Кто такие коллекторы, в чем заключается их работа и кто контролирует их деятельность. Путин наделил минюст и фссп функциями по контролю за коллекторами

Президент РФ Владимир Путин подписал указ, согласно которому на Министерство юстиции и Федеральную службу судебных приставов возложены функции по контролю за деятельностью коллекторов. Об этом сообщает РАПСИ со ссылкой на документ, опубликованный 15 декабря на официальном портале правовой информации.

Так, Минюст будет осуществлять нормативно-правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей по денежным обязательствам, которые возникли у них в результате осуществления предпринимательской деятельности.

ФССП будет исполнять функции по контролю за юридическими лицами, осуществляющими деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц и включенными в государственный реестр. Также служба будет заниматься ведением реестра коллекторских агентств.

С 2017 года деятельность по взысканию просроченной задолженности разрешено осуществлять лишь компаниям, включенным в соответствующий госреестр.

В свою очередь газета «Известия» сообщила в четверг о том, что законопроект, предполагающий дополнение Уголовного кодекса новой статьей, устанавливающей ответственность за превышение полномочий при возврате просроченных долгов, получил отрицательные отзывы Верховного суда и правительства РФ.

Проект закона предусматривает, что за превышение полномочий и распространение сведений, позорящих должника или его родственников, коллекторы должны получить наказание в виде штрафа размером до 1 млн рублей, ограничения или лишения свободы на срок до четырех лет. Если подобные действия повлекли за собой уничтожение имущества или совершены группой лиц, то они наказываются заключением в тюрьму на срок до восьми лет. А в случае причинения тяжкого вреда здоровью должника наказание увеличивается до 20 лет лишения свободы.

Депутаты предлагают ужесточить ответственность для коллекторов

В Госдуму внесен законопроект об установлении уголовной ответственности в отношении коллекторов, превысивших полномочия при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, сообщает РАПСИ со ссылкой на электронную базу данных нижней палаты парламента.

Верховный суд и Кабмин сошлись во мнении, что деяния, которые криминализируются в проектируемой статье УК, уже и так квалифицируются по статьям об ответственности за преступления против жизни и здоровья. При этом в существующем законодательстве предусмотрено более мягкое наказание. Например, за самоуправство и умышленное уничтожение или повреждение имущества - лишение свободы на срок до пяти лет, а не до восьми.

«Вводить значительно более строгую ответственность, руководствуясь только критерием профессиональной деятельности виновного, не наделенного властными полномочиями, представляется нецелесообразным», - говорится в официальном отзыве Верховного суда.

Тем не менее депутат Олег Нилов, один из авторов законопроекта, считает, что, несмотря на отрицательные заключения Верховного суда и правительства РФ, есть большие шансы, что закон будет принят. По его мнению, «взысканием долгов должны заниматься банки, суды и приставы. А микрофинансовые организации и коллекторские агентства нужно запретить. Ужесточение уголовного наказания - первый шаг к этой цели, своего рода «намордник» для коллекторов».

По его словам, в ближайшее время законопроект будет рассмотрен комиссиями Государственной думы, а окончательно его судьба решится в ходе голосования парламентариев в середине 2017 года.

Краткое содержание:

Правовая инструкция сайт расскажет, как написать в ФССП жалобу на беспредел коллекторов, какая ответственность предусмотрена за нарушение нового «антиколлекторского закона» и как отличить коллекторов от «оборотней».

Кто контролирует коллекторов?

С вступлением в силу «антиколлекторского» ФЗ 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений» изменился порядок обжалования незаконных действий коллекторов. Если раньше пострадавшие – далеко не всегда это были должники – могли в общем порядке жаловаться в полицию и прокуратуру, то с 1 января появился специальный орган государственной власти, контролирующий деятельность «собирателей долгов». Соответствующие полномочия были возложены на Федеральную службу судебных приставов РФ.

В чем заключаются контроль за коллекторами?

Должностные лица ФССП России (его территориальных органов) имеют право:

  • запрашивать и получать от юридических лиц информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения ими обязательных требований;
  • выдавать предписания об устранении нарушений с указанием сроков;
  • принимать решения об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 6 Приказа Минюста России от 30.12.2016 N 332 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой судебных приставов государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности».

