Человеческий потенциал и его роль в возрастании человеческого капитала. Потенциал человека (личности)

В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал. Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал».

Особенно часто человеческий потенциал путают с человеческим капиталом. Человеческий капитал является важной (но не единственной) формой проявления человеческого потенциала в системе рыночных отношений. И связан с получением потока доходов благодаря эффективности вложений в развитие профессиональных качеств его носителя. При этом сами по себе расходы на образование и т.д. -- не являются гарантией прироста человеческого капитала, поскольку между данными факторами, хотя и может прослеживаться статистическая корреляция, отсутствует устойчивая причинно-следственная связь. То есть инвестиции в образование представляют собой лишь возможные выгоды в будущем, а к сфере возможного относится понятие «потенциал», -- следовательно, здесь следует оперировать термином «человеческий потенциал», а не «человеческий капитал». человеческий потенциал социальный

Заметим, что ценность человеческого потенциала не может выражаться лишь в стоимостных показателях. Более того, его в принципе нельзя свести только к количественной оценке, поскольку методов непосредственного измерения возможностей не существует. Но на современном этапе исследований для понимания феномена человеческого потенциала важна не столько формально исчисленная неким образом его величина, сколько оценка качества социальной жизни и существующих экономических условий для формирования и реализации потенций человека в трудовой или иной общественно-признаваемой деятельности. Если такие условия есть, то человеческий потенциал может реализоваться как человеческий капитал, выступая источником дохода для своего носителя, экономического роста и социального прогресса -- для общества.

В Украине такие условия еще не созданы. На большинстве предприятий по-прежнему используется дешёвый труд, а заработная плата рассматривается как источник экономии издержек производства, а не вид инвестиций. Поэтому, говорить о том, что наёмная рабочая сила (также являющаяся одной из социально-экономических форм бытия человеческого потенциала в системе рыночных отношений) воспроизводится в форме капитала, а не товара, в подобных обстоятельствах оснований нет.

Феноменология человеческого потенциала обладает следующей спецификой:

  • 1. Системность: человеческий потенциал обладает системными свойствами, и не может сводиться к простой сумме перечня качеств людей.
  • 2. Внешняя обусловленность: для формирования и реализации человеческого потенциала определяющее значение, как правило, имеют «внешние» по отношению к нему условия и факторы, характер среды его существования.
  • 3. Непрозрачность: для человеческого потенциала характерно наличие скрытых свойств, которые при изменении определенных условий могут проявиться.
  • 4. Стратегичность: свойства человеческого потенциала обуславливают возможности человеческого развития как на ближайшую перспективу, так и в более отдаленном будущем.

Человеческий потенциал нации - это интегральная форма многообразных явных и скрытых свойств населения страны, отражающая уровень и возможности развития ее граждан при определенных природно-экологических и социально-экономических условиях .

Важнейшей частью национального богатства многих стран современного мира является человеческий потенциал. Что такое человеческий потенциал сегодня, в век глобализации и резкого расширения человеческих возможностей? Это умение ставить сложные, рекордные цели и задачи, готовность к современным формам мобильности, мышление в геокультурных, геоэкономических и геополитических координатах, способность искусственного, проектного отношения к собственным перспективам. Вместе с тем в последнее время аналитики отмечают стремительно растущий дефицит в российском обществе таких, казалось бы, очевидных человеческих качеств, как воля, устремленность, самостоятельность в принятии решений, наличие устойчивых интересов и целей. Зачастую люди, будучи в той или иной степени талантливыми и одаренными от природы, оказываются неспособными не по уровню подготовки, а по своим социально-антропологическим качествам и ментальным установкам к удержанию на протяжении жизни высокой индивидуальной "планки" и высоких стандартов деятельности.

Структура понятия человеческого потенциала включает два уровня: базовый, куда входят физическое, психическое, социальное здоровье, и деятельностный, включающий физиологический, психологический, интеллектуальный, социальный и культурный потенциалы. В результате длительного процесса развития представлений о человеке как субъекте экономической жизни возник целый ряд понятий: "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "трудовой потенциал", "человеческий фактор", "человеческий капитал" .

В современных условиях эффективность работы организации зависит от:

Переход Украины к рыночной экономике поставил вопрос о необходимости создания эффективных систем, обеспечивающих высокое качество человеческих ресурсов, особенность которых в том, что:

  • - во-первых, чем больше люди включены в профессиональную деятельность, тем больше у них накапливается жизненного и профессионального опыта, тем меньше времени им требуется для качественного решения профессиональных задач, тем большую ценность они представляют для организаций;
  • - во-вторых, это сложнейший объект социального управления;
  • - в-третьих, профессионализация видов деятельности требует большой капиталоемкости для становления профессионалов;
  • - в-четвертых, высокая эффективность деятельности профессионалов в организации достигается созданием рационального управления их возможностями.

Концепция "человеческих ресурсов" признает необходимость капиталовложений в формирование и развитие людских ресурсов исходя из экономических целесообразностей, имеющих своей целью привлечение более качественного в профессиональном плане работника, создание условий для творческого и профессионального развития каждого сотрудника, что влечет за собой необходимость более полного использования знаний, навыков работников. Отсюда изменяются и акценты работы с персоналом, в частности делаются усилия по развитию и раскрытию скрытых возможностей работника. Проблема в том, что люди наиболее консервативная составляющая организации, и требуется обязательная адаптация человеческих ресурсов к новым целям, методам и отношениям.

