Актуальность проблемы кадастровой оценки земельных участков россии. Есть ли проблемы у кадастра россии

Проблемы земельного кадастра рассматриваются с учетом качественных изменений представлений о целях и задачах земельного кадастра, которые про- изошли в начале 90-х годов прошлого века, с учетом современных представлений о земельном кадастре на международном уровне ("Руководящие принципы управления земельными ресурсами", ЕЭС ООН, 1996 г.; "Кадастр 19 2014", Международная ассоциация землемеров, 1998 г.), на основе современного российского законодательства - Земельного кодекса, федеральных законов "О государственном земельном кадастре", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и совсем нового "О государственном кадастре недвижимости". Современные представления о кадастре. Современные представления о развитии и совершенствовании земельного кадастра в странах Восточной Европы с позиции Европейской Экономической комиссии и представления о земельном кадастре развитых стран в 2014 году Комиссии Международной Ассоциации геодезистов. Анализ соотношений. Проблемы архитектуры сис- темы земельного кадастра в России. Инвентаризация и межевание земель. Инвентаризация земель и правоустанавливающие документы, нелегальный захват земель. Земельный кадастр, территориальное землеустройство и инвентаризация земель. Межевание земель и земельный кадастр. Упрощенный режим межевания земель - межевание на основе генеральных планов поселений, садовых товариществ, других объединений земельных участков. Проблемы наполнения кадастра. Заявочный принцип межевания, схемы государственного межевания земель (финансирование, планирование, комплексность), землеустроительное обеспечение и кадастровый учет ограничений и обременении использования земельных участков, совместная собственность, например - ЛЭП и садоводческое товарищество. Границы административных образований. Кадастровый учет приграничных земельных участков (на границах Российской Федерации, субъектов РФ, районов, городов и других территориальных образований). Проблемы согласования границ приграничных земельных участков и наполнения кадастра. Базовые кадастровые карты. Финансирование их создания. Технологии их формирования. Их первичное наполнение кадастровыми данными, автоматизация их хранения, пополнение и ведение. Проблемы нестыковок 20 границ смежных земельных участков, технологические проблемы, технический регламент. Кадастровые кварталы. Их роль в кадастре. Проблемы ведения границ кадастровых кварталов. Более простые варианты формирования кадастровых кварталов. Тривиальный вариант присвоения кадастровых номеров земельным участкам. Кадастровый учет. Совершенствование схемы организации кадастрового учета и роль государственных структур в производственно-технологической деятельности по кадастровому учету и ведению кадастра. Структурные и технологические особенности. Проект внедряемого регламента кадастрового учета с фронт- и бэкофисами. Другие варианты. Кадастр и регистрация прав. Проблемы и совершенствование взаимодействия служб государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на землю и другую недвижимость. Создание единой комплексной базы данных, совершенствование нормативной базы документов по взаимодействию структур Рос- недвижимости и Минюста в упомянутой деятельности. Кадастровая стоимость земель. Проблемы, связанные с определением кадастровой стоимости земель. Расчет кадастровой стоимости сельскохозяйственных земель, рыночные и экспертно-аналитические варианты расчета кадастровой стоимости земель поселений. Основные причины погрешностей в определения кадастровой стоимости земель.


Заключение

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что в настоящее в российской Федерации происходит модернизация системы кадастрового учета земельных участков. Современное понятие земельного кадастра - как в России, так и во многих странах мира, постепенно сближается с понятием «земельной информационной системы», поддерживаемой государством и предназначенной для учета физических, экономических, правовых и специальных документированных сведений о единых объектах недвижимости. Мировая практика показывает, что земельно-кадастровые системы являются неотъемлемой частью управления, без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, а также развитие инвестиционного процесса. Актуальными направлениями по совершенствованию системы государственного кадастрового учета земельных участков, являются:

Продолжение работ по разработке и принятию нормативно-правовой базы, в том числе обеспечивающей введение в действие норм и правил создания и ведения государственного кадастра недвижимости, формирования объектов кадастрового учета, а также развитие института налоговой оценки объектов недвижимости;

Реализация переходных процессов по переносу информационных ресурсов из ранее созданных кадастров и реестров в базы данных государственного кадастра недвижимости.

Создание инфраструктуры государственного кадастрового учета, включая организационное развитие системы и внедрение на территории Российской Федерации автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости;

Осуществление мероприятий по совершенствованию структуры Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и подведомственных ему организаций.

