Основные направления государственного регулирования экономики. Стабилизационная политика

Правовое регулирование устанавливает правила функционирования рынка, экономических отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и отдельных его членов. Оно охватывает все сферы рыночного пространства (товарную, финансовую, рабочей силы), а также те отношения, которые складываются в этом пространстве.

Основной причиной осуществления правового регулирования экономики в новых условиях является такой недостаток рыночной системы, как стремление получить прибыль без учета возможных негативных последствий. Целью правового регулирования является обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников.

Правовое регулирование осуществляется путем разработки и введения в действие законодательных и нормативных актов. Первичные правовые основы для всей экономической системы закреплены в Конституции РФ.

Административное регулирование (управление). Оно базируется непосредственно на силе государственной власти и включает меры запрета, разрешения, принуждения. В отличие от экономических методов, административные существенно ограничивают свободу выбора в принятии решения для субъектов рыночных отношений. В то же время административные регуляторы носят экономический характер, т.к. их применение сказывается на поведении хозяйствующих субъектов и в конечном счете на состоянии экономической системы.

Административное регулирование в мировой практике в условиях рыночной экономики признается необходимым в тех областях, где полная экономическая свобода одних субъектов рыночных отношений оборачивается тяжелыми последствиями для других или общества в целом.

К административным методам относятся: контроль за соблюдением стандартов на производимую продукцию; установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт продукции в целях защиты отечественных товаропроизводителей; определение приоритетных направлений дотаций и инвестиций; развитие функций местного самоуправления др.

Мировая и отечественная практика свидетельствует об опасности жесткого администрирования, которое ведет к деформациям социально-экономической системы. Однако ограниченное, экономически и социально оправданное применение административных мер признается эффективным в сфере развития рынка и в процессе его формирования.

Экономическое регулирование основывается на воздействии на экономические интересы отечественных товаропроизводителей и материальном стимулировании развития определенных видов деятельности согласно потребностям общества. Экономическое государственное регулирование представляет собой сложное сочетание многочисленных элементов. Оно включает в себя:

  1. меры прямого воздействия на экономику, куда относятся целевое финансирование, в т.ч. региональные и целевые программы; а также система государственных закупок;
  2. косвенные регуляторы, к которым можно отнести бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, амортизационную, валютную, таможенную политики.

Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики.

Основными целями стабилизационной политики являются:

  1. достижение необходимого уровня занятости;
  2. стабильность экономического роста;
  3. сдерживание инфляции и др.

Правительство должно стимулировать экономику в период спада и сдерживать в периоды подъема.

Стабилизационная политика осуществляется через фискальную (налогово-бюджетную) и кредитно-денежную политику при условии согласованности их действия.

Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, поэтому она должна носить предсказуемый характер. Хозяйствующие субъекты в свою очередь тоже влияют на проводимую стабилизационную политику.

"Основные направления государственного регулирования экономики. Стабилизационная политика" и другие

Государственное регулирование осуществляется через:

· правовые регуляторы;

· административные:

· экономические.

Правовое регулирование устанавливает правила функционирования рынка, экономических отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и отдельных его членов. Оно охватывает все сферы рыночного пространства (товарную, финансовую, рабочей силы), а также те отношения, которые складываются в этом пространстве. Основной причиной осуществления правового регулирования экономики в новых условиях является такой недостаток рыночной системы, как стремление получить прибыль без учета возможных негативных последствий. Целью правового регулирования является обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников. Правовое регулирование осуществляется путем разработки и введения в действие законодательных и нормативных актов. Первичные правовые основы для всей экономической системы закреплены в Конституции РФ.

Административное регулирование (управление). Оно базируется непосредственно на силе государственной власти и включает меры запрета, разрешения, принуждения. В отличие от экономических методов, административные существенно ограничивают свободу выбора в принятии решения для субъектов рыночных отношений. В то же время административные регуляторы носят экономический характер, т.к. их применение сказывается на поведении хозяйствующих субъектов и в конечном счете на состоянии экономической системы. К административным методам относятся: контроль за соблюдением стандартов на производимую продукцию; установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт продукции в целях защиты отечественных товаропроизводителей; определение приоритетных направлений дотаций и инвестиций; развитие функций местного самоуправления др. Мировая и отечественная практика свидетельствует об опасности жесткого администрирования, которое ведет к деформациям социально-экономической системы. Однако ограниченное, экономически и социально оправданное применение административных мер признается эффективным в сфере развития рынка и в процессе его формирования.

Экономическое регулирование основывается на воздействии на экономические интересы отечественных товаропроизводителей и материальном стимулировании развития определенных видов деятельности согласно потребностям общества. Экономическое государственное регулирование представляет собой сложное сочетание многочисленных элементов. Оно включает в себя:

· меры прямого воздействия на экономику, куда относятся целевое финансирование, в т.ч. региональные и целевые программы; а также система государственных закупок;

· косвенные регуляторы, к которым можно отнести бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, амортизационную, валютную, таможенную политики.

Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики.

Основными целями стабилизационной политики являются:

· достижение необходимого уровня занятости;

· стабильность экономического роста;

· сдерживание инфляции и др.

Правительство должно стимулировать экономику в период спада и сдерживать в периоды подъема. Стабилизационная политика осуществляется через фискальную (налогово-бюджетную) и кредитно-денежную политику при условии согласованности их действия.

Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, поэтому она должна носить предсказуемый характер. Хозяйствующие субъекты в свою очередь тоже влияют на проводимую стабилизационную политику.

Политология и государственное регулирование

Данная работа посвящена вопросам функционирования государственного регулирования экономики путям и формам его обеспечения. Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы.

