Классификация инвестиционных фондов по российскому законодательству. Акционерный инвестиционный фонд (АИФ)

В наше время люди стараются найти все новые и новые способы заработка денег. Перестройка в экономическом строе России дает такие возможности даже для обычного обывателя. Однако, чтобы зарабатывать на бирже или инвестициях, нужно иметь определенный уровень знаний.

Если же вы хотите зарабатывать уже сейчас, попутно обучаясь базовым знаниям, которые пригодятся во время работы в финансовой сфере, то без помощи профессионалов обойтись не удастся. Тут может подойти такая услуга как инвестиционный консалтинг, который крайне популярен в нашей стране, или же можно стать соучредителем акционерного инвестиционного фонда.

Акционерный инвестиционный фонд (АИФ) - это вид открытого финансового общества акционеров, которое занимается исключительно вложением капитала в акции и облигации, а также другие объекты, предусмотренные действующим законодательством страны. Определение «открытое» значит, что его участником может стать любой желающий.

Зачем вкладывать деньги в эту организацию, если можно купить акции какого-либо предприятия или вложить в недвижимость, спросите вы. Ответ прост - вам не нужно будет составлять схему и план для инвестиций, не потребуется специальных знаний, анализа отрасли экономической деятельности и части рынка, к которой принадлежит область инвестирования.

Деятельность и определение АИФ

В нашем государстве деятельность данного типа организаций регулируется законом, который называется «Об акционерных обществах». Для того чтобы совершать свою деятельность, этому экономическому обществу необходимо специальное разрешение - лицензия. Ее имеет право выдавать только специальный уполномоченный государственный орган.

Есть ряд ограничений, которые законодательство накладывает на деятельность акционерных инвестиционных фондов. Они, например, не могут заниматься больше никакими видами деятельности, кроме вложения капитала от всех участников.

Требования, которые по закону предъявляются к АИФ

Законом «Об акционерных обществах» в России установлены определенные требования. Без их выполнения экономическое общество не может называться акционерным инвестиционным фондом. Вот, собственно, и они:


Если обобщать вышесказанное, то акционерный инвестиционный фонд - это неплохой и крайне актуальный способ совершать вложения в нашей стране для обычного человека. Во-первых, в случае выбора такого способа инвестиционной деятельности не нужен значительный объем сбережений, а во-вторых, не нужно быть гуру в финансах.

Акционерный инвестиционный фонд является формой , сочетающей в себе черты обществ и инвестиционных фондов (ПИФ).

Из-за некоторых особенностей законодательного регулирования обозначенных фондов наблюдается резкая диспропорция количества зарегистрированных инвестиционных фондов и (последних в десятки раз больше).

АИФ vs. АО

Сущность акционерных инвестиционных фондов наиболее ярко проявляется в их сравнения с акционерными обществами (АО) и ПИФами.

Для начала сравним их с акционерными обществами.

Отличий здесь много, мы перечислим лишь основные, лежащие, так сказать, на поверхности.

Во-первых , акционерным инвестиционным фондам получить лицензию (специальное разрешение).

В-третьих , все имущество АИФа должно быть физически разделено на:

Имущество, которое может быть использовано для целей (так называемый инвестиционный резерв , составляющий львиную долю всего имущества и в обязательном порядке передаваемый в сторонней ), и

Имущество, без которого фонд не сможет существовать физически (помещения, мебель, фонд оплаты труда управляющего , и транспортные расходы, расходы на поддержание инфраструктуры и др.)

В-четвертых , применительно к АИФам предусмотрены более жесткие требования в части уставного фонда (при размещении акций обязательна их полная оплата, которая, и тут не обошлось без нюансов, допускается только или имуществом, перечисленным в специальном – инвестиционной декларации ).

В-пятых , АИФам запрещен , равно как и закрытая подписка на акции.

Законодательством установлен прямой запрет на продажу акций АИФа регистратору, или оценщику, с которыми у АИФа имеются по существу их деятельности.

Чем АИФы отличаются от ПИФов?

Отличий между ПИФами и АИФами не то чтобы тьма тьмущая, но и не «с гулькин нос». Постараемся их .

Во-первых , сроки создания паевых инвестиционных фондов обычно имеют верхний потолок в соответствии с определенными целями.

Деятельность АИФов носит бессрочный и может быть прекращена лишь по желанию акционеров после рассмотрения данного вопроса на общем собрании.

Во-вторых , ПИФы освобождены от уплаты на , АИФы – нет.

В-третьих , деятельность ПИФов (как и акционерных обществ), по общему правилу, не лицензируема.

Кроме того, в-четвертых , ПИФам плевать на всякие хитросплетения законодательства об акционерных обществах просто потому, что к ним оно никакого отношения не имеет.

Статья 2. Понятие акционерного инвестиционного фонда

1. Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд".

Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд" в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

2. Акционерный инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии).

3. Положения Федерального закона "Об акционерных обществах" распространяются на акционерные инвестиционные фонды с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Требования к акционерному инвестиционному фонду

1. Размер собственных средств акционерного инвестиционного фонда на дату представления документов для получения лицензии на осуществление деятельности инвестиционного фонда (далее - лицензия акционерного инвестиционного фонда) должен соответствовать требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

2. Акционерами акционерного инвестиционного фонда не могут являться специализированный депозитарий, регистратор, аудиторская организация, а также физическое лицо или юридическое лицо, с которыми в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" может заключаться договор на проведение оценки (далее - оценщик), если указанные в настоящем пункте лица заключили соответствующие договоры с этим акционерным инвестиционным фондом.



(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 145-ФЗ)

3. Имущество акционерного инвестиционного фонда подразделяется на имущество, предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы), и имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов управления и иных органов акционерного инвестиционного фонда, в соотношении, определенном уставом акционерного инвестиционного фонда.

4. Инвестиционные резервы акционерного инвестиционного фонда (далее - активы акционерного инвестиционного фонда) должны быть переданы в доверительное управление управляющей компании, соответствующей требованиям настоящего Федерального закона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи.

5. Для расчетов по операциям, связанным с доверительным управлением активами акционерного инвестиционного фонда, открывается (открываются) отдельный банковский счет (счета), а для учета прав на ценные бумаги, составляющие активы акционерного инвестиционного фонда, отдельный счет (счета) депо. Такие счета, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, открываются на имя управляющей компании с указанием на то, что она действует в качестве доверительного управляющего, и с указанием наименования акционерного инвестиционного фонда.

6. В случае заключения с управляющей компанией, соответствующей требованиям настоящего Федерального закона, договора о передаче ей полномочий единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда управляющая компания приобретает права и обязанности по управлению активами акционерного инвестиционного фонда на основании указанного договора. При этом для расчетов по операциям с активами акционерного инвестиционного фонда открывается (открываются) отдельный банковский счет (счета), а для учета прав на ценные бумаги, составляющие активы акционерного инвестиционного фонда, отдельный счет (счета) депо. Такие счета открываются на имя акционерного инвестиционного фонда.

