Что такое ндпи простыми словами. Какие установлены ставки ндпи

Налог па добычу полезных ископаемых (НДПИ) был введен в действие в 2002 г. гл. 26 НК РФ. Размеры поступлений от НДПИ в федеральный бюджет весьма значительны и занимают второе место после НДС. Это обусловлено тем, что добывающие отрасли составляют в экономике России существенную долю.

Следует отметить, что НДПИ выполняет не только фискальную функцию, но и регулирующую. Так, для поддержки нефтедобывающей отрасли и стимулирования освоения новых провинций, использования новых технологий для повышения нефтеотдачи пластов в традиционных регионах добычи нефти были введены нулевые налоговые ставки.

Существующий порядок исчисления НДПИ в нефтегазодобыче учитывает условия разработки месторождений полезных ископаемых - добыча полезных ископаемых может осуществляться и из низкодебитных и высокообводненных нефтяных скважин с применением прогрессивных методов добычи. Недропользование - объективно постадийный (при воспроизводстве минерально-сырьевой базы) и поэтапный (при разработке месторождений) процесс, включающий региональные геологические исследования, поиски, оценку, разведку, опытно-промышленную эксплуатацию, доразведку, промышленную добычу полезных ископаемых. Финансово-экономические показатели освоения месторождения изменяются в процессе эксплуатации. Максимальные затраты недропользователь несет на начальном этапе освоения месторождения и завершающем этапе поддержания падающей добычи. Поэтому необходимы экономические стимулы на этих этапах жизненного цикла нефтедобывающего предприятия. В противном случае освоение и разработка новых месторождений либо становятся неэффективными, либо сопряжены с большими финансовыми рисками. В связи с этим платежи при пользовании недрами должны быть разными на каждой стадии воспроизводства минерально-сырьевой базы и на каждом этапе разработки месторождения, что, естественно, невозможно при установлении твердой ставки налога. Поэтому введены корректирующие коэффициенты к ставке НДПИ в зависимости от условий добычи нефти.

ИЗ ИСТОРИИ

Правовую природу НДПИ относят к таким доходным источникам бюджета, как регалии. Изначально регалии определялись как казенные (государственные) предприятия, к которым относились и так называемые горные регалии, включающие добычу полезных ископаемых. Постепенно горные регалии, не устраняя частного пользования недрами, приобрели исключительно фискальное значение.

Само право государства взимать налоги относится к суверенным правам государства, так называемым регалиям в широком смысле, т.е. к правам, вытекающим из существа государства и составляющим неотъемлемую принадлежность верховной власти, таким как право творить суд, устанавливать ответственность за правонарушения и т.д. В узком смысле слова регалии - это такие права частноправового характера, которые изымаются из сферы приобретения частными лицами и берутся исключительно в руки государства. Юридическое различие между регалиями в широком и узком смысле слова коренится в природе нрав, которые лежат в основании регалии. Регалии в широком смысле основаны на правах публичной власти, регалии в узком смысле основаны на присвоении государством прав, которые без ущерба для суверенитета государства могут принадлежать не только государству, но и частным лицам .

Во Франции и в Пруссии уже в XIX в. существовал НДПИ. Во Франции он назывался "постоянный налог" и "пропорциональный". При этом постоянный налог взимался с площади, занимаемой недропользователем, а пропорциональный - с дохода от добычи полезных ископаемых. Причем оценка дохода производилась особыми комитетами на основании правил, изданных в 1874 г. В Пруссии согласно горному уставу 1865 г. горные промыслы были обложены 2%-м налогом с валового дохода, который оценивался ежегодно.

В Англии "регальное право было постепенно сведено к полицейскому наблюдению за работами в рудниках и к обложению горного промысла подоходным налогом на общем основании, принимая, однако, во внимание, что горный промысел по характеру своему неизбежно хищнический: добываемые продукты не нарастают вновь, и эксплуатируемая площадь из года в год истощается до полного обесценивания, так что в состав дохода непременно входит и часть капитала" .

В советский период право природопользования являлось социалистическим, т.е. производным от права государственной собственности на недра, и осуществлялось через систему государственных народно-хозяйственных планов. Пользование объектами природы, в том числе недрами, являлось бесплатным.

Реформы конца 1980-х - начала 1990-х гг. радикально меняли государственную и налоговую политики в сфере недропользования. В российской налоговой истории платность недропользования была введена в 1991 г., после того как был принят Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах". При этом платежи, связанные с использованием природных ресурсов, так же как и в советское время, были неощутимы для налогоплательщиков и не имели серьезного фискального значения для государства.

До 2001 г. налоговая система включала в себя отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также многочисленные платежи за природные ресурсы, установленные Законом РФ "О недрах" и включенные в налоговую систему. При этом важнейшие положения налогообложения недропользования имели рамочный характер и не давали четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении платежей, взимаемых при пользовании природными ресурсами. Объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, налоговые льготы устанавливались межведомственными инструкциями. По плате за пользование недрами ставки налога регулировались в лицензионных соглашениях, кроме того, законодательство о недропользовании допускало внесение платежей в бюджет не только в денежной форме, но и в натуральной форме, т.е. добытыми полезными ископаемыми .

НДПИ закрепил основные элементы налогообложения. Причем понятие "полезное ископаемое", применяемое в НК РФ, отличается от аналогичного понятия, используемого законодательством о недропользовании. Понятие "полезное ископаемое", используемое в законодательстве о налогах и сборах, шире, чем применяемое в законодательстве о недропользовании. Дело в том, что из одного минерала может быть произведено много видов продукции горнодобывающей промышленности, количественно и качественно отличающихся друг от друга, что при ведении государственного баланса запасов не учитывается.

