Дом построен! Постановка на кадастровый учет. Земельные вопросы

В настоящей статье мы рассмотрим, какие изменения в части государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость произошли в 2017 году.
Следует отметить, что эти изменения были существенными и, можно даже сказать, революционными. Для того чтобы понять, в чем именно состоят эти существенные изменения, необходимо вначале остановиться на том, какой была ситуация раньше, до их внесения.

Как было раньше: ЕГРП и ГКН

До 2017 года существовало два государственных реестра: Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором учитывались юридические характеристики объекта недвижимости (правообладатель, вид права, документы, на основании которых возникло право, и т.д.), и Государственный кадастр недвижимости, в котором учитывались технические характеристики объекта (координаты границ, схема границ, расстояния между точками, координаты границ охранных зон и т.д.).
Для того чтобы внести в кадастр недвижимости сведения, нужно было обратиться к кадастровому инженеру и подготовить соответственно межевой план для определения границ земельного участка и карту (план) для определения границ охранных зон, территориальных зон, границ населенных пунктов и т.д. Далее межевой план вместе с заявлением об осуществлении кадастрового учета подавался в кадастровую плату или МФЦ, и сведения вносились в кадастр.

После того как объект недвижимости был поставлен на (ГКУ), можно было идти регистрировать права, соответствующее заявление подавалось в Росреестр или МФЦ. На основании этого заявления выдавались сведения Единого государственного реестра прав (выписка ЕГРП).

Образец выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (упразднена с 2017 года)

Образец выписки из государственного кадастра недвижимости (упразднена с 2017 года)

Новый порядок ведения ЕГРН

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» два указанных выше реестра объединяются и получают название «Единый государственный реестр недвижимости». Теперь в большинстве случаев регистрация прав и государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляются одновременно. Исключение составят случаи, когда характер постановки объекта на кадастровый учет не предусматривает регистрацию прав (например, при уточнении границ земельного участка). Или же напротив, регистрация прав вовсе не требует проводить кадастровые работы (например, при регистрации перехода прав на недвижимость от одного собственника к другому).

Согласно новому закону Единый государственный реестр недвижимости содержит в себе следующие разделы:

1) «Реестр объектов недвижимости», т.е. зданий строений, земельных участков и т.д.;

2) «Реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества», т.е. реестр прав на недвижимость, реестр прав аренды на участки, реестр ограничений прав, возникающих в связи установлением охранных зон и сервитутов;

3) «Реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон… » (и т.д.);

4) «Реестровые дела», где хранится вся имеющаяся документации по объектам, представленная правообладателями и заинтересованным лицами;

5) «Кадастровые карты», где имеется топографическая основа, на которую наносятся границы земельных участков и объекты землеустройства;

6) «Книги учета документов».

Надеемся, что объединение реестров поможет решить ряд часто возникающих проблем, например, такую как несоответствие площади в кадастровом паспорте свидетельству о регистрации прав.

Обратите внимание!
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, — это объединенные данные Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственного кадастра недвижимости.

Важные положения Закона о ЕГРН 2017 г.

Ниже мы постараемся рассказать о главных на наш взгляд моментах нового закона о регистрации недвижимости, обратим внимание на кардинальные изменения в области регистрации права и кадастрового учета. Помимо этого мы обязательно рассмотрим также и важные старые правила, перешедшие в данный закон из утративших силу нормативных актов и продолжающие действовать в настоящее время.

Комплексный кадастровый учет

Земельные участки можно комплексно ставить на кадастровый учет в соответствии с проектом межевания территории. Данное положение было внесено еще в ранее действовавший закон «О государственном кадастре недвижимости». Новая форма постановки на учет очень удобна при межевании садоводств или массовом уточнении границ участков в пределах какой-либо территории, постановке на учет участков в соответствии с проектом межевания. Такая постановка осуществляется на основании карты (плана). Данный документ не следует путать с картой (планом), на основании которых осуществляется внесение сведений в ЕГРН об объектах землеустройства (границах охранных зон, населенных пунктов и т.д.).

До введения правил комплексного кадастрового учета несколько земельных участков можно было поставить на ГКУ только лишь с присвоением одного кадастрового номера. Такой участок, включающий в себя несколько землепользований, назывался многоконтурным.