Нельзя сказать, что к настоящему времени завершены работы по созданию земельного кадастра (как в техническом, так и законодательном плане), еще многое предстоит сделать. Но сам факт того, что работы постоянно ведутся, готовятся новые программы, совершенствуется действующее законодательство, говорят о том, что российский законодатель на правильном пути по построению цивилизованного рынка недвижимости, закреплению и гарантированию прав собственности на недвижимое имущество.


Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014г.)

2. Земельный кодекс российской федерации" (ЗКРФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (действующая редакция от 08.03.2015).

3. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (действующая редакция от 31.12.2014).

4. Серых Е.В. Земельное право: Учебник. М., 2008.

5. Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ3 «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

6. № 122 от 21.07.1997 г. «О гос -регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции от 4.12.2006 г.

8. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: ФЗ РФ от 21 декабря 2004 № 172-ФЗ // Рос. газ. 2004. 28 декабря.

9. Управление развитием территории. "Правовое регулирование линейных объектов". В. 2; Москва, 2011.

10. О государственном кадастре недвижимости: ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ // Рос. газ. 2007. 1 августа.

11. Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков: приказ Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 // Рос. газ. 2008. 19 декабря.

12. Знамя труда. "Государственный кадастровый учет линейных объектов". В. 53; Москва, 2012.


4 Серых Е.В. Земельное право: Учебник. М., 2008.

5 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ3 «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Апр 28, 2018 11:34

ainlaizer

По официальным данным, Россия обладает богатейшими природными ресурсами на планете. Достаточно упомянуть такой факт, что земельные участки составляют почти 1,767 млрд. гектаров. Это требует не только соблюдение правильности применения природных ресурсов, но и их обязательного учета и регистрации в кадастровой палате РФ. История регистрации земель в России имеет многовековую историю. Первые попытки свести в единый реестр русских земель были предприняты в 9 веке, но только в 16 веке был создан так называемый «Поместный приказ», который свёл в единый список все территории России, которые существовали в то время.

Какие проблемы есть у госкадастра

Сейчас, заказывая выписки онлайн в Росреестре или на нашем сайте, вы можете узнать подробные физические и иные характеристики кадастровых территорий. В 1998 году было создано 3 ведомства, которые регулировали вопросы учета земельных наделов, но с созданием Росреестра в 2009 году удалось преобразовать все сведения в единый реестр базы данных. Казалось бы, имея многовековые традиции учета земель, Россия не должна знать никаких проблем в этой сфере, оказывается, проблемы кадастра существуют, и их пытаются решать постепенно.

Ниже перечислим основные проблемы кадастра, а выписка онлайн поможет вам узнать достоверные сведения из регистрационной палаты по конкретному земельному участку:

  1. Нет полных сведений по фрагментарности кадастровых участков. Первичная база была создана в 2000 году, БТИ, которые ранее занимались вопросами передачи сведений, смогли предоставить не все данные по фрагментам земельных участков. Так, до сих пор около 39% земельных участков не включены в действующий реестр. В некоторых регионах России такой процент не включённых в базу данных участков составляет 80%.
  2. Сведения об охраняемых зонах. Это настоящая «тёмная лошадка» Росреестра, которая не может дать точного ответа по таким типам земельных участков. Наибольшую трудность вызывает, как могли на охраняемых участках в период 1992-2000 годов появится частная собственность и различные строения. По закону есть прямое нарушение строительства таких объектов, но чтобы снести их, необходимы юридические решения. Сейчас этот вопрос решается с трудом. Есть основание считать, что в ближайшие годы, государство примет «мудрое» решение о полном сносе всех незаконных построек, без обращения в судебные инстанции. Кроме этого, есть некоторые нарушения со стороны государства, где были выявлены незаконные разрешения на ведение строительства объектов в данных зонах.
  3. Отсутствие картометрических данных точных границ между регионами и внутри территориальных образований регионов РФ. Как показывает статистика Счётной Палаты РФ наибольшая проблема зафиксирована в столичном регионе. Почти 97% всех территориальных образований Московской области не имеют, каких либо картометрических данных между границами своих регионов. В столичном регионе очень высокая плотность застройки, и геодезисты с трудом могут определить точные координатные границы образований Московской области. Это только на примере МО, что уж говорить про остальные регионы России. По правде говоря, даже государственная граница РФ не имеет чётких границ, за исключением старых границ в пределах СССР. Между бывшими республиками СССР до сих пор не маркированы территории, что также доставляет трудность геодезистам.
  4. Кадастровые ошибки. Это настоящая головная боль Росреестра, которая неизвестно когда может решиться. Достаточно упомянуть такой казус. По правилам Росреестра необходимо указывать точный физический адрес, как это принято в почтовой сфере. Например «Почта России» допускает указание наименования «ул. Ленина», но в выписке онлайн мы видим «улица Ленина», казалось бы, разницы нет никакой, но при оформлении выписки онлайн приходится угадывать точное название «ул.» или «улица», точно такие же казусы имеют «д. -дом», «стр.-строение», «дер.-д.-деревня». Но самым сложным является наличие буквы «ё», хоть законом разрешено использовать «е» без точек вверху, но в названиях улиц, а особенно городов, это вопрос жизни и смерти, пример «Щёлково» или «Щелково».