Введение……………………………………………………………….…….. 4

  1. Виды экономического регулирования………………………….…..... 5
  2. Государственное регулирование…………………………………...….8

2.1. Зачем нужно государственное регулирование……………………8

2.2. Задачи государственного регулирования экономики……………8

2.3. Цели госрегулирования…………………………………………….9

2.4. Методы государственного экономического регулирования……………………………………………..………......10

2.5. Основные направления государственного регулирования экономики……………………………………………………………...13

Заключение…………………………………………………………….........15

Список использованной литературы…………………………………..….18

Введение

Данная работа посвящена вопросам функционирования государственного регулирования экономики, путям и формам его обеспечения.

Сочетание рыночного и государственного регулирования . В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал.

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.

Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Это явление «институциональная ригидность» проявляется в том, что фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в современном обществе обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления правовых институтов и организаций изменениям в другом направлении (обычно даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и зарплаты не снижается, затруднены увольнения рабочих и т.д.). Современная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.

Цель данной работы – рассмотреть методы, пути и формы государственного регулирования экономики. Для реализации поставленной задачи был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы.

  1. Виды экономического регулирования.

Экономическое регулирование – воздействие на экономику со стороны органов управления с целью поддержания протекающих в ней процессов на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений.

Виды регулирования:

  1. Государственное регулирование

Государственное регулирование экономики (госрегулирование) - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).

Как показывает исторический опыт, государство всегда играло определенную роль в экономике. Его основными функциями, включая период функционирования экономики свободной конкуренции, были: защита национального суверенитета, защита прав собственности, законности и правопорядка

По мнению Дж. М. Кейнса, только сочетание саморегулирующегося рыночного механизма и государственных регуляторов способно обеспечить совокупный платежеспособный спрос в соответствии с произведенным национальным продуктом, т.е. стабильное экономическое развитие.

Современное рыночное хозяйство неотделимо от государства. Однако до сих пор ученые, признавав возрастающую роль государства в рыночной экономике, по-разному объясняют причины данного явления.

Одни утверждают, что макроэкономическая политика является благом для экономики, ибо рыночная конкуренция обусловливает "провал координации", мешает принимать эффективные решения. Другие считают, что усиление роли государства связано с потребностью реализации корыстных интересов бюрократии и не обусловлено интересами экономического развития. В связи с этим отстаивается позиция о снижении роли государства. Несмотря на различные подходы к оценке роли государства, во всех развитых странах существует государственное регулирование экономики.

Предложенная классификация факторов, обусловливающих необходимость государственного регулирования экономики, является условной, так как все три группы факторов взаимосвязаны между собой. Так, создание государством общих благоприятных условий для стабильного развития экономики, несомненно, способствует преодолению негативных черт рыночного механизма и решению социальных проблем. Решение проблемы занятости способствует обеспечению положительной динамики процесса воспроизводства и т.д. (см.таблицу).

Факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики

Группа факторов

1. Факторы, связанные с разрешением проблем рыночного сектора экономики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма

1. Ограничение стихийности рыночных процессов.

2. Обеспечение эффективного совокупного спроса, рыночной конъюнктуры.

3. Обеспечение производства общественных товаров, общественных потребностей и нужд.

4. Поддержка конкурентности, открытости рынка.

5. Усиление конкурентности на мировом рынке

2. Факторы, обеспечивающие экономическую стабильность, процесс расширенного воспроизводства

1. Создание общих условий развития экономики, обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, необходимость определения "правил игры" хозяйствующих субъектов.

2. Обеспечение антициклического развития экономики.

3. Стимулирование долгосрочного экономического роста, деловой активности.

4. Формирование оптимальной структуры народного хозяйства.

5. Поддержка макроэкономического равновесия.

6. Обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики.

7. Потребность в государственных инвестициях, малорентабельных с точки зрения частного капитала.

8. Регулирование денежного обращения.

9. Содействие развитию науки, научно-технического прогресса

3. Факторы, связанные с решением социальных проблем

  1. Рыночное саморегулирование.

Рыночное саморегулирование – способность рыночного механизма оптимизировать развитие экономики и ее составляющих: управления, стимулирования, соотношения спроса и предложения, максимизации прибыли, согласования экономических интересов.

Базируется на частичной собственности и совершенной конкуренции. Родоначальником идеи саморегулирующейся экономики был английский экономист А.Смит (1723-1790). Считал вредным и ненужным вмешательство государства в дела экономики. Полагал, что «невидимая рука» рынка заставит товаров производителей без всякого принуждения производить те товары, которые нужны покупателям. Такие взгляды соответствовали ситуации, когда господствовала свободная конкуренция, не было монополий. К тому же управлять экономикой со стороны государства было невозможно в силу раздробленности хозяйствующих субъектов, отсутствия развитых форм разделения труда и т. д. Впоследствии жизнь показала, что идея саморегулирования рынка в чистом виде никогда не существовала, поскольку появились монополии, проблемы, которые рынок не был в состоянии решить.

В настоящее время практически во всех странах используется другая модель регулирования рынка. Суть ее состоит в довольно активном подключении к делам экономики государства. Теоретические споры ныне идут о поиске оптимальной меры присутствия государства в экономике, а не отрицании его регулирующей роли.

  1. Смешанное регулирование.

Тип смешанного регулирования национального хозяйства имеет следующие специфические черты.

Во-первых, новый хозяйственный механизм органически соединяет устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения общественных потребностей (нужд нерыночного сектора и социальной сферы) и гибкость рыночного саморегулирования, что требуется в особенности для удовлетворения многообразных и быстро меняющихся личных запросов.

Во-вторых, только тип смешанного регулирования позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели: эффективность хозяйствования; социальную справедливость", стабильность экономического роста.

В-третьих, новый регулятор способен сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение. Для этого требуется согласованно привести в действие все рычаги и стимулы хозяйствования на уровнях микро-, мезо- и макроэкономики.

Итак, во всех странах с высокоразвитой экономикой имеются общие основы третьего типа хозяйственного механизма. Границы распространения смешанной системы регулирования определяются двумя крайними вариантами: а) стихийно саморегулирующимся рынком и б) централизованным планово-государственным управлением. Но во второй половине 1980-х гг. таких предельных случаев уже не было.

