Максимальный срок блокирования денежных средств. Программа, определяющая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

Случаи блокировок банками счетов физических лиц тоже множатся не по дням, а по часам. Особенно после введения в июле 2017 года единого межбанковского стоп-листа. И всё это в рамках закона 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»: банки анализируют денежные операции своих клиентов и определяют подозрительны ли они (опираясь, в частности, на положение Банка России № 375-П от 2.03.2012).

Блокировка банковского счета физического лица – это полное или частичное замораживание средств на счете. Облегчённый случай - банк может наложить ограничения на снятие наличных со счёта, оставляя клиенту возможность перевести деньги или открыть депозиты.

Какие сведения и документы нужно предоставить в ЦБ
  • Информация о банке – ОГРН, ИНН, БИК и пр.;
  • Информация о заявителе – ФИО, дата и место рождения, гражданство, СНИЛС и ИНН и пр.
  • Сведения о решениях, принятых банком в отношении заявителя;
  • Копия документа, удостоверяющего личность;
  • Копии документов, предоставленных в финансовую организацию для проведения операции или открытия счета;
  • Копии документов, предоставленных в банк с заявлением об исключении из черного списка;
  • Письменный отказ банка;
  • Иные документы на усмотрение заявителя.

Заявление будет рассмотрено в течение 20 дней, после чего заявителю сообщат результат рассмотрения. Затем в течение трех рабочих дней с момента принятия решения ЦБ должен уведомить о нем заявителя. Способ уведомления будет зависеть от того, как заявитель направил заявление – через интернет или по почте.

Разморозили счёт, карту или сумму – поздравляем , сделайте выводы на будущее и не повторяйте своих собственных ошибок.

Отказали , но вы по-прежнему уверены, что действия банка неправомерны – собирайте все документы, включая свои запросы и ответы банка, обращайтесь к адвокату или идите самостоятельно в суд, защищать свои права в рамках Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Но помните об упомянутой в начале позиции нашего высшего судебного органа, которую вкратце можно сформулировать так:

Борьба с терроризмом и с отмыванием незаконных доходов важнее, чем желание клиента банка свободно распоряжаться своими средствами на банковском счёте.

Вопросам блокировки счета во второй половине 2017 года посвящено множество статей. На «Клерке» открыли даже .

Кто-то пытается разобраться в основаниях блокировки, кто-то в правомерности действий банков, кто-то ругает и власть, и банки за давление на бизнес.

Мы предприняли попытку анализа конкретных действий по предотвращению и «снятию» блокировки.

Сначала разберемся в терминах

Законодательство не содержит понятия «блокировка счета». Согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" блокирование (замораживание) безналичных денежных средств, ценных бумаг, имущества возможно только при наличии оснований причастности владельца к экстремистской деятельности или терроризму.

Что касается операций по счетам, то они могут быть приостановлены, либо в их проведении может быть отказано. При этом, владелец денежных средств не лишается права ими пользоваться, хотя и ограничен в действиях в рамках конкретного счета.

Тем не менее, прижившийся в обиходе термин «блокировки счета» имеет право на существование, как выражающий саму суть явления, с которым столкнулся бизнес.

В настоящей статье мы не рассматриваем основания блокировки счета по инициативе ИФНС, в результате наложенных судом ограничений и т.п. Сложившийся порядок действий в этих случаях не претерпел изменений.

На что ориентируются банки

Банки обязаны в силу ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений, на регулярной основе принимать меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов.

Несколько десятков оснований блокировки счета выделяет Центральный банк РФ в дополнение к указанным в законе. Их изучение может расширить кругозор, но в силу ст.4 Федерального закона № 115-ФЗ о блокировке счета вы узнаете только после того, как он уже заблокирован, ибо банкам запрещено предварительное «информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов» (статья 4 Федерального закона № 115-ФЗ).

На попытку обжаловать в Конституционный суд право Центрального банка РФ разрабатывать перечни оснований отказа в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ был получен отказ Определением Конституционного суда РФ от 25.05.2017. № 1105-О

Мы обобщили указания Центрального банка РФ, судебную практику и выработали конкретные рекомендации, которые позволят работать с минимальными рисками блокировки счета.

1. Оплачивать налоги (больше 0,9% дебетового оборота) в каждом из банков, в которых открыты счета организации. При этом Центральный банк РФ дает банкам в указание обращать внимание на клиентов, искусственно завышающих размер уплачиваемых налогов и других обязательных платежей до значения 0,9% или незначительно его превышающих. То есть опасный порог превышает 0,9%. Мы рекомендуем руководствоваться числом 1% дебетового оборота.

2. Предоставлять документы, истребуемые банком - исключительно с описью и под роспись сотрудника банка, в соответствии с перечнем, указанным банком.

Если какого-то документа из перечня не можете предоставить - объясните причину под соответствующим номером списка запрошенных документов. Клиенту на основании решения суда возвращены списанные банком денежные средства, т.к. было доказано, что организация своевременно предоставила истребованные банком документы, доп.запросов от банка не поступало — постановление 9 ААС от 16.03.2017. по делу А40-230891/2016. В деле № А40-2022834/16 клиентом банка было доказано, что банк не запрашивал документов по приостановленной операции, в связи с чем суд обязал банк произвести приостановленный им платеж.

Неполное предоставление, напротив, позволило признать суду действия банка обоснованными - Постановление АС Дальневосточного округа от 24.11.2017. №Ф03-4555/2017

3. Своевременно вносить изменения в ЕГРЮЛ , если расширили перечень видов хозяйственной деятельности. Платеж, назначение которого не характерно для указанных в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о видах деятельности (ОКВЭД) вашей организации дает право банку такую операцию заблокировать - именно к такому выводу пришли суды трех инстанций по делу А65-26637/2015.

4. Снятие наличных денежных средств производить только на цели, связанные с оплатой труда и иными социальными выплатами, либо если оплата в безналичном порядке невозможна.

Необходимость снятия наличных денежных средств должна быть подтверждена не только первичными документами, но и структурой ведения бизнеса, подразумевающей такие выплаты, например, обоснованным будет снятие наличных денежных средств при ведении бизнеса по закупке вторсырья у населения - Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2017. по делу № А40-238673/16.

5. Внимательно изучить договор с банком и применяемые по нему документы банка (как правило, в договоре имеется ссылка на документы, размещенные на сайте банка).

