Безработица и ее виды, типы и формы. Типы безработицы

В идеальной модели экономического развития производство устойчиво возрастает, а уровень цен является стабильным (или изменяется незначительно). Все ресурсы используются полностью и функционально. Отсутствуют безработица и инфляция. Однако в действительной жизни экономика периодически проходит через фазы подъема и спада. На всех фазах экономическо­го цикла имеется безработица.

Безработица - это социально-экономическое явление, заключающееся в том, что определенная часть трудоспособного населения не находит себе работу. По определению Международной организации труда (МОТ), безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.

Современная экономическая наука исходит из того факта, что в любой стране невозможно обеспечить абсолютную занятость населения. Подзанятостью понимается общественно полезная деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая им, как правило, заработок (доход). К занятым относится экономически активная часть населения.

В западных странах, согласно рекомендации ООН, к экономически активному населению относят не только фактически занятых лиц, но и безработных, ищущих оплачиваемую работу. Термин "экономически активное население" в западных странах статистически строго не определен. В отечественной статистике в экономически активное население включают:

1) все трудоспособное население в рабочем возрасте за минусом учащихся с отрывом от производства, служащих в вооруженных силах, занятых в домашнем хозяйстве;

2) лиц, находящихся за пределами рабочего возраста, но занятых в экономике;

3) лиц, занятых в личном подсобном хозяйстве.

Существует ряд факторов, которые не позволяют занять работой все трудоспособное население. Поэтому абсолютная занятость выступает лишь как тенденция.

Причины безработицы разнообразны.

Во-первых, современный уровень развития производительных сил таков, что многие отрасли производства имеют сезонный характер: сельское хозяйство, строительство и др. Это ведет к соответствующему спаду производства в несезонный период и сокращению занятости в этих отраслях.

Во-вторых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению потребностей производства в рабочей силе.

В-третьих, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателя снижать потребности во всех ресурсах, в том числе и рабочей силе.

В-четвертых, абсолютная занятость невозможна из-за несбалансированности развития отдельных предприятий и отраслей производства. В связи с этим рыночная экономика развивается неравномерно, что ведет к возникновению диспропорций между числом желающих получить работу и наличием соответствующего числа рабочих мест.



В-пятых, в любой стране имеется определенная часть населения, которая в силу тех или иных причин увольняется добровольно с данного предприятия и ищет работу на других предприятиях, в других регионах.

Наконец, в любой стране всегда имеется определенная часть людей в трудоспособном возрасте, которые не хотят работать.

В связи с этим современные экономисты считают, что абсолютная занятость невозможна, но нормально функционирующая рыночная экономика может обеспечить полную эффективную занятость.

Под полной занятостью понимается не всеобщая занятость, а такая занятость, при которой предложение рабочей силы покрывается спросом на нее, то есть любой желающий трудиться и умеющий работать может получить такую возможность. При этом пропорция между спросом на рабочую силу и ее предложением определяются рынком.

Виды безработицы:

1) Фрикционная безработица. Она существует всегда и связана с поисками работы или ее ожиданием. Какое-то количество людей добровольно находится "между работой", т.е. работники ушли по какой-то причине с работы и какое-то время ищут работу на других предприятиях. Этот вид безработицы существует постоянно. Обычно фрикционной безработицей охвачено 2-3 % рабочей силы.

2) Структурная безработица, главной особенностью которой является продолжительный характер. При структурной безработице спрос на рабочую силу и ее предложение не совпадают, так как структура рабочей силы не соответствует структуре рабочих мест. Научно-технический прогресс приводит к структурным изменениям в производстве и уменьшению спроса на ряд профессий, например, шахтеров и др. Вместе с тем, появляются новые отрасли и виды деятельности, испытывающие недостаток в работниках новых профессий, например, в программистах. В связи с изменениями в структуре производства возникает необходимость в переобучении безработных с целью приобретения ими новых профессий, и квалификаций.

Разновидностью структурной безработицы является технологическая безработица, которая образуется в результате замены людей машинами. Технологическая безработица характеризуется процессами выталкивания и притягивания работников, но в других сферах, отраслям и предприятиях, причем работников других профессий и квалификации.

Таким образом, структурная безработица так же неизбежна, как и фрикционная безработица. Она также существует всегда в обществе.

Экономисты рассматривают фрикционную и структурную безработицу как неизбежную. Поэтому полная занятость населения имеет место при наличии в стране только этих видов безработицы. При полной занятости в производстве занято несколько менее 100% рабочей силы. Уровень безработицы при полной занятости в условиях существования фрик­ционной и структурной безработицы называется естественным уровнем безработицы.

Естественный уровень безработицы не является постоянной величиной. Естественный уровень безработицы при полной занятости в различных странах колеблется в пределах 4-8%

При полной занятости уровень безработицы определяется по формуле:

Уровень безработицы = (17)

Естественный уровень безработицы подвергается изменению под воздействием следующих причин:

Изменение демографического состава рабочей силы. Так после второй мировой войны в составе рабочей силы значительно возросла доля женщин и молодежи;

Расширение программы помощи безработным привело к увеличению числа лиц, получающих пособие, кроме того был увеличен и размер самого пособия. В связи с этим увеличилось время поиска работы и, следовательно, безработица.

3) Циклическая безработица - это безработица, связанная с циклическим характером развития рыночной экономики. Она вызывается циклическими спадами производства. Это самый массовый и болезненный вид безработицы. Если отсутствует циклическая безработица, то, как мы отмечали, занятость считается полной. Помимо указанных видов безработицы имеются также скрытая и застойная виды безработицы.

4) Скрытая безработица включает сезонную безработицу, которая возникает за счет сезонного характера работы в ряде отраслей экономики: в строительстве, сельском хозяйстве, в сфере отдыха и туризма. К скрытой форме безработицы можно отнести также людей, работающих неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Это - так называемые полубезработные.

5) Застойная безработица. К ней относятся люди, которые не ищут работу, так как потеряли ее давно, деквалифицировались и потеряли надежду получить ее. Их статистика не учитывает и исключает из числа безработных.

Необходимо отметить, что наличие свободной рабочей силы на рынке труда является необходимым условием развития национальных экономик, основанных на рыночных началах. В определенной степени, по мнению современных западных экономистов, умеренная безработица является даже благом для экономического роста, так как:

Во-первых, безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы, которая может быть использована при изменении экономической конъюнктуры;

Во-вторых, безработица снижает накал борьбы профсоюзов за рост заработной платы и усиливает стимулы предпринимательства;

В-третьих, боязнь безработицы может быть эффективным средством повышения дисциплины труда.

Но, с другой стороны, безработица влечет за собой значительные экономические и социальные потери для общества.

Наличие безработицы ведет к существенным и безвозвратным экономическим потерям для общества. Если экономика не в состоянии создать доста­точное количество рабочих мест, то фактический уровень произведенного ВВП будет меньше его потенциального уровня.

Потенциальный уровень ВВП - это максимальный объем производства при полном применении всех ресурсов. Потенциальный ВВП возрастает по мере увеличения численности работни­ков и роста производительности труда. Потенциальный уровень ВВП определяется из предположения, что фактическая безработица равна ее естественному уровню. Но чем выше фактический уровень безработицы, тем ниже объем ВВП. Безработица ведет к потере ресурсов. Товары и услуги, которые могли бы быть произведены, безвозвратно, навсегда потеряны. Больший объем производства, созданный позднее, не способен компенсировать эти потери.

В этой связи следует отметить, что в соответствии сзаконом Оукена экономические потери исчисляются 2,5%-ным недобором ВВП в результате роста безработицы на 1% сверх ее естественного уровня. Это позволяет исчислить абсолютные потери про­дукции, связанные с безработицей.

Безработица ведет к снижению жизненного уровня работника и его семьи. Она давит на работников, имеющих работу (ухудшение условий найма на работу, условий труда, размер заработной платы).

Безработица ведет к потере квалификации работника, а, значит и потери надежды получить когда-либо работу.

Чем выше уровень безработицы, тем больше средств направляется на выплату пособии по безработице и меньше средств остается на социальные нужды (школы, больницы и т.д.).

Безработица бьет, в первую очередь, по пожилым людям и молодым рабочим. Первые не могут работать так, как молодые, а молодые не имеют квалификацию, как старые рабочие.

Очень высоки социально-психологические издержки безработицы. Потеря работы не может быть компенсирована никакими пособиями. Из-за потери работы в сознании работника происходят разрушительные процессы, такие, как потеря лица, потеря уважении к себе, комплекс неполноценности и т.д. Поэтому с ростом безработицы растут психические и нервные заболевания, происходит распад семьи, увеличивается число самоубийц, растут преступность, наркомания, алкоголизм.

Осознание последствий безработицы обусловливает необходимость осуществлять государственное воздействие на рынок труда.

