Организация продает автомобиль физическому лицу – советы и рекомендации по продаже организацией автомобиля физическому лицу. Учет купленного автомобиля: налоги и бухгалтерские проводки

Хворост Дина Викторовна, ведущий эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

Покупка автомобиля сопряжена со многими сложностями. Это и регистрация в ГИБДД, и обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО), и установка сигнализации. Сегодня речь пойдет о порядке отражения расходов на приобретение автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете.

Первоначальная стоимость

В бухгалтерском и налоговом учете автомобиль относят к основным средствам. В бухгалтерском учете первоначальная стоимость автомобиля складывается из фактических затрат организации на его приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) . Расходы, включаемые в первоначальную стоимость приобретенного основного средства, собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (субсчет «Приобретение основных средств»). В налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (кроме случаев, предусмотренных Налоговым кодексом).

В большинстве случаев первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете совпадает. Исключение составляют проценты по заемным средствам (пп. 2 п. 1 ст. 256 НК РФ), а также суммовые разницы (пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ), не включаемые в первоначальную налоговую стоимость и признаваемые внереализационными расходами. Вопрос о включении в первоначальную стоимость автомобиля платы за регистрацию в ГИБДД будет рассмотрен ниже.

Сформированная первоначальная стоимость автомобиля, подтвержденная правильно оформленными документами, отражается на счете 01 «Основные средства».

Основное средство: до регистрации в ГИБДД или после?

Без регистрации автомобиля в установленном порядке в ГИБДД эксплуатация транспортного средства на дорогах запрещена. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в ГИБДД. Сделать это в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов либо возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Следовательно, если автомобиль приобретается не для перепродажи и предполагается его участие в дорожном движении, то организация обязана поставить автотранспортное средство на учет в ГИБДД.

Однако регистрация автомобиля не является обязательным условием для принятия актива к учету в качестве объекта основных средств . Тем более что автомобиль фактически может эксплуатироваться определенный промежуток времени (в течение срока действия регистрационного знака «Транзит») и без регистрации. Следовательно, по мнению автора, для того, чтобы принять к учету автомобиль на счете 01, не нужно дожидаться момента регистрации в ГИБДД. Этот факт имеет значение для исчисления налога на имущество, если покупка автомобиля и ее регистрация осуществлялись в разные отчетные (налоговые) периоды (например, приобрели машину в декабре, а зарегистрировали только в январе).

С другой стороны, нельзя не учитывать и иную точку зрения, согласно которой до регистрации транспортного средства в ГИБДД автомобиль не отвечает всем условиям для признания его основным средством, поскольку он не готов к эксплуатации и не может приносить экономическую выгоду.

Вопрос о дате принятия автомобиля к учету важен для получения права на налоговый вычет по НДС. Входной НДС по приобретенному автомобилю принимается к вычету только после отражения основного средства на счете 01 при соблюдении условий, установленных ст. 171, 172 НК РФ, а именно:

  1. НДС предъявлен на территории РФ или уплачен при ввозе товаров на территорию РФ;
  2. автомобиль приобретен для осуществления операций, облагаемых НДС;
  3. сумма НДС предъявлена на основании счета-фактуры.
Если организация примет к вычету НДС до регистрации транспортного средства в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами лучше все же принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.

Кроме того, без споров с налоговыми органами в налоговом учете автомобиль включается в состав амортизируемого имущества лишь после ввода в эксплуатацию, которая возможна только по завершении регистрации транспортного средства в ГИБДД. Поэтому и в бухгалтерском учете будет целесообразно принимать автомобиль к учету после его своевременной регистрации (Письмо Управления МНФ РФ по г. Москве от 12.05.2004 № 26-12/32341.

Поскольку ситуация, касающаяся момента принятия к учету автомобиля в качестве объекта основных средств, законодательно не урегулирована, организации следует определить данный вопрос в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета.

При принятии автомобиля к учету нужно составить акт ОС-1 о приеме-передаче объекта основных средств и открыть инвентарную карточку по форме ОС-6, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

Регистрация автомобиля в ГИБДД

Как уже было сказано, организация должна в пятидневный срок после покупки автомобиля зарегистрировать его в ГИБДД МВД России. За государственную регистрацию транспортных средств и иных регистрационных действий с автотранспортом предусмотрена уплата государственной пошлины в следующем размере: – за выдачу государственных регистрационных знаков на транспортные средства – 400 руб.; – за выдачу государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства и прицепы – 200 руб.; – за выдачу паспорта транспортного средства – 100 руб.; – за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства – 100 руб. После регистрации организация получает свидетельство о регистрации автомобиля, государственные номерные знаки, технический паспорт автотранспортного средства с отметкой о государственной регистрации.

В бухгалтерском учете расходы на регистрацию в ГИБДД будут отнесены на увеличение первоначальной стоимости основного средства . Однако это произойдет лишь в том случае, если платежи произведены до принятия автомобиля к учету на счете 01.

Существует две точки зрения по вопросу отражения таких расходов в налоговом учете. По мнению налоговых органов, первоначальную стоимость основного средства следует определять как сумму расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором данное основное средство пригодно для использования . Но, поскольку автомобиль не может быть допущен к участию в дорожном движении без регистрации в ГИБДД, платежи за такую регистрацию формируют первоначальную стоимость автомобиля и представляют собой расходы, связанные с доведением основного средства до состояния, при котором оно пригодно для эксплуатации.

