"немецкое экономическое чудо". «Немецкое чудо»: как Германия так быстро поднялась из руин после войны

Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищных вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, тогда как более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Прусии и земель по Одер и Нейсе. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распространялся бартерный товарооборот. Союзники начали вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда». Фактически было два пути преодоления кризиса. Первый из них это идти путём плановоё экономики, с возможной национализацией собственности. Другой идти путём рыночной экономики. Первый путь поддерживали социал-демократы и профсоюзы. Второго пути поддерживались христианские демократы. Так как в выборах в рейхстаг ХДС-ХСС в коалиции с СВДП оказались в большинстве и сформировали правительство, экономические планы именно этих партий и были приведены в жизнь. Христианские демократы, несмотря на недовольство трёх оккупационных держав, отказались от любых видов давления на экономику. Претворялись в жизнь такие принципы рыночной экономики как, свобода экономики, свобода конкуренции; правительство воздействовало на экономику, прежде всего предоставлением кредитов, налоговых льгот, и введением премий за экспорт. Также действовали и антимонопольные законы. Всё это а так же, незначительные военные расходы, отсутствие огромных затрат на содержание колониального аппарата, приезд миллионов беженцев потерявших всё на востоке, и проявляющих завидную энергию на новом месте Ї всё это обусловило быстрое развитие Германии. В 1950 году прекратилось распределение продуктов питания по карточкам. В 1956 году ФРГ произвела продукции три раза больше, чем вся Германия до войны. Особенно высокими темпами рост западногерманский экспорт. Около половины всей производимой в ФРГ продукции шла на экспорт. Доходы от экспорта позволили, ФРГ расплатится с долгами, осуществить выплаты жертвам нацизма и создать крупные золотовалютные резервы, сделавшие марку одной из наиболее стабильных валют в мире. Большое внимание государство, уделялось также социальной политике, при свободной конкуренции неизбежно кто-то остаётся за бортом, и государственная должна была помогать им. Законы 50-х годов должны были улучшить положение пострадавших от войны, беженцев, инвалидов, стариков. С помощью налогов и компенсаций, государство пыталось сгладить бремя трудностей, разделяя его среди всего населения. Такое стремительное развитие экономики ФРГ стали называть немецким экономическим чудом. В середине 60-х годов наметился некоторый спад (-0,1%), безработных снова увеличилась. Хотя на первых порах такое торможение казалось временным В 1966 году министром экономики стал социал-демократ. Хотя успехи, рыночной экономики, были бесспорными, и огосударствлевание экономики уже было нереальным, но социал-демократы всё равно оставались приверженцами увеличения влияния государства в политике. Проводимая ими политика называлась глобальным регулированием и состояла в налаживание более тесных связей между правительством, банками, промышленностью и профсоюзами. Такая политика оказалась довольно удачной и помогла преодолеть кризис 1967года. До середины 70-х годов экономика развивалась достаточно энергично, но связи с всемирным энергетическим кризисом экономическая ситуация ухудшилась. Стала достаточно энергично расти безработица. И в начале 80-х годов. СвДП пришла к выводу, что возвращение к прежним принципам рыночной экономики неизбежно. Хотя экономика ФРГ несколько затормозилось в 70-80-х годах и несколько замедлилось, тем не менее, темпы развития ФРГ в период с окончания I мировой войны до 90-х годов впечатляют. ФРГ в конце 80-х годов осталась одной из наиболее индустриально развитых стран мира.

Хозяйственные реформы Л. Эрхарда и германское «экономическое чудо» (1950-1960-е годы).

И все же интересы оздоровления немецкой экономики требовали более решительных мер. В стране шла яростная полемика по поводу концепции экономического возрождения между сторонниками чистого экономического либерализма и приверженцами сильного государственного регулирования. В конце концов, в основу новой экономической политики были положены идеи так называемого ордолиберализма, разработанные такими учеными как В.Ойкен и В.Репке, и идеи социально-рыночной экономики, которые выдвигал А.Мюллер-Арман. Таким образом, Управление хозяйства объединенных западных зон оккупации, которое возглавлял профессор Людвиг Эрхард , стало воплощать в жизнь, в качестве альтернативы тотальной экономике фашизма, экономическую систему под названием социальное рыночное хозяйство.

Основой экономических преобразований, считал Л. Эрхард, является сочетание свободной частной инициативы и конкуренции с обязательным активным участием государства в хозяйственной жизни. В социальной рыночной экономике государство должно выступать не в классической роли «ночного сторожа», а быть «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силой, непременно ориентированной на формирование либеральных ценностей в экономике. Л. Эрхард был уверен, что социальная рыночная экономика должна основываться на частной собственности, низких налогах, свободных ценах, антитрестовском законодательстве, льготах для свободного частного инвестирования и прочих элементах, которые создавали бы в Германии перспективы экономической свободы при надежной государственной защите от внешней конкуренции.

В 1948 году Л. Эрхард, пользуясь поддержкой военной администрации, начал проводить радикальные хозяйственные реформы, полностью соответствовавшие системе социальной рыночной экономики и включавшие в себя денежную реформу, переход к свободным ценам и возрождение свободного предпринимательства.

Первой ступенью к новой экономической системе стала денежная реформа, целью которой было избавление от избыточного «денежного навеса» и создание твердой валюты. Эта реформа была, пожалуй, самой непопулярной и даже довольно жесткой среди всех мероприятий, проведенных Л. Эрхардом. В ночь на 21 июня 1948 года оккупационная администрация объявила о том, что отныне рейхсмарки становятся недействительными и прекращают хождение в западных зонах Германии. Вместо них были введены новые деньги - дойчмарки. Каждый житель страны получил по 40 новых марок, а потом к ним добавили еще по 20; пенсии, заработная и квартирная плата подлежали пересчету в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличных денег и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Вторая половина была временно «заморожена», позже эти деньги было разрешено обменять по курсу 1:20.

Основная часть денежных обязательств предприятий пересчитывалась в соотношении 1:10. Промышленные предприятия получили наличные деньги для выплаты первой заработной платы, а в дальнейшем они должны были рассчитывать только на свою коммерческую и хозяйственную деятельность. Все прежние обязательства банков и учреждений бывшего рейха в основном аннулировались. Был создан новый эмиссионный банк - Банк немецких земель, который регулировал свои отношения с частными банками на основе утвержденного устава. Таким образом, Л. Эрхард фактически за один день избавил Германию от огромной массы обесцененных денег, что позволило достаточно быстро покончить с инфляцией.

24 июня, когда был опубликован закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен, означавший на практике, что цены отпущены на свободу, начался второй этап реформ - переход к свободным рыночным ценам. На основе данного закона администрация Л. Эрхарда получила право отменять сотни всяческих документов и предписаний, которые жестко регулировали хозяйственную жизнь. Отныне упразднялись административное распределение ресурсов, контроль над ценами, регулирование заработной платы, введенные еще до войны.

Отмена государственного регулирования шла постепенно, хотя и весьма быстрыми темпами, даже несмотря на определенное недовольство со стороны оккупационных властей, опасавшихся слишком поспешного перехода Германии к рыночной экономике, тем более что в этот период в Англии и во Франции происходили процессы усиления государственного присутствия в экономике, а в правительствах преобладали сторонники социал-демократических настроений.

В это же время в Германии был принят закон против произвольного завышения цен, который позволял сохранить стабильность валюты и избежать роста инфляции. В стране периодически публиковались каталоги так называемых уместных цен, приспособленных к реальной покупательной способности населения. По словам Л. Эрхарда, покупатель снова стал «королем», определявшим лицо рынка.

Третьим направлением реформ было возрождение свободного предпринимательства. Именно эту цель преследовали кредитная и налоговая политика, антимонопольные и антикартельные указы и пр. При этом Л. Эрхард настаивал не только на надзоре за монополистическими союзами, но и на их запрете, если они начинали душить свободную конкуренцию.

В этот период в Германии велись длительные дискуссии по поводу определения границ власти монополий. В конце концов возобладала точка зрения, согласно которой в стране должен действовать закон, не допускающий злоупотреблений со стороны крупных компаний, стремившихся монополизировать производство и реализацию продукции. Для того чтобы не создавать препятствий развитию конкуренции, доля продукции одной корпорации не должна была превышать трети объема рынка данной продукции, двух-трех объединений - половины, четырех-пяти -двухтретей. В результате с середины 1960-х годов главным субъектом социальной рыночной экономики стал мелкий и средний бизнес, который был объявлен «основой благосостояния для всех» и постепенно занял преобладающее место в экономике Германии.

