Экономическая помощь. О социальной роли градообразующих предприятий и направлениях их экономической поддержки в курской области

Вопросы

1. Какова социально-управлснченская специфика социальной работы?

2. Что такое технология группового решения проблем?

3. Перечислите этапы программно-целевого проектирования.

4. Как осуществляется обсуждение социальных проектов и программ?

5. Назовите контрольную функцию социального управления.

Литература

1. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. - М., 1984.

2. Лексин В.Н., Шевцов А.Н. Общая теория реформ. Теория и прак-I тика организации проведения реформ. - М., 1995.

3. Луков В.А. Социальное проектирование. - М.: Институт социальной работы, 1997.

4. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. - М., 1994.

5. Проектирование развития учреждений социального обслуживания.- ,. М.: Институт социальной работы, 1996.

6. Тощенко Ж.Т., Антонов Н.А., Лапин Н.И. Социальное проектирование. - М., 1982.


Глава 12. Социально-экономические методы технологии поддержки населения

В ст. 7 Конституции Российской Федерации определено, что Российская Федерация есть «социальное государство, политики которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Следовательно, в российском государстве, как в любом цивилизованном социальном государстве, экономика должна способствовать удовлетворению материальных, социальных, духовных потребностей и нужд человека.

Основным критерием социально ориентированной экономики должны стать стабильность экономического роста государства, повышение жизненного уровня населения, гарантированная защищенность людей, не занятых активно в сфере материального производства и услуг.

Экономика была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных задач. Именно в социальной сфере реализуются результаты экономической деятельности общества, создаются реальные экономические гарантии для нормальной жизнедеятельности граждан. Уровень развитости социальной сферы, в свою очередь, многосторонне влияет на возможности функционирования экономики.

По этой причине социальная защита населения должна строиться на основе сознательного использования экономических законов, обеспечивающих единство интересов общества и отдельной личности; она невыполнима без опоры на социально-экономические принципы управления социальной сферы и повышения результативности ее деятельности.

В процессе разработки и использования социальных технологий особое внимание должно уделяться системному анализу экономических процессов в обществе, их влиянию на динамику благосостояния населения, прогнозам ее изменения, а также возможностям государства предоставлять экономическую защиту населению от негативных последствий рыночных отношений - расслоения общества, безработицы, инфляции и др.



Развитие и функционирование каждой хозяйственной отрасли осуществляются в соответствии с экономическими законами, присущими данной экономической формации. Переход, к рыночным отношениям характеризуется нарастающим влиянием в экономике действия закона прибавочной стоимости, который реализуется посредством специфических экономических принципов.

Рассмотрение проблематики клиентов на фоне социально-экономических проблем общества характерно для большинства современных теоретических моделей социальной работы. Однако начавшийся в конце 80-х гг. переход российского общества к рыночным отношениям сделал большинство населения «заложниками» идеи рынка, сопровождающейся катастрофическим спадом экономики, крушением казавшихся незыблемыми стереотипов и практически полным исчезновением социальной защищенности. Переход к рынку стал «пандемическим» по своим последствиям, а проблемы человека и семьи стали проблемами их выживания.

В первом полугодии 2000 г., по данным статистики, за чертой бедности находились 29,9% россиян, т.е. почти 44 млн. человек. Из них 40% - люди, имеющие работу, которые, тем не менее, не могут обеспечивать своей семье минимальный уровень жизни.

В связи с этим социально-экономические методы и формы помощи не могут носить локального характера, решаться на микроуровне, а требуют макроэкономического подхода. Иначе говоря, одной из важнейших проблем технологии защиты населения стала проблема его обшей социально-экономической поддержки и защиты от воздействия переходного периода.

При макроэкономическом подходе субъектом воздействия,"являются государство и общество в целом, а содержанием их деятельности применительно к нашему предмету - процессы социально-экономического планирования, прогнозирования и финансирования социальной помощи.

Рассмотрим основные из них, обусловливающие деятельность механизма социально-экономической защиты населения на макроуровне, а также принципы, которыми руководствуются специалисты социальной сферы и которые позволяют применять социально-экономические методы для решения локальных проблем клиентов.

Эти основные принципы соединяют в себе основополагающие правила, нормы и положения, согласно которым строится и функционирует на разных уровнях система социальной защиты населения, определяется ее место в макроэкономике государства; они сформулированы в соответствии с требованиями экономических законов и закономерностей развития социального государства, независимо от состояния его экономики в данный период.

Принцип общественной целесообразности. Согласно этому принципу контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, которые полностью или частично лишены способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа приводит к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и возрастанию количества иждивенцев. Одним из выражений этого принципа стала система адресной социально-экономической помощи.

Принцип экономической эффективности подразумевает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисление на финансирование социальной сферы должно соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды провоцирует снижение эффективности общественного производства. Кроме того, принцип экономической эффективности предусматривает оптимальное соотношение между социальными выплатами и заработной платой.

Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы. Для предотвращения этого должно соблюдаться оптимальное соотношение пособий и законодательно установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ). Соблюдение этого принципа подразумевает скорейшее достижение социального благополучия населения.

Принцип экономической справедливости предусматривает экономическую защиту как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто в силу объективных причин не занимается производственно-рыночной деятельностью.

Социально-экономическая справедливость - это не абсолютная «уравниловка», а прежде всего справедливая цена труда, справедливый доход мелкого производителя, приближение минимальной заработной платы к средней, блокирование излишеств в заработках руководства предприятий государственной формы собственности, персонал которых находится на грани нищеты, недопущение чрезмерных ведомственных перекосов в привилегированных сферах деятельности, введение директивна поддерживаемого соотношения размеров оплаты труда между бюджетной сферой и остальным народным хозяйством.

Социальная справедливость в области экономики подразумевает справедливость обмена и справедливость распределения.

Обе эти (формы социальной справедливости должны соответствовать, с одной стороны, рыночным механизмам распределения, а с другой - государственным механизмам регулирования, т.е. двум полюсам «теории богатства» - частной и общественной собственности.

Социальная справедливость предполагает активное участие всего населения в экономической жизни общества, а также адекватную социально-экономическую поддержку тех, кто еще не вступил в производственные отношения (дети, подростки, учащиеся); кто не может участвовать в производственном процессе по объективным причинам (инвалиды детства, беременные женщины, многодетные матери и т.п.); кто ушел из сферы производства (или был вытеснен из нее) по возрасту, в связи с утратой трудоспособности (пожилые и престарелые, инвалиды) или по иным обстоятельствам (безработные, беженцы и т.д.). Соблюдение этого принципа подразумевает, с одной стороны, обеспечение правовых условий защиты собственности и нормальной предпринимательской деятельности, а также признание права на доход от нее, а с другой стороны, обязательность социально-экономической поддержки детей, пенсионеров, инвалидов и всех, кто объективно не может обеспечить себя сам.

Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения обусловлен специфическими российскими социально-экономическими условиями и российским менталитетом, сформировавшимся под влиянием этих условий - во многих развитых социальных системах существует совсем другое соотношение между государственными и общественными приоритетами. Согласно указанному принципу в нашей стране именно государство является главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин. В большинстве случаев средства социальной защиты представлены в виде двух основных категорий:

Постоянно действующие ограничители, не позволяющие негативным рыночным проявлениям достичь социально опасного уровня, для чего государство регулирует МРОТ, максимально допустимые ставки налогообложения, гарантирует минимум бесплатного образования и медицинского обслуживания и др.;

Система социальных компенсаций (льготы, субсидии, рассрочки, бесплатные или частично оплачиваемые услуги, поддержка

бедных и стимуляция благотворителей).

Принцип экономической самостоятельности местных органов основан на разграничении экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней. Чтобы поддержать социально слабые слои населения, местные органы социальной защиты населения должны оставлять у себя не менее 70-75% всей суммы собранных на территории налогов и практически все суммы налогов от малых предпринимательских структур, а также иметь право самостоятельно (под контролем местной общественности) ими распоряжаться.

На федеральном уровне должны гарантироваться минимальные размеры социальных пособий и других выплат, а все выплаты сверх того - производиться из местного бюджета и местных фондов социального страхования, чтобы население и администрация региона были заинтересованы в развитии его экономики и самообеспечении.

В теоретических работах перечисляются и другие экономические принципы: принцип трудовой мотивации оплаты труда, повышения качества жизни и др.

Рассмотренные нами принципы являются основой системы социальной защиты населения, пронизывающей все уровни государства - от федерального до местного, - и направлены на сохранение оптимального соотношения между сферами производства и потребления. На основе этих принципов действует механизм соициальной защиты населения (в виде социально-экономических методов, используемых в технологии социальной поддержки населения).