Минфин РФ придерживается иной, основанной на положении пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, точки зрения: к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном Налоговом кодексе порядке. Государственная пошлина относится к федеральным налогам (п. 10 ст. 13 НК РФ), и расходы на ее уплату включаются в состав прочих расходов, связанных с реализацией .

Итак, в основе обеих позиций лежат нормы Налогового кодекса, в п. 4 ст. 252 которого указано, что если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Значит, налогоплательщики имеют право сами установить, включать плату за регистрацию в ГИБДД в первоначальную стоимость автомобиля или же учитывать в составе прочих расходов. Свой выбор они должны закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Но следует учесть, что если организация в налоговом учете решит относить государственную пошлину за регистрацию в состав прочих расходов, а в бухгалтерском учете включит данные суммы в первоначальную стоимость основного средства, то в бухгалтерском учете возникнут временные разницы в соответствии с Положением о бухгалтерском учете «Учет расходов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н.

Амортизация

Поскольку и в бухгалтерском, и налоговом учете автомобиль признается основным средством, его стоимость погашается посредством начисления амортизации. При принятии автотранспорта к бухгалтерскому учету бухгалтер должен исходя из ожидаемого срока использования автомобиля и ожидаемого физического износа установить срок его полезного использования, а также способ начисления амортизации. Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету . Амортизация для целей налогового учета начисляется в порядке, предусмотренном ст. 256–258 НК РФ. Бухгалтер должен определить срок полезного использования, учитывая сроки, установленные Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные фонды, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Чтобы не было различий между налоговым и бухгалтерским учетом, в последнем случае для установления срока полезного использования автомобиля можно также воспользоваться данной Классификацией.

Начисление амортизации в налоговом учете начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Пример Фирма в сентябре 2006 г. купила автомобиль стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). Согласно указанной Классификации автомобили легковые относятся к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно. Организация установила для целей бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования – 5 лет, или 60 мес. (5 лет х 12 мес. = 60 мес.). Амортизация и в налоговом, и бухгалтерском учете начисляется линейным способом.

За регистрацию в органах ГИБДД организация заплатила 600 руб.

Автомобиль введен в эксплуатацию в сентябре (в месяце покупки). Тогда же были соблюдены все условия для вычета НДС.

Норма амортизации в месяц составит:

1 / 60 х 100 = 1,67%.

В сентябре в бухгалтерском учете организация отразила следующие операции:

Дебет 08-4 Кредит 60 – 200 000 руб. – стоимость автомобиля без НДС.

Дебет 19-1 Кредит 60 – 36 000 руб. – входной НДС по приобретенному автомобилю.

Дебет 71 Кредит 50 – 600 руб. – выданы денежные средства сотруднику для регистрации автомобиля в ГИБДД.

Дебет 08-4 Кредит 71 – 600 руб. – учтена в первоначальной стоимости сумма регистрации в ГИБДД.

Дебет 01 Кредит 08-4 – 200 600 руб. (200 000 + 600) руб. – автомобиль принят к учету в качестве основного средства по первоначальной стоимости.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 36 000 руб. – принята к вычету сумма НДС по приобретенному автомобилю.

Начиная с октября сумма ежемесячной амортизации для бухгалтерского учета составит 3350 руб. (200 600 руб. х 1,67%).

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 02 – 3350 руб. – начислена ежемесячная амортизация по автомобилю.

Определим сумму ежемесячной амортизации в налоговом учете:

1. Если первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете совпадает, то есть сумма государственной пошлины за регистрацию в ГИБДД была включена в первоначальную стоимость, то сумма ежемесячной амортизации в налоговом учете также составляет 3350 руб.

2. Если госпошлину за регистрацию автомобиля в налоговом учете относят в состав прочих расходов, то первоначальная стоимость автомобиля составляет 200 000 руб., а сумма ежемесячной амортизации – 3340 руб. (200 000 х 1,67%).

В сентябре в учете организации возникает налогооблагаемая временная разница на сумму государственной пошлины (600 руб.) и отложенное налоговое обязательство в размере 144 руб. (600 руб. х 24%). Уменьшение отложенного налогового обязательства производится ежемесячно с начала начисления налоговой амортизации (с октября в течение 60 мес.) на сумму 2,4 руб. (3350 руб. – 3340 руб. х 24%) .

В бухгалтерском учете следует провести следующие записи:

Дебет 68-1 Кредит 77 – 144 руб. – отражено отложенное налоговое обязательство (сентябрь).

Дебет 77 Кредит 68-1 – 2,4 руб. – отражено погашение отложенного налогового обязательства (ежемесячно с октября).

Следует помнить! Если организация приобрела дорогостоящий легковой автомобиль стоимостью более 300 000 руб. или пассажирский микроавтобус по цене, превышающей 400 000 руб., то основная норма амортизации будет применяться с понижающим коэффициентом 0,5 (п. 9 ст. 259 НК РФ). В этом случае при условии, что организация руководствуется ПБУ 18/02, применение понижающего коэффициента 0,5 в налоговом учете приводит к возникновению временных разниц.
С 1 января 2006 г. в ст. 259 НК РФ появилась новая норма, в соответствии с которой налогоплательщик при покупке основного средства имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) . Но, для того чтобы организация могла применять данную норму, это положение необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Указанные затраты признаются в качестве расходов как расходы на амортизационные отчисления . Однако применение данной нормы в налоговом учете также ведет к образованию временных разниц в соответствии с ПБУ 18/02.

