Необходимость и причины государственного регулирования рыночной экономики. Государственное регулирование экономики

Необходимость государственного регулирования экономики

Государство это политическая форма организации жизни общества, основной инструмент политической власти.

Многие глобальные проблемы нашего общества не могут быть решены без государственного участия. Государство продолжает сохранять за собой ведущую роль в области национальной безопасности, охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителей.

Государственное регулирование экономики это воздействие государственных органов на экономические объекты и процессы. Оно осуществляется для придания экономическим процессам организованный характер, соблюдения законов, государственных и общественных интересов.

Необходимость государственного вмешательства в экономику происходит в случаях сбоев в работе рыночного механизма, невозможности рыночного хозяйства разрешать задачи развития экономики, при наличии поиска вариантов для удовлетворения потребностей общества в общественных благах.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. Первой школой экономической науки является меркантилизм.

Приверженцы этого учения доказывали вмешательство государства в развитие экономики просто необходимо. роль государства в регулировании внешней торговли была достаточно высокой.

Развитие меркантилизма происходило в два этапа. Первый этап - ранний меркантилизм, был связан с утверждением монетарной системы. Второй этап - развитой меркантилизм, называемый мануфактурной системой.

Но в период развития капитализма и свободной конкуренции появилось мнение, что рыночная экономика способна саморегулироваться, без вмешательства государства. Так появилась классическая школа экономики.

В основе классической школы лежат три принципа: неприкосновенность частной собственности, свобода хозяйственной деятельности и свободная конкуренция.

По мнению Адама Смита, государство должно выполнять три обязанности:

  • - Ограждение общества от насилия и вторжений;
  • - Ограждение каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, установление правосудия;
  • - Создание и содержание определённых общественных сооружений в интересах отдельных лиц или небольших групп.

Повторяющиеся кризисы, инфляция, безработица конца ХIX - начала XX века, повлекшие за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок и обострение конкуренции, показали неспособность рыночной системы обеспечить нормальный процесс общественного воспроизводства и заставили усилить контролирующие меры государства.

Главной задачей государства стало обеспечение правовых норм, общественных благ и устойчивости национальной валюты.

Первая и вторая мировые войны потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но, главной причиной вмешательства государства в регулирование экономикой стал экономический кризис 30-х годов прошлого века.

Новая система взглядов на регулирование экономика оформилась с учения Дж. М. Кейнса.

Английский экономистом Дж. М. Кейнсом была обоснована необходимость государственного регулирования экономики.

Кейнсианская модель государственного регулирования показала свою эффективность не только в 30-е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период.

Кризис показал, что рыночная экономика, основанная на крупном промышленном производстве, утрачивает способность к саморегулированию.

Потому что индустриальное производство порождает монополизм, а монополизм - это отрицание основ рыночной экономики.

Кейнсианство показало, что рыночная экономика нуждается в регулировании, и что это регулирование может осуществить только государство. Суть теории Кейнса сводится к государственно-регулируемой рыночной экономике. Но данное регулирование имело цель сохранить конкуренцию и свободное ценообразование при государственном регулировании.

Со второй половины 70-х годов из-за дефицита государственного бюджета, высокого уровня инфляции и нефтяного кризиса, начались нападки на кейнсианство представителей либеральной мысли, таких как М. Фридман и Ф. Хайек.

Фридмен считал, что на экономику влияет совокупность наличных денег и банковских резервов.

На этот раз причиной кризиса было чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Теперь потребовалась новая концепция, которая сводила бы вмешательство государства к минимуму, то есть только к регулированию денежной сферы. Монетаристы стали сворачивать государственные социальные программы и увеличивать долю частной собственности.

Теоретической основой неоклассической модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Сторонники экономики предложения считают нужным воссоздать классический механизм скопления и возродить полную свободу частного предпринимательства. Поэтому в согласовании с данной теорией правительство обязано обеспечить условия для процесса скопления капитала и повышения производительности производства.