Следует иметь в виду, что система социальной защиты населения к концу 90-х гг. еще не относилось к рыночным отношениям. Государство осталось собственником всей этой системы (в форме федеративной, республиканской или муниципальной собственности).

Наше государство объединяет в себе институт власти и институт собственности, В многоукладной экономике оно продолжает выступать в качестве не только субъекта собственности, но и субъекта управления, т.е. включается в сферу трудовых отношений.

По этой причине экономика учреждений и предприятий системы социальной защиты населения регулируется по системе «сверху вниз». Взаимосвязи между элементами системы как экономическими ее субъектами подчиняются принципам планирования, демократического централизма и частично-хозяйственного расчета. Предприятиям предписываются категории обслуживаемых, обязательный ассортимент услуг, объемы финансовых, кадровых и всех других ресурсов. С другой стороны, обращенность социальной работы к конкретной личности заставляет социального работника постоянно изыскивать наиболее эффективные приемы, методы восстановления нарушенных связей между личностью и обществом. Поиск высокоэффективных экономических методов социальной работы носит непрерывный и длительный характер. Это объясняется как увеличением числа социально уязвимых членов общества, так и потребностью совершенствования процесса их поддержки.

В технологии социальной поддержки социально-экономические методы - это способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. А социальной целью является обеспечение единства интересов общества, групп и отдельных личностей. Принципы всегда объективны, но методы их реализации более вариативны и субъективны и во многом зависят от конкретной экономической обстановки в обществе, от субъекта технологии. Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы определяется степенью их эффективности, т.е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.

Экономические методы социальной работы - важная часть механизма социальной поддержки, ибо они, с одной стороны, побуждаю! личность к самореализации своих потенциальных возможностей и самообеспечению, а с другой стороны, оказывают человеку (семье, группе) конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризиса. На государственном уровне социально-экономические методы решают обе эти задачи посредством проведения правовой и социально-экономической политики, создания экономических и правовых условий, стимулирующих трудоспособную часть общества к обеспечению благосостояния - своего, своей семьи и всего общества.

К основным экономическим методам решения этой комплексной социальной задачи можно отнести следующие.

I. Введениесистемы минимальных социально-экономических гарантии. Определяющим здесь являются законодательное установление МРОТ и прожиточного минимума.

Проблема установления МРОТ всегда существует в экономике цивилизованного государства. До октября 1991 г. МРОТ был определен постановлением ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС от i2 декабря 1972 г. и составлял 70 руб., т.е. 89,7% стоимостной оценки прожиточного минимума. С конца 1991 г. МРОТ устанавливается законодательно. В соответствии с Федеральным законом от 9 января 1997 г. №6-ФЗ МРОТ с января 1997 г. составлял 83 490 руб. Поскольку МРОТ контролируется профессиональными союзами трудящихся как субъектами социальной политики, в заключенных на 1997г. отраслевых тарифных соглашениях между государством, профсоюзами и предпринимателями МРОТ установлен в сумме более 300 тыс. руб, что на тот период составляло около половины стоимостной оценки прожиточного минимума.

Совет Федерации 7 июня 2000 г. одобрил закон о поэтапном увеличении минимального размера оплаты труда: с 1 июля 2000 г. - до 132 руб., с 1 января 2001 г. - до 200 руб., с 1 июля 2001 г. - до 300 руб.

В период перехода к рыночным отношениям значение введения понятия прожиточного минимума чрезвычайно велико. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» от 2 марта 1997 г. № 210 на период преодоления кризисного состояния экономики Правительство Российской Федерации должно определять уровень (бюджет) прожиточного (физиологического) минимума, дифференцированного по основным социальным группам и характеризующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг.

Этот показатель официально обозначает границы бедности. Он является ориентиром при заключении коллективного договора или тарифного соглашения с администрацией предприятия. Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума в условиях ограниченных материальных и финансовых возможностей государства используются в качестве базы для адресной социально-экономической поддержки как важнейшие индикаторы, целевые ориентиры при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения, дающие право на получение различного рода социальных выплат, а в перспективе - на субсидирование бедности.

С начала 2000 г. черту бедности в России определяют по новой методике Министерства труда Российской Федерации: к стоимости набора из 33 продуктов питания прибавляются стоимость одежды, обуви и других предметов длительного пользования, а также расходы на лекарства, оплату коммунальных услуг и поездки в общественном транспорте. Исчисленный по новой методике прожиточный минимум на начало текущего года составил около 1200 руб. на человека в месяц, т.е. на 21% больше, чем исчисленный по прежней методике.

В апреле 2000 г. прожиточный минимум для москвичей, исчисленный по методике Минтруда, составил 14! 8,17 руб. ну душу населения, а прожиточный минимум, исчисленный Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, - 2810,90 руб., или почти в два раза больше.

Установление прожиточного минимума является основным показателем социально-экономического обеспечения социальных гарантий населения в государственно регулируемом рыночном механизме. В зависимости от его величины должны устанавливаться МРОТ, размер трудовых пенсий, пособий и стипендий, определяться минимум расходов на содержание граждан в стационарных учреждениях системы социального обеспечения, больницах, исправительно-трудовых учреждениях и т.д.

В период перехода к рыночным отношениям наиболее острой является необходимость социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и безработицы.

2. Индексация доходов, используемая государством в целях предотвращения катастрофического снижения потребления и жизненного уровня, обусловленного ростом цен на товары и услуги. Индексация доходов - это заранее установленный законодательно, или решением исполнительной власти, или при заключении трудового договора механизм автоматического повышения доходов (минимальной заработной платы, пенсий, стипендий и других видов фиксированных доходов) по мере роста розничных цен и услуг. Не подлежат индексации единовременные выплаты, доходы от собственности, акций, недвижимости.

Индексация может производиться периодически, по мере роста цен, или в законодательно определяемые сроки (ежеквартально, раз в год и т.д.), или на заранее оговоренный процент.

Так, Федеральный закон от 27 мая 1996 г. предусматривает увеличение в 1,1 раза всех пенсий, исчисленных в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», исходя из размеров пенсий, выплаченных за апрель 1996 г.

Указом Президента Российской Федерации «О компенсационной выплате пенсионерам» с 1 мая 2000 г. установлена компенсационная выплата к пенсиям от 100 до 139,23 руб. в месяц.

Работникам бюджетных государственных предприятий и учреждений индексация производится из средств бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов, а работникам предприятий негосударственных форм собственности - за счет средств собственников.

Необходимо иметь в виду, что в условиях экономического кризиса ни правительство, ни предприятия не имеют возможности повышать доходы, зарплату точно в соответствии с ростом цен, ибо это привело бы к новому витку инфляции, дефициту товаров и гиперинфляции. Поэтому доходы повышаются с некоторым временным отставанием от роста цен и в несколько меньшей степени, чем повышение индекса цен.

3. Компенсация расходов, которая применяется в отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями. Компенсация расходов - это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или произошедшим ростом цен, которое может быть обусловлено:

Катастрофами природного или антропогенного характера;

Затратами в связи с рождением детей;

Уходом за инвалидами.

Например, в соответствии с постановлением СМРСФСРот 20 марта 1991 г. «О реформе розничных цен и социальной защите населенияРСФСР» были введены компенсация по всем видам пенсий, пособий семьям, имеющим детей, а также компенсационные выплаты за несовершеннолетних детей.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 14 апреля № 550 предоставляются компенсационные выплаты для частичной компенсации удорожания стоимости питания обучающимся в государственных, муниципальных общеобразовательных учебных заведениях, а также учреждениях начального и среднего профессионального образования. Размер этих выплат составляет 3% в день от МРОТ из расчета на каждого обучающегося в течение учебного года.

В целях социальной защиты применяются такие социально-экономические методы, как система компенсаций и льгот отдельным категориям населения, определяемым законодательно. Существуют также системы пособий, которые, выплачиваются безработным и детям.

В настоящее время в России насчитывается свыше 1000 социальных выплат и льгот для более чем 200 категорий граждан, а численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 100 млн. человек (ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь, безработные и др.). Действующая система социальных выплат и льгот не учитывает требований социально-экономических принципов социальной поддержки, в том числе взаимоотношений центра и регионов в области финансов, и осуществляется практически безадресно. Для обеспеченного населения социальные выплаты и льготы практически не имеют экономического смысла, а нуждающимся не гарантируют необходимой социальной защиты.

В нынешних условиях спада производства и уменьшения создаваемого национального продукта возможности государства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет растет, правительство вынуждено увеличивать налоги, в связи с чем снижаются доходы работающих, что порождает новые социальные напряжения.