В развитых странах создан достаточно совершенный механизм государственного регулирования в сфере занятости. Воздействие государства на сферу занятости идет по следующим направлениям:

Разработка программ по стимулированию роста занятости и увеличения числа рабочих мест, прежде всего в государственном секторе экономики;

Создание программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы и, прежде всего молодежи;

Осуществление программ содействия найму рабочей силы;

Разработка программ содействия предпринимательству;

Составление программ по социальному страхованию безработицы, т.е. выделение средств на пособия по безработице.

В Великобритании, например, программа по подготовке молодежи предусматривает двухгодичную профессиональную подготовку для шестнадцатилетних выпускников школ и одногодичную подготовку для семнадцатилетних выпускников. Учащимся выплачивается стипендия. В стране существует система поощрения тех работодателей, которые предоставляют молодежи полноценные рабочие места. Таким предпринимателям выплачивают специальные субсидии в течение года на каждого принятого на работу из 17-18-тилетних молодых людей.

Помощь по безработице на Западе осуществляется в следующих формах:

1) пособие по безработице,

2) помощь по безработице.

3) выделение государством безработному и его семье небольших денежных средств и оплата некоторых коммунальных услуг. Эта помощь меньше, чем пособие по безработице или помощь по безработице, но она выделяется без ограничения срока.

2. Инфляция и её социально-экономические последствия

Слово инфляция в переводе с латинского языка означает «вздутие». Как явление экономической жизни инфляция су­ществует давно. Некоторые экономисты считают, что она возникла с появлением денег.

Инфляция - это процесс обесценения денег, который проявляется в росте цен на товары и услуги, не обусловленное повышением их качества. Инфля­ция вызывается прежде всего переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной мас­сой без учета потребностей товарооборота.

Причины инфляции подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним причинам относятся:

Дефицит государственного бюджета, связанный с ростом правительственных расходов;

Высокий уровень непроизводительных расходов государства, особенно военных;

Диспропорции на уровне микро- и макроэкономики, являющиеся проявлением циклического характера развития экономики;

Ошибки в экономической политике правительства и другие.

Внешними причинами инфляции являются:

Структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, продовольственный и др.), которые сопровождаются многократным ростом цен на сырье, нефть, продовольствие и др. Этот рост стал поводом для резкого повышения цен монополиями на свою продукцию;

Обмен банками национальной валюты на иностранную валюту вызывает потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что переполняет каналы денежного обращения и ведет к инфляции.

Западные экономисты, рассматривая причины ин­фляции, говорят о двух видах инфляции:

1) Инфляция спроса, которая предполагает, что у населения имеется избыток денег. В связи с этим равновесие между спросом и предложением нарушается, и это нарушение идет со стороны спроса.Инфляция спроса имеет место тогда, когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем растет реальный объем производства.

2) Инфляция предложения, при которой нарушение равновесия идет со стороны предложения. В этом случае причиной инфляции выступает рост денежных расходов (издержек), которые несут фирмы, производящие товары и услуги.

Дж.М. Кейнс, объясняя причины инфляции предложе­ния, писал, что цена зависит от соотношения прироста заработной платы и производительности труда:

где Р – цена;

W- заработная плата;

К - доля заработной платы в издержках.

Пока прирост заработной платы отстает от роста производительности труда или соответствует ему, инфляция отсутствует. Когда же прирост заработной платы превышает прирост производительности труда, тогда развиваются инфляционные процессы.

Однако рост заработной платы необязательно ведет к росту цен. Ее увеличение приводит к уменьшению прибыли при сохранении прежнего уровня цен. Предприниматели, вынужденные под воздействие профсоюзов повышать заработную плату, пытаются компенсировать потери за счет роста цен.

Наконец, причиной роста инфляции издержек может происходить из-за роста цен на производственные ресурсы.

Преодолеть эту инфляцию можно путем повышения производительности труда, внедрения новой технологии, ограничения роста заработной платы, прибылей и цен, снижения ставок процента, использования субсидий и конкуренции.

По характеру проявления различают следующие типы инфляции:

1) Подавленная инфляция. Она присуща экономике с административным управлением, ценами и доходами. Подавленной она называется потому, что государство, устанавливая контроль над ценами и доходами, не позволяет открытого проявления инфляции в единственно доступной ей форме - в росте денежных цен. Инфляция в этом случае принимает «подпольный» характер.

Внешне цены не растут, стабильны, но так как масса денег в стране растет, то их избыток трансформируется в товарный дефицит. Появляются постоянные очереди, а продавцы начинают спекулировать дефицитными товарами. Возникает "черный рынок" (нелегальная форма инфляции в условия ее подавления).

2) Открытая инфляция. Она характерна для стран с рыночной экономикой, где свободное взаимодействие спроса и предложения ведет к открытому, ничем не стесненному росту цен в результате падения покупательной способности денег. Открытая инфляция, конечно, искажает рыночные процессы, но тем не менее сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капитала.

С точки зрения темпов роста инфляции, различают три вида инфляции:

1) Умеренная, или ползучая инфляция, когда цены растут медленно, менее 10% в год. В этом случае стоимость денег практически сохраняется. Отсутствует риск заключения контрактов на будущее.

2) Галопирующая инфляция. В этом случае рост цен измеряется сотнями процентов в год. Деньги резко обесцениваются. Становится невыгодным заключать контрактные сделки. Все стремятся быстрее превратить деньги в товары.

3) Гиперинфляция. При ней цены растут астроно­мическими темпами. Расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим. Это означает, что ситуация вышла из-под контроля.

Кроме того, различают:

- ожидаемую инфляцию , т.е. предсказуемую, прогнозируемую инфляцию;

- неожидаемую инфляцию , это непредсказуемая и непрогнозируемая инфляция;

- сбалансированную инфляцию , когда цены на раз­личные товары изменяются одинаковыми темпами, т.е. соотношение между различными ценами остают­ся неизменными;

- несбалансированную инфляцию , при которой цены на различные товары растут разными темпами, поэтому соотношение между ценами на разные товары постоянно меняются.

Для того чтобы определить, какой уровень инфляции существует в стране, следует сопоставить, цены одного периода с ценами другого. Совокупность товаров и услуг, выбранных для анализа роста цен, составляет потребительскую корзину . Чем больше товаров и услуг мы поместим в корзину, тем точнее будут полученные результаты. Определив набор корзины, можно рассчитать индекс потребительских цен:

, (19)

где I p - индекс потребительских цен,

Р 0 - цены в базовом периоде,

Р 1 - цены данного (текущего) периода.

Аналогично рассчитываются индекс цен на промыш­ленную продукцию, индекс валового внутреннего продукта и др.

Для того чтобы количественно измерить инфляцию можно применить "правило числа 70":

(20)

Например, если годовая инфляция равна 8%, то 70:8=9 годам, т.е. через девять лет произойдет удвоение годовой инфляции.

При умеренной (ползучей) инфляции, когда цены возрастают не более чем на 10% в год, наблюдается даже временное оживление хозяйственной конъюнктуры. Небольшие темпы инфляции содействуют росту цен и нормы прибыли. Кейнс и его последователи даже рассматривают такую инфляцию как благо для экономического развития.

Однако инфляцию на таком уровне не всегда удается задержать, и по мере ее углубления она превращается в галопирующую, которая дезорганизует хозяйство, наносит серьезный ущерб экономике, в том числе и монополиям и олигополиям, затрудняет проведение экономической политики.

Галопирующая инфляция усиливает диспропорции между отраслями экономики, обостряют проблему реализации продукции на внутреннем рынке, обостряет товарный голод и подрывает стимулы к накоплению. При галопирующей инфляции банки и другие кредитные учреждения, которые предоставляют кредит, удорожают условия кредитования и сокращают объемы кредитов, а это ведет к нарушению функционирования денежной системы.

Галопирующая инфляция ухудшает положение трудящихся масс и обесценивает сбережения, ведет к сокращению в прежних объемах финансирование государственных социальных программ.

При гиперинфляции цены ежемесячно возрастают не менее чем на 50%, что означает их повышение в течение года не менее чем в 129-130 раз. В таких условиях никто не хочет держать денежную наличность в своем кошельке или на депозите до востребования в банке. После продажи товара предприниматель стремится немедленно превратить свой доход в любой вид реальных активов - в сырье, запасные детали и т.д. Когда покупательная способность денег падает такими темпами, то деньги утрачивают свои важнейшие качества, которые делают их высоколиквидным активом. Таким образом, гиперинфляция ведет к разрушению денежной системы страны.

Подрывая денежное обращение, кредит и банковскую систему, гиперинфляция разрушающе воздействует на промышленность и др. отрасли экономики. В этих условиях денежные капиталы стремятся обратить в устойчивую, свободно конвертируемую валюту или они бегут за границу.

Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают правительства различных стран проводить определенную антиинфляционную политику . В этой связи возникают две проблемы. Как относиться к инфляции, ликвидировать ее, как например, в США и Великобритании, путем радикальных мер или адаптироваться к ней как в других странах?

В рамках первого подхода (современные кейнсианцы) предусматривается активная бюджетная политика, которая предполагает маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном (избыточном) спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Это ведет к сокращению спроса, снижению темпов инфляции. Однако подобные меры приводят к сокращению роста производства, к застою и даже к кризисным явлениям в экономике и росту безработицы.

