Система самостоятельных работ по географии как средство развития познавательного интереса к предмету. Главные направления развития производства в эпоху нтр Ведущие идеи темы IV

Деление стран на аграрные, индустриальные, постиндустриальные


Аграрные страны

Сельское хозяйство и скотоводство представлено в основном в развивающихся государствах. Дело в том, что это напрямую связано с техническим продвижением каждой конкретной страны, поэтому великие державы концентрируют своё внимание на высоких технологиях и крупных городах. В основном они закупают еду как раз у аграрных стран бедного мира. Теперь смотрим список с конкретными примерами государств, где хорошее земледелие является основой экономики.


Аграрные страны

  • Непал
  • Папуа Новая Гвинея
  • Эфиопия
  • Индия
  • Бутан

Аграрные страны

  • Страны среднего уровня уже могут позволить себе сочетать в себе индустриальные ресурсы и применять их в мировом разделении труда, для достижения высоких результатов при посадке и выращивании урожая. Любому населению становится проще, поскольку труд уже каким-либо образом автоматизирован. В качестве примера стран с развитой аграрной политикой можно отметить эти:
  • Россия
  • Китай
  • Бразилия
  • Франция
  • Германия

  • группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

Новые индустриальные страны (НИС)

Исходные новые индустриальные страны:

  • НИС «первой волны»: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (их ещё называют «4 азиатских тигра» и «3 азиатские драконы»); из латиноамериканских стран сюда относят Аргентину, Бразилию и Мексику

Новейшие индустриальные страны:

  • НИС «второй волны»: Малайзия, Таиланд, Чили
  • НИС «третьей волны»: Индонезия, также Турция
  • НИС «четвертой волны»: Филиппины, также Иран

Новые индустриальные страны (НИС)

Существует две основные модели НИС:

  • Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок.
  • Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.

Новые индустриальные страны (НИС)

Общие черты новых и новейших индустриальных стран:

  • демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);
  • ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;
  • экспортоориентированная экономика (Азиатская модель) ;
  • активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);
  • образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;
  • большое внимание уделяется образованию;
  • использование высоких технологий;
  • привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;
  • главная визитная карточка - производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.

Постиндустриальные страны

  • высокоразвитые государства. К развитым постиндустиальным странам Запада относятся США, Япония, Западная Европа, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Израиль.

Постиндустриальные страны

  • Постиндустриа́льное о́бщество - это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Составьте систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».

Задание 2 . Опираясь на знания по предшествующим курсам географии, приведите примеры того, как специализация районов и стран в межрайонном и международном географическом разделении трудазависит от особенностей их природных условий и ресурсов: 1) в горнодобывающей промышленности, 2) в сельском хозяйстве.

Задание 3 . Нанесите на контурную карту региональные экономические группировки, упоминаемые в текстеучебника, а также страны - члены ОПЕК. Используйте эту карту для конкретизации характеристики международной экономической интеграции.

Задание 4. Пользуясь таблицей 15 в «Приложениях», подберите примеры для иллюстрации стран с аграрной, индустриальной и постиндустриальной экономикой. Оформите свою работу в виде таблицы в тетради.

Задание 5 . Используя таблицу 16 в «Приложениях», нанесите на контурную карту мира десять главных центров мирового хозяйства. Кратко охарактеризуйте историю их формирования и перспективы развития.

Задание 6 . Используйте рисунок 22 для иллюстрации того описания территориальной структуры хозяйства развивающихся стран, которое содержится в тексте учебника.

Дополнитель- Нанесите на контурную карту мира примеры развивающихся стран: а) в

ное задание которых столица (или «экономическая столица») является крупнейшим (усложнен- городом и одновременно морским портом; б) в которых столица (или ное). «экономическая столица») расположена не на побережье, а роль ее морских ворот выполняет другой порт. Проанализируйте полученную картосхему и составьте по ней рассказ.

Г) на размещение отраслей добывающей промышленности большое воздействие оказывает природно-ресурсный фактор?

4. Заполнить пропуски в следующих предложениях:

А) В эпоху НТР особенно возросли связи науки с производством, которое становится все более... .

Б) Н. Н. Баранский назвал географическое разделение труда... .

В) Роль главного центра, «фокуса» всей территории в развивающейся стране выполняет... .

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 4

Что нужно вспомнить

1. Значение и результаты Великих географических открытий XV-XVIII вв. (География, 6-7 классы; История, 7 класс). 2. Развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта в период новой истории (История, 7-8 классы). 3. Роль ЭВМ в современном обществе (Основы информатики и вычислительной техники, 9, 10 классы). 4. Понятия и термины: производственная сфера, непроизводственная сфера, отрасль народного хозяйства, межотраслевой комплекс, географическое (территориальное) разделение труда, территориальное планирование, национальный доход, концентрация.

Ведущие идеи темы IV:

1. Современная научно-техническая революция повлекла за собой коренные изменения в человеческом обществе, в производстве, во взаимодействии общества с окружающей средой. 2. Интернационализация хозяйственной жизни приводит к созданию единой глобальной системы рыночной экономики.

Главные научные знания темы:

1.Понятие о научно-технической революции. 2. Главные направления развития производства в эпоху НТР. 3, Понятие о мировом хозяйстве. 4. Понятие о международном географическом разделении труда. 5. Международная экономическая интеграция. 6. Три типа отраслевой структуры мирового хозяйства. 7. Пространственные модели мирового хозяйства. 8. Территориальная структура мирового хозяйства. 9. Региональная политика. 10. Факторы размещения. 11. Ключевые слова темы: 1) научно-техническая революция, 2) мировое хозяйство , 3) география ми­рового хозяйства, 4) международное географическое разделение труда, 5) отрасль международной специализации, 6) международная экономическая интеграция, 7) аграрная структура экономики, 8) индустриальная структура экономики, 9) постиндустриальная структура экономики, 10) центр, периферия и полупериферия мирового хозяйства, 11) территориальная структура хозяйства, 12) высокоразвитый район, 13) старопромышленный район, 14) район нового освоения, 15) региональная политика, 16) фактор размещения, 17) технопарк , технополис.

^ Что нужно уметь

1. Давать характеристику научно-технической революции и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий. 2. Применять текстовые, картографические и графические материалы для сравнения и доказательства отдельных положений и обобщений. 3. Составлять письменный конспект прочитанной книги (главы, раздела). 4. Готовить проблемное сообщение по заданной теме.

Тема 5. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА


^ БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. Проанализируйте рисунок 23. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в мировом потреблении первичных энергоресурсов на протяжении XX в., установите границы этапов его развития.

^ Пользуясь таблицей 22 в «Приложениях», проведите сравнение стран по показателю душевого потребления первичных энергоресурсов. Подберите яркие примеры для иллюстрации положения учебника о больших различиях между странами по этому показателю.

Задание 2. На основе текста учебника, данных таблиц 1 и 4 и рисунков 24 и 25, а также карты мировой энергетики в атласе и таблицы 20 в «Приложениях» дайте развернутую характеристику мировой нефтяной промышленности. Выделите «первую десятку» нефтедобывающих стран, «нефтяные мосты». Подумайте, о чем они свидетельствуют. Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

Задание 3. На основе текста учебника, данных таблиц 1 и 4, рисунка 26, а также таблицы 20 в «Приложениях» и карты мировой энергетики в атласе дайте развернутую характеристику мировой газовой промышленности. Выделите «первую десятку» газодобывающих стран. Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

^ Дополнительное задание (усложненное). Пользуясь рисунком 26, охарактеризуйте главные «газовые мосты». Какие из них осуществляются с помощью газопроводов, а какие- путем морской транспортировки сжиженного природного газа?

Задание 4. На основе текста учебника, данных таблицы 4 и рисунка 27, а также карты мировой энергетики в атласе и таблицы 20 в «Приложениях» дайте развернутую характеристику мировой угольной промышленности. Выделите «первую десятку» угледобывающих стран, главные «угольные мосты». Какие сравнения у вас возникают в связи с этим? Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

Задание 5. Пользуясь текстом учебника , таблицей 4, таблицами 20, 23 и 24 в «Приложениях» и картой мировой энергетики в атласе, дайте характеристику мировой электроэнергетики. Сравните страны Севера и Юга, выработку электроэнергии на ТЭС, ГЭС и АЭС.