Необходимо осознавать, что обеспечить социальную защищенность всего населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможно. Различные социально-экономические методы помогают определить, кому необходимо помогать в обязательном порядке и в первую очередь, выявить наиболее эффективные методы социально-экономической поддержки тех категорий населения, которых принято называть социально уязвимыми.

К социально уязвимым относятся прежде всего лица, лишенные возможности самостоятельно, собственными усилиями улучшить свое благосостояние, поддерживать минимально необходимые условия существования и жизнеобеспечения.

При отнесении тех или иных групп людей к категории социально уязвимых следует учитывать не только их текущие денежные доходы, но и экономический потенциал, денежные сбережения, накопленные в виде движимого и недвижимого имущества, так называемый имущественный ценз. На основании этой оценки оказывается адресная помощь.

Один из видов социально-экономической поддержки населения - субсидии и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

В соответствии с п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 г. № 707 компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума и совокупного дохода семьи. При этом собственные расходы граждан не должны превышать половину установленного минимального размера оплаты жилья, если совокупный доход семьи в расчете на одного человека не превышает установленного прожиточного минимума. Важно, что в соответствии с принципами общественной целесообразности и экономической эффективности компенсации предоставляются гражданам в виде уменьшения их платы за жилье - это как бы косвенное финансирование бедноты. С одной стороны, оно происходит без вывода на рынок дополнительного количества денег, способных привести к инфляции; с другой стороны, эти средства имеют целевое назначение и могут быть использованы клиентом лишь на оплату жилья, а не на другие цели.

Во многих случаях методом социально-экономической поддержки является косвенное финансирование - в частности, в виде освобождения определенных категорий населения от различных видов налогообложения.

Так, от уплаты налога на собственность освобождаются инвалиды I и II групп и инвалиды с детства, участники войн и боевых операций, лица, подвергшиеся воздействию радиации, пенсионеры и некоторые другие категории граждан.

Одинокие престарелые граждане проживают в интернатах бесплатно. Но если у них есть родственники, обязанные содержать их согласно закону, последние частично оплачивают содержание престарелого, если среднедушевой доход их семьи превышает прожиточный минимум на 150%.

Оценка социально-экономического состояния семей и отдельных лиц является сложной проблемой, особенно на начальном этапе становления социальной службы. Тем не менее эта оценка дает необходимую информацию, которая позволяет повысить точность прогнозирования развития и функционирования сферы услуг, их ассортимента и объема. Таким образом обосновывается необходимый базовый уровень создания всей структуры социальных услуг на данной территории.

Исследование рынка социальных услуг преследует две задачи:

Прогнозирование численности клиентов, их категорий, объема и ассортимента бесплатно (в соответствии с законодательством, действующим на момент исследования) предоставляемых услуг;

Сбор информации о потенциальных потребителях (покупателях) социальных услуг и возможных конкурентах.

Как и любой процесс сбора информации, исследование рынка социальных услуг предусматривает четкую формулировку вопросов и знание вспомогательных структур, в которых следует искать ответы.

В частности, необходимо выяснить:

1) сколько людей, имеющих согласно Закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» право на бесплатное социальное обслуживание, проживает на территории округа;

2) сколько пенсионеров проживает на территории муниципального округа, в том числе одиноких, из них - лиц старше 80 лет и ветеранов труда, участников Великой Отечественной войны (эти категории имеют установленные законом льготы);

3) сколько проживает инвалидов, в том числе с детства, одиноких, инвалидов вследствие военных конфликтов;

4) сколько проживает семей с детьми, сколько из них относятся к категории неимущих и сколько семей смогут оплатить социальные услуги;

5) каким должен быть перечень необходимых платных услуг, на какие суммы оплаты можно рассчитывать;

6) каковы тенденции дальнейшего развития рынка платных и бесплатных социальных услуг.

Кроме того, определяется возраст, уровень- доходов, образ жизни потенциальных клиентов, их потребности; что они хотят получить от системы социального обслуживания, каким образом можно добиться удовлетворения запросов потенциальных и реальных покупателей услуг и т.д.

Существуют первичное и вторичное исследования рынка. Первичное исследование предполагает непосредственное общение с клиентами службы социального обслуживания, участковыми врачами, работниками домоуправлений и жилищных контор, учителями и др. Первичные исследования особенно важны при постановке на обслуживание новых клиентов, о которых еще не имеется данных в других структурах системы.

Исследование должно быть простым, недорогим и входить в перечень обязанностей социальных работников. Предварять исследование должно письменное заявление посетителя с подробным указанием причин испытываемой нужды и желательной формы удовлетворения своей потребности.

Наиболее распространенными методами первичного обследования являются наблюдение, интервьюирование, письменное обследование. Объем вопросника должен быть кратким, а формулировки вопросов должны предполагать ясные и недвусмысленные ответы. По возможности следует указать варианты ответов, что в Дальнейшем поможет при необходимости расширить обследование и проанализировать результаты. Используя вопросник, следует получить максимум информации о конкретном клиенте, а при анализе вопросников за какой-либо период (полугодие, год, квартал) - выявить динамику развития социальных проблем (нарастание или снижение). При проведении первичного обследования надо иметь информацию о том, какие данные уже имеются во вторичных источниках, чтобы их не дублировать.

Чрезвычайно содержательным в информационном плане может стать личное интервью - первый этап установления рабочих взаимодействий с клиентом. Этот метод не только предоставляет подробную информацию относительно намерений и возможностей клиента, но и создает представление о профессионализме к намерениях специалиста социальной работы, возможностях службы в целом.

Вторичное исследование подразумевает изучение данных, уже собранных кем-то другим. Этот тип исследований в большинстве случаев дает возможность при наименьших затратах получить необходимую информацию, в частности управление социальной защитой населения имеет статистико-демогра4)ические сведения, о количестве пенсионеров, получающих трудовую и социальную пенсию, пенсию по случаю потери кормильца; многодетных семей, неполных семей; одиноких, и одиноко проживающих и т.д.; сведения об уровне душевых доходов; возрастном распределении.

Школа может предоставить сведения о семьях с асоциальным поведением родителей и семьях, в которых дети не получают надлежащего питания, не обеспечиваются по причине бедности одеждой, учебниками и т.д.

В службе занятости можно получить данные о безработных, в муниципальных администрациях - сведения о наличии предприятий, их типах, форме собственности, доходности и, соответственно, возможностях как потенциальных благотворителей.

Источники вторичных данных разнообразны, и, в сущности, наиболее сложным аспектом вторичного исследования является их установление.

Поскольку вторичной информации оказывается недостаточно. требуется самостоятельное исследование социального пространства.

После проведенного первичного и вторичного исследования необходимо заключить с клиентом договор-контракт, в котором следует определить обязанности службы и права клиента. Чтобы сохранить доверие клиента и не дискредитировать социальную службу, весьма важно не брать на себя обязательств, которые не могут быть выполнены.

Технологиями социально-экономической поддержки занимаются в основном управления социальной защиты населения (УСЗН) или центры социального обслуживания (ЦСО), входящие в единую государственную структуру социальной, защиты населения. Органы социального управления должны руководствоваться принципом так называемой шаговой доступности: система учреждений и предприятий социального обслуживания должна быть размещена таким образом, чтобы до нее мог более или менее самостоятельно добраться человек, жизнедеятельность которого ограничена, или испытывающий дефицит времени (престарелый, инвалид, многодетная или кормящая мать и др.). К сожалению, это предусматривается только для городских жителей - сельские жители обслуживаются УСЗН или ЦСО, в основном расположенными в городах или районных центрах; практикуются также создание небольших комплексных центров социального обслуживания или регулярное выездное обслуживание с периодическим посещением отдаленных или малонаселенных пунктов, а также прием на работу в ЦСО местных сельских жителей, которые способны оказать помощь своим соседям.

Социально-экономическую поддержку осуществляют различные отделения ЦСО. Обычно наибольшее количество сотрудников и клиентов насчитывает отделение социальной помощи на дому, что свидетельствует о важном значении данной социально-экономической технологии.

Сотрудники отделения осуществляют постоянное или временное социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и проживающих на территории обслуживания ЦСО, в котором имеется картотека учета всех лиц, нуждающихся в социально-бытовой помощи. Население оповещается о предоставлении социально-экономических услуг посредством местных газет, радио, кабельного телевидения, объявлений.

Как показала практика, подавляющее число клиентов этих служб - женщины, в основном старше 70-75 лет. Около трети из них с трудом передвигаются в пределах жилого помещения, а полностью обслуживают себя не более половины стоящих на учете. Обследование, проведенное в одном из микрорайонов Москвы (опрошено 3000 человек), выявило нуждаемость в различных видах бытовых услуг и степень ее удовлетворения (табл. 12).