7. Акционерный инвестиционный фонд обязан использовать при взаимодействии с регистратором, специализированным депозитарием и управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление активами акционерного инвестиционного фонда, документы в электронно-цифровой форме с электронной цифровой подписью.

8. Акционерный инвестиционный фонд обязан иметь сайт в сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат этому фонду.

Статья 4. Размещение акций акционерного инвестиционного фонда

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 334-ФЗ)

1. Акционерный инвестиционный фонд не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций. Размещение акций акционерного инвестиционного фонда должно осуществляться только путем открытой подписки, за исключением случаев размещения акций, предназначенных для квалифицированных инвесторов.

2. Открытое акционерное общество, фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд", не имеющее лицензии акционерного инвестиционного фонда, не вправе осуществлять размещение дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг.

3. Акции акционерного инвестиционного фонда могут оплачиваться только денежными средствами или имуществом, предусмотренным его инвестиционной декларацией. Неполная оплата таких акций при их размещении не допускается.

Статья 4.1. Акции акционерного инвестиционного фонда, предназначенные для квалифицированных инвесторов

(введена Федеральным законом от 06.12.2007 N 334-ФЗ)

1. Устав акционерного инвестиционного фонда может предусматривать, а в случаях, установленных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, должен предусматривать, что акции этого фонда предназначены для квалифицированных инвесторов. Внесение в устав акционерного инвестиционного фонда или исключение из него указания на то, что акции акционерного инвестиционного фонда предназначены для квалифицированных инвесторов, после размещения акций такого фонда не допускается.

2. Акции акционерного инвестиционного фонда, предназначенные для квалифицированных инвесторов (далее - акции, ограниченные в обороте), могут принадлежать только квалифицированным инвесторам. Указанное ограничение должно содержаться в соответствующем решении о выпуске акций такого акционерного инвестиционного фонда.

3. Сделки с акциями, ограниченными в обороте, при их обращении осуществляются с учетом ограничений и правил, предусмотренных Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон "О рынке ценных бумаг") для ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов.

Статья 5. Выкуп акций акционерным инвестиционным фондом

Акционеры акционерного инвестиционного фонда вправе требовать выкупа принадлежащих им акций в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах", а также в случае принятия общим собранием акционеров акционерного инвестиционного фонда решения об изменении инвестиционной декларации, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании по этому вопросу. В случае, если уставом акционерного инвестиционного фонда утверждение инвестиционной декларации (изменений и дополнений к ней) отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), акционер вправе предъявить требование о выкупе акций в 45-дневный срок с даты принятия советом директоров (наблюдательным советом) соответствующего решения.

Выкуп акций у акционеров акционерного инвестиционного фонда осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об акционерных обществах".

Статья 6. Устав и инвестиционная декларация акционерного инвестиционного фонда

Устав акционерного инвестиционного фонда в дополнение к положениям, предусмотренным Федеральным законом "Об акционерных обществах", должен содержать положение о том, что исключительным предметом деятельности этого акционерного инвестиционного фонда является инвестирование в имущество, определенное в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанное в его инвестиционной декларации.

Инвестиционная декларация, изменения или дополнения к ней утверждаются общим собранием акционеров акционерного инвестиционного фонда, если ее утверждение не отнесено его уставом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) этого фонда. Инвестиционная декларация, а также все изменения или дополнения к ней в 10-дневный срок со дня утверждения представляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В случае, если уставом акционерного инвестиционного фонда утверждение инвестиционной декларации (изменений и дополнений к ней) отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного инвестиционного фонда, текст инвестиционной декларации с учетом внесенных в нее изменений и дополнений доводится до сведения акционеров этого акционерного инвестиционного фонда в 10-дневный срок со дня утверждения советом директоров (наблюдательным советом) соответствующих изменений и дополнений в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров.

Статья 7. Проведение общего собрания акционеров акционерного инвестиционного фонда

1. Общее собрание акционеров акционерного инвестиционного фонда проводится в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Решение общего собрания акционеров акционерного инвестиционного фонда может быть принято путем проведения заочного голосования по любым вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров акционерного инвестиционного фонда.

3. Письменное уведомление о созыве общего собрания акционеров акционерного инвестиционного фонда направляется специализированному депозитарию, оценщику и аудиторской организации в порядке, форме и сроки, которые предусмотрены Федеральным законом "Об акционерных обществах" и уставом акционерного инвестиционного фонда для уведомления акционеров акционерного инвестиционного фонда.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 145-ФЗ)

4. Повторное общее собрание акционеров акционерного инвестиционного фонда, проведенное взамен несостоявшегося из-за отсутствия кворума, за исключением общего собрания акционеров, повестка дня которого включала вопросы о реорганизации и ликвидации акционерного инвестиционного фонда, о назначении ликвидационной комиссии, о внесении изменений и дополнений в инвестиционную декларацию, правомочно независимо от количества акционеров, принявших в нем участие.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 334-ФЗ)

Повторное общее собрание акционеров акционерного инвестиционного фонда с числом акционеров более 10 тысяч, созванное взамен несостоявшегося из-за отсутствия кворума, при принятии решений по любым вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров акционерного инвестиционного фонда, правомочно независимо от количества акционеров, принявших в нем участие.

Статья 8. Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного инвестиционного фонда

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 334-ФЗ)

1. Осуществлять функции единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда и входить в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда не могут следующие лица:

1) работники специализированного депозитария, регистратора, аудиторской организации акционерного инвестиционного фонда, его оценщика - юридического лица, лица, привлекаемые указанными организациями для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, а также оценщик акционерного инвестиционного фонда - физическое лицо;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 145-ФЗ)

2) аффилированные лица специализированного депозитария, регистратора, оценщика и аудиторской организации акционерного инвестиционного фонда;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 145-ФЗ)

3) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда (далее - финансовые организации) в момент совершения финансовыми организациями нарушений, за которые у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с даты такого аннулирования прошло менее трех лет;

4) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

5) лица, имеющие судимость за умышленные преступления.

2. Аффилированные лица управляющей компании, а также работники управляющей компании или ее аффилированных лиц, включая лиц, привлекаемых ими для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, не могут составлять более одной четвертой от числа членов совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда.

3. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда, за исключением случаев передачи полномочий такого органа управляющей компании, должно иметь высшее профессиональное образование и соответствовать установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг квалификационным требованиям и требованиям к профессиональному опыту.

4. Акционерный инвестиционный фонд обязан направлять в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг уведомления об изменении состава совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов акционерного инвестиционного фонда не позднее пяти рабочих дней с даты наступления указанных событий.

5. К уведомлению, предусмотренному пунктом 4 настоящей статьи, прилагаются документы (их копии), перечень которых определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

6. К исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного инвестиционного фонда наряду с решением вопросов, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах", относится принятие решений о заключении и прекращении соответствующих договоров с управляющей компанией, со специализированным депозитарием, с регистратором, оценщиком и аудиторской организацией.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 145-ФЗ)

Статья 9. Реорганизация и ликвидация акционерного инвестиционного фонда

(в ред. Федерального закона от 06.12.2007 N 334-ФЗ)

1. Реорганизация акционерного инвестиционного фонда в форме слияния, разделения и выделения допускается при условии, что в результате такой реорганизации будет создан (будут созданы) акционерный инвестиционный фонд (акционерные инвестиционные фонды).