Возражения о регистрации

Довольно интересным и полезным моментом является возможность подавать возражения предыдущего правообладателя о регистрации прав. Данная запись будет фигурировать при заказе сведений ЕГРН любым заинтересованным лицом, однако само по себе такое заявление о внесении возражений в ЕГРН не является основанием для того, чтобы приостановить регистрацию прав. Данная норма направлена на то, чтобы защитить последующих покупателей от непредвиденных расходов на судебные разбирательства с предыдущими правообладателями недвижимости. Таким образом, если кто-либо заявил возражение по поводу регистрации, то в последующей выписке будет иметь место соответствующая запись. Если возражающее лицо не инициирует судебный процесс, то через три месяца после регистрации запись погашается.

Вносим охранную зону самостоятельно

Законом предусмотрено право любого заинтересованного лица внести в ЕГРН сведения об охранной зоне, если достоверно известно, что решение по установлению такой зоны принималось уполномоченными органами власти (ч.1, ст.33 Закона). Собственникам земельных участков, рискующих оказаться в охранной зоне газопроводов, ЛЭП, СЗЗ и т.д., об этом необходимо знать. Если вблизи есть какой-либо из перечисленных объектов, а в выписке ЕГРН сведения о нем отсутствуют, можно сделать соответствующий запрос в Росреестр и потребовать внести охранную зону.

Долой отказы

Ранее, до 2017 года как в части регистрации прав, так и в части государственного кадастрового учета при внесении сведений можно было получить отказ уполномоченного органа. Отказ был связан, как правило, с неполным комплектом документов или с некорректно сформированными документами. Теперь в новом законе о государственной регистрации недвижимости как такового безусловного отказа нет. Есть лишь понятие приостановки. Приостановка осуществляется практически при любых недостатках в поданных документах.

Если замечания регистратора в течение срока приостановки не устранены, то выносится отказ в осуществлении регистрации.

Напомню, что приостановкой является действие государственного регистратора по отложению сроков государственной регистрации недвижимости в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов или корректных документов.

Также в закон введено понятие отказа в принятии документов без их рассмотрения, такой отказ выдается, в случае если заявление не подписано или подписано неуполномоченным лицом, если заявление о регистрации подано не в соответствии с установленной формой, если заявление имеет какие-то исправления, если после подачи документов не оплачена государственная пошлина. В этом случае государственный регистратор не принимает заявление к рассмотрению и возвращает его заявителю.

Каждому кадастровому инженеру — личный кабинет

У кадастрового инженера будет онлайн личный кабинет, в который он сможет складывать проекты межевых планов и проверять их в уполномоченном органе перед подачей. Данный кабинет будет своего рода архивом для хранения межевых планов. Его использование будет осуществляться за плату. Возможно, в связи с этим услуги кадастрового инженера немного подорожают. Полагаем, что работа с таким кабинетом войдет в обязанности помощника кадастрового инженера.

Где хочу, там и регистрирую

Подать документы на регистрацию можно теперь в любом регионе Российской Федерации. Данный момент сильно упростит жизнь собственников недвижимости, которая располагается за сотни или даже тысячи километров от родного дома. Данное нововведение должно также сократить расходы юридических лиц и избавить сотрудников от поездок в другой регион России с одной лишь целью -подать документы на регистрацию прав или осуществление кадастрового учета.

Регионам тоже можно регистрировать

Ведение Государственного реестра недвижимости может быть передано на региональный уровень, однако, как это будет осуществляться и каким органам исполнительной власти субъекта поручат отдельные функции Росреестра, пока что неизвестно. Это было возможно и раньше (в рамках предыдущего закона о кадастре), но на практике данная норма так и не реализовалась.

Регистратора — к ответственности

Ст. 60 Закона установлен перечень случаев, когда орган регистрации и самого регистратора можно привлечь к ответственности за ненадлежащее выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей. В данном случае речь идет о гражданско-правовой ответственности, то есть о тех случаях, когда незаконные действия регистратора или регистрационного органа в целом нанесли реальный ущерб собственнику недвижимости. В частности, устанавливается ответственность регистратора за несоответствие сведений, которые собственник или заинтересованное лицо предоставляли на регистрацию, тем сведениям, что содержатся в ЕГРН.

Можно привести абстрактный пример, когда при строительстве ЛЭП была установлена охранная зона, а сведения о ней были переданы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости. Государственный регистратор данные об охранной зоне не внес, в то же время была совершена покупка одного из земельных участков, попавших в охранную зону ЛЭП. При обращении в органы архитектуры новый собственник земли выяснил, что на участке ничего строить нельзя. Соответственно рыночная стоимость участка падает практически до нуля. Свои финансовые претензии такой собственник земли может обратить к государственному регистратору, который упустил внесение охранной зоны в кадастр.

Кто имеет право на реестровую ошибку?

