История налогов и налогообложения в россии. Налоги в Российской империи в XVIII в

Реформы Петра I

Целью всех налоговых реформ, когда-либо проходивших в Российской Федерации, является пополнение бюджета и жизнеобеспечение государственных органов. Так как денег в казне и при новом устройстве хозяйства и на ведение войн не хватало, налоговая политика занимала мысли царя все больше и больше. Не хватало денег и на создание флота, а также на нововведения и преобразование государства на европейский манер.

Предотвратить затруднения в будущем Петр I надеялся новым «пересмотром платежных сил», то есть путем более точного определения налоговой базы и ее расширения за счет всеобщей переписи населения. До тех пор прямое обложение основывалось на подворной переписи 1678 года. Однако новая перепись, предпринятая в 1710 году, не оправдала надежд Петра I — вместо предполагаемой прибыли населения получилась убыль, особенно заметная в северных и средних губерниях. Учитывая негативные результаты переписи 1710 года, правительство Петра I отдало распоряжение собирать окладные налоги по переписи 1678 года. Остававшемуся на местах населению приходилось платить за опустелые дворы.

К 1710 году государственный дефицит бюджета страны составил 500 тыс. рублей – сумма, равная седьмой части доходов государства. Петр Первый кредита получить нигде не мог. Иностранцы денег не давали, будучи неуверенными в успехе петровских реформ.

По результатам переписи и в связи с колоссальным дефицитом бюджета Петра I решается на радикальные изменения в сфере налогообложения. Был создан аппарат насилия и система налогообложения. Подверглась существенному реформированию и организационная система сбора налогов.

Существовавшие уже на протяжении не одного века приказы были заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. Главным органом, определяющим налоговую политику был фискальный стол, входящий в состав Сената. Фискальная служба создается Указом Петра I от 2 марта 1711 г., ее назначение состояло в том, чтобы «… над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего». За образец этой службы Петр I взял государственные органы Германии. Фискалат создавался как самостоятельная система, возглавляемая вначале обер-фискалом, а затем генерал-фискалом.Институт фискала осуществлял функции по борьбе с казнокрадством, поборами, взяточничеством.Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на созда­ние обстановки законности. К тому же, фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям. Позже Петр I убедился в неэффективности института фискалата.

Для обеспечения военных нужд Петр передал все финансовое хозяйство, включая налоговую систему, учрежденным им в 1708 году губернаторам.В 1710 и 1711 годах Петр созывал съезды губернаторов, воевод и бургомистров. На этих съездах были разработаны основы нового финансового устройства страны по губерниям.Основной чертой новой финансовой политики было распределение содержания армейских полков по губерниям.

В эпоху Петра I также широкое развитие получает система взимания налогов через откупщиков. Именно Петром I создается аппарат насилия для сбора налогов.

В системе петровских налоговых преобразований церковная реформа также не была случайным эпизодом. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома.Воспользовавшись информацией о выявленныхзлоупотреблениях, Петротменяет выборы нового патриарха. В дальнейшем ревизии подвергается и имущество монастырей. В 1721 г.патриаршествобылоликвидировано, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппаратаабсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематическиизымаласьзначительная их часть на нужды казны. На нужды казны значительные денежные средства, что было также своего рода налогом, который не был закреплен законодательно.

Кроме того, церковь стала частью бюрократического аппарата. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковьи каяться наисповедисвященникув своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всемпротивозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церкви принадлежали и функции фискального органа по сбору особого налога — десятины. Для сбора ее при епископских кафедрах существовали особые должностные лица - десятильники. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали еще в XVIII веке.

Существовавшее до этого подворное обложение было заменено подушной податью с целевым распределением собранных средств. Из расчетов Петра следовало, что содержание одного драгуна составляло 40 рублей 50 копеек, а пехотинца — 28 рублей 52 копейки в год. Всего на армию уходило четыре миллиона рублей поступлений в государственный бюджет. Таким образом, на каждого плательщика приходилось 80 копеек налога в год. На 1725 год подушный налог был понижен до 74 копеек, а после смерти Петра Великого уменьшен до 70 копеек. Государственные крестьяне, которые не платили оброк частным владельцам, облагались дополнительным сбором в размере 40 копеек. Тяглые городские жители обязаны были платить 1 рубль 20 копеек .