Если спрос в условиях спада производства недостаточен, то государство через государственный бюджет осуществляет программы государственных капиталовложений и других расходов, понижает налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, на средние и невысокие доходы, которые, обычно, быстро реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако, как показал опыт многих стран в 60-70-е годы XX в., стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию.

Второй подход предполагает, в первую очередь, воздействие на экономику (монетаризм). Этот вид регулирования проводится Центральным банком (ЦБ) страны, который формально правительству не подконтролен. ЦБ изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Эти меры имеют краткосроч­ное воздействие на экономику.

Подобные меры должны ограничивать платежеспособный спрос, так как политика стимулирования экономического роста и искусственного поддержа­ния занятости путем снижения естественного уров­ня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Фрикционная безработица

Экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана с поиском или ожиданием работы) в отношении ра­ботников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем.

Определение "фрикционная" точно отражает суть явления: рынок труда функционирует неповоротливо, не приводя в соот­ветствие количество рабочих мест и рабочих.

Фрикционная безработица связана с естественным постоянным движением населения. Поскольку человеку предоставлена свобода выбора рода деятельности и ме­ста работы, то он использует это право. Одни доброволь­но меняют место работы, другие ищут новую работу из-за увольнения. Некоторые теряют временную работу, сезон­ную работу и т.п. Часть людей из этой категории трудо­устраивается, часть продолжает искать работу. Фрикци­онная безработица считается неизбежной и желательной, поскольку инициатива увольнения исходит от самого че­ловека и многие работники при увольнении пере­ходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означа­ет более высокие доходы для рабочих и более рациональное рас­пределение трудовых ресурсов.

Структурная безработица

Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая, называется структурной безработицей. Эко­номисты используют этот термин в значении "составной". Структурная безработица характеризует невозмож­ность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения труда. Ее причиной являются экономиче­ские процессы функционирования рынка. С тече­нием времени в структуре потребительского спроса и в техноло­гии происходят важные изменения, которые в свою очередь изме­няют структуру общего спроса на рабочую силу.

Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профес­сии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует мед­ленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре ра­бочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих нет таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняет­ся географическое распределение рабочих мест.

Циклическая безработица

Под циклической безработицей понимается безработица, вызванная спадом, то есть той фазой экономического цикла, ко­торая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных расходов. Работо­датели из-за уменьшения спроса на свою продукцию вынуждены сокращать численность работников, т.е. занятость сокращается, а безработица растет. По этой при­чине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.

Скрытая безработица

Скрытая безработица характеризуется ситуацией в обществе, когда работник вынужден соглашаться на ра­боту в условиях неполной занятости (неполных дня, недели или месяца). Этот вид безработицы связан и с наличием незанятого населения в обществе по причине экономи­ческой нестабильности, когда спрос на труд меньше пред­ложения. Скрытую безработицу разделяют на официальную и неофициальную. К официальной скрытой безработице относятся регистрируемые статистикой лица, находящие­ся в административных отпусках по инициативе админист­рации, а также лица, вынужденные работать в условиях неполного рабочего времени. В неофициальную скрытую безработицу следует включать избыточную внутрипроизвод­ственную численность работников и тех, кто ищет работу самостоятельно.

Добровольная безработица

Добровольная безработица означает, что ра­ботник не желает трудиться за предлагаемую ему за­работную плату или по предлагаемой специальности на предприятии, ожидая более подходящей работы.

Вынужденная безработица

Вынужденная безработица означает любой вид безработицы, кроме добровольной. Этот вид безра­ботицы характеризует такую ситуацию, когда на пред­приятии в соответствии с коллективным договором установлена фиксированная на определенный срок заработная плата, которая не устраивает работника. В ожидании пересмотра размера заработной платы может возникнуть вынужденная безработица.

Одновременно принято выделять виды безработицы относительно продолжительности её по времени . Различают:

1. продолжительную безработицу , которая наблюдается при от­сутствии работы в течение 4-8 месяцев. Для такой без­работицы характерны начало деквалификации работ­ника, появление неуверенности в себе, нежелание искать работу самостоятельно;

2. д лительную безработицу продолжительностью 8-18 месяцев. В этих условиях у работника начинается общая деква­лификация, потеря трудовых навыков и способности ин­тенсивно работать в течение необходимого времени;

3. застойную безработиц у более 18 меся­цев. В этих условиях наступает деградация трудового по­тенциала человека. Для восстановления у человека пре­жнего отношения к труду необходим индивидуальный подход.

Кроме указанных, различают безработицу среди наи­более незащищенных слоев населения, например женщин, молодежи, лиц старшего возраста, инвали­дов, мигрантов, а также сезонную безработицу.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы.

Экономисты считают фрикционную и структурную безра­ботицу совершенно неизбежной: следовательно, полная занятость определяется как занятость составляющая менее 100% рабочей силы.

Точнее говоря, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю.

Уровень безработицы при полной занятости называется также естественным уровнем безработицы .

Безработица – социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного, экономически активного населения не находит себе применения в производстве. Безработица может быть следствием изменения отраслевой структуры экономики, сокращения производства, роста эффективности производства и других социально-экономических процессов, в результате которых высвобождается определенное количество рабочей силы.
В современной экономической науке выделяют различные формы безработицы: естественную (фрикционную, институциональную, добровольную), открытую (технологическую, структурную, региональную, циклическую), скрытую.
Одной из важнейших особенностей современного рынка труда является скрытая безработица.
Общий спрос на рабочие места не покрывается их предложением. Помимо действий демографических факторов (ожидается увеличение численности трудоспособного населения), предложения рабочей силы увеличатся и по социально-экономическим причинам, таким как:
— массовое высвобождение работников с предприятий;
— потребность в работе граждан старших возрастов с ограниченной трудоспособностью;
— приток мигрантов;
— насыщение рынка труда выпускниками различных учебных заведений, демобилизованными военнослужащими и т.д.
В первую очередь в числе безработных в России оказываются неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, “слабые” демографические группы (молодежь, пожилые люди, женщины с детьми).
Основные цели и контуры политики занятости
Главной целью современной российской политики занятости становится повышение трудового потенциала страны путем выявления неиспользуемых способностей людей, вовлечения их в более эффективную и всеохватывающую систему разделения труда. При этом должен поощряться, а не ограничиваться доступ новых категорий трудоспособного населения на рынок труда.
Курс на мобилизацию всех человеческих потенций общества, на устранение препятствий к участию в экономической жизни, в том числе и в нестандартных формах, требует значительного улучшения общеобразовательной и, особенно, профессионально-квалификационной подготовки, превращения обучения в постоянный процесс.
В борьбе против безработицы акцент должен быть перенесен с пассивных мер на меры активного характера. Под пассивным регулированием понимают усилия, направленные главным образом на решение проблем «излишков» рабочей силы. При этом сложившийся уровень занятости рассматривается как данный. Под «активным» регулированием понимают стремление государства позитивно воздействовать на имеющийся уровень занятости путем создания необходимых условий для увеличения числа рабочих мест, в том числе за счет повышения квалификации рабочей силы. Службы занятости в этом случае призваны со действовать уменьшению числа нетрудоустроенных. В частности, вы плата пособий безработным связывается с проведением активных мер по повышению их пригодности для рынка труда. Большая роль отводится местным инициативам по трудоустройству, стимулированию инновационной и предпринимательской деятельности. Для поощрения региональной мобильности, в частности, компенсируют расходы по переезду на новое место работы и жительства.
Определение основных контуров политики занятости делает очевидным необходимость новых подходов, направленных на расширение предложения труда и улучшение его качества, на повышение эффективности рынка труда. Без этого будет невозможно реализовать преимущества, создаваемые быстрым распространением новой технологии, дальнейшей либерализацией торговли и реформами в бывших странах соцлагеря.
Главным направлением должно стать усиление координации между материальной поддержкой и другими функциями служб занятости, особенно трудоустройством. Необходимо также задействовать все имеющиеся средства, включая обучение, субсидии для найма, поддержку в создании собственного дела. Важную роль играет обеспечение взаимодополняемости между гибкостью политики занятости на внутреннем (фирменном) и ее гибкостью на внешнем (общенациональном) рынке труда, а также постепенное замещение пассивных мер, связанных с перераспределением доходов, активными.
Политика занятости имеет ключевое значение для формирования цивилизованного рынка и предотвращения социальных взрывов, поэтому совершенно очевидна необходимость ее дальнейшего совершенствования и активизации. Она должна быть тесно увязана с другими программами, со структурной перестройкой, с преобразованием форм собственности и общей стратегией развития человеческих ресурсов. Системного подхода требует и решение проблем безработицы, как на общероссийском, так и местном уровнях. Важно обеспечить увязку материальной поддержки лиц, не имеющих работу, с мерами по их вовлечению в активную производственную деятельность, созданием новых рабочих мест, снять все препоны на пути мелкого предпринимательства, оказывать ему законодательную и финансовую поддержку.
Политика на рынке труда должна стать активнее. Это касается таких направлений, как создание дополнительных рабочих мест, в том числе путем стимулирования отечественных и зарубежных инвестиций в перспективные отрасли производства, введение минимальных квот, организация общественных работ, подготовка и переподготовка кадров, а также облегчение миграции.
Больших усилий и средств требуют программы обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации для безработных, лиц, высвобождаемых из производства, системы управления, Вооруженных Сил. Такие программы способны расширить возможности трудоустройства, повысить мобильность и производительность трудовых ресурсов. Но в области образовательной политики, к сожалению, недооценивается значение соответствующей перестройки образования и профучебы с учетом новых требований. Хотя некоторые средние учебные заведения и университеты, особенно в крупных городах, приспособили свои учебные планы (и в меньшей степени методы преподавания) к изменившемуся спросу на профессии, многие все еще живут в прошлом. Это относится к организации образования, как молодежи, так и взрослых.
Необходима гибкая политика в области образования, поскольку именно развитие человеческих ресурсов принято считать наиболее важным фактором устойчивого экономического роста. Эффективная политика в этой сфере призвана побуждать систему образования оперативно реагировать на меняющийся спрос рынка труда на профессии. Молодые люди должны получать профессии, которые пользуются спросом, а не наниматься тут же на работу по другой специальности и затем переучиваться. Существует настоятельная потребность в новой системе переподготовки взрослых, которая обеспечила бы гибкую адаптацию и повышение квалификации трудящихся. Определенную роль в улучшении положения в области занятости может сыграть организация общественных работ для безработных.
Проблемы безработицы можно было бы смягчить и более широким использованием нестандартных видов занятости — частичной, временной, паломничества, созданием собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже приняты.
Необходимы постоянный контроль и анализ реальной безработицы, которая постоянно претерпевает качественные изменения. Нужна психологическая подготовка людей к этому социальному явлению. Правовая безграмотность большей части населения приводит к незащищенности работников перед лицом массовых увольнений и безработицы. Юридическое просвещение, в том числе в отношении прав человека, помощь и консультации всем, оказавшимся без работы, должны быть возведены в ранг государственной политики.
В целом продолжение экономических реформ и структурной пере стройки экономики требует более активной политики на рынке труда.