Поэтому во всех странах можно было обнаружить смешанную — по типу макрорегулирования — экономику.

Между тем в разных странах имеются свои варианты хозяйственного механизма. Они различаются по следующим показателям:

  1. сферам действия рынка и государства;
  2. функциям регуляторов;
  3. формам и методам государственного управления хозяйством.

2. Государственное регулирование

2.1. Зачем нужно государственное регулирование?

Роль государства в регулировании:

Государство определяет приоритетные направления развития экономики;

Концентрирует ресурсы на престижных и выгодных для страны направлениях экономики;

Выделяет субсидии;

Предоставляет налоговые льготы предприятиям.

Особенно важна регулирующая роль государства в организации внешнеэкономической деятельности производителей продукции, так как в данной области, помимо экономических, действуют межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Рынок и современные рыночные самоуправляемые структуры нуждаются в поддержке государства.

Роль государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.

Одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики является государственный бюджет, который ежегодно разрабатывается правительством и утверждается парламентом.

2.2. Задачи государственного регулирования экономики

В хозяйственной практике большинства государств особую значимость приобрел механизм экономического планирования как осмысленных стратегических действий правительства. Играя порой лишь регулирующую роль в рыночной экономике, планирование, тем не менее, выступает эффективным инструментом поддержания сбалансированности между различными субъектами рынка (в частности, между государственным и частным сектором), служит средством передачи обществу информации об экономической политике правительства. При этом основные функциональные задачи государственного плана сводятся к следующему:

Предвидеть перспективу, в соответствии с которой национальная экономика должна и может развиваться;

Определять ключевые экономические высоты и оптимальные сроки их достижения;

Поддерживать и финансировать приоритетные экономические и научно-технические программы;

Организовать систему средне- и долгосрочного управления экономическим развитием, таким образом, реализуя на практике принятые народнохозяйственные решения;

Устанавливать приоритетные внутренние и внешние социальные,

экономические и политические цели, определять средства и способы их достижения, координировать их взаимодействие;

Создать и развивать систему переподготовки и обучения хозяйственных руководителей и специалистов в области хозяйственного управления.

Обязательное условие успеха в деятельности каждого отдельного субъекта экономики — это гибкость планирования и оперативного управления, строгая увязка долгосрочного планирования с конкретной стадией развития предприятия, отрасли, страны. Планы при этом должны отражать и опираться на изменение целей политики правительства, его приоритеты. В таком случае гибкость экономического планирования выражается в постоянном пересмотре показателей плана и корректировке их в сторону объективных данных.

2.3. Цели госрегулирования

Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования, которые находятся между собой в определенной субординации, изменяющейся в результате эволюции конкретных условий в той или иной стране в данный исторический момент. Высшими, «центральными» целями неизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности. Все прочие цели производны от этих двух, но они периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.

Из высших целей госрегулирования вытекают различные цели второго порядка. К ним можно отнести, например, создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного (в соответствии с имеющимися ресурсами) экономического роста, непрерывную модернизацию производственного аппарата в соответствии с требованиями научно-технической революции.

Из целей первого и второго порядка вытекают цели третьего порядка и т.д. Число таких целей неопределенно. Причем в каждой стране одни из них появляются, а другие уходят в небытие по мере их достижения или вследствие обнаруживающейся их недостижимости. Некоторые из них отходят на задний план, а затем вновь становятся актуальными.

2.4. Методы государственного экономического регулирования.

Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

Административное регулирование включают в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используются:

Бюджетная и фискальная политика;

Денежно-кредитная политика;

Программирование;

Прогнозирование и планирование.

Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.

Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.

Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, социальные условия, направления научных исследований и т. д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Прямые методы регулирования базируются на властно распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентное, ослабления балансирующей функции рынка.

Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринимательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где применение других форм собственности может привести к отрицательным последствиям.

2.5. Основные направления государственного регулирования экономики

Механизм государственного регулирования не является раз и навсегда данным и неизменным. Эволюция его предопределяется потребностями технологического развития и экономического роста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой ими экономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношений хозяйствования.

В любом случае государственное регулирование должно быть эффективным, т. е. максимально использовать предпринимательскую энергию для углубления партнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когда поддерживает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночными механизмами — здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность, защита неимущих и т. д.

По такому пути развиваются экономические и социальные процессы в Российской Федерации, где за годы реформ 80-90-х годов заложены основы финансово-экономического регулирования экономики. Перспективы российской экономики связываются с гарантией прав собственности и справедливой конкурентоспособности для эффективного функционирования рыночной экономики. Государство осуществляет контроль над денежной массой, снижением инфляции, а также обеспечением структурных сдвигов в производстве и экспорте продукции.

Активизацию инвестиционного процесса государство предполагает достичь путем удешевления кредитных ресурсов в условиях новой экономической конъюнктуры.

Социальная и военная реформы позволят в перспективе сократить нагрузку на государственный бюджет и увеличить расходы на образование, здравоохранение, культуру и пенсии.

Предполагается, что бюджет как метод экономического воздействия будет стимулировать экономический рост. Это достигается тем, что средства налогоплательщиков предоставляются корпоративному сектору исключительно на конкурсной основе. Уменьшится количество налогов и налогооблагаемой базы, произойдет выравнивание налоговой нагрузки.

Анализируя опыт государственного регулирования в развитых рыночных государствах и странах транзитивной экономики, можно отметить функциональные регулирующие тенденции в экономике.

Основные функции государственного регулирования реализуются, во-первых, в направлении достижения и сохранения национальных конкурентных преимуществ экономики. Страна достигает конкурентного преимущества благодаря экономическим факторам и наличию уникальных институциональных механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: ресурсов, рабочей силы, капитала, предпринимательства.

Общепризнанной задачей правительства становится разработка политики нововведений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодных для национальной экономики. Это позволяет повысить эффективность производства, диктовать высокие цены благодаря высокому качеству, осваивать новые наукоемкие отрасли и отдельные территории.

