Страны с переходной экономикой примеры. Группы стран с переходной экономикой

Рыночная экономика и ее становление в современном мире - очень сложный вопрос, так как необходимо полностью трансформировать и менять сложившуюся за многие десятилетия систему. Но нельзя быстро это все поменять, сформировать обновленное мировоззрение субъектов хозяйства, создать нормативную и правовую базу. Переходная экономика - это стадия развития, реформирования и трансформации. Это всегда занимает длительное время, в течение которого экономическая система будет представлять собой смесь элементов современной рыночной и административно-командной. Это изменения развития, а не устоявшегося функционирования.

Основные черты

Переходная экономика - это всегда изменчивость и нестабильность, которые носят «безвозвратный» характер. Это не просто нарушает устойчивость системы с тем, чтобы затем она смогла вернуться в равновесие, а существенно ослабляет ее. Экономика необратимо должна привести к некой другой, более стабильной, экономической системе. Эта неустойчивость обуславливает необратимость и особый динамизм развития. Однако рост неопределенности, смешение нового и старого - это всегда противоречия. В социально-политической сфере это ведет к обострению противоречий и общественным потрясениям.


Историчность как характерная черта

Именно историческая закономерность - важная особенность любой страны с переходной экономикой, список которых можно найти в конце статьи. Ранее входившие в Советский Союз восточноевропейские, ныне независимые, государства столкнулись с проблемами, которые сложнее на порядок, чем у латиноамериканских стран, так как в Латинской Америке много где существовали довольно развитые рыночные институты. Соответственно, и число приватизированных предприятий исчислялось не тысячами, а сотнями. Особенности переходной экономики - разные формы ее проявления в разных условиях. Это все нужно учитывать правительствам при разработке планов реформирования экономических систем.


Особенности функционирования: инерционность

Страны с переходной экономикой обладают многими особенностями. Первая и наиболее важная - преемственность (инерционность) воспроизводительных процессов, которые исключают возможность быстро заменить существующие экономические формы на другие, более желательные. Именно благодаря инерционности воспроизводства сохраняются в течение длительного времени старые и формы.


Повышенная интенсивность

Переходная экономика - это всегда очень стрессовый период. Его еще одной ключевой особенностью является очень быстрое и интенсивное развитие новых отношений между субъектами рынка. Необратимость эволюции ускоряет осуществление многих реформ. Экономика переходного периода обречена на успех и ускорение своих переходных процессов, если реформы не произвольны, а основаны на закономерной эволюции и выверенной системе действий.

Локальный тип

Существуют разные типы переходной экономики, которые отличаются по характеру происходящих процессов и их масштабами. Локальный характеризуется тем, что переходное состояние просматривается в масштабах какого-то одного региона. В его основе лежат особенности и неравномерности развития разных регионов. Локальная переходная экономика - это воплощение единства общего, особенного. В неодинаковом виде такая форма развилась в Великобритании, Германии и Франции.


Глобальный тип

Это единый процесс множества изменений в рамках всей цивилизации (западной и восточной), мирового хозяйства. Изначально такие движения провоцируют развитые страны с переходной экономикой. Тенденции, которые возникают при этом, влияют на развитие уже мегаэкономических процессов.


Эволюционно естественный тип

Этот тип выделяется по своему характеру протекания переходных процессов в глобальном плане. Однако локальные переходные экономики также могут формироваться под влиянием закономерной эволюции. В целом все типы переходной экономики подчиняются закону естественной эволюции.


Эволюционно-реформаторский тип

Подобного рода переходная рыночная экономика - это связь разнообразных трансформационных процессов с программами реформирования социума. Однако закономерности хода эволюции полностью сохраняются при этом. Данный тип пытается ее непроизвольно ускорить путем внедрения реформ и преобразований. В качестве примера можно привести реформы Столыпина в царской России.


Базовые векторы закономерностей

Постепенное отмирание социалистических рудиментов - командной экономики, тоталитаризма, уравниловки, подпольного капитализма. Также важный вектор - это генезис отношений капиталистического хозяйства (современной экономики, основанной на рынке и частной собственности). Тенденция социализации (возвращение общенациональных, групповых и интернациональных ценностей экономического поведения) и общая гуманизация - фундамент фактически любых трансформационных процессов.

Неизбежные изменения

Есть три основные перемены, которые носят необратимый характер и происходят в переходной период: утрата функции единоличного распоряжения всеми экономическими ресурсами органами государственной власти, спад трансформации и кризис бюджета. Эти закономерности в целом носят довольно-таки отрицательный характер и выражаются в кризисах. Так как огромная часть имущества становится частной, государство теряет власть на монополию принятия экономических решений.