2. Реорганизация акционерного инвестиционного фонда в форме присоединения допускается при условии присоединения к реорганизуемому акционерному инвестиционному фонду другого акционерного инвестиционного фонда (акционерных инвестиционных фондов).

3. Реорганизация акционерного инвестиционного фонда в форме преобразования не допускается.

4. В случае добровольной ликвидации акционерного инвестиционного фонда ликвидационная комиссия (ликвидатор) этого фонда назначается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

5. О принятом решении о реорганизации или ликвидации акционерный инвестиционный фонд должен уведомить федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее пяти рабочих дней с даты принятия указанного решения.

6. К уведомлению, предусмотренному пунктом 5 настоящей статьи, прилагается копия (копии) принятого решения (решений) о реорганизации или ликвидации, копия (копии) устава (уставов) вновь создаваемого (создаваемых) акционерного инвестиционного фонда (акционерных инвестиционных фондов), заверенные уполномоченным органом акционерного инвестиционного фонда.

7. Размещение дополнительных акций созданных путем реорганизации акционерных инвестиционных фондов, в том числе в форме слияния, разделения и выделения, может осуществляться только после государственной регистрации выпуска акций таких фондов и получения лицензии акционерного инвестиционного фонда вновь созданными акционерными обществами.

8. В случае рассмотрения судом иска о реорганизации или ликвидации акционерного инвестиционного фонда федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг может быть привлечен судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе либо по инициативе лиц, участвующих в деле.

Акционерный инвестиционный фонд (АИФ) – организация специализируется непосредственно на инвестициях в ценные бумаги, имущество, а также инвестиции в акции. Форма общества открытого типа, занимающаяся выпуском ценных бумаг с целью мобилизации денежных эквивалентов инвесторов, а также вложения в акции либо на банковские счета. На этом вид деятельности ограничивается.

Основное правовое положение

Федеральным законодательством предусмотрено закрепление такого названия и иные общества, не ведущие, такого рода деятельность не имеют права использовать фирменное название в содержании, которого будет «инвестиционный». Работа АИФ происходит исключительно при специализированном разрешении – лицензии. Это Федеральный закон от 28. 11.2001 г. №156-ФЗ « Об инвестиционных фондах». В нем оговаривается положения направленные на совершенствование организации и проведение деятельности, в форме открытого общества. Также в нем предусмотрено создание паевых обществ. На основании этого положения их делят на два вида:

  • инвестиционные акционерные;
  • паевые инвестиционные.

Отличия и права

Акционерный инвестиционный фонд обязуется обладать весомым капиталом для получения лицензии на право деятельности. Определение этой суммы бюджета относится к ФСФР.

Имущество делят на:

Все акции, имеющиеся в собственности обыкновенные, и могут быть оплачены только в виде денег или других владений, предусмотренных декларацией инвестиций.

На совете акционеров и директоров может быть принято решение о 100% выкупе акций в случае реорганизации, заключения крупной сделки, внесения корректировки в устав неблагоприятных для сотрудничества, а также в декларации. Эти правила предусмотрены законодательством, а именно ст. 75 ФЗ «Об ».

Важно знать! Инвестиционная декларация – это часть устава, определяющий предмет и его деятельность общества. Изменения вносятся общим решением путем голосования акционеров. Бывают исключения, когда такие вопросы решает совет директоров.

Акционерный инвестиционный фонд обладает особенностью на голосовании акционеров, все собрания акционеров для принятия решения происходят независимо от процентного соотношения присутствующих владельцем акций имеющих право голоса.

Паевой инвестиционный фонд

Имущественный комплекс без обязательства оформления статуса юридического лица. Основой лежат отношения на доверии управления имуществом курирующей компанией. Формируется такой фонд из вложений инвесторов у каждого в собственности свое количество паев. В понятии пай подразумевается именная ценная бумага.

Разновидности:

  • открытые;
  • интервальные;
  • закрытие.

Услуги предоставляемые

Зачастую такими услугами пользуются клиенты, которые не приделают особое внимание анализу ценных бумаг за неимением возможности либо опыта для организации и грамотного управления личными сбережениям. Также такие инвесторы избегают дополнительных расходов на консультации специалиста в вопросах инвестиций.

Акционерный имущественный фонд обладает такими основными преимущества сравнительно с иными финансовыми структурами:

  • профессионализм – работа специалистов с высокими показателями квалификации в работе с ценными бумагами;
  • эффективность управления;
  • диверсификация – правильное и выгодное положение для инвестора распределение инвестиций на более, развернутое количество ценных бумаг;
  • содержание в портфеле бумаг разнообразных видов и эмитентов;
  • минимальные вклады для инвестиций в отдельных случаях отсутствие вовсе минимального взноса;
  • автоматическое реинвестирование;
  • возможность замены акций от одного к другому фонду инвестиций;
  • ликвидность (при работе с АИФ инвестор имеет право в любой момент перевести акции в денежный эквивалент);
  • доступность контроля инвестиций.

Выбор инвестиционного фонда

Для инвестора стоит серьезный выбор при определении фонда для вложения средств и массу предложений со стороны их руководителей. Для верного выбора необходимо исходить из собственных стратегий и условий. Стоит обратить на основные факторы, влияющие на дальнейшее развитие личных инвестиций:

При выборе компании основными параметрами будут:

  • срок деятельности компании;
  • надежность и отзывы инвесторов, которые ранее сотрудничали с той или иной компанией;
  • размер дополнительных расходов в виде комиссий;
  • доходность компании;
  • тип фонда.

Вложения в акционерный инвестиционный фонд, остаются одним из наиболее эффективных и популярных методов размещения денежных средств. Проверенный, сроками и на практике мирового уровня. На всем земном шаре пользуются такими услугами, например, по Европе в процентном соотношении количество инвесторов такого рода достигает отметки 30%, в России положение таких вкладом менее развито и ее инвесторы составляют 10%. Такое распределение обеспечивает клиенту правовое и законом защищенное право на развитие и заработок личных средств.

Акционерные инвестиционные фонды

Введение

Правовое регулирование деятельности акционерных

инвестиционных фондов

2. Понятие и предмет деятельности акционерного

инвестиционного фонда

3. Организация и лицензирование деятельности акционерного

инвестиционного фонда

4. Особые требования, предъявляемые к акционерным

инвестиционным фондам

5. Особенности размещения и выкупа акций акционерного

инвестиционного фонда

Заключение

Введение

При переходе к рыночной экономике в любом государстве с неизбежностью возникает проблема изыскания средств на развитие, иными словами - проблема инвестиций. И Россия не является исключением.