Экономическое регулирование на уровне территории уменьшает неравномерности социально-экономического развития регионов, снимает социальную напряженность в депрессивных регионах, стимулирует эффективное использование экономического потенциала территории.


Заключение

Отвечая поставленным в данной работе целям и задачам, мы рассмотрели необходимость государственного регулирования экономики на современном этаᴨе развития общественно-экономических отношений.

В результате рассмотрения интересующей нас темы, мы определили достоинства и недостатки рыночного механизма. Достоинство заключается в саморегуляции посредством соотношения спроса, предложения и цен. Любое изменение в каком-либо звене, нарушающем его равновесие, ᴨередается по всей системе, приводит к изменениям в других звеньях и восстановлению равновесия.

Однако рыночный механизм, основанный на свободной конкуренции и равновесных ценах, имеет недостатки. Так свободная рыночная экономика в силу имманентных ей законов неизбежно в ходе своего развития ведет к концентрации производства и образованию монополии, нарушающих механизм свободного ценообразования. Рыночный механизм ведет также к дифференциации производителей, к расслоению членов общества по уровню доходов. В результате цели рыночного хозяйства не достигаются.

Следовательно, необходимы механизмы нейтрализации монополизма, социальной защиты населения и т.д., что и достигается с помощью государственного регулирования. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт реформирования экономики в нашей стране, порождает крайне негативные последствия.

Государственное регулирование — объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Государство осуществляет регулирование и путем поддержания отдельных предприятий совместной или индивидуально-частной форм собственности. Это достигается предоставлением им товаров, услуг по низким ценам или субсидированием. Государство часть дохода направляет на развитие национального хозяйства. Так, политика президентов Р. Рейгана и Дж. Буша была направлена на поддержку крупного бизнеса, что осуществлялось как прямыми вложениями, так и преимуществами в налоговом обложении.

Государство реализует программу поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без его помощи развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги установились бы столь высокими, что были бы доступны немногим. Эти отрасли являются постоянным объектом субсидирования многих государств, так же как аграрное производство, добывающая промышленность, транспорт и т. д.

Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз определенных видов сырья, создавая льготное кредитование экспорта либо представляя государственные гарантии под внешние кредиты. Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию.

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Нельзя забывать и о том, что экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

Надо также иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительные эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредитов. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.

Комплексное использование методов и инструментов государственного и правительственного регулирования образует макромаркетинг национальной экономики. В отличие от прямого и косвенного подхода он является комплексным методом, охватывающим одновременно все фазы воспроизводства и экономического роста, территории и региональные подсистемы. Макромаркетинг динамичен по своему содержанию: изменение в экономической конъюнктуре меняет и маркетинговую деятельность.

В рыночных условиях перед государством встает трудная задача: с одной стороны оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, а с другой стороны – не разрушить эту систему излишним воздействием.

Экономический рост может получить серьезную поддержку от государства путем снижения налоговой нагрузки или увеличения расходов государства. последнее можно осуществить в результате достаточно высокого уровня государственных доходов. Решать проблему увеличения доходов государства через понижение налоговых ставок с одновременным повышением уровня налогового администрирования. Следует добиваться, чтобы положенные к уплате налоги максимально попадали в бюджет.

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

Список использованной литературы

  1. Экономическая теория Учебник / Иол ред А.Г. Грязновой. Т В Чечедевой - М: Издательство «Экзамен». 2005. — 592 с. (Серия «Учебник для вузов»)
  2. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб.заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 592 с: ил..
  3. Сажина M. А. Экономическая теория: учеб. для вузов / M. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — M.: Норма, 2007. — 672 с.: ил.
  4. «Основы экономической теории (макроэкономика)» Автор – Кравцова Г.В. 2008.
  5. Басовский Л.Е. Экономика. М.,2006
  6. Экономика: учебн. для студентов вузов, обучающихся по направлению подг. «Экономика» / И.В. Липсиц. – 4-е изд., стер. М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 656 с. (Высшее экономическое образование)
  7. Экономика: учебник /под ред. др-а экон. Наук, проф А. С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: Экономистъ 2008. – 813 с.
  8. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. —

4-е изд., перераб. и доп — М.: Издательство НОРМА, 2007. — 572 с.

  1. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. Проф О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. ИНФРА-М, 2007. — 601 с. — (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).
  2. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 5-е изд. – СПб Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2007. - 544 с: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
  3. Экономическая теория: учебник для бакалавром / под ред. К. Н. Лобачевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издателство Юрайт, 2012. — 516 с. — Серия: Бакалавр.
  4. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи К. Экономика / Пер. с англ. -М.: РГБ, 2005
  5. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика: учеб. пособие: в 2 ч. / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева и др. ; под общ. ред. доктора экон. наук, проф. Б.И. Герасимова и докторара экон. наук, проф. Н.С. Косова. – Тамбов: Изд- во Тамб. гос. техн. ун- та, 2009. – Ч. 2. – 204 с. – 350 экз.
  6. Касаткин В.В. Общая экономическая теория: учебник/Касаткин В.В, — 3-е издание доп. и перер. — М: КНОРУС, 2007— 509с
  7. Гальперин В.М, Гребенников ПИ, Леусский А И, Тарасович Л С. Макроэкономика: Учебник / Под ред. Л.С. Тарасовича - СПб-Изд-во ГУЭФ, 2009.
  8. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. – М.: Экономика, 2010. – 255 с.
  9. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамов, Е. Апевалова, Е. Астафьева [и др.]; науч. ред. Е. Т. Гайдар. – М.: Проспект, 2010. – 656 с.
    8. Финансовый кризис в России и мире / Под ред. Е.Т. Гайдара – М.: Проспект, 2009. – 256