Страхование автомобиля

Приобретая автомобиль в собственность, организация должна оформить страховку на транспортное средство. Заключение договора на обязательное страхование гражданской ответственности является обязательным. Все остальные виды страхования – добровольными. Однако организация при покупке дорогостоящего автомобиля часто страхует свое имущество от угона, ущерба и т. д.

Обязательное страхование гражданской ответственности

Организация обязана застраховать свою гражданскую ответственность не позднее 5 дней со дня возникновения права собственности . Страховые тарифы по обязательному страхованию установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739. В первоначальную стоимость автомобиля эти суммы включаться не будут. В бухгалтерском учете организации расходы по оформлению полиса обязательного страхования гражданской ответственности учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Полис, как правило, оформляется сроком на один год, в дальнейшем он подлежит переоформлению. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, «подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся» . Таким образом, стоимость страховки учитывается в составе расходов будущих расходов, а затем ежемесячно списывается на затраты отчетного периода в течение срока действия полиса в порядке, предусмотренном в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

В налоговом учете затраты на обязательное страхование относятся к прочим расходам в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 263 НК РФ). Если по условиям договора страхования «предусмотрена уплата взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде» . Поэтому для того, чтобы избежать возникновения разниц и необходимости применения ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете целесообразно отразить порядок списания таких расходов аналогично порядку в налоговом учете.

Пример Организация 10 октября 2006 г. приобрела автомобиль. Сотрудником фирмы 14 октября был оформлен полис ОСАГО, срок его действия: 14 октября 2006 г. – 13 октября 2007 г. Стоимость страховки составила 12 045 руб. Учетной политикой предусмотрен одинаковый порядок списания расходов и для бухгалтерского, и для налогового учета (то есть пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде).

Рассчитаем сумму расходов по страхованию в налоговом учете.

За один календарный день расходы по страхованию составят: 12 045 руб. / 365 дней = 33 руб.

В IV кв. 2006 г. часть стоимости полиса необходимо признать расходом (с 14 октября по 31 декабря, то есть 79 дней).

Сумма расходов за IV кв. 2006 г. составит 2607 руб. (33 руб. х 79 дней);

за I кв. 2007 г. (90 дней) – 2970 руб. (33 руб. х 90 дней);

за II кв. 2007 г. (91 день) – 3003 руб. (33 руб. х 91 день);

за III кв. 2007 г. (92 дня) – 3036 руб. (33 руб. х 92 дня);

за IV кв. 2007 г. (13 дней) – 429 руб. (33 руб. х 13 дней).

Бухгалтерские записи октября 2006 г:

Дебет 71 Кредит 50 – 12 045 руб. – работнику выданы денежные средства из кассы для приобретения полиса ОСАГО.

Дебет 76 Кредит 71 – 12 045 руб. – работником приобретен полис ОСАГО.

Дебет 97 Кредит 76 – 12 045 руб. – полис ОСАГО учтен в составе расходов будущих периодов.

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 97 – 594 руб. (33 руб. х 18 дней) – стоимость полиса ОСАГО за октябрь 2006 г. учтена в составе расходов.

Добровольное страхование

Многие организации, имеющие в собственности автомобиль, не считают условия ОСАГО удовлетворительными и оформляют добровольную страховку по различным рискам (угону, ущербу), а также дополнительную гражданскую ответственность. Как правило, такие договоры представляют собой смешанные договоры страхования и предусматривают страхование не только ответственности, но и самого имущества. Бухгалтерский учет расходов по добровольному страхованию ведется в том же порядке, что и при покупке полиса ОСАГО транспортных средств. Данные расходы отражаются на счете 97 и списываются на расходы в порядке, предусмотренном учетной политикой.

В налоговом учете в расходы по налогу на прибыль по добровольному страхованию можно включить:

Минфин РФ и налоговые органы придерживаются той точки зрения, что страховые взносы, уплаченные по договорам страхования ответственности (кроме страхования, являющегося условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями), не признаются расходами для целей налогообложения прибыли .

Таким образом, во избежание спора с налоговыми органами добровольное страхование гражданской ответственности в расходы по налогу на прибыль относить нецелесообразно.

Что касается расходов на КАСКО, связанных со страхованием имущества от угона, чрезвычайного происшествия, а также по иным имущественным рискам, то для отнесения подобных затрат на расходы по налогу на прибыль необходимо, чтобы суммы страховых взносов в документах были выделены отдельной строкой. Если же сумма страхового взноса по договору и в страховом полисе КАСКО будет единой (без выделения страхования ответственности и имущественного страхования), то существует риск того, что налоговые органы при исчислении налогооблагаемой базы не примут в расходы всю сумму по добровольному страхованию. Поэтому, по мнению автора, лучше получить от страховщика справку или иной документ, подтверждающий размер произведенных расходов по каждому виду страхования.

Сигнализация

Включение затрат на сигнализацию в первоначальную стоимость основного средства или отнесение их на текущие расходы в бухгалтерском и налоговом учете зависит прежде всего от времени и условий приобретения и установки на автомобиль дополнительного оборудования. 1. Если сигнализация входит в базовую комплектацию приобретаемой машины, то в бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость основного средства формируется с учетом стоимости сигнализации.

2. Наиболее распространен случай, когда при реализации машины продавец за отдельную плату сам устанавливает выбранную покупателем сигнализацию. Ее продажа осуществляется по другому договору, либо стоимость данного оборудования выделена отдельным пунктом в основном договоре купли-продажи автомобиля. Покупатель автотранспортного средства отдельно платит и за установку сигнализации на машину.