Задание 6. Проанализируйте рисунок 28 и охарактеризуйте главные «железорудные мосты», сложившиеся в мировой горнодобывающей промышленности.

Задание 7. На основе текста учебника, данных таблицы 5 и рисунков 28 и 29, а также карты черной металлургии мира в атласе и таблицы 20 в «Приложениях» дайте развернутую характеристику мировой черной металлургии. Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

^ Дополнительное задание (усложненное). Пользуясь картой мировой черной металлургии в атласе, подберите по три-четыре примера районов и центров, ориентирующихся на: 1) сочетание запасов каменного угля и железной руды , 2) запасы каменного угля, 3) запасы железной руды, 4) грузопотоки угля и руды.

Задание 8. По мировой карте цветной металлургии в атласе определите главные страны выплавки тяжелых цветных металлов. По той же карте приведите примеры ориентации алюминиевой промышленности: 1) на собственное сырье, 2) на привозное сырье. Сделайте возможные выводы на основе этого анализа. Используйте также таблицы 20,25 в «Приложениях».

Задание 9. По карте мирового машиностроения в атласе и данным таблицы 6 и таблиц 20 и 26 в «Приложениях» конкретизируйте положения учебника. Приведите примеры, характеризующие неравномерность размещения этой отрасли в мировом хозяйстве.

^ Дополнительное задание (усложненное). По той же карте в атласе составьте в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделите четыре группы стран.

Задание 10. По карте мировой химической промышленности в атласе раскройте основные черты размещения этой отрасли, конкретизируйте положения учебника. Используйте также таблицу 27 в «Приложениях».

Задание 11. По карте мировой текстильной промышленности в атласе раскройте основные черты размещения этой отрасли, конкретизируйте положения учебника. Используйте также таблицу 28 в «Приложениях».

Задание 12. На основе текста учебника, данных таблицы 7, рисунков 32, 33, карты мирового сельского хозяйства в атласе и таблиц 20 и 29 в «Приложениях» конкретизируйте положения учебника о размещении зерновых культур. Выделите «первую десятку» стран по производству пшеницы и риса.

Задание 13. Используя текст учебника, рисунок 36 и карту мирового сельского хозяйства в атласе, составьте в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» по следующей форме:


Как бы вы объяснили причины такого распространения отдельных отраслей животноводства?

Задание 14. Используя карту мирового транспорта в атласе, сравните страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании по показателю обеспеченности транспортной сетью. Приведите примеры стран, где железные дороги вообще отсутствуют.

Задание 15. С помощью таблицы 32 в «Приложениях» охарактеризуйте «первую десятку» стран мира по тоннажу морского торгового флота. По рисунку 37 определите основные направления мирового судоходства. Приведите примеры мировых портов и попробуйте объяснить их географию.

^ Дополнительное задание (для удовольствия). Пользуясь данными о длине морских трасс на политической карте мира, подсчитайте, на сколько сокращается водный путь между Лондоном и Токио при использовании Суэцкого канала. На той же карте найдите наибольшие по протяженности морские трассы.

Задание 16. Используйте рисунки 43-44 и таблицу 33 в «Приложениях» для конкретизации текста учебника. Покажите масштабы туристического бума в мире. Охарактеризуйте распределение туристов по крупным регионам.

^ Задание 17 (итоговое). 1.(Работа в тетради.) На основе текста учебника, таблиц и рисунков темы 5 и карт атласа составьте диаграмму «Страны, занимающие первое - третье места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции». Какие вопросы можно поставить в связи с анализом этой диаграммы?


  1. Проанализируйте карты учебника и атласа, которыми вы пользовались при изучении данной темы. Определите, какие способы картографического изображения применены на них. Какую информацию они могут дать?

  2. (Работа в тетради и на контурной карте.) На основе текста учебника , таблиц и рисунков темы 5 и карт атласа составьте таблицы «Главные страны-экспортеры промышленной и сельскохозяйственной продукции».
Как по-вашему, можно ли считать, что перечисленные экспортные товары определяют отрасли международной специализации соответствующих стран? Нанесите эти страны на контурную карту.

  1. (Работа в тетради.) Использую знания по данному курсу, а также по предшествующим курсам географии, составьте систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду» по следующей форме:

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

отраслей

отраслей

отраслей

отраслей

Воздействие на

Преимущественное

Преимущественное

Преимущественное

все или большин-

загрязнение

загрязнение воды

нарушение земель

ство компонентов

воздуха

окружающей среды

Пользуясь текстом учебника, проиллюстрируйте данные таблицы конкретными географическими примерами.

  1. Сформулируйте по тексту одного из параграфов темы 5 два - три вопроса, на которые в тексте нет прямого ответа. Попробуйте дать эти ответы.
6. Составьте краткий реферат одной из книг (или ее главы, раздела), рекомендованных по данной теме.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Как вы объясните:

1.Какие сдвиги и почему произошли в структуре мирового топливно -энергетического баланса на протяжении XX в.?


  1. Почему особенно большой территориальный разрыв возник между районами добычи и потребления нефти?

  2. Почему на мировой карте машиностроения и химической промышленности развивающиеся страны образуют почти сплошное «белое пятно»?
4. Каковы основные черты размещения зерновых культур?

Как вы думаете:


  1. Какая связь существует между сохранением высокой доли добывающих отраслей в структуре экономики развивающихся стран и их резким снижением в структуре экономики развитых стран Запада? О чем она свидетельствует?

  2. Можно ли утверждать, что крупный, особенно мировой, порт - это своеобразный барометр, который отражает состояние экономики страны, да и мирового хозяйства?

  3. Почему именно Атлантический океан стал, по выражению Ф. Энгельса, «великим путем мировой торговли»?
Знаете ли вы:

  1. Какие из перечисленных ниже стран занимают два первых места в мире по добыче угля: Канада, Китай, Великобритания, Россия, Польша, США?

  2. Какие из перечисленных ниже стран имеют значительную выплавку: а) черных металлов , б) цветных металлов, в) черных и цветных металлов- Россия, Украина, Канада, Замбия, Чили, Малайзия, Япония, США?

  3. Какие из стран, отмеченных на данной картосхеме буквами, являются крупнейшими в мире производителями: 1)картофеля, 2) сои, 3)подсолнечника, 4) сахарной свеклы, 5) сахарного тростника, 6) чая, 7) кофе, 8) какао, 9) хлопка-волокна?

  4. Какие пять из перечисленных ниже стран являются важнейшими экспортерами пшеницы на мировой рынок: Аргентина, Великобритания, США, Индия, Франция, Канада, Австралия, Бразилия, Индонезия, Египет?

  5. По какому из видов поголовья скота перечисленные ниже страны занимают первые места в мире: Китай, Индия, Австралия?

  6. Какие три из перечисленных ниже стран обладают самыми крупными в мире морскими флотами: США, Великобритания, Греция, Франция, Япония, Либерия, Панама, Норвегия?
Можете ли вы:

  1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Польшу, Румынию, Грецию, Филиппины, Малайзию, Республику Корею, Либерию, Замбию, Чили, Панаму?

  2. Дать определение следующим терминам: новейшая отрасль, нетрадиционный (альтернативный) источник энергии, контейнеризация, свободная экономическая зона?

  3. Расположить пять главных нефтедобывающих стран по величине добычи (по убывающей): 1) Мексика, 2)Иран, 3) Россия, 4) США, 5)Саудовская Аравия?

  4. Расположить пять главных стран-производителей электроэнергии (по возрастающей): 1) Россия, 2) Япония, 3) США, 4) Китай, 5) Канада?

  5. Привести по два примера стран с высоким, средним и низким уровнем развития машиностроительной промышленности.