Теперь имеют статус и название реестровых ошибок, однако порядок их исправления практически не изменился. В большинстве случаев при недостижении согласия с собственником реестровая ошибка будет исправляться на основании решения суда. Судя по всему, исправление кадастровой ошибки во внесудебном порядке будет теперь происходить несколько иным образом. В Законе о регистрации недвижимости теперь говорится, что в судебном порядке ошибки исправляются лишь в том случае, если есть основания полагать, что исправление такое ошибки может повлечь нарушение прав собственника недвижимости. Скорее всего, такое нарушение прав будет предполагаться в 99.9 процентов случаев. Для более подробного изучения вопроса рекомендуем Вам обратиться к ст.61 закона, где подробно прописаны условия и порядок исправления технических и реестровых ошибок.

Если есть пара-тройка лишних участков

На наш взгляд, в новом Законе, более детально и логично прописана процедура отказа от собственности на недвижимость.

Ст. 55 Закона подробно описывает процедуру отказа от права собственности на любой объект недвижимости и лиц, к которым эта недвижимость после отказа переходит.
Вспоминается время нулевых годов, когда эта процедура была достаточно размыта и имело место быть лишь общая норма 236 статьи Гражданского кодекса презюмирующая право каждого гражданина или юридического лица отказать от своей собственности и Земельный кодекс РФ Более детально ни законы ни подзаконные акты в тот период эту процедуру не регулировали.

Снятие залога при изъятии участка

В соответствии со ст. 60 Закона любой сервитут, залог, арендные права при изъятии земельного участка в пользу органов государственной власти и местного самоуправления снимается автоматически.

Предупрежден значит вооружен

Довольно интересным и полезным моментом в законе является регистрирующего органа является обязанность регистрирующего органа уведомлять собственника недвижимости о том, что кто-либо заказал выписку ЕГРН в отношении его имущества. Очень полезная вещь, которая может заранее подготовить собственника земли или дома к тому, что вокруг его недвижимости будут происходить какие-то махинации. Однако для этого необходимо, чтобы в регистрирующем органе обязательно были Ваши контактные данные. Надеюсь, что указанная обязанность госорганов проводящих регистрацию по уведомлению собственников недвижимости избавит их от « приятных» неожиданностей. А нечистых на руку риэлторов предостережет от необдуманных действий.

Более того, если у Вас есть причины волноваться по поводу того что кто-то положил глаз на Вашу недвижимость, вы можете заказать справку о лицах которые за последний период интересовались Вашей собственностью.

Единство судьбы дома и земельного участка

В силу положений ст. 57 Закона при регистрации прав перехода на здание, строение,сооружение, одновременно осуществляется регистрация перехода прав на земельный участок, на котором они расположены. Вот он принцип единства судьбы дома и земельного участка, установленный ГК РФ в действии. Собственно эта практика была внедрена уже давно, но полагаю напоминание об этом будет не лишним. Если регистрируете переход права на дом, то не забывайте про участок.

Учредительные документы теперь можно забывать дома

При подаче документов юрлицами теперь не требуется приложение учредительных документов, регистрирующий орган запрашивает их в порядке информационного взаимодействия. Однако на это полагаться не стоит, поскольку, во-первых, это по факту может сильно удлинить процедуру регистрации, а, во вторых, документы могут не предоставить и тогда Вам выскочит приостановка.

Последнее лето 2016 для розовой бумажки

Право на объект недвижимости подтверждает выписка из ЕГРН и только выписка из ЕГРН, то есть свидетельства о собственности фактически утрачивают свою силу, как правоустанавливающие документы на земельные участки, здания, помещения и т.д. Хотя,на самом деле, это произошло уже летом 2016 года, с этого момента и до 2017 года право собственности на недвижимость удостоверяла выписка из ЕГРП.

О членах семьи прошу поподробней

В ЕГРН будут указываться данные о территориальной зоне, описание координат точек здания, зd модель здания (по желанию), сведения о членах семьи собственника жилого помещения, способы обеспечения в договоре долевого участия.

Сроки предоставления сведений из ЕГРН

Как мы уже говорили выше кадастровый паспорт недвижимости теперь заменит выписка из ЕГРН
Сроки предоставления сведений из ЕГРН изменились в меньшую сторону по отношению к тем, что были для ГКН и ЕГРП. Согласно новым правилам выписка из ЕГРН готовится в органе Росреестре три рабочих дня. Если заказываете через МФЦ, то прибавляйте еще два дня. Стоимость выписки соответственно увеличится, это обусловлено тем, что предоставленные данные стали намного информативнее и представляют из себя информацию сразу двух объединенных реестров.