Тема «человеческого потенциала» нашла отражение в концепции «человеческого развития», получившей в последние годы широкое признание, в том числе благодаря теоретическим разработкам индийского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике (1998) Амартии Сена. В своих исследованиях А. Сен использовал подход «с точки зрения возможностей» (capability approach) и обосновал положение о том, что процесс развития -- это не возрастание только материального или экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными» .

Доход, согласно концепции человеческого развития -- это только один из выборов, которым бы хотел обладать человек, и, несмотря на всю его значительность, он не определяет всю сложность и многообразие человеческой жизни.

Согласно выводам А. Сена экономический рост может способствовать человеческому развитию тогда, когда он обеспечивает не только повышение дохода на душу населения, но и позволяет иметь достаточный уровень государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу, а также сопровождается справедливым распределением ресурсов в экономике.

Человеческий потенциал страны - это совокупность физических и духовных сил ее жителей, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей - как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации.

Многомерный человеческий потенциал зависит от качественных характеристик людей, от их соматического и психического здоровья; социальных потенций; развитости материальных и духовных потребностей и возможностей их удовлетворения, включая возможности трудовой деятельности и ее содержание; образованности; социокультурной мотивированности поведения и пр. Все эти характеристики системны, они не могут соединяться в произвольном порядке. Тип личности, система ценностей и предпочтений, структура и настоятельность интересов, степень активности, психологические реакции - все взаимоувязано и в таком взаимоувязанном виде формируется социальной средой. Каково общество, таков и человек. Но верно и обратное: каков человек, таково и общество. В этом кроются границы социального действия, в этом же - ценность понятия человеческого потенциала .

human potential) Термин "Ч. п." имеет совершенно определенный смысл, отражающий убежденность различных групп специалистов-практиков в том, что обычные люди используют лишь незначительную часть своего положительного потенциала. Более того, эти специалисты, представляющие разные теорет. школы и имеющие разный практ. опыт, добровольно согласились объединить свои различные подходы для достижения общей цели - реализации Ч. п. Со временем их общие усилия постепенно переросли в признанное движение за Ч. п. Как одно из понятий соц. и поведенческих наук, Ч. п. имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, оно приложимо только к тем людям, к-рые признаются психотерапевтами нормально функционирующими. Во-вторых, разнообразие подходов к Ч. п. делает это понятие отличным от др. понятий психотер. Изучение Ч. п. предполагает использование различных методов; оно осн. на концепции, согласно к-рой каждый чел. представляет собой уникальное сочетание способностей. Использование различных подходов увеличивает вероятность того, что будут выявлены и те из них, к-рые в каждом конкретном случае играют ключевую роль. Начало совр. изучению Ч. п. было положено в первой декаде XX в. Оно связано с именем У. Джемса, к-рый, безусловно, яв-ся родоначальником изучения трех проблем, имеющих непосредственное отношение к Ч. п. Во-первых, уже в 1901 г. он стал поддерживать изучение паранормальной психологии, полагая, что рез-ты этого изучения способны обеспечить настоящий прорыв. Во-вторых, он положил начало изучению чередующихся состояний сознания, подчеркивая его важность. В-третьих - и это самое важное, - он составил программу исслед. потенциальных возможностей чел., особо подчеркнув два осн. аспекта: документирование примеров высокоэффективной деятельности и изучение методов, специально предназначенных для стимулирования подобной деятельности. Важный вклад в развитие этой области психологии внес тж и доктор Я. Морено, имя к-рого обычно ассоциируется с психодрамой, ролевыми играми и социометрией. Филос. идеи и технические новации этого психиатра и соц. психолога послужили основой для разраб. тех методов, к-рыми пользуются совр. исследователи-практики, изучающие Ч. п. Однако "отцом" совр. подхода к проблеме Ч. п. считается наш современник - американский психолог А. Маслоу, автор концепции "пиковых переживаний", собравший информ. о примерах такой активности и изучивший условия, благоприятствующие ее проявлению. Совр. состояние движения за Ч. п. охарактеризовать непросто. В 1960-е и в начале 1970-х гг. в нем было нечто от причуды, однако потом этот аспект исчез, и возникло нечто менее определенное, но, возможно, более жизнеспособное. Хотя ориентация на Ч. п. имеет нек-рое сходство с др. формами психотер., в частности с клиентоцентрированным подходом, их различия все же более заметны, нежели сходство. Напр., любая психотерапевтическая система склонна считать, что ее собственный подход лучше подходов др. систем. Однако разнообразие подходов к изучению Ч. п. лишает тех, кто занимается им на практике, возможности проявлять подобный эгоцентризм. Для большинства психотерапевтов-практиков предметом забот яв-ся тж и критерии оценки их собственного профессионализма. Чем более специфичен психотерапевтический метод, тем проще выработать критерии оценки уровня профессионализма и неуклонно придерживаться их. Однако чрезвычайное разнообразие Ч. п.-методов превращает процедуру оценки профессионализма в значительно более сложную проблему. Именно поэтому разные психотерапевты так заметно и отличаются друг от друга по уровню подготовки. Каждой психол. новации соответствует параллельная соц. структура, к-рая обеспечивает специфическую среду (сеттинг) для соотв. деятельности. В движении за Ч. п. такой структурой яв-ся центр роста (the growth center). Первый центр роста - Эсален (Esalen), по образу и подобию к-рого создавались все остальные центры, - был организован в начале 1960-х гг. в живописном уголке Южной Калифорнии (Big Sur). Назначением его было создание подходящей обстановки для проведения практ. семинаров по темам Ч. п. В отличие от всех др. параллельных структур он не был связан ни с правительством, ни с большим бизнесом, ни с ун-тами. К тому же и Эсален, и мн. др. центры роста, возникшие под его влиянием, нередко располагались в стороне от проезжих дорог. Это позволяло участникам относительно свободно экспериментировать и реализовывать любые программы при одном лишь условии: люди должны были быть готовы заплатить за пребывание там. В рез-те, поскольку эти центры не отождествлялись ни с какой конкретной научной школой, они удачно избежали необходимости убеждать всех в том, что предлагаемый ими подход лучше любого др. Центр роста стал живым выражением движения за Ч. п. Это было место, где практиковались различные методы и где можно было встретить людей, более др. заинтересованных в овладении ими. Хотя точную цифру назв. трудно, В. Шутц полагает, что в начале 1970-х гг. в США было от 150 до 200 активно действующих центров роста. Несмотря на то что центры роста продолжали функционировать и в начале 1980-х гг., помимо них, появились и отчасти даже заменили их более специализированные орг-ции, объединившие приверженцев конкретных методов внутренней работы. Вследствие большого разнообразия подходов движения за Ч. п. и их сложности чрезвычайно трудно ответить на вопрос, что именно происходит в этой сфере, однако нек-рые темы, время от времени вновь всплывающие на поверхность, доказали свою полезность. Возможно, наиболее известной яв-ся тема "пиковых переживаний". Различные методы, используемые на практике участниками движения за Ч. п., не имели бы большого смысла без признания самой возможности функционирования на высшем уровне. Второй широко известной темой, имеющей неск. назв., яв-ся концепция "жизненной силы" (life force), рассматриваемая как позитивное творческое выражение. Методы, используемые ее сторонниками, направлены либо на усиление потока жизни, либо на устранение препятствий или напряжения (психич., эмоционального или физ.), тормозящих его. Здоровье и рост обычно рассматриваются как выражение и "побочные продукты" этой активности. В-третьих, обычно предполагается, что люди довольно похожи друг на друга на более глубоких уровнях опыта, и потому недооценивается значение дифференциальной диагностики как критерия членства в группе. И последнее. Известно, что метод, даже вырванный из контекста, в к-ром он был разраб., все же может оказаться полезным. Так, дыхательная медитация дзэн м. б. использована в сочетании с творческим "мозговым штурмом", хотя эти методы возникли в разных соц. условиях и под влиянием разных культурных традиций. Такое сочетание может пагубно сказаться на нюансах в каждом виде получаемого опыта, но оно позволяет достичь таких рез-тов, к-рые не достигаются никаким др. способом. Такая возможность яв-ся отличительным признаком движения за Ч. п. и - в нек-рой степени - нашей эпохи. См. также Гуманистическая психология, Медитация, Психотерапия Дж. Манн