Главные препятствия на этом пути -- высокие налоги на прибыль и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет внедрение заемных средств для скопления.

Таким образом, на протяжении ХХ века в экономике постоянно сменялись приоритеты между государственным и рыночным регулированием.

Это означает, что при внешнем противоречии неоклассической, кейнсианской и монетаристской теориями все эти теории имеют одно родство, все они исходили из приоритета общерыночных ценностей, таких как индивидуальность, конкуренция, цена. И все они опираются на одни и те же положения, такие как ограниченность, рациональность, предельность и равновесие.

Из этого следует, что главными составляющими всех трёх теорий являются:

  • - Конкуренция и ценообразование;
  • - Форма монополизма;
  • - Экономический потенциал государства.

Активная роль государства в экономических процессах обусловлено, как минимум, тремя причинами.

Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма -- конкуренция. Прямым следствием развития данной рыночной категории является монополизация экономики. В свою очередь, развитие монополий подрывает конкуренцию, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности производства.

Во-вторых, всегда существовали такие виды производства, развитие которых нереально в рамках рыночного механизма.

В-третьих, существуют предпосылки, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов:

  • - обеспечение равновесия в экономике;
  • - поддержание должного уровня занятости населения;
  • - правовое обеспечение функционирования рыночного механизма;
  • - разработка теории и принципов оптимального экономического поведения.

В системе свободного рынка не может быть монополий, исключается инфляция, безработица, перепроизводство. Но в действительности всё значительно сложнее. И особую роль здесь играет государственное регулирование рыночных отношений.

Свободный рынок не в состоянии гарантировать решение всех социально-экономических проблем современного общества. Поэтому, там, где свободный рынок не может дать хороший результат, необходимо экономическое вмешательство государства.

Даже в самой идеальной экономике свободного предпринимательства всегда будут существовать три проблемы, не подвластные рыночному механизму.

1. Государственное регулирование внешних эффектов. Рынок не может охватить все социально-экономические отношения участников. В ходе деятельности как производителей, так и потребителей появляются внешние эффекты, непосредственно не имеющие денежной меры. Например, загрязнение окружающей среды, социальная защита незащищённых слоёв населения. В этих случаях без вмешательства государства не обойтись.

Учёт внешних эффектов даёт основание разделить частные и социальные расходы и результаты производства. Равенство частных расходов и результатов образуют рыночное равновесие. А равенство социальных затрат и результатов образуют псевдорыночное равновесие. Псевдорыночное равновесие устанавливается совместными усилиями государства и механизма спроса и предложения.

  • 2. Предоставление населению общественных товаров является одной из функций государства в экономике свободной конкуренции.
  • 3. Именно государство обеспечивает экономические процессы нужным количеством денег. Рынок самостоятельно не способен решить такую проблему.

В итоге выделяются два ведущих звена механизма свободного предпринимательства - свободный рынок и государство. При этом смысл экономической деятельности государства заключается в том, чтобы решать те проблемы, которые рынок решить не в состоянии. Если посмотреть на реальную деятельность рынка, то можно заметить, что механизм рынка не даёт должного эффекта обществу.

Чисто рыночное распределение не может гарантировать обществу достойное существование и благосостояние. Но государство не может называться демократическим, если в нём не соблюдаются права всех его граждан. Так кто же будет защищать интересы нетрудоспособных - пенсионеров, детей и инвалидов в условиях рыночной экономики? Именно для этого государство разрабатывает соответствующие социальные программы.

Рынок не может гарантировать соблюдения права на труд даже для тех, кто хочет работать. И поэтому в рыночной экономике безработица неизбежна. Этот факт ставит перед государством много проблем. Поэтому государство также берёт на себя регулировать рынок рабочей силы для поддержания полной занятости и сокращения безработицы.

Также рынок не может обеспечить развитие науки и высоких технологий, преобразование производства. Только государство заинтересовано в капитальных вложениях в фундаментальную науку, разработки высоких технологий, прибыль от которых может быть пока не определена.