Введены новые виды налогообложения: горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина.

При Петре I появляются и первые льготы, которые укрепляют неравенство в налогообложении. Так, покровительственный тариф 1724 года ограждал новые отрасли отечественной промышленности от иностранной конкуренции и поощрял ввоз сырья и продуктов, производство которых не обеспечивало потребностей внутреннего рынка

Были введены и некоторые забавные налоги. По указу 1704 года думные люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по три рубля, простые дворяне, купцы и всякие разночинцы — по рублю, крестьяне — по 15 копеек. Или плати, или не мойся. Этот налог имел схожий характер с налогом, который ввел в 70-х годах нашей эры Римский император Веспасиан. В 1715 г. установлен налог на православных бородачей и раскольников в 50 рублей. При бороде полагался обязательный старомодный мундир. От бородача, явившегося в приказ не в указанном платье, не принимали никакой просьбы да сверх того тут же, «не выпуская из приказу», вторично взыскивали тот же платеж в 50 рублей, хотя бы годовой был уже внесен; всякий, увидевший бородача не в указном платье, мог его схватить и привести к начальству, за что получал половину штрафа да неуказное платье в придачу. Была также введена драгунская подать была на покупку драгунских лошадей (данный налог уплачивало даже духовенство), доходила до 2 рублей с сельского двора и до 9 рублей с посадского. Более интересные налоги существовали в это время только в Башкирии. В начале XVIII века (при Петре I) в Башкирии налогом облагали глаза в зависимости от цвета: серые оценивали в 8 алтын, черные в 2-3 алтына.

В целом, историки не рассматривают вводимые новые налоги с положительной точки зрения, отмечая бессистемность введения налогов с целью удовлетворения потребностей государства. Так Н.И. Павленко отмечает, что «хотя они и составляли единую цепь преобразовательных начинаний, но звенья этой цепи не следует считать заранее обдуманными мерами. Новшества на этом этапе возникали и осуществлялись стихийно и напоминали бег с препятствиями, которые непредвиденно возникали перед бегуном» .

Отношение к подушной подати было также неоднозначным, В.О.Ключевскийотмечал, что: «Эта подать, «подушина», своей окладной единицей, ревизской душой, смущала многих.Даже в период ее введения такой горячий защитник преобразователя, как Посошков, не видел в ней проку и отказывался понять ее,«понеже душа вещь неосязаемая и умом непостижимая и цены не имеющая: надлежит ценить вещи грунтованные», земельное владение. Посошков смотрел на дело с народнохозяйственной точки зрения, совершенно чуждой Петру в этом деле. В народном хозяйстве нет душ, а есть только капиталы да рабочие руки; действительными плательщиками могли быть, конечно,только работники, а не старики и младенцы» .

Несмотря на это, можно отметить, что введенные Петром I налоги просуществовали значительное время, так подушный налог действовал более 150 лет. Введение Петром I налогов можно назвать значительным шагом вперед, поскольку при приемниках Петра в течение всего XVIII века основные черты государственно-хозяйственной системы оставались нетронутыми. Изменения происходили в податной системе. Развивалось косвенное налогообложение, как приносящее быстрый доход, в сравнении с прямыми податями, но в целом система налогообложения была заложена именно Петром I .

Среди отрицательных моментов можно назвать желание пополнить казну за счет кабального подушного налогообложения. Справедливым представляетсяутверждение о принципиальной невозможности для населения выплачивать подушную подать в полном размере, о чем свидетельствуют как частичные сокращения ее оклада на 1/3 в 1727, 1728 и 1730 гг., так и полное списание недоимок с 1719 по 1747 гг., в 1741 и 1752 гг. Уже 1 февраля 1725 года генерал-прокурор Сената П.И. Ягужинский представил Екатерине I доклад, содержавший предложение о сокращении подушной подати на 4 копейки, что, по его мнению, стало бы весьма «чувственно» налогоплательщикам.