  6. Назвать и показать на карте крупнейший порт мира и по два мировых порта в Европе, Азии и Северной Америке?
7. Проверить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ: 1)большая часть добываемой в мире нефти потребляется странами-производителями этого вида топлива; 2) Япония является крупнейшим среди экономически развитых стран Запада производителем стали; 3) 9/10 мирового сбора риса приходиться на страны Азии; 4) общая протяженность мировой железнодорожной сети растет очень быстро ; 5) в экспорте Австралии преобладают машины и оборудование?

8. Заполнить пропуски в следующих предложениях? 1)В своем развитии мировая энергетика прошла ______________ главных этапа. 2) В мире сложились ____________ главных района машиностроительной промышленности. 3) Зерновые культуры занимают_______________ всей обрабатываемой площади, среди них особо выделяются ________________. 4) Яркими примерами стран-обладательниц «дешевых флагов» могут служить ___________________.

^ Методические ключи к теме 5

Что нужно вспомнить

1. Структуру народного хозяйства России и основные черты географии важнейших межотраслевых производственных комплексов. (География, 9 класс.) 2. Размещение природных зон на материках. (География, 7 класс.) 3. Природные богатства и виды хозяйственной деятельности в океанах. (География, 7 класс.) 4. Происхождение культурных растений. (Биология, 7 класс.) 5. Состав и свойства нефти, природные соединения железа и алюминия, классификацию удобрений. (Химия, 9, 10 классы.) 6. Тепловые двигатели и охрану природы. (Физика, 10 класс.) 7. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы, факторы размещения производства, отрасль международной специализации. (География, 10 класс.) 8. Понятия и термины: территориально- производственный комплекс (ТПК), обрабатываемая промышленность, добывающая промышленность, материало- и энергоемкость, интенсивный и экстенсивный пути развития, топливно- энергетический баланс, конструкционные материалы, грузооборот, экспорт, импорт. (География, 9 класс).

^ Что нужно усвоить Ведущие идеи темы 5:

1. В эпоху НТР все большее воздействие на географию производительных сил оказывает научно- технический прогресс. 2. Ни одна, даже самая большая, страна не может быстро развиваться без активного участия во всемирных экономических отношениях.

Главные научные знания темы 5:

1. Состав и основные черты размещения топливно- энергетической, металлургической , машиностроительной, химической, текстильной промышленности мира. 2. Понятие о «зеленой революции». 3. Состав и основные черты размещения мирового растениеводства и животноводства. 4. Состав и основные черты размещения сухопутного, водного и воздушного транспорта мира. 5. Состав и основные черты географии всемирных экономических отношений. 6. Ключевые слова темы: 1) старая отрасль, 2) новая отрасль, 3) новейшая отрасль, 4) мировой энергетический кризис, 5) нетрадиционный (альтернативный) источник энергии, 6) мировой сырьевой кризис, 7) «великая горнодобывающая держава», 8) товарное сельское хозяйство, 9) агробизнес, 10) потребительское сельское хозяйство, 11) «зеленая революция», 12) мировая транспортная система, 13) региональная транспортная система, 14) мировой порт , 15) всемирные экономические отношения, 16) открытая экономика, 17) свободная экономическая зона, 18) прямые инвестиции.

^ Что нужно уметь

1. Давать характеристику отрасли мирового хозяйства, использую типовой план. 2. Использовать знания о факторах размещения производства и отраслях международной специализации для анализа размещениях отраслей мирового хозяйства. 3. Применять в разных сочетаниях текст учебника, статистические таблицы, карты, графики, фотоиллюстрации для характеристики отраслей мирового хозяйства, осуществлять систематизацию, сравнение и обобщение. 4. Составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников. 5. Готовить краткий реферат прочитанной книги (главы, раздела).

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

План характеристики отрасли мирового хозяйства.

1. Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие. 2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение. 3. Размеры производства продукции с распределением по главным географическим регионам. 4. Главные страны- производители. 5. Главные районы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих районах. 6. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли. 7. Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные страны (районы) импорта продукции. 8. Перспективы развития и размещения отрасли.

Тема 4. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО


Задание 1 Пользуясь текстом учебника, составьте систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».

Задание 2 . Опираясь на знания по предшествующим курсам географии, приведите примеры того, как специализация районов и стран в межрайонном и международном географическом разделении трудазависит от особенностей их природных условий и ресурсов: 1) в горнодобывающей промышленности, 2) в сельском хозяйстве.

Задание 3 . Нанесите на контурную карту региональные экономические группировки, упоминаемые в текстеучебника, а также страны - члены ОПЕК. Используйте эту карту для конкретизации характеристики международной экономической интеграции.

Задание 4. Пользуясь таблицей 15 в «Приложениях», подберите примеры для иллюстрации стран с аграрной, индустриальной и постиндустриальной экономикой. Оформите свою работу в виде таблицы в тетради.

Задание 5 . Используя таблицу 16 в «Приложениях», нанесите на контурную карту мира десять главных центров мирового хозяйства. Кратко охарактеризуйте историю их формирования и перспективы развития.

Задание 6 . Используйте рисунок 22 для иллюстрации того описания территориальной структуры хозяйства развивающихся стран, которое содержится в тексте учебника.

Дополнитель- Нанесите на контурную карту мира примеры развивающихся стран: а) в

ное задание которых столица (или «экономическая столица») является крупнейшим (усложнен- городом и одновременно морским портом; б) в которых столица (или ное). «экономическая столица») расположена не на побережье, а роль ее морских ворот выполняет другой порт. Проанализируйте полученную картосхему и составьте по ней рассказ.

Задание 7 . Пользуясь текстом учебника, сформулируйте четыре главные цели региональной политики в экономически развитых странах и дайте им краткую характеристику.

Задание 8 . 1. (Работа в тетради.) На основе приобретенных знаний охарактеризуйте (в виде таблицы) воздействие отдельных факторов (итоговое), на размещение производства.

2. Подготовьте проблемное сообщение на тему «Научно-техническая революция и размещение производства».

3. Составьте письменный конспект одной из книг (или ее главы, раздела), рекомендованных по данной теме.

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

Как вы объясните:

1. Почему революционный путь развития производства в эпоху НТР является главным?

2. Чем отличается постиндустриальная структура экономики от индустриальной?

3. Чтопрежде всего отличает географическую модель современного мирового хозяйства?

4. Почему в эпоху НТР изменилось соотношение между производственной и непроизводственной сферами?

5. Что характерно для так называемого колониального типа территориальной структуры хозяйства?

Как вы думаете:

1. Почему в эпоху НТР отраслями «авангардной тройки» стали электроэнергетика, машиностроение и химическая промышленность?

2. Почему не были осуществлены проекты строительства супертанкеров грузоподъемностью в 1 млн т?

3. Какую разновидность ЭГП имел в виду Н. Н. Баранский, когда приводил примеры Москвы, Парижа, Лондона, Мадрида, Праги?

4. Почему добывающую промышленность часто называют пионерной отраслью?

5. Почему фактор наукоемкое™ следует относить к числу новых факторов?

Знаете ли вы:

1. Какие из перечисленных ниже районов относятся к районам нового освоения: Север Канады, Лондонский, Рурский, Север России, Запад Австралии?

2. Какие из перечисленных ниже морских акваторий являются главными районами добычи нефти и природного газа: Северное море, Балтийское море, Средиземное море, Персидский залив, Аравийское море, Мексиканский залив?

Можете ли вы:

1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Норвегия, Швейцария, Италия, Бангладеш, Непал, ОАЭ, Марокко, Чад, Танзания, Венесуэла?

2. Дать определение понятий: «научно-техническая революция», «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «территориальная структура хозяйства», «региональная политика»?

3. Проверить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ:

а) робототехника является одной из новейших наукоемких отраслей НТР;

б) мировое хозяйство сложилось на рубеже XVIII и XIX вв.;

в) отраслью международной специализации Японии является угольная промышленность;

г) на размещение отраслей добывающей промышленности большое воздействие оказывает природно-ресурсный фактор?

4. Заполнить пропуски в следующих предложениях:

а) В эпоху НТР особенно возросли связи науки с производством, которое становится все более... .

