Налоги на малый бизнес: особенности и нововведения. Налоговые режимы для малого бизнеса

Зверева Наталья Александровна

студент 3 курса, кафедра экономики ЮГУ, РФ, г. Ханты-Мансийск

Солодовникова Ульяна Николаевна

научный руководитель, доцент ЮГУ, РФ, г. Ханты-Мансийск

Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных доходов в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней. Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности .

Налогообложение малого бизнеса зависит от того, какая система налогообложения малого бизнеса выбрана. По состоянию на 2014 год для российских индивидуальных предпринимателей и организаций предусмотрено 5 режимов налогообложения: 1 общий (ОСНО) и 4 специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН). Рассмотрим каждый из них более подробно:

Общая система налогообложения (ОСНО, традиционная, основная) - налоговый режим, который назначается автоматически всем ИП и организациям после их создания (за исключением случаев когда вместе с документами на регистрацию было подано заявление о переходе на один из специальных режимов).

ОСНО является самым тяжёлым налоговым режимом по части уплаты налогов и ведения отчётности. Как правило, общий режим используют, те предприниматели и организации, которые по каким-либо причинам не могут находиться на других системах налогообложения (например, из-за большой численности сотрудников или превышающего доступные пределы размера дохода) .

Находясь на общей системе налогообложения, малый бизнес налоги платит все, предусмотренные законодательством, если, конечно, индивидуальный предприниматель не освобожден от их уплаты. В этом случае налоги для малого бизнеса, которые являются федеральными, будут следующими:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

· Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с доходов ИП;

· НДФЛ с доходов работников;

· страховые взносы с выплат в пользу работников и за свое страхование;

· сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· водный налог;

· транспортный налог (который является региональным);

· земельный налог местный налог) .

Упрощенная система налогообложения (УСН, упрощенка) - специальный налоговый режим, который чаще всего является самым выгодным для уплаты налогов и ведения отчетности. По сравнению с другими специальными режимами под действие УСН попадает гораздо большее количество видов предпринимательской деятельности.

Применяя УСН, предприниматели и организации платят только один налог в соответствии с самостоятельно заранее выбранной облагаемой базой (6 % от доходов или 15 % от доходов, уменьшенных на величину расходов) .

Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождены от уплаты (п. 3 ст. 346.11 НК РФ):

· НДФЛ с доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ);

· налог на имущество физических лиц с имущества, используемого для предпринимательской деятельности;

· Налог на добавленную стоимость (НДС) (за исключением налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также уплачиваемого согласно статье 174.1 НК РФ) .

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД, вмененка) - специальный налоговый режим, который применяется только в отношении определённых видов деятельности (как правило, это розничная торговля и оказание услуг населению).

Главной особенностью ЕНВД, является тот факт, что при исчислении и уплаты налога размер реально полученного дохода значения не имеет. ЕНВД считается исходя от размера предполагаемого дохода предпринимателя, который устанавливается (вменяется) представительными органами муниципальных образований .

Индивидуальные предприниматели, применяющие режим уплаты ЕНВД, уплачивают следующие налоги и взносы:

· страховые взносы с выплат работникам и за свое страхование;

· НДФЛ из заработной платы наемных работников .

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - специальный налоговый режим, который предназначен специально для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Применять ЕСХН имеют право только те ИП и организации, у которых доход от сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70 %.

Как и любой другой специальный режим, ЕСХН позволяет одним единым налогом заменить все основные налоги общей системы налогообложения: НДС, налог на имущество и НДФЛ .

Налогоплательщики, применяющие ЕСХН кроме сельхозналога уплачивают страховые взносы с выплат работникам и за свое страхование, а также могут уплачивать НДФЛ из заработной платы наемных работников .

Патентная система налогообложения (ПСН) - специальный налоговый режим, который могут применять только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численность наёмных работников, у них не должна превышать 15 человек.

Применяя ПСН, индивидуальный предприниматель получает право покупать патенты (по одному на каждый) на определённые виды деятельности (как правило, это оказание бытовых услуг населению и розничная торговля).

При расчёте стоимости патента размер реального полученного дохода не имеет значения. Налог на ПСН рассчитывается исходя от потенциально возможного к получению дохода, который устанавливается законами субъектов России .

Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход ИП по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ.

Налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению ИП годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения, устанавливаемого на календарный год законом субъекта РФ.

Налоговым периодом признается календарный год или срок, на который выдан патент.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 %.

Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, освобождены от уплаты:

· НДФЛ (за себя);

· налог на имущество физических лиц;

При такой системе налогообложения необходимо платить страховые взносы во внебюджетные фонды .

