У снижения уровня безработицы демографическая причина. Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидий по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

Макроэкономическая политика:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Социальная политика:

Выплата пособия по безработице признанным безработными,

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,

Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Политика в сфере занятости населения:

Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).

Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.

Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.

Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Наиболее актуальные вопросы минимизации уровня безработицы рассматриваются при разработке концепции действий на российском рынке труда с 2007 по 2010 год специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России. Этот документ обсуждался на заседании комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Разрабатываемая концепция включает в себя варианты решения наиболее важных проблем на рынке труда .

Первая из них - дисбаланс спроса на рабочую силу. Так как структура профобразования смещена в сторону высшей школы, хотя рынок нуждается в большем количестве квалифицированных рабочих и специалистов со среднетехническим образованием. Концепция предлагает ежегодно формировать государственные заказы, финансируя за счет бюджета подготовку определенного количества специалистов нужных профессий. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, количество бюджетных мест в вузах будет сокращаться за счет невостребованных специальностей.

Что касается платных учебных заведений, то им предлагается напрямую сотрудничать с работодателями.

Вторая проблема - крайне неравномерная "география" распределения трудовых ресурсов. По данным статистики, 28,4 процента всех трудоспособных россиян живут и работают в Центральном федеральном округе. Только в 2004 году в Москву и область перебрались более 80,9 тысячи человек. В то же время районам Сибири и Дальнего Востока "прощай" сказали 37,4 тысячи человек. Поэтому в проекте концепции большое внимание уделено привлечению трудовых ресурсов - в основном молодых людей, только получивших диплом, - в отдаленные регионы страны, традиционно нуждающиеся в рабочих руках. "Заманить" туда работников предлагается через решение жилищной проблемы - оплачивать им проценты по ипотечным кредитам - за счет государства, гасить часть суммы кредита - за счет работодателя. А пока молодые люди будут копить на первоначальный взнос, они будут жить в специально построенных комфортных общежитиях.

Третий важный вопрос - обеспечение работникам дополнительной социальной поддержки в случае увольнения. Проектом предусмотрено появление совершенно новой для России системы - добровольного социального страхования на случай потери работы. Страховым случаем при этом может быть расторжение трудового договора по причине ликвидации предприятия, сокращения штата и даже увольнения по собственному желанию.

Согласно концепции, должно полностью измениться отношение к пособию по безработице, механизм выплаты которого должен стимулировать к активному поиску работы. В поисках дополнительного резерва рабочих рук авторы концепции обратили взоры на такие группы безработных, как выпускники школ, не имеющие профессии, домохозяйки, инвалиды, люди предпенсионного возраста и даже матери, воспитывающие инвалидов. Для них планируется предложить программы обучения востребованным профессиям.

4 аспект - корректировка механизма квотирования иностранной рабочей силы. Предложено учитывать кадровые потребности работодателей, ликвидировать лишние административные барьеры при оформлении иностранной рабочей силы, а в использовании труда мигрантов, прибывающих в РФ в безвизовом режиме, работодателям будут предоставляться преференции. Проектом планируется создать перечень приоритетных профессий, по которым привлечение иностранных работников будет происходить сверх установленной квоты. В частности, предлагается приглашать специалистов востребованных категорий, обладающих высокой квалификацией.

5 вариант. Данный подход предлагает отказаться от единой тарифной сетки и перейти к отраслевым системам оплаты труда, разрешить региональным властям устанавливать ставки пособий по безработице, дать регионам побольше свободы. Предлагается также установить федеральный максимум и минимум пособий и разрешить региональным властям самим устанавливать ставки пособий.

В рамках данной концепции предусмотрен ряд мероприятий, способствующих ее реализации:

1. повышение уровня оплаты труда,

2. переход на новые отраслевые системы оплаты труда в бюджетной сфере,

3. регулирования трудовой миграции,

4. усиление ответственности работодателей за несоблюдение трудового законодательства,

5. повышение эффективности функционирования систем пенсионного, социального и медицинского страхования.

Применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволили снизить уровень безработицы в последние три года. Дальнейшее следование рекомендациям, возможное применение положений разрабатываемой концепции действий на российском рынке труда на ближайшие пять лет

специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России будут способствовать дальнейшему падению уровня безработицы, росту благосостояния населения, экономическому развитию страны.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Безработица и способы ее преодоления [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В современных условиях безработица, являясь неотъемлемым элементом экономической системы, требует постоянного внимания со стороны государства, в контексте реализации различных способов ее преодоления.