Каждый из нас не раз слышал такое слово, как «потенциал». Это в психологии такое понятие, которому даётся не одно и не два определения. Более того, данной тематике посвящено немало научных работ и исследований. Она действительно представляет собой определённый интерес, так что стоит углубиться в её изучение.

Исследования Эриха Фромма

Принято считать, что потенциал - это человека умножать свои внутренние возможности, развиваться, быть продуктивным, эффективно взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром. Данному качеству, а также изучению посвятил свою жизнь известный немецкий социолог Эрих Фромм.

Учёный считал, что каждый человек по-своему уникален. Он уверял: именно реализация своего внутреннего потенциала и развитие личности является главной целью каждого из нас. Если человек стремится проявить своё «я», не обращая внимания на препятствия, внешние раздражители и искушения, то он обретает настоящую позитивную свободу и избавляется от антисоциальных устремлений. Что это значит? Позитивная свобода - это максимально полная реализация индивидом своих способностей и параллельное ведение активного образа жизни.

О видах деятельности

Потенциал - это в психологии такая тема, которая содержит массу немаловажных нюансов. Важно отметить, что внутренняя сила, заложенная внутри каждого человека, ориентирована на определённые виды деятельности. В процессе своей жизнедеятельности личность расставляет приоритеты, обозначает для себя цели и впоследствии достигает их.

Многие считают, что при определённых обстоятельствах потенциал может раскрыться полностью. Обычно это наблюдается при преодолении человеком жизненных трудностей, испытаний и препятствий. Подавляя в себе собственные страхи, индивид реализует такие способности, о которых он мог даже не подозревать.

Потенциал - это в психологии то же самое, что и в философии. А вот социология рассматривает данное понятие не только как внутреннюю силу и энергию индивида. Потенциалом принято считать совокупность материальных и духовных возможностей, которые могут поспособствовать достижению тех или иных целей.

Личностный потенциал

Об этом качестве хотелось бы рассказать более подробно. Если говорить научным языком, то так называется интегральная характеристика уровня личностной зрелости и проявление феномена самодетерминации. Последнее означает способность человека осуществлять собственный выбор.