Для решения региональных программ также требуется вмешательство государства. Без регулирования на национальном и межгосударственном уровнях невозможно эффективное развитие мировой экономики.

Любая экономика подвержена инфляции и монополии, и поэтому рынок нуждается в антиинфляционной и антимонопольной политике, проводимых государством.

Экономика в переводе с греческого означает «искусство ведения домашнего хозяйства». В настоящее время понятие «экономика» стало намного шире и означает:

Основу экономики образуют отношения собственности на средства производства. Определяющим фактором развития экономики считают производительные силы.

Экономический базис - это основа для всех общественных отношений, он играет решающую роль в развитии общества.

Народное хозяйство представляет собой систему отраслей, видов производств и территориальных комплексов.

Экономика взаимосвязана с политикой и характер их взаимоотношений выражается в следующих формулировках:

Различаются внешняя и внутренняя политики, но это различие условно, так как внешнеполитический курс государства определяется характером его внутренней политики.

Важнейшей частью политики является экономическая политика, система экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего класса.

Государственная экономическая политика складывается из бюджетной, структурной, инвестиционной, ценовой, финансово-кредитной, внешнеэкономической, социальной, политики труда и занятости.

В настоящее время вмешательство государства в экономику сводится к следующим действиям:

  • - Разработка экономической политики;
  • - Управление предприятиями и организациями, находящимися в собственности государства. К таким предприятиям относятся объекты ядерной энергетики, космические, транспорт, связь, энергетические системы;
  • - Установление правовых основ рынка и ценовой политики - стимулирование предпринимательства, защита прав всех форм собственности, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, охрана прав потребителя;
  • - Регулирование внешнеэкономических отношений. Вмешательство государства в экономику усиливается в периоды экономических кризисов, на переходных этапах развития экономики. Как показывает опыт, экономическая реформа, реализуемая в нашей стране в данный момент, не может быть результативной без активного вмешательства государства в экономические процессы.

В настоящее время выделяются экономические функции государства, связанные с его общими функциями.

  • 1. Социальная функция - многообразна по содержанию. Главное предназначение - обеспечение общественного благополучия, создание равных возможностей для всех граждан. Государство гарантирует занятость трудоспособного населения, справедливое распределение благ, осуществление социальной защиты инвалидов, пожилых, беженцев, многодетных семей и детей-сирот, учащихся, безработных, национальных меньшинств.
  • 2. Экологическая функция - обязывает государство обеспечить экологическое благополучие граждан. Государство устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь пострадавшим от экологических катастроф, предоставляет компенсации. В России действует Закон об охране окружающей среды.
  • 3. Налогообложение и взимание налогов - одна из самых важных функций государства, обусловленная тем, что бюджет Российской Федерации практически полностью состоит из налогов.
  • 4. Руководство и регулирование хозяйственной деятельностью всех звеньев экономики;
  • 5. Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Согласно декларации прав человека от 22 ноября 1991 года и Конституции РФ, государство гарантирует каждому гражданину судебную помощь и защиту его прав, свобод и законных интересов. Выполнение этой функции обеспечивается системой правоохранительных органов. Надзор за исполнением законов возлагается на органы прокуратуры;
  • 6. Вхождение России в мировое сообщество значительно изменило её внешнюю политику и побудила признать гуманистические и общедемократические нормы в межгосударственном общении. Установлен приоритет международного договора перед внутригосударственным законом.
  • 7. Функция интеграции в мировую экономику основана на признании экономической взаимозависимости государств.
  • 8. Функция обороны одна из самых важных функций государства. В настоящее время эта функция основывается на принципе поддержания уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности.

Основные направления государственного регулирования экономики включают в себя:

  • 1. Управление государственной собственностью;
  • 2. Стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям;
  • 3. Региональное регулирование экономики;
  • 4. Политика занятости;
  • 5. Антиинфляционное регулирование.