Инвестиционный процесс является одним из основных аспектов функционирования экономической системы. Поэтому роль государства заключается в том, что оно воздействует на экономику, оптимизируя уровень инфляции и обеспечивая наиболее полную занятость.

На современном этапе особенность российской экономики заключается в хронической нехватке инвестиционных ресурсов, необходимых для развития ее наиболее перспективных отраслей. Примечательно, что проблема состоит не столько в отсутствии денежных средств, сколько в недостаточно благоприятных условиях для инвестирования. По оценкам некоторых экспертов, на руках у населения находится от 30 до 40 млрд. долл. свободных средств. При скудности ресурсов нашей экономики кажется неразумным не использовать все возможные законные средства, чтобы заставить эти деньги “работать” как для развития экономики, так и для подъема благосостояния самого населения, тем самым, снимая социальное напряжение в обществе.

Широко применяющийся в мировой практике прием - привлечение инвестиций из-за рубежа. Однако крупные зарубежные инвесторы зачастую не торопятся вкладывать средства в российскую экономику, занимая выжидательную позицию в связи с постоянно действующим в нашей стране фактором политической нестабильности.

В этой ситуации особенно актуальным становится вопрос изыскания внутренних источников финансирования, т.е. привлечения средств физических лиц и институциональных инвесторов. Именно поэтому в числе приоритетных мер программы социально - экономического развития нашей страны на 2002 - 2004 годы Правительством Российской Федерации было названо создание правовой основы деятельности акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов.

В сложившихся условиях главной задачей государственной инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной среды для роста инвестиционной активности, а ключевым принципом по отношению к частным инвесторам - невмешательство в их деятельность, максимальное содействие формированию необходимой законодательной базы для повышения их инвестиционной активности и обеспечения надежной защиты вкладываемых средств.

Вступивший в силу 4 декабря 2001г. Федеральный закон от 29 ноября 2001г. N156-ФЗ “Об инвестиционных фондах” призван максимально приблизить экономику нашей страны к перспективам, намеченным правительственной программой социально-экономического развития. Именно этот закон устанавливает правовой статус акцион

ерных инвестиционных фондов.

Специфика правового статуса акционерных инвестиционных фондов определяется особенностями создания, управления, размещения и выкупа акций, а также ликвидации фонда. Именно эти особенности будут рассмотрены в данной работе. Соответственно цели исследования определяются и задачи:

Рассмотреть правовые акты, регулирующие деятельность акционерных инвестиционных фондов в настоящее время;

Рассмотреть особенности создания, лицензирования, управления, размещения и выкупа акций и т.п. акционерных инвестиционных фондов.

1. Правовое регулирование деятельности акционерных

инвестиционных фондов

В настоящее время деятельность акционерного инвестиционного фонда регулируется на основе Федерального закона “Об инвестиционных фондах” (далее - Закон).

До этого деятельность инвестиционных фондов регулировалась на основании Указа Президента РФ от 7 октября 1992 г. N 1186 “О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий”, которым были утверждены соответствующие положения об инвестиционных фондах.

1) чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), занимавшиеся сбором приватизационных чеков у населения для последующего вложения их в акции приватизированных предприятий;

2) инвестиционные фонды, реализующие свои акции исключительно за деньги.

Начало преобразованиям в этой сфере положил Указ Президента РФ от 23 февраля 1998 г. N193 “О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов”, принятый в соответствии с Комплексной программой мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденной Указом Президента РФ от 21 марта 1996 г. N408. Издание Указа N193 было вызвано необходимостью обеспечения регулирования деятельности инвестиционных фондов и специализированных инвестиционных фондов приватизации в связи с переходом на денежный этап приватизации, а также защиты прав и интересов вкладчиков и инвесторов на финансовых и фондовых рынках.

Согласно этому Указу ЧИФы должны были преобразоваться либо в паевые инвестиционные фонды, либо в инвестиционные фонды, либо остаться открытыми акционерными обществами и устранить из своих названий слова “чековый инвестиционный фонд”.

По данным на 2000 г. было преобразовано 478 ЧИФа из 691, числившегося в реестре Госкомимущества России. Так, фонды “ЛУКойл” и “Альфа - Капитал” преобразованы в паевые, а “Первый Ваучерный”, “Защита” и “Детство” - в акционерные инвестиционные фонды. От инвестиционной деятельности отказались 434 ЧИФа; они были преобразованы в акционерные общества. Лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг получил 41 ЧИФ, из них на основании упомянутого Указа Президента РФ преобразовано было 12 (по оставшимся 29 фондам данные отсутствуют).

Таким образом, видно, что на начальном этапе деятельности акционерных инвестиционных фондов в их регулировании огромную роль играли указы Президента РФ. Это объяснялось, прежде всего, тем, что данная схема коллективного инвестирования тесно увязывалась с осуществлением приватизации. В настоящее время, в связи с принятием Закона об инвестиционных фондах, значение указов Президента не столь велико.

Поскольку акционерный инвестиционный фонд является акционерным обществом, то его деятельность параллельно регулируется и законодательством об акционерных обществах.

Следовательно, правовой статус акционерных инвестиционных фондов определяется еще и нормами Гражданского кодекса РФ и Федерального закона “Об акционерных обществах” от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ. При этом следует иметь в виду, что на акционерные инвестиционные фонды не распространяются п.п. 4 и 5 ст. 1 Закона “Об акционерных обществах”, так как в них речь идет об особенностях правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, каковыми инвестиционные фонды не являются. Специфика правового положения инвестиционных фондов определяется п. 3 указанной статьи, в силу которого особенности создания, реорганизации, ликвидации и правового положения акционерных обществ в сфере банковской, инвестиционной и страховой деятельности устанавливаются федеральными законами.

Особое значение в регулировании вопросов, связанных с регулированием вопросов функционирования инвестиционных фондов, имеют ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” и от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”.

Постановления Правительства РФ имеют значение для регулирования деятельности инвестиционных фондов главным образом в части, касающейся порядка их лицензирования.

Правовые акты ФКЦБ также имеют важное значение для регулирования деятельности инвестиционных фондов. В полномочия ФКЦБ входит регулирование вопросов порядка создания и деятельности инвестиционных фондов.

Кроме того, деятельность инвестиционных фондов регулируется правилами, утверждаемыми самими инвестиционными фондами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

2. Понятие и предмет деятельности акционерного инвестиционного фонда

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона об инвестиционных фондах акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и фирменное наименование которого содержит слова “акционерный инвестиционный фонд” или “инвестиционный фонд”.

Таким образом, акционерный инвестиционный фонд создается в форме открытого акционерного общества в соответствии с требованиями ФЗ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.

При этом инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Законом, является исключительным предметом деятельности такого общества.