Австрийский психолог Виктор Франкл считал, что мощным личностным потенциалом (ЛП) определяется свободное отношение человека к его телесности и потребностям. Это значит, что мотивы и обстоятельства над ним могут господствовать лишь настолько, насколько он сам того хочет. К тому же данное качество отражает успешное преодоление человеком заданных обстоятельств.

Характеристика ЛП

Также принято считать, что личностный потенциал включает в себя как способности индивида, так и систему постоянно умножаемых ресурсов (волевых, психологических, интеллектуальных и т. д.). Это очень важное качество. Именно оно помогает индивиду во всех его адаптационных периодах в тех или иных сферах, влияет на формирование профессиональных навыков, самореализацию, карьеру, развитие способностей.

Понятие ЛП удачно раскрывает идею о преобразовании личности в изменяющемся мире. Человек с мощным ЛП не только способен приспособиться к тем или иным условиям. Он может изменить их, чтобы они ему сыграли на руку и поспособствовали достижению целей. Способность индивида осуществлять задуманное, несмотря ни на что, - ценнейшее качество, которое помогает не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Творческий аспект

Выше было немного рассказано про такое понятие, как личностный потенциал. Психология помимо него выделяет ещё один тип данного качества - творческий (ТП).

В каждом из нас есть начало, рождающее в сознании фантазию, воображение. Оно наталкивает человека совершенствоваться, идти вперёд. Психология развития творческого потенциала личности доказывает, что реализация ТП приводит к гиперактивности мозга, к преобладанию бессознательного над сознанием. Нередко сочетание интеллекта и креативное порождает гениальность в человеке.

Индивид с мощным ТП, как правило, обладает ярко выраженной инициативностью, уверенностью в себе, умением доводить начатое до конца, желанием постоянно совершенствоваться и познавать что-то новое. Такие люди постоянно мотивируют себя, самолично создают условия для достижения поставленных целей, контролируют качество выполняемой работы (в чём проявляется перфекционизм), и детально анализируют проблемы перед их решением, если таковые возникают. Все эти качества характеризуют человека с ТП только с лучшей стороны. Неудивительно, что именно такие люди лучше всего проявляют себя в трудовой деятельности.

Креативность

Ещё один аспект заслуживает внимания. Креативный потенциал психология выделяет в отдельную тему. Данное качество определяет способность личности осуществлять созидающую активность, выражать себя и выходить за рамки стандартных знаний. «Креатив» в данном случае задействует поведенческий, эмоциональный и когнитивный аспект.

Если говорить про потенциалы личности в психологии, то стоит отметить, что КП является самым ценным и практичным качеством. Человек с креативным потенциалом способен неординарно реализовать себя не только в какой-либо деятельности, но и в чувствах, ощущениях, поведении. Такие люди способны меняться и идти наперекор стереотипам. Их выдаёт нестандартное мышление, умение формулировать оригинальные идеи, а также игнорирование привычных рамок и границ. Они имеют разносторонние интересы, всегда с удовольствием осваивают новые навыки и знания. Такие люди вызывают у остальных желание с ними познакомиться и пообщаться поближе.

Рабочая сфера

Несколько слов необходимо сказать и про трудовой потенциал. Это в психологии определение, которое выводится в отдельную категорию. Так называется совокупность качеств, характеризующих трудовые способности того или иного человека.

Трудовой потенциал (ТП) выражается в возможности индивида поддерживать нормальные отношения в коллективе и принимать участие в его деятельности. Человек с ТП способен генерировать и анализировать передовые идеи, а также владеет необходимыми практическими умениями и теоретическими знаниями для осуществления рабочих обязанностей. Его отличает хорошее здоровье, наличие нравственных принципов, активность, образованность, компетентность, умение практично организовать своё время, аккуратность, дисциплинированность. Люди, умеющие реализовать свой трудовой потенциал, являются ценными работниками.

Самосовершенствование

Развитие потенциала личности психология изучает самым тщательным образом. Этой же темой интересуются люди, желающие заняться формированием своей внутренней силы и реализацией скрытых возможностей.

Чтобы усовершенствовать свой потенциал, необходимо сформировать для себя мощный побудительный мотив. Он станет действующей силой, которая поможет пробудить скрытые возможности. Человек способен на многие поступки, если он становится одержимым тем, чего он сильно желает.

Вдохновиться можно успехами человека, добившегося впечатляющих достижений в интересующей области. Более того, стоит ознакомиться с их стратегией, советами и попробовать понять образ мышления, после чего применить полученные знания в собственной практике.

А ещё рекомендуется поделить поставленную цель на несколько этапов. Чем больше их будет, тем лучше. Они будут соединять текущее состояние дел с желаемым. Это примерно то же самое, что и покорять вершину. Преодолевая ежедневно определённое расстояние, в конце получится достичь самого верха. Методика действенная, но самое главное - это желание. Человек, жаждущий чего-либо, способен на такие поступки, осуществления которых он сам от себя не ожидал.

В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал. Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал».

Человеческий потенциал – это «совокупность физических и духовных сил граждан, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей, как инструментальных, так и экзистенциональных, включая расширение самих потенций человека и возможность его самореализации» (Вишневский А.Г., Васин С.А., Зайончковская Ж.А.)

Составляющие человеческого потенциала :

    Физическая – характеризует физические и психологические возможности человека, зависящие от его здоровья.