Нельзя не отметить, что НДПИ довольно часто применяется в мировой практике в территориально небольших странах, в которых природные различия месторождений незначительны, в то время как Россия имеет огромную территорию и месторождения очень сильно различаются между собой.

НДПИ по экономической сущности представляет собой механизм изъятия абсолютной ренты, порождаемой недропользованием в тех странах и в том случае, если рентабельность подавляющего числа предприятий добывающей отрасли выше рентабельности предприятий других отраслей производства в данной конкретной стране.

Использование же ренты на природные ресурсы, в частности на добычу полезных ископаемых, как налогооблагаемой базы имеет следующие преимущества: 1) облегчается начисление налогов (оценить ренту легче, чем доходы);

2) налогообложение становится более справедливым, так как рента - это непроизводственный доход; 3) налог на ренту меньше искажает экономику, так как налогом облагается сверхприбыль, а не труд.

Таким образом, установление и введение в действие с 1 января 2002 г. НДПИ упорядочило систему налогообложения природных ресурсов в России, были законодательно разделены налоги и многочисленные неналоговые платежи за пользование природными ресурсами, регулируемые не законодательством о налогах и сборах, а законодательством о природопользовании. НДПИ реализовал рентный принцип налогообложения в этой сфере .

Налогоплательщиками НДПИ в ст. 334 НК РФ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Пользователи недр определяются в соответствии с Законом РФ "О недрах".

НК РФ в ст. 336 определяет в качестве объекта НДПИ следующие полезные ископаемые:

  • 1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
  • 2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;
  • 3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией России (а также арендуемых у иностранных государств или используемых па основании международного договора), на участке недр, предоставленных налогоплательщику в пользование.

При этом не признаются объектом налогообложения НДПИ:

  • 1) общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся па государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
  • 2) добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
  • 3) полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ;
  • 4) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;
  • 5) дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • 6) метан угольных пластов.

Налоговая база НДПИ количественно выражает предмет налогообложения. Налоговую базу называют также основой налога, поскольку к ней непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма. Налоговая база по НДПИ в соответствии со ст. 338 НК РФ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого) как стоимость добытых полезных ископаемых , за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Полезным ископаемым в соответствии с п. 1 ст. 337 Н К РФ признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. З ст. 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.

При определении добытого полезного ископаемого ключевым моментом является то, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, соответствующая стандарту качества. Кроме того, полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности, добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок) .

Используемое в законодательстве о налогах и сборах понятие "полезное ископаемое" шире, чем применяемое в законодательстве о недропользовании. Это объясняется тем, что из одного добытого минерала может быть произведено несколько видов продукции горнодобывающей промышленности, количественно и качественно отличающихся друг от друга, что при ведении государственного баланса запасов не учитывается.

Перечень полезных ископаемых, которые учитываются на государственном балансе, определяется Порядком постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.09.2012 № 265. При этом в целях налогообложения в НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым.

Добытое полезное ископаемое - полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, извлеченное из отходов (потерь) добывающего производства, а также добытое из недр за пределами территории РФ, признаваемое объектом налогообложения по НДПИ.

Группировка добытых полезных ископаемых по видам приведена в п. 2 ст. 337 НК РФ. Перечень полезных ископаемых остается открытым, и для решения вопроса о признании продукции полезным ископаемым необходимо руководствоваться определением, данным в п. 1 ст. 337 НК РФ.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

При определении единицы измерения количества добытого полезного ископаемого следует иметь в виду, что если, например, оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 т, то количество добытого полезного ископаемого определяется в тоннах. Если оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 куб. м, то количество полезного ископаемого определяется в кубических метрах.

В случае разногласий с налогоплательщиком по определению продукции добывающих отраслей промышленности, признаваемой полезным ископаемым для конкретного месторождения, налоговый орган вправе запросить органы государственного горного надзора о продукции и стандарте качества, которые для данного месторождения соответствуют техническому проекту разработки данного месторождения.

Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено НК РФ. В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого и изменяется только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи.

НК РФ в ст. 340 устанавливает, что оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  • 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
  • 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Если налогоплательщик применяет первый способ оценки, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.

При этом выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без НДС (при реализации на территории РФ и в государства - участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.

Третий способ оценки используется в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого. При этом способе расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Налоговый период НДПИ, т.е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства, установлен как календарный месяц.

Налоговые ставки по НДПИ определены в ст. 342 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты НДПИ . Сумма НДПИ по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом, если сумма налога не исчисляется в соответствии со ст. 343 НК РФ по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида. Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя

Сроки уплаты НДПИ. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Необходимо отметить, что обязанность предоставления налоговой декларации у налогоплательщиков НДПИ возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Налоговая декларация представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

  • Озеров И. X. Основы финансовой науки М., 1999. Вып. 1. С. 100.
  • Налоговое право: учебник / под ред. С. Г. Пепеляева. М. : Юристъ, 2005. С. 295.
  • Финансы и налоги: очерки теории и политики. М. : Статут, 2004. С. 244.
  • Моисеенко М. Л. Финансово-правовое регулирование федеральных налогов и сборов, специальных налоговых режимов: учеб, пособие / под ред. И. И. Кучерова. М.: ВПІА Минфина России, 2012.
  • Моисеенко М. Л. Правовые проблемы налогообложения природной ренты // Финансовое право. 2012. № 1.
  • Моисеенко М. А. Правовые проблемы налогообложения нефтедобычи в России // Финансовое право. 2010. № 1.

Налоговый кодекс содержит разнообразные налоговые режимы, одним из видов является налог на добычу полезных ископаемых. Законодательство в отношении такой деятельности содержит множество различных норм. Чтобы разобраться в данном вопросе рассмотрим особенности НДПИ и порядок его расчета.