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32729. Кинематика твёрдого тела. Вращение вокруг неподвижной оси. Угловые скорость и ускорения. Связь между угловыми и линейными скоростями и ускорениями 39 KB
Кинематика твёрдого тела. Движение тела может быть как поступательным так и вращательным. При поступательном движении все точки твердого тела за один и тот же промежуток времени совершают равные по величине и направлению перемещения. Следовательно скорости и ускорения всех точек тела в любой момент времени также одинаковы.
32730. Границы применимости ньютоновской механики. Первый закон Ньютона 28.5 KB
Первый закон Ньютона. Вследствие развития физики в начале XX века определилась область применения классической механики: ее законы выполняются для движений скорость которых много меньше скорости света. Вообще законы классической механики Ньютона справедливы для случая инерциальных систем отсчета. При ускоренном движении неинерциальной системы координат относительно инерциальной системы первый закон Ньютона закон инерции в этой системе не имеет места свободные тела в ней будут с течением времени менять свою скорость движения.
32731. Масса и импульс. Второй закон Ньютона как уравнение движения 37.5 KB
Масса скал. тела масса величина аддитивная т. масса системы рана сумме масс материальных тел входящих в состав этой системы при любых воздействиях выполняется закон сохранения массы: суммарная масса взаимодействующих тел до взаимодействия и после равны между собой. инерции точка в которой может считаться масса всего тела при поступательном движении данного тела.
32732. Третий закон Ньютона. Центр масс. Уравнение движения центра масс 30.5 KB
Центр масс. Уравнение движения центра масс. Сам закон: Тела действуют друг на друга с силами имеющими одинаковую природу направленными вдоль одной и той же прямой равными по модулю и противоположными по направлению: Центр масс это геометрическая точка характеризующая движение тела или системы частиц как целого. Определение Положение центра масс центра инерции в классической механике определяется следующим образом: где радиусвектор центра масс радиусвектор iй точки системы масса iй точки.
32733. Сила тяжести и вес тела. Упругие силы. Силы трения 43.5 KB
Силы трения. Сила трения Трение один из видов взаимодействия тел. Трение как и все другие виды взаимодействия подчиняется третьему закону Ньютона: если на одно из тел действует сила трения то такая же по модулю но направленная в противоположную сторону сила действует и на второе тело. Силы трения как и упругие силы имеют электромагнитную природу.
32734. Законы сохранения. Силы внутренние и внешние. Замкнутая система. Сохраняющиеся величины. Связь законов сохранения со свойствами пространства и времени 32.5 KB
Силы внутренние и внешние. Внешние и внутренние силы Внешняя сила это мера взаимодействия между телами. В задачах сопротивления материалов внешние силы считаются всегда заданными. Внешние силы делятся на объемные и поверхностные.
32735. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Движение тела с переменной массой 36 KB
импульс p замкнутой системы не изменяется с течением времени т. Однородность пространства проявляется в том что физические свойства замкнутой системы и законы ее движения не зависят от выбора положения начала координат инерциальной системы отсчета т. не изменяются при параллельном переносе в пространстве замкнутой системы отсчета как целого. Если система не замкнутая но действующие на нее внешние силы таковы что их равнодействующая равна 0 то согласно законам Ньютона импульс системы не изменяется с течением времени p=const.
32736. Работа переменной силы и мощность. Кинетическая энергия частицы 42.5 KB
Работа переменной силы Пусть тело движется прямолинейно с равномерной силой под углом к направлению перемещения и проходит расстояние S Работой силы F называется скалярная физическая величина равная скалярному произведению вектора силы на вектора перемещения. Работа совершенная силой на данном участке определяется по представленной формуле d=F dS cos = = │F││dr│ cos =F;dr=FdS =FS cos =FS . Таким образом работа переменной силы на участке траектории равна сумме элементарных работ на отдельных малых участках пути...
32737. Потенциальная энергия. Виды потенциальной энергии. Связь силы и потенциальной энергии 55 KB
Виды потенциальной энергии. Связь силы и потенциальной энергии. Рассмотрение примеров взаимодействия тел силами тяготения и силами упругости позволяет обнаружить следующие признаки потенциальной энергии: Потенциальной энергией не может обладать одно тело не взаимодействующее с другими телами. Связь силы и потенциальной энергии Каждой точке потенциального поля соответствует с одной стороны некоторое значение вектора силы действующей на тело и с другой стороны некоторое значение потенциальной энергии.

Целью данной работы является изучение проблем взаимоотношений государства и экономики, разработка конкретных выводов и рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования отдельных сфер экономики.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономи-ческой системы важная роль принадлежит государству.

Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

В целом государственное регулирование оказывается необходимым для более устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых макроэкономических пропорций, обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения доверия к власти со стороны различных партий, общественных движений.

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

Экономический рост;

Полная занятость;

Стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

Внешнеэкономическое равновесие.

К основным направлениям государственного регулирования относятся:

Сохранение конкурентных преимуществ экономики страны.

Активизация частного бизнеса.

Расширение внешнеэкономических преимуществ национальной экономики.

Деятельность государства в социальной сфере.

Воздействие государства на отдельные объекты.

Обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка, создание конкурентоспособности - ключевой элемент в числе национальных приоритетов в любой стране, важнейшая функция государственного регулирования экономики.

Конкурентоспособность формируется на различных уровнях: товара (услуги), компании, отрасли (рынка), региона, страны. В общем виде конкурентоспособность означает способность выполнять свои функции с требуемыми качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка.

На сегодняшний день Россия придерживается преимущественно стратегии «нижнего пути» конкурентоспособности. При этом такая стратегия выбрана не потому, что в стране нет конкурентных преимуществ «высокого порядка» (человеческий капитал, инновационный потенциал), а в силу отсутствия на протяжении многих лет продуманной и адекватной государственной стратегии в этом направлении. Очевидно, что единственной альтернативой для российской экономики в целях реализации внешних и внутренних приоритетов развития выступает переход к «верхнему пути» конкурентоспособности на основе активизации инновационной деятельности, развития человеческого капитала и институциональной среды, формировании адекватной структуры экономики и эффективной адаптации к внешним условиям.