Официальных разъяснений по вопросу включения цены сигнализации в первоначальную стоимость машины или же отнесения таких затрат сразу на текущие расходы не существует.

При проведении проверок налоговые органы настаивают, чтобы стоимость дополнительного оборудования включалась в первоначальную стоимость основного средства.

Какие аргументы можно привести при возникновении разногласий с налоговиками? В бухгалтерском учете единицей учета автомобиля является инвентарный объект. Однако, если он состоит из нескольких частей с существенно разным сроком полезного использования, то каждую из них нужно учитывать отдельно . Тем более что в дальнейшем сигнализация может быть снята с автомашины без причинения для нее вреда и установлена на другую.

Соответственно активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу могут отражаться в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов и списываться в состав расходов по обычным видам деятельности сразу после установки.

Когда стоимость сигнализации выше, чем лимит, установленный в учетной политике, и организация своим внутренним документом установила для сигнализации существенно меньший или больший срок службы, чем у автомобиля, бухгалтер может учесть сигнализацию как отдельный инвентарный объект.

Таким образом, у налогоплательщика есть право выбора – включать или нет в первоначальную стоимость автомашины стоимость сигнализации и затраты по ее установке.

В налоговом учете амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода, стоимость которого погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 НК РФ). Как уже говорилось выше, в первоначальную стоимость основного средства включаются расходы на его приобретение и доведение до состояния, пригодного к использованию. Автомобиль может эксплуатироваться и без сигнализации, следовательно, как считает автор, она не должна включаться в налоговом учете в первоначальную стоимость автотранспортного средства.

Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью, превышающей 10 000 руб. Срок же полезного использования сигнализации составляет больше 12 мес., и при условии, что ее стоимость более 10 000 руб., сигнализация в налоговом учете признается амортизируемым имуществом.

Согласно Классификации сигнализацию можно отнести к 4-й амортизационной группе «Прочее электрооборудование» со сроком полезного использования 5–7 лет. Сигнализация подлежит амортизации в общеустановленном порядке. И при условии, что стоимость сигнализации и ее установки без НДС не превышает 10 000 руб., такие расходы можно сразу признать в составе материальных (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Если в бухгалтерском учете организация признает расходы на сигнализацию в составе первоначальной стоимости автомобиля, то возникают постоянные разницы (см. ПБУ 18/02). Поэтому в бухгалтерском учете сигнализацию (в случае соответствия критериям для учета в качестве отдельного инвентарного объекта) целесообразнее учитывать отдельно от автомобиля, установив срок полезного использования аналогично сроку использования в налоговом учете.

3. В случае, когда сигнализация была приобретена и установлена на транспортное средство после начала эксплуатации автомобиля, расходы по установке сигнализации не станут включаться в первоначальную стоимость основного средства. Данная позиция подтверждена Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2005 № А56-47890/04.

Изменять первоначальную стоимость основного средства можно при модернизации, дооборудовании, достройке, реконструкции, частичной ликвидации и переоценке. Установка сигнализации ни к одному из вышеназванных случаев не относится .

Таким образом, в бухгалтерском учете при установке сигнализации на автомобиль ее можно учесть как отдельный инвентарный объект или признать в составе МПЗ, как было изложено выше.

В налоговом учете первоначальная стоимость также изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Главными документами для грамотного бухгалтерского оформления приобретенного компанией автомобиля, являются: договор купли-продажи, акт приемки-передачи (форма No ОС-1), инвентарная карточка (форма No ОС-6). В статье расскажем про учет купленного автомобиля, рассмотрим эти документы более подробно.

Разница между новым и подержанным автомобилем

Смотря, новый приобретается автомобиль, или подержанный, акт оформляется бухгалтером компании-покупателя или продавцом авто:

Если не получить информации о сроке полезного пользования б/у автомобиля, останется только принять его равным сроку полезного пользования нового транспорта, значения которых, конечно же, не равны. Это в значительной степени повысит затраты компании и приведет к неверным расчетам амортизации и прочих показателей, и, как следствие, к претензиям налоговых инспекторов.

Первоначальная стоимость машины складывается из:

  • суммы, потраченной на покупку авто;
  • расходов, возникших при покупке.

Расходы, касательные приобретения автомобиля

  1. Госпошлина на услуги ГИБДД по регистрации авто Чтобы избежать проблем с налоговой службой, лучше прибавлять сумму пошлины именно к первоначальной стоимости машины. Претензии налоговой связаны с тем, что так деньги списываются на протяжении долгого интервала времени, через расходы на амортизацию. В случае же единовременного отнесения траты к прочим расходам, фирма занижает налог на прибыль.
  2. Модернизация транспортного средства. Налоговая инспекция называет модернизацией любую доукомплектовку автомобиля, так как при этом не изменятся характеристики и предназначение машины (и не имеет значения, новая машина или бывшая в употреблении). Есть вариант учета доп. оборудования стоимостью выше 40 тыс. рублей как самостоятельное основное средство. Или можно признать расход в текущем периоде, если доукомплектовка обошлась дешевле 40 тысяч. Однако оформление таким образом отопителя может вызвать споры, потому что его подключение меняет характеристики машины.
  3. Входной НДС. НДС, указанный продавцом, также оплачивается отдельно от первоначальной стоимости. Ее законно учесть как расход на общих условиях.
  4. Процент по кредиту. В случаях, когда машина куплена на заемные деньги, переплата по займу не включается в первоначальную стоимость. Ее заносят в списки расходов как % по любым прочим долгам, притом проценты обязательно нормируются (списание происходит в границах ставки рефинансирования, помноженной на коэффициент 1,8).