Понятие безработицы

Безработица соответствует такому состоянию экономики, когда часть экономически активного населения не занята производством товаров, работ, услуг. Иными словами, часть населения сидит "без работы". Результатом является сокращение потенциального валового национального продукта и снижение среднего уровня жизни населения.

Безработица – социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может найти себе работу.

Понятие безработицы интерпретируется как ситуация, при которой желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы в текущих экономических условиях.

Непосредственно у работников, безработица обуславливает утрату квалификации и профессиональных навыков у экономически активного населения, может сломать судьбу людям, оставшимся без работы, способствует утрате самоуважения у квалифицированных работников, которые впоследствии снижают уровень желаемой заработной платы из опасения и дальше остаться без работы. Для общества безработица опасна тем, что разрушает моральные устои, ведет к распаду семей и деградации общественных отношений.

Уровень безработицы измеряется в процентах от общей численности экономически активного населения. В рыночной экономике безработица существует всегда и является ее неотъемлемой частью, при этом уровень безработицы непостоянен и меняется по различным причинам, никогда не сокращаясь до нуля.

К трудоспособному населению относятся все люди, которые способны работать по возрасту и по состоянию здоровья.

Соответственно, достижение состояния полной занятости, при котором все трудоспособное население имеет работу, т.е. 100% рабочей силы занято на производстве товаров, работ, услуг, в условиях рыночной экономики невозможно.

Уровень безработицы – это процентное отношение числа незанятых в экономике к трудоспособному населению, из которого исключаются дети до 16 лет, студенты, пенсионеры, заключенные, а также те, кто не может заниматься трудовой деятельностью по состоянию здоровья.

Безработными считаются лица трудоспособного возраста, которые не имеют работы, выходят на рынок труда и ищут работу. Лица, занятые в производстве товаров, работ, услуг неполный рабочий день или неделю, считаются занятыми и к безработным не относятся, даже если осуществляют поиск работы на полную ставку.

В состав рабочей силы не входят лица, которые не имеют работы, но не осуществляют ее поиск. В отношении данных лиц предполагается, что у них отсутствует заинтересованность в поиске работы на рынке труда, т.е. не вышли на рынок труда, следовательно, к безработным они не относятся.

Также в состав рабочей силы не входят лица, которые по тем или иным причинам отказались от поиска работы.

Естественный уровень безработицы – это следствие мобильности и гибкости рынка труда, движения рабочей силы между регионами и отраслями экономики. Характеризует экономическую целесообразность использования рабочей силы в той или иной отрасли и эффективность функционирования экономической системы. Определяется как наименьший уровень безработицы, который достижим при существующей структуре экономики и не ведет к росту инфляции.

Следует учитывать, что из состава рабочей силы выделяется институциональное население, которое ориентировано на работу в государственных институтах, например, в армии, полиции, государственном аппарате и т.д.

Показатели, используемые при оценке безработицы и занятости населения:

  • неинституциональное население (Ч нн);
  • численность занятых (Ч з);
  • численность безработных (Ч б);
  • численность лиц, не входящих в состав рабочей силы (Ч нрс).

Между данными показателями существуют следующие зависимости:

  • численность рабочей силы Ч рс = Ч з + Ч б;
  • неинституциональное население Ч нн = Ч з + Ч б + Ч рс;
  • уровень занятости населения У з = Ч з / Ч нн;
  • уровень безработицы населения У б = Ч б / (Ч з + Ч б);
  • норма безработицы Н б = [Ч б /(Ч з + Ч б)] х 100%;
  • уровень вовлеченности населения в состав рабочей силы У врс = (Ч з + Ч б)/Ч нн.

На данные показатели оказывают влияние следующие факторы:

  1. демографический состав населения
  2. половозрастная структура населения
  3. этнический состав населения
  4. социальная структура населения
  5. соотношение спроса и предложения на рынке труда в отдельных регионах и отраслях

Виды безработицы

Классификация видов безработицы в зависимости от различных признаков приведена в таблице.

Виды безработицы

Виды безработицы

Характеристика

Характер безработицы

Добровольная безработица – работники увольняются по собственному желанию

Определенная часть трудоспособного населения выходит на рынок труда, становясь безработными добровольно, по личным причинам – в целях найти более выгодную работу или оплату труда.

