Учет купленного для нужд компании автомобиля: бухгалтерские проводки и налоги.  Российский бухгалтер

Из этой статьи вы узнаете:

  • Какие расходы включаются в стоимость приобретенного транспортного средства
  • Обязательно ли нормировать затраты на ГСМ
  • Нужно ли платить транспортный налог с арендованных автомобилей

Учет автомобиля в бухгалтерском учете имеет свои особенности. Во-первых, если вы купили транспортное средство, то его нужно правильно поставить на баланс — в нужной стоимости и в нужный момент. Во-вторых, необходимо организовать учет расходов на содержание транспорта. И здесь, как правило, возникают вопросы по ГСМ: нужно ли нормировать затраты на топливо для целей налогового учета или можно принять их без каких-либо ограничений в полном объеме? Также все автовладельцы платят за автостраховку, учет которой тоже может вызвать сложности. В-третьих, бухгалтеру, отвечающему за учет автомашин, может быть поручено рассчитывать транспортный налог. В таком случае нужно знать все тонкости расчета этого платежа.

В данной статье мы представили ряд неочевидных правил, которые помогут вам разобраться во всех этих налоговых проблемах.

Чтобы принять к учету транспортное средство, не нужно дожидаться его госрегистрации

Автомобиль — это, как правило, дорогостоящая покупка, и принимается она к учету в качестве основного средства. Поэтому важно правильно сформировать его первоначальную стоимость в бухгалтерском учете. Именно эту стоимость можно будет списать на расходы и в учете налоговом по правилам, установленным для основных средств. То есть после оплаты автомобиля и ввода его в эксплуатацию (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

При этом факт государственной регистрации транспортного средства на учет не влияет. Дело в том, что условие госрегистрации должно соблюдаться, только если речь идет об объектах, права на которые подлежат госрегистрации. Как, например, в случае с недвижимостью (ст. 131 ГК РФ). В случае же с транспортным средством речь идет о регистрации самого имущества, а не прав на него (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.95 № 196ФЗ). Права на него вы и так уже получили по факту подписания договора купли-продажи. И если вы ввели автомобиль в эксплуатацию и стали на нем ездить, не дожидаясь регистрации и госномера, можете принимать авто к налоговому учету. И первую часть стоимости списывать на расходы в налоговом учете в этом же квартале.

Для учета автомобиля в бухгалтерском учете государственная регистрация транспортного средства также значения не имеет (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Поэтому, купив автомобиль, вы сразу можете отразить его в составе основных средств по цене, которая указана в договоре купли-продажи. В стоимость объекта включите понесенные к этому моменту затраты (п. 8 ПБУ 6/01). Например, расходы на его доставку. Кроме того, вы можете успеть оплатить госпошлину за регистрацию транспортного средства, внести плату за прохождение техосмотра. На эти суммы также увеличьте первоначальную стоимость основного средства.

После того как учтете авто в составе основных средств, его стоимость уже не меняйте. Изменение допустимо только в строго определенных ситуациях. Например, в случае дооборудования (п. 14 ПБУ 6/01). Поэтому если, например, регистрацию транспорта и технический осмотр вы оплатили позже постановки авто на учет, отразите эти затраты как обычный расход в бухгалтерском учете (п. 5 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). В налоговом учете — аналогично. Государственную пошлину можно показать как отдельный расход на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. А плату за технический осмотр списать по подпункту 12 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

В налоговом учете при УСН стоимость полиса КАСКО учесть нельзя

В процессе эксплуатации машины автовладелец несет расходы по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), а также по добровольному страхованию самого транспортного средства (КАСКО). В налоговом учете при «упрощенке» вы можете списать только стоимость обязательного страхования, то есть ОСАГО. Учитывать нужно всю стоимость полиса сразу после его оплаты (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ). А вот стоимость полиса КАСКО на расходы отнести не разрешается. Дело в том, что расходы на уплату такой страховки не поименованы в закрытом перечне затрат, которые можно учитывать при «упрощенке» (п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина России от 10.05.2007 № 03-11-04/2/119).

До госрегистрации автомобиля отражайте его на отдельном субсчете счета 01

Факт госрегистрации автомобиля для бухучета значения не имеет. То есть вы можете принять к учету в составе основных средств даже незарегистрированный транспорт, если соблюдаются все необходимые условия для принятия его к учету (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). При этом рекомендуем завести на счете 01 «Основные средства» отдельный субсчет для отражения на нем незарегистрированных машин. Такой аналитический учет удобен, поскольку по незарегистрированным авто транспортный налог не платится (абз. 1 ст. 357 НК РФ). Поэтому у вас всегда будет под рукой информация о том, какие объекты точно в расчет транспортного налога включать не нужно. Как только регистрация транспорта завершается, делайте внутреннюю проводку по счету 01.

Что касается бухгалтерского учета, то в нем отражайте все суммы, уплаченные на страхование, в полном объеме. При этом списывать стоимость страховки на расходы вы можете либо единовременно на дату оплаты (п. 18 ПБУ 10/99), либо равномерно в течение срока действия договора страхования (п. 19 ПБУ 10/99). Выбранный способ закрепите в бухгалтерской учетной политике.

Пример 1. Учет расходов на автострахование

ООО «Пульс» применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. 5 мая 2015 года общество оплатило полис ОСАГО на один год в размере 8000 руб. А 7 мая приобрело еще полис КАСКО также на год, заплатив за него 40 000 руб. Согласно учетной политике компании стоимость страховки учитывается в бухгалтерском учете единовременно. Автомобиль, для которого приобретаются страховки, используется для перевозки товаров.