Со счета клиента было списано 6 830 тыс.руб. за несвоевременное предоставление документов на основании электронного письма банка, а также компенсация расходов банка на проверку фактического местонахождения организации, суд признал данные действия банка правомерными, т.к. списание было предусмотрено договором — постановление 9ААС от 13.04.2017. по делу А40-203363/16.

В другом случае клиенту удалось доказать, что списание банком 500 тыс.руб. штрафа за непредоставление документов по неподписанному запросу при наличии заявления клиента о расторжении договора банковского счета является неправомерным. Штраф был возвращен судом организации - Постановление 9 Арбитражного апелляционного суда от 26.05.2017. № 09АП-19461/2017.)

6. Обеспечить доступность информации о месте нахождения ЕИО (офиса) на территории юр.адреса (указатели, таблички и т.п.), разместите информацию на сайте, адрес которого указан на бланке.

Доказательства реального расположения по адресу регистрации помогли организации отстоять свое право на открытие счета в банке — Определение ВС РФ от 21.09.2017. № 306-ЭС17-12604.

7. Максимально подробно указывать назначение платежа , это позволит банку не включать вас в перечень клиентов, операции которых не имеют «очевидного экономического смысла», что влечет в силу Письма Центрального банка РФ от 31.12.2014 г. № 236-Т обязанность банка обращать повышенное внимание на все операции и запрашивать по ним максимальное число документов.

8. Не использовать для предпринимательской деятельности , в том числе для выплаты по договорам на закупку сырья, оплату работ и т.п., личные банковские карты - последнее влечет блокировку текущего счета, к которому открыта личная банковская карта: Апелляционное определение Пермского краевого суда от 05.10.2016 по делу N 33-11853/2016 , Апелляционное определение Саратовского областного суда от 29.11.2016 по делу N 33-9060/2016, Апелляционное определение Апелляционное определение Пермского краевого суда от 10.02.2016 по делу N 33-1316/2016 Московского городского суда от 26.05.2016 по делу N 33-20770).

9. Не использовать один и тот же компьютер, телефон и т.д. для доступа к счетам разных организаций , так как в случае закрытия счетов одной организации, все другие организации, доступ к счетам которых осуществлялся через те же технические устройства, а также при совпадении их представителей, находятся под угрозой блокировки счетов (п. 3 Методических рекомендаций Центрального банка РФ от 21.07.2017. № 18-МР).

10. Уведомлять уполномоченный орган о совершении операций на сумму более 600 000 руб., а также иных контролируемых операции в силу ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ. Отсутствие сообщения о такой операции может повлечь как блокировку счета - Определение ВС РФ № 301-ЭС17-2205 от 06.04.2017., так и привлечение к административной ответственности - постановление АС Восточно-Сибирского округа от 24.12.2015 по делу А33-5752/2015).

11. Оспаривать решение банка о блокировке , если считаете его незаконным, т.к. обратное может способствовать попаданию в «черный список», что влечет отказы в открытии счетов практически в любых банках. Суды указывают, что именно банк должен подтвердить и доказать, подозрения о возможном совершении клиентом операции по легализации дохода, полученного преступным путем являлись обоснованными на момент отказа в открытии счета. Отказ в открытии расчетного счета без такого обоснования признан судами всех инстанций неправомерным (см. Определение Верховного суда РФ от 25.08.2017. № 301-ЭС17-10939, Определение Верховного суда РФ от 24.04.2017. № 310-ЭС17-3468).

Как наживаются на клиентах банков

На страхе блокировки счетов иногда пытаются нажиться отдельные сотрудники банков, предлагая либо услуги по поиску ваших контрагентов в «черных» списках, либо по уведомлению вас о предстоящей блокировке, либо гарантируя, что если вы возьмете в банке кредит, то ваш счет не заблокируют. Такие меры не работают.

Центральный банк РФ достаточно жестко следит за деятельностью подконтрольных банков, в судебной практике встречаются и дела банков, безуспешно пытающихся уклониться от надзирающего ока, Центральный банк использует в отношении уклоняющихся от контроля банков и крайнюю меру - отзыв лицензии.

Надо помнить, что в силу п.12 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ банки освобождены от гражданско-правовой ответственности за блокировку счета.

Складывающаяся судебная практика в отношениях клиент-банк неоднородна, суды учитывают фактические обстоятельства дела, поэтому у предпринимателя всегда есть шанс отстоять свое право на ведение взаиморасчетов через выбранный им банк, а также предотвратить такие риски, своевременно и в полном объеме оформляя документы.

Встреча руководителей банков с руководством Банка России

Теме регулирования деятельности кредитных организаций Банком России была посвящена встреча 7 ноября 2013, по традиции организованная Ассоциацией российских банков

Со стенограммой мероприятия настоятельно рекомендуем ознакомиться, перейдя по ссылке http://arb.ru/b2b/docs/9752819/

По вопросам противодействия легализации докладчиком являлся Ясинский Илья Владимирович — Заместитель Директора Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России.

В Банк России поступило большое количество вопросов на тему последних изменений в законодательстве. В первую очередь, кредитные организации интересует тема новых противолегализационных требований в рамках Федерального Закона №134-ФЗ. Я представлю вашему вниманию блиц-комментарии трех позиций, которые являются наиболее сложными с точки зрения понимания и практической реализации.

Первый блок - это требования, касающиеся идентификации бенефициарных владельцев.

Второй блок вопросов связан с реализацией принципиально нового для российского законодательства - института блокирования, замораживания активов лиц, причастных к экстремистской деятельности. Законодатель попытался регламентировать эту процедуру в рамках закона весьма детально. Так, в законе сформулированы два понятия: блокирование и замораживание, и, соответственно, два определения этого понятия. Но все, что касается процедур, остается за скобками закона. Многие банки начинают апеллировать к Банку России, к Росфинмониторингу: вы нам расскажите, как мы можем заблокировать или заморозить активы? Но в законе ни финансовой разведке, ни Банку России такие полномочия не предоставлены. Поэтому соответствующие нормы являются нормами прямого действия, а наша с вами задача - определиться, как правильно выполнять требования закона.

И третий блок вопросов - это предоставление финансовым институтам, в первую очередь кредитным организациям, новых полномочий по работе с клиентами, которые злоупотребляют доверием банка, проводя операции, попадающие под категорию сомнительных. Это расширенное право отказа в заключении договора банковского счета, расширенное право по отказу в выполнении распоряжения клиента о проведении операции и новое полномочие по расторжению договора банковского счета.

Я предлагаю рассмотреть три этих блока.