В течение СПИ законно производить списание первоначальной стоимости машины. Для новых автомобилей нормированы сроки по установленной Классификации Основных Средств:

Важно! Старайтесь выбирать минимальные указанные СПИ, это поможет в кратчайшие сроки списать расходы на покупку автомобиля.

Трудности появляются со СПИ автомобилей б/у, он вычисляется по формуле:

  • СПИ б/у = СПИ аналогичного нового авто – срок эксплуатации прежним владельцем.

СПИ б/у вносится в ту же амортизационную группу, в какой он был у прежнего владельца. Лучше начислять амортизацию, даже если пользоваться автомобилем осталось меньше года. Когда машина приобреталась у физического лица, не занимающегося предпринимательством, СПИ определяется как по новым появившимся основным средствам.

Начисление амортизации на купленный автомобиль

Для грамотного расчета амортизации, нужно обладать знаниями о двух показателях:

  • дате начала амортизации;
  • СПИ, в течение которого и списывается первоначальная стоимость.
В бухгалтерском учете В налоговом учете
Начисление амортизации начинается с первого числа того месяца, который следует за месяцем постановки автомобиля на учет в составе ОС. Чтобы было понятно, амортизация рассчитывается даже по транспорту, которым не пользуются, если он пригоден к использованию. Начисление амортизации контролируется с первого числа того месяца, который следует за месяцем, когда автомобилем начали фактически пользоваться. Доказательством того, что именно данный месяц был месяцем начала пользования, послужит проставленная в акте о вводе авто в эксплуатацию дата.

Выплата транспортного налога

ТН не платится за незарегистрированный транспортные средства, так что было бы удобным иметь под рукой данные об объектах, которые не будут браться в расчет при ежегодном отчете о транспортном налоге. А как только автомобиль зарегистрируют, по нему нужно будет делать стандартную проводку по счету 01.

В зависимости от региона, в котором предприятие зарегистрировано, в течение года необходимо делать отчисления в счет авансов по транспортному налогу (ТН).

Сумма ТН за весь год рассчитывается по формуле:

  • Годовой налог = (Мощность двигателя)*(Ставка налога):(Число месяцев, сколько авто находится в собственности компании):12

По окончании года в налоговую выплачивается ТН за минусом авансовых отчислений, при этом налог на прибыль уменьшается на сумму ТН и авансовых платежей (их следует внести в перечень прочих расходов). Бухгалтера отчитываются по ТН не позже 1 числа февраля месяца.

Бухгалтерский учет купленного автомобиля (пример)

Организация N в октябре купила авто (мощностью 102 л.с.) у сторонней компании. Уже в январе оно было зарегистрировано в ГИБДД, им сразу стали пользоваться. Цена машины была 330 000 рублей, включая НДС в размере 30 000 рублей. В акте приемки-передачи указан СПИ равный 40 месяцам, срок эксплуатации автомобиля – 10 месяцев. Ставка транспортного налога 32 рубля.

Нормирование горюче-смазочных материалов

Ранее Минфин предполагал нормирование ГСМ для правильного налогового учета, но на данный момент финансовое ведомство признало это правом организаций, не обязанностью, по причине отсутствия в налоговом кодексе подобных требований. Исходя из вышесказанного, предприятие, стоящее на налоговом учете при упрощенной форме налогообложения, суммы, затраченные на ГСМ, может учесть в полной мере или в границах норм.

Если было решено пользоваться нормами, то нужно знать, что они могут и не совпадать с нормами Минтранса. Подойдут данные, отраженные в технической документации завода-изготовителя машины. Или есть возможность выявить собственные показатели, исходя из замеров и расчетов, проведенных на предприятии. Налоговые служба на местах могут все же требовать соблюдения нормативов, так что нужно будет уметь отстоять свою позицию.

Нормативные акты по теме:

Типичные ошибки учета купленного автомобиля

Ошибка №1. Отказ от начисления амортизации в случаях, когда СПИ подержанного автомобиля выходит менее одного года.

Подобные действия могут вызвать споры с налоговой инспекцией. Даже если автомобиль был в пользовании прошлого владельца достаточно долго, и новому хозяину пользоваться машиной придется в течение короткого промежутка времени, следует все же начислять амортизацию. Проверяющие обнаружат несовпадения в случае, когда машиной пользовались дольше, чем предполагалось.

Ошибка №2. В случае, когда покупаемый подержанный автомобиль полностью амортизирован, компания самостоятельно начисляет срок полезного использования и осознанно занижает его с целью скорейшего списания стоимости машины.

Этого делать нельзя, так как в будущем налоговый инспектор заметит, что автомобиль эксплуатировался на протяжении большего срока, а значит амортизация была вычислена неправильно. Это будет означать, что налоги были занижены неправомерно.

Ошибка №3. Уплата предприятием транспортного налога на арендованный автомобиль.

Ошибка №4. Неотображение в БУ данных по выплате страховых премий.

Суммы, перечисленные страховой компании, должны быть в полной мере отображены в БУ. Списание стоимости полиса может быть единовременным, или может происходить равными долями в течение всего срока действия договора. В учетной политике предприятия нужно обозначить предпочитаемый способ оплаты страховки.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Как учесть доукомплектовку автомобиля предприятия магнитолой?