НДПИ – это вид налога, который платят субъекты хозяйственной деятельности за добычу полезных ископаемых. Осуществлять указанную деятельность имеют право лишь субъекты, которым выдана специальная лицензия на добычу полезных залежей.

После получения лицензии индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо обязано стать на учет в органы налоговой инспекции в месте, где будет производиться добыча.

Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые, к ним относятся:

  • специально добытые ресурсы из недр земли (руды, газообразующие вещества, торф, уголь, различные виды нефти и другие виды залежей);
  • результат вторичного сырья, в виде извлеченных отходов.

Облагаемая налогом добыча может происходить как на территории России, так и за её пределами.

Определяем налоговую базу

Налоговая база представляет собой стоимость добываемых ресурсов. НДПИ предполагает следующие подходы к определению цены на ископаемые:


Определение расчета базы налогообложения, исходя из цен проданного товара, применяется в случае продажи ПИ, за который насчитывается НДПИ . И в том случае, когда предприятие не имеет государственного субсидирования для нивелирования разницы между оптовой ценой сырья и его расчетной стоимостью.

Определение ставки налогообложения

Ставка НДПИ – это цена за условную единицу, на каждый вид ископаемых индивидуально принимается фиксированная оценка. Руководствуясь ставкой и базой налогообложения плательщики, а также инспекция высчитывают обязательный платеж за проведение предпринимательской деятельности.

Статья 342 НК РФ имеет перечень ставок применимых к разным видам ресурсов:

  • добывание горючих сланцев оплачивается по ставке 4%;
  • руды черных металлов на уровне 4,8%;
  • добыча золотосодержащих и битуминозных пород 6%;
  • за калийные соли предприниматель должен отчислять 3,8%;
  • ископаемые для строительства, хлористый натрий, соль, нефелины и бокситы, горнорудные ископаемые, радиоактивные металлы идут по ставке 5,5%
  • все драгоценные металлы, кроме золота подлежат уплате 6,5%;
  • добыча редких, цветных рудных металлов оплачивается по ставке 8%;
  • полезные минералы подлежат уплате 7,5%.

Добыча таких пород как нефть, газ, различные виды угля оцениваются по весу и объему, предпринимателям ежегодно необходимо следить за актуальными ценами и уточнять их , прежде чем производить расчет.

Для ряда ископаемых и вовсе предусмотрена нулевая ставка, среди них добыча нефти на морском пространстве, нефть с особо высокой вязкостью, углеводороды из абалакских, баженовских, доманиковых залежей.

Налоговый кодекс имеет нормы позволяющие субъектам добывающей деятельности пользоваться вычетами и льготами. Данные положения указаны в главе 26 НК РФ . Вычеты предусмотрены для угольной и нефтяной промышленности. Однако воспользоваться данными положениями на практике достаточно сложно в силу множества ограничений и требований.

Применяется учёт сложных условий добывания, так организации, могут снизить сумму платежа, основываясь на понижающихся коэффициентах базовой ставки.

Как рассчитать сумму

Налогоплательщики ежемесячно рассчитывают налог по каждому ископаемому отдельно. Чтобы произвести подсчет платежа предприниматель должен вычислить актуальную базу налогообложения, применимые ставки и полезный коэффициент. Определив все нужные данные, субъект хозяйствования может приступать к расчету.

В основном вычисление суммы налогового платежа происходит путем умножения базы на ставку по ископаемому.

Модели расчета НДПИ

  1. Расчет налога для нефти и газа. Налогоплательщик устанавливает базу исходя из цены на момент добычи, уточняет на сайте ФНС актуальный коэффициент добычи. Далее база налогообложения умножается на необходимые коэффициенты.
  2. Подсчет налога для драгоценных металлов. Данный вид ископаемых характеризуется применением процента от стоимости чистого сырья или конечной цены после выхода на рынок. Определив точную налоговую базу её следует умножить на ставку в соответствии с налоговым кодексом.

Наиболее широко применяемая формула состоит в следующем: итоговая стоимость добытого материала умножается на ставку налогообложения. При расчетах стоит помнить о вычете применяемого НДС.

Пример подсчета:

Предприятие за отчетный период добыло серебряную руду в объеме 10000 тонн. На рынке стоимость данной руды равняется 650 руб. НДС в данном случае составит 118 руб. Имея основные цифры, предприниматель руководствуется такими методом подсчета: 650 – 118 = 523. Затем 532 * 10000 = 5320000. Далее получившуюся цифру умножаем на ставку 5320000 * 6,5% = 345800 руб.


Заполнение декларации

Декларация представляет собой бланк из трех разделов. Плюс к ним идет дополнительный лист для заполнения сотрудником ФНС. Декларация по НДПИ – это документ отчетности налогоплательщика перед органами налоговой инспекции. Вести отчет необходимо каждый месяц, за несвоевременную подачу документа, к субъекту хозяйствования могут применяться санкции в виде штрафа.

Подается такой отчет по месту выполнения работ по добыче ПИ. В нем указывается основная информация о предприятии, присвоенный код для добычи конкретных ископаемых, подсчитанная сумма платежа за последний отчетный период, также прикладывается сам расчет платежа.

