного финансирования. Чем труднее положение в экономике и ниже темпы экономического роста, тем выше доля бюджетных расходов в общефинансовой системе. И чем активнее развивается экономика, тем доля государтсвенных бюджетных ресурсов в общей структуре финансирования меньше.

Масштабы государственного регулирования зависят ещё от того, каким образом развивается научно-технический прогресс в данном государстве. Дело в том, что в начальный этап развития научно-технического прогресса, бурное, массовое развитие каких-то новых технологий, инновационных процессов обычно сопряжены с возрастанием доли государства в экономике по понятным причинам. Функции инвестора, функции регулирующего субъекта принимает на себя государство. Это стартовый период инновационного процесса всегда связан с повышенными затратами, когда в эту сферу необходимо инвестировать. Бизнес далеко не всегда идёт в эту сферу, поскольку ему нужны деньги. Здесь неизвестно, будут они или нет, а если будут, то не скоро и инвестиционные затраты при внедрении инноваций окупаются не сразу, а постепенно. Только после того, как эти новые отрасли, новые технологии выходят в режим коммерческого функционирования, начинают приностить доход, к данным технологиям проявляют интерес частные инвесторы.

Какие политические силы в той или иной стране находятся у власти. Например, в Скандинавии традиционно высоким оказывается государственное вмешательство в экономику, высокий вес государственных расходов в финансовой системе. Это связано с тем, что северные страны всегда как-то сбивались в группы население, централизация образа жизни была достаточно высокая. То же самое можно сказать о странах Юго-Восточной Азии, там также тенденции к огосударственности традиционно сильны.

В США преобладают рыночные отношения, в структуре финансирования преобладают кредитные ресурсы или средства самофинансирования. Государство не имеет устойчивых традиций глубинного вмешательства в экономику.

Учебник Камаева В.Д., 2010г.©

Необходимость государственного регулирования

Государственное регулирование экономики – система мер государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

Причины, вызывающие необходимость вмешательства государства в рыночную экономику:

    Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка. Роль государства сводится к следующему: введение налога на выбросы вредных веществ в окружающую среду, введение стандартов на выбросы, использование рыночных лицензий на сброс отходов, государственная экспертиза инвестиционных проектов на их экологическую безопасность, запрещение коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, запрещение применения вредных технологий, производства товаров и услуг, вредных для здоровья человека, правовые и административные рычаги, которые заставляют предпринимателей вкладывать деньги в восстановление природной среды.

    Существуют потребности в благах коллективного и общественного пользования. Речь идет об обороне страны, обеспечении национальной безопасности, охране общественного порядка. Эти блага называются общественными товарами и услугами . Из-за существования проблемы «фрирайдера» рынок не может обеспечить производство этих товаров в достаточном количестве. Поэтому предоставление общественных благ населению является функцией государства, а их финансирование осуществляется из бюджета.

    Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, то есть существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой.

    Необходимость государственного регулирования определяется и задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры зарплаты, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий.

    Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство.

    Государство должно играть огромную роль и в выборе дальнейшего развития экономической системы в точках бифуркации , то есть в точках разветвления экономической системы. Вмешательство здесь государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.

Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.