Закон устанавливает, что акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Установление подобного ограничения является допустимым. Так, согласно п. 2 ст. 49 ГК РФ “юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом”. В данном случае закон устанавливает достаточно жесткое ограничение по сравнению, например, с установлением специальной правоспособности или с иными видами ограничений, связанных с осуществлением профессиональной деятельности (например, в ФЗ “О банках и банковской деятельности”). Так, например, согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ “некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям”. Несколько по-другому ограничена правоспособность кредитных организаций. Статья 5 ФЗ “О банках и банковской деятельности” содержит прямой запрет, устанавливаемый для кредитных организаций: “Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью”. Следовательно, можно предположить, что подход, установленный в законе об инвестиционных фондах, пожалуй, является наиболее жестким, если принять во внимание определение предпринимательской деятельности, содержащееся в ГК РФ. Согласно ст. 2 ГК РФ “предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг”. Таким образом, акционерный инвестиционный фонд легко может быть признан нарушившим требования закона об инвестиционных фондах, например, в случае, если он будет сдавать в аренду часть служебных помещений, или, например, в случае возмездного распространения специальной литературы по вопросам коллективного инвестирования. Заключение практически любых возмездных сделок таит для акционерного инвестиционного фонда угрозу нарушить запрет заниматься иными видами предпринимательской деятельности.

Безусловно, установление подобного требования в отношении предмета деятельности акционерного инвестиционного фонда является одним из способов защиты инвесторов, к числу которых относятся акционеры акционерного инвестиционного фонда. Однако устанавливаемое ограничение не должно носить характер дамоклова меча, постоянно угрожающего фонду обнаружением формального нарушения закона. Нельзя не заметить, что обнаружить в деятельности коллективного инвестора нарушение прав инвестора по существу гораздо сложнее обнаружения формального несоответствия, как, например, может оказаться в случае, если акционерный инвестиционный фонд сдает в аренду излишки служебного помещения.

Некоторые ученые считают, что данная норма требует анализа с точки зрения действия общих положений гражданского права об общей и специальной правоспособности юридического лица.

Может ли данное положение служить основанием для утверждения, что особенностью правового статуса акционерного инвестиционного фонда является специальная правоспособность? В более широкой постановке вопроса эта проблема звучит подобно вопросу о том, является ли регулирование инвестиционных фондов исключением из общего принципа наделения общей правоспособностью коммерческих организаций, какими являются инвестиционные фонды. Кроме того, наделение специальной правоспособностью исторически связывалось с разрешительным порядком создания юридического лица, но с развитием рыночных отношений перестало применяться к юридическим лицам, занятым коммерческой деятельностью. Для современного периода “основной тенденцией является легализация общей правоспособности юридического лица, облегчающей движение капиталов в поисках наиболее выгодных с точки зрения прибыли сфер приложения”. Эта тенденция отражается и в законодательстве об инвестиционных фондах.

Закон об инвестиционных фондах устанавливает, что акционерный инвестиционный фонд учреждается в форме открытого акционерного общества. Особенностью этой формы, как следует из ФЗ “Об акционерных обществах”, является открытая подписка на акции, выпускаемые этим акционерным обществом. Неограниченное число акционеров и возможность отчуждения акций без согласия других акционеров (оборотоспособность акций) обеспечивают выполнение главной задачи, которая стоит перед акционерным инвестиционным фондом - привлечение денежных средств неограниченного круга лиц - инвесторов на относительно привлекательных для них условиях.

3. Организация и лицензирование деятельности акционерного инвестиционного фонда

Учреждение акционерного инвестиционного фонда должно начаться с регистрации открытого акционерного общества, созданного в соответствии с требованиями ФЗ “Об акционерных обществах”.

После регистрации открытого акционерного общества в общем порядке в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц” для осуществления деятельности в качестве акционерного инвестиционного фонда необходимо получение специальной лицензии. Лицензирование деятельности инвестиционных фондов осуществляется на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Было принято Постановление Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N394, которым утверждено Положение о лицензировании деятельности инвестиционных фондов. Это Положение: называет федеральную комиссию по финансовым рынкам в качестве лицензирующего органа (п. 2 Положения) (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004г. №317); определяет исчерпывающий перечень лицензионных требований (п. 3 Положения); устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые соискатель должен представить для получения лицензии (п. 4 Положения); определяет срок, необходимый для рассмотрения вопроса о выдаче или об отказе в выдаче лицензии (не свыше 60 дней со дня подачи заявления со всеми прилагаемыми документами) (п. 7 Положения); устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче лицензии (таких оснований два: наличие в документах соискателя недостоверной или искаженной информации и несоответствие соискателя лицензионным требованиям) (п. 7 Положения); устанавливает срок, на который выдается лицензия (5 лет), и порядок продления действия лицензии (п. 8 Положения); устанавливает формы контроля лицензирующим органом за соблюдением лицензиатом лицензионных требований (к таким формам относятся проверки соответствия лицензионных требований и проверки устранения нарушений); определяет принципы и максимальные сроки проведения проверок (п. 9 Положения).

В отношении лицензирования деятельности инвестиционных фондов действует также Постановление ФКЦБ от 20 мая 1998 г. N 10 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов”. Однако анализ норм Положения ФКЦБ N 10 показывает, что практически все его нормы либо не соответствуют, либо противоречат нормам Закона или Положения N 394. Таким образом, при регулировании лицензирования деятельности акционерных инвестиционных фондов Постановление Правительства демонстрирует более рациональный подход к вопросам лицензирования и осуществления контроля за деятельностью инвестиционных фондов с точки зрения и участников рынка, и регулирующего органа.

Особые требования, предъявляемые к акционерным инвестиционным фондам

Статья 3 Закона об инвестиционных фондах предусматривает специальные требования, предъявляемые к акционерным инвестиционным фондам. Данные требования также устанавливают их правовой статус.

Согласно ст. 26 ФЗ об АО, устанавливающей общее правило для открытых акционерных обществ, минимальная сумма уставного капитала открытого акционерного общества составляет тысячекратный размер минимального размера оплаты труда. Это требование сохраняет свое действие и для акционерного инвестиционного фонда.

Размер уставного капитала может не совпадать (и обычно не совпадает) с размером имущества, которым данное акционерное общество фактически обладает. Учитывая, что одной из главных функций уставного капитала является гарантирование интересов кредиторов общества, ФЗ об АО устанавливает обязанность акционерного инвестиционного фонда обеспечивать соответствие размера уставного капитала размеру стоимости чистых активов общества.

Специальные правовые нормы устанавливают дополнительные требования в отношении акционерных инвестиционных фондов. В частности, кроме размера чистых активов общества, нормативные документы ФКЦБ устанавливают требования в отношении “собственных средств” профессиональных участников рынка ценных бумаг. Постановлением ФКЦБ от 31 июля 2002 г. N 28/пс “Об утверждении требований к размеру собственных средств акционерного инвестиционного фонда” установлено, что размер собственных средств акционерного инвестиционного фонда на дату представления документов не должен быть менее 5 млн. рублей. Порядок расчета собственных средств согласно Постановлению N 28/пс определяется в соответствии с Порядком расчета собственных средств управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденном постановлением ФКЦБ от 21 марта 2002 года N 5/пс “О порядке расчета собственных средств управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов”.