При прочтении необходимо делать поправку на то, что Государственной Думой 17.12.2013 в третьем чтении был принят Законопроект № 185938-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вносящий изменения в Федеральный закон №115-ФЗ о ПОД/ФТ, в части принимаемых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Второй блок принципиально новых положений - это требования по блокированию, замораживанию активов лиц, которые признаны причастными к экстремистской деятельности. И я уже обращал ваше внимание на то, что по непонятным причинам законодатель сформулировал два понятия: блокирование и замораживание и, как следствие, два определения. Какие вопросы возникают в этом контексте? В первом определении понятия блокирования упоминаются определенные виды активов, и речь идет о безналичных денежных средствах и ценных бумагах. Во втором определении понятия блокирования и замораживания тоже упоминаются некие активы, и в данном случае законодатель использует такой универсальный термин, как имущество. Первый вопрос, который напрашивается после анализа этих двух определений: намеренно ли законодатель в числе активов не упомянул наличные денежные средства, и можем ли мы прийти к выводу о том, что на наличные денежные средства, на операции с наличными денежными средствами требования по блокированию и замораживанию не распространяются? Мы с вами должны понимать, что вопрос этот риторический в том смысле, что на него априори не может быть положительного ответа. Потому что, если бы мы такую ситуацию допустили, мы должны были бы признать - вся система противодействия финансированию терроризма лишена смысла, потому что благополучно эти люди могут финансировать свои плохие делишки, и понятно, что это можно сделать наличными средствами в небольших объемах, и тому подтверждением являются самые ужасающие террористические акты. Поэтому хотя бы даже по этой причине, от противного мы должны говорить о том, что несмотря на то, что нал не упоминается как актив, на который распространяются требования по блокированию, очевидно, что и на операции с наличными денежными средствами требования закона распространяются.

У нас есть еще и формальное подтверждение такой позиции, опять же базирующееся уже на втором определении блокирования, замораживания. Мы с вами уже говорили о том, что упоминается термин «имущество». Если мы с вами обратимся к гражданскому законодательству, то увидим, что термин носит универсальный характер, под имуществом понимаются в том числе и денежные средства, причем вне зависимости от того, в какой наличной, либо безналичной формах они существуют. Поэтому еще раз повторюсь, очевидно, мы с вами должны прийти к выводу о том, что на абсолютно любые активы, которые находятся в зоне досягаемости кредитной организации, которые принадлежат лицам, включенным в перечень экстремистов, террористов, процедура блокирования распространяется.

Но здесь еще один очень тонкий есть момент, который следует иметь в виду. Требования по блокированию, замораживанию касаются не только тех лиц, которые являются субъектами исполнения закона. Детальный анализ определения позволяет сделать вывод о том, что речь идет обо всех юридических и физических лицах, которые имеют доступ к имуществу, которое принадлежит террористам, и каждый такой «физик», каждый такой «юрик» должен его заблокировать. Это я к тому, что если вдруг у кого-то из вас такое имущество окажется, как у граждан России, имейте в виду, что требование закона и вы должны выполнить. Но, другое дело, что никаких санкций за невыполнение не предусмотрено, поэтому естественно акцент смещается в сторону кредитных организаций.

Есть три конкретных вопроса, на которых я позволю себе остановить свое и ваше внимание. Первый вопрос - как быть в ситуации, когда на счет лица, причастного к экстремистской деятельности, поступают денежные средства от контрагента, находящегося на обслуживании в другой кредитной организации, и который не является террористом. Что означает блокирование? Можем ли мы денежные средства зачислить на счет клиента, либо мы эти денежные средства должны вернуть контрагенту, обслуживающемуся в другой кредитной организации? Однозначного ответа на этот вопрос закон не дает, но все-таки в моем понимании наиболее разумным является вариант, когда мы будем использовать так называемую систему ниппель, то есть всех впускать, никого не выпускать. Более того, речь идет не о блокировании банковского счета, а о блокировании имущества, поэтому в описанном примере, очевидно, мы должны зачислить поступившие от контрагента денежные средства на счет вашего клиента, который признан причастным к экстремистской деятельности, а уже после зачисления эту сумму заблокировать, заморозить.

Второй вопрос, который часто возникает у банков - это вопрос, связанный с тем, как быть с исполнением кредитными организациями своих гражданско-правовых обязательств в рамках договора банковского вклада, где в качестве вкладчика выступает террорист. Должна ли кредитная организация этому нехорошему человеку начислять проценты на остаток по вкладу? Как мы с вами видим, законодатель на эту тему прямо ничего не говорит, с другой стороны он также ничего не говорит о том, что факт блокирования, замораживания как-то отражается на выполнении кредитными организациями своих гражданско-правовых обязательств. Поэтому, коль скоро на эту тему ничего не говорится, мы вынуждены с вами согласиться с тем, что да, кредитные организации, если договор продолжает действовать обязаны начислять проценты на остаток по банковскому вкладу, но при этом очевидно, что эти проценты так же, как и тело вклада, должны быть заморожены.

Третий вопрос - как быть с кредитами, которые однажды кредитные организации, не просчитав потенциальные риски, выдали некоему «физику» либо «юрику», которые на момент выдачи не были террористами, но впоследствии таковыми оказались. И при этом эти террористы, тем не менее, являются людьми чести и собираются кредит обслуживать, и тело кредита возвращать, и проценты по нему платить. Возникает вопрос - вправе ли кредитная организация на эти денежные средства не распространять процедуры блокирования, может ли она проценты списывать? Например, на счет террориста поступают денежные средства в виде заработной платы, и он часть из этих ресурсов предполагает использовать на погашение кредита. Опять же никаких изъятий на эту тему в законе не сформулировано, поэтому как это не прискорбно, но, по крайней мере, надзорный орган полагает, что в этом случае и на эти денежные средства, которые банку причитаются, должны распространяться процедуры блокирования, замораживания.

Ввиду вот этих, наверное, не очень приятных для кредитных организаций комментариев возникает вопрос - а когда же все-таки можно разблокировать и разморозить имущество лица, причастного к экстремистской деятельности? На эту тему закон тоже хранит глубокое молчание. Поэтому ответить на этот вопрос мы можем только путем системного анализа соответствующих положений закона. К каким выводам приводит нас этот системный анализ? Мы с вами видим, что законодатель, по крайней мере, говорит о том, что является основанием для блокирования замораживания, и основанием для блокирования замораживания является включение в перечень лиц, причастных к экстремистской деятельности. На основании этого мы можем сделать вполне разумный и обоснованный вывод, что разблокировать, разморозить имущество террориста можно тогда, когда он будет исключен из перечня экстремистов, террористов. До той поры, пока этого не произойдет, имущество должно быть заблокировано.