Существует множество нерешенных проблем, в том числе не определены статусы геодезических путей, разная стоимость кадастровых услуг, устаревшие данные по картографическим материалам и многое другое.

Состоялась конференция на тему: «Проблемы государственного кадастрового учета недвижимого имущества».

Первый заместитель председателя Комитета информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов отметил, что необходимость серьёзных реформ в сфере кадастрового учета очевидна всем. Определенность в отношениях собственности - это условие инвестиционной привлекательности страны, успешного развития промышленности, эффективной земельной реформы. Не секрет, что у Правительства, депутатов, кадастровых инженеров, предпринимателей разные взгляды на проблему, и одна из задач Конференции – найти точки соприкосновения.

Председатель Коллегии Некоммерческого партнерства «Национальный Совет по кадастровой деятельности» Валерий Алакоз в основном докладе обозначил системные проблемы ведения государственного кадастра недвижимости, кадастровой деятельности и осуществления государственного кадастрового учета.

Не соблюдён главный принцип кадастра – его «Полнота», кадастровая система не наполнена необходимыми сведениями обо всех объектах кадастрового учёта. Не выполняется и другой важный принцип кадастра – его «Простота», то есть выбор наименьшего объёма данных, на основе которых возможно создание Кадастра и актуализация которых может быть обеспечена. В России в настоящее время количество нормативных актов, регламентирующих кадастр, постоянно возрастает, система сведений кадастра наполняется избыточной для идентификации прав на объекты недвижимости информацией. Из-за этого возрастает вероятность непреднамеренного несоблюдения требований к документации, не обеспечивается «незаметность» и «необременительность» кадастровых услуг для потребителя.

Сложились сложные, напряженные, односторонние отношения между кадастровыми инженерами и государственной кадастровой службой, бюрократическая структура фактически подавляет специалиста. Не обеспечена ответственность как кадастровых инженеров, так и сотрудников государственных кадастровых служб за нарушение кадастрового законодательства. Отсутствует эффективный механизм рассмотрения кадастровых споров.

Заметный дисбаланс в формирование современного рынка кадастровых услуг вносят фирмы, занимающиеся проведением кадастровых работ в качестве дополнения к основной деятельности, которые не только не обеспечивают должного качества работ, но и искусственно занижают их стоимость.

Крайне болезненна проблема геодезического и картографического обеспечения кадастровых работ – многие документы утрачены, а сохранившиеся часто неоднородны по точности либо содержат грубые ошибки в определении координат. Также отсутствует геодезический контроль за выполнением кадастровых работ. Недостаточно активно внедряются современные технологии, такие как использование спутниковых систем точного позиционирования и беспилотников для картографирования территорий.

В дальнейшей дискуссии участники конференции неоднократно обращались к проблеме отказа в постановке земель учет кадастровыми службами, который часто происходит по формальным мотивам, при этом кадастровые службы произвольно трактуют законодательство, не дают ни указаний на конкретные недочеты, ни рекомендаций к их устранению.

Профессиональное сообщество возлагает в этой связи большие надежды на введение института альтернативного досудебного профессионального способа разрешения кадастровых споров в форме специальных, формируемых на паритетной основе апелляционных комиссий. Их создание предусмотрено проектом федерального закона № 664656-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров», который был принят в первом чтении в марте 2015 года. Участники Конференции высказались за скорейшее принятие закона и разработку необходимых подзаконных актов к нему, чтобы апелляционные комиссии начали работать уже в 2016 году. По мнению экспертов, эта мера позволит наладить взаимодействие кадастровых инженеров и сотрудников кадастровой службы при осуществлении кадастрового учёта, значительно уменьшит нарушения кадастрового законодательства, приведет к выздоровлению кадастровой среды, укрепит доверие граждан и юридических лиц к кадастровой службе и благотворно скажется на наполняемости кадастра качественными сведениями об объектах недвижимости.

