Общественные блага. Перераспределение благ внутри общества

Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.

В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.

В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.

По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:

1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;

2) индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.

В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.

Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.

Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:

1) отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;

2) неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;

3) нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;

4) тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.

По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:

1) общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;

2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.

В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:

1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;

2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:

1) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;

2) напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.

В национальной экономике эти две формы участия государства в производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата.

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги – это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

Распределение общественных благ и доходов

До сих пор мы занимались проблемой эффективности распределения так называемых частных благ среди потребителей или групп потребителей. К их числу относятся продукты питания, одежда, индивидуальный транспорт, мебель, бытовая техника и т.д. Потребление подобных благ конкретным потребителем (группой потребителей) исключает возможность их потребления каким-то другим потребителем (группой потребителей). Однако наряду с частными благами существует так называемые общественные блага. Например, освещение и уборка улиц в городах и поселках, строительство и эксплуатация дорог, содержание армии, радио- и телепередачи, охрана общественного порядка и т.д. Потребление подобных благ осуществляется коллективно всем обществом или ᴇᴦο частью. Другими словами, потребление какого-то общественного блага одним лицом (группой лиц) предполагает возможность потребления этого же блага другими членами общества. При этом с позиций отдельного индивидуума потребление многих общественных благ носит принудительный характер.
Размещено на реф.рф
К примеру, при фиксированных расходах на оборону все члены общества в равной степени должны быть защищены от военной опасности.

Объем потребления частных благ определяется каждым лицом (группой лиц) индивидуально, и оплачиваются частные блага в условиях совершенной конкуренции по единои̌ рыночной цене. Что же касается общественных благ, то объём их потребления для всех потребителей одинаков и с позиций отдельного индивидуума как бы задан извне. Однако оценка полезности общественных благ у отдельных потребителей неодинакова.

В этих условиях производственные ресурсы общества должны быть оптимально по Парето распределены между производством частных и общественных благ. Упростим данную задачу, введя ряд ограничений. Пусть общество будет состоять только из двух потребителей - Петрова и Сидорова, каждый их которых потребляет одн9 частное благо (х) и одно общественное,благо (g). Каждый из потребителей стремится к максимизации своей функции полезности˸ и" = f,(g,x n),a u c = / 2 (g,x c). Максимально возможный выпуск частных и общественных благ выражается трансформационной функцией T = f 3 (g,х п + х с), которая характеризует объёмы производства на границе производственных возможностей.

При этих допущениях, а также при условии, что T(g,x) =0 и х = х п + х с, поставленная задача должна быть сведена к максимизации следующей функции˸

отсюда максимальный объём производства общественного блага будет определяться следующим равенством (доказательство опушено)˸

Предельная норма замещения здесь будет представлять собой индивидуальную оценку общественного блага каждым из потребителей. Она говорит о том, каким количеством частного блага готов поступиться каждый из потребителей ради увеличения объёма производства общественного блага на одну единицу.

Предельная норма замещения двух частных благ определялась нами обратным соотношением рыночных цен этих благ, что не составляет трудностей для её расчета. Ситуация осложняется в случае замещения частного блага общественным, поскольку оценка последних y различных потребителей неодинакова. Выявить индивидуальные оценки общественных благ различными лицами, и на этой базе определить совокупную предельную полезность того или иного общественного блага можно, например, с помощью социологических обследований населения.

Распределение общественных благ и доходов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Распределение общественных благ и доходов" 2015, 2017-2018.

В экономической теории понятие «материальное благо» проработано слабо. Считается, что оно однозначно. Кроме того, существует примерный перечень благ, поэтому учёные мало размышляют по этому поводу. При этом явление имеет ряд особенностей, на которых стоит остановиться.

Понятие блага

Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.

Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.

Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.

Свойства благ

Для того чтобы материальное благо стало таковым, оно должно отвечать определённым условиям и иметь следующие свойства:

  • благо должно быть объективным, то есть закреплённым в каком-то материальном носителе;
  • оно универсально, так как имеет значимость для многих или для всех людей;
  • благо должно иметь социальное значение;
  • оно абстрактное и умопостигаемое, так как отражает в сознании человека и общества некую конкретную форму, как результат производственных и социальных отношений.