Ряд тенденций, наблюдаемых в социально-экономическом развитии Республики Беларусь, выдвигают демографическую безопасность в ранг приоритетов национальной безопасности страны. Это, в первую очередь, связано с закреплением в обществе норм ма-лодетности, ослаблением брачно-семейных отношений, невысоким уровнем жизни семей с детьми по сравнению с другими типами семей. Результатом этого становится низкий уровень рождаемости (в 2009 г. — 1,44 ребенка на женщину), не обеспечивающий даже простого воспроизводства населения страны.

Республика Беларусь относится к странам, позиционирующим политику стимулирования рождаемости путем ряда мер экономической поддержки семей с детьми. Вместе с тем проблема их малообеспеченности и невысокого уровня жизни, в особенности многодетных семей, сохраняется. Высокий риск попадания семьи в разряд малообеспеченных при рождении детей, особенно третьего и следующих, наряду с другими факторами снижает для семей привлекательность рождения ребенка.

Такая ситуация обусловливает необходимость более подробного рассмотрения зарубежных стратегий экономической поддержки семей с детьми, направленных на стимулирование рождаемости, для поиска наиболее успешных из них и обоснованного определения перспективных ориентиров развития пронаталистской политики в Республике Беларусь.

К настоящему времени с проблемой низкого уровня рождаемости столкнулись многие страны Европы. В то же время страны Африки, Азии, Латинской Америки и Карибского региона, Океании, напротив, имеют довольно высокий уровень рождаемости и принимают меры по его снижению. 57 % стран Европы применяют политику, направленную на стимулирование рождаемости и повышение ее уровня, 16 % поддерживают уже достигнутый уровень рождаемости, 27 % стран оценивают реализуемую ими политику в отношении рождаемости как политику невмешательства.

Политика невмешательства в процессы рождаемости или поддержания уже достигнутого уровня характерна странам, уровень рождаемости в которых наиболее высок. В основном это страны Северной и Западной Европы (Дания, Финляндия, Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Великобритания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды), где значение суммарного коэффициента рождаемости колеблется от 1,7 до 2,1 ребенка на женщину. Кроме того, политику невмешательства реализуют Швейцария и Лихтенштейн, несмотря на низкий уровень рождаемости (соответственно, 1,5 и 1,4 ребенка на женщину). Для решения демографических проблем и нивелирования последствий низкой рождаемости данные страны активно применяют политику замещающей миграции.

Страны Прибалтики, Австрия, Германия, а также большинство стран Южной и Восточной Европы характеризуют проводимую политику как пронаталистскую, однако значимых результатов в деле повышения рождаемости не достигают. Значение суммарного коэффициента рождаемости у них не превышает 1,6 ребенка на женщину.

Единственная страна, реализующая политику стимулирования рождаемости и при этом достигшая значимого результата — Франция, где на протяжении последних лет рождаемость увеличивалась, достигнув в 2010 г. одного из самых высоких значений в Европе — 2,0.

Для повышения рождаемости страны Европы используют различные меры экономической поддержки семей с детьми, включающие разнообразные пособия, налоговые льготы и вычеты, меры жилищной политики, развитие инфраструктуры социального обслуживания семьи и детей и т.д. Смещение активности в применении тех или иных мер определяет особенности национальной системы мер экономической поддержки семей. При этом ее гармоничность, согласованность отдельных мер между собой, а также объем финансовых ресурсов, направляемых на поддержку семей, определяют ее (системы) эффективность в деле стимулирования рождаемости.

В Европе можно условно выделить три кластера стран: страны с малыми расходами на поддержку семей и низкой рождаемостью; страны с высоким уровнем расходов на поддержку семей и высокой рождаемостью; страны с высоким уровнем расходов на поддержку семей и низкой рождаемостью.

В первую группу стран входят страны Южной и Восточной Европы, страны Прибалтики. Для них характерно ограничение объема средств на поддержку семьи до 1,9 % от валового внутреннего продукта (ВВП) и невысокий уровень рождаемости (от 1,25 до 1,6). Гораздо более высокие объемы ресурсов эти страны концентрируют на политике преодоления бедности населения.

Помимо невысокого уровня расходов на поддержку семьей, для этих стран характерны низкие расходы на уход за детьми и дошкольное воспитание. Эти страны, как правило, направляют средства на развитие либо сферы ухода за маленькими детьми, либо сферы воспитания детей старшего дошкольного возраста. Например, Болгария, Румыния, Латвия, Литва, Мальта, Словения, Португалия, Эстония и Польша не имеют государственных расходов, связанных с уходом и присмотром за детьми младшего возраста, финансируя лишь сеть учреждений образования для детей старшего дошкольного возраста. В результате охват детей, в особенности детей младшего дошкольного возраста, дошкольным воспитанием крайне низок. Например, в Польше только 8 % детей в возрасте до 3 лет охвачены профессиональным уходом и дошкольным воспитанием, в Мальте — 7 % детей, в Румынии и Литве — 14 % детей, в Болгарии 15 % детей, в Латвии — 16 % детей, в Эстонии — 17 %.

Таким образом, в данных странах не наблюдается развитость преемственности ухода, воспитания и обучения детей на протяжении всего периода их взросления, что создает барьеры для совмещения родительских функций и занятости. Именно здесь отмечается наибольший разрыв между уровнем занятости среди всех женщин и уровнем занятости среди женщин с детьми. Ограничение возможности материнской занятости означает снижение дохода семей с детьми, который не может быть компенсирован незначительными для семей размерами пособий. В целом это делает семьи крайне зависимыми от государственной материальной поддержки. Такая ситуация снижает привлекательность рождения детей в семьях, в особенности детей высоких очередностей.

Вторую группу составляют такие страны, как Исландия, Ирландия, Норвегия, Финляндия, Дания, Швеция, Бельгия, Франция, Великобритания, Нидерланды. Они направляют большой объем ресурсов на поддержку семей с детьми (от 2 до 3,7 % ВВП) и достигают более высоких показателей рождаемости (1,7-2,1 ребенка на женщину).

Эта группа стран, реализуя семейную политику, использует более широкий спектр мер экономической поддержки семей. В целом, отличительными чертами семейной политики этих стран является ее направленность на предоставление семьям благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности родителей с воспитанием детей; на компенсацию семьям затрат или части затрат, связанных с рождением и воспитанием ребенка; распределение семейных обязанностей по уходу за детьми, их содержанию и воспитанию между родителями; поощрение активности родителей и социально ответственного ро-дительства; осуществление семьями выбора между самостоятельным уходом за ребенком и использованием услуг квалифицированных специалистов.

В результате реализации таких мер родители активны в трудовой деятельности, что поддерживает приемлемый уровень доходов. Удельный вес занятых женщин, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет, довольно высок. Например, в Нидерландах, Швеции, Дании он превышает 70 % (для сравнения, в Словакии он составляет 22 %, в Эстонии — 27 %, в Болгарии — 41 %, в Польше — 48 %). Соответственно, высок и охват детей дошкольным воспитанием. Например, в Дании 66 % детей в возрасте до 3 лет охвачены профессиональным уходом и 92 % детей в возрасте от 3 до 6 лет — дошкольным воспитанием, в Норвегии — 51 % и 95 % соответственно, в Бельгии — 48 % и 99 %, в Швеции — 47 % и 91 %, во Франции — 42 % и 99,9 % детей соответствующего возраста.

Собственные доходы семьи дополняются существенной денежной помощью со стороны государства. Кроме того, уровень доходов семей повышается за счет налоговых льгот и вычетов, распространяемых на семьи, воспитывающие детей. В результате уровень детской бедности в этих странах наиболее низкий по сравнению с другими европейскими государствами. Так, если в странах Южной и Восточной Европы, а также в странах Прибалтики масштабы детской бедности высоки: 16-17 % — в Италии, Испании и Литве, 19 % — в Латвии и Португалии, 21 % — в Болгарии, 26 % — в Румынии, то во Франции, Швеции, Дании, Бельгии, Норвегии, Исландии, Финляндии, Нидерландах этот показатель находится в пределах от 5 до 10 %.