При этом они обязаны:

  • своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
  • соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридического лица, проверка которого проводится;
  • проводить проверку в соответствии с ее назначением и только во время исполнения служебных обязанностей;
  • не препятствовать представителю юрлица (коллекторского агентства) присутствовать при проведении проверки и предоставлять ему информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, знакомить с результатами и информацией, полученной в рамках межведомственного взаимодействия;
  • вносить сведения о плановых и внеплановых проверках и их результатах в единый реестр проверок (в порядке, установленном постановлением N 415);
  • принимая меры по результатам проверки, учитывать тяжесть нарушения, не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов юридических лиц;
  • доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юрлицами в порядке, установленном законодательством РФ;
  • соблюдать сроки проведения проверки;
  • не требовать от проверяемой организации документы, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;
  • хранить государственную и иную охраняемую законом тайну. (п.7 Приказа Минюста России от 30.12.2016 N 332).

Как подать жалобу и в каком порядке она рассматривается?

Граждане вправе подать жалобу на действия коллекторов в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», – это следует из п. 4 Приказа Минюста России от 30.12.2016 N 332. Гражданин в своем письменном обращении должен указать наименование организации, которой оно адресовано (территориальный орган ФССП), либо ФИО соответствующего должностного лица, а также свои данные: ФИО и обратный почтовый адрес для ответа. В самой жалобе необходимо в свободной форме изложить суть претензии к конкретным лицам – должностным или юридическим. Заявитель вправе приложить документы, подтверждающие доводы, изложенные в жалобе (ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ). Срок рассмотрения такой жалобы/обращения – 30 дней с даты регистрации, срок может быть продлен в исключительных случаях не более чем на 30 дней.

Если жалоба станет основанием проверки, то проверка будет проведена в отношении коллекторов, включенных в реестр, в порядке, установленным Приказом Минюста России от 30.12.2016 N 332.

Обращение в ФССП не лишает гражданина права написать также заявление в полицию или прокуратуру, если в действиях коллекторов усматривается состав административного правонарушения или преступления.

Как наказывают недобросовестных коллекторов?

Если в результате контрольных мероприятий подтвердится информация о нарушении коллекторским агентством требований закона о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, то такое агентство и его должностные лица будут привлечены к административной ответственности по ст. 14.57 КоАП РФ. Санкция данной статьи предполагает наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 10 000 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 20 000 до 100 000 рублей.

Результатом контрольных мероприятий может быть также предписание об устранении нарушений и даже решение об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра. В последнем случае это будет означать прекращение легальной деятельности коллекторского агентства. Оспорить решение и предписание контролирующего органа агентство может в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения/выдачи (ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ).

На сегодня в государственном реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, значится 80 коллекторских агентств. Остальные действуют нелегально. Изучив этот список на сайте ФССП (http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic), должник может понять, с кем общается – организацией, имеющей государственное свидетельство, или «оборотнями», которые не несут никакой ответственности за свои действия.

Расскажите в комментариях о Вашем опыте общения с коллекторами.

ФССП России

Особого мнения по поводу коллекторских агентств придерживается ФССП России. Ведомство, не вдаваясь нюансы уступки прав требования или агентирования, подчеркивает, что никто кроме уполномоченного государственного органа не вправе применять какие-либо процедуры взыскания, связанные с принуждением, с ограничением прав и свобод должников, граждан или юридических лиц.

Одновременно ФССП России выступает за развитие коллекторских агентств, как механизмов, которые способны минимизировать или полностью исключить участие государства в правоотношениях, связанных с решением долговых проблем. Ведомство считает, что обращение в суд и к приставам-исполнителям должно происходить в крайнем случае – когда имеется необходимость в мерах принуждения.

Цитата


Артур Парфенчиков

" Институт коллекторства существует во всех цивилизованных странах, в том числе и в России, так как есть гражданское право, есть договор цессии, есть договор представительства интересов. Надо это воспринимать, как юридическую данность. Задача заключается в том, чтобы уже существующий механизм сделать наиболее эффективным, исключив из него неприемлемые безобразные явления, которые мы сегодня можем замечать, когда коллекторская деятельность связана с посягательством на личные права и свободы граждан. Коллекторская деятельность должна быть связана не с взысканием долгов. Задача коллекторства – создавать условия урегулирования долговых споров в досудебном порядке, до принудительного исполнения, когда уже, к сожалению, есть судебное решение".

"Понятно, что есть суд, есть Федеральная служба судебных приставов, есть принудительное исполнение, как завершающая стадия судебного процесса. Но мы должны создавать такие условия, чтобы потребность в этих механизмах была минимальной. Это тоже фактор развития гражданского общества, когда участие государства минимизируется, в том числе в гражданско-правовых проблемах", – отмечает директор ФССП России Артур Парфенчиков .