Следует отметить, что реформы Л. Эрхарда вызвали ожесточенное противодействие со стороны представителей различных слоев общества, и прежде всего тех, кто разделял левосоциалистические идеи, а также профсоюзных лидеров, руководящего звена корпораций и пр. В парламенте предложения Л. Эрхарда также встретили без восторга. Некоторые депутаты бундестага даже требовали лишить его заработной платы (дескать, министр экономики ее еще не заработал), объявляли его врагом немецкой нации и т.п.

Тем не менее правильность политики правительства очень скоро была подтверждена на практике. Буквально на глазах исчез «черный рынок», поскольку производство товаров массового спроса за два года увеличилось вдвое. Вместо поиска продуктов люди стали заниматься их производством. В стране почти не ощущалась инфляция. Окрепла новая валюта - дойчмарка. Цены выросли не в два-три раза, как все опасались, а лишь на несколько процентов. Примерно в той же пропорции увеличилась и средняя заработная плата. К концу 1949 года валовой объем промышленного производства приблизился к уровню 1936 года, а в конце 1950 года превысил его на 14,4%.

Экономическое возрождение Германии можно условно разделить на несколько этапов. Первый из них (1948-1949 гг.) проходил под знаком денежной (валютной) и ценовой реформ, повышения реальной заработной платы с учетом роста производительности труда и объемов производства. Периодом наибольшей напряженности можно назвать второй этап, который пришелся на 1950 год. В 1951 году весьма отчетливо наметился перелом в сторону успешного преодоления послевоенных трудностей, что ознаменовало окончание второго этапа. В 1952 году прекратился рост цен и начался третий этап развития социального рыночного хозяйства, в течение которого новая экономическая система проходила проверку на прочность и пригодность.

Во время четвертого этапа (1953-1954 гг.) удалось добиться наибольших результатов. Прежде всего увеличился объем промышленного производства: его ежегодный прирост составлял в среднем 10-15%. Одновременно повышались производительность труда и реальная заработная плата, стабилизировались цены, а потом они даже начали снижаться. В 1953 году наметился резкий поворот в сторону производства товаров массового спроса, в стране возросли объемы жилищного строительства, что позволило начать решение жилищной проблемы для миллионов граждан, оставшихся после войны без крова. По словам Л. Эрхарда, 1953 год стал по праву «годом потребителя», а общество успешно продолжало продвигаться к «благосостоянию для всех».

В 1954 году произошел переход к пятому этапу" развития рыночного хозяйства - этапу высокой конъюнктуры. За 1953-1956 гг. объемы промышленного производства увеличились на 39%. Но столь быстрое развитие производственных мощностей повлекло за собой опасный «перегрев» экономики, и правительство было вынуждено принять некоторые меры по его «приглушению», что привело к известному сокращению темпов прироста промышленного производства.

В середине 1950-х годов Германия вышла на второе место в мире после США по объему золотовалютных запасов, что подтверждало не только эффективность выбранной хозяйственной системы, но и высокую работоспособность всех слоев немецкого общества. В этот период ФРГ по объему промышленного производства занимала третье место после США и Англии, а по некоторым показателям она обгоняла Англию.

Значительное влияние на развитие германской экономики оказала войнав Корее{ 1950-1953 гг.). На многих предприятиях были размещены военные заказы для воюющих стран (особенно США). Немецкие машины и оборудование нашли выход на внешние рынки. Только за один 1950 год стоимость экспорта стала превышать стоимость импорта, а в 1955 году положительное сальдо торгового баланса составило 1,2 млрд марок.

Немаловажным фактором быстрого экономического роста являлось и то, что Германия до 1955 года не могла иметь собственные вооруженные силы. Это означало, что страна не несла почти никакого бремени собственных военных расходов, в то время как США, Англия и другие промышленно развитые страны направляли немалую часть своего ВВП на содержание армии и производство вооружения.

Весьма высокие показатели демонстрировала социальная сфера. Именно в 1950-х годах в Германии практически не было безработицы. Рабочая неделя была сокращена с 52 до 46 часов, а заработная плата превысила довоенный уровень. В этот период сложилась ситуация, когда внутренний рынок труда стал испытывать острую нехватку работников, особенно на тех рабочих местах, где не требовалась высокая квалификация, и где не соглашались работать немцы. В начале 1960-х годов Германия стала приглашать «гастарбайтеров», т.е. рабочих- иностранцев из Греции, Югославии, Италии, Турции. Позже, в конце 1980-х годов в Германию начали прибывать иммигранты из числа этнических немцев из СССР, Польши и других стран. К середине 1990-х годов количество иммигрантов составляло 6,5 млн человек, или более 8% общей численности населения.

Большие изменения произошли в сельском хозяйстве. В 1947- 1949 годах под давлением оккупационных властей была проведена аграрная реформа. Был принят закон о земельной собственности, по которому предполагалось провести перераспределение земель, входивших в юнкерские хозяйства. Основная часть земельных угодий перешла в руки средних и мелких собственников.

В середине 1950-х годов Германия вступила в полосу стабильного экономического подъема, продолжавшегося на протяжении целого десятилетия и получившего широко распространенное название «немецкого экономического чуда» . Эти годы отмечены бурными темпами научно-технического прогресса, который превратился в решающий фактор экономического роста Германии.

Развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок правительство уделяло самое пристальное внимание.

В течение 1960-х годов совокупные расходы на эти цели увеличились в 5,2 раза. Причем значительную часть инвестиций составляли иностранные капиталы, прежде всего американские и английские. В этот период началась реструктуризация промышленного производства, в ходе которой почти в два раза сократилась доля добывающих отраслей, главным образом угледобывающей. Это происходило по следующей схеме: правительство создавало специальные фонды, и из них за каждую недопроизведенную тонну угля (по сравнению с предыдущим периодом) выплачивалась премия в размере 27,5 марки, в результате чего в середине 1960-х годов производство угля в Германии сократилось на 15 млн т. Одновременно за каждую тонну добытой нефти начислялась премия, покрывавшая разницу между рыночной ценой и стоимостью ее добычи в стране. С другой стороны, началось быстрое развитие отраслей, ориентированных на экспорт: химической, нефтеперерабатывающей, автомобильной, электротехнической, авиационной, ракетно-космической и др.

Большое влияние на экономическое развитие Германии оказала европейская интеграция, в которой страна принимала самое активное участие с середины 1950-х годов. Сначала Германия была в числе главных учредителей Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), а в 1957 году - Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Снятие некоторых таможенных барьеров между участниками западноевропейских группировок, заметное облегчение передвижения по Европе капиталов, рабочей силы и готовой продукции, усиление кооперационных связей между предприятиями стран - членов «Общего рынка» - все это в немалой степени способствовало расширению экономических связей ФРГ с другими странами и влияло на ускорение экономического роста.

В 1950-1960-х годах возобновился приостановленный в послевоенные годы процесс концентрации производства, уровень которой постепенно превысил довоенный . В стране стали восстанавливаться старые и возникать новые группировки, во главе которых по-прежнему стояли компании Круппа, Флика, Тиссена, Маннесмана и др. К началу 1970-х годов до 76% производства алюминия и добычи каменного угля контролировались одной фирмой соответствующей отрасли. Почти 100% авиационной промышленности и 60% химической находились в руках трех крупнейших концернов, практически весь объем выпускаемых автомобилей приходился на 5 производителей. Большую активность проявляли немецкие фирмы при формировании транснациональных корпораций. Аналогичные процессы происходили и в банковской сфере: в 1957 году были восстановлены Дойче банк и Дрезднер банк, а в 1958-м - Коммерцбанк.

Наряду с этим в стране наблюдались и иные процессы. В 1952 году один из крупнейших германских концернов «И.Г. Фарбениндустри» разделился на три фирмы - БАСФ, «Байер» и «Хехст», которые были основаны еще в 1863-1865 гг. идо 1925 года были самостоятельными. Одновременно крупные корпорации стали настойчиво искать пути для кооперации с мелкими и средними фирмами, что придавало немецкой экономике гибкость и высокую эффективность.