Многими выступающими поднимался вопрос качества геодезического и картографического материала, координатного обеспечения кадастровой деятельности. Для работы в регионах нередко используется государственная система координат 1995, а то и 1963 года, которые не обеспечивают необходимой в современных условиях точности. Такую точность может обеспечить новая, разработанная в 2011 году, система, и необходим переход на неё. Остается проблемой и доступ к высокоточному картографическому материалу с необходимым масштабом, который часто скрыт грифом «секретно» или «для служебного пользования».

Серьезным препятствием к формированию удовлетворяющим современным требованиям кадастра является отсутствие доступного порядка уточнения границ земельных участков. Эталонными признаются данные, внесенные в государственный кадастр недвижимости раньше по времени, в результате нередко создаётся ситуация неточных сведений о границах над точными границами. Это положение усугубляется отсутствием государственного контроля за межеванием земель.

Неоднократно отмечалась необходимость обеспечения личной ответственности кадастрового инженера за подготовленные им документы, вплоть до требования личного присутствия при сдаче кадастрового объекта заказчику на месте проведения работ.

Также был затронут вопрос стоимости кадастровых работ, которая, по мнению экспертов, в настоящее время необоснованно занижена. Соглашаясь с тем, что в разных регионах её величина может по объективным причинам значительно различаться, участники дискуссии высказались за законодательное закрепление минимума мероприятий, которые обязан приводить кадастровый инженер при составлении плана.

Отмечая как положительную тенденцию появление механизмов предоставления документов для кадастрового учёта в электронной форме с использованием сетей общего пользования с возможностью автоматизированной проверки их правильного оформления и исправления в ускоренном режиме допущенных при их составлении ошибок, участники Конференции призвали шире использовать личные электронные кабинеты кадастровых инженеров, а также мультимасштабные карты.

По итогам Конференции был принят проект резолюции, который будет доработан с учетом высказанных предложений и замечаний и направлен в заинтересованные структуры.

2. Современные проблемы Российского кадастра.

Создание современной кадастровой системы, содержащей сведения обо всех законно используемых земельных участках, играет важнейшую роль при решении вопросов регистрации прав на землю и перехода этих прав, планирования, налогообложения, предупреждения и решения земельных споров, развития финансового рынка, основу которого составляет использование недвижимого имущества в качестве обеспечения кредитов, решении иных задач, стоящих перед государством и административными образованиями.

Главным недостатком Российского земельного кадастра является его фрагментарность, наличие сведений в нем лишь о 10% законно используемых земельных участков, то есть сведения в Едином государственном реестре земель имеются только о земельных участках, поставленных на кадастровый учет по заявительному принципу после 2000 года. Сведения о ранее до 2000 года учтенных земельных участках не систематизированы и не внесены в Единый государственный реестр земель. В Кадастр не внесены сведения об установленных в 1991-1992 годах границах земель 153 тысяч сельских населенных пунктов России, а также сведения об охранных, санитарных и других зонах и полосах с особым режимом использования, установленных 15 и более лет назад в связи с законным строительством автодорог, объектов трубопроводного транспорта, линий электропередачи и связи. Отсутствие в Кадастре полных сведений о границах муниципальных образований, населенных пунктах, границах всех ранее образованных земельных участках и зон с особым режимом использования земель приводит к непосильным для большинства населения страны и сельскохозяйственных организаций затратам на сбор не внесенных за счет бюджета органа кадастрового учета кадастровых сведений о границах ранее образованных объектов кадастрового учета, межевание земель и проведение многочисленных согласований с заинтересованными лицами, круг которых четко не установлен Законом. Малосостоятельные граждане и сельскохозяйственные организации не находя столь значительных средств на межевание и кадастровый учет не могут добиться общественного признания своих прав и остаются в зоне риска утери прав на землю. Тем самым они не имеют возможности участвовать в экономических отношениях посредством таких механизмов как ипотечный залог, неохотно направляют средства на повышение эффективности использования земель из-за неопределенности их правового статуса. А более состоятельные граждане и организации вынуждены тратить неоправданно значительные средства на кадастровый учет и регистрацию прав на землю вместо их более эффективного использования на развитие. Кадастр эффективен когда процесс кадастрового учета незаметен для граждан и юридических лиц, процедуры межевания и кадастрового учета просты, не дороги и не занимают много времени. Все зависит от законодательства, поддерживающего ведение кадастра, и эффективности управления кадастровой деятельностью.