Все эти направления иногда противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает приоритеты.

1. Управление государственной собственностью направлено на организацию воспроизводства, использования, трансформации и присвоения ее объектов посредством экономических функций, форм и методов.

Приватизация является одним из инструментов данной системы. Она отражает отношения по поводу преобразования государственной собственности в частную для рационализации их общей структуры и обеспечения эффективности воспроизводства консолидированного общественного капитала.

Управление государственной собственностью требует четкого определения объектов и субъектов государственной собственности и учета их особенностей. К объектам, относятся участки земли сельскохозяйственного назначения, большая часть природных ресурсов, средства производства государственных предприятий, финансы, ценные бумаги и многое другое. Субъекты - федеральное государство, субъекты федерации, субъекты муниципальной собственности.

2. Достижение сглаженности экономического развития необходимо для получения внутренней сбалансированности экономики.

Комплекс методов регулирования можно разделить на две группы:

  • - Косвенные меры - налоги, налоговые льготы, льготные кредиты, субсидии;
  • - Прямые меры - государственные заказы на продукцию, госуслуги, бюджетные инвестиции, определённые запреты правительства на выпуск ряда товаров и услуг.
  • 3. Одно из направлений экономической политики связано с решением региональных проблем.

Региональная политика представляет собой комплекс мер государства по достижению определённого пространственно-производственного равновесия в экономике.

Применительно к регионам государство реализует следующие меры:

  • - Определение границ региона, нуждающегося в поддержке;
  • - Выработка концепции специализации региона4
  • - Координация деятельности субъектов экономики, реализующих региональную политику.
  • 4. Разрабатывая политику занятости и социальной защиты безработных, государство старается не допустить дальнейшего нарастания напряжённости в обществе и предотвратить социальный взрыв.

В мировой практике существует два типа воздействия на уровень занятости: активная и пассивная государственная политика.

Активная политика на рынке труда предусматривает комплекс правовых, организационных и экономических мер, которые проводит государство в целях снижения уровня безработицы.

  • - Создание новых рабочих мест;
  • - Обучение, переподготовка и повышение квалификации;
  • - Активный поиск и подбор для безработных подходящих должностей;
  • - Субсидирование создания новых рабочих мест;
  • - Организация рабочих мест через систему общественных работ;
  • - Проведение мер по предупреждению увольнений работников.

Пассивная политика государства направлена на сглаживание негативных последствий безработицы и предполагает следующие действия:

  • - Выплата пособий по безработице;
  • - Оказание материальной помощи безработным;
  • - Осуществление доплат на иждивенцев;
  • - Выдача малоимущим гражданам недорогих товаров первой необходимости;
  • - Организация питания в специальных столовых.

В настоящее время центр тяжести смещается в сторону усиления активных мер.

5. Антиинфляционная политика является составной частью экономической политики. Антиинфляционная политика направлена на регулирование её темпа в безопасных для экономики государства пределах.

По мировому опыту, набор основных антиинфляционных мер типичен практически для всех государств. Важное значение для сдерживания инфляции имеют общеэкономические меры, которые направляются на поддержание относительно устойчивых темпов экономического роста. Типичные меры по сдерживанию инфляции:

  • - Преодоление бюджетного дефицита;
  • - Регулирование государственного долга;
  • - Кредитно-денежная политика;
  • - Регулирование цен;
  • - Политика доходов;
  • - Планы стабилизации;
  • - Внешние факторы.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от опасности со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в публичных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных граждан, решает вопросы государственной обороны.

Подводя итоги по всему вышесказанному, хочу отметить, что наиглавнейшей задачей всего государственного механизма является достижение баланса в процессе регулирования экономики.