Сколько действительна выписка из ЕГРН

Как и ранее все полученные сведения из ЕГРН будут действительными на момент предоставления органом регистрации. Но это ни в коем случае не значит, что выписка действует только один день и потом ее уже никуда нельзя предоставить. Сроки действия выписки, которые устанавливают те или иные органы власти для предоставления, указываются уже в подзаконных актах (административных регламентах), регулирующих деятельность таких органов власти.

Форма выписки из ЕГРН

Формы выписки из ЕГРН утверждены Приказом Минэкономразвития.№378 от 20.06.2016.
Полагаем, что самой популярной выпиской будет являться выписка из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, которая будет включать в себя разделы: Сведения об основных характеристиках объекта недвижимости, сведения о правах, описание местоположения участка, описание местоположения объекта недвижимости (здания, сооружения), поэтажный план. Вообще приказом предусмотрено достаточно больше разнообразие выписок из которого еще хотелось бы выделить выписку на охранную зону.



Кстати!!
Заказать кадастровую выписку на земельный участок после 1 января 2017 года уже не получится, так как такая выписка, кадастровый паспорт да и сам государственный кадастр недвижимости будут упразднены.

Кто ведет учет

По предварительной информации федеральная кадастровая палата Росреестра передает свои функции по ведению реестра и кадастровому учета обратно Федеральную службу государственной службы кадастра регистрации и картографии. Как это будет выглядеть на практике, пока сказать довольно сложно.

Ну в заключение хотелось бы отметить, что вступят в силу множество приказов Минэка по поводу ведения ЕГРН, и соответственно такое же количество приказов по поводу ведения ГКН и ЕГРП утратят свою законную силу с 1 января 2017 года.
В частности порядок предоставления сведений содержащихся в егрн, форма запроса сведений из егрн, будут установлены приказами Министерства экономического развития.

Мы предлагаем наши качественные услуги кадастрового инженера, а также кадастрового юриста.

С 1 января 2017 года в Российской Федерации действует Единый реестр объектов недвижимости (ЕГРН) , в котором содержатся сведения двух предыдущих реестров, содержавших различные сведения об объектах недвижимости: Государственный кадастр недвижимости (ГКН) и Единый государственный реестр прав (ЕГРП)

  • с 1 января 2017 года все земельные участки, дома, строения и прочие объекты недвижимости, не указанные в ЕГРН без решения суда и уведомления собственника.
  • с 1 января 2017 года все земельные участки, дома, строения и прочие объекты недвижимости, стоящие на кадастровом учете более 5 лет, но не имеющие собственника, считаются бесхозными и могут быть изъяты в пользу муниципалитета без решения суда.
  • с 1 января 2017 года необходимо уведомить налоговые органы о всех объектах недвижимости, в том числе и недостроенные, на которые не приходит налоговое уведомление. Это могут быть объекты, не стоящие на кадастровом учете, или стоящие, но не имеющие владельцев. В случае, если незарегистрированный объект будет выявлен, владельцу грозит уплата налога за предыдущие 3 года плюс штраф 20% от начисленного налога .

    Для легализация незарегистрированного объекта его необходимо поставить на кадастровый учет. При «добровольной » постановке на кадастровый учет налог на имущество рассчитывается c момента регистрации и предыдущие периоды амнистируются. Данное условие действует только в том случае, если налоговая ещё не знает о Вашем объекте недвижимости.

  • с 1 января 2018 года, с объектами недвижимости, которые не обозначены в публичной карте (все земельные участки, не прошедшие межевание, дома, строения и прочие объекты недвижимости, не имеющие точек привязки и границ), запрещаются любые сделки купли продажи, дарения, передача по наследству.
  • согласно статьи 396 Налогового кодекса РФ, при отсутствии зарегистрированных строений на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства применяется налог на землю в двукратном размере .

Два этапа, которые необходимо пройти, чтобы официально получить документ на право собственности, со всеми параметрами для расчета налога на имущество:

  • Поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Для строений необходимо подготовить технический план здания. Если объект недвижимости находится на участке ИЖС или ЛПХ, необходимо получить разрешение на его строительство. Данные документы и заполненную декларацию о постановке объекта недвижимости на учет необходимо сдать для оформления в МФЦ. Самую подробную информацию и бесплатную консультацию по Вашему объекту недвижимости, можно получить у наших специалистов по телефонам, указанным в шапке сайта.
  • Зарегистрировать право собственности на данный объект недвижимости, в том числе и право на незаконченный строительством объект недвижимого имущества расположенный на земельном участке.
Обновлено 22.10.2017 18:15

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации. В материале приведены основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации прав на недвижимость. Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных законов или внесении в них изменений. Полагаем, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

1. Появится новый реестр недвижимости

Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

2. Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат

кадастровому учету и права на которые регистрируются

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются, как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и госрегистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

Завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

Объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат госрегистрации.