— 8000 руб. — отражена уплата страховой премии по ОСАГО;

— 8000 руб. — отнесена на расходы стоимость страховой премии по ОСАГО.

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» КРЕДИТ 51

— 40 000 руб. — отражена уплата страховой премии по КАСКО;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию»

— 40 000 руб. — отнесена на расходы стоимость страховой премии по КАСКО.

На расходы при УСН бухгалтер отнес только стоимость полиса ОСАГО в размере 8000 руб., сделав 5 мая 2015 года соответствующую запись в Книге учета доходов и расходов. Затраты на полис КАСКО в размере 40 000 руб. в налоговом учете не отражаются.

Обратите внимание : если вы понесли расходы на страховку до принятия авто к бухучету, то включать уплаченные суммы в первоначальную стоимость объекта, считаем, оснований нет. Подобные траты в будущем вы будете нести регулярно, поэтому не совсем правильно считать их расходами, непосредственно связанными с приобретением автомобиля. А ведь именно такие траты разрешено включать в первоначальную стоимость основного средства согласно пункту 8 ПБУ 6/01. Поэтому учитывайте страховку ОСАГО и КАСКО как обычные расходы так, как мы рассказали выше, не забывая, что стоимость полиса КАСКО в налоговом учете не отражается.

Нормирование бензина

До недавнего времени Минфин России полагал, что для целей налогового учета необходимо нормировать стоимость израсходованных горюче-смазочных материалов (ГСМ). Для этого предлагалось использовать нормы и порядок, утвержденные распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (письмо Минфина России от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57). Однако в последнее время финансовое ведомство признает это не обязанностью, а правом налогоплательщика (письма Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097 и от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Дело в том, что Налоговый кодекс РФ не содержит требований о нормировании расходов на топливо.

Поэтому в налоговом учете при УСН стоимость ГСМ (бензина, масел и т. п.) вы можете учитывать на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ в полном объеме либо в пределах норм. Выбранный вариант утвердите учетной политикой для целей налогообложения. При этом, если вы решили нормировать стоимость ГСМ, не обязательно пользоваться именно нормами Минтранса. Вы можете применять данные технической документации завода-изготовителя авто либо разработать показатели самостоятельно, проведя контрольные замеры расхода топлива.

Принимая решение о том, нормировать расходы на ГСМ или нет, учитывайте, что налоговые органы на местах могут по-прежнему требовать от вас списания топлива в пределах нормативов. Поэтому, если вы решили учитывать такие расходы без ограничений, будьте готовы к тому, что придется спорить и отстаивать свою позицию.

В бухгалтерском учете все приобретенное топливо приходуйте на счет 10 «Материалы» субсчет «Топливо» (п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). И списывайте его на основании данных путевых листов и чеков на покупку топлива в полном объеме по факту на счета учета затрат (20, 26, 44, 91 и т. п.). Даже если вы нормируете расходы, в бухучете это никак не отражается. Нормы вы применяете только для целей налогообложения. Единственно, вы можете завести для отражения сверхнормативных расходов на покупку ГСМ отдельный субсчет.

Пример 2. Учет расходов на ГСМ

На балансе ООО «Темп», применяющего УСН с объектом доходы минус расходы, числится легковой автомобиль. 12 мая 2015 года на этом авто водитель А.Е. Петров был отправлен на служебное задание. Под отчет А.Е. Петрову выданы деньги на покупку ГСМ в сумме 825 руб. По окончании рабочего дня сотрудник представил в бухгалтерию авансовый отчет с приложением кассового чека АЗС, из которого следует, что он приобрел 25 л бензина марки АИ-95 на общую сумму 825 руб.

Согласно учетной политике для целей бухучета ООО «Темп» списывает материалы по средней стоимости, а путевые листы составляет на один месяц.

31 мая водитель сдал в бухгалтерию путевой лист, подтверждающий использование топлива. По данным путевого листа:

  • остаток топлива в баке при выезде на служебное задание — 2 л;
  • остаток топлива в баке при возвращении на рабочее место — 7 л;
  • пробег автомобиля во время поездки — 200 км.

Количество топлива, которое подлежит включению в затраты, составляет 20 л (2 л + 25 л - 7 л). Средняя стоимость топлива с учетом остатка на начало месяца в сумме 66 руб. — 33 руб. [(66 руб. + 825 руб.) : (2 л + 25 л)].

Бухгалтер сделал следующие записи:

ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50

— 825 руб. — выданы под отчет денежные средства на покупку топлива;

ДЕБЕТ 10 субсчет «Топливо» КРЕДИТ 71

— 825 руб. — оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета);

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10 субсчет «Топливо»

— 660 руб. (20 л × 33 руб.) — списана стоимость израсходованного топлива.

В налоговом учете ООО «Темп» списывает затраты на ГСМ в соответствии со следующими нормами, утвержденными локальным актом:

  • базовая норма расхода топлива на 1 км — 0,089 л;
  • поправочный коэффициент за использование кондиционера от базовой нормы затрат — 1,07;
  • нормативный расход ГСМ рассчитывается как произведение базовой нормы расхода, пробега и поправочного коэффициента.

Итого нормативный расход топлива за май составляет 19,046 л (0,089 л/км × 200 км × 1,07). Предельная сумма расходов на ГСМ, которую можно учесть в затратах при «упрощенке», равна 628,52 руб. (33 руб. × 19,046 л). Эту сумму бухгалтер ООО «Темп» записал в Книгу учета доходов и расходов 31 мая. Не учтенными для целей налогообложения остались 31,48 руб. (660 руб. - 628,52 руб.).