Основные направления политики занятости

В условиях эффективной экономики сфера занятости населения является сферой реализации способностей, знаний и умений человека. В нынешних условиях социального выживания эта нормальная предпосылка нарушена. Большое количество конкурентоспособных и профессионально подготовленных людей или высвобождается, или вынуждена работать не по специальности. Политика в области содействия занятости должна быть ориентирована на развитие и эффективное использование человеческих ресурсов. Именно такой подход, обеспечивающий активные действия на рынке труда, повышение качества рабочей силы для последующего трудоустройства безработных может обеспечить максимально возможную занятость населения. Такая стратегия была заложена в основу федеральной программы занятости на период 1998 –2000 гг. Основные направления политики занятости:
— Информация о рынке труда. Информация о динамике рынка труда, о занятиях и карьере, возможностях трудоустройства, тенденция о спросе и предложении рабочей силы должна распространяться через центры занятости, СМИ, предприятия, учебные заведения.
— Содействие в трудоустройстве. Систематизация банка вакансий для информирования населения о возможностях трудоустройства, подбор подходящего рабочего места и работников по запросам предприятий, обучение навыкам поиска работы, организация консультирования населения.
— Профессиональная ориентация. Организация деятельности клубов ищущих работу, проведение ярмарок вакансий, ярмарок рабочих мест и специалистов, консультирование по выбору сферы деятельности, профессиональный отбор на вакантные рабочие места, обучение и переподготовку, оказание психологической поддержки населению путем усиления мотивации на поиск работы, повышение самооценки, формирование навыков адаптации безработных к трудовой деятельности.
— Профессиональное обучение. Создание системы профессионального обучения безработных, адекватной потребностям рыночной экономики, формирование сети учебных заведений, разработка учебно-программной документации и интенсивных технологий обучения, организация учебного процесса.
— Поддержка предпринимательства и самозанятости населения. Профессиональное консультирование и профотбор безработных для открытия собственного дела, финансовая поддержка, обучение основам предпринимательства.
— Программы “Молодежная практика”. Трудоустройство выпускников учебных заведений, зарегистрированных в службе занятости на временные рабочие места при частичном использовании средств Фонда занятости.
— Временная занятость подростков. Временное трудоустройство подростков. Проведение целевых ярмарок вакансий, организация молодежных бирж труда.
— Общественные работы. Обеспечение безработных оплачиваемой работой, не требующей предварительной профессиональной подготовки. Финансирование за счет работодателей и частично за счет Фонда занятости.
— Квотирование рабочих мест. Установление квоты для приема на работу граждан, нуждающихся в особой поддержке.

Главным в социальной политике должно стать упреждение массовой безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Допустимой считается незанятость в пределах 2-5%. Однако массовая безработица может явиться детонатором социального взрыва, что особенно опасно в современных условиях.
В России первая биржа труда была создана в 1901 г. Хитровским попечитеством о бедных и находилась в ведении городского самоуправления Москвы. В августе 1917 г. был принят первый закон о биржах труда (осенью 1918 г. В России — 238 бирж труда). В 1931 г. перестала функционировать последняя биржа труда. 19.04.91 г. была создана Государственная служба занятости РФ. Ее возглавляет и организует Государственный комитет РФ по занятости. Служба занятости имеет разветвленную сеть. Финансируются службы за счет средств фонда занятости, в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1991 г. и соответствующими законами и нормативными актами РФ. Функции и структура службы занятости определены Законом “О занятости населения в РФ” от 20.04.96 г.

Проблема безработицы и социальные программы государства

Переход к рынку и структурная перестройка экономики привели к росту числа безработных в нашей стране. Но эта безработица имеет более глубокий характер, чем те ее формы, которые принято называть частичными. Среди них наименее опасной считается фрикционная безработица, которая возникает в связи с поиском нового места из-за сокращения, увольнения или неудовлетворенности работой. Такая безработица свидетельствует о том, что рынок труда работает неслаженно, с трением (фрикцией) и нуждается в совершенствовании. Когда люди находят лучшую, отвечающую современным запросам работу, то они тем самым способствуют более рациональному использованию трудовых ресурсов и, в конечном итоге, потенциальному росту экономики.
Структурная безработица возникает обычно в связи с необходимостью изменения технологии и организации производства. Периодически в науке и технике появляются новые открытия и изобретения, применение которых значительно повышает производительность тру да, улучшает и даже коренным образом меняет качество выпускаемой продукции, снижает затраты на нее энергии, металла и других мате риалов. Все это диктует необходимость перехода к новым технологиям и структурной перестройке соответствующих отраслей производства. В связи с этим возникает потребность в рабочих и специалистах новых профессий, увольнении, сокращении и переквалификации старых кадров. Эти процессы не могут проходить безболезненно, поскольку они ломают привычный стиль жизни трудящихся, заставляют их покидать обжитые места в поисках новых рабочих мест, переучиваться и овладевать новыми профессиями, навыками и методами работы, что особенно тяжело дается более старшему поколению рабочих.
Наиболее серьезной и тяжелой с экономической и социальной точек зрения считается циклическая безработица, которая наступает при спаде или кризисе производства. Экономические ее последствия выражаются, прежде всего, в неполном использовании производственного потенциала. Вследствие этого падает ВВП, а значит, общество не получает те товары и услуги, которые оно могло бы иметь при существующих производственных мощностях. Социальные последствия кризиса проявляются не только в неполной занятости трудоспособно го населения, но и резком снижении жизненного уровня как людей, лишившихся работы, так и значительной части остального населения
Предпринятые у нас экономические реформы не привели к структурной перестройке экономики на основе внедрения новейшей технологии. Такая технология имелась у оборонных предприятий, но она оказалась невостребованной в мирных отраслях промышленности и народно го хозяйства в целом. Более того, сами эти предприятия перестали производить пользующее большим спросом высокоточное вооружение, по теряли прежние рынки сбыта и перешли к изготовлению сравнительно простой бытовой техники, которую могли успешно производить гражданские отрасли.
Поспешная приватизация государственной собственности, «шоковая терапия», сопровождавшаяся либерализацией и последующим взлетом цен, раскручивающаяся спираль инфляции, в конце концов, привели к резкому падению производства в важнейших отраслях промышленности и сельском хозяйстве. В таких условиях, естественно, ни о какой структурной перестройке экономики не могло быть речи, ибо денег не хватало даже на выплаты пенсий и заработной платы. Все это усугубило и без того тяжелую социальную обстановку в стране, сложившуюся вследствие глубокого экономического кризиса.
В условиях централизованной плановой экономики не существовали какие-либо программы социальной защиты безработных, ибо такое явление в принципе не допускалось прежним законодательством. Поэтому при переходе к рынку необходимо было, сначала обсудить те программы, которые предлагались в странах с развитой рыночной экономикой. Однако в этих странах наряду с государством помощь безработным оказывают также частные предприниматели, а также страховые компании, куда вносят взносы сами получатели пособий. Так, во Франции, Швеции и отчасти в США около половины средств в фонд социальной защиты поступает от предпринимателей.
В качестве примера здесь может служить Швеция, которая раньше других провела структурную перестройку своей промышленности. Главные усилия в борьбе с безработицей она направляет не столько на оказание помощи нуждающимся в виде пособий, сколько на создание новых рабочих мест и обучение рабочих новым профессиям. Такая активная политика по обеспечению занятости населения проводится правительством в тесном сотрудничестве с работодателями и муниципальными органами управления