    Интеллектуальная – включает в себя уровень знаний и умений, врожденные способности, талант, волевые и лидерские качества человека, накопленный производственный опыт.

    Нравственная – это объединение нравственной системы и возможностей ее реализации в среде. Он является моделью, с помощью которой человек представляет свои намерения в отношении полезности собственной деятельности для потенциала своей среды; основной характеристикой такой модели является способность приносить пользу (наносить вред) среде деятельности.

    Профессиональная – представляет собой совокупную способность физических и духовных свойств отдельного работника достигать в заданных условиях определенных результатов его производственной деятельности, с одной стороны, и способность совершенствоваться в процессе труда, решать новые задачи, возникающие в результате изменений в производстве, - с другой.

Качественные характеристики потенциала включают целый ряд параметров:

    уровень жизни,

    грамотность,

    образованность,

    здоровье,

    нравственность,

    творческий потенциал,

    активность.

Феномен человеческого потенциала обладает следующими особенностями :

    Системность: человеческий потенциал обладает системными свойствами, и не может сводиться к простой сумме перечня качеств людей.

    Внешняя обусловленность: для формирования и реализации человеческого потенциала определяющее значение, как правило, имеют «внешние» по отношению к нему условия и факторы, характер среды его существования.

    Непрозрачность: для человеческого потенциала характерно наличие скрытых свойств, которые при изменении определенных условий могут проявиться.

    Стратегичность: свойства человеческого потенциала обуславливают возможности человеческого развития как на ближайшую перспективу, так и в более отдаленном будущем.

Из диаграммы известного американского психолога Абрахама Маслоу видно, что самоактуализация для человека важнее других потребностей. Однако чем менее удовлетворены базовые потребности, тем более затруднителен переход к потребностям высшего порядка, к которым и относится самоактуализация.

Потребности воспроизводства рабочей силы отражают условия производственной деятельности человека. К ним относятся: потребности в пище, одежде, жилище, транспорте, сохранении здоровья, повышении профессионального образования, информации и т. п. От того, насколько полно удовлетворяется эта группа потребностей, зависит эффективность труда работника, его настроение.

Другая группа потребностей - потребности развития личности - намного сложнее и многограннее, поскольку отражает все условия жизнедеятельности человека в обществе. Это потребности социально активной личности, они предполагают потребности в физическом и духовном совершенствовании, в творческой деятельности, культурном и эстетическом воспитании и т. д.

2. Субъекты и механизмы обеспечения воспроизводства человеческого потенциала и профессионального потенциала, как его важнейшей составляющей. Особенности профессионального потенциала работников туристской индустрии.

Отличительной особенностью субъекта является то, что им могут выступать только люди (социальные элементы, сотрудники организации). Относительно субъекта менеджмента можно отметить, что только в рамках организации человек (или группа людей) могут быть субъектами менеджмента.

Механизм обеспечения воспроизводства человеческого потенциала состоит из трех фаз:

    на первой фазе в денежной форме происходит создание условий для производства потенциала (за счет бюджетов всех уровней);

    на второй фазе – как результат предоставления образовательных услуг;

    на третьей происходит реализация интеллектуального потенциала, в результате чего происходит создание условий для его производства, таким образом, он принимает свою первоначальную денежную форму.

На предприятии главное – работник, поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей.

Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом; анализ кадрового потенциала; анализ рынка труда; планирование и прогнозирование потребности в персонале и т.п.

Подсистема управления наймом и учетом персонала осуществляет: организацию найма персонала; организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала; учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала и т.п.

Подсистема управления трудовыми отношениями проводит: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений; анализ и регулирование отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами и т.п.

Подсистема обеспечения оптимальных условий труда выполняет такие функции, как соблюдение соответствия требованиям психофизиологии труда; соблюдение соответствия требованиям технической эстетики, охраны труда и окружающей среды и т.п.

Подсистема управления развитием персонала осуществляет обучение, переподготовку и повышение квалификации; введение в должность и адаптацию новых работников; организацию рационализаторской и изобретательской деятельности; реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения и т.п.

Подсистема управления мотивацией поведения персонала выполняет следующие функции: управление мотивацией трудового коллектива; разработка систем оплаты труда; разработка форм участия персонала в прибылях и капитале; разработка форм морального поощрения персонала и т.п.

В индустрии туризма к сотрудникам предъявляют разнообразные требования, которые можно объединить в две группы.

1. Профессиональные требования:

    теоритическая подготовка в профессиональной сфере;

    практические навыки работы в профессиональной сфере;

    знание иностранных языков;

    навыки со специализированными компьютерными программами;

    навыки речевой коммуникации, ведения переговоров;

    навыки управления конфликтами;

    знания и практические навыки в области маркетинга и техники продаж;

    знания и практические навыки в области менеджмента и самоменеджмента;

    знание законодательных актов, касающихся профессиональной сферы деятельности.

2. Личностные характеристики:

    ориентированность на потребности клиента;

    коммуникабельность;

    нацеленность на результат деятельности;

    нацеленность на изменения (гибкость, ситуативность поведения);

    постоянное рационализирство (стремление улучшить бизнес-процессы в компании);

    стремление к саморазвитию, профессиональному росту;

    личная дисциплинированность;

    стрессоустойчивость;

    умение работать в команде.