Также можно отметить несправедливость налогообложения, так царская семья не платила налогов, минимальное налогообложение для знатных людей. Таким образом новая система налогообложения, просуществовавшая долгое время, ставила в неравные условия народ и аппарат управления государством. Поскольку промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран, то привязки к результатам производства не предполагалось.

Никакой идеологии при взимании налогов в налоговую систему не закреплялось. Налоги вводились бессистемно без привязки к возможности реальной уплаты их гражданами. Главной целью подобных налогов было «любым способом пополнение бюджета» государства.

Стройной системы управления фискальными органами у Петра I также не получилось, она впоследствии много раз подвергалась реформированию.К тому же, поскольку работа фискальных органов не оплачивалась, то вело к развитию бюрократии, взяточничества и злоупотреблениям. Однако еще в больший упадок налогообложение пришло при Елизавете и Петре III , которые не делали различия между казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превращены в разорительные частные монополии.

Реформы Екатерины II

Направление реформ Екатерины было тем же, что и Петра I . Общей была и цель – создание регулярного государства, однако его модель под влиянием идей Просвещения несколько трансформировалась, иначе виделись принципы организации власти и управления, взаимоотношения между властью и обществом, его социальная организация. Соответственно менялись и цели реформ, их приоритеты.

В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.

В вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы налогообложения:

1)Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2)Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику.

3)Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

4)Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Екатерина пыталась основывать систему налогообложения на идеях просвещения, таки образом,она первая пыталась заложить в основу фискальной системы зарубежную идеологию.

Однако необходимо отметить, что Екатерина не начинала с нуля, как Петр, а, наоборот опиралась на достаточно прочную основу результатов его преобразований .

В 1775 г. были учреждены казенные палаты и к ним причислены всечиновники, ответственные на местах за сбор подушной подати, податей с государственных, экономических и дворцовых крестьян, доходов от аренды на предпринимательскую деятельность. Казенные палаты сделались местными отделениями центральных финансовых коллегий и получили распоряжение представлять в новую сенатскую Экспедицию государственных доходов сведения обо всех поступлениях и выплатах из губернской казны.

Екатериной II были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов.

В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб.. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую гильдию, а с большим капиталом в первую. Объявлял о своем капитале каждый купец сам «по совести». Проверки имущества не производилось, доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1% от объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено Городовое положение, которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию. Ставка налога осталась прежней.

В “Наказе” дворянству говорится о том, как помещики должны обращаться с крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. Вместе с тем оброки росли: 2 р. — в 60-х годах, 3 р. — в 70-х, 4 р. — в 80-х и 5 р. — в 90-х годах с каждой ревизской души.

В целом, финансовое управление при Екатерине улучшилось. Многие процедуры введенные в употребление в то время, использовались до 60-х гг. XIXв . Вместе с тем, поскольку промышленность не была развита, и налогообложение по прежнему основывалось на сборах с неимущих. Идеология налогообложения формировалась за счет идей зарубежных просветителей. Именно при Екатерине II было законодательно закреплено неравенство в налогообложении между различными слоями общества.

В XVIII веке система налогообложения только формируется. Целью всех экономических реформ является укрепление государственности, создание фискального аппарата и системы взимания налогов. При Петре I наблюдается бессистемность введения новых налогов, не производится экономическая оценка целесообразности их внедрения. Екатерина II основывается на идеях просвещения, улучшает управление финансовой системой, однако идеология сбора налогов не доходит до народных масс, поскольку фактическая реализация фискальной политики была основана на неравенстве при их сборе. Вместе с тем, Екатериной был сделан важный вывод о том, что количество налогов порождает бессистемность их сбора и затрудняет налогообложение.

Почему Московии? Дело в том, что территория на которой воцарился, так называемый Пётр I , состояла на то время из Руссии, отколовшейся от Пруссии и Ливонии, и Московии, которую Руссии, в конечном итоге, удалось подчинить себе. Отсюда и перенос столицы из Москвы в Петербург, туда где всё подконтрольно и более контролируемо. Это с наших русских позиций кажется нелогичным переносить столицу на границу государства. А если смотреть не с нашей позиции? Тогда всё становится логичным , тем более что династия Романовых (Романовых-Гольштейн-Готторпов) это выходцы с Запада Европы.