Необходимость комплексного подхода к построению системы мер экономической поддержки семей с детьми подтверждается примером тех стран, где проблемы детской бедности и низкого уровня рождаемости остаются актуальными. Это страны третьей группы: Германия, Австрия, Венгрия, Чехия, Люксембург. Доля расходов на поддержку семей в ВВП этих стран находится в пределах от 2,5 % в Чехии до 3,3 % в Венгрии. Особенностью этих стран в сравнении со странами, высокие расходы которых на поддержку семей сопровождаются высокими показателями рождаемости, заключается в крайне низких расходах на развитие сферы услуг для детей и семей с детьми. Доля расходов, направляемых на эти цели, составляет 0,45 % ВВП в Австрии, 0,47 % -в Люксембурге, 0,5 % — в Чехии, 0,75 % — в Германии, 1,1 % — в Венгрии (во Франции, для сравнения, доля этих расходов составляет 1,7 % ВВП, в Швеции — 1,9 %, в Дании — 1,8 %, в Норвегии — 1,5 %).

Охват детей-дошкольников квалифицированным уходом в этих странах крайне низок, он составляет только 2,2 % детей в возрасте до 3 лет в Чехии, 8,8 % — в Венгрии, 12,1 % — в Австрии, 17,8 % — в Германии. Только в Люксембурге он достигает более высокого значения — 39 %. Однако именно в этой стране появление ребенка существенно снижает уровень материальной обеспеченности семьи. Так, детская бедность составляет 11 %, с середины 1990-х гг. она возросла практически в 2 раза. Поэтому финансовые средства, направляемые на поддержку семьи, скорее являются инструментом снижения бедности, чем стимулом для рождения детей.

Более подробное изучение особенностей систем экономической поддержки семей с детьми в странах, которые достигли наибольших показателей в повышении рождаемости (страны второй группы), свидетельствует о разнообразии используемых ими инструментов экономической поддержки семей с детьми. В этих странах, среди национальных моделей систем экономического стимулирования рождаемости, выделяются две наиболее эффективные:

  • система экономической поддержки семей с детьми, основанная на принципах повышения трудовой активности родителей и успешного совмещения ими занятости и исполнения семейных обязанностей;
  • система экономической поддержки семей с детьми, основным инструментом которой являются пособия и выплаты, дифференцированные в зависимости от количества детей.

Наиболее ярко первая модель представлена в скандинавских странах и Дании. При этом основная идея, положенная в основу данной модели, — идея гендерного равенства, предполагающая равное распределение обязанностей по уходу за детьми и их воспитанию между родителями и равные возможности их занятости. Страны не предпринимают активных мер, напрямую направленных на стимулирование рождаемости, и не позиционируют семейную политику как пронаталистскую. Вместе с тем сложившиеся национальные системы экономической поддержки семей наилучшим образом позволяют им реализовать свои репродуктивные установки.

Системы экономической поддержки семей с детьми в этих странах основаны на сочетании двух элементов: программы поддержки сети субсидируемых государством дошкольных учреждений; программы по сокращению издержек семьи, связанных с рождением и воспитанием ребенка, рассчитанные на всеобщий охват (денежные выплаты семьям в период беременности и ухода за детьми).

Особенностью рассматриваемых стран является законодательно закрепленное право детей на дневной уход в местных муниципальных дошкольных учреждениях. Например, в Финляндии в детские учреждения принимают детей с 10-месячного возраста. Всеобщий охват детей дошкольного возраста услугами по уходу, воспитанию и обучению позволяет осуществлять широкая сеть государственных учреждений, что создает родителям благоприятные условия для продолжения трудовой деятельности и совмещения ее с выполнением семейных обязанностей.

Денежные выплаты включают в себя оплату материнского отпуска в связи с беременностью и родами, отцовского отпуска в связи с рождением ребенка, родительского отпуска (отпуска по уходу за ребенком младшего возраста), детские пособия, а также пособия по уходу за ребенком на дому.

Материнский отпуск в рассматриваемых странах непродолжительный, по его окончании (иногда и во время него) возникает право на предоставление родительского отпуска, возможность использования которого предусмотрена для каждого из родителей. Особенностью данной модели поддержки семей является привлечение обоих родителей к уходу за детьми младшего возраста путем предоставления отцовского отпуска в связи с рождением ребенка (в Дании, Финляндии, Швеции), предоставления права одновременного использования родительского отпуска двумя родителями (например, в Норвегии), квотирования части родительского отпуска, обязательной для использования каждым из родителей (Норвегия и Швеция).

Размеры оплаты отпусков в рассматриваемых странах различны и напрямую зависят от заработной платы родителей. Доля замещения временно утраченного заработка варьируется в зависимости от величины дохода (в Финляндии), от типа предоставляемого отпуска (Швеция, Финляндия), от продолжительности отпуска (в Норвегии). В рассматриваемых странах применяются гибкие системы отпусков, позволяющие распределять нагрузку по уходу за детьми между родителями, а также разделять родительский отпуск на части до достижения ребенком определенного возраста и комбинировать, таким образом, занятость и родительские обязательства. При этом размеры пособий позволяют обеспечить приемлемый уровень жизни семьи в период ухода за ребенком.

Детские пособия, в отличие от оплаты родительского отпуска, в рассматриваемых странах выплачиваются на каждого ребенка и не зависят от доходов семьи. Финансирование детских пособий осуществляется из средств государственного бюджета (налоговых отчислений). Таким образом, осуществляется регулирование доходов семей и выравнивание доходов семей с детьми и бездетных. Детские пособия выступают основным инструментом компенсации семьям их расходов, связанных с содержанием детей.

В рассматриваемых странах не получили распространения длительные отпуска по уходу за детьми, предоставляемые в связи с ограничением занятости родителя либо полным прекращением им трудовой деятельности. Вместе с тем широкое распространение получили пособия, компенсирующие семьям расходы, связанные с постоянным пребыванием детей, не посещающих дошкольные учреждения, в доме родителей. Такие пособия выплачиваются в Дании, Финляндии и Норвегии.

Вторая успешная модель системы экономической поддержки семей с детьми, основным инструментом которой являются пособия и выплаты семьям с детьми, дифференцированные в зависимости от числа детей, наилучшим образом представлена во Франции.

Францию относят к одной из стран Европы, где ранее других социальная политика приобрела пронаталистский характер. Продолжительный характер и последовательная поэтапная интенсификация государственной политики, направленной на повышение рождаемости, обеспечили Франции сохранение длительных положительных тенденций рождаемости.

Основными формами экономической поддержки семей с детьми во Франции являются программа по поддержке и повышению доходов семей, воспитывающих детей (разветвленная система семейных пособий), а также программа создания и поддержания инфраструктуры по уходу за детьми.

Система семейных пособий включает в себя оплату материнского и отцовского отпуска, пособие по приему малышей (в пособии объединены несколько видов пособий, связанных с рождением (усыновлением) и уходом за детьми), семейное пособие и надбавки к нему, школьное пособие, пособие по поддержке неполной семьи.

Отличительной особенностью французской системы пособий является ее адресный характер (предоставление материальной помощи наименее обеспеченным семьям), а также дифференциация их размера в зависимости от числа детей в семье. Приоритетом прона-талистской политики во Франции в настоящее время являются семьи с двумя и более детьми, поэтому ряд пособий предусмотрен только для этих семей. С целью стимулирования рождения детей в семьях со средним уровнем доходов и высокодоходных семьях, действует ряд мер по их экономической поддержке. Основной из них является семейная квота — льгота по подоходному налогу.

Следует отметить, что существующая в настоящее время во Франции система мер экономической поддержки семей с детьми стала результатом ее длительной эволюции. К числу последних ее реформ относятся изменения размеров и условий выплаты пособий в 2004 г., когда акцент в проводимой поли-тике сместился с поддержки исключительно третьего ребенка на поддержку семей с одним и тремя детьми, а также в 2008 г., когда уклон сменился в сторону второго и третьего ребенка в семье. В результате этих двух реформ были усилены также следующие меры: расширен спектр помощи на содержание ребенка, акцент в развитии услуг по уходу за детьми был сделан на частные способы, а не на содержание детей в государственных дошкольных учреждениях. Этим правительство стремилось повысить уровень занятости среди женщин, предоставить родителям большую свободу выбора способов ухода за детьми, а также повысить статус профессиональных нянь.

В настоящее время во Франции функционируют различные типы государственных и частных учреждений для содержания детей: коллективные, семейные, родительские ясли, детские площадки, детские сады. Помимо услуг различных детских учреждений родители могут воспользоваться услугами няни на дому, в доме няни, либо осуществлять самостоятельный уход за ребенком.

Таким образом, Франция, как и рассмотренные выше скандинавские страны и Дания, применяет широкий спектр инструментов экономической поддержки семей с детьми. Если отдельные меры и инструменты французской системы нередко подвергаются критике, например, отсутствие родительского отпуска или предоставление пособий только семьям с низкими доходами, то вся система в целом охватывает различные типы семей с разным уровнем доходов и оценивается положительно. Ориентация при этом на усиленную экономическую поддержку семей с двумя и более детьми придает всей системе мер пронаталистский характер.