По обыкновению магнитола включена в базовую комплектацию, ее стоимость приплюсована к общей цене на машину. Следовательно, затраты на магнитолу относятся к первоначальной стоимости авто. Когда она покупается отдельно, затраты на ее приобретение учтутся единовременно или спишутся через амортизацию, в зависимости от цены (до 40 тыс. или более 40 тыс.). При спорах с налоговой можно доказать, что покупка магнитолы обоснована и направлена на увеличение прибыли, сказав, что она обеспечивает психологическую разгрузку водителя и повышает производительность труда.

Вопрос №2. Есть ли законный способ уменьшить налог на прибыль, используя данные о расходах на амортизацию автомобиля?

Да, такой способ есть. Возможно указание в расходах 30% от изначальной стоимости авто как амортизационной премии (АП), а потом учитывать траты на амортизацию за вычетом этой премии. АП нужно будет списывать в месяце, когда фирма начала амортизировать основное средство. Тем не менее, в БУ амортизация начисляется на общих условиях без принятия во внимание АП.

Вопрос №3. Нужно ли составлять ежеквартальный отчет о транспортном налоге?

Нет, существует только ежегодный отчет.

Вопрос №4. Как рассчитывать транспортный налог на дорогостоящие автомобили?

Повышающие коэффициенты для автомобилей с очень высокой стоимостью учитываются только по итогам прошедшего года и не применяются для расчетов авансовых платежей.

Вопрос №5. Как оформлять приобретение машины по схеме trade-in, то есть обмен старого автомобиля компании на новый транспорт с доплатой?

Сделка может быть проведена несколькими разными по своей сути способами, оба из которых абсолютно законны:

  • как договор мены (с соответствующей доплатой);
  • подписанием двух соглашений купли-продажи с последующим зачетом встречных требований одного рода.

Если автомобиль предполагается использовать для служебных нужд на протяжении длительного времени – 12 месяцев и более, – то машина принимается к учету в качестве объекта ОС (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н; п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Объекты ОС принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая складывается из фактических затрат на их приобретение, за исключением НДС и других возмещаемых налогов.

При покупке автомобиля его стоимость равна сумме, уплачиваемой продавцу в соответствии с договором (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01, п. п. 23, 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). Моментом принятия объекта к учету в составе ОС является дата фактической готовности машины к использованию. Факт готовности и принятия объекта к учету в составе ОС оформляется составлением соответствующего первичного учетного документа (ч. 1, 3 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). В случае с машиной такой бумагой будет акт (накладная) приемки-передачи ОС, составляемый на каждый отдельный инвентарный объект (п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

Начисление амортизации

Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01, п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств). При применении в бухгалтерском учете линейного способа начисления амортизации годовая сумма отчислений рассчитывается исходя из его первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока полезного использования объекта ОС, установленного компанией при принятии объекта ОС к бухгалтерскому учету (п. 18, абз. 2 п. 19 ПБУ 6/01, пп. «а» п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта, либо его списания с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01, п. 61 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Амортизационные отчисления признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности в месяце их начисления (п. п. 5, 8, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, п. 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Обратите внимание

Затраты компании, связанные с арендой транспортного средства, которое используется для управленческих нужд, относятся к расходам по обычным видам деятельности и признаются в учете ежемесячно в суммах, установленных договором.

Амортизация по автомобилю, используемому для управленческих нужд, отражается по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» (44 «Расходы на продажу» – для торговых организаций) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (п. 25 ПБУ 6/01, п. 65 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, Инструкция по применению Плана счетов).

Срок использования машины

Для налогового учета приобретенный автомобиль признается амортизируемым имуществом и учитывается в составе ОС (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Первоначальная стоимость объекта ОС равна цене его приобретения (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется исходя из срока полезного использования (пп. 1 п. 1 ст. 259, п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

Срок использования машины определяется фирмой самостоятельно на дату ее ввода в эксплуатацию с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 ст. 258 НК РФ). В соответствии с Классификацией легковые автомобили (за исключением машин, отнесенных к иным группам) принадлежат к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно) (п. 1, абз. 4 п. 3 ст. 258 НК РФ)).

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию. Сумма начисленной амортизации ежемесячно признается в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 2 ст. 259, п. 3 ст. 272 НК РФ).

Налоговый вычет

После принятия к учету автомобиля, который будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС, организация может произвести налоговый вычет, предъявленного ей продавцом, на основании полученного счета-фактуры, соответствующего требованиям, установленным статьей 169 НК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 171, абз. 1, 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Счет-фактура регистрируется в части два журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и в книге покупок. Сумма НДС, предъявленная организации при приобретении объекта ОС, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств». При принятии НДС к вычету производится запись по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 19 (Инструкция по применению Плана счетов).


ПРИМЕР. УЧЕТ ОПЕРАЦИИ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ

Организация по договору купли-продажи приобрела для управленческих нужд легковой автомобиль. Его стоимость составила 236 000 руб., в т. ч. НДС – 36 000 руб.). Оплата продавцу была произведена в безналичной форме в июле. Срок использования автомобиля составляет 50 месяцев. В соответствии с учетной политикой компании начисление амортизации для целей как бухгалтерского, так и налогового учета производится линейным способом.