Реальная рыночная экономика, даже на первых этапах ее становления, не обходилась без вмешательства государства, она крепла и развивалась вместе с государственностью. Государственное регулирование, начинаясь с охраны прав частной собственности, поддержки предпринимательства и защиты внутреннего товарного рынка, в дальнейшем охватывает широкий диапазон тесно связанных проблем общественного производства, социальных, экономических, межнациональных, межгосударственных и других отношений.
В каждом сегменте рынка товаров, услуг, ресурсов появились новые формы, методы и инструменты. В ходе эволюции совершенствовались, дополняя друг друга, обе составляющие - как рыночная, так и государственная. Наряду с обеспечением общественных потребностей (оборона, поддержания правопорядка в стране, защита ее экономических интересов и т.п.) государство активно участвует в перераспределении национального дохода между социальными группами общества, между сферами производства и регионами страны.
К объективным причинам включения государства в экономическое регулирование относятся, прежде всего:
1. Невозможность успешного развития экономики вне определенности ее территориального пространства. Интересы предпринимателей, домохозяйств, любых субъектов экономических отношений реализуются в итоге через конечное потребление. А оно привязывается к социальной сфере обитания, имеющей территориальную организацию. Определенность и целостность же территориального пространства хозяйствования обеспечивает именно государство. Весьма значимы в современных условиях также функции в сфере международных связей и экономических отношений, включая защиту хозяйственной деятельности на мировом рынке.
2. Необходимость постоянного воспроизводства и поддержания экономической среды, определяющей коренные цели развития страны и долговременные интересы всего населения. При формировании государством общенациональных целей и интересов должны учитываться ценностные ориентиры общества, его фундаментальные духовно-социальные параметры, связанные с историческим, индивидуальным и коллективным выбором. Бизнес, сколько бы масштабным он ни был, обязан поддерживать эти цели и интересы, считаться сними. Недопустима ситуация, когда не соблюдаются интересы национальной безопасности и духовные ценности общества.
3. Создание и поддержание баланса экономических интересов в стране требует от государства взвешенной политики и выбора приоритетов развития в целях консолидации общества.
4. Поступательное развитие производительных сил страны предполагает определенность институционного целеполагания и корректировки диспропорций, возникающих между фазами воспроизводства (производством, распределением, обменом, потреблением), между спросом и предложением. Все экономические реформы в мире были направлены на преодоление накопленных диспропорций в воспроизводстве и создание более действенных механизмов по их предотвращению.
5.Необходимость учета общемировых тенденций развития приводит к необходимости создания и поддержки развитой коммуникационной инфраструктуры, необходимой для осуществления экономического взаимодействия на рынке, которое требует не только государственного регулирования, но согласованных действий нескольких стран.
«Рыночная экономика, обладает некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально-экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан). Именно поэтому во всех развитых странах мира широко используются различные формы методы государственного регулирования экономики, такие как правовое, финансово-бюджетное, кредитное, разработка государственных целевых программ, индикативное планирование. Необходимость и эффективность этих методов доказывает опыт США, Франции, Германии, Японии, Китая и других стран. К сожалению, в Росси все эти методы до сих пор не получили достаточного развития. Между тем необходимость их для Росси особенно велика в силу своеобразия ее рыночной экономики, возникшей не естественно-историческим путем, а путем уничтожения принципиально более высокой ступени развития человеческого общества, такое являлось советское общество. Основой производительных сил советской экономики были, как известно, крупные специализированные предприятия. Такие производительные силы не приспособлены к рыночному механизму и рыночной конкуренции. В частности, поэтому так трудно налаживаются рыночные отношения современной Росси, слабо развивается мелкий бизнес, ни как не формируется так называемый средний класс».
Большинство отечественных исследователей на сегодняшний день поддерживают идею неразрывности государства и экономики. В их понимании государственная власть, государственный порядок и государственная инициатива абсолютно необходимы для экономики, как необходимы для нее государственное пространство, государственные границы и государственный хозяйственный центр. С момента возникновения государства для развития экономики в той или иной форме являются необходимыми государственная собственность, государственное перераспределение ресурсов, капиталов, доходов, государственная институциональная деятельность и государственное регулирование хозяйственной сферы.
Бытовавший последние несколько лет в России тезис о необходимости полного ухода государства из экономики в настоящее время не разделяется даже серьезными теоретиками либерального направления. Предметом анализа и рассмотрения может являться лишь степень влияния государства на ход экономических процессов. Причем, определенное сужение сферы и масштабов его действия может иметь место только тогда, когда требуется скорректировать меры огосударствления экономической жизни в сторону его уменьшения или разрушить малоэффективную форму государственности.
«Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулирования экономики – один из центральных и в экономической теории, и в реальной хозяйственной практике. Концепции минимализма, централизма, дирижизма, трактующие желательную и возможную степень участия государства в такой деятельности, активно обсуждаются в научной литературе в течение многих лет. Различные социально-экономические теории – марксизм, кейнсианство, монетаризм – используются в качестве базы для обоснования характера и степени государственного влияния в экономике.
Должно ли государство по возможности «уйти из экономики» или это может привести к «уходу экономики из государства»? В последнее время тема «минималистского» государства, имеющего минимум прав (в том числе прав собственности) и соответственно минимум обязанностей, зазвучала уже в операциональном ключе в служебных поручениях министрам РФ со стороны бывшего премьер-министра. Она прослеживается и в выступлениях президента РФ В. Путина. Ряд экономистов связывают уменьшение роли государства с развитием процессов глобализации, с одной стороны, регионализации – с другой и транснационализации производства – с третьей. В месте с тем немало авторов отстаивают и другую точку зрения, указывая на возрастание роли государства в развитых странах. В настоящие время можно, по-видимому, говорить о своеобразном балансе сил в ходе «противостояния» государственности и глобализации.
В данной работе, основанной на предложенной Г. Клейнером системой модели взаимодействия макромасштабных факторов социально-экономического развития страны, предлагается один из возможных методологических подходов к исследованию этой проблемы. Он базируется на следующих принципах.
1. Отношения между социально-экономическими подсистемами (или агентами) носят взаимный характер. Это касается как чисто иерархический структур типа «центр - регион», «принципал - агент», так и неиерархических систем типа «спрос - предложение», «финансовый секторреальный сектор» и т.п. Сколько-нибудь устойчивых односторонних отношений в экономике практически нет, ни на каком уровне управления.
2. Основными макросистемами, деятельность и взаимодействие которых определяют функционирование страны, является государство (понимаемое в узком смысле, то есть как политическая организация, осуществляющая управление странной), общество (также понимаемое в узком смысле как структурированная совокупность индивидов, проживающих на территории данной страны, и различных политических и иных организаций) и экономика (понимаемая как совокупность производительных сил и производственных отношений). Каждая из этих подсистем действует в масштабе всей страны, однако их можно рассматривать как относительно самостоятельные.
3. Все макросистемы характеризуются специфическими функциями, реализуемыми во взаимодействии друг с другом. При этом государство выступает фактором, интегрирующим во времени и в пространстве разнородные элементы процесса развития страны.
Развивая эти принципы на основе модели взаимодействия страновых факторов, в каком-то смысле аналогичной модели межотраслевых взаимодействий «затраты - выпуск» В. Леонтьева, мы приходим к новой систематизации и классификаций функции государства вообще и в экономике в частности. В работе показано, что успешное функционирование и развитие страны зависят от взаимодействия и баланса сил государства, общества и экономики; если одна из этих составляющих доминирует над другими, возникает деформированный и неэффективный тип общественного устройства» . Данная статья показывает о необходимости государственного регулирования экономики.