Совмещение систем налогообложения:

Подавляющее большинство ИП и организаций во время своей деятельности используют только один из вышеперечисленных налоговых режимов, однако законом не запрещено совмещение некоторых систем налогообложения .

Важные изменения в законодательстве для малого бизнеса в 2014 году. С 1 января вступили в силу несколько значимых поправок по налогам УСН:

· Минэкономразвития приказом от 07.11.2013 № 652 установило коэффициент-дефлятор по УСН на 2014 год в размере 1,067. С учетом корректировки для перехода на УСН с 1 января 2015 года предельный размер доходов увеличен с 45 млн. руб. до 48,015 млн. руб. А для применения УСН на протяжении 2014 года нужно, чтобы доходы не превышали 64,02 млн. руб. (в 2013 году - 60 млн. руб.).

· Совокупная ставка страховых взносов в 2014 году осталась на уровне 2013 года - 30 %. В ПФР - 22 %, ФСС - 2,9 %, ФФОМС - 5,1 % (Федеральный закон от 02.12.2013 № 333-ФЗ). В 2014 году порог для начисления взносов составит 624 000 руб. «Упрощенцы», применяющие в 2014 году отдельные виды деятельности, могут по-прежнему использовать льготную ставку взносов - 20 %. Взносы уплачиваются только в ПФР до достижения уровня 624 000 руб. (постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101). Суммы превышения взносами не облагаются, в то числе по ставке 10 %.

Предприниматели, купившие патент, могут в 2014 году, как и в 2013-ом, применять пониженные ставки страховых взносов (20 % вместо 30 %). За исключением тех, которые осуществляют виды деятельности, указанные в подпунктах 19, 45-47 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ.

Тарифы страховых взносов на травматизм в 2014 году также остались на уровне 2013 года (Федеральный закон от 02.12.2013 № 323-ФЗ). То есть в зависимости от класса профессионального риска. Минимальный тариф - 0,2 %, максимальный - 8,5 %. Льготы также сохранены: взносы на зарплату инвалидов начисляются со скидкой 60 %. Тарифы и скидки предусмотрены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ.

· Президент подписал федеральный закон об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2014 года. И теперь можно подсчитать размер страховых взносов, которые должны будут заплатить предприниматели на свое страхование за 2014 год. Ведь фиксированный платеж считается как раз на основе МРОТ. МРОТ увеличен с 5205 руб. до 5554 руб. А фиксированный платеж в ПФР за 2014 год составляет 17 328,48 руб., в ФФОМС - 3399,05 руб. Данные платежи нужно уплатить до 31 декабря 2014 года.

Если доходы предпринимателя за 2014 год превысят 300 000 руб., он должен будет доплатить в ПФР еще 1 % с доходов, превышающих эту сумму. Этот платеж нужно перечислить до 1 апреля 2015 года. Отметим, что 1 % считается с доходов без уменьшения их на расходы. Плательщики на УСН для расчета взносов в ПФР берут доходы, перечисленные в статье 346.15 НК РФ.

· Налоговики рекомендовали налогоплательщикам начиная с 2014 года в декларациях в поле «код ОКАТО» указывать код ОКТМО. Эти рекомендации касаются и декларации по УСН, утвержденной приказом Минфина от 22.06.2009 № 58н. В письме от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18585 ФНС подчеркнула, что проставление кода ОКТМО носит рекомендательный характер до утверждения новых форм деклараций. Когда же декларации изменятся, указывать код ОКТМО нужно будет в обязательном порядке. Список налоговых деклараций, в которые внесены изменения. Узнать, какой код ОКАТО соответствует коду ОКТМО, можно на сайте Минфина.

С 2014 года изменены также правила заполнения платежек. В платежных поручениях, как и в декларациях, вместо кода ОКАТО нужно указывать код ОКТМО .

Желание каждого предприятия - платить меньше налогов.

Прежде всего, руководителей при выборе системы налогообложения интересует уровень налоговой нагрузки. Анализируя этот показатель при разных режимах налогообложения, можно сделать выбор в пользу той или иной системы налогообложения.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства осуществляется, как на общих основаниях, так и с помощью специальных налоговых режимов.

Особый режим налогообложения для малого бизнеса принят в большинстве стран. Для этого существуют различные причины. Прежде всего, малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка. Поддержка малого предпринимательства позволяет увеличить занятость населения и таким образом улучшить социальную атмосферу в обществе и уменьшить расходы на выплату пособий по безработице. Упрощение налогообложения и, соответственно, учета позволяет улучшить условия функционирования малого бизнеса за счет снижения затрат (как финансовых, так и трудовых) на ведение учета и расчет налогов.