Анализ зарубежных стратегий экономической поддержки семей с детьми позволяет сделать вывод о том, что европейская практика показывает разнообразие применяемых странами мер и механизмов их реализации. В равной степени эффективными являются: модель, основанная на принципах повышения трудовой активности родителей и успешного совмещения их занятости и семейных обязанностей (скандинавские страны и Дания), и модель, основным инструментом которой выступает разветвленная система пособий семьям с детьми (Франция).

Общей характеристикой данных моделей является их направленность на системную и последовательную реализацию долгосрочных целей. Каждая из моделей предусматривает постепенное совершенствование системы мер экономической поддержки семей с детьми в направлении формирования благоприятных условий для совмещения родительства и трудовой деятельности, а также обеспечения гендерного равенства в вопросах воспитания детей.

Страны, характеризующиеся высокими показателями рождаемости, не применяют активных пронаталистских мер, как например, материнский капитал в Российской Федерации, а постепенно совершенствуют всю систему мер экономической поддержки семей.

Вовлечение обоих родителей в процесс ухода за детьми и их воспитание является отличительной чертой стран, характеризующихся высокими показателями рождаемости. При этом разные страны применяют разные механизмы: непродолжительный оплачиваемый отцовский отпуск, квотирование части отпуска по уходу за ребенком для каждого из родителей, предоставление гендернонейтрального родительного отпуска. Подобные механизмы могут быть применены в Республике Беларусь с целью вовлечения отцов в процесс ухода за детьми, а также с целью достижения в стране гендерного равенства в сфере воспитания детей.

В рассмотренных моделях систем экономической поддержки семей с детьми не практикуются продолжительные отпуска по уходу за ребенком. Сокращение периода их оплаты позволяют существенно увеличивать размеры соответствующих пособий и максимально поддерживать уровень жизни семей во время ухода за детьми младшего возраста. Эта идея после глубокой проработки также может быть применена при совершенствовании системы мер экономической поддержки семей с детьми в Республике Беларусь.

Социально-экономические методы предполагают такие способы взаимодействия, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности субъектов социальной работы. Эти методы играют ведущую роль в процессе воздействия системы социальной работы как на отдельного индивида, так и социальных групп. Социально-экономические методы применяются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкции и т.д.

В технологии социальной поддержки социально-экономические методы есть способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. Социальная цель состоит в обеспечении единства интересов общества, групп и отдельных личностей. Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы оценивается их эффективностью, т.е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.

Экономические методы социальной работы занимают одно из центральных мест в механизме социальной поддержки, они воздействуют на основные аспекты системе социальной защиты, с одной стороны, побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению, оказывая человеку, семье, группе конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации.

К основным экономическим методам можно отнести следующие:

1) Введение системы минимальных социально-экономических гарантий . Определяющим здесь являются законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. Этот показатель официально обозначает границы бедности. Он является ориентиром при заключении коллективного договора или тарифного соглашения с администрацией предприятия.

2) В отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями применяется такой социально-экономический метод, как компенсация расходов . Компенсация расходов - это возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен, что может быть связано с:

Катастрофами природного или антропогенного характера;

Затратами на рождение детей;

Уходом за инвалидами.

Современное российское государство пока еще является государством переходного типа. В условиях перехода от плановой экономики к рыночным отношениям произошел спад производства, сельского хозяйства, в результате которого резко уменьшилось потребление продуктов питания, выросла безработица, снизился уровень жизни населения.


В сложившихся социально-экономических условиях особенно уязвимыми, нуждающимися в социально - экономической помощи оказались такие категории населения как:

Одинокие и одиноко проживающие престарелые пенсионеры;

Инвалиды (граждане с ограниченными возможностями);

Многодетные семьи;

Неполные семьи;

Молодые семьи с детьми;.

Семьи, имеющие детей-инвалидов;

Семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Семьи с низким уровнем дохода;

Семьи несовершеннолетних родителей;

Матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

Беременные женщины и кормящие матери;

Самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов;

Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний;

Лица, вернувшиеся из мест лишения свободы;

Лица без определенного места жительства.

Одним из эффективных решений по оказанию социально-экономической помощи нуждающимся являются целевые федеральные и региональные программы.

Особенности предоставления социально - экономической помощи заключаются в том, что:

Предоставление социально - экономической помощи обусловлено ситуацией, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (вследствие инвалидности, неспособности к самообеспечению) в связи с болезнью или в силу преклонного возраста, сиротства, безнадзорности, малообеспеченности, безработицы, отсутствия определенного места жительства и т.д., которую не может преодолеть самостоятельно.

Вне зависимости от форм и видов социально - экономическая помощь предоставляется малоимущим слоям населения.

В настоящее время государственная социально-экономическая помощь как в денежной форме, так и в натуральной - это дополнение к пенсии, заработной плате, но не заменяет ее полностью.

Технологиями социально-экономической поддержки занимаются в основном управления социальной защиты населения (УСЗН) или Центры социального обслуживания (ЦСО),) входящие в единую государственную структуру социальное защиты населения. При организации системы органы социального управления должны руководствоваться принципом так называемой «шаговой доступности», что предполагает такое развитие и размещение системы учреждений и предприятий социального обслуживания, до которой мог бы более или менее самостоятельно добраться человек с ограничением жизнедеятельности (престарелый, инвалид, многодетная или кормящая мать и т.п.). К сожалению, это относится только к городским жителям. На селе жители обслуживаются в основном УСЗН или ЦСО, расположенными в городах или районных центрах; практикуются также небольшие комплексные центры социального обслуживания или регулярное выездное обслуживание с периодическим посещением отдаленных или малонаселенных пунктов.

При оказании экономической помощи главное состоит в том, чтобы объективно определить истинно нуждающегося. Технологии оценки ситуации лиц, обращающихся за помощью, во многих странах точно регламентированы законом и состоят как из ряда предварительных процедур, так и из отмеживания образа жизни и поведения лица, получившего помощь, а в некоторых случаях даже возвращения по суду незаконно полученных сумм. К сожалению, безошибочный социальный инструментарий здесь, вероятно, изыскать невозможно. Это сложная задача не только экономического, но и морально-этического плана. Надо взять на себя груз моральной ответственности как за предоставление помощи, так и за отказ в ней, т.к. в условиях недостатка ресурсов определение числа нуждающихся строго ограничено.

Развитие человеческой цивилизации всегда определялось технологией. Прогресс человечества выражался в стремительном развитии технологий мировой экономики. Так, за минувшее столетие скорость перемещения человека на планете возросла в сто раз, эксплуатация природных ресурсов -- в тысячу раз, а военная мощь -- в миллион раз. Однако только социальные технологии открывают возможность улучшения социальных условий жизни людей, обеспечения взаимосвязи экономического прогресса с социальным, решения нравственно-этических вопросов развития общества и личности.

История экономики дает множество примеров, способов и технологий регулирования отношений между людьми в процессах хозяйствования. Среди них можно назвать командно-приказные, насильственно-принудительные, плановые, организационно-распорядительные, разъяснительные, социально-психологические и т.д. Однако любая экономика требует адекватных ей методов, способов ведения хозяйства.

Оценка социально-экономического состояния семей и отдельных лиц является сложной проблемой, особенно на начальном этапе становления социальной службы. Тем не менее эта оценка дает необходимую информацию, которая позволяет повысить точность прогнозирования развития и функционирования сферы услуг, их ассортимента и объема. Таким образом, обосновывается необходимый базовый уровень создания всей структуры социальных услуг на данной территории.

Исследование рынка социальных услуг преследует две задачи:

· прогнозирование численности клиентов, их категорий, объема и ассортимента бесплатно (в соответствии с законодательством, действующим на момент исследования) предоставляемых услуг;

· сбор информации о потенциальных потребителях (покупателях) социальных услуг и возможных конкурентах. Как и любой процесс сбора информации, исследование рынка социальных услуг предусматривает четкую формулировку вопросов и знание вспомогательных структур, в которых следует искать ответы.

В частности, необходимо выяснить:

· сколько людей, имеющих согласно Закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» право на бесплатное социальное обслуживание, проживает на; территории округа;

· сколько пенсионеров проживает на территории муниципального округа, в том числе одиноких, из них -- лиц старше 80 лет и ветеранов труда, участников Великой Отечественной войны (эти категории имеют установленные законом льготы);

· сколько проживает инвалидов, в том числе с детства, одиноких, инвалидов вследствие военных конфликтов;

· сколько проживает семей с детьми, сколько из них относятся к категории неимущих и сколько семей смогут оплатить социальные услуги;

· каким должен быть перечень необходимых платных услуг, на какие суммы оплаты можно рассчитывать;

· каковы тенденции дальнейшего развития рынка платных и бесплатных социальных услуг.