Вынужденная безработица – предприниматели сокращают производство и персонал

Данный вид безработицы вызван отсутствием рабочих мест, соответствующих квалификации безработных специалистов. Является следствием нарушения спроса и предложения на рабочую силу.

Причины возникновения безработицы

Фрикционная безработица – несовпадение смены мест работы работников по времени

Считается нормальной, так как всегда существует какое-либо количество людей, находящихся в процессе смены места работы, отрасли, профессии, региона работы и т.п. Этот вид безработицы возникает потому, что для смены места работы всегда требуется некоторое время и имеется некоторое несоответствие между имеющейся информацией о вакансиях и предложениях работы. Характеризуется низкой продолжительностью – 1-3 месяца.

Структурная безработица – сокращение одних отраслей и возникновение других отраслей экономики.

Возникает, когда происходит переориентация предприятий на новые сферы деятельности, появляется необходимость переквалификации рабочей силы. Данный вид безработицы связан с технологическими изменениями, которые приводят к изменению спроса на рабочую силу. Является следствием развития экономики, технологий, науки, а также изменения профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, ее территориального и отраслевого перераспределения. Соответствует ситуации, когда работники, потеряв работу в одних секторах экономики, не могут устроиться на работу на существующие свободные рабочие места в других отраслях. Влияет на работников низкой квалификации, устаревшей профессии, население экономически отсталых районов. Обычно продолжительность – 4-8 месяцев.

Сезонная безработица – характерна для отдельных отраслей с сезонным характером производства (сельское хозяйство, строительство, промыслы), когда имеет место резкие изменения спроса на рабочую силу в течение календарного года.

Определяется исключительно особенностями ритма производственного процесса в отрасли или конкретной сфере деятельности. Характерна возможностью достаточно точного прогнозирования, что позволяет учесть данный фактор при заключении трудовых договоров с работниками. Продолжительность данного вида безработицы совпадает с продолжительностью сезонного снижения спроса на рабочую силу в конкретной отрасли или сфере деятельности.

Циклическая безработица – образуется при смене циклов развития экономики.

Меняется по масштабам продолжительности и составу и характеризуется повышенным отклонением уровня безработицы от естественного. Этот вид безработицы вызван , колебаниями объемов производства и спроса на продукцию. Меняется в зависимости от фазы . Возникает в период циклического спада экономики и дополняет фрикционную и структурную, которые также растут в этот период. Циклическая безработица наиболее усугубляется в период депрессии. В период экономического подъема циклическая безработица отсутствует.

Технологическая безработица – образуется вследствие появления новых технологий и оборудования

После внедрения новых технологий и оборудования на предприятиях часть рабочей силы высвобождается за счет замены людей машинами и/или снижения потребности в персонале, что ведет к возникновению данного вида безработицы. Если экономика при этом растет, то продолжительность технологической безработицы невысока и практически совпадает с фрикционной, так как работники устраиваются на работу на новые рабочие места. Также следствием технологической безработицы в этом случае является увеличение занятости за счет вовлечения в экономику работников новых профессий и более высокой квалификации. Если темпы роста экономики не превышают 1-2% (или вообще отрицательны), то технологическая безработица будет иметь высокую продолжительность, более 12 месяцев, реальное количество рабочих мест увеличиваться не будет, а уровень жизни населения будет падать. Также технологическая безработица будет накладываться на структурную безработицу.

Региональная безработица – возникает в результате разницы в спросе на рабочую силы и ее предложением в определенном регионе

Образуется вследствие объективной неравномерности социально-экономического развития разных территорий. Соответственно, данный вид безработицы может быть обусловлен природно-ресурсными, демографическими, технико-экономическими, историко-культурными и иными особенностями конкретного региона. Региональная безработица проявляется на уровне отдельных регионов одной страны, которые имеют избыточное количество рабочей силы, а также на межгосударственном уровне, что привело к развитию трудовой миграции и появлению гастарбайтеров, которые едут в страны с более высоким уровнем оплаты труда.

Желание трудиться

Действительная безработица

Трудоспособные работники имеют желание трудиться, но в силу определенных причин не имеют работы.

Фиктивная безработица

Нежелание заниматься трудовой деятельностью по тем или иным причинам. Рост данного вида безработицы ведет к деградации рынка труда.

Демография

Молодежная безработица

Выделяется среди общей безработицы, так как уровень безработицы среди молодежи выше, чем в других возрастных группах.

Общая безработица

Соответствует уровню безработицы в экономике в целом.