Список литературы:

  1. Важные изменения в законодательстве для малого бизнеса в 2014 году // Российский налоговый портал. - 2006-2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://taxpravo.ru/analitika/statya-345139-vajnyie_izmeneniya_v_zakonodatelstve_dlya_malogo_biznesa_v_2014_godu (дата обращения 17.11.2014).
  2. Налоговый кодекс РФ: часть 1 от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 04.10.2014); часть 2 от 05.08.00 № 117-ФЗ (ред. от 04.10.2014).
  3. Налогообложение малого бизнеса // Журнал Бухгалтерия ИП - практический журнал для индивидуальных предпринимателей. - 2011-2014. - № 6. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.indpred.ru/nalogooblojenie_malogo_biznesa (дата обращения 17.11.2014).
  4. Одарченко А.В. Проблемы развития малого бизнеса // Налоги и налогообложение | лекции, рефераты и шпоры по налогам и налогообложению. - 2014. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://nalogpro.ru/problemy-razvitiya-malogo-biznesa/ (дата обращения 17.11.2014).
  5. Системы налогообложения в России // Малый бизнес. - 2011-2014. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.malyi-biznes.ru/sistemy/ (дата обращения 17.11.2014).

Для оценки эффективности любой бизнес-идеи важно просчитать ее прибыльность, а здесь значительное влияние оказывает налогообложение. Некоторые виды бизнеса прибыльны только в тех случаях, когда они работают в конкретных системах налогообложения (к примеру, сельское хозяйство).

В развитых странах для малого и среднего бизнеса созданы особые налоговые условиях, которые позволяют этому сегменту экономики активно развиваться. Налогообложение малого бизнеса в России хоть и далеко от совершенства, но также ставит своей целью развитие этого сегмента. А это, в свою очередь, напрямую влияет на общий уровень благополучия населения, а также на совершенствования качества продукции.

  • Системы налогообложения, действующие на сегодняшний день в России;
  • Общая система налогообложения;
  • Единый сельхозналог;
  • Патентная система;
  • Единый налог на вмененный доход;
  • Упрощенная система.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Существующие системы налогообложения в России

Налоговая политика государства в отношении малого бизнеса предусматривает создания благоприятных налоговых условий. Этим в числе прочего и объясняется разнообразие существующих налоговых режимов. В налоговой системе РФ работают такие формы налогообложения:

Каждая система имеет свои положительные и отрицательные стороны. Система налогообложения малого бизнеса в РФ построена так, что наиболее активно этим сегментом используются такие формы, как УСН, патент и ЕНВД. Однако в некоторых случаях общая система бывает привлекательнее любой упрощенной.

ОСНО

Если говорить об особенностях налогообложения малого бизнеса в России, то ОСНО является для него наименее предпочтительной, поскольку данная система предусматривает уплату целого комплекса налогов, а также полноценное ведение бухучета. Сразу после регистрации, организация или индивидуальный предприниматель, по умолчанию, зачисляются в категорию плательщиков налогов на общих основаниях.

Основным налогом для организаций на этой системе является налог на прибыль, для предпринимателей – налог на доходы физлиц. Также на ОСНО уплачиваются такие налоги, как НДС, имущественный налог, налог на транспорт и т.д.

ЕСХН

Это особая система налогообложения малого бизнеса в РФ, которая доступна только производителям сельхозпродукции. Причем, если предприятие или ИП является и производителем, и переработчиком, то оно имеет право использовать ЕСХН, но если оно только перерабатывает сельхозпродукцию, то спецрежим для него будет недоступен.

Перейти на ЕСХН можно, подав в ФНС соответствующее заявление. При этом в структуре доходов заявителя не менее 70% должно быть получено за счет продажи произведенной самостоятельно продукции. ЕСХН освобождает организацию или предпринимателя от уплаты налога на прибыль (или НДФЛ), НДС и имущественного налога.

Патент

Патентная система налогообложения (НО) доступна представителям малого бизнеса, занимающимся отдельными видами деятельности в отдельных регионах. С первого января 2015 года налоговая политика в отношении малого бизнеса, работающего по патенту, изменилась. В частности, выдача патентов тем или иным предпринимателям может устанавливаться не только на территории всего региона, но и на территории отдельных муниципалитетов или районов. Для патента устанавливается постоянная стоимость независимо от прибыльности и оборота предпринимателя. Стоит помнить, что эта система доступна только ИП.

Для ИП должен подать в ФНС заявление и если оно соответствует установленным критериям, то после оплаты стоимости патента, он получит право работать в этой упрощенной форме НО. В то же время стоит учитывать и то, что ИП, выбравший патентную систему, не имеет льгот в части уплаты налога на имущество, задействованного в процессе бизнес-деятельности.