Специальные строки необходимо заполнять следующим образом:

  • первый раздел с информацией о сумме налога. Результаты подсчетов вписываются в самом начале, но удобней его заполнить после заполнения всех остальных пунктов. Поскольку первый раздел включает всю основную информацию с последующих пунктов;
  • второй включает в себя расчеты для нефтедобытчиков. Данные субъекты заполняют всю основную информацию о лицензии, о ценах нефтяного сырья, особенности её добычи;
  • третий раздел предназначен для газовой промышленности. Указывается стоимость газа, цена транспортировки, условия добычи и другая информация;
  • четвертый пункт предусмотрен для работ на морском шельфе и подобных месторождениях. В нем отображается начало работ по добыче, информация о добываемом сырье, стоимость налоговой базы и соответствующие расчеты ;
  • пятый раздел универсальный, применяется для всех оставшихся ПИ. Также как и предыдущие разделы заполняется основной информацией о добытчике, лицензии, сырье, условиях работы и актуальных показателях;
  • шестой предназначен для внесения данных о стоимости за единицу ПИ;
  • седьмой служит для информации об угольной промышленности.

Отсутствие деятельности на протяжении отчетного периода не освобождает лицо от выполнения обязанности отчитываться. В таком случае предприниматель должен сформировать нулевую отчетность и направить её в налоговую службу.

Субъектам, получившим лицензию и приступившим к добыванию ископаемых, следует готовиться к отчетности только на следующий месяц. Нынешнее высокотехнологичное время позволяет подавать отчеты в электронной форме. Для этого предварительно стоит пройти регистрацию на сайте ФНС.

Анализируя вышеописанное, отметим, что существуют разные подходы в расчете налоговой базы. Налоговый кодекс также содержит множество ставок, предназначенных для различных типов сырья. Прежде чем отчитаться перед налоговой инспекцией предприниматель должен фундаментально изучить особенности отчетности для своего бизнеса.

Подробнее о порядке исчисления налога смотрите ниже на видео.

Налог на добычу полезных ископаемых: 8 категорий сырья, которое добывают чаще всего + 2 метода подсчета количества добытого и 3 способа оценки его + 19 налоговых ставок на разные виды полезных ископаемых.

Считается, что газ, уголь, нефть и прочее – это богатство, которое принадлежит всему народу России. Вот только право зарабатывать на них имеют далеко не все.

Чтобы уравновесить эту ситуацию и получить новые источник для наполнения бюджета, был введен налог на добычу полезных ископаемых, которые должны платить те, кто занимается этой самой добычей.

Как и в каждом законе о налогообложении в этом есть свои нюансы. О них нужно знать и помнить, чтобы не терять деньги и не работать в ущерб своим интересам.

Что такое налог на добычу полезных ископаемых?

Налог, о котором идет речь – относительно новый.

Добыча угля, драгоценный камней, торфа и прочего существовала давным-давно. В какие-то исторические периоды за нее вовсе не платили.

В советское время всеми природными богатствами заведовало исключительно государство.

С развалом Советского Союза в 1990-х годах царил беспредел, когда, то, что поддавалось воровству, воровалось со страшными темпами.

Попытки навести порядок привели к появлению акцизов на нефть, а также отчислений в государственный бюджет за переработку материально-сырьевой базы.

И лишь в 2002 году все это было заменено .

В Налоговом кодексе РФ добытым из-под земли материалам отведена Глава 26, что стоит из 13 Статей.

Каких видов бывают полезные ископаемые и добыча каких из них облагается налогом?

В 337 статье Главы 26 НК РФ указано, что именно следует считать объектом обложения податями:

Из этого же раздела узнаем, что нельзя называть полезными ископаемыми, а соответственно и облагать налогом.

Чаще всего налогами облагаются вот такие виды ископаемых:


1.

горючие сланцы, например, уголь

2.

торф

3.

углеводородное сырье (газ, нефть)

4.

черные и цветные металлы

5.

природные алмазы

6.

горно-химическое неметаллическое сырье (сера, йод, бром)

7.

горнорудное неметаллическое сырье (кварц, графит, тальк)

8.

полупродукты, содержащие в себе один или несколько драгметаллов и другое

Если вы занимаетесь добычей, должны знать, что именно является объектом налогообложения, а что – нет.


Объектами налогообложения признаются

Не признаются объектами налогообложения

полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации

общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления

полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах

добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы

полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование

полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации

полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке

дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений

Более подробную информацию об объектах / не объектах обложения податями можно найти в Ст. 336 Гл. 26 НК РФ.

Кто может стать плательщиком налога за извлеченные ценных ископаемых?

Существует в РФ отдельный Закон № 2395-1 «О недрах», который был принят еще в 1992 году. Так вот, согласно этому закону ископаемые предоставляются для:

  • коммерческой добычи;
  • геофизических испытаний;
  • геологических исследований;
  • инженерных работ;
  • поиска наиболее богатых месторождений;
  • сбора образцов для научных изучений;
  • строительства объектов, никак не связанных с добычей и т.д.

Открывает Главу 26 Налогового кодекса (НК) РФ Статья 334, где указано, кто , который и будет платить деньги в бюджет державы.

Но вам не обязательно быть именно зарегистрированным частным предпринимателем, чтобы получить право на добычу ископаемых, поскольку государство может осчастливить таким правом:

  • иностранных граждан;
  • простые сообщества;
  • юридические лица и т.д.

Но, безусловно, если вы не исследователь, которому нужно добыть несколько образцов для своей научной работы, а коммерсант, что поставил добычу природных богатств, что хранятся под землей, на поток и зарабатывает на этом деньги, то заплатить налоги придется.

Налог на добычу полезных ископаемых: условия налогообложения

Налогообложение добычи нефти, газа, угля и прочих ископаемых имеет свои особенности, что детально описаны в Статьях 342 – 344 Главы 26 НК РФ.

1) Как посчитать и как оценить добытые ценные ископаемые, чтобы заплатить за них налог?

Сумма, которую нужно заплатить, во многом зависит от того, сколько именно материалов вы извлекаете.