  • Людвиг Эрхард (1897-1977 гг.) в 1945-1946 гг. был министром хозяйстваБаварии, в 1947 году - профессором Мюнхенского университета. Весной 1948 г.Л. Эрхард стал директором Управления хозяйства объединенных западных зоноккупации и в этой должности провел свои реформы. В сентябре 1949 г. он былназначен министром народного хозяйства ФРГ, а в 1957 г. - заместителем канцлера Конрада Аденауэра, после смерти которого в 1963 г. стал федеральнымканцлером Германии и оставался им до конца 1966 г.
  • Но «немецкое чудо» - это не только экономика. Как писал Л. Эрхард в предисловии к своей книге «Благосостояние для всех», главное чудо заключалосьв том, что, пройдя через послевоенные реформы, немецкий народ вышел из нихновой нацией - свободной, доброжелательной и жизнерадостной.
  • По решению Потсдамской (Берлинской) конференции сразу после войныбыли разукрупнены такие гиганты германской индустрии, как «А.Г. Маннесман»,«Стальной трест» и др., а также наиболее значительные немецкие банки.
История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века Бонвеч Бернд

«Экономическое чудо»

«Экономическое чудо»

Канцлер Конрад Аденауэр был главой федерального правительства более 14 лет - с сентября 1949 г. по октябрь 1963 г., и олицетворяет собой целую эпоху в истории Западной Германии. В годы его правления, благодаря развитию гражданского общества и парламентской демократии, произошло становление экономической, социальной и партийной систем, внутренней и внешней политики Боннской республики.

Первый федеральный канцлер родился 5 января 1876 г. в Кёльне и получил юридическое образование в университетах Фрайбурга, Мюнхена и Бонна. В 1917-1933 гг. он избирался председателем прусского Государственного совета, в 1920-1933 гг. был обер-бургомистром Кёльна. Будучи членом партии Центра, Аденауэр находился в оппозиции к Гитлеру и поэтому в 1933 г. был отправлен в отставку. После покушения на Гитлера 20 июля 1944 г. он был на короткое время помещен в концлагерь. В 1945 г., после вступления войск западных держав в Германию, освобожденный из заключения Аденауэр вновь занял пост обер-бургомистра Кёльна. Активно участвуя в создании ХДС, он стал в 1946 г. его председателем в британской зоне оккупации. В 1948-1949 гг. Аденауэр являлся президентом Парламентского совета и активно участвовал в создании Основного закона ФРГ.

Социальное рыночное хозяйство

В основу экономической политики кабинетов Аденауэра легла концепция «социального рыночного хозяйства». Это понятие было предложено экономистом Альфредом Мюллером-Армаком. Речь шла о либеральной модели экономики, которая ориентировалась преимущественно на законы рынка и была противоположностью социалистического планового хозяйства. Тем не менее она предусматривала вмешательство государства, и поэтому отличалась от традиционного экономического либерализма. Вмешательство государства в экономику осуществлялось созданием рамочных условий для предпринимательства, косвенным регулированием и контролем. Государство заботилось о свободной конкуренции, пытаясь предотвратить образование картелей. На основе эффективного рыночного хозяйства создавалась многообразная и всеобъемлющая система социальной защиты. Все это должно было сгладить социальные противоречия и обеспечить, по выражению министра хозяйства Л. Эрхарда, «благосостояние для всех».

Создание социального рыночного хозяйства началось в очень сложных условиях (см. предыдущую главу). Но спустя несколько лет ФРГ уверенно вошла в число наиболее развитых стран мира, решив многие социальные проблемы. Это дало основание говорить о западногерманском «экономическом чуде» - самом длинном в истории страны периоде подъема (до спада в 1966 гг.), когда средние годовые темпы роста промышленного производства составляли около 10 %, а в некоторые годы до 15 %.

Принято считать, что старт «экономическому чуду» дала валютная реформа 1948 г. Введение твердой денежной единицы, либерализация цен и устранение административной системы распределения ресурсов обеспечили благоприятные условия для развития свободного рынка. Денежная реформа оказала заметное влияние на снижение темпов инфляции. С наступлением финансовой стабилизации стало возможным регулировать экономику. Чтобы стимулировать инвестиции, Эрхард отдавал предпочтение свободе цен перед ростом заработной платы. Его политика способствовала росту социальной напряженности, и количество забастовок увеличилось. Уменьшить социальную напряженность помогла американская помощь по «плану Маршалла». Ее объем за 1948-1952 гг. составил 1,5 млрд долларов, из них 42 % для закупок продовольствия и развития сельского хозяйства, 50 % - для развития промышленности и ремесел, 8 % - для оплаты транспортных расходов.

«План Маршалла» создавал благоприятный экономический и политический климат, что обусловливало экономический рост. Он тесно увязал реконструкцию западногерманской экономики с западноевропейским экономическим возрождением. Одним из факторов «экономического чуда ФРГ» было отсутствие до середины 1950-х гг. военных расходов. Серьезную роль сыграла система социального партнерства между предпринимателями и рабочими, когда трудовые конфликты решались без забастовок.

Прорыв к экономическому росту 1950-х гг. был следствием беспрецедентного расширения внешней торговли, что было вызвано «корейским бумом». Конфликт в Корее (1950-1953) привел к расширенному спросу на военные товары, которые в основном производились в США, Великобритании и Франции. Западная Германия, которой было запрещено производить вооружение, теперь переключилась на восстановление мирной промышленности и вновь возвращалась на потерянные рынки. Кроме того, после начала корейской войны ограничения для тяжелой промышленности, установленные союзниками, были сняты в интересах «защиты свободного мира». Отрасли тяжелой промышленности, которые отставали в развитии, теперь вступили в период роста. «Корейский бум» был, таким образом, одним из внешних факторов «экономического чуда».

Но и после окончания «корейского бума» экспортные поставки имели решающее значение для экономического роста. Их рост (более 12 % в год) превосходил рост других факторов спроса в ФРГ. В 1960 г. Западная Германия заняла второе место с 10,2 % в мировом экспорте (без стран с нерыночной экономикой). Конкурентоспособности немецких товаров на внешних рынках способствовал заниженный курс марки в отношении американского доллара. Важным фактором «экономического чуда» стала начавшаяся в 1950-е гг. экономическая интеграция в Западной Европе.

Под руководством Эрхарда проводилась эффективная налоговая политика. Благодаря налоговым льготам, предприятия также образовывали собственный капитал и осуществляли инвестиции. К другим факторам беспрецедентного экономического подъема ФРГ относят огромный резерв квалифицированных рабочих рук перемещенных лиц (в западногерманской статистике - «изгнанных с родины») и беженцев с Востока, низкий уровень зарплаты.

Благодаря постоянному притоку беженцев из ГДР, улучшались возрастная структура и квалификация населения. Доля изгнанных и беженцев из ГДР в трудовой занятости ФРГ в 1960 г. составила 30,7 %. С установлением Берлинской стены в августе 1961 г. этот источник экономического роста иссяк, и увеличилось значение иностранных рабочих рук. Если в 1960 г. гастарбайтеров (иностранных рабочих) было 279 тыс., то к 1966 г. их число достигло 1244 тыс. (около 5 % всех занятых).

Особенности промышленного развития

Быстрый рост экономики Западной Германии базировался на развитии промышленности. К 1960 г. объем промышленного производства увеличился в три раза по сравнению с 1949 г. К концу 1950-х гг. ФРГ заняла второе место среди западных держав по объему промышленного производства, уступая только США. Индикатором экономического подъема являлся и быстрый рост автомобилестроения. Символом эпохи стал легендарный автомобиль «жук» концерна «Фольксваген».

Структурная перестройка в промышленности определялась правительственной политикой декартелизации производства. Под влиянием антимонопольной политики произошла трансформация крупных банков («Дойче банк», «Дрезднер банк», «Коммерц банк») в региональные банки, меньшие по размерам. Этот же процесс коснулся и крупных промышленных предприятий «Крупп», «Клокнер», «Флик» и др. Так, «Ферайнигте Штальверке», который ранее обеспечивал около 40 % германского производства стали, был разделен на 13 металлургических и 9 горно-промышленных компаний. Число картелей резко сократилось (с 3 тыс. в 1930 г. до 58 в 1959 г.), однако «Закон о картелях» 1957 г. допускал многочисленные исключения и не препятствовал процессу концентрации производства. Правительство также ставило себе целью поддерживать малые и средние по размерам фирмы и отстаивать позиции держателей мелких пакетов акций.