ЕНВД

Налоговая политика для малого бизнеса предусматривает принудительный перевод на уплату единого налога на вмененный (предположительный) доход субъектов предпринимательства, работающих в отдельных сферах экономики. Он рассчитывается на основании вмененного (то есть предполагаемого) дохода, при этом фактическая прибыль или оборот фирмы или ИП не имеют значения.

Налогообложение малого бизнеса в РФ в 2015 в части уплаты ЕНВД немного изменилось. В частности, в 2015 году коэффициенты-дефляторы К1 и К2, используемые в расчете единого налога, было обновлены, их значения несколько увеличились.

Организации, работающие на ЕНВД должны учитывать, что с этого года помимо единого налога необходимо уплачивать налог на имущество, рассчитываемый на основании его кадастровой стоимости. Плательщики ЕНВД подают в ФНС соответствующую декларацию, форма которой в 2015 году изменилась.

УСН

Упрощенная система НО – самый простой и распространенный налоговый режим среди представителей малого бизнеса. На УСН можно перейти добровольно, условия принудительного перехода в НК РФ не предусмотрены. Существует два формата УСН:

  • налог с доходов (6%);
  • налог с доходов за минусом расходов (15%).

Каждый предприниматель выбирает для себя такой режим, который более выгоден для его компании. К примеру, субъекты предпринимательства, занимающиеся торговлей, чаще выбирают налог с доходов, а производственные цеха предпочитают уплачивать налог с чистой прибыли. Упрощенная система позволяет не платить такие налоги, как:

  • налог на прибыль (для фирм);
  • НДФЛ (для физлиц);
  • налог на имущество;
  • НДС и т.п.

Кроме того, неоспоримым преимуществом УСН является простота бухучета, что позволяет некоторым ИП вести весь учет своей деятельности без привлечения бухгалтера. В 2015 году малый бизнес в России, представленный организациями, помимо единого налога должен будет уплачивать имущественный налог, рассчитанный на основании кадастровой стоимости.

Каждая из систем НО, действующих в России, подходит для тех или иных представителей малого бизнеса. Однако назвать эти системы идеальными нельзя. Проблемы налогообложения малого бизнеса в России есть, и их влияние на его развитие существенно. Доля малого бизнеса в общем ВВП РФ заметно меньше, чем в других цивилизованных странах. Это в основном связано с несовершенством налоговых норм. Потому разработка более прогрессивных и простых форм налогообложения скажется на развитии малого бизнеса самым положительным образом.

Малые предприятия не имеют больших производственных и реализационных объемов. Тем не менее они вносят существенный вклад в доходы бюджета. Это обусловлено тем количеством, в котором они представлены на рынке. По последним данным, в стране работает порядка 5-ти млн ПБЮЛ и 282 компании, численность штата в которых 15-100 человек. Более всего распространены предприятия торговли и сервиса. Рассмотрим далее особенности налогообложения малого бизнеса.

Общие сведения

Законопроект о налогообложении малого бизнеса предусматривает определенные послабления для небольших предприятий. Это обусловлено тем, что на первоначальных этапах своей деятельности таким компаниям и ИП сложно нести бремя в полном объеме ввиду небольшого объема реализации и производства. Как правило, граждане создают предприятие с использованием собственных средств. Они рискуют своими деньгами и личным имуществом при вхождении на рынок. Закон о налогообложении малого бизнеса учитывает сложность развития, принимает во внимание тот факт, что до получения первой прибыли должно пройти определенное время. Поэтому для таких предприятий предусматриваются определенные льготы.

Режим вмененного платежа

Для этой системы налогообложения малого бизнеса характерна простота при расчете. Этот режим используется в тех случаях, когда доход предпринимателя сложно контролировать. Суть его состоит в том, что его взимают с предприятия в форме фиксированного платежа за конкретный период. Им может быть, например, год. Муниципальная или государственная власть, учитывая средний прогнозируемый доход для определенного вида деятельности, предлагают выплатить рассчитанный налог авансом. После внесения платежа, хозяйствующий субъект будет считаться надлежащим плательщиком до следующего периода. В ряде случаев вмененное налогообложение малого бизнеса предполагает использование корректирующих коэффициентов. С их помощью власть пытается сделать платежи более адекватными и справедливыми. Базовую ставку умножают на повышающий или понижающий коэффициент. Он будет зависеть от вида деятельности, местоположения, клиентского потока, инфраструктуры и ряда других факторов.