Как показала многолетняя практика имеется большое различие между принятыми рамочными законами в том числе ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», между благоприятными надеждами и ожиданиями в связи с этим депутатов, принимающих своеобразную декларацию о намерениях вместо закона прямого действия, между высказываниями о хороших намерениях просвещенных чиновников – руководителей органа кадастрового учета, и практической деятельностью кадастровых бюрократов на местах, руководствующихся вводимыми ими же удобными для себя, а не для людей ведомственными приказами, порядками и правилами, заполняющими белые пятна принятого закона не прямого действия.


2. Определение основных понятий кадастра.

Кадастр - это методологически упорядоченный государственный учет данных по земельной собственности в пределах определенного государства или района, базирующийся на результатах съемки границ участков собственности. Каждой собственности присваивается определенный номер - идентификатор. Границы и номер собственности обычно отображаются на крупн.

- систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов;
Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами;
Межевание земельного участка - мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Территориальная зона - часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации


3. Объект кадастра.

Объект кадастрового учета - это совокупность некоторых свойств реальных объектов и явлений и отношений между ними, характеризирующих право собственности кого-либо на земельные участки и объекты. В системе государственного земельного кадастра застроенных территорий объектами кадастрового учета (объекты учета) являются земельные участки и городские угодья.

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;

6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

5. Определение земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Государственный земельный кадастр содержит сведения о :
- земельных участках;
- территориальных зонах;
- землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление;
- землях и границах субъектов Российской Федерации;
- землях и границах Российской Федерации.

9. Структуризация территории города.

Структуризация - это разделение территории города или иного населенного пункта на основные кадастровые учетные единицы, в качестве которых принимаются административные районы города, кварталы, секции, площади и перекрестки, улицы и отрезки улиц.

Процесс структуризации территории является основополагающим и заключается в выделении указанных элементов и их кодировании:

Округ - административное, политическое, военное, хозяйственное подразделение государственной территории.

Район представляет собой административно-территориальную единицу, границы которой установлены на основании юридических документов. Район состоит из кварталов (секций) и улиц. Каждому району присваивается номер, состоящий из двух знаков, соответствующих алфавитному списку районов;

Квартал (секция) - территориальная единица, границами которой являются красные линии застройки или границы отвода дорог (улиц). Кварталы внутри района (города) нумеруются слева - направо, сверху - вниз или по мере их формирования и описываются тремя знаками. Может быть применена другая система нумерации, однако это должно быть оговорено. Кроме этого, если трех позиций для охвата всех кварталов оказывается недостаточно, то к ним может быть добавлена буква (например, первая буква района: Центральный - Ц и так далее);

Улица - это часть территории, ограниченная красными линиями за-стройки, предназначенная для перемещения всех видов транспорта и пеше-ходного движения. Улицы состоят из отрезков улиц. Пересечение нескольких улиц образует перекресток. Улицы обозначаются в черте населенного пункта кодом в соответствии с их алфавитным списком. Код состоит из четырех знаков;

Создание современной кадастровой системы, содержащей сведения обо всех законно используемых земельных участках, играет важнейшую роль при решении вопросов регистрации прав на землю и перехода этих прав, планирования, налогообложения, предупреждения и решения земельных споров, развития финансового рынка, основу которого составляет использование недвижимого имущества в качестве обеспечения кредитов, решении иных задач, стоящих перед государством и административными образованиями.