Последний вопрос в этой части - как соотносится новый институт блокирования, замораживания и старый институт приостановления операций, где в качестве хотя бы одной из сторон выступает лицо, причастное к экстремистской деятельности? Логика нам с вами подсказывает, что блокирование, замораживание является более жестким институтом, и очевидно, что в этих условиях от приостановления можно было бы отказаться. Но опять же в силу непонятных для нас причин законодатель этого не сделал. На мой взгляд, существуют, по крайней мере, две ситуации, когда, тем не менее, институт приостановления на практике может быть реализован. Какие это ситуации? Под приостановление попадают операции, где хотя бы в качестве одной из сторон выступает лицо, включенное в перечень экстремистов, террористов. Ввиду этого может быть конкретная практическая ситуация. У вас на обслуживании находится клиент, который фигурантом перечня не является, но он дает поручение на перевод денежных средств в пользу своего контрагента, находящегося на обслуживании в другой кредитной организации, и вам известно, что этот контрагент является фигурантом перечня - это классический пример, когда возникает обязанность по приостановлению такой операции. Если от Росфинмониторинга не поступает требование о дальнейшем приостановлении, операция проводится, а уже другой кредитной организацией, обслуживающего контрагента вашего клиента, на эти денежные средства распространяется процедура блокирования, замораживания. И второй конкретный случай связан с тем, что как мы с вами помним, под приостановление попадают не только те операции, где одной из сторон является экстремист, террорист, но и те, где в качестве стороны выступает субъект, находящийся под контролем экстремиста, террориста. Это уже та тема, которая тесно связана с категорией бенефициарного владения и выгодоприобретательства. Поэтому если в результате реализации новых требований закона, вы приходите к выводу о том, что ваш клиент находится под контролем лица - фигуранта перечня, то на эти операции требование по приостановлению распространяется. Вот, пожалуй, это две конкретные ситуации, на которые мы с вами можем выйти, когда институт приостановления еще не потерял своей актуальности.

Есть еще одна очень важная тема, которая сегодня поднимается Росфинмониторингом, тема, связанная с тем, что, несмотря на введение процедур блокирования, замораживания, нужно понимать, что какие-то минимальные средства к существованию террориста и лиц, которые находятся на его иждивении, должны ему выдаваться. Но как мы с вами видим, применительно к фигурантам перечня на эту тему закон ничего не говорит. Если обратиться к еще одной новой статье закона - статье 7.4, то мы увидим, что речь идет о лицах, которые не фигуранты перечня, но в отношении которых специальным межведомственным комитетом принимается решение о блокировании, замораживании. Так вот этим лицам полагается некое гуманитарное ежемесячное пособие, но правда на сумму, не превышающую 10 тысяч рублей, фигурантам же перечня не позволяется и этой малости. При таком жестком ограничении государство невольно толкает возможно оступившихся однажды лиц к тому, чтобы они дальше осуществляли преступную деятельность, потому что им нужно поддерживать хотя бы на минимальном уровне и свою жизнедеятельность, и жизнедеятельность своих иждивенцев. Поэтому коллеги из Росфинмониторинга говорят нам о том, что есть еще одна ситуация, когда блокирование, замораживание и приостановление соотносятся, и это как раз тот случай, когда террорист хочет получить заработную плату, пенсию либо какое-либо социальное пособие. И в данном случае речь должна идти о том, что такая операция приостанавливается, кредитная организация об этом информирует финансовую разведку, и, если финансовая разведка не приостанавливает операцию на дополнительный срок, эти денежные средства такому фигуранту перечня должны быть выданы.

Но здесь много проблем. Первая проблема связана с тем, что, во первых, то, о чем я вам сейчас рассказал, очевидно, из закона не вытекает. И вторая проблема заключается в том, что если мы говорим о выдаче заработной платы, то сегодня у нас размеры заработных плат ничем не ограничены. И даже если еще вчера террорист получал зарплату в 10 тысяч рублей, то завтра никто ему не мешает получать зарплату в 1 миллион рублей. И очевидно, что такого рода суммы террористу выдавать нельзя. Но это тоже та тема, которая никак законом не регламентирована. Мы, понимая проблему, тем не менее, говорим коллегам из Росфинмониторинга, что в идеале в этой части нужно вносить изменения в закон. Они этот вопрос поставили перед Натальей Викторовной Бурыкиной, и вроде бы как она сказала да, что такое изменение в закон внести необходимо. Поэтому сейчас наши коллеги на эту тему работают совместно с нами, ну и мы надеемся, что какие-то изменения до конца года в этой части в законе о противодействии легализации произойдут. До той поры, очевидно, мы должны исходить из того, что институт блокирования, замораживания имеет приоритет перед приостановлением, и соответственно пока не будет каких-либо спецуказаний на эту тему от Росфинмониторинга, никакие операции с активами, которые принадлежат лицам, причастным к экстремистской деятельности, проводить нельзя.

Ссылка на третий блок Расширенное право отказа в заключении договора банковского счета, расширенное право по отказу в выполнении распоряжения клиента о проведении операции и новое полномочие по расторжению договора банковского счета —

14.1. Порядок получения информации, размещаемой на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

14.1.1. Для выполнения обязанностей по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества лизингополучателя (клиента), ЗАО «СДЦР» регистрируется на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

14.1.2. Доступ к информации на вышеуказанном сайте в разделе «Личный кабинет» имеют:

  • Генеральный директор;
  • Специальное должностное лицо;
  • Сотрудники, непосредственно взаимодействующие с соискателями при рассмотрении заявлений о проведении лизинга и с лизингополучателями (клиентами) в период действия заключенных с ними договоров лизинга.

14.1.3. Специальное должностное лицо регулярно, в день получения уведомления об обновлении сведений, размещенных на информационном портале Росфинмониторинга получает информацию в разделе «Личный кабинет» о наличии очередного решения Межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию), и/или новой редакции Перечня экстремистов и террористов. Информация о наличии очередного решения Межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) и/или о наличии новой редакция Перечня экстремистов и террористов хранится в электронном виде, и доводится специальным должностным лицом до всех сотрудников, участвующих в реализации ПВК по ПОД/ФТ посредством рассылки им электронных сообщений, помеченных грифом «ДСП», как информация ограниченного распространения.