Отчисление с прибыли

Это далеко не новое налогообложение малого бизнеса. Отчисление с дохода предполагает справедливое разделение прибыли между предпринимателем и государством по установленной ставке. Соответственно, чем больше поступлений будет у предприятия, тем больше он отдаст в бюджет. В отечественной практике установлена ставка в 13%. Она соответствует той, что установлена для сбора подоходного налога с физлиц. Так как ИП, выступая в качестве владельцев бизнеса, вправе привлекать к деятельности предприятия работников по найму, то они должны также самостоятельно рассчитывать и выплачивать за них обязательные суммы. Индивидуальным предпринимателям можно получать профессиональные вычеты в сумме осуществленных ими расходов. Такие затраты должны официально подтверждаться документами и касаться непосредственного извлечения прибыли. На вычеты можно рассчитывать только после госрегистрации в качестве ИП.

Налог на имущество

Его выплачивают владельцы сооружений, гаражей, офисов, жилых домов, производственных помещений. Ставки формируются в органах местной власти с учетом рыночной стоимости объектов, вида их использования и прочих критериев. Упрощенное налогообложение малого бизнеса исключает необходимость отчислять суммы с имущества, которое непосредственно участвует в предпринимательской деятельности, если выплачивается ЕНВД.

НДС

Стоимость продукта на разных стадиях технологического и реализационного процесса постепенно повышается. Суть НДС заключается в том, чтобы на каждом таком этапе с предпринимателя взимались определенные платежи. Для индивидуальных предпринимателей это сравнительно новое налогообложение малого бизнеса. Оно действует для них с 1-го января 2001-го года. До этого момента НДС вменялось только коллективным предпринимателям - предприятиям. Сумма НДС включается в конечную стоимость продукта, по которой его приобретает потребитель. Законодательство предусматривает налоговые вычеты по НДС для ИП. Документом-основанием, дающим такое право, выступает счет-фактура. Те, кто выплачивает ЕНВД, отчисляют НДС только при ввозе продукции на таможенную территорию РФ.

Отчисления с продаж

Они составляют косвенное налогообложение малого бизнеса. Суть этих отчислений в том, что при заключении каждой сделки купли-продажи государство взимает определенный процент. Соответственно, чем больше потребитель приобретает товаров, тем больше сумма выплаты.

ЕСН

Для реализации права пользоваться системами государственного медицинского и социального страхования, а также пенсионного обеспечения, предприниматель и его работники должны отчислять определенные суммы в соответствующие фонды. Эти платежи включены в категорию обязательных. Это налогообложение малого бизнеса предполагает отчисления с различных вознаграждений, положенных физлицам в соответствии с гражданско-правовыми договорами, в которых предметом является исполнение работы, оказание услуги, а также авторскими соглашениями. В качестве исключения выступают вознаграждения, положенные индивидуальным предпринимателям. Взносы перечисляются в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. Кроме этого, суммы удерживаются с доходов предпринимательской деятельности за минусом расходов, которые связаны с их получением. С суммы, направляемой в Фонд соцстраха, такие субъекты налог не выплачивают.

Транспорт

С него также выплачивается налог. Соответствующие суммы отчисляются в региональный бюджет. На уровне субъекта устанавливается ставка транспортного налога в рамках НК, сроки и порядок выплаты, льготы и основания для их применения, форма отчетности. Тарифы рассчитываются в соответствии с мощностью двигателя, категории ТС.

Земля

Она выступает в качестве одного из производственных факторов. Государство устанавливает земельный налог по принципу прямой пропорции. То есть, чем больше ресурсов используется, тем выше плата. В качестве плательщиков выступают физлица, имеющие землю в собственности, пользовании, владении. Ставка определяется местными органами власти.


1. Налогообложение малого бизнеса. Какие категории плательщиков к ним относятся, действующие варианты обложения налогами их доходов и применяемые к ним льготы

Список литературы


1. Налогообложение малого бизнеса. Какие категории плательщиков к ним относятся, действующие варианты обложения налогами их доходов и применяемые к ним льготы


Малое предпринимательство - один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы малого предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.

Основным нормативным документом является Федеральный Закон от 24 июля 2007 года № 209 -ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Согласно статье 4. указанного Закона определены категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Льготы

Согласно ст. 7. Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

Современное налоговое законодательство позволяет субъектам малого предпринимательства применять различные режимы налогообложения, так называемые специальные налоговые режимы. К их числу относятся: единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), упрощенная система налогообложения (УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Из перечисленных систем налогообложения только ЕНВД является обязательным для применения, если Ваш вид деятельности попадает под его действие. Две остальные системы ЕСХН и УСН носят добровольный характер и могут применяться на усмотрение налогоплательщика.

С 1 января 1996 г. была введена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства (далее - УСН).