Транспортный налог платит собственник машин, а экологический сбор — тот, кто их использует

Платить транспортный налог должны лица, на которых зарегистрирован транспорт (абз. 1 ст. 357 НК РФ). То есть собственники машин. Поэтому если какие-то машины вы арендуете, не нужно рассчитывать и уплачивать по ним транспортный налог. Делайте это только по собственным машинам. Исключение — если вы лизингополучатель и на вас временно зарегистрирован транспорт.

А вот экологический сбор за загрязнение атмосферы автомобилями, то есть плату за негативное воздействие на окружающую среду, уплачивает тот, кто пользуется транспортным средством. Значит, даже если ваши машины арендованы, включите их в расчет такого сбора.

Помимо договора, главный документ, скоторого начинают учет купленного автомобиля - это акт приемки-передачи по форме № ОС-1 или по свободной форме. Кто его будет составлять - вы или продавец - зависит от того, новая машина или нет.

Так, на новые автомобили продавец, например автосалон, обычно выписывает накладные. Но акт по форме № ОС-1 автосалон не составляет, поэтому вам надо будет заполнить его самостоятельно.

Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то попросите у продавца, чтобы именно он составил данный акт. При этом включил туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете. А именно амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации. Вместо отдельного акта продавец вправе выдать вам УПД. Но соглашаться на этот документ можно только в одном случае - если все перечисленные нами данные продавец дополнительно укажет в универсальном документе. Это не запрещено (письмо от 24 января 2014 г. № ЕД-4-15/1121). Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым машинам, а это вашей компании невыгодно.

В любом случае независимо от того, какую машину купили, на нее как на основное средство оформите инвентарную карточку (форма № ОС-6).

Когда у вас есть на руках акт, можно спокойно оформлять учет купленного автомобиля.

Определите первоначальную стоимость автомобиля

В первоначальную стоимость нужно включать цену автомобиля согласно договору, а также другие расходы, связанные с его приобретением (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 8 ПБУ 6/01). Разберем, что относится к таким расходам, а что нет.

Госпошлина за регистрацию машины в ГИБДД. Ее безопаснее включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такое требование уже давно предъявляют чиновники (письмо Минфина России от 29 сентября 2009 г. № 03-05-05-04/61). И их позиция не изменилась. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то инспекторы могут обвинить компанию в занижении налога на прибыль Ведь, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

Проценты по автокредиту. Если для покупки автомобиля компания взяла кредит то проценты по нему не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам (письмо ФНС России от 29 сентября 2014 г. № ГД-4-3/19855). Но при этом проценты по кредиту нужно нормировать, то есть списывать в пределах ставки рефинансирования, умноженной на коэффициент 1,8 (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

Входной НДС. Налог, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Компания вправе принять его к вычету в общем порядке.

Дополнительное оборудование. Налоговики считают установку любого дополнительного оборудования модернизацией, расходы на которую надо списывать через амортизацию (ст. 257 НК РФ). Поэтому безопаснее всего расходы на сигнализацию и прочий тюнинг включать в первоначальную стоимость автомобиля. Причем независимо от того, в салоне куплена машина или с рук.

Если вы готовы поспорить с инспекцией, то можете не включать дополнительное оборудование в стоимость машины. Ведь при его установке характеристики и назначение автомобиля не изменяются. Поэтому, если оно стоит больше 40 000 руб., его надо учесть как отдельное основное средство. А если меньше-то все расходы можно признать в текущем периоде (постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 июня 2008 г. по делу № А05-12045/2007). Правда, по поводу некоторых видов оборудования судьи поддерживают налоговиков. Например, считают, что после установки отопителей (так называемой печки) эксплуатационные характеристики меняются - например, увеличивается моторесурс двигателей, уменьшается расход топлива. А значит, речь идет о дооборудовании (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 августа 2012 г. по делу № А19-6806/2011). Поэтому надо увеличивать первоначальную стоимость машины.

Что касается магнитолы, то она обычно входит в базовую комплектацию, то есть заложена в общей цене. Значит, автоматически попадает в первоначальную стоимость машины. Но если все же пришлось докупить магнитолу отдельно, то в бухучете в зависимости от стоимости (до 40 000 руб. или выше) такие расходы надо учитывать единовременно или списывать через амортизацию. В налоговом учете возможны претензии инспекторов. Они могут решить, что данные затраты необоснованны, так как не направлены на получение дохода. Некоторым компаниям в суде удается обосновать затраты следующими аргументами. Приобретение автомобильных магнитол направлено на обеспечение нормальных условий труда, психологическую разгрузку водителей. В итоге повышается производительность труда (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 июня 2011 г. по делу № А53-15050/2010).

Начисление амортизации

Главный вопрос по амортизации машин - с какого числа ее начислять?

В бухучете - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект принят на учет в составе основных средств (п. 21 ПБУ 6/01). То есть амортизацию рассчитывают по любым машинам, пригодным к эксплуатации, даже если никто на них пока не ездит.

В налоговом учете - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Дату, когда это случилось, желательно зафиксировать в акте о вводе автомобиля в эксплуатацию. Такой документ подтвердит, что компания начала использовать автомобиль. Следовательно, появилось право начислять амортизацию по нему.

Как только вы определитесь с датой начала амортизации, нужно установить срок полезного использования машины. В течение его можно будет списывать первоначальную стоимость.