При этом блага имеют главное свойство – это полезность. То есть, они должны приносить людям реальную пользу. Именно в этом их ценность.

Благо и потребности человека

Для того чтобы благо было признано таковым, должны быть соблюдены несколько условий:

  • оно должно отвечать потребностям человека;
  • благо должно обладать объективными свойствами и характеристиками, которые ему позволяют быть полезным, то есть иметь возможность улучшать жизнь общества;
  • человек должен понимать, что благо может удовлетворить его определённые требования и нужды;
  • благом человек может распоряжаться по своему усмотрению, то есть выбирать время и способ удовлетворения потребности.

Для понимания сущности благ, нужно вспомнить, что такое потребности. Под ними понимаются внутренние побудительные стимулы, которые реализуются в деятельности. Потребность начинается с осознания нужды, которая связана с ощущением дефицита чего-либо. Она создаёт дискомфорт разной степени интенсивности, неприятное ощущение нехватки чего-либо. Заставляет предпринимать какие-либо действия, искать способ удовлетворения потребности.

Человека одновременно атакуют несколько потребностей и он их ранжирует, выбирая для удовлетворения сначала актуальные. Традиционно выделяют биологические или органические нужды: в еде, сне, размножении. Есть и социальные потребности: необходимость принадлежности к какой-либо группе, стремление к уважению, взаимодействию с другими людьми, достижение определённого статуса. Что касается духовных нужд, то эти требования соответствуют высшему порядку. К ним относятся познавательная потребность, необходимость в самоутверждении и самореализации, поиск смысла существования.

Человек постоянно занят удовлетворением своих потребностей. Этот процесс приводит к желаемому состоянию удовольствия, даёт в финальной стадии позитивные чувства, к которым и стремится любой индивид. Процесс возникновения и удовлетворения нужд называют мотивацией, так как она заставляет человека осуществлять деятельность. У него всегда есть выбор, как лучше достичь желаемого результата и он самостоятельно отбирает наилучшие способы снятия дефицитного состояния. Для удовлетворения потребностей индивид использует различные предметы и именно их можно называть благом, так как они приводят человека к приятному ощущению удовлетворения и являются частью большой экономической и социальной деятельности.

Экономическая теория о благах

Наука об экономике не могла обойти вниманием такой вопрос блага. Так как материальные потребности человека удовлетворяются при помощи предметов, производимых на базе ресурсов, то и возникает теория об экономических благах. Под ними понимаются предметы и их свойства, способные соответствовать требованиям и желаниям человека. Особенность процесса удовлетворения материальных потребностей такова, что нужды людей всегда превышают производственные возможности. Поэтому благ всегда меньше, чем потребностей в них. Таким образом, экономические ресурсы всегда обладают особым свойством – редкостью. Их всегда на рынке меньше, чем необходимо. Это и создаёт повышенный спрос на экономические блага и позволяет устанавливать на них цену.

Для их производства всегда необходимы ресурсы, а они, в свою очередь, ограничены. Кроме того, материальные блага имеет ещё одно свойство – полезность. Они всегда связаны с выгодой. Существует понятие предельной полезности, т. е. возможность блага наиболее полно удовлетворить потребность. При этом по мере потребления наблюдается убывание предельной потребности. Так, голодный человек удовлетворяет нужду в еде первыми 100 граммами пищи, но он продолжает есть, при этом польза снижается. Позитивные характеристики различных благ могут быть сходными. Человек выбирает необходимое из них, ориентируясь не только на этот показатель, но и на другие факторы: цену, психологическое и эстетическое удовлетворение и т. п.

Классификации благ

Разнообразное потребление материальных благ приводит к тому, что в экономической теории существует несколько способов делить их на виды. В первую очередь их классифицируют по степени ограниченности. Есть блага, на производство которых затрачиваются ресурсы и они конечны. Их называют экономическими или материальными. Существуют также блага, которые имеются в неограниченном количестве, например, солнечный свет или воздух. Их называют неэкономическими или даровыми.