Открытость безработицы

Открытая безработица – работники выходят на рынок труда.

Данный вид безработицы разделяется на регистрируемую и нерегистрируемую. Регистрируемая включает всех, кто зарегистрирован государственными органами и стоит на учете. При этом если такие лица соответствует законодательным условиям, то они получают пособие по безработице. Нерегистрируемая безработица включает тех лиц, которые не регистрируются как безработные, не получают пособия, не имея при этом какой-либо работы. Поэтому нерегистрируемая безработица выпадает из фактического уровня безработицы, так как не поддается учету.

Скрытая безработица – работники не выходят на рынок труда.

Данный вид безработицы возникает в экономике тогда, когда в ней наличествуют лица, желающие работать, но не регистрирующиеся в качестве безработицы. Часть скрытой безработицы включает людей, которые перестали искать работу по каким-либо причинам.

Хронический характер безработицы (период отсутствия работы)

Продолжительная безработица

4-8 месяцев

Длительная безработица

8-18 месяцев

Застойная безработица

более 18 месяцев

Способы преодоления безработицы и меры по ее сокращению

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней.

Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными , используются разные меры. При этом способы преодоления безработицы должны применяться с учетом текущей экономической ситуации в стране.

Основных способа преодоления безработицы всего два:

  1. Выплата пособий по безработицы
  2. Создание служб занятости и бюро по трудоустройству

Данные способы реализуются государством в зависимости от сложившейся экономической ситуации в стране.

Меры по сокращению безработицы применяются в зависимости от ее вида и причин возникновения.

1. Для борьбы с фрикционной безработицей используют следующие меры:

  • совершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест
  • создание специальных служб для этих целей

2. Мерами борьбы со структурной безработицей выступают

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации
  • стимулирование развития частных предприятий и служб, осуществляющих переподготовку и переквалификацию работников

3. Для борьбы с циклической безработицей используются следующие меры:

  • проведение , направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики

Для преодоления сезонной безработицы ключевым способом выступает стимулирование проведения межсезонных работ в смежных отраслях и сферах деятельности.

Единственным способом борьбы с региональной безработицей является создание новых рабочих мест в данном регионе.

Действенных способов борьбы с технологической безработицей практически не выработано на данный момент. Конспирологическая версия гласит, что из-за этого в ряде государств правительства намеренно замедляют развитие технологий, науки, чтобы не спровоцировать застойную безработицу, длительную депрессию из-за массового сокращения потребности в рабочей силе. Однако данная версия не находит реального подтверждения вследствие бурного развития в последние годы робототехники, беспилотных автомобилей, появления роботов, которые заменят живую рабочую силу во многих отраслях и сферах деятельности.

Для борьбы с безработицей необходимо максимально использовать возможности государственной политики занятости.

Реализация активной политики для ускорения структурных реформ, роста производительности труда, снижения социальной напряженности в обществе, развития человеческого капитала позволит осуществлять профилактику безработицы.

Активизация занятости возможна за счет развития следующих направлений:

  1. стимулирование предпринимательства и самозанятости
  2. организация помощи в трудоустройстве людям, испытывающим при этом сложности
  3. создание новых рабочих мест на вновь создаваемых малых предприятиях, так и за счет открытия новых средних и крупных производств уже существующими компаниями
  4. структурные преобразования экономики за счет создания новых отраслей при построении цифровой экономики, реализации политики импортозамещения, развития промышленности
  5. использование потенциала учебных заведений для развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на рынке труда
  6. стимулирование развития комплекса общественных работ в контексте развития муниципальных образований в плане совершенствования социальной, транспортной, дорожной, экологической инфраструктуры

Приоритетную роль в преодолении безработицы играют среднесрочные целевые программы, основанные на комплексе мер по стимулированию экономической активности и использованию различных инструментов политики занятости.

Понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Безработица характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, не имеющего работы и активно ищущего ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу.

Для исчисления безработицы используют различные показатели, но общепринятым, в том числе и в Международной организации труда, является . Она определяется как отношение общего количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах.

Безработица — социально-экономическое явления, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.

Однако даже в такой ситуации существует некоторая безработица, называемая фрикционной .

Причины фрикционной безработицы

Фрикционная безработица возникает вследствие динамичности рынка труда.