По новым машинам возьмите срок из классификации основных средств (см. таблицы ниже). Там указан интервал, например, по легковым автомобилям срок может быть свыше трех до пяти лет включительно. Здесь воспользуйтесь законной хитростью - выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку.

Срок полезного использования легковушек

Срок полезного использования грузовиков

Автомобиль Срок полезного использования (код по Обще-российскому классификатору основных фондов)
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны* Свыше 3 до 5 лет включительно. В ОКОФ это код 15 3410191
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно*, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) Свыше 5 до 7 лет включительно. В ОКОФ это код 15 3410020
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн* Свыше 7 до 10 лет включительно. В ОКОФ это коды 15 3410195 - 15 3410197
Автомобили-тягачи седельные В ОКОФ это коды 15 3410210 - 15 3410216

* Грузоподъемность можно определить на основании ПТС (паспорт транспортного средства) или по сертификационной табличке, находящейся в машине.

Но основная сложность на практике возникает со сроком использования подержанных машин. Для них срок полезного использования можно уменьшить на период эксплуатации продавцом (п. 7 ст. 258 НК РФ). При этом транспорт нужно включить в ту же амортизационную группу, в которой он числился у продавца (п. 12 ст. 258 НК РФ). Но если бывший собственник не предоставит такую информацию, то надо будет определить срок как по новому автомобилю. А это невыгодно, поскольку срок полезного использования у них больше, чем у подержанных машин. Поэтому обязательно попросите бывшего собственника, чтобы в акте приемки-передачи машины были написаны амортизационная группа, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации.

Причем даже если срок использования получится менее года, автомобиль безопаснее амортизировать. Это позволит избежать претензий инспекторов. Например, компания приобрела машину. Срок полезного использования составляет 37 месяцев, срок эксплуатации продавцом - 27 месяцев. В этом случае понадобится начислять амортизацию как минимум в течение 10 месяцев.

Возможно, в учете продавца автомобиль полностью самортизирован. Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить, например, технический специалист компании исходя из состояния автомобиля. Но устанавливать короткий срок, например месяц, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее, не стоит. Ведь если компания при этом фактически будет эксплуатировать машину несколько лет, инспекторы посчитают расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Данные правила действуют и когда продавцом является предприниматель (письмо Минфина России от 6 октября 2010 г. № 03-03-06/2/172). Но если компания приобрела автомобиль у физлица, не являющегося предпринимателем, то срок полезного использования нужно определять как по новым основным средствам (письмо Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-03-06/1/525).

Кстати, есть законный способ сэкономить на налоге на прибыль. Для этого можно сразу же учесть в расходах 30 процентов первоначальной стоимости автомобиля в качестве амортизационной премии. И затем начислять амортизацию со стоимости, уменьшенной на сумму амортизационной премии (п. 9 ст. 258 НК РФ). Премию спишите на расходы в месяце, в котором компания стала амортизировать основное средство. Но в бухгалтерском учете начислять амортизацию по автомобилю надо в общем порядке без учета премии. Поэтому если компания применяет ПБУ 18/02, понадобится учитывать разницы.

Пример
Компания в октябре приобрела легковой автомобиль у другой организации. В этом же месяце компания зарегистрировала машину в ГИБДД и ввела в эксплуатацию. Договорная стоимость автомобиля составляет 236 000 руб., в том числе НДС - 36 000 руб. Согласно акту приемки-передачи срок полезного использования, определенный продавцом в налоговом учете, - 37 месяцев, период эксплуатации транспорта - 12 месяцев. Компания установила срок полезного использования основного средства 25 месяцев (37 - 12).

В учете бухгалтер отразил приобретение автомобиля так:

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» КРЕДИТ 60
- 200 000 руб. - отражено приобретение основного средства;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 36 000 руб. - учтен НДС со стоимости автомобиля;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Госпошлина» КРЕДИТ 51
- 2000 руб. - перечислена госпошлина, в том числе за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства и номерных знаков;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» КРЕДИТ 68 субсчет «Госпошлина»
- 2000 руб. - включена в первоначальную стоимость автомобиля сумма госпошлины;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»
- 202 000 руб. (200 000 + 2000) - автотранспорт принят к учету в составе основных средств;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
- 36 000 руб. - принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 236 000 руб. - уплачены денежные средства продавцу.

С ноября бухгалтер ежемесячно начисляет амортизацию по данному основному средству проводкой:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 02
- 8080 руб. (202 000 руб. : 25 мес.) - начислена амортизация.

Заплатите транспортный налог

По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.

Таким образом, если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства. Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем. Таким образом, сумму авансового платежа определите по формуле:

Сумму налога за год рассчитайте по формуле:

По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пример
Воспользуемся условиями примера выше. Допустим, что мощность приобретенного автомобиля составляет 102 л. с., ставка транспортного налога равна 32 руб. Сумма налога за 2014 год составляет 816 руб. (102 л. с. x 32 руб. x 3/12).

В учете бухгалтер отразил начисление и уплату налога:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»

816 руб. - начислен транспортный налог;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» КРЕДИТ 51

816 руб. - перечислен в бюджет транспортный налог.

Данную сумму бухгалтер включил в прочие расходы при расчете налога на прибыль за 2014 год.

Добавим, что авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11 апреля 2014 г. № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.

Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).

Как оформить документами и отразить бух.проводками продажу автомобиля, в собственности организации, физическому лицу?