Кроме того, определяется возраст, уровень доходов, образ жизни потенциальных клиентов, их потребности; что они хотят получить от системы социального обслуживания, каким образом должно добиться удовлетворения запросов потенциальных и реальных покупателей услуг и т.д.

Существуют первичное и вторичное исследования рынка.

Первичное исследование предполагает непосредственное общение с клиентами службы социального обслуживания, участковыми врачами, работниками домоуправлений и жилищных контор, учителями и др. Первичные исследования особенно важны при постановке на обслуживание новых клиентов, о которых еще не имеется данных в других структурах системы.

Исследование должно быть простым, недорогим и входить в перечень обязанностей социальных работников. Предварять исследование должно письменное заявление посетителя с подробным указанием причин испытываемой нужды и желательной формы удовлетворения своей потребности.

Наиболее распространенными методами первичного обследования являются наблюдение, интервьюирование, письменное обследование. Объем вопросника должен быть кратким, а формулировки вопросов должны предполагать ясные и недвусмысленные ответы. По возможности следует указать варианты ответов, что в дальнейшем поможет при необходимости расширить обследование и проанализировать результаты. Используя вопросник, следует получить максимум информации о конкретном клиенте, а при анализе вопросников за какой-либо период (полугодие, год, квартал) -- выявить динамику развития социальных проблем (нарастание или снижение). При проведении первичного обследования надо иметь информацию о том, какие данные уже имеются во вторичных источниках, чтобы их не дублировать.

Чрезвычайно содержательным в информационном плане может стать личное интервью -- первый этап установления рабочих взаимодействий с клиентом. Этот метод не только предоставляет подробную информацию относительно намерений и возможностей клиента, но и создает представление о профессионализме и намерениях специалиста социальной работы, возможностях службы в целом.

Вторичное исследование подразумевает изучение данных, уже собранных кем-то другим. Этот тип исследований в большинстве случаев дает возможность при наименьших затратах получить необходимую информацию, в частности управление социальной зашитой населения имеет статистико-демографические сведения о количестве пенсионеров, получающих трудовую и социальную пенсию, пенсию по случаю потери кормильца; многодетных семей, неполных семей; одиноких и одиноко проживающих и т.д.; сведения об уровне душевых доходов; возрастном распределении.

Школа может предоставить сведения о семьях с асоциальным поведением родителей и семьях, в которых дети не получают надлежащего питания, не обеспечиваются по причине бедности одеждой, учебниками и т.д..

В службе занятости можно получить данные о безработных, в муниципальных администрациях -- сведения о наличии предприятий, их типах, форме собственности, доходности и, соответственно, возможностях как потенциальных благотворителей.

Источники вторичных данных разнообразны, и, в сущности, наиболее сложным аспектом вторичного исследования является их установление.

Поскольку вторичной информации оказывается недостаточно, требуется самостоятельное исследование социального пространства.

После проведенного первичного и вторичного исследования необходимо заключить с клиентом договор-контракт, в котором следует определить обязанности службы и права клиента. Чтобы сохранить доверие клиента и не дискредитировать социальную службу, весьма важно не брать на себя обязательств, которые не могут быть выполнены.

Технологиями социально-экономической поддержки занимаются в основном управления социальной защиты населения (УСЗН) или центры социального обслуживания (ЦСО), входящие в единую государственную структуру социальной защиты населения. Органы социального управления должны руководствоваться принципом так называемой шаговой доступности: система учреждений и предприятий социального обслуживания должна быть размещена таким образом, чтобы до нее мог более или менее самостоятельно добраться человек, жизнедеятельность которого ограничена, или испытывающий дефицит времени (престарелый, инвалид, многодетная или кормящая мать и др.). К сожалению, это предусматривается только для городских жителей -- сельские жители обслуживаются УСЗН или ЦСО, в основном расположенными в городах или районных центрах; практикуются также создание небольших комплексных центров социального обслуживания или регулярное выездное обслуживание с периодическим посещением отдаленных или малонаселенных пунктов, а также прием на работу в ЦСО местных сельских жителей, которые способны оказать помощь своим соседям.

Социально-экономическую поддержку осуществляют различные отделения ЦСО. Обычно наибольшее количество сотрудников и клиентов насчитывает отделение социальной помощи на дому, что свидетельствует о важном значении данной социально-экономической технологии.

Сотрудники отделения осуществляют постоянное или временное социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и проживающих на территории обслуживания ЦСО, в котором имеется картотека учета всех лиц, нуждающихся в социально-бытовой помощи. Население оповещается о предоставлении социально-экономических услуг посредством местных газет, радио, кабельного телевидения, объявлений.

Как показала практика, подавляющее число клиентов этих служб -- женщины, в основном старше 70--75 лет. Около трети из них с трудом передвигаются в пределах жилого помещения, а полностью обслуживают себя не более половины стоящих на учете. При оказании помощи в реализации важнейших социальных потребностей они удовлетворяются не полностью. Кроме того, надомное обслуживание предоставляется лишь 30 -- 35% тех, кто в нем нуждается, поскольку осуществляется в основном бесплатно или не более чем за 25% суммы, выплачиваемой службой собеса по уходу за престарелыми. Государственные же и муниципальные органы не имеют средств для полноценного функционирования системы социальных услуг.

Наиболее полно удовлетворяется нуждаемость в доставке продуктов питания, медикаментов, оплате коммунальных услуг. Надомное обслуживание позволяет одиноким людям получать помощь в привычных для них домашних условиях, без переезда в интернат. Тем самым экономятся государственные средства и улучшаются условия проживания в самих интернатах.

Часто используется полустационарная форма социально-экономической поддержки граждан в виде отделений дневного пребывания. Основная задача этих отделений -- предоставление социально-экономической помощи (питание, медицинское обслуживание, организация досуга, расширение круга общения и пр.). Пользуются этим видом помощи пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению. Основанием для предоставления этого вида социально-экономической помощи являются личное заявление и медицинская справка об отсутствии противопоказаний. Время пребывания в группе колеблется в основном от 10 до 24 дней. Обслуживаемые лица при наличии их добровольного согласия могут участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских, предоставляющих возможность трудовой реабилитации. Пребывание в таких центрах регламентировано количеством путевок в год.

С первой половины 90-х гг. практически повсеместно начал внедряться такой метод экономической поддержки населения, как оказание неотложной материальной помощи разового характера. Это было вызвано резким ухудшением социально-экономических условий жизни населения, появлением большого количества беженцев из бывших республик СССР, безработных, бродяг и лиц без определенного места жительства, т.е. лиц, оказавшихся по объективным, а иногда и по субъективным причинам в экстремальной ситуации.

Неотложная материальная помощь разового характера -- это разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовым набором, выдача одежды, обуви и предметов первой необходимости; содействие в получении временного жилья; оказание психологической, юридической и другой помощи, обусловленной региональными особенностями. Как показала практика, невозможно искусственно ограничить круг кандидатов на получение срочной помощи заранее определенными нормативными рамками. Основным критерием для ее оказания должна быть острая нуждаемость. Все обращения, как и виды помощи, регистрируются в журнале. Возможность оказания такого вида помощи реализуется за счет средств и материалов, выделяемых государственными организациями и предприятиями, негосударственными межправительственными благотворительными организациями, фирмами, компаниями и фондами, а также за счет вещей, собранных в добровольном порядке у населения и хранящихся на складе. Фонды вещевой помощи работают во многих ЦСО.

Оказывается также срочная социально-экономическая помощь гражданам, которые не могут лично обратиться в социальную службу; социальный работник выезжает на дом к нуждающемуся для выяснения необходимого вида помощи. Эта помощь оказывается также и таким категориям нуждающихся, как многодетные семьи, малоимущие пенсионеры и инвалиды, семьи безработных и т.п.

Наряду с перечисленными во многих регионах, особенно в малых городах, поселках и сельских районах, применяются такие виды адресной социально-экономической помощи, как бесплатный или частично оплачиваемый ремонт жилых помещений, обработка огородов, помощь в заготовке солений, обеспечения дровами и т.п..