Определить количество добытого вам предстоит самостоятельно, используя один из двух методов:

    Фактически измерения за вас производят измерительные устройства, например, веса.

    При измерении обязательно учитывайте фактические потери.

    Косвенный.

    Вы ведете расчеты, ориентируясь на количество сырья, которое вам удалось извлечь, по их соотношению с минеральным материалом.

Также важно оценить стоимость добытого вами объема, чтобы вас не заподозрили в налоговых махинациях, воспользовавшись одним из 3-х методов:

  1. Цена продажи сырья за вычетом суммы государственной субсидии (актуально для тех, кому удалось оформить помощь от государства).
  2. Чистая цена реализации, если никаких денежных льгот из государственного бюджета вы не имеете.
  3. Расчетная стоимость ископаемых (используют те, кто не продает добытое сырье).

Более подробно о налоге на добычу полезных ископаемых
расскажет следующий видеоролик.

Что такое НДПИ и кто является объектом налогообложения?

2) Налог на добычу наиболее распространенных полезных ископаемых.

НК РФ гласит, что:

Платить налог, так же как и подавать декларацию, в которой были бы указаны объемы добычи и продажи сырья, нужно до 25 числа текущего месяца.

Лучше не опаздывать с налоговой декларацией, поскольку придется выложить гораздо больше денег за счет пени.

Теперь пеня рассчитывается за новыми правилами (Статья 75, п. 4):

Если просрочит налоговые платежи на 30 дней, то пеню для нарушителя рассчитают по одной из двух формул:

Налоговым ставкам на добычу разнообразных ископаемых посвящена Статья 343 НК РФ.

Видим, что в 2017-2018 году определены следующие размеры ставок:




Налоговая ставка

Пояснение

1.

0% или 0 руб.

Действует, когда в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (при добыче, например, полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и др.).

2.

3,8 – 8%

Применяется тогда, когда можно установить стоимость полезных ископаемых разных типов.

3.

919 рублей

За 1 тонну нефти. Сумма умножается на Кц (коэффициент изменения мировых цен на нефть). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти. В 2017 году Дм установлено на уровне 306.

4.

42 рубля

За 1 тонну газового концентрата из залежей углеводородного сырья. Эту ставку следует умножить на базовое значение единицы условного топлива, на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья, и на корректирующий коэффициент.

5.

35 рублей

За 1 000 кубометров при добыче горючего природного газа. Количество газа горючего природного, закачанного в пласт для поддержания пластового давления, подлежащего налогообложению по налоговой ставке 0 рублей, определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных, отражаемых в утвержденных в установленном порядке формах федерального государственного статистического наблюдения.

6.

47 рублей

За 1 тонну антрацита

7.

57 рублей

За 1 тонну коксующего угля

8.

11 рублей

За 1 тонну бурого угля

9.

24 рубля

За 1 тонну другого типа угля, за исключением бурого и коксующего

10.

730


11.

270 рублей

За 1 тонну многокомплексной руды с содержанием меди, никеля и платиновых металлов

12.

3,8%

При добыче калийной соли

13.

4%

При добыче торфа, горючих сланцев, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд

14.

4,8%

При добыче руд черных металлов

15.

5,5%

При добыче сырья радиоактивных металлов, горно-химического неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд), неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, нефелинов, бокситов.

16.

6%

При добыче горнорудного неметаллического сырья, битуминозных пород, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки.

17.

6,5 %

При добыче концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота), драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота), кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья.

18.

7,5 %

При добыче минеральных вод и лечебных грязей
19.
8 %

При добыче кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов),
редких металлов, как образующих собственные месторождения, так и являющихся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых

Эту сумму можно уменьшить за счет понижающего коэффициента ставки 0,7. Однако подобными льготами могут воспользоваться не все предприниматели.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является федеральным налогом и выступает основным в системе обязательных платежей за пользование природными ресурсами. Налог был установлен в российской налоговой системе в 2002 г. и заменил плату за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Порядок налогообложения добычи полезных ископаемых определен гл. 26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Справка. По данным Росстата, доля НДПИ в сумме налогов, сборов и иных платежей, поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе - октябре 2011 г., составила 21,6%. Таким образом, налог занимает второе место после налога на прибыль организаций в налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации.

Плательщики, объекты налогообложения

Плательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые являются пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 334 НК РФ). Пользователь участка недр обязан встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДПИ по месту нахождения этого участка в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком (п. 1 ст. 335 НК РФ). Если разработка полезных ископаемых осуществляется на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне и на других территориях, предусмотренных п. 2 ст. 335 НК РФ, налогоплательщик подлежит постановке на учет по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

В п. 1 ст. 336 НК РФ приведена совокупность полезных ископаемых, признаваемых объектом налогообложения:

  • 1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
  • 3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

В п. 2 ст. 336 НК РФ конкретизированы объекты природопользования, не являющиеся объектами обложения НДПИ.

Пример. ОАО «Кратер» осуществляет деятельность по добыче различных полезных ископаемых на основании соответствующих лицензий на пользование недрами. природный ресурс налог ископаемый

В сентябре организацией добыто 20 т бурого и 10 т каменного угля, 15 т графита природного. Разведано новое месторождение товарных руд. Предполагаемый объем запасов полезного ископаемого - 10 000 т. Получить лицензию на разработку этого участка недр и приступить к работам хозяйствующий субъект планирует в I квартале следующего года. В ходе работ было извлечено 5 т горнорудного неметаллического сырья из отходов добывающего производства. На извлечение получена специальная лицензия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Добыча также осуществлялась за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под ее юрисдикцией (28 т руды черных и цветных металлов). Дополнительно было получено 3 т руды черных металлов из собственного отвала. Организации удалось добыть 15 т геологических коллекционных материалов, 8 т полезных ископаемых из геологических объектов, имеющих культурное значение. Какие из полезных ископаемых являются объектами обложения НДПИ?