Всем знакомо выражение «деревянный рубль», однако мало кто знает, откуда оно взялось. Существует притча-факт, что некий промышленник предложил однажды Петру I, для покрытия расходов, выпустить вместо монеты кредитные знаки, как за границей, но не бумажные, а – для прочности – деревянные!

При всей своей неразборчивости в средствах “великий” реформатор, однако, на такое не решился, очевидно из соображения понимания действительности: дерева кругом много, да и народ мастеровитый... Но в народе эта идея-фраза прижилась в виде шутки-сарказма.

Главной же реформой Петра I была военная. Все прочие реформы как бы “логично” произрастали из неё. Она же была и самой затратной. Создание регулярной армии и ведение длительной войны, с так называемой Швецией , поглотили львиную долю средств России. До Петра московское войско состояло в основном из дворян, вооружавшихся холодным оружием и обеспечивавшееся лошадьми за свой собственный счёт – с поместий, выделяемых им за службу правительством. Это же было и основной проблемой, и угрозой для воцарившегося правителя, так как вооружённые дворяне были в некоторой мере независимы и были вполне в силах “попросить” зарвавшегося монарха покинуть царские апартаменты.

С середины XVI века цари (по всей Европе!) стали создавать первые регулярные войска (мушкетёры, стрельцы, пушкари и т.д.), но их доля в общем составе вооружённых сил Московии до конца XVII века оставалась незначительной. Пётр, основываясь на выше сказанном, произвёл переворот в комплектовании армии, начав, по западно-европейскому образцу, рекрутские наборы из низших сословий. Снабжение армии преимущественно за казённый счёт, оплата “военспецов” из Западной Европы, закупка за границей оружия, а затем строительство собственных литейных заводов, судоверфей и военного флота , множества каналов – всё это требовало невиданных прежде в России (Московии-Руссии) трат.

Да и «птенцы гнезда Петрова», непосредственно проводившие эти преобразования, отличались непомерными личными финансовыми аппетитами. Своё отношение к финансированию военных нужд Пётр ярко выразил в первом своём циркуляре Сенату в 1709 году: «Денег как возможно собирать, понеже деньги суть артериею войны ».

В конце царствования Петра армия и флот ежегодно поглощали более 6,5 млн. серебряных рублей, что составляло более двух третей тогдашнего бюджета. Нелегко сказать, сколько это составляло на нынешние деньги. Если пересчитать по нынешней цене драгметаллов с учётом пробы, это составило бы примерно 4,663 млрд. современных рублей. При тогдашней численности населения России примерно 15-17 млн. человек и господстве натурального хозяйства это была огромная сумма. В 1705-1707 гг. ежегодный доход государства составлял в среднем примерно 3,33 млн. рублей. Из них 3 млн. рублей расходовались на армию и флот, на прочие нужды – более 800 тыс. Ежегодный дефицит бюджета простирался, таким образом, до полумиллиона рублей.

Чтобы его восполнить, правительство Петра прибегло к обычному для всех времён и стран средству – снижению пробы монеты. Если серебро в рубле 1704 года имело пробу 875, то в рубле 1718-1724 гг. – 729. Надо заметить, что Пётр воспользовался этим средством крайне скромно: видимо, ещё памятны были при царском дворе воспоминания о «Медном бунте » 1662 года. Зато преобразователь в невиданных прежде в России масштабах прибег к другому средству – введению новых налогов и поборов. Это были, прежде всего, подати на содержание новой армии и флота, что показывают и их названия: драгунская, рекрутская, корабельная, подводная.