Ответ

При продаже автомобиля физическому лицу оформите договор купли-продажи и составьте акт по унифицированной форме или утвержденной Вами. Акт составляется в момент перехода к принимающей стороне права собственности. Основанием для составления акта является техническая документация на основное средство, а также данные учета. Акт оформляется в двух экземплярах, один из которых передается принимающей стороне.

Подробный порядок отражения в учете операций по продаже основного средства (автомобиля) содержится в материалах Системы Главбух

Документальное оформление

Продажу основных средств оформите типовыми документами или же используйте самостоятельно разработанные формы. В последнем случае главное, чтобы в бланках были . Какую бы форму вы не использовали – типовую или самостоятельно разработанную, руководитель должен ее .*

Типовые формы актов приема-передачи для продажи основных средств есть разные:

  • для одного объекта, кроме зданий и сооружений, – ;
  • для нескольких однородных объектов, кроме зданий и сооружений, – ;
  • для здания или сооружения – .

По общему правилу акты надо составлять на дату, когда право собственности на имущество переходит от продавца к покупателю.* Обычно по умолчанию это происходит в день отгрузки, если иное не предусмотрено в договоре поставки. Исключение предусмотрено лишь для зданий или сооружений. Акт о приемке таких объектов составляют на дату передачи объекта. При этом неважно, зарегистрированы права собственности на объект или нет.

Составляют акты на основе технической документации на основное средство, а также данных бухучета. Например, обороты по «Амортизация основных средств» позволят заполнить сведения о сумме начисленной амортизации.

Акты оформляйте в двух экземплярах, один из которых передайте покупателю.* При этом раздел «Сведения об объектах основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» не заполняйте. Это должен сделать покупатель в своем экземпляре акта. Оба экземпляра акта должны быть подписаны и утверждены как поставщиком, так и покупателем.

В актах укажите:*
– номер и дату составления;
– полное наименование основного средства согласно технической документации;
– название организации-изготовителя;
– место передачи основного средства;
– заводской и присвоенный инвентарный номера основного средства;
– номер амортизационной группы, и фактический срок эксплуатации;
– сумму амортизации, начисленную до продажи основного средства, его остаточную стоимость;
– сведения о содержании драгоценных металлов, камней;
– другие характеристики основного средства.

Одновременно с составлением указанных актов внесите сведения о выбытии основного средства в инвентарную карточку или в книгу (предназначена для ). Эти документы можно составлять по формам № , или . Сведения вносите на основании акта о приеме-передаче.*

В актах требуется сослаться на заключение комиссии*. Такую комиссию надо создать в организации для контроля за выбытием основных средств. Участниками комиссии могут быть главный бухгалтер, материально-ответственные лица и другие сотрудники. Состав должен утвердить руководитель организации, издав .

Амортизация

Со следующего месяца после того, в котором основное средство выбыло (т. е. вы списали его со счета 01), прекратите начислять по нему амортизацию ().*

Этот порядок распространяется и на недвижимость, которую передали покупателю раньше, чем переход право собственности на нее зарегистрировали в Росреестре. Данную точку зрения подтверждает , которое доведено до сведения налоговых инспекций .

Бухучет

В бухучете выбытие имущества из состава основных средств отразите на . Для этого можно открыть отдельный субсчет «Выбытие основных средств». По дебету этого счета отразите первоначальную (восстановительную) стоимость основного средства, по кредиту – сумму амортизации, начисленную за период его эксплуатации:*

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– отражена первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего основного средства;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта.

В результате сальдо на счете 01 «Выбытие основных средств» будет отражать остаточную стоимость основного средства.

Проверить данные поможет формула:

Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов ()

Выручка и расходы при реализации основного средства

Для учета доходов и расходов от продажи основного средства используйте:
– «Прочие доходы», на котором отражайте выручку от реализации объекта;
– «Прочие расходы», на котором отражайте остаточную стоимость выбывшего основного средства и прочие расходы, связанные с его продажей.

Выручку от реализации отразите в составе прочих доходов, когда право собственности на проданное основное средство переходит к покупателю.*Для недвижимости это момент, когда право собственности зарегистрировано. Выручкой признавайте сумму, предусмотренную в договоре купли-продажи (поставки, мены).

Одновременно в состав прочих расходов включите остаточную стоимость проданного основного средства и другие затраты, связанные с продажей. Например, расходы на хранение, упаковку, обслуживание, транспортировку и т. д.*

Такой порядок предусмотрен в пунктах и ПБУ 6/01, пунктах и ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 и Инструкции к плану счетов (счета и ).

При отражении доходов и расходов от продажи основного средства делайте проводки:*

Дебет 62 (76) Кредит 91-1
– отражена выручка от реализации основного средства;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС при реализации основного средства (если деятельность организации облагается НДС);

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основного средства» (счет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости»)
– отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость проданного основного средства (остаточная стоимость основного средства, право собственности на которое подлежит госрегистрации);

Дебет 91-2 Кредит 10 (60, 69, 70, 76...)
– учтены в составе прочих расходов затраты, связанные с продажей основного средства (например, расходы на услуги оценщика, транспортные расходы и т. п.);

Дебет 19 Кредит 60 (76)
– отражен НДС по затратам, связанным с продажей основного средства.

Если расходы, связанные с реализацией основного средства, превышают полученный от продажи доход, разница между ними признают убытком. В бухучете сумму убытка относят к расходам текущего периода и включают в прочие расходы единовременно в том месяце, когда произошла реализация ().*

2. Энциклопедия:

Какими документами оформить выбытие основных средств

Продажу и иную передачу основных средств третьим лицам следует оформить актом унифицированной формы:*

  • – для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений); статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

    Акт составляется в момент перехода к принимающей стороне права собственности.