б) Н. Н. Баранский назвал географическое разделение труда... .

в) Роль главного центра, «фокуса» всей территории в развивающейся стране выполняет... .

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 4

Что нужно вспомнить

1. Значение и результаты Великих географических открытий XV-XVIII вв. (География, 6-7 классы; История, 7 класс). 2. Развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта в период новой истории (История, 7-8 классы). 3. Роль ЭВМ в современном обществе (Основы информатики и вычислительной техники, 9, 10 классы). 4. Понятия и термины: производственная сфера, непроизводственная сфера, отрасль народного хозяйства, межотраслевой комплекс, географическое (территориальное) разделение труда, территориальное планирование, национальный доход, концентрация.

Ведущие идеи темы IV:

1. Современная научно-техническая революция повлекла за собой коренные изменения в человеческом обществе, в производстве, во взаимодействии общества с окружающей средой. 2. Интернационализация хозяйственной жизни приводит к созданию единой глобальной системы рыночной экономики.

Главные научные знания темы:

1.Понятие о научно-технической революции. 2. Главные направления развития производства в эпоху НТР. 3, Понятие о мировом хозяйстве. 4. Понятие о международном географическом разделении труда. 5. Международная экономическая интеграция. 6. Три типа отраслевой структуры мирового хозяйства. 7. Пространственные модели мирового хозяйства. 8. Территориальная структура мирового хозяйства. 9. Региональная политика. 10. Факторы размещения. 11. Ключевые слова темы: 1) научно-техническая революция, 2) мировое хозяйство, 3) география ми­рового хозяйства, 4) международное географическое разделение труда, 5) отрасль международной специализации, 6) международная экономическая интеграция, 7) аграрная структура экономики, 8) индустриальная структура экономики, 9) постиндустриальная структура экономики, 10) центр, периферия и полупериферия мирового хозяйства, 11) территориальная структура хозяйства, 12) высокоразвитый район, 13) старопромышленный район, 14) район нового освоения, 15) региональная политика, 16) фактор размещения, 17) технопарк, технополис.

Что нужно уметь

1. Давать характеристику научно-технической революции и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий. 2. Применять текстовые, картографические и графические материалы для сравнения и доказательства отдельных положений и обобщений. 3. Составлять письменный конспект прочитанной книги (главы, раздела). 4. Готовить проблемное сообщение по заданной теме.

Тема 5. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА




БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. Проанализируйте рисунок 23. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в мировом потреблении первичных энергоресурсов на протяжении XX в., установите границы этапов его развития.

Пользуясь таблицей 22 в «Приложениях», проведите сравнение стран по показателю душевого потребления первичных энергоресурсов. Подберите яркие примеры для иллюстрации положения учебника о больших различиях между странами по этому показателю.

Задание 2. На основе текста учебника, данных таблиц 1 и 4 и рисунков 24 и 25, а также карты мировой энергетики в атласе и таблицы 20 в «Приложениях» дайте развернутую характеристику мировой нефтяной промышленности. Выделите «первую десятку» нефтедобывающих стран, «нефтяные мосты». Подумайте, о чем они свидетельствуют. Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

Задание 3. На основе текста учебника, данных таблиц 1 и 4, рисунка 26, а также таблицы 20 в «Приложениях» и карты мировой энергетики в атласе дайте развернутую характеристику мировой газовой промышленности. Выделите «первую десятку» газодобывающих стран. Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

Дополнительное задание (усложненное). Пользуясь рисунком 26, охарактеризуйте главные «газовые мосты». Какие из них осуществляются с помощью газопроводов, а какие- путем морской транспортировки сжиженного природного газа?

Задание 4. На основе текста учебника, данных таблицы 4 и рисунка 27, а также карты мировой энергетики в атласе и таблицы 20 в «Приложениях» дайте развернутую характеристику мировой угольной промышленности. Выделите «первую десятку» угледобывающих стран, главные «угольные мосты». Какие сравнения у вас возникают в связи с этим? Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

Задание 5. Пользуясь текстом учебника, таблицей 4, таблицами 20, 23 и 24 в «Приложениях» и картой мировой энергетики в атласе, дайте характеристику мировой электроэнергетики. Сравните страны Севера и Юга, выработку электроэнергии на ТЭС, ГЭС и АЭС.

Задание 6. Проанализируйте рисунок 28 и охарактеризуйте главные «железорудные мосты», сложившиеся в мировой горнодобывающей промышленности.

Задание 7. На основе текста учебника, данных таблицы 5 и рисунков 28 и 29, а также карты черной металлургии мира в атласе и таблицы 20 в «Приложениях» дайте развернутую характеристику мировой черной металлургии. Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

Дополнительное задание (усложненное). Пользуясь картой мировой черной металлургии в атласе, подберите по три-четыре примера районов и центров, ориентирующихся на: 1) сочетание запасов каменного угля и железной руды, 2) запасы каменного угля, 3) запасы железной руды, 4) грузопотоки угля и руды.

Задание 8. По мировой карте цветной металлургии в атласе определите главные страны выплавки тяжелых цветных металлов. По той же карте приведите примеры ориентации алюминиевой промышленности: 1) на собственное сырье, 2) на привозное сырье. Сделайте возможные выводы на основе этого анализа. Используйте также таблицы 20,25 в «Приложениях».

Задание 9. По карте мирового машиностроения в атласе и данным таблицы 6 и таблиц 20 и 26 в «Приложениях» конкретизируйте положения учебника. Приведите примеры, характеризующие неравномерность размещения этой отрасли в мировом хозяйстве.

Дополнительное задание (усложненное). По той же карте в атласе составьте в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделите четыре группы стран.

Задание 10. По карте мировой химической промышленности в атласе раскройте основные черты размещения этой отрасли, конкретизируйте положения учебника. Используйте также таблицу 27 в «Приложениях».

Задание 11. По карте мировой текстильной промышленности в атласе раскройте основные черты размещения этой отрасли, конкретизируйте положения учебника. Используйте также таблицу 28 в «Приложениях».

Задание 12. На основе текста учебника, данных таблицы 7, рисунков 32, 33, карты мирового сельского хозяйства в атласе и таблиц 20 и 29 в «Приложениях» конкретизируйте положения учебника о размещении зерновых культур. Выделите «первую десятку» стран по производству пшеницы и риса.

Задание 13. Используя текст учебника, рисунок 36 и карту мирового сельского хозяйства в атласе, составьте в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» по следующей форме:

Как бы вы объяснили причины такого распространения отдельных отраслей животноводства?

Задание 14. Используя карту мирового транспорта в атласе, сравните страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании по показателю обеспеченности транспортной сетью. Приведите примеры стран, где железные дороги вообще отсутствуют.

Задание 15. С помощью таблицы 32 в «Приложениях» охарактеризуйте «первую десятку» стран мира по тоннажу морского торгового флота. По рисунку 37 определите основные направления мирового судоходства. Приведите примеры мировых портов и попробуйте объяснить их географию.
Дополнительное задание (для удовольствия). Пользуясь данными о длине морских трасс на политической карте мира, подсчитайте, на сколько сокращается водный путь между Лондоном и Токио при использовании Суэцкого канала. На той же карте найдите наибольшие по протяженности морские трассы.

Задание 16. Используйте рисунки 43-44 и таблицу 33 в «Приложениях» для конкретизации текста учебника. Покажите масштабы туристического бума в мире. Охарактеризуйте распределение туристов по крупным регионам.

Задание 17 (итоговое). 1.(Работа в тетради.) На основе текста учебника, таблиц и рисунков темы 5 и карт атласа составьте диаграмму «Страны, занимающие первое - третье места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции». Какие вопросы можно поставить в связи с анализом этой диаграммы?


  1. Проанализируйте карты учебника и атласа, которыми вы пользовались при изучении данной темы. Определите, какие способы картографического изображения применены на них. Какую информацию они могут дать?