Основные задачи на пути становления

Переходная экономика - это сложный процесс создания системы нового типа, преодоления недостатков прежней и обеспечения эффективного роста хозяйства. Такие кризисные явления, как сокращение производства, рост инфляции и безработицы, обусловлены изменениями хозяйственной системы. Поэтому необходимо искать пути решения следующих задач:
1. Финансово-кредитная стабилизация экономики путем проведения кредитно-денежной политики.
2. Приватизация и разгосударствление предприятий в разных секторах производства и развитие конкуренции и предпринимательства.
3 Демонополизация - важнейшая предпосылка для формирования рыночной конкуренции. Разработка системы ограничений на слияние, разукрупнение существующих монополий.


Либерализация

Развитые особое внимание должны уделять которые бы уравновесили предложение и спрос, ликвидировали дефицит, создали условия для конкурентной борьбы. Возможно два способа таких реформ:
1. Постепенный, то есть рассчитанная на долгое время либерализация.
2. Радикальный, то есть широкомасштабное и быстрое внедрение новых реформ, что носит название «шоковая терапия».
Также необходимо позаботиться о рыночной инфраструктуре как о системе экономических институтов, создать сильную социальную защиту населения.


Особенности структуры переходной экономики

Права собственности являются определяющими в развитии экономики свободного рынка, это особенности переходной экономики. Только собственник способен самостоятельно принимать нужные решения и следить за результатом. Предприниматели стараются приумножить собственность, так как она обеспечивает более широкий спектр выбора сферы бизнеса и установления цен, что влияет на доход. Переходная экономика - это определенная структура отношений:
- главные рычаги влияния находятся в руках крупных акционеров с высокой концентрацией вложенного капитала;
- далее идут многие мелкие и средние хозяйства с частной или акционерной собственностью;
- важную роль играют муниципальные и государственные собственности.


Страны с переходным типом экономики

В таких странах происходят все вышеописанные перемены и изменения. Страны с переходным типом экономики в Восточной Европе - это в основном бывшие члены Советского Союза. К ним принадлежат: Россия, Беларусь, Украина, Латвия, Молдова, Литва, Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан. Также в Центральной Европе есть страны с переходным типом, которые были членами социалистического лагеря: Чехия, Польша, Словакия, Румыния, Венгрия, Сербия, Болгария, Черногория, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина, Албания, Словения. В политической жизни такие страны играют роль подчиненных. Некоторые страны вступили в Евросоюз, некоторые даже стали членами НАТО. Страны с переходной экономикой, список которых приведен выше, на данный момент в большинстве своем находятся в предкризисном состоянии. В начале девяностых годов был взят курс на переход к рыночной экономике от плановой. Очень быстро эти реформы вводились в Польше, более постепенно в Венгрии, Чехии, Эстонии, Словении, медленно - в Украине, Румынии, Болгарии и Беларуси.

К этой группе относят государства, которые с 80-90-х гг. осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран - бывших советских республик, а по некоторым классификациям к ним также относят Монголию, Китай и Вьетнам (хотя формально две последние страны продолжают строить социализм). Иногда всю эту группу стран относят к развивающимся (например, в статистике МВФ), исходя из низкого уровня ВВП на душу населения (только у Чехии и Словении он превышает 10 тыс. долл.), а иногда к ним относят только три последние страны.

Страны с переходной экономикой производят около 6% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) - менее 2%, бывшие советские республики - более 4% (в том числе Россия - около 3%). Доля в мировом экспорте - 3%. Китай производит около 12% мирового ВВП. Здесь есть страны, добившиеся за десять лет рыночных реформ значительных успехов в экономическом развитии: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Литва, Латвия и Эстония. В некоторых из них уровень жизни почти вплотную приблизился к стандартам стран Западной Европы, а темпы экономического роста сохраняются стабильно высокие и даже превышают западноевропейские. Основные структурные преобразования в экономике уже проведены, и на повестке дня стоит вопрос об интеграции в единый европейский рынок.

Другие государства, такие как Болгария, Румыния, Украина, Албания, Македония находятся в стадии трансформации всей экономической системы, и им еще только предстоит решение довольно сложных проблем переходного периода. Есть и такие страны, которые испытывают застой и уже перестали двигаться в сторону рыночной ориентации. К ним, например, относится Беларусь, рыночные реформы в которой захлебнулись, и нависла серьезная угроза возвращения к старой административно-командной системе. Относятся к данной группе и страны, серьезно пострадавшие от военных действий в результате нарушения их территориальной целостности и многочисленных этнических конфликтов. Таким государствам сейчас просто не до реформ, перед ними стоит проблема восстановления пострадавшей от войны экономики. Это Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина.

Если в этой самой молодой группе стран попытаться выделить подгруппы, то возможна различная классификация. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Это позволяют сделать схожий подход к реформированию экономики, близкий уровень развития большинства этих стран, объединение в одной интеграционной группировке, хотя подгруппа достаточно разнородна.