При этом ведомство также выступает за то, чтобы предъявление коллекторскими агентствами исполнительных документов в ФССП России сопровождалось уплатой государственной пошлины. Это должно сыграть роль фильтра, который будет ограничивать возможность использования ресурсов данного государственного органа в предпринимательской деятельности. В связи с этим ведомство выступает за принятие закона о коллекторской деятельности, который должен четко определить права и обязанности таких организаций, исключая полномочия, связанные с любыми формами принуждения .


Коллектор и должник

После юридического оформления правоотношений между кредитной организацией и коллекторским агентством и передачи всех необходимых для взыскания документов и данных, начинается непосредственное взаимодействие коллектора с должником.

Как правило, первым этапом является дистанционная работа (soft collection) : телефонные звонки и переписка, уведомления по SMS и электронной почте. Основная цель данного этапа – проинформировать должника о задолженности, наладить контакт, определить сроки, в течение которых будет погашаться недоимка, найти устраивающий обе стороны выход из сложившейся ситуации.

В том случае, если по каким-либо причинам установить контакт с должником дистанционно не удается, или он не приводит к желаемому результату, коллекторское агентство может осуществляться личный контакт (hard collection) – выезд по месту жительства или работы должника. Также на данном этапе должнику разъясняются последствия взыскания задолженности в судебном порядке, в том числе потенциальные издержки на участие в процессе, возможность применения мер обеспечения иск и мер принудительного исполнения (арест или изъятие имущества, запрет на выезд за границу).

Последним этапом является взыскание задолженности в судебном порядке (legal collection) . Применяется только в том случае, если по итогам предыдущих стадий взаимодействия с должником не удалось найти компромисс. Коллекторское агентство выступает в процессе либо как кредитор (если имела место уступка права требования), либо как агент – на основании доверенности. По такому же принципу коллекторы работают на стадии исполнительного производства.

Как отмечаетГенеральный директор ОАО "Первое Коллекторское Бюро" Павел Михмель , наиболее дорогим, но эффективным способом взыскания остается на сегодняшний день hard collection.


Коллекторы и общество

Коллекторские агентства часто жалуются на создаваемый в их отношении негативный фон в СМИ. Тем не менее, его нельзя не упомянуть, так как зачастую исходит подобная информация от вполне официальных государственных органов.

Так, среди наиболее распространенных нарушений законодательства коллекторскими агентствами Генпрокуратура РФ особенно выделяет: факты угроз жизни и здоровью граждан, вторжения в жилище, распространения порочащих их сведений, незаконного использования персональных данных граждан, телефонные звонки в ночное время. Также надзорное ведомство и ФССП России отмечают, что коллекторские агентства в своих названиях порой используют наименования органов государственной власти, а также термины "частный судебный пристав", "альтернативный судебный пристав", что вводит граждан в заблуждение относительно их статуса.

Если должник такого согласия не давал, то банку Роскомнадзором может быть выдано предписание о необходимости обеспечить прекращение неправомерной обработки персональных данных третьим лицом в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты выявления данного нарушения на основании (см. также практику арбитражных судов выше).

Законодательство не предусматривает обязанности должника вести переговоры с коллекторскими агентствами, независимо от их статуса. В связи с этим, должник имеет право отказаться от общения с коллекторским агентством и решать все вопросы в судебном порядке.

Цитата


Артур Парфенчиков
, директор ФССП России - главный судебный пристав Российской Федерации

"Например, коллектор предоставляет истцу миллион, его проблемы решены, миллион он получил. С должником коллектор заключает соответствующее соглашение, как правило, это рассрочка на определенное время. Кредитор не мог пойти на отсрочку, потому что ему нужен был миллион в конкретный момент времени. А для коллектора это профессиональная деятельность, где главное – найти клиента. И дальше вопрос решается между должником и коллектором: как они договорятся, какая будет сумма процентов, какой срок и т.д. Но это уже вопрос, не связанный с кредитором. Фактически коллектор уводит проблему от необходимости судебной процедуры."

Тем не менее, при принятии соответствующего решения стоит иметь в виду, что коллекторские агентства, как правило, заинтересованы во взыскании задолженности, в досудебном порядке . Потенциально в ходе переговоров они могут предложить должнику более благоприятные условия (реструктуризация задолженности, уступки по срокам и суммам возврата просрочки) в сравнении с перспективой судебного разбирательства и последующим взысканием задолженности силами ФССП России.