Некоторые работники добровольно решили поменять место работы, найдя, например, более интересную или высокооплачиваемую работу. Другие пытаются трудоустроится из-за увольнения с предыдущего места работы. Третьи впервые вступают на рынок труда или вновь выходят на него, перемещаясь из категории экономически неактивного населения в противоположную категорию.

Структурная безработица

Структурная безработица — связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют стурктуру спроса на рабочую силу (возникает если работник уволенный из одной отрасли не может устроиться в другой).

Данный вид безработицы возникает, если изменяется отраслевая или территориальная структура спроса на труд. С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии производства происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу . Если спрос на работников данной профессии или в данном регионе падает, то появляется безработица. Высвобождающиеся работники не могут быстро изменить свою профессию и квалификацию или поменять место жительства и остаются какое-то время безработными.

На рисунке уменьшившийся спрос представлен линией . В этом случае, при условии, что заработная плата не изменится мгновенно, отрезок представляет собой величину структурной безработицы: при ставке зарплаты существуют люди, которые готовы, но не могут работать. С течением времени равновесная заработная плата понизится до уровня , при котором вновь будет существовать лишь фрикционная безработица.

Многие экономисты не проводят четкого разграничения между фрикционной и структурной безработицей, так как в случае структурной безработицы уволенные работники начинают искать новое место работы.

Важно, что оба вида безработицы постоянно существуют в экономике. Полностью уничтожить их или свести до нуля невозможно. Люди будут искать другую работу, стремять улучшить свое благосостояние, а фирмы — более квалифицированных работников, стремясь к максимизации прибыли. То есть в рыночной экономике постоянно происходят колебания спроса и предложения на рынке труда.

Так как существование фрикционной и структурной безработицы неизбежно, то экономисты называют их сумму естественной безработицей .

Естественный уровень безработицы — это такой ее уровень, который соответствует полной занятости (включает фрикционную и структурную формы безработицы), обусловлен естественными причинами (текучестью кадров, миграцией, демографическими причинами), не связан с динамикой экономического роста.

Она возникает в тех случаях, когда падение совокупного спроса на выпускаемую продукцию вызывает падение совокупного спроса на труд в условиях негибкости реальной заработной платы в сторону понижения.

На рисунке представлена ситуация жесткости заработной платы. Предложение представлено вертикальной линией для простоты изложения.

Если реальная заработная плата находится выше уровня, соотвествующего точке равновесия , предложение труда на рынке превышает спрос на него. Фирмам необходимо меньше работников, чем число желающих трудиться при данном уровне заработной платы. С другой стороны, фирмы не могут или не хотят снизить заработную плату вследствие ряда причин.

Причины негибкости (жесткости) заработной платы:

Закон о минимальной заработной плате

Согласно данному закону заработная плата не может быть установлена ниже определенного порогового значения. Для большинства занятых этот минимум не имеет практического значения, однако существуют некоторые группы работников (неквалифицированные и неопытные работники, подростки), для которых установленный минимум поднимает заработок выше точки равновесия, что сокращает спрос фирм на подобный труд и увеличивает безработицу.

Несмотря на то, что в профсоюзы объединена лишь некоторая часть рабочей силы в стране, они предпочитают увольнение работников, а не снижение заработной платы. Причина заключается в следующем. Временное снижение заработной платы сокращает заработки всех рабочих, тогда как увольнения затрагивают в большинстве случаев только совсем недавно нанятых работников, которые составляют лишь малую часть членов профсоюза. Тем самым, профсоюзы добиваются высокой заработной платы, жертвуя занятостью небольшого количества работников — членов профсоюза. Коллективный договор, заключаемый между фирмой и профсоюзом, также может стать причиной безработицы. Как правило, он заключается на длительный срок, и если оговоренный уровень заработной платы превышает равновесный, то фирма предпочтет нанимать по высокой цене меньше работников.

Эффективная заработная плата

Теории эффективной заработной платы исходят из того, что высокая заработная плата повышает производительность работников и снижает текучесть кадров на фирме. Данная политика позволяет привлекать и удерживать высококвалифицированных специалистов, повысить качество труда и заинтересованность работников. Снижение заработной платы уменьшает мотивацию к труду и побуждает наиболее способных работников искать другое место работы.

Психологический аспект

Очевидно, что на рынке не существует единой ставки заработной платы для всех фирм. В крупных фирмах оплата труда, как правило, выше. Однако работники крупных фирм иногда предпочитают оставаться безработными, чем перейти на низкооплачиваемую работу. По мнению некоторых экономистов, такое поведение вызвано чувством собственного достоинства работников, их стремлением к определенному положению в обществе.