14.1.4. Лицами, уполномоченными проверять лизингополучателей (клиентов) и связанных с ними лиц на принадлежность к фигурантам Перечня, являются сотрудники, взаимодействующие с соискателями при рассмотрении заявлений о проведении лизинга и с лизингополучателями (клиентами) в период действия заключенных с ними договоров лизинга. Соотнесение с фигурантами перечня и списком лиц, в отношении которых было принято решение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества проводится в процессе первичной и последующей идентификации соискателей услуг лизинга, лизингополучателей (клиентов), их представителей, выгодопробретателей, бенефициарных владельцев, участников лизингополучателей (клиентов) – юридических лиц, а также при каждом обновлении Перечня и списка лиц в отношении которых было принято решение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества на информационном портале Росфинмониторинга в информационно- коммуникационной сети Интернет. Выявленные в результате такого соотнесения совпадения фиксируются в анкете (досье) лизингополучателя (клиента).

14.1.5. Перечень сотрудников, уполномоченных проверять лизингополучателей (клиентов) и связанных с ними лиц, определяется Приказом Генерального директора.

14.2. Порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества.

14.2.1. Не позднее одного рабочего дня после публикации сайте Росфинмониторинга очередного решения Межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) и/или новой редакции Перечня экстремистов и террористов специальное должностное лицо сверяет содержащиеся в реестре и в оперативном доступе данные действующих и вновь принимаемых на обслуживание лизингополучателей (клиентов) и связанных с ними лиц на принадлежность к фигурантам обновленной редакции Перечня. Такую же сверку данных курируемых ими лизингополучателей (клиентов) осуществляют сотрудники, имеющие доступ к личному кабинету. Результаты проверки фиксируются в электронном формате (с указанием даты и времени проведения проверки) в сводной ведомости «Проверка организаций или физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, на основании решений Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма» (Приложение № 12).

14.2.2. В случае, если выявится, что лизингополучатель и (или) его контрагент, представитель, выгодоприобретатель или бенефициарный владелец:

  • являются или были включены в Перечень в период действия договора лизинга;
  • или в их отношении были приняты решения Межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств, или иного имущества, при отсутствии оснований для включения в Перечень;

Взаимодействующий с лизингоополучателем сотрудник незамедлительно составляет сообщение об этом специальному должностному лицу.

14.2.3. Специальное должностное лицо незамедлительно рассматривает полученное сообщение, делает на нем отметку и передает сообщение генеральному директору.

14.2.4. Генеральный директор незамедлительно принимает окончательное решение о применении мер по замораживанию, о чем делает отметку на бланке (иди электронной форме) сообщения, которое передает специальному должностному лицу и поручает ему подготовить проект распоряжения о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества лизингополучателя (клиента) .

14.2.5. Специальное должностное лицо готовит проект распоряжения, передает его Генеральному директору для подписания. Подписанное Генеральным директором распоряжение передается специальному должностному лицу для проведения мероприятий по замораживанию (блокированию).

14.2.6. Специальное должностное лицо проводит мероприятия по замораживанию (блокированию) денежных средств и/или имущества лизингополучателя (клиента) и дает соответствующее распоряжение бухгалтерии, юристу и иным сотрудникам, уполномоченным осуществлять распорядительные функции с имуществом лизингополучателя (клиента).

14.3. Порядок фиксирования информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих лизингополучателю (клиенту) денежных средств или иного имущества.

14.3.1. Распорядительным документом, на основании которого осуществляется замораживание (блокирование) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента) является распоряжение Генерального директора о запрете осуществлять операции с денежными средствами, принадлежащими лизингополучателям (клиентам), включенным в Перечень экстремистов и террористов, либо в отношении которых было принято решение Межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию).

14.3.2. В распоряжении указывается следующая информация о лизингополучателе (клиенте) или связанном с ним лице:

  • сведения о лизингополучателе (клиенте), его представителе, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце (наименование, ИНН, ОГРН – для юридического лица, Ф.И.О., паспортные данные, ИНН (при наличии) – для физического лица, Ф.И.О., паспортные данные, ИНН (при наличии), ОГРНИП – для индивидуального предпринимателя);
  • дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента);
  • сумма и статус замороженных (заблокированных) денежных средств, а в случае если меры применены в отношении переданного в залог имущества – вид и идентифицирующие признаки такого имущества;
  • перечень мероприятий по замораживанию (блокированию) денежных средств и/или иного имущества, которые должны выполнить сотрудники ЗАО «СЦДР»;
  • взаимодействующий с данным лизингополучателем (клиентом) сотрудник и иные сотрудники, ответственные за исполнение распоряжения.

14.3.3. Распоряжением запрещается:

  • предоставлять лизингополучателю (клиенту) имущество в лизинг;
  • передавать лизингополучателю (клиенту) в собственность имущество, ранее арендовавшееся им на условиях договора лизинга, после полного исполнения им обязательств по договору;
  • выплачивать лизингополучателю (клиенту) средства, предоставленные им ЗАО «СЦДР» в качестве обеспечительного, авансового платежа.

14.3.4. При заявлении лизингополучателем (клиентом) требования о выплате указанных средств, следует применять процедуру, предусмотренную п. 9.3.2 Программы приостановления операций, а именно снимать обременение, наложенное в пользу ЗАО «СЦДР» с заложенного на основании договора залога в случае, если залогодателем является лизингополучатель (клиент).

14.3.5. После завершения всех мероприятий по замораживанию (блокированию) денежных средств и/или имущества лизингополучателя (клиента), специальное должностное лицо делает отметку о произведенных действиях в распоряжении, которое ему было передано для исполнения и помещает его в специальное досье документов, оформляющих решения о замораживании (блокировании) денежных средств.

14.3.6. Лизингополучателю (клиенту), в отношении которого были предприняты меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и (или) иного имущества, присваивается повышенный уровень риска, о чем специальным должностным лицом делается соответствующая отметка в анкете (досье) лизингополучателя (клиента), учитываемой в специальном регистре реестра лизингополучателей.

14.3.7. Организации и (или) физические лица, состоящие с лизингополучателем (клиентом) - организацией или физическим лицом, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества, в гражданско-правовых, трудовых либо иных порождающих обязательства имущественного характера отношениях и понесшие имущественный ущерб в результате примененных мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества этого лизингополучателя (клиента), вправе обратиться в суд с гражданским иском к нему, о возмещении имущественного ущерба.

14.3.8. В случае удовлетворения судом указанного иска взысканная сумма и судебные расходы возмещаются за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих ответчику.