Человеческий потенциал страны - это совокупность физических и духовных сил ее жителей, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей - как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации.

Основу человеческого потенциала составляет демографический потенциал, определяемый численностью и возрастно-половым составом населения. Хотя Россия входит в число крупнейших по числу жителей стран мира, существует очевидное несоответствие между ее населением и размерами территории, протяженностью границ, огромностью пространств, нуждающихся в освоении, неразвитостью поселенческой сети и т.п. При этом Россия несет очень большие демографические потери из-за высокой преждевременной смертности. Но даже если эти потери удастся сократить, в ближайшие десятилетия у России нет шансов хоть сколько-нибудь увеличить численность своего населения за счет его естественного воспроизводства. Единственным источником роста (а в худшем случае - хотя бы стабилизации) численности населения России может стать иммиграция. Если миграционный прирост будет составлять не менее 500 тыс. человек в год, убыль населения страны окажется относительно кратковременной, а его численность примерно в середине первого десятилетия XXI века превысит уровень 1990 г., после чего станет медленно увеличиваться.

Многомерный человеческий потенциал зависит от качественных характеристик людей, от их соматического и психического здоровья; социальных потенций; развитости материальных и духовных потребностей и возможностей их удовлетворения, включая возможности трудовой деятельности и ее содержание; образованности; социокультурной мотивированности поведения и пр. Все эти характеристики системны, они не могут соединяться в произвольном порядке. Тип личности, система ценностей и предпочтений, структура и настоятельность интересов, степень активности, психологические реакции - все взаимоувязано и в таком взаимоувязанном виде формируется социальной средой. Каково общество, таков и человек. Но верно и обратное: каков человек, таково и общество. В этом кроются границы социального действия, в этом же - ценность понятия человеческого потенциала.

Нынешний переходный, реформаторский этап российской истории, в конечном счете, ведет к формированию новых социальных типов людей, их новых многомерных потенциалов, реализация которых и будет определять развитие российского общества в ближайшие десятилетия. В качестве задаваемого реформами стержневого процесса выступает образование среднего класса и, соответственно, развитие экономического, социально-политического, социокультурного, нравственного потенциала его представителей.

С развитием социально-политического потенциала среднего класса (доступ к властным функциям и подготовленность к их отправлению, общественный вес, активность, заинтересованность и пр.) связывается его определяющее влияние на будущее развитие России, рост ее богатства, устойчивость социальных институтов и т. д. Но так как средний класс никогда не будет единственным элементом социальной структуры, то необходимо рассмотрение всей этой структуры в ее эволюции, равно как и анализ социально-политического потенциала всех образующих ее слоев и проблем их взаимодействия.

Вопрос о социально-политическом потенциале неотделим от вопроса об экономическом потенциале (собственность, доходы, уровень жизни). Если в советское время экономический потенциал разных социальных групп был, в значительной степени, функцией их политического потенциала, ибо он измерялся мерой участия во владении общественным (читай: государственным) богатством, его распределении и использовании т. е., по существу, мерой доступа к рычагам власти, то теперь соотношение меняется. Все общественные слои, и прежде всего высший и средний классы, которые в идеале должны охватывать большинство населения, осознают свои экономические интересы и служат динамичным источником импульсов к развитию (эта роль прежде принадлежала монополисту-государству). При определении курса развития заинтересованные собственники должны заменить равнодушного государственного чиновника - в этом заключается одна из главных целей реформ. Однако такой поворот порождает много новых проблем, связанных с необходимостью ограничивать эгоистические интересы собственников, защищать интересы неимущих или малоимущих слоев, без чего не может сохраняться социальный мир, целостность и устойчивость общества.

Проблематика формирования и развития человеческого потенциала оказывается, таким образом, тесно связанной с проблематикой экономических и прочих возможностей разных социальных слоев и групп, стало быть, с экономической и социальной дифференциации общества. Это, в свою очередь, подводит к вопросу о новых механизмах социальной солидарности, которые позволили бы смягчить неблагоприятные последствия неравенства и в то же время не означали бы возврата к уравнительному государственному патернализму советского времени. Он действительно ограничивал дифференциацию, но это достигалось на крайне низком общем уровне благосостояния и уничтожало стимулирующее действие зависимости между трудовым вкладом и экономическим результатом. Лишенная обратных связей экономика не могла быть эффективной. Чтобы избежать повторения этой тупиковой схемы, надо переформулировать саму задачу социальной защиты: стремиться не к тому, чтобы облагодетельствовать из государственной или общественной казны как можно большее число людей, а к тому, чтобы как можно большее число людей не нуждалось в государственных или общественных благодеяниях. Это и означало бы повышение самостоятельного экономического потенциала индивида и семьи.

Еще одна сторона человеческого потенциала - социокультурный потенциал (культурный уровень, образованность, духовные интересы, система ценностей). Носителями индивидуальных, групповых и классовых интересов всегда выступают конкретные люди, деятельность которых направляется усвоенными ими в процессе социализации целями и ценностями. Эти цели и ценности складываются на соци-етальном, надиндивидуальном уровне и отражают коллективные интересы всего общества или его частей, социальных слоев и групп. Поэтому для формирования и реализации человеческого потенциала очень важно, насколько устойчивы и непротиворечивы принимаемые обществом цели и ценности и насколько облегчено или затруднено усвоение этих ценностей каждым отдельным человеком.