В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии. Для этих стран характерен преимущественно радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, сравнительно высокий уровень развития большинства из них. Однако сильное отставание от лидеров этой подгруппы, меньшая радикальность реформ приводит некоторых экономистов к выводу, что Албанию, Болгарию, Румынию и некоторые республики бывшей Югославии целесообразно включать в первую подгруппу.

В отдельную подгруппу можно выделить Китай и Вьетнам, проводящие реформы схожим образом и имевшие в первые годы реформирования низкий уровень социально-экономического развития, который сейчас быстро повышается.

Из прежней многочисленной группы стран с административно-командной экономикой к концу 90-х гг. остались только две страны: Куба и Северная Корея.

Система стран с переходной экономикой довольно многочис­ленна. Сюда относятся 13 государств Восточной Европы, 15 госу­дарств бывшего СССР, а также Китай и Вьетнам. В процессе пе­рехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран, отличающиеся друг от друга стартовыми возможностями осуществления реформ, тем­пом и характером их проведения и достигнутыми результатами.

Первая группа стран представлена Польшей, Венгрией, Сло­вакией, Чехией, Словенией и странами Балтии. Для этой группы стран характерно непродолжительное (по историческим меркам) существование плановой экономики - около 40 лет, причем в менее жестком ее варианте.

Стартовые возможности этой группы государств были весьма благоприятны. В экономике сохранялись элементы частной соб­ственности и частной инициативы, относительная сбалансиро­ванность народного хозяйства или небольшой объем диспропорций, готовность населения к принятию ценностей рыночной экономики. Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено также тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой. Реформы осуществлялись в результате сочетания эволюционного и ради­кального вариантов, преобразований. Преимущественно эволю­ционный характер реформ характерен для Венгрии, Словакии, Словении, Хорватии. Радикальные методы реформирования применялись в Польше и в меньшей мере - в Чехии. В резуль­тате преобразований сформировалась односекторная модель пе­реходной экономики. Отмечается сравнительно быстрое и ус­пешное продвижение к рыночной экономике. Экономический спад в большинстве стран региона составил 20-25 % ВВП и рас­тянулся на период 1989-1993 гг. В 1994-1995 гг. в странах ре­гиона начался экономический подъем. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 1995-1997 гг. составляли в среднем 3-5 %.

По уровню социально-экономического развития почти все страны Центральной и Восточной Европы относятся к среднераз­витым. ВВП на душу населения составляет: в Чехии - 11,9 тыс. долл., Словакии - 8,7 тыс. долл., Венгрии - 7,8 тыс. долл., Поль­ше - 7,1 тыс. долл. Названные страны в два-три раза уступают странам Западной Европы по среднедушевому объему ВВП.

Вторая группа представлена Россией, другими странами-чле­нами СНГ, а также Болгарией, Румынией, Югославией, Албани­ей, Монголией. Для бывшего СССР характерно длительное суще­ствование административно-командной системы (более 70 лет) в самом жестком ее варианте. Экономика характеризовалась мак­симальным огосударствлением средств производства, тотальным регламентированием хозяйственной деятельности, подавлением любых попыток частной инициативы и частной собственности, крайней степенью монополизации хозяйственной деятельности. Кроме того, в обществе распространились уравнительные тенден­ции и иждивенчество. Одним из позитивных результатов совет­ской эпохи для всех республик, входивших в состав СССР, был относительно высокий уровень квалификации рабочей силы. В результате преобразований сформировалась односекторная мо­дель переходной экономики. Продвижение к рынку сопряжено с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы. Сокращение ВВП во всех странах по сравнению с показателями в 1990-1991 гг. было очень сильным: оно колебалось от 30 % до 60 %. По промышленному производст­ву оно составило от 10 % (Узбекистан) до 80 % (Грузия). Стабилизационные тенденции в большинстве стран-членов СНГ укрепились во второй половине 90-х гг. С 1997 г. только Россия, Украина и Таджикистан остались в группе стран, где от­сутствовал рост ВВП. Сегодня ВВП на душу населения составля­ет в России немногим более 5 тыс. долл., Украине - более 2 тыс. долл.

Третья группа стран представлена странами Восточной Азии (Китай, Вьетнам). Господство плановой экономики в этом ре­гионе продолжалось 25-30 лет.

Китайскую экономику характеризовал крайне низкий уро­вень развития производительных сил, слаборазвитая промышлен­ность, очень низкий уровень жизни населения (к моменту начала реформ не Менее 1 / 4 населения Китая недоедали, жили за чертой бедности). Однако переход к рынку облегчался тем, что тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этой страны, облег­чая переориентацию их промышленности на нужды потребитель­ского рынка. Кроме того, большую положительную роль сыграла высокая трудовая этика населения и богатая китайская диаспора, вложившая капитал в развитие экономики страны. Экономиче­ская реформа в Китае ведет отсчет с декабря 1978 г. В стране со­храняется традиционная для социалистических стран политиче­ская система с монополией коммунистической партии на власть.