Таким образом, акционерный инвестиционный фонд (как, впрочем, и другие профессиональные участники рынка ценных бумаг) должен рассчитывать как размер собственных чистых активов в соответствии с Законом об АО и Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ, так и размер собственных средств, определяемый в соответствии с Постановлением ФКЦБ N 5/пс.

Законом установлены ограничения в отношении лиц, которые могут быть акционерами акционерного инвестиционного фонда. Не могут являться акционерами акционерного инвестиционного фонда специализированный депозитарий, регистратор, оценщик и аудитор, заключившие соответствующие договоры с таким фондом. Установление такого ограничения необходимо для того, чтобы избежать возникновения ситуаций “конфликта интересов”, когда коммерческий интерес лица, являющегося акционером, может воспрепятствовать добросовестному исполнению таким лицом его профессиональных обязанностей. Например, аудитор или оценщик, являющийся акционером, будет склонен преувеличивать оценку стоимости активов общества, акционером которого он является.

Кроме того, ст. 8 Закона установлены ограничения в отношении лиц, которые могут осуществлять функции единоличного исполнительного органа или входить в состав совета директоров (наблюдательного совета) акционерного инвестиционного фонда. Установление такого рода ограничений преследует цель не только избежать возможных конфликтов интересов внутри общества, но и оградить инвестиционные фонды от лиц, склонных к правонарушениям (подвергались административным санкциям за правонарушения, совершенные на рынке ценных бумаг, имели судимость за преступления в сфере экономической деятельности, против государственной власти или государственной службы).

Устанавливается запрет для работников специализированного депозитария, регистратора, оценщика, аудитора, а также для лиц, привлекаемых на основании гражданско-правовых договоров, и аффилированных лиц специализированного депозитария, регистратора, оценщика, аудитора.

Запрещение распространяется также на руководителей ряда организаций, которые при осуществлении деятельности на рынке ценных бумаг совершили правонарушения, за что эти организации были лишены лицензии на право осуществления деятельности на рынке ценных бумаг. В перечне организаций, единоличных руководителей которых коснулись ограничения, называются специализированный депозитарий, профессиональный участник рынка ценных бумаг, кредитная и страховая организации, негосударственный пенсионный фонд. Члены коллегиальных исполнительных органов управляющих компаний, специализированного депозитария, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной, страховой организаций, негосударственного пенсионного фонда, которых лишили лицензии вследствие действий исполнительных органов этих организаций, также не могут входить в состав исполнительных органов акционерного инвестиционного фонда. Для этих лиц действие указанного положения ограничивается сроком, прошедшим с момента аннулирования лицензии - три года.

В п. 3 ст. 3 Закона отражена двойственная природа акционерного инвестиционного фонда как формы инвестирования капитала. С одной стороны, акционерное общество уже само по себе является формой привлечения средств мелких вкладчиков для мобилизации денежного капитала. Таким образом, уже в рамках самой организационно-правовой формы акционерного общества заложен механизм привлечения средств инвесторов, обеспечивающий гарантии, предоставляемые таким инвесторам-акционерам. Например, элементом такого механизма является описание в ФЗ об АО полномочий собрания акционеров, благодаря участию в работе которого акционер получает возможность реализовать свои права на участие в управлении обществом. Определение порядка формирования и полномочий наблюдательного совета (совета директоров) общества, осуществляющего общее руководство общества и формируемого собранием акционеров общества, направлено, в том числе и на то, чтобы создать предпосылки для осуществления контроля со стороны акционеров за деятельностью наблюдательного совета (совета директоров) общества. Аналогичной цели подчинено и определение порядка формирования и компетенции исполнительного органа общества.

При этом нельзя не отметить опосредованный характер защиты прав инвесторов-акционеров. Эта опосредованность выражается в том, что на основании норм акционерного законодательства они могут защитить свой интерес лишь на собрании акционеров, выразив свое согласие или несогласие с управлением имуществом акционерного общества. Не случайно в литературе отмечается формальный характер правовой защиты, предоставляемой акционерным законодательством. При этом отмечается, что акционер может воздействовать на деятельность акционерного общества только через общее собрание, а также то, что для законодательства многих стран характерным является сужение компетенции общего собрания акционеров. Данная проблема отчасти получает разрешение путем принятия специального законодательства о защите прав инвесторов. В РФ к такому специальному законодательству относится, в частности, ФЗ от 5 марта 1999г. N 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”.

В акционерном инвестиционном фонде акционер становится “инвестором вдвойне”. В качестве акционера акционерного общества он уполномочивает такое акционерное общество осуществлять последующее инвестирование средств в ценные бумаги (в том числе и в акции других акционерных обществ). Такая двойственная природа инвестирования не могла не отразиться на специальных правовых нормах, регламентирующих особенности правового положения акционерных инвестиционных фондов.

Данная двойственность проявляется, во-первых, в регулировании вопросов, связанных с имуществом акционерного инвестиционного фонда. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона имущество акционерного инвестиционного фонда подразделяется на две части. Одна часть имущества обеспечивает исключительно деятельность органов управления и иных органов акционерного инвестиционного фонда как юридического лица. Другая часть имущества инвестиционного фонда предназначена для последующего (“вторичного”, с точки зрения инвестора - акционера фонда) инвестирования.

В этой связи нельзя не обратить внимание на то, что используемая в законодательстве об акционерных обществах категория “чистые активы общества” и используемая в законодательстве о паевых фондах категория “активы акционерного инвестиционного фонда” являются разными понятиями. Специальные требования к составу и структуре чистых активов акционерных инвестиционных фондов содержатся в Постановлении ФКЦБ РФ N 03-6/пз от 29 января 2003г. “Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ” и касаются всего имущества акционерного общества, составляющего паевой инвестиционный фонд. Активы акционерного инвестиционного фонда определяются в соответствии с Положением о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов, утвержденным Постановлением ФКЦБ от 14 августа 2002 г. N 31/пс. Последнее касается не всего имущества акционерного инвестиционного фонда, а лишь той его части, которая предназначена для инвестирования в ценные бумаги и иные объекты инвестирования.

Еще одним проявлением двойственной природы акционерного инвестиционного фонда являются вытекающие из положений Закона особенности в структуре органов управления акционерным инвестиционным фондом. В соответствии со ст. 3 имущество, составляющее “инвестиционные резервы общества” (или “активы акционерного инвестиционного фонда”), должно быть передано в доверительное управление управляющей компании. Под инвестиционными резервами понимается имущество, предназначенное для инвестирования. Это имущество соответствует сумме денежных средств, которые поступили в распоряжение акционерного общества в результате выпуска и размещения акций. Акционерный инвестиционный фонд заключает договор доверительного управления с управляющей компанией. Заключение договора с управляющей компанией входит в исключительную компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) акционерного инвестиционного фонда. Кроме того, наряду с решением вопросов, предусмотренных ФЗ об АО, к исключительной компетенции совета директоров относится принятие решений о заключении и прекращении договоров со специализированным депозитарием, регистратором, оценщиком и аудитором.