    Основанием для составления акта является техническая документация на основное средство, а также данные учета.

    Акт оформляется в двух экземплярах, один из которых передается принимающей стороне.*

    При составлении акта раздел «Сведения об объектах основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» не заполняется. Его должен заполнить получатель в своем экземпляре акта.

    Оба экземпляра акта должны быть подписаны как передающей, так и принимающей стороной.

    В акте, в частности, указываются:*

    • номер и дата составления акта;
    • полное наименование основного средства согласно технической документации;
    • название организации-изготовителя;
    • место передачи основного средства;
    • заводской и присвоенный инвентарный номера основного средства;
    • номер амортизационной группы, срок полезного использования основного средства и фактический срок эксплуатации;
    • сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость основного средства;
    • сведения о содержании драгоценных металлов, камней;
    • другие характеристики основного средства.

    Также акт должен содержать заключение комиссии, которая создается в организации для контроля за выбытием основных средств. Участниками комиссии могут быть главный бухгалтер, материально ответственные лица и другие сотрудники. Состав комиссии должен утвердить руководитель организации, издав приказ.

    Сведения о выбытии основного средства вносятся в инвентарную карточку выбывающего объекта по форме № ( , ), утвержденной . Можете использоваться самостоятельно разработанные формы.

Как отразить в учете продажу автомобиля, если по налоговому учету начислена амортизация полностью, в бухгалтерском учете амортизация начисляется?

Ответ:

Бухгалтерский учет

Порядок оформления первичных документов по учету основных средств установлен Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

Для учета всех видов основных средств, в том числе и автотранспортных средств, находящихся в организации, применяется Инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6). При выбытии основного средства в карточку вносятся сведения:

  1. 1. О документе на выбытие (номер и дата накладной или акта приемки-передачи основного средства).
  2. 2. О причинах выбытия.
  3. 3. О сумме выручки от реализации.
  4. 4. О начисленной амортизации на момент выбытия.

Продажа организацией автотранспортных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1).

На основании акта бухгалтерская служба организации делает запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает эту карточку к акту (накладной) приемки-передачи основных средств. В инвентарной книге делается запись об изъятии карточки на выбывшее транспортное средство.

На основании акта (накладной) приемки-передачи с приложением соответствующего договора и письменного сообщения принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого транспортного средства производится списание стоимости этих объектов.

При выбытии автотранспортных средств у организации возникают доходы и расходы. Доходы - это сумма выручки от продажи автомобиля. А расходы - это остаточная стоимость объекта, НДС, а также затраты, связанные с выбытием транспортного средства

Остаточная стоимость транспортного средства определяется на счете 01, субсчет "Выбытие основных средств". По дебету этого счета списывается первоначальная стоимость объекта с учетом проведенных переоценок, а по кредиту отражается сумма начисленной амортизации на момент реализации (также с учетом переоценок).

Доходы и расходы от выбытия транспортных средств относятся на финансовые результаты организации и включаются в состав прочих доходов и расходов (п. 31 ПБУ 6/01). По кредиту счета 91 субсчет "Прочие доходы", отражается выручка от реализации объекта, а по дебету счета 91, субсчет "Прочие расходы", - списываются расходы от его выбытия.

В бухгалтерском учете доходы и расходы от списания основных средств надо отражать в том отчетном периоде, к которому они относятся. Продажа автотранспортных средств оформляется, как правило, договором купли-продажи.

Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять в собственность товар. К бухгалтерскому учету выручка от продажи основного средства принимается в сумме, указанной в договоре (п. 30 ПБУ 6/01).

Налоговый учет

В налоговом учете порядок учета доходов и расходов от продажи транспортных средств иной. Они учитываются как доходы и расходы от реализации (ст. ст. 249, 268 НК РФ). При этом доход от реализации транспортного средства определяется как разница между его продажной ценой и остаточной стоимостью, а также затратами по его реализации.

В налоговом учете цена продажи автомобиля, согласованная между покупателем и продавцом, является рыночной ценой, пока не доказано обратное (ст. 40 НК РФ). А вот остаточная стоимость транспортного средства определяется на основании п. 1 ст. 257 НК РФ. Она равна разнице между восстановительной или первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации. При этом необходимо учесть проведенные переоценки. Однако здесь есть одна тонкость.

Для автотранспортных средств, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2002 г., следует использовать восстановительную стоимость, то есть первоначальную стоимость с учетом проведенных ранее переоценок. Причем последняя переоценка (по состоянию на 1 января 2002 г.) не должна увеличивать предыдущую восстановительную стоимость транспортного средства более чем на 30%. Последующие же переоценки не учитываются в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

К прочим расходам по реализации автомобилей относятся расходы по обслуживанию и транспортировке реализованного имущества. Суммы НДС в состав расходов не входят.

Дата получения дохода от реализации автотранспортного средства определяется в зависимости от выбранного метода учета доходов и расходов. Если это метод начисления, то датой получения дохода считается день передачи основного средства (день перехода права собственности). Прибыль, полученная в результате выбытия транспортного средства, включается в тот налоговый период, в котором была произведена продажа этого амортизируемого имущества. В том случае, если выручка от реализации окажется меньше остаточной стоимости транспортного средства и расходов по его реализации, то полученная разница - убыток будет учитываться в целях налогообложения. Но в особом порядке.