Также вводились налоги на меры и веса, на бортные промыслы, бани, мельницы, постоялые дворы, печи, погреба, сдачу в аренду жилого помещения; акцизы на продажу хомутов, шапок, сапог, кож, дров, многих видов продовольствия и т.д. Наконец появился налог на бороды. Чтобы изыскать новые источники финансов, Пётр поступил весьма современно. Он учредил институт прибыльщиков (как правило, бывших боярских холопов) – как бы мы сейчас сказали, креативщиков, которые придумывали, какой бы налог и на что ещё ввести, и представляли царю или сенату подробное обоснование нового налога, с исчислением того, на какие поступления в бюджет можно, благодаря ему, рассчитывать. «Пётр понимал экономию народных сил по-своему: чем больше колоть овец, тем больше шерсти должно давать овечье стадо » (из «Курса русской истории» В.О. Ключевского). «Прибыльщики проявили большую изобретательность. Из перечня придуманных ими налогов… видим, что они устроили генеральную облаву на обывателя, особенно на мелкого промышленника, мастерового и рабочего…Пётр внимательно просматривал всякие проекты и награждал даже самые вздорные, говоря: “Они для меня трудились, мне добра хотели”».

Ниже приведён небольшой перечень налогов, введенных Петром:

1. «Орленая» бумага (все официальные документы, от договоров по мелким сделкам до прошений в гос. учреждения, должны были подаваться на гербовой бумаге).
2. Сбор на рождение (родился ребенок - плати).
3. Сбор на похороны (помер близкий - плати).
4. Сбор на заключение брака.
5. Сбор на составление завещания.
6. Налог на пшеницу.
7. Налог на свечи.
8. Налог с владельца лошади.
9. Налог на конскую шкуру (сдох у тебя конь, ободрал ты его - плати).
10. Налог на конские хомуты.
11. Налог на упряжные дуги.
12. Налог на ношение бороды.
13. Отдельный налог на ношение усов.
14. Каждый десятый поросенок от каждой свиньи должен сдаваться в казну.
15. Налог на домовладение (в Москве).
16. Налог на ульи (по всей России).
17. Сбор с покупки кровати.
18. Банный сбор (с каждой баньки).
19. Мельничный сбор и сбор с владельца постоялого двора.
20. Трубный сбор (есть у тебя печь с трубой - плати).
21. Сбор с дров, купленных для собственного употребления.
22. Налог на орехи (купил орехи, а в их цену включен и налог).
23. Налог на арбузы.
24. Налог на огурцы.
25. Налог на питьевую воду.
26. Налог на продажу лошадей.
27. Налог на частные рыбные ловли.
28. Налог на покупку гробов.

Однако, при всей виртуозности прибыльщиков, новые налоги не могли увеличить количества денег на руках у населения , и недоимки по новым налогам росли значительно быстрее поступлений по ним. В конце правления Пётр решил отказаться от всего множества сложных акцизов и поборов, заменив их все единым для всех обывателей (кроме дворян и духовенства) подушным налогом.

Ранее на Москве крестьяне, ремесленники и торговцы платили подворный налог, что побуждало многих, да и было отчасти в традиции, жить неразделёнными семьями и сокращало доход государства. Пётр повелел исчислить общее количество душ мужского пола по России и платить с каждой души установленную сумму (за крепостных крестьян должны были платить помещики). В дальнейшем такие ревизии должны были проводиться каждые 15 лет. Хотя эта система установилась затем в России вплоть до отмены крепостного права в 1861 году, при жизни преобразователя первая ревизия ещё не успела завершиться. Какими же были итоги финансовой политики Петра? Уже в 1714 году Сенат обнаружил, что общее количество тяглых дворов, плативших подворную подать, сократилось, по сравнению с переписью 1678 года, на одну четверть! «Упадок переутомлённых платёжных и нравственных сил народа… едва ли окупился бы, если бы Пётр завоевал не только Ингрию с Ливонией, но и всю Швецию, даже пять Швеций».

Заслуги Петра I перед Россией

комплекс преобразований системы налогообложения, основным результатом которых стало введение нового основного налога — подушной подати .

Подушная подать (оклад, налог) — введена в 1724 году, после повторной «подушной» переписи населения 1718-1722 годов.

Первая перепись 1710 года показала, что крестьяне уклоняются от выплат налогов обнося рядом стоящие дома одним забором и выплачивая «подворный» налог вместе с соседями.