Преобразования экономики в КНР никогда не велись мето­дами «шоковой терапии». При этом Китаю, в отличие всех про­чих стран с переходной экономикой, удалось избежать транс­формационного спада. Сегодня в Китае ВВП на душу населения составляет 4,1 тыс. долл. Доля Китая в валовом мировом продук­те составляет 10 %, против 20 % США и 2 % России.

Вьетнам по-прежнему является страной с центрально плани­руемой экономикой, небольшим, но быстро растущим свобод­ным рынком. Государство относится к груше стран с низким уровнем дохода - не более 100 долл.

Практика рыночных преобразований во всех трех группах стран позволяет отметить, что либерализация хозяйственной жизни (отмена государственного контроля, развитие предприни­мательской деятельности, «малая» приватизация) проходит срав­нительно легко. Либерализация цен, демонополизация экономи­ки и ее финансовая стабилизация сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Крайне трудно разрешимой задачей оказывается эффективная приватизация крупных хозяй­ственных объектов и преодоление структурных диспропорций.

И рыночная. Командная (плановая) экономика характеризуется прямым государственным регулированием всех экономических процессов, для рыночной же характерна минимизация вмешательства регулирующих органов в экономическую деятельность резидентов. Промежуточное место занимают страны с переходной экономикой. О них мы поговорим в данной статье.

Страны с переходной экономикой - это те, которые в данный момент находятся на пути от планового режима ведения хозяйства к рыночному. По сути, это государства бывшего которые после его распада избрали рыночную модель. Поэтому все страны бывшего СССР, кроме, пожалуй, Беларуси - это страны переходной экономики. Для них характерно ускорение экономического развития после периода кризисных явлений плановой системы (по сути, именно из-за неспособности правительства планировать всю экономическую жизнь государства и произошел распад Союза), создание и развитие новых предприятий, повышение уровня жизни населения, уровня заработной платы, ликвидация и прочее. Экономика становится более открытой как изнутри, так и снаружи - это значит, что как предприниматели-резиденты получают большую степень свободы в создании и развитии собственного бизнеса, так и иностранцы получают возможность инвестировать имеющиеся у них свободные денежные средства в объекты и предприятия, находящиеся в стране.

Как правило, страны с переходной экономикой привлекают повышенное внимание со стороны иностранных субъектов, желающих совершать так называемые прямые инвестиции в экономику этих государств. Причиной такого повышенного интереса является возможность более выгодного вложения капиталов, которую можно объяснить через действие и предложения. Капитал - это такой же ресурс, как и сырье и рабочая сила, а значит, существует его рынок, а ценой его является процент доходности инвестиций. Естественно, на рынках капитала уже существует некоторый его избыток, а значит, его доходность является очень низкой (примером могут послужить процентные ставки в зарубежных банках, редко превышающие 3-4 процента годовых). В то же время, в государствах переходной экономики наблюдается существенный недостаток капитала, а значит, норма прибыльности инвестиционных проектах там будет существенно выше.

Характеристика стран с переходной экономикой включает и некоторые отрицательные черты: быстрое социальное расслоение, в результате которого разница между доходами богатых и бедных составляет десятки и сотни раз. Более того, присутствует политическая и социальная нестабильность, высокая вероятность возникновения конфликтов, повышение уровня преступности и другие. Также стоит отметить, что страны с переходной экономикой могут характеризоваться несовершенной и нестабильной системой национального законодательства, что могут плохо воспринимать иностранные инвесторы, которые отдают предпочтение более стабильным странам с меньшей нормой доходности.

Основными заданиями правительства страны с переходной экономикой должны стать:

В социальной сфере - обеспечение равенства и стабильности, сведение к минимуму вероятности возникновения конфликтов на социальной почве, забота о незащищенных слоях населения (выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице);

В экономической сфере - повышение инвестиционной привлекательности государства, приведение системы законодательства (в том числе и в сфере налогообложения) в соответствие с мировыми стандартами, обеспечение защиты иностранных инвесторов от изменений законодательства и налоговой системы на длительный период.

Страны с переходной экономикой (СПЭ) или страны с формирующимися рынками (СФР) — это государства, которые осуществляют переход от к . Страны с переходной экономикой возникли в конце 80-х начале 90-х гг. в результате распада социалистической системы.

К странам с переходной экономикой относятся:

  • Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;
  • Бывшие советские республики — ныне страны : Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;
  • Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

При этом надо учитывать, что часть указанных стран в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав и де-юре эти страны стали относить к , хотя де-факто они являются странами с формирующимися рынками.

Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав . Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры — Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 г. объединены в (СНГ). Развал привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. в России снизилось почти в 2 раза. достигала 2000% и более в год. Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии ” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об