Этот специальный режим налогообложения вводился в действие законами субъектов РФ. Был установлен добровольный порядок перехода на УСН и возврата к общей системе налогообложения, а также следующие условия для перехода на УСН организаций и индивидуальных предпринимателей:

предельная численность работающих (независимо от вида осуществляемой ими деятельности) - не более 15 человек;

совокупный размер валовой выручки в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения УСН, не должен был превышать 100 тыс. МРОТ.

С 1 января 1999 г. был введен единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, который также вводился в действие законами субъектов РФ и был обязательным к уплате на территориях субъектов РФ.

На уплату единого налога могли быть переведены организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в общественном питании, розничной торговле, ремонте и строительстве, транспортном и бытовом обслуживании, консультировании и другие.

В целях стимулирования развития малого предпринимательства за счет упрощения системы налогообложения с 1 января 2003 г. введены в действие два специальных режима налогообложения: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26 и 26 НК РФ), которые заменили действовавшие ранее аналогичные режимы налогообложения.

Порядок применения вышеперечисленных режимов

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) установлен главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: - бытовые услуги населению;

оказания ветеринарных услуг;

оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

услуги платных автостоянок;

оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;

Розничной торговли;

общественного питания;

распространения и (или) размещения наружной рекламы;

Конкретный перечень из вышеперечисленных видов деятельности устанавливается нормативными правовыми актами каждого муниципального района, на территории которого вводится данный налог.

Кроме перечня видов предпринимательской деятельности местным органам власти предоставлено право устанавливать на своих территориях значение коэффициента К2. Это корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг) сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и т.д.

Необходимо знать, что для перехода на уплату ЕНВД введены ограничения, предусмотренные ст.346.26 Кодекса.

Основным является то, что при применении ЕНВД размер уплачиваемого налога не зависит от размера полученной прибыли. Кроме того, не уплачиваются такие налоги от предпринимательской деятельности как: налог на прибыль (для юридических лиц) и налог на доходы физических лиц (для предпринимателей), налог на имущество, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость. Перечисленные налоги заменяются уплатой единого налога, рассчитанного исходя из налоговой базы, которая определяется как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Налоговая отчетность представляется 1 раз в квартал, не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода, налог уплачивается не позднее 25 числа первого месяца следующего налогового периода.

Налог рассчитывается от физического показателя: площади, численности работников, количества транспортных средств и др.

Упрощенная система налогообложения (УСН) установлена главой 26.2 Кодекса. значит, кто не обязан уплачивать единый налог на вмененный доход, имеют право выбора, применять общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения.

Перейти на УСН вновь зарегистрированные налогоплательщики могут по заявлению, поданному в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, теряют право на её применение, когда полученные доходы превысят определенную величину + другие факторы (величина дохода подлежит ежегодной индексации).

Изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Преимущества этого вида налогообложения:

При УСН отсутствует необходимость в ведении бухгалтерского учета. Достаточно вести «Книгу учета доходов и расходов», которую следует зарегистрировать в налоговом органе.

Применение УСН предусматривает освобождение от уплаты налога на прибыль для юридических лиц и налога на доходы физических лиц для предпринимателей. При этом и те и другие не уплачивают налог на имущество, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость от предпринимательской деятельности.

Можно выбрать объект налогообложения. Это значит, что налог может уплачиваться только с доходов по ставке 6%, или с доходов, уменьшенных на величину расходов по ставке 15%.

Еще одно преимущество заключается в том, что с 2009 года налоговая декларация представляется в налоговые органы только один раз в год.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) введена главой 26.1 Кодекса и может применяться наряду с иными режимами налогообложения.

Переход на уплату ЕСХН носит добровольный характер.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации составляет не менее 70 процентов.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление.

Преимущества этого вида налогообложения:

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль (для организаций), налога на доходы физических лиц (для предпринимателей), налога на имущество, единого социального налога и налога на добавленную стоимость от предпринимательской деятельности.

С 2009 года декларация по единому сельскохозяйственному налогу представляется в налоговые органы только один раз в год.

налогообложение доход малый бизнес

Задача 1


Гражданка Иванова подала в суд общей юрисдикции заявление о разводе с супругом. В заявлении изложена просьба о разделении поровну совместно нажитого имущества стоимостью 3 млн. руб.

Исчислить государственную пошлину, подлежащую уплате в бюджет.

Ответ:

Согласно ст. 333.20. Налогового кодекса РФ «Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям» государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:

если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса;

В нашем случае:

Согласно п.п 1 п.1 ст.333.19 НК РФ

По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

Кроме того, при подаче искового заявления о расторжении брака - 400 рублей; (пп..5п.1 ст. ст.333.19 НК РФ).

Сумма госпошлины составит:

Половина стоимости совместно нажитого имущества составит 1500 млн. рублей. Следовательно, сумма иска -1500 млн. рублей. Определяем госпошлину: 13 200 рублей +(0,5 % от 500 000 рублей) = 15 700 рублей.