В проблеме обеспечения национальной конкурентоспособности в условиях глобальной экономики исключительно важную роль играет повышение конкурентоспособности промышленного производства.

Задача формирования промышленной политики для обеспечения национальной конкурентоспособности в условиях открытой экономики является приоритетной государственной задачей, требующей скорейшей реализации, особенно в условиях активизации процесса присоединения России ко Всемирной торговой организации.

Промышленная политика гибкой специализации поддерживает создание промышленных кластеров, развитие сетей «покупатель-поставщик», разработку программ передачи технологий, создания венчурных инновационных фирм, участие работников в собственности и в управлении фирмами.

Используются как минимум три типа промышленной политики: экспортно-ориентированной, ориентированной на внутренний спрос, направленной на ограничение использования собственных естественных и не воспроизводимых ресурсов (нефть, лес, экология и т. п.). В настоящее время государственная промышленная политика существует в России в виде отдельных федеральных целевых программ или отдельных решений по поддержке некоторых секторов промышленности. России в настоящее время необходимо преодолеть чрезмерную зависимость от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, а это возможно только в том случае, если государство сумеет четко определить принципы, цели, задачи и приоритеты промышленной политики в контексте повышения международной конкурентоспособности национальной экономики.

Оценкой эффективности, результативности региональной, государственной, национальной промышленной политики может быть динамика роста объемов промышленного производства. Диаграмма 1 свидетельствует о том, что объемы производства в период с 2000 по 2008 г. значительно возросли.

Особой сферой предпринимательства и объектом регулирования и поддержки со стороны государства является малый и средний бизнес.

Бизнес нуждается в государстве уже в силу того, что только оно способно обеспечить стабильность в обществе, без которой предприниматели не могут гарантировать свое эффективное функционирование и более или менее стабильные прибыли.

Государство оказывает помощь бизнесу как непосредственно, так и косвенно, за счет, например, военных расходов и огромных расходов на закупки производимой корпорациями продукции.

Именно здесь предпринимательство и государственная бюрократия взаимно поддерживают, дополняют и усиливают друг друга, они как бы слиты в неразрывное единое целое.

Малое и среднее предпринимательство представляет собой составную и неотъемлемую часть рыночного и социального механизма смешанной экономики, без которого она не может эффективно функционировать и развиваться.

Создавая и укрепляя средний класс, малый бизнес обеспечивает расширение поля конкуренции и экономически препятствует монополизации в отраслях и сферах деятельности крупных корпораций; выполняет пионерную функцию в реализации новых технологий, товаров и услуг; выполняет стабилизирующую роль социально-политической жизни общества, расширяя слой собственников-предпринимателей и обеспечивая благоприятные возможности для социальной стабильности.

Поэтому для того, чтобы малые и средние предприятия могли успешно решать эти задачи, государство должно содействовать повышению их конкурентоспособности на рынках путем формирования благоприятных условий финансирования, информационного обеспечения, введения научно-технических новшеств, подготовки персонала, выхода на мировой рынок.

Важнейшую роль играет финансирование государством малого бизнеса. Из диаграммы финансирования малого бизнеса видно, что государство обратило непосредственное внимание на поддержку этого слоя предпринимателей. Пик поддержки пришелся на 2007 год. В целом можно сделать вывод, что правительство старается поощрять развитие малого бизнеса во время относительного экономического благополучия, и не дать ему погибнуть в сложной экономической ситуации.

В числе современных тенденций развития рынка следует отметить активизацию сотрудничества государства и частного бизнеса с целью реализации инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики, транспорта и коммунального хозяйства. Актуальность исследования государственно-частного партнерства (ГЧП) определяется возросшей в условиях мирового финансового кризиса потребностью реального сектора российской экономики в государственной поддержке, необходимостью поиска эффективной альтернативы приватизации объектов государственной собственности и создания дополнительного стимула для привлечения инвестиций в экономику региона.

В настоящее время разрабатываются и внедряются новые инструменты ГЧП, например, инфраструктурные облигации. Они позволяют концессионерам, частным партнерам по концессионным соглашениям привлекать денежные средства на фондовом рынке. Мировая практика свидетельствует о том, что большую часть вложений в инфраструктурные облигации осуществляют институциональные инвесторы (пенсионные фонды, страховые компании и т.п.). Период обращения инфраструктурных облигаций привязан к сроку строительства или реконструкции объекта и периоду его эксплуатации (обычно 15 - 25 лет).

Для формирования эффективной внешнеэкономической политики России необходимо чётко и ясно определить её основные принципы, на которых базируются формы и методы регулирования внешнеэкономических связей. Так, центральное место во внешнеэкономической политике занимает экономико-правовое регулирование поведения участников внешнеэкономической деятельности - оно должно отвечать общенациональным интересам.

Основой регулирования иностранной конкуренции на внутреннем рынке становится таможенный тариф на базе таможенного законодательства России (Закон РФ «О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс РФ). Это позволяет стране интегрироваться в торгово-экономическую систему по общепринятым правилам, открывает ей путь во Всемирную торговую организацию. Внешнеэкономическая политика России строится главным образом на следующих принципах:

1. Преобразующая деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, в соответствии с которой выстраивается внешнеэкономическая политика страны, включая её таможенный инструментарий и режим для иностранных инвестиций;

2. Изменение внешнеэкономической деятельности российских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к внешнеэкономической деятельности как постоянной и ограниченной части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков:

3. Чёткое разделение функций осуществления внешнеэкономической политики между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и её субъектами.

Рассматривая современную внешнеэкономическую политику России, следует указать на первоочередные её задачи, к которым относятся следующие:

1. Достижение благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами их торгово-экономическими группировками, организациями и союзами, снятие имеющихся потенциальных дискриминационных ограничений;

2. Обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капиталов, минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным коммуникациям. Особое значение имеет оказание политической, финансовой, информационной поддержки в продвижении продукции российских предприятий на рынки, контролируемые транснациональными компаниями или защищённые протекционистскими барьерами зарубежных государств и их союзов;

3. Долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, с международными организациями и должниками России;

4. Формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный контроль и др.).