Последнее десятилетие XX в. оказалось для российского общества временем коренной переоценки ценностей переориентации людей, развития индивидуализма на смену коллективизму. Сейчас главная черта социально-экономического сознания населения - его переходность, сочетание в нем "духа социализма" и "духа капитализма". Это переходное сознание проявляется в противоречивости действующего сегодня набора ценностей, и сказывается ценностная и, в частности, в неготовности к жизни в условиях рыночной экономики, в непонимании природы рыночных отношений, в неприятии богатства и богатых, новых собственников, "новых русских".

Ценностная переориентация российского общества неизбежна. Этот сложный и противоречивый процесс нуждается в серьезной научной рефлексии. Необходимо систематизировать и структурировать его главные направления, оценить происходящие перемены с позиций будущего российской экономики и общества в целом. Только в этом случае можно объективно разобраться в том, как переживаемые обществом перемены воздействуют на человеческий потенциал, на его развитие и мобилизацию, какие из них позитивны, а какие - негативны, что можно и нужно сделать, чтобы добиться перевеса первых над вторыми.

В понятии человеческого потенциала соединяются самые разные стороны возможностей человека и общества и самые различные механизмы их социальной детерминации. Это понятие все шире входит в практику международных сравнений. В 1993 г. рассчитанный по единой международной методике индекс развития человеческого потенциала составлял для России 0,804. Она входила в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, занимая среди них последнее, 57-е место. В 1994 г. Россия с индексом 0,792 отодвинулась на 67 место, а в 1995 г. ее ИРЧП снизился до 0,760. Подобная динамика не может не тревожить российское общество. Цель Белой книги не сводится к более подробному анализу условий формирования человеческого потенциала России и к более точному его измерению. Главная задача - выявить основные проблемы российского отставания с тем, чтобы начав его преодолевать, добиться роста ИРЧП России и улучшения ее позиции в мировой "табели о рангах".

Раздел пятый. Национальное богатство и его использование.

Из применяемых ныне макроэкономических индикаторов возможности долговременного развития страны наиболее адекватно характеризуются показателем национального богатства. Другой макроэкономический индикатор, традиционно употребляемый в подобных целях - валовый внутренний продукт, больше пригоден как отправной пункт кратко- и среднесрочных прогностических проектировок. Особенно это относится к России при нынешнем депрессивном состоян ии ее э кономики.

С признанием в последние годы главным фактором общественного развития человеческого потенциала радикально изменились политико-экономические представления о национальном богатстве и соответственно его статистические измерения. В настоящее время, по данным ООН, на человеческий капитал приходится 64% накопленного в мире богатства, а доля материального богатства - всего лишь 36%. Для России названные показатели - соответственно 60% и 40%.

По размерам материальной составляющей национального богатства Россия -о дна из стран - мировых лидеров. Но если в большинстве цивилизованных стран в материальном богатстве превалирует воспроизводимое, рукотворное богатство, то в России преобладающая его часть - 75% приходится на природные ресурсы: запасы полезных ископаемых, земельные угодья, леса и т.п. Минимальная стоимость разведанных запасов полезных ископаемых оценивается в 28,6 трлн. долларов, а прогнозный потенциал - в 140 трлн. долларов.

Характеризуя воспроизводимое материальное богатство, следует отметить, что и здесь Россия существенно отличается от других цивилизованных стран. В этих странах свыше половины воспроизводимого богатства - непроизводственного назначения. Так в США, жилой фонд составляет 30% его объема, домашнее имущество 25%. В России около 60% накопленного воспроизводимого богатства приходится на производственный основной и оборотный капитал.

Значительная часть российского производственного капитала в настоящее время недоиспользуется. Загрузка мощностей обрабатывающей промышленности составляет в среднем примерно 30%. Причина здесь не только и не столько в нынешней депрессии или неумелом управлении. Большинство предприятий не отвечает современному техническому уровню, не в состоянии выпускать продукцию, конкурентоспособную по качеству и ценам даже на внутреннем рынке. С помощью иностранных инвесторов и партнеров многие предприятия будут реконструированы. Но немало и таких, для которых единственная перспектива - утилизация.

Последовательное осуществление реформ включает как одну из важнейших составляющих переход к преимущественно рыночным механизмам воспроизводства богатства. Радикально меняется социальная природа богатства - именно в нем в наибольшей мере отражается глубина процессов разгосударствления и приватизации, перехода к реальному многообразию форм собственности. В настоящее время в системе отношений собственности на основной капитал еще продолжаются серьезные подвижки, но начало следующего века будет ознаменовано переходом экономики России к достаточно стабильной, стационарной системе отношений собственности на основные элементы национального богатства. При этом доля государственной и муниципальной собственности составит примерно 1/3. Преобладающей формой собственности станет частная и корпоративная.

Несомненный интерес представляет вопрос о "внешних элементах" национального богатства России, о ее собственности за пределами страны. Основная масса этого богатства в виде недвижимости сформировалась еще в советский и даже досоветский периоды и была унаследована Россией, одновременно перенявшей на себя и все внешние обязательства бывшего СССР. В настоящее время указанная недвижимость продолжает находиться в государственной собственности. В последние годы названная форма "заграничного богатства" интенсивно дополняется другими - за счет вывоза капиталов из России, который, по различным оценкам отечественных и зарубежных экспертов, составляет порядка 30-50 млрд. долларов ежегодно. В целом в настоящее время зарубежные активы России (всех субъектов собственности) оцениваются в 800 млрд. долл., из которых около половины находится в виде недвижимости, а остальное - вывезенная валюта; средства, переведенные в зарубежные банки; а также иные ценности.