Полученный убыток отражается в качестве расходов будущих периодов (п. 3 ст. 268 НК РФ). Впоследствии он включается в состав прочих расходов равными долями в течение определенного периода. Этот период рассчитывается как разница между сроком полезного использования и фактическим сроком эксплуатации до момента реализации, включая месяц реализации (ст. 323 НК РФ).

Расхождения между бухгалтерской и налоговой стоимостью транспортных средств возникают, если по автотранспортному средству были установлены различные сроки полезного использования. Если этот срок полезного использования в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом, тогда сумма ежемесячной "налоговой" амортизации будет больше "бухгалтерской" амортизации. На сумму превышения согласно (ПБУ18/02) бухгалтер должен ежемесячно формировать ОНО следующей проводкой:

  • Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогам и сборам", Кредит 77.

При продаже автомобиля его налоговая остаточная стоимость окажется меньше бухгалтерской остаточной стоимости. Следовательно, прибыль в целях налогообложения будет меньше, чем в целях бухгалтерского учета.

В момент продажи транспортного средства сумма сформированного ОНО полностью погашается обратной проводкой:

  • Дебет 77 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогам и сборам".

Продавая автотранспортное средство, нужно начислить налог на добавленную стоимость (п. 1 ст. 146 НК РФ). Порядок расчета налога определяется в зависимости от того, как реализуемый объект был учтен при его принятии на баланс: с налогом на добавленную стоимость либо без налога на добавленную стоимость.

При реализации транспортных средств, учтенных по стоимости, включающей сумму уплаченного при приобретении НДС, налоговая база определяется как разница между продажной ценой реализуемого объекта (с учетом НДС и акцизов) и его остаточной стоимостью (п. 3 ст. 154 НК РФ).

Главными документами для грамотного бухгалтерского оформления приобретенного компанией автомобиля, являются: договор купли-продажи, акт приемки-передачи (форма No ОС-1), инвентарная карточка (форма No ОС-6). В статье расскажем про учет купленного автомобиля, рассмотрим эти документы более подробно.

Разница между новым и подержанным автомобилем

Смотря, новый приобретается автомобиль, или подержанный, акт оформляется бухгалтером компании-покупателя или продавцом авто:

Если не получить информации о сроке полезного пользования б/у автомобиля, останется только принять его равным сроку полезного пользования нового транспорта, значения которых, конечно же, не равны. Это в значительной степени повысит затраты компании и приведет к неверным расчетам амортизации и прочих показателей, и, как следствие, к претензиям налоговых инспекторов.

Первоначальная стоимость машины складывается из:

  • суммы, потраченной на покупку авто;
  • расходов, возникших при покупке.

Расходы, касательные приобретения автомобиля

  1. Госпошлина на услуги ГИБДД по регистрации авто Чтобы избежать проблем с налоговой службой, лучше прибавлять сумму пошлины именно к первоначальной стоимости машины. Претензии налоговой связаны с тем, что так деньги списываются на протяжении долгого интервала времени, через расходы на амортизацию. В случае же единовременного отнесения траты к прочим расходам, фирма занижает налог на прибыль.
  2. Модернизация транспортного средства. Налоговая инспекция называет модернизацией любую доукомплектовку автомобиля, так как при этом не изменятся характеристики и предназначение машины (и не имеет значения, новая машина или бывшая в употреблении). Есть вариант учета доп. оборудования стоимостью выше 40 тыс. рублей как самостоятельное основное средство. Или можно признать расход в текущем периоде, если доукомплектовка обошлась дешевле 40 тысяч. Однако оформление таким образом отопителя может вызвать споры, потому что его подключение меняет характеристики машины.
  3. Входной НДС. НДС, указанный продавцом, также оплачивается отдельно от первоначальной стоимости. Ее законно учесть как расход на общих условиях.
  4. Процент по кредиту. В случаях, когда машина куплена на заемные деньги, переплата по займу не включается в первоначальную стоимость. Ее заносят в списки расходов как % по любым прочим долгам, притом проценты обязательно нормируются (списание происходит в границах ставки рефинансирования, помноженной на коэффициент 1,8).

В течение СПИ законно производить списание первоначальной стоимости машины. Для новых автомобилей нормированы сроки по установленной Классификации Основных Средств:

Важно! Старайтесь выбирать минимальные указанные СПИ, это поможет в кратчайшие сроки списать расходы на покупку автомобиля.

Трудности появляются со СПИ автомобилей б/у, он вычисляется по формуле:

  • СПИ б/у = СПИ аналогичного нового авто – срок эксплуатации прежним владельцем.

СПИ б/у вносится в ту же амортизационную группу, в какой он был у прежнего владельца. Лучше начислять амортизацию, даже если пользоваться автомобилем осталось меньше года. Когда машина приобреталась у физического лица, не занимающегося предпринимательством, СПИ определяется как по новым появившимся основным средствам.

Начисление амортизации на купленный автомобиль

Для грамотного расчета амортизации, нужно обладать знаниями о двух показателях:

  • дате начала амортизации;
  • СПИ, в течение которого и списывается первоначальная стоимость.
В бухгалтерском учете В налоговом учете
Начисление амортизации начинается с первого числа того месяца, который следует за месяцем постановки автомобиля на учет в составе ОС. Чтобы было понятно, амортизация рассчитывается даже по транспорту, которым не пользуются, если он пригоден к использованию. Начисление амортизации контролируется с первого числа того месяца, который следует за месяцем, когда автомобилем начали фактически пользоваться. Доказательством того, что именно данный месяц был месяцем начала пользования, послужит проставленная в акте о вводе авто в эксплуатацию дата.