«Благосостояние для всех»

Несмотря на экономический рост, сохранялась заметная социальная дифференциация. В то время как у рабочих реальные ежемесячные доходы повысились в 4,5 раза (в среднем до 1290 марок), то у самостоятельного населения - более чем в 6 раз (в среднем до 2772 марок). К лицам с низкими доходами принадлежали 19 из 27 млн работающих, а также получатели социальных пособий. Но быстрый рост экономики ФРГ создавал предпосылки для решения задач социальной политики. С 1950 по 1970 гг. валовый национальный продукт вырос приблизительно в 2,8 раза.

В начале 1950-х гг. были введены пособия для бывших военнопленных и демобилизованных военнослужащих. В 1951 г. 400 тыс. «изгнанных» получали социальные пособия, еще 500 тыс. - пособия по безработице. Законом 1952 г. вводилась выплата компенсаций «изгнанным» за причиненный войной ущерб. До 1978 г. было выплачено около 110 млрд марок, половину из которых составили дотации федерации и земель. Остальные средства поступали от крупнейшего в истории ФРГ имущественного налога. Имущество, стоимость которого превышала 5 тыс. марок на момент денежной реформы 1948 г., облагалось 50-процентным налогом в течение 30 лет. Этот налог на первый взгляд являлся чрезмерным бременем для частных собственников. Но фактически его отрицательное воздействие на экономическое развитие было приемлемым, так как стоимость домов и земельных участков устанавливалась не по рыночной стоимости, а по более низкой фиксированной ставке. Закон являлся одним из условий интеграции изгнанных и внес вклад в ликвидацию последствий войны.

Аденауэр, подобно Бисмарку, стремился достичь более тесной привязки граждан к еще молодой республике и способствовал становлению социального государства. Только в первое десятилетие ФРГ было принято более 50 законов по расширению социальной защиты. Особое место среди них занимала пенсионная реформа 1957 г. Ее сущность сводилась к составлению своеобразного «договора солидарности» между поколениями. Иными словами, предлагалось узаконить перераспределение доходов в пользу стариков («послетрудового поколения») и детей («предтрудового поколения») посредством отчислений работников и предпринимателей. Размеры пенсий рассчитывались индивидуально с учетом как сделанных взносов, так и текущей зарплаты, а вместо автоматической индексации пенсий в соответствии с инфляцией предусматривалось их повышение в зависимости от общеэкономического развития и роста заработной платы. Отныне пенсия гарантировала прожиточный минимум в старости. Пенсионная реформа привела к увеличению среднего размера пенсий более чем в полтора раза и означала значительный шаг в укреплении основ «государства благосостояния».

«Соучастие»

Снижению остроты социальных конфликтов служило законодательство, предусматривающее создание советов предприятий, в которых конкретизировалась идея «экономики согласия». В ФРГ эта система, получившая название «соучастие» (Mitbestimmung), оказалась наиболее развитой среди стран Западной Европы. Еще в 1947 г. оккупационные власти британской зоны, по инициативе лейбористского правительства, ввели на предприятиях сталелитейной промышленности (с числом рабочих более 1000 человек) наблюдательные советы на паритетных началах. Одну половину голосов в советах имели работодатели, другую - рабочие. В 1950 г. «соучастие» оказалось под огнем критики со стороны работодателей. Объединение немецких профсоюзов (ОНП) угрожало прибегнуть к забастовкам, чтобы защитить «соучастие». Аденауэр нуждался в поддержке профсоюзов при вступлении ФРГ в Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) и поэтому способствовал достижению компромисса между работодателями и профсоюзами.

В апреле 1951 г. бундестаг принял закон о праве голоса рабочих в наблюдательных советах и правлениях предприятий металлургической и горнодобывающей промышленности. Он предусматривал паритетное представительство работодателей и рабочих в наблюдательных советах. В соответствии с законом об уставе предприятия 1952 г., в наблюдательных советах предприятий остальной промышленности рабочие получили только треть мест. В рамках системы «соучастия» рабочие и предприниматели учились сотрудничать, и разрешение социальных конфликтов имело организованный характер.

Правительство выдвинуло лозунг «Собственность для всех», с которым связывались надежды населения на лучшее перераспределение прироста благосостояния. Реформа акционерного права 1959 г. разрешила выдавать акции коллективным участникам на особо благоприятных условиях. Она предусматривала налоговые льготы в размере 312 марок, которые вносились на счет рабочего в течение пяти лет (закон «312 марок»). Демонстративным жестом был выпуск «народных акций», которые использовали при приватизации федеральной собственности (акции шахт и металлургических заводов, концерна «Фольксваген»). «Народные акции», выданные с «социальной скидкой», были проданы многими новыми акционерами, когда их биржевые курсы быстро выросли.

Успеху политики «соучастия» способствовали социальные последствия «экономического чуда». Уровень безработицы в результате экономического бума упал с 10,4 % в 1950 г. до 0,7 % в 1962 г., зато социальные расходы государства превысили 40 % всех бюджетных расходов. Стабильный рост доходов граждан способствовал превращению западногерманского общества в «общество потребления». Рост уровня жизни благодаря «экономическому чуду» медленно, но отчетливо изменял поведение западных немцев. Уже в середине 1950-х гг. миллионы рядовых граждан стали проводить свой отпуск за границей. «Экономическое чудо» затрагивало все области политики и общества, изменяло способ мышления западногерманского населения и создавало основу признания нового политического порядка.

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Чудо-мешочки Проведенные современные исследования позволили в общих чертах получить представление о содержании и назначении мешочков-«гирь» в руках прыгуна. Прежде всего, мешочки были двухслойными. Наружный слой – льняной, а внутренний – из шелкового материала. Внутри

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Чудо-юдо Мифологизированный противник героя, встречающийся в русских богатырских сказках.Обычно Чудо-юдо похоже на многоголового змея или воина-всадника. В отличие от Змея, Чудо-юдо всегда выступает не как захватчик чужой территории, а как враг всего мира людей. Именно

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Чудо Повседневность для еврея слита с вечностью с момента творения. Всякое существо, всякая жизнь, всякое действие - это естественное событие, вызванное волей Господней35, которое может быть расценено как чудо, то есть невозможное при обычном течении вещей событие. Евреи

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

«Экономическое чудо» Канцлер Конрад Аденауэр был главой федерального правительства более 14 лет - с сентября 1949 г. по октябрь 1963 г., и олицетворяет собой целую эпоху в истории Западной Германии. В годы его правления, благодаря развитию гражданского общества и

Из книги Машина и винтики. История формирования советского человека автора Геллер Михаил Яковлевич

Чудо Разве это не чудо? И. Сталин Таинственный, иррациональный характер происходившего не ускользнул от руководителей Октябрьского переворота, в первую очередь от Ленина. Революция была чудом, - не скрывал Ленин. Выступая на последнем в своей жизни съезде партии (1922),

Из книги Третий рейх автора Булавина Виктория Викторовна

«Немецкое экономическое чудо» 1930-х годов Начнем с того, что экономическая политика нацистов в значительно мере определялась одним из финансовых гениев XX века - немецким банкиром Ялмаром Шахтом. На Гитлера экономика наводила тоску, ведь он в ней слабо разбирался. Вот

Из книги Как Сталин предотвратил «перестройку» автора Краснов Павел

Часть 1. СТАЛИНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО Великий Архитектор СССР строил Общество Будущего по четким идеям, часть которых содержится в его работе-завещании «Экономические проблемы социализма в СССР», большего он оставить не успел, а его архив вместе с черновиками был

автора Катасонов Валентин Юрьевич

«Экономическое чудо» 1950-х годов на фоне стран капитализма Большую часть фактов и цифр я заимствую из статьи Г. И. Ханина «50-е годы – десятилетие триумфа советской экономики», а также из его книги «Динамика экономического развития СССР». Составленные Ханиным таблицы