400 рублей при подаче искового заявления.

Итог: 16 100 рублей (15 700 + 400).

Задача 2


В январе физическое лицо, не состоящее в родственных отношениях с другим физическим лицом, подарило ему квартиру стоимостью 1500 тыс. руб.

Определите, какие налоги подлежат уплате и рассчитайте сумму налогов.

Ответ:

налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, отменен Федеральным законом от 01.07.2005 N 78-ФЗ;

С 1 января 2006 г. имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, является объектом обложения налогом на доходы физических лиц в порядке установленном:

п. 18 ст. 217 НК РФ по имуществу, переходящему в порядке наследования;

п. 18.1 ст. 217 и пп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ по имуществу, переходящему в порядке дарения.

Доход в виде жилого помещения, полученного в порядке дарения одним физическим лицом от другого физического лица, подлежит налогообложению в соответствии с положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

При этом согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей и паев, если иное не предусмотрено указанным пунктом.

Доходы, полученные в порядке дарения этого имущества, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца и мать) братьями и сестрами).

Таким образом, если физическое лицо - даритель является членом семьи или близким родственником в соответствии с Семейным кодексом РФ по отношению к одариваемому физическому лицу, то такой доход в виде недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

В иных случаях указанный доход подлежит обложению НДФЛ в общем порядке с применением налоговой ставки 13% (независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя). (Письмо Минфина России от 05.10.2009 N 03-04-05-01/724)

В нашем примере физические лица не состоят в родстве, следовательно, доходы, полученные в прядке дарения, подлежат налогообложению по ставке 13%. 1500 000 руб.* 13% = 195 000 рубля.


Список литературы


1. Александров и. М. Налоги и налогообложение. М., 2010.

Качур О.В Налоги и налогообложение. Учебное пособие. М., 2009.

Миляков Н. В. Налоги и налогообложение. М., 2009.

Налоги: учебник для студентов вузов /Под ред. Д. Г. Черника, И. А. Майбурова, А. Н. Литвиенко. М., 2008.

Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение. М., 2009.

Тарасова В. Ф. Налоги и налогообложение. М., 2009.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 07.06.2011).

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 21.06.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2011).


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Открывая собственное дело, каждый предприниматель, прежде всего, просчитывает налоговую нагрузку. Не секрет, что в России давление налогового бремени на малый бизнес достаточно серьезное, поэтому многие работают полулегально, скрывая свои реальные доходы.

Однако руководство страны понимает, что доля налогов малого бизнеса в бюджете значительна, и объем поступлений может увеличиться, если создать условия для развития этого сегмента.

Именно поэтому, сейчас много усилий прикладывается для оказания , а также для создания условий для выхода его из тени. О том, какой предстоит налог на малый бизнес 2015 и какие предусмотрены льготы, и поговорим далее.

  • Налоговые системы для малого бизнеса;
  • Новшества по налогам для малого бизнеса в 2015 году;
  • Три года без проверок;
  • Налоговые каникулы для ИП.

Системы налогообложения малого предпринимательства

Налоги для малого бизнеса – понятие обширное, включающее в себя целый ряд систем налогообложения. Чаще всего небольшие предприятия и ИП выбирают:

  • ОСНО;
  • патент;
  • ЕНВД.

ОСНО – это общая система налогообложения, на которую каждое юридическое и физическое лицо переводится сразу же после регистрации. Она предусматривает обложение бизнеса целым набором налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ и т.д.). Это наименее привлекательная система для малого бизнеса, поскольку объем налогов здесь наибольший, а также необходимо вести подробный бухгалтерский учет всех операций.

УСН – это один из налоговых спецрежимов, предназначенных именно для малого бизнеса. Налоговые сборы для малого бизнеса на УСН ограничиваются уплатой одного налога в размере:

  • 6% с прибыли;
  • 15% с оборота.

Малый бизнес чаще всего выбирает именно эту систему, поскольку она позволяет вести упрощенный учет, и объемы выплат при этом небольшие.

Патентная система доступна только микробизнесу. Ее еще называют торговым налогом на малый бизнес. Зачастую речь идет об ИП, которые оказывают бытовые услуги населению или торгуют различными товарами на рынках и в небольших магазинах. Сама по себе система предусматривает покупку патента на определенный срок (чаще всего год), уплаченная при этом сумма и является налогом с деятельности.

ЕНВД – это налоговый спецрежим, на который автоматически переводятся малые предприятия, занимающие определенными видами бизнеса. Расчет налога здесь основывается на специальных коэффициентах и физических показателях (торговая площадь, количество ТС и так далее). Налоговые поступления от малого бизнеса здесь ограничиваются одним налогом, а НДС, налог на прибыль и другие, как и в предыдущих случаях, не платятся.