Выплата транспортного налога

ТН не платится за незарегистрированный транспортные средства, так что было бы удобным иметь под рукой данные об объектах, которые не будут браться в расчет при ежегодном отчете о транспортном налоге. А как только автомобиль зарегистрируют, по нему нужно будет делать стандартную проводку по счету 01.

В зависимости от региона, в котором предприятие зарегистрировано, в течение года необходимо делать отчисления в счет авансов по транспортному налогу (ТН).

Сумма ТН за весь год рассчитывается по формуле:

  • Годовой налог = (Мощность двигателя)*(Ставка налога):(Число месяцев, сколько авто находится в собственности компании):12

По окончании года в налоговую выплачивается ТН за минусом авансовых отчислений, при этом налог на прибыль уменьшается на сумму ТН и авансовых платежей (их следует внести в перечень прочих расходов). Бухгалтера отчитываются по ТН не позже 1 числа февраля месяца.

Бухгалтерский учет купленного автомобиля (пример)

Организация N в октябре купила авто (мощностью 102 л.с.) у сторонней компании. Уже в январе оно было зарегистрировано в ГИБДД, им сразу стали пользоваться. Цена машины была 330 000 рублей, включая НДС в размере 30 000 рублей. В акте приемки-передачи указан СПИ равный 40 месяцам, срок эксплуатации автомобиля – 10 месяцев. Ставка транспортного налога 32 рубля.

Нормирование горюче-смазочных материалов

Ранее Минфин предполагал нормирование ГСМ для правильного налогового учета, но на данный момент финансовое ведомство признало это правом организаций, не обязанностью, по причине отсутствия в налоговом кодексе подобных требований. Исходя из вышесказанного, предприятие, стоящее на налоговом учете при упрощенной форме налогообложения, суммы, затраченные на ГСМ, может учесть в полной мере или в границах норм.

Если было решено пользоваться нормами, то нужно знать, что они могут и не совпадать с нормами Минтранса. Подойдут данные, отраженные в технической документации завода-изготовителя машины. Или есть возможность выявить собственные показатели, исходя из замеров и расчетов, проведенных на предприятии. Налоговые служба на местах могут все же требовать соблюдения нормативов, так что нужно будет уметь отстоять свою позицию.

Нормативные акты по теме:

Типичные ошибки учета купленного автомобиля

Ошибка №1. Отказ от начисления амортизации в случаях, когда СПИ подержанного автомобиля выходит менее одного года.

Подобные действия могут вызвать споры с налоговой инспекцией. Даже если автомобиль был в пользовании прошлого владельца достаточно долго, и новому хозяину пользоваться машиной придется в течение короткого промежутка времени, следует все же начислять амортизацию. Проверяющие обнаружат несовпадения в случае, когда машиной пользовались дольше, чем предполагалось.

Ошибка №2. В случае, когда покупаемый подержанный автомобиль полностью амортизирован, компания самостоятельно начисляет срок полезного использования и осознанно занижает его с целью скорейшего списания стоимости машины.

Этого делать нельзя, так как в будущем налоговый инспектор заметит, что автомобиль эксплуатировался на протяжении большего срока, а значит амортизация была вычислена неправильно. Это будет означать, что налоги были занижены неправомерно.

Ошибка №3. Уплата предприятием транспортного налога на арендованный автомобиль.

Ошибка №4. Неотображение в БУ данных по выплате страховых премий.

Суммы, перечисленные страховой компании, должны быть в полной мере отображены в БУ. Списание стоимости полиса может быть единовременным, или может происходить равными долями в течение всего срока действия договора. В учетной политике предприятия нужно обозначить предпочитаемый способ оплаты страховки.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Как учесть доукомплектовку автомобиля предприятия магнитолой?

По обыкновению магнитола включена в базовую комплектацию, ее стоимость приплюсована к общей цене на машину. Следовательно, затраты на магнитолу относятся к первоначальной стоимости авто. Когда она покупается отдельно, затраты на ее приобретение учтутся единовременно или спишутся через амортизацию, в зависимости от цены (до 40 тыс. или более 40 тыс.). При спорах с налоговой можно доказать, что покупка магнитолы обоснована и направлена на увеличение прибыли, сказав, что она обеспечивает психологическую разгрузку водителя и повышает производительность труда.

Вопрос №2. Есть ли законный способ уменьшить налог на прибыль, используя данные о расходах на амортизацию автомобиля?

Да, такой способ есть. Возможно указание в расходах 30% от изначальной стоимости авто как амортизационной премии (АП), а потом учитывать траты на амортизацию за вычетом этой премии. АП нужно будет списывать в месяце, когда фирма начала амортизировать основное средство. Тем не менее, в БУ амортизация начисляется на общих условиях без принятия во внимание АП.

Вопрос №3. Нужно ли составлять ежеквартальный отчет о транспортном налоге?

Нет, существует только ежегодный отчет.

Вопрос №4. Как рассчитывать транспортный налог на дорогостоящие автомобили?

Повышающие коэффициенты для автомобилей с очень высокой стоимостью учитываются только по итогам прошедшего года и не применяются для расчетов авансовых платежей.

Вопрос №5. Как оформлять приобретение машины по схеме trade-in, то есть обмен старого автомобиля компании на новый транспорт с доплатой?

Сделка может быть проведена несколькими разными по своей сути способами, оба из которых абсолютно законны:

  • как договор мены (с соответствующей доплатой);
  • подписанием двух соглашений купли-продажи с последующим зачетом встречных требований одного рода.
 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об