на тему: "Необходимость государственного регулирования"


Экономическое состояние нашей страны всегда находится двух разных фазах. Это или подъем или спад. В связи с этим государство применяет политику различных видов. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране. В связи с этим я бы хотел выдвинуть свою точку зрения по поводу необходимости государственного регулирования, опираясь на общеизвестные факты и научную литературу.

Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики подразделяются на:

·Бюджетно-налоговую (фискальную) политику - деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена данная политика на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.

·Денежно-кредитную (монетарную) политику - контроль над денежной массой в экономике. Её цель - поддержка стабильного развития экономики.

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование также являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Помимо механизмов существуют методы. Государственное воздействие на экономику осуществляется двумя видами методов: косвенными и прямыми.

К косвенным методам относят: фискальную политику, кредитно-денежную политику, таможенную политику, амортизационную политику.

К прямым методам относят: распределение бюджетных инвестиций, регулирование материальных потоков и производственной деятельности, государственное предпринимательство.

Хотелось бы также упомянуть о том, что переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в сформировавшемся рыночном хозяйстве. Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. Можно выделить много фактов о переходной экономике в России, но они, к сожалению, в полной мере не доказывают необходимость государственного регулирования и тем самым не обосновывают мою точку зрения.

Так как рыночная система несовершенна, некоторые факты доказывают, что государственное регулирование необходимо на данном этапе общественной жизни и уровня экономики страны в целом.

Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

Внешние эффекты- загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.

Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для "социальной компенсации" малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.государственный экономика рыночный фискальный

Для данных ситуаций выше мной были изложены государственные механизмы и методы регулирования экономики.

Делая вывод, хотелось бы отметить, а точнее напомнить, что в руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. На данном этапе общественной жизни и экономической системы России, население не способно адекватно реагировать на все экономические ситуации в стране, если они будут происходить без вмешательства государства. В свою очередь вмешательство государства вызывает у граждан волну эмоций, которые связаны, с какими либо не удовлетворенными потребностями, зависящими от государства. Поэтому вопрос о необходимости государственного регулирования экономики до сих пор остается открытым.

Государство является формой политической самоорганизации людей на определенной чётко очерченной теории. Особенность государства в отличии от других социальных организаций состоит в том, что оно воплощает всеобщую волю граждан и с точки зрения призвано выражать, защищать и регулировать интересы всего общества. Более того, как показывает опыт стран с либерально-демократическими режимами, именно государство сыграло решаемую роль в обуздании стихийных рыночных сил, корректировке их негативных последствий, беспрецедентным повышением жизненных стандартов, противодействий произволу корпораций и т.д.

Государственное регулирование экономических и социальных процессов преследует несколько основополагающих целей. К ним прежде всего относят обеспечение условий для нормального функционирования рыночной экономики: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно (удовлетворение индивидуального спроса), и везде, где необходимо регулирующие воздействия государства, где это не приведет к снижению производства (регулирование денежного обращения, национальная оборона, система коммуникации и т.д.); защита самой общественно-политической системы от социальных потрясений. Государственное вмешательство рассматривается в качестве неизбежного и необходимого инструмента исправления негативных последствий рынка. Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Рынок выполняет определенную роль в установлении равновесия в экономике, однако он не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. Малоимущие группы населения, такие, как престарелые, многодетные, одинокие матери, инвалиды нуждаются в поддержке, которую рынок не может им обеспечить. Государство, в лице правительства занимается организацией благотворительных фондов в помощь нуждающихся, инвестирует производство товаров для малоимущих слоев населения. Рынок не может обеспечить и право на труд, для тех, кто, может и хочет работать. Он не несет ответственность за побочные эффекты деятельности организаций (утилизация ресурсов, загрязнения и т.д.). Государство признано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на из экологическую безопасность; запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей; обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды. Государство принимает меры, запрещающие монополию, проводит мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса. С помощью только рыночного производства невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, оборона, охрана общественного порядка, энергетическая система, решение межнациональных и межгосударственных проблем и т.д. Эти, и многие другие функции берет на себя государство, доказывая необходимость своего вмешательства в рыночную экономику.