14.4. Порядок и периодичность проведения проверки наличия среди лизингополучателей (клиентов) лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Способы фиксирования результатов проведенной проверки.

14.4.1. В случае применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента) ЗАО «СЦДР» незамедлительно в день их применения, информирует о принятых мерах Росфинмониторинг.

14.4.2. Информация о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств лизингополучателя (клиента) направляется специальным должностным лицом в Росфинмониторинг в виде формализованного электронного сообщения через Личный кабинет ЗАО «СЦДР» на портале Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по каналам связи, определяемым и используемым Росфинмониторингом для передачи информации.

14.4.3. В дополнение к текущим проверкам, один раз в три месяца специальное должностное лицо осуществляет проверку наличия среди лизингополучателей (клиентов) организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию). Трехмесячный срок исчисляется со дня окончания предыдущей проверки. Информация о результатах проверки направляется специальным должностным лицом в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.

14.4.4. Сводные данные о проведенных проверках на принадлежность лизингополучателей (клиентов) к фигурантам Перечня, и к лицам, в отношении которых были приняты или должны приниматься меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, ежеквартально включаются специальным должностным лицом в отчет об исполнении мероприятий внутреннего контроля для последующего учета в ежегодном отчете, представляемом Генеральному директору.

14.4.5. Сводная проверка и оформление ее результатов в отчет проводится специальным должностным лицом в течение одного рабочего дня, не позднее 10 дней после окончания квартала. Отчеты о результатах проверки хранятся специальным должностным лицом в отдельном досье.

14.4.6. Для целей отчета количество лизингополучателей (клиентов) в течение отчетного периода определяется как среднее арифметическое между количеством лизингополучателей (клиентов) по состоянию на начало и конец отчетного периода.

14.5. Порядок учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах лизингополучателям (клиентам) - физическим лицам, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень).

14.5.1. Если ЗАО «СЦДР» было принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества лизингополучателя (клиента) – физического лица, включенного в перечень по основаниям, предусмотренным п. 2 , 4 , 5 , ч. 2.1, ст. 6 Закона № 115-ФЗ, такой лизингополучатель (клиент) вправе, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода:

  • Получать и расходовать заработную плату, из переданных им и замороженных ЗАО «СЦДР» денежных средств в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи.
  • Осуществлять, с соблюдением режима приостановления операций, установленного ч. 10, ст. 7 Закона № 115-ФЗ и Главой 9 ПВК по ПОД/ФТ, операции по получению и расходованию заработной платы из переданных им и замороженных ЗАО «СЦДР» денежных средств в размере, превышающем 10 000 руб., а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим до включения этого лизингополучателя (клиента) в Перечень.

14.5.2. Если решение о замораживании (блокировании) денежных средств лизингополучателя (клиента) было принято межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, по основаниям, предусмотренным ч. 1, ст. 7.4 Закона № 115-ФЗ, этот лизингополучатель (клиент) может обратиться в ЗАО «СЦДР» с заявлением о назначении ему ежемесячного гуманитарного пособия для обеспечения его жизнедеятельности и совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих постоянного источника дохода из переданных им и замороженных ЗАО «СЦДР» денежных средств. На основании полученного заявления, ЗАО «СЦДР», направляет в межведомственный координационный орган, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, ходатайство о назначении такому лизингополучателю (клиенту) ежемесячного гуманитарного пособия.

14.5.3. Межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принимается решение о назначении этому лизингополучателю (клиенту) ежемесячного гуманитарного пособия в размере, не превышающем 10 000 рублей в месяц. Выплата указанного пособия осуществляется ЗАО «СЦДР» из переданных лизингополучателем (клиентом) и замороженных ЗАО «СЦДР» денежных средств.

14.5.4. Решение о размерах, периодичности и порядке осуществления выплаты ежемесячного гуманитарного пособия, предусмотренного пунктами 14.5.1, 14.5.2 настоящих Правил принимается Генеральным директором на основании заявления лизингополучателя (клиента).

Выплаты, предусмотренные пунктами 14.5.1, 14.5.2 настоящих Правил документируются расходными кассовыми ордерами или платежными поручениями и учитываются в соответствии с установленным в ЗАО «СЦДР» порядком бухгалтерского учета операций.

14.6. Порядок информирования лизингополучателя (клиента) о неосуществлении операции с денежными средствами или иным имуществом лизингополучателя (клиента) в связи с наличием сведений о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с ч. 2 ст. 6 и ч. 2 ст. 7.4 Закона № 115-ФЗ.

14.6.1. В день вынесения распоряжения Генерального директора о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и/или иного имущества лизингополучателя (клиента) ему выдается на руки и/или направляется почтовым отправлением уведомление о применении таких мер. Ответственным за направление указанного уведомления является специальное должностное лицо.

14.6.2. В уведомлении сообщается о запрете осуществлять операции с денежными средствами и иным имуществом, принадлежащими лизингополучателю (клиенту), включенным в перечень экстремистов и террористов, либо в решение Межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) принадлежащих лизингополучателю (клиенту) денежных средств или иного имущества.

Также, в уведомлении указывается:

  • сведения о лизингополучателе (клиенте) (наименование, ИНН, ОГРН – для юридического лица, Ф.И.О., паспортные данные, ИНН (при наличии) – для физического лица, Ф.И.О., паспортные данные, ИНН (при наличии), ОГРНИП – для индивидуального предпринимателя);
  • основания применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  • дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента) и связанных с ним лиц;
  • вид имущества лизингополучателя (клиента), в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию), с указанием идентифицирующих признаков такого имущества.

14.7. Порядок информирования Росфинмониторинга о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента), а также о результатах проверки

14.7.1. Информация о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента) – организации или физического лица, включенного в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации и (или) физического лица, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) принадлежащих такой организации или физическому лицу денежных средств или иного имущества, направляются в Росфинмониторинг незамедлительно в день применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и физического лица.

14.7.2 Сведения о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица и о результатах проведенных проверок направляются специальным должностным лицом в Росфинмониторинг в виде формализованного электронного сообщения через Личный кабинет ЗАО «СЦДР» на портале Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по каналам связи, определяемым и используемым Росфинмониторингом для передачи информации

14.7.3 В исключительных случаях, когда по независящим от ЗАО «СЦДР» причинам он не в состоянии передать ФЭС через Личный кабинет сведения о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации и (или) физического лица и о результатах проведенных проверок могут представляться на бумажном носителе или на магнитном, оптическом или цифровом носителе с сопроводительным письмом за подписью Председателя правления путем направления непосредственно в Росфинмониторинг заказного почтового отправления с уведомлением о вручении. Специальное должностное лицо готовит проект такого письма и контролирует соблюдение установленного в п. 14.7.1 настоящих Правил срока его направления в Росфинмониторинг.