В зависимости от способа потребления блага делятся на потребительские и производственные. Первые предназначены для удовлетворения нужд конечного пользователя. Вторые необходимы для производства потребительских благ (например, станки, технологии, земля). Также выделяются материальные и нематериальные, частные и общественные блага.

Материальные и нематериальные блага

Различные потребности человека требуют специфических средств их удовлетворения. В связи с этим существуют материальные и нематериальные блага. К первым относятся предметы, постигаемые органами чувств. Материальным благом является всё, что можно потрогать, понюхать, рассмотреть. Обычно они могут накапливаться, использоваться продолжительное время. Выделяют материальные блага разового, текущего и длительного применения.

Вторая категория – это неосязаемые блага. Обычно их ассоциируют с услугами. Нематериальные блага создаются в непроизводственной сфере и влияют на состояние и способности человека. К ним относятся услуги здравоохранения, образования, торговли, сервиса и т. п.

Общественные и частные

В зависимости от способа потребления материальное благо можно охарактеризовать как частное или общественное. Первый вид потребляется одним человеком, который за него заплатил и владеет им. Это средства индивидуального спроса: автомобили, одежда, пища. Общественное благо неделимо, оно принадлежит большой группе людей, которые совокупно его оплачивают. К этому виду относятся охрана окружающей среды, чистота и порядок на дорогах и в общественных местах, защита правопорядка и обороноспособность страны.

Производство и распределение материальных благ

Создание материальных благ – это сложный, затратный процесс. Для его организации необходимы усилия и ресурсы многих людей. По сути, вся сфера экономики занимается производством материальных благ разного вида. В зависимости от доминирующих потребностей сфера может самостоятельно регулироваться, выпуская необходимые товары. Процесс распределения материальных благ не так прост. Рынок при этом является инструментом, однако, есть ещё и социальная сфера. Именно в ней государство берёт на себя функции распределения, чтобы снизить социальную напряжённость.

Услуга как благо

Несмотря на то что под средством удовлетворения потребности принято понимать материальные блага, услуги также являются средством ликвидации нужды. Экономическая теория сегодня активно использует это понятие. Согласно ей, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.