Рыночный механизм не в состоянии решать всех проблем экономического роста. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики; железных дорог, почты, телеграф и т.д.

Государство и экономика – два эти понятия тесно связаны с друг с другом, причем в двояком отношении. Любая экономика определяет экономику государства. В данном случае речь идет о происхождении государства. А с другой стороны, политика государства активно влияет на экономику любого общества, что свидетельствует о её роли. При этом последняя может быть двоякой: политика государства либо тормозит, либо способствует развитию экономики общества.

Исторически сложилось два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества. Оба эти теоретические течения имеют общие основы. Они рассматривают государство, как субъект экономической системы, обладающие определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества. Различие между концепциями сводится к используемым методам государственного воздействия вплоть до полного отрицания этого воздействия. Так, австралийский экономист Хаек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного» сторожа, не вмешиваясь в экономические процессы.

Джон Кейнс и посткейнсианские представители считают, что необходимость слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесие воздействия должно быть зарегистрировано, и на базе встроенных стабилизаторов направленно на стабилизированные рост. Так, правительство может воздействовать на тот или иной сегмент рынка.

Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое. Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, образование, социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а также увеличение доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих.

Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики главным образом путем максимизации прибыли предпринимателей.

Неоклассическая школа и её представители полагают, что путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро и макро вмешательства государства на определенный уровень доходов различных слоев населения, координацию инвестированной политики, формирование прогрессивной отраслевой структуры.

Рассмотрим объективные обстоятельства, которые обуславливали необходимость государственного регулирования экономики и проследим, как исторически осуществлялся этот процесс.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйство представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляющих правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Рыночная экономика никогда, даже на первых этапах её становления, не обходилась без государственного вмешательства. Менялись лишь задачи, формы, инструменты такого вмешательства и его масштабы. Поначалу это была просто охрана прав частной собственности нового класса предпринимателей, содействие развитию транспорта и связи, поддержка молодой национальной промышленности и сельского хозяйства путем защиты внутреннего рынка от иностранных конкурентов.

Позднее, по мере развития экономики, формирования кредитно-финансовой системы, усложнения отраслевой структуры производства и социальной структуры самого общества потребовалась все более разнообразная корректировка результатов работы рыночного механизма. При всем совершенстве этого механизма как регулятора пропорций общественного производства в соответствии с постоянно меняющихся спросом и предложением в его компетенцию входят лишь сравнительно узкий сегмент осуществленных отношений, за пределами которого остается широкий диапазон тесно связанный с ним социальных экономических, международных и других проблем.

Одной из главных причин необходимости государственного регулирования экономики является необходимость обеспечения рыночных условий для существования и развития экономической системы. Реальный экономический строй всегда существует под управлением центральных и местных властей, поддерживающий внутренний порядок, формирующий правила, определяющий характер и механизм существования и развития строя. Функции государства по созданию и поддержанию рыночных условий нормальной жизни населения и функционированию экономики называется полицейскими или функциями ночного сторожа.

Другой важной причиной ГРЭ является необходимость координации хозяйственной деятельности, т.е. согласования многообразных решений и действий хозяйственных субъектов. В рыночной экономике воздействия на решения и поступки осуществляется через информацию и мотивацию. Огромную роль в обеспечении общества информацией играет государство.

Третьей важной причиной необходимости государственного регулирования является недостатки в функционировании рыночного механизма, а именно:

Поддержка рыночной конкуренции;

Обеспечение общеэкономической стабильности;

Выравнивание кризисов на микро уровне;

Создание системы социальной обеспеченности;

Выравнивание внешних эффектов;

Поддержание внутренней и внешней безопасности, функционирование центральных, муниципальных, управленческих и судебных органов, оказание общеобразовательных и медицинских услуг.

Четвертой причиной государственного регулирования является необходимость существования государственного сектора. Он служит одним из инструментов перераспределения чистого национального продукта и способствует повышению эффективности народного хозяйства.

Следовательно, перечисленные причины свидетельствуют о том, что государственное регулирование экономики становится необходимым там и в такой мере, где и поскольку рыночный механизм развития экономики и решением назревших проблем.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об