Главным недостатком Российского земельного кадастра является его фрагментарность, наличие сведений в нем лишь о 10% законно используемых земельных участков, то есть сведения в Едином государственном реестре земель имеются только о земельных участках, поставленных на кадастровый учет по заявительному принципу после 2000 года. Сведения о ранее до 2000 года учтенных земельных участках не систематизированы и не внесены в Единый государственный реестр земель. В Кадастр не внесены сведения об установленных в 1991-1992 годах границах земель 153 тысяч сельских населенных пунктов России, а также сведения об охранных, санитарных и других зонах и полосах с особым режимом использования, установленных 15 и более лет назад в связи с законным строительством автодорог, объектов трубопроводного транспорта, линий электропередачи и связи. Отсутствие в Кадастре полных сведений о границах муниципальных образований, населенных пунктах, границах всех ранее образованных земельных участках и зон с особым режимом использования земель приводит к непосильным для большинства населения страны и сельскохозяйственных организаций затратам на сбор не внесенных за счет бюджета органа кадастрового учета кадастровых сведений о границах ранее образованных объектов кадастрового учета, межевание земель и проведение многочисленных согласований с заинтересованными лицами, круг которых четко не установлен Законом. Малосостоятельные граждане и сельскохозяйственные организации не находя столь значительных средств на межевание и кадастровый учет не могут добиться общественного признания своих прав и остаются в зоне риска утери прав на землю. Тем самым они не имеют возможности участвовать в экономических отношениях посредством таких механизмов как ипотечный залог, неохотно направляют средства на повышение эффективности использования земель из-за неопределенности их правового статуса. А более состоятельные граждане и организации вынуждены тратить неоправданно значительные средства на кадастровый учет и регистрацию прав на землю вместо их более эффективного использования на развитие. Кадастр эффективен когда процесс кадастрового учета незаметен для граждан и юридических лиц, процедуры межевания и кадастрового учета просты, не дороги и не занимают много времени. Все зависит от законодательства, поддерживающего ведение кадастра, и эффективности управления кадастровой деятельностью.

Как показала многолетняя практика имеется большое различие между принятыми рамочными законами в том числе ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», между благоприятными надеждами и ожиданиями в связи с этим депутатов, принимающих своеобразную декларацию о намерениях вместо закона прямого действия, между высказываниями о хороших намерениях просвещенных чиновников - руководителей органа кадастрового учета, и практической деятельностью кадастровых бюрократов на местах, руководствующихся вводимыми ими же удобными для себя, а не для людей ведомственными приказами, порядками и правилами, заполняющими белые пятна принятого закона не прямого действия.

2. Определение основных понятий кадастра.

Кадастр - это методологически упорядоченный государственный учет данных по земельной собственности в пределах определенного государства или района, базирующийся на результатах съемки границ участков собственности. Каждой собственности присваивается определенный номер - идентификатор. Границы и номер собственности обычно отображаются на крупн.

- систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов;
Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами;
Межевание земельного участка - мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
Территориальная зона - часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

  1. Объект кадастра.

Объект кадастрового учета — это совокупность некоторых свойств реальных объектов и явлений и отношений между ними, характеризирующих право собственности кого-либо на земельные участки и объекты. В системе государственного земельного кадастра застроенных территорий объектами кадастрового учета (объекты учета) являются земельные участки и городские угодья.

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;

6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

  1. Определение земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Государственный земельный кадастр содержит сведения о :
- земельных участках;
- территориальных зонах;
- землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление;
- землях и границах субъектов Российской Федерации;
- землях и границах Российской Федерации.

9. Структуризация территории города.

Структуризация — это разделение территории города или иного населенного пункта на основные кадастровые учетные единицы, в качестве которых принимаются административные районы города, кварталы, секции, площади и перекрестки, улицы и отрезки улиц.

Процесс структуризации территории является основополагающим и заключается в выделении указанных элементов и их кодировании:

Округ - административное, политическое, военное, хозяйственное подразделение государственной территории.

Район представляет собой административно-территориальную единицу, границы которой установлены на основании юридических документов. Район состоит из кварталов (секций) и улиц. Каждому району присваивается номер, состоящий из двух знаков, соответствующих алфавитному списку районов;

Квартал (секция) - территориальная единица, границами которой являются красные линии застройки или границы отвода дорог (улиц). Кварталы внутри района (города) нумеруются слева - направо, сверху - вниз или по мере их формирования и описываются тремя знаками. Может быть применена другая система нумерации, однако это должно быть оговорено. Кроме этого, если трех позиций для охвата всех кварталов оказывается недостаточно, то к ним может быть добавлена буква (например, первая буква района: Центральный - Ц и так далее);

Улица - это часть территории, ограниченная красными линиями за-стройки, предназначенная для перемещения всех видов транспорта и пеше-ходного движения. Улицы состоят из отрезков улиц. Пересечение нескольких улиц образует перекресток. Улицы обозначаются в черте населенного пункта кодом в соответствии с их алфавитным списком. Код состоит из четырех знаков;