Из книги Экономика Сталина автора Катасонов Валентин Юрьевич

«Экономическое чудо» 1950-х годов: финансы и цены Чутким индикатором общего состояния экономики являются ее финансы и цены. Государственный бюджет СССР в 1950-е гг. имел постоянное превышение доходов над расходами (профицит). В 1950 г. (последний год пятой пятилетки) доходы

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

«Экономическое чудо»: Италия 1960-х годов Экономическое возрождение второй половины 1940-х и 1950-х годов было впечатляющим и относительно безболезненным, но его не сравнить с тем, что произошло потом. В 1959–1962 годах экономика действительно сорвалась с места и были заложены

Из книги Большая ничья [СССР от Победы до распада] автора Попов Василий Петрович

Экономическое чудо В 1947 г. увидела свет книга советского академика, члена Политбюро ЦК партии, председателя Госплана Н.А. Вознесенского. В последней ее главе определялись основные задачи послевоенной перестройки народного хозяйства. Автор подчеркивал, что и для

Из книги Беседы автора Агеев Александр Иванович

Из книги Страсти по революции: Нравы в российской историографии в век информации автора Миронов Борис Николаевич

1. Мучительное развитие или экономическое чудо? Мы с завистью, а нередко и с чувством неполноценности говорим о немецком, японском, южнокорейском, китайском и прочих экономических чудесах. Вот могучие, лихие народы: богатыри - не мы. Как современная, так и царская Россия

Из книги Германия в ХХ веке автора Ватлин Александр Юрьевич

Глава 6 ФРГ: «экономическое чудо» в эпоху Аденауэра «Вначале был Аденауэр» (А. Баринг), «канцлерская демократия» и даже «эра Аденауэра» (Г. – П. Шварц) – подобные характеристики преобладают в исследованиях, посвященных начальному периоду истории Федеративной республики

Из книги Люди Грузинской Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Лучанинов Владимир Ярославович

Чудо с вилкой Был прекрасный летний вечер. Днем прошел дождь, где-то слышен был гром. Воздух был чист, ни одного облачка. Солнце садилось. Я сидел на балконе своей резиденции (так называется старенький одноэтажный домик, где мы живем уже семнадцать лет). Неожиданно у ворот

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Чудо-юдо «Утка крякнула, берега брязнули, море заволновалось – лезет Чудо-Юдо» (Русская сказка).Чудо-юдо славянских народных сказок – огромный, страшный, многоглавый и могущественный дракон.«Слово «чудо» в древности означало великана» (Александр Афанасьев).Имя «Юдо», по

Немецкое «экономическое чудо». Первые послевоен­ные годы явились наиболее тяжелым периодом в истории Герма­нии, а ее экономическое положение можно охарактеризовать как катастрофическое. Глубочайшим кризисом были охвачены все отрасли хозяйства, разрушенного войной.

Уровень ВНП едва до­стигал 50% от 1936 г., откатившись к показателю 1908 г. Полнос­тью была дезорганизована система товарно-денежных отношений, а уровень жизни населения можно определить как уровень выжи­вания. Германия должна была выплатить репарации в размере 20 млрд долл. К этому следует добавить тяжелейшее психологи­ческое состояние граждан разгромленной фашистской империи, некогда претендовавшей на мировое господство.

Еще в период войны ведущими странами антигитлеровской коалиции стали разрабатываться планы послевоенного пере- устройства Германии, которые были согласованы и утверждены на Потсдамской конференции летом 1945 г. Наряду с репарацион­ными выплатами план предусматривал демилитаризацию Герма­нии, денацификацию и демократизацию ее внутриполитической жизни. Начало «холодной войны» обусловило на долгие десятиле­тия раскол Германии на два государства - ФРГ и ГДР. Восста­новление и последующее развитие ФРГ происходило в рамках западной рыночной модели, на основе финансовой помощи ве­дущих капиталистических стран в то время как в ГДР осуществ­лялось строительство социализма по модели СССР.

Главным идеологом реформ в ФРГ явился Людвиг фон Эрхард (1897-1977), в 1948 г. занимавший пост директора Управления хо­зяйства объединенных западных зон оккупации. В 1949-1963 гг. он был министром народного хозяйства ФРГ, а в 1963-1967 гг. стал канцлером республики. Стратегической целью реформ Л. Эрхарда стало построение социального рыночного хозяйства, где основным экономическим регулятором являлся рынок, при рез­ком сужении системы государственного вмешательства. Этот пре­дельно для того времени либеральный подход опирался не толь­ко на сложившиеся реалии послевоенной Германии с максимально ослабленным государством и политикой демократизации, деми­литаризации, денационализации и денацификации оккупацион­ных властей, но и на ордолиберальную «теорию порядка» австро-немецких теоретиков в лице В. Репке, В. Ойкена, Ф. Бёма, А. Рю-стова и др.

В условиях полной дезорганизации хозяйственной жизни, бан­кротства государства основным субъектом хозяйства, способным обеспечить возрождение страны, становится частный предприни­матель. Государство создает максимально благоприятные условия для развития частной инициативы, что ведет к росту эффектив­ности всего хозяйства и в долгосрочном плане подводит прочную базу под его сильную социальную политику. Однако такая пози­ция вовсе не исключала, а напротив, предполагала активные меры государственного регулирования, которые были сосредоточены на создании необходимых условий для функционирования социаль­но ориентированного рынка.

Первым шагом реформаторов явилась денежная реформа. В кратчайший срок произошло изъятие из оборота старых рейхс­марок и их замена на дойчмарки. Каждый житель ФРГ получил по 40 дойчмарок, а затем еще по 20. Заработная плата и пенсионные выплаты с момента введения новой валюты стали произво­диться в соотношении 1: 1, в то время как половину наличности и сбережений можно было обменять в пропорции 1: 10, а остав­шуюся половину - позднее в соотношении 1: 20. Средства пред­приятий также обменивались в соотношении 1:10, что позволи­ло им выплатить первую заработную плату, а в дальнейшем ее фонд формировался исключительно из заработанных собственных средств. Обязательства банков и других учреждений финансово-кредитной сферы были аннулированы.

За проведением денежной реформы последовала обвальная либерализация цен. Молниеносная реформа преследовала цель выхода из состояния гиперинфляции. Она была достигнута, од­нако жесткость условий реформы определила в начальный пери­од преобразований в целом негативное отношение к ней, вызы­вало острую критику правительства, особенно в периоды инфля­ционных вспышек на всем протяжении 1950-х гг.

Несмотря на некоторые издержки первоначального этапа, пра­вительству удалось вывести рынок потребительских товаров из тени. Исчезновение тотального дефицита потребительских това­ров сделало дефицитными денежные средства, что, в свою оче­редь, формировало цивилизованные рыночные стимулы к хозяй­ствованию. Важным шагом в борьбе с инфляцией предложения в условиях сохранявшегося дефицита на потребительском рынке стало принятие закона против произвольного завышения цен и ряд других антиинфляционных мер в налоговой и кредитной сферах.

Непростые условия первоначального этапа реформ определи­ли повышенное внимание государства к развитию мелкого и сред­него предпринимательства, что в краткосрочной перспективе обес­печило существенный рост занятости, сокращение дефицита на потребительском рынке и, наконец, способствовало большей на­полняемости бюджета страны.

Наиболее сложный период реформ был пройден к 1954 г., ког­да уровень производства в ФРГ в два раза превысил показатели 1936 г. В первой половине 1950-х гг. среднегодовые темпы эко­номического роста в Германии были самыми высокими среди раз­витых стран и составляли 19%, что во многом следует отнести не столько на счет последовательной политики реформаторов, сколь­ко на невысокий исходный уровень, с которого началось возрож­дение страны. Впоследствии темпы роста существенно замедли­лись, а правительство столкнулось с проблемой инфляционного кризиса. Дальнейшее поступательное развитие хозяйства ФРГ было обеспечено умелыми действиями реформаторов по обузда­нию вспышек инфляции во второй половине 1950-х гг.

К середине 1950-х гг. ФРГ вышла на второе место в мире после США по объему золотых запасов. Упрочилось ее положение на мировых рынках. Страна стала наряду с Францией ведущим субъектом европейской интеграции. К началу 1960-х гг. ФРГ обес­печивала более 60% добычи угля, около 50% производства стали, 40% экспорта и 35% импорта на общеевропейском рынке.