Существуют и такие спецрежимы по налогам, как ЕСХН, которым могут воспользоваться только сельхозпроизводители. Кроме того, стоит учитывать, что в каждом субъекте федерации могут быть свои индивидуальные правила налогообложения, ставки налогов и другие нюансы,с учетом нововведений на налоги малый бизнес 2015, принятых руководством страны.

Команда сайта Мир Бизнеса рекомендует всем читателям пройти Курс Ленивого Инвестора, на котором вы узнаете как навести порядок в личных финансах и научиться получать пассивный доход. Никаких заманух, только качественная информация от практикующего инвестора (от недвижимости до криптовалюты). Первая неделя обучения бесплатная! Регистрация на бесплатную неделю обучения

Налоги для малого бизнеса в 2015 году: нововведения

В июле президент подписал закон об особых налоговых режимах для малого и среднего бизнеса, который способствует снижению налоговой нагрузки на предпринимателей. Некоторые эксперты даже заговорили о новом налоге на малый бизнес, однако все несколько проще.

В частности, этот нормативный акт позволит региональным властям снижать ставки для тех, кто выбрал упрощенную систему НО. Налог, исчисляемый с прибыли, можно уменьшить с 6% до 1%, а в Крыму с 4% до 1%. Тем ИП, которые зарегистрировались впервые и собираются оказывать бытовые услуги гражданам, региональные власти могут устанавливать нулевую ставку налога при УСН и работе по патенту.

Изменения коснулись патентной системы. Количество видов деятельности, в рамках которых можно работать по патенту, увеличивается с 47 до 63. В частности, теперь патент смогут приобрести предприниматели, занимающиеся изготовлением продукции из молока, аквакультурой и рыболовством, ремонтом компьютерного оборудования, выращиванием овощей, заготовкой трав и семян и так далее.

Некоторые эксперты, правда, считают, что регионы не станут снижать ставки, опасаясь уменьшения налоговых поступлений от малого бизнеса. Потому для реализации данной программы в перспективе будут выделены соответствующие средства, чтобы в погоне за поступлением налогов от малого бизнеса местные чиновники не игнорировали нововведения.

Освобождение от проверок

Еще одной новостью по налогам для малого бизнеса стало освобождение от налоговых проверок. Соответствующий закон приняла Госдума первого июля текущего года. В соответствии с данным нормативным актом, малый бизнес с первого января 2016 года освобождается от различных проверок контрольно-надзорных органов сроком на три года. Освобождение касается тех предприятий и ИП, которые в течение предыдущих трех лет не допускали нарушений законодательства.

В то же время надзорные органы могут проверить малый бизнес в том случае, если ранее его должностные лица или само предприятие (ИП) были привлечены к административной ответственности за грубые нарушения законов, или деятельность была временно остановлена.

Освобождение не касается проверок по части пожарной, экологической и промышленной безопасности. По мнению авторов закона, он позволит снизить надзорное давление на бизнес, которое в значительной мере останавливает рост и развитие малого и среднего бизнеса.

Налоговые каникулы

В декабре минувшего года был принят еще один интересный закон, позволяющий малому бизнесу снизить налоговое бремя. В нем прописан не новый налог на малый бизнес, а специальный режим, который называется налоговыми каникулами. Налоговыми каникулами смогут воспользоваться ИП, которые зарегистрировались впервые. Им будет предоставлено право на нулевую ставку налога в течение двух налоговых периодов с момента регистрации. Программа, по которой бизнесу могут быть предоставлены налоговые каникулы, будет действовать с 2015 по 2020 год.

О каких налогах для малого бизнеса идет речь? Нулевая ставка будет устанавливаться для ИП, которые перешли на патентную систему или УСН. При этом сфера деятельности, в которой будет работать предприниматель, должна быть производственной, социальной или научной. ИП, имеющий право на нулевой налог на малый бизнес, должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя впервые.

Региональные власти имеют право устанавливать ограничения для льготников по количеству наемных работников или объему поступлений. Эксперты считают, что этот закон позволит тем, кто только начинает бизнес, освоиться в нем без лишних потерь, а тем, кто работает без регистрации, легализовать свой бизнес.

Налоги на малый бизнес в России, безусловно, всегда были менее обременительны и сложны в исчислении, однако есть немало спорных моментов, которые пугают потенциальных предпринимателей. Сегодня власти пытаются привлечь в малый бизнес как можно больше граждан, для чего и был принят ряд законов, направленных на снижение налоговой нагрузки.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об