Отрезок улицы является частью улицы, ограниченной ближайшими перекрестками и красными линиями застройки. Отрезки улиц нумеруются по каждой улице двузначными числами (рис. 5.1);

Площадь (перекресток) представляет собой пересечение нескольких улиц, ограниченных линиями застройки. Код площади содержит пять знаков. Площадь, в отличие от перекрестка, имеет название;

Кадастровый участок - это часть территории с однородными показателями правового, хозяйственного, природного, экономического содержания, переданная во временное или вечное пользование, владение или аренду юридическому или физическому лицу. Кадастровые участки нумеруются в пределах квартала (секции). Код содержит три знака;

Элементарный объект (угодье) - есть составная часть кадастрового участка, отрезка улицы, площади, перекрестка, систематически используемая для конкретных хозяйственных целей, обладающая однородными естест-венноисторическими свойствами. Угодья нумеруются внутри кадастрового участка или квартала. Код содержит три знака.

10. Кадастровая учетная единица.

Кадастровая учетная единица — это непрерывная территория одного функционального назначения или административного подчинения, границы которой устанавливаются градостроительными документами или решением органов власти.

Основные кадастровые учетные единицы составляют два уровня иерархической структуры деления территории города. Первый уровень в иерархической структуре деления составляют границы города, второй — кадастровые кварталы.

Формирование кадастровых учетных единиц осуществляется с соблюдением определенных требований: границы кадастровой учетной единицы, отображаемые линиями на исходном материале, должны образовывать замкнутый контур; кадастровые учетные единицы (кварталы, секции, отрезки улиц и перекрестки) должны составлять один уровень структуризации; границы смежных кадастровых учетных единиц одного уровня должны иметь, как минимум, одну общую линию и не пересекаться; границы кадастровых учетных единиц не должны пересекать красные линии, изменять сложившуюся архитектурно-градостроительную планировку города, пересекать границы охранных, природных и оздоровительных зон.

Выбор района, квартала, отрезка улиц и перекрестка в качестве кадастровых учетных единиц связан с тем, что их границы устанавливаются на основе градостроительной документации, административных решений органов власти « поэтому имеют правовую защиту и юридический статус. Это обеспечивает проведение достоверного учета и контроля использования земель путем ведения баланса использования земель в каждой учетной единице.

11. Инвентаризация земель города. Настоящее Временное руководство по инвентаризации земель населенных пунктов (далее - Руководство) разработано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 года N 622 "О совершенствовании сведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации". Руководство определяет основные требования, содержание и порядок выполнения работ при инвентаризации земель городов и поселков (далее по тексту населенные пункты). Целью проведения инвентаризации земель населенных пунктов является создание основы для ведения Государственного земельного кадастра в городах, поселках и сельских населенных пунктах,обеспечение регистрации прав собственности, владения, пользования (аренды) с выдачей землевладельцам (землепользователям) соответствующих документов установленного образца, обеспечение создания банка данных на бумажной основе и магнитных носителях, организация постоянного контроля за использованием земель в городе. Основными задачами проведения инвентаризации земель населенных пунктов являются: - выявление всех землепользователей (землевладельцев) с фиксацией сложившихся границ занимаемых участков; - выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель и принятие по ним решения; -установление границ землепользований (землевладений), границ городской черты, вынос и закрепление их на местности. Перед началом проведения работ по инвентаризации земель населенных пунктов исполнительные органы власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов совместно с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству проводят организационные мероприятия. Все работы по инвентаризации земель населенных пунктов технологически разбиваются на два этапа : I этап - подготовительный; II этап - производственный; Исходными материалами для проведения инвентаризации земель населенных пунктов служат графические, текстовые и правовые документы на земельные участки, материалы предыдущих инвентаризаций, топографические карты и планы масштабов 1:500 - 1:2000, каталоги координат пунктов городской (поселковой) геодезической сети. Для проведения работ по инвентаризации земель населенных пунктов районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (далее райкомземы, горкомземы), выполняющие функцию заказчика, заключают договора с подрядчиком. В качестве подрядчика, как правило, привлекаются государственные организации, имеющих лицензии и обладающие опытом проведения съемочных работ в условиях города. В качестве соисполнителей работ (субподрядчиков) могутпривлекаться только предприятия и организации, имеющие лицензии на проведение соответствующих работ.