Феномен беспрецедентного возрождения Германии, рост ее хозяйственного могущества в 1950-1960-е гг. был назван «немец­ким экономическим чудом». Его основными составляющими стали последовательная стратегия социального рынка, помощь передо­вых индустриальных стран, мощный внутренний потенциал стра­ны, включавший передовую инженерную мысль, глубокие тради­ции производственной, организационной культуры немецкого народа, и пр. Следует также отметить, что мощный хозяйствен­ный рывок ФРГ обеспечивался в конечном счете модернизацией индустриального сектора экономики. Несмотря на своеобразие пути послевоенного развития ФРГ, предопределенность интегра­ции ее в европейский рынок и глубокие исторические корни хо­зяйственного лидерства, модель «немецкого чуда», тем не менее, может с известной долей условности рассматриваться в качестве европейского варианта распространенной модели «догоняющего развития». Возможно, поэтому начиная с 1970-х гг. страна, нахо­дящаяся в положении одного из мировых лидеров, столкнулась с нараставшими год от года проблемами качественной модерниза­ции высокоразвитой индустриальной структуры хозяйства в усло­виях второго этапа НТР.

1. Кратко опишите суть экономического чуда: «германского», «японского», «южно-корейского» и других

1.1 «Германское» экономическое чудо

Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищных вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, тогда как более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Прусии и земель по Одер и Нейсе. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распространялся бартерный товарооборот. Союзники начали вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда». Фактически было два пути преодоления кризиса. Первый из них это идти путём плановоё экономики, с возможной национализацией собственности. Другой идти путём рыночной экономики. Первый путь поддерживали социал-демократы и профсоюзы. Второго пути поддерживались христианские демократы. Так как в выборах в рейхстаг ХДС-ХСС в коалиции с СВДП оказались в большинстве и сформировали правительство, экономические планы именно этих партий и были приведены в жизнь. Христианские демократы, несмотря на недовольство трёх оккупационных держав, отказались от любых видов давления на экономику. Претворялись в жизнь такие принципы рыночной экономики как, свобода экономики, свобода конкуренции; правительство воздействовало на экономику, прежде всего предоставлением кредитов, налоговых льгот, и введением премий за экспорт. Также действовали и антимонопольные законы. Всё это а так же, незначительные военные расходы, отсутствие огромных затрат на содержание колониального аппарата, приезд миллионов беженцев потерявших всё на востоке, и проявляющих завидную энергию на новом месте Ї всё это обусловило быстрое развитие Германии. В 1950 году прекратилось распределение продуктов питания по карточкам. В 1956 году ФРГ произвела продукции три раза больше, чем вся Германия до войны. Особенно высокими темпами рост западногерманский экспорт. Около половины всей производимой в ФРГ продукции шла на экспорт. Доходы от экспорта позволили, ФРГ расплатится с долгами, осуществить выплаты жертвам нацизма и создать крупные золотовалютные резервы , сделавшие марку одной из наиболее стабильных валют в мире. Большое внимание государство, уделялось также социальной политике, при свободной конкуренции неизбежно кто-то остаётся за бортом, и государственная должна была помогать им. Законы 50-х годов должны были улучшить положение пострадавших от войны, беженцев, инвалидов, стариков. С помощью налогов и компенсаций, государство пыталось сгладить бремя трудностей, разделяя его среди всего населения. Такое стремительное развитие экономики ФРГ стали называть немецким экономическим чудом. В середине 60-х годов наметился некоторый спад (-0,1%), безработных снова увеличилась. Хотя на первых порах такое торможение казалось временным В 1966 году министром экономики стал социал-демократ. Хотя успехи, рыночной экономики, были бесспорными, и огосударствлевание экономики уже было нереальным, но социал-демократы всё равно оставались приверженцами увеличения влияния государства в политике. Проводимая ими политика называлась глобальным регулированием и состояла в налаживание более тесных связей между правительством, банками, промышленностью и профсоюзами. Такая политика оказалась довольно удачной и помогла преодолеть кризис 1967года. До середины 70-х годов экономика развивалась достаточно энергично, но связи с всемирным энергетическим кризисом экономическая ситуация ухудшилась. Стала достаточно энергично расти безработица . И в начале 80-х годов. СвДП пришла к выводу, что возвращение к прежним принципам рыночной экономики неизбежно. Хотя экономика ФРГ несколько затормозилось в 70-80-х годах и несколько замедлилось, тем не менее, темпы развития ФРГ в период с окончания I мировой войны до 90-х годов впечатляют. ФРГ в конце 80-х годов осталась одной из наиболее индустриально развитых стран мира.

1.2 «Японское» экономическое чудо

Этим термином обозначается рывок в экономическом развитии Японии, произошедший в течение 1955–1973 гг., когда среднегодовые темпы ее экономического роста составляли 9,5%. За эти годы объем промышленного производства вырос в 6,6 раза, национальный доход на душу населения увеличился более чем в 8 раз и достиг уровня Англии и Италии. Япония осваивала технологии переработки сырьевых и топливных ресурсов и массового стандартизованного выпуска готовых изделий. В 50-х гг. были реконструированы металлургические заводы, угольные шахты и электростанции и заново построен разрушенный во время войны торговый флот. В 60-х на базе конверсии военных предприятий и нового строительства практически с нуля были воссозданы производство электробытовых приборов и радиоприемников, автомобильная промышленность. Началось создание отраслей послевоенного поколения: нефтехимии, производства синтетических волокон и смол, электроники. Этот процесс стимулировался сочетанием следующих факторов: наличие дешевой и хорошо обученной рабочей силы, инженерно-технических кадров; доступность новых технологий ; достаточные внутренние источники накопления и механизмы финансирования капиталовложений . У Японии не было сколь-нибудь значительной внешней задолженности , кроме нескольких целевых займов Всемирного банка, она не пользовалась крупными внешними кредитами. Бюджет сводился с профицитом в течение 1949–1968 гг., и запас прочности денежной системы позволял Банку Японии поддерживать низкие процентные ставки кредита. Капиталовложения предприятий финансировались главным образом банками. Индустриализация вызвала массовый отток рабочей силы из сельского хозяйства . Этот процесс сопровождался беспрецедентно быстрым ростом доходов наемных работников (в среднем на 10% в год) и массовым созданием новых мелких предприятий, число которых выросло в полтора раза. Период высоких темпов создал в Японии современный средний класс. На экономический рост затрачивалось около 30% ВВП, в том числе 18–20% приходилось на инвестиции в оборудование и производственное строительство.

Для данного периода было характерно активное вмешательство государства в распределение ресурсов между отраслями и в организацию отраслей с целью формирования определенной структуры промышленности. Важнейшим инструментом промышленной политики была система валютных квот на оплату необходимого импорта, то есть практически карточное распределение валютных ресурсов и разрешение доступа для иностранных инвесторов только на индивидуальной основе.

Тем самым сводилась к минимуму иностранная конкуренция на внутреннем рынке. Протекционизм был главной составляющей тогдашней промышленной политики. Другими составляющими были налоговые льготы приоритетным отраслям.

К концу 60-х гг. в Японии был создан промышленный потенциал для конкурентоспособного экспорта.

По мере того, как продукция обновленной промышленности выходила на международные рынки, внутренний рынок открывался для иностранных товаров. В 70-х гг. два мировых нефтяных кризиса вызвали в Японии острые вспышки инфляции и резкое замедление темпов роста. «Экономическое чудо» закончилось, но благодаря нему Япония достигла западных стандартов благосостояния.


2. «Южно-Корейское» экономическое чудо

О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту "историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с г и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой уровень ВНП на душу населения более 5000$ и 13 место в списке ведущих торговых государств мира.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как:

Ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития;

Благоприятный международный экономический климат

60-х-первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов;

Сильное и эффективное руководство

правительств, отложивших демократические и политические пре-

образования в пользу экономического развития;

Относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северокорейских затрат);

После паузы, вызванной дефолтом 1998 г. и последовавшим экономическим кризисом в России, с 2000 г. позитивные явления в двусторонних торгово-экономических связях вновь стали набирать силу. Так, в октябре 2000 г. в США было принято решение о повышении кредитного рейтинга России, а с декабря 2000 г. ОПИК возобновила страхование частных американских инвестиций в России от политических рисков.