Статус безработного

В деятельности служб занятости большое значение имеет трактовка понятия “безработные”. Безработными, в соответствии с названным законом, признаются “трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней” (1, ст.3).
Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов. Удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании. При этом гражданин признается безработным со дня предъявления указанных документов (2, ст.15).
Безработными не могут быть признаны:
— граждане, не достигшие 16-летнего возраста;
— граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия, кроме граждан, получающих пенсию по инвалидности 3 группы;
— граждане, отказавшиеся в течение 20 дней со дня обращения в Центр занятости от двух вариантов подходящей работы.
— Граждане, которые в установленном порядке не признаны безработными, имеют право на повторное обращение через две недели для признания их таковыми.
— При невозможности предоставления подходящей работы в течение 10 дней со дня обращения
— граждане признаются безработными с первого дня предъявления Центру занятости документов.
Подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Семья безработного: типичные проблемы

К семьям безработных относят такие категории семей, в которых один или несколько их членов являются безработными.
Безработные и их семьи очень часто сталкиваются с материальными проблемами. Материальное положение безработных обостряется тем, что основная их масса не имеет денежных накоплений и поэтому при потере работы им приходится жить на пособие по безработице, величина которого крайне незначительна. В наиболее трудной ситуации находятся семьи с детьми до 6 лет и семьи одиноких матерей с детьми.
В семьях безработных значительно больше проблем с проведением свободного времени, отпуска и детских каникул, занятиями спортом, посещением детьми различных кружков, секций и т.д.
Безработица сопряжена для каждого отдельного человека с принудительной потерей рабочего места, профессии, специальности, необходимостью переподготовки и получения новых профессиональных знаний, поиском нового места работы. Люди вынуждены менять свои привычки, круг общения, прежний образ жизни. Они все менее чувствуют уверенность в завтрашнем дне. Среди эмоциональных последствий безработицы модно назвать низкую самооценку, депрессию, склонность к суицидальному поведению. Состояние стресса, вызванное безработицей, может повысить и подверженность человека различным заболеваниям.
Некоторые исследователи считают, что стресс, связанный с безработицей, снижает способность членов семьи заботиться друг о друге, в результате чего дети-подростки чаще убегают из дома, увеличивается конфликтность во взаимоотношениях супругов. В то же время подобная ситуация может привести к развитию самостоятельности ребенка, изменению его отношения к обучению, труду. Трудовая деятельность детей имеет много положительных аспектов. Хорошая работа может научить дисциплине, терпимости, самоуважению, трудолюбию. Вмести с тем, перегрузки влияют на здоровье детей, на качество обучения. Многие дети приходят к выводу о возможности зарабатывать деньги и безбедно жить, не имея ни знаний, ни профессиональных навыков. В этих случаях необходимо рационально решить вопрос сочетания учебы и труда подростков.
И, наконец, следует указать на зависимость между безработицей и преступностью
Таким образом, безработица оказывает разрушающее действие не только на каждого человека, попавшего в такое положение, но и на членов его семьи. Помочь мобилизовать все силы и выйти из трудной ситуации – задача общества и специалистов по социальной работе.

Социальная работа с семьями безработных

Социальные работники должны выявлять семьи безработных, наблюдать за ними, изучать их состояние, потребности. Для анализа необходимы следующие данные:
— количество членов семьи, в том числе детей;
— пол и возраст детей и родителей;
— материальное положение семьи;
— количество безработных в семье;
— продолжительность периода безработицы, ее причины;
жилищные условия;
— отношения между родителями, детьми, родителями и детьми;
— состояние здоровья детей и родителей, наличие больных, инвалидов с детства;
— уровень образования безработных;
— профессия безработных, трудовой стаж;
— сведения о том, учатся ли дети, в каком учебном заведении;
— успеваемость детей;
— наличие асоциального поведения у членов семьи, его типы (алкоголизм, наркомания и др.);
— возможности проведения летнего отдыха;
— круг интересов семьи и др.

Выявление основных проблем в семье безработного позволит определить направления помощи, которую может предложить им социальный работник.
Оказание юридической помощи: отстаивание интересов безработных и их семей; предоставление различных консультационных услуг по правовым вопросам, трудовому и социальному законодательству, в том числе защита прав безработных в случае необоснованного их увольнения, неправильной выплаты пособий и т.д.
Оказание психологической поддержки, направление нуждающихся в службу психологической помощи населению. Существует определенный перечень проблем, с которыми клиент центра занятости может направлен к психологу:
1.Неприятие статуса безработного (“Почему я?”).
2.Потребность в поддержке, сочувствии.
3.Неадекватная самооценка.
4.Запрос на снятие напряжения и саморегуляцию.
5.Конфликтное поведение во время приема.
6.Профессиональное самоопределение.
7.Расхождение запрашиваемой профессии со специальностью по диплому.
8.Выбор профиля переобучения.
9.Вопросы профессионального становления, карьеры.
Социальный работник, совместно с предприятиями и организациями, находящимися на данной территории, профсоюзами может заниматься организацией досуга и отдыха детей из семей безработных.
Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве.
Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциации. Для детей, желающих заработать деньги, можно было бы создать – с их же помощью – детские кооперативы, акционерные общества, товарищества. Объединившись, взрослые безработные могли бы создавать собственные предприятия. При этом они могли бы поддерживать друг друга и морально, т.к. люди, находящиеся в одинаково тяжелом положении, лучше понимают друг друга.
Социальный работник может способствовать организации различных курсов, кружков и школ для обучения и переобучения работников.