Институциональная безработица

Институциональная безработица — возникает из-за ограниченности рабочей силы и работодателей в актуальной информации о вакансиях и желании работников.

Уровень пособия по безработице также оказывает влияние на рынок труда создавая ситуацию, когда индивид, имеющий возможность получать низкооплачиваемую работу, предпочитает сидеть на пособии по безработице.

Данный вид безработицы возникает, если рынок труда функционирует недостаточно эффективно.

Как и на других рынках здесь существует ограниченность информации . Люди могут просто не знать о существующих вакансиях или фирмы могут не знать о желании работника занять предлагаемую должность. Другим институциональным фактором является уровень пособия по безработице . Если уровень пособия достаточно высок, то возникает ситуация, называемая ловушкой безработицы. Ее суть заключается в том, что индивид, имеющий возможность получить низкооплачиваемую работу, предпочтет получать пособие и не работать вовсе. В результате безработица увеличивается, а общество несет потери не только из-за того, что производится на уровне ниже потенциального, но и из-за необходимости выплачивать завышенные пособия по безработице.

Показатели безработицы

К показателям безработицы относят и ее продолжительность.

Продолжительность безработицы

Определяется как число месяцев, которые человек провел не имея работы.

Как правило, большинство людей быстро находят работу, и безработица для них представляется краткосрочным явлением. В этом случае можно предположить, что это фрикционная безработица, и она неизбежна.

С другой стороны, есть люди, которые месяцами не могут найти работу. Их называют долговременными безработными. Такие люди наиболее остро ощущают на себе бремя безработицы и часто, отчаявшись найти работу, покидают группу

Работодатели зачастую стремятся снизить свои расходы, а потому по возможности стараются нанять дешевую рабочую силу – конечно, при условии, что сотрудники в состоянии справиться с поставленными задачами. Это порождает сразу две популярных причины безработицы.

Во-первых, люди, не желающие соглашаться на низкую заработную плату, вынуждены порой подолгу искать подходящую вакансию. Чем больше таких безработных, тем выше «конкурс» на каждую должность и тем ниже шанс кандидатов ее получить. Нередко в поисках подходящего места люди проводят несколько месяцев или даже лет. Во-вторых, если у работодателя есть возможность заменить человека более дешевой машиной, которая будет выполнять процедуры не хуже рядового сотрудника, он наверняка это сделает. В результате, часть вакансий и вовсе пропадает, а уровень безработицы возрастет. Эта проблема особенно актуальна на производстве: многие заводы переходят на автоматические системы и вместо большого коллектива нанимают минимальное количество работников, которого будет достаточно, чтобы следить за функционированием машин и чинить их при необходимости.

Еще одна широко распространенная во многих странах причина безработицы заключается в том, что определенный процент населения попросту не может предложить свои услуги работодателям. Речь идет в основном о деклассированных элементах, о людях с плохой репутацией, включая ранее судимых, а также, увы, об инвалидах. В список входят и люди невостребованных или, напротив, очень популярных профессий. Первые не могут найти подходящую должность, а вторые – устроиться на работу при наличии огромного числа конкурентов, выбравших ту же престижную специальность.

Дополнительные причины безработицы

Спрос на товары и услуги меняется очень быстро, и это тоже влияет на уровень безработицы. Нередко представители профессий, популярных 5-10 лет назад, оказываются невостребованными, в то время как «в моду» входят новые вакансии и особые должности.

Проблема заключается еще и в том, что работодатели не всегда могут найти сотрудников с нужной квалификацией. Это связано с тем, что люди попросту не успевают пройти обучение и «перестроиться», чтобы соответствовать новым требованиям. В результате получается неприятная ситуация: есть много свободных вакансий, а безработица все равно растет.

Не стоит забывать и о сезонной безработице. Она связана с тем, что некоторые вакансии актуальны только в определенное время года.

Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

  • - политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
  • - стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
  • - расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;

разрешение трудовой эмиграции;

Активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная база по содействию безработным в организации предпринимательской деятельности.

В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

  • - улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
  • - устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
    • а) создание развитого рынка жилья;
    • б) увеличение масштабов жилищного строительства;
    • в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

  • 1) создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются:
    • - стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;
    • - поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.
  • 2) создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

  • 3) создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
  • 4) реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы. Вот наиболее важные меры такого рода:

Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об