государственное регулирование экономический социальный

Список литературы

  • 1. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь.-- М.:ИНФА -- М,2006. - 345 c.
  • 2. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия.-- М.:ИНФА -- М,2006. - 704с.
  • 3. Чепурин М. Н. Курс экономической теории. -- Киров: АСА,2007-.515 c
  • 4. Серёгина С.Ф., Агапова Т.А., Макроэкономика. М., 2006.
  • 5. Экономика, учебник, под ред. А.Г. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Кадыкова, М. 2007.
  • 6. А.Ф. Шишкин, Н.В. Шишкина, Макроэкономика. М., 2007.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально – экономической системы к изменяющимся условиям. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных и нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании

безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности.

Согласно А.Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. При этом последователи А.Смита исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т. е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Важнейшая причина – это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде где необходимо. Факторы обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики многообразны, но их можно сгруппировать на основании определенного критерия, связанного с разрешением тех или иных экономических проблем.

Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами:

Во- первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма – конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В свою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена антимонополисти-ческая деятельность государства.

Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной.

Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства, развитие

которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей

рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.

Государственное вмешательство в экономику является объективно

необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это

экономика или командно-распределительная. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

Литература:

1.Борисов Е.Ф. «Основы экономики» «Юрист» М: 1998, стр. 102

2.Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/ Архангельский В. П., Будорина А. В. и др.; под общей редакцией В. И. Кушлина – 2-е изд, доп. и перер. – М.: РАГС, 2003, стр. 453.

3. Экономическая теория: Учебник для вузов. Под редакцией А. И. Добрынина. 3-е издание, дополненное и исправленное «Питер», 1999,

4. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2001, стр. 36

Учебник Камаева В.Д., 2010г.©

Необходимость государственного регулирования

Государственное регулирование экономики – система мер государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

Причины, вызывающие необходимость вмешательства государства в рыночную экономику:

    Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка. Роль государства сводится к следующему: введение налога на выбросы вредных веществ в окружающую среду, введение стандартов на выбросы, использование рыночных лицензий на сброс отходов, государственная экспертиза инвестиционных проектов на их экологическую безопасность, запрещение коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых национальных ресурсов, запрещение применения вредных технологий, производства товаров и услуг, вредных для здоровья человека, правовые и административные рычаги, которые заставляют предпринимателей вкладывать деньги в восстановление природной среды.

    Существуют потребности в благах коллективного и общественного пользования. Речь идет об обороне страны, обеспечении национальной безопасности, охране общественного порядка. Эти блага называются общественными товарами и услугами . Из-за существования проблемы «фрирайдера» рынок не может обеспечить производство этих товаров в достаточном количестве. Поэтому предоставление общественных благ населению является функцией государства, а их финансирование осуществляется из бюджета.

    Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, то есть существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой.

    Необходимость государственного регулирования определяется и задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры зарплаты, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий.

    Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство.

    Государство должно играть огромную роль и в выборе дальнейшего развития экономической системы в точках бифуркации , то есть в точках разветвления экономической системы. Вмешательство здесь государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.

Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком («провалов» рынка), совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы является границей государственного регулирования.

Основными причинами, обусловливающими необходимость вмешательства государства в экономику, являются провалы рынка - экономическая неэффективность и неравенство (несправедливость, социальная неэффективность) при рыночном распределении доходов.

Признавая неоспоримые преимущества рыночной экономики перед командной экономикой, необходимо отметить, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их достаточно неэффективно. Провалы (фиаско) рынка - это такая ситуация, в которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль государства заключается в том, чтобы скорректировать подобные рыночные провалы. При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип государственного вмешательства.

К провалам рынка традиционно относят: несовершенство конкуренции (монополии, в том числе естественные); необходимость производства общественных благ, которые не в состоянии обеспечить рынок; игнорирование рынком проблем внешних эффектов (экстерналий); асимметрия информации, препятствующая свободной конкуренции.