Сущность и особенности, рынка труда в России

В чрезвычайно трудных условиях в России происходит движение к рынку труда, уходит в прошлое «полная занятость». Вместе со свободой выбора сфер трудовой деятельности, возможностью реализовать свои способности очевидным становится такой социальный недуг, как безработица. В обстановке глубокого кризиса нависает угроза ее дальнейшего и значительного увеличения. И хотя прогнозы первых лет реформ об «обвальной» безработице не осуществились, все же «перспектива» потерять работу, а, следовательно, и уверенность в завтрашнем дне стала реальной проблемой российской действительности.
С конца 80-х гг. обозначилась тенденция к сокращению занятости. Особенно заметной она стала в последние годы. Поэтому вполне очевидно, что наряду с развитием рыночных отношений необходимо своевременное формирование со стороны государства системы занятости населения.
Перед Россией встает задача выработки по существу новой политики и механизмов занятости, соответствующих условиям рыночной экономики — без этого нельзя обеспечить социальную стабильность, сохранить и умножить человеческие ресурсы, двигаться вперед по пути экономического развития.
Социальная направленность проведения политики занятости обусловливается тем, что экономические реформы проходят на современном этапе противоречиво и непоследовательно. Это приводит к ухудшению социальной ситуации в России. Значительная часть на селения ориентируется на выживание, а не на развитие. Серьезно тормозят ход реформ такие факторы, как резкое расслоение населения по доходам, снижение уровня и качества жизни значительной части населения России, нарастание масштабов скрытой безработицы, ослабление трудовой мотивации и гарантий, трудовых прав наемных работников, неудовлетворительное состояние условий и охраны труда, разрушение интеллектуального и культурного потенциала населения, криминализация общественных отношений, прогрессирующая деградация социальной инфраструктуры. Все эти моменты с особой остро той ставят вопрос о социализации государственной политики проводимых реформ.
Переход к рыночной экономике вносит существенные изменения в механизм занятости. На уровне обыденного сознания рынок труда — это, прежде всего безработица, отказ от полной занятости в общественном производстве. Однако, как показывает опыт, ценностью в сфере трудовых отношений является обеспечение полной, свободно избранной продуктивной занятости даже в высокоразвитых странах, где существует незначительная безработица. Полная занятость — это не уровень вовлечения трудоспособного населения в общественное хозяйство, а принцип, который заключается в праве всех граждан на труд и образование и выражает обязательства государства перед гражданами по обеспечению всех желающих в работе.
Выбору перехода к рыночной экономике предшествовал долгий поиск альтернативы административно-распределительной системы. На протяжении многих десятилетий экономическая наука не признавала наличие у нас в стране рынка труда. Из сферы товарных отношений исключалась рабочая сила. Аргументировалось это отсутствием в стране безработицы и наличием социалистической (общенародной) собственности как экономической основы государства.
Сегодня вопрос должен стоять не о создании рынка труда, фактически уже существующего, а об его демонополизации и приведении в оптимальное состояние, где есть возможность свободного выбора места и формы приложения своей рабочей силы.
Занятость как экономическое и социальное явление неразрывно связана с формированием и развитием рынка труда. Этим обусловлена необходимость рассмотрения самого понятия «рынок труда».
Рынок труда — это специфический вид товарного рынка, содержанием которого является реализация (купля-продажа) товара особого рода — рабочей силы, или способности человека к труду. Как экономическая категория рынок труда выражает отношения между владельцем данного товара (собственником рабочей силы, ее продавцом), с одной стороны, и владельцем средств производства (покупателем товара — рабочей силы, или работодателем) — с другой. Указанные экономические отношения облекаются в юридическую форму (контракт, договор, соглашение) и фиксируются в трудовом законодательстве.
Рынок труда имеет ряд общественно позитивных характеристик, его роль в рыночной экономике очевидна, поскольку он влияет на воспроизводство рабочей силы, отвечающей требованиям современного высокотехнологичного производства, обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, создает побудительные стимулы для их эффективного использования, заменяет неэффективную структуру занятости на более динамичную и рациональную. Рынок труда обусловливает необходимость универсализации работников, их многопрофильной профессиональной подготовки, развития способности к перемене видов труда соответственно структурным изменениям в экономике и конъюнктуре на рынке труда, способствует усилению их заинтересованности в повышении собственной конкурентоспособности, своего профессионального мастерства и уровня квалификации.
Это активизирует мобильность рабочей силы, усиливает ее миграцию, как в рамках отрасли, так и на межотраслевом и межрегиональном уровнях, что открывает возможности решения проблемы занятости трудоспособного населения, повышает роль рыночных рычагов в оплате труда и, следовательно, усиливает экономическую мотивацию труда, ведет к росту его эффективности, ускоряет адаптацию населения к утверждающимся в экономике страны рыночным отношениям, выработке экономического поведения рыночного типа.
Вместе с тем функционирование рынка труда неизбежно связано с рядом социально-экономических явлений негативного порядка. Так, его воздействие на распределительные процессы приводит к чрезмерной дифференциации в доходах различных групп населения, усиливает имущественное неравенство, порождает бедность и нище ту, что является причиной обострения социальной напряженности в обществе. Развитие рыночных отношений в сфере труда порождает конкуренцию между работниками, способствует их разъединению, подрыву солидарности, ослабляет их позиции в отношениях с работодателями. К числу негативных явлений функционирования рынка труда относится и его очевидная связь с безработицей.
В экономической литературе можно встретить утверждение, что безработицу порождает рынок труда. Однако, как представляется, подобное утверждение некорректно. Сущность и основная функция рынка труда — купля и продажа рабочей силы и, соответственно, экономические отношения между продавцом и покупателем данного специфического товара. Уже в силу этого рынок труда непосредственной причиной возникновения безработицы быть не может. Он лишь отражает существующие в каждый момент пропорции между спросом на рабочую силу и ее предложением.
Проблема занятости населения
Проблема рынка рабочей силы неотделима от проблемы занятости населения. В современных условиях перехода к рыночной экономике проблема занятости и ее составляющих приобретает новое звучание, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Решение ее означает создание эффективной экономики, способной обеспечить социальный прогресс общества. Рассмотрим основные этапы эволюции социально-экономической категории «занятость».
В экономической литературе приводятся различные определения занятости. С одной стороны, это свидетельствует о многообразии ее сущности, с другой — об отсутствии общепризнанной трактовки. До сих пор не достигнуто принципиальное единство мнений по поводу категории «занятость». Можно выделить два направления в ее трактовке.
Представители первой группы проводят четкие разграничения между отношениями по поводу обеспечения рабочими местами и отношениями непосредственного использования рабочей силы в процессе труда (к ним относятся Э.Р. Саруханов, А.И. Котляр). Ученые, входящие во вторую группу, считают, что занятость объединяет отношения как обеспечения, так и использования рабочей силы (С.Н. Злубко, В.В. Чембровский и др.).
Представители обеих групп в какой-то степени абсолютизируют некоторые стороны исследуемого явления. Тем не менее, на наш взгляд, более жизнеспособна трактовка экономистов, представляющих первую группу.
По нашему мнению, более адекватно определение занятости населения в условиях рынка как участия человека в процессе труда с целью создания благ на условиях индивидуальной оплаты, обеспечивающей ему соответствующее место в обществе при отсутствии гарантий со стороны государства на постоянную работу. Согласно Закону «О занятости населения в РФ» занятость определяется как любая не противоречащая Конституции деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая заработок или трудовой доход.
Сложность обеспечения занятости заключается в том, что в цепочке «структурные сдвиги — модернизация рабочих мест — изменение потребности в кадрах — высвобождение работников — предоставление нового рабочего места» невозможно достичь полных, одновременных перемен. В связи с этим возникает вопрос о безработице.
Безработица — такая совокупность общественных отношений, при которых часть активного населения не может применять свои способности к труду и выполняет роль резерва. Возникшая в России проблема безработицы приняла специфически региональный характер. Теперь, как показывает практика, она приобретает самые разно образные формы, включая временную, структурную, сезонную, молодежную. Следует подчеркнуть, что обострение проблемы занятости имеет объективную основу: осуществляются крупные структурные сдвиги, идет технологическая перестройка, проводятся экономические реформы, а также процесс раскрепощения труда.
Особенности российского рынка труда достаточно специфичны, что необходимо учитывать при определении путей его развития в наших условиях. К факторам, определяющим сегодняшний процесс формирования российского рынка труда, относятся: глобальные структурные изменения экономики, вызванные перестроечными процессами; изменения в сфере производства; снижение уровня жизни населения, его доходов и потребления как следствие удорожания потребительской корзины; социально-демографические процессы.
Сегодня рынок рабочей силы представлен следующими категориями граждан (населения). Это уволенные по собственному желанию; рабочие и служащие, высвобожденные в результате ликвидации предприятий; молодежь трудоспособного возраста; женщины, которые могут попасть на рынок рабочей силы вследствие потери рабочего места за время перерыва в трудовой деятельности; лица, занятые личным подсобным хозяйством, желающие работать по какой-либо специальности. К ним относятся также военнослужащие, уволенные в запас; лица, освобожденные из мест заключения, или проходившие принудительное лечение по решению суда: безработные; лица, не занятые длительное время, уклоняющиеся от общественно-полезного труда (в том числе бомжи); лица предпенсионного возраста; пенсионеры и инвалиды, желающие продолжить трудовую деятельность;
вынужденные мигранты (беженцы).
В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о создании гибкого рынка рабочей силы, т.е. рынка, приспособленного к сильным потрясениям (как экономического, так и политического характера). Гибкость рынка труда включает в себя несколько основных параметров: территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы; гибкость издержек на рабочую силу (включая гибкость уровня, структуры и дифференциации заработной платы); гибкость в управлении людскими ресурсами на уровне предприятия (найм, ротация, увольнение); гибкость регулирования рабочего времени.
Создание гибкого рынка рабочей силы предполагает проведение комплекса мероприятий, связанных с реформами в области законодательства, социального страхования и обеспечения.
Становление отечественного рынка труда коренным образом изменяет существующие отношения занятости, ведет к пересмотру ее теоретических и методологических основ в связи с отказом от многолетней стратегии и практики «хозяйственного монизма» и принятием курса на многообразие форм собственности.
Теоретически любая сложная система не терпит единообразия, поскольку это обедняет ее, снижает ее возможности адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды. Сложная система, основанная на многообразии форм проявления, представляется наиболее экономичной, гибкой и в значительной мере безотходной. Аналогично, чем разнообразнее по своим проявлениям какая-либо социальная система, тем большими возможностями она обладает для реализации заложенного в ней потенциала.
В этом заключен глубокий смысл перехода к хозяйственному плюрализму в экономике России, в которой находят свое место самые различные и многочисленные, признанные общественно полезными, формы и проявления хозяйственной деятельности.
Вместе с тем экономический плюрализм, как и всякое многогранное явление, имеет, несомненно, и свои аспекты реформы, которые отражаются на политике и сущности занятости переходного периода и не считаться с которыми нельзя.
Во-первых, существенно ослабляется ставшая привычной для всех и считавшаяся одной из незыблемых основ социалистического общества гарантированность государством права на труд и отдых не зависимо от признания рынком результатов этого процесса. Меняется подход к распределению по труду — за основу равной платы за равную работу берутся не затраты, а результаты, признание продукта как то вара рынком.
Во-вторых, переход к рынку резко усиливает подвижность рабочей силы — как видов деятельности, так и мест приложения труда.
В-третьих, меняется роль образования, уровня знаний и умений в обеспечении занятости и личных доходов. На первое место выходят предприимчивость, умение, исходя из прогноза требований покупателей, спроса, создать и освоить новую продукцию, приспособиться к стремительно меняющейся рыночной конъюнктуре.
В-четвертых, высвобождение работников становится в новых условиях хозяйствования повседневной реальной действительностью, экономическим методом ведения хозяйства, закономерным результатом действия закона перемены труда.
В-пятых, с точки зрения процессов, происходящих в сфере занятости, наблюдаемый сегодня недостаток отечественных инвестиционных ресурсов повлечет крайне негативные последствия. В первую очередь он будет означать резкое торможение процессов создания новых и ухудшение качества существующих рабочих мест.
Сказанное позволяет сделать вывод, что занятость есть отношение, возникающее при включении человека в трудовую деятельность, а это может происходить только посредством рынка труда
Избыток работников на производстве рано или поздно приводит к росту числа увольнений. Этот процесс, в сущности, происходит уже давно, однако из года в год он претерпевает качественные изменения. Так, в 1990-1993 гг. основным резервом сокращения численности занятых были пенсионеры и лица, увольняющиеся по собственному желанию. Последние поглощались в основном развивающимся частным сектором.
С 1993 г. ситуация стала меняться. Участились вынужденные простои, возникли трудности с выплатой заработной платы. Это привело к тому, что удержать кадры на предприятии, особенно квалифицированные, становилось все труднее. Именно с этого периода участились увольнения по собственному желанию, что приветствовалось руководством предприятий. Начались массовые отпуска без выплаты заработной платы на бессрочное время или так называемая «безработица неуволенных» — скрытая безработица, которой подвержены самые различные категории людей: работники, которых предприятия могли сократить без ущерба для производственной деятельности; не работавшие из-за полных остановок производства; не работавшие из-за частичных остановок производства; находившиеся в неоплачиваемых отпусках; находившиеся в полностью оплачиваемых административных отпусках; находившиеся в частично оплачиваемых отпусках; занятые в режиме сокращенного рабочего дня (недели); женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Оценивая общие тенденции на рынке труда, приходится констатировать, что ситуация продолжает оставаться сложной. Хотя и более медленными темпами, но сокращается численность занятых в экономике России. Это связано в первую очередь с отсутствием серьезной инвестиционной поддержки перспективных отраслей, как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов. Падение фондово-оруженности и снижение производительности труда подрывает конкурентоспособность отечественной продукции, что в дальнейшем может привести к еще большей напряженности на рынке труда.
Первые шаги к рынку породили неустойчивость занятости. Сталкиваясь с финансовыми трудностями, предприятия в первую очередь избавляются от нерентабельных вспомогательных служб и производств. Расширяются масштабы высвобождения рабочей сипы. А значит, появляются объективные предпосылки зарождения критических ситуаций на рынке труда
Следует заметить, что существуют тенденции, как способствующие развитию критической ситуации, так и, наоборот, препятствующие ее возникновению. К тому же в каждом регионе рынок труда формируется под влиянием проводимой в нем политики, сложившихся социальных, культурных, трудовых традиций. Впервые годы экономической реформы одним из важных признаков кризисного состояния региональных рынков труда в России стала уже упоминавшаяся скрытая безработица. Объемы производства сокращались намного быстрее, чем занятость. Это было связано, с одной стороны, с тем, что государство само стремилось сдерживать массовые увольнения граждан, опасаясь роста социальной напряженности, а с другой — сами экономические реформы осуществлялись недостаточно быстро и последовательно, а законы, действие которых могло бы способствовать резкому росту безработицы (прежде всего Закон о банкротстве), фактически так и не вступили в силу. В результате получила распространение неполная занятость. Определяющее влияние на динамику последней в субъектах Российской Федерации оказывает территориальная отраслевая структура — чем больше в регионе доля предприятий военно-промышленного комплекса, легкой промышленности и машиностроения, испытывающих более глубокий спад производства, тем выше уровень неполной занятости.
Некоторые экономисты считают, что безработицу нужно учитывать, принимая все ее фактические уровни, то есть, суммируя и скрытую безработицу. С этим утверждением трудно согласиться. Практика показывает, что подавляющее большинство работников, находящихся в режиме неполной занятости, в конечном счете, либо возвращаются на свои рабочие места, либо увольняются по собственному желанию, найдя за время простоя рабочее место у другого работодателя. Это подтверждается и данными Госкомстата РФ.
Сдерживание массовых высвобождений работников обусловлено не только проведением государством определенной политики в области занятости, но и действиями работодателей Можно назвать две основные причины, по которым предприятия предпочитают сохранять излишнюю численность работников. Первая — ограниченные финансовые возможности предприятий, не позволяющие им проводить дорогостоящее сокращение работников. Дешевле отправить их в отпуск без сохранения заработной платы в надежде, что в дальнейшем часть работников уволится по собственному желанию. Такая политика работодателей приносит свои плоды. Вторая причина связанна со статусом предприятия. Если оно является градообразующим, а рынок труда локальным, то в такой ситуации массовые высвобождения занятых на предприятии могут привести к резкому росту социальной напряженности в регионе.
Причины, приводящие к напряженному положению на региональном рынке труда, могут носить естественный (циклический, обусловленный чередованием этапов развития экономической системы) и структурный характер. В настоящее время в России критическое состояние региональных рынков труда может быть объяснено действием в первую очередь структурных причин, связанных с трансформацией экономической системы страны и спадом производства в налогооблагаемом секторе экономики, что ведет к сокращению спроса на рабочую силу
Действие других причин, ухудшающих соотношение спроса и предложения на региональных рынках труда, в каждом из регионов имеет свою специфику. Это, прежде всего демографические условия, миграция трудоспособного населения, отраслевая структура хозяйства региона, возможное банкротство предприятий в регионе, природные и антропогенные факторы. Если говорить о демографической ситуации, то необходимо отметить, что начавшееся в середине 60-х годов ее ухудшение продолжается и по настоящее время.