Управление частью имущества акционерного инвестиционного фонда, которая предназначена для того, чтобы обеспечивать деятельность органов управления, находится в ведении упомянутых органов управления. Передача в доверительное управление части имущества (инвестиционных резервов или активов акционерного инвестиционного фонда) обеспечивает защиту прав и интересов инвесторов, т.е. лиц, чьи денежные средства были привлечены.

Отражает двойственную природу акционерного инвестиционного фонда и обязательные при его создании два документа: устав и инвестиционная декларация. Так как в уставе акционерного инвестиционного фонда должно быть обязательно предусмотрено, что предметом деятельности последнего является инвестирование в имущество, при этом не в любое имущество, а лишь в то, которое определено в качестве возможного объекта для инвестирования, то такое имущество должно быть указано в инвестиционной декларации акционерного инвестиционного фонда, а его состав и структура должны соответствовать Положению о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов, утвержденному Постановлением ФКЦБ от 14 августа 2002 г. N 31/пс.

Инвестиционная декларация, по существу, предусматривает развернутые положения о цели общества, предусмотренной в уставе. Она позволяет инвесторам выбрать из неограниченного числа акционерных инвестиционных фондов тот, который будет вкладывать привлеченные им средства именно в то имущество, в которое, по мнению инвестора, следует вкладывать. Положения Закона об инвестиционной декларации создают для инвестора дополнительную гарантию того, что избранный им фонд не изменит объект инвестирования. В этом значении инвестиционную декларацию было бы уместно сравнить с внутренним регламентом компании в странах общего права, который рассматривается как договор члена компании с самой компанией.

Как гарантия инвестору от произвольного изменения объекта инвестирования сформулирована норма статьи о том, что инвестиционная декларация, изменения и дополнения к ней утверждаются общим собранием акционеров. Статья допускает, что утверждение инвестиционной декларации, внесение в нее изменений и дополнений в соответствии с уставом могут быть отнесены к компетенции иных органов акционерного общества: совета директоров (наблюдательного совета) фонда. В этом случае текст инвестиционной декларации с учетом внесенных в нее изменений и дополнений должен быть доведен до сведения акционеров в 10-дневный срок со дня его утверждения. В статье специально оговаривается, что текст инвестиционной декларации должен быть доведен до сведения акционера в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров. Также предусмотрен контроль регулирующего органа за соблюдением порядка утверждения инвестиционной декларации. Инвестиционная декларация, а также все изменения и дополнения к ней должны быть представлены в 10-дневный срок со дня ее утверждения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (т.е. в ФКЦБ).

Так как акционеры акционерного инвестиционного фонда являются, прежде всего, инвесторами и лишь затем - акционерами, то в части проведения общего собрания акционеров акционерного инвестиционного фонда существует особенность - решение общего собрания может быть принято путем проведения заочного голосования по любым вопросам, относящимся к компетенции общего собрания. Напомним, что в соответствии с ФЗ об АО установлены запреты на проведение общего собрания акционеров в форме заочного голосования (например, для общего собрания акционеров, повестка дня которого включает вопросы избрания совета директоров, утверждение годового отчета). Другой особенностью, применяемой к акционерным инвестиционным фондам в части проведения общего собрания акционеров, является то, что письменное уведомление о созыве общего собрания направляется также и специализированному депозитарию, оценщику и аудитору. В Законе специально указывается форма извещения этих лиц о созыве общего собрания акционеров акционерного инвестиционного фонда. Они должны быть извещены в порядке, форме и сроки, которые предусмотрены для уведомления в этом случае акционеров ФЗ об АО и уставом акционерного инвестиционного фонда.

Особо регулируются также случаи повторного проведения общего собрания акционеров акционерного инвестиционного фонда, не состоявшегося из-за отсутствия кворума. Предусматривается правомочность повторного собрания акционеров, не состоявшегося из-за отсутствия кворума, за исключением собраний по вопросам реорганизации, ликвидации фонда, изменения Устава и инвестиционной декларации, независимо от числа акционеров, принявших участие в голосовании.

Упрощенный, если можно так сказать применительно к названным особенностям, порядок проведения общих собраний акционеров акционерных инвестиционных фондов не меняет общего характера требований к этому высшему органу акционерных обществ, сформулированных в ФЗ об АО.

Особенности размещения и выкупа акций акционерного инвестиционного фонда

Особенностью акционерного инвестиционного фонда является то, что его возможности привлечения денежных средств ограничиваются выпуском исключительно обыкновенных именных акций. Положения п. 1 ст. 4 Закона об инвестиционных фондах направлены на предоставление дополнительных гарантий акционерам. Для того чтобы понять механизм работы предоставляемых гарантий, следует обратиться к положениям Закона об АО. Согласно п. 2 ст. 25 общество размещает обыкновенные акции и “вправе размещать один или несколько типов привилегированных акций”. Все акции общества являются именными. При этом согласно п. 1 ст. 25 Закона об АО номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой.

С учетом приведенных выше положений Закона об АО можно сделать вывод, что устанавливаемые в рамках Закона об инвестиционных фондах ограничения направлены на то, чтобы гарантировать всем инвесторам акционерного инвестиционного фонда равные права, вытекающие из обладания обыкновенной именной акцией фонда. Равенство прав всех инвесторов в рамках данного акционерного инвестиционного фонда обеспечивается через установление предписания о том, что инвестиционный фонд вправе выпускать только обыкновенные именные акции и размещать их только путем проведения открытой подписки.

Предписание, обращенное к открытым акционерным обществам, фирменное наименование которых содержит слова “акционерный инвестиционный фонд” или “инвестиционный фонд”, адресовано, прежде всего, лицам, зарегистрированным до вступления в действие Закона об инвестиционных фондах. Таким обществам устанавливается запрет на размещение дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг. Действие Закона распространяется не только на деятельность акционерных инвестиционных фондов, имеющих лицензию, но и на любые иные акционерные общества, названия которых содержат слова “акционерный инвестиционный фонд” или “инвестиционный фонд”. Необходимо напомнить также, что абзац второй п. 1 ст. 2 Закона содержит запрет иным юридическим лицам использовать в своих наименованиях слова “инвестиционный акционерный фонд”, “инвестиционный фонд”, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

Особенностью в регулировании акционерного фонда является также то, что акции акционерного инвестиционного фонда могут оплачиваться только денежными средствами или имуществом, предусмотренным его инвестиционной декларацией. Предусмотрев возможность оплаты акций имуществом, иным, чем денежные средства, тем самым отступается от основного правила, применяемого к инвестиционным фондам в зарубежном законодательстве. Зарубежное законодательство, как правило, основывается на том, что инвестирование в акции и паи инвестиционных фондов может осуществляться путем инвестирования исключительно денежных средств.