Основным инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенный тариф.

Государство посредством изменения таможенных пошлин имеет возможность изменять характер импорта и экспорта в нужных направлениях.

Для стимулирования развития внешней торговли с отдельными странами к ним применяется различные тарифные льготы (освобождение от пошлин, снижение ставки и др.).

Основой эффективной внешнеэкономической деятельности и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой экономике является активная экспортная политика и развитие экспортного потенциала.

В целях стимулирования развития экспортоспособных отраслей в мировой практике используется широкий набор инструментов: прямое и косвенное субсидирование экспортёров, кредиты, государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), развитие инфраструктуры, государственные закупки новой продукции и т.д.

Прямое субсидирование экспорта - это наиболее простой и традиционно используемый способ материального стимулирования внешних поставок национальными производителями и повышения ценовой конкурентоспособности их товаров. Оно осуществляется в виде выплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения прибылей. В настоящее время оно применяется преимущественно при вывозе сельскохозяйственной продукции.

Косвенное субсидирование экспортёров осуществляется через сеть коммерческих банков, которым государство выдаёт специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортёрам. Косвенным субсидированием принято считать налоговые льготы экспортерам, освобождение их от пошлин на импорт сырья и материалов, снижение тарифов государственными компаниями (транспортными, энергетическими и др.), а также передачу экспортёрам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и высоким ценам.

Достаточно действенным является и другой вид поддержки экспортёров - их непосредственное кредитование. Кредитование экспортёров может быть внутренним и внешним.

Внутреннее кредитование осуществляется через государственный банк путём предоставления среднесрочных (до 5 лет) и долгосрочных (до 20-30 лет) кредитов на развитие экспортного производства в национальной и в свободно конвертируемой валюте. Кредит предоставляется на благоприятных условиях по стабильным ставкам.

Внешнее кредитование нацелено на выделение кредитов импортёрам в форме финансовых и товарных кредитов. Государство субсидирует из бюджета как фирменные, так и банковские кредиты, которые являются целевыми и должны быть использованы иностранными получателями только для закупки товаров у фирмы - поставщика экспортной продукции.

Для расширения внешнеторгового потенциала и увеличения экспорта Правительством РФ в Федеральной программе комплексного развития экспорт предусмотрено следующее. Как приоритетное направление в ней выделяется расширение производства и вывоза готовых промышленных товаров, потенциально конкурентоспособных на мировом рынке (тяжелое машиностроение, химия, черная и цветная металлургия и др.), программа включает мероприятия по развитию институциональной, финансовой и информационной инфраструктуры экспорта. Предусматривается комплекс мер по стимулированию экспорта готовой продукции, технологий и ноу-хау. Ставиться вопрос о льготном кредитовании экспортных секторов, в первую очередь машиностроительного сектора, и предоставлении коммерческим банкам, участвующим в финансировании экспорта, централизованных валютных кредитов.

Важным направлением во внешнеэкономической деятельности государства является привлечение зарубежных инвестиций в экономику страны. Основным условием привлечения иностранных инвесторов является то, что наша страна готова стать крупным реципиентом иностранного капитала. К 2007 году, объем иностранных инвестиций в экономику России (см. диаграмму 3) вырос в 12 раз и составил порядка 120 миллиардов долларов. По видам экономической деятельности накопленные иностранные инвестиции в РФ на конец декабря 2007 года распределялись следующим образом: на обрабатывающие производства приходилось 66,588 млрд. долларов, сферу оптовой и розничной торговли, а также ремонта транспортных средств и бытовой техники - 58,146 млрд. долларов, добычу полезных ископаемых - 41,281 млрд. долларов, операции с недвижимостью, аренду и предоставление услуг - 20,634 млрд. долларов, транспорт и связь - 16,107 млрд. долларов, финансовую деятельность - 9,11 млрд. долларов, строительство - 3,583 млрд. долларов, сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство - 1,407 млрд. долларов. Как видно, больше всего инвестировалось в отрасли добывающей промышленности. Нужно привлекать больше инвестиций в сферу высоких технологий. В 2009 году, с ухудшением инвестиционного климата в связи с кризисом, инвестиции сократились почти на 40 млрд. долларов.

Одним из ключевых направлений государственного регулирования эконо-мики является социальная сфера и ее развитие. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспе-чения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство, экология.

Государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы.

Государство должно руководствоваться следующим принципом: поощрять конкурентные отношения там, где это целесообразно, и сохранять государственный контроль там, где это необходимо. В 2009 г. доля федерального бюджета в финансировании социальной сферы со-ставляет 27,2% .

С 2009 г. в стране реализуются национальные проекты, направленные на существенное повышение качества жизни граждан. Приоритетными названы: «Здоровье», «Качественное образование», «Развитие АПК». Однако, даже при условии успеш-ной реализации национальных проектов величина социальных расходов госу-дарства достигнет 15,5% ВВП. Это существенно меньше уровня финансирова-ния социальных функций государства не только центральными правительства-ми развитых стран (21,6%), но и стран с переходной экономикой (18%).

Реформирование сферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. Однако объем и уровень востребованного образования, а значит и ответственность, различны.

В области дошкольного и общего среднего образования ответственность на себя должно брать государство. Если переложить финансовую нагрузку на домохозяйства, то это право может быть нарушено из-за ряда причин: экономических - мобилизация частных средств в систему об-разования наталкивается на ограничения, обусловленные низкими доходами основной части семей.

В области высшего образования ответственность должна быть распределе-на между всеми экономическими агентами, так как реализуются интересы как государства, так работников и работодателей.