Причины и предпосылки налоговой реформы Петра I

  • Государству требовалось огромное количество денежных средств на ведение Северной войны со Швецией
  • Пётр I стремился как можно быстрее построить флот
  • Модернизация промышленности и строительство новых фабрик производились за казённый счет
  • Создание и поддержание регулярной армии предполагало необходимость пересмотра принципов налогообложения с

Содержание и ход реформ налоговой системы

Следует отметить, что первые 20-ть лет правления Петра I, который взошёл на престол вместе с братом в возрасте 10 лет, не сопровождались какими-либо существенными реформами, ни в налоговой, ни в каких-либо других сферах.

Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.

Введение новых косвенных налогов и сборов

Начиная с 1704 года один за другим вводились самые разные, порой абсурдные налоги: посаженный, поземельный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, на покос сена, трубный, с печей, налог на причал и отправку плавучих судов, с мостов и переправ, с клеймения платья, шапок и сапог, с варки пива, с производства воска, с квасных и сусляных напитков, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, и т.д. Всего появилось около 40 новых налогов.

Налог на бороду

Одним из средств Петра I по борьбе с культурой сложившейскя в русском обществе был налог на бороды (для всех кроме духовенства). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» .

Каждый, кто отказывался брить бороду был обязан платить от 100 до 30 рублей ежегодно, в зависимости от чина и положения. Была установлена дополнительная система сбора данного налога с крестьян — налог на въезд и выезд в крупные города по 2 коп.с бороды.

Знак выдаваемый заплатившему налог на бороду


Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить все налоги в двойном размере. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

Внутри страны организовывались частные и государственные монополии - аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные - для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.

Важным налогом Петра I был введённый указом 23 января 1699 г. гербовый сбор (пошлин). Т.е. все официальные документы (купля-продажа, займы и т.д.) необходимо было оформлять на гербовой бумаге, монополистом по выпуску которой было государство.

В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, целью которого была защита отечественных товаров неспособных конкурировать по качеству с иностранными аналогами. Тариф был откровенно протекционистским — пошлины были настолько высоки, что торговцы просто отказывались привозить товар на продажу.

Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.

Введение нового основного прямого налога — подушной подати

Перепись 1710 г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Крестьяне обносили несколько домов одним забором, получался один «двор» — таким образом народ старался выжить и уменьшить огромное налоговое бремя. Но Петру I нужна была промышленность, нужна была победа в Северной войне со Швецией — а без денег, большую часть которых государство получало именно в виде налогов, достижение каких-либо результатов было невозможно.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение повторной переписи населения — теперь приказано было записывать всех, кто был мужского пола и принадлежал к податным сословиям.

Весной 1724 г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, подушная подать определена в 74 коп.с души . Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп.с души.

Реформа финансового аппарата

До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.

Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (Ратуша) - центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов.

18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям. Все военные части были распределены по соответствующим губерниям, откуда поступали провиант и деньги на содержание.

Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается Сенат - в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В этом же году учреждаются должности фискалов, обязанностями которых было преследование казнокрадства и взяточничества.

В 1717-1722 гг., в рамках создания системы коллегий были сформированы новые финансовые институты: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия.

Камер-коллегия осуществляла надзор за государственными доходами, следила за окладными и неокладными поступлениями. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен.

Сбором доходов от монетной и горной регалий заведовала Берг-коллегия .

Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами.

Ревизион-коллегия , учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств.

В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода , своего рода первый государственный бюджет.

Оценка налоговой реформы

Однако, при оценке этих цифр необходимо учитывать, что возрастание ценности государственных доходов не вполне соответствует возрастанию их численной величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти вдвое, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680 г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.

Всем знакомо выражение «деревянный рубль», однако мало кто знает, откуда оно взялось. Некий промышленник предложил однажды Петру I, для покрытия расходов, выпустить вместо монеты кредитные знаки, как за границей, но не бумажные, а – для прочности – деревянные! При всей своей неразборчивости в средствах великий реформатор, однако, на такое не решился.