Для целей налогообложения учет ведется методом начисления. В этом случае бухгалтерская и налоговая амортизация составит 4000 руб. (200 000 руб. / 60 мес.). Операции, связанные с приобретением автомобиля, следует отражать следующими проводками:

В месяце приобретения автомобиля

Дебет 08   Кредит 60
- 200 000 рублей – отражены вложения организации в приобретение объекта ОС;

Дебет 19-1   Кредит 60
- 36 000 рублей – выделен НДС;

Дебет 01   Кредит 08
- 200 000 рублей – легковой автомобиль принят к учету в составе ОС;

Дебет 68/НДС   Кредит 19
- 36 000 рублей – НДС предъявлен к вычету из бюджета;

Дебет 60   Кредит 51
- 236 000 рублей – перечислены продавцу денежные средства за легковой автомобиль.

Ежемесячно в течение установленного срока полезного использования

Дебет 26(44)   Кредит 02
- 4000 рублей – отражена сумма начисленной амортизации.

Аренда автомобиля

Арендованный автомобиль учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). По окончании срока действия договора имущество списывается с забалансового счета арендатора.

Затраты компании, связанные с арендой транспортного средства, которое используется для управленческих нужд, относятся к расходам по обычным видам деятельности и признаются в учете ежемесячно в суммах, установленных договором (п. п. 5, 6, 6.1, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

Помимо договора, главный документ, скоторого начинают учет купленного автомобиля - это акт приемки-передачи по форме № ОС-1 или по свободной форме. Кто его будет составлять - вы или продавец - зависит от того, новая машина или нет.

Так, на новые автомобили продавец, например автосалон, обычно выписывает накладные. Но акт по форме № ОС-1 автосалон не составляет, поэтому вам надо будет заполнить его самостоятельно.

Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то попросите у продавца, чтобы именно он составил данный акт. При этом включил туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете. А именно амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации. Вместо отдельного акта продавец вправе выдать вам УПД. Но соглашаться на этот документ можно только в одном случае - если все перечисленные нами данные продавец дополнительно укажет в универсальном документе. Это не запрещено (письмо от 24 января 2014 г. № ЕД-4-15/1121). Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым машинам, а это вашей компании невыгодно.

В любом случае независимо от того, какую машину купили, на нее как на основное средство оформите инвентарную карточку (форма № ОС-6).

Когда у вас есть на руках акт, можно спокойно оформлять учет купленного автомобиля.

Определите первоначальную стоимость автомобиля

В первоначальную стоимость нужно включать цену автомобиля согласно договору, а также другие расходы, связанные с его приобретением (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 8 ПБУ 6/01). Разберем, что относится к таким расходам, а что нет.

Госпошлина за регистрацию машины в ГИБДД. Ее безопаснее включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такое требование уже давно предъявляют чиновники (письмо Минфина России от 29 сентября 2009 г. № 03-05-05-04/61). И их позиция не изменилась. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то инспекторы могут обвинить компанию в занижении налога на прибыль Ведь, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

Проценты по автокредиту. Если для покупки автомобиля компания взяла кредит то проценты по нему не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам (письмо ФНС России от 29 сентября 2014 г. № ГД-4-3/19855). Но при этом проценты по кредиту нужно нормировать, то есть списывать в пределах ставки рефинансирования, умноженной на коэффициент 1,8 (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

Входной НДС. Налог, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Компания вправе принять его к вычету в общем порядке.

Дополнительное оборудование. Налоговики считают установку любого дополнительного оборудования модернизацией, расходы на которую надо списывать через амортизацию (ст. 257 НК РФ). Поэтому безопаснее всего расходы на сигнализацию и прочий тюнинг включать в первоначальную стоимость автомобиля. Причем независимо от того, в салоне куплена машина или с рук.

Если вы готовы поспорить с инспекцией, то можете не включать дополнительное оборудование в стоимость машины. Ведь при его установке характеристики и назначение автомобиля не изменяются. Поэтому, если оно стоит больше 40 000 руб., его надо учесть как отдельное основное средство. А если меньше-то все расходы можно признать в текущем периоде (постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 июня 2008 г. по делу № А05-12045/2007). Правда, по поводу некоторых видов оборудования судьи поддерживают налоговиков. Например, считают, что после установки отопителей (так называемой печки) эксплуатационные характеристики меняются - например, увеличивается моторесурс двигателей, уменьшается расход топлива. А значит, речь идет о дооборудовании (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 августа 2012 г. по делу № А19-6806/2011). Поэтому надо увеличивать первоначальную стоимость машины.

Что касается магнитолы, то она обычно входит в базовую комплектацию, то есть заложена в общей цене. Значит, автоматически попадает в первоначальную стоимость машины. Но если все же пришлось докупить магнитолу отдельно, то в бухучете в зависимости от стоимости (до 40 000 руб. или выше) такие расходы надо учитывать единовременно или списывать через амортизацию. В налоговом учете возможны претензии инспекторов. Они могут решить, что данные затраты необоснованны, так как не направлены на получение дохода. Некоторым компаниям в суде удается обосновать затраты следующими аргументами. Приобретение автомобильных магнитол направлено на обеспечение нормальных условий труда, психологическую разгрузку водителей. В итоге повышается производительность труда (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 июня 2011 г. по делу № А53-15050/2010).

Начисление амортизации

Главный вопрос по амортизации машин - с какого числа ее начислять?

В бухучете - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект принят на учет в составе основных средств (п. 21 ПБУ 6/01). То есть амортизацию рассчитывают по любым машинам, пригодным к эксплуатации, даже если никто на них пока не ездит.

В налоговом учете - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Дату, когда это случилось, желательно зафиксировать в акте о вводе автомобиля в эксплуатацию. Такой документ подтвердит, что компания начала использовать автомобиль. Следовательно, появилось право начислять амортизацию по нему.