Кроме того, необходимо помнить, что сотрудники коллекторских агентств (равно как и банков) не имеют права проникать в жилище должника, требовать выплаты кредита, изымать или арестовывать имущество. Применение к должнику мер принудительного исполнения, а также запрета на выезд за пределы России возможно только должностными лицами ФССП России при наличии судебного акта о взыскании задолженности и соответствующего исполнительного документа ().

Наконец, действенными методами защиты своих прав могут стать обращения в уполномоченные контрольные, надзорные и правоохранительные органы:

Например, Роспотребнадзор может оказать должнику консультационную помощь, обратиться в суд с иском о защите прав потребителя , выступить в процессе в качестве третьего лица, провести внеплановую проверку и выдать банку предписание об устранении нарушений (). Помимо этого ведомство имеет полномочия привлекать банки к административной за включение в кредитный договор условий, ущемляющих права потребителей (), непредоставление информации потребителю (). При необходимости Роспотребнадзор также передает в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Генпрокуратура РФ, работая по жалобам на действия коллекторов и банков, в частности направляет представления об устранении нарушений, предостережения о недопустимости нарушения закона, привлекает к административной ответственности за нарушения законодательства о персональных данных (по ), нарушение прав потребителей по упомянутой . Помимо этого, прокуроры уполномочены возбуждать уголовные дела (например, по – незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну), а также предъявлять и поддерживать в судах иски в целях защиты прав граждан .

В свою очередь ФССП России, в том числе по жалобе гражданина, может привлечь коллекторское агентство к административной ответственности за незаконное использование в своем названии слов "судебный пристав", "пристав" и образованных на их основе словосочетаний (). В ряде случаев имеет смысл и обращение в полицию. Например, если со стороны коллекторов происходит применение силы, угрозы жизни и здоровью, попытки проникновения в жилище, назойливые телефонные звонки (могут применяться "Вымогательство", "Оскорбление", "Мелкое Хулиганство" и др.).

Как уже упоминалось выше, эффект может принести обращение в ассоциации и объединения коллекторов, а также общества защиты прав потребителей (они также обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей, подготовить заявления в контролирующие, надзорные или правоохранительные органы). Обращение в Банк России может быть эффективно в случае разглашения банковской тайны (в отношении банков, особенно злостно нарушающих законодательство, это может стать "последней каплей" для отзыва лицензии).


Планы на будущее

Несмотря на разность позиций, все участники описываемых правоотношений сходятся в одном – необходимо детальное законодательное регулирование коллекторской деятельности. В связи с этим как государственные органы, в том числе при участии самих при участии представителей коллекторского сообщества, выдвигают различные инициативы, направленные на решение данной проблемы.

На данный момент Госдумой в первом чтении принят проект федерального законапотребительском кредитовании" , который призван, в частности, урегулировать соответствующие отношения в части взаимоотношений банков и потребителей с коллекторскими агентствами. В документе планируется закрепить, что банки должны до заключения кредитного договора представлять заемщику информацию о возможной уступке третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита, а также обработке персональных данных заемщика в связи с такой уступкой.

Кроме того, согласно законопроекту, передача персональных данных заемщика при уступке кредитором прав (требований) по договору потребительского кредита допускается без согласия заемщика, если заемщиком было дано согласие кредитору на обработку его персональных данных в связи с заключением договора потребительского кредита. Коллекторы при этом будут обязаны хранить банковскую тайну и персональные данные, обеспечивать конфиденциальность и безопасность персональных данных заемщика и будут нести ответственность за их разглашение.

В целом же, попытки законодательно урегулировать коллекторскую деятельность развиваются не очень удачно. Так, еще в июне 2011 года Минэкономразвития России был разработан отдельный законопроект "О деятельности по взысканию просроченной задолженности" . Документ был размещен для проведения антикоррупционной экспертизы на официальном сайте министерства, но до настоящего времени не принят.

В сентябре того же года в Госдуму был внесен законопроект "О защите прав и законных интересов физических лиц при взыскании задолженности" (автор – депутат Анатолий Аксаков ), однако в 2012 году был отозван. Также в октябре 2012 года в нижнюю палату был внесен законопроект "О внесении изменений в часть первую Российской Федерации" , предусматривающий запрет для банков переуступать право требования по кредитам (автор – депутат Виталий Золочевский ). Документ также был возвращен разработчику.

Серия законодательных нововведений ужесточила работу частных взыскателей долгов, при этом до конца года появится реестр коллекторских агентств РФ 2016 – работать с должниками смогут только те компании, которые в него включены.

Кто в ответе?