В Белой книге национальное богатство России будет охарактеризовано как стартовая площадка долговременного развития страны. Рассмотрены вопросы повышения эффективности использования национального богатства. Особое внимание будет уделено проблемам управления зарубежными активами России, репатриации вывезенных из страны капиталов.

Раздел шестой. Формирование качественно новой российской экономики.

Натурально-распределительная - командно-административная - экономика дореформенной России представляла собой полную противоположность рыночной. Определяющими ее особенностями служили абсолютное преобладание государственной собственности, высокая централизация, концентрация и монополизация производства, значительная степень автаркии. По сравнению с другими странами Восточной Европы экономика России оказалась наиболее трудно реформируемой также вследствие "нерыночности " ее структуры, чрезмерной доли добывающих и сырьевых отраслей, а главное - военно-промышленного комплекса.

В соответствии с новой геополитической ситуацией и ограниченными экономическими возможностями страны, намечается проведение последовательной демилитаризации и конверсии, значительное уменьшение численности вооруженных сил и персонала ВПК, сокращение мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва. Решающее значение здесь будет иметь начатая в 1997 г. с серьезным и болезненным для страны запаздыванием военная реформа.

Крупным недостатком экономики, осложняющим ее структурную перестройку, является технологическая неоднородность, разноуровневость отечественной промышленности. В то время как производство вооружений, сосредоточенное хотя и в огромном, но обособленном ВПК, находилось на достаточно высоком техническом уровне, отвечало мировым стандартам пятого технологического уклада, в остальной экономике преобладающим оставался третий и отчасти четвертый уклад. Наряду с институциональной нерыночностью ВПК, это создает принципиальные трудности использования для подъема гражданского производства наукоемких технологий конверсируемых предприятий. Наблюдается отторжение предлагаемых последними инноваций. Преодоление подобных трудностей потребует немалых усилий и средств, привлечения на взаимовыгодной основе зарубежных партнеров.

В результате структурной перестройки возрастет доля обрабатывающей промышленности, особенно финишных ее отраслей, ориентированных на платежеспособный спрос конечного потребителя. Коренная модернизация производственного аппарата на основе новейших технологий позволит существенно уменьшить энерго - и материалоемкость продукции, повысить ее качество и обеспечить конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках.

Опережающее развитие получит инфраструктура. Предстоит проложить многие тысячи километров современных транспортных магистралей, линий оптико-волоконной связи, создать многоканальные телекоммуникационные спутниковые системы.

В ходе формирования новой экономики придется решать сложные социальные проблемы, связанные с ликвидацией убыточных предприятий, неконкурентоспособных производств; реструктуризацией угольной и других отраслей промышленности, а также сельского хозяйства. Понадобятся широкомасштабные мероприятия по смягчению возрастающей безработицы; поддержанию занятости посредством создания новых рабочих мест, развития малого и среднего предпринимательства, массового переобучения населения, трудовой миграции и др.

Формирование новой российской экономики потребует огромных инвестиций, осуществляемых прежде всего за счет внутренних источников. Важнейшие из них - средства предприятий, федерального и территориальных бюджетов, сбережения населения. Значительные инвестиционные ресурсы дало бы прекращение утечки капиталов за рубеж и репатриация вывезенных ранее десятков миллиардов долларов. Добиться этого можно, лишь радикально улучшив инвестиционный климат в стране, что позволит также многократно увеличить иностранные инвестиции, которые в настоящее время ни в коей мере не соответствуют масштабам и потребностям России.

Существенное внимание в Белой книге будет уделено рыночным механизмам и субъектам мобилизации инвестиционных ресурсов и эффективного инвестирования. Среди них на первом месте уже сформировавшаяся в основном банковская система. С преодолением чрезмерного бюджетного дефицита и сокращением высокодоходных государственных заимствований типа ГКО для его покрытия, все большие средства коммерческих банков в виде долгосрочных кредитов будут направляться в реальную экономику. Из других субъектов инвестирования весьма перспективными представляются страховые компании, а в дальнейшем - пенсионные фонды. Их роль в развитой рыночной экономике трудно переоценить. В США по размеру капиталов эти финансовые институты уступают лишь коммерческим банкам.

В России страхование - пока еще наименее развитый сектор финансового рынка. 90% собственности предприятий в России не застраховано, отсутствуют многие обязательные во всем мире виды страхования -а втогражданской ответственности и др. Общий объем страховых взносов составляет в России менее 1% от ВВП. В США этот показатель достигает 10%, а в европейских странах соотношение страховых взносов и ВВП еще выше. Отставание страхового сектора тормозит социально-экономическое развитие страны, отрицательно сказывается на стабильности и устойчивости экономики и общества, усиливает неуверенность населения в завтрашнем дне.

При благоприятном сценарии развития в течение 20-25-летнего начального периода XXI века в России будет осуществлена коренная перестройка отраслевой, технологической и территориальной структуры производства; сформирована современная рыночная экономика, ориентированная, главным образом, на удовлетворение потребностей населения - нынешнего и будущих поколений.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об