  2. (Работа в тетради и на контурной карте.) На основе текста учебника, таблиц и рисунков темы 5 и карт атласа составьте таблицы «Главные страны-экспортеры промышленной и сельскохозяйственной продукции».
Как по-вашему, можно ли считать, что перечисленные экспортные товары определяют отрасли международной специализации соответствующих стран? Нанесите эти страны на контурную карту.

  1. (Работа в тетради.) Использую знания по данному курсу, а также по предшествующим курсам географии, составьте систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду» по следующей форме:

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

отраслей

отраслей

отраслей

отраслей

Воздействие на

Преимущественное

Преимущественное

Преимущественное

все или большин-

загрязнение

загрязнение воды

нарушение земель

ство компонентов

воздуха

окружающей среды

Пользуясь текстом учебника, проиллюстрируйте данные таблицы конкретными географическими примерами.

  1. Сформулируйте по тексту одного из параграфов темы 5 два - три вопроса, на которые в тексте нет прямого ответа. Попробуйте дать эти ответы.
6. Составьте краткий реферат одной из книг (или ее главы, раздела), рекомендованных по данной теме.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Как вы объясните:

1.Какие сдвиги и почему произошли в структуре мирового топливно -энергетического баланса на протяжении XX в.?


  1. Почему особенно большой территориальный разрыв возник между районами добычи и потребления нефти?

  2. Почему на мировой карте машиностроения и химической промышленности развивающиеся страны образуют почти сплошное «белое пятно»?
4. Каковы основные черты размещения зерновых культур?

Как вы думаете:


  1. Какая связь существует между сохранением высокой доли добывающих отраслей в структуре экономики развивающихся стран и их резким снижением в структуре экономики развитых стран Запада? О чем она свидетельствует?

  2. Можно ли утверждать, что крупный, особенно мировой, порт - это своеобразный барометр, который отражает состояние экономики страны, да и мирового хозяйства?

  3. Почему именно Атлантический океан стал, по выражению Ф. Энгельса, «великим путем мировой торговли»?
Знаете ли вы:

  1. Какие из перечисленных ниже стран занимают два первых места в мире по добыче угля: Канада, Китай, Великобритания, Россия, Польша, США?

  2. Какие из перечисленных ниже стран имеют значительную выплавку: а) черных металлов, б) цветных металлов, в) черных и цветных металлов- Россия, Украина, Канада, Замбия, Чили, Малайзия, Япония, США?

  3. Какие из стран, отмеченных на данной картосхеме буквами, являются крупнейшими в мире производителями: 1)картофеля, 2) сои, 3)подсолнечника, 4) сахарной свеклы, 5) сахарного тростника, 6) чая, 7) кофе, 8) какао, 9) хлопка-волокна?

  4. Какие пять из перечисленных ниже стран являются важнейшими экспортерами пшеницы на мировой рынок: Аргентина, Великобритания, США, Индия, Франция, Канада, Австралия, Бразилия, Индонезия, Египет?

  5. По какому из видов поголовья скота перечисленные ниже страны занимают первые места в мире: Китай, Индия, Австралия?

  6. Какие три из перечисленных ниже стран обладают самыми крупными в мире морскими флотами: США, Великобритания, Греция, Франция, Япония, Либерия, Панама, Норвегия?
Можете ли вы:

  1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Польшу, Румынию, Грецию, Филиппины, Малайзию, Республику Корею, Либерию, Замбию, Чили, Панаму?

  2. Дать определение следующим терминам: новейшая отрасль, нетрадиционный (альтернативный) источник энергии, контейнеризация, свободная экономическая зона?

  3. Расположить пять главных нефтедобывающих стран по величине добычи (по убывающей): 1) Мексика, 2)Иран, 3) Россия, 4) США, 5)Саудовская Аравия?

  4. Расположить пять главных стран-производителей электроэнергии (по возрастающей): 1) Россия, 2) Япония, 3) США, 4) Китай, 5) Канада?

  5. Привести по два примера стран с высоким, средним и низким уровнем развития машиностроительной промышленности.

  6. Назвать и показать на карте крупнейший порт мира и по два мировых порта в Европе, Азии и Северной Америке?
7. Проверить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ: 1)большая часть добываемой в мире нефти потребляется странами-производителями этого вида топлива; 2) Япония является крупнейшим среди экономически развитых стран Запада производителем стали; 3) 9/10 мирового сбора риса приходиться на страны Азии; 4) общая протяженность мировой железнодорожной сети растет очень быстро; 5) в экспорте Австралии преобладают машины и оборудование?

8. Заполнить пропуски в следующих предложениях? 1)В своем развитии мировая энергетика прошла ______________ главных этапа. 2) В мире сложились ____________ главных района машиностроительной промышленности. 3) Зерновые культуры занимают_______________ всей обрабатываемой площади, среди них особо выделяются ________________. 4) Яркими примерами стран-обладательниц «дешевых флагов» могут служить ___________________.
Методические ключи к теме 5

Что нужно вспомнить

1. Структуру народного хозяйства России и основные черты географии важнейших межотраслевых производственных комплексов. (География, 9 класс.) 2. Размещение природных зон на материках. (География, 7 класс.) 3. Природные богатства и виды хозяйственной деятельности в океанах. (География, 7 класс.) 4. Происхождение культурных растений. (Биология, 7 класс.) 5. Состав и свойства нефти, природные соединения железа и алюминия, классификацию удобрений. (Химия, 9, 10 классы.) 6. Тепловые двигатели и охрану природы. (Физика, 10 класс.) 7. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы, факторы размещения производства, отрасль международной специализации. (География, 10 класс.) 8. Понятия и термины: территориально- производственный комплекс (ТПК), обрабатываемая промышленность, добывающая промышленность, материало- и энергоемкость, интенсивный и экстенсивный пути развития, топливно- энергетический баланс, конструкционные материалы, грузооборот, экспорт, импорт. (География, 9 класс).

Что нужно усвоить Ведущие идеи темы 5:

1. В эпоху НТР все большее воздействие на географию производительных сил оказывает научно- технический прогресс. 2. Ни одна, даже самая большая, страна не может быстро развиваться без активного участия во всемирных экономических отношениях.

Главные научные знания темы 5:

1. Состав и основные черты размещения топливно- энергетической, металлургической, машиностроительной, химической, текстильной промышленности мира. 2. Понятие о «зеленой революции». 3. Состав и основные черты размещения мирового растениеводства и животноводства. 4. Состав и основные черты размещения сухопутного, водного и воздушного транспорта мира. 5. Состав и основные черты географии всемирных экономических отношений. 6. Ключевые слова темы: 1) старая отрасль, 2) новая отрасль, 3) новейшая отрасль, 4) мировой энергетический кризис, 5) нетрадиционный (альтернативный) источник энергии, 6) мировой сырьевой кризис, 7) «великая горнодобывающая держава», 8) товарное сельское хозяйство, 9) агробизнес, 10) потребительское сельское хозяйство, 11) «зеленая революция», 12) мировая транспортная система, 13) региональная транспортная система, 14) мировой порт, 15) всемирные экономические отношения, 16) открытая экономика, 17) свободная экономическая зона, 18) прямые инвестиции.

Что нужно уметь

1. Давать характеристику отрасли мирового хозяйства, использую типовой план. 2. Использовать знания о факторах размещения производства и отраслях международной специализации для анализа размещениях отраслей мирового хозяйства. 3. Применять в разных сочетаниях текст учебника, статистические таблицы, карты, графики, фотоиллюстрации для характеристики отраслей мирового хозяйства, осуществлять систематизацию, сравнение и обобщение. 4. Составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников. 5. Готовить краткий реферат прочитанной книги (главы, раздела).

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

План характеристики отрасли мирового хозяйства.

1. Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие. 2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение. 3. Размеры производства продукции с распределением по главным географическим регионам. 4. Главные страны- производители. 5. Главные районы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих районах. 6. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли. 7. Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные страны (районы) импорта продукции. 8. Перспективы развития и размещения отрасли.