Бурый и каменный уголь, графит природный, а также горнорудное неметаллическое сырье, полученное из отходов добывающего производства, являются видами добытых полезных ископаемых, признаваемых объектами налогообложения (п. 2 ст. 337, пп. 2 п. 1 ст. 336 НК РФ). Поскольку плательщиками НДПИ признаются организации, являющиеся пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 334 НК РФ), нет оснований для уплаты этого налога в отношении нового месторождения товарных руд. Добытые руды черных и цветных металлов являются видами полезных ископаемых, признаваемых объектом обложения НДПИ в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 337 НК РФ. Условия добычи этих ресурсов соответствуют условиям, установленным пп. 3 п. 1 ст. 336 НК РФ, что также определяет их как объекты природопользования, подлежащие налогообложению. Следовательно, в данном случае НДПИ уплачивается.

Полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке, не включаются в состав налогооблагаемых на основании пп. 4 п. 2 ст. 336 НК РФ. Добытые геологические коллекционные материалы, полезные ископаемые из геологических объектов, имеющих культурное значение, следует исключить из числа подлежащих налогообложению в соответствии с пп. 2 и 3 п. 2 ст. 336 НК РФ.

Таким образом, в целях обложения НДПИ следует учитывать нижеперечисленные полезные ископаемые:

  • - бурый (20 т) и каменный (10 т) уголь;
  • - графит природный (15 т);
  • - горнорудное неметаллическое сырье (5 т);
  • - руды черных и цветных металлов (28 т).

Налоговая база, порядок определения количества добытого полезного ископаемого. Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы

Налоговая база по НДПИ определяется в соответствии с п. 2 ст. 338 НК РФ двумя способами:

  • 1) как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья;
  • 2) как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Порядок определения количества полезных ископаемых в целях налогообложения закреплен в ст. 339 НК РФ и предусматривает следующие методы его оценки:

  • - прямой метод - посредством применения измерительных средств и устройств;
  • - косвенный метод - расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

При этом, если применение прямого метода невозможно, используется косвенный метод. Прямой метод предполагает учет фактических потерь полезных ископаемых, относимых к тому налоговому периоду, в котором осуществлена их оценка. Выбранный метод должен быть утвержден в учетной политике организации и может быть изменен только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых (абз. 2 п. 2 ст. 339 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 340 НК РФ предусмотрены следующие способы оценки стоимости добытого полезного ископаемого при определении налоговой базы по НДПИ:

  • 1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
  • 2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Выручка от реализации добытого полезного ископаемого уменьшается на сумму расходов налогоплательщика по доставке полезного ископаемого. В состав таких расходов могут быть включены расходы на уплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, на доставку полезных ископаемых от склада готовой продукции до получателя, на страхование грузов (абз. 4 п. 2 ст. 340 НК РФ).

Подчеркнем, что стоимость единицы добытого полезного ископаемого следует определять как отношение выручки от реализации этих ресурсов к количеству реализованного добытого полезного ископаемого. Согласно п. 4 ст. 340 НК РФ при отсутствии реализации полезных ископаемых стоимость добытых ресурсов определяется исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых. В целях формирования расчетной стоимости необходимо учитывать ряд расходов, которые налогоплательщик имел в налоговом периоде (материальные расходы, расходы на оплату труда, сумма начисленной амортизации, расходы на освоение природных ресурсов и др.). Это закреплено в положениях п. 4 ст. 340 НК РФ.

Пример. ОАО «Старт» осуществляет добычу калийной соли в соответствии с лицензией, действующей до 1 января 2010 г. В январе текущего года организацией было добыто 360 т соли. На внутреннем рынке было реализовано 300 т на сумму 2 400 000 руб. с учетом НДС. Расходы на добычу и реализацию природного ресурса составили 2 000 000 руб. с учетом НДС. Каковы суммы НДПИ и налога на прибыль организаций, подлежащих уплате в бюджет?

Поскольку организация имеет реализованную продукцию, стоимость единицы добытого полезного ископаемого определяется как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого (абз. 8 п. 2 ст. 340 НК РФ). Выручка от реализации без НДС составит 2 033 898 руб. (2 400 000 руб. - 2 400 000 руб. x 18/118). Стоимость 1 т добытой соли в целях налогообложения равна 6779,7 руб. (2 033 898 руб. : 300 т). Стоимость всего объема добытой соли рассчитывается следующим образом: 6779,7 руб. x 360 т = 2 440 692 руб. Ставка НДПИ по калийной соли установлена на уровне 3,8% (абз. 1 п. 2 ст. 342 НК РФ). Сумма НДПИ при добыче калийной соли составит 92 746,3 руб. (0,038 x 2 440 692 руб.).

Расходы организации (без НДС) - 1 694 915 руб. (2 000 000 руб. - 2 000 000 руб. x 18/118). Прибыль, полученная от реализации калийной соли, как налоговая база определяется в соответствии со ст. ст. 247 и 274 НК РФ:

2 033 898 руб. - 1 694 915 руб. = 338 983 руб.

Ставка налога на прибыль организаций определена п. 1 ст. 284 НК РФ и составляет 20%. Сумма налога на прибыль организаций рассчитывается как 0,2 x 338 983 руб. = 67 796,6 руб.

Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц (ст. 341 НК РФ). Налоговые ставки НДПИ дифференцируются в зависимости от вида полезного ископаемого; предусмотрена также ставка 0%. Согласно п. 1 ст. 342 НК РФ ставка 0% применяется при добыче попутного газа, подземных вод, содержащих полезные ископаемые, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и т.д. Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ была изменена редакция пп. 8, введены пп. 10, 11, 12 п. 1 ст. 342 НК РФ. Согласно внесенным поправкам налогообложение по ставке 0% осуществляется при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха, Иркутской области, Краснодарского края, находящихся севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском морях, Ненецком, Ямало-Ненецком автономных округах, полуострове Ямал. При этом НК РФ установлены предельные показатели накопленного объема добытой нефти и срока разработки запасов участка недр для всех перечисленных случаев в целях применения ставки 0% для исчисления НДПИ.

Помимо ставок НДПИ ст. 342 НК РФ устанавливает коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть, степень выработанности запасов участка недр и используемые для расчета НДПИ при добыче нефти.

Пример. ОАО «Скала» имеет лицензию на добычу нефти и осуществляет свою деятельность на участке недр месторождения «Октябрьское», а также на участке, расположенном в Ненецком автономном округе. Накопленный объем добытой нефти на последнем из указанных участков находится в пределах 5 млн т, срок разработанности запасов равен трем годам. В январе 2009 г. из недр первого участка было добыто 500 т нефти. Фактические потери составили 1,2 т. Они соответствуют нормативным потерям. Отделенный попутный нефтяной газ и примеси были получены в объеме 0,5 т. Кв - коэффициент, отражающий степень выработанности запасов, принимается равным 0,3. Из недр второго месторождения было добыто 30 т нефти. Средний уровень цен нефти сорта «Юралс» в рассматриваемом периоде находился в пределах 46,94 долл. США за баррель, среднее значение курса доллара США к рублю - 32,89 руб. за долл. США. Какую сумму НДПИ налогоплательщик должен перечислить в бюджет?

Добыча нефти на участке, расположенном в Ненецком автономном округе, с 1 января 2009 г. подлежит обложению НДПИ по ставке 0% (пп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ). При налогообложении добычи нефти из месторождения «Октябрьское» следует учитывать, что объем добытых полезных ископаемых в пределах нормативных потерь также облагается по льготной ставке 0% (пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ). Кроме того, согласно новой редакции п. 1 ст. 339 НК РФ количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы нетто, под которой понимается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами. Таким образом, объем добытой нефти, учитываемый в целях налогообложения, составляет 498,3 т (500 т - 1,2 т - 0,5 т). Согласно п. 3 ст. 342 НК РФ коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), определяется по формуле:

Кц = (Ц - 15) * Р / 261 = (46,94 - 15) * 32,89 / 261 = 4,0249,

где Ц - средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сорта «Юралс»;

Р - среднее значение за налоговый период курса доллара США к российскому рублю.

Согласно п. 3 ст. 342 НК РФ коэффициент Кц округляется до 4-го знака после запятой. Кв по условиям примера равен 0,3. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. В п. 2 ст. 342 НК РФ предусмотрена ставка НДПИ в размере 419 руб. за 1 т добытой нефти, которая должна умножаться на коэффициенты Кц и Кв. С учетом этого НДПИ равен 252 105 руб. (419 руб. x 498,3 т x 4,0249 x 0,3).

Пример. ОАО «Альфа» поставлено на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДПИ как организация, занимающаяся добычей золота. В феврале текущего года организацией добыто 200 кг концентрата, содержащего золото. После переработки на аффинажном заводе было получено 170 кг чистого золота. Весь полученный объем драгоценного металла реализован на внутреннем рынке на сумму 119 000 000 руб. (с НДС). Какова сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиком?

В соответствии с разъяснением Минфина России (Письмо от 30.10.2008 N 03-06-06-01/24) видом добытого полезного ископаемого признаются концентраты и другие полупродукты, содержащие золото (абз. 18 п. 2 ст. 342 НК РФ). В связи с этим налогообложению подлежит объем добытого концентрата до его переработки, то есть добытое полезное ископаемое в объеме 200 кг.

Выручка от реализации драгоценного металла без НДС - 100 847 000 руб. (119 000 000 руб. - 119 000 000 руб. x 18/118).

Стоимость 1 кг добытого полезного ископаемого принимается равной 593 218 руб. (100 847 000 руб. : 170 кг).

Общая стоимость добытого полезного ископаемого - 118 644 000 руб. (200 кг x 593 218 руб.).

Ставка НДПИ при добыче концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, определена в размере 6% (п. 2 ст. 342 НК РФ).

Сумма НДПИ составит 7 119 000 руб. (0,06 x 118 644 000 руб.).

Важными аспектами при налогообложении природопользования являются порядок и сроки уплаты НДПИ, представления налоговой декларации. НДПИ уплачивается по итогам налогового периода не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ). Подчеркнем, что налог уплачивается по месту нахождения каждого участка недр, находящегося в пользовании налогоплательщика. Если полезные ископаемые добыты за пределами территории Российской Федерации, уплата налога осуществляется по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 345 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиком по месту его нахождения (месту жительства).

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются хозяйствующие субъекты, получившие лицензию на использование недр, а также вставшие на учет в ФНС по месту ведения деятельности. Каким образом осуществляется прохождение предприятиями обеих процедур?

Фирмы без лицензии могут быть признаны плательщиками НДПИ

С точки зрения текущих норм закона это невозможно.

Как считает Минфин РФ, наличие лицензии у ИП или фирмы на пользование недрами является (письмо Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901):

  • единственным критерием для получения хозяйствующим субъектом статуса плательщика НДПИ;
  • единственным основанием для постановки хозяйствующего субъекта на учет как плательщика НДПИ.