Как только вы определитесь с датой начала амортизации, нужно установить срок полезного использования машины. В течение его можно будет списывать первоначальную стоимость.

По новым машинам возьмите срок из классификации основных средств (см. таблицы ниже). Там указан интервал, например, по легковым автомобилям срок может быть свыше трех до пяти лет включительно. Здесь воспользуйтесь законной хитростью - выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку.

Срок полезного использования легковушек

Срок полезного использования грузовиков

Автомобиль Срок полезного использования (код по Обще-российскому классификатору основных фондов)
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны* Свыше 3 до 5 лет включительно. В ОКОФ это код 15 3410191
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно*, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) Свыше 5 до 7 лет включительно. В ОКОФ это код 15 3410020
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн* Свыше 7 до 10 лет включительно. В ОКОФ это коды 15 3410195 - 15 3410197
Автомобили-тягачи седельные В ОКОФ это коды 15 3410210 - 15 3410216

* Грузоподъемность можно определить на основании ПТС (паспорт транспортного средства) или по сертификационной табличке, находящейся в машине.

Но основная сложность на практике возникает со сроком использования подержанных машин. Для них срок полезного использования можно уменьшить на период эксплуатации продавцом (п. 7 ст. 258 НК РФ). При этом транспорт нужно включить в ту же амортизационную группу, в которой он числился у продавца (п. 12 ст. 258 НК РФ). Но если бывший собственник не предоставит такую информацию, то надо будет определить срок как по новому автомобилю. А это невыгодно, поскольку срок полезного использования у них больше, чем у подержанных машин. Поэтому обязательно попросите бывшего собственника, чтобы в акте приемки-передачи машины были написаны амортизационная группа, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации.

Причем даже если срок использования получится менее года, автомобиль безопаснее амортизировать. Это позволит избежать претензий инспекторов. Например, компания приобрела машину. Срок полезного использования составляет 37 месяцев, срок эксплуатации продавцом - 27 месяцев. В этом случае понадобится начислять амортизацию как минимум в течение 10 месяцев.

Возможно, в учете продавца автомобиль полностью самортизирован. Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить, например, технический специалист компании исходя из состояния автомобиля. Но устанавливать короткий срок, например месяц, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее, не стоит. Ведь если компания при этом фактически будет эксплуатировать машину несколько лет, инспекторы посчитают расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Данные правила действуют и когда продавцом является предприниматель (письмо Минфина России от 6 октября 2010 г. № 03-03-06/2/172). Но если компания приобрела автомобиль у физлица, не являющегося предпринимателем, то срок полезного использования нужно определять как по новым основным средствам (письмо Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-03-06/1/525).

Кстати, есть законный способ сэкономить на налоге на прибыль. Для этого можно сразу же учесть в расходах 30 процентов первоначальной стоимости автомобиля в качестве амортизационной премии. И затем начислять амортизацию со стоимости, уменьшенной на сумму амортизационной премии (п. 9 ст. 258 НК РФ). Премию спишите на расходы в месяце, в котором компания стала амортизировать основное средство. Но в бухгалтерском учете начислять амортизацию по автомобилю надо в общем порядке без учета премии. Поэтому если компания применяет ПБУ 18/02, понадобится учитывать разницы.

Пример
Компания в октябре приобрела легковой автомобиль у другой организации. В этом же месяце компания зарегистрировала машину в ГИБДД и ввела в эксплуатацию. Договорная стоимость автомобиля составляет 236 000 руб., в том числе НДС - 36 000 руб. Согласно акту приемки-передачи срок полезного использования, определенный продавцом в налоговом учете, - 37 месяцев, период эксплуатации транспорта - 12 месяцев. Компания установила срок полезного использования основного средства 25 месяцев (37 - 12).

В учете бухгалтер отразил приобретение автомобиля так:

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» КРЕДИТ 60
- 200 000 руб. - отражено приобретение основного средства;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 36 000 руб. - учтен НДС со стоимости автомобиля;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Госпошлина» КРЕДИТ 51
- 2000 руб. - перечислена госпошлина, в том числе за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства и номерных знаков;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» КРЕДИТ 68 субсчет «Госпошлина»
- 2000 руб. - включена в первоначальную стоимость автомобиля сумма госпошлины;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»
- 202 000 руб. (200 000 + 2000) - автотранспорт принят к учету в составе основных средств;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
- 36 000 руб. - принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 236 000 руб. - уплачены денежные средства продавцу.

С ноября бухгалтер ежемесячно начисляет амортизацию по данному основному средству проводкой:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 02
- 8080 руб. (202 000 руб. : 25 мес.) - начислена амортизация.

Заплатите транспортный налог

По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.

Таким образом, если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства. Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем. Таким образом, сумму авансового платежа определите по формуле:

Сумму налога за год рассчитайте по формуле:

По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пример
Воспользуемся условиями примера выше. Допустим, что мощность приобретенного автомобиля составляет 102 л. с., ставка транспортного налога равна 32 руб. Сумма налога за 2014 год составляет 816 руб. (102 л. с. x 32 руб. x 3/12).

В учете бухгалтер отразил начисление и уплату налога:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»

816 руб. - начислен транспортный налог;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» КРЕДИТ 51

816 руб. - перечислен в бюджет транспортный налог.

Данную сумму бухгалтер включил в прочие расходы при расчете налога на прибыль за 2014 год.

Добавим, что авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11 апреля 2014 г. № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.

Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об