Главной реформой Петра I была военная. Все прочие реформы как бы выросли из неё. Она же была и самой затратной. Создание регулярной армии и ведение длительной войны со Швецией поглотили львиную долю средств России.
До Петра московское войско состояло в основном из дворян, вооружавшихся холодным оружием и обеспечивавшееся лошадьми за свой собственный счёт – с поместий, выделяемых им за службу правительством. С середины XVI века цари стали создавать первые регулярные войска (стрельцы, пушкари и т.д.), но их доля в общем составе вооружённых сил до конца XVII века оставалась незначительной. Пётр произвёл переворот в комплектовании армии, начав, по европейскому образцу, рекрутские наборы из низших сословий.

Снабжение армии преимущественно за казённый счёт, оплата военспецов из Западной Европы, закупка за границей оружия, а затем строительство собственных чугунолитейных заводов, судоверфей и военного флота, множества каналов – всё это требовало невиданных прежде в России трат. Да и «птенцы гнезда Петрова», непосредственно проводившие эти преобразования, отличались непомерными личными финансовыми аппетитами.

Своё отношение к финансированию военных нужд Пётр ярко выразил в первом своём циркуляре Сенату в 1709 году: «Денег как возможно собирать, понеже деньги суть артериею войны».

В конце царствования Петра армия и флот ежегодно поглощали более 6,5 млн. серебряных рублей, что составляло более двух третей тогдашнего бюджета. Нелегко сказать, сколько это составляло на нынешние деньги. Если пересчитать по нынешней цене драгметаллов с учётом пробы, это составило бы 4,663 млрд. рублей. При тогдашней численности населения России примерно 15-16 млн. человек и господстве натурального хозяйства это была огромная сумма.

В 1705-1707 гг. ежегодный доход государства составлял в среднем 3,33 млн. рублей. 3 млн. расходовались на армию и флот, на прочие нужды – более 800 тыс. Ежегодный дефицит бюджета простирался, таким образом, до полумиллиона рублей. Чтобы его восполнить, правительство Петра прибегло к обычному для всех времён и стран средству – снижению пробы монеты. Если серебро в рубле 1704 года имело пробу 875, то в рубле 1718-1724 гг. – 729. Надо заметить, что Пётр воспользовался этим средством крайне скромно: видимо, ещё памятны были при царском дворе воспоминания о «Медном бунте» 1662 года.

Зато преобразователь в невиданных прежде в России масштабах прибег к другому средству – введению новых налогов и поборов. Это были, прежде всего, подати на содержание новой армии и флота, что показывают и их названия: драгунская, рекрутская, корабельная, подводная. Также вводились налоги на меры и веса, на бортные промыслы, бани, мельницы, постоялые дворы, печи, погреба, сдачу в аренду жилого помещения; акцизы на продажу хомутов, шапок, сапог, кож, дров, многих видов продовольствия и т.д. Наконец появился налог на бороды.

Чтобы изыскать новые источники финансов, Пётр поступил весьма современно. Он учредил институт прибыльщиков (как правило, бывших боярских холопов) – как бы мы сейчас сказали, креативщиков, которые придумывали, какой бы налог и на что ещё ввести, и представляли царю или сенату подробное обоснование нового налога, с исчислением того, на какие поступления в бюджет можно, благодаря ему, рассчитывать. «Пётр понимал экономию народных сил по-своему: чем больше колоть овец, тем больше шерсти должно давать овечье стадо» (здесь и далее – цитаты из «Курса русской истории» В.О. Ключевского).

«Прибыльщики проявили большую изобретательность. Из перечня придуманных ими налогов… видим, что они устроили генеральную облаву на обывателя, особенно на мелкого промышленника, мастерового и рабочего… Пётр внимательно просматривал всякие проекты и награждал даже самые вздорные, говоря: “Они для меня трудились, мне добра хотели”». Однако, при всей виртуозности прибыльщиков, новые налоги не могли увеличить количества денег на руках у населения, и недоимки по новым налогам росли значительно быстрее поступлений по ним.

В конце правления Пётр решил отказаться от всего множества сложных акцизов и поборов, заменив их все единым для всех обывателей (кроме дворян и духовенства) подушным налогом. Ранее на Москве крестьяне, ремесленники и торговцы платили подворный налог, что побуждало многих жить неразделёнными семьями и сокращало доход государства. Пётр повелел исчислить общее количество душ мужского пола по России и платить с каждой души установленную сумму (за крепостных крестьян должны были платить помещики). В дальнейшем такие ревизии должны были проводиться каждые 15 лет. Хотя эта система установилась затем в России вплоть до отмены крепостного права в 1861 году, при жизни преобразователя первая ревизия ещё не успела завершиться.