Безработица, еще недавно казавшаяся проблемой «загнивающего» капитализма, прочно вошла и в нашу жизнь, став самым обычным явлением. Ее суть понятна всем и каждому, так как заключена в самом названии: безработица – это значит нахождение без работы тех, кто может и хочет трудиться. По аналогии уровень безработицы - это число тех, кто без работы, деленное на общее количество трудоспособного населения. На самом деле не все так просто, потому что не каждый неработающий и желающий трудиться причисляется к категории безработных. Кроме того, существуют различные виды безработицы. Они могут плавно перетекать один в другой под влиянием политических, экономических, природных и прочих катаклизмов, тем самым меняя оценочные критерии трудоспособных граждан, не занятых в трудовом процессе.

Как родилась безработица

На заре нашей цивилизации занятость населения, не считая немощных, составляла 100 %. Расчет в те времена был простой: сколько постарался, столько и получил материальных благ. Как только появились деньги и разделение труда, возник и рынок. Теперь, чтобы покушать, можно было не охотиться и ничего не выращивать, а просто купить то, что надо. Для этого требовались деньги. Если не считать криминальные способы, существовал единственный путь их добычи – заработать. То есть появилась и потихоньку росла зависимость людей от наличия работы как источника средств к существованию.

Этот принцип сохранен и поныне. На первых порах бездельников было мало, но время шло, города множились, численность населения увеличивалась. Предприятия тех лет уже не могли обеспечить рабочими местами всех желающих, а единоличные работяги не выдерживали конкуренции с более сильными промышленными объединениями, закрывали свой бизнес и пополняли ряды непристроенных. Таким образом, число тех, кто не смог продать свою рабочую силу, постепенно росло, и в наши дни это стало общемировой проблемой.

Кто виноват?

Многие считают, что в росте безработицы виновны владельцы предприятий, сокращающие штаты и выбрасывающие людей на улицу, а также мигранты, явившиеся в благополучные страны из нищеты и предлагающие свои услуги за бесценок, тем самым лишая коренных граждан получить работу на приличных условиях. Все это верно, но причины безработицы гораздо шире. Как выяснили экономисты, востребованность рабочей силы напрямую зависит от производства в стране товаров и услуг, точнее, от показателя их рыночной стоимости (ВВП). Его снижение автоматически влечет увеличение безработицы. Этому явлению даже есть название – закон Оукена.

Некоторые экономисты считают, что занятость населения уменьшается с ростом благосостояния. То есть чем лучше мы живем, тем больше можем себе позволить, тем охотнее рожаем детей, увеличивая численность населения. Дети подрастают, старики при лучшей жизни позже умирают и дольше остаются работоспособными, появляется перенасыщение рынка лишней рабочей силой, другими словами, безработица, при которой мы начинаем жить хуже. Это, в свою очередь, влияет на нашу платежеспособность, то есть чем хуже мы живем, тем меньше можем себе позволить. Поэтому солидная часть произведенных товаров и услуг остается не купленной, в связи с чем предприниматели вынуждены сокращать производство, а вместе с ним и штаты. Получается такой себе замкнутый круг, определяющий постулат, что безработица неизбежна.

Или, может быть, что виновато?