В коммунистической идеологии считается, будто в коммунистическом
обществе на первой стадии действует принцип "От каждого по способности -
каждому по труду", а на высшей стадии - принцип "От каждого по способности
- каждому по потребности". Первая часть этих принципов якобы регулирует
то, как члены общества отдают свои силы обществу, а вторая регулирует
распределение жизненных благ. Эти принципы допускают различную
интерпретацию. И при любой интерпретации они на самом деле не являются
специфическими закономерностями реального коммунизма.
Рассмотрим первую часть этих принципов. Выражение "по способности"
можно истолковать в житейском вульгарном смысле, будто каждый будет
развивать все заложенные в нем способности, проявлять их и использовать.
Ясно, что в таком смысле этот признак никогда не будет осуществлен хотя бы
по следующим причинам. Не любые способности индивида приемлемы для
окружающих индивидов и для общества в целом. Не любые способности
представляют интерес. У индивида просто не хватит сил и времени развивать
все его потенциальные способности. Индивид может вообще не догадываться о
том, на что он способен.
Но это выражение можно истолковать и иначе, например так: 1) общество
устанавливает, что считать способностями данного индивида в его данной
социальной позиции; 2) в среднем и в тенденции индивиды, допущенные
обществом к исполнению данных функций, исполняют их в меру своих
средненеобходимых способностей. Этот принцип касается не потенциальных, а
актуальных (реализующихся) способностей людей. Если подходить к проблеме
способностей с массовой точки зрения, то потенциальные способности массы
людей в данных условиях реализуются в их актуальных способностях -
последние суть показатель первых. Для отдельных людей тут может иметь
место несовпадение. Однако и в отношении отдельных людей совершенно
бездоказательны утверждения о их якобы загубленных талантах. О загубленных
талантах есть смысл говорить лишь тогда, когда человек обнаружил свой
талант заметным для окружающих образом и затем как-то потерял возмож-
ность его развивать далее и использовать (Мусоргский, Лермонтов, Есенин,
Маяковский). Но это - исключения из общего правила. Обычно подавляющее
большинство людей среднеспособно или среднебездарно. В таком практически
трезвом понимании этот принцип реализуется во всяком большом и сложном
обществе, а не является особенностью коммунизма.
Конечно, от способностей зависит то, какое место в обществе занимают
отдельные люди. Но этот фактор - не единственный, влияющий на судьбу этих
людей. А когда речь идет о десятках и сотнях миллионов
среднепосредственных людей в сложном обществе с разнообразными
профессиями, социальными позициями, должностями, способами добывания
средств существования и т.д., распределение людей по ячейкам общества, по
должностям, по профессиям и прочим "точкам" приложения их сил
осуществляется совсем по другим принципам. Природные же способности
используются лишь как одно из средств занять наилучшее положение в жизни и
получить для себя как можно больше различных благ.
Обратимся ко второй части рассматриваемых принципов. Допустим, вы
решили педантично следовать принципу "Каждому - по труду" при
вознаграждении работников за их деятельность. Если люди заняты одинаковой
деятельностью, еще можно сравнивать их труд по их результатам. Но как
быть, если люди заняты разнородной деятельностью и сравнивать их труд по
результатам деятельности оказывается невозможным? Как сравнить труд
начальника и подчиненного? Имеется единственный общественно-значимый
критерий сравнения труда в таких случаях: это - фактические социальные
позиции людей. Средненормальное осуществление деловых функций человеком в
данной его социальной позиции соответствует его труду, отдаваемому
обществу. Практически принцип "Каждому - по труду" реализуется как принцип
"Каждому - по его социальному положению". И реальные люди в реальном
коммунистическом обществе прекрасно это понимают на своем опыте.
Следствием действия этого принципа является борьба людей за улучшение
своей социальной позиции.
Распределение жизненных благ есть то, с чего граждане начинают
познавать сущность своего общества. Неравенство в распределении прежде
всего прочего по-
рождает социальные эмоции. Люди, как правило, стремятся устроиться в жизни
так, чтобы иметь как можно больше жизненных благ, тратя на это как можно
меньше сил и избегая риска. Поднятие производительности труда, на которое
рассчитывали идеологи коммунизма, оказалось одной из самых трудных проблем
для этого общества в значительной мере из-за такого отношения к труду.
Поэтому коммунизм вынужден прибегать к мерам внешнего принуждения и
контроля, а также к созданию таких условий деятельности, в которых люди
вынуждаются как-то исполнять свои обязанности под угрозой наказания и
потери достигнутого.
Выражение "по потребности" тоже допускает различные интерпретации, по
крайней мере такие: 1) будет достигнуто изобилие жизненных благ; 2) любые
потребности людей будут удовлетворены; 3) общество будет решать, что
считать потребностью человека. Очевидно, что во втором смысле принцип "по
потребности" никогда реализован не будет. Изобилие же - понятие
относительное, исторически определенное. Тот жизненный уровень, который в
прошлые века мыслился как изобилие, в Советском Союзе мы имели для
огромного числа людей. Число людей, живших у нас по потребности в этом
"скромном" смысле, было больше, чем все население России до революции. Тем
не менее это не устранило неравенство, недовольство своим положением,
зависть, жажду иметь больше. Я вообще считаю, что рост благосостояния
населения стал одной из причин краха нашего русского коммунизма. Он усилил
расслоение общества и материальное неравенство. Жажда иметь росла быстрее
и сильнее, чем возможность ее удовлетворять. На этой основе возникло
другое, чисто обывательское истолкование принципа "по потребности" - как
удовлетворение желаний современных людей. А желания эти возросли
настолько, что даже официальная идеология Советского Союза отодвинула
исполнение этого принципа в неопределенное будущее. Советские люди уже
представляли себе изобилие коммунизма по крайней мере в виде высокого
жизненного уровня некоторых западных стран. Основатели учения
марксистского коммунизма вряд ли подозревали о холодильниках и телевизорах
как предметах первой необходимости, вряд ли думали, что автомобиль станет