Минюст поручил федеральным приставам не только сформировать государственный реестр коллекторских агентств, но и вести с ним работу, включая и исключая из него компании, осуществляющие взыскание долгов. Таким образом, работу коллекторов будут курировать сразу два ведомства: Минюст будет осуществлять нормативно-правовое регулирование, а ФССП – надзор.

Ранее сообщилось, что в Министерстве финансов выступили против выделения денег из казны на работу по надзору за коллекторскими агентствами. Позже появилась информация, что ФССП в течение 2017-2019 гг. потребуется дополнительное финансирование в размере порядка полутора миллиардов рублей на увеличение числа сотрудников. Примерно 500 миллионов нужны на оплату труда ежегодно. Плюс требуется закупить новое оборудование: в 2017 г. на эти цели выделят почти 150 миллионов рублей, в последующие два года – еще по 10 миллионов.

На заметку! По предварительным данным, контролировать деятельность коллекторов будет почти тысяча новых сотрудников, которых наймет Федеральная служба судебных приставов.

В том, что контролировать коллекторов поручено ФССП нет ничего удивительного. Ведомство напрямую работает с исполнительными листами, поэтому ему легче навести порядок среди претендентов, желающих взыскивать долги.

Не дожидаясь создания реестра, глава ФССП Артур Парфенчиков поручил подчиненным уже сегодня начать мониторинг работы коллекторов в регионах.

Уставным капиталом не вышел!

Отбор кандидатов в единый реестр коллекторских агентств будет осуществляться по жестким требованиям. В частности:

  • за включение в реестр, что означает фактическое право на ведение коллекторской деятельности, компании придется заплатить 100 тысяч рублей (ранее обсуждаемую сумму в 10 тысяч законодатели увеличило многократно);
  • за нарушение работы с должниками предусмотрен штраф – до 2 миллионов рублей, а также исключение из «белого списка»;
  • повторное внесение в реестр возможно только по истечении трех лет.

Важно! Подписанный главой государства закон о коллекторах запрещает прямую работу с должниками микрофинансовым конторам и ломбардам.

Напомним, что пакет документов с нового года значительно ограничит методы работы коллекторов, в том числе им запрещается:

  • использовать физическую силу и угрожать смертью;
  • угрожать унитожением имеющегося у должника имущества;
  • оказывать психологическое давление;
  • звонить чаще двух раз в неделю;
  • лично встречаться с должником чаще одного раза в неделю;
  • напоминать о долге раньше чем через 30 дней с момента появления задолженности;
  • передавать данные о задолженности третьим лицам;
  • работать с ИП, взявшими кредиты на ведение предпринимательской деятельности, и с долгами по ЖКХ.

Должники имеют право отказаться от общения с представителем коллекторского агентства, и тогда кредитору придется отозвать «вышибал» и обратиться в суд.

Нормативная база по контролю за рынком возврата долгов дорабатывается. Предполагается, что для коллекторов закроют доступ к «чувствительной информации» о просрочивших выплаты граждан: наличии у них оружия, ценностей, пенсионных накоплениях и пр. – эти данные, по мнению взыскателей, якобы подтверждают факт того, что у должника есть средства на выплату долга. Коллекторы настоятельно рекомендуют открыть для них доступ к государственным базам ГИБДД, налоговой службы, Росреестра, ПФР, ЗАГСа и пр., но на данный момент неизвестно, будет ли их желание поддержано законодательно.

На заметку! Чистка коллекторского рынка станет возможной в первую очередь за счет введения ряда требований. Речь идет о наличии не менее 10 млн.рублей чистых активов и безупречной репутации руководителя, в том числе отсутствие у него судимостей.

Коллекторы предупреждают, что из-за введения требования о наличии у компании 10 миллионов чистых активов могут подорожать кредиты, в которые, как известно, закладываются риски невозврата и расходы на взыскание задолженности. К тому же такие требования заставят многие компании, которые работали до этого легально, «уйти в тень», при этом сам закон, по мнению многих юристов, не решает проблему «черных вышибал».

Заботятся коллекторы и о приставах, нагрузка на которых возрастет многократно. Сегодня в судах рассматривается 5-7 миллионов дел, которые ведут коллекторы, а после начала действия закона большую часть вопросов о досудебном или послесудебном взыскании придется решать приставам. А ведь они уже сегодня работают «на износ». Например, глава региональной ФССП по Калининградской области Михаил Байдураев на днях доложил, что при штате в 239 человек за 3 месяца на исполнение поступило более 580 тысяч производств.

Пока кредиторы продолжают спорить по поводу чрезмерной жесткости новых правил игры, взыскатели готовятся к неминуемым переменам.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об