Какими же были итоги финансовой политики Петра? Уже в 1714 году Сенат обнаружил, что общее количество тяглых дворов, плативших подворную подать, сократилось, по сравнению с переписью 1678 года, на одну четверть! «Упадок переутомлённых платёжных и нравственных сил народа… едва ли окупился бы, если бы Пётр завоевал не только Ингрию с Ливонией, но и всю Швецию, даже пять Швеций».

Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов - дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.

Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д. Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму - почти 80 тыс. руб.Е.В.Спиридонова «Экономическая политика и экономические взгляды Петра I», стр.265-266

Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи - по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей - по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей - по 30 рублей ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян - налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп.с бороды.Толкушкин А. В. «История налогов в России. -- М.: «Юристь», 2001, стр. 45

Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.

С начала XVIII столетия значительно были расширены государственные монополии на продажу товаров внутренней и внешней торговли. Установленные казенные монополии на продажу таких товаров внутренней торговли, как вино, табак и соль, приносили государству огромные доходы. Так, по табели казенных сборов 1724г. (см. приложение 1) кабацкие сборы давали 1 030 237 руб. («питейная продажа», т.е. вино - 973 292 руб., клеймение кубов - 14 432 руб., табачная продажа - 42 513 руб.), или 25,5% всех казенных сборов, кроме подушного. Соляный сбор составлял 662 118 руб. или 16% сборов. В поисках все новых источников пополнения казны правительством устанавливались все новые монополии: на продажу игральных карт, шашек, шахмат, табачных трубок и даже дубовых гробов. Е.В.Спиридонова «Экономическая политика и экономические взгляды Петра I», стр. 264

Возрастала система откупов. С 1704 по 1712 г. был издан ряд указов о сдаче на откуп или оброк торговых бань (в городах, посадах и дворцовых селах запрещалось иметь свои бани), рыбных ловель, мельниц и мельничных сборов, мостов, перевозов, хомутного сбора, дворцовых пашенных земель, сенных покосов и т.д. (см. Таблицу 2).

Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. Инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов. Гербовая (актовая) бумага это специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.) и представляющая собой один из видов гербового знака.В 1720 г. гербовый сбор доставил казне около 20 тыс. руб.

В 1700 г. вводится пробирная пошлина, которая представляла собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер этой пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла.

В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, имевший протекционистскую направленность. Таможенный тариф защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам.

Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.П.Н.Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIIIстолетия, стр.484-486

I.Косвенные налоги и акцизы

1. Таможенные (внутр.и портовые)

2. Кабацкие

3. С клейменья кубов

4. Табачные (и трубочные)

5. Конские пошлины с продажи

6. С клеймения хомутов

7. С мостов и перевозов

8. Привальные и отвальные

9. С весчих товаров

Итого косвенные налоги и акцизы:

II.Оброки и откупы государственных имуществ

1. С дворцовых волостей

2. С рыбных ловель

3. С оброчных земель и сенных покосов

4. С ледокола и водопоя

5. С откупных статей наддачи

6. С продажи скотины и кож

7. С отписных лавок

8. С продажи виногр.,чихиря и овощей

III.Промысловые сборы:

1. С торговых бань

2. С разночинцевых бань

3. С мельниц

4. С постоялых дворов

5. С лавок, полков, кузниц

6. С найма извозчиков 10й доли

7. С разных промыслов

8. С приезжих в Москву возов

Итого промысловых сборов:

IV.Пошлины:

2. С письма крепостей

3. Печатные

4. Гербовая бумага

5. С неуказанного платья и бород

6. Канцелярские мелочные

Итого пошлин:

V.Регалии

2. С денежных дворов

3. Почтовый доход

VI. Прямые сборы

1. С татар, самоедов и лопарей ясашных

2. С казанских татар ведомства Кудрявцева

VII. Сборы разных учреждений и областей

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об