3. Учитывать недвижимость и проводить госрегистрацию

прав на нее будет Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее вместе - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время госрегистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ.

4. Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав будет

проводиться как одновременно, так и отдельно

4.1. Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и госрегистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной госрегистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и госрегистрации не предусмотрено.

Учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной госрегистрации прав);

Образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

Прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

Образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации.

4.2. Когда учет и госрегистрация проводятся отдельно

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госрегистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения госрегистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом госвласти, местного самоуправления или корпорацией "Росатом" в порядке межведомственного взаимодействия;

Прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

Изменение основных характеристик объекта.

5. Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом

учете недвижимости и госрегистрации прав

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и госрегистрация - одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

Собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и госрегистрации;

Орган госвласти, местного самоуправления или корпорация "Росатом", выдавшие разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной госрегистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

В форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

Новшеством Закона является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

На сегодняшний день заявление о кадастровом учете подается по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о госрегистрации прав по общему правилу - по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Такое положение содержалось в Законе о госрегистрации прав на недвижимость ранее, но было признано утратившим силу. Несмотря на это, на практике заявление и документы представляются также по месту нахождения недвижимости.

5.1. Отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юрлицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении госрегистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

5.2. Установлен единственный случай отказа в приеме документов

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о госрегистрации прав на недвижимость запрещен.

5.3. Уточнены случаи, при которых документы возвращаются без рассмотрения

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

Несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

Наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

Отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав.

В настоящее время заявление о госрегистрации прав может быть возвращено в том числе:

Если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

В ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

6. Сокращен общий срок кадастрового учета

и госрегистрации прав

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

5 рабочих дней - для кадастрового учета;

10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;

7 рабочих дней - для госрегистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и госрегистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

6.1. В какой срок будет проводиться госрегистрация ипотеки

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для госрегистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, госрегистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если госрегистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок госрегистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

7. Уточнены основания приостановления кадастрового

учета и госрегистрации по решению госрегистратора

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация может быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о госрегистрации прав на недвижимость причинами приостановления, в частности, являются сомнения госрегистратора в наличии оснований для проведения госрегистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или госрегистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) госрегистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и госрегистрации будет отказано.

7.1. Увеличены сроки, на которые приостанавливаются учет и госрегистрация

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.

Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:

Три месяца - по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

Шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время госрегистрация прав по решению госрегистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца.

8. Свидетельство о госрегистрации права выдаваться не будет

Согласно новому Закону кадастровый учет, госрегистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки - специальным регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент госрегистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о госрегистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

9. Кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться

без участия правообладателя

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

Органы госвласти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

ФМС России - информацию об изменении сведений о физлице;

ФНС России - информацию об изменении сведений об организациях и ИП;

Суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;

Нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

10. Кто и за что несет ответственность при осуществлении

кадастрового учета и госрегистрации

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, госрегистратором и другими лицами.

Так, госрегистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

11. Уточнены условия выплаты компенсации за утрату

права на жилое помещение

Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 1 января 2020 г.

С 1 января 2017 года правила регистрации недвижимого имущества изменились. Связано это с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Узнать новые правила регистрации недвижимости с 2017 года будет интересно всем, а не только юристам, практикующим в соответствующей сфере. Ведь почти каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью регистрации прав на недвижимое имущество. Покупка квартиры, ипотека, наследование индивидуального жилого дома - все это требует совершения ряда действий для оформления своих прав на недвижимость.

Давайте же посмотрим, что изменилось и что нам несет новый закон о регистрации недвижимости в 2017 и последующие годы.

  • Общий обзор закона
  • Общий обзор закона

    Начнем с основ - зачем нужно регистрировать свои права, допустим, на квартиру?

    Для ответа на этот вопрос обратимся к ч. 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ.

    «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества».

    После прохождения определенной законом процедуры государство признает за гражданином, например, право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным недвижимым имуществом (т. е. право собственности).

    После продажи квартиры право собственности на него у продавца прекращается одновременно с регистрацией перехода этого права к покупателю.

    Также регистрации подлежат не только сами права, но и ограничения прав и обременения. Например, ипотека.