12. Особенности проведения работ подготовительного этапа.

Подготовительные работы важный элемент в технологии работ по кадастровому картографированию и инвентаризации земель населенных пунктов. Их качественное проведение позволяет правильно оценить объем предстоящих затрат и составить реальный график выполнения работ. Просчеты в этой работе приводят к удорожанию конечной продукции и увеличению сроков на выполнение работ.
Работы подготовительного этапа при инвентаризации земель населенных пунктов включают в себя:
. сбор, изучение и анализ материалов, перераспределение земель, землеотводов, материалов БТИ;
. анализ технической, методической и технологической обеспеченности работ по инвентаризации земель;
. разбивку кварталов (кадастровое и экономическое зонирование) и составление карты — схемы топообеспеченности;
.подготовку рабочего инвентаризационного плана;
.написание технического отчета.
Сбору, изучению и анализу подлежат материалы геодезических работ и топографических съемок, выполненных на территории населенного пункта; сведения генерального плана и другой градостроительной документации; правила застройки города, поселка, необходимые для проведения инвентаризации земель; материалы предыдущих инвентаризаций; документы и материалы по отводу земельных участков; сведения дежурных планов отводов и

застройки; материалы по выносу в натуру, установлению (восстановлению) и определению границ земельных участков и границ населенных пунктов; материалы обследования БТИ земельных участков индивидуальной застройки; материалы исполнительных съемок, имеющие сведения о землепользованиях (землевладениях); материалы и документы, имеющие кадастровое содержание (реестры, таблицы, графики и т. п.) в различных службах и управлениях коммунального хозяйства, благоустройства, озеленения.

На базе собранных и проанализированных материалов составляется техническое задание на проведение работ по кадастровому картографированию и инвентаризации земель населенных пунктов. В техническом задании должны быть предусмотрены порядок, сроки и технология выполнения следующих работ:
.разбивки территории населенного пункта на кварталы;
.проведения производственного этапа инвентаризации;
.создания рабочего инвентаризационного плана (схемы);
.составления землеустроительного дела квартала;
.обследования городской геодезической сети;
. установления городской черты.

13. Состав и особенности выполнения работ полевого этапа.

аботы полевого этапа инвентаризации по определению местоположения земельных участков включают:

  • согласование границ земельного участка со смежными землеполь-зователями;
  • обследование состояния межевых знаков, закрепляющих границы земельных участков или их восстановление (установление);
  • определение координат межевых знаков;
  • предварительная обработка материалов.

При инвентаризации процесс получения координат точек, определяющих местоположение земельных участков в принятой системе координат, не отличается от традиционного координирования.

Понятие "межевой знак", используемое для закрепления границ земельного участка в натуре, вводится с целью проведения инвентаризации, создания кадастра, а также для регулирования земельных отношений в целом.

Акт об установлении в натуре границ земельного участка подписывает владелец или пользователь земельного участка, смежные землепользователи и представитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству. После установления и согласования в натуре границ земельных участков, их закреплении межевыми знаками приступают к определению координат. Этот процесс включает:

  • сбор сведений о наличии и состоянии близлежащих пунктов геодезичес-кой сети;
  • производство линейных и угловых измерений по межевым знакам;
  • плановую привязку межевых знаков к пунктам геодезической сети.
  • По установленным и восстановленным межевым знакам производятся угловые и линейные измерения, выполняемые для определения координат остальных межевых знаков методом полигонометрии.

При инвентаризации предусматривается обмер границ земельного участка по периметру и привязка к пунктам геодезической сети как минимум двух межевых знаков. В случае, когда межевые знаки находятся в нарушенном или критическом состоянии, угловые и линейные измерения после восстановления межевых знаков проводятся с точностью, обеспечивающей погрешность соответственно 20" и 1:3 000.

Основными этапами кадастровой съемки являются:

  • отыскание опорных пунктов и проверка их сохранности;
  • выбор оптимальной конфигурации сети опорных пунктов с учетом размеров снимаемой территории;
  • привязка местной сети к опорным пунктам;
  • съемка ситуации.

В настоящее время философия кадастровых съемок направлена на то, чтобы децентрализовать процесс обработки материалов наблюдений.

Следовательно, информация полевых измерений накапливается на магнитном диске, обрабатывается и, при необходимости, выдаются рекомендации по выполнению дополнительных (или повторных) измерений.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об