В ходе двусторонней встречи в Генуе 22 июля 2001 г. президенты России и США выступили в поддержку инициативы американских деловых кругов о запуске «Российско-американского делового диалога» - постоянного канала связи между предпринимателями с подключением государственных структур двух стран.

13 ноября 2001 г. на российско-американском саммите в Вашингтоне было принято Совместное заявление о новых отношениях в экономической сфере, в котором стороны выразили «приверженность созданию условий, которые обеспечат расширение торговых и инвестиционных связей, а также помогут России реализовать свой экономический потенциал и стать одним из полноправных и ведущих участников мировой экономической системы». Стороны подтвердили намерение «совместно работать над созданием климата доверия в торговых и инвестиционных отношениях между нашими странами», а также свою «приверженность совместной работе с целью ускорения переговоров о присоединении России к ВТО». Они призвали участников «Российско-американского делового диалога» «продолжить работу по определению тех областей, где наши законы и нормативные акты сдерживают развитие торговли и инвестиций».

Высокий темп наращивания российско-американского взаимодействия сохраняется и в последние годы. Так, в совместном заявлении президента и президента Дж. Буша, принятом на встрече в Санкт-Петербурге 1 июня 2003 г. и касавшемся вопроса о новых стратегических отношениях, говориться: «24 мая 2002 г. мы взяли на себя торжественное обязательство строить новые стратегические отношения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки. Мы провозгласили партнерство между нашими странами и нашу приверженность совместной работе ради продвижения стабильности, безопасности и благополучия наших народов, а также совместным усилиям в деле противодействия глобальным вызовам и содействия решению региональных конфликтов. Мы также заявили о намерении разрешать существующие разногласия в духе взаимного уважения.

Мы встретились вновь, чтобы подтвердить партнерский характер отношений между нашими странами и нашу приверженность тому, чтобы сообща противостоять вызовам ХХI века».

Благодаря совместным усилиям российско-американские отношения серьезно продвинулись вперед по целому ряду направлений. Это касается вопросов стратегической стабильности, совместной борьбы с международным терроризмом, противодействия распространению ОМУ. В области двусторонних отношений развивается торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество , взаимодействие в космической и других отраслях. Большинство договоренностей, принятых во время последней встречи президентов в сентябре 2003 г. в Кемп-Дэвиде, выполняется или находится в процессе выполнения. Как отмечали на совместной пресс-конференции 26 января 2004 г. министры иностранных дел двух стран, российско-американские отношения опираются на прочный фундамент, позволяющий совместно преодолевать разногласия, которые возникают или могут возникать в подходах к тем или иным проблемам.

К достижениям последнего времени, помимо вышеназванных, можно также отнести:

Ратификацию в обеих странах Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов;

("3") - активизацию развития энергетического диалога, который получает всестороннее осмысление в ходе российско-американских деловых энергетических саммитов и реализуется в рамках поставок российской нефти на рынок США сближение позиций по вопросам совершенствования транспортной инфраструктуры, содействия инвестициям, развития электроэнергетики , газовой промышленности и совместных научных разработок в этих областях.

Развернутую оценку российским интересам в сфере энергетики дал 26 сентября 2003 г. в своем выступлении в Колумбийском университете и в ходе ответов на вопросы аудитории, в частности в контексте взаимодействия России и ОПЕК: «Мы координируем свою деятельность с ОПЕК, но членом этой организации не являемся и не собираемся в нее вступать. Должен сказать, что Россия заинтересована в справедливых, но не слишком завышенных ценах на энергоносители. Потому что в отличие от других нефтедобывающих стран мы крайне озабочены необходимостью роста перерабатывающих секторов российской экономики и считаем, что излишне завышенные мировые цены на нефть и нефтепродукты бумерангом возвращаются к нам и наносят ущерб нашей перерабатывающей промышленности. Поэтому мы в этом смысле - удобный, на наш взгляд, партнер для основных потребителей нефти. Для информации могу сказать, что в прошлом месяце ежедневная добыча нефти в Российской Федерации была выше, чем в Саудовской Аравии . Мы стали «номером один» в мире по ежедневной добыче нефти. Это, по-моему, 8,5 или 8,8 млн. бар. нефти в день. И это без газа - с газом мы давно всех обогнали. Но мы будем действовать очень аккуратно с тем, чтобы не обрушить мировые цены на нефть. Этого мы тоже не хотим. Цена должна быть справедливой как для производителей, так и для потребителей».

В целях ускорения темпов экономического развития, расширения и углубления внешнеэкономических связей за последние годы в России снижена налоговая нагрузка, упрощены условия валютного регулирования . Совершенствуется инвестиционное законодательство и система бухгалтерской отчетности с учетом сложившейся мировой практики. При этом, в самом широком смысле, по словам российского президента, «дело даже не в законах, не в правилах, которые создает парламент, правительство - дело в культуре организации производства. Это требует определенного времени, но понимание того, что государство должно уходить от избыточного регулирования, есть, и мы будем по этому пути настойчиво идти вперед».

30 апреля 2003 года Госдепартамент опубликовал очередной ежегодный доклад «Тенденции глобального терроризма», который фиксирует укрепляющееся российско-американское взаимодействие в борьбе с террористической угрозой. Прежде всего - это расширение мандата, выход на новые параметры сотрудничества Рабочей группы по борьбе с терроризмом, согласованные решительные меры на путях противодействия финансированию терроризма, доверительные обмены информацией по линии спецслужб, совместные шаги на антитеррористическом направлении в деятельности ООН, в рамках ОБСЕ, Совета Россия - НАТО, других международных форумов и институтов. Следует отметить также, что в рамках российско-американской Рабочей группы по борьбе с терроризмом создана отдельная подгруппа по терроризму - ОМУ. В ее состав входят не только дипломаты, но и эксперты практически по всем аспектам проблемы «терроризма массового уничтожения».

Позитивная тенденция в сфере сотрудничества подтверждается и в докладе Госдепартамента 2004 года.

4. Охарактеризуйте основные направления социально-экономического развития современной России

Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство незамедлительно взяло курс на углубление рыночной реформы. В первую очередь правительство во главе с и. о. премьер-министра объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с января 1992 г. Одновременно правительство стало предпринимать меры по ограничению и отмене системы материально-технического снабжения (централизованного распределения сырья и ресурсов), государственного дотирования убыточных отраслей и регионов, переводу предприятий на полное самообеспечение. В условиях существовавшего товарного дефицита либерализованные цены стали резко расти, вызывая острое социальное недовольство. Поэтому правительство одновременно взяло курс на насыщение рынка товарами народного потребления, чему способствовала политика либерализации внешней торговли (фритредерства), открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров, и свободной конвертации (перевода) рубля. Перенасыщение рынка импортными товарами привело к массовому закрытию предприятий легкой, электронной, машиностроительной и других отраслей промышленности в гг.

Вторым направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации (перевода государственной собственности в частную). Руководителем программы приватизации стал председатель Государственного комитета по управлению имуществом. Приватизация проводилась в два этапа. На первом (19гг.) всем гражданам России безвозмездно передавалась часть государственной собственности стоимостью 10 тысяч рублей в ценах 1984 г. путем выдачи на нее приватизационного чека (ваучера). Эта акция приобрела номинальный характер, т. к. реальная цена ваучера колебалась от 2 до 40 тысяч рублей в ценах 1993 г. Второй этап предусматривал приватизацию государственных предприятий через их акционирование. Преимущественные права при этом получали трудовые коллективы . Аграрный вопрос всегда являлся определяющим в экономической и социальной политике России. С его решением связаны главные надежды на возрождение российской экономики и достижение социальной стабильности. С началом приватизации активизировался процесс превращения колхозов и совхозов в фермерские хозяйства и акционерные общества . Более перспективным представляется сочетание индивидуальной ответственности и общественной защищенности сельского хозяина. Количество сельскохозяйственной продукции неуклонно сокращается, как и производство в стране в целом. Причины этого аграрии видят, прежде всего, в нерешенности вопроса о земле, несмотря на наличие ряда законодательных актов о приватизации производственных земельных участков , и в антипротекционистской политике правительства, продолжающего закупать продовольствие за рубежом, поддерживая этим иностранного производителя. Политика экономического либерализма (освобождения товарно-денежных отношений от государственного регулирования) предусматривает передачу многих социальных функций государства в руки самих граждан.