Художник игровой графики с 11 летним стажем. Единственное, чем лично я могу тут похвастаться, то играл я в компьютерные игры всё-таки дольше, чем Дарья их рисовала. В остальном, у Дарьи есть чему поучиться. Тем более она с радостью делится своим опытом в этом уроке, где рассказывает, как грамотно подбирать цвета для иллюстрации. Графический редактор, в котором вы работаете, большого значения не имеет. Урок отлично подойдёт для Adobe Illustrator, Photoshop или даже Corel Draw.

Мы всегда рады урокам от Дарьи. Это уже второй по счёту. Если что, то в прошлом году она показывала, как рисовать стекло. Ну, а сейчас, если все готовы поиграть с цветами, передаю слово Дарье.

Всем привет!
По просьбе замечательного парня Ромы я решила рассказать вам о том, как я работаю с цветом.

Расскажу на примере вот такой картинки.

Оговорюсь: обычно я сразу рисую цветом, но в этом случае для наглядности я сначала создала все объекты в ч/б, чтобы потом не отвлекаться на рисование, а сосредоточиться только на цвете.

Итак, поехали:
Все цвета предметов зависят от освещения. Я хочу показать вам, как будут вести себя цвета в двух разных освещениях. Поэтому основной объем комнаты будет в полумраке: это вечер, и комната освещена только каким-то абстрактным светом с улицы из окна. А на столе включена лампа и несколько карандашей со стаканчиком находятся под направленным желтым светом.

Я всегда начинаю с цвета фона. Он диктует будущую основную палитру для остальных объектов. Так как это мультяшка, мой общий тон будет немного более синим, чем он был бы в реальности.

Когда с фоном я разобралась, я начинаю подбирать цвета объектам. Например, будильник будет красным. А теперь внимание: если я покрашу этот будильник тем красным, который я себе представляю, он будет смотреться "вырвиглаз".

Именно это я и имею в виду, когда говорю: все цвета зависят от освещения. Чтобы цвет будильника вписаться в этот полумрак, этот красный нужно сильно приглушить. Чтобы подобрать этот цвет, я как бы вспоминаю - как выглядит красный в таком освещении. Когда я говорю - "подбираю" - это значит я пробую, мне не нравится, потом снова пробую, и еще раз... А не так: хопа и сразу угадала. =)) Это довольно длительный процесс.

В таком полумраке все цвета довольно приглушенные. Поэтому черный я смягчаю в темно-синий.

По той же схеме я подбираю цвета полке и картинке на стене.

Подбираю цвета столу.

И конечно же лампе.

Затем перехожу к цветку и книге.

А теперь я создаю зону другого освещения: освещения настольной лампы.
Под ее светом цвет стола будет другим.

Другими (не такими как были бы в темноте) будут и цвета карандашей со стаканчиком.

Я специально оставила голубой карандаш на границе освещенной области, чтобы показать: это будут два разных голубых цвета.

Когда все основные цвета подобраны, начинается основательная и долгая "доработка напильником." То есть, сначала я подбираю цвета приблизительно, просто чтобы они соответствовали своему освещению. А потом добавляю градиентов, деталей, меняю сочетания цветов на более контрастные, более сочные. Эта самая доработка напильником занимает существенную часть времени. В этот раз она у меня заняла где-то одну пятую времени потраченного на работу.

Более подробно про принципы подбора цветов я рассказываю на своем

Тема 4. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО


Задание 1 Пользуясь текстом учебника, составьте систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».

Задание 2 . Опираясь на знания по предшествующим курсам географии, приведите примеры того, как специализация районов и стран в межрайонном и международном географическом разделении трудазависит от особенностей их природных условий и ресурсов: 1) в горнодобывающей промышленности, 2) в сельском хозяйстве.

Задание 3 . Нанесите на контурную карту региональные экономические группировки, упоминаемые в текстеучебника, а также страны - члены ОПЕК. Используйте эту карту для конкретизации характеристики международной экономической интеграции.

Задание 4. Пользуясь таблицей 15 в «Приложениях», подберите примеры для иллюстрации стран с аграрной, индустриальной и постиндустриальной экономикой. Оформите свою работу в виде таблицы в тетради.

Задание 5 . Используя таблицу 16 в «Приложениях», нанесите на контурную карту мира десять главных центров мирового хозяйства. Кратко охарактеризуйте историю их формирования и перспективы развития.

Задание 6 . Используйте рисунок 22 для иллюстрации того описания территориальной структуры хозяйства развивающихся стран, которое содержится в тексте учебника.

Дополнитель- Нанесите на контурную карту мира примеры развивающихся стран: а) в

ное задание которых столица (или «экономическая столица») является крупнейшим (усложнен- городом и одновременно морским портом; б) в которых столица (или ное). «экономическая столица») расположена не на побережье, а роль ее морских ворот выполняет другой порт. Проанализируйте полученную картосхему и составьте по ней рассказ.

Задание 7 . Пользуясь текстом учебника, сформулируйте четыре главные цели региональной политики в экономически развитых странах и дайте им краткую характеристику.

Задание 8 . 1. (Работа в тетради.) На основе приобретенных знаний охарактеризуйте (в виде таблицы) воздействие отдельных факторов (итоговое), на размещение производства.

2. Подготовьте проблемное сообщение на тему «Научно-техническая революция и размещение производства».

3. Составьте письменный конспект одной из книг (или ее главы, раздела), рекомендованных по данной теме.

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

Как вы объясните:

1. Почему революционный путь развития производства в эпоху НТР является главным?

2. Чем отличается постиндустриальная структура экономики от индустриальной?

3. Чтопрежде всего отличает географическую модель современного мирового хозяйства?

4. Почему в эпоху НТР изменилось соотношение между производственной и непроизводственной сферами?

5. Что характерно для так называемого колониального типа территориальной структуры хозяйства?

Как вы думаете:

1. Почему в эпоху НТР отраслями «авангардной тройки» стали электроэнергетика, машиностроение и химическая промышленность?

2. Почему не были осуществлены проекты строительства супертанкеров грузоподъемностью в 1 млн т?

3. Какую разновидность ЭГП имел в виду Н. Н. Баранский, когда приводил примеры Москвы, Парижа, Лондона, Мадрида, Праги?

4. Почему добывающую промышленность часто называют пионерной отраслью?

5. Почему фактор наукоемкое™ следует относить к числу новых факторов?

Знаете ли вы:

1. Какие из перечисленных ниже районов относятся к районам нового освоения: Север Канады, Лондонский, Рурский, Север России, Запад Австралии?

2. Какие из перечисленных ниже морских акваторий являются главными районами добычи нефти и природного газа: Северное море, Балтийское море, Средиземное море, Персидский залив, Аравийское море, Мексиканский залив?

Можете ли вы:

1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Норвегия, Швейцария, Италия, Бангладеш, Непал, ОАЭ, Марокко, Чад, Танзания, Венесуэла?

2. Дать определение понятий: «научно-техническая революция», «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «территориальная структура хозяйства», «региональная политика»?

3. Проверить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ:

А) робототехника является одной из новейших наукоемких отраслей НТР;

Б) мировое хозяйство сложилось на рубеже XVIII и XIX вв.;

В) отраслью международной специализации Японии является угольная промышленность;

Г) на размещение отраслей добывающей промышленности большое воздействие оказывает природно-ресурсный фактор?

4. Заполнить пропуски в следующих предложениях:

А) В эпоху НТР особенно возросли связи науки с производством, которое становится все более... .

Б) Н. Н. Баранский назвал географическое разделение труда... .

В) Роль главного центра, «фокуса» всей территории в развивающейся стране выполняет... .

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 4

Что нужно вспомнить

1. Значение и результаты Великих географических открытий XV-XVIII вв. (География, 6-7 классы; История, 7 класс). 2. Развитие промышленности, сельского хозяйства и транспорта в период новой истории (История, 7-8 классы). 3. Роль ЭВМ в современном обществе (Основы информатики и вычислительной техники, 9, 10 классы). 4. Понятия и термины: производственная сфера, непроизводственная сфера, отрасль народного хозяйства, межотраслевой комплекс, географическое (территориальное) разделение труда, территориальное планирование, национальный доход, концентрация.