Необходим приток активных специалистов в фундаментальную науку. Участие бизнеса в основном заключается в финансировании научных исследо-ваний и разработок, имеющих практическую значимость. Развитие фундамен-тальной науки - задача государства.

В сфере здравоохранения расходы государства должны составлять от 5% ВВП (минимально допустимый уровень, рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения) до 10% (уровень наиболее благо-получных стран). Однако, на 2007 год рас-ходы на здравоохранение не превысили 2,8% ВВП. Таким образом, государст-венные обязательства и гарантии по оказанию бесплатных услуг в значитель-ной мере не покрывают объективные потребности населения.

Также растут затраты на охрану окружающей среды. Общество осознало что экология является одним из центральных направлений в экономическом и социальном развитии любого государства. Это видно из приложения 9. Наблюдается положительная динамика в увеличении расходов направленных на охрану окружающей природы. С каждым годом эта тема становится все актуальней.

Стоит так же отметить, что в настоящее время намечается модернизация межбюджетных отношений, касающаяся прежде всего передачи многих государственных социальных обя-зательств с федерального на субфедеральные уровни. Вместе с тем при суще-ствующем распределении доходов между федеральными и субфедеральными бюджетами возникает проблема территориальной дифференциации доступно-сти и качества социальных благ и услуг. Основная задача федеральной власти в такой ситуации - способствовать повышению эффективности системы соци-альной защиты населения.

Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы.

Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо.

ПЛАН:

1. Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ)

2. Сущность и цели ГРЭ

3. Методы и инструменты ГРЭ

1. Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций.

В административно - командной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг.

В рыночной экономике перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. С этим успешно справляется рыночный механизм.

Однако существует много других причин , которые вызывают объективную необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику , среди этих причин можно выделить:

· существующие монополии;

· наличие многочисленных товаров, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном количестве;

· наличие внешних эффектов;

· излишне коммерческое распределение доходов.

Представление о роли государства , степени его воздействия на экономику страны, различались в разные периоды экономического развития общества.

Исторически первой концепцией о роли государства в рыночной экономике была концепция классической политической экономики . В соответствии с представлениями классиков, государство призвано обеспечить безопасность человека и его собственности, разрешать споры между участниками рыночного процесса, все то, что отдельный человек не может самостоятельно выполнить или делает это не эффективно, призвано осуществить государство.

В настоящее время существует два ведущих методологических подхода к вопросу государственного регулирования рыночной экономики.

Джон Кейнс и его последователи полагают, что государство должно постоянно следить за состоянием параметров рынка. Любое нарушение равновесия должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста.

Неоклассическая школа и ее последователи заявляют, что вмешательство государства в экономику должно быть ограничено, и осуществляться в том случае, когда этого требует экономическая ситуация.

В настоящее время независимо от принадлежности к той или иной школе экономисты рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями.

2. Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально экономическое развитие общества.


Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих целей :

Создание нормальных условий для функционирования рыночного механизма

Обеспечение устойчивых темпов роста;

Регулирование структурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научно технической революции;

Обеспечение социальной стабильности и социального прогресса;

Решение экологических проблем.

Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства.

Экономические функции государства :

  • обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;
  • зашита конкуренции. Господство монополий наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функциями государства;
  • перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);
  • финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;
  • изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;
  • контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;
  • финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг.

Одной из важных функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности . Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

Создание общественных благ - другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

Мировая практика свидетельствует, что рынку свойственна тенденция к монополизации , которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями, а вследствие этого - к стагнации. Проведение антимонопольной политики, направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.

Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:

§ через государственный сектор;

§ посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование экономики).

3. Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики. К методам прямого государственного воздействия относятся: · определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; · государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; · государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции; · правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.; · лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести: · налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот; · регулирование цен, их уровня и соотношений; · платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; · таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

Общепринято деление методов государственного регулирования на:

· правовые,

· административные,

· экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил игры определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.

Административное регулирование экономики включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию с помощью системы административных мер осуществляющих государственный контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитнаяполитика , программирование , прогнозирование , планирование .

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги . Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в ГРЭ играют две роли :

· это главный источник финансирования государственных расходов

· это инструмент регулирования, т. к. в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.

Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.

Существуют важные ограничения для регулирования государством экономики . Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.

Вопросы для самоподготовки:

1. Назовите факторы, обуславливающие необходимость государственного влияния на экономику.

2. Чем обусловлена необходимость производства общественных благ?

3. Раскройте содержание, преимущества и недостатки прямых и косвенных методов воздействия на экономику. В каких условиях лучше срабатывают прямые, а в каких - косвенные методы?

4. Назовите основные инструменты монетарной, фискальной, внешнеэкономической и социальной политики.

5. Тестовые задания:

1. Необходимость активного участия государства в экономической жизни общества вызвана:

а) необходимостью поддержания эффективного функционирования рынка;
б) необходимостью создания и использования эффектов общественных благ;
в) необходимости перераспределения доходов, рост доступа к некоторым товаров и услуг;
г) все ответы верны.

2. К основным функциям государства в современных условиях относятся:

а) формирование правовой основы деятельности;
б) защита и развитие конкуренции;
в) организация производства товаров и услуг общественного пользования;
г) перераспределение доходов;
д) осуществление макроэкономической стабильности;
е) все ответы верны.

3. Что представляют собой трансферты:

а) неравное распределение произведенного в стране совокупного дохода между отдельными лицами или семьями;
б) некоторые выгоды или ущерб, связанные с производством или потреблением продуктов, которые перемещаются к лицам, которые не являются непосредственно продавцами или покупателями данных товаров;
в) безвозмездные выплаты населению, не связанные с трудовым вкладом;
г) товары или услуги, к которым не применим принцип исключения, и производство которых обеспечивается государством.

4. Что из перечисленного ниже не является общественным благом (общественным товаром):

а) электроэнергия;
б) маяки;
в) милиция;
г) оборона страны;
д) защита от наводнений.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об