В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов России оценил работу правительства как неудовлетворительную и добился отставки и. о. премьер-министра. Новым главой прежнего правительства стал. Он попытался ввести частичное государственное регулирование экономикой страны, но в целом продолжил либеральный реформаторский курс. Летом 1996 г. после выборов Президента РФ сохранил за собой пост Председателя правительства. В 1993 г. Верховный Совет открыто выступил против экономической политики Президента и правительства, объявив, что она ведет страну к экономическому кризису. Критиковались правительственные методы приватизации, радикальные экономические реформы (метод "шоковой терапии"). После принятия Конституции РФ 1993 г. влияние представительных органов власти на определение курса социально-экономического развития было резко ослаблено. Президент и Правительство России, опираясь на помощь развитых стран Запада и международных финансовых организаций, усилили свою роль в регулировании процесса реформ. В гг., путем установления "валютного коридора" (жесткого уровня падения покупательной способности рубля по отношению к американскому доллару) и массовой задержки выплат зарплаты бюджетным категориям населения, была приостановлена галлопируюшая инфляция и достигнута финансовая стабилизация. Это позволило к концу 1997 г. остановить спад производства, а в 1998 г. провести деноминацию рубля.

В конце 1997 г. разразился мировой финансовый кризис, вызванный политикой руководства США, выбросившего в 1990-е гг. на мировой рынок большое количество необеспеченных товарной массой долларов. В этих условиях попытка СВ. Кириенко, сменившего B. C. Черномырдина на его посту 23 марта 1998 г. ввести монетаристский экономический курс закончилась резким обвалом национальной валюты в августе-сентябре 1998 г. Кириенко был отправлен в отставку, в России началась "министерская чехарда". В сентябре 1998 г. премьер-министром был назначен, в мае 1999 г. его сменил СВ. Степашин. В августе 1999 г. Председателем Правительства стал, в мае 2000 г. - ММ. Касьянов. Умеренно-либеральный курс реформ при этом не изменялся.

За годы реформы в России была осуществлена намеченная реформаторами программа макроэкономической стабилизации: либерализованы ценообразование , внешняя торговля, проведена масштабная приватизация торгово-промышленных предприятий и сферы услуг. В 1990-е гг. российская экономика стала многоукладной, состоящей из 4-х хозяйственных укладов: государственного капитализма (бывших общенародных предприятий); частного капитализма (приватизированных предприятий), мелкотоварного производства; коллективного хозяйства. Однако экономика страны осталась в глубоком кризисе, проявлениями которого стали спад производства, рост цен и безработица. Уровень внутреннего валового продукта (ВВП) сократился по сравнению с 1990 г. почти на 40%. В наибольшей степени от кризиса пострадали машиностроение и легкая промышленность , т. е. те отрасли, которые преимущественно ориентированы на удовлетворение запросов внутреннего рынка. Промышленное производство все в большей степени характеризуется топливно-энергетической и сырьевой ориентацией.

По существу, в первой половине 1990-х гг. в России начался процесс деиндустриализации народного хозяйства, сопровождающийся оттоком российских капиталовложений за рубеж. Характерной чертой экономического развития России в 1990-е гг. стали также крупномасштабные внешние займы . По оценкам зарубежных экспертов, в западных банках хранится от 40 до 60 млрд. долл., вывезенных из России. В 1990-х гг. российскому руководству не удалось достигнуть главной цели преобразований, провозглашенной в ноябре 1991 г., - повысить материальное благосостояние населения. В 1998 г. среднедушевой доход в России составил 90,8% от прожиточного минимума. Доходы между крайними полюсами населения разнятся в десятки раз. Это ведет не только к сокращению внутреннего спроса, но и к усилению социальной напряженности в обществе.


Заключение

В последние годы возникли серьёзные сомнения насчёт желательности экономического роста для стран, уже достигших благосостояния. В основе этих сомнений лежит ряд взаимосвязанных аргументов.

Загрязнение окружающей среды. Противники экономического роста прежде всего озабочены ухудшением состояния окружающей среды. Они утверждают, что индустриализация и экономический рост порождают такие отрицательные явления современной жизни, как загрязнение, промышленный шум и выбросы, ухудшение облика городов, транспортные заторы и т. д. Все эти издержки экономического роста возникают, поскольку производственный процесс лишь преобразует природные ресурсы, но не утилизирует их полностью. Практически всё, что вовлекается в производство, со временем возвращается в окружающую среду в виде отходов. Чем значительнее экономический рост и выше уровень жизни, тем больше отходов должна будет поглотить или попытаться поглотить окружающая среда.

Решает ли экономический рост проблемы? Сторонники экономического роста полагают, что он сам по себе решает социально-экономические проблемы. Однако это утверждение нельзя считать полностью доказанным. Противники экономического роста, в частности, утверждают, что проблема бедности в стране, по существу является проблемой распределения, а не производства. Для её решения необходима политическая смелость и воля, а вовсе не увеличение общественного продукта. Вообще говоря, отнюдь не очевидно, что экономический рост является или будет являться средством решения проблем, стоящих перед страной.

Противники экономического роста полагают, что быстрый рост порождает беспокойство и неуверенность среди людей. Работники любого уровня опасаются, что накопленные ими профессиональные навыки и опыт могут оказаться устаревшими по мере технического прогресса.

Но многие экономисты выступают в защиту экономического роста как важной общественной цели, приводя следующие доводы.

Как отмечалось ранее, экономический рост является основным условием материального изобилия и повышения уровня жизни. В условиях экономического роста выбор социальных целей становится менее мучительным и ведет к меньшим противоречиям между различными группами населения. Имеется возможность одновременно модернизировать вооружённые силы, поддерживать инфраструктуру на данном уровне, осуществлять программы помощи престарелым, больным и бедным, совершенствовать систему образования и другие отрасли социальной сферы и при этом повышать личные доходы за вычетом налогов.

Сторонники экономического роста считают, что его связь с состоянием окружающей среды слишком преувеличена.

("4") На деле эти проблемы можно отделить друг от друга. Если общество совсем откажется от экономического роста, сохраняя ВНП на постоянном уровне, ему всё же придётся выбирать между различными структурами производства, и этот выбор будет влиять на состояние окружающей среды и качество жизни.

Наконец, нельзя согласиться с тем, что замедление или прекращение экономического роста ослабляет стремление людей к материальным ценностям и уменьшает их отчуждение от производства.

Скорее результаты будут обратными. Самые громкие протесты против погони за неживой раздаются как раз в тех странах и среди тех групп населения, где в настоящее время уровень благосостояния наиболее высок!

Иначе говоря, именно высокий уровень жизни, обеспечиваемый экономическим ростом, и даёт возможность всё большему числу людей “тратить время на образование, размышления и самореализацию”.


Список использованных источников

1. Информационно-аналитическое агентство – Режим доступа: http://*****/indeks. php

2. Эксклюзивная публикация доклада, презентованного на съезде Демократической партии США в Бостоне 26 июля 2004 года: законодательство США и Российские интересы – Режим доступа: http://*****/news/anons/

3. Эрудиция. Российская электронная библиотека – Режим доступа: http://www. *****//referat/printeref/id27445-1htm/

4. Реферат. Россия после 1993 года – Режим доступа: http://www. *****/ekonomika/detail. php? iD=14424

5.География. Экономическая география. Японское экономическое чудо – Режим доступа: http://www. *****/referat_656692.ntm/

6. Реферат – Немецкое экономическое чудо – Режим доступа: http://www. *****/referats/660

Этнические стереотипы поведения корейцев
или автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук специальности 07.00.07 - Этнография, этнология, антропология Санкт-Петербургского государственного университета
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 1 - общая характеристика работы
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 2 - продолжение общей характеристики работы, основное содержание
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 3 - продолжение основного содержания работы
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 4 - продолжение основного содержания работы, заключение
  • Этнические стереотипы поведения корейцев – часть 5 - список публикаций с основными положениями диссертационного исследования
 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об