Кроме проблем на рынке рабсилы, вызываемых самой рабсилой, существуют причины безработицы, не зависящие от человеческого фактора. Одна из главных – неудержимый технический прогресс. По своей сути, он является благом, так как позволяет использовать новые технологии, получать максимальные удобства и прочие радости. Но, с другой стороны, усовершенствование технологических процессов (роботизация) неминуемо ведет к росту безработицы, ведь любому предпринимателю выгоднее держать на производстве вместо, допустим, сотни рабочих столько же роботов, которые не бастуют, не уходят в отпуск, не болеют, могут трудиться 24 часа в сутки, не требуя надбавок. За контролем над ними достаточно оставить нескольких специалистов высокого уровня, а остальных – за ворота. Примеры безработицы, вызванной роботизацией, найдутся в каждой стране. Например, в Китае на сборке всем известных гаджетов Apple планируется установить 10 000 умных машин, а людей оставить ровно столько, чтобы успевали всю эту железную армию контролировать.

Вынужденная безработица

В зависимости от причин, по которым человек лишился рабочего места, выделяют такие виды безработицы:

  • вынужденная;
  • естественная;
  • маргинальная.

Вынужденная безработица, как следует из названия, не зависит от самих работников и случается, когда в обществе происходят экономические, технологические или политические изменения. Три подвида вынужденной безработицы:

  • циклическая;
  • структурная;
  • технологическая.

Циклическая безработица – это уменьшение спроса на рабочую силу, вызываемое спадом (кризисом) производства. Спады время от времени (циклами) повторяются и, как правило, быстро сменяются подъемами, поэтому циклическая безработица всегда кратковременна.

Структурная безработица получается при ликвидации устаревших производств и ненужных профессий, то есть при изменении экономической структуры. Так, ушла в прошлое профессия ямщика, а из более современных - телефонистки, чертежника, стенографистки.

Близка к структурной и технологическая безработица, которая возникает в ситуациях, когда само производство остается, но в нем появляются новые технологии (те же роботы).

Безработица естественная

Эти два слова вроде бы не сочетаются, но тем не менее такое понятие безработицы существует и означает, что в потере занятости сама рабсила виновна больше, чем ее потребитель.

Простым языком, естественная безработица получается, когда граждане по тем или иным причинам сами бросают работу. Здесь также существует три подвида:

  • фрикционная;
  • институциональная;
  • добровольная.

Фрикционная безработица – это временная потеря человеком рабочего места, связанная с получением более высокой квалификации, образования, другой профессии, переменой местожительства.

По аналогии можно подумать, что институциональная безработица связана с высшими учебными заведениями. Однако это явление возникает, когда кто-то (например, профсоюзы) вмешивается в установление размеров зарплаты, отличных от тех, которые могли бы сложиться естественным путем. Еще одна причина такой безработицы – установление законов, регламентирующих права уволенных на получение социальных выплат, уменьшающих экономические потери при лишении рабочего места.

Добровольная безработица - это, можно сказать, образ жизни отдельных граждан, которые не желают трудиться. Другими словами, это тунеядство, за которое в советские времена можно было получить статью, а сейчас никто не обращает на него внимания.

Безработица маргинальная

Объяснить слово «маргинальность» можно как социологическое явление, когда человек находится в пограничном положении между существующими социальными статусами. Одни экономисты определяют понятие безработицы маргинальной как незанятость трудовым процессом инвалидов и молодежи.

Другие выделяют в ней такие подвиды:

  • сезонная (в основном наблюдается в сельском хозяйстве, в туристическом бизнесе);
  • молодежная;
  • сельская;
  • скрытая (подразумевает нахождение работников в продолжительных отпусках без сохранения зарплаты, при этом они числятся на производстве);
  • застойная - с ней сталкиваются люди, имеющие очень низкий шанс на получение рабочего места, например инвалиды, а также те, кто привык жить на пособие и не хочет ничего менять.
  • региональная, связанная с менталитетом отдельных групп населения, например цыгане, среди которых официально работающих - менее 1 %.

Уровень безработицы

Чтобы его определить, нужно разделить число зарегистрированных безработных на количество всех трудоспособных в стране. Казалось бы, нет ничего проще, но и тут существует своя классификация. Экономисты выделяют естественный и фактический уровни безработицы. Естественный имеет несколько концепций и, соответственно, величин:

  1. Зарплата и инфляция находятся в терпимом равенстве.
  2. Количество безработных и свободных вакансий примерно равное.
  3. Предоставление любого числа вакансий не сокращает число безработных.

Все три концепции верны, но не отражают исчерпывающей картины, что творится с занятостью населения в стране.

Существует более точный фактический уровень, или, другими словами, фактическая безработица. Она складывается из общего количества незанятых граждан, включая трудоспособных членов общества, не состоящих на учете в центрах занятости и не имеющих статус безработного. В реальной жизни практически невозможно дать точную оценку фактической безработицы, так как очень трудно выявить и учесть всех нетрудоустроенных, если они сами того не желают. Особенно это касается людей, не имеющих постоянного места жительства и бесконечно мигрирующих из региона в регион.

Статус безработного

Как уже упоминалось выше, не все, кто не занимается трудовой деятельностью, являются безработными. Такой статус можно получить в специальных организациях, называемых бюро по трудоустройству или биржа труда. Безработными не являются граждане:

  • не зарегистрированные на бирже;
  • не достигшие 16 лет;
  • пенсионеры по возрасту;
  • инвалиды, не способные заниматься трудовой деятельностью;
  • официально числящиеся где-либо на работе (хотя таковой и нет);
  • зарегистрированные на бирже труда, но 2 раза отказавшиеся от предоставленной вакансии либо от переобучения;
  • зарегистрированные на бирже труда, но не явившиеся на очередную перерегистрацию в срок, назначенный работниками службы занятости.
  • зарегистрированные и выполняющие все требования, но получившие даже единоразовый доход, о котором стало известно службе занятости.

Пособия

Биржа труда обязана каждому, кто имеет статус безработного, предоставить либо работу по специальности, либо переобучение с предоставлением работы, либо денежное пособие. Его размер неодинаков для всех и зависит от величины зарплаты на последнем рабочем месте. Первые 3 месяца после регистрации это 75 % от былой зарплаты, следующие 4 месяца - 60 %, далее - 45 %. Тем, кто еще нигде не работал, выплачивают минимальное пособие.

Социальная безработица

Для всестороннего раскрытия этого понятия потребуется отдельная статья. Вкратце можно сказать, что биржа труда создана не только для учета безработных, но и для проведения социальных исследований. Это нужно для правильной оценки ситуации с занятостью населения и для корректировки работы самой биржи. Опросы показывают, что среди безработных более 70 % людей с высшим и специальным образованием. Женщины считают себя менее адаптированными к современной жизни, чем мужчины (68 % против 43 %). Почти все зарегистрированные на бирже (93 %) желают получить работу, но лишь часть (65 %) согласны ради этого перепрофилироваться, а идти на работу с зарплатой ниже, чем их прежняя, согласны лишь около 27 % респондентов. Любопытный факт: не имея источников к существованию, кроме пособия по безработице, всего 1/5 часть (18 %) опрошенных согласны идти на любую предложенную работу. Остальные предпочитают оставаться безработными и ждать более подходящих вакансий.

Последствия безработицы социальные

Негативные моменты этого явления легко прогнозируемы. Это:

  • рост напряженности в обществе;
  • увеличение заболеваний (не только душевных, но и физических);
  • рост преступности;
  • уменьшение рабочей активности;
  • психологические проблемы (депрессия, агрессия, чувство неполноценности).

По статистике, каждый год 45 тысяч безработных сводят счеты с жизнью.

Тем не менее у безработицы есть и положительные последствия:

  • много свободного времени для полезных занятий, например, для учебы, хобби, семьи;
  • переосмысление понятий "труд" и "рабочее место" (многие длительно не имеющие работы начинают относиться к ней как к чему-то очень ценному и важному).

Экономические последствия

Для экономики страны положительные последствия безработицы следующие:

  • запас рабсилы для дальнейшего развития производства;
  • боязнь потерять работу стимулирует улучшение качества труда, повышение производительности, здоровую конкуренцию.

Негативных последствий и тут значительно больше:

  • потеря квалификации;
  • снижение уровня жизни;
  • рост финансовых нарушений закона;
  • расходы государства на выплаты по безработице;
  • недовыпуск продукции (уменьшение ВВП);
  • обесценивание полученного образования.

Борьба с безработицей

Некоторые «умники» считают, что избавиться от безработицы можно с помощью войны и эпидемий. Более либеральные граждане предлагают уменьшать зарплату тем, кто работает, чтобы, не выходя за рамки бюджета, взять большее число сотрудников. Как показала практика, такой способ борьбы с безработицей ведет к инфляции. Наиболее действенные меры по снижению безработицы следующие:

  • создание оплачиваемых общественных работ (во времена Великой депрессии в Штатах это очень помогло);
  • развитие экономики, при котором появляются новые производства и, как следствие, новые рабочие места;
  • перераспределение спроса на рабсилу;
  • стимулирование малого и среднего бизнеса;
  • трудоустройство молодых специалистов;
  • протекционизм на внутреннем рынке;
  • введение статей за тунеядство.

К непопулярным методам борьбы относятся:

  • отмена пособий по безработице;
  • снятие минимума на ставки и оклады;
  • сдерживание технического прогресса.
 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об