Важной причиной вмешательства государства в рыночную систему является характерная для рынка тенденция к монополизации, имеющая неоднозначные последствия. С одной стороны, рост цен, издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распределение ресурсов и доходов, в ряде случаев невосприимчивость к научно-техническому прогрессу; с другой стороны, снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересованность в научных исследованиях и финансовые возможности проведения последних, способность прорыва на мировые рынки. В целях снижения негативных последствий государство через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), поощрение конкуренции и содействие созданию новых предприятий проводит антимонопольное регулирование экономики.

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ (национальная оборона, услуги маяков, уличное освещение и др.). Общественные блага - это блага, обладающие неисключаемостью (не могуг быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей) и неконкурентоспособностью (будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек). Производство и предложение таких благ частными компаниями оказывается невыгодным. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентоспособности - это квазиобщесгвенные блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и т.п. Иногда к таким благам относят также организации системы образования, медицины, культуры, хотя это скорее частные блага с высокими положительными внешними эффектами. Производство общественных благ занимается либо государство, либо фирмы -подрядчики государства. Наиболее сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов. При этом традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает.

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий) - ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Например, загрязнение окружающей среды - отрицательные внешние эффекты; выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей - положительные внешние эффекты.

Несостоятельность рынка связана также с несовершенством информации. Проблема асимметрии информации в некоторой степени может быть решена на основе учета репутации. Однако в наиболее сложных ситуациях полезным является вмешательство государства. Одна из его форм -лицензирование как обязательное условие занятия тем или иным видом деятельности. Возможно также прямое участие государства в производстве продукции и оказании услуг, с которыми связана существенная информационная асимметрия. В ряде случаев действенным инструментом, позволяющим нейтрализовать последствия информационной асимметрии, являются разнообразные виды государственного контроля за производством и сбытом товаров и услуг. Не только асимметричное распределение, но и недостаток информации у потенциальных участников сделок порождает неэффективность. Отсутствие достаточной информации может блокировать взаимодействие, результатом чего становится неполнота рынков, которая непосредственного проявляется в финансовой сфере. Обычно государство не в состоянии полностью преодолеть общий недостаток информации. Однако оно способно распределять риск между гражданами в такой степени, которая недоступна частным инвесторам. Поэтому государство может финансировать и осуществлять долгосрочные проекты, страховать банковские депозиты и предпринимать другие действия, которые, в принципе, способны улучшать положение в экономике, но зачастую слишком рискованны с точки зрения частных предпринимателей.

Все указанные факторы вмешательства государства в экономику относятся скорее к микроэкономике, так как характеризуют проблемы отдельных рынков. Но существуют и макроэкономические провалы рынка - безработица и инфляция, макроэкономическая нестабильность.

Борьба с инфляцией является важнейшей задачей экономической политики государства. Поддержание допустимого уровня инфляции нередко сопровождается большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и другими неблагоприятными последствиями.

Требует государственного вмешательства и существование безработицы. Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, приводит к негативным социально-экономическим последствиям: потери ВНП, низкие доходы населения, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность. В свою очередь политика, направленная на обеспечение и поддержание естественного уровня безработицы сопряжена с возможным дефицитом бюджета, инфляцией, так как требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий, затрат на создание и эффективную работу служб занятости и т.д.

Таким образом, провалы рынка ведут к тому, что экономика функционирует неэффективно, не достигая границы своих производственных возможностей, и поэтому вмешательство государства теоретически может улучшить ситуацию для общества в целом (в смысле достижения Парето-эффективности).

Другой важный аргумент в пользу государственного вмешательства -социальная несправедливость. Рыночный механизм, как известно, не способен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

На основании вышеизложенного можно констатировать, что государству принадлежит важная роль в сохранении и поддержании самой рыночной среды.

Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение «правил игры» основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, офа-ничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики. На самом же деле, принуждение оказывается способом снижения трансакционных издержек - издержек ведения переговоров, получения достоверной информации, издержек рискованных действий частных структур, которые были бы исключительно велики при отсутствии государственного контроля и гарантий. Такое принуждение осуществляется государством в интересах всех основных экономических субъектов и общества в целом. Но, в свою очередь, если издержки государственного управления оказываются выше трансакционных издержек, - это повод для ухода государства из соответствующих сфер. Мы согласны с Л.И. Якобсоном, что «государственное вмешательство уместно уподобить лекарству, которое следует применять только при наличии болезни, сообразно конкретному диагнозу, и избегая избыточных доз» .

Таким образом, рынок и государство - важнейшие общественные институты, дополняющие друг друга. Государство исправляет провалы рынка, а последний существенно влияет на деятельность государства и корректирует ее.

Проведенный анализ свидетельствует, что среди авторов, уделявших внимание вопросам государственного участия в экономике не сформировалось единого и универсального определения государственного регулирования экономики. В частности. В.И. Кушлин рассматривает государственное регулирование как одну из основных форм участия государства в экономике, состоящую в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития, благосостояние населения страны; составной элемент системы регулирования национальной экономики, дополняющий рыночное и корпоративное регулирование и взаимодействующий с ними .

Ряд авторов считает, что государственное регулирование - неотъемлемый элемент механизма функционирования экономики. В этом контексте под государственным регулированием они понимают воздействие (прямое или косвенное) государственных органов управления на экономику в обществе с целью достижения макроэкономического равновесия и обеспечения в целом нормального функционирования экономики .

При этом предполагается, что прямое, или непосредственное воздействие (поддержка) государственных органов распространяется лишь на хозяйствующие субъекты государственного сектора экономики, тогда как косвенное, или опосредственное) воздействие государства относится как к экономике в целом, так и прежде всего к ее частному сектору.

Некоторые экономисты трактуют государственное регулирование экономики как систему типовых мер законодательного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям .

Иначе интерпретирует государственное регулирование профессор В.И. Орешин: «государственное регулирование экономики - воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, включающий процедуру разработки экономической политики, обоснование ее положений, выбора средств и методов ее проведения» .

В.Л. Тамбовцев под государственным регулированием понимает использование юридических инструментов для реализации целей социально-экономической политики государства. При этом он подчеркивает, что содержанием соответствующих юридических инструментов - законов, указов президента, распоряжений и постановлений правительства, предписаний и инструкций, принимаемых отдельными органами исполнительной власти, а также нормативных актов региональных и муниципальных органов - являются преимущественно правила поведения или осуществления отдельный действий экономическими агентами .

Л.Г. Ходов отмечает, что государственное регулирование экономики в современных условиях является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, которые выдвигаются на передний план в зависимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и социальной сфере: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержание внешнеэкономического равновесия .

Также встречается определение государственного регулирования экономики, как системы институтов и мероприятий в рамках государства, служащей устойчивому функционированию и развитию экономической системы страны в соответствии с социально-экономическими целями, одобренными обществом .

Таким образом, обобщив и проанализировав существующие подходы, можно сделать вывод, что государственное регулирование экономики -это система экономических рычагов и инструментов целенаправленного воздействия государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности и устойчивости или изменения в нужном обществу направлении. Оно призвано создать правовые, экономические, организационные и другие условия для достижения максимального благосостояния общества в тех случаях, когда рыночный механизм недостаточно эффективно решает задачи распределения производственных или потребительских благ.

Государственное регулирование экономики направлено на достижение следующих экономических целей (табл. 1.1).

Основные экономические цели государственного регулирования экономики

Цель

Экономический

Предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни

Экономическая эффективность

Предусматривает получение наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов

Полная занятость трудоспособного населения

Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией

Стабильный уровень цен

Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжения, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать

Справедливое распределение доходов

Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который бы способствовал выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой

Сбалансированность торгового баланса

Предполагается поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок

Достижение указанных целей государственного регулирования экономики означает относительное макроэкономическое равновесие в рамках национального хозяйства и создание благоприятных условий для внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об