заурядным средством транспорта. Но совет-
ский обыватель уже не мыслил себе коммунизма без многокомнатной квартиры
со всеми удобствами, без телевизора и холодильника, без личного автомобиля
и без дачи.
Официальная идеология Советского Союза почувствовала опасность,
которая кроется в таком истолковании весьма неосторожного заявления
классиков марксизма, и стала говорить о разумных потребностях,
контролируемых и регулируемых обществом. А это была лишь замаскированная
форма выражения фактического положения вещей, а именно - того факта, что
потребности человека в коммунистическом обществе определены возможностями
их удовлетворения. Советская идеология невольно стала склоняться к
третьему, к социологическому пониманию потребностей: не всякое желание
человека есть потребность, а лишь такое, которое общество признает в
качестве потребности этого человека. А это значит, что предполагается
некоторый общезначимый уровень удовлетворения нужд человека на данном
уровне его социальной иерархии, т.е. некоторая норма потребления. Иметь по
потребности - значит иметь в рамках этой нормы, а иметь не по потребности
- значит превышать или не достигать нормы. Реализация принципа "по
потребности" не устраняет на деле экономического и тем более социального
неравенства людей.
Большинство советских людей жило, как говорится, "от получки до
получки", имея незначительные накопления или не имея их совсем. Но
некоторая часть населения накапливала значительные богатства и передавала
их по наследству. Это - представители высших слоев, а также лица, имевшие
возможность безнаказанно грабить государственную собственность,
спекулянты, деятели теневой экономики, члены уголовных мафий и т.д. К
концу брежневского периода произошло сращивание этого криминального слоя с
правящими слоями.
Накопленные материальные богатства являются при коммунизме личной
собственностью. Они проживаются (тратятся), передаются по наследству,
используются для карьеры и устройства детей. Но они не используются как
средство приобретения новых богатств, т.е. как капитал. Это делается в
порядке исключения и нелегально.
Главными источниками жизненного успеха при коммунизме является
образование, квалификация, личные
способности, личные связи (протекция) и карьеристская ловкость. Со
временем все большую роль стало играть социальное положение родителей.
Основное богатство человека коммунистического общества - его положение на
лестнице социальной иерархии, его социальное положение, занимаемая им
должность (пост). Вокруг этого основного богатства крутятся самые сильные
интересы и страсти. Деньги, конечно, играют роль, но иную и иначе, чем в
обществе капиталистическом. Имея хороший пост - имеешь и деньги, а многое
имеешь и без денег, используя возможности, какие предоставляет пост.
Деньги, приобретенные без поста, суть либо продукт преступления, либо
исключение.
Преимущество коммунистического богатства перед прочими формами состоит
в том, что его не захватят грабители, не украдут. С ним не потерпишь
банкротство и не разоришься. В большинстве случаев оно гарантировано. Оно
автоматически растет с каждым шагом карьеры. Вся основная борьба за
богатство здесь происходит в сфере делания карьеры, причем по правилам
карьеры, т.е. по правилам коммунальности, которые люди постигают чуть ли
не с пеленок и которые легко усваиваются и даже открываются вновь даже
самыми безнадежными тупицами. Неизбежным следствием этого является низкая
(сравнительно с Западом) деловая активность и тенденция к экономическому
застою.
В коммунистическом обществе распределение жизненных благ оторвано от
их производства, лишь в незначительной степени зависит от последнего.
Причем в социальном отношении распределение доминирует над производством,
так что это общество можно назвать распределительским. Государству
приходится прилагать огромные усилия, чтобы поддерживать и развивать
производство. Коммунистическое неравенство создается в силу принципов
распределения, порождаемых законами коммунальности.
В коммунистическом человейнике распределение жизненных благ есть
функция системы власти и управления. В идеале тут все работоспособные
должны иметь в качестве источника существования заработную плату, и
только. Прочие должны жить за счет работающих членов семьи или на пенсию.
Хотя различия в уровне тут огромные, коммунизм создавал более равномерное
распределение благ, чем в обществах западного типа. Здесь ограничивались
высшие уровни и повышались низшие. Тяготы распределялись на всех. Конечно,
не в одинаковой мере, но все же резкие контрасты сдерживались. Нищета в
строгом смысле слова тут ликвидировалась, а чрезмерное обогащение
преследовалось как преступление.
Коммунизм оказался способным даже в труднейших условиях Советского
Союза обеспечить удовлетворение некоторых минимальных потребностей
практически всех граждан в жилье, пище, одежде, образовании, обучении
профессии, медицинском обслуживании, отдыхе, развлечениях и безопасности.
Люди жили с уверенностью в этом. И это было величайшим достижением в
истории человечества.
Что касается изобилия, то по этому поводу следует сказать следующее.
Изобилие не есть "по потребности". Изобилие относительно. Что есть
изобилие для одних и в одно время, выглядит как бедность для других и в
другое время. Изобилие не есть равенство (нечто одинаковое для всех),
бывает иерархия изобилии. Идея создать изобилие для всех утопична.
Реалистична идея изобилия для избранных, которая всегда осуществлялась для
более или менее широкого круга людей. Прогресс человечества в этом
отношении заключается в расширении круга избранных и в повышении уровня
изобилия. В наше время многие миллионы людей живут лучше, чем в прошлом
жили самые богатые и знатные люди, включая вождей и королей. Уровень
средних слоев Советского Союза (не говоря уж о странах Запада) показался
бы сказочным даже состоятельным людям прошлых веков.
Изобилие не устраняет неравенства в распределении - это объективный
социальный закон. Для широких слоев населения психологически важно не то,
чтобы все стали богатыми (в это не верит никто). А то, чтобы не было
чрезмерно богатых. Исторически были найдены способы решения этой
практически неразрешимой проблемы: привилегированные (избранные) слои
населения всегда так или иначе отделялись от прочей массы людей, образуя
особые замкнутые слои, классы, касты и т.п. Этот процесс начался и зашел
достаточно далеко и в советском человейнике.