Ведущие идеи темы IV:

1. Современная научно-техническая революция повлекла за собой коренные изменения в человеческом обществе, в производстве, во взаимодействии общества с окружающей средой. 2. Интернационализация хозяйственной жизни приводит к созданию единой глобальной системы рыночной экономики.

Главные научные знания темы:

1.Понятие о научно-технической революции. 2. Главные направления развития производства в эпоху НТР. 3, Понятие о мировом хозяйстве. 4. Понятие о международном географическом разделении труда. 5. Международная экономическая интеграция. 6. Три типа отраслевой структуры мирового хозяйства. 7. Пространственные модели мирового хозяйства. 8. Территориальная структура мирового хозяйства. 9. Региональная политика. 10. Факторы размещения. 11. Ключевые слова темы: 1) научно-техническая революция, 2) мировое хозяйство, 3) география ми­рового хозяйства, 4) международное географическое разделение труда, 5) отрасль международной специализации, 6) международная экономическая интеграция, 7) аграрная структура экономики, 8) индустриальная структура экономики, 9) постиндустриальная структура экономики, 10) центр, периферия и полупериферия мирового хозяйства, 11) территориальная структура хозяйства, 12) высокоразвитый район, 13) старопромышленный район, 14) район нового освоения, 15) региональная политика, 16) фактор размещения, 17) технопарк, технополис.

Что нужно уметь

1. Давать характеристику научно-технической революции и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий. 2. Применять текстовые, картографические и графические материалы для сравнения и доказательства отдельных положений и обобщений. 3. Составлять письменный конспект прочитанной книги (главы, раздела). 4. Готовить проблемное сообщение по заданной теме.

Тема 5. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА




БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. Проанализируйте рисунок 23. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в мировом потреблении первичных энергоресурсов на протяжении XX в., установите границы этапов его развития.

Пользуясь таблицей 22 в «Приложениях», проведите сравнение стран по показателю душевого потребления первичных энергоресурсов. Подберите яркие примеры для иллюстрации положения учебника о больших различиях между странами по этому показателю.

Задание 2. На основе текста учебника, данных таблиц 1 и 4 и рисунков 24 и 25, а также карты мировой энергетики в атласе и таблицы 20 в «Приложениях» дайте развернутую характеристику мировой нефтяной промышленности. Выделите «первую десятку» нефтедобывающих стран, «нефтяные мосты». Подумайте, о чем они свидетельствуют. Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

Задание 3. На основе текста учебника, данных таблиц 1 и 4, рисунка 26, а также таблицы 20 в «Приложениях» и карты мировой энергетики в атласе дайте развернутую характеристику мировой газовой промышленности. Выделите «первую десятку» газодобывающих стран. Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

Дополнительное задание (усложненное). Пользуясь рисунком 26, охарактеризуйте главные «газовые мосты». Какие из них осуществляются с помощью газопроводов, а какие- путем морской транспортировки сжиженного природного газа?

Задание 4. На основе текста учебника, данных таблицы 4 и рисунка 27, а также карты мировой энергетики в атласе и таблицы 20 в «Приложениях» дайте развернутую характеристику мировой угольной промышленности. Выделите «первую десятку» угледобывающих стран, главные «угольные мосты». Какие сравнения у вас возникают в связи с этим? Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

Задание 5. Пользуясь текстом учебника, таблицей 4, таблицами 20, 23 и 24 в «Приложениях» и картой мировой энергетики в атласе, дайте характеристику мировой электроэнергетики. Сравните страны Севера и Юга, выработку электроэнергии на ТЭС, ГЭС и АЭС.

Задание 6. Проанализируйте рисунок 28 и охарактеризуйте главные «железорудные мосты», сложившиеся в мировой горнодобывающей промышленности.

Задание 7. На основе текста учебника, данных таблицы 5 и рисунков 28 и 29, а также карты черной металлургии мира в атласе и таблицы 20 в «Приложениях» дайте развернутую характеристику мировой черной металлургии. Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).

Дополнительное задание (усложненное). Пользуясь картой мировой черной металлургии в атласе, подберите по три-четыре примера районов и центров, ориентирующихся на: 1) сочетание запасов каменного угля и железной руды, 2) запасы каменного угля, 3) запасы железной руды, 4) грузопотоки угля и руды.

Задание 8. По мировой карте цветной металлургии в атласе определите главные страны выплавки тяжелых цветных металлов. По той же карте приведите примеры ориентации алюминиевой промышленности: 1) на собственное сырье, 2) на привозное сырье. Сделайте возможные выводы на основе этого анализа. Используйте также таблицы 20,25 в «Приложениях».

Задание 9. По карте мирового машиностроения в атласе и данным таблицы 6 и таблиц 20 и 26 в «Приложениях» конкретизируйте положения учебника. Приведите примеры, характеризующие неравномерность размещения этой отрасли в мировом хозяйстве.

Дополнительное задание (усложненное). По той же карте в атласе составьте в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделите четыре группы стран.

Задание 10. По карте мировой химической промышленности в атласе раскройте основные черты размещения этой отрасли, конкретизируйте положения учебника. Используйте также таблицу 27 в «Приложениях».

Задание 11. По карте мировой текстильной промышленности в атласе раскройте основные черты размещения этой отрасли, конкретизируйте положения учебника. Используйте также таблицу 28 в «Приложениях».

Задание 12. На основе текста учебника, данных таблицы 7, рисунков 32, 33, карты мирового сельского хозяйства в атласе и таблиц 20 и 29 в «Приложениях» конкретизируйте положения учебника о размещении зерновых культур. Выделите «первую десятку» стран по производству пшеницы и риса.

Задание 13. Используя текст учебника, рисунок 36 и карту мирового сельского хозяйства в атласе, составьте в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» по следующей форме:


Как бы вы объяснили причины такого распространения отдельных отраслей животноводства?

Задание 14. Используя карту мирового транспорта в атласе, сравните страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании по показателю обеспеченности транспортной сетью. Приведите примеры стран, где железные дороги вообще отсутствуют.

Задание 15. С помощью таблицы 32 в «Приложениях» охарактеризуйте «первую десятку» стран мира по тоннажу морского торгового флота. По рисунку 37 определите основные направления мирового судоходства. Приведите примеры мировых портов и попробуйте объяснить их географию.

Дополнительное задание (для удовольствия). Пользуясь данными о длине морских трасс на политической карте мира, подсчитайте, на сколько сокращается водный путь между Лондоном и Токио при использовании Суэцкого канала. На той же карте найдите наибольшие по протяженности морские трассы.

Задание 16. Используйте рисунки 43-44 и таблицу 33 в «Приложениях» для конкретизации текста учебника. Покажите масштабы туристического бума в мире. Охарактеризуйте распределение туристов по крупным регионам.

Задание 17 (итоговое). 1.(Работа в тетради.) На основе текста учебника, таблиц и рисунков темы 5 и карт атласа составьте диаграмму «Страны, занимающие первое - третье места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции». Какие вопросы можно поставить в связи с анализом этой диаграммы?


  1. Проанализируйте карты учебника и атласа, которыми вы пользовались при изучении данной темы. Определите, какие способы картографического изображения применены на них. Какую информацию они могут дать?

  2. (Работа в тетради и на контурной карте.) На основе текста учебника, таблиц и рисунков темы 5 и карт атласа составьте таблицы «Главные страны-экспортеры промышленной и сельскохозяйственной продукции».
Как по-вашему, можно ли считать, что перечисленные экспортные товары определяют отрасли международной специализации соответствующих стран? Нанесите эти страны на контурную карту.

  1. (Работа в тетради.) Использую знания по данному курсу, а также по предшествующим курсам географии, составьте систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду» по следующей форме:

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

отраслей

отраслей

отраслей

отраслей

Воздействие на

Преимущественное

Преимущественное

Преимущественное

все или большин-

загрязнение

загрязнение воды

нарушение земель

ство компонентов

воздуха

окружающей среды

Пользуясь текстом учебника, проиллюстрируйте данные таблицы конкретными географическими примерами.