Для акционерных инвестиционных фондов положения о выкупе акций имеют особое значение. С одной стороны, они являются своего рода гарантией защиты прав акционера-инвестора, поскольку инвестор заинтересован лишь в том, чтобы в удобный для него момент вернуть вложенные средства, что он, и может сделать путем продажи акций, в том числе и акционерному обществу. Однако эта гарантия не может осуществляться в ущерб правам других акционеров. При выкупе акций акционерным обществом такая угроза возникает, поскольку осуществление подобной операции означает одновременно сокращение уставного капитала акционерного общества. Кроме того, совмещение статуса акционера и инвестора в одном лице само по себе требует особого внимания к положениям о выкупе акций акционерным обществом, что нашло отражение в ст. 5 Закона об инвестиционных фондах.

Закон предусматривает (аналогично положениям ст. 75 Закона об акционерных обществах) правило о том, что акционеры акционерного инвестиционного фонда могут потребовать выкупа акционерным обществом акций, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании по этому вопросу. Это правило применяется и в случае, если уставом акционерного инвестиционного фонда принятие такого решения отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета). Следуя этому правилу, акционер вправе в течение 45 дней после принятия решения органом акционерного общества предъявить требование о выкупе акций. Порядок выкупа акций определяется общими нормами акционерного законодательства.

В Законе об акционерных обществах предусматриваются следующие правила о порядке выкупа обществом акций по требованию акционеров. В ст. 76 сформулирована обязанность общества информировать акционеров о наличии у них права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций; регламентируются порядок направления письменного требования акционеров о выкупе принадлежащих им акций и другие правила. Согласно п. 3 ст. 75 выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом), но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акции. Закон об акционерных обществах предусматривает также, что акции, выкупленные обществом, поступают в распоряжение акционерного общества. Они не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Выкупленные акционерным обществом акции должны быть проданы не позднее одного года с момента их выкупа. В противном случае общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала путем погашения выкупленных им акций.

Таким образом, нормы, определяющие порядок выкупа акционерным обществом размещенных им акций, кроме защиты прав акционеров направлены также и на обеспечение соответствия размера уставного капитала размеру чистых активов общества. Для акционерных инвестиционных фондов такие нормы имеют большое значение, поскольку финансовое состояние акционерного общества, баланс активов и пассивов, как объективное отражение этого состояния, предопределяют решение инвестора о принятии на себя риска инвестирования своих средств в акции соответствующего акционерного инвестиционного фонда.

Заключение

В заключение необходимо сделать следующие выводы.

1. Особенностью правового статуса акционерных инвестиционных фондов является то, что права инвесторов в отношении имущества, составляющего “имущество инвестиционного фонда”, обладают свойством оборотоспособности и удостоверяются ценными бумагами - акциями акционерного инвестиционного фонда.

2. Согласно п. 3 ст. 2 Закона об инвестиционных фондах акционерные инвестиционные фонды подчиняются действию Федерального закона “Об акционерных обществах” с учетом особенностей, установленных вышеназванным законом. Иными словами, в части регулирования деятельности акционерных инвестиционных фондов нормы Закона об акционерных обществах и нормы закона об инвестиционных фондах соотносятся как общие нормы и нормы специальные, при этом специальные нормы имеют преимущество перед общими (lex specialis derrogat lex generalis). Особенности в правовом режиме акционерных инвестиционных фондов по сравнению с обычными акционерными обществами проявляются, в частности:

В установлении ограничений в отношении лиц, которые могут быть акционерами акционерного инвестиционного фонда;

В установлении специфических требований в отношении режима имущества акционерного инвестиционного фонда, которые выражаются в выделении имущества, предназначенного для инвестирования и передачи его в доверительное управление управляющей компании (п.3 ст.3);

В установлении запрета на осуществление эмиссии иных ценных бумаг кроме обыкновенных именных акций (п.1 ст.4), а также запрета размещения акций путем проведения закрытой подписки (ст.4);

В установлении специфических требований к содержанию устава акционерного инвестиционного фонда, а также требование о необходимости инвестиционной декларации (п.1 ст.6);

В установлении специальных требований в отношении порядка формирования органов управления акционерным инвестиционным фондом и

их компетенции (ст.7, 8).

Установление таких специальных требований позволяет выделять акционерные инвестиционные фонды среди других акционерных обществ.

Список использованных источников

Гражданский кодекс РФ. Часть 1. // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301

ФЗ от 29 ноября 2001г. N156-ФЗ “Об инвестиционных фондах” (изм. от 29 июня 2004г.) // СЗ РФ. 2001. №4. Ст. 4562

ФЗ от 26 декабря 1995г. №208-ФЗ “Об акционерных обществах” (изм. от 6 апреля 2004г.) // СЗ РФ. 1996. №1. Ст. 1

ФЗ от 2 декабря 1990г. №395-I “О банках и банковской деятельности” (изм. от 29 июля 2004г.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990г. №27. Ст. 357

ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц” // СЗ РФ. 2001. №33. Ст. 3431

ФЗ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (изм. от 23 декабря 2003г.) // СЗ РФ. 2001. №33. Ст. 3430

ФЗ от 5 марта 1999г. N 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг” // СЗ РФ. 1999. №10. Ст. 1163

Постановление Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N394 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов” (изм. от 3 октября 2002г.) // СЗ РФ. 2002. №23. Ст. 2191

Указ Президента РФ от 7 октября 1992 г. N 1186 “О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий” // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №42. Ст. 2370

Указ Президента РФ от 23 февраля 1998 г. N193 “О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов” // СЗ РФ. 1998. №9. Ст. 1097

Постановление ФКЦБ от 20 мая 1998 г. N 10 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов” // Вестник федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 30 апреля 2003г. №4

Постановление ФКЦБ от 31 июля 2002 г. N 28/пс “Об утверждении требований к размеру собственных средств акционерного инвестиционного фонда” // Вестник федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 30 августа 2002г. №8

Постановление ФКЦБ от 21 марта 2002 года N 5/пс “О порядке расчета собственных средств управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов” // Вестник федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 30 апреля 2002г. №4

Постановление ФКЦБ от 14 августа 2002 г. N 31/пс “Об утверждении положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов" (изм. от 18 февраля 2004 г.) // Российская газета. 2002г. 8 октября. №190

Гинатулин А.Р. Паевые инвестиционные фонды как одна из форм привлечения инвестиций // Право и экономика. 2001. №6

Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Р.Л. Нарышкиной. М., 1983

Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Комментарий к ФЗ “Об инвестиционных фондах” (постатейный). Юр. Дом “Юстицинформ”, 2003

Ерицян А.В. Чистые активы акционерных инвестиционных фондов // Законодательство и экономика. 2002. №7

Савицкий К.Л., Перцев А.П., Капитан М.Е. Инструментарий инвестора. М.: Инфра-М., 2000


Федеральный закон от 29 ноября 2001г. №156-ФЗ “Об инвестиционных фондах” // СЗ РФ. 2001. №49. Ст. 4562

Гинатулин А.Р. Паевые инвестиционные фонды как одна из форм привлечения инвестиций // Право и экономика. 2001. №6. С. 13

// Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №42. Ст. 2370

// СЗ РФ. 1998. №9. Ст. 1097 - утратил силу

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об