14.8. Порядок прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лизингополучателя (клиента) и связанных с ним лиц.

14.8.1. Денежные средства и иное имущество лизингополучателя (клиента) замораживаются (блокируются) до даты исключения сведений о таких лицах из Перечня экстремистов и террористов, либо до даты отмены решения Межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) принадлежащих лизингополучателю (клиенту) денежных средств или иного имущества.

14.8.2. После исключения лизингополучателя (клиента) из Перечня экстремистов и террористов, либо отмены решения Межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества принадлежащих таким лицам, Генеральный директор издает распоряжение об отмене предпринятых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества. Такое распоряжение издается на основе проекта, подготовленного специальным должностным лицом, не позднее одного рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга информации об исключения сведений о лизингополучателе (клиенте) из Перечня, либо отмены соответствующего решения Межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма.

14.8.2. Информация об отмене ранее принятого решения о замораживании (блокировании) денежных средств, направляется специальным должностным лицом в Росфинмониторинг в день издания распоряжения.

КЛИЕНТА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ НАЛИЧИЯ СРЕДИ СВОИХ КЛИЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЕНЫ ЛИБО ДОЛЖНЫ ПРИМЕНЯТЬСЯ МЕРЫ ПО ЗАМОРАЖИВАНИЮ (БЛОКИРОВАНИЮ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА

(Программа по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки)
В настоящей программе по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества предусматриваются:

а) порядок и периодичность проведения мероприятий по проверке наличия или отсутствия сведений о причастности своих Клиентов, Представителей клиента, Выгодоприобретателя и Бенефициарного владельца к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 7.4 Федерального закона;

б) порядок взаимодействия с лицами, в отношении которых должны быть применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества;

в) порядок выплаты ежемесячного гуманитарного пособия за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия;

г) информирование о мерах, принятых Уполномоченным органом.

Порядок получения информации, размещаемой на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-коммуникационной сети «Интернет».


      1. В целях исполнения требований действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ МКК обязана осуществлять мониторинг официального сайта Уполномоченного органа.

      2. Мониторинг официального сайта Уполномоченного органа осуществляется через Личный кабинет МКК, логин и пароль к которому были получены МКК при регистрации на указанном сайте.

      3. На сайте Уполномоченного органа МКК получает следующую информацию:

  • об организациях и физических лицах, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму);

  • о решениях, о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма);

  • иные сведения.

      1. Доступ к информации, размещаемой на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-коммуникационной сети «Интернет», имеют Ответственный сотрудник МКК и сотрудники, ответственные за работу с Клиентами. Получение информации указанными лицами осуществляется с периодичностью, установленной п. 15.3 настоящих ПВК по ПОД/ФТ.
Порядок и периодичность проведения проверки наличия среди своих Клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также о способы фиксирования результатов проведенной проверки.

      1. Сотрудники МКК, ответственные за работу с Клиентами, обязаны проверить наличие сведений о Клиенте, Представителе клиента, Выгодоприобретателе, Бенефициарном владельце в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и/или в решении о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), до приема на обслуживание Клиента, а также при обновлении сведений об указанных лицах и при проведении их повторной идентификации.

      2. Ответственный сотрудник МКК обязан проверять всех Клиентов (полную базу Клиентов МКК) на наличие их в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, при каждом обновлении указанного перечня.

      3. Ответственный сотрудник МКК обязан проверять всех Клиентов (полную базу Клиентов МКК) на наличие их в решении о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), в случае опубликования такого решения.

      4. Ответственный сотрудник может проводить проверки на предмет наличия информации о Клиентах МКК по информации Уполномоченного органа при наличии подозрений в отношении Клиента МКК, либо в целях проверки исполнения обязанностей, предусмотренных настоящими ПВК по ПОД/ФТ, сотрудниками МКК, ответственными за работу с Клиентами, в плановом порядке согласно раздела 10 настоящих ПВК по ПОД/ФТ.

      5. Результаты проверок, указанных в пп. 15.3.2 фиксируются сотрудником МКК, ответственным за работу с Клиентами:

  • в анкете Клиента (Приложения №1(1), 1(2), 1(3) к настоящим ПВК по ПОД/ФТ);

  • во внутреннем сообщении (при наличии сведений о являющихся для МКК Клиентах в информации Уполномоченного органа).
Сотрудник МКК, ответственный за работу с Клиентами обязан передать внутреннее сообщение Ответственному сотруднику МКК незамедлительно (в день проведения проверки).

      1. Результаты проверок, указанных в пп. 15.3.2 - 15.3.4, при отсутствии сведений о являющихся для МКК Клиентах в информации Уполномоченного органа, фиксируются Ответственным сотрудником в справках о проделанной работе, которые составляются по итогам каждого месяца.

      2. Результаты проверок, указанных в пп. 15.3.2 - 15.3.4, при наличии сведений о являющихся для МКК Клиентах в информации Уполномоченного органа, фиксируются Ответственным сотрудником МКК во внутреннем сообщении (с указанием точного времени и даты получения данной информации) и передаются на рассмотрение руководителю МКК незамедлительно (в день проведения проверки).

      3. Порядок проведения ежеквартальных проверок на наличие среди Клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

        1. Ответственный сотрудник МКК не реже чем один раз в три месяца проверяет наличие среди Клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
По своей сути ежеквартальная проверка является дублированием проверок, проводимых Ответственным сотрудником МКК, в порядке, указанном в п.15.3.2, 15.3.3 настоящих ПВК по ПОД/ФТ.

Целью проведения ежеквартальной проверки является контроль за надлежащим исполнением требований законодательства в сфере ПОД/ФТ.


        1. Сроки проведения ежеквартальных проверок утверждаются приказом руководителя МКК.

        2. Результаты ежеквартальной проверки, фиксируются Ответственным сотрудником МКК, в справке о проделанной работе, которая предоставляется руководителю МКК.