Распределение благ в мире в 2017 году, согласно Оксфам Интернешнл (Oxfam International), сместилось в сторону богатых людей. 50% населения мира не увидели увеличения своего благосостояния за период. Зато 1% самых богатых людей мира получил 82% благ мира, упрочив свою власть.

“Такая ситуация – это не признак процветающей экономики, но симптом неспособности экономической системы, – прокомментировал отчёт исполнительный директор Oxfam Винни Бьянийма (Winnie Byanyima). – Это означает, что люди, которые делают нашу одежду, телефоны и еду эксплуатируются, чтобы обогатить корпорации и богатых мира сего”. “Трудно найти политического или бизнес-лидера, который не говорит, что беспокоится о неравенстве. Еще труднее найти того, кто что-то с этим делает”, – добавляет он.

По мнению аналитиков, правительствам стран мира необходимо сосредоточиться на такой налоговой политике, которая приведет к более справедливому распределению богатства и более существенным правам трудящихся, решить проблему уклонения от налогов и установить ограничения на доходы акционеров и зарплату руководителей. Какие могут быть дивиденды у тех, кто платит работникам зарплату ниже прожиточного минимума?

Отчёт был сделан накануне форума в Давосе и использовал данные Креди Сьюсс (Credit Suisse’s Global Wealth Databook). Форум пройдёт 23-26 января 2018 года в Швейцарии, с российской стороны в нём также примут участие политики во главе с Аркадием Дворковичем и бизнесмены (в программе заявлены глава ВТБ А. Костин, руководитель ВТБ Г. Греф и др.). В отчёте Oxfam также отмечается гендерное неравенство (распределение благ в пользу мужчин) и его негативные последствия. Эта тема, кстати, активно обсуждается в последнее время в Давосе.

Навигация по записям

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об