  1. Сформулируйте по тексту одного из параграфов темы 5 два - три вопроса, на которые в тексте нет прямого ответа. Попробуйте дать эти ответы.
6. Составьте краткий реферат одной из книг (или ее главы, раздела), рекомендованных по данной теме.

Блок самоконтроля и взаимного контроля

Как вы объясните:

1.Какие сдвиги и почему произошли в структуре мирового топливно -энергетического баланса на протяжении XX в.?


  1. Почему особенно большой территориальный разрыв возник между районами добычи и потребления нефти?

  2. Почему на мировой карте машиностроения и химической промышленности развивающиеся страны образуют почти сплошное «белое пятно»?
4. Каковы основные черты размещения зерновых культур?

Как вы думаете:


  1. Какая связь существует между сохранением высокой доли добывающих отраслей в структуре экономики развивающихся стран и их резким снижением в структуре экономики развитых стран Запада? О чем она свидетельствует?

  2. Можно ли утверждать, что крупный, особенно мировой, порт - это своеобразный барометр, который отражает состояние экономики страны, да и мирового хозяйства?

  3. Почему именно Атлантический океан стал, по выражению Ф. Энгельса, «великим путем мировой торговли»?
Знаете ли вы:

  1. Какие из перечисленных ниже стран занимают два первых места в мире по добыче угля: Канада, Китай, Великобритания, Россия, Польша, США?

  2. Какие из перечисленных ниже стран имеют значительную выплавку: а) черных металлов, б) цветных металлов, в) черных и цветных металлов- Россия, Украина, Канада, Замбия, Чили, Малайзия, Япония, США?

  3. Какие из стран, отмеченных на данной картосхеме буквами, являются крупнейшими в мире производителями: 1)картофеля, 2) сои, 3)подсолнечника, 4) сахарной свеклы, 5) сахарного тростника, 6) чая, 7) кофе, 8) какао, 9) хлопка-волокна?

  4. Какие пять из перечисленных ниже стран являются важнейшими экспортерами пшеницы на мировой рынок: Аргентина, Великобритания, США, Индия, Франция, Канада, Австралия, Бразилия, Индонезия, Египет?

  5. По какому из видов поголовья скота перечисленные ниже страны занимают первые места в мире: Китай, Индия, Австралия?

  6. Какие три из перечисленных ниже стран обладают самыми крупными в мире морскими флотами: США, Великобритания, Греция, Франция, Япония, Либерия, Панама, Норвегия?
Можете ли вы:

  1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Польшу, Румынию, Грецию, Филиппины, Малайзию, Республику Корею, Либерию, Замбию, Чили, Панаму?

  2. Дать определение следующим терминам: новейшая отрасль, нетрадиционный (альтернативный) источник энергии, контейнеризация, свободная экономическая зона?

  3. Расположить пять главных нефтедобывающих стран по величине добычи (по убывающей): 1) Мексика, 2)Иран, 3) Россия, 4) США, 5)Саудовская Аравия?

  4. Расположить пять главных стран-производителей электроэнергии (по возрастающей): 1) Россия, 2) Япония, 3) США, 4) Китай, 5) Канада?

  5. Привести по два примера стран с высоким, средним и низким уровнем развития машиностроительной промышленности.

  6. Назвать и показать на карте крупнейший порт мира и по два мировых порта в Европе, Азии и Северной Америке?
7. Проверить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ: 1)большая часть добываемой в мире нефти потребляется странами-производителями этого вида топлива; 2) Япония является крупнейшим среди экономически развитых стран Запада производителем стали; 3) 9/10 мирового сбора риса приходиться на страны Азии; 4) общая протяженность мировой железнодорожной сети растет очень быстро; 5) в экспорте Австралии преобладают машины и оборудование?

8. Заполнить пропуски в следующих предложениях? 1)В своем развитии мировая энергетика прошла ______________ главных этапа. 2) В мире сложились ____________ главных района машиностроительной промышленности. 3) Зерновые культуры занимают_______________ всей обрабатываемой площади, среди них особо выделяются ________________. 4) Яркими примерами стран-обладательниц «дешевых флагов» могут служить ___________________.

Методические ключи к теме 5

Что нужно вспомнить

1. Структуру народного хозяйства России и основные черты географии важнейших межотраслевых производственных комплексов. (География, 9 класс.) 2. Размещение природных зон на материках. (География, 7 класс.) 3. Природные богатства и виды хозяйственной деятельности в океанах. (География, 7 класс.) 4. Происхождение культурных растений. (Биология, 7 класс.) 5. Состав и свойства нефти, природные соединения железа и алюминия, классификацию удобрений. (Химия, 9, 10 классы.) 6. Тепловые двигатели и охрану природы. (Физика, 10 класс.) 7. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы, факторы размещения производства, отрасль международной специализации. (География, 10 класс.) 8. Понятия и термины: территориально- производственный комплекс (ТПК), обрабатываемая промышленность, добывающая промышленность, материало- и энергоемкость, интенсивный и экстенсивный пути развития, топливно- энергетический баланс, конструкционные материалы, грузооборот, экспорт, импорт. (География, 9 класс).

Что нужно усвоить Ведущие идеи темы 5:

1. В эпоху НТР все большее воздействие на географию производительных сил оказывает научно- технический прогресс. 2. Ни одна, даже самая большая, страна не может быстро развиваться без активного участия во всемирных экономических отношениях.

Главные научные знания темы 5:

1. Состав и основные черты размещения топливно- энергетической, металлургической, машиностроительной, химической, текстильной промышленности мира. 2. Понятие о «зеленой революции». 3. Состав и основные черты размещения мирового растениеводства и животноводства. 4. Состав и основные черты размещения сухопутного, водного и воздушного транспорта мира. 5. Состав и основные черты географии всемирных экономических отношений. 6. Ключевые слова темы: 1) старая отрасль, 2) новая отрасль, 3) новейшая отрасль, 4) мировой энергетический кризис, 5) нетрадиционный (альтернативный) источник энергии, 6) мировой сырьевой кризис, 7) «великая горнодобывающая держава», 8) товарное сельское хозяйство, 9) агробизнес, 10) потребительское сельское хозяйство, 11) «зеленая революция», 12) мировая транспортная система, 13) региональная транспортная система, 14) мировой порт, 15) всемирные экономические отношения, 16) открытая экономика, 17) свободная экономическая зона, 18) прямые инвестиции.

Что нужно уметь

1. Давать характеристику отрасли мирового хозяйства, использую типовой план. 2. Использовать знания о факторах размещения производства и отраслях международной специализации для анализа размещениях отраслей мирового хозяйства. 3. Применять в разных сочетаниях текст учебника, статистические таблицы, карты, графики, фотоиллюстрации для характеристики отраслей мирового хозяйства, осуществлять систематизацию, сравнение и обобщение. 4. Составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников. 5. Готовить краткий реферат прочитанной книги (главы, раздела).

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

План характеристики отрасли мирового хозяйства.

1. Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие. 2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение. 3. Размеры производства продукции с распределением по главным географическим регионам. 4. Главные страны- производители. 5. Главные районы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих районах. 6. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли. 7. Главные страны (районы) экспорта продукции. Главные страны (районы) импорта продукции. 8. Перспективы развития и размещения отрасли.

 
Статьи по теме:
Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков
Методики Методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков 1. Общие положения Настоящие методические рекомендации по определению инвестиционной стоимости земельных участков разработаны ЗАО «Квинто-Консалтинг» в рамках
Измерение валового регионального продукта
Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП с
Экономика грузии после распада ссср и ее развитие (кратко)
Особенности промышленности ГрузииПромышленность Грузии включает ряд отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности.Замечание 1 На сегодняшний день большая часть грузинских промышленных предприятий или простаивают, или загружены лишь частично. В соо
Корректирующие коэффициенты енвд
К2 - корректирующий коэффициент. С его помощью корректируют различные факторы, которые влияют на базовую доходность от различных видов предпринимательской деятельности . Например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, величину доходов и т. п. Об