На наш взгляд, при оказании социально-экономической помощи главное -- объективно определить истинно нуждающегося. Технологии оценки ситуации лиц, обращающихся за помощью, во многих странах точно регламентированы законом и предусматривают как ряд предварительных процедур, так и отслеживание образа жизни и поведения лица, получившего помощь, а в некоторых случаях даже возвращение по суду незаконно полученных сумм. К сожалению, безошибочный социальный инструментарий здесь, вероятно, невозможен. Оценка ситуации -- это сложная задача не только в экономическом, но и морально-этическом отношении: надо взять на себя моральную ответственность как за предоставление помощи, так и за отказ в ней (поскольку в связи с недостатком ресурсов число нуждающихся должно быть строго ограничено).

Рассмотрим конкретно технологию оказания социально-экономической помощи в регионе.

Администрация субъекта Федерации принимает постановление, которое предположительно может носить название «О временном положении по оказанию социально-экономической помощи на основе совокупного среднедушевого дохода наиболее нуждающимся категориям граждан с учетом физиологического прожиточного минимума». В положении перечислены категории граждан, имеющих право на экономическую поддержку при условии, что их совокупный среднедушевой доход ниже прожиточного (физиологического) минимума. Это чаще всего:

· дети (до 16 лет и продолжающие обучение до 18 лет) одиноких матерей, из неполных или многодетных семей, а также сироты, находящиеся под опекой (попечительством), дети, чьи родители лишены родительских прав;

· беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 1,5 лет;

· больные сахарным диабетом;

· одинокие пенсионеры и супружеские пары пенсионного возраста;

· трудоспособные лица, осуществляющие в установленном законом порядке уход за инвалидами I группы, детьми-инвалидами в возрасте до 16 лет, престарелыми гражданами в возрасте старше 80 лет.

В отдельных регионах в категорию лиц, имеющих право на получение социально-экономической помощи, включаются также дети до 16 лет, страдающие лейкозом и онкологическими заболеваниями, и дети, оба родителя которых обучаются на дневных отделениях средних специальных или высших учебных заведений.

Положение предоставляет органам исполнительной власти право (с учетом местных условий и возможностей) определять дополнительные категории получателей помощи и с учетом средств местного бюджета и собственных средств районного фонда социальной поддержки устанавливать ее размер на основании фактически сложившегося в районе (городе) прожиточного минимума не ниже, чем в среднем по области.

Помощь предоставляется обратившимся за ней после проверки их фактических доходов.

Определен перечень необходимых документов:

· заявление, в котором указан состав семьи;

· справки о доходах каждого члена семьи за последние три месяца текущего года и о наличии собственности, приносящей доход, выданные исполнительным органом власти по месту жительства;

· в случае необходимости акт обследования материально-бытовых условий, медицинские справки и др.

Оформляя заявления на получение социально-экономической помощи, граждане освобождаются от уплаты пошлины при получении справок.

Согласно положению совокупный доход рассчитывается как отношение совокупного дохода семьи к числу ее членов. При этом учитываются граждане, проживающие совместно (в соответствии справкой о составе семьи). Из расчета исключаются трудоспособные неработающие, если они не зарегистрированы в органах занятости, а также дети и подростки, находящиеся на полном государственном обеспечении. При подсчете совокупного дохода учитываются: все денежные доходы членов семьи, включая заработную плату, премии, пенсии, алименты, пособия по безработице и на детей (включая компенсирующие выплаты) и т.п. за последние три месяца, кроме выплат из фонда социальной поддержки; наличие в хозяйстве скота, птицы и т.д.

При подсчете совокупного дохода ежеквартально определяются и корректируются суммы ежемесячного дохода от земли и скота. Для одиноких инвалидов I и II групп и граждан в возрасте старше 75 лет доход от приусадебного участка не учитывается. Размер адресной помощи определяется как разница между совокупным среднедушевым доходом семьи и установленной на данный период времени стоимостью прожиточного минимума. Формы и виды помощи (деньги, продукты, товары и др.) определяются с учетом фактора нуждаемости граждан и возможности получения ими помощи от детей и близких родственников. Возможно, предоставление одновременно нескольких видов помощи с учетом их стоимости в денежном выражении. Положение определяет конкретные виды помощи:

· денежная помощь:

Компенсационные выплаты на приобретение продуктов питания, топлива, одежды и обуви, лекарств и др.;

Дотации на лечение;

Помощь при экстремальных ситуациях;

· натуральная помощь:

В виде продуктов питания и предметов первой необходимости;

Гарантированный продуктовый набор особо нуждающимся;

Бесплатная выдача лекарств, топлива и т.п.;

Выдача талонов на бесплатное питание, доставка горячих обедов или продуктов на дом;

· помощь в виде услуг и льгот:

Прикрепление к магазину, в котором продукты питания, одежда, обувь и другие предметы первой необходимости продаются по социальным ценам;

Предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, медикаментов, за пользование баней, прачечной, парикмахерской, химчисткой и другими бытовыми учреждениями, а также общественным транспортом;

Зачисление на временное проживание в отделения сестринского ухода участковых больниц, пансионатов для ветеранов войны и труда;

Выделение путевок в пансионаты, дома отдыха и т.д.

Постановление администрации обычно содержит указание на источник финансирования программы адресной помощи и определяет порядок контроля за выполнением программы.

Таким образом, технология социальной поддержки населения предполагает использование различных социально-экономических методов -- их выбор зависит от объективной ситуации, наличия средств, желания и умения специалистов социальной работы на всех уровнях применять эти методы.

Исходя из сложившейся ситуации, мы считаем важным, что система хозяйственных механизмов должна включать в себя масштабные, четко скоординированные социальные программы и быть ориентирована не на все население страны. И прежде всего на менее защищенные контингенты населения. Например, в настоящее время в России финансируются такие программы федерального значения, как «Дети-инвалиды», «Дети России», «Социальная защита пожилых людей» и т.д.

Вышеуказанные направления государственного регулирования активно влияют на систему социальной защиты населения, которая формируется на макро- и микроуровнях развития общества с целью решения как долговременных (стратегических), так и кратковременных (тактических) задач. Специалисты в области социальной работы, владеющие социальными технологиями, должны использовать в своей практической деятельности все имеющиеся в их арсенале социально-экономические методы для оказания помощи людям в решении наиболее острых социальных проблем в условиях переходного периода и становления в России рыночных отношений.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - предоставление богатыми государствами материальной, денежной, технической помощи более бедным, обычно на безвозмездной основе. Такая помощь часто оказывается странам, регионам, людям, пострадавшим от стихийных бедствий, военных конфликтов.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ" в других словарях:

    экономическая помощь - — EN economic support Any form of financial assistance or inducement for persons or institutions. (Source: ISEP) Тематики… … Справочник технического переводчика

    экономическая помощь - Передача стране, нуждающейся в помощи вследствие войны, экономического кризиса или стихийного бедствия, материальных средств и ресурсов от другой страны, группы стран или международных организацийСловарь по географии

    Экономическая помощь - ECONOMIC AID Финансовая и научно техническая помощь развивающимся странам, имеющая целью укрепление их экономики. Экономическая помощь осуществляется как на двусторонней основе, так и на многосторонней основе через Всемирный банк и другие… … Словарь-справочник по экономике

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - средства, выделяемые промышленно развитыми странами развивающимся странам в денежном или натуральном выражении в интересах содействия экономическому развитию последних или для оказания продовольственной помощи населению районов, страдающих от… … Внешнеэкономический толковый словарь

    Техническая и финансовая помощь, предоставляемая на льготных условиях развивающимся странам. Техническая помощь включает передачу стране получателю помощи научно технических знаний и производственного опыта на льготных или безвозмездных условиях … Финансовый словарь

    - (aid) Экономическая помощь одной страны другой, причем в роли получателя помощи обычно выступает развивающаяся страна (less developed country, LDC). Как правило, помощь предоставляется для спасения людей при чрезвычайных обстоятельствах, в целях… … Экономический словарь

    - (см. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Предоставление богатыми странами материальной; денежной, технической помощи более бедным странам обычно на безвозмездной основе. Такая помощь часто оказывается странам, регионам, людям, пострадавшим от стихийных бедствий, военных конфликтов.… … Экономический словарь

    - (РПЦ) Содержание 1 Правовая база 2 Бюджет РПЦ 2.1 Доходы и денежные средства. Государственны … Википедия

    Предоставление развитыми государствами материальной, денежной, технической безвозмездной помощи развивающимся государствам. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Экономическая теория. Учебное пособие , . Теоретические положения раскрываются в русле альтернативных экономических школ. Дается широкий аспект иллюстраций экономических процессов на примере многих стран мира, которые подтверждаются…
  • Экономическая теория , Вадим Соколинский. Реализованы два важнейших принципа: 1) изложение теории на примере реальной экономики; 2) подача учебного материала в форме, которая обучает аналитическому мышлению. Активно используется…
 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об