        3. Справка о проделанной работе должна содержать информацию, которую необходимо предоставлять в сообщении, отправляемом Уполномоченному органу в порядке, предусмотренном разделом 12 настоящих ПВК. В частности указанная справка должна содержать:

          • дату проведения предыдущей проверки;

          • дату проведения текущей проверки;

          • количество проверенных Клиентов – организаций;

          • количество проверенных Клиентов – физических лиц;

          • общее количество проверенных Клиентов – организаций и физических лиц;

  • общее количество Клиентов, в отношении которых не были применены меры по замораживанию (блокированию);

  • количество Клиентов – организаций, в отношении которых не были применены меры по замораживанию (блокированию);

  • количество Клиентов – физических лиц, в отношении которых не были применены меры по замораживанию (блокированию).

  • О результатах проведенной проверки наличия среди Клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, Ответственный сотрудник информирует Уполномоченный орган в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, в соответствии с разделом 12 настоящих ПВК по ПОД/ФТ.

  • В случае обнаружения среди своих Клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, применяются меры, предусмотренные настоящим разделом.

    Порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества.


        1. Принятие решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества.

          1. Ответственный сотрудник рассматривает и проверяет представленную информацию (внутреннее сообщение) и докладывает об этом руководителю МКК в срок, позволяющий выполнить принять решение руководителем МКК о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества - не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Уполномоченного органа указанной информации.

          2. Руководитель МКК является лицом, уполномоченным применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента. Руководитель МКК принимает решение о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона, незамедлительно, в день получения внутреннего сообщения от Ответственного сотрудника и не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Уполномоченного органа информации, указанной в пп. 15.2.3 настоящего раздела.

          3. Руководитель МКК информирует о принятом решении сотрудников МКК, непосредственно осуществляющих действия по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента немедленно при обязательном выполнении условия о применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента в срок не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Уполномоченного органа информации, указанной в пп. 15.2.3 настоящего раздела.

        1. Порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента:

          1. МКК останавливает все действия по сделке (операции) Клиента к которому были применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента (не выполняются распоряжения Клиента о перечислении денежных средств, не выдаются денежные средства или иное имущество Клиента, в случае нахождения данного имущества или денежных средств в распоряжении МКК).

          2. Вся информация о Клиенте (Представителе клиента, Выгодоприобретателе, Бенефициарном владельце) к которому были применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента и об операции с его (их) участием, регистрируется в отдельном журнале в электронной форме и на бумажном носителе. В этом же журнале фиксируется вся информация, позволяющая документировать операцию Клиента и идентифицировать всех ее участников.
    В частности, в журнале фиксируется:

    • сведения о Клиенте (Представителе клиента, Выгодоприобретателе, Бенефициарном владельце), полученные в результате идентификации;

    • основания применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

    • дата и время применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента;

    • вид имущества Клиента, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию), с указанием идентифицирующих признаков такого имущества).
    Журнал учета принятых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиентов должен содержать даты начала и окончания его заполнения.
    Журнала учета принятых мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиентов должен хранится в МКК пять лет с момента внесения в него последней записи о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества (с даты окончания заполнения).

    Порядок взаимодействия с лицами, в отношении которых должны быть применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества.

    Ответственный сотрудник информирует Клиентов о замораживании (блокировании) принадлежащих Клиенту денежных средств или иного имущества Клиента в связи с наличием сведений о нем в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму либо решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, посредством отправки в адрес Клиента письменного уведомления, направляемого в течение трех дней со дня принятия МКК соответствующего решения в отношении Клиента.

    О принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента, Ответственный сотрудник МКК информирует Уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в соответствии с разделом 12 настоящих ПВК по ПОД/ФТ.

    Порядок выплаты ежемесячного гуманитарного пособия за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия:


        1. В целях обеспечения жизнедеятельности физического лица, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) его денежных средств или иного имущества, а также проживающих совместно с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принимается решение о назначении этому лицу ежемесячного гуманитарного пособия в размере, не превышающем 10 000 рублей.
    Выплата указанного пособия осуществляется за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия.

        1. Порядок и условия данных выплат регламентируются указанным решением. МКК обязана руководствоваться установленным Уполномоченным органом решением в том числе – в части порядка выплаты ежемесячного гуманитарного пособия за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия и находящихся в распоряжении МКК.

        2. Организации и (или) физические лица, состоящие с организацией или физическим лицом, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) их денежных средств или иного имущества, в гражданско-правовых, трудовых либо иных порождающих обязательства имущественного характера отношениях и понесшие имущественный ущерб в результате замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества, вправе обратиться в суд с гражданским иском к лицу, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) его денежных средств или иного имущества, о возмещении имущественного ущерба.

        3. В случае удовлетворения судом указанного иска взысканная сумма и судебные расходы возмещаются за счет замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих ответчику.

        4. Учет и фиксирование информации о выданных денежных средствах (гуманитарного пособия) Клиентам – физическим лицам, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) его денежных средств или иного имущества:

          1. Учет произведенных выплат гуманитарного пособия ведется в режиме бухгалтерского учета и оформляется расходными кассовыми ордерами.

          2. Информация о выплате гуманитарного пособия содержится в:

    • решении межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о назначении лицу ежемесячного гуманитарного пособия (определены размер пособия, порядок и условия его выплаты);

    • приказе руководителя МКК о начислении лицу ежемесячного гуманитарного пособия (определены порядок выплат в соответствии с решением межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма).

          1. Вся информация и документы, содержащие информацию по выплате ежемесячного гуманитарного пособия, хранятся на бумажном и (или) электронном носителях в досье Клиента.

          2. Указанные информация и документы хранятся в течение пяти лет со дня прекращения отношений с Клиентом.
    Порядок прекращения действия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента при наличии у МКК информации об исключении сведений о таком Клиенте из
    перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму либо о прекращении действия вынесенного ранее в отношении такого Клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества Клиента.

    Все меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества Клиента, предпринятые МКК, приказом руководителя МКК, отменяются в случае исключения сведений о таком Клиенте из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму либо прекращения действия вынесенного ранее в отношении такого Клиента решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества Клиента.

    Ответственный сотрудник информирует Клиентов о прекращении действия указанных мер посредством отправки в адрес Клиента письменного уведомления, направляемого в течение трех дней со дня принятия МКК соответствующего решения в отношении Клиента.

    В дальнейшем МКК вправе осуществлять операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению Клиента.

    Настоящая программа разработана с учетом того, что МКК, в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к категории малых предприятий.

  •  
    Статьи по теме:
    Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
    Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
    Измерение валового регионального продукта
    Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
    Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
    Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
    Корректирующие коэффициенты енвд
    К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об