    Все это нужно для определенности правового статуса объектов недвижимости и обеспечения контроля за законностью совершаемых с недвижимым имуществом сделок и в интересах их участников, и в интересах всех остальных.

    Закон № 218-ФЗ примечателен тем, что подходит к оформлению прав на недвижимое имущество более системно, чем это было раньше. Он одновременно регулирует и отношения по кадастровому учету и по государственной регистрации прав на недвижимость.

    Раньше эти отношения регулировались соответственно Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Новый закон во многом упрощает регистрационные процедуры через объединение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).

    На их основе создается единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), который состоит из следующих элементов (ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ):

    1. реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
    2. реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
    3. реестр границ;
    4. реестровые дела;
    5. кадастровые карты;
    6. книги учета документов.

    Процедуры учета объектов недвижимости и регистрация прав на них теперь осуществляются одним органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

    Раньше кадастровый учет осуществляли кадастровые палаты, подчиненные Росреестру. Соответственно человек сначала должен был обратиться в кадастровую палату, поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Только после этого он мог заняться регистрацией прав, обратившись в Росреестр.

    Две процедуры, два органа, два комплекта документов... Неудобно же, согласитесь?

    А теперь процесс оформления прав упрощается, орган один, комплект документов один, время экономится, лишние нервы не тратятся (нервы вообще лишними не бывают, я так скажу).

    Теперь подробнее о самом порядке регистрации.

    Порядок регистрации прав

    Государственная регистрация прав и кадастровый учет объекта недвижимости становятся единой процедурой. Она осуществляется на основании заявления и определенного комплекта документов, подаваемых в Росреестр.

    Кроме заявления основаниями для регистрации прав могут быть:

    1. акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления;
    2. договоры и иные сделки в отношении объекта недвижимости;
    3. акты о приватизации жилых помещений;
    4. свидетельства о праве на наследство;
    5. вступившие в силу судебные акты;
    6. акты о правах на недвижимое имущество;
    7. межевой, технический план, акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ;
    8. схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления в безвозмездное пользование и расположенного на территории Дальневосточного федерального округа;
    9. иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение права, ограничение или обременение объекта недвижимости, наступление иных обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе.

    Хотя Закон № 218-ФЗ и предусматривает процедуру одновременной государственной регистрации права и кадастровый учет объекта, они могут осуществляться и раздельно. Это кадастровый учет без государственной регистрации права и наоборот.

    Каждый из трех вариантов осуществляется в своих строго определенных случаях.

    Для одновременного предоставления двух услуг случаев установлено не так уж и много:

    • создание объекта недвижимости, для которого не требуется разрешения на ввод в эксплуатацию;
    • образование объекта недвижимости (есть три исключения, предусмотренных п. 8 - 10 ч. 5 ст. 14 Закона № 218-ФЗ);
    • прекращение существования объекта недвижимости;
    • государственная регистрация ограничений и обременений.

    Во всех остальных случаях действия по регистрации права и кадастровому учету осуществляются раздельно.

    Например, для большинства объектов недвижимости, в частности многоквартирных жилых домов, требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.

    В этом случае орган, уполномоченный на выдачу разрешения, направляет в Росреестр само разрешение, заявление о кадастровом учете и иные необходимые документы.

    Росреестр на основании этих документов ставит объект недвижимости на кадастровый учет.

    Уже после этого правообладатель (например, застройщик) самостоятельно регистрирует свое право на объект.

    При переходе права собственности осуществлять постановку недвижимого имущества на кадастровый учет не требуется. Такой учет уже осуществлен, требуется только зарегистрировать переход права собственности.

    Место и сроки регистрации прав

    Раньше заявление нужно было подавать в территориальный орган Росреестра или кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

    Теперь это правило не действует. Заявление о кадастровом учете и регистрации прав можно подать в любое удобное подразделение Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ).

    Сроки осуществления регистрационных действий следующие:

    • при одновременной постановке на кадастровый учет и регистрации прав через Росреестр — 10 рабочих дней, через МФЦ - 12 рабочих дней;
    • регистрация права через Росреестр - 7 рабочих дней, через МФЦ - 9 рабочих дней;
    • постановка на кадастровый учет через Росреестр - 5 рабочих дней, через МФЦ - 7 рабочих дней.

    Также в ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ установлены сроки для регистрационных действий, осуществляемых на основании разного рода судебных актов или актов уполномоченных органов, свидетельства о праве на наследство, для регистрации ипотеки и т. д.

    Подтверждающие документы и остальные новшества

    Свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество больше не выдаются.