При этом не имеет значения, в чем заключается целевое назначение работ, которые можно проводить предприятию в соответствии с разрешительным документом. Например, если фирма по лицензии проводит геологические работы, то она будет платить НДПИ в случае, если в процессе ее деятельности появится объект налогообложения по НДПИ — извлеченное из недр полезное ископаемое.

Если тот или иной субъект будет пользоваться недрами без лицензии, то на него может быть наложено административное взыскание на основе положений п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000-5000 руб. для граждан, 30 000-50 000 руб. для должностных лиц и 800 000-1 000 000 руб. для юридических лиц. Кроме того, фирма обязана возместить вред, нанесенный природе (ст. 51 закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, ред. от 03.07.2016).

Лицензия — документ, который подтверждает право ее обладателя на пользование конкретным участком недр в конкретных границах, а также в рамках отраженной в лицензии цели в течение определенного времени и при соблюдении хозяйствующим субъектом оговоренных условий. Таких лицензий у фирмы может быть несколько — для каждого вида использования недр.

Возможна ситуация, при которой лицо, основной профиль деятельности которого не связан с добычей полезных ископаемых, так или иначе извлекает их в процессе деятельности. Например, это может быть строительная фирма, которая в процессе обустройства котлована работает с песком. Должна ли она в этом случае платить НДПИ и оформлять лицензию?

Фирма будет считаться пользователем недр и потенциальным субъектом уплаты НДПИ на основе лицензии только в том случае, если строительные работы проводятся с землей на глубине ниже почвенного слоя (преамбула к закону РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I). Данная глубина не установлена на уровне федерального законодательства. Но в региональных нормативных актах показатель глубины работ, при котором нужна лицензия, чаще всего определяется, как превышающий 5 метров (например, ст. 15 закона Нижегородской области «О недропользовании» от 03.11.2010 № 169-З, ст. 4 закона Челябинской области от 11.04.2012 № 294-ЗО).

Таким образом, при строительных работах на глубине до 5 метров лицензия, как правило, не нужна, в ином случае — требуется.

Как оформляются лицензии на пользование недрами

Рассматриваемую лицензию можно получить:

  • в заявительном порядке;
  • конкурсном порядке.

Первый механизм применяется главным образом в том случае, если хозяйствующий субъект собирается осваивать малоизученные недра земли, проводя геологические исследования, осуществляя оценку различных месторождений. При этом в законодательстве предусмотрена возможность получения лицензии в заявительном порядке на освоение общераспространенных ископаемых. Однако в российских СМИ появляются сведения о том, что заявительный принцип в ближайшем будущем будет распространяться и на оформление лицензий на добычу углеводородов.

Конкурсный порядок оформления лицензии на пользование недрами применяется в тех случаях, когда приобретение соответствующего документа в заявительном порядке невозможно либо менее предпочтительно для хозяйствующего субъекта.

Правила оформления лицензий для каждого типа полезных ископаемых имеют огромное количество нюансов. Их специфика определяется в процессе взаимодействия хозяйствующего субъекта и Федерального агентства по недропользованию, которое отвечает за выдачу лицензий, с учетом положений следующих основных источников права:

  • закона «О недрах» от 01.02.1992 № 2395-I;
  • постановления ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-I;
  • приказа Минприроды России от 29.09.2009 № 315;
  • Налогового кодекса РФ.

В зависимости от региона, в котором осуществляется добыча полезных ископаемых, могут применяться также различные нормативные акты субъектов РФ.

Перечень видов ископаемых, попадающих под налогообложение см. в материале .

Постановка на учет плательщиков НДПИ: нюансы

Порядок постановки субъектов уплаты НДПИ на учет регулируется положениями ст. 335 НК РФ. В соответствии с данными нормами права налогоплательщики встают на учет в ФНС по месту расположения участка недр (в территориальном представительстве ФНС) в течение 30 дней после оформления лицензии. Общий порядок постановки субъекта уплаты НДПИ на учет регулируется приказом МНС РФ от 31.12.2003 № БГ-3-09/731.

Можно отметить, что каких-либо практических действий со стороны налогоплательщика НДПИ, направленных на осуществление постановки на учет в ФНС, не предполагается. Дело в том, что в соответствии с положениями п. 7 ст. 85 НК РФ орган, выдающий лицензии (в настоящем случае Роснедра), сам передает необходимые сведения о владельцах данных лицензий в ФНС в 10-дневный срок с момента оформления соответствующих документов.

В течение 5 дней с момента получения от Роснедр сведений о лицензии и хозяйствующем субъекте ФНС ставит данный субъект на учет, после чего направляет в его адрес уведомление:

  • по форме № 9-НДПИ-1 (приложение 2 к приказу № БГ-3-09/731), если плательщик НДПИ — юридическое лицо;
  • по форме № 9-НДПИ-2 (приложение 3 к приказу № БГ-3-09/731), если плательщик налога — ИП.

Отдельными нормами федерального законодательства регулируется постановка на учет в ФНС в качестве плательщиков НДПИ предприятий, зарегистрированных в Республике Крым и Севастополе (абз. 2-3 п. 1 ст. 335 НК РФ).

Итоги

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются хозяйствующие субъекты, имеющие лицензию на добычу полезных ископаемых из недр. Эта лицензия может оформляться в конкурсном или заявительном порядке в зависимости от типа конкретного месторождения, а также ископаемых, которые собирается добывать предприятие. Обладатель лицензии на пользование недрами, получив соответствующий разрешительный документ, ставится на учет в ФНС по месту осуществления деятельности, но эта процедура осуществляется без его участия в ходе взаимодействия между Роснедрами и ФНС.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об