    Документом, подтверждающим право собственности на недвижимость, является выписка из ЕГРН. Приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378 предусмотрено несколько форм выписок:

    • об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
    • о переходе прав на объект недвижимости;
    • о правах отдельного лица на имевшиеся или имеющиеся у него объекты недвижимости;
    • о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов

    Выписка может быть предоставлена Росреестром как в бумажной форме, так и в форме электронного документа. Сроки получения выписок также сократились. Как правило выписка выдается в течение не более трех рабочих дней.

    Это позитивный момент. Негативный - за предоставление выписки из ЕГРН придется заплатить, причем цены на них по сравнению с ценами на выписки из ЕГРП выросли.

    Тарифы утверждены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 № 291. Стоимость выписки об объекте недвижимости составляет:

    • за бумажный документ - 750 руб. для физических лиц, 2 200 руб. — для юридических лиц;
    • за электронный документ - 300 руб. для физических лиц и 600 руб. для юридических.

    При желании можно заказать курьерскую доставку выписки. Разумеется за дополнительную оплату.

    Что еще стоит отметить?

    Появился . Что это такое и каким образом регистрируются права на них у меня есть отдельная статья, ссылка есть, останавливаться на этом здесь не будем.

    Кадастровый учет и регистрация права могут проводиться без участия заявителя, поскольку сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия.

    Например, МВД России обязано направлять информацию об изменении сведений о физическом лице, нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство, ФНС России - информацию об изменении сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях и т. д.

    Если в Росреестр поступают соответствующие документы в порядке межведомственного взаимодействия, то он просто на их основании вносит сведения в ЕГРН и уведомляет об этом правообладателя.

    Изменений произошло много. Многие процедуры упростились. С другой стороны некоторые моменты стали сложнее. Например, оснований для приостановления регистрационных действий стало больше, чем раньше. Также появились основания для отказа в приеме документов от заявителя, которых раньше вообще не было.

    Таковы основные изменения в регистрации недвижимости с 2017 года, которые будут действовать, надеюсь, еще долгие годы.

    Если есть дополнительные вопросы по теме, задавайте в комментариях (если ответа нет 1-2 дня - это нормально, в течение недели обязательно отвечу). Обязательно подписывайтесь на мою . Мой Telegram-канал тоже всегда к вашим услугам.

    До встречи в следующих статьях!

    Уважаемые читатели! Буду благодарен, если вы поделитесь этой статьей в социальных сетях

    Если статья оказалась для вас полезной, оставьте, пожалуйста, свой отзыв или мнение ниже в комментариях.

    С уважением, Альберт Садыков

    Ваши данные не разглашаются и не передаются третьим лицам для коммерческого и некоммерческого использования

    Наталья оставил отзыв о сайте - показать

    Задала один и тот же вопрос стандартно (89р мне кажется) - в ответ получила 3 или 4 отписки, текст которых свидетельствовал, что даже вопрос мой дочитан до конца не был. Очень не понравилось, если бы одновременно не задала этот же вопрос платно 800 р, никогда бы не вернулась на ваш сайт! Однако на платный вопрос получила дельные ответы, за что очень благодарна и юристам и сервису! Буду обращаться еще (теперь только платно)

    04 Июля 2017 22:53

    800 стоимость
    вопроса

    вопрос решён

    Свернуть

    Ответы юристов (7)

      получен
      гонорар 33%

      Юрист, г. Нефтекамск

      Общаться в чате

      Можно попробовать пойти в администрацию и там, сославшись на статью 19 Закона о регистрации потребовать от них поставить на кад.учет многоквартирный дом вместе с квартирами одновременно:

      Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
      (ред. от 03.07.2016)
      «О государственной регистрации недвижимости»

      Статья 19. Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

      1. Орган государственной власти, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.

      При этом, согласно статье 40 того же Закона:

      4. При осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.

      Т.е. Администрация города нынче обязана сама подавать заявление об кадастровом учете многоквартирного дома, а вместе одновременно и ВСЕХ квартир в нем. При чем в течение пяти рабочих дней с момента вынесения разрешения на ввод в эксплуатацию.

      А уже после, с правоустанавливающими документами подавать заявление в Росреестр на регистрацию права на квартиру.

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Спасибо а ответ и предоставление некоторой новой информации! Подскажите а в какой именно орган вы предлагаете обратиться с заявлением? Заранее спасибо!

      • получен
        гонорар 33%

        Юрист, г. Екатеринбург

        Общаться в чате
        • 10,0 рейтинг
        • эксперт

        1. Как зарегистрировать право собственности и поставить квартиру на кадастровый учет в этой ситуации?

        Здравствуйте.

        Для того, чтобы поставить квартиру в новостройке на кадастровый учет в соответствии с ФЗ 214Б, необходимо, чтобы дом уже стоял на кадастровом учете. Эта обязанность возлагается на застройщика. Законодательством не предусмотрена самостоятельная постановка многоквартирного дома на кадастровый учет, т.к на учет ставится не только квартиры, но и общедомовое имущество, включая машиноместа и прочее. Основанием для этого служит ст.40 218 – ФЗ

        При осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машиномест.

        В соответствии со ст. 15 (ч. 2, п. 1) этого же Федерального закона с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета созданного объекта недвижимости вправе обратиться только уполномоченный орган местного самоуправления, которым было выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

        При этом, право обращения с заявлением об осуществлении кадастрового учета иным лицам, в т.ч. застройщику, кадастровому инженеру, участнику долевого строительства, указанным Федеральным законом не предусмотрено.

        Таким образом, на сегодняшний день заявление о кадастровом учете многоквартирного дома вправе подать только орган местного самоуправления, выдавший разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

        Поэтому надо не пробовать, а обращаться непосредственно в ОМУ с заявлением и требовать выполнить установленную законодательством обязанность.

        Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

        Свернуть

        Уточнение клиента

        Спасибо за детальный ответ! Пожалуйста расшифруйте как именно называется орган в который вы рекомендуете обращаться с требованием о постановки дома на учет? (ОМУ) к сожалению интернет не дает адекватной расшифровки. Заранее спасибо за ответ!

        Юрист, г. Омск

        Общаться в чате

        Доброго времени суток Вам, Наталья! С 2013 года, к сожалению без постановки всего дома, вы не сможете поставить свою квартиру на кадастровый учёт.

        Проблема в том, что мы подали заявление на регистрацию права собственности и постановки на кадастровый учет квартиры только в апреле 2017г.

        Как я поняла, что Вы подали заявление на регистрацию права собственности и Вам было официально отказано.

        Если попытка поставить на кадастровый учет квартиры не увенчалась успехом, можно по общим правилам (ст. 200 АПК РФ) обжаловать отказ или бездействие кадастровой палаты, сославшись на положения части 4 статьи 25 закона № 221-ФЗ.

        Что касается статей, на которые можно ссылаться то возможно, это Вам поможет:

        В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
        Согласно положениям ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
        нарушены права и свободы гражданина;
        созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
        на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
        На основании п. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
        Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
        Согласно п. 5 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», отказ в государственной регистрации либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
        При этом ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.
        В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.

        Всего Вам доброго

        Ответ юриста был полезен? + 0 - 1

        Свернуть

        получен
        гонорар 33%

        Юрист, г. Ижевск

        Общаться в чате

        Уважаемая Наталья!

        Я полностью соглашусь с коллегами, что на учет квартиру должны ставить по обращению ОМС. Такая проблема как у Вас сложилась во многих регионах России. Каждый регион решает данную проблему сам. Рекомендую Вам для начала устно обратится к руководству Росреестра Вашего региона для разъяснения порядка постановки на учет указанных объектов. Если не поможет то есть возможность обратится с письменным обращением на сайт Росреестра к руководителю за разъяснениями. В нашем регионе указанные объекты ставят на учет по обращению ОМС.

        также прошу Вас обратить внимание на п.2 Приказа Минэкономразвития России от 01.11.2016 N 689 «О внесении изменений в форму технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, а также форму декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953» - Установить, что до 1 июля 2017 года для осуществления государственного кадастрового учета могут быть представлены технические планы, подготовленные в соответствии с требованиями к подготовке технического плана, действовавшими до вступления в силу настоящего приказа, и подписанные усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера до 1 января 2017 года.

        Так что полагаю в Вашем случае есть все основания для постановки на учет квартиры, учитывая что тех план скорее всего подготовлен ранее. Я думаю после обращения Ваш вопрос решится положительно.

        Удачи Вам! Если будет вопросы пишите.

        Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

        Свернуть

        Уточнение клиента

        Спасибо за детальный ответ! К сожалению план БТИ изготовлялся уже в 2017... Подскажите, как расшифровывается орган в который Вы рекомендуете обратиться? Интернет расшифровывает как обязательное мед. Страхование, но я так понимаю имелось в виду нечто другое. Заранее спасибо!

      • получен
        гонорар 33%

        Юрист, г. Нефтекамск

        Общаться в чате
     
    Статьи по теме:
    Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
    Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
    Измерение валового регионального продукта
    Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
    Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
    Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
    